ИННОВАЦИИ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

INNOVATION IN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Медная Т. А. студентка ЮРИУ РАНХиГС, факультета ГМУ, группы ГМУБ_411

Mednaia T.A. student

South Russian institute of management оf the Russian Presidential Academy of National Economy

and Public Administration faculty GMU groups GMUB_411

В статье анализируются новшества в сфере высшего профессионального образования в Российской Федерации, их реализация и функционирование на практике. Рассмотрен перечень основных задач высшего профессионального образования и функционирование инновационной образовательной деятельности.

Ключевые слова: инновации, высшее профессиональное образование, уровни образования, бакалавр, магистр.

The article analyzes the innovations in the field of higher professional education in the Russian Federation, their implementation and operation in practice. A list of the main tasks of higher education and operation of innovative educational activities is considered.

Key words: innovation, higher education, levels of education, bachelor,

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в образовательной политике России. Современное российское образование - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.

Образование - всегда настоящего времени, хотя основано на прошлом опыте и обращено к будущему. О воспитании и образовании будущего специалиста написано много, что свидетельствует об интересе к данной проблеме, с одной стороны, и отсутствии статичности в понимании образа современного специалиста и специалиста будущего - с другой.

Проблема инноваций давно интересует ученых. Л.П. Княженко, проведя анализ сущности инноваций и инновационного процесса в образовании, делает следующие выводы: 1) новшество - это средство, а инновация - это процесс освоения этого средства; 2) под инновационным процессом следует понимать деятельность по созданию педагогических новшеств, их использованию и распространению.

Согласно Всемирной декларации о высшем образовании для XXI в., опубликованной ЮНЕСКО, высшее образование, история которого насчитывает несколько столетий, убедительно продемонстрировало свою жизнеспособность и свою способность к изменениям, к содействию преобразованиям и прогрессу в обществе.

В ряде государственных документов Российской Федерации содержится следующее определение высшего профессионального образования - это образование на базе среднего (полного) общего или

среднего профессионально- го образования, осуществляемое в высшем учебном заведении по основным профессиональным образовательным программам (соответствующим установленному стандарту), завершающееся итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о высшем профессиональном образовании.

В типовом положении о государственном учреждении высшего профессионального образования представлен перечень основных задач высшего образования, он выглядит следующим образом:

1) Удовлетворять потребности личности в интеллектуальном, нравственном и культурном развитии, посредством получения высшего профессионального образования;

2) Развивать науки и искусства посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использовать полученные результаты в образовательном процессе;

3) Содействовать подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации;

4) Формировать у обучающихся гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

5) Сохранять и приумножать нравственные, культурные и научные ценности общества;

6) Распространять знания среди населения, повышать его образовательный и культурный уровни.

Образовательный стандарт высшего профессионального образования сложился к 1994г. Он включает в себя общие положения, касающиеся системы высшего профессионального образования в целом; Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования; Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки

выпускников по каждому конкретному направлению специальности.

В Государственном стандарте высшего профессионального образова ния закреплены три уровня высшего образования.

Первый уровень именуется неполным высшим образованием, которое получает студент, проучившийся в вузе не менее двух лет и успешно прошедший промежуточную аттестацию. Разумеется, для этого уровня образования не создается отдельных образовательных программ. Фактически он существует как незавершенное прохождение какой-либо образовательной программы более высокого уровня.

Второй уровень высшего профессионального образования завершает ся присвоением квалификации "бакалавр". Соответствующая ему образовательная программа предполагает нормативный срок обучения не менее четырех лет.

И наконец, третий уровень высшего профессионального образования соответствует образовательным программам двух типов обеспечивающих подготовку специалистов с квалификацией «магистр» или традиционно указываемой квалификацией - «учитель», «агроном» и т.п., обобщенным наименованием для которых является термин «специалист».

Образование напрямую связано с инновациями. Так что же это? Определим термин «инновация». Обратимся к статье известных канадских исследователей Чарльза Белангера и Поль Меджит. Они пишут: «Инновация, в общем, определяется как процесс, посредством которого такая ценность, как новые экономические и социальные выгоды(пользы), извлекается из умений и знаний через порождение, развитие и выполнение(реализацию) идей для производства новых и улучшенных продуктов, процессов, сервисов. В своей статье ученые раскрыли прагматический подход к инновациям, именно он, по их мнению, стал основным для того чтобы возросла ценность прикладного знания.

Развитие инновационно - образовательной деятельности зависит от

внешних и внутренних факторов влияющих на высшие учебные заведения. Внешняя среда характеризуется повышением конкуренции, изменениями в государственной политике, направленной на модернизацию системы образовании, равно как и изменениями, касающимися контингента поступающих и требований к выпускникам со стороны работодателей. Внутренняя среда характеризуется компетентностным подходом, стандартами третьего поколения, требующими существенной коррекции в организации учебного процесса. Все эти факторы, так или иначе, приводят к увеличению и распространению педагогических инноваций, позволяющих вывести качество образования на новый уровень, соответствующий требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня.

Исходные условия развития инновационно-образовательной деятельности, определяются следующими факторами:

Организационно - технологическими;

Мотивационно - психологическими;

Материально - техническими;

Информационными.

Инновационный подход в обучении предопределяется:

> быстрым устареванием знаний;

> интенсивной информатизацией общества;

> запаздыванием передачи социального опыта;

> организационно - структурным кризисом мировой системы образования.

В этом отношении педагогические инновации могут рассматриваться в качестве системной реакции на социально - культурную динамику развития как цивилизации в целом, так и отдельного.

Вхождение России в мировое образовательное пространство сопровождается рядом тенденций:

1. Первая тенденция связана с развитием многоуровневой системы

обучения во многих университетах России. Преимущества этой системы состоят в том, что она обеспечивает более широкую мобильность в темпах обучения и в выборе будущей специальности; формировать на базе полученного университетского образования новые специальности.

2. Вторая - это обогащение вузов современными информационными технологиям, широкое включение в систему Интернет и интенсивное развитие дистанционных форм обучения студентов.

3. Третья - универсализация высшего образования в России и процесс интеграции всех высших учебных заведений с ведущими отечественными и зарубежными университетами, что приводит к появлению университетских комплексов.

4. Четвертая - включение вузов России в процесс обновления высшего профессионального образования с учетом требования мировых стандартов.

Вузы, изменяющиеся в процессе инновационного поиска, относят к категории саморазвивающихся систем образования.

Бордовская и Реан отмечают, что в системе отечественного высшего образования выделяют разные типы нововведений. При этом использую следующие критерии:

> масштаб преобразований вуза;

> степень глубины осуществляемого преобразования;

> степень новизны по фактору времени.

способность в масштабах всей системы образования и других сфер человеческой деятельности распространять и применять нововведения, которые коренным образом изменяют нравственность, духовность, интеллектуальность общества.

В конце 1970-х гг. впервые основательно прозвучала тема инноваций

и инновационности. Смысл инновации в педагогике впервые был увязан с расширением воспроизводства опыта. (М.В.Кларин)

За рубежом выделились два типа обучения:

1. поддерживающее (аналог нашего репродуктивного традиционного);

2. инновационное, которое могло быть модернизирующим (в предлагаемом нами варианте - активным и трансформирующим (инновационно - интенсивным).

В последние годы получает распространение синергетический подход. Идеи синергетики в моделировании и прогнозирование развития образовательных систем развиваются целым рядом авторов (Пригожин, Адамский, Богуславский и т.д.).

Г.К. Селевко выделяет следующую структуру педагогической технологии, в которую входят: концептуальная основа, содержательная часть обучения и содержание учебного материала, процессуальная часть, куда входят организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности, обучаемых и преподавателя, диагностика учебного процесса и др.

Будущее России, ее место в мировом сообществе, благосостояние населения в значительной мере определяется тем, окажется ли она в состоянии выработать и реализовать основные приоритеты в области инновационно - экономического и социального развития. Сегодня стратегия развития инноваций, оптимизации управления инновациями для России - это момент истины. Переломить ситуацию и встать в ряд ведущих стран мира возможно, сделав ставку на «экономику знаний», развитие социального и человеческого капитала.

Список литературы:

1. Митусова О.А.Инновационный подход к языковому образованию будущего специалиста. //Известия ЮФУ Филологические науки, 2010, № 2,

Стр. 164-165.

2. Сластёнин В.А. Педагогика профессионального образования. Москва, 2006.

3. Костюкевич С.В. Инновации: подход современных западных авторов в контексте Российского опыта. Вестник высшей школы. Образование за рубежом. 2011. №4. Стр. 69-73.

4. Всегда ли инновации в области терминологии - следствие развития научного знания? Методика. 2004. №3. Стр. 30.

5. Сальников В.А. Инновационное обучение: личностно-ориентированный подход. 2010. №11. Стр.22-27.

6. Непомнящий. А.В., Писаренко В.И. Инновационное образование: достижения и перспективы. 2007. №7. Стр. 14-19.

7. Солодова Е.А. Новые модели в системе образования. Москва, 2011.

8. Митусова О.А. Архитектоника и логико-смысловое содержание языкового образовательного пространства: формальное, неформальное, информальное образование студентов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 3. С. 171-176

9. Авдулов Н.С. Наука и инновации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2008. № 3. С. 6-15.

10. Фролова Ю.Г. Система высшего образования как необходимый элемент стратегии инновационного развития // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2012. № 1. С. 241-246

  • Созаев Константин Губадиевич , кандидат наук, доцент, доцент
  • Северо-Осетинский государственный университет имен и К.Л. Хетагурова
  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
  • КОМПЕТЕНЦИИ
  • КОМПЕТЕНТНОСТЬ
  • ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
  • СТУДЕНТ
  • ИННОВАЦИИ
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

В статье предпринята попытка анализа проблем, возникающих в ходе утверждения в образовательный процесс вуза новых форм и методов организации работы по активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, их самостоятельности, развитию творческого мышления.

  • Вера как один из помощников в работе с инкурабельными больными
  • Совершенствование качества обслуживания потребителей

В последние десятилетия качество системы образования отечественной высшей школы вошло в противоречие с общественным развитием, дальнейшим прогрессом науки, техники и экономики, развитием человечества в целом. С целью выхода из этой критической ситуации в настоящее время в нашем обществе активизировался научный поиск, предприняты шаги по оптимизации образовательного процесса вузов, вырабатывается новая стратегия развития российского высшего образования, намечены базовые параметры модернизации образования, разработано новое поколение Федеральных государственных образовательных стандартов. В системе высшего образования ставятся цели повышения качества жизни вузовских коллективов различных инноваций посредством утверждения компетентностного подхода.

Понятие «инновация» происходит из латинского языка, и в переводе означает введение чего-либо нового, процесс изменения, связанный с созданием, признанием или внедрением новых элементов (или моделей) материальной и нематериальной культур . В педагогической литературе термин «инновация» подразумевает идеи, процессы, средства и результаты, взятые в единстве качественно совершенной педагогической системы . Решая цели и задачи, стоящие перед высшим профессиональным образованием в области подготовки специалистов, свободно владеющих своей профессией и ключевыми компетенциями, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовности к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности и вступлению в межкультурные профессиональные коммуникации, российская система высшей школы опирается на положения и принципы Болонской декларации. Целью данного документа, подписанного Россией в 2003 году является создание европейского образовательного пространства с тем, чтобы увеличить способность выпускников к трудоустройству, повысить мобильность студенчества, нарастить конкурентоспособность высшей школы. Первым и скорее всего, основным положением декларации является требование введения в вузе двухуровневого обучения, в частности – уровня бакалавриата, длительностью в 3-4 года (но не менее 3-х лет) и уровня магистратуры продолжительностью в 1-2- года. Первый из данных уровней завершается присвоением выпускнику звания «бакалавр», второй – «магистр».

Далее декларация рекомендует «внедрение» системы зачетных баллов (кредитов), аналогично с ESTC (Europan Commrinity Course Cretit Transter System) европейской системы перерасчета зачетных баллов, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности, предоставление возможности для студенчества свободного передвижения из вуза в вуз для набора баллов. Документ предлагает «свободное перемещение» студентов из одного вуза в другой в пределах как своей страны, так и Европы в целом. Наряду со студентами рекомендуется «расширение» мобильности и преподавателей, так как предполагается организация конкуренции вузов друг с другом за преподавательским составом. Переход к двухуровневой модели нашей системы высшего образования (бакалавр-магистр) сопряжен с коренным изменением всей структуры учебно-воспитательного процесса.

На решение указанной острой и актуальной задачи направлены принятый новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЭ), Федеральные государственные стандарты высшего образования (ФГОС ВО). В центре внимания данных документов находится вопрос о кардинальном повышении качества образования как комплексной характеристики образования и подготовки учащихся, охватывающей в целостном виде процесс социализации человека, в частности, студента, как его учебную, так и внеучебную деятельность. При этом в документах определен в качестве современной предпосылки результативно-целевой основы образовательного процесса и роли развития личностных качеств обучающихся при его реализации, то есть его ожидаемый результат в понятиях «компетенция» и «компетентность», означающие способности личности применять знания, умения, навыки и другие качества для успешной деятельности в определенной профессиональной деятельности . Реализация новой модели образования, включающей в качестве основной цели – качество и компетентностный подход, требует соответственно применения комплексного подхода к организации всего образовательного процесса и педагогической деятельности в целом.

В российской науке социологические проблемы образования находятся в поле внимания Г.Е. Зборовского, Р.Э. Кесаевой, З.М. Сабанова , К.Г. Созаева , В.Г. Харчевой, Е.Л. Щуклиной, проблемы комплексного системного подхода, в соответствии с которым под педагогической системой понимается целостное единство всех факторов образования, деятельностный подход к формам формирования и обучению личности и концепцию о поэтапном развитии умственных действий разработали В.И. Андреев, ПЯ. Гальперин, А.Н. Леонтьев. А.К. Марков, психологические теории личности Л.С. Выготский, С.П. Рубинштейн и др. Вопросы самоорганизации и учебно-профессиональной деятельности и самостоятельной работы рассматриваются в трудах В.П. Беспалько, А.А. Вербицкого, Б.А. Тахохова . Проблемы управления качеством образования анализировались М.М Поташником, В. Добреньковым, Е.В. Ковалевым, Р.Ф. Кутлияровой , Л.Х. Магазова , В.Я. Нечаевым. Вопросы развития современной концепции качества подготовки высококвалифицированных специалистов рассмотрены в трудах С.А. Амбаловой , В.И. Байденко, М.И. Бекоевой , Е.Ж. Володиной, А.П. Егоршина, Э.М. Короткова. Проблемам компетентностного подхода в образовании посвящены труды М.И. Бекоевой , А.С. Белкина, З.К. Малиевой , А.М. Новикова, Б.А. Тахохова , А.В. Хуторского, В.Ф. Яковлев и др. Нынешняя концепция модернизации процесса повышения качества образования в рамках компетентностного подхода в вузах ориентирует на включение в содержание и организацию обучения, как непосредственных участников образовательного процесса, так и других заинтересованных в этом деле работодателей, родителей учащихся. Руководствуясь принципами Болонского процесса, Законом образовании 2012г. ФГОС третьего поколения, Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 г., главной задачей высшего образования является формирование у студентов ключевых компетенций, которые обозначены в ФГОС ВО для соответствующих специальностей. В стандартах третьего поколения указано, что выпускник должен обладать целым рядом общекультурных и профессиональных компетенций. Структура компетентностного опыта включает ориентировочную основу: 1) компетентного исполнения деятельности на основе образа предполагаемого продукта и логики его создания; 2) концептуального знания о сущности процесса и результата деятельности; 3) набора апробированных в собственном опыте способов деятельности (мыслительных, организационных, коммуникативных, информационных и др.); 4) выполнения этой деятельности в проблемных условиях (при неполноте задания условий задачи, дефиците информации и времени и др.); 5) рефлексии и самоконтроля своих действий .

Компетентностный формат федерального государственного образовательного стандарта высшего образования предполагает оценивать качество профессионального образования через компетенции выпускника, под которыми понимается интегральный результат освоения образовательной программы. Таким образом, главной задачей высшего профессионального образования является формирование у студентов ключевых компетенций, которые обозначены в ФГОС ВО для соответствующих специальностей.

С целью разрешения указанных противоречий и повышения уровня процесса обучения и воспитания в высшей школе происходит переориентация в ней от социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру подхода к образовательному процессу, к новой концепции – гуманитарному, ставящему в центр образования студента с его индивидуальными возможностями и способностями, т.е. в логической схеме «преподаватель-студент» на первый план выходит студент, а преподаватель становится его помощником, тьютором-наставником и поддерживающим учащегося в ходе совместной с ним учебной работы. В итоге этой перестройки ведущим источником в обучении и воспитании становится, во-первых, активность самого студента, во-вторых, формой развития учащегося выступает самоактуализация, и, в-третьих, условиями эффективного развития студента является удовлетворение базовых потребностей личности (в комфортных межличностных отношениях, в реализации творческого потенциала в познании в соответствии со своей индивидуальной когнитивной стратегией, в-четвертых, вооружение студента необходимыми психологическими знаниями, умениями и навыками для выстраивания своей жизненной стратегии, своего поведения, деятельности и общения.

Таким образом, принципы Болонской конвенции, внедряемые в настоящее время в отечественной высшей школе, как инновации, способствуют утверждению в ней в более широких масштабах, чем прежде, индивидуализации познавательной деятельности студентов в комплексе с развивающим подходом. А для достижения этой цели, как указывают специалисты, следует поставить студента в условия, вызывающие в нем внутреннюю потребность в знаниях, поскольку лишь в этом случае можно говорить об улучшении качества подготовки специалистов, формировать творческую личность . Процесс внедрения Болонской декларации в деятельность вузов сопровождается утверждением в ней различных инноваций профильного и дистанционного обучения, новых и информационно-коммуникационных технологий улучшения материальной базы, финансирования и самостоятельности в управлении. При этом инновации охватывают не только содержание программ, планов учебных дисциплин, но и формы технологии обучения, введение в учебных процесс педагогических и управленческих новшеств (нового содержания обучения воспитания, управления, новых способов работы, новых организационных форм и др. .

Изменения вносятся и в методики учебной работы. Все активнее используются методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы и др., предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов. В современных условиях организация новых форм обучения и воспитания студентов в вузе в соответствии с требованиями Болонской декларации к качеству образования замедляется из-за трудностей по двум проблемам: во-первых, из-за сложности перестройки позиции личности преподавателей от авторитарного управления учащимися к совместной деятельности и сотрудничеству, во-вторых, трудностями при переходе от преимущественной ориентации на репродуктивные учебные задания к ориентации на продуктивную и творческую мыслительную деятельность студентов.

В целях оптимизации данных противоречий в вузах идут активные процессы изменения позиции преподавателей в ходе учебно-воспитательной работы со студентами, ориентация их к созданию на занятиях сотворческой обстановки, которые определяют как «синкретическая или диалогическая, или коммуникативная». Сегодня, преподаватели вузов значительно более активно, чем прежде стали уделять внимание проблемам развития личности студента, формирования его способностей к самообразованию, самообучению, стремясь к формированию у него мотивов к выработке умений и навыков углублять и расширять свои знания, развивать мышление и интеллект.

Важным направлением в указанном плане становится педагогическая деятельность в вузе, нацеленная на то, чтобы в процессе самостоятельной и внеаудиторной работы «научить студента учиться». Для этого стали использоваться такие формы выработки качественных умений, как умения и навыки работы со специальной литературой, справочниками, освоение информационных и телекоммуникационных технологий, умения вести поиск необходимой информации в интернете, овладения рациональными методами в подготовке к практическим, семинарским занятиям, к тестированию и самотестированию на компьютере и т.д. С введением принципов Болонской конвенции в учебный процесс вуза изменяются функции преподавателя при изложении учебной информации. Студенты теперь должны получать как можно больше «живого» «сегодняшнего» знания. И не только в ходе практик, но и из уст преподавателя, который в этом случае должен быть исследователем, экспериментатором, а не только транслятором написанного в учебниках, совсем не им добытых знаний. И если мы говорим о качестве, т.е. адекватности знаний и образовательном процессе меняющимися требованиями общественной жизни и деловой практики, то «живое» знание должно носить опережающий характер.

Претворение данного положения в практику становится возможным благодаря внедрению в учебно-воспитательный процессе неизвестных до сих пор дидактических и воспитательных программ – учебно-методических комплексов, предполагающих оптимизировать деятельность педагога. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности и предусматривают использование в процессе образования методов проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, посредством которых актуализируется творческий потенциал студентов.

Сделав стратегической целью отечественной высшей школы максимальное раскрытие творческого потенциала и возможностей самореализации личности студента на благо общества, и, делая при это упор на активность, самостоятельность обучающихся, их способности адаптироваться к меняющимся условиям, важную роль играет контроль, учет и оценка знаний студентов, как наиболее ответственный этап и средство обучения, позволяющий не только определить степень освоения студентами учебного материала, но и, одновременно, выявлять недостатки преподавания и наметить пути их устранения .

Известно, что традиционные методы контроля знаний в вузе, нередко позволяют учитывать только фактические знания студентов при ответе на стандартные вопросы, оценить их навыки и умения. А ведь не менее важно в итоговой оценке знаний по дисциплине учитывать индивидуальные способности студента к самостоятельной работе, умению решать конкретные задачи. Эти цели призваны решать внедренная в вузах страны инновация – рейтинговая оценка результатов различных видов деятельности в вузе, в том числе, учебной. Слово «рейтинг» происходит от английского «torate» – оценивать и «rating» (оценка, оценивание). Рейтинговая технология оценки обученности и подготовки по преподаваемой дисциплине основана на балльной оценке всех видов деятельности студентов за определенный период времени и подсчете набранных ими баллов.

Рейтинговая система оценки уровня знаний, к примеру, была внедрена в СОГУ им. К.Л. Хетагурова в 2007 году. Она нацелена на оценку уровня подготовки студента как в ходе текущей учебной деятельности его умений и навыков в процессе участия на семинарских, лабораторных занятиях, подготовке рефератов, написания контрольных работ, так и выполнения компьютерного тестирования, сдаче устных зачетов и экзаменов. В СОГУ им. К.Л. Хетагурова на первом и втором курсах ряда факультетов – филологическом, экономическом, фармацевтическом, юридическом и искусства было проведено исследование того, как балльно-рейтинговая система контроля качества знаний удовлетворяет потребности студентов в образовании, насколько она успешно функционирует и влияет на учебную мотивацию. Большинство из опрошенных студентов – 53,5% из первокурсников и 61,4% второкурсников признают, что балльно-рейтинговая система имеет как плюсы, так и минусы. На преимущества БРС указали 34,0% из респондентов, на недостатки этой системы – 28,0% из опрошенных. К достоинствам балльно-рейтинговой системы студенты относят, что можно самому заработать побольше баллов и получить зачет и экзамен по набранной сумме, возможно сдавать учебный материал дробно, блоками, система держит студента в напряжении и, соответственно, улучшает дисциплину и посещаемость, что способствует более прочному усвоению знаний, письменная форма аттестации помогает давать более четкие, обдуманные ответы (по сравнению с устными формами контроля) позволяет избежать избыточного волнения на экзамене, анонимность работ, исключает субъективный подход преподавателя и т.д. К недостаткам БРС студенты относят следующие факторы: мало времени отводится на подготовку к рейтингам, большое количество аттестаций за одну неделю, по 2-3 работы приходится сдавать за один день, фактор невротизации (психологическое давление наблюдателя), недостаточное время для написания работы, невозможность объективной оценки знаний, имеется возможность не работая в течение семестра, просто списать и получить максимальное количество баллов и получить незаслуженную высокую оценку, субъективизм преподавателей при проверке работ, малое количество баллов, начисляемых за текущую работу студента .

Указанные в исследовании замечания и предложения студентов по организации и проведении рейтинговой системы оценки уровня знаний были учтены сотрудниками управления качества образования университета. Поэтому в процессе организации работы по балльно-рейтинговой системе особое внимание придается тому, чтобы она способствовала большей активности и заинтересованности студента, стимулировала его систематическую учебную работу Как видно, внедрение в вузах в виде инноваций многоуровневой подготовки специалистов по схеме введения модульности построения учебных планов, кредитной оценки трудоемкости дисциплин, компетентностный подхода ведет к определенным позитивным улучшениям в отношении студенчества к успеваемости и учебе, что вселяет некоторые надежды, что кризисная ситуация в высшей школе будет переломлена и создана положительная динамика повышения качества образования. Но в деятельности вузов на сегодняшний день, к сожалению, вместе с отмеченными улучшениями, существует немало отрицательного, проблем и нерешенных вопросов, как в ходе утверждения принципов Болонской декларации, так и внесения изменений в учебные планы, содержание, методы, технологии, формы учебных занятий, стиле педагогической работы и организации учебно-познавательного процесса, контроля и оценки уровня образования и др.

Так, социологические исследования показывают, что пока в вузах, как и прежде, нет достаточной и кропотливой работы с первокурсниками в период их адаптации к условиям учебной деятельности, оказании им помощи в выработке умений и навыков самостоятельной работы с литературой, на лекциях, в процессе подготовки к семинарским занятиям и т.д. В вузах ощущается нехватка необходимой литературы и учебных пособий. В последние годы появилось много новых учебников, учебных пособий и переведенных монографий, делаются попытки написания учебных пособий на кафедрах и их издание малым тиражом для собственных учебных нужд. Но этого явно недостаточно. Поэтому целесообразно стимулировать выпуск как отечественной, так и переводной, а также возможностей вузов в создании учебников и учебных пособий, строго соответствующих требованиям государственных стандартов и компетентностного подхода

В деятельности вузов по внедрению инноваций и повышению качества образования имеются и ряд других назревших проблем. В частности, внедрение новаций в вузах замедляется чаще всего, с точки зрения преподавателей, чрезмерно завышенной нагрузкой их учебными часами, отсутствием у них материальной заинтересованности. Новая система стимулирования труда преподавателей не удовлетворяет многих из них. Поэтому необходимо решение вопроса о достойной оплате труда педагогов, поскольку без этого трудно требовать от них полной отдачи сил и значительного повышения уровня их педагогического мастерства.

Другая «болевая точка» большинства вузов – это устаревшая материально-техническая база учебного процесса. На необходимость ее модернизации указывает тот факт, что в настоящее время коллектив факультета владеет лишь одним компьютерным классом с 8-10 компьютерами, которых, увы, недостаточно для нормальной работы.

Не менее важное значение имеет проблема необходимости организационной работы по обобщению и распространению опыта преподавателей, творчески работающих по внедрению инновационных технологий обучения, чтобы на примере лучших образцов показывать преимущества этих новых форм, направлять интересы других их коллег на проведение инноваций.

И, наконец, необходим и крайне важен постоянный анализ проходящих в вузовской системе изменений. Такой анализ может проводиться различными путями, одним из которых может стать исследование общественного мнения основных субъектов системы высшего образования – студентов и преподавателей. Их оценка хода инновации важна потому, что, в конечном итоге, они направлены на них и от них зависит претворение этих новшеств в жизнь. Сопоставление полученных оценок позволит говорить о проблемах, возникающих в вузах, об их перспективности и т.д. Ибо, если преподаватели и студенты не окажут поддержку предлагаемым инновациям, то вряд ли возможно надеяться на успешный исход дела преобразования высшей школы.

Список литературы

  1. Амбалова С.А. Личность и ее приобщение к социальному миру //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 9-11.
  2. Бекоева М.И. Проблема формирования способности личности к самореализации в философском, психологическом и педагогическом аспектах //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1. С. 25-28.
  3. Бекоева М.И. Формирование профессиональной компетентности магистранта -будущего педагога на основе практико-ориентированного подхода //Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 3 (15). С. 13.
  4. Гагиева Л.А. Основные направления совершенствования процесса формирования педагогической культуры сотрудников уголовно-исполнительной системы //сайт. 2016. Т. 2. № 50. С. 330-334.
  5. Гулиева С.А. Вопросы информационного обеспечения управления общеобразовательных школ нового типа //Электронное периодическое издание «Информационная среда образования и науки». 2012. №9. С. 10 -20.
  6. Кутлиярова Р.Ф., Магазова Л.Х.. 2016. Т. 1. № 41. С. 219-223.
  7. Малиева З.К. Роль корпоративной культуры вуза в профилактике девиаций социального здоровья студентов //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 132-134.
  8. Подповетная Ю.В. Интеграция учебной деятельности и самообразования с целью развития профессиональных компетенций будущих бакалавров //Вестник Южно- уральского государственного университета. Серия Образование. Педагогические науки. 2011. Выпуск №3(220).
  9. Сабанов З.М. Социально-профессиональная реабилитация инвалидов: проблемы и пути решения: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук /Институт социально-политических исследований Российской академии наук. Москва, 2004.
  10. Сионина Л.Н., Шкерина Т.А.. 2016. Т. 1. № 42. С. 235-239.
  11. Созаев К.Г. Проблема оптимизации самостоятельной работы студента в учебном процессе вуза на основе компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущих специалистов //Современные научные исследования и инновации. 2016. №2 (58). С. 920-924.
  12. Созаев К.Г. Проблемы самоактуализации студентов в условиях вуза //Социальные проблемы современного общества и их решение в эпоху глобализации. Материалы Международной научно-практической конференции. Министерство Республики Северная Осетия-Алания по вопросам национальных отношений; Министерство образования и науки РФ. 2014. С. 288-294.
  13. Тахохов Б.А. Управление качеством образовательного процесса современного вуза //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2014. № 4. С. 283-287.
  14. Яковлев В.Ф.. 2016. Т. 1. № 42. С. 235-239.
1

Современная социально-экономическая ситуация в стране отражает переходный характер эпохи. С одной стороны разрушены механизмы управления, социальные и экономические структуры, характерные для плановой экономики социалистического государства. С другой стороны еще не созданы рыночные, в полном смысле этого слова, отношения и соответствующие им структуры. В настоящее время взят курс перевода экономики России с сырьевого пути развития на инновационный. Роль высшей школы в этом процессе является ключевой. Но и сама она сталкивается с огромным количеством проблем, одной из которых является повышение качества её функционирования и гарантированность результатов деятельности. Эта проблема тесным образом связана с внедрением инноваций.

Под инновацией в образовании следует понимать нововведение, предназначенное для разрешения сложившейся проблемной ситуации с целью оптимизации учебного процесса, повышения его качества или организации благоприятных условий для усвоения материала студентами .

Само понятие «инновация» и «новшество» часто путают между собой, а их следует различать. А.В. Хуторской в своей книге «Педагогическая инноватика» указывает на то, что новшество - это потенциально возможное изменение, а нововведение (инновация) - реализованное изменение, ставшее из возможного действительным .

Выделяются следующие виды инноваций в системе высшего профессионального образования:

  • внутрипредметные инновации - нововведения, заключенные «внутри» предмета или способа его преподавания. Например, внедрение авторских методик преподавания и создание учебно-методических комиссий (УМК) по разным направлениям подготовки;
  • общеметодические инновации - внедрение в преподавание нетрадиционных технологий, универсальных по своей сути, что дает возможность применять их в любой предметной отрасли. Например, разработка творческих заданий для студентов и ориентация преподавания в высших учебных заведениях главным образом на самостоятельную работу студентов, а также использование дистанционных форм обучения;
  • идеологические инновации - изменения, обусловленные обновлением сознания и веяньями времени. Например, обучение студентов всех специальностей навыкам работы с компьютером, поскольку сейчас трудно представить специалиста, претендующего на какую-либо работу и не имеющего этого навыка;
  • административные инновации - решения, которые принимают руководители разных уровней, ведущие к повышению эффективности управления учреждением высшего профессионального образования. Самой ярким нововведением в этой области можно считать повсеместное внедрение систем менеджмента качества (СМК) и принципов Всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management - TQM) в систему управления высшим учебным заведением. Следует отметить, что наличие СМК у учреждения высшего профессионального образования является обязательным аккредитационным показателем.

Первые три вида инноваций чаще всего не требуют значительных затрат, и главным фактором, сдерживающим их внедрение бывает педагогический консерватизм, а административные инновации подчас требуют перестройки всей системы управления и потому трудноосуществимы. Для того чтобы осознать, в каких инновациях нуждается высшая школа необходимо оценить состояние рынка образовательных услуг. Этот рынок на данном этапе развития характеризуется следующими особенностями:

  • ликвидация государственного регулирования рынка труда и мощной системы распределения выпускников;
  • усиление конкуренции на рынке образовательных услуг за счет возникновения множества негосударственных учебных заведений и развития платного образования в государственных образовательных учреждениях;
  • быстро меняющаяся конъюнктура на рынке труда, постоянно возникающий дефицит в специалистах отдельных специальностей. Данная проблема усугубляется тем, что этот дефицит невозможно удовлетворить мгновенно, так как подготовка необходимых выпускников требует определенного периода времени;
  • неустойчивый спрос на специалистов со стороны работодателей, прогнозированием которого в учебных заведениях никто не занимается;
  • низкая эффективность самих образовательных процессов из-за недостаточного финансирования системы высшего образования и как следствие этого, невозможности применения самых современных методик обучения.

Существующие проблемы указывают на необходимость крупномасштабных изменений, которые должны в первую очередь обеспечить высокий уровень конкурентоспособности высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг. Очевидно, что учреждение высшего профессионального образования нуждается, прежде всего, во внедрении административных инноваций. Как уже отмечалось, одним из нововведений в этой области является ориентация всей системы управления, да и всей деятельности высшего учебного заведения на принципы TQM и создание системы менеджмента качества. Особенно это важно для государственных учебных заведений, поскольку, не смотря на большее доверие со стороны работодателей, как главных потребителей их услуг, они традиционно характеризуются низким качеством учебного процесса за счет устаревшей материальной базы и недостаточного финансирования со стороны государства. Кроме того, в качестве возможных реформ финансирования государственных высших учебных заведений, рассматривается возможность введения «образовательных ваучеров» для реализации принципа «деньги следуют за учениками». В случае если эти нововведения будут осуществлены, высшим учебным заведениям придется бороться за каждого абитуриента и в таких условиях они просто будут вынуждены использовать все возможные рыночные инструменты в конкурентной борьбе. Одним из них и может стать ориентация всей их деятельности на запросы клиентов и других заинтересованных сторон.

Кроме того, следует рассматривать процесс внедрения инноваций в деятельность высшей школы и с точки зрения присоединения ее к процессу создания единого европейского образовательного пространства. В этом случае административные инновации в высшей школе тоже должны сыграть особую роль. Для внедрения принципов взаимного признания квалификаций и обеспечения мобильности специалистов и преподавателей необходимо не только создание единой нормативной базы, но и формирования доверия к качеству образовательных процессов и профессиональной подготовки. Поскольку стандарты, которым должна соответствовать СМК являются международными, то наличие такого сертификата является гарантией стабильного, устойчивого качества оказываемых образовательных услуг, в том числе и в масштабах международного рынка.

Традиционная образовательная система, эффективность которой оценивается на уровне не более 60 %, не может быть одновременно реорганизована по всем параметрам. Принцип постепенности - это основной принцип внедрения инноваций в образовательные процессы. Их внедрение в деятельность высшей школы должно опираться на определенную концепцию, которая в точности соответствует веяньям времени. В качестве такой концепции может быть использована идея, которая давно эксплуатируется многими промышленными предприятиями и организациями сферы услуг - это «ориентация на потребителя».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Инновации в образовании. Выступления участников VII-й Всероссийской дистанционной августовской научно - практической конференции //Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-26.htm.
  2. Хуторский А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 с.

Библиографическая ссылка

Леонтьева О.А. ИННОВАЦИИ КАК НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Фундаментальные исследования. – 2006. – № 7. – С. 83-84;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5209 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

До 15 мая включительно продолжается прием заявок на , который проводят ВШЭ и Рыбаков фонд при поддержке Агентства стратегических инициатив. За прошедшие три года на конкурс было представлено более 2 тыс. проектов, многие из них сегодня хорошо известны в профессиональном сообществе и за его пределами.

В конкурсе могут участвовать индивидуальные разработчики и команды от 2 до 6 человек вне зависимости от профессиональной принадлежности. Победитель конкурса получает travel grant для презентации своего проекта в любой точке мира. Кроме того, партнеры конкурса обычно присуждают участникам финала различные поощрительные премии, оказывают им консалтинговую поддержку.

Так, в этом году Дальневосточный федеральный университет ввел новую номинацию - «Образовательные технологии, сжимающие пространство и время». «Мы удалены от столицы на шесть тысяч километров и на семь часовых поясов, поэтому нас интересуют технологии одновременного присутствия пользователей в образовательном пространстве, технологии управления распределенными в пространстве командами учебных проектов, технологии дистанционного выявления талантов», - говорит проректор университета Дмитрий Земцов. Победитель в этой номинации получит заказ на внедрение своего решения в ДВФУ на сумму до 350 тыс. рублей.

В предыдущие три года поощрительные премии КИвО присуждались Московским политехническим университетом, Агентством стратегических инициатив, Московским городским педагогическим университетом и другими организациями.

В апреле 2017 года на Карте лидеров инноваций в образовании , подготовленной Центром содействия инновациям в образовании «СОЛь» на основе интервью с экспертами, было отмечено порядка двадцати лидеров проектов, участвовавших в КИвО в разные годы. Те, чья деятельность связана с инновациями в образовании, кто планирует участвовать в КИвО, наверняка смогут учесть их опыт в собственном профессиональном развитии. Вот некоторые из этих проектов.

«Образ жизни» (победитель КИвО-2014)

Интенсивные программы социализации, рассчитанные преимущественно на старшеклассников, - каникулярные лагеря в городе и за его пределами, обучение, работа над идеями. В основе проекта - идея, что люди выбирают не профессию, а образ жизни, поэтому им нужна среда для жизненных экспериментов. По оценке автора проекта Дианы Колесниковой, КИвО «был первой позитивной обратной связью на то, что я делаю».

Школа цифрового творчества «Кодабра»

Курсы для обучения детей созданию собственных компьютерных игр, мобильных приложений и интерактивной анимации. На занятиях дети работают в командах, распределяя между собой роли, проводят мозговые штурмы, придумывают идеи для проектов, помогают друг другу осуществлять задуманное. Есть формат, когда дети занимаются вместе с родителями. Один из лозунгов школы - «Хватит играть, давай создавать!»

«Москва глазами инженера» (победитель КИвО-2015)

Экскурсии, лекции и детские мастер-классы о памятниках архитектуры, о том, как устроен город с точки зрения инженера. Дети обучаются навыкам проектной работы и инженерному образу мышления. С 2014 года проект занимает верхние строчки в рейтинге TripAdvisor среди развлекательных компаний Москвы. Будущим участникам КИвО автор проекта Айрат Багаутдинов советует не делать акцент на попытке добиться победы, а максимально воспользоваться средой конкурса, чтобы найти партнера или инвестора.

«Учитель для России»

Российская версия американской программы «Teach For All», которая реализуется в десятках стран, включая Великобританию, Индию и Китай. Из числа лучших выпускников вузов, прежде всего непедагогических, отбирают тех, кто готов в течение двух лет поработать учителем в школах, расположенных в «глубинке». Программа предусматривает обучение будущих учителей и дополнительное материальное поощрение.

Краудсорс-проект EduNet «Образование будущего»

Открытое сообщество людей, заинтересованных в обновлении системы образования и создании комплекса образовательных ресурсов: кадрово-методического центра, современной интернет-платформы, модели школы нового типа, конгломерата образовательных проектов и методик. В саморегулирующемся сетевом пространстве взаимодействуют заказчики, создатели и потребители образовательных услуг.

Инновации в образовании – это те нововведения, которые способствуют повышению качества воспитательного и образовательного процесса. Поиск и постоянные изобретения, внедрение инновационных технологий доказывают, что образование является инновационной областью.

Виды нововведений

Инновации в образовании – это системные изменения, основным предназначением которых является получение эффективных и стабильных результатов. К нововведениям причисляют не только масштабные изменения образовательной системы: единый государственный экзамен, электронный дневник, ИКТ. Инновации в педагогическом образовании - это и изменение стандартных методов и приемов работы, позволяющие повышать успеваемость учеников. Такие новшества разрабатываются учителем для конкретного классного коллектива, отдельного ребенка.

Инновации в системе образования по новизне делят на следующие группы:

  • полностью новые приемы, не имеющие аналогов;
  • новшества, в которых применяют и известные элементы.

Вторая группа дает меньший результат, так как основывается на старых компонентах.

В зависимости от объекта образования инновации в образовании могут способствовать:

  • обновлению образовательной организации;
  • социализации школьников;
  • воспитательному и образовательному процессу;
  • сохранению психического и физического здоровья детей.

Масштабы нововведений в образовании

Преобразования могут способствовать улучшению работы отдельного коллектива, школы, либо применяться по всей стране. Для того чтобы инновации в образовании дали стабильный положительный результат, и их можно было распространять на всю страну, сначала выбирается экспериментальный регион (школа).

В рамках такой экспериментальной площадки проверяется результативность новых приемов и методик работы, проводится промежуточный и конечный мониторинг. При получении стабильных положительных результатов опыт транслируется в другие образовательные учреждения.

Любые инновации в педагогическом образовании появляются в голове конкретного человека, и только потом они становятся достоянием страны. Процесс внедрения новой идеи – это многоступенчатый продолжительный период, который предполагает не только апробация новшества, но и анализ получаемых результатов, корректировку приемов и методов работы (в случае необходимости).


Дошкольное образование

Центр непрерывного образования и инноваций занимается систематизацией и внедрений новшеств на всех ступенях воспитательного и образовательного процесса. Требованием современности является преобразование дошкольного образования. От эффективности освоения инноваций ДОУ зависит качество образовательной и воспитательной деятельности, выполнение федеральных стандартов нового поколения.

Все инновации, которые используются в детских дошкольных учреждениях, отличаются личностно-ориентированным подходом. Ребенок в образовательном и воспитательном процессе выходит на главное место. Центр инноваций в образовании предлагает следующие варианты нововведений в ДОУ:

  • развивающие занятия (творческие, игровые, музыкальные);
  • методики для снятия избыточного эмоционального напряжения;
  • цветотерапия;
  • сказкотерапия;
  • арт-терапия.

Сотрудники центра анализируют результативность каждого приема, возможность трансляции положительного опыта работы.


Специфика начальной школы

Центр непрерывного образования и инноваций Санкт – Петербурга отдельное внимание уделяет нововведениям на начальной ступени отечественного образования. В начальной школе приоритетное внимание уделяется выявлению творческого потенциала ребенка, созданию оптимальных условий для развития и самореализации.

Центр образования и инноваций (Санкт – Петербург) не оставляет без пристального внимания и профессиональный рост педагогов. Специалисты подбирают оптимальные курсы для повышения квалификации учителей начальных классов, помогают молодым специалистам выбирать самые эффективные приемы и методы воспитательной и образовательной деятельности.

Инновации способствуют активизации деятельности ребенка, вовлечению его в образовательный процесс. Ученик спорит, анализирует, ищет ответы на поставленные перед ним вопросы, а педагог выполняет функцию координатора.


Проблемные уроки и занятия

Они являются результативным инновационным методом, который знаком учителям и воспитателям как проблемное обучение. Благодаря ему можно получать высокие и стабильные результаты по усвоению детьми информации, поддерживать в подрастающем поколении интерес к развитию и обучению.

Проблемное обучение широко применяется учителями химии, физики и биологии. К примеру, перед школьниками ставится определенный вопрос, для решения которого они самостоятельно выполняют практическую работу.

Приобретение навыков анализа, обработки полученных результатов пригодятся школьникам в профессиональной деятельности.

Непрерывное образование и инновации – обязательные условия формирования социально активной личности.


Забота о здоровье

Нельзя применять даже самые передовые педагогические технологии без должного внимания здоровью подрастающего поколения. Среди основных инновационных направлений работы и детских садов, и школ выделим здоровьесберегающие компоненты. Среди форм работы, которые должны применяться в образовательных учреждениях, выделим спортивные праздники, прогулки на свежем воздухе, дыхательную и пальчиковую гимнастику, закаливание, водные процедуры.

Благодаря таким мероприятиям у детей формируется позитивное отношение к здоровому образу жизни, они получают навыки оказания первой помощи.

В ходе урока или внеурочного занятия педагог следит за сменой динамических поз. Он применяет специальный наглядный материал, который позволяет снижать нервную возбудимость и психическую утомляемость дошкольников и детей школьного возраста.

Информационные технологии

Благодаря внедрению их в образовательные организации связь «наука - инновации – образование» стала реальностью. ИКТ – это надежный союзник для любого учителя. Эти инновации помогают педагогам активизировать у детей познавательный интерес, развивать ассоциативное мышление, что позитивно отражается на прочности получаемых умений и навыков. При грамотном применении мультимедийных презентаций, учебных фильмов, учебных интерактивных пособий, педагог в полной мере реализует требования, предъявляемые к уровню подготовки дошкольников и школьников ФГОС второго поколения.


Проектная и исследовательская деятельность

Центр непрерывного образования и инноваций (ЦНОИ) особое внимание уделяет анализу эффективности внедрения проектной методики в дошкольное и школьное образование. Вовлечение в исследовательскую и проектную деятельность подрастающего поколения стало обязательным условием в каждой учебной дисциплине.

Благодаря самостоятельным экспериментам ребенок приобретает навыки работы с научной информацией, ее обработки, выбора нужных данных. Постановка гипотезы при осуществлении исследовательской работы – это прекрасная возможность для развития логического мышления. Любой проект предполагает обработку полученных результатов, подведение итогов, благодаря чему ребята совершенствуют свои коммуникативные навыки.

Дополнительное образование

Не только учителя и воспитатели, но и детские библиотекари используют в своей профессиональной деятельности инновационные технологии. Чтобы прививать у подрастающего поколения любовь к чтению, бережное отношение к литературным источникам, они применяют информационные технологии:

  • создают электронные каталоги;
  • готовят тематические вечера;
  • составляют презентации;
  • организуют выставки.

Библиотеки в настоящее время становятся центрами дополнительного развития детей. Их работники предлагают занятия, на которых ребята шьют мягкие игрушки, учатся искусству вязания и вышивания, узнают традиции и историю родного края. Практически во всех библиотеках разработаны циклы занятий для разных возрастов, направленных на раннюю диагностику одаренности, развитие творческих способностей у каждого ребенка.

Краеведческие, театральные, рукодельные клубы и кружки, организуемые библиотекарями и иными педагогами на базе библиотек – это прекрасная возможность для формирования у детей активной гражданской позиции, помощи им в профориентации.

Предназначение инноваций в образовании

Весь комплект новшеств, вводимых в дошкольные и школьные государственные организации, а также в систему дополнительного образования, направлен на гармоничное развитие подрастающего поколения. В рамках новых федеральных стандартов дошкольного, начального, основного, профессионального, высшего образования созданы требования к уровню подготовки выпускника. Такой «портрет» является ориентиром для работы воспитателей и педагогов при подборе инновационных приемов и методов работы.

В последние годы наблюдается огромное количество инициатив в образовательной сфере. В их числе - ФГОС, ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, переход в высших учебных заведениях на систему бакалавриат-магистратура. Подобная активность является результатом новой экономической реальности, интеграции страны в ВТО, вовлечением РФ в Болонский процесс.

Реформирование образования в РФ

Сегодня вся российская система образования находится на стадии существенного реформирования. Основой для подобного процесса стало внедрение на всех ступенях обучения новых государственных стандартов.

Среди их отличий от требований первого поколения – оформление результатов воспитания и образования в виде различных компетенций.

Основанием ФГОС считается системно-деятельностный подход. Суть его заключается в максимальном развитии мышления воспитанников. Современный ребенок должен учиться самостоятельно, поэтому не предполагается простая передача знаний от педагога, исключается механическое запоминание, акцент делается на формирование активной и творческой личности.

Заключение

Среди положительных моментов, связанных с инновациями, выделяют:

  • улучшение качества внеурочной деятельности (формирования гражданственности, навыков здорового образа жизни, общекультурного развития, социальной направленности);
  • внедрение в образовательный процесс проектной методики;
  • информатизация воспитательной работы.

При составлении содержания занятий педагог использует инновационный опыт коллег, пожелания родителей (законных представителей), а также интересы детей.

Среди инноваций, произошедших в отечественном образовании, особого внимания заслуживает переход к двухуровневому высшему образованию. Первый этап продолжается 3-4 года, вторая ступень - 1-2 года. Выпускники магистратуры имеют право продолжить образование в аспирантуре, потом в докторантуре. Они могут работать в научных центрах и исследовательских лабораториях.

Среди инноваций Болонской системы интерес представляет концепция непрерывного образования, предусматривающая пожизненное обучение. Такой подход позволяет человеку получать за свою жизнь сразу несколько учебных степеней и дипломов. Учебные заведения высшего звена при этом получают дополнительные финансовые средства, которые они могут использовать для модернизации оборудования.

Также среди новшеств, касающихся получения высшего образования, необходимо упомянуть о кредите на образование. Этим нововведением уже воспользовались многие студенты, мечтающие о престижном образовании.


Close