Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – 244 с. ISBN 5-7762-0041-5 (В пер.)

Учебник отличается интегральным решением учебных задач, мотивационным построением текста, современным «многослойным» изложением, позволяющим последовательно и углубленно формировать тезаурус в области социологического знания. Содержание характеризуется современностью теоретических подходов и доступностью изложения сложнейших сюжетов динамично развивающейся науки, опорой на российский социокультурный контекст в области фактов и примеров, органичным включением теоретических достижений современной российской социологии в тематическое изложение курса.

В инновационном ключе осуществлено методическое обеспечение текста. В учебнике даны списки литературы, «портреты» социологов, представлен словарь специальных терминов и предусмотрены механизмы «свернутого» изложения и воспроизводства текста (смысловые таблицы).

Предназначен для студентов высших учебных заведений, аспирантов, преподавателей и тех, кто неформально интересуется проблемами социального устройства.

  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ПОЧЕМУ СОЦИОЛОГИЯ?
  • ТЕМА 1 ОЧЕНЬ КОРОТКАЯ ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ
  • НАУКА, КОТОРАЯ «НЕПРИЛИЧНО МОЛОДА»
  • «ГНУСНЫЕ ЭМПИРИКИ, ПОШЛЫЕ СХОЛАСТЫ»
  • ЗАОЧНЫЙ СПОР О «ЗАКОНАХ ПЕРСПЕКТИВЫ»
  • ДВА УРОВНЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
  • В ОСНОВЕ СОЛИДАРНОСТЬ ИЛИ БОРЬБА?
  • Портреты социологов
  • Вопросы для самоподготовки
  • Литература
  • Приложение 1. Материалы к коллоквиуму по русской социологии
  • Приложение 2. Программа углубленного изучения истории социологии
  • ТЕМА 2 ПРАВИЛА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
  • КЛАССИКА, МОДЕРН И ПОСТМОДЕРН В НАУКЕ
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О «ПРЕДМЕТЕ» И «МЕТОДЕ»
  • КРИЗИСЫ ПОЗНАНИЯ И СТРУКТУРА ЗНАНИЯ
  • ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СОЦИОЛОГИЯ НАУКОЙ?
  • Портреты социологов
  • Вопросы для самоподготовки
  • Литература
  • Приложение. План дискуссии «Проблемы социологического познания»
  • ТЕМА 3 ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТЕКСТЕ
  • ВОЗМОЖНОСТИ «СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ»
  • СРЕДА ОБИТАНИЯ – СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ
  • ЗАГАДКИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ АССОЦИАЦИЙ
  • ЧТО ТАКОЕ «ОБЩЕСТВО»?
  • ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВА
  • СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО: ГУМАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ
  • ОСОБЕННОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ В РОССИИ
  • Портреты социологов
  • Вопросы для самоподготовки
  • Литература
  • Приложение. Практикум по составлению социоматрицы
  • ТЕМА 4 ПРОИЗВОДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ
  • ОРГАНИЗАЦИЯ «ОТНОШЕНИЙ» И «ПОВЕДЕНИЯ»
  • ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА
  • СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ
  • ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДИСПОЗИЦИИ
  • НЕРАВЕНСТВО КАК ИСТОЧНИК РАССЛОЕНИЯ
  • НЕРАВЕНСТВО КАК СТАБИЛИЗАТОР СТРУКТУРЫ
  • БОРЬБА ЗА «СПРАВЕДЛИВОЕ НЕРАВЕНСТВО»
  • «КИПЯЩАЯ ВСЕЛЕННАЯ» СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
  • ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОМ, ПРОСТРАНСТВЕ
  • АЛГОРИТМЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
  • ЧТО ДАЕТ ЗНАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ
  • Портреты социологов
  • Вопросы для самоподготовки
  • Литература
  • Приложение. Социодрама «Неравный брак»
  • ТЕМА 5 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
  • КРИЗИС СИСТЕМ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ
  • ЗАГАДКА «СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
  • БЕЗОПАСНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
  • БЕЗОПАСНОСТЬ «ТРАНЗИТИВНОГО» ОБЩЕСТВА
  • Портреты социологов
  • Вопросы для самоподготовки
  • Литература
  • Приложение. Конференция «Управление в современном мире»
  • ТЕМА 6 СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛИЧНОСТИ В СОЦИОЛОГИИ
  • МАКРОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ
  • МИКРОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ
  • Портреты социологов
  • Вопросы для самоподготовки
  • Литература
  • Приложение. Деловая игра «Пятница. Суббота. Воскресенье»
  • ТЕМА 7 СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
  • ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ В СОЦИОЛОГИИ
  • ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПРОГРЕСС
  • УНИВЕРСАЛИИ КУЛЬТУРЫ
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР
  • Портреты социологов
  • Вопросы для самоподготовки
  • Литература
  • Приложение. Семинар «Культура как социальное явление»
  • СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

М.: 2012. - 400 с.

В учебнике, написанном в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению "Социология" (квалификация - магистр социологии), рассматриваются роль социологии в обеспечении познания общественных явлений и научной ориентации практической деятельности, социальная реальность с позиций социологических подходов, относящихся к явлениям политической жизни и управленческой деятельности, на основе концептуальных положений. Для магистрантов (магистерские программы "Методология современного социального познания", "Социология управления", "Социология политики и международных отношений"), аспирантов, соискателей (подготовки к экзамену кандидатского минимума), а также преподавателей высших учебных заведений.

Формат: pdf

Размер: 1,6 Мб

Смотреть, скачать: yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПОЗНАНИЮ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ 14
1.1. Базисные и производные проявления социальности и их отражение в категориях социологической науки 15
1.2. Социальные системы и современные подходы к анализу социальной структуры общества 46
2. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТРУДА 66
2.1. Сущность труда. Современная концепция 66
2.2. Социологические аспекты разделения труда, его содержания и характера 84
2.3. Институциональные формы организации коллективного труда и трудовая среда 124
2.4. Формирование субъекта трудовой деятельности и его включение в эту деятельность 151
2.5. Отношение работников к труду. Трудовое поведение 179
2.6. Социальная мобильность в сфере труда 204
3. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ 214
3.1. Социальное взаимодействие и политика 218
3.2. Социологический анализ связей политики с экономической и духовной сферами общественной жизни 248
3.3. Взаимодействие власти и человека 264
4. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ 291
4.1. Управление как вид социальной деятельности, необходимость повышения его научного уровня в современных условиях 291
4.2. Специфика социологического подхода к анализу управления в общественных системах 316
4.3. Социальное управление как вид управленческой деятельности в обществе 334
5. САМОУПРАВЛЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ СИСТЕМАХ 367
5.1. Самоуправление как системный механизм и социальный институт. Сущность и основные признаки 367
5.2. Проблемы становления местного самоуправления в современной России 382
ЛИТЕРАТУРА 395

ВВЕДЕНИЕ
Теперь уже вряд ли требуется приводить пространные доказательства в обоснование того, что социология - это не эмпирическая прикладная дисциплина или, более того, совокупность эмпирических методов исследования общественных явлений, как официально считалось сравнительно недавно, а что это прежде всего теоретическая наука. Ее смысл и главная значимость в том, чтобы давать теоретическое объяснение сущности, структуры, взаимозависимости и т. д. общественных явлений - от простейших типа эпизодических социальных контактов до самых крупномасштабных и сложных, вплоть до строения и закономерностей функционирования и развития общества в целом.
Правда, при этом возникает вопрос, который, хотя и затрагивался многократно в научной литературе, остается пока не имеющим до конца убедительного разъяснения: как соотносится социология, претендующая на рассмотрение под каким-то своим углом зрения широчайшего круга общественных явлений, относящихся к самым разным сферам жизни общества, с науками, специально предназначенными для изучения различных по своей природе, по "принадлежности" к той или иной из этих сфер явлений, - экономических, политических и др. Иначе говоря, какова роль социологии в теоретическом осмыслении этих явлений, специально изучаемых экономической наукой, политологией и т. д., в чем заключается тот специфический угол зрения в подходе к ним, который присущ социологии. Не ставя целью дать исчерпывающую трактовку по этому довольно не простому и дискуссионному вопросу, что не входит в круг задач настоящего исследования и требует самостоятельного и весьма обстоятельного рассмотрения, выскажем лишь некоторые исходные положения, на которые опирается подход настоящего исследования к кругу проблем, отобранных в качестве его предмета.
Первое, из чего мы будем исходить, - широко распространенное в отечественном обществоведении, хотя и не являющееся общепризнанным, а потому дискуссионное представление, что в общественной жизни можно вычленить четыре основные - социальные, используя понятие, мало применяемое у нас, но распространенное в мировой социологии, - сферы: экономическую, социальную, политическую и сферу духовной жизни. Следовательно, социальные явления, отношения и т. д. не являются просто выражением каких-то особых "аспектов", характеристик экономических, политических, духовных явлений, как считают некоторые ученые, а образуют в своем системном единстве особую сферу общественной жизни - социальную, находящуюся "в одном ряду" с тремя другими названными социальными сферами. К этому, однако, следует добавить положение, к сожалению, не учитываемое авторами, даже исходящими из указанного и вполне разделяемого нами представления, что названные социетальные сферы не следует смешивать с системой также различных областей человеческой деятельности: производственной, потребительской, бытовой, досуговой и др. В отдельных случаях одним и тем же понятием, в частности термином "политическая", обозначаются и определенная область жизнедеятельности общества, и одна из социальных сфер. Но даже и здесь можно выявить несовпадение обозначаемых этим одним словом областей реальности.

Учебник написан с учетом государственного образовательного стандарта второго поколения с опорой на российские реалии и лучшие зарубежные и отечественные учебники социологии, отличается энциклопедичностью и “многослойностью” изложения, интегральным решением учебных задач и ставит целью дать читателю прочные знания по социологии. Рассматриваются история социальных идей, основные понятия, направления и парадигмы социологии, а также ее методы. Особое внимание уделяется вопросам современной социологии.
Предназначен для студентов высших учебных заведений. Представляет интерес для аспирантов и преподавателей вузов, а также широкого круга читателей.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие

§ 1.1. Социология как наука
Социология и другие науки

§ 1.2. Развитие социологии

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии
Становление социологии как науки
Классические социологические теории
Русская социологическая мысль
Современные социологические теории

§ 1.3. Уровни социологического анализа и социологические парадигмы

Уровни анализа
Социологические парадигмы

§ 1.4. Теоретические подходы в социологии

Функционализм
Теория конфликта
Символический интеракционизм

§ 1.5. Социологическое исследование

Основные понятия
Этапы социологического исследования
Методы исследования
Исследовательская этика
Социологическая перспектива
Социологическое воображение
Глава 2. КУЛЬТУРА
§ 2.1. Определения культуры

§ 2.2. Компоненты культуры

Нормы
Ценности
Символы и язык

§ 2.3. Культура и миф

Основные теории
Идеология

§ 2.4. Единство и разнообразие культур

Культурные универсалии
Культурная интеграция
Этноцентризм
Культурный релятивизм
Субкультуры и контркультуры
Культурная эволюция
Глава 3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ
§ 3.1. Основы социализации
Значение социализации
Природа и воспитание
Социальная коммуникация
Определение ситуации

§ 3.2. Личность

Характеристики личности
Самость
Теория “зеркального Я”
Понятие “обобщенного другого”
Процесс “управления впечатлениями”

§ 3.3. Социализация в течение жизненного цикла

Жизненный цикл в разных культурах
Детство
Подростковый возраст
Ранняя зрелость, или молодость
Средний возраст, или зрелость
Пожилой возраст, или старость
Смерть

§ 3.4. Ресоциализация

Глава 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОРГАНИЗАЦИИ
§ 4.1. Социальная структура
Основные понятия
Социальные статусы
Социальные роли
Группы
Институты
Общества

§ 4.2. Классификация социальных групп

Социальные связи
Первичные и вторичные группы
Внутренние и внешние группы
Референтные группы

§ 4.3. Групповая динамика

Размер групп
Лидерство
Социальное манкирование
Социальные дилеммы
Групповое мышление
Конформизм

§ 4.4. Социальные организации

Характерные черты организации
Формальные организации
Типы формальных организаций
Бюрократия
Веберовская концепция бюрократии
Недостатки бюрократии
Управление в организациях
Неформальные организации
Глава 5. ДЕВИАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
§ 5.1. Природа девиации
Социальные характеристики девиации
Социальный контроль
Социальные эффекты девиации

§ 5.2. Социологические теории девиации

Изучение девиантного поведения
Теория аномии
Теория культурного переноса
Теория конфликта
Теория стигматизации

§ 5.3. Преступление и система правосудия

Система правоохранительных органов
Преступление
Наркотики и преступность
Тюремное заключение
Тоталитарные институты
Преступность в России
Глава 6. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
§ 6.1. Модели социальной стратификации
Социальная дифференциация
Открытые и закрытые системы стратификации
Измерения стратификации

§ 6.2. Системы социальной стратификации

Рабство
Касты
Кланы
Классы
Тендерное неравенство и социальная стратификация

§ 6.3. Теории социального неравенства

Функционалистская теория стратификации
Конфликтологическая теория стратификации

§ 6.4. Классовая система современных обществ

Социальные классы
Стратификация современного российского общества
Идентификация социальных классов
Значение социальных классов
Средний класс
Бедность в России
Депривация

§ 6.5. Социальная мобильность

Формы социальной мобильности
Социальная мобильность в индустриальных обществах
Процессы достижения статуса
Глава 7. РАСОВОЕ, ЭТНИЧЕСКОЕ И ТЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО
§ 7.1. Расовая и этническая стратификация
Расы, этнические группы и меньшинства
Предубеждения и дискриминация
Политика доминирующей группы
Функционалистская и конфликтологическая теории
Национально-этнический состав России

§ 7.2. Тендерная стратификация

Женское меньшинство
Тендерные роли и культура
Тендерная самоидентификация
Тендерные роли в России и западных странах
Глава 8. СЕМЬЯ
§ 8.1. Структура семьи
Роль семьи
Типы семьи
Формы брака
Функционалистский подход к проблеме семьи
Конфликтологический подход к проблеме семьи

§ 8.2. Брак и семья в России и США

Выбор партнера для брака
Детность семьи
Статус родителей
Работающие матери
Насилие, жестокое обращение с детьми и инцест в семье
Динамика браков и разводов в России
Семьи с неродным отцом или матерью
Забота о пожилых

§ 8.3. Альтернативные жизненные стили

Причины разнообразия жизненных стилей
Холостяцкая жизнь
Незарегистрированные пары
Семьи с родителями-одиночками
Глава 9. РЕЛИГИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
§ 9.1. Религия
Священное и профанное
Типы религиозных верований и практик
Социальные формы организации религии
Функции религии
Дисфункции религии
Конфликтология и функционализм о религии
Подтверждение традиции: исламская революция в Иране
Изменения в секулярном мире: протестантская этика
Возрождение религии в России
Проблемы взаимоотношений государства и церкви в России

§ 9.2. Образование

Обучение и образование
Функционалистский подход к образованию
Конфликтология об образовании
Образование в современной России

§ 9.3. Здравоохранение

Функционалистский подход к здравоохранению
Конфликтологический подход к здравоохранению
Система здравоохранения
Здоровье населения России
ГЛАВА 10. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ
§ 10.1. Экологическая среда
Экосистема
Эффекты перенаселения

§ 10.2. Народонаселение

Рост населения в мире
Факторы, влияющие на изменение численности населения
Демографические процессы в России

Структура населения
Мальтус и Маркс
Теория демографического перехода
Демографическая политика
Демографический прогноз численности населения земного шара

§ 10.3. Городская среда

Зарождение и эволюция городов
Модели роста городов
Российские города
Глава 11. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
§ 11.1. Источники социальных изменений
Социальные факторы изменений
Подходы к изучению социальных изменений. Концепции социального прогресса
Модернизация
Модернизация и индустриализация
Трансформация обществ
Социальные изменения в России
Социальные изменения в странах третьего мира
Мировая система и процессы глобализации

§ 11.2. Коллективное поведение

Разнообразие моделей коллективного поведения
Предпосылки коллективного поведения
Объяснения поведения толпы

§ 11.3. Социальные движения

Типы социальных движений
Социальная революция
Терроризм
Причины социальных движений
Социальные проблемы
Заключение. ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
Изменения в мире
Многополярный мир
Место России в мировом сообществе
Словарь специальных терминов
Литература
ПРЕДИСЛОВИЕ
Немного найдется академических дисциплин, которые касались бы нас так же близко, как социология. Будучи наукой, изучающей социальные организации и взаимодействия, социология помогает понять происходящие вокруг нас события и те социальные силы, которые оказывают на нас воздействие, акцентирует внимание на тех аспектах нашего социального окружения, которые мы часто игнорируем, упускаем из виду или принимаем как должное. Социология вооружает нас особой формой осознавания действительности.
В предлагаемом учебнике последовательно излагаются принципы, законы и закономерности возникновения и функционирования человеческих обществ, организованные в систему наукой, которую ее основатель О. Конт назвал социологией.
Учебный курс социологии ставит целью дать студентам достаточно полный компедиум знаний о специфике социологии и ее законах, вычленив его из всей огромной массы сведений, предоставляемых научной и учебной литературой.
Расположение материала и данные социологических исследований, примеры из различных областей социальной жизни позволят читателю, не обладающему специальной подготовкой, с наименьшей затратой времени познакомиться с широким кругом социологических проблем.
В этом учебнике главное место занимают принципы, а не детали, основные положения, а не текущие вопросы, и описание специально выбранных примеров, а не просто перечисление фактов.
Структура учебника сохраняет целостность учебного курса социологии, что позволяет, по замыслу авторов, оптимально использовать ее, в частности, при подготовке к экзамену – для систематизации и быстрого усвоения материала.
Многие ключевые темы – теория и практика социологических исследований, культура, социализация, группы и организации, девиация и социальный контроль, социальная стратификация, раса, пол, семья, религия, общество и социальные изменения – рассмотрены здесь более полно, чем в большинстве учебников по социологии.
В конце учебника приводится перечень ключевых терминов и определений. Наиболее важные социологические термины выделены шрифтом, их определения приводятся в учебнике по мере появления указанных терминов в тексте.
Социологическая культура становится неотъемлемым элементом российской действительности. В своем становлении и развитии российская социология, опираясь, конечно, на собственные традиции и достижения, использует опыт западной социологии. Настоящая книга опирается на материалы лучших зарубежных и отечественных учебников социологии – Э. Аспа, Э. Гидденса, А. Джонсона, Дж. У. Вандер Зандена, Р. Лэмма и Р. Шефера, А. Мендра, Н. Смелзера, Дж. Ритцера, Дж. М. Хинслина, а также многих научных статей.
Интерес к социологии естествен для людей вообще, так как человек, будучи существом социальным, сам является объектом ее изучения. Мы убеждены, что каждый образованный человек должен иметь представление о социологии, и именно поэтому мы написали эту книгу.
Авторы
Назад Содержание
Вперед

Глава 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ
Результатом взаимодействия людей в обществе является переплетение смыслов, ожиданий, деяний, и все это составляет предмет изучения социологии. Следовательно, мы можем определить социологию как научное изучение социального взаимодействия и организации.
Социология – отрасль науки о человеческом поведении, ставящая целью раскрытие причинно-следственных связей, возникающих между индивидами и группами в процессе социальных отношений. Она изучает традиции, структуры и институты, влияние групп и организаций на поведение и характер людей. Социология исследует базисные характеристики человеческого общества в локальном и мировом масштабе, занимается изучением социального взаимодействия и группового поведения с помощью исследований, основанных на точном и специализированном сборе и анализе фактов.
Социология с ее опорой на наблюдения и измерения позволяет использовать систематизированную информацию для решения сложных задач, связанных с социальной политикой и выбором, является действенным инструментом познания человеком своего положения в обществе, в семье, в других социальных группах.
§ 1.1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
Социология и другие науки
Естественные науки. Во все времена человек был одержим желанием раскрыть окружающие его тайны и понять мир.
В процессе познания люди разрабатывали методы изучения социального и естественного мира, с их помощью получали, обосновывали и систематизировали знания о мире. Социология – научное исследование общества и человеческого поведения – является одной из наук, разработанных современной цивилизацией. Чтобы лучше понять место социологии среди этих наук, необходимо вначале рассмотреть отдельно науки естественные и общественные.
Естественные науки – это теоретические и академические дисциплины, ставящие своей целью понимание, объяснение и прогнозирование событий и процессов природной среды. Естественные науки подразделяются на специализированные области исследования в соответствии со своим предметом, такие, как биология, геология, химия и физика. Далее они подразделяются на еще более специализированные разделы с более узким содержанием. Биология включает в себя ботанику и зоологию, геология – минералогию и геоморфологию, химия изучает органические и неорганические вещества, в физике выделяют биофизику и квантовую механику. В каждой области исследований рассматривается определенный “кусок” природы.
Общественные науки. Люди не ограничились изучением природы. Стараясь получить более полное представление о жизни, они создали также области науки, предметом которых является социальный мир. Эти общественные науки изучают человеческие отношения. Если естественные науки стремятся объективно понять мир природы, то науки общественные ставят своей целью объективно понять социальный мир. Мир природы включает в себя упорядоченные (закономерные) связи, которые не очевидны, но должны обнаруживаться в целенаправленных наблюдениях, упорядоченные отношения людей в социальном мире тоже не бросаются в глаза, и их приходится выявлять с помощью целенаправленных и регулярных наблюдений.
Науки об обществе включают в себя антропологию, экономику, политологию, психологию, историю и социологию. В свою очередь антропология делится на культурную и физическую антропологию; экономика на макро- и микроэкономику; в политологии имеются теоретические и прикладные разделы; психология может быть клинической или экспериментальной; история – всемирной и историей отдельных стран; объектом изучения социологии являются количественные и качественные аспекты общественной жизни. Поскольку нас интересует социология, сравним ее с другими общественными науками.
Политология. Политологи занимаются вопросами политики и управления государством. Они изучают то, как люди управляют своим обществом, различные формы правления, их структуру и отношение к другим общественным институтам. Особый интерес для политологов представляют способы достижения людьми власти в обществе, то, каким образом они сохраняют за собой властные позиции, взаимоотношение властвующих с подвластными, политические организации, институты, движения и поведение избирателей.

Экономика. Экономическая наука также концентрируется на изучении одного социального института. Экономисты занимаются исследованием проблем производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг в конкретном обществе.
Антропология. Антропология, родственная социологии дисциплина, исследует культуру как образ жизни общества в целом. Преимущественно она концентрирует свое внимание на изучении культуры дописьменных, или племенных, обществ. В понятие культуры как предмета антропологии входят: артефакты группы, например орудия труда, искусство и оружие; структура группы, т.е. иерархия и другие модели, которые определяют взаимоотношения в обществе; идеи и ценности группы, влияние верований на жизнь людей; формы коммуникации в группе, особенно язык.
Психология. Психологи занимаются исследованием психических процессов, связанных с интеллектом, эмоциями, восприятием и памятью. Такая отрасль психологии, как социальная психология, изучает социальную обусловленность поведения индивидов и групп, т.е. типы поведения в связи с социальными нормами, воспитанием, возрастом, жизненным опытом, происхождением, а также влияние потребностей, самооценки на межличностные, внутригрупповые и межгрупповые отношения.
История. Историческая наука изучает прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии, т.е. имеет дело с прошлым поведением и уникальными событиями. Она состоит из всемирной (всеобщей) истории и истории отдельных стран и народов. Отраслями исторической науки являются: историческая география, историография, экономическая история, а также археология, палеография, генеалогия, дипломатика, хронология и др.
Социология. У социологии много общего с другими общественными науками. С политологией ее объединяет то, что она исследует среди прочего проблемы политических отношений и государственного управления. С экономической наукой она граничит, затрагивая сферу социального обращения товаров и услуг, но в аспекте исследования социальных последствий производства, распределения и обмена. Как и антропология, социология делает своим предметом культуру, верования, традиции, но рассматривает их под особым социологическим углом. С психологией ее роднит то, что она исследует личность и ее жизнь в группе себе подобных. Наконец, в отличие от исторической науки, которая изучает только то, что свершилось и вошло в историю, социология фокусируется на современности, включает в себя социальное планирование и прогнозирование.
Что же отличает социологию от других общественных наук?
Определения предмета социологии
Одни социологи рассматривают общество как структурированную систему, другие – как совокупность взаимодействующих индивидов, одни изучают материальные факты, другие – символы. Ткань общественных отношений настолько сложна, что практически невозможно в одном определении выразить столь широкомасштабный предмет социологии. Поэтому приведем некоторые наиболее авторитетные суждения:(Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1999. С. 67-69.)
“...Можно назвать институтом все верования, все поведения, установленные группой. Социологию тогда можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании”(Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. С. 20.) (Э. Дюркгейм).
Социология, “будучи в самом широком смысле слова обширною наукой об обществе... может быть определена как наука социальных элементов и первых принципов”(Гиддингс Ф.Г. Основания социологии. М., 1898. С. 36.) (Ф.Г. Гиддингс).
Предмет социологии “заключает в себе множество движений... отношение индивидуума к обществу, причины и формы образования групп, противоположности классов и переходы от одного к другому, развитие отношений между господствующими и подчиненными и бесконечное число других вопросов”(Зиммель Г. Социальная дифференциация. М., 1909. С. 11.) (Г. Зиммель).
“Социология есть наука, исследующая формы правления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями”(Лавров П.Л. Философия и социология//Избр. произв. В 2 т. М., 1965. Т. 2. С. 639.) (П.Л. Лавров).
“Сама социология справедливо и очень точно определяется как наука о культуре, или, вернее, о факторах культуры в широком смысле слова”(Де-Роберти Е.В. Социология и психология//Новые идеи в социологии. СПб., 1914. Сб. № 2. С. 8.) (Е.В. Де-Роберти).
“Социология должна быть учением об обществе, подобно тому как существует общее учение о жизни”(Кареев Н.И. Введение в изучение социологии. СПб., 1897. С. 3.) (Н.И. Кареев).
Социология – “наука о порядке и прогрессе человеческих обществ”(Ковалевский М.М. Социология. СПб., 1910. С. 30.) (М.М. Ковалевский).
“Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия,– с другой”(Сорокин П.А. Система социологии. М., 1993. Т. 1. С. 57.) (П.А. Сорокин).
В дополнение к этому приведем еще некоторые определения предмета социологии как науки, которая изучает общество и социальное поведение.
Согласно определению Р. Парка и Э. Берджесса, социологию можно считать наукой, которая изучает коллективное поведение. А. Инкелес в свою очередь отмечает, что социология изучает системы социальных действий и их взаимоотношения и ее объектами являются общества, институты и социальные отношения.
Социология пытается постичь поведение человека, детерминируемое прежде всего культурой, бытом, социальной организацией и другими подобными факторами. При этом, естественно, в поле зрения исследователя попадают различные причинные связи, отношения и зависимости, т.е. социальное поведение изучается в динамике.
Я. Робертсон называет социологию наукой, изучающей человеческое общество и социальное поведение. По Д. Дугласу, социология является наукой, которая изучает человека и общности и стремится определить их характерные черты, особенно на примере современных цивилизаций.
Хотя социология обращает внимание и на индивида, однако центральными объектами ее исследования являются социальные группы и группировки, а также социальные процессы. Социология описывает и рассматривает среди прочего модели социальных ценностей, социальных изменений, девиантного поведения, религиозного поведения и семейной жизни. Социология исследует различия, которые существуют между социальными классами, политическими и профессиональными группами и другими социальными объединениями. При этом она не интересуется собственно межличностными различиями, хотя иногда должна рассматривать и их.
Дж. Ноббс, Б. Хайн и М. Флемминг выдвинули определение, характеризующее социологию как научное и систематическое исследование поведения людей, живущих в группах (имеются в виду организованные общности). Самой малой группой является, как правило, семья, а самой большой – нация или государство. Существуют такие группы, как школьный коллектив, рабочий коллектив, соседство, село или город.
“Социология,– пишет В.А. Ядов,– это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта – общностей; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения”.
Г.В. Осипов определяет социологию как науку, которая исследует социальную структуру общества, развитие систем и организаций, а также взаимодействия внутри общества. Под социальной структурой Осипов подразумевает между- и внутриклассовые отношения и систему социальных институтов или учреждений, регулирующую эти отношения.
Согласно Н. Смелзеру, “социология, попросту говоря, это один из способов изучения людей... Если кратко, социологию можно определить как научное изучение общества и социальных отношений”. Э. Гидденс понимает социологию как “науку о социальной жизни человека, групп и обществ”.
Во всех приведенных определениях подчеркивается социальная структура, с одной стороны, и социальное поведение (действие) – с другой, как предметы социологического исследования. Демографическая, экономическая и классовая структура общества, территориальные факторы, господствующие этические, моральные и духовные ценности (что в общих чертах составляет социальную структуру общества) определяют социальное поведение. Социология стремится понимать и объяснять поведение человека именно с помощью этих структурных и ситуативных факторов.
Одни структурные факторы, как, например, демографическая и экономическая структура общества, весьма конкретны. Другие – являются отвлеченными и как будто не столь очевидными. К ним относятся, в частности, социальные отношения, которые, как и социальная структура, регулируют взаимодействие индивидов.
Определение предмета социологии как науки, которая изучает социальное поведение, или действие, и социальные структуры, графически представлены на рис. 1.1.


Close