ТАТА́РЫ СИБИ́РСКИЕ (хатань, турали, ногай, тын, цат; самоназвания – сибиртар, сибиртатарлар), группа татар Западной Сибири. Численность до 500 тыс. чел. (2010, перепись). Говорят на сибирско-татарском языке , татарском и русском языках. Верующие – мусульмане-сунниты.

Включают территориальные группы: тоболо-иртышских на реках Иртыш, Тобол, Исеть, Тура, Пышма, Тавда, Носка, Лайма в Тюменской и Омской областях (искеро-тобольские, ясколбинские, аремзяно-надцинские, бабасанские, иштякско-токузские, тюменские, туринские и верхнетуринские, ялуторовские, кошукские, табаринские, курдакские, саргато-утузские, тарские и др.); томских (эуштинцы, чаты, темерчинцы) по рекам Обь и Томь в Томской, Кемеровской и Новосибирской областях и барабинцев . Существовали племена: среди тарских, курдакских и саргато-утузских татар – аялы, туралы, каурдак, сарт, саргач, тав, отуз, тав-отуз, я-иртыш, тебендю, тунус, лунуй, любай и др.; среди ясколбинских – юша, кону, цаплай, кас, целее, торна и др.; среди томских – яушталар, калмаклар, цаттыр, цацкан, аз-кыштым и др. Расселены чересполосно с русскими. Старожилы татары сибирские (рус. цалдоны, поволжско-татарск. курчаклар – «кукольники», т. е. поклоняющиеся избражениям предков) отличаются от переселенцев 19–20 вв. из Поволжья и Приуралья (казану, самоходы) и Средней Азии и Казахстана (бухарлык, узбеки, сарты). Поволжско-приуральские татары образуют компактные группы в Кемеровской (мариинские татары сибирские ), Томской (зырянско-кривошеинские и колпашевско-чаинские) и Тюменской (сорокинские) областях.

В состав татар сибирских вошли обские угры и самодийские народы , смешавшиеся с тюркскими (в 5–8 вв. – тюрки , теле, кыргызы енисейские , с 9–10 вв. – кимаки , кипчаки, уйгуры , узбеки, казахи, туркмены, каракалпаки, с 16 в. – казанские татары, мишари, башкиры) и с 13 в. – с монгольскими группами. В 15 в. тобольские татары составили ядро Сибирского ханства , во 2-й пол. 16 в. распространились на земли ясколбинских, тюменских, тарских, курдакских и саргато-утузских татар в низовьях Тобола и по Иртышу и его притокам от Тобола до Оми; в правление хана Кучума были подчинены также барабинцы и чаты (Барабинская степь, верховья Оми, Каргата и Чулыма). Томские татары подчинялись кыргызам енисейским ; в 17 в. в их состав вошли группы телеутов (калмаки). В 17–18 вв. тюмено-туринские татары сибирские переселялись на юг, образовав ялуторовскую группу. По Оби ниже и выше Томи проживали обские татары (шегарская, темерчинская, провско-соргулинская и черномысская группы), к 20 в. ассимилированные.

Традиционные занятия – кочевое и полукочевое скотоводство, пашенное земледелие, полуоседлые охота и рыболовство. Жилище отапливалось печью или чувалом; вдоль стен идут нары. Характерны женские головные уборы: расшитая золотом и галуном налобная повязка (сарауц, сараоч), колпак (калфак), у томских татар сибирских – зимняя шапка (тагыя) с меховой опушкой; обувь (туфли, сапоги-ичеги) с мозаичным орнаментом. Основная пища – ячменная мука (талкан), лепёшки (каттама), лапша, пироги с мясом и рыбой (балиш), открытые пироги (парамеч), жаренное в масле тесто (баурсак), молочные продукты (сливки – каймак, масло – май, пресный сыр – пашлак, кислый – курут и др.), рыба, конина, колбасы (казы, тутырма), плов и др.; напитки – кумыс, айран, водка из кобыльего молока (арака), брага из овсяной муки (буза). Музыкальное творчество сочетает сибирские, казанские, мишарские и среднеазиатские традиции. Сохраняются эпос («Ак Кобек», «Кара Кукел», «Едиге» , «Кучум-хан», «Кузы Курпе», «Буз Егет»), обрядовые песни; музыкальные инструменты – дудка (курай), варган (кобыз), двуструнный смычковый, бубен.

СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ

На территории Западной Сибири в течение многих столетий проживают сибирские татары. Это потомки тех, кто задолго до прихода Ермака на крутых берегах Иртыша и Туры возводил города-столицы, кто дал огромному краю имя «Сибирь».

По данным последней Всероссийской переписи населения 2010 г. общая численность татар в Тюменской области составила более 240 тысяч человек. Татарское население Тюменской области включает коренных сибирских татар — «себертатарлар» и группы пришлого татарского населения, в основном с территории Поволжья, переселившихся в Сибирь под влиянием различных факторов в течение XVI-XX вв.

В составе коренных сибирских татар, по классификации Н.А. Томилова, выделяют три этнотерриториальные группы – тоболо-иртышскую, томскую и барабинскую, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие подразделения. На территории Тюменской области проживают, главным образом, тоболо-иртышские татары, которые включают тюменско-туринскую, тобольскую, ясколбинскую (заболотную) локальные группы.

По антропологическим данным сибирские татары относятся к южносибирскому и среднеазиатскому расовым типам. Как считает антрополог А.Н. Багашев, дерматоглифический материал позволяет отнести сибирских татар к метисной группе монголоидно-европеоидных форм со значительным преобладанием монголоидного компонента.

В этногенезе сибирских татар, начальный этап которого исследователи относят к I-II тыс. н.э., принимали участие угорские, самодийские, тюркские и отчасти монгольские племена и народности, вошедшие в состав разных групп сибирско-татарской этнической общности. Переплетение различных культур в исторической судьбе сибирских татар отразилось в традиционном хозяйстве, верованиях, одежде и антропологическом облике народа. Как считает известный российский этнограф Н.А. Томилов, проникновение тюрков на территорию Западно-Сибирской равнины происходило в основном двумя путями — с востока — из Минусинской котловины и с юга — из Средней Азии и Алтая. Первоначально территорию заселения сибирских татар занимали древние тюрки Тюркских каганатов. На первом этапе этногенеза народа именно древнетюркские племена составили основной этнический компонент. Кыпчакские племена и народности, вышедшие из среды кимаков, появились на территории Западной Сибири в XI-XII веках.

В составе сибирских татар зафиксированы племена и роды хатанов, кара-кыпчаков, нугаев. Позднее в их состав вливались жёлтые уйгуры, бухарцы, телеуты (в тарскую, барабинскую и томскую группы), поволжские татары, мишари, башкиры, казахи. Особую роль на поздних этапах этногенеза сибирских татар сыграли бухарцы – выходцы из Средней Азии.

Уже в XVIII в. историк Г.Ф. Миллер применял по отношению к тюркоязычному населению Сибири общее название «сибирские татары», назвав его «главнейшим народом» Сибири. Известные этнографы Ф.Т. Валеев и Д.М. Исхаков считают, что сибирско-татарская этническая общность сложилась уже в средневековье – в период существования Сибирского ханства. Они определяют, что «именно в рамках Сибирского ханства возникли основные предпосылки для объединения тюркоязычного населения в единую народность» (Ф.Т. Валеев), «единообразность этнонима, подчеркивание исповедания всеми сибирскими татарами ислама… свидетельствует о достаточной консолидированности сибирско-татарского этноса в XVI в.» (Д.М. Исхаков).

В начале XV в. на р. Туре создается Тюменское ханство, со столицей в Чимги-Туре. С 1428/29 по 1446 гг. г. Тура (Чимги-Тура) была столицей Шейбанидского (Узбекского) государства во главе с ханом Абулхайром. Тюменское ханство входило в сферу влияния и политических интересов Золотой Орды. Именно сюда после ряда военных поражений в конце XIV в. бежал хан Тохтамыш. В XV в. за эти территории боролись представители местной знати – тайбугиды и потомки Чингис-хана — шейбаниды. При шейбаниде Ибаке заметно расширилась территория ханства. Династия Шейбанидов правила Тюменским ханством до конца XV в. Земли на севере, по соседству с Тюменью (Нижний Тобол и Средний Иртыш) оставались во власти тайбугидов. В борьбе за укрепление и расширение Тюменского ханства Ибак погиб. В 1495 г. власть захватил представитель местной знати бек Мамет, который объединил татарские улусы в государственное образование на Тоболе и Среднем Иртыше. Мамет перенес свою ставку на р. Иртыш в город Сибирь (он же Искер или Кашлык). По названию столицы ханство стали называть Сибирским. В состав этого государственного образования позднее, в 1510-е годы вошло и Тюменское ханство. Сибирское ханство представляло феодальную полиэтничную конфедерацию, состоявшую из ряда татарских улусов и угорских княжеств (Кодского, Пелымского).

Границы государства простирались на запад до Уральских гор, на севере граничили с р. Тавдой, на юге – с ишимскими степями, а на востоке доходили до Барабинской степи. Столицей был город Искер (Сибирь), обозначенный на средневековых западноевропейских картах XV-XVI вв. Во времена Сибирского ханства Искер представлял небольшую крепость с надежными защитными укреплениями. Для своего времени это был один из самых мощно укрепленных городов Сибири.

В настоящее время место расположения древнего городища в значительной мере утрачено. Однако находки, собранные на Искере археологами, дают достаточно полное представление о традиционной культуре татар периода Сибирского ханства. На городище археологами выявлен мощный двухметровый культурный слой. Обнаружены земледельческие орудия: железные сошники от плугов, серпы, кос-горбуши и каменные ручные жернова. О существовании развитого ремесла в Сибирском ханстве – гончарного, ювелирного производства, ткачества, производства железа, свидетельствуют многочисленные находки железных орудий (наконечников стрел и копий, топоров, игл, удил и пр.), литейных форм, тиглей, обломков керамической, медной и чугунной посуды, перстней, бус, блях, напрясел и пр. На Искере были найдены остатки импортных предметов (в том числе китайского фарфора, стеклянных сосудов) и серебряные монеты с арабскими надписями. Сибирское ханство вело активную торговлю с восточными странами и Русским государством. Через Искер проходил древний караванный путь. Вывозились из Сибири меха, кожа, рыба, мамонтовая кость, шерсть и др. Из Средней Азии в Сибирь ввозились хлеб, чай, бумага, сушеные фрукты, украшения, железные изделия, сундуки, посуда, зеркала и т.д.

Кроме столичных центров, – Искера (Сибири), Чимги-Туры, в сибирских летописях упоминается целый ряд городов, существовавших во времена Сибирского ханства: Сузгун-Тура, Бицик-Тура, Явлу-Тура, Кызыл-Тура, Кысым-Тура, Тунус, Чуваш, Карачин, Ташаткан, Абалак, «город Кучумова брата», Зубар-Тура, «город опасный» есаула Алышая, город мурзы Чангулы, Тархан-кала, Цытырлы, Ялым, Акцибар-кала, старинный город Чубар-Тура на р. Нице и др. Упоминаются в документах «городки» мурзы Аттика, Атый мурзы, «княжев городок», «заставный город на холме Ятман», Махметкулов городок, Киныр-городок в верховьях р. Туры, Иленский, Черноярский, Катаргулов, Малый город, «крепкий татарский городок» на р. Аримзянке, Обухов городок, Черный городок и др.

Завоевание в 1552 г. Казанского ханства и присоединение к Московскому государству башкирских земель вплоть до Урала, серьезно повлияло на политику правителей Сибири. Стремясь заручиться дружественными отношениями с Москвой, правившие в Сибирском ханстве братья Тайбугиды Едигер и Бекбулат, посылают в январе 1555 г. посольство к Ивану IV с предложением договора, условия которого ставили Сибирское ханство в вассальную зависимость от Москвы. Сибирские правители должны были поставлять в Москву дань. Со стороны сибирских правителей эти отношения стали в значительной степени вынужденными, так как в это время Сибирское ханство сильно страдало от постоянных набегов с юга со стороны ногайских, казахских и узбекских правителей. Для противостояния им Едигер и Бекбулат стремились заручиться поддержкой более сильного соседа, встав под его защиту.

В 1563 г. к власти в Сибири пришел хан Кучум. Период его правления можно определить как время расцвета Сибирского ханства. Во второй половине XVI в. территория ханства простиралась от низовьев Оби до казахских степей. Государство состояло из улусов, населенных преимущественно улусными людьми, которыми правила татарская знать.

Сложившийся в Сибирском ханстве слой сибирско-татарской знати носил различные титулы: баев и беков, ясаулов, мурз и огланов. Основное ядро знати составляли родовые князьки небольших татарских племен. Сюда же входили тарханы и члены семьи самого хана. Видную группу сибирских феодалов составляла служилая знать, находившаяся на содержании самого хана. Из русских летописей известно о существовании при ханском дворе «думчего царева» – карачи. Упоминаются аталыки, сборщики податей «даруги» и другие служилые люди «среднего и нижнего звена». Все они и представляли собственно «татарский» слой сибирско-татарской этнополитической общности. Система государственной организации, существовавшая в Сибирском юрте, в основных чертах была схожа с политическими структурами других постзолотоордынских государств – Казанского, Крымского ханств, Государства Шибанидов, Ногайской Орды. Несмотря на определенные отличия в составе правящих кланов правящая страта в Сибирском ханстве как и в других ханствах, генетически восходила к военно-феодальному «татарскому» сословию периода Золотой Орды.

Во главе Сибирского государства стоял хан. В Тюменском ханстве, и Сибирском юрте власть принадлежала Чингисидам. Последний правитель Сибири хан Кучум (1563-1582) был потомком Чингис-хана в тринадцатом колене. Большинство историков, рассматривая происхождение хана Кучума, опираются на родословную Абуль-гази, совпадающую с другими тюркскими и арабскими хрониками. По версии историка М. Сафаргалиева родословная Кучума выглядит следующим образом: Кучум – Муртаза – Ибак – Кутлубуда – Махмудек – Хаджи-Мухаммед – Али-оглан – Беккунде – Менгу-Тимур – Бадакул – Джучи-Бука – Бахадур – Шайбан – Джучи – Чингис-хан. Сибирским престолом хан Кучум владел более 20 лет. При нем значительно расширилась территория государства, происходит укрепление власти в Сибирском юрте. Видный тюркский историк Абуль-гази оценивает хана Кучума как выдающегося государственного деятеля своей эпохи.

Кучум привел в свое подчинение территорию, заселенную сибирскими татарами от Зауралья до Барабинской лесостепи. Сибирскому хану платили ясак все «низовые» народы, включая кодских и обдорских князей. На севере были подчинены мелкие татарские улусы нижнего Иртыша, а также мансийские и хантыйские княжества в нижнем Прииртышье, частично в Нижнем Приобье и лесном Зауралье, которые обложили ясаком.

Хану Кучуму принадлежит заслуга распространения ислама среди сибирских народов. Хотя первые шаги в Западной Сибири исламская религия сделала задолго до Кучума (по одной из версий более 600 лет назад, по другой – около 900), но именно при хане Кучуме ислам становится государственной религией Сибирского ханства. При укреплении новой религии Кучум пользовался поддержкой бухарского хана Абдуллы. В 1567 г. из Бухары и Ургенча прибыла в Сибирь первая мусульманская миссия, за ней последовали вторая и третья. Планомерная политика Кучума определила окончательное закрепление позиций ислама на новой территории, в настоящее время сибирские татары исповедуют ислам суннитского толка.

Крутой поворот в истории Сибири происходит в конце XVI в. Он был связан с походом Ермака, который начался в сентябре 1581 г. После ряда сражений с воинами Кучума казачья дружина вышла к Иртышу. На правом берегу реки, у Чувашского мыса, на территории современного г. Тобольска, 23 октября 1581 г. состоялась решающая битва, которая проложила путь освоению русскими Сибири.

После завоевания Сибирского ханства Московским государством в конце XVI в. значительная часть татарской феодальной знати, как и в других татарских ханствах, переходит на службу новому правительству в качестве служилого сословия. Основная часть населения, «черные люди», по-прежнему должна была платить ясак, но теперь уже Московскому государству.

Помимо ясачников среди сибирских были группы служилых татар, захребетных татар (в первой половине XVIII в. переведенных в разряд ясачных), оброчных чувальщиков, плативших подать с чувала-печи (обычно пришлые татары из Поволжья), а также незначительные по численности категории дворян, купцов, мусульманских духовных лиц и др.

В конце XVII в., по данным Н.А. Томилова, все тюркские группы, относившиеся к сибирским татарам, насчитывали около 16 тыс. человек. По итогам всеобщей переписи населения 1897 г. татар в Тобольской губернии насчитывалось 56 900 человек. В общее число сибирских татар в 1897 г. было включено до 7,5 тыс. «пришлых» из разных районов страны, а также 11,3 тыс. бухарцев.

Значительные группы сибирских татар проживали в городах Тюмени, Тобольске, Омске, Таре, Томске и др. В этих городах на протяжении нескольких столетий татары жили в татарских слободах. Здесь же в XIX – начале ХХ вв. оседали и многие волго-уральские татары.

До середины ХХ в. татарское население региона преимущественно проживало в сельских населенных пунктах аулах, юртах. Для них характерны приречные и приозёрные типы поселений. С сооружением дорог появились притрактовые селения. Почти в каждой татарской деревне была мечеть, обычно деревянная, иногда кирпичная (сс. Тоболтуры, Ембаево и др.). В некоторых больших селениях (сс. Тукуз, Ембаево и др.) было по две-три мечети.

Основу традиционного хозяйства сибирских татар, населяющих лесостепную и подтаежную зоны, составляли животноводство, земледелие, рыбная ловля, охота и собирательство. Хозяйство сибирских татар было комплексным. Вариации хозяйственного комплекса зависели, прежде всего, от среды обитания, ландшафта, климатических факторов и были традиционными в той или иной местности.

Важную роль в экономике играла торговля, что было исторически обусловлено. По территории бывшего Сибирского ханства проходил древний караванный путь, связывающий Россию и Запад с восточными странами. Тесные торговые и культурные связи между Сибирью и регионами Средней Азией были установлены еще в глубокой древности. С.В. Бахрушин считал, что данный факт определялся тем, что большая торговая дорога из Мавераннахра и Хорезма в Восточную Европу шла вдоль Иртыша. После русской колонизации Сибири сохраняются прежние центры торговли со Средней Азией – Тобольск (Искер), Тюмень (Чимги-Тура), Тара (Ялым) и др. Государственная политика Москвы в этот период была ориентирована на поддержку экономических связей со Средней Азией. Торговые привилегии способствовали появлению значительных бухарских поселений на территории Сибири в конце XVI–XVIII вв. Наиболее крупные бухарские поселения возникли в Тобольске, Таре, Тюмени. Бухарцы оказали сильное влияние на развитие многих видов ремесленного производства у сибирских татар.

В татарских аулах жило немало ремесленников – кузнецов, жестянщиков, ювелиров, сапожников, плотников. Традиционными ремеслами сибирских татар были кожевенное дело и производство войлочных безворсовых ковров-«аламыш». Из ремёсел также были развиты изготовление верёвок из липового лыка (тюменские и ясколбинские татары), вязание сетей, плетение коробов из ивовых прутьев, изготовление берестяной и деревянной посуды, телег, лодок, саней, лыж. Занимались отхожими промыслами (работы по найму в сельском хозяйстве, на казённых лесных дачах, лесопильных и других заводах), извозом.

Одним из старинных видов ремесла татарского населения является кожевенное дело «кун эшлау». Мастера-кожевенники передавали свое ремесло из поколения в поколение и занимались этим ремеслом в свободное от сельскохозяйственных работ время. Среди сибирских татар встречались мастера по изготовлению женских полусапожек на мягкой подошве. Шилась такая обувь преимущественно из сафьяна, поверхность покрывалась сплошными узорами.

Важную роль играло ткачество. Ткали из конопли и льна. Производство пряжи и холста обеспечивало в основном собственные нужды. Зажиточные татары предпочитали одежду из дорогих восточных тканей – парчи, атласа, шелка, а также привозные ювелирные украшения работы казанских и среднеазиатских мастеров.

Среди сибирских татар широко были распространены плетение и вязание кружев, а также вышивка. Кружева вязались крючками из толстых хлопчатобумажных ниток. Вышивке и другим ремеслам учились с детства. Некоторые женщины головные уборы, платья изготавливали на продажу. Наиболее тщательно и богато украшалась свадебная и праздничная одежда. Такие изделия стоили очень дорого.

Главными религиозными праздниками татар Сибири, как и всех верующих мусульман, являются Ураза байрам (рамазан) и Курбан байрам. Все основные обряды жизненного цикла татарского населения проводились с участием муллы: обряд имянаречения пала ататыу, баби туй , обрезание суннэт , бракосочетание никах , похороны кумеу , поминальный обряд катым и др.

у некоторых групп сибирских татар отмечается весенний праздник «амаль» (в день весеннего равноденствия). К старинным праздникам относится праздник Карга путка (Карга туй), который проводился перед началом посевных работ во время прилета грачей. Жители села собирали крупу и другие продукты по дворам, затем в большом котле варили кашу, остатки трапезы оставляли в поле. В засушливое летнее время проводили обряд вызывания дождя «шокрана», «кук корманнык». Жители села во главе с муллой обращались к Всевышнему с просьбой о дожде. В жертву приносили животное, из мяса которого готовили угощение для участников мероприятия, мулла читал молитву. Из народных праздников татары ежегодно отмечают сабантуй, который исследователи считают заимствованным у поволжских татар.

К духовному наследию сибирских татар относится разнообразный в жанровом отношении фольклор. Известны дастаны «Идегей», «Ильдан и Гольдан» и др., песни (йыр), баиты, сказки (йомак, акият), частушки (такмак) и др. Из традиционных музыкальных инструментов известны курай, кубыз, тумра.

До революции 1917 г. татарские дети получали начальное образование в мектебе, которые существовали почти в каждом селе, продолжение образования происходило в средних учебных заведениях, роль которых выполняли медресе. «В редких татарских селениях нет мечети и муллы при ней и в этом отношении дети татар поставлены в лучшие условия, чем дети крестьян», отмечали исследователи дореволюционного образования. По данным Ю. Гагемейстера, к середине XIX в. в Тобольской губернии насчитывалось 148 магометанских мечетей.

По результатам переписи 1897 г. уровень грамотности татар Тобольской губернии оказался значительно выше в процентном соотношении, чем у русского населения. Так, среди татар-мужчин грамотными были 25,4 % (русских — 17,45%), среди женщин -16,8 % (русских — 4,5%). (Сведения даны по грамотности на родном языке). При этом образовательная функция полностью принадлежала мусульманскому духовенству. Как отмечает Н.С. Юрцовский, образовательная деятельность энергично велась мусульманским духовенством, которое вполне отчетливо осознавало значение школы для упрочения своего влияния: «Результаты этого… выражаются как в реальном повышении грамотности среди инородческого населения, так и в успешном противодействии его русификаторским тенденциям власти».

С установлением советской власти в стране организационная перестройка всего народного образования внесла существенные изменения и в просвещение татарского населения. Представители мусульманского духовенства, которые до этого занимались обучением грамоте и имели большой опыт, были отстранены от учительской работы. Для подготовки учителей для татарских школ в 1930 г. в Тюмени было создано татарское педучилище, которое в 1934 г. было переведено в Тобольск. За годы своего существования (до сер. 50-х годов) на базе училища было подготовлено более 1500 учителей. Тобольское татарское педучилище долгие годы было центром пропаганды и распространения татарской национальной культуры в Тюменском регионе.

В связи с расширением сети семилетних и средних татарских школ возникла необходимость в подготовке учителей с высшим образованием. Для этой цели в 1950-1953 гг. при Тюменском пединституте работал факультет по подготовке учителей русского и татарского языков и литературы с двухгодичным сроком обучения, который в 1953 г. был переведен в Тобольский пединститут и функционировал до начала 60-х годов ХХ в. В годы перестройки воссоздаются в вузах Тюмени и Тобольска русско-татарские отделения, кафедры. Но в последние годы они были закрыты.

В некоторых районах Тюменской области (Тобольском, Вагайском) сохраняются территории компактного расселения татарского населения.

Во второй половине ХХ в. произошел значительный отток сельского населения в города, усилившийся в последние десятилетия. Жители сельских населенных пунктов переселяются обычно в близлежащие города. На сегодняшний день сибирские татары из преимущественно сельских жителей превратились в горожан, в основном, первого и второго поколений. Урбанизация в целом сопровождается отрывом от ценностей традиционной культуры, разрывом в культурном плане между поколениями, сказывается в усилении тенденций к утрате родного языка.

Сегодня татары проживают практически во всех городских поселениях Тюменской области, но былая компактность их расселения в городских татарских слободах исчезла. Со второй половины ХХ столетия татары стали составлять значительную часть населения северных городов региона – Нефтеюганска, Надыма, Ханты-Мансийска, Сургута, Салехарда и др. Формирование данной группы населения происходило в связи с активными миграционными процессами, связанными, в первую очередь, с освоением нефтяных и газовых месторождений.

Зайтуна Тычинских, к.и.н., председатель Союза краеведов Тюменской области.

По данным переписи 2010 г., в России насчитывается более 5 миллионов татар. У казанских татар существует собственная национальная автономия в составе Российской Федерации - республика Татарстан. Сибирские татары национальной автономией не обладают. Но среди них есть те, которые хотят называть себя именно сибирскими татарами. Около 200 тысяч человек в ходе переписи заявили об этом. И такая позиция имеет под собой основание. Один из главных вопросов: считать ли татар единым народом или же союзом близких этнолингвистических групп? Среди татарских субэтносов помимо казанских и сибирских татар выделяются также татары-мишари, астраханские, польско-литовские и другие.

Нередко даже общее название - «татары» - многими представителями этих групп не принимается. Казанские татары долгое время называли себя казанцами, сибирские - мусульманами. В русских источниках XVI века сибирских татар именовали «бусормане», «татаровя», «сибирские люди». Общее название у казанских и сибирских татар появилось стараниями российской администрации в конце XIX века. В российской и западноевропейской практике татарами долгое время называли даже представителей народов, к ним не относившихся.

Сейчас многие сибирские татары приняли официальную точку зрения, что их язык является восточным диалектом литературного татарского, на котором говорят поволжские татары. Однако есть и противники такого мнения. По их версии, сибирско-татарский - это самостоятельный язык, относящийся к северо-западной (кыпчакской) группе языков, он имеет собственные диалекты, которые подразделяются на говоры. Например, тоболо-иртышский диалект включает тюменский, тарский, тевризский и другие говоры. Не все сибирские татары понимают литературный татарский. Однако именно на нем ведется преподавание в школах и именно его изучают в университетах. При этом дома сибирские татары предпочитают говорить на своем языке.

Происхождение

Существует несколько теорий происхождения татар: булгаро-татарская, тюрко-татарская и татаро-монгольская. Сторонники того, что поволжские и сибирские татары - это два разных народа, придерживаются в основном булгаро-татарской версии. Согласно ей, казанские татары - это потомки булгар, тюркоязычных племен, живших на территории Булгарского государства.

Этноним «татары» пришел на эту территорию с монголо-татарами. В XIII веке под натиском монголо-татар Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды. После ее распада начали образовываться независимые ханства, самым крупным из которых стало Казанское.

В начале XX века историк Гайнетдин Ахметов писал: «Хотя традиционно счи­­тается, что Булгары и Казань - суть два государства, сме­нившие одно другое, но при тщательном историческом сравнении и изучении легко выяснить их прямую наследственность и в какой-то степени даже тождественность: в Ка­занском ханстве жил тот же тюрко-булгарский народ».

Сибирских же татар определяют как этнос, сформировавшийся из сложного сочетания монгольских, самодийских, тюркских, угорских компонентов. Сначала на территорию Сибири пришли предки ханты и манси, за ними начали проникать тюрки, среди которых были и кыпчаки. Именно из среды последних сформировалось ядро сибирских татар. По мнению некоторых исследователей, некоторая часть кыпчаков мигрировала дальше на территорию Поволжья и смешалась также с булгарами.

В XIII веке в Западную Сибирь пришли монголо-татары. В XIV веке возникло первое государственное образование сибирских татар - Тюменское ханство. В начале XVI века оно вошло в состав Сибирского ханства. На протяжении нескольких веков происходило также смешение с народами, жившими в Средней Азии.

Этносы казанских и сибирских татар сложились примерно в одно и то же время - около XV века.

Внешность

Значительная часть казанских татар (до 60%) внешне выглядят как европейцы. Особенно много светловолосых и светлоглазых людей среди кряшен - группы крещеных татар, также проживающих на территории Татарстана. Иногда отмечают, что внешность поволжских татар сформировалась в результате контактов с финно-угорскими народностями. Сибирские татары более похожи на монголов - они темноглазые, темноволосые, скуластые.

Сибирские и казанские татары - в основном мусульмане-сунниты. Однако у них сохранились и элементы доисламских верований. От сибирских тюрков, например, сибирские татары надолго унаследовали почитание воронов. Хотя тот же обряд «вороньей каши», которую варили перед началом посевных работ, сейчас почти забыт.

У казанских татар существовали обряды, во многом перенятые у финно-угорских племен, например, свадебные. Старинные похоронные ритуалы, ныне уже полностью вытесненные мусульманскими традициями, брали начало в обрядности булгар.

В значительной мере обычаи и традиции сибирских и казанских татар уже смешались и унифицировались. Это произошло после того, как в Сибирь мигрировали многие жители покоренного Иваном Грозным Казанского ханства, а также под воздействием глобализации.

Сибирские татары появились в Российской Федерации достаточно давно. Они занимали часть территории Сибири еще до прихода славянских племен и делились на группы, которые сейчас называют томской, тоболо-иртышской и барабинской.

История

Историки расходятся во мнении о том, когда появились сибирские татары и кто является из прародителями. Ряд ученых полагает, что таковыми могут быть древние тюрки или кыпчаки. До наших дней сохранились свидетельства 9 века, которые указывают, что на территории Томской области жил народ кимаки, потомками которых стали кыпчаки. Далее происходило довольно сложное формирование разных этносов, среди которых оказались башкиры, мишари, бухарцы-узбеки, туркмены и другие.
Сибирские татары сумели создать ханство, центром которого стала Чинги-Тура. Располагалось оно на территории Тюменской области. Предположительно формирование ханства происходило в 14 веке. До него здесь правил хан Батый. К началу 16 века формируется Сибирское ханство, а итогом становится формирование сибирских татар в 16 веке. Становление проходило в условиях разобщенности, постоянной угрозы войны с соседями, в сложных климатических условиях, что сказалось на жизненном укладе народа.

Характер

Сибирские татары считают, что татарский этнос един. Мозаичность только украшает культуру и делает ее более разнообразной. Отметим, что слово «Сибирь» возникло еще в 5 веке нашей эры. Этим словом татары обозначали пургу. Примечательным фактом является использование названия сугубо по отношению к этносу. Только после 13 века им начали называть территорию проживания. Удивительно, но одними из первых слово «Сибирь» стали использовать иранцы.
Русские прибывали сюда как завоеватели, посланные Иваном Третьим. К концу 16 века здесь оказываются казаки. Все это в совокупности с образованием мест для регулярной ссылки формирует русско-сибирский генофонд. Однако, по отметкам самих сибирских татар, история не только не изменила, а лишь укрепила их характер. Они остаются по-прежнему стойкими, терпеливыми, выносливыми.
Самой важной чертой у сибирских татар, как и у сибиряков в целом, является самостоятельность. С детства их обучают вести домашнее хозяйство, мужчины с юных лет осваивают ремесло, в том числе охоту. Сибирскому татарину надлежит быть искренним, толерантным, благодушным. Негативное отношение к скупости, инфантильности и лени. Если сибирский татарин сделал все дела, но вечер еще не наступил, значит, самое время помочь соседям и друзьям.
Отсюда формируется еще одно качество - желание прийти на выручку.
Сибирские татары считаются более гостеприимными, чем русские сибиряки, которые не часто готовы принимать гостей. Для татар как этноса характерна приверженность к семье. Разводы случаются редко, люди дружат семьями и часто проводят время вместе. От природы сибирские татары считают себя превосходными торговцами.
Нрав их довольно миролюбив, однако даже если такой человек разозлится, он все равно подумает о том, что хочет сказать, прежде чем начнет говорить.

Культура


На культуру сибирских татар повлияли ислам и верования сибирских тюрков. Поэтому многие названия и материальную культуру народ позаимствовал со стороны. Сибирско-татарские селения называются в честь рек и основателей.

Особое значение для татар имеют похоронные обряды. Для покойных готовят лучшие платья, а гробы делаются из колоды. Обязательно в могилу нужно положить табак, любимые вещи человека при жизни и вино. Гроб нести нельзя, его предписано поставить на сани и крепко привязать, затем нужно довезти покойного до места погребения. Подготовка могилы начинается только после того, как гроб окажется на самом кладбище. По окончании похорон проводят поминальный обряд.

  • При рождении детей принято выстреливать в воздух, что сулит малышу стать отличным стрелком. Имя могут дать разное, например, связанное с какими-либо предметами или животными;
  • В связи с приверженностью к исламу, сибирские татары используют мечети для ведения службы. Строят их из деревянного сруба. Традиционным сооружением коммерческого и жилого назначения является изба. Интересно, что деревянное строительство всегда у сибирских татар было в почете;
  • Даже вокруг могил устанавливали оградки из сруба, а непосредственно у места погребения на мужской могиле ставили столб с полумесяцем, на женской - два столба;
  • До момента начала влияния исламской веры дома богато украшали орнаментом с изображением птиц и животных. Внутреннее убранство было небогатым;
  • Люди спали на нарах, застилая их перинами, которые называются тушек. Это довольно теплый вид перин, которые делаются из перьев птицы. Спать под ними комфортно зимой и летом;
  • Неизменным предметом интерьера у сибирских татар всегда был сундук, где можно хранить утварь и пожитки;
  • Шкафы, стулья, а также другая мебель могла быть лишь у богатых. Простые люди позволяли себе нары и маленькие столики. Сейчас материальная культура претерпела много изменений благодаря возможности приобретения благ современной цивилизации и налаженному транспортному сообщению, поэтому в домах татар стало появляться все больше мебели.

Да и сами сибирские татары могут жить в многоквартирных домах благодаря строительству в регионе. В традиционных домах сохранились печи мейец, которые используют для приготовления пищи и обогрева помещения. Также есть погреб, позволяющий хранить мясо, так как температура в этой части помещения всегда отрицательная.
Несмотря на влияние цивилизации, до сих пор сибирские татары стремятся выполнять постройки из дерева, однако этнический колорит постепенно уходит в прошлое.

Жизнь


Сибирские татары в основном занимаются скотоводством. С давних времен они выращивали лошадей, различные виды рогатого скота, в редких случаях растили верблюдов. Овец разводили много, что позволяло получать большое количество шерсти для собственных нужд и продажи. Рыболовство и охота развиты, как и сенозаготовка. Из рыбы в основном добывают карася, а на охоте отстреливают лосей и косуль.
Сибирские татары вручную шили тулупы и делали обувь из шерсти домашнего скота. Из пуха и перьев делали подушки и перины. Всегда ценился козий пух, который служил основой для изготовления шалей. Люди занимаются обработкой льна, из которого шьют сети, предназначенные для ловли рыбы. Из ивы делаются лодки, сани, лыжи, разные виды посуды.

Традиции


Традиции сибирских татар сильно изменились ввиду влияния ислама. Однако некоторые празднества до сих пор отмечают.

  1. Например, восточный Новый год Амаль, пришедший от тюрков, до сих пор празднуют во время весеннего равноденствия. Частично он связан с исламом, однако напрямую к нему не относится. Во время праздника люди едят всем коллективом, дарят подарки и играют в игры.
  2. Праздник Карга бутка уже не отмечается, хотя ранее считался священным. Он был связан с воронами и грачами, которые считались священными птицами. По прилете грачей люди собирали крупу и начинали варить каши, которые потом ели всем аулом.
  3. Если лето выдается засушливым, сибирские татары прибегают к молитве о ниспослании дождя. Этот обряд схож со многими, связанными с молитвами о ниспослании урожая.
  4. Среди традиций сибирских татар сохранилось почитание суфийских шейхов. Считается, что именно они принесли народу ислам. Шейхов хоронят в особых могилах, которые называют «астана». За каждой такой могилой закрепляют хранителя, чтобы он стерег ее и следил за надлежащим состоянием. Проезжающий мимо астаны обязан останавливаться и читать молитвы, затем передать награду. Наградой делятся не только с умершими, но и родственниками шейха.
  5. Очень важную роль для татар играл тугум, представляющий собой общину с несколькими семьями, что являло собой подобие клана, ведь для формирования тугума должен быть один предок. Тугум регулировал хозяйственно-бытовые отношения, контролировал соблюдение ритуалов, занимал важное положение в религиозной жизни. Также ранее существовали общины-волости, общины-селения, занимающиеся соответствующими делами в отношении пользования хозяйством и фискальной политикой.

Этнос сибирских татар требует пристального изучения. Пока что ученым точно неизвестна детальная история происхождения. Поэтому информации на этот счет остается мало. Однако мы точно знаем, что у сибирских татар есть признаки сформировавшегося народа, в том числе литература, язык, особый быт и приверженность традициям.

Ряд немусульманских народов Сибири (хакасы , шорцы , телеуты) по сей день используют термин "тадар" в качестве самоназвания, хотя не рассматриваются как часть татарской нации и не осознают себя таковой.

  • Тоболо-иртышская (включает заболотных(ясколбинских) , тоболо-бабасанских, курдакско-саргатских, тарских, тобольских и тюменско-туринских ясколбинских татар);
  • Барабинская (включает барабинско-туражских, любейско-тунусских и теренинско-чойских татар);
  • Томская (включает калмаков, чатов и эуштинцев).

Территория проживания и численность

Сибирские татары исторически проживали на обширных равнинах к востоку от Уральских гор до реки Енисей в степной, лесостепной и лесной зонах. Исконные сёла сибирских татар расположены чересполосно с сёлами других этносов преимущественно в Аромашевском , Заводоуковском , Вагайском , Исетском , Нижнетавдинском , Тобольском , Тюменском , Уватском , Ялуторовском , Ярковском районах Тюменской области; Большереченском , Знаменском , Колосовском , Муромцевском , Тарском , Тевризском , Усть-Ишимском районах Омской области; Чановском районе (аулы Тебисс , Кошкуль, Малый Тебисс, Тармакуль, Белехта), Кыштовском,Венгеровском,Куйбышевском Колыванском районе Новосибирской области, Томском районе Томской области, по нескольку сёл имеется в Свердловской , Курганской и Кемеровской областях. Значительно сибирскотатарское население в городах указанных областей, а за пределами РФ общины сибирских татар есть в Центральной Азии и Турции (село Богрюделик в провинции Конья).

По сообщению послов сибирского хана Едигера , прибывших в Москву в 1555 г., количество «чёрных людей» без знати в ханстве составляло 30 700 человек. В грамоте Ивана Грозного об обложении их данью приводится цифра 40 000 человек: По итогам Первой всероссийской переписи в Тобольской губернии в 1897 году сибирских татар насчитывалось 56 957 человек. Это последние известия о подлинной численности сибирских татар, так как дальнейшие переписи происходили с учётом численности татар-переселенцев из других регионов России. Нельзя не упомянуть и о том, что многие сибирские татары всячески уклонялись от переписи, полагая, что это очередная попытка царского правительства заставить их платить ясак (налог) . Тем не менее, в 1926 г. на территории нынешней Тюменской области насчитывалось 70 000 татар, в 1959 г. - 72 306, в 1970 г. - 102 859, в 1979 г. - 136 749., в 1989 г. - 227 423, в 2002 г. - 242 325 (из них родилось в Тюменской области 125000 человек). Всего же, по результатам Всероссийской переписи населения , в 2002 году в вышеназванных областях (их территория соответствует основной территории исторического Сибирского ханства), проживало 358 949 татар , из которых 9289 идентифицировали себя как сибирские татары. Наибольшее число респондентов идентифицировали себя как сибирские татары в Тюменской и Курганской областях - 7890 и 1081 человек соответственно. Всего же, по данным переписи 2002 года, в России проживало 9611 сибирских татар . В то же время, в ряде публикаций численность коренных сибирских татар оценивается от 190 до 210 тысяч человек . Столь значительное расхождение в данных может быть объяснено тем, что вопрос самоидентификации является среди сибирских татар предметом дискуссии. Часть из них разделяют официальную точку зрения о том, что являются частью единой татарской нации и считают свой родной язык восточным диалектом литературного татарского , другие считают себя представителями отдельного народа с самобытным языком и культурой .

Этногенез и этническая история

Часть сибирских татар вышло из среды средневековых кыпчаков , принимавших участие в формировании многих тюркских народов. В процессе своего длительного и сложного этнического развития сибирские татары контактировали с группами угорского происхождения, самодийцами, кетами, народами Саяно-Алтая, Средней Азии и Казахстана .

Наиболее близки к сибирским татарам этногенетически - казахи и башкиры , тюрки Саяно-Алтая. Связано это с тесными этногенетическими контактами этих этносов в обозримом прошлом.

Сравнительно достоверные данные об этногенезе, как считается в науке, можно получить с эпохи неолита (6-4 тыс. лет до н. э), когда начинают складываться племена. Эта эпоха характеризуется обитанием на территории Западной Сибири племён угорско-уральского происхождения, контактировавшими с племенами Прикаспийской Средней Азии . В середине 2-го тысячелетия до н. э. в Сибирь проникают ираноязычные племена. Рубеж и начало новой эры характеризуются формированием древнетюркского этноса в Сибири. Тюркские племена хунну обитали в Западной Сибири уже во -III вв. н. э. В - вв. западносибирскую лесостепь заселяют значительные массы тюрков, пришедшие из районов Алтая и Центрального Казахстана . В XIII в. в Прииртышье появляются кыпчаки , вытесненные из южных степей войсками Чингисхана . В этот период начинается активный уход угорского населения на север, часть которого остаётся и вливается в состав тюркского населения. Всё это время не прерываются контакты местного сибирско-тюркского населения с этносами Средней Азии , поскольку границы владений среднеазиатских государственных объединений доходили до территории Прииртышья. Так к -XVI вв. складывается этническое ядро сибирских татар. В XIII в. территория проживания сибирских татар входила в состав Золотой Орды . В XIV в. возникает Тюменское ханство со столицей Чимги-Тура (совр. Тюмень), в конце -XVI вв. - Сибирское ханство со столицей в Искере (близ современного Тобольска) .

Несмотря на многие общие культурные сходства сибирских, волго-уральских и астраханских татар , антропологи всё же выделяют сибирский тип как отдельный этнос. С тех пор как Татарстан стал центром и средоточием татарской культуры, влияние поволжских татар на все остальные группы татар привело к тому, что усилился процесс культурной консолидации всех подгрупп татар. Книги, фильмы, газеты, выпускаемые в Татарстане и доступные по всей России, концерты творческих коллективов из Татарстана в татарской диаспоре, неизбежно привели к нивелировке местных различий. Тем не менее, в среде сибирских татар сильно чувство близости с казахами и отличия от (астраханских и волжских) татар. Они, однако имеют, в основном, дружественные отношения с другими татарами.

Язык и письменность

Сибирскотатарская литература

Религия

Духовная культура

Ценностные ориентиры сибирских татар базируются на религиозных (исламских) канонах, нерелигиозных представлениях и их проявлениях в обычаях и обрядности. К религиозным обрядам можно отнести следующие (проводятся при участии муллы) - обряд имянаречения (пала ататыу), бракосочетание (негэ), похороны (кумеу), поминальный обряд (катым), зарок (телэу) - проводится по значимым событиям жизни с закланием жертвенного животного, исламские календарные праздники - пост рамазан (ураса), курбан (корманнык) и др. Все религиозные обряды проводятся практически по одному сценарию - разница лишь в чтении муллой различных молитв. Накрывается стол с традиционным набором блюд (лапша, пироги, лепёшки, баурсаки, урюк, изюм, чай), собираются уважаемые люди, родственники, мулла читает необходимые молитвы, всем раздаётся милостыня (кэйер), трапеза.

Народные праздники и обычаи включают в себя элементы доисламских верований сибирских тюрков. К народным праздникам относится амаль (восточный новый год в день весеннего равноденствия). В селе проводится коллективная трапеза, раздаются подарки (предметы разбрасываются с высокой постройки), участники играют в игры. Сегодня почти забыт древний праздник карга путка («воронья (грачиная) каша»). У сибирских татар в доисламский период ворона считалась священной птицей. Он проводился во время прилёта грачей, то есть перед началом посевных работ. Жители села собирали по подворьям крупу и другие продукты, варили кашу в большом котле на всех участников, развлекались, а остатки трапезы оставляли в поле .

Также традиционно, сибирские татары в засушливое лето проводят мусульманский обряд "Молитва о ниспослании дождя", где сельчане во главе с мусульманским духовенством проводят этот обряд заклания жертвенного животного в засушливую погоду с просьбой к Всевышнему о дожде либо, наоборот, в дождливую о прекращении осадков для возможности продолжения сельскохозяйственных работ (в основном заготовки сена).

В виду того что Ислам в среду Сибирских татар пришел через Бухарских суфийских шейхов, среди сибирских татар сохранилось уважительное отношение к этим шейхам. Так называемые "Астана" - захоронения шейхов, почитаются сибирскими татарами и более того у каждой "Астаны" имеется свой "хранитель", который следит за состоянием "Астаны", а местное население проезжая рядом с "Астаной" всегда остановится у могилы шейха и прочитав молитвы передает вознаграждение от прочитанного пророку Мухаммаду (Мир ему и благословение), его семье, сподвижникам, аулия (друзьям Аллаха), всем шейхам, мусульманам и себе.

К духовному наследию сибирских татар относится фольклор . В жанровом отношении он разнообразен. Из лиро-эпических произведений известны дастаны (народные поэмы) («Идегей»), прозаические - сказки (йомак), пословицы (лагап), поговорки (эйтем). Музыка (кроме плясовой) основана на пентатонике, поэтому сибирские татары поют песни (йыр), общие с татарскими и башкирскими. Музыкой сопровождаются такие жанры фольклора как баиты (пэйет) - стихи, посвящённые трагическим случаям жизни, мунаджаты (моначат) - религиозные песнопения, частушки (такмак). Народные танцы отличаются громким отбиванием ног (как в испанском фламенко). Из традиционных музыкальных инструментов известны курай (точнее коурай)(род свирели), кубыз (точнее комыз) (язычковый музыкальный инструмент), тумра (род домбры), тум (барабан).

Материальная культура

По крою и расцветке старинная верхняя одежда сибирских сродни среднеазиатской и Саяно-Алтайской, (с уйгуро-китайским отворотом), женские платья - башкирским (с несколькими рядами оборок по подолу), костюмы начала XX века и позже подвержены татарскому влиянию.

Кухня сибирских татар разнообразна и основывается на мучных, рыбных, мясных и молочных блюдах. Ели мясо всех домашних животных и птиц, кроме свинины , из диких животных - зайчатину и лосятину . Из конского мяса делали колбасы (казы), в том числе и копчёные. Кроме того, вялили мясо. Излюбленные первые блюда - супы и бульоны: мясной суп - аш, мясной бульон - шурба, уха - палык шурба, разные виды лапши - онаш, салма, супы с клёцками - умац и йорэ, пшённый - тарык урэ, перловый - куцэ урэ, рисовый - корец урэ. В качестве вторых блюд употребляются пишпармак - томлёное в печи мясо с бульоном, картофелем, луком и кусочками тонко раскатанного теста, а также различные изделия из теста: большой закрытый мясной пирог - пэлец (из различных видов мяса), большой закрытый рыбный пирог - эртнек. Известно большое количество выпечки: пресные лепёшки - кабартма, пэтер и йога, пшеничный и ржаной хлеб , большой закрытый или открытый пирог со сладкой начинкой из калины (палан пэлец), клюквы и брусники (цея пэлец), пирожки с различными начинками - капшырма, самса, пэрэмец, множество видов паурсаков - кусочков теста, приготовленных в кипящем масле или жире (сур паурсак, сансу и др.), блюда наподобие блинов - коймок, халва - алюва, хворост (коштел). Употребляли каши, талкан - блюдо из молотых зёрен ячменя и овса, разведённых в воде или молоке.

Поскольку территория проживания сибирских татар - болотистые, озёрные места, одним из популярных видов сырья для приготовления пищи является рыба (кроме бесчешуйных видов и щуки, которые запрещены исламом). Рыба варится в виде ухи, запекается в печи, жарится на сковороде как отдельно на масле, так и в бульоне с картофелем, а также вялится, сушится, солится. Кроме того, популярно мясо водоплавающей дичи. В виде приправы во всех видах мясных и рыбных блюд используется большое количество лука. Помимо мясных блюд, как один из основных видов продуктов животноводства, популярны молочные продукты: май - масло , (эремцек, эцегей) - творог , катык - особый вид простокваши (кефира), каймак - сметана , сливки , курт - сыр . Наиболее распространёнными напитками были чай , некоторые виды шербета , известно употребление кумыса и айрана .

Из дикорастущих ягод на сладкое приготавливалась пастила (как)

Со второй половины ХХ в. в рационе сибирских татар начали появляться овощи.

Традиционное хозяйство, ремёсла

Известно о занятии сибирских татар мотыжным земледелием ещё до вхождения Сибири в состав России. Традиционные культуры - ячмень , овёс , просо , позже - пшеница , рожь , гречиха , выращивался лён (йетен), огородничество не характерно плоть до начала ХХ в. Овощи покупались.

Скотоводство - основное занятие сибирских татар в прошлом, на селе и сейчас. В хозяйстве выращивали лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, в редких хозяйствах разводили верблюдов для торговли в южных странах. После весенних полевых работ табуны лошадей выпускались на вольную пастьбу. Овец стригли 2 раза в год. Сено заготавливается летом на индивидуальных и общинных покосах. До сих пор популярны рыболовство и охота. Основная рыба - карась (табан), а отстреливаются водоплавающая птица, лось , косуля , пушной зверь. Известно о ловле медицинских пиявок .

Определённое значение имели и имеет сейчас торговля, а в прошлом извоз - перевозка купеческих грузов на своих лошадях, отхожие промыслы (работы по найму в сельском хозяйстве, на казённых лесных дачах, лесопильных и других заводах). Продукты животноводства и земледелия обрабатывались как для внутреннего потребления, так и для торговли. Зерно мололи на муку и крупу на ветряных мельницах (йел тирмэн), а также с помощью ручных орудий (кул тирмэн). Масло взбивалось в специальной маслобойке - кобо. Известно о выжимании конопляного масла.

Ремёсла в основном были связны с внутренним потреблением. Шкуры домашнего скота и дичи выделывались вручную. Из шкур шились тулупы, обувь. Из пера птицы набивались подушки и перина. Козий пух и овечью шерсть пряли, вязали из пуха шали для себя и на продажу, а из шерсти - в основном носки. Лён обрабатывали для пошива одежды. Мастера (оста) вязали сети (ау), неводы (йылым) и производили другие приспособления для ловли рыбы, а также капканы на животных. Имеются данные об изготовлении верёвок из липового лыка , плетении коробов из ивовых прутьев, изготовлении берестяной и деревянной посуды, лодок, телег, саней, лыж. В северных районах собирали кедровые шишки .

Современные сибирские татары, живущие в городах, работают во всех сферах производства, обслуживания и образования, а на селе сохраняются традиционные занятия, как животноводство (с производством молочных продуктов для внутреннего потребления и для продажи, обработкой пуха и шерсти), охота, рыболовство, сбор дикоросов (ягод, грибов, кедровых шишек для продажи).

Социальная организация

В период Сибирского ханства и ранее у сибирских татар существовали родо-племенные отношения с элементами территориальной общины. В XVIII - начале XX вв. у сибирских татар существовали 2 формы общины: община-волость и община-селение. Функции общины-волости сводились в основном к фискальным и представляли собой этническую и сословную общность. Община-селение представляла собой поземельную единицу с присущими ей регулированием землепользования, хозяйственными функциями, функциями управления. Управление велось демократическими сходами. Проявлением общинной традиции является обычай взаимопомощи .

Немаловажной у сибирских татар была роль тугума. Тугум - группа родственных семей, берущих начало от одного предка. Роль тугума заключалась в регулировании семейных, хозяйственно-бытовых отношений, исполнении религиозных и народных ритуалов. Важной была роль и религиозной общины, регулировавшей определённые отношения в общине в целом.

Известные сибирские татары

См. также

Примечания

  1. http://www.perepis-2010.ru/results_of_the_census/results-inform.php Перепись 2010
  2. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2002 года - Национальный состав населения
  3. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2002 года - Перечень вариантов самоопределения национальности с численностью
  4. Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. Под ред. Е. М. Жукова. 1973-1982.
  5. Сибирские Татары Институт Истории АН РТ 2002 г., 2002
  6. Д.М.Исхаков. Татары. Краткая этническая история Казань: Магариф, 2002.
  7. Томилов Н.А. Современные этнические процессы среди сибирских татар. Томск, 1978; Народы Сибири, М.-Л., 1956 (библ. на с. 1002);
  8. Бояршинова З. Я., Население Западной Сибири до начала русской колонизации, Томск, 1960.
  9. Багашев А. И. Таксономическое положение тоболо-иртышских татар в системе расовых типов Западной Сибири // Проблемы антропологии и исторической этнографии Западной Сибири. Омск, 1991.
  10. Хить Г. Л., Томилов Н. А. Формирование татар Сибири по данным антропологии и этнографии//методологические аспекты археологических исследований в Западной Сибири. Томск, 1981
  11. Валеев Ф. Т. Сибирские татары. Казань, 1993.
  12. Национальный состав населения по субъектам Российской Федерации
  13. CИБИРСКИЕ ТАТАРЫ Историческая справка
  14. http://www.islam.ru/pressclub/vslux/narodedin/
  15. Писатели сибирских татар решили стать отдельным этносом | В России и СНГ | Новости | Ислам и мусульмане в России и в мире
  16. Исхакова, Валеев - Проблемы возрождения национального языка сибирских татар
  17. Сагидуллин М. А. Тюркская этнотопонимия территории проживания сибирских татар. М., 2006.
  18. Тумашева Д. Г. Диалекты сибирских татар: опыт сравнительного исследования. Казань, 1977.
  19. Ахатов Г. Х. Диалекты западносибирских татар. Автореф. дис. на соиск. учен. степени докт. филолог. наук. Ташкент, 1965.
  20. Томилов Н. А. Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины в конце XVI - начале ХХ вв. Новосибирск, 1992.
  21. Творчество народов Тюменской области. М., 1999.
  22. Бакиева Г. Т. Сельская община Тоболо-Иртышских татар (XVIII - начало XX в.).Тюмень-Москва, 2003.

Литература

  • Ахатов Г. Х. Некоторые вопросы методики преподавания родного языка в условиях восточного диалекта татарского языка. - Тобольск, 1958.
  • Ахатов Г. Х. Язык сибирских татар. Фонетика. - Уфа, 1960.
  • Ахатов Г. Х. Диалект западно-сибирских татар. - Уфа, 1963.
  • Ахатов Г. Х. Диалекты западносибирских татар. Автореф. дис. на соиск. учен. степени докт. филолог. наук. Ташкент, 1965.
  • Ахатов Г. Х. Татарская диалектология. Диалект западно-сибирских татар. - Уфа, 1977.
  • Ахатов Г. Х. Татарская диалектология (учебник для студентов высших учебных заведений). - Казань, 1984.
  • Бакиева Г. Т. Особенности развития судебной системы у сибирских татар в XVIII - начале XX в. // Вестник археологии, антропологии и этнографии (издание ИПОС СО РАН), 2009, № 9. - С. 130-140.
  • Бакиева Г. Т.

Close