Кубанские космонавты

Сценарий


Сл 1-2. Кубань и космонавтика.

ознаменовал начало новой эпохи в истории человечества – эпохи освоения человеком космического пространства.

Полет Гагарина вправе считать подвигом одного человека, но и всего советского народа – конструкторов, ученых, летчиков-испытателей, рабочих конструкторских бюро, внесших свой вклад в становление и развитие отечественной космической науки и техники.

Среди них были и наши земляки, те, кто родился, вырос или трудился

На кубанской земле и прославил ее своими подвигами.

Значительный вклад кубанцев в историю развития отечественной космонавтики сегодня очевиден.







Наш край с космических высот

Во-первых, с Кубанью связана жизнь и деятельность отечественных ученых, работавших в области ракетостроения. Имена Н.Г. Чернышева

(советский ученый-химик, разработчик ракетного топлива, уроженец ст. Казанской), Ю.В. Кондратюка

(один из пионеров теоретической космонавтики, работавший на Крыловском элеваторе ) Г.Я. Бахчиванджи

(испытатель первого самолета с реактивным двигателем, уроженец ст. Бриньковской) были признаны мировым сообществом –

Их именами названы кратеры на обратной стороне Луны Наш край гордится и генеральным конструктором Дмитрием Ильичом Козловым, уроженцем г. Тихорецка.

Во-вторых, по праву сынами Кубани являются космонавты

В. Горбатко, Н. Березовой, В. Севастьянов, Г. Падалка С. Трещёв

В третьих, в Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков им. А. Серова и Ейском авиаучилище в свое время прошли подготовку многие летчики-космонавты. Десятки космонавтов бывшего СССР, современной России и зарубежья прошли подготовку в Институте мониторинга земель и экосистем, находящегося в Краснодаре. Первая группа космонавтов СССР, в числе которых был и Ю.А. Гагарин, проходила предполетную практику в Краснодарском аэропорту.

Помимо этого, предприятия Краснодарского края работали

на развивающуюся космическую отрасль страны. «Сатурн» и сейчас производит солнечные батареи, используемые в современной космонавтике.

Тысячью нитей связан наш край с историей развития

23 февраля 1987 года при участии руководства края и поддержке центральных органов в Краснодаре был образован краевой комитет космонавтики, председателем его стал Э.М. Трахов,директор Южнороссийского института мониторингa земель и экосистем, заслуженный деятель науки Кубани и Республики Адыгея,

академик Адыгейской Международной академии наук.

К звездным рейсам ведут нелегкие дороги. Но уже ничто не заставит человечество свернуть с проторенной в космос дороги.

Мы с интересом перечитываем книги о начале космической эры.

Среди звездных имен первого отряда есть имена кубанцев.

Сл 14. Козлов Д.И.

Дмитрий Ильич Козлов родился 1 октября 1919 года в городе Тихорецке Краснодарского края в семье рабочего.

После окончания в Пятигорске в 1937 году средней школы поступил в Ленинградский военно-механический институт.Во время Великой Отечественной войны с 1 июля 1941 года — доброволец Ленинградского народного ополчения, участвовал в боях на Ленинградском и Волховском фронтах в составе 71-й отдельной морской стрелковой бригады. В сентябре 1944 года после третьего ранения, в результате которого он потерял руку, был демобилизован, вернулся в институт и окончил его в декабре 1945 года. За все время работы Д. И. Козлова в «ЦСКБ-Прогресс» было разработано, изготовлено и запущено свыше 1700 ракет-носителей типа Р-7 и около одной тысячи космических аппаратов различного назначения.

Сл 17. Награды

Д. И. Козлов лауреат Ленинской премии, награжден 4 орденами Ленина, орденом «За заслуги перед Отечеством» 2 степени, орденом Октябрьской революции, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.

В 1989 году удостоен звания «Заслуженный работник промышленности СССР» (нагрудный знак № 1). Д. И. Козлов — почётный академик Инженерной академии РФ, почётный академик Академии технологических наук РФ, заслуженный деятель науки и техники РФ, почётный гражданин города Самары и города Тихорецка.

Сл 18. Чернышев Н. Г.

В ряду крупных ученых в области космонавтики находится исследователь химии ракетных топлив Николай Гаврилович Чернышев — доктор технических наук, инженер-полковник. Его именем назван один из кратеров на Луне.

Один из наших пионеров ракетной техники И.А. Меркулов назвал Н.Г. Чернышева "главным химиком космонавтики«. Основными направлениями его научной деятельности стали исследования новых жидких топлив

Н.Г. Чернышев родился 9 сентября 1906 г. в семье учителей сельской школы станицы Казанской Кавказского отдела Кубанской области. . В 1922 г. он самостоятельно, уезжает для продолжения учебы в Краснодар. В 1924 г. ему вручают удостоверение об окончании 7-й советской школы II ступени (ныне средняя школа № 36). . В августе 1926 г. он становится студентом Донского политехнического института Новочеркасска. Николай Гаврилович активно боролся за установление отечественных приоритетов в области ракетной техники.

Сл 21. Горбатко В.В..

Космонавт России. Родился 3 декабря 1934 года в поселке Венцы-Заря Кавказского района Краснодарского края.

Детство, школьные годы, юность прошли в поселке конезавода "Восход" Новокубанского района Краснодарского края.

После окончания в 1952 году средней школы был призван в Советскую Армию и направлен в авиацию.

Окончил школу первоначального обучения пилотов, а затем в 1956 году Батайское военное авиационное училище летчиков имени А.К.Серова. Служил в авиационных частях Военно-воздушных сил СССР.

В 1960 году зачислен в состав отряда советских космонавтов (1960 Группа ВВС № 1). Проходил подготовку к полетам на кораблях типа Восток и Восход.

С 12 по 17 октября 1969 года совершил первый космический полет в качестве инженера-исследователя космического корабля Союз-7.

После первого космического полета проходил подготовку к полетам на военной орбитальной станции типа "Алмаз".

Свой второй космический полет совершил с 7 по 25 февраля 1977 года в качестве командира космического корабля Союз-24.

Работал на борту орбитальной станции Салют-5 (военная орбитальная станция типа Алмаз).

Свой третий космический полет совершил с 23 по 31 июля 1980 года в качестве командира советско-вьетнамского экипажа на космическом корабле Союз-37

Дважды Герой Советского Союза.

Награжден тремя орденами Ленина,

орденом Красной Звезды, медалями.

Награжден Золотой медалью имени К.Э.Циолковского АН СССР.

Герой Монгольской Народной Республики. Герой Социалистической Республики Вьетнам.

Награжден двумя орденами Сухэ-Батора (Монголия) и орденом Хо Ши Мина (Вьетнам).

Почетный гражданин городов Калуга, Гагарин, Краснодар, Армавир, Терек (Россия), Караганда, Аркалык, Кустанай (Казахстан), Смолян, Сливен (Болгария), Чойбалсан (Монголия

Сл 27-28. Трещев С.Е.

Родился 18 августа 1958 года в поселке Красный Кустарь Волынского района Липецкой области, РСФСР

В 1975 году окончил среднюю школу №15 поселка Холмский Абинского района Краснодарского края.

В 1976 году окончил с отличием техническое училище №78 города Москвы, и получил специальность газоэлектросварщика.

В 1982 году окончил Московский энергетический институт (МЭИ), получил специальность «инженер-преподаватель электроэнергетических дисциплин». Поступил в институт только со второй попытки, в 1976 году.

С 16 сентября 1986 года до зачисления в отряд космонавтов работал инженером 292 отдела ГКБ НПО «Энергия». Участвовал в подготовке космонавтов и проведении эксперимента «Пилот». Испытывал модуль «Квант-2» в качестве испытателя, занимался технической подготовкой и бортовыми тренировками

С 5 июня по 7 декабря 2002 года в качестве бортинженера ТК «Союз ТМ» и 5-й основной экспедиции МКС вместе с В.Корзуном и Пегги Уитсон.

Во время полета выполнил один выход в открытый космос:
26.08.2002 - продолжительностью 5 часов 21 минута.

Герой Российской Федерации. Летчик-космонавт Российской Федерации.

Награжден

Медалью «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации

Среди наград есть медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» (2003).

Награжден также медалью НАСА «За космический полет»

Сл 33. Кондратюк Ю.В.

В работе, вывел основное уравнение движения ракеты, привёл схему и описание четырёхступенчатой ракеты на кислородно-водородном топливе, камеры сгорания двигателя с шахматным и другим расположением форсунок окислителя и горючего, параболоидального сопла и многого другого.

Им было предложено:

использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты при спуске с целью экономии топлива;

при полётах к другим планетам выводить корабль на орбиту искусственного спутника, а для посадки на них человека и возвращения на корабль применить небольшой взлётно-посадочный корабль (предложение реализовано американским агентством NASA в программе «Apollo»);

использовать гравитационное поле встречных небесных тел для доразгона или торможения КА при полете в Солнечной системе («пертурбационный манёвр»).

Сл 36. Севастьянов В.И.

В 1959 году окончил Московский авиационный институт (МАИ) им.С.Орджоникидзе и получил диплом инженера-механика по самолетостроению. Работал инженером 9-го отдела ОКБ-1.

31 января 1967 года был зачислен в 731-й отдел ЦКБЭМ испытателем (кандидатом в космонавты-испытатели).

С 1 по 19 июля 1970 года в качестве бортинженера КК «Союз-9» вместе с Андрияном Николаевым
Экипаж установил новый мировой рекорд продолжительности полета. Позывной: «Сокол-2».
Продолжительность полета составила 17 суток 16 часов 58 минут 55 секунд.

С 24 мая по 26 июля 1975 года в качестве бортинженера КК «Союз-18» и ОС «Салют-4» (ДОС-4), вместе с Петром Климуком.
Позывной: «Кавказ-2».

Дважды Герой Советского Союза (03.07.1970, 27.07.1975),

Летчик-космонавт СССР (03.07.1970),

Заслуженный мастер спорта СССР (1970).

Награжден

двумя медалями «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (03.07.1970, 27.07.1975), двумя орденами Ленина (03.07.1970, 27.07.1975), медалью «За доблестный труд.

лауреат Государственных премий СССР (1978) и Эстонской ССР (1979).

Орденом «Ожерелье Нила» (Объединённая Арабская Республика, 1970)

орденом Православной Церкви «Преподобный московский князь Даниил» II степени (2000).

общественным орденом Петра Великого (2008), присуждаемым Академией проблем безопасности, обороны и правопорядка.

Сл 41 Бахчиванджи Г.Я.

Родился 20 февраля по новому стилю 1908 года в станице Бриньковская Приморско-Ахтарского района Краснодарского края, где окончил семь классов школы. Грек по происхождению.

Трудовую деятельность начал с 1925 года, в городеПриморско-Ахтарске, где работал в литейной мастерской, затем помощником машиниста паровоза в депо станции Ахтари.

В 1933 году окончил авиатехническое училище, а в 1934 году — Оренбургскую школу пилотов. За образцовый показ техники пилотирования и глубокие знания авиационной техники лётчика направляют в научно-исследовательский институт Военно-воздушных Сил РККА (НИИ ВВС) на лётно-испытательную работу. Сначала лётчик работал на разведывательных самолетах, потом на истребителях. Спустя некоторое время ему поручили проведение испытаний новых авиамоторов в полете.

С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, лётчик добровольно уходит на фронт в составе 402-го ИАП, сформированного на базе НИИ ВВС, лётчик-истребитель. Участвовал в обороне Москвы. Совершил шестьдесят пять боевых вылетов на самолете МиГ-3, провел 26 воздушных боев. Сбил лично 2 вражеских самолёта.

В августе 1941 года откомандировывается на базу НИИ ВВС в город Свердловск (ныне Екатеринбург), для испытания первого реактивного истребителя БИ-1.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1973 года капитан Бахчиванджи Григорий Яковлевич посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён двумя орденами Ленина и медалями.

Сл 45 Падалка Г.И.

89-й космонавт России и 384-й космонавт мира, командир космического корабля «Союз ТМ-28» и орбитального научно-исследовательского комплекса «Мир», лётчик-космонавт РФ, подполковник.
В октябре 1979 года окончил Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков имени В.М.Комарова. С декабря 1979 служил лётчиком 559-го авиационного полка истребителей-бомбардировщиков в составе 105-й авиационной дивизии истребителей-бомбардировщиков 61-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 16-й Воздушной армии ВВС Группы Советских войск в Германии.

Классный час

«Кубанские космонавты»

ЦЕЛИ:

Познакомить с космонавтами Кубани;

Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, уважение к кубанцам и их достижениям.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Вступительное слово учителя:

Сегодня мы поговорим о наших земляках – кубанцах, которые внесли свой вклад в развитие Космонавтики и покоряли космические пространства.

II. Цепочка загадок для детей.

Отгадайте загадки в стихах:

Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный …

Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя …

Астроном - он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная …

До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая …

У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: "астронавт",
А по-русски …

Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете -
На орбите как назло
Появилось …

НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,
В нем от скуки волком воет
Злой зеленый …

Гуманоид с курса сбился,
В трех планетах заблудился,
Если звездной карты нету,
Не поможет скорость…

Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам - тепло, хвосты - …

Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора -
Это черная …

В черных дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный …

Звездолет - стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные …

А галактики летят
В рассыпную как хотят.
Очень здоровенная -
Эта вся вселенная!

Человеку звезды расти помогают

Хоть недавно совсем Век Космический начат,

А во многом уже по - развеялась тьма.

и уже мы на многое смотрим иначе,

и наука свои дополняет тома.

Проникает Земля (пусть ей светит удача!)

в мудрый Космос (он полон огня и ума!)

и становится с каждой победой сама

необъятней и ярче, сильней и богаче.

Ковш Медведицы - что экскаватора ковш,

он снести может горы до самых подошв,

на другой материк занести Гималаи...

Как бы ни были звезды от нас далеки,

но их сила вливается в мышцы руки,

человечеству звезды расти помогают!

III. Кубань и космонавтика

«Тысячью нитями связан наш край с историей развития отечественной космической науки и техники. Здесь родились, выросли или трудились многие отечественные ученые, работавшие в области ракетостроения, летчики-космонавты, труженики космодромов Байконур, Плесецк и полигона Капустин Яр. В 1966 году комиссия Академии наук СССР по лунным наименованиям присвоила имена ученых и конструкторов, разрабатывавших пороховые и жидкостные ракетные двигатели, десяти кратерам на обратной стороне Луны. Кратеру № 136 было присвоено имя Н.Г. Чернышева. Так имя казака, рожденное в бескрайних просторах кубанских степей, достигло космических высот. До середины 1980-х годов деятельность ученого - создателя ракетного топлива - было известно лишь в узких кругах специалистов-химиков и ракетчиков. В 1988 году после публикации статьи профессора Т.И. Агаповой «Имя на карте Луны» в газете «Советская Кубань» кубанцы впервые узнали о достижениях своего земляка, фактах из его биографии. Но мало кто знает сегодня о судьбе Чернышева-воина, ушедшего добровольцем на фронт в самом начале Великой Отечественной войны.


Предприятия Кубани еще в советскую эпоху работали на развивающуюся космическую отрасль страны. Краснодарский «Сатурн», например, сейчас производит солнечные батареи, используемые в современной космонавтике.
Десятки космонавтов бывшего СССР, современной России и зарубежья прошли подготовку в Южнороссийском институте мониторинга земель и экосистем, Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков имени А. Серова и Ейском авиационном училище. Первая группа космонавтов СССР проходила предполетную практику в Краснодарском аэропорту. Примечательно и то, что первый космонавт планеты Ю. А. Гагарин позже передал космическую эстафету кубанским коллегам: в общей сложности, наши земляки дважды Герой Советского Союза В. В Горбатко, дважды Герой Советского Союза В. И. Севастьянов, Герой Советского Союза А. Н. Березовой, Герой Российской Федерации Г. И. Падалка, Герой Российской Федерации С. Е. Трещев почти два года провели в космосе.
Кубань также подарила планете Земля и выдающихся ученых космической эры- Ю. В. Кондратюка, Д. И. Козлова, Н. Г. Чернышева».

Ученик:

Сергей Евгеньевич Трещев – космонавт, Герой Российской Федерации.

Будущий космонавт родился 18 августа 1958г. в селе Красный кустарь,Волынского района, Липецкой области. В 1964 году Трещевы переехали в Краснодарский край. Родители Сергея – Евгений Георгиевич и Нина Давыдовна решились поменять прописку, узнав от родственников, что на Кубани высокие зарплаты и чудесный климат. Глава семейства устроился механизатором в огромной станице Холмская, а мать – кондуктором автобуса.
Первый раз Трещевы поняли, что их сынишка растет неординарным человеком, когда ему исполнилось пять лет. В этом возрасте маленький Сережа пришел учиться в школу. Попытки учительницы выгнать из класса мальчика с пальчик закончились ее полной капитуляцией.

Со второй попытки в 1976 году поступил в Московский энергетический институт (МЭИ), который успешно закончил в 1982, получив специальность «инженера-преподавателя электроэнергетических дисциплин». После два года служил в Советской Армии в должности техника группы регламентных работ по авиационному оборудованию в расквартированной в городе Овруч Житомирской области. С 29 августа работал мастером по энергооборудованию на заводе экспериментального машиностроения.

Награды

  1. Ученик:

Севастьянов Виталий Иванович.

Севастьянов Виталий Иванович (р. 8.7.1935, Красноуральск Свердловской области), лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза (3.7.1970, 27.7.1975). Член КПСС с 1963. В 1959 окончил Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе и начал работать в КБ. Кандидат технических наук (1965). В отряде космонавтов с 1967. 1-19 июня 1970 совершил (совместно с А. Г. Николаевым ) полёт на космическом корабле "Союз-9" в качестве бортинженера. Корабль сделал более 286 оборотов вокруг Земли за 424 ч 59 мин, пролетев около 11,9 млн. км. 24 мая - 26 июля 1975 совместно с П. И. Климуком совершил полёт на космическом корабле "Союз-18" в качестве бортинженера. 26 мая 1975 "Союз-18" произвёл стыковку с находившейся на орбите с 26 декабря 1974 научной станцией "Салют-4" . Общее время полёта около 63 сут. Находясь в космических полётах (всего 80 сут 15 ч 59 мин ) , С. выполнял программу научно-технических и медико-биологических исследований, а также отрабатывал методику проведения прикладных работ по исследованию природных ресурсов Земли. Действительный член Международной академии астронавтики. Награжден 2 орденами Ленина, а также медалями.

Летчик-космонавт Виталий Иванович Севастьянов скончался 5 апреля 2010 года на 75-м году жизни в Москве после тяжелой продолжительной болезни. Похоронен на Останкинском кладбище 8 апреля рядом с могилой жены.

В 1970 году В. Севастьянов и А.Николаев на корабле «Союз-9″ осуществили рекордный на то время по продолжительности 18-суточный полет вокруг Земли . Это был 16 запуск советского космического корабля с космонавтами на борту.

2.Ученик:

Березовой Анатолий Николаевич .

С 1970 года в отряде космонавтов под порядковым номером 107.Единственный полёт совершил с 13 мая по 10 декабря 1982 года на станции Салют-7 (командир экспедиции), взлёт - Союз Т-5, посадка - Союз Т-7. Продолжительность полёта - 211 суток 09 часов 04 минуты 31 секунда. Число выходов в открытый космос - 1. Продолжительность работ в открытом космосе - 2 часа 33 минуты. Отчислен из отряда космонавтов 31октября 1992 года в связи с увольнением из вооружённых сил по возрасту.

Имеет многочисленные награды:

3.Ученик:

Александр Владимирович Щукин.

В связи с постоянными переводами отца по службе учился в различных школах, в том числе в городах Петропавловск-Камчатский и Ленинград.

С 1962 по1964 г. обучался в средней политехнической общеобразовательной трудовой школе №60 с производственным обучением г. Краснодара. По окончании которой, получил свидетельство о присвоении профессии радиомонтёра по ремонту наземной авиаэлектрорадиоаппаратуры.

В 1980 году окончил вечернее отделение Жуковского филиала Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе, получив специальность инженер-механик.

Профессиональная деятельность:

Работал слесарем-монтажником, электрослесарем.

В 1966 году работал радиомехаником Краснодарского авиаотряда.

Погиб 18 августа 1988 года в испытательном полете на спортивном самолете Су-26М. Похоронен на Быковском кладбище в г.Жуковском Московской области.

4. Ученик:

Герой Российской федерации летчик-космонавт Геннадий Падалка.

Геннадий Иванович Падалка закончил в 1979 году. Женат, отец трех дочерей. В свободное время увлекается театром, парашютным спортом и дайвингом.

Порядковый номер – 384 (89)
Количество полетов – 3

Общая продолжительность – 585 суток 06 ч 29 мин 53 с
Число выходов в открытый космос – 8
Продолжительность работ в открытом космосе – 27 ч 14 мин

Семейное положение: жена – Ирина Анатольевна, дочери – Юлия, Екатерина, Софья.

Образование: высшее.

5.Ученик:

В 1979 году окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков (ВВАУЛ) имени В. М. Комарова по специальности «Командно-тактическая истребительно-бомбардировочная авиация».

В 1994 года окончил Международный Центр обучающих систем ЮНЕСКО на факультете «Аэрокосмоэкология» Государственной академии нефти и газа, присвоена квалификация «инженер-эколог» и степень магистра экологического менеджмента.

В 2009 году окончил Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «Государственное и муниципальное управление», специализация «Государственное управление и национальная безопасность».

Опыт работы: после окончания авиационного училища с декабря 1979 года по апрель 1989 года проходил службу в качестве военного лётчика в частях Военно-Воздушных Сил МО СССР.

К моменту зачисления в отряд космонавтов освоил самолёты Л-29, МиГ-15УТИ, МиГ-17, Су-7Б, Су-7У, Су-7БМ, Су-24. Общий налёт составлял около 1200 часов.

22 апреля 1989 года приказом МО был зачислен кандидатом в космонавты-испытатели в отряд космонавтов РГНИИ ЦПК.

С июня 1989 по январь 1991 года проходил обще-космическую подготовку в ЦПК. 1 февраля 1991 года решением Межведомственной квалификационной комиссии (МВКК) присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

С апреля 1991 по февраль 1996 года проходил подготовку по программе полетов на ОК «Мир» в составе группы.

9 февраля 1996 года был назначен командиром дублирующего экипажа по программе 24-й экспедиции на ОК «Мир» (ЭО-24) и командиром основного экипажа 26-й экспедиции (ЭО-26).

С сентября 1996 по июль 1997 года проходил подготовку в качестве командира дублирующего экипажа Э0-24 вместе с Сергеем Авдеевым и Жан-Пьером Эньере (Франция).

С октября 1997 года приступил к подготовке в составе основного экипажа Э0-26 вместе с Сергеем Авдеевым. 23 марта 1998 года к подготовке в этом экипаже приступил космонавт-исследователь Юрий Батурин.

6. Ученик:

Первый полёт: с 13 августа 1998 по 28 февраля 1999 года в качестве командира корабля «Союз ТМ-28» и командира 26-основной экспедиции (ЭО-26) на ОК «Мир». Стартовал с Сергеем Авдеевым и Юрием Батуриным. Посадку совершил с Иваном Беллой (Словакия).
Позывной: «Альтаир-1».

Во время полета выполнил один выход в открытый космос и один выход в разгерметизированный модуль «Спектр».

Продолжительность полета составила 198 суток 16 часов 31 минута 20 секунд.

3 февраля 1999 года решением коллегии РКА был назначен командиром дублирующего экипажа 29-й экспедиции на ОК «Мир» (ЭО-29) вместе с Сергеем Трещёвым. 1 июня 1999 года Советом главных конструкторов было принято решение о переводе с августа 1999 года ОК «Мир» в беспилотный режим полета. Экипажи ЭО-29 были расформированы.

15 июня 1999 года приступил к подготовке в ЦПК имени Ю.А.Гагарина в качестве командира основного экипажа по программе «МКС-1R» («МКС-спасатель») вместе с Николаем Будариным. Предполагалось, в случае срыва автоматической стыковки служебного модуля «Звезда» со связкой ФГБ «Заря»/Node-1, отправить на орбиту экипаж для проведения стыковки в ручном режиме. Проходил подготовку до 6 июля 2000 года. 26 июля 2000 года автоматическая стыковка была выполнена успешно.

В июле 1999 года был назначен командиром дублирующего экипажа 4-й экспедиции на Международную космическую станцию (МКС-4Д). С ноября 2000 года приступил к подготовке к полёту в качестве командира дублирующего экипажа МКС-4Д, вместе с Майклом Финком (США) и Стивеном Робинсоном (США).

7. Ученик:

С декабря 2001г. по апрель 2002г. вместе с Кононенко О. Д. проходил подготовку в качестве командира дублирующего экипажа ТПК “Союз ТМ-34” третьей экспедиции посещения на МКС.

В марте 2002 года был назначен командиром экипажа 9-й основной экспедиции на МКС (экипаж МКС-9 – Геннадий Падалка, Майкл Финк, Олег Кононенко). В феврале 2003 года, после катастрофы шаттла Columbia в связи с изменением в программе полёта МКС экипажи были переформированы.
В декабре 2003 года был назначен командиром дублирующего экипажа 9-й экспедиции на МКС (МКС-9Д) и командиром основного экипажа 10-й экспедиции на МКС (МКС-10), вместе с Майклом Финком. Однако после того как в январе 2004 года бортинженер основного экипажа МКС-9 Уилльям МакАртур был отстранен от подготовки по медицинским показателям, после нескольких перестановок в составе экипажей, 28 января 2004 года было принято решение назначить дублирующий экипаж (Геннадий Падалка, Майкл Финк) основным экипажем 9-й экспедиции МКС. В связи с тем, что до полета оставалось всего 2,5 месяца, экипаж МКС-9 приступил к подготовке в тот же день, не дожидаясь официального решения МСОР. Вместе с ними по программе экспедиции посещения проходил подготовку голландский астронавт Андрэ Кейперс.

8. Ученик:

Второй полет: с 19 апреля по 24 октября 2004 года в качестве командира корабля «Союз ТМА-4» и командира 9-й основной экспедиции МКС. Во время полета выполнил четыре выхода в открытый космос.

Продолжительность полета составила 187 суток 21 час 16 минут 09 секунд.

В августе 2007 года был назначен командиром основного экипажа 19-й экспедиции на МКС (МКС-19А, с июля 2008 года обозначается просто МКС-19).

В январе 2008 года начал подготовку по программе 19-й экспедиции на МКС. В мае 2008 года, после перевода командира дублирующего экипажа МКС-18 Юрия Лончакова в основной экипаж, был включен на его место в дублирующий экипаж (МКС-18Д) и приступил к подготовке вместе с Майклом Барратом (США) и членом экспедиции посещения космическим туристом Ником Халиком.

После дублирования продолжил подготовку в качестве командира основного экипажа по программе 19-й и 20-й экспедиций на МКС вместе с астронавтом НАСА Майклом Барратом и членом экспедиции посещения, космическим туристом Чарльзом Симони.

9. Ученик:

Третий полет: с 26 марта по 11 октября 2009 года в качестве командира корабля «Союз ТМА-14» и командира 19-й и 20-й основных экспедиций на МКС.

Во время полета выполнил два выхода в открытый космос.

Продолжительность полёта составила 198 суток 16 часов 42 минуты 22 секунды.

Классность: военный лётчик 1-го класса. Инструктор-космонавт-испытатель 1-го класса.

Почетные звания и награды:

Герой Российской Федерации (05.04.1999).

Летчик-космонавт РФ (05.04.1999).

Награжден медалью «Золотая звезда» Героя РФ (05.04.1999), орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (23.02.2005), орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (02.04.2010), лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники.

Из интервью Падалки:

« Космос и невесомость – особая среда обитания, и обычные земные приспособления там не годятся. Поэтому все, что есть на МКС, сделано специально для нее. Одежда, пища и приспособления для ее приема, средства личной гигиены, средства фиксации космонавта для работы в невесомости внутри и снаружи станции, системы обеспечения жизнедеятельности в космосе – все они уникальны, и земных аналогов у них нет. Вот, к примеру, российская система регенерации воды из конденсата, которая используется для удаления влаги из атмосферы станции с последующей ее очисткой. Это та влага, которая выделяется при дыхании, через кожу либо остается в атмосфере станции при приеме водных процедур. Так вот: после сбора и очистки она вновь насыщается солями и минералами и делается пригодной для питья. Это порядка полутора литров ежедневно на каждого оператора. Некий круговорот воды в объеме комплекса. Это позволяет нам уменьшить поставки воды на станцию на грузовых кораблях»

10. Ученик:

Ученик: Горбатко Виктор Васильевич

Горбатко родился 3 декабря 1934 года в поселке Венцы-Заря Гулькевичского района Краснодарского края. После окончания средней школы в 1952 году он поступил и в 1953 году окончил военную авиационную школу первоначального обучения пилотов, а в 1956 году Батайское военное авиационное училище им. А.К. Серова. Далее служба в истребительном авиационном полку 48-й Воздушной армии Одесского военного округа, откуда в 1959 году по собственному желанию был направлен в Москву для отбора в отряд космонавтов. Пройдя все этапы отбора, Виктор Васильевич был зачислен в отряд 7 марта 1960 года на должность слушателя-космонавта Центра подготовки космонавтов ВВС в числе космонавтов первого, "гагаринского" набора. Начались этапы общекосмической и предполетной подготовки.

В 1968 году без отрыва от работы в Центре подготовки космонавтов он окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского.

Свой первый полет в космос В.В. Горбатко совершил 12-17 октября 1969 года по программе группового полета трех кораблей "Союз-6", "Союз-7", "Союз-8" на КК "Союз-7" в качестве инженера-исследователя (позывной "Буран-3") в экипаже: командир корабля А.В. Филипченко, бортинженер В.Н. Волков.

Второй космический полет В.В. Горбатко совершил с 7 по 25 февраля 1977 года по программе "Алмаз" в качестве командира экипажа КК "Союз-24" и орбитальной станции "Салют-5" (позывной "Терек-1") вместе с бортинженером Ю.Н. Глазковым.

23-31 июля 1980 года В.В. Горбатко в качестве командира международного экипажа корабля "Союз-37" (позывной "Терек-1") вместе с космонавтом-исследователем, гражданином Социалистической Республики Вьетнам Фам Туаном совершил свой третий космический полет на орбитальную станцию "Салют-6" по программе экспедиции посещения.

После того как экипаж «Союз – 37″ перешел в помещение станции и немного отдохнул, начался эксперимент «Азола». Азолла, вьетнамский водяной папоротник, самое мелкое из высших растений. Это делает его удобным для опытов по влиянию невесомости на процессы роста и развитие растений, ведь в исследовательский прибор можно было поместить до 20 азол, что повышало достоверность получаемых данных. Кроме того, азолла быстро размножается, и за короткий срок можно исследовать полную смену поколений этих растений. Азолла, растущая на полях, повышает плодородие почвы. Это происходит оттого, что в воздушных пазухах живет одна их разновидностей синезеленой водоросли, которая может связывать атмосферный азот, переводить его в соединения, пригодные для питания растений. Такие качества могут позволить применять азоллу на долговременных станциях для создания экологических систем.

В рамках подготовки к полетам в космос летал на самолетах Як-11, УТИ МиГ-15бис, Л-29, МиГ-17, Ил-14, вертолете Ми-8.

Виктор Васильевич награжден двумя медалями "Золотая Звезда" Героя Советского Союза (1969, 1977), тремя орденами Ленина (1969, 1976, 1980), орденом Красной Звезды (1961), медалью "Золотая Звезда" Героя Монгольской Народной Республики (1971), медалью "Золотая Звезда" Героя Социалистической Республики Вьетнам (1981), орденами и медалями МНР, СРВ, НРБ, ГДР, ПНР, КНДР. Звание "Летчик-космонавт СССР" он получил в 1969 году после первого полета в космос.

Суммарный налет – 30 сут 12 час 48 мин.
Виктор Васильевич женат, имеет двух дочерей.

11. Учениик .

1969 год: 12-17 октября Детство мое проходило на Кубани в годы Великой Отечественной войны. Полгода я проживал на оккупированной территории. Что особенно запомнилось мне в то время? Помню, когда наши войска отступали – а рос я на конном заводе «Восход», – бросали все, в т.ч. и табуны лошадей. Я наблюдал, как немецкие летчики заходили над табуном и расстреливали его. Если бы это была кавалерия – тогда понятно, но расстреливать мирный табун лошадей… Это произвело на меня ужасающее впечатление. Помню бои между нашими и фашистскими истребителями, которые проходили в небе над Кубанью. В то время я еще не знал, что именно в небе Кубани наша авиация впервые достигла превосходства в воздухе.

Не раз приходилось слышать, что самая земная профессия в мире - космонавт. Виктор Горбатко тоже так считает. Дважды Герой СССР, награжденный тремя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, золотой медалью им. К. Э. Циолковского, Герой Монголии и Республики Вьетнам, почетный гражданин Краснодара, Армавира, Калуги, других городов России, Казахстана, Болгарии и Монголии. Человек Вселенной… Его дорога к звездам начиналась с Млечного Пути. Того, который пролился в кубанском небе теплой летней ночью. Когда кобылы в полудреме мирно щиплют траву, а Кубань дымится паром, словно подогретое молоко.

12. Ученик.

Знакомство в больнице

Виктору Горбатко посчастливилось попасть в первый, «гагаринский» набор. Вышло так, что в больницу, куда претенденты на звание «космонавта N 1″ легли для обследования, первым пришел именно он.
- Как сейчас помню: провел в больнице весь день и был в палате совершенно один. Лежу на кровати, и тут открывается дверь и заходит молодой человек. «Старший лейтенант Гагарин», – просто представился он. Потом пришли и другие ребята. В группу нас попало 6 человек одного возраста. Мы дружим до сих пор. Всем в этом году исполняется 70 лет. Очень жаль, что Юра не отметит с нами замечательный юбилей.
Вместе летчики провели 45 дней, затем начались совместные тренировки. Они мечтали о том, как поднимутся над землей, и надеялись, что когда-нибудь полеты в космос будут доступны всем.

Пройдя специальную подготовку, все космонавты «гагаринского» набора поступили на один курс Академии имени Жуковского. Все они учились в одной группе и писали дипломные работы, посвященные разным аспектам одной темы. Гагарин и Горбатко исследовали возможность создания космических кораблей многоразового использования. Уже тогда они планировали строить «Бураны» и «Шаттлы».
- Юрий очень серьезно относился к учебе. Несмотря на массу дел, он в академии не числился, а именно учился. Иногда, правда, пропускал занятия и брал у нас лекции, для того чтобы готовиться. Сколько раз он и моими тетрадями пользовался. Мы защитили дипломы в 1968 году, а через 3 месяца Юра ушел в свой последний полет.

13. Ученик.

Вместе на конверте

После гибели Юрия Гагарина Виктор Горбатко внес огромный вклад в развитие советской космонавтики. Он был дублером Алексея Леонова и готовился по программе выхода в открытый космос. Первым в космосе оказался все же Леонов, но в октябре 1969 года наступил звездный час и Горбатко. Именно он принимал участие в совместном полете трех космических кораблей, а затем поднимался на орбиту в составе «советско-вьетнамской делегации».
Грудь космонавта Горбатко украшают две звезды Героя Советского Союза, три ордена Ленина, орден Красной звезды, золотые звезды героя Монголии и Вьетнама. Особой гордостью Виктора Васильевича, однако, является… простой набор марок. На них он вместе с сокурсником Юрием Гагариным.

Просмотр фильма о В. Горбатко.

14. Ученик:

В Краснодарском историко-археологическом музее имени Е. Д. Фелицына сегодня открылась выставка «Космические маршруты кубанцев» . «Она посвящается 50-летию полета Юрия Гагарина и Году российской космонавтики»,- сообщил корр. ИТАР-ТАСС президент Краснодарской федерации космонавтики Энвер Трахов.
В экспозиции представлены личные вещи кубанских летчиков-космонавтов
Виктора Горбатко, Анатолия Березового, Александра Щукина и Геннадия Падалки , книги и письма ученых Константина Циолковского и Юрия Кондратюка, костюмы. В рамках выставки представлена экспозиция космического питания. «Космические разносолы» любезно предоставили на выставку сотрудники единственного в России Бирюлевского экспериментального завода космического питания. В центре экспозиции личные вещи дважды героя Советского Союза, побывавшего в космосе, Виктора Горбатко. Выступивший на церемонии открытия выставки Горбатко отметил, что «в Краснодаре и на Кубани для космоса делалось многое».

15. Ученик:

Мерцают созвездья.

Мерцают созвездья в космической мгле,

Заманчиво светят и ясно,

Но люди привыкли жить на земле,

И эта привычка прекрасна.

Космос как море, но берег -

Земля, Равнины ее и откосы.

Что значит земля для людей с корабля,

Вам охотно расскажут матросы.

О море мечтают в тавернах они,

Как узники, ищут свободы.

Но все же на море проходят лишь дни,

А берегу отданы годы.

Я тоже хотел бы на борт корабля,

Созвездия дальние манят.

Но пусть меня ждет дорогая Земля,

Она никогда не обманет.

Итог:

Учитель:

На этом наше мероприятие заканчивается. Но, я надеюсь, не закончится список космонавтов Кубани. Может быть, когда вы вырастите, кто – то из вас станет продолжателем начатого космического дела и прославит новыми подвигами нашу малую Родину – нашу Кубань.

Литература:

1 «Вознесший славу Кубани до лунных высот» (к 100-летию со дня рождения Н.Г. Чернышева). - Краснодар: Диапазон-В, 2006

2. Звездный сын Кубани: к 70-летию дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР генерал-майора авиации В.В. Горбатко. - Краснодар: Периодика Кубани, 2004.

3. Шалобаев А.Ю.
Во славу Руси/ А.Ю. Шалобаев, Ю.С. Устинов. - М.: Герои Отечества, 2005.

5. Интернетресурсы.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 Сценарий урока кубановедения «День космонавтики. Космонавты Кубани». Подготовила и провела учитель начальных классов Козырева Н.А. СТ. СТАРОМИНСКАЯ. 2012 год. Цели: сформировать у учеников представление об истории освоения человечеством воздушного и космического пространства; развивать кругозор, речь. воспитывать гордость за своих земляков - космонавтов России. Оборудование: мультимедийная презентация урока; выставка моделей летательных аппаратов и рисунков по теме урока. Литература: дневник кубанского школьника; энциклопедия серии «Я познаю мир. Космос»ЭКСМО, 2006г. интернет-сайты; хрестоматия по чтению для начальной школы, АВАНТА, 2009г. СЛАЙД №1. Оргмомент. Объявление темы, целей урока. СЛАЙД №2. Чтение мифа «Дедал и Икар». Обсуждение. СЛАЙД №3. i ***Вы узнали этого героя? Что за предмет изображён художником позади Незнайки? Случайно ли это? На чём совершил герой путешествие к Луне? ***Читаю текст со слайда. -Кто же изобрёл воздушный шар? (французские изобретатели братья Жозеф Мишель и Жак Этьен Монгольфье) -В каком городе произошёл первый запуск воздушного шара? (в Париже) - В какой стране? (во Франции) - Когда? (5 июня 1783 года) СЛАЙД №4. ***-Посмотрите, кто прилетел к Незнайке! Узнали? -На каком летательном аппарате он прибыл на наш урок? -Чем он отличается от воздушного шара? (есть моторчик, управляемый пилотом аппарат) ****Карлсон хочет рассказать об летательных аппаратах, которые придумали после воздушного шара. *** Читаю со слайда. - Как называется этот аппарат? (дирижабль) ***АЭРОСТАТ (от греч. aer — воздух и statos — стоящий, неподвижный), летательный аппарат легче воздуха. Имеет оболочку, наполненную легким газом (водородом, гелием). Различают привязные, свободные, управляемые (дирижабли) и аэростаты для полетов в стратосферу (стратостаты). ***- Что в его конструкции появилось такое, чего не было на воздушном шаре? - Кто его изобретатель? (А. Жиффар) -В какой стране жил А. Жиффар? (во Франции) - Когда? (в1852 году). СЛАЙД №5. ***А теперь посмотрите на первый самолёт. *** Познакомьтесь с его необычной историей. Читаю со слайда. ***- В какой стране был придуман аэроплан? (в Америке) -Назовите конструкторов. (братья Уилбер и Орвилл Райт) -Когда проходил полёт первого самолёта? (17 декабря 1903 году) - Что интересного вы запомнили об этом полёте? (пролетел 32 м, полёт длился 59 секунд) СЛАЙД №6. Назовите летательные аппараты, придуманные конструкторами позже. (***дельтаплан, ДЕЛЬТАПЛАНЕРНЫЙ СПОРТ (дельтапланеризм), разновидность авиационного спорта с использованием дельтапланов — сверхлегких планеров, взлет и посадка которых осуществляется при помощи ног планериста. Итак, на дельтаплане нет мотора, значит только дельтапланерный спорт можно назвать современным. А сам дельтаплан когда, по вашему мнению был сконструирован? ***вертолёт, *** реактивный самолёт, ***баллистическая ракета). СЛАЙД №7. Посмотрите на этого человека. ***Прочитайте рассказ о нём. -Кто изображён на фотографии? (С.П.Королёв) -Почему мы говорим о нём на сегодняшнем уроке? ***Рассказ детей о подготовке к полёту человека в космос. Итак, конструкторы придумали летательные аппараты, которые преодолевали земное притяжение и совершали полёты в космическое пространство. Теперь учёные готовились к полёту человека в космос. Начались испытания: на орбиты решено было отправить живых существ, чтобы понять, как они будут чувствовать себя на космических кораблях. 3 ноября 1957года с космодрома Байконур (СССР) осуществлен пуск корабля с живым существом на борту, собакой Лайкой. «Спутник-2» с Лайкой на борту совершил 2570 оборотов вокруг Земли и сгорел в атмосфере 4 апреля 1958 года. 19 августа 1960 с космодрома Байконур (СССР) осуществлен пуск космического корабля «Спутник-5». На борту корабля находились собаки Белка и Стрелка. 20 августа на территории СССР совершил мягкую посадку спускаемый аппарат с собаками. Впервые в мире живые существа, побывав в космосе, возвратились на Землю. 1 декабря в космос полетели собаки Мушка и Пчелка, однако из-за сбоя спускаемый аппарат не воспринял команду на возвращение и был потерян в космических высотах, на землю не вернулся. 22 декабря предпринята новая попытка вывести животных в космос. На участке вывода случилась авария третьей ступени ракеты-носителя, и спускаемый аппарат совершил аварийную посадку. Погибли крысы, насекомые, растения, а собаки Жемчужина и Жулька остались живы. В марте 1961 один виток по околоземной орбите совершила сначала собака Чернушка, а потом собака Звездочка. Обе собаки невредимыми вернулись на Землю. В космосе уже побывали растения, крысы и 9 собак. Все было готово к полету человека в космос. -Кто из живых существ побывал в космосе до человека? - Сколько собак побывало в полётах в космос? Запомнили клички этих героических животных? СЛАЙД №8. Ученик читает стихотворение. А.Мещеряков. Он проник в космические дали И прославил подвигом свой векЮрий Алексеевич Гагарин, Наш простой советский человек. На «Востоке» - корабле крылатомФлаг пронёс он матери-страны... Самым первым в мире космонавтом Люди всей Земли восхищены. Юрий Гагарин-первый космонавт. Прочитайте об этой удивительной профессии. (дети знакомятся со статьёй) По сравнению с другими профессиями профессия космонавта появилась относительно недавно, 50 лет назад. Первый полет человека в космос состоялся 12 апреля 1961 года и длился всего несколько минут. В те годы многие ребята мечтали стать покорителями космоса, их привлекала романтика этой необычной профессии. В наши дни профессия космонавта по-прежнему остается уникальной, за прошедшие годы ею овладели считанные люди, и каждый полет — это неповторимый эксперимент. Стать космонавтом очень и очень непросто, для этого надо иметь не только железное здоровье, силу воли, но и быть необычайно целеустремленным человеком. Современный космонавт — очень образованный человек, эрудит, он умеет управлять кораблем, отлично разбирается в работе бортовых систем, проводит испытания, исследования, научные эксперименты. Пребывание на орбитальной станции длится по несколько месяцев, и все это время космонавты живут и работают в условиях полнейшей изоляции и невесомости, что неблагоприятно сказывается на физическом и психическом здоровье. И как бы им не хотелось вдруг оказаться дома, обнять своих родных или просто пройтись прогуляться, сделать они это смогут лишь тогда, когда придет время вернуться на Землю. Работа космонавта очень трудна и опасна, но если кто-то, несмотря на сложности, все равно стремится оказаться на борту космического корабля, предстоит долгий и очень тяжелый путь. Прежде, чем приступить к обучению космонавта», надо получить профессию летчика, инженера, физика, врача биолога. все ему «на или Затем, требуется пройти специальную медкомиссию, и если здоровье окажется на высоте, то кандидата в космонавты ждёт учёба - два года он проходит космическую подготовку. Для полета отбирают самых лучших, самых упорных, самых образованных. СЛАЙД №9. Сейчас Центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина — это всем известный Звездный городок. Здесь находятся учебные классы, тренажеры. Вы видите гидробассейн для тренировок в условиях гидроневесомости. А это- центрифуга. Есть тут и зал космической связи. Для занятий по астронавигации космонавты приходят в небольшой планетарий, который оборудован кабиной космического корабля. Внутри этой кабины создается полное впечатление, что ты находишься в космосе и рассматриваешь в иллюминатор звезды. При имитации различных движений космического корабля космонавт должен суметь правильно сориентировать корабль по звёздам. СЛАЙДЫ №10- 12. Пришло время познакомиться с космонавтами- кубанцами. Знакомьтесь. ***Падалка Геннадий Иванович родился в столице Краснодарского края - городе Краснодаре. Как и многие его сверстники, он учился в школе, мечтал стать космонавтом. В 18 лет поступил в высшее военное авиационное училище лётчиков в городе Ейске. Когда Геннадию Ивановичу было 30 лет, его зачислили в отряд космонавтов. Долгих 9 лет он готовился к полёту в космос. В 1998 году он впервые полетел на космические орбиты. А через шесть лет, в 2004 году он был уже в полёте в качестве командира экипажа. В настоящее время наш Падалка тоже находится в космосе. Кубанцы гордятся своим земляком. Ему присвоено звание «Почётный гражданин города Краснодара». *** Горбатко Виктор Васильевич. *** Горбатко Виктор Васильевич. БЕРЕЗОВОЙ Анатолий Николаевич родился 11 апреля 1942 года на Кубани, в посёлке Энем под городом Краснодаром. Папа и мама Толи были рабочими. Поэтому после школы парень поступил на завод и работал токарем. В 1961 году Анатолий поступил учиться в высшее военное авиационное училище. После окончания учёбы Анатолий Николаевич служил в родном училище инструктором, учил курсантов летать на самолетах. В 1970 году Анатолия Николаевича принимают в отряд космонавтов. Он стал 103-м космонавтом мира, совершив полёт 13 мая-10 декабря1982 в качестве командира корабля с рекордной продолжительностью пребывания в космосе - свыше 211 суток. Березовой Анатолий Иванович - Герой Советского Союза. Надеюсь, что кто-то из вас, ребята, захочет стать космонавтом. Учитесь, стремитесь, у смелых, честных, спортивных - получиться. Ученик читает стихотворение. Космонавтом хочешь статьДолжен много-много знать! Любой космический маршрут Открыт для тех, кто любит труд. Только дружных звездолёт Может взять с собой в полёт. Скучных, хмурых и сердитых Не возьмём мы на орбиты! Викторина №1. 1.Мифологический герой, впервые поднявшийся в небо на крыльях. 2.В каком городе произошёл первый полёт воздушного шара? (Париже) 3.Какой другой летательный аппарат придуман во Франции? (дирижабль) 4.Что интересного вы помните о полёте первого самолёта? (59 сек., 32 м) 5.Кто придумал космический корабль? 6.Назовите первых космонавтов до человека. 7. Назовите летательные аппараты в порядке появления. i Звёздочки обозначают необходимость щелкнуть по мыши компьютера для смены картинки или кадра на презентации.

Ровно 56 лет прошло с момента, когда первый человек преодолел земную гравитацию и отправился в одиночестве в далекий и неизведанный космос. Это Юрий Гагарин, лётчик-космонавт СССР совершил первый полет на корабле «Восток — 1».

Есть множество имен всероссийского и мирового масштаба, которые знакомы и на слуху у многих жителей планеты Земля. Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Нил Армстронг, Герман Титов… Но всем ли известно, кто и что связывают загадочное безвоздушное пространство и Краснодарский край? Например, в числе которых был и Гагарин, проходила предполетную практику в Краснодарском аэропорту.


«ВК Пресс» решил сделать для вас подборку интересных фактов на Кубани. Известно, что у нас есть восемь летчиков-космонавтов, летчик, первый испытатель реактивного двигателя, ученый-химик, специалист по разработке ракетного топлива, генеральный конструктор Государственного научно-производственного ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс» и другие.

1. Геннадий Падалка: 878 дней в космосе


Космонавт Геннадий Падалка родился в казачьем поселке Пашковском Краснодарского края. Еще с детства он начал интересоваться техникой, самолетами и…небом. Оно стало его настоящей страстью, уже на втором курсе Ейского авиационного училища лётчиков им. В. М. Комарова ему доверили самостоятельный полет. А в апреле 1989 года зачислили в качестве кандидата в космонавты. На тот момент у Падалки уже было звание майора.

После долгой и упорной подготовки наш земляк отправился в космос 13 августа 1998 года. Там он дважды выходил в открытое пространство, кстати, по подсчетам до 2010 года, Геннадий побывал там десять раз. Затем последовали новые полеты и новые достижения. Интересно, что на 6 апреля этого года Падалка занимает первое место по суммарной продолжительности нахождения в космосе — . Он герой Российской Федерации и обладатель множества наград. И это действительно достойно уважения.

2. Виктор Горбатко: дважды Герой


Космонавт Виктор Горбатко родом из поселка Венцы-Заря. Сейчас это считается Гулькевичиским районом края. В 1953 году окончил авиационную школу в Павлограде, а в 1956 Батайское военно-авиационное училище им А. К. Серова. Всего он совершил три космических полета. Первый состоялся в 1969 году, второй в 1977 году, но уже в качестве командира космического корабля. Полет продлился 17 дней. Со своим заданием космонавты справились, но при спуске стала прерываться связь, аппарат приземлился в снег, и она пропала совсем. Вскоре была обнаружена причина помех и сбоя работы антенны, космонавты были спасены.

4. Первый школьный музей космонавтики в СССР открылся на Кубани


В станице Октябрьской Крыловского района работает музей космонавтики имени Ю. В. Кондратюка. В 2017 году зданию исполняется уже 45 лет. Интересно, что именно этот музей считается первым таким школьным заведением, где ученикам могут раскрыть тайны вселенной и узнать об истории космонавтики не только в мире, стране, но и на Кубани.

Юрий Кондратюк (1897-1942) значит очень многое в мире исследования космоса и основоположников космонавтики. Его настоящее имя - Александр Игнатьевич Шаргей. Именно он в начале прошлого века рассчитал оптимальную траекторию полёта к Луне, ее и использовали американцы в лунной программе «Аполлон». Он написал несколько важных научных трудов, где вывел независимо от Циолковского основное уравнение движения ракеты, привел множество полезных схем и описаний ракет и двигателей, изложил последовательность первых этапов освоения космического пространства.

5. Григорий Бахчиванджи – п ервый испытатель ракетного двигателя


Испытание первого советского ракетного самолета с жидкостным ракетным двигателем состоялось 15 мая 1942 года. Это послужило предвестником эры реактивных самолетов. Пилотом истребителя-перехватчика БИ стал Григорий Бахчиванджи , который родился на Кубани в станице Брыньковской. За серию испытаний и их высокое качество он был награждён орденом Ленина.

Именно его полёты стали залогом успеха рождения советской реактивной авиации, они - огромный шаг человечества на пути в космос. Кстати, один из кратеров на Луне назван в честь нашего земляка. Он погиб во время одного из испытаний 27 марта 1943 года. Он достиг рекордной скорости - 800 км/ч, самолет разбился. Добавим, что в этот день ровно через 25 лет в авиакатастрофе погибнут космонавт Юрий Гагарин и летчик-инструктор Владимир Серегин.

6. Николай Чернышев - основатель научной школы по химии ракетных топлив


В станице Казанской Краснодарского края в далеком 1906 году родился Николай Чернышев . Этот человек - основатель научной школы по химии ракетных топлив. Чернышева по праву считают грамотным конструктором космической и ракетной техники. Он автор 16 изобретений. Например, уроженец Кубани разработал и построил лабораторию по производству жидкого азота. Его именем тоже назвали один из лунных кратеров. А в средней школе № 6 родной станицы Казанской в 1996 году открыли школьный музей имени Н. Г. Чернышева.

7. Музей космонавтики в Архипо-Осиповке


В Архипо-Осиповке в прошлом году, 11 апреля, открылся научно-просветительский центр истории развития космонавтики - Музея космонавтики. Здесь есть 22 макета ракетоносителей и автоматических станций «Луна-1» , «Луна-3» , луноход и искусственные спутники Земли, макет космического корабля, интерактивный физический аналог корабля «Восток», кино и фотоаппаратура. Кстати, здесь любой желающий может купить и попробовать питание космонавтов, побывать на специальных тренажерах подготовки к полетам. Разумеется, есть и вещи космонавтов, скафандры, выставка снимков.

Анна Андрияненко, "ВК Пресс"


О, Космонавт, как много в этом слове, Когда Земля в иллюминаторе видна, И луч звезды ведёт в ночной дороге Сквозь космос проходя и времена. Вас поздравляем в этот день прекрасный. Здоровья, мира, радостей, побед И истинно космического счастья На много, много, много долгих лет!


Виктор Васильевич Горбатко - Дважды Герой Советского Союза


Виктор Васильевич Горбатко

Родился 3 декабря 1934 г. в поселке совхоза «Венцы-Заря» Краснодарского края. В 1953 г. окончил 8-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков в г.Павлограде, в 1956 г. – Батайское ВАУЛ им. А.К.Серова. По окончании в 1968 г. Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е.Жуковского получил квалификацию «летчик-инженер-космонавт». С 1960 по 1982 г. – в отряде космонавтов РГНИИ ЦПК ВВС. Совершил три космических полета. Первый – в 1969 г., в качестве инженера-исследователя КК «Союз-7», вместе с А.Филипченко и В.Волковым по программе группового полета трех кораблей «Союз-6», -7 и -8. Стыковка с КК «Союз-8» не была выполнена. Второй – в 1977 г., в качестве командира КК «Союз-24» и ОС «Салют-5» (ОПС-103 «Алмаз»), вместе с Ю.Глазковым. Третий – в 1980 г. в качестве командира КК «Союз-37» по программе экспедиции посещения ДОС «Салют-6», вместе с Фам Туаном. Суммарный налет – 30 сут 12 час 48 мин.


Виктор Васильевич Горбатко

За космические полеты дважды удостоен звания Героя Советского Союза, награжден тремя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, медалью «За отличие в охране государственной границы» и другими орденами и медалями. Также ему присвоены звания Героя Вьетнама и Героя Монголии. Виктор Васильевич женат, имеет двух дочерей.













Полеты кубанских космонавтов 1969 год: 12-17 октября (4 сут. 22 час. 40 мин.) «Союз -7» Экипаж: В.В.Горбатко , В.Н.Волков, А.В.Филипченко


Close