Соломина Ирина Ивановна 1 год назад

Классификация педагогических технологий

Реферат на тему:

«Классификация педагогических технологий»

Соломина Ирина Ивановна

1. Введение. ………………………………………………………………………… 2

………………………………. 4

2.1. Параметры классификации технологий. ………………………………. 5

...………… 9

2.3. Классификация педагогических технологий В.П. Беспалько. ........... 11

2.4. Классификация педагогических технологий по позиции ребенка в

образовательном процессе. ………………………………………………… 12

2.5. Классификация педагогических технологий по категории

обучающихся. ………………………………………………………………… 13

2.6. Классификация педагогических технологий по направлению

модернизации традиционной системы. …………………………………. 14

……………………………………… 16

4. Список использованных источников и литературы. ………………….. 17

1. Введение.

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.

Анализ отечественной научно-теоретической литературы (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Г.К. Селевко, Д.В. Чернилевский) позволил сделать вывод о том, что педагогическая технология связана с системным подходом к образованию, охватывает все элементы педагогической системы: от постановки целей до проектирования всего дидактического процесса и проверки его эффективности. Эффективность дидактического процесса в значительной мере определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией конкретных педагогических технологий, чаще традиционно называемых организационными формами и методами обучения. Педагогические технологии следует рассматривать как систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения, как систему способов и средств достижения целей управления этим процессом.

Мы, вслед за В.П. Беспалько, М.В. Клариным, Г.К. Селевко, Д.В. Чернилевским, под педагогической технологией понимаем упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях педагогического процесса. Педагогическая технология есть комплексная интегративная система, включающая упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое целеопределение, содержательные, информационно-предметные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение систематизированных знаний, приобретение профессиональных умений и формирование личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения. Следовательно, технология обучения - это системная категория, ориентированная на дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу и организации учебного процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей и направленности на достижение высоких результатов в профессиональной и общекультурной компетентности и развитии личности студентов.

Понятие технологии обучения создает оптимальные условия для достижения высокой эффективности, которая невозможна без системного подхода к организации образовательного процесса, широкой компьютеризации, применения технических средств обучения, без современных методов обучения, особенно активных, а также без кадров, обладающих квалификацией, отвечающей требованиям современной технологии обучения. Таким образом, вузовский преподаватель перестает быть только одним из основных источников информации, а, сохраняя свои функции воспитателя, становится организатором и творцом новых по своей сущности условий успешного приобретения знаний, умений и навыков.

Поскольку центральной фигурой в процессе образования является обучающийся, то технологии обучения занимается организацией оптимальных условий, которые способствуют процессу усвоения знаний, приобретения умений и выработке навыков. Таким образом, технологии обучения становятся технологией творческой деятельности и способствуют достижению педагогического мастерства.

Педагогами-практиками в жизни востребована та часть общей педагогики, которая носит название прикладной и которая отвечает на вопросы: как, каким образом наиболее оптимально выстроить образовательный процесс, помочь личности в самоопределении, самореализации, самооценке и самоактуализации. Эту составную часть общей педагогики учителя, ученые тоже называют «педагогической технологией» или «педагогической техникой», которая понимается как форма организации поведения преподавателя в обстоятельствах урока и представляет собой комплекс профессиональных умений, в том числе, актерских и режиссерских (по Ильеву В.А.).

2. Классификация педагогических технологий.

Существует несколько видов классификаций педагогических технологий. По своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам существующие педагогические технологии имеют сходство, но отличаются по различным параметрам.

По своему определению «педагогическая технология» - это взаимосвязанная деятельность педагога и ученика при обеспечении образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями; диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели, инструментарий измерения результатов деятельности

2.1. Параметры классификации технологий.

По уровню применения технологии бывают:

  • общепедагогические (характеризуются целостностью педагогического процесса в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения).
  • частнопредметные (совокупность средств и методов для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках предмета, например, иностранного языка).
  • локальные или модульные (используются в отдельных частях учебно-воспитательного процесса).

По организационным формам технологии бывают:

По типу управления познавательной деятельностью:

  • традиционные (классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение по книге);
  • дифференцированное (система малых групп, система «репетитор»);
  • программированное (компьютерное, программное, система «консультант»).

По подходу к ребенку технологии подразделяются на:

  • авторитарные (педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик только объект. Эти технологии отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения);
  • сотрудничества (это демократизм. равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учение, находясь в соавторстве вырабатывают общие цели своей деятельности, содержание, дают оценки);
  • свободного воспитания (такие технологии предоставляют ребенку свободу выбора и самостоятельности в разных сферах его жизнедеятельности);
  • личностно-ориентированные (они ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для его развития);
  • гуманно-личностные (отличаются психотерапевтической педагогикой, направленной на поддержку личности. на помощь ей.);
  • массовая (традиционная) технология (школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика);
  • технология продвинутого образования (углубленное изучение предметов и типична для гимназического, лицейского, специального образования);
  • технология компенсирующего обучения (используется для педагогической коррекции, поддержки. выравнивания, компенсации).

По ориентации на личностные структуры педагогические технологии подразделяются на:

  • информационные (формирование школьных знаний, умений и навыков);
  • операционные (обеспечивают формирование умственных действий);
  • технологии саморазвития (направлены на формирование способов умственных действий);
  • эвристические (развивают творческие способности учащихся);
  • прикладные (обеспечивают формирование действенно-практической сферы личности).

По характеру содержания и структуры технологии бывают:

  • обучающие;
  • воспитательные;
  • светские;
  • религиозные;
  • общеобразовательные;
  • профессиональные;
  • гуманистические;
  • технократические;
  • моно- и политехнологии;
  • проникающие.

По сфере применения в образовательной области можно выделить:

  • универсальные, т.е. пригодные для преподавания почти любого предмета, цикла предметов или образовательной области;
  • ограниченные - для нескольких предметов или областей;
  • специфические - для одного-двух предметов.

По характеру содержания образования технологии бывают:

  • обучающие;
  • воспитывающие;
  • светские;
  • религиозные;
  • общеобразовательные;
  • профессионально ориентированные;
  • гуманитарные;
  • технократические.

По типу организации и управления познавательной деятельностьюучащихся (В.П. Беспалько):

  • педтехнология как взаимодействие разомкнутое (неконтролируемая, некорректируемая деятельность учащихся);
  • циклическое (с контролем, взаимоконтролем, самоконтролем);
  • рассеянное (фронтальное) или направленное (индивидуальное);
  • ручное или автоматизированное (с помощью автоматизированных средств обучения).

По стилю управления педагогические технологии делятся на:

  • авторитарные (жесткая организация детской жизни, подавление инициативы и самостоятельности обучающихся);
  • дидактоцентристские (приоритет обучения над воспитанием);
  • личностно-ориентированные (центром образования является личность ребенка).
    • классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное);
    • обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);
    • система "консультант" (разомкнутое, направленное, ручное);
    • обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа;
    • система "малых групп" (цикличное, рассеянное, ручное) - групповые, дифференцированные способы обучения;
    • компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);
    • система "репетитор" (цикличное, направленное, ручное) индивидуальное обучение;
    • "программное обучение" (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

2.2. Классификация педагогических технологий Г.К. Селевко.

В педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий - В. Г. Гульчевской, В. Т. Фоменко, Т. И. Шамовой и Т. М. Давыденко. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г. К. Селевко. Ниже приводится краткое описание классификационных групп, составленное автором системы.

По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

По философской основе : материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения, и другие разновидности.

По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.

В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только какой-либо один-единствеиный фактор, метод, принцип - педагогическая технология всегда комплексна. Однако благодаря своему акценту на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает свое название.

По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гешталъттехнологии, интериоризаторские, развивающие. Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и суггестивные.

По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знании, умений, навыков по предметам - ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и приходные (формирование действенно-практической сферы - СДП).

По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, концепции, в комплексных - комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов, называют проникающими.

2.3. Классификация педагогических технологий В.П. Беспалько.

По типу организации и управления познавательной деятельностью В. П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В. П. Беспалько - дидактических систем):

2.4. Классификация педагогических технологий по позиции ребенка в образовательном процессе.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.

a) Авторитарные технологии , в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь "объект", "винтик". Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

б) Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии , в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения перед воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.

в) Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии нс только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими. Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

г) Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они, отвергая принуждение, "исповедуют" идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистичекую веру в его творческие силы.

д) Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

е) Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

ж) Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом ("неосознаваемом", подсознательном) знании - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс - это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.

2.5. категории обучающихся.

2.6. Классификация педагогических технологий по направлению модернизации традиционной системы.

а) Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.

К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е. Н. Ильина, и др.

б) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В. Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е. И. Пассова, и др.

в) Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В. В. Фирсов, Н. П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А. С. Границкая, И. Унт, В. Д. Шадриков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С. Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И. Д. Первин, В. К. Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др.

г) Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования" учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П. М. Эрдниева, технология "Диалог культур" В. С. Библера и С. Ю. Курганова, система "Экология и диалектика" Л. В. Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М. Б. Воловича, и др.

д) Природосообразные, использующие методы народной педагогики , опирающиеся на естественные процессы развития ребенка: обучение по Л. Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори, и др.

е) Альтернативные: вальдорфская педагогика Р. Штейнера, технология свободного труда С: френе, технология вероятностного образования А. М. Лобка.

ж) Наконец, примерами комплексных политехнологий являются многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных - "Школа самоопределения" А. Н. Тубельского, "Русская школа" И. Ф. Гончарова, "Школа для всех" Е. А. Ямбурга, "Школа-парк" М. Балабана и др.).

3. Новые педагогические технологии.

Новые педагогические технологии, применяемые в настоящее время в образовательных учреждениях, создаются на основе гуманизации и демократизации отношений (личностно-ориентированные технологии):

  • вероятностное образование (А. Лобок);
  • развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин);
  • «Школа диалога культур - ШДК» (В.С. Библер);
  • гуманитарно-личностная технология «Школа жизни» (Ш.А. Амонашвили);
  • преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е.Н. Ильин);
  • дизайн-педагогика.

В педагогике насчитывается более сотни технологий. Конечно, многое зависит от педагога, от его компетентности и желания работать. Подводя итоги рассмотрения понятия «педагогическая технология», отметим, что специфика педагогической технологии состоит в том, что построенный на ее основе педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Вторая характерная черта технологии заключается в структурировании (алгоритмизации) процесса взаимодействия преподавателя и учащихся.

4. Список использованных источников и литературы:

  • Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? - М., 1977.
  • Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. - М., 1977.
  • Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.
  • Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. - М., 1985.
  • Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М., 1989.
  • Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика, N1, 1995.
  • Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М., 1990.
  • Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М.: Просвещение, 1988.
  • Ильина Т.А. Понятие «педагогическая технология» в современной буржуазной педагогике // Сов. педагогика, N9, 1971.
  • Обучение и развитие // Под ред. Л.В. Занкова. - М., 1975.
  • Фридман Л.Н. Педагогический опыт глазами психолога. - М.: Просвещение, 1987.
  • Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М., 1982.
  • Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. - М.: Педагогика, 1989.
  • Щетинин М.П. Объять необъятное. - М.: Педагогика, 1986.

Борьба с негативными явлениями в жизни школы требует разработки принципиально новой педагогической технологии. В книге предложен комплекс средств педагогической технологии и показаны пути их практического применения в условиях перестройки и преодоления формализма в сценке деятельности учащихся и педагогов.
Для работников народного образования.

ПОНЯТИЕ О ДИАГНОСТИЧНОЙ ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛИ.
Цель обучения (воспитания) поставлена диагностично, если:
а) дано настолько точное и определенное описание формируемого личностного качества, что его можно безошибочно отдифференцировать от любых других качеств личности;
б) имеется способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности в процессе объективного контроля его сформированности;
в) возможно измерение интенсивности диагностируемого качества на основе данных контроля;
г) существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.

На нынешнем этапе развития средней и высшей школы названным требованиям не удовлетворяют ни общая (основная) цель соответствующих педагогических систем, ни частные цели изучения отдельных предметов.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 3
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ -ОСНОВА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ Б
1.1. Сущность педагогической системы школы 6
1.2. Педагогическая система как концепция образования и основа педагогической технологии 14
1.3. Аннотированная история педагогики и школы как история педагогических систем и педагогических технологии 25
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИЧНАЯ МЕТОДИКА ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЯ - ИСХОДНЫЙ ПУНКТ РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ 29
2.1. Диагностичная постановка цепей образования и воспитания, проблемы и методы 30
2.2. Понятие о диагностичной постановке цели 31
2.3. Методика диагностичного описания цели формирования опыта учащихся на этапе оперативного целеобразоваиия 45
2.4. Посильность содержания учебной программы для учащихся 85
2.5. Происхождение и сущность процентомании в школьной жизни 92
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКЕ КАК СРЕДСТВО ГАРАНТИРОВАННОГО ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ 95
3.1. Дидактический процесс - основа педагогической технологии 96
3.2. Обобщенная структура алгоритма функционирования ПО
3.3. Возможные критерии для оценки эффективности алгоритма функционирования 115
3.4. Алгоритм управления (АУ) в дидактическом процессе 118
3.5. Педагогический анализ дидактических систем 125
3.6. Методика исследования и оценки эффективности дидактического процесса 133
3.7. Закон принципиальных возможностей дидактического процесса 136
3.8. Планирование дидактического процесса и оценка эффективности урока 142
ГЛАВА 4. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 153
4.1. Перспективная педагогическая система общеобразовательной школы 154
4.2. Педагогическая технология учителя-новатора (анализ сущности) 169
4.3. Критерии оценки учебной деятельности учащегося, учителя, школы
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ- МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ - УЧЕБНИК. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И ПЕДАГОГА-УЧЕНОГО. ПС В СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Слагаемые педагогической технологии, Беспалько В.П., 1989 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Педагогические технологии, Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушин В.С., Сучков Г.В., 2004
  • Рекомендации по составлению программы повышения квалификации учителей по обучению написанию сочинения (изложения) для учителей русского языка и литературы

Термин "педагогические технологии" появился в США первоначально как термин "технологии образования".

В отечественной научно-педагогической литературе этот термин появился в начале 1970-х годов в связи с активным внедрением в учебный процесс технических средств обучения. Первые работы, посвященные анализу сущности данного поня-тия, принадлежали Т.А. Ильиной.

В 1990-е г. интерес ученых к проблеме педагогических технологий резко возрос. Однако анализ подходов различных авторов к пониманию сущности и со-держания педагогической технологии показывает, что среди них нет единства.

Такое разнообразие трактовок педагогической технологии не случайно, по-скольку каждый автор исходит из определенного концептуального подхода к пони-манию сущности технологии вообще.

Педагогическая технология разрабатывается для достижения определенной учебно-воспитательной цели. Она индивидуальна для каждого педагога и предпола-гает отбор методик, направленных на изучение личности, последовательную дея-тельность педагога и анализ достижения цели на каждом этапе воспитательного процесса.

Слово «технология» образовано о греч.: techne - искусство, мастерство, умение; logos - слово, понятие, учение, наука. Технология - знание об искуссном, мастерском выполнении какой-либо деятельности; наука об искусстве, мастерстве. В массовом сознании технология ассоциируется не с мастерством, а с рутиной.

Понятие педагогической технологии связано с понятиями методы, средства, методика, педагогическая техника.

«Нужно желать, чтобы метод человеческого образования стал механическим, то есть предписывающим все столь определенно, чтобы все, чему будут обучать не могло не иметь успеха, как это бывает в хорошо сделанных часах, в телеге, корабле, мельнице и во всякой другой сделанной для движения машине» Я.А. Коменский , «Великая дидактика»

Не все ученые-педагоги однозначно отнеслись к введению данного термина, считая, что по отношению к личности его применить невозможно. Затем, наоборот, данный термин стал использоваться очень широко, иногда неправомерно - все, что делает педагог стали называть технологией. Слово «технология» вытеснило привычные «методики преподавания предметов». Используется в различных сочетаниях и значениях: технологии обучения, педагогические технологии, технологии воздействия, взаимодействия. Их определения нередко расплывчаты.

Технологический подход прошел три стадии развития:

1) эмпирическая -- обобщение опыта успешных учителей;

2) алгоритмическая - проектирование алгоритмов деятельности учителя и учеников;


3) стохастическая - проектирование вероятностных алгоритмов управлению деятельностью учеников.

Технологический подход может быть применен к любой составляющей системы образования.

Наиболее привычным является отнесение понятия «технология» к производству. Здесь технология предполагает гарантированное получение продукта с заранее заданными качествами, с учетом свойств исходного сырья и определения четких этапов обработки. Здесь под технологией понимается совокупность знаний о способах и средствах осуществления производственного процесса, гарантирующих получение определенного результата.

В результате процесс производства можно многократно воспроизвести в любом другом месте. В силу определенных причин возможно появление брака, т.е. получение продукта, не обладающего требуемыми свойствами.

Составляющие технологического процесса:

Конечный продукт (цель производства);

Исходный объект, с определенными начальными характеристиками (сырьё);

Технологическая карта, содержащая описание последовательности операций и их содержание;

Средства диагностики начального, промежуточного и конечного состояния объекта производства;

Средства осуществления основных корректирующих действий;

Механизмы обратной связи.

Само понятие технологии возникло, когда технические средства производства стали вытеснять действия человека.

Термин «педагогическая технология» в 20-е годы XX века. Это было вызвано внедрением в учебный процесс новых технических средств.

Макаренко А.С . в «Педагогической поэме» писал: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные стороны производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, нормирование, контроль, допуски и браковка».

Понятие « педагогическая технология» стало активно использоваться в начале 1960-х гг. в Англии и США. В 70-е годы к нему относили все то, что касается совершенствования учебного процесса и средств обучения.

Монахов В.М. считает, что главное отличие технологии от фундаментальной науки в смещение акцента с вопроса «почему?» на вопрос «как?». При этом необходимо различать технологию как определенную область знания, от технологии как процесса.

Наиболее общее понимание технологии - это обоснованная система деятельности, применяемая человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей.

Педагогическая технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе и приводящая к намеченным результатам. Это система, в которой последовательно реализуется заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс, гарантирующий достижение педагогических целей.

В узком смысле слова педагогическая технология - это совокупность способов организации учебно-воспитательного процесса или последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей.

Педагогическая технология представляет собой совокупность способов педагогического взаимодействия последовательная реализация которых создает условия для развития участников педагогического процесса и гарантирует решение педагогических задач.

Существуют разные определения педагогической технологии. Приведем примеры трактовки данного понятия разными авторами.

Ю.П. Азаров определяет педагогическую технологию как способность учителя создавать условия для саморазвития ребенка.

Н.Е. Щуркова понимает под педагогической технологией «операционное обеспечение» функций педагога по отношению к воспитаннику.

Ф.А. Фрадкин дает следующее определение: это системное, концептуальное, нормативное, объективированное, инвариантное описание деятельностей учителя и ученика, направленных на достижение образовательных целей.

И.П. Волков считает, что педагогическая технология - это описание процесса как достижения планируемых результатов обучения.

В.П. Беспалько определяет педагогическую технологию как проект, модель педагогической системы, реализуемой на практике.

В.В. Сериков определяет педагогическую технологию как процессуально-методическую характеристику педагогической деятельности.

В.М. Монахов определяет педагогическую технологию как упорядоченную систему процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного планируемого результата.

Педагогическая технология - это направление в педагогике, которое ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения. Педагогическая технология направлена на выявление принципов и разработку приемов оптимизации образовательного процесса, анализ факторов, повышающих образовательную эффективность. Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется такой учебный процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей.

Педагогическая технология - это:

2) совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для организации целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами;

3) рационально организованная деятельность по обеспечению достижения целей педагогического процесса.

Функции педагогической технологии:

1) организационно-деятельностная;

2) проектировочно-прогностическая;

3) коммуникативная;

4) рефлексивная;

5) развивающая.

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:

а) научным (часть педагогической науки);

б) процессуально-описательным (описание, алгоритм процесса достижения целей обучения и воспитания);

в) процессуально-действенным (осуществление педагогического процесса).

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено на трех уровнях: общепедагогический, частнометодический, локальный.

Педагогические технологии - это человековедческие, гуманитарные технологии, поэтому имеют свои особенности:

1) не всякое явление в области воспитания и образования технологично; успех воспитания и обучения может определяться талантом и мастерством педагога;

2) разработка каждой технологии требует анализа большого объема научной информации из всех областей человекознания;

3) педагогические технологии не всегда гарантируют высокий уровень достижения замысла, так как на ребенка действуют другие факторы; результат воспитания не всегда виден в ближайшее время.

В одних случаях технологии вырастают из теории, в других из практики. Любая деятельность через какое-то время должна быть понята и научно описана в операциях, которые помогают с большой вероятностью достигать научно выверенных целей.

Беспалько В.П. считает: «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала». Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Затем - коллективное мастерство, выражением которого является технология.

Идеи, лежащие в основе современных технологий:

Демократизация (передача части функций учащимся);

Гуманизация (отношения сотрудничества);

Развитие социальной компетентности учащихся (взаимодействие с другими людьми и др.);

Развивающий и личностно-ориентированный характер;

Деятельностный подход;

Системный подход;

Компетентностный подход и др.

Гузеев В.В. выделяет идеи, вокруг которых концентрируются образовательные технологии:

1) укрупнение дидактических единиц;

2) планирование результатов обучения и дифференциация образования;

3) психологизация;

4) компьютеризация.

Признаки педагогических технологий:

Эффективность (гарантированность достижения результата);

Экономичность (оптимизация труда учителя и учащихся);

Воспроизводимость (в широких масштабах любым учителем, без потери результата);

Корректируемость (возможность использования обратной связи);

Предусматривают взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся);

Наличие диагностических процедур, показателей, критериев, инструментария измерения результатов деятельности.

Структура (иерархия) педагогических технологий включает четыре соподчиненных класса:

1. Метатехнологии - общепедагогические, охватывающие образовательный процесс в стране, регионе, учебном заведении (развивающего обучения, воспитательной работы);

2. Макротехнологии или отраслевые, охватывающие деятельность в рамках какой-либо образовательной отрасли, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины (технология преподавания какого-либо предмета, компенсирующего обучения);

3. Мезотехнологии или модульно-локальные, охватывающие технологии осуществления отдельных частей (модулей) учебно-воспитательного процесса, направленные на решение частных, локальных дидактических, методических или воспитательных задач (технология урока, усвоения темы, контроля и др.);

4. Микротехнологии - направлены на решение узких оперативных задач, относящихся к индивидуальному взаимодействию или самовоздействию субъектов педагогического процесса (формирования навыков письма, тренинги коррекции качеств и др.).

Основные качества современных педагогических технологий:

Системность, структурированность, комплексность;

Целостность;

Научность;

Концептуальность;

Развивающий характер;

Логичность (проект, программа, технологическая карта);

Алгоритмичность;

Преемственность;

Вариативность и гибкость;

Процессуальность;

Управляемость;

Диагностичность;

Прогнозируемость;

Эффективность;

Оптимальность;

Воспроизводимость.

Технологический подход открывает новые возможности для совершенствования педагогического процесса. Он позволяет с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическим процессом; обеспечивать благоприятные условия для развития личности; оптимально использовать имеющиеся ресурсы; выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии.

Методика в образовании - описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах.

Методика обучения (частная дидактика) - совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах, формах учебно-воспитательного процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающих решение поставленных задач.

Методика воспитательной работы - раздел теории воспитания, исследующий особенности организации воспитательного процесса в различных образовательно-воспитательных учреждениях, детских объединениях, организациях, разрабатывающий рекомендации по созданию системы воспитательной работы, использованию тех или иных методик или технологий в воспитательном процессе.

Под методикой обычно понимают учение о методах решения определенной задачи, а также совокупность методов, обеспечивающих решение задачи.

Понятие методика встречается в различных аспектах:

1) технические приемы реализации определенного метода, конкретное воплощение метода; методика в этом случае рассматривается как синоним метода;

2) выработанный способ деятельности, на основе которого реализуется достижение конкретной педагогической цели - методика реализации определенной педагогической технологии; в этом случае под методикой понимается методическая разработка, включающая последовательность и особенности реализации совокупности методов, средств, направленных на достижение определенной цели;

3) особенности педагогической деятельности в процессе преподавания учебной дисциплины.

Методика может общей и частной .

Технология в отличие от методики всегда предполагает логику, последовательность педагогических методов и приемов, т.е. отличается алгоритмичностью. Технология отличается от методики: четкостью формулировок целей, их диагностичностью; опорой на теорию; концептуальностью, системностью, проработанностью методологического, инструментального и личностного аспектов; воспроизводимостью; более высокой степенью гарантированности и стабильности результатов.

В воспитании используют и другое понимание педагогической технологии. Это прикладная педагогическая дисциплина, обеспечивающая реальное взаимодействие педагога с детьми, посредством тонкого психологически оправданного «прикосновения к личности». В этом случае к ведущим понятиям относят: субъект, педагогическая стратегия, воздействие, взаимодействие.

Работа педагога с педагогическими технологиями . Педагогическая технология является компонентом профессиональной компетентности педагога. Она опирается на педагогическое сознание и педагогическую технику, осознание того «какой я педагог?». Прежде, чем использовать тот или иной технологический прием педагог соотносит его со своей педагогической типологией, индивидуальной профессиональной «Я-концепцией», окрашивает своей индивидуальностью, продумывая, для чего он использует этот прием, что дает его использование. Педагогическая технология является результатом рефлексии педагогом педагогического взаимодействия.

Таблица классификаций педагогических технологий

По ведущему фактору психического развития Биогенные
Социогенные
Психогенные
Идеалистические
По ориентации на личностные структуры Информационные (формирование знаний, умений, навыков)
Операционные (формирование способов умственных действий)
Эмоционально-художественные (воспитание эстетических отношений)
Эмоционально-нравственные (воспитание нравственных отношений)
Саморазвитие (формирование самоуправляющих механизмов)
Эвристические (развитие творческих способностей)
По характеру содержания образования Обучающие - воспитательные
Светские - религиозные
Общеобразовательные - профессиональные
Гуманитарные - технократические
Частнопредметные
По организационным формам Классно-урочные - альтернативные
Академические - клубные
Индивидуальные - групповые
Коллективный способ обучения
Способы дифферинцированного обучения
По отношению к ребенку Авторитарные
Дидактоцентрические
Личностно-ориентационные
Гуманно-личностные
Технологии сотрудничества
Технологии свободного воспитания
По преобладающему (доминирующему) методу Догматические, репродуктивные
Объяснительно-иллюстративные
Развивающее обучение
Проблемные, поисковые
Творческие
Программированное обучение
Диалогические
Игровые
Саморазвивающее обучение
Информационные (компьютерные)
По категории обучающихся Массовая технология
Продвинутого образования
Компенсирующие
Виктимологические
Технологии работы с трудными детьми
Технологии работы с одаренными детьми
По концепции усвоения Ассоциативно-рефлекторные
Бихевио-ристические
Гештальт-технологии
Интериоризаторские
Суггестивные
Нейролингвистические
По типу управления познавательной деятельностью Классическое лекционное Современное традиционное обучение Традиционное классическое Программированное обучение
Обучение с помощью ТСО
Система "консультант"
Обучение по книге
Система малых групп ГСО, дифференцирование
Компьютерное обучение
Система "репетитор"
Программное обучение

«Технология (от греч. techne – искусство, мастерство, ремесло, умение и logos – учение, наука) – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции» (Советский энциклопедический словарь, -- М., 1994. – С. 1329). В Словаре русского языка С.И. Ожегова (М., 1994. – С. 692) отмечается: «Технология – совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства».

Технология – термин производственный. Однако распространение достижений научно-технического прогресса в различные области знаний и практики, проникновение технологического подхода в непроизводственную сферу жизнедеятельности общества выступают важнейшими общемировыми тенденциями социального развития.

Анализ зарубежной и отечественной научно-педагогической литературы по проблеме технологизации образовательного процесса и управления им позволяет выделить этапы формирования понятия педагогической технологии: педагогическая техника, аудивизуальное образование, программированное обучение, алгоритмизация учения, научная организация труда учителя и школьника, оптимизация и интенсификация учебно-воспитательного процесса, дидактическая технология, информационная технология, модульное обучение, педагогическая технология (в безмашинном и автоматизированном вариантах).

Причины технологизации образовательного процесса школы:

    недостаточный уровень готовности выпускников школ жить и работать в динамично меняющемся обществе. Действительно, традиционные методики обучения и воспитания, направленные на усвоение учащимися готовых ЗУНов, не создают условия для формирования у них коммуникативных, проектировочных, оценочных, рефлексивных умений, которые и составляют суть так называемых универсальных способностей или компетенций личности. Именно интеллектуальные, коммуникативные, информационные и другие виды компетенций личности позволяют ей успешно разрешать нестандартные ситуации в новых условиях;

    недостаточно высокий уровень результативности учебно-воспитательного процесса современной школы свидетельствует о том, что традиционные методики себя исчерпали. Следовательно, повышение качества и эффективности образовательного процесса школы может произойти только за счет реализации новых подходов к способам и содержанию обучения;

    потребности повышения мотивации и активизации учебно-познавательной, поисковой деятельности школьников; замены малоэффективного вербального способа передачи знаний (по данным психологов, ученик усваивает не более 36% информации «со слов»);

    возможности экспертного проектирования технологической цепочки процедур, методов, организационных форм взаимодействия учеников и учителя, обеспечивающих гарантированные результаты обучения и снижающие негативные последствия работы малоквалифицированного учителя.

Необходимо отметить, что у истоков технологизации педагогики стоял А.С. Макаренко, смело использовавший понятие педагогической техники. Во всемирно известной «Педагогической поэме» (1933-1935) он писал: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди … Именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка».

И все же массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 60-х годов и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. Наиболее известные авторы современных педагогических технологий за рубежом: Дж. Кэрролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В. Коскарелли.

Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, А.Г. Ривина, Л.Н. Ланда, Ю.К. Бабанского, П.М. Эрдниева, И.П. Раченко, Л.Я. Зориной, В.П. Беспалько, М.В. Кларина и др. В настоящее время педагогические технологии в науке рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента (Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. - М., 1992. - 144 с.).

В современной педагогической теории нет единой, общепринятой позиции в отношении сущности слагаемых характеристик понятия педагогической технологии. Это связано с продолжающимся спором о том, является ли педагогика, педагогическая деятельность наукой или искусством . Академик РАО В.П. Беспалько считает, что «любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы все началось сначала» (Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989. – С.5.).

Сегодня понятие «педагогическая технология» вошло в педагогическую науку и практику, однако пока остаётся неясным его место и взаимосвязи в тезаурусе педагогики. Используется целый ряд определений.

    В российском учебном пособии по педагогике под ред. П.И. Пидкасистого (Изд. 2-е, М., 1996. - 168 с.) технология рассматривается как направление в педагогической науке, как средство научного исследования процесса обучения. «Технология обучения (педагогическая технология) – это новое (с 50-х годов) направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов».

    В.П. Беспалько определяет педагогическую технологию как проект определенной педагогической системы, осуществляемой на практике. Педагогическая система является основой для разработки технологии. Основное внимание сосредоточено на предварительной разработке учебно-педагогического проекта. Перевод осуществляется на языке дидактики – «дидактическая задача» и «технология обучения». Технология обучения определяет структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся (Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989).

    «Педагогическая технология – это проект системы последовательного развертывания педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности учащихся» (Левина М.М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности. – Мн., 1996).

    «Педагогическая технология есть область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов» (Митчел П. Энциклопедия педагогических средств, коммуникаций и технологий. – Лондон, 1978).

    «Педагогическая технология – систематический метод планирования, применения и оценивая всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования» (ЮНЕСКО, 1986).

В каждом из вышеприведенных определений технологий выделяются общие признаки технологизации образовательного процесса.


Close