Социальная педагогика как отрасль педагогического знания. Предмет и задачи социальной педагогики. Социализация как социально-педагогическое явление, виды социализации. Связь педагогики с другими науками - педагогическая деятельность, педагогический процес
Когда мы говорим о социальной педагогике, мы в первую очередь относим ее к системе педагогических наук, к некоторой совокупности взаимосвязанных частей, или отраслей. Для педагогики такими элементами являются педагогические научные дисциплины. Иногда о них говорят, характеризуя структуру педагогической науки. В зависимости от способа и задач рассмотрения они могут выступать и как отрасли этой науки, и как отдельные, относительно самостоятельные научные дисциплины. Общее для всех таких дисциплин - объект педагогики, т. е. педагогический процесс. Каждая из них специально рассматривает ту или иную сторону целостного педагогического процесса, выделяя свой собственный предмет.
Социальная педагогика, будучи самостоятельной педагогической наукой, в то же время тесно связана с рядом других наук и использует накопленные в них факты. Среди них есть базисные - основные для социальной педагогики. К их числу принято относить философию, общую педагогику, социальную работу, социальную психологию, социологию, политологию.
Социальная педагогика связана с общей педагогикой как часть и целое. Назначение социальной педагогики - установить направления, содержание, формы поддержки личности в определенных социокультурных условиях, конкретизировать положения общей педагогики применительно к возможностям среды. Из общей педагогики социальная педагогика заимствовала многие понятия и положения: о принципах, закономерностях, методах воспитания, формах организации совместной деятельности, условиях семейного воспитания и многое другое.
Однако связь педагогики и социальной педагогики не столь однозначна. Еще не решен в окончательном виде вопрос о месте социальной педагогики в общей системе педагогической науки. Социальная педагогика может относиться к подсистемам первой степени, наряду с общей педагогикой, философией образования, семейной педагогикой. В подсистему второй степени, иерархически подчиненную первой, могут быть включены специальные отрасли педагогики: дошкольная, военная, спортивная и др. Социальная педагогика и педагогика, по мнению Г.Н. Филонова, - две самостоятельные науки, относящиеся к разным областям знания, имеющие общие границы, "сопредельные", по выражению автора, но не связанные иерархически как часть и целоеПедагогика изучает общие закономерности воспитания, обучения и управления образованием. По мнению А.В. Иванова, фактически на протяжении веков педагогика рассматривала то процессы индивидуального развития и возможности вхождения личности в социальное окружение, то ее процессы и явления, связанные с успешной социализацией человека. Таким образом, педагогику можно рассматривать в соответствии с теми задачами, которые были актуальны для данного времени, для тех или иных ученых и их окружения. В настоящее время можно констатировать, что существуют две педагогических науки: педагогика индивидуальности и социальная педагогика. Причем все отраслевые педагогики: дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, педагогика закрытых учреждений различного типа, а также семейная, конфессиальная, коррекционная и т. д. - сочетают в себе закономерности как индивидуальной, так и социальной педагогики. Социальная педагогика - это педагогическая наука, позволяющая рассматривать педагогические явления и процессы, их закономерности в соответствии с теми задачами и целями, которые направлены на формирование и развитие личности в социальном мире, гармонизацию отношений человека и общества.
Социальная педагогика - это относительно целостная, сложная комплексная система.
В систему педагогических наук входят методики обучения и воспитания школьников различным дисциплинам: методики преподавания языка, литературы, истории, физики, математики, химии, биологии и иных учебных предметов. Здесь содержатся специфические частные закономерности развития учащихся. Исследователи методик преподавания обогащают науку не только узкими предметными знаниями обучения и воспитания конкретной дисциплине, но и расширяют понятийный аппарат социальной педагогики.
Социальная педагогика представляет ту область педагогического знания, которая непосредственно касается изучения комплексных проблем человека в среде. Поэтому социальная педагогика широко использует достижения других наук о человеке: философии, социальной работы, социологии, психологии, этики, этнографии, культурологии, медицины, правоведения, дефектологии. Опираясь на знания этих наук, социальная педагогика организует и интегрирует их потенциал в личностно-средовом контексте, применительно к своему предмету исследования. Выбор знаний определяется тем, насколько они отражают реализуемые в практике работы основные социально-педагогические задачи: постановку социального диагноза, формирование гуманных отношений в социуме, выбор форм и методов социализации личности, компетентной социальной помощи, поддержки человека.
Философия является методологической основой всех общественных наук. Связь социальной педагогики с философией заключается в том, что философия ставит коренные вопросы человеческого бытия и, пытаясь дать на них ответы, вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, а социальная педагогика, исследуя свои проблемы, исходит из определенного взгляда на человека и его воспитание. В основе этого взгляда можно обнаружить те или иные философские основания.
Особенно важна связь социальной педагогики с социальной работой. Как наука, социальная работа представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности – социальной сфере и специфической социальной деятельности.
Как любая наука, социальная работа имеет свой предмет, объект, категориальный аппарат. Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обусловливающие Характер и направленность развития социальных процессов в обществе. Что касается категориального аппарата, то многие категории социальной работы и социальной педагогики являются общими.
Современная психология как одна из наук о социальном знании представляет собой сложное структурное образование. Она состоит из множества ветвей, или отраслей, которые сформировались на границе психологии и других наук: педагогических, медицинских, социальных, биологических, инженерных, экологических, экономических, юридических и др. В этой связи важным для социальной педагогики является учет не только общих особенностей человеческой психики, но и ее специфики и зависимости от конкретных условий социальной ситуации развития, жизни и деятельности, профессии, возраста, статуса в системе межличностных отношений в конкретной группе, позиций и диспозиций, типологических особенностей, социально-психологической адаптации и т.д.
Социальная педагогика в решении своих задач широко использует достижения социальной психологии, позволяющей определить структуру социальных групп, их динамику, различия (городских и сельских жителей, людей физического и умственного труда, семьи, молодежи, производственных коллективов), развитие и состояние взаимоотношений народов нашей страны и т. п. Это помогает выявить проблемы, которые требуют решения в конкретных условиях быта, деятельности, свободного времени, воспитания в социокультурной среде региона. При этом главная функция социальной педагогики – исследовать проблемы человеческих отношений, жизнедеятельности человека в конкретных условиях, в соотношении самого индивида со средой, с учетом ценностных ориентации, которые формируют семья, школа, производственная среда и т. д., а также на основе изучения позиции самой личности как субъекта самосовершенствования и изменения социума.
Возрастная психология изучает возрастную динамику психики человека. Разделами возрастной психологии являются: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослого человека, психология старости (геронтопсихология). Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные факторы развития личности. Для успешного развития социальной педагогики необходимы знания в области возрастной психологии.
Психология общения – та отрасль психологического знания, которая обязательна для любого человека, имеющего прямое или косвенное отношение к социально-педагогической работе. Социальному педагогу приходится иметь дело с самыми разнообразными в коммуникативном плане людьми: тихими, застенчивыми – и агрессивными, бурно выражающими свои чувства; замкнутыми, недоверчивыми –и словоохотливыми; ищущими правду, справедливость – и безразличными к ней и т.д. Важно к каждому из них найти подход, расположить к себе, дать возможность раскрыть душу, впустить постороннего человека в свой сокровенный внутренний мир.
Социальная педагогика связана и с такими отраслями психологической науки, как психология девиантного поведения, психология семьи, специальная психология и др.
В последние годы особую актуальность приобретает связь социальной педагогики с социологией – наукой о закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. Социология воспитания, изучая проблему социализации, использует данные отраслей социологического знания: социологии возраста, социологии города и деревни, социологии досуга, социологии массовой коммуникации, социологии молодежи, социологии морали, социологии образования, социологии преступности, социологии религии, социологии семьи.
Интеграция социальной педагогики и социологии вызвана, с одной стороны, усложнением всех сторон -жизнедеятельности, а с другой стороны – углублением наших знаний о человеке и социуме. С усложнением общества и общественных отношений неизбежно усложняется и процесс социализации развивающейся личности, а интегрирующиеся педагогика и социология, в свою очередь, объединяются со всеми другими науками, изучающими человека и общество, формирующаяся социальная педагогика не только должна идти на интеграцию с социокультурной средой, но и активно вторгаться в нее, изменяя ее в соответствии с потребностями общественного развития, основными направлениями социального прогресса.
Этика анализирует общие законы развития нравственных представлений и отношений, а также регулируемые ими формы морального сознания людей и их нравственную деятельность. Социальная педагогика использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определяя цели и ценности воспитания, разрабатывая методы воспитания, исследуя проблемы межличностного взаимодействия.
Этнография изучает бытовые и культурные особенности народов. Этнопсихология – отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т. д. Социальная педагогика, исследуя социализацию человека, опирается на данные об этнических особенностях возрастной периодизации жизненного пути человека; о факторах, определяющих положение людей того или иного возраста и пола в этносе; об этнической специфике и закономерностях социализации и воспитания; о каноне человека в различных этносах и т. д.
Разрабатывая теорию социального воспитания, необходимо принимать в расчет данные этнографии и этнопсихологии, определяя конкретные цели, ценности и содержание воспитания, учитывать этнические особенности при построении системы и особенно в конструировании форм и методов социального воспитания. При этом целесообразно аккумулировать сложившиеся в этносе и оправдавшие себя адекватные общечеловеческим принципам способы воспитания и использовать их в системе социального воспитания в рамках данного этноса.
Для развития социальной педагогики в последние годы особенно важны данные демографии, которая исследует проблемы народонаселения: рождаемости, смертности, миграции. Для современной России характерно появление таких категорий населения (являющихся объектом особого внимания социальных педагогов), как социальные сироты, бомжи, мигранты, вынужденные переселенцы и др. Без учета и прогнозирования рождаемости, возрастной структуры и процессов перемещения населения невозможно эффективное решение проблем социальной педагогики.
Социальная педагогика тесно связана с дефектологией. Это наука о психофизиологических особенностях аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики: сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание лиц с недостатками умственного развития) и логопедия (обучение и воспитание лиц с нарушениями речи). Дефектология изучает также проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, а также со сложными дефектами (например, слепоглухота, сочетание слепоты и умственной отсталости и т. п.).
В реальности связь социальной педагогики с другими науками весьма различна. Данные социальной психологии и в определенной мере социологии находят в ней применение, хотя далеко не в том объеме, в каком это необходимо для ее плодотворного развития. В то же время этнографические и этнопсихологические данные практически до сих пор остаются невостребованными. С точки зрения А.В. Мудрика, такое положение объясняется как недостаточным развитием социально-педагогических знаний, так и тем, что в названных выше науках далеко не в полной мере изучены те процессы и явления, данные о которых могли бы быть использованы в социально-педагогических концепциях.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Сравнить различные определения социальной педагогики. Выделить то общее, что их объединяет.
3. Сравнить назначение, содержание работы и сферы деятельности социального педагога и специалиста по социальной работе (социального работника).
4. Показать, как религия, благотворительность, собственно педагогика и педология повлияли на возникновение социальной педагогики и оформление ее в самостоятельную педагогическую отрасль.
5. Назвать основоположников социальной педагогики как науки и современных ученых, развивающих ее.
6. Раскрыть методы социальной педагогики и показать, когда, в каких условиях социальный педагог использует методы исследования, методы воспитания и методы социально-психологической помощи.
7. Обосновать связь социальной педагогики с другими науками. Назвать те из них, знание которых особенно необходимо для развития и совершенствования теории и практики» социальной педагогики.
Социальная педагогика очень тесно связана с теми отраслями педагогического знания, сферой применения которых являются воспитательные организации различного типа.
Этика и социальная педагогика
Этика исследует общие законы развития нравственных норм и моральных представлений, а также регулируемые ими формы морального сознания людей и их моральную деятельность.
Социальная педагогика использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определяя цели и разрабатывая методы воспитания, исследуя проблемы межличностного взаимодействия и другие вопросы философии, теории и методики социального воспитания.
Социология социального воспитания, изучая проблему социализации, использует данные ряда отраслей социологического знания: социологий возраста, города и деревни, досуга, массовой коммуникации, молодежи, морали, образования, преступности, религии, семьи.
Разрабатывая проблемы теории и методики социального воспитания, социальная педагогика принимает во внимание данные социологии.
Этнография, этнопсихология и социальная педагогика
Этнография занимается изучением особенностей быта и культуры народов. Социология и психология социального воспитания используют данные об этнических особенностях возрастной периодизации жизненного пути человека, о факторах, определяющих положение людей того или иного возраста и пола в этносе; об этнической специфике и закономерностях социализации и воспитания; о каноне человека в различных этносах и т. д.
Разрабатывая теорию социального воспитания, принимаются в расчет данные этнографии и этнопсихологии.
Социальная и возрастная психологии и социальная педагогика
Предметом изучения социальной психологии являются закономерности поведения и деятельности людей, которые обусловлены их объединением в социальные группы, а также характеристика этих групп с психологической точки зрения. Социальная педагогика использует данные социальной и возрастной психологии, исследуя проблемы социализации и вик-тимологии, разрабатывая психологию и методику социального воспитания.
Данные социальной психологии и в определенной мере социологии находят применение в социальной педагогике, хотя далеко не в том объеме, в каком это необходимо для ее плодотворного развития. В то же время этнографические и этнопсихологические данные до сих пор практически остаются невостребованными. Такое положение объясняется как недостаточным развитием социально-педагогических знаний, так и тем, что в названных выше науках далеко не в полной мере изучены те процессы и явления, данные о которых могли бы быть использованы в социально-педагогических концепциях.
Понятие социальной педагогики
Социальная педагогика занимается изучением социального воспитания человека, осуществляемого на протяжении всей его жизни.
Замечание 1
Основная цель социальной педагогики заключается в исследовании проблем человеческих взаимоотношений, жизнедеятельности людей в различных условиях, установлении взаимоотношений индивида с окружающей его средой, с учетом его психологических и возрастных особенностей, а также ценностных ориентаций.
Предмет социальной педагогики – социальное воспитание личности и воспитательные силы общества.
В настоящее время существуют различные определения понятия «социальная педагогика».
Социальная педагогика – это научная дисциплина, которая раскрывает социальную функцию общей педагогики и исследует воспитательный процесс на всех возрастных этапах.
Социальная педагогика – это самостоятельная наука, которая занимается исследованием влияния социальных факторов среды на процесс социализации подрастающего поколения, а также разрабатывающая и реализующая эффективную систему мероприятий, направленных на оптимизацию воспитания личности в рамках современного социума.
Социальная педагогика – это отрасль педагогики, занимающаяся исследованием особенностей социального воспитания в контексте социализации, то есть процесс воспитания всех возрастных и социальных групп людей, осуществляемых как в рамках организаций, созданных специально для осуществления воспитания, так и в организациях, где воспитание не является основной функцией.
Замечание 2
Таким образом, несмотря на различные определения понятия «социальная педагогика» суть ее понимания сводится к тому, что данная научная отрасль занимается исследованием особенностей социального воспитания человека на всех этапах его становления и развития.
Многообразие подходов к определению социальной педагогики обусловлено тем, что на современном этапе своего развития педагогика в целом является областью интегрированного знания. На это есть ряд причин:
- развитие отраслей знаний о человеке
- развитие отраслей знаний об обществе
- расширение знаний и представлений о процессах и закономерностях развития человека в обществе
Все это способствует тому, что социальная педагогика, для эффективного решения своих специфических задач, опирается на смежные науки.
Методологическая основа социальной педагогики представлена философией воспитания, философской антропологией и современными данными о человекознании.
Теоретическая основа социальной науки – это культурологический и цивилизованный подходы к социально-педагогическим феноменам, при которых определенный социум рассматривается как часть истории.
Все это позволяет выделить в структуре социальной педагогике ее уровни и заниматься исследованием проблем воспитания и образования людей в различные эпохи, учитывая национальные и временные особенности.
Связь социальной педагогики с другими науками о человеке
Социальная педагогика находится во взаимосвязи со многими смежными науками. Данная взаимосвязь обусловлена тем, что социальная педагогика в процессе своего становления и развития заимствовала идеи, методы и способы исследования из ряда других наук, до момента ее выделения в самостоятельную науку.
Замечание 3
Социальная педагогика представляет ту область педагогического знания, которая непосредственно касается изучения комплексных проблем человека в среде. В настоящее время связь с науками о человеке необходима социальной педагогике для эффективного решения поставленных задач.
Социальная педагогика находится во взаимосвязи со следующими науками:
- Психология социального воспитания – способствует изучению социально-психологических характеристик человека и групп, возрастных особенностей, выявляет эффективные психологические условия взаимодействия субъектов социального воспитания. Большое значение для социальной педагогики имеет методика и практика психологии социального воспитания, способствующие отбору наиболее оптимальных методов и приемов воспитания.
- Философия. По своей природе философия является методологической основой всех общественных наук. Связь философии и социальной педагогики обусловлена тем, что философия занимается постановкой и исследованием фундаментальных вопросов о воспитании человека, человеческого бытия и т.д. На основании философских суждений вырабатывается обобщенная система взглядов на мир и места человека в нем.
- Социальная работа, является одной из наиболее важных наук, оказывающих влияние на развитие социальной педагогики и решение основных ее задач. Это связано с тем, что социальная работа занимается исследованием человеческой деятельности, выработкой знаний о социальной сфере и специфической социальной деятельности. Связь социальной работы и социальной педагогики также обусловлена тем, что у данных наук общий категориальный аппарат.
- Психология – это одна из тех наук, у которых накоплен богатый опыт социального знания. По своей структуре современная психология представлена множеством отраслей и ветвей, которые сформировались на всем этапе существования и развития психологии. Важным для решения задач социальной педагогики является учет психологических особенностей человеческой психики на различных возрастных этапах. Данные знания представляет психология и ее отрасли.
- Социальная психология. В решении задач социальной педагогики широко используются достижения социальной психологии, которые позволяют определить структуру различных социальных групп, выделить их специфические различия и динамику развития. Все это способствует выявлению социальных проблем и их последующему эффективному решению, с учетом социокультурной среды региона.
- Возрастная психология – занимается изучением возрастной динамики психики человека. Во взаимосвязи с социальной педагогикой находятся все разделы возрастной психологии: детская, младшего школьника, подростковая, ранней юности, взрослого человека и старости.
Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные факторы развития личности. Для успешного развития социальной педагогики необходимы знания в области возрастной психологии.
Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается изолированно от других наук о человеке. Именно на стыке педагогической науки с другими науками о человеке чаще всего происходят открытия. Изоляция педагогики от других наук - причина низкой эффективности ее разработок, неубедительности практических рекомендаций и предписаний. История науки свидетельствует о том, что педагогическая мысль первоначально развивалась в русле общефилософских знаний. Идеи образования и воспитания отражались в религиозных догматах, учении о государстве, законодательных уложениях, литературных произведениях прошлого.
Педагогика органично связана с психологией. Существует несколько наиболее важных узлов связи между ними. Главный из них – предмет исследования этих наук. Психология изучает законы развития психики человека, педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование, обучение человека есть не что иное, как целенаправленное развитие психики (мышления, деятельности). Следующий важный момент – общность методов исследований педагогики и психологии. Многие научные инструменты психологического поиска с успехом служат решению собственно педагогических проблем (психометрия, парное сравнение, психологические тесты, анкеты и др.)
О наличии взаимосвязи педагогики и психологии свидетельствуют и базовые понятия психологии, которые, будучи использованными в педагогической лексике, способствуют более точному определению явлений, фактов воспитания, образования, обучения, помогают выяснить и определить суть в исследуемых проблемах.
Как научная дисциплина, педагогика пользуется психологическим знанием для выявления, описания, объяснения, педагогических фактов. Так, результаты педагогической деятельности изучаются с помощью психологических диагностик (тестов, анкет и т. д.).
Своеобразным мостом между двумя науками выступает педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности, психология управления педагогическими системами и многих психологических исследований других областей образования.
Педагогика тесно, связана с физиологией. Будучи наукой о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей, функциональных систем, физиология раскрывает картину материально-энергетического развития ребенка. Особенно важными для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием школьника являются закономерности функционирования высшей нервной деятельности. Знание учителем физиологических процессов развития младшего школьника и подростка, старшеклассника и самого себя ведет к глубокому проникновению в секреты воспитательного влияния среды и методик, предупреждает от рискованных, ошибочных решений в организации педагогического труда, определении нагрузок, в предъявлении выполнимых требований к учащимся и себе.
Многообразны взаимосвязи педагогики с социологией. Результаты социологических исследований являются базой для решения педагогических проблем, связанных с организацией студенческого досуга, профессиональной ориентацией и многих других. Будучи наукой об обществе как целостной системе, об отдельных составляющих ее компонентах, о процессах функционирования и развития общества, социология в сферу своего анализа, теоретического, прикладного рассмотрения захватывает и область образования, воспитания, науку о них. В структуре социологического отражения действительности развиваются и такие специальные ветви, как, например, социология образования, воспитания, социология студенчества, социология города, деревни, здоровья и т.д.
Исходное значение для педагогической науки имеет философское знание. Оно является базой для осмысления целей воспитания и образования в современный период развития педагогического знания. Теория познания позволяет благодаря общности законов, определить закономерности учебно-познавательной деятельности и механизмы управления ею. Философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и особенно, законы взаимосвязи и взаимозависимости, развитие и его движущие силы и др. способствуют прогрессу исследовательской педагогической мысли. В связи с углублением философского осмысления различных сторон реальной действительности получают развитие и отраслевые философии. Получают статус отраслей наук философия образования, философия культуры, философия истории, философия права, философия науки и т.д. А так как педагогическая наука развивается во взаимосвязи с другими науками о человеке, обращение к их философиям способствует ее успеху.
Новые, дополнительные возможности для исследования процессов воспитания и обучения открывает перед педагогикой кибернетика. Используя ее данные, педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом.
Существенные возможности развития педагогической науки содержатся в перспективах ее интеграции с отраслями медицинских наук. И не только тех, которые изучают «детские болезни». Нервные расстройства, инфекционные заболевания, болезни функциональной дезорганизации организма школьников, токсикомания, наркомания - недуги, поражающие детей школьного возраста, ставят перед педагогической наукой глобальную и весьма наукоемкую задачу - разработать специальную систему обучения и воспитания недомогающих, больных школьников. Недаром говорится, что существует два типа педагогического мышления: плоское и объемное. Плоским оно оказывается у того, кто оперирует только педагогическими понятиями. Объемным - у тех, кто педагогические явления отражает с точек зрения разных наук. Лень школьника, по мнению педагога, - следствие его недисциплинированности, несобранности, слабоволия, запущенности. С точки зрения медицины, лень может выступать защитной реакцией организма в ситуациях опасности для здоровья и психического развития школьника.
Завершая обзор межнаучных связей педагогики, подчеркнем, что к числу ее партнеров в соответствующих условиях при исследовании определенных образовательно-воспитательных проблем относятся и многие другие науки: юриспруденция, экономика, демография, информатика, статистика, экология, этнография, этнология, история, технические науки.