Когда мы говорим о социальной педагогике, мы в первую очередь относим ее к системе педагогических наук, к некоторой совокупности взаимосвязанных частей, или отраслей. Для педагогики такими элементами являются педагогические научные дисциплины. Иногда о них говорят, характеризуя структуру педагогической науки. В зависимости от способа и задач рассмотрения они могут выступать и как отрасли этой науки, и как отдельные, относительно самостоятельные научные дисциплины. Общее для всех таких дисциплин - объект педагогики, т. е. педагогический процесс. Каждая из них специально рассматривает ту или иную сторону целостного педагогического процесса, выделяя свой собственный предмет.

Социальная педагогика, будучи самостоятельной педагогической наукой, в то же время тесно связана с рядом других наук и использует накопленные в них факты. Среди них есть базисные - основные для социальной педагогики. К их числу принято относить философию, общую педагогику, социальную работу, социальную психологию, социологию, политологию.

Социальная педагогика связана с общей педагогикой как часть и целое. Назначение социальной педагогики - установить направления, содержание, формы поддержки личности в определенных социокультурных условиях, конкретизировать положения общей педагогики применительно к возможностям среды. Из общей педагогики социальная педагогика заимствовала многие понятия и положения: о принципах, закономерностях, методах воспитания, формах организации совместной деятельности, условиях семейного воспитания и многое другое.

Однако связь педагогики и социальной педагогики не столь однозначна. Еще не решен в окончательном виде вопрос о месте социальной педагогики в общей системе педагогической науки. Социальная педагогика может относиться к подсистемам первой степени, наряду с общей педагогикой, философией образования, семейной педагогикой. В подсистему второй степени, иерархически подчиненную первой, могут быть включены специальные отрасли педагогики: дошкольная, военная, спортивная и др. Социальная педагогика и педагогика, по мнению Г.Н. Филонова, - две самостоятельные науки, относящиеся к разным областям знания, имеющие общие границы, "сопредельные", по выражению автора, но не связанные иерархически как часть и целоеПедагогика изучает общие закономерности воспитания, обучения и управления образованием. По мнению А.В. Иванова, фактически на протяжении веков педагогика рассматривала то процессы индивидуального развития и возможности вхождения личности в социальное окружение, то ее процессы и явления, связанные с успешной социализацией человека. Таким образом, педагогику можно рассматривать в соответствии с теми задачами, которые были актуальны для данного времени, для тех или иных ученых и их окружения. В настоящее время можно констатировать, что существуют две педагогических науки: педагогика индивидуальности и социальная педагогика. Причем все отраслевые педагогики: дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, педагогика закрытых учреждений различного типа, а также семейная, конфессиальная, коррекционная и т. д. - сочетают в себе закономерности как индивидуальной, так и социальной педагогики. Социальная педагогика - это педагогическая наука, позволяющая рассматривать педагогические явления и процессы, их закономерности в соответствии с теми задачами и целями, которые направлены на формирование и развитие личности в социальном мире, гармонизацию отношений человека и общества.

Социальная педагогика - это относительно целостная, сложная комплексная система.

В систему педагогических наук входят методики обучения и воспитания школьников различным дисциплинам: методики преподавания языка, литературы, истории, физики, математики, химии, биологии и иных учебных предметов. Здесь содержатся специфические частные закономерности развития учащихся. Исследователи методик преподавания обогащают науку не только узкими предметными знаниями обучения и воспитания конкретной дисциплине, но и расширяют понятийный аппарат социальной педагогики.

Социальная педагогика представляет ту область педагогического знания, которая непосредственно ка­сается изучения комплексных проблем человека в сре­де. Поэтому социальная педагогика широко использу­ет достижения других наук о человеке: философии, социальной работы, социологии, психологии, этики, этнографии, культурологии, медицины, правоведения, дефектологии. Опираясь на знания этих наук, соци­альная педагогика организует и интегрирует их потен­циал в личностно-средовом контексте, применительно к своему предмету исследования. Выбор знаний определяется тем, насколько они отражают реализуемые в практике работы основные социально-педагогические задачи: постановку социального диагноза, формирова­ние гуманных отношений в социуме, выбор форм и методов социализации личности, компетентной соци­альной помощи, поддержки человека.

Философия является методологической основой всех общественных наук. Связь социальной педагоги­ки с философией заключается в том, что философия ставит коренные вопросы человеческого бытия и, пы­таясь дать на них ответы, вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, а со­циальная педагогика, исследуя свои проблемы, исхо­дит из определенного взгляда на человека и его воспи­тание. В основе этого взгляда можно обнаружить те или иные философские основания.



Особенно важна связь социальной педагогики с социальной работой. Как наука, социальная работа представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности – социальной сфере и специфичес­кой социальной деятельности.

Как любая наука, социальная работа имеет свой предмет, объект, категориальный аппарат. Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обусловливающие Характер и направленность развития социальных про­цессов в обществе. Что касается категориального ап­парата, то многие категории социальной работы и со­циальной педагогики являются общими.

Современная психология как одна из наук о соци­альном знании представляет собой сложное структур­ное образование. Она состоит из множества ветвей, или отраслей, которые сформировались на границе психо­логии и других наук: педагогических, медицинских, социальных, биологических, инженерных, экологичес­ких, экономических, юридических и др. В этой связи важным для социальной педагогики является учет не только общих особенностей человеческой психики, но и ее специфики и зависимости от конкретных условий социальной ситуации развития, жизни и деятельности, профессии, возраста, статуса в системе межличност­ных отношений в конкретной группе, позиций и диспо­зиций, типологических особенностей, социально-пси­хологической адаптации и т.д.

Социальная педагогика в решении своих задач широко использует достижения социальной психологии, позволяющей определить структуру социальных групп, их динамику, различия (городских и сельских жителей, людей физического и умственного труда, семьи, молоде­жи, производственных коллективов), развитие и состо­яние взаимоотношений народов нашей страны и т. п. Это помогает выявить проблемы, которые требуют решения в конкретных условиях быта, деятельности, свободного времени, воспитания в социокультурной среде региона. При этом главная функция социальной педагогики – исследовать проблемы человеческих отношений, жиз­недеятельности человека в конкретных условиях, в со­отношении самого индивида со средой, с учетом ценно­стных ориентации, которые формируют семья, школа, производственная среда и т. д., а также на основе изуче­ния позиции самой личности как субъекта самосовер­шенствования и изменения социума.

Возрастная психология изучает возрастную дина­мику психики человека. Разделами возрастной психо­логии являются: детская психология, психология млад­шего школьника, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослого человека, пси­хология старости (геронтопсихология). Возрастная пси­хология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные факторы развития личности. Для успешного развития социальной педагогики необходи­мы знания в области возрастной психологии.

Психология общения – та отрасль психологическо­го знания, которая обязательна для любого человека, имеющего прямое или косвенное отношение к социаль­но-педагогической работе. Социальному педагогу прихо­дится иметь дело с самыми разнообразными в коммуни­кативном плане людьми: тихими, застенчивыми – и агрессивными, бурно выражающими свои чувства; замкнутыми, недоверчивыми –и словоохотливыми; ищущи­ми правду, справедливость – и безразличными к ней и т.д. Важно к каждому из них найти подход, расположить к себе, дать возможность раскрыть душу, впустить посто­роннего человека в свой сокровенный внутренний мир.

Социальная педагогика связана и с такими отрас­лями психологической науки, как психология девиантного поведения, психология семьи, специальная пси­хология и др.

В последние годы особую актуальность приобрета­ет связь социальной педагогики с социологией – нау­кой о закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. Социология воспитания, изучая проблему социализации, использует данные отраслей социологического знания: социологии возраста, социо­логии города и деревни, социологии досуга, социологии массовой коммуникации, социологии молодежи, социо­логии морали, социологии образования, социологии преступности, социологии религии, социологии семьи.

Интеграция социальной педагогики и социологии вызвана, с одной стороны, усложнением всех сторон -жизнедеятельности, а с другой стороны – углублени­ем наших знаний о человеке и социуме. С усложнени­ем общества и общественных отношений неизбежно усложняется и процесс социализации развивающейся личности, а интегрирующиеся педагогика и социоло­гия, в свою очередь, объединяются со всеми другими науками, изучающими человека и общество, формиру­ющаяся социальная педагогика не только должна идти на интеграцию с социокультурной средой, но и актив­но вторгаться в нее, изменяя ее в соответствии с по­требностями общественного развития, основными на­правлениями социального прогресса.

Этика анализирует общие законы развития нрав­ственных представлений и отношений, а также регу­лируемые ими формы морального сознания людей и их нравственную деятельность. Социальная педагоги­ка использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определяя цели и ценно­сти воспитания, разрабатывая методы воспитания, ис­следуя проблемы межличностного взаимодействия.

Этнография изучает бытовые и культурные особен­ности народов. Этнопсихология – отрасль знания, изу­чающая этнические особенности психики людей, нацио­нальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических сте­реотипов и т. д. Социальная педагогика, исследуя социа­лизацию человека, опирается на данные об этнических особенностях возрастной периодизации жизненного пути человека; о факторах, определяющих положение людей того или иного возраста и пола в этносе; об этнической специфике и закономерностях социализации и воспита­ния; о каноне человека в различных этносах и т. д.

Разрабатывая теорию социального воспитания, необходимо принимать в расчет данные этнографии и этнопсихологии, определяя конкретные цели, ценнос­ти и содержание воспитания, учитывать этнические особенности при построении системы и особенно в конструировании форм и методов социального воспи­тания. При этом целесообразно аккумулировать сло­жившиеся в этносе и оправдавшие себя адекватные общечеловеческим принципам способы воспитания и использовать их в системе социального воспитания в рамках данного этноса.

Для развития социальной педагогики в последние годы особенно важны данные демографии, которая исследует проблемы народонаселения: рождаемости, смертности, миграции. Для современной России харак­терно появление таких категорий населения (являю­щихся объектом особого внимания социальных педа­гогов), как социальные сироты, бомжи, мигранты, вынужденные переселенцы и др. Без учета и прогнози­рования рождаемости, возрастной структуры и процес­сов перемещения населения невозможно эффективное решение проблем социальной педагогики.

Социальная педагогика тесно связана с дефекто­логией. Это наука о психофизиологических особенно­стях аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В дефектологию входит ряд разделов спе­циальной педагогики: сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагоги­ка (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание лиц с недостатками умственного развития) и логопедия (обучение и воспитание лиц с нарушениями речи). Дефек­тология изучает также проблемы обучения и воспита­ния детей с нарушениями опорно-двигательного аппа­рата, с задержкой психического развития, а также со сложными дефектами (например, слепоглухота, соче­тание слепоты и умственной отсталости и т. п.).

В реальности связь социальной педагогики с други­ми науками весьма различна. Данные социальной пси­хологии и в определенной мере социологии находят в ней применение, хотя далеко не в том объеме, в каком это необходимо для ее плодотворного развития. В то же время этнографические и этнопсихологические данные практически до сих пор остаются невостребованными. С точки зрения А.В. Мудрика, такое положение объясня­ется как недостаточным развитием социально-педаго­гических знаний, так и тем, что в названных выше на­уках далеко не в полной мере изучены те процессы и явления, данные о которых могли бы быть использованы в социально-педагогических концепциях.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Сравнить различные определения социальной педа­гогики. Выделить то общее, что их объединяет.

3. Сравнить назначение, содержание работы и сферы деятельности социального педагога и специалиста по социальной работе (социального работника).

4. Показать, как религия, благотворительность, собственно педагогика и педология повлияли на возникно­вение социальной педагогики и оформление ее в само­стоятельную педагогическую отрасль.

5. Назвать основоположников социальной педагогики как науки и современных ученых, развивающих ее.

6. Раскрыть методы социальной педагогики и показать, когда, в каких условиях социальный педагог использу­ет методы исследования, методы воспитания и методы социально-психологической помощи.

7. Обосновать связь социальной педагогики с другими науками. Назвать те из них, знание которых особенно необходимо для развития и совершенствования теории и практики» социальной педагогики.

Социальная педагогика очень тесно связана с теми отраслями педагогического знания, сферой применения которых являются воспитательные организации различного типа.

Этика и социальная педагогика

Этика исследует общие законы развития нравственных норм и моральных представлений, а также регулируемые ими формы морального сознания людей и их моральную деятельность.

Социальная педагогика использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определяя цели и разрабатывая методы воспитания, исследуя проблемы межличностного взаимодействия и другие вопросы философии, теории и методики социального воспитания.

Социология социального воспитания, изучая проблему социализации, использует данные ряда отраслей социологического знания: социологий возраста, города и деревни, досуга, массовой коммуникации, молодежи, морали, образования, преступности, религии, семьи.

Разрабатывая проблемы теории и методики социального воспитания, социальная педагогика принимает во внимание данные социологии.

Этнография, этнопсихология и социальная педагогика

Этнография занимается изучением особенностей быта и культуры народов. Социология и психология социального воспитания используют данные об этнических особенностях возрастной периодизации жизненного пути человека, о факторах, определяющих положение людей того или иного возраста и пола в этносе; об этнической специфике и закономерностях социализации и воспитания; о каноне человека в различных этносах и т. д.

Разрабатывая теорию социального воспитания, принимаются в расчет данные этнографии и этнопсихологии.

Социальная и возрастная психологии и социальная педагогика

Предметом изучения социальной психологии являются закономерности поведения и деятельности людей, которые обусловлены их объединением в социальные группы, а также характеристика этих групп с психологической точки зрения. Социальная педагогика использует данные социальной и возрастной психологии, исследуя проблемы социализации и вик-тимологии, разрабатывая психологию и методику социального воспитания.

Данные социальной психологии и в определенной мере социологии находят применение в социальной педагогике, хотя далеко не в том объеме, в каком это необходимо для ее плодотворного развития. В то же время этнографические и этнопсихологические данные до сих пор практически остаются невостребованными. Такое положение объясняется как недостаточным развитием социально-педагогических знаний, так и тем, что в названных выше науках далеко не в полной мере изучены те процессы и явления, данные о которых могли бы быть использованы в социально-педагогических концепциях.

Понятие социальной педагогики

Социальная педагогика занимается изучением социального воспитания человека, осуществляемого на протяжении всей его жизни.

Замечание 1

Основная цель социальной педагогики заключается в исследовании проблем человеческих взаимоотношений, жизнедеятельности людей в различных условиях, установлении взаимоотношений индивида с окружающей его средой, с учетом его психологических и возрастных особенностей, а также ценностных ориентаций.

Предмет социальной педагогики – социальное воспитание личности и воспитательные силы общества.

В настоящее время существуют различные определения понятия «социальная педагогика».

Социальная педагогика – это научная дисциплина, которая раскрывает социальную функцию общей педагогики и исследует воспитательный процесс на всех возрастных этапах.

Социальная педагогика – это самостоятельная наука, которая занимается исследованием влияния социальных факторов среды на процесс социализации подрастающего поколения, а также разрабатывающая и реализующая эффективную систему мероприятий, направленных на оптимизацию воспитания личности в рамках современного социума.

Социальная педагогика – это отрасль педагогики, занимающаяся исследованием особенностей социального воспитания в контексте социализации, то есть процесс воспитания всех возрастных и социальных групп людей, осуществляемых как в рамках организаций, созданных специально для осуществления воспитания, так и в организациях, где воспитание не является основной функцией.

Замечание 2

Таким образом, несмотря на различные определения понятия «социальная педагогика» суть ее понимания сводится к тому, что данная научная отрасль занимается исследованием особенностей социального воспитания человека на всех этапах его становления и развития.

Многообразие подходов к определению социальной педагогики обусловлено тем, что на современном этапе своего развития педагогика в целом является областью интегрированного знания. На это есть ряд причин:

  • развитие отраслей знаний о человеке
  • развитие отраслей знаний об обществе
  • расширение знаний и представлений о процессах и закономерностях развития человека в обществе

Все это способствует тому, что социальная педагогика, для эффективного решения своих специфических задач, опирается на смежные науки.

Методологическая основа социальной педагогики представлена философией воспитания, философской антропологией и современными данными о человекознании.

Теоретическая основа социальной науки – это культурологический и цивилизованный подходы к социально-педагогическим феноменам, при которых определенный социум рассматривается как часть истории.

Все это позволяет выделить в структуре социальной педагогике ее уровни и заниматься исследованием проблем воспитания и образования людей в различные эпохи, учитывая национальные и временные особенности.

Связь социальной педагогики с другими науками о человеке

Социальная педагогика находится во взаимосвязи со многими смежными науками. Данная взаимосвязь обусловлена тем, что социальная педагогика в процессе своего становления и развития заимствовала идеи, методы и способы исследования из ряда других наук, до момента ее выделения в самостоятельную науку.

Замечание 3

Социальная педагогика представляет ту область педагогического знания, которая непосредственно касается изучения комплексных проблем человека в среде. В настоящее время связь с науками о человеке необходима социальной педагогике для эффективного решения поставленных задач.

Социальная педагогика находится во взаимосвязи со следующими науками:

  1. Психология социального воспитания – способствует изучению социально-психологических характеристик человека и групп, возрастных особенностей, выявляет эффективные психологические условия взаимодействия субъектов социального воспитания. Большое значение для социальной педагогики имеет методика и практика психологии социального воспитания, способствующие отбору наиболее оптимальных методов и приемов воспитания.
  2. Философия. По своей природе философия является методологической основой всех общественных наук. Связь философии и социальной педагогики обусловлена тем, что философия занимается постановкой и исследованием фундаментальных вопросов о воспитании человека, человеческого бытия и т.д. На основании философских суждений вырабатывается обобщенная система взглядов на мир и места человека в нем.
  3. Социальная работа, является одной из наиболее важных наук, оказывающих влияние на развитие социальной педагогики и решение основных ее задач. Это связано с тем, что социальная работа занимается исследованием человеческой деятельности, выработкой знаний о социальной сфере и специфической социальной деятельности. Связь социальной работы и социальной педагогики также обусловлена тем, что у данных наук общий категориальный аппарат.
  4. Психология – это одна из тех наук, у которых накоплен богатый опыт социального знания. По своей структуре современная психология представлена множеством отраслей и ветвей, которые сформировались на всем этапе существования и развития психологии. Важным для решения задач социальной педагогики является учет психологических особенностей человеческой психики на различных возрастных этапах. Данные знания представляет психология и ее отрасли.
  5. Социальная психология. В решении задач социальной педагогики широко используются достижения социальной психологии, которые позволяют определить структуру различных социальных групп, выделить их специфические различия и динамику развития. Все это способствует выявлению социальных проблем и их последующему эффективному решению, с учетом социокультурной среды региона.
  6. Возрастная психология – занимается изучением возрастной динамики психики человека. Во взаимосвязи с социальной педагогикой находятся все разделы возрастной психологии: детская, младшего школьника, подростковая, ранней юности, взрослого человека и старости.

Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные факторы развития личности. Для успешного развития социальной педагогики необходимы знания в области возрастной психологии.

Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается изолированно от других наук о человеке. Именно на стыке педагогической науки с другими науками о человеке чаще всего происходят открытия. Изоляция педагоги­ки от других наук - причина низкой эффективности ее разработок, неубедительности практических реко­мендаций и предписаний. История науки свидетель­ствует о том, что педагогическая мысль первоначально развивалась в русле общефилософских знаний. Идеи образования и воспитания отражались в религиозных догматах, учении о государстве, законодательных уло­жениях, литературных произведениях прошлого.

Педагогика органично связана с психологией. Существует несколько наиболее важных узлов связи между ними. Главный из них – предмет исследования этих наук. Психология изучает законы развития психики человека, педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование, обучение человека есть не что иное, как целенаправленное развитие психики (мышления, деятельности). Следующий важный момент – общность методов исследований педагогики и психологии. Многие научные инструменты психологического поиска с успехом служат решению собственно педагогических проблем (психометрия, парное сравнение, психологические тесты, анкеты и др.)

О наличии взаимосвязи педагогики и психологии свидетельствуют и базовые понятия психологии, которые, будучи использованными в педагогической лексике, способствуют более точному определению явлений, фактов воспитания, образования, обучения, помогают выяснить и определить суть в исследуемых проблемах.

Как научная дисциплина, педагогика пользуется психологическим знанием для выявления, описания, объяснения, педагогических фактов. Так, результаты педагогической деятельности изучаются с помощью психологических диагностик (тестов, анкет и т. д.).

Своеобразным мостом между двумя науками выступа­ет педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности, психоло­гия управления педагогическими системами и многих психологических исследований других областей образова­ния.

Педагогика тесно, связана с физио­логией. Будучи наукой о жизнедеятельности целостно­го организма и его отдельных частей, функциональных систем, физиология раскрывает картину материально-энергетического развития ребенка. Особенно важными для понимания механизмов управления физическим и психи­ческим развитием школьника являются закономерности функционирования высшей нервной деятельности. Знание учителем физиологиче­ских процессов развития младшего школьника и подростка, старшеклассника и самого себя ведет к глубокому про­никновению в секреты воспитательного влияния среды и методик, предупреждает от рискованных, ошибочных ре­шений в организации педагогического труда, определении нагрузок, в предъявлении выполнимых требований к уча­щимся и себе.

Многообразны взаимосвязи педагогики с социо­логией. Результаты социологических исследований являются базой для решения педагогических проблем, связанных с организацией студенческого досуга, профессиональной ориентацией и многих других. Будучи наукой об обществе как целостной си­стеме, об отдельных составляющих ее компонентах, о процессах функционирования и развития общества, со­циология в сферу своего анализа, теоретического, при­кладного рассмотрения захватывает и область образова­ния, воспитания, науку о них. В структуре социологиче­ского отражения действительности развиваются и такие специальные ветви, как, например, социология образова­ния, воспитания, социология студенчества, социология города, деревни, здоровья и т.д.

Исходное значение для педагогической науки имеет философское знание. Оно является базой для осмысления целей воспитания и образования в современный период развития педагогического знания. Теория познания позволяет благодаря общности законов, определить закономерности учебно-познавательной деятельности и механизмы управления ею. Философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и особенно, законы взаимосвязи и взаимозависимости, развитие и его движущие силы и др. способствуют прогрессу исследовательской педагогической мысли. В связи с углублением философского осмысления раз­личных сторон реальной действительности получают раз­витие и отраслевые философии. Получают статус отрас­лей наук философия образования, философия культуры, философия истории, философия права, философия науки и т.д. А так как педагогическая наука развивается во вза­имосвязи с другими науками о человеке, обращение к их философиям способствует ее успеху.

Новые, дополнительные возможности для исследования процессов воспитания и обучения открывает перед педагогикой кибернетика. Используя ее данные, педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом.

Существенные возможности развития педагоги­ческой науки содержатся в перспективах ее интегра­ции с отраслями медицинских наук. И не толь­ко тех, которые изучают «детские болезни». Нервные расстройства, инфекционные заболевания, болезни функциональной дезорганизации организма школьни­ков, токсикомания, наркомания - недуги, поражаю­щие детей школьного возраста, ставят перед педагоги­ческой наукой глобальную и весьма наукоемкую зада­чу - разработать специальную систему обучения и воспитания недомогающих, больных школьников. Недаром говорится, что су­ществует два типа педагогического мышления: плос­кое и объемное. Плоским оно оказывается у того, кто оперирует только педагогическими поня­тиями. Объемным - у тех, кто педагогические явления отражает с точек зрения разных наук. Лень школьника, по мнению педагога, - следствие его не­дисциплинированности, несобранности, слабоволия, запущенности. С точки зрения медицины, лень может выступать защитной реакцией организма в ситуациях опасности для здоровья и психического развития школьника.

Завершая обзор межнаучных связей педагогики, подчеркнем, что к числу ее партнеров в соответствую­щих условиях при исследовании определенных образо­вательно-воспитательных проблем относятся и многие другие науки: юриспруденция, экономика, демогра­фия, информатика, статистика, экология, этнография, этнология, история, технические науки.


Close