Па́вел Васи́льевич Си́монов (урожд. Станке́вич , 20 апреля , Ленинград - 6 июня , Москва) - советский, российский психофизиолог, биофизик и психолог . Академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987), доктор медицинских наук (1961), профессор (1969). Лауреат Государственной премии СССР (1987, в коллективе) за создание и разработку методов диагностики и прогнозирования состояния мозга человека.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Мозг и движение - Вячеслав Дубынин

    ✪ Мозг и любопытство - Вячеслав Дубынин

    ✪ Устройство и работа мозга

    Субтитры

    Говоря о биологических потребностях, Павел Васильевич Симонов особо выделил потребности саморазвития, потребности, направленные в будущее. Симонов отнес к ним программы любопытства, подражания и программы, связанные с движениями, игрой и свободой. Движения - ключевой момент. Большая часть нейронов головного мозга человека задействована в управлении движениями, в запоминании двигательных программ, структуры моторной коры, мозжечка, базальных ганглиев. Во многих случаях для того, чтобы движения действительно эффективно реализовались, их нужно повторять и проходить процедуру двигательного обучения. А для этого необходимо положительное подкрепление, положительные эмоции. В данном случае работает медиатор, который называется дофамин, его основным источником являются нейроны компактной части черной субстанции. Их аксоны идут в базальные ганглии и там обеспечивают основу для формирования двигательных навыков. Кроме того, обучение идет на уровне мозжечковых структур. Самые разные типы движений - рефлекторные, локомоторные, произвольные, - которые мы генерируем корой больших полушарий, прописываются в мозжечке базальных ганглиев после многократных повторов. Все это происходит на фоне выделения дофамина, на фоне положительных эмоций, поэтому повторять движения приятно. Особенно эффективно эта функция реализована у маленького мозга, у новорожденного, у ребенка, который растет и должен сформировать эти двигательные навыки. Например, вы смотрите на мальчика Петю Иванова трех лет и видите, что он залез на табуретку, спрыгнул с табуретки, залез на табуретку, спрыгнул с нее и так 50 раз. Так мальчик тренируется. Сам он это не осознает, но мозг об этом знает, его нейросети знают, исправно платят дофамином за то, чтобы он осваивал двигательные навыки. Взрослый мозг все это умеет, поэтому данный блок у взрослых часто слабеет, мы уже не так охотно двигаемся. Предложение маленького ребенка: «Мама, папа, давай попрыгаем, поиграем» у взрослого мозга часто вызывает глубокое недоумение: «А зачем? Я и так это все уже умею делать». Все мы разные. Если у вас активно установлена черная субстанция, вы по жизни можете быть двигательно очень легким на подъем и будете испытывать положительные эмоции. Такие люди охотно гуляют, охотно занимаются спортом, танцуют, хотя это кажется совершенно бессмысленным занятием. Для танцев на дискотеке есть несколько мотивов, а танцы перед зеркалом - это чистый дофамин и работа нейронных контуров черной субстанции, мозжечка, базальных ганглиев. Биологический смысл двигательного обучения очевиден: для удовлетворения самых разных потребностей нужно хорошо двигаться. Козленок бегает, и ему это нравится, а потом ему пригодится убегать от волка. Котеночек бегает за бумажкой, и ему это нравится, а потом ему догонять мышку. Козленок и котенок об этом не знают, но знают их глобальные программы, направленные в будущее, подталкивают их оттачивать эти двигательные навыки. Молекулы, похожие на дофамин, способны активировать движение и вызывать положительные эмоции, связанные с движениями. Такие молекулы являются наркотикоподобными препаратами, как амфетамин, кокаин. Они хорошо известны и оказывают на мозг достаточно серьезное травмирующее действие. Движения вставлены в самые разные поведенческие программы. Организм не просто двигается, а часто как бы прозванивает биологические программы, которые в будущем будут использоваться, для того чтобы убегать от опасности, добывать пищу. Отдельная очень важная категория таких программ - это программы, связанные с общением в социуме, стае, коллективе. Мы видим, как котята или щенята борются друг с другом, дерутся понарошку, играют, но на самом деле это очень серьезный компонент поведения. Во-первых, при этом тестируются нейросети, которые отвечают за движения. Во-вторых, маленький мозг учится оценивать силы противника: насколько он мощный, кто победит. В будущем при реальных столкновениях всю эту информацию можно использовать и не ввязываться в совершенно безнадежные предприятия. Игра животных сама по себе имеет очень большое значение, подкрепляется дофамином. В человеческом поведении это тоже занимает очень большое место. Недаром голландский философ Йохан Хёйзинга написал книгу «Человек играющий», где поставил игру во главу угла и написал, что в человеческой культуре игра, похоже, самое главное. Она лежит в основе культовых явлений, в основе искусства, в основе науки, то есть подобного рода действия занимают огромное место в нашем поведении. Хёйзинга даже охарактеризовал основные черты игры. Например, игра идет понарошку, в свободное время, в определенном месте, но все равно вызывает положительные эмоции. И таких проявлений игрового поведения в нашей жизни очень много. Примером является спорт, когда две команды гоняют мяч, при этом радуются тысячи болельщиков, но они понимают, что это понарошку. И если ваша команда проиграла, вы, конечно, огорчаетесь, но не очень сильно, зато если победила с разгромным счетом, то положительные эмоции зашкаливают. Если удается сочетать между собой свободу и игру, то получается очень здорово и эффективно. Например, люди идут на флешмоб. Мы никогда этого не делали, это новизна, это движение. Кроме того, это проявление свободы: делаю что хочу. Свобода - это важнейший компонент игры. Движения, которые мы совершаем, как правило, имеют цель. И если по ходу движения возникают препятствия, то они воспринимаются мозгом как серьезная проблема. Здесь включается дополнительный блок программ, которые можно назвать рефлексами свободы. Если что-то ограничивает свободу ваших передвижений, это встречает сопротивление со стороны нейросетей и добавляет энергии в процесс, для того чтобы решить проблему, преодолеть препятствие или его обойти. Еще Иван Петрович Павлов отдельно писал о программах свободы, анализируя реакции своих собак, экспериментальных животных. В мае 1917 года он прочел небольшой доклад «Рефлекс свободы», в котором подчеркнул, что преодоление ограничений - это такая же важная программа, как еда и безопасность. На таком глобальном уровне биологическая целесообразность программ свободы очевидна. Если в природе жучок упал в ямку, а олень зацепился рогами за кусты, то нужно срочно выбираться, потому что вы умрете от голода и жажды или придет хищник и вас сожрет. Жучок об этом не знает, и олень, скорее всего, тоже не знает. Но знает их глобальная биологическая программа, которая заглядывает в будущее. Это группа программ, связанных с саморазвитием, программы свободы, это часть программ саморазвития. И это заглядывание в будущее, экстраполяция в данном случае достаточно очевидна. Дальше организм направляет кучу усилий, для того чтобы преодолеть ограничения. Жучок, посаженный в коробочку, всю ночь ее грызет, а волнистый попугайчик в клетке пытается ее раскурочить и расщепить прутья, чтобы вырваться на волю, а граф Монте-Кристо скребет стенки замка Ив. Само ограничение в свободе передвижений, то есть замкнутое пространство, привязи, путы - это источник отрицательных эмоций. Павлов описывает, как многие собаки, которые шли в его эксперименты, исходно протестуют против этого и приходится сначала их привязывать и кормить, чтобы у них возникла ассоциация, что в этом положении не будет ничего плохого, а, наоборот, еда. Павловские камеры достаточно небольшие по размеру, и, кроме того, на собаку вначале надевается шлейка, чтобы она не ушла куда-то в угол и не легла спать. Тогда, пишет Иван Петрович Павлов, программы, рефлексы свободы слабеют, и можно заниматься уже обучением. И дальше он указывает, что если переборщить с этим подавлением программ свободы, то мы получаем программы рабства, то есть антитезу программ свободы. Это отдельная сторона работы нашего мозга, которая связана больше с иерархическим поведением, с тем, что есть лидер и подчиненный. Большое значение имеет миндалина - структура, которая выстраивает отношения особей внутри стаи. Ограничения свободы - это мощнейший заряд отрицательных эмоций. Недаром в педагогике и каких-то более серьезных ситуациях подобного рода ограничения применяются как отрицательное подкрепление. Если ребенка поставили в угол, это ограничение в свободе передвижений, и на фоне возникших отрицательных эмоций он должен понять, что он сделал что-то не то. А если вы совершили какое-то серьезное противоправное действие и вас уже поместили в места не столь отдаленные, то тут все серьезно. Можно вспомнить Александра Сергеевича Пушкина, который сам в тюрьме не сидел, но в ссылку-то его отправляли. И это «Сижу за решеткой в темнице сырой…» очень прочувствовано. Или «Придет ли час моей свободы? Пора, пора! - взываю к ней…» Это очень важный компонент нашей жизни, особенно если у вас мозг так установлен. Потому что есть люди более свободолюбивые, есть менее свободолюбивые. Судя по всему, стремление к свободе, к ситуации, когда вы можете выполнять выбранную программу, - это результат работы конкретных нейросетей. Пока все идет нормально, данная функция мозга не включается. Но если возникает препятствие, если возникает рассогласование между ожидаемыми результатами поведения и реальными результатами, тут-то и срабатывают данные нейросети, которые обеспечивают сравнение того, что случилось, с тем, что хотелось. За это во многом отвечает поясная извилина. Возникают негативные эмоции, которые вливают дополнительную энергию, и прежде всего в работу ассоциативной лобной коры, и она более настойчиво может стремиться к достижению цели. Здесь достаточно тонкая грань, потому что еще чуть больше отрицательных эмоций - и возникнет агрессия. Между свободой и агрессией небольшая грань. И если дверь не открывается, то поначалу вы и ее дергаете, а затем начинаете злобно пинать. У свободы есть и темная сторона. Борцы за свободу часто переходят на такую агрессивную сторону, когда деструктивные действия начинают разрушать всю ту пользу, которую могла бы принести свобода. Можно вспомнить самые разные религиозные и политические системы, проанализировать, как в каждой из них учитываются важнейшие биологические программы, свобода, подчинение лидеру, эмпатия, то есть свобода, равенство и братство. И в мозге каждого из нас уникальный коктейль из данных программ, это основа нашего темперамента. И когда мы начинаем жить, над каждой из этих программ, в том числе над программами свободы, формируются, как говорил Иван Петрович Павлов, условные рефлексы, то есть мы учимся более эффективно реализовывать программы, достигать успеха. И если обучение ведет к достижению цели, то положительные эмоции и этот поведенческий блок становится в наших реакциях более выраженным. А неудачи можно, наоборот, подавить. За счет воспитания можно сделать человека более свободолюбивым, более инициативным, более эмпатичным и, наоборот, менее эмпатичным, менее свободолюбивым. Огромная ответственность лежит на педагогах и воспитателях, например, на средствах массовой информации, которые порой вываливают на нас новости, совершенно не думая о тех перепрограммирующих последствиях, которые случаются с нервной системой слушателей и зрителей.

Биография

Отца П. В. Симонова - бывшего офицера Станислава Станкевича - репрессировали в 1937 году . Как члены семьи «врага народа», Павел с матерью были высланы из Ленинграда. Их соседом в доме по лестничной площадке был известный скульптор Василий Львович Симонов, который в дальнейшем принял деятельное участие в устройстве судьбы мальчика, усыновил его и дал свою фамилию.

В 1944 году поступил в лётное училище. В 1945 году перевелся по состоянию здоровья в Военно-медицинскую академию , которую окончил в 1951 году. Практически с первых лет врачебной практики начал заниматься научно-исследовательской работой. В 1951-1960 гг - научный сотрудник, руководитель лаборатории Главного военного госпиталя им. Н. Н. Бурденко . С 1961 по 1962 год - старший научный сотрудник Физиологической лаборатории АН СССР.

В 1962 году П. В. Симонов начал работать под руководством Э. А. Асратяна в в должности заведующего лабораторией, затем заместителя директора, а с 1982 года стал директором этого института.

Профессор кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ с 1996 года. Состоял академиком-секретарем Отделения физиологии АН СССР, главным редактором «Журнала высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова» (с 1982), членом редколлегии научно-популярного журнала «Наука и жизнь ».

Удостоен звания «Заслуженный профессор Московского университета» (1999).

Научные исследования

Научные работы П. В. Симонова посвящены физиологии высшей нервной деятельности, то есть изучению мозговых основ поведения. Им создан и экспериментально обоснован потребностно-информационный подход к анализу поведения и высших психических функций человека и животных, который позволил дать естественнонаучное обоснование таким ключевым понятиям общей психологии, как потребность , эмоция , воля , сознание . Междисциплинарный характер исследований П. В. Симонова создаёт основу для комплексного изучения человека физиологами, психологами, социологами, представителями других областей знаний. «Наука опирается на принципы презумпции доказанного… - писал академик П. В. Симонов. - Все остальное принадлежит царству веры, а верить можно во что угодно, поскольку свобода совести гарантируется законом» .

Информационная теория Симонова

Симонов попытался в краткой символической форме представить всю совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Он предложил для этого следующую формулу :

Э = f [П, (Ис - Ин), …] ,

где Э - эмоция (её сила, качество и знак); П - сила и качество актуальной потребности; (Ин - Ис) - оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности, на основе врождённого (генетического) и приобретённого опыта; Ин - информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности; Ис - информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.

Собственно, вышеприведённая формула является очень общей, и в упрощённом виде может быть представлена так:

Э = П · (Ис - Ин) .

Из этой упрощённой формулы хорошо видно, что при Ис>Ин эмоция приобретает положительный знак, а при Ис<Ин - отрицательный.

(с 1999).

  • Один из почетных основателей фонда «Наука Долголетия».
  • Председатель редколлегии серии изданий РАН «Классики науки ».
  • Член редколлегии иллюстрированного научно-публицистического и информационного журнала «Наука в России».
  • Член исполкома Международной организации изучения мозга (1985-1997).
  • Член Международной академии астронавтики.
  • Член Нью-Йоркской академии наук.
  • Член Американской ассоциации авиационной и космической медицины (1971).
  • Почетный член Павловского научного общества США.
  • Награды

    Мать - Мария Карловна Станкевич.

    Сестра - Станкевич Галина Станиславовна, проживает в Швеции с семьей.

    Жена - Ольга Сергеевна Вяземская, преподаватель иностранного языка.

    И психология

    Место работы: Учёная степень: Учёное звание: Альма-матер : Научный руководитель: Известен как:

    специалист по экспериментальной нейрофизиологии эмоций, проблемам высшей нервной деятельности

    Награды и премии:

    Па́вел Васи́льевич Си́монов (урожд. Станке́вич , 20 апреля , Ленинград - 6 июня , Москва) - советский, российский психофизиолог, биофизик и психолог . Академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987), доктор медицинских наук (1961), профессор (1969). Лауреат Государственной премии СССР (1987, в коллективе) за создание и разработку методов диагностики и прогнозирования состояния мозга человека.

    Биография

    Отца П. В. Симонова - бывшего офицера Станислава Станкевича - репрессировали в 1937 году . Как члены семьи «врага народа», Павел с матерью были высланы из Ленинграда. Их соседом в доме по лестничной площадке был известный скульптор Василий Львович Симонов , который в дальнейшем принял деятельное участие в устройстве судьбы мальчика, усыновил его и дал свою фамилию.

    В 1944 году поступил в лётное училище. В 1945 году перевелся по состоянию здоровья в Военно-медицинскую академию , которую окончил в 1951 году. Практически с первых лет врачебной практики начал заниматься научно-исследовательской работой. В 1951-1960 гг - научный сотрудник, руководитель лаборатории Главного военного госпиталя им. Н. Н. Бурденко . С 1961 по 1962 год - старший научный сотрудник Физиологической лаборатории АН СССР.

    В 1962 году П. В. Симонов начал работать под руководством Э. А. Асратяна в в должности заведующего лабораторией, затем заместителя директора, а с 1982 года стал директором этого института.

    Профессор кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ с 1996 года. Состоял академиком-секретарем Отделения физиологии АН СССР, главным редактором «Журнала высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова» (с 1982), членом редколлегии научно-популярного журнала «Наука и жизнь ».

    Удостоен звания «Заслуженный профессор Московского университета» (1999).

    Научные исследования

    Научные работы П. В. Симонова посвящены физиологии высшей нервной деятельности, то есть изучению мозговых основ поведения. Им создан и экспериментально обоснован потребностно-информационный подход к анализу поведения и высших психических функций человека и животных, который позволил дать естественнонаучное обоснование таким ключевым понятиям общей психологии, как потребность , эмоция , воля , сознание . Междисциплинарный характер исследований П. В. Симонова создаёт основу для комплексного изучения человека физиологами, психологами, социологами, представителями других областей знаний. «Наука опирается на принципы презумпции доказанного… - писал академик П. В. Симонов. - Все остальное принадлежит царству веры, а верить можно во что угодно, поскольку свобода совести гарантируется законом» .

    Информационная теория Симонова

    Симонов попытался в краткой символической форме представить всю совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Он предложил для этого следующую формулу :

    Э = f [П, (Ис - Ин), …] ,

    где Э - эмоция (её сила, качество и знак); П - сила и качество актуальной потребности; (Ин - Ис) - оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности, на основе врождённого (генетического) и приобретённого опыта; Ин - информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности; Ис - информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.

    Собственно, вышеприведённая формула является очень общей, и в упрощённом виде может быть представлена так:

    Э = П · (Ис - Ин) .

    Из этой упрощённой формулы хорошо видно, что при Ис>Ин эмоция приобретает положительный знак, а при Ис<Ин - отрицательный.

    Членство в научных и общественных организациях

    • Член Комиссий по присуждению Государственных премий РФ , президиума РАН по борьбе с лженаукой (с 1999).
    • Один из почетных основателей фонда «Наука Долголетия».
    • Председатель редколлегии серии изданий РАН «Классики науки ».
    • Член редколлегии иллюстрированного научно-публицистического и информационного журнала «Наука в России».
    • Член исполкома Международной организации изучения мозга (1985-1997).
    • Член Международной академии астронавтики.
    • Член Нью-Йоркской академии наук.
    • Член Американской ассоциации авиационной и космической медицины (1971).
    • Почетный член Павловского научного общества США.

    Награды

    Лауреат Государственной премии СССР (1987), премии СМ СССР, премии им. И. П. Павлова (АН СССР, 1979) . Удостоен золотой медали им. И. М. Сеченова (РАН, 1999).

    Семья

    Отец - Станкевич Станислав Венедиктович (1895-1937) - уроженец и житель Ленинграда, поляк, беспартийный, временно исполняющий должность начальника отделения продовольственно-фуражного отдела ЛВО, интендант 3-го ранга (капитан). Арестован 5 октября 1937 года комиссией НКВД и Прокуратуры СССР. 3 ноября 1937 года приговорен по статье 58, чч. 6, 7, 10 и 11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в Ленинграде 12 ноября 1937 года .

    Мать - Мария Карловна Станкевич.

    Сестра - Станкевич Галина Станиславовна, проживает в Швеции с семьей.

    Жена - Ольга Сергеевна Вяземская, преподаватель иностранного языка.

    Внучки: Симонова Анастасия Юрьевна (род. 26.08.1975), Симонова (Кайдановская) Зоя Александровна (род. 05.11.1976), Симонова Ксения Юрьевна (род. 14.05.1979) и Эшпай Мария Андреевна (род. 19.01.1986).

    Основные работы

    Книги

    1. Что такое эмоция? - М.: Наука , 1966. - 94 с.
    2. Теория отражения и психофизиология эмоций. - М., 1970.
    3. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. - М., 1975.
    4. Эмоциональный мозг. - М.: Наука, 1981. - 215 с.
    5. Темперамент. Характер. Личность / П. В. Симонов, П. М. Ершов. - М.: Наука, 1984. - 161 с.
    6. Мотивированный мозг. - М.: Наука, 1987. - 271 с.
    7. Созидающий мозг: нейробиологические основы творчества. - М.,1993.
    8. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. - М.: Изд-во « », 1998. - 98 с. - ISBN 5-201-02277-4 , ISBN 5-201-02295-2 .

    Статьи

    • Информационная теория эмоций // Вопросы психологии . - 1964. - № 6.
    • Мозг и творчество // Вопросы философии . - 1992. - № 11. - С. 3-24.

    Напишите отзыв о статье "Симонов, Павел Васильевич"

    Примечания

    Литература

    • Павлу Васильевичу Симонову - 75 лет // Психологический журнал . - 2001. - Т. 22. - № 5.
    • Реутов В. П., Сорокина Е. Г., Охотин В. Е., Косицын Н. С. Павел Васильевич Симонов и его концепция об «альтруистах» и «эгоистах». - М., 2007.

    Ссылки

    • на официальном сайте РАН
    • Каплунов В. А. // Сайт «Философия.ru». - 18.11.2012.

    Отрывок, характеризующий Симонов, Павел Васильевич

    – Соня, тебе хорошо? – изредка спрашивал он.
    – Да, – отвечала Соня. – А тебе?
    На середине дороги Николай дал подержать лошадей кучеру, на минутку подбежал к саням Наташи и стал на отвод.
    – Наташа, – сказал он ей шопотом по французски, – знаешь, я решился насчет Сони.
    – Ты ей сказал? – спросила Наташа, вся вдруг просияв от радости.
    – Ах, какая ты странная с этими усами и бровями, Наташа! Ты рада?
    – Я так рада, так рада! Я уж сердилась на тебя. Я тебе не говорила, но ты дурно с ней поступал. Это такое сердце, Nicolas. Как я рада! Я бываю гадкая, но мне совестно было быть одной счастливой без Сони, – продолжала Наташа. – Теперь я так рада, ну, беги к ней.
    – Нет, постой, ах какая ты смешная! – сказал Николай, всё всматриваясь в нее, и в сестре тоже находя что то новое, необыкновенное и обворожительно нежное, чего он прежде не видал в ней. – Наташа, что то волшебное. А?
    – Да, – отвечала она, – ты прекрасно сделал.
    «Если б я прежде видел ее такою, какою она теперь, – думал Николай, – я бы давно спросил, что сделать и сделал бы всё, что бы она ни велела, и всё бы было хорошо».
    – Так ты рада, и я хорошо сделал?
    – Ах, так хорошо! Я недавно с мамашей поссорилась за это. Мама сказала, что она тебя ловит. Как это можно говорить? Я с мама чуть не побранилась. И никому никогда не позволю ничего дурного про нее сказать и подумать, потому что в ней одно хорошее.
    – Так хорошо? – сказал Николай, еще раз высматривая выражение лица сестры, чтобы узнать, правда ли это, и, скрыпя сапогами, он соскочил с отвода и побежал к своим саням. Всё тот же счастливый, улыбающийся черкес, с усиками и блестящими глазами, смотревший из под собольего капора, сидел там, и этот черкес был Соня, и эта Соня была наверное его будущая, счастливая и любящая жена.
    Приехав домой и рассказав матери о том, как они провели время у Мелюковых, барышни ушли к себе. Раздевшись, но не стирая пробочных усов, они долго сидели, разговаривая о своем счастьи. Они говорили о том, как они будут жить замужем, как их мужья будут дружны и как они будут счастливы.
    На Наташином столе стояли еще с вечера приготовленные Дуняшей зеркала. – Только когда всё это будет? Я боюсь, что никогда… Это было бы слишком хорошо! – сказала Наташа вставая и подходя к зеркалам.
    – Садись, Наташа, может быть ты увидишь его, – сказала Соня. Наташа зажгла свечи и села. – Какого то с усами вижу, – сказала Наташа, видевшая свое лицо.
    – Не надо смеяться, барышня, – сказала Дуняша.
    Наташа нашла с помощью Сони и горничной положение зеркалу; лицо ее приняло серьезное выражение, и она замолкла. Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах, предполагая (соображаясь с слышанными рассказами) то, что она увидит гроб, то, что увидит его, князя Андрея, в этом последнем, сливающемся, смутном квадрате. Но как ни готова она была принять малейшее пятно за образ человека или гроба, она ничего не видала. Она часто стала мигать и отошла от зеркала.
    – Отчего другие видят, а я ничего не вижу? – сказала она. – Ну садись ты, Соня; нынче непременно тебе надо, – сказала она. – Только за меня… Мне так страшно нынче!
    Соня села за зеркало, устроила положение, и стала смотреть.
    – Вот Софья Александровна непременно увидят, – шопотом сказала Дуняша; – а вы всё смеетесь.
    Соня слышала эти слова, и слышала, как Наташа шопотом сказала:
    – И я знаю, что она увидит; она и прошлого года видела.
    Минуты три все молчали. «Непременно!» прошептала Наташа и не докончила… Вдруг Соня отсторонила то зеркало, которое она держала, и закрыла глаза рукой.
    – Ах, Наташа! – сказала она.
    – Видела? Видела? Что видела? – вскрикнула Наташа, поддерживая зеркало.
    Соня ничего не видала, она только что хотела замигать глазами и встать, когда услыхала голос Наташи, сказавшей «непременно»… Ей не хотелось обмануть ни Дуняшу, ни Наташу, и тяжело было сидеть. Она сама не знала, как и вследствие чего у нее вырвался крик, когда она закрыла глаза рукою.
    – Его видела? – спросила Наташа, хватая ее за руку.
    – Да. Постой… я… видела его, – невольно сказала Соня, еще не зная, кого разумела Наташа под словом его: его – Николая или его – Андрея.
    «Но отчего же мне не сказать, что я видела? Ведь видят же другие! И кто же может уличить меня в том, что я видела или не видала?» мелькнуло в голове Сони.
    – Да, я его видела, – сказала она.
    – Как же? Как же? Стоит или лежит?
    – Нет, я видела… То ничего не было, вдруг вижу, что он лежит.
    – Андрей лежит? Он болен? – испуганно остановившимися глазами глядя на подругу, спрашивала Наташа.
    – Нет, напротив, – напротив, веселое лицо, и он обернулся ко мне, – и в ту минуту как она говорила, ей самой казалось, что она видела то, что говорила.
    – Ну а потом, Соня?…
    – Тут я не рассмотрела, что то синее и красное…
    – Соня! когда он вернется? Когда я увижу его! Боже мой, как я боюсь за него и за себя, и за всё мне страшно… – заговорила Наташа, и не отвечая ни слова на утешения Сони, легла в постель и долго после того, как потушили свечу, с открытыми глазами, неподвижно лежала на постели и смотрела на морозный, лунный свет сквозь замерзшие окна.

    Вскоре после святок Николай объявил матери о своей любви к Соне и о твердом решении жениться на ней. Графиня, давно замечавшая то, что происходило между Соней и Николаем, и ожидавшая этого объяснения, молча выслушала его слова и сказала сыну, что он может жениться на ком хочет; но что ни она, ни отец не дадут ему благословения на такой брак. В первый раз Николай почувствовал, что мать недовольна им, что несмотря на всю свою любовь к нему, она не уступит ему. Она, холодно и не глядя на сына, послала за мужем; и, когда он пришел, графиня хотела коротко и холодно в присутствии Николая сообщить ему в чем дело, но не выдержала: заплакала слезами досады и вышла из комнаты. Старый граф стал нерешительно усовещивать Николая и просить его отказаться от своего намерения. Николай отвечал, что он не может изменить своему слову, и отец, вздохнув и очевидно смущенный, весьма скоро перервал свою речь и пошел к графине. При всех столкновениях с сыном, графа не оставляло сознание своей виноватости перед ним за расстройство дел, и потому он не мог сердиться на сына за отказ жениться на богатой невесте и за выбор бесприданной Сони, – он только при этом случае живее вспоминал то, что, ежели бы дела не были расстроены, нельзя было для Николая желать лучшей жены, чем Соня; и что виновен в расстройстве дел только один он с своим Митенькой и с своими непреодолимыми привычками.
    Отец с матерью больше не говорили об этом деле с сыном; но несколько дней после этого, графиня позвала к себе Соню и с жестокостью, которой не ожидали ни та, ни другая, графиня упрекала племянницу в заманивании сына и в неблагодарности. Соня, молча с опущенными глазами, слушала жестокие слова графини и не понимала, чего от нее требуют. Она всем готова была пожертвовать для своих благодетелей. Мысль о самопожертвовании была любимой ее мыслью; но в этом случае она не могла понять, кому и чем ей надо жертвовать. Она не могла не любить графиню и всю семью Ростовых, но и не могла не любить Николая и не знать, что его счастие зависело от этой любви. Она была молчалива и грустна, и не отвечала. Николай не мог, как ему казалось, перенести долее этого положения и пошел объясниться с матерью. Николай то умолял мать простить его и Соню и согласиться на их брак, то угрожал матери тем, что, ежели Соню будут преследовать, то он сейчас же женится на ней тайно.
    Графиня с холодностью, которой никогда не видал сын, отвечала ему, что он совершеннолетний, что князь Андрей женится без согласия отца, и что он может то же сделать, но что никогда она не признает эту интригантку своей дочерью.
    Взорванный словом интригантка, Николай, возвысив голос, сказал матери, что он никогда не думал, чтобы она заставляла его продавать свои чувства, и что ежели это так, то он последний раз говорит… Но он не успел сказать того решительного слова, которого, судя по выражению его лица, с ужасом ждала мать и которое может быть навсегда бы осталось жестоким воспоминанием между ними. Он не успел договорить, потому что Наташа с бледным и серьезным лицом вошла в комнату от двери, у которой она подслушивала.
    – Николинька, ты говоришь пустяки, замолчи, замолчи! Я тебе говорю, замолчи!.. – почти кричала она, чтобы заглушить его голос.
    – Мама, голубчик, это совсем не оттого… душечка моя, бедная, – обращалась она к матери, которая, чувствуя себя на краю разрыва, с ужасом смотрела на сына, но, вследствие упрямства и увлечения борьбы, не хотела и не могла сдаться.
    – Николинька, я тебе растолкую, ты уйди – вы послушайте, мама голубушка, – говорила она матери.
    Слова ее были бессмысленны; но они достигли того результата, к которому она стремилась.
    Графиня тяжело захлипав спрятала лицо на груди дочери, а Николай встал, схватился за голову и вышел из комнаты.
    Наташа взялась за дело примирения и довела его до того, что Николай получил обещание от матери в том, что Соню не будут притеснять, и сам дал обещание, что он ничего не предпримет тайно от родителей.
    С твердым намерением, устроив в полку свои дела, выйти в отставку, приехать и жениться на Соне, Николай, грустный и серьезный, в разладе с родными, но как ему казалось, страстно влюбленный, в начале января уехал в полк.
    После отъезда Николая в доме Ростовых стало грустнее чем когда нибудь. Графиня от душевного расстройства сделалась больна.

    Симонов Павел Васильевич, 20.04.1926 - 06.06.2002

    Доктор медицинских наук, профессор, академик (академик-секретарь Отделения физиологии) АН СССР, академик РАН. Заслуженный профессор Московского университета.

    Профессор кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ с 1996 года. Директор Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН с 1982 года.

    Член Комиссий по присуждению Государственных премий РФ, президиума РАН по борьбе с лженаукой (с 1999). Один из почетных основателей фонда «Наука Долголетия».

    Главный редактор «Журнала высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова» (с 1982). Член редколлегии научно-популярного журнала «Наука и жизнь». Председатель редколлегии серии изданий РАН «Классики науки». Член редколлегии иллюстрированного научно-публицистического и информационного журнала «Наука в России».

    Член исполкома Международной организации изучения мозга (1985-1997). Член Международной академии астронавтики. Член Нью-Йоркской академии наук. Член Американской ассоциации авиационной и космической медицины (1971). Почетный член Павловского научного общества США.

    В 1944 году поступил в лётное училище. В 1945 году перевелся по состоянию здоровья в Военно-медицинскую академию, которую окончил в 1951 году. Практически с первых лет врачебной практики начал заниматься научно-исследовательской работой. В 1951-1960 гг - научный сотрудник, руководитель лаборатории Главного военного госпиталя им. Н. Н. Бурденко. С 1961 по 1962 год - старший научный сотрудник Физиологической лаборатории АН СССР.

    В 1962 году П.В. Симонов начал работать в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН в должности заведующего лабораторией, затем заместителя директора и директора.

    Сфера научных интересов: психофизиология, биофизика.

    Научные работы П. В. Симонова посвящены физиологии высшей нервной деятельности, то есть изучению мозговых основ поведения. Им создан и экспериментально обоснован потребностно-информационный подход к анализу поведения и высших психических функций человека и животных, который позволил дать естественнонаучное обоснование таким ключевым понятиям общей психологии, как потребность, эмоция, воля, сознание. Междисциплинарный характер исследований П. В. Симонова создаёт основу для комплексного изучения человека физиологами, психологами, социологами, представителями других областей знаний.

    П.В. Симонов попытался в краткой символической форме представить всю совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции, предложив специальную формулу.

    Основные работы:

    • Что такое эмоция? - М.: Наука, 1966. - 94 с.
    • Теория отражения и психофизиология эмоций. - М., 1970.
    • Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. - М., 1975.
    • Эмоциональный мозг. - М.: Наука, 1981. - 215 с.
    • Темперамент. Характер. Личность / П. В. Симонов, П. М. Ершов. - М.: Наука, 1984. - 161 с.
    • Мотивированный мозг. - М.: Наука, 1987. - 271 с.
    • Созидающий мозг: нейробиологические основы творчества. - М.,1993.
    • Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. - 98 с. - ISBN 5-201-02277-4, ISBN 5-201-02295-2.
    • Информационная теория эмоций // Вопросы психологии. - 1964. - № 6.
    • Мозг и творчество // Вопросы философии. - 1992. - № 11. - С. 3-24.

    Награды:

    Лауреат Государственной премии СССР (1987, в коллективе) за создание и разработку методов диагностики и прогнозирования состояния мозга человека, премии СМ СССР, премии им. И. П. Павлова (АН СССР, 1979). Удостоен золотой медали им. И. М. Сеченова (РАН, 1999). Награжден орденами «Знак Почета» (1981), Трудового Красного Знамени (1986), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1996), медалями «30 лет Советской Армии» (1958), «За боевые заслуги» (1955), «За 15 лет службы в Советской Армии» (1959), «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970).

    Академик Симонов Павел Васильевич всю свою жизнь посвятил изучению психофизиологии и биофизики. Он являлся специалистом в области экспериментальной нейрофизиологии эмоций, а также занимался изучением нервной деятельности и возможных проблем, связанных с ней. Каким был его путь к мировому признанию научного сообщества, чему посвятил свою жизнь, какие труды оставил потомкам и где работал на протяжении своей ученой деятельности? Об этом и не только дальше.

    Биография Симонова Павла Васильевича

    Родился Павел Васильевич 20 апреля 1926 года в Ленинграде в семье репрессированного (как «врага народа») офицера Станислава Станкевича. Его мать - Мария Карловна Станкевич - и сестра мальчика Галина были высланы из Ленинграда. Такая "тень", брошенная на семью, долгие годы не давала Павлу Симонову спокойно существовать. К счастью, на новом месте жительства соседом Павла Васильевича и его семьи стал известный скульптор Симонов Василий Львович. Он оказал большую поддержку маленькому Павлу, усыновил его, дал мальчику не только свою фамилию, но и позаботился о том, чтобы способный ученик получил хорошее образование. Сестра Симонова - Галина Станиславовна Станкевич - переехала в Швецию, где по сей день проживает со своей семьей.

    Учеба

    В 1944 году, всего за год до окончания войны, Павел Васильевич Симонов получил возможность обучаться в летном училище, но из-за слабого здоровья не смог продолжить обучение дольше года. Он перевелся в Военно-медицинскую академию. В 1951 году он закончил ее с отличными результатами.

    Личная жизнь

    У Павла Васильевича Симонова двое детей: дочь - известная актриса сын - - пошел по стопам отца и стал профессором. Супруга Симонова старшего - Ольга Сергеевна Вяземская - работала преподавателем иностранного языка. У четы Симоновых четверо взрослых внучек: Анастасия, Зоя, Ксения и Мария.

    Профессиональная деятельность

    Сразу после окончания Военно-медицинской академии Павел Васильевич стал работать в лаборатории Главного военного госпиталя имени Н. Н. Бурденко. На должности научного сотрудника и руководителя лаборатории он провел 9 лет. Дальше один год он проработал старшим научным сотрудником Физиологической лаборатории АН СССР. В 1962 году Симонов стал заведовать лабораторией в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН. Руководителем на новом месте работы стал Э. А. Асратян.

    Карьера быстро пошла в гору и в скором времени Павел Васильевич Симонов стал заместителем директора, а затем и директором в этом институте. С 1991 года Симонов является Академиком РАН. Имеет звание В 1996 году он стал работать на В 1999 году был удостоен звания "Заслуженный профессор Московского университета". Симонов являлся профессором кафедры высшей нервной деятельности. Также работал в отделении физиологии АН СССР.

    Своими знаниями, кроме написания большого количества книг, делился в «Журнале высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова», где занимал редакторскую должность. Состоял в редакторской коллегии журнала "Наука и жизнь", который очень любят люди, близкие к науке и просто интересующиеся ей. Редактировал он и издание "Классики наук" от РАН. За свои научные разработки он входил в состав Международной академии астронавтики, в Нью-Йоркскую Академию Наук, Американскую ассоциацию авиационной и космической медицины и стал почетным членом Павловского научного общества США.

    Симонова Павла Васильевича

    Научно-исследовательская работа всегда привлекала Павла Васильевича. Он начал увлеченно заниматься ей с самого начала своей врачебной практики. Большое внимание академик уделял особенностям мозгового поведения. В 1964 году он разработал потребностно-информационную теорию эмоций, в которой объяснил, что эмоция является отражением актуальной потребности мозга. Он смог обосновать одни из основных терминов психологии, например, "воля", "эмоции", "сознание" и другие.

    Многие ученые отмечают труды, описывающие созданную Симоновым классификацию человеческих потребностей. Интересна работа Павла Симонова и в создании формулы всех факторов, которые влияют на создание эмоции. Такой истинно математический подход к естественному человеческому процессу заставил говорить о Симонове все научное российское сообщество. За свой труд в разработке диагностирования и состояния мозга человека он получил Государственную премию СССР. Также был удостоен золотой медали имени И. М. Сеченова, получил ордена "Трудового красного знамени", "Знак почета", "За заслуги перед Отечеством" 4 степени и другие.

    Книги

    За свою жизнь Павел Васильевич написал немало книг, учебных пособий, издал много научных трудов. За его работу ему благодарны не только студенты, но и преподаватели, а также множество ученых по всему миру. Книги Павла Васильевича Симонова скачивают десятки раз каждый день и не теряют популярности в специализированных отделах книжных магазинов. Одной из самых известных книг, написанных Симоновым, является сборник лекций о работе головного мозга. В ней он рассматривал сознание как знание, разделил подсознание и сверхсознание как две разновидности психического неосознаваемого. Эта работа стала научным откровением. До Павла Васильевича никто так подробно и полно не углублялся в изучение этой темы.

    Большой интерес Симонов проявлял к изучению человеческих эмоций. Одной из написанных им по этой теме книг стало издание "Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций". В ней он раскрыл принципы влияния коры головного мозга на проявление эмоциональности человека, также он написал о выводах изучения связи речи и движений человеческого тела. Затем Симонов пополнил отдел библиотек об общей психологии своими изданиями о мозге. Он издал несколько сборников статей, посвященных своим научным исследованиям мозга, а также разнице в работе мозга творческих людей, ученых и среднестатистического работника.

    Известны и работы Павла Васильевича Симонова в области изучения характера личности. Многие отмечают, что в учебе им очень пригодилась книга "Болезнь неведения", автором которой также является Симонов.

    Последние годы жизни

    Не стало великого академика Павла Симонова 6 июня 2002 года. Погиб он в Москве, где прожил всю свою жизнь. Похоронен ученый на Хованском кладбище в столице России.

    Вместе с Павлом Васильевичем ушла целая эпоха советской и российской науки. Но надо сказать, что он оставил огромный след в истории нейро- и психофизиологии. Его трудами, книгами, сборниками лекций пользуются до сих пор: студенты продолжают писать по ним дипломные работы, научные работники - докторские диссертации. Его имя часто вспоминают на конференциях, а в МГУ, где Симонов проработал много лет, ежегодно вспоминают своего заслуженного профессора.

    (р. 1926) -российский психофизиолог и нейрофизиолог, автор потребностно-информаци-онной теории эмоций. Д-р медицинских наук (1961), профессор (1969). Директор Института высшей нервной деятельности (с 1982). Д. чл. АН СССР (1987). Академик-секретарь отделения физиологии РАН (с 1988). Гл. ред. Журнала высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова (с 1982). Чл. ряда зарубежных академий наук. Лауреат Государственной премии СССР (1987, в коллективе) за создание и разработку методов диагностики и прогнозирования состояния мозга человека. Окончил военно-медицинскую академию в Ленинграде (1951). Работал там же и в военно-клиническом госпитале. С 1960 по 1962 г. работал в системе АН СССР. С 1962 г. - сотрудник Института высшей нервной деятельности, в дальнейшем директор этого института. Основные научные интересы С. связаны с нейрофизиологией и психофизиологией мотиваций и эмоций. Согласно разработанной им потребностно-информацион-ной теории эмоций (1964), эмоция - это отражение мозгом какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения. Эту вероятность субъект оценивает непроизвольно, сопоставляя - зачастую неосознанно - представления о средствах, времени, ресурсах, необходимых для достижения цели, с информацией, поступившей в данный момент (Эмоциональный мозг, 1981). Наряду с информационной системой мозга человек располагает мотиваци-онной, которая устанавливает динамическую иерархию конкурирующих потребностей (Мотивированный мозг, 1987). С. создал классификацию потребностей, в которой наряду с тремя базисными потребностями (витальными, социальными, идеальными) выделил потребность в вооруженности (знаниями, Умениями, навыками) и потребность в преодолении препятствий на пути к цели (воля). Описал феномен эмоционального резонанса, который обнаруживается на ранних этапах эволюции живой природы и который у человека воспитанием может быть развит в способность к сочувствию и сопереживанию. По С. творческое начало в деятельности мозга представлено неосознаваемым рекомбинировани-ем опыта, ранее накопленного сознанием и частично подсознанием. Это реконструирование побуждается и направляется доминирующей потребностью. Сознание формулирует проблемы для познающего ума, производит отбор гипотез путем их логической оценки и практики. Теория эмоций С. стала основой для разработки методов объективного контроля эмоционального стресса, его влияния на творческую и операторскую деятельность человека. Автор трудов: Происхождение духовности, в соавт., М., 1989; Созидающий мозг, М., 1993 и др. Э.А. Костандов


    Close