Что знают мамы и папы о речевом дыхании? Практически, очень немного, между тем, речевое дыхание оказывает прямое воздействие на быстрое . Если оно развито хорошо, дети могут правильно произносить звуки, говорить не торопясь, отчетливо, выразительно, выдерживать необходимые паузы при произнесении длинных предложений, договаривать фразу до конца.

Родителям важно понимать, смогут ли они, не будучи специалистами, осуществлять развитие речевого дыхания правильно. Для этого надо знать, что собой представляет речевое дыхание, то есть образование связи звуков при участии дыхания, и как его можно формировать. Главное в этом процессе то, что ребенок должен уметь делать плавный вдох определенной силы, экономично расходовать его при произнесении фраз и выдыхать с окончанием предложения.

От чего возникает слабое дыхание у дошколят?

Специалисты отмечают наиболее часто встречающиеся проблемы, когда идет формирование речевого дыхания:

  1. Малыши не могут до конца договорить предложение, так как не хватает воздуха. Повторный вдох мешает плавному разговору, меняет тон голоса. Ребенок заканчивает фразу шепотом.
  2. У дошкольников зачастую наблюдается слабое развитие дыхательного аппарата, что приводит к слабому вдоху и выдоху, что отражается в разговоре: ребенок говорит невнятно, не доводит фразу до конца. Страдает выразительность речи, расстановка пауз. Такое явление нервирует дошкольника, он неохотно вступает в общение.
  3. Хронические заболевания (гаймориты) могут также приводить к слабому дыханию.

Основные правила обучения речевому дыханию

Развитие речевого дыхания будет проходить правильно, если соблюдать определенные правила:

  • Обучая детей, взрослые сами должны уметь правильно использовать речевое дыхание, говорить четко, выразительно, соблюдая логические паузы.
  • Упражнять детей необходимо постоянно, не пропуская занятий. Единичные пропуски допускаются во время болезни ребенка.
  • Занятия проводить в хорошо проветренной комнате, до еды, по 5 минут несколько раз в день.
  • Соблюдая принцип постепенности, начинать нужно с простых, доступных упражнений, постепенно переходя к более сложным.
  • Сначала отрабатывается одно упражнение, затем к освоенному добавляется новое упражнение.
  • Важно не допускать переутомления ребенка, иначе у него пропадет желание заниматься дыхательной гимнастикой.
  • Учить дошкольника делать правильный, средней величины вдох, не напрягая мышцы шеи и плеч.
  • Правильный выдох можно проконтролировать кусочком ваты, положенным на ладонь или тонким бумажным листом, приблизив его ко рту.

Выполнение таких несложных правил даст ощутимые результаты уже через короткое время.

Как правильно организоватьразвитие речевого дыхания?

Обращаясь к рекомендациям специалистов, можно отметить, что, как и любой процесс, развитие дыхания проходит несколько этапов, каждый из которых достаточно важен. Ни один из них не следует игнорировать, чтобы не нарушать целостность формирования.

К первому этапу относится овладение умением правильно дуть для развития силы и длительности выдоха. Игра, как ведущая деятельность дошкольника может сыграть положительную роль. Чтобы заинтересовать ребятишек, специалисты рекомендуют проводить обучение в игровой форме.

Упражнения для развития речевого дыхания

  • «Зайчики прыгают», когда малыш сдувает легкие кусочки ваты со стола.
  • «Листопад, листопад, листья желтые летят». Из цветной бумаги вырезаются разнообразные листья, упражнение выполняется аналогично.
  • «Воздушный шарик», который подвешивается на уровне лица крохи. Он старается подуть так, чтобы шарик взлетел.
  • «Бабочки летают», «Дождик цветной», подготавливаются и выполняются примерно одинаково. Из тонкой цветной бумаги или ткани вырезаются легкие фигурки и подвешиваются на карандаш. Ребенок держит игрушку у губ и старается, чтобы при помощи выдоха «бабочки» разлетелись.

Фантазия взрослого поможет разнообразить тематику таких упражнений, например, (одуванчики, снежинки, метелочки, свечки, перышки). Можно использовать детские игрушки: ветряные вертушки, лодочки на воде, свистульки, мыльные пузыри.

А еще хорошо подойдет игра на духовых музыкальных инструментах. Детям раннего возраста игрушки подготавливаются взрослым, более старшие ребята могут принять активное участие в их изготовлении и сделать их своими руками. Это придаст положительный эмоциональный настрой детям. Главное во всех этих занятиях ‒ показать пример правильного выдоха. Если малышу почему-то не понравилось упражнение, лучше его временно прекратить, предложить ему позже другую игру.

Специальная дыхательная гимнастика

После того, как дошкольник овладеет навыком правильного вдоха и, главное, выдоха, идет переход к следующему этапу ‒ дыхательной гимнастике. Здесь можно ничего не изобретать, так как специалисты уже постарались это сделать. Эффективнее воспользоваться комплексными упражнениями, разработанных специалистами. Упражнения предназначены для отработки объема вдоха, выполняя одновременно движениями тела. Следует заострить внимание детей на том, что во всех упражнениях воздух набирается (вдох) энергично, а выдох пассивно, незаметно.

  • «Кулачки». Упражнение выполняется на коротком шумном вдохе через нос, на чем фиксируется внимание ребенка. Одновременно сильно сжимаются кулаки, на выдохе идет расслабление.
  • «Поясок». Аналогично предыдущему упражнению осуществляется энергичный шумный вдох, одновременно малыш толкает кулачки вниз, имитируя бросок.
  • «Кошка». Подражая движениям животного, детки, шумно дыша носом, делают повороты с энергичным движением рук, как бы отбрасывая что-то в сторону.
  • «Маятник» или «Повороты» ‒ упражнения направлены на действия рук и головы. Обхватив себя руками за плечи, и не забывая сделать активный шумный вдох, малыш поворачивается вправо, влево, успевая между поворотами сделать пассивный выдох.
  • «Перекаты» или «Танцы», при выполнении упражнений движения переносятся на ноги. Приседая поочередно то на левую, то на правую ноги, ребенок продолжает правильно дышать: активный вдох ‒ пассивный выдох.

Игровые упражнения для отработки речевого дыхания

На этом, самом главном, этапе дошколята овладевают умением распределять длину выдоха в процессе речи и добирать воздух. Здесь используются достаточно трудные упражнения, поэтому специалисты советуют начать занятия с отработки произнесения и наращивания простейших слогов на выдохе. Например, сделав глубокий вдох, на выдохе произнести простые слоги с постепенным прибавлением, например, да, дада, дадада, дададада.

  • Как вариант, после усвоения упражнения, задание усложняется при перемещении ударения: сначала усилить первый слог, затем переместить ударение на второй, третий и т. д.
  • Выполняя упражнение «Счет прямой и обратный», дети делают длинный вдох, считают на выдохе. Сначала счет идет в прямом направлении, а при усложнении задания ‒ в обратном (1, 2, 3, 4 или 4,3,2,1).
  • Аналогично можно заменить числа перечислением дней недели, месяцев, времен года.
  • Главное, на что обращается внимание, добор воздуха выполняется незаметно.
  • Когда будут получены первые навыки, специалисты рекомендуют для детей старшего дошкольного возраста использовать детские считалки, небольшие четверостишия, наращивание слов во фразе. Необходимая порция воздуха должна добираться после каждой строки. Можно для контроля предложить дошкольнику положить ладонь на грудную клетку, которая будет подниматься при каждом вдохе.

Вот, например, как будут выглядеть в работе считалка, стихотворение и наращивание предложений, которые могут использоваться для отработки добора воздуха и произнесения фразы до конца:

Раз, два, три, четыре, пять (вдох).
Солнышку пора вставать (вдох).
Шесть, семь, восемь, девять, десять (вдох).
Солнца нет, на небе месяц (вдох).
Разбегайтесь веселей, (вдох)
Будем прятаться скорей.

Дождик, дождик (вдох),
Кап-кап-кап (вдох).
Кап-кап-кап (вдох).
Не мочи дорожки (вдох),
Все равно пойдем гулять (вдох),
Наденем сапожки!

Идет дождь. --> Идет сильный дождь. --> Долго идет сильный дождь.

Дыхательная гимнастика, игры, упражнения помогут детям овладеть навыками речевого дыхания. Главное, чтобы родители уделяли достаточно времени и внимания своим малышам, у которых начинает формироваться связная речь. Действенный подход к воспитанию позволит избежать серьезных нарушений в речи.

  • производить активный вдох носом;
  • осуществлять плавный выдох, без резких толчков;
  • научиться складывать губы «трубочкой» для пропевания гласных;
  • выдыхать через рот.
  • научиться делить фразу при произнесении примерно на три слова, чтобы осуществить выдох до конца.

После того как малыш научился правильному речевому дыханию можно переходить к упражнениям на .

Упражнения на развитие речевого дыхания:

Основные (ключевые) понятия : диафрагмальное дыхание, фонационное дыхание, диафрагма, вдох, выдох, дыхательная опора.

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речевое высказывание образуется в процессе выдоха, когда воздушная струя проходит через гортань с голосовыми складками, попадает в ротовую полость, где с помощью артикуляционных органов происходит образование соответствующего шума.

Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного физиологического дыхания. Отношение фазы вдоха к фазе выдоха при физиологическом дыхании по вре­мени колеблется от 1:1,1 до 1:2. При фонационном дыхании это соотношение составляет 1: 6-8.

Вне речи продолжительность выдоха и вдоха примерно одинакова. Таким образом, для речеобразования необходимо выработать сильную, направленную воздушную струю.

Развитие речевого дыхания осуществляется поэтапно:

I. Постановка диафрагмального типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха.

При диафрагмальном типе дыхания происходит полное расширение грудной клетки, максимальная вентиляция всех участков легких. Напряжение нижних межреберных мышц позволяет удерживать диафрагму в сокращенном состоянии, что ведет к спокойному, равномерному выдоху, незаметному для окружающих. Таким образом, диафрагмальное дыхание является наиболее глубоким, сильным, экономичным для производства речи.

Данный этап формирования дыхания заключается в выполнении комплекса физических упражнений. Различают статические и динамические упражнения. Статические упражнения производятся либо при полной неподвижности тела, либо сопровождаются легкими движе­ниями. Их цель - выработ­ка дифференцированного дыхания через рот и нос, приобрете­ние навыков речевого диафрагмального типа дыхания с преимущественной трениров­кой удлиненного выдоха.

Упражнения включают дутье на вату, воду, надувание мыльных пузырей, резиновых игрушек, шаров, игру на дет­ской дудке, свирели, губной гармонике (что развивает губную мускулатуру и оживляет кинестетические ощущения от выдоха).

Для автоматизации диафрагмального дыхания на фоне выдоха длительно произносятся гласные звуки (шепотом и громко), щелевые глухие согласные изолированно и в сочетании с гласными (шепотом и громко), звонкие щелевые согласные изолированно и в сочетании с гласными, глухие взрывные согласные только в сочетании с гласны­ми в прямых слогах (шепотом и громко), звонкие взрывные согласные только в сочетании с глас­ными в прямых слогах. Таким образом, в сочетании артикуляционных и несложных дыхатель­ных упражнений формируются навыки речевого дыхания.

II. Дифференциация ротового и носового выдохов


Для развития фонационного дыхания также подбираются упражнения, тренирующие дифференцированный вдох и вы­дох через рот и нос. Эти упражнения подготавливают дыха­тельный аппарат к фонации, помогают ощутить работу дыха­тельных мышц, особенно диафрагмы.

В результате выполнения упражнений на дифференциа­цию ротового и носового выдохов пациент учится ощущать разницу в направлении воздушной струи.

Первый комплекс направлен на формирование фиксиро­ванного (плавного) выдоха через нос или рот, чередования ро­тового и носового выдохов. Фиксированный выдох необхо­дим для произнесения фрикативных (щелевых) согласных зву­ков (ф, фь, в, вь, с, сь, з, зь, ш, ж, щ, й, х, хь

· Широко открыть рот и спокойно подышать носом.

· Закрыть одну ноздрю средним пальцем - вдох. Плавно выдохнуть через другую ноздрю. Попеременно закрывать и открыть ноздри.

· Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, плавно выдохнуть через нос с голосом (м).

· Вдохнуть широко открытым ртом, плавно выдохнуть но­сом (рот не закрывать).

· Вдохнуть носом, плавно выдохнуть ртом (рот широко от­крыт) сначала без голоса, затем с голосом (а_______).

· Вдохнуть носом, плавно выдохнуть через неплотно сомк­нутые губы (ф__________).

· Вдохнуть через нос, плавно выдохнуть через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

· Вдох через нос, выдох - высунуть широкий язык, под­нять к верхней губе, подуть на нос (сдувать ватку с носа).

Второй комплекс предназначен для формирования форси­рованного (толчкообразного) выдоха через нос или рот, чере­дования ротового и носового выдохов. Форсированный вы­дох необходим для произнесения взрывных (смычных) со­гласных звуков (п, пь, б, бь, т, ть, д, дь, к, кь, г, гь ). Пациенту предлагается выполнение следующих упражнений:

· Вдохнуть носом, выдохнуть через нос толчками.

· Вдохнуть носом, выдохнуть через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежут­ки (ф! ф! ф!).

· Рот широко открыть, высунуть язык, вдохнуть и выдохнуть ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака).

· Вдохнуть широко открытым ртом, толчкообразно выдохнуть носом (рот не закрывать).

· Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, толчкообраз­но выдохнуть через нос сначала без голоса, затем с голосом (м! м! м!).

· Вдохнуть через нос, толчкообразно выдохнуть через углы
рта, сначала через правый, затем через левый.

· Губы трубочкой вытянуть вперед. Вдохнуть носом, толч­кообразно выдохнуть через «трубочку» (у! у! у!).

Третий комплекс направлен на формирование умения соче­тать фиксированный и форсированный выдохи. Это умение не­обходимо для произнесения аффрикат (ц, ч ) и групп согласных звуков разного способа образования (тс, пл, вр, тр, др и т.д.). Пациенту предлагается выполнение следующих упражнений:

· Вдохнуть носом, толчкообразно выдохнуть, в конце переходя в плавный выдох (ф! ф! ф_________________).

· Губы трубочкой вытянуть вперед. Вдохнуть носом, удлиненно выдохнуть через «трубочку» с усилением в конце (У________у! у!).

· Губы трубочкой вытянуть вперед. Вдохнуть носом, толчкообразно выдохнуть, в конце переходящий в плавный выдох (у! У! У_________).

· Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, удлиненно выдох­нуть через нос с усилением в конце с голосом (м______________ м! м!).

· Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, толчкообразно выдохнуть, в конце переходя в плавный выдох (м! м! м______________).

· Губы в улыбке. Вдохнуть носом, удлиненно выдохнуть через рот с усилением в конце (с _______с! с!).

· Губы в улыбке. Вдохнуть носом, толчкообразно выдох­нуть, в конце переходя в плавный выдох (с! с! с___________).

· Вдохнуть носом. Длительно произносить звук [ш] с уси­лением в конце (ш_______ш! ш!).

· Вдохнуть носом. Кратко произносить звук [ш], удлинить выдох в конце произнесения (ш! ш! ш_________).

Главной особенностью работы над дыханием в этот пери­од является сочетание дыхательных упражнений с работой артикуляционного и голосового аппаратов, что способствует развитию координации между дыханием, голосом и артику­ляцией.

После статической дыхательной гимнастики выполняют­ся динамические дыхательные упражнения . Начинают тренировки с 30-45 секунд за прием, постепенно уве­личивая нагрузку в течение двух недель до 2 минут. Упражнения выполняют 5-6 раз. В дальней­шем число тренировок может быть доведено до 3 раз в день по 2 минуты за прием. Если дутье вызывает головокружение, то продолжительность упражнения сокращается до 15-20 секунд. Общеразвивающий комплекс дыхательных упражнений рекомендуется проводить в течение всего периода логопедической работы. Примеры упражнений:

Ныряльщики. Глубоко вдохнуть, задержать выдох, «нырнуть в воду» - присесть. Встать («вынырнуть») - выдох.

Паровоз. Руки согнуты в локтях. Ходить по комнате, делая переменные движения руками и проговаривая на выдохе: «Чух-чух-чух».

Насос. И. п. стоя, ноги на ширине плеч. Смоделировать мыслен­но рукоятку насоса и, резко наклоняясь, нажимать на нее, как будто накачивая шины. На выдохе произносить звук [с], или [ш], или [ф].

Лыжник. Встать в позу бегущего лыжника, отталкивающегося палка­ми. При каждом «отталкивании» делать попеременно вдох и выдох, произнося «ф-ф-ф».

Ежик. И. п. сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох при произнесении «ф-ф-ф». Выпрямить ноги - вдох. Поворачивать голову вправо - влево и одновременно с каждым поворотом делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно вдохнуть через рот, произнося «п-ф-ф-ф».

Пильщики. Упражнение выполняется вдвоем, держась за руки крест-накрест. Правые руки - «пила», левые - «бревно». Первый из участников тянет на себя «пилу», произнося на плавном вы­дохе «з-з-з» (счет раз), второй берет «пилу» на себя - «с-с-с» (счет два). Пилить надо энергично, весело, не задерживая свою руку, когда второй участник берет «пилу» на себя. Дыхание должно быть равномерным, ритмичным: беря «пилу» на себя - выдох со звуком, отпуская ее - вдох.

Вежливый поклон. Подняться на носки, руки в стороны (вдох). Затем медлен­но склониться вперед, постепенно сводя руки и прижимая их по-восточному к груди. На поклоне произносить растянутое на звуке [с] слово «здрасссссте». Следить, чтобы последний слог «те» прозвучал громко, отчетливо.

В работе с детьми, начиная со старшего дошкольного возраста, можно использовать приемы парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрель­никовой. Она способствует увеличению объе­ма вдоха и диафрагмального выдоха. При выполнении комп­лекса упражнений парадоксальной дыхательной гимнастики динамические упражнения сопровождаются движениями рук, туловища и ног. Каждое движение соответствует определен­ным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжи­мающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально ак­тивен, выдох - пассивен. В отличие от традиционной дыха­тельной гимнастики при слегка сомкнутых губах делается шумный короткий вдох носом. Выдох осуществляется свобод­но через рот. Все упражнения делаются в определенном ритме.

Каждое упражнение выполняется 5-8 раз, после 3-5-секундного перерыва рекомендуется переходить к следующим уп­ражнениям. Продолжительность дыхательной гимнастики 5-6 мин. В начале цикла обучения осваивается одно упражнение. В каждый последующий день добавляется по одному упраж­нению. Весь комплекс дыхательной гимнастики составляют одиннадцать упражнений:

1. Ладошки . И. п.: встать прямо, поднять ладошки на уровне лица, локти опустить. Делать короткий шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.

2. Поясок . И. п.: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы рук растопырить. На выдохе вернуться в и. п.

3. Поклон. И. п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вниз, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхать пол»). Затем, плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в и. п.

4. Кошка. И. п.: встать прямо, кисти рук на уровне пояса, локти чуть согнуты. Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками «сбрасывающее» движение в сторону (как будто кошка хочет схватить птичку). На выдохе вернуться в и. п. Повторить 8 раз.

5. Обними плечи. И.п.: встать прямо, руки согнуть в локтях на уровне плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в и. п.

6. Большой маятник. И. п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться к полу, руки опустить к коленям - шумный вдох. Сразу без остановки слегка откинуться назад, чуть прогнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи, еще один вдох. Выдох осуществляется пассивно между двумя вдохами-движениями. Вернуться в и. п.

7. Повороты головы. И. п.: встать прямо, руки опущены. Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, сделать короткий вдох. Выдох осуществляется пассивно между вдохами.

8. Ушки. И. п.: встать прямо, Смотреть перед собой. Слегка наклонить голову вправо к плечу - короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево - тоже вдох. Выдох осуществляется пассивно между вдохами, при этом голова посередине не останавливается.

9. Малый маятник . И. п.: встать прямо, руки опущены. Опустить голову вниз, посмотреть на пол - вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок - тоже вдох. Выдох осуществляется пассивно между вдохами, при этом голова посередине не останавливается. Шею не напрягать.

10. Перекаты. И. п.: правая нога впереди, левая - на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела на обеих ногах. Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на правой ноге - вдох. Выпрямить тело, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на левой ноге - вдох. Между вдохами осуществляется пассивный выдох. Вы­полнить упражнение 8 раз без остановки. Поменять ноги.

11. Танцевальные шаги. И. п.: встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднять согнутую в колене до уровня живота правую ногу, слегка приседая на левой ноге - вдох. Вернуться в исходное положение - пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую ногу, - вдох. Выдох осуществляется свободно после каждого вдоха.

III. Формирование речевого дыхания.

Речевое дыхание характеризуется коротким вдохом и уд­линенным выдохом. В момент речи число дыхательных дви­жений вдвое меньше, чем при дыхании без речи, при этом увеличивается объем выдыхаемого и вдыхаемого воздуха (при­близительно в три раза), усиливая давление воздушной струи.

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя обучение умению распределять выдох в процессе речи и осуществлять «добор» воздуха в процессе речи.

Распределение выдоха в процессе речи заключается в формировании умения сознательно делить объем выдыхае­мого воздуха на равномерные отрезки. Четкое распределе­ние выдоха необходимо для правильного членения фразы на интонационно-смысловые единицы речи - синтагмы.

Упражнения по формированию умения распределять выдох сначала проводятся с использованием слогов. Для этого используется прием наращивания слогов, составленных с одним из согласных звуков - сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными звуками. Слоги произносятся на одном дыхании громко, отрывисто и равномерно. Постепенно количество произносимых на одном выдохе слогов увеличивается.

Затем упражнения на распределение воздуха проводятся на материале слов, словосочетаний, фраз. Каждое увеличение цепочки на одно слово отрабатывается в течение 1 дня. Увеличение количества слов можно произ­водить ежедневно.

В процессе работы над дыханием необходимо научить ребенка быстро, энергично, а главное, незаметно для слуша­телей добирать новую порцию воздуха , пополнять его запас при каждой удобной паузе. Тренировочные упражнения сначала рекомендуется проводить с использованием детских считалочек. Затем «добор» воздуха тренируется на материале стихотворений. Добирать новую порцию воздуха необходи­мо после каждой строки, сохраняя связность текста. Для самоконтроля ладонь пациента должна находиться в области диафрагмы, ощущая ее движение при вдохе и выдохе.

При подборе речевого материала необходимо учитывать осо­бенности произношения пациента, исключая дефектно произносимые звуки. Постепенно в речевой материал необходимо включать сти­хотворные тексты, которые должны сопровождаться членени­ем на паузы сначала после произнесения одной строчки, за­тем - двух, далее - куплета на одном выдохе.

При отработке речевого дыхания на материале скорогово­рок и стихотворных текстов сначала необходимо хорошо их вы­учить. Только после этого можно переходить к тренировочным упражнениям.

Таким образом, формирование речевого дыхания является необходимой составной частью логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения.

Контрольные вопросы и задания :

1. Составьте сравнительную характеристику физиологического и речевого (фонационного) дыхания.

2. Определите специфику логопедической работы по формированию фиксированного и форсированного выдохов.

3. Охарактеризуйте основные направления логопедической работы по формированию речевого дыхания.

Выводы по содержанию главы :

1. Произносительная сторона речи характеризует фонетическое оформление речи и включает в себя комплекс речедвигательных навыков, характеризующих особенности артикуляции звуков речи, речевое дыхание, являющееся энергетической основой произношения, голосообразование, определяющее акустические характеристики речи.

2. Речевой звук (фонема) является единым комплексом акустико-артикуляционных признаков. Следовательно, система логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения должна включать в себя не только развитие артикуляционных возможностей ребенка и постановку артикуляции звука, но и совершенствование фонематического слуха как основу устойчивого акустического эталона фонемы.

3. Реализация произносительной стороны речи становится возможной при условии слаженной, координированной работы как центрального, так и периферического отделов речевого аппарата, включающего в себя дыхательный, голосовой и артикуляционный отделы. Они в свою очередь выполняют фонаторную, фонационную и артикуляционную функции.

4. Формирование произносительной стороны речи в онтогенезе происходит на основе развития артикуляционных возможностей ребенка и усвоения системы фонологических противопоставлений фонем по их акустическим и артикуляционным признакам.

5. Нарушения звукопроизношения включают в себя замены, смешения, пропуски и искажения звуков мономорфного или полиморфного характера. Уровень нарушенного произношения определяется умением произносить звук в составе различных речевых единиц.

6. Методика исследования состояния произносительной стороны речи включает в себя исследование состояния звукопроизношения, дыхательной и голосовой функции, а также слоговой структуры слова.

7. Процесс коррекции нарушений звукопроизношения опирается на закономерности формирования речевых звуков в онтогенезе, осуществляется поэтапно и включает в себя подготовительный этап, постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков речи.

8. Подготовительный этап коррекции звукопроизношения нацелен на формирование необходимых для постановки звука артикуляторных позиций и акустических представлений о звуке. Развитие фонематического слуха и акустических представлений о звуке осуществляется с опорой на онтогенетическую последовательность формировании фонологических противопоставлений и включает в себя сравнение звукового состава слов-паронимов в контексте предложений и словосочетаний, выделение звука из состава слов, слогов и звукового (фонемного) ряда.

9. Постановка звука осуществляется индивидуально посредством подбора наиболее подходящего способа. Поставленный звук вводится в состав слогов различной слоговой сложности, а затем автоматизируется в составе слов, словосочетаний и предложений. Автоматизация звука считается законченной в том случае, если звук употребляется правильно во всех видах речи (сопряженной, отраженной, ритмизированной, самостоятельной).

10. Этап дифференциации звуков речи является необходимым в случае нарушения или неточного усвоения артикуляционно-акустических признаков звуков, что в произношении выражается в их заменах и смешениях. Данный этап осуществляется при условии полной автоматизации каждого из оппозиционных звуков. Их дифференциация производится на основе анализа сходств и различий характерных артикуляционно-акустических признаков звуков, предъявляемых на слух в чистом виде, в составе слогов, слов, словосочетаний и предложений.

11. Коррекция сложных нарушений звукопроизношения осуществляется на основе учета структуры речевого дефекта. Последовательность постановки звуков определяется их артикуляционной сложностью, акустической близостью, возможностью использования в качестве опорного звука для постановки остальных нарушенных, а также частотой встречаемости в активном словаре.

12. Формирование речевого дыхания является необходимой составной частью логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения и включает в себя развитие диафрагмального типа дыхания, фиксированного и форсированного ротовых выдохов, умения распределять выдох во время речи и осуществлять «добор» воздуха.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ
С РАЗЛИЧНЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта.
В чем отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза.

Для речи, особенно монологической, обычно физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемых дыхательным центром головного мозга. В начальной стадии овладения речевым дыханием участвуют воля и сознание, направленные на выполнение нужного дыхательного задания. Такого произвольное речевое дыхание, достигаемое только путем тренировки, постепенно становится непроизвольным и организованным.

Дышать надо обязательно через нос, привычка дышать ртом очень вредно сказывается на человеческом организме, приводя к заболеваниям щитовидной железы, миндалин, всей дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, имеющего сообщение с носоглоткой, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Надо обязательно дышать через нос в обыденной жизни и при выполнении дыхательных упражнений. Роль правильного носового дыхания и дыхательной гимнастики в жизни человека огромна. Дыхательная гимнастика успешно применяется как действительный способ лечения заболеваний верхних дыхательных путей (насморк, ларингит, фарингит, бронхит), бронхиальной астмы, неврозов. Здоровые люди могут использовать дыхательную гимнастику для профилактики многих заболеваний.

В речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний гораздо длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем – длинный звуковой выдох.

Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития и совершенствования. Поэтому конечной целью тренировки речевого диафрагмально-реберного дыхания является тренировка длинного выдоха, тренировка умения рационального расходовать запас воздуха во время речи.

Для этого необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно сразу после выдоха. Расслабление должно происходить постепенно по мере надобности, подчиняясь нашей воле. Для выработки такого типа дыхания ниже будут даны учебно-тренировочные упражнения по развитию и укреплению диафрагмы, брюшных и межреберных мышц.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ – формирование правильного речевого дыхания.
Работу над дыхание рекомендуется проводить в три этапа:
I. Постановка диафрагмально – реберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха.
II. Дифференциация ротового и носового выдоха.
III. Формирование речевого дыхания.

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

1. Формирование речевого дыхания проводится на протяжении всей работы с ребенком.
2. Заниматься только в проветренном помещении, до еды, 3 раза в день по 5 – 8 минут.
3. В начале обучения осваивается одно упражнение, в каждый следующий день добавляется еще по одному.
4. Не переутомлять ребенка, то есть строго дозировать количество и темп упражнений. При недомогании лучше отложить занятие.
5. Не делать слишком большой вдох.
6. 6. Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею.
7. Ребенок должен ощущать движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота.
8. Движения необходимо производить плавно, под счет, медленно.
9. Переход от данного этапа работы к другому осуществляется в то случае, если ребенок правильно, точно выполняет все упражнения данного этапа.
10. Каждый ротовой выдох контролируется движением ваты, положенной на ладонь, или листом бумаги, поднесенным ко рту ребенка так, чтобы выдыхаемая воздушная струя не рассеивалась, а строго попадала на него, или запотеванием зеркала в момент выдоха. С целью повышения эмоционального фона занятия ватку окрашивают в яркий цвет.

I. Постановка диафрагмально – реберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха.

В начале обучения необходимо определить вид физиологического дыхания ребенка, положив свою ладонь на боковую поверхность выше его талии. Если у ребенка верхнеключичное или грудное дыхание, следует попытаться вызвать нижнереберное (диафрагмально – реберное) дыхание по подражанию.
Упражнения:
- Приложить ладонь ребенка к своему боку и проверить своей ладонью его дыхание. Ребенок, ощущая при вдохе движение ребер взрослого и подражая ему, переключается на нижнереберное дыхание.
- Ребенка учат вдыхать « полный живот» воздуха, а затем плавно и медленно выдыхать (3 – 15 раз подряд 3 раза в день)
Далее проводится дыхательная гимнастика, разработанная А.Н. Стрельниковой.
Цель данных упражнений – увеличение объема вдоха и диафрагмального выдоха.
Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох – пассивен. Ребенок делает шумный короткий вдох носом при слегка сомкнутых губах. Выдох – свободно через рот.
Все упражнения ритмизованны. Каждое из них выполняется 8 раз, после
3 – 5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики 5 – 6 минут. В начале обучения осваивается одно упражнение. В каждый последующий день добавляется еще по одному.

Весь комплекс состоит из 11упражнений.

1. « Ладошки»
И.п.: всать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить. Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный, через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.

2. « Поясок»
И.п.: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что – то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.

3. « Поклон»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, округлить спину,опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона. Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.

4. « Кошка»
И.п.: встать прямо, кисти на уровне пояса, локти чуть согнуты. Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками сбрасывающее движение в сторону. На выдохе вернуться в исходное положение.

5. « Обними плечи»
И.п.: встать прямо, руки согнуть в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи
(руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.

6. «Большой маятник»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, руки опустить к коленям – шумный вдох. Сразу же немного откинуться назад, чуть прогнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи, - еще один вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами – движениями. Вернуться в исходное положение.

7. « Повороты головы»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, снова сделать короткий вдох. Вдох пассивный между двумя вдохами.

8. «Ушки»
И.п.: встать прямо, смотреть перед собой. Слегка наклонить голову к правому плечу – короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево – тоже вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами, наклоны делать без перерыва.

9. «Малый маятник»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Опустить голову вниз, посмотреть на пол – вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок- тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, движения делаются без остановки. Шею не напрягать.

10. « Перекаты»
И.п.: правая нога впереди, левая – на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела – на обеих ногах. Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Выпрямиться, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Между вдохами пассивный выдох. Упражнение выполняется 8 раз без остановки. Поменять ноги.

11. « Танцевальные шаги»
И.п.: встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднять согнутую в колени правую ногу до уровня живота, слегка приседая на левой ноге, - вдох. Вернуться в исходное положение – пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую ногу, - вдох. Выдох свободный после каждого вдоха.
Далее приступают к формированию длительного ротового выдоха.

Выполняются следующие упражнения:
1. Обучение направленному ротовому дутью: ребенку предлагают зажать нос, надуть щеки и хлопнуть по ним. Ко рту можно поднести ватку или зеркало, чтобы осуществлялся визуальный контроль.
2. Обучение ротовому выдоху с помощью приема « поплевывание»: ребенку предлагается беззвучно «выплюнуть» кончик языка, зажатый между зубами (язык должен быть продвинут вперед, на кончик языка можно положить крошку сухаря0. Тактильный контроль осуществляется тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту. При постепенном замедлении поплевывания получается легкое дутье, которое затем закрепляется.
3. При разучивании видов вдоха и выдоха внимание ребенка обращается на положение органов артикуляции: при ротовом выдохе кончик языка нужно удерживать у нижних резцов, рот открывать как при позевывание. При этом корень языка должен быть опущен. Если передвижение кончика языка к нижним резцам недостаточно снижает корень языка, можно временно высовывать язык между зубами.

II. Дифференциация ротового и носового выдохов.

С появлением правильного, спокойного дыхания при закрытом рте можно переходить к дифференциации ротового и носового дыхания.
Цель данных упражнений: ребенок должен научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи.
Для работы над дыханием на данном этапе созданы три комплекса упражнений:

1. Формирование плавных выдохов через нос или рот и их чередований .
- широко открыть рот и спокойно подышать носом.
- закрыть одну ноздрю среднем пальцем – вдох. Плавный выдох через ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.
- вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос.
- вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать)
- вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыт, язык на нижних зубах – как греют руки)
- вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы
- вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

2. Формирование толчкообразных выдохов через нос или рот и их чередований.
- вдох носом, выдох через нос толчками
- вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки
- рот широко открыт, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака)
- вдох широко открытым ртом, толчкообразный выдох через нос (рот не закрывать)
- вдох через нос, толчкообразный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

3. Формирование умения сочетать плавный и толчкообразный выдохи.
- вдох носом, удлиненный выдох с усилением в конце
- вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох
- губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох через рот, в конце переходящий в плавный выдох
- вдох через слегка сомкнутые губы, удлиненный выдох через нос с усилением в конце
- вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох также через рот, в конце переходящий в плавный выдох
- губы в улыбке. Вдох носом, удлиненный выдох через рот
- губы в улыбке. Вдох носом, толчкообразный выдох через рот, в конце переходящий в плавный выдох.
Каждое упражнение выполняется 8 раз, после 3 -5 - секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики – 5 – 6 минут.

III.Формирование речевого дыхания.

Работа на данном этапе проводится последовательно. Сначала происходит распределение выдоха в процессе речи, а потом – добор воздуха.
Распределение выдоха заключается в овладении умением сознательно делить объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки. Специальные упражнения проводятся с применением слогов. Для этого используется прием их наращивания. Они должны быть составлены с одним из согласных звуков, сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными. Слоги произносятся громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании. Постепенно их количество увеличивается. Затем навыки произнесения слогов на одном выдохе переносятся на слова, словосочетания и предложения. Удлинение цепочки на один слог или слово зависит от тяжести речевого дефекта у ребенка. Все упражнения необходимо выполнять 3 раза в день по 5 – 8 минут.
Виды упражнений:
- сделав полный вдох, на выдохе произносить словосочетания:
Па, папа, папапа, папапапа.
Ма, мама,мамама,мамамама.
Ва, вава, вавава, вававава.

Слогосочетания сначала следует произносить равноударно, ритмично, отрывисто. Затем сделать ударение на первый слог, последовательно перемещая его на второй, третий.
- сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Счет может быть прямым (один, два, три, четыре), обратным (пять, четыре, три, два, один).
- по аналогии с упражнением 2 перечислять дни недели, названия месяцев, времена года.
Добор воздуха необходим для того, чтобы ребенок быстро, энергично, а главное, незаметно для слушателей пополнял запас воздуха в каждой удобной паузе. Упражнения сначала рекомендуется проводить с использованием детских считалочек. Затем добор закрепляется на материале стихотворений. При отработке речевого дыхания на материале скороговорок и стихотворных текстов сначала необходимо их заучить, только потом можно переходить к тренировкам. Вдыхать новую порцию воздуха необходимо после каждой строки, сохраняя связность текста. Для самоконтроля ладонь ребенка должна лежать на грудной клетке, ощущая ее подъем при вдохе.

Произносить считалочку в умеренном темпе, равномерно распределяя выдох на порции по три слова.
Как на горке, на пригорке (вдох)
Стоят тридцать три Егорки(вдох)
Один Егорка, два Егорка (вдох)
Три Егорка, четыре Егорка (вдох)
- Чтение стихотворений.
Среди белых голубей (вдох)
Вот летает воробей (вдох)
Откликайся, не робей (вдох)
Вылетай – ка, воробей!

Наращивание слов в предложении.
Падает снег.
Тихо падает снег.
Тихо падает бел снег.
Рациональное использование ротового выдоха способствует яркости, четкости и разборчивости речи, развитию мелодичности и звучности голоса.


Младшая группа.

Упражнение № 1. “Перекличка животных”.
Логопед распределяет между детьми роли различных животных и птиц. Дети должны, услышав от ведущего название своего животного, на медленном выдохе произнести соответствующее звукоподражание. Игра оживляется, если ведущий старается запутать играющих: называет животное, а смотрит на ребенка, исполняющего совсем другую роль. Внимание направлено на длительность и четкость звучания согласных и гласных звуков.

Упражнение № 2. “Трубач”.
Дети подносят к лицу сжатые кулачки, располагая, их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в “трубу”. Логопед хвалит тех, кто дольше всех сумел дуть в “трубу”.

Упражнение № 3. “Топор”.
Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены, и пальцы рук сцеплены “замком”. Быстро поднять руки – вдох, наклониться вперед, медленно опуская “тяжелый топор”, произнести – ух! – на длительном выдохе.

Упражнение № 4. “Ворона”.
Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: кар!

Упражнение № 5. “Гуси”.
Дети сидят. Кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвезти локти назад, на длительном выдохе произнести: га. Голову держать прямо. Возвратиться в исходное положение – вдох. На выдохе произнести го, гы.

Комплекс дыхательных упражнений.
Средняя группа.

Упражнение № 1. “Поиграем животиками”.
Цель: формирование диафрагмального дыхания.
В положении лежа на спине, дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую-либо небольшую игрушку. Когда ребенок дохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях. Второй вариант. В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.

Упражнение № 2. “Узнай по запаху”.
Цель: выработка глубокого длительного вдоха, развитие обоняния.
Дети по очереди нюхают, например цветы, стараясь запомнить их запах. Взрослый просит ребенка закрыть глаза и подносит ему один из цветков, предлагая определить по запаху, какой именно цветок перед ним. Ребенок должен сделать глубокий длительный вдох носом, не поднимая плеч, а затем выдох и назвать угаданный цветок. Для того, чтобы ребенок сделал глубокий диафрагмальный вдох, взрослый сначала сам показывает, как надо понюхать цветок. А затем, держа цветок перед лицом малыша, педагог просит ребенка положить обе ручки на живот и проконтролировать, таким образом, свое дыхание.

Упражнение № 3. “Носик и ротик поучим дышать”.
Цель: дифференциация вдоха и выдоха через нос и рот, развитие внимания.
Ребенок учится контролировать свой вдох и выдох, осуществляя их разными способами. Сначала ребенок выполняет вдох носом и выдох носом (2-4 раза), показывая указательным пальчиком до носа; а, вдыхая ртом, подносит ладонь ко рту, но не дотрагивается, а лишь тактильно контролирует, выходящую изо рта воздушную струю. Второй вариант. Аналогично проводятся упражнения: вдох ртом – выдох ртом (ко рту подносится ладошка) и вдох ртом – выдох носом (при вдохе ребенок открывает рот, а при выдохе закрывает и показывает на нос указательным пальчиком).

Упражнение № 4. “ Загони мяч в ворота”.
Цель: выработка длительного, сильного, целенаправленного выдоха, развитие глазомера. Взрослый показывает детям, как нужно подуть на “мяч”, чтобы загнать его в игрушечные ворота. Дети по очереди выполняют игровое упражнение. Побеждает тот, кто сумел отправить “мяч” в ворота с одного выдоха.

Упражнение № 5. “Погудим”.
Цель: выработка длительного плавного ротового выдоха.
Взрослый демонстрирует детям, как можно подуть в пузырек, чтобы он загудел. Для этого нижняя губа должна слегка касаться края горлышка, а выдуваемая воздушная струя-“ветерок” быть достаточно сильной. Затем по очереди дети сами дуют в свои пузырьки, добиваясь возникновения гудящего звука. В заключение упражнения все дети дуют одновременно. При обыгрывании упражнения можно предложить малышам несколько вариантов, когда гудение может означать сигнал парохода, паровоза или завывание ветра. Можно использовать пузырек в качестве музыкального инструмента, заставляя его гудеть по сигналу педагога во время исполнения специально подобранной музыки.

Комплекс дыхательных упражнений.
Старшая группа.

Упражнение № 1. “Дышим по-разному”.
Исходное положение – сидя на стуле прямо или стоя:
1. Вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень глубокий, выдох продолжительный).
2. Вдох через нос, выдох через рот.
3. Вдох через рот, выдох через нос.
4. Вдох и выдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).
5. Вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).
6. Вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце.
7. Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.
8. Вдох через нос, выдох через нос толчками.

Упражнение №2. “Свеча”.
Тренировка медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи. Внимание на живот. Медленно дуйте на “пламя”. Оно отклоняется, постарайтесь держать пламя во время выдоха в отклоненном положении.
Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2-3 см. и длиной 10 см. Положите левую ладонь между грудной клеткой и животом, в правую возьмите полоску бумаги, используя её как свечу, и дуйте на нее спокойно, медленно и равномерно. Бумажка отклонится, если выдох ровный, то она будет до конца выдоха находиться в отклоненном положении. Обратите внимание на движение диафрагмы – левая ладонь во время выдоха как бы “медленно погружается”. Повторите 2-3 раза.

Упражнение № 3. “Упрямая свеча”.
Тренировка интенсивного сильного выдоха. Представьте себе свечу большого размера, вы понимаете, что её вам трудно будет погасить, а сделать это обязательно надо. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание и дуньте на свечу, пламя отклонилось, но не погасло. Еще сильнее дуньте, еще сильнее. Еще!
Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Чувствуете, как подтянулся низ живота? Это упражнение дает возможность ощутить активные движения диафрагмы и мышц живота. Повторите 2-3 раза.

Упражнение № 4. “Погасит 3,4,5,6,…10 свечей”.
На одном выдохе “погасите” 3 свечи, разделив ваш выдох на три порции. Теперь представьте, что у вас 5 свечей. Не старайтесь вдохнуть как можно больше воздуха. Пусть объем останется тот же, просто каждая порция воздуха на выдохе станет меньше. С помощью статических и динамических дыхательных упражнений тренируются брюшные мышцы и мышцы диафрагмы. Эти упражнения можно использовать в комплексе утренней зарядки.

Упражнение № 5. “Танец живота”.
Верхнюю часть туловища наклоните вперед под углом 45 градусов, а руки положите на поясницу большими пальцами вперед. Смотрите перед собой, спина прямая, плечи развернуты. Исполнение – одновременно с выдохом на п-ффф втягивается живот, затем рефлекторно происходит вдох, живот выдвигается вперед. Повторите 3-5 раз.
Тренировочные упражнения для развития межреберных дыхательных мышц. Напомним, что от того, как развиты межреберные дыхательные мышцы, зависит наполнение воздухом средней части легких.

Комплекс дыхательных упражнений.
Подготовительная группа.

Упражнение № 1. “Душистая роза”.
Исходное положение – стоя, внимание сосредоточьте на ребрах. Положите ладони на ребра по обе стороны грудной клетки. Исполнение – представьте, что вы нюхаете душистую розу. Медленно вдохните через нос – заметим, как ребра грудной клетки раздвинулись. Вы это почувствовали ладонями, а теперь выдохните ребра опустились и ладони тоже. Живот и плечи при этом остаются неподвижными. Помните, что все внимание – только на ребрах, так как вы хотите натренировать межреберные мышцы. Вдохи должны быть неглубокими, но полными. Повторите 3-4 раза.

Упражнение № 2. “Выдох - вдох”.
Исходное положение – стоя или сидя на стуле. Исполнение – после энергичного выдоха на п-ффф… поднять руки, завести их за голову и отклониться назад, делая вдох, затем, делая наклон вперед, достать пол и мысленно считать до 15 – это вдох.

Упражнение № 3. “Поющие звуки”.
Таблица. И, э, а, о, у, ы, е, я, ё, ю. Произнесите эту таблицу несколько раз, каждый раз на одном выдохе, сначала перед зеркалом и беззвучно, потом шепотом, затем без зеркала вслух, но на силу голоса не нажимать.

Упражнение № 4. “Птица”.
Исходное положение стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет раз поднять руки через стороны вверх – вдох, задержать дыхание на один счет, после этого медленно опустить руки через стороны – выдох на протяжном звуке п-ф-ф-ф,- сссс. Повторение 2 ра

Упражнение № 5. “Весёлые шаги”.
Ходьба по комнате или на свежем воздухе. Делаем на один шаг вдох, задержка на один счет, на 4 шага выдох. Через каждые 2-3 дня увеличивайте продолжительность выдоха на 1 счет. Чтобы через 1 месяц научиться делать выдох на 10-15 шагов.

Развитие правильного речевого дыхания

Данная статья будет интересна педагогам и родителям.
Цель
- формирование у детей умений и навыков правильного физиологического и речевого дыхания.
Задачи для реализации поставленной цели:
- расширить знания детей, родителей, педагогов о дыхании;
- познакомить детей, родителей и педагогов с различными упражнениями для правильного дыхания во время подачи информации окружающим;
- воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение упражнений;
- создать взаимосвязь педагогов ДОУ и родителей по проблеме формирования правильного дыхания.
Участники: родители, дети.
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной.
Что же такое правильное речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.
Речевое дыхание происходить произвольно неречевое же выполняется автоматически. При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения. Дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на вдохе или на остаточном выдохе, некоторые же набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построением плавного и слитного речевого высказывания. Поэтому залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
Вот некоторые игровые упражнения, направленные на развитие физиологического и речевого дыхания
Игры-упражнения, способствующие развитию силы и длительности выдоха (подготовительный этап):
«Греем ручки» (выдыхание струи воздуха на ладони);
«Снежинки» (сдувание со стола комочков ваты);
«Листья падают и кружатся» (сдувание вырезанных из тонкой цветной бумаги листьев деревьев);
«Цветной фонтанчик» (поддувание дождика, прикрепленного к палочке);
«Свечка» (задувание свечи);
«Ветряная мельница» (вращение ветряных игрушек);
«Лети, лети, лепесток» (приведение в движение изготовленного из цветной бумаги «цветика-семицветика») и т.д.
Игры-упражнения, направленные на развитие способности осуществлять плавный выдох и регулировать его силу :
«Футбол» (Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота»);
«Ветерок кружит листочки» (Чей листок улетит дальше? Катать по столу катушку или пузырек);
«Лошадки фыркают» (Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации);
«Кучер останавливает лошадку» (Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр);
«Спутник» (Дутье на маленький кусочек ваты («спутник»). Чей «спутник» поднимется выше?);
«Буря» (Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык);
«Сдуй снежинку с носа» (С силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа);
«Ураган» (Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз);
пускание мыльных пузырей;
поддувание плавающих в воде бумажных корабликов;
поддувание бумажных фигурок и др.
После подготовительного периода, следует постепенно переходить к развитию собственно речевого дыхания. На данном этапе целесообразно использовать не только упражнения, направленные на развитие правильного вдоха и выдоха, но и вводить задания с воспроизведением речевого материала.
Вот несколько примеров:
Длительное протяжное произнесение гласных звуков: «Кукла Катя хочет спать» (А-а-а), «Дует сильный ветер» (У-у-у) и др.;
Многократное повторение слогов на одном выдохе: «Дождик капает по крыше» («Па-па-па»), «Зайка прыгает» («Оп-оп-оп»), «Мишка топает» («Топ-топ-топ») и т.д.;
Произнесение на одном выдохе слов и фраз с использованием приема наращивания: «Ветер. Дует ветер. Дует сильный ветер. Дует сильный и холодный ветер.»;
Проговаривание скороговорок и чистоговорок;
Выразительное чтение стихотворений.
Контролируя правильность речевого дыхания ребёнка, следует обращать внимание на то, чтобы он не делал слишком большой вдох и не «выжимал» из себя воздух до конца (не начинал задыхаться).
Играйте и развивайте с удовольствием!

Елена Орешонкова
Упражнения для развития у детей речевого дыхания, речевого слуха и артикуляционного аппарата

Упражнения для развития у детей речевого дыхания , речевого слуха и артикуляционного аппарата

1. Упражнения для развития речевого дыхания

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

1) «Сдуй шарик»

Цель : – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.

Предложите малышам поиграть в такую игру : стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны – получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся.

– Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны – вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться. Воздух выходит из шарика : Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!

Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его , произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.

2) «Змейка»

Цель : развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.

Предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре.

– Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят : «Ш-Ш-Ш!»

Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.

3) «Насос»

Цель : развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С.

Предложить малышам поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса.

Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса - вот так! "С-С-С" - работают насосы!

Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его , произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры дети не перенапрягались.

4) «Весёлая песенка»

Цель : развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов – ЛЯ-ЛЯ.

Педагог приносит куклу или матрешку и предлагает детям спеть вместе с ней весёлую песенку.

– Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку : «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!» Давайте споем вместе с Катей!

Во время пения следите, чтобы дети произносили подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться петь на одном выдохе более длинные песенки – подряд 6–9 слогов. Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.

5) «Весёлое путешествие»

Цель : развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов – БИ-БИ, ТУ-ТУ.

Предложите малышам подвижную игру.

– Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руки, кто катался на машине. Теперь поднимите руки, кто катался на поезде. Давайте поиграем в машинки – машина едет и сигналит «БИ-БИ!» А теперь превратимся в паровозики – «ТУ-ТУ!»

Покажите, как едет машинка, – походите по комнате, крутя воображаемый руль. Изображая паровозик, покрутите согнутыми в локтях руками в направлении вперед и назад.

Следите, чтобы дети произносили подряд два слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов : БИ-БИ-БИ! ТУ-ТУ-ТУ-ТУ! Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.

6) «Звуки вокруг нас»

Цель : развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.

Взрослый предлагает детям поиграть в такую игру.

В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? "А-А-А!" А как вздыхает медвежонок , когда у него зуб болит? "О-О-О!" Самолет в небе гудит : "У-У-У!" А пароход на реке гудит : "Ы-Ы-Ы"! Повторяйте за мной.

Взрослый обращает внимание детей на то , что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.

2. Упражнения для развития речевого слуха

Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков – слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

1) Упражнение «Заинька»

Цель : Научить детей узнавать , кому принадлежит произнесенная фраза. Для проведения этого упражнения дети выбирают водящего, завязывают ему глаза тонким платочком. Далее каждый ребенок по очереди, изменяя свой голос, произносит стихотворение : “Заинька, заинька, зайка-попрыгаинька, приходи ко мне на чай, я достану самовар. Но вначале угадай, кто позвал тебя, узнай!”. Те дети, чей голос опознал ведущий, сами становятся ведущими.

2) Упражнение «Мишка»

Цель : учить детей определять товарища по голосу.

Для этого упражнения выбирают водящего , которому дают медвежонка (можно взять любую другую игрушку) . Далее дети рассаживаются в небольшой полукруг, а ведущий отсаживается немного поодаль от них и поворачивается к ним спиной. Далее кто-нибудь из детей по негласной команде воспитателя зовет мишку : “Мишенька, приди”. Водящий должен угадать, кто позвал медведя повернуться и подойти к тому ребенку, прорычать ему как медведь.

Упражнение «Запомни и повтори слова»

Цель : Способствовать накоплению словарного запаса и, как следствие, развитие памяти .

Для этой игры готовятся фанты, это могут быть либо звездочки, вырезанные из бумаги, флажки и т. п. Перед началом упражнения детям раздают несколько штук фантов. Затем воспитатель объясняет детям ход игры. Игра начинается. Воспитатель произносит несколько слов подряд (5-6 слов, а дети должны их повторить в той же последовательности, как их называл воспитатель. Если ребенок ошибается при повторении, т. е. поменяет их местами или же забудет совсем, то это уже считается проигрышем и ребенок для того, чтобы дальше остаться в игре, отдает один свой фант. Выигрывает тот ребенок, у кого осталось больше фантов.

3) Упражнение «Будь внимателен»

Цель : расширять словарный запас детей и учить правильно отождествлять предмет с его действием.

Педагог объясняет детям ход данного упражнения : когда он скажет неправильно, то тогда руки поднимать не нужно, иначе это будет считаться ошибкой. Дети рассаживаются на стульчики, успокаиваются и начинают внимательно слушать воспитателя. Педагог садится напротив детей так , чтобы его было видно всем. И начинает вначале медленно, четко проговаривая каждую фразу, произносить : “Машина едет” (дети поднимают руки) . Далее : “Ворона летит, собака лает и т. п. ”. Затем воспитатель начинает “путаться”, например : “Корова лает, лошадка летит и т. п. ”, здесь дети, которые слушали внимательно, не должны поднимать рук, так как фраза не верна. Когда дети усвоят проведение данного упражнения , его можно усложнить, т. е. быть ведущим предложить ребятам.

4) Упражнение «Горячий - холодный»

Цель : Научить детей более точно пользоваться понятиями «горячий» и «холодный» .

Для его проведения детей рассаживают в полукруг на пол (на ковер, и дают им мячик. Дети должны перекатывать мяч по полу друг другу. При этом тот ребенок, который отправляет мяч, говорит : “Холодный”, это означает, что тот ребенок, которому мяч отправлен, может спокойно его взять руками. А если ребенок говорит слово “горячий”, то мяч трогать руками нельзя.

3. Упражнения для развития артикуляционного аппарата .

1) «Лопаточка»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Раз – два – три – четыре – пять,

Мы идем, идем гулять,

Все лопаточки возьмем и в песочницу пойдем.

У меня лопатка –

Широка да гладка.

2) «Чашечка»

Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Ты любишь пить чай?

Тогда не зевай!

Рот открывай,

Чашку подставляй.

3) «Стрелочка»

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Раскрывай по шире рот

И тяни язык вперед.

Раз, два, три, четыре, пять –

Стрелку будем выполнять.

4) «Трубочка»

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

Язычок вперед тяни

Да края его загни.

До чего же хороша

Наша трубочка – труба!

5) «Грибок»

Рот открыт. Язык присосать к небу.

Как, настоящий, лесной гриб, язык поднялся и прилип.

А в лесу растут грибы,

Очень вкусные они.

Язычок поставили как грибок достали мы.

В лес пошли мы погулять

И грибков насобирать.

Динамические упражнения для языка

1) «Часики»

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

Ротик шире открываем,

Язычок вперед давай,

Влево, вправо,

Тик да так,

Время точно на часах.

Шире рот мы открываем,

Язык вправо направляем.

Еще шире открываем,

Язык влево направляем.

Влево – вправо, влево – вправо,

Кончик языка, поспевай за нами.

Язычок и так и сяк,

Это часики висят.

Ходим мы : тик – так, тик – так».

Отбиваем каждый шаг.

Очень точно мы идем,

Никогда не отстаем.

2) «Змейка»

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

Что там на скамейке?

Это наша змейка.

Тонкая, протяжная

И такая важная.

3) «Качели»

Рот открыт. Напряженным языком тянуться поочередно к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

Мы сегодня песни пели

И качались на качели,

Язычок качался тоже.

Покажите, как? Похоже.

Вверх – вниз, вверх – вниз,

Язычок, не ленись!

Подбородок доставай

И про нос не забывай!

Выше дома,

На качелях

Мы взлетели.

4) «Спрячь конфетку»

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

Раз – я вижу конфету за правой щекой,

Два – я вижу конфету за левой щекой,

Три – не вижу конфеты никакой!

Руку тянем мы к буфету, надо спрятать нам конфету.

5) «Катушка»

Рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним боковым зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

Зовут меня катушка,

Но я вам не игрушка.

На меня мотают нитки

зашивать вам всем штанишки.

6) «Лошадка» .

Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Цок – цок – цок!

Мы все сказали,

как лошадки поскакали.

Вот лошадки поскакали,

Язычок, поцокай с нами.

Эй, а где же улыбка?

Зубки и «прилипка» .

7) «Гармошка»

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

У Антошки есть гармошка.

Поиграй-ка нам немножко.

Упражнения на произношение отдельных звуков С – Сь

При правильном произнесении звука «с» губы принимают положение следующего гласного, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка выгнута, по середине ее образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам. При произнесении мягкого звука «с» спинка языка более выгнута по направлению к твердому небу и весь язык напряжен; кончик языка сильнее упирается в резцы.

Дали соску Сане,

Сидит он тихо с нами.

3 – Зь При произнесении звуков «з» , «з"» артикуляционный уклад тот же , что при произнесении звуков «с» , «с"» , только голосовые складки сомкнуты и вибрируют, голос.

У леса за оврагами.

Ползла змея зигзагами.

Ц Звук «ц» образуется в результате быстрого слияния звуков «т» и «с» («тс» ).

Наш Василий – молодец,

Съел солёный огурец.

При произнесении звука «ш» части артикуляционного аппарата занимают следующее положение :

–губы несколько выдвинуты вперед;

–кончик языка приподнят к небу, но не касается его, образуя щель;

–боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, не пропуская по краям струю выдыхаемого воздуха .

Шепчет бабушка Наташа :

«Не шали, внучонок Паша!»

На шоссе стоит машина -

Прокололась ее шина.

Ж При произнесении звука «ж» положение речевых органов то же , что при произнесении звука «щ» , только голосовые складки сомкнуты и вибрируют, голос звучит.

Жук над травою кружит

И жужжит-жужжит-жужжит.

3 – Ж Под зеленым под кустом

Ежик строит себе дом.

Ч Звук «ч» образуется в результате быстрого соединения смычного звука «ть» с последующим щелевым «щ» .

Пятачок и Вини Пух

Начертили четкий круг.

Звук «щ» звучит как длительный звук «шь» , при этом губы выдвинуты вперед, кончик языка приподнят, как при произнесении звука «ш» , и образует щель, корневая часть языка приподнята.

Щеки щиплет нам мороз,

Щиплет лоб и щиплет нос.

При произнесении звука «л» положение губ зависит от последующего произносимого гласного. Верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга. Язык упирается кончиком в верхние резцы или десны. Боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, в результате чего по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха . Корневая часть языка поднята, благодаря чему язык принимает форму седла.

Мягкий звук «л» отличается по артикуляции от твердого тем , что поднимается не корневая часть языка, а средняя часть его спинки.

Молоко лакает кот,

Круглым стал его живот.

При произнесении звука «р» положение губ зависит от последующих звуков. Между верхними и нижними зубами сохраняется некоторое расстояние. Язык принимает форму ложечки. Его боковые края прилегают к верхним коренным зубам, а передний край (кончик языка) поднят к альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует под напором выдыхаемого воздуха .

Мягкий звук «р» отличается по артикуляции от твердого дополнительным подъемом спинки языка к небу и некоторым его перемещением вперед.

Рома был сегодня рад -

Ходил он с папой на парад.

На лугу гуляла Лара

И панаму потеряла.


Close