На чтение 9 мин.

Развитие познавательной сферы дошкольника очень непростая и ответственная задача. Многие молодые родители, у которых ребёнок ходит в детский сад задаются вопросом: какие средства стоит использовать для развития познавательной активности у детей. Как не убить интерес ребёнка к миру, и поддержать маленького исследователя? Попробуем ответить на эти непростые вопросы, учитывая особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. Позаимствуем опыт профессиональных педагогов детских садов.

В дошкольных учреждениях воспитатели применяют специальные средства и методы, которые способствуют сохранению и поддержанию детского любопытства. Первым средством, стимулирующим развитие познавательной активности, является предметно-развивающая среда. Её специально обустраивают так, чтобы получаемая ребёнком информация касалась не только актуального развития (того, что доступно ребёнку на данный момент), но и ближайшего (того, что будет доступно, так сказать, на следующем уровне).

Того же самого принципа педагоги придерживаются в занятиях, забегая немного вперёд, давая ребёнку чуть больше, чем положено по возрасту. Но не стоит заходить слишком далеко. Если давать ребёнку информацию слишком сложную для его лет, это наоборот отобьёт тягу к знаниям.

Информация должна лишь немного опережать возраст.

Важна не только сложность, но и форма, в которой информация подаётся. Что бы подобрать форму занятий следует вспомнить ведущую деятельность дошкольников-это игра. Занятия в ДОУ всегда включают в себя игровой элемент, а то и полностью проводятся виде игры. На сюжетно-игровом занятии, дети, выполняют квесты, через которые усваивают новые способы действий, открывающие им новые возможности для познания мира в повседневной жизни.

Ещё одной важной деталью любого занятия в ДОУ, является большое количество наглядности так, как превалирующее мышление у дошкольника наглядно-образное. Наглядность делится на два вида: предметная-игрушки, бытовые предметы, объекты живой природы(объёмные) и иллюстративная-картинки, иллюстрации, схемы (старший дошкольный возраст). При подборе наглядных пособий соблюдаются четкие правила. Картинки и предметы должны быть эстетичными, узнаваемыми, близкими к реальности, так, как дети должны получать правильную научную информацию. Оба вида наглядности помогают ребёнку быстрее, легче и прочнее усвоить преподаваемый материал.

Большую роль в развитии познавательной активности детей играют нестандартные формы занятий. На таких занятиях дети, активнее включаются в учебную деятельность. Досуги, эстафеты, игры по типу ” Что, где, когда”, викторины делают обучение более занимательным и эмоционально окрашенным. Плюс ко всему помимо получения и закрепления знаний, на таких занятиях дети получают навыки работы в команде в команде, учатся вспоминать нужную информацию быстро и мгновенно реагировать на резкие изменения ситуации.


Занятие в детском саду

Но жизнь в ДОУ - это не только занятия, любовь к познанию прививается во всех режимных моментах: на прогулках, в самостоятельных играх и даже во время приёмов пищи.

Воспитатели с детьми очень любят наблюдать за объектами живой и неживой природы, детально рассматривать их.

Совет родителям: Подобные наблюдения можно сопроводить чтением стихов, рассказом об разнообразных поверьях, связанных с объектом наблюдения, пословицами, поговорками и другими произведениями УНТ.

Если объект ребёнку знаком, полезно будет задать о нём 2-3 вопроса, чтобы освежить имеющиеся знания, затем следует расширить представления об объекте новыми подробностями.

Но ребёнку недостаточно наблюдать, ему необходимы действия, практика, эксперименты.

Экспериментировать вместе с ребёнком можно и нужно, дети лучше усваивают причинно-следственные связи в практической деятельности. Без экспериментирования невозможно полноценное развитие ни в каком возрасте. А развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста вообще движется за счёт экспериментов так же сильно, как и за счет игры. в старшем дошкольном возрасте становятся фактически второй ведущей деятельностью.

Совет: при начале любого эксперимента следует создать игровую ситуацию, к примеру “Мы лаборанты, проводим опыты, чтобы помочь учёным”.


Совместные занятия и беседы сближают

Распространённой практикой в ДОУ являются беседы. Они имеют большое развивающее значение. Ребёнку нужно как можно больше рассказывать о природных явлениях, процессах, происходящих в природе, о происхождении продуктов и вещей.

Совет: беседа станет более запоминающейся, если после неё посмотреть познавательный мультфильм или прочитать книгу об объекте беседы.

Если нет сил на эксперименты, на придумывание бесед или поиск очередного объекта для наблюдений, можно прибегнуть к методу чтения сказок. Не обязательно ограничиваться авторскими сказками, можно придумать свои собственные, обыграть их с куклами или даже устроить небольшой спектакль с переодетыми актёрами (членами семьи). Ценность этого метода в том, что в сказках можно объяснить даже довольно сложные явления простым и понятным языком. Кроме того, метод чтения сказок, может в будущем благотворно сказаться на собственном умении ребёнка сочинять произведения, это очень поможет в школе, когда детей начнут учить писать сочинения.

☝Формированию детского любопытства всегда способствует психологическая поддержка и готовность познавать новое вместе с ребёнком. ☝

Не следует ребёнка отгонять, если он пришёл с вопросом, нужно дать на него научный и при этом понятный ответ. В случае, если вы действительно очень сильно заняты, то скажите, что как только вы закончите, то обязательно ответите на вопрос ребёнка, и главное сдержите обещание. Невыполненное обещание может навсегда убить доверие ребёнка к вам. Если вы не знаете ответа, на поставленный ребёнком вопрос, не нужно стесняться своего незнания, следует в этом признаться и поискать ответ вместе с ребёнком, такой подход научит ребёнка не только искать информацию, но поможет ему в будущем признавать свои ошибки.


Задачи родителей в познавательном развитии

Если ребёнок задаёт вопрос по теме, на которую имеются несколько точек зрения, желательно озвучить ребёнку все эти точки или хотя бы основные. Это научит ребёнка понимать, что мир не делится на чёрное и белое, что нет ничего однозначного. В будущем это понимание сформирует у ребёнка умение относиться терпимо к чужим точкам зрения и принимать их право на существование. Кроме того, такой подход научит ребёнка выбирать самостоятельно свое мировоззрение, что уменьшает вероятность попадания под дурное влияние в подростковом возрасте.


Сенсорное развитие виды

Детские шалости

Иногда дети шалят, но не надо спешить ругать ребёнка за шалость. Следует подумать, как детское баловство взять под контроль и перевести в познавательное русло. Пример: ребёнок открыл кран на кухне, пустил воду и кидает в неё вилки. Вместо ругани и наказаний следует обратить внимание, что предметы в воде тонут и рассказать причину этого, затем аккуратно предложить ребёнку посмотреть мультик про это явление. Тем самым вы переключаете ребёнка с неудовлетворяющей на другое занятие, не оставляя у него психической травмы. Многие поступки (особенно в младшем дошкольном возрасте) дети совершают не чтобы навредить или испортить настроение, а из желания познавать окружающую реальность. Поэтому нужно не пресекать нежелательные поступки резкими способами, а плавно переключать на другую интересную для ребёнка деятельность, желательно ту, которая даст ребёнку новую информацию об окружающем.


Способы взаимодействия взрослого и ребенка

Совет: всегда под конец дня обсуждайте с ребёнком, что вы за сегодняшний день узнали нового.

Рассказывать о своих открытиях должен не только ребёнок, так же важно, чтобы родители рассказывали, чему они за день научились.

Открываем мир вместе

Обязательно следует хвалить ребёнка каждый раз, когда он проявляет интерес к миру. Не следует смеяться над ребёнком за незнание очевидных фактов, куда лучше порадоваться вместе с ним за то, что он их узнал.

Показываете ребёнку разные способы решения одной и той же проблемы. Умение решать задачу разными путями-это начало креативного мышления. Поощряйте если ребёнок сам нашёл нестандартный путь решения какой-либо задачи. Чтобы ребёнок научился это делать следует создавать ситуации, где ребёнку пришлось бы самому искать путь решения той или иной задачи, однако следует помнить, что ситуация должна несильно забегать вперёд (т.е в зону ближайшего развития), расширять эту зону следует постепенно, резкий рывок может сформировать у ребёнка негативную оценку своих способностей.


Методы познавательного развития в ДОУ и дома

Так же на познавательном развитии положительно скажется посещение музеев с интерактивными программами, не следует пренебрегать экскурсиями, поездками по историческим местам. Следует посещать с ребёнком как можно больше мест, самых разных от научных выставок до собственной работы. Чем больше мест с ребёнком посещается, тем шире его кругозор. Полезно ходить на научные мероприятия для детей, где учёные в нестандартной форме объясняют науку детям.

Игры и информация

Неотъемлемым элементом формирования познавательной активности являются дидактические игры: лото, домино, лабиринты, пазлы и.т.д. Некоторые из них часто применяют на занятиях в качестве упражнений. Играть в такие игры в повседневной жизни с ребёнком нужно как можно чаще. Дидактические игры развивают все психические процессы (память, мышление, речь, восприятие и т.д.). С 6-ти лет можно начать знакомить ребёнка с шахматами и шашками. Шахматы и шашки помогут в развитии логики.

Важно не только научить ребёнка находить информацию, но и дать навык понимать её, для этого следует не только говорить ребёнку известные факты, но и объяснять причинно-следственные связи откуда что взялось и как работает.


Дидактические игры – отличный метод

Физическое развитие и моторика

Развивая интеллектуальные способности, не следует забывать о развитии физических качеств. т.к они связаны.

Развитие крупной и мелкой моторики позитивно отразится на умственном развитии. При развитии мелкой моторики движения пальцев становятся более тонкими и дифференцированными, что, во-первых, поможет быстрее освоить навык письма в начальной школе, во-вторых положительно повлияет на развитие мышления и речи. Развитие крупной моторики так же позитивно влияет на интеллект, по мимо этого оно способствует развитию волевых качеств, которые помогут ребёнку в дальнейшем.

Для развития мелкой моторики полезно играть с разными видами круп, делать пальчиковую гимнастику, заниматься изобразительным искусством (особенно нестандартными техниками, связанными с прищипыванием, отщипыванием, рисованием пальцами, наклеиванием и.т.д), в более старшем возрасте полезно знакомить ребёнка с вязанием и бисероплетением.

Для развития крупной моторики хорошо подойдут спортивные секции. В них помимо спортивных упражнений, ребёнок сможет выплеснуть энергию. Необходимо и родителям заниматься с ребёнком физическими упражнениями. Это также поспособствует формированию установки на здоровый и подвижный образ жизни.


Развитие моторики влияет на умственные способности

Итоги

Все перечисленные способы, методы и средства стимулируют развитие познавательной активности у детей. Но самым главным методом остается личный пример родителя. Если ребёнок видит, что взрослые рядом проявляют интерес к миру, он сам будет проявлять любознательность. Уделяйте больше времени своим детям, если с ребёнком не заниматься никакое развитие невозможно.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 4 «Теремок» города Новопавловска План работы по самообразованию по теме: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытноэкспериментальной и исследовательской». Разработала воспитатель Сухоплещенко Анастасия Анатольевна 2014 г.

2 «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» Л.С. Выготский. Актуальность темы Ребёнок дошкольного возраста природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка - дошкольника одним из ведущих видов: Деятельность экспериментирования всё больше пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской, в том числе и игровую. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию опытно-экспериментальной и исследовательской развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в опытно-экспериментальной и исследовательской дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Этапы работ по самообразованию: 1 этап информационно - аналитический (г г.) 2 этап практический (г г.) 3 этап обобщающий: представление опыта работы по теме (г г.) Цель самообразования: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской; повышение уровня личного профессионального мастерства и компетентности в организации воспитательного и образовательного процесса с детьми.

3 Задачи: - Сформировать личный практический опыт по организации опытноэкспериментальной и исследовательской с детьми дошкольного возраста. - Создать условия для опытно-экспериментальной и исследовательской детей в группе. - Развить устойчивый познавательный интерес дошкольников в поисковоисследовательской - Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Формировать представления у детей о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. - Поддерживать у детей инициативу в познании окружающего мира. Новизна: Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования c учетом интеграции образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ. Три уровня овладения детьми навыками экспериментирования: педагог ставит проблему и начинает её решение, дети осуществляют решение проблемы вместе с воспитателем. педагог ставит проблему, дети самостоятельно, но при поддержке взрослого находят решение и осуществляют эксперимент. постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются детьми самостоятельно. План работы 1 этап информационно-аналитический (г г.) Содержание работы Период. Результат. Изучение нормативноправовых документов, научно-методической литературы, современных образовательных технологий. Декабрь 2014 года Приобретение теоретических знаний по теме. Приобретение методической литературы. Изучение передового педагогического опыта по организации опытноэкспериментальной и Внедрение в практическую деятельность передового педагогического опыта

4 исследовательской дошкольников (интернет-ресурсы). Посещение открытых показов организации НОД педагогов ДОУ, наставников Посещение районных методических объединений воспитателей ДОУ. Изготовление пособий. Оформление дидактических игр. Создание картотеки опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста. Оформление папкипередвижки «Экспериментальная деятельность детей». Изготовление буклета «Познавательноисследовательская деятельность» Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой и пр.) Разработка перспективного планирования опытноэкспериментальной с детьми. Сентябрь по данному направлению Повышение уровня профессионального мастерства в организации воспитательнообразовательного процесса в ДОУ Дидактический и наглядный материал Выставка дидактических игр Обобщение опыта детей средней группы в экспериментальной. Исследовательская деятельность детей в течение года. Интерес детей к исследовательской. Организация работы по опытно - экспериментальной и исследовательской с дошкольниками

5 План работы 2 этап- практический (г г.) Деятельность. Период. Результат. Работа с родителями: Анкетирование родителей на тему: «Организация поисковоисследовательской дошкольников дома» Консультации:«Игры с водой и песком. Это интересно!», «Значение экспериментальной для детей», «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем». Семинар-практикум: Тема: «Опытническая и экспериментаторская деятельность детей младшего дошкольного возраста». Фотовыставка: «Мы экспериментируем». Совместная опытно экспериментальная деятельность «Найди бусинку» Изготовление сборника игр для мам и пап «Сыпь песок, лей водичку» Пополнение уголка детского экспериментирования. Выпуск альбома «Замки на песке», «Волшебный песок» Оформление наглядной информации в В течении года. Формирование у родителей представлений о познавательном развитии детей посредством опытноэкспериментальной и исследовательской

6 родительском уголке: «Опыты с водой и бумагой». Опытноэкспериментальная деятельность с детьми: НОД по таким темам: "Какой вода имеет цвет?", "Песочные часы", "Где можно найти воздух" и т.д. Наблюдения на прогулке: "Какие бывают камни", «Зачем деревьям свет», «Где появляются первые проталинки?» и т.д. Опыты на прогулке: "Нужен ли растениям зимой снег", "Как согреть руки","свет вокруг нас" и т.д. Выступление на семинаре по теме: «Познавательноисследовательская деятельность, как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста» Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей Эксперименты с живой и не живой природой. Исследовательский опыт год Преставление опыта работы, обмен опытом Проект «Радуга открытий» В течении года Оформление и презентация проекта. Вступление на педагогическом совете по теме: «Особенности организации познавательноисследовательской в среднем дошкольном возрасте» г. Обмен опытом Проведение открытого г. Обмен опытом

7 просмотра НОД по познавательно - экспериментальной на тему: «Мывоздухоисследователи». Открытая прогулка с экспериментальной деятельностью: Тема: «В гости к солнышку». Мастер-класс для педагогов ДОУ «Лэпбук, как средство развития познавательноисследовательской дошкольников» Тема: «Мой край» Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательноисследовательской». (РМО воспитателей ДОУ) Участие во Всероссийском фестивале педагогических проектов «Шаг в будущее» г. Практический выход проект по теме: «Радуга открытий» г. Обмен опытом г. Обмен опытом г. Диплом Участие в подготовке воспитанников к районной интеллектуальной миниолимпиаде «Знай-ка» Март-апрель Вручение медалей, дипломов воспитанникам.

8 План работы 3 этап обобщающий (представление опыта работы) (г г.) Содержание работы Период Результат Участие в районном этапе Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России-2017» Письменный отчёт о проделанной работе с методическими материалами в портфолио. Обобщение педагогического опыта (создание личной страницы на сайте ДОУ) Февраль апрель май Диплом Материал для аттестации Материал для аттестации Литература: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Санкт-Петербург «детство-пресс»2013г. Н.В.Исакова/ Познание предметного мира: комплексные занятия для детей 5-7 лет./ Волгоград: «Учитель» 2009г. Санкина Л.К./ Нетрадиционные техники рисования в детском саду./ М.: «Скрипторий» 2013г. Давыдова Г.Н./ Организация детей на прогулке /издательство «учитель» 2013г.Т.Г.Кобзева/ Интернет ресурсы по теме: «экспериментальная деятельность в ДОУ», «Опыты и эксперименты», «Весёлые опыты», «Занимательные фокусы». Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г. Дошкольное воспитание 2, 2000 г.

9 Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. Волгоград: Учитель, 2009.


План по самообразованию воспитателя 1 квалификационной категории Рыжинской Елены Владимировны на 2016-2017 годы. Тема: «Развитие поисковой и исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

НП «Центр временного пребывания детей» Семинар на тему: «Особенности профессионального роста педагога на современном этапе развития дошкольного образования» Итоги работы в рамках самообразования за 2017-2018г.

«Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» Актуальность темы Ребёнок дошкольного возраста природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через

План по самообразованию воспитателя Лесная Н. Г. МБДОУ «ДС 12 «Росинка» Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» Актуальность темы Ребёнок дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Аленький цветочек» «ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА» Демушкиной Светланы Александровны Воспитатель I кв.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок» ПЛАН по самообразованию воспитателя Синько Галии Тажибаевны ТЕМА «Развитие познавательного интереса

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 7 «Буровичок» Индивидуальный план повышения профессионального уровня на 2015-2018 годы по теме: Развитие любознательности у детей

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Горбунова Наталья Сергеевна воспитатель МАДОУ «ЦРР Д/С 35 «Родничок» г. Губкин, Белгородская область РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ

Примерный план взаимодействия с родителями по На группах раннего возраста Время октябрь тема С какими материалами для мы будем работать в течении Привлечение к созданию познавательноразвивающей среды в

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 30 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Московского района

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Сертоловский детский сад комбинированного вида 3» РАССМОТРЕНО На Педагогическом совете протокол от 31.08.2018г. 1 УТВЕРЖДЕНО Приказ 73/1 от

«Организация работы по экспериментированию в ДОУ» Поисково исследовательская деятельность зарождается в дошкольном детстве. В связи с этим, особый интерес представляет детское экспериментирование, как

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА КУПИНСКОГО РАЙОНА План работы по самообразованию Тема «Познавательно-исследовательская деятельность

Департамент образования города Москвы Северо-Западное окружное управление образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Средняя общеобразовательная школа 1874 (дошкольное

МДОУ Деткий сад 40 Экологический проект «Стань природе другом». Подготовила: музыкальный руководитель - Бобкова Светлана Владимировна Воспитатели МДОУ Саратов 2017 Описание проекта: Данный проект направлен

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном развитии дошкольников В познавательно-экспериментальной деятельности ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий

«Развитие познавательных интересов у дошкольников» Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский сад 3 г. Льгова» Ветчинова Наталья Витальевна Ребенок природный исследователь окружающего мира. Мир открывается

Участники: и специалисты ДОУ МО детского сада: старший воспитатель Соловьёва Любовь Ивановна Тема учебного года: «Повышение качества эффективности образовательного процесса через развитие профессионального

Муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа Югра муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 20 «Сказка» (МБДОУ ЦРР «Детский сад

«Принято» Педагогическим советом детского сада «Солнышко» филиал МБДОУ детский сад «Золотой петушок» Протокол 1 от 29.08.2017 года «Утверждаю» заведующий МБДОУ детским садом «Золотой петушок» Блошенко

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 6» xy»yy,ui, у РАССМОТРЕН: на заседании педагогического совета Протокол от 25 августа 2017г 1 УТВЕРЖДЕН: приказом МБДОУ.«Детский

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Средняя общеобразовательная школа 1874 (дошкольное отделение) Отчет по инновационной работе за 2014-2015

Педсовет 3 16.02.2017г. «Развитие познавательно исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Цель: Совершенствовать уровень педагогического мастерства по

Согласовано: Утверждаю: зам. зав. по УВР заведующий Стонт С.В. МБДОУ 303 Цыганкова О.С. план работы по самообразованию на 2017 2018 учебный год Тема: «Создание условий для развития познавательных способностей

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД 6 «ЛУКОМОРЬЕ» (МАДОУ «Детский сад 6 «Лукоморье») Организация проектноисследовательской деятельности с детьми

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГОВ ДОУ Подготовила: Изотова И.А. Наука, техника, производство постоянно развиваются и совершенствуются. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать.

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через совместную проектную деятельность взрослых и детей Шестакова Светлана Николаевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного

Принят Педагогическим советом Утвержден приказом Протокол 1 от 31.08.2018 г. 24 от 01.09.2018 г. ПЛАН РАБОТЫ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД 37 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» НА 2018-19 УЧ.ГОД. Цель: построение работы ДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 7 комбинированного вида» ТГО Консультация для воспитателей на тему: «Оформление плана по самообразованию педагога» Оформление

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЯТОСЛАВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД 5 «ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА» Гончарова Светлана Алексеевна воспитатель Общий стаж Педагогический стаж Педагогический

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад 32 «Белоснежка» План самообразования педагога Фоминых Н. В. на 2017-2018 учебный год Тема Задачи Развитие

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования города Нягань «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому

Пермский край Краснокамский муниципальный район МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад 49» ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПРОЕКТА "Проектирование и внедрение развивающей кинезиологической

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Детский сад 1 «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному

Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении. воспитатель МБДОУ «Детский сад 13» Князева Г.И. Малыш природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Степановская средняя общеобразовательная школа» Верхнекетского района, Томской области УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ «Степановская СОШ» А.А. Андреев Приказ

Методическое объединение вторых младших и средних групп. Руководитель методического объединения Козырева Лидия Ивановна, воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад

План самообразования. 1. Акиньшина Елена Владимировна. 2. Образование средне- профессиональное. 3. Тема самообразования: "Театрализованная деятельность как средство развития познавательной активности детей

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «ПОЧЕМУЧКА» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность Приложение 12 Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской

ПРИНЯТ на педагогическом совете ПРОТОКОЛ 1 от «30» 08 2017г. УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОУ д/с «Теремок» О. А. Цыганова «01» 09 2017 г. ГОДОВОЙ ПЛАН работы МБДОУ детский сад «Теремок» на 2017 2018 учебный

Информационно - аналитический отчет об исполнении функций наставника музыкальным руководителем Горюновой Е.В. МБДОУ «Родничок» с.быков Педагогическое наставничество предусматривает систематическую индивидуальную

Департамент образования города Москвы Северо-Западное окружное управление образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Средняя общеобразовательная школа 1874 (дошкольное

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Речевое развитие ребенка один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющий уровень социальных и познавательных достижений дошкольника потребностей

Инновационные подходы в организации экспериментальноисследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Л. В. Титова Е. В. Андреева Е. В. Попова Инновационная деятельность в дошкольном учреждении

Инновационный педагогический опыт Аношкиной Елены Анатольевны, воспитателя МДОУ «Детский сад 79 комбинированного вида» «Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности дошкольника»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад 420 «Сибирячок» комбинированного вида» Целью данного проекта является формирование представлений детей старшего

План работы старшего воспитателя на 2014 2015 учебный год Срок проведения Сентябрь Содержание методической работы 1. Установочный педсовет. 2. Консультация: «Планирование воспитательно образовательного

Образовательная область «Познавательное развитие» (в соответствии с ФГОС ДО) Погольская Елена Ивановна, старший воспитатель ГБДОУ Центра развития ребенка детского сада 37 Приморского района Санкт-Петербурга

ПОЛОЖЕНИЕ о самообразовании педагогических кадров муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида 31» 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано

Цель. Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Задачи на 2015 2016 учебный год 1. Проектный метод как ресурс развития дошкольников в условиях реализации

1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано на основании Федерального Закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., Профессионального стандарта педагога, Приказа от

Анализ методической деятельности по реализации годовых задач в 2013-14 уч.г. Подготовила: Краснова Г.В., старший воспитатель МДОАУ 145 Июнь, 2014 Программно-методическое обеспечение: Детский сад комбинированного

Цель методической работы: Развитие педагогического потенциала, повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ через систему организационных мер по развитию передового и инновационного педагогического

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 25 «ПОДСНЕЖНИК» Г. БРЯНСКА 241050, г. Брянск, улица

Министерство образования и науки Пермского края Управление системой образования администрации Краснокамского муниципального района АНО ДПО «Институт инновационной образовательной политики и права «Эврика-Пермь»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 18» Программа саморазвития. Выполнила педагог Елисеева Татьяна Сергеевна Тема: «Формирование элементарных математических представлений

МБДОУ дс 12 Росинка Тема самообразования: «Игры и эксперименты как средство экологического воспитания дошкольников» Зайналова Р.Г. Цель Самообразования: -повысить своё профессиональное мастерство; -исследование

Отчет о работе методического объединения воспитателей МБДОУ 5 «Радуга» за 2016-2017 учебный год Подготовила: Руководитель МО Магомадова М.П. В составе МО воспитателей в этом году работали воспитатели:

СОГЛАСОВАННО: Старший воспитатель ДОУ: Е.В.Борисова ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ГРУПП на 2016-2017 учебный год ТЕМА: Современные подходы к воспитательно - образовательному

Исследовательская деятельность как компонент образовательной области (познавательного развития) Одним из принципов «поддержка инициативности формирование познавательных интересов и познавательных действий

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад 23 Экологический проект на тему «Мы юные исследователи» Подготовили: Ефимова С.В. Кортукова Н.О. Одинцово, 2017 Полное название проекта: «Мы

Муниципальное бюджетное детское дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида 46 «Кот в сапогах» Педагогический проект «Безопасность ребенка в природе» Рабочая группа: Беседина

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок» ПЛАН по самообразованию старшего воспитателя Пуртиной Татьяны Владимировны на 2015-2016 учебный

1 ЗАДАЧИ ЛЕТНЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 2018 г.: 1. Продолжать формировать начальные представления детей о летних видах спорта через использование подвижных и спортивных игр с мячом. 2. Способствовать развитию

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад 122 «Лучистый». Комплексно-целевая программа. «Развитие детского художественного творчества через различные

План работы старшего воспитателя ГБДОУ детского сада Центрального района Санкт-Петербурга «Радуга» на 2016 2017 учебный год Содержание методической работы Недели месяца 1 2 3 4 1 2 3 4 5 СЕНТЯБРЬ 1.Проведение

1.ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ Заседания органов самоуправления 1.1.Общее собрание трудового коллектива Содержание деятельности Заседание N 1. 1. Принятие графика работы сотрудников 2. Итоги подготовки

Проект плана работы районного методического объединения музыкальных руководителей ДОО на 2018-2019 учебный год Тема работы РМО: Структурирование НОД по музыкальному воспитанию с использованием современных

Работа с детьми в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) требует высокого профессионализма сотрудников. И хорошее образование, любовь к малышам - ключевые составляющие педагогического мастерства. Однако есть ещё один аспект деятельности, который играет роль вечного двигателя в работе с подрастающим поколением. Речь идёт о самообразовании педагога - постоянном саморазвитии и совершенствовании используемых приёмов и методов работы.

Теоретические аспекты процесса самообразования воспитателя ДОУ

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) самообразование (в некоторых источниках - саморазвитие) определено процессом постоянной познавательной работы педагога, носящей характер методического совершенствования знаний, умений и навыков взаимодействия с детьми, родителями и коллегами.

Это интересно. Несмотря на то что понятия самообразование и саморазвитие в педагогических источниках часто взаимозаменяемы, между ними есть различия. В частности, отличительной чертой саморазвития является то, что эта работа может включать не только образовательный компонент, но и физическое самосовершенствование. В то время как самообразование подразумевает только расширение границ познавательной сферы.

Самообразование сопровождает весь период профессиональной деятельности педагога

Самообразование воспитателя: цели и задачи

Пополнение собственных методических наработок членов педагогического коллектива детского сада ставит перед собой следующие цели:

  • знакомство с новаторскими психолого-педагогическими технологиями, их освоение и поиск оптимальных способов сочетания с теми, что уже применяются в работе;
  • улучшение качества образования в разновозрастных группах за счёт систематизации передового методического и психолого-педагогического опыта коллег;
  • создание подходящих условий для всестороннего физического, психического развития малышей, а также для воспитания креативных личностей.

Для достижения обозначенных выше целей самообразования педагог в работе решает ряд задач:


Таким образом, задачи работы по самообразованию носят преемственный характер, то есть из года в год педагог освещает один и тот же комплекс вопросов, но на актуальном для конкретного возраста детей уровне.

Принципы саморазвития

Процесс работы по усовершенствованию имеющихся педагогических наработок опирается на 4 принципа:

  • Непрерывность. Как уже было сказано, на основании одного комплекса тем, педагог выбирает ту или иную тему, разрабатывает её в течение одного учебного года, реже двух. Получается, что самообразование сопровождает весь период педагогической деятельности воспитателя в ДОУ.

    Работа по самообразованию начинается с первых дней профессиональной деятельности и, как правило, не имеет кардинальных смен траектории рассмотрения первоначально выбранных проблем

  • Взаимосвязь. Принцип, непосредственно связанный с первым. Например, рассматривая вопросы речевого развития малышей 3–4 лет, воспитатель не сможет полноценно раскрыть тему без учёта наработок по этой теме в предшествующем году, то есть в работе с малышами 2–3 лет. Поэтому довольно часто подобные вопросы рассматриваются в рамках объединённых пар групп: «Речевое развитие детей первой и второй младших групп ДОУ» или «Развитие мелкой моторики в старших группах в аспекте подготовки руки к письму».
  • Соответствие направления раскрытия выбранной темы общей стратегии образовательного процесса в детском саду. Например, в 2016 году ФГОС были рекомендованы темы, связанные с инклюзивным образованием в ДОУ, хотя раньше эта тематика была прерогативой исключительно учителя-дефектолога. Так, если в группе есть дети с нарушениями в развитии, то вопрос самообразования может включать либо отдельные аспекты работы с такими малышами, либо быть полностью посвящённым практике вовлечения ребёнка-инвалида в учебно-воспитательный процесс, работе с семьями таких малышей и т. д.
  • Доступность. Этот принцип касается, во-первых, практической реализации проекта по самообразованию. Проще говоря, если педагог рассматривает нетрадиционные техники рисования в первой младшей группе, то изобразительная деятельность пальчиками будет вполне соответствовать уровню развития и восприятия ребят, в отличие от, например, создания картинок мыльными пузырями. А во-вторых, одной из форм отчётности по реализации программы самообразования является презентация опыта молодым коллегам. Это представление собственных наработок, которое должно быть понятно другим не только с методической, но и с общекультурной точки зрения. Не стоит пугать аудиторию сложными терминами, проектами космического масштаба и пр.

    Принцип доступности касается не только работы с детьми, но и с родителями, а также с коллегами, в том числе и в рамках института наставничества

Формы работы

Образовательная деятельность ДОУ подразумевает взаимодействие и взаимосвязь всех, кто принимает участие в процессе обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. Это педагогический коллектив как субъект образовательного процесса, малыши и их родители как объекты деятельности. Поэтому и формы работы по самосовершенствованию педагогического мастерства, так или иначе, включают в работу все обозначенные категории лиц.


Программа работы над темой самообразования

Организация процесса освещения вопроса зависит от того, насколько тщательно и методически правильно будет выстроена работа.

Выбор темы

На этом этапе, который обычно приходится на август–сентябрь, педагог формулирует тему исследования в зависимости от тех актуальных вопросов, с которыми он сталкивается в своей деятельности.

Расположение детского сада вблизи проезжей части определяет актуальность выбора одной из тем, касающейся технологий здоровьесбережения, связанную с изучением правил дорожного движения на доступном конкретному возрасту уровне.

Трудности могут касаться выбора индивидуальных форм работы с детьми определённого возраста

Перечень тем является общим для воспитателей всех групп, различия определяются особенностями, характерными для возраста подопечных. Например, в младших группах развитие мелкой моторики будет сосредоточено на выборе оптимального списка пальчиковых упражнений, а в старших акцент делается на тренировочных заданиях, направленных на подготовку руки к письму.

Темы по самообразованию узких специалистов будут иметь некоторую целевую специфику

Это интересно. Карла Орфа - немецкий композитор и музыкальный педагог ХХ в. Его технологии основаны на том, что главная задача музыки - раскрепостить индивидуально-творческие силы ребёнка, развить его природную музыкальность, в том числе и через элементарное музицирование.

Таблица: темы и цели самообразования музработника, инструктора по физическому воспитанию, логопеда и учителя-дефектолога

Специалист Примерная тематика работ Цели
Музыкальный работник
  • «Формирование у детей эстетического вкуса и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку».
  • «Развитие творческих способностей через обучение детей игре на детских музыкальных инструментах, внедрение игровых технологий в практическую деятельность музыкального руководителя».
  • «Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение».
  • «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
  • «Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности».
  • «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах».
  • «Развитие ритмического слуха дошкольников через технологии Карла Орфа».
  • «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность».
  • «Развитие хореографических навыков у детей старшего дошкольного возраста» (эта тема особенно актуальна в ДОУ, где музработник выполняет ещё и функции хореографа).
  • Углублять и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности.
  • Развивать положительную эмоциональную отзывчивость на музыку.
  • Развивать навыки коллективного творчества.
  • Воспитывать уважение к мировому культурному наследию.
Инструктор по физическому воспитанию
  • «Использование нетрадиционного оборудования в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников».
  • «Развитие двигательной активности детей в условиях введения ФГТ».
  • «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ вне занятий».
  • «Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников».
  • «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении».
Цели самообразования инструктора по физическому воспитанию соотносятся с Федеральными государственными требованиями (ФГТ), основной принцип которых - интеграция образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
  • Создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей.
  • Развитие физических способностей детей.
  • Воспитание у родителей и ребят ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Логопед
  • «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
  • «Дизартрия (нарушения в произношении из-за поражений нервной системы): стёртые или минимальные формы её проявления».
  • «Использование нетрадиционных логопедических технологий с детьми старшего дошкольного возраста».
  • «Использование информационно- коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда».
  • «Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с недоразвитием речи».
  • «Развитие речевого творчества у старших дошкольников».
  • «Кинезиологическая гимнастика (гимнастика для мозга) как средство, развивающее психологические процессы у детей дошкольного возраста».
  • «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе».
Акцент работы логопеда делается на вовлечение родителей в процесс коррекции нарушений в работе речевого аппарат ребёнка.
  • Сформировать потребность тесного сотрудничества у родителей с учителем-логопедом для преодоления речевых расстройств у детей.
  • Показать родителям возможности речевого развития ребёнка в семье.
  • Оказать логопедическую помощь дошкольникам, имеющим отклонения в развитии устной речи.
  • Сформировать становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека.
Педагог-дефектолог
  • «Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС».
  • «Формирование элементарных математических представлений у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии».
  • «Разработка и реализация индивидуально-ориентированных маршрутов развития у детей с ограниченными возможностями здоровья».
  • Обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях образовательного учреждения.
  • Создание оптимальных условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка со сложной структурой дефекта и формирование его позитивных личностных качеств.
  • Просвещение родителей относительно особенностей воспитания ребёнка с ОВЗ в семье.

Примеры планов по самообразованию узких специалистов

При составлении индивидуальных маршрутов самообразования узкие специалисты могут рассматривать тему в рамках её реализации в работе с детьми разного возраста одновременно.

Работа логопеда может носить характер поиска методов и приёмов для решения общей проблемы речевого развития вне зависимости от возраста воспитанников

Таблица: фрагмент плана по самообразованию музыкального руководителя

Автор Вырвина Е.А., музыкальный руководитель МКДОУ «Светлячок», р. п. Юрты, Тайшетский район, Иркутской области
Тема «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности»
Месяц Содержание работы Форма работы Практические результаты
Сентябрь
  • «Развитие эмоциональной сферы» - информационно-аналитическая деятельность.
  • Проведение диагностики музыкальных способностей.
  • Изучить литературу:
    • «Эмоциональное развитие дошкольников» / Под редакцией А.Д. Кошелёвой. - Москва, 1985 г.
    • Гаспарова Е. «Эмоции ребёнка раннего возраста в игре» // Дошкольное воспитание. – 2001, №10.
  • Провести диагностику.
  • Консультация для педагогов.
Октябрь «Становления музыкальности на разных возрастных этапах дошкольного детства» - информационно-аналитическая деятельность. Изучить литературу: «Одарённый ребёнок» / под ред. О.М. Дьяченко - Москва; 1997. Консультация для педагогов.
Апрель
  • Изучить литературу: Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Детство - Пресс, 2005. Составить конспект.
  • Разработать сценарий «В гостях у Феи красоты» (музыкально-эстетическое воспитание).
  • Доклад для педагогического совещания.
  • Праздник «В гостях у Феи красоты».
Май
  • «Путешествие в страну Знаний» (сценарий выпускного праздника).
  • Проведение диагностики музыкальных способностей детей всех возрастных групп.
  • Просмотреть с детьми подготовительных групп музыкальный художественный фильм «Приключения Буратино», поговорить о его содержании. Разработать на основе данного фильма сценарий выпускного праздника.
  • Проведение диагностических исследований.
  • Выпускной праздник «Путешествие в страну Знаний».
  • Анализ результатов диагностики.

Таблица: фрагмент плана по самообразованию инструктора по физическому воспитанию

Автор Куракова Н.В., инструктор по физическому воспитанию МКДОУ ДС №23 «Гуси-лебеди», г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский АО
Тема «Развитие двигательной сферы и проявление в ней эмоциональных состояний»
Месяц Форма работы
с детьми с педагогами с родителями
  • Сентябрь,
  • октябрь,
  • ноябрь.
Участие в четвёртой городской Спартакиаде среди дошкольных учреждений «Золотая осень». Консультация о развитии двигательной сферы. Подготовка детей к соревнованиям.
Декабрь ОФП. Создание карточек-схем фрагментов игры-эстафеты. Открытый показ физкультурного занятия.
Январь
Февраль
  • Весёлые старты.
  • Лыжные гонки.
Консультация на тему: «Вечное движение: двигательные оздоровительные моменты на занятиях». Вечер вопросов и ответов,
родительские собрания.
Март
Апрель
  • Лыжня России.
  • Соревнования «Губернаторские состязания» среди дошкольных образовательных учреждений Ханты-Мансийского округа-Югры.
  • Нестандартное оборудование, его использование.
  • Мастер-класс.
Досуговые: семейный клуб «Лебёдушка» (направление «Родительская культура» и «Пресс-центр»).

Таблица: фрагмент плана по самообразованию учителя-логопеда

Автор Митракович Л.В., учитель-логопед МБДОУ ДС №4 «Лебёдушка», г. Стрежевой, Томская область
Тема «Кинезиологическая гимнастика как средство, развивающее психологические процессы у детей дошкольного возраста»
Месяц Содержание Ожидаемый результат
Октябрь Подбор литературы по теме Наличие литературы («Кинезиотерапия речевых расстройств»).
Ноябрь Теоретическое изучение методических наработок по теме
  • Повышение компетентности.
  • Наличие теоретического и методического материала. (Использование кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР и при дизартрии).
Декабрь.
Январь
Разработка рекомендаций и консультаций для педагогов и родителей по использованию игр в работе с детьми
Февраль Практический показ занятий с использованием кинезиологических упражнений для родителей Познакомить родителей с некоторыми направлениями и приёмами работы.
Март
Апрель
Изготовление дидактического материала Практическая помощь родителям и педагогам. Наличие дидактического материала.
Май Анализ работы по самообразованию Наличие аналитической справки.

Таблица: фрагменты плана по самообразованию учителя-дефектолога

Автор Трофимова А.П., учитель-дефектолог МАДОУДС №13 «Дельфинчик», г. Бор, Нижегородская область
Тема «Развитие мелкой моторики у детей группы компенсирующей направленности»
Этап Содержание
Информационно-аналитический Изучение литературы

алла куркина
План по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»

ПЛАН

по самообразованию на тему :

«Познавательно- исследовательская деятельность детей дошкольного возраста »

Воспитатель : Куркина А. А.

Он взрослых изводил вопросом "Почему?"

Его прозвали "Маленький философ".

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов "Почему?".

Актуальность :

Работая в детском саду, я каждый день наблюдаю, как увлеченно дети исследуют мир, они - природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир , в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию .

Выстраивая свою работу, мы стремились, чтобы процесс был построен таким образом, чтобы ребенок являлся его активным участником, а не пассивным наблюдателем. Важно развивать тягу к познанию , преподносить детям не готовые истины, выводы и обобщения, а сделать так, чтобы ребенок сам исследовал, экспериментировал, наблюдал, ощущал, сравнивал, анализировал, видел результаты своих маленьких экспериментов.

Проблема :

Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так : «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный! Возьми совок! Отряхни руки, посмотри, они уже все в песке! Выбрось эту гадость, где ты только такое находишь? Лучше покатайся на качелях! Брось камень, испачкаешься! Не смотри по сторонам, а то споткнешься! Лучше смотри под ноги!»

Может быть, мы – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ребенок уже сам говорит другим детям : нельзя трогать песок руками, он грязный, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья. Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать? Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.

Цели :

1. Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования

2. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

3. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

4. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

Задачи :

Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира :

Знакомить с различными свойствами веществ.

Развивать представления об основных физических явлениях

Развивать представления детей о некоторых факторах среды.

Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Развивать интеллектуальные эмоции детей : создавать условия для

возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

Формировать у детей разные способы познания .

Литература :

1. Перельман Я. И., Занимательные задачи и опыты. pdf,

2. formir_ekol_predstav (1) .ppt,

3. Рыжова, Методика детского экспериментирования. pdf

4Тугушева, Чистякова : Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности . ФГОС

Подробнее : https://www.labirint.ru/books/628504/

5. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников . – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС» , 2006.

1. Изучать теоретический материал по данной теме сентябрь Изучила теоретический материал по данной теме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования

2. Разработать и провести диагностику детей с целью выявления знаний и умений детей по экспериментальной деятельности . сентябрь Данные диагностики показали, что дети испытывают затруднения по некоторым параметрам диагностики.

3. Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей В теч . года Оформлены :

Уголок природы с разнообразными комнатными растениями.

Мини-лаборатория с набором элементарных приборов :

*специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки)

*природный материал (камешки, песок, семена)

*утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки и т. д.)

*прочие материалы (лупы, термометры, весы)

*домашний огород

*дидактический материал

4. Наметить основные формы работы октябрь *Занятия

*Самостоятельная деятельность детей

*Совместная деятельность взрослого и детей , а так же ребенка со сверстником

5. Разработать конспекты НОД с элементами экспериментирования В теч. года Конспекты НОД на темы : «Воздух вокруг нас» , «Волшебница вода» , «Свойства снега» , «Удивительная крупа» , «Бумажные фантазии» , «Как увидеть звук?»

6. Создать картотеку опытов и экспериментов В теч. года Имеется, но пополнять постоянно

7. Работа с воспитателями :

Показ мастер-класса

Просмотр занятия на РиМО

Итоговое занятие май Разработать памятку общих правил исследовательского обучения.

9. Работа с родителями :

Консультации :

-«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Публикации по теме:

Перспективный план по самообразованию «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Перспективный план по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционных видов.

План по самообразованию «Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 51 р. п. Сенной Вольского района Саратовской области» ПЛАН РАБОТЫ.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: «Пригласим птиц на кормушку» Программные задачи: - уточнить знания детей о зимующих птицах; - продолжать учить детей правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы: Сколько? Который? - уметь ориентироваться на листе бумаги...

Неделя здоровья

Неделя здоровья В г. Вологда, в детском саду №84 "Тополек", в подготовительной группе прошла Неделя здоровья. Основной целью недели была пропаганда здорового образа жизни, развитие интереса к физической культуре и спорту среди воспитанников группы и их...

Составление рассказа по картине «Лесная полянка»

Составление рассказа по картине «Лесная полянка» Средняя группа Обучающие задачи: учить детей рассматривать картину и рассказывать о её содержании, по образцу воспитателя. Развивающие задачи: Закрепление представление об окружающем мире; что такое лес, его обитателей и растительный мир. Развивать грамматический строй речи; продолжать развивать связную речь;...

Развлечение для детей первой младшей группы «С колобком играем дружно»

Развлечение для детей первой младшей группы «С колобком играем дружно» Цель: Создание позитивного эмоционального фона Ход: Дети сидят на стульях. В группу вкатывается игрушка-колобок. Воспитатель: Ребята, кто к нам в гости прикатился? Дети: колобок. Воспитатель поет песенку колобка: Я-колобок румяный бок, на окошке я...


Close