Русский язык
собранные

Автор: Зайцев Н. А.
Издательство: ООО «Методики Н.Зайцева», Санкт-Петербург.

Учебное пособие. Комплект для дома, группы, класса.
В состав комплекта входит:

6 картонных листов таблиц формата «В2» (520 × 720 мм).
4 листа таблиц формата «B3» (360 × 520 мм).
61 картонный кубик (50 × 50 мм и 60 × 60 мм).
Аудиодиск CD (размер 5").
«Учебник для родителей, воспитателей, учителей» (128 страниц, цветная печать).

Упаковка: гофрокороб.
Вес: 3,50 кг.
Размер: 660 × 380 × 70 мм

розничная цена, без доставки

p 4500
€ 59

«Кубики Зайцева» — пособие для обучения чтению с двух лет и может использоваться в семье, детском саду и школе. Методика даёт хорошие результаты в работе с детьми, имеющими диагнозы ЗПР, ОНР, ММД, алалия, аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухими. Пособие может использоваться при обучении детей и взрослых, для которых русский язык не является родным.

Обучение ведется на основе аналитико-синтетического метода с использованием складовых блоков и проходит в виде веселой и увлекательной игры, в ходе которой дошкольники успевают начать читать раньше, чем забава прискучит.

Буквы на кубиках и в таблицах такого размера, что хорошо видны и с десяти метров, — важно, чтобы с самого начала дети не испытывали никаких напряжений зрения. Таблицы располагаются на стене, нижний их край на высоте 165-170 см от пола, — во избежание нарушений осанки нужно почаще работать стоя, с поднятой головой. Под таблицами полка в три доски, чтобы на ней слова из кубиков составлять.

Кубики различаются по цвету («золотые», «железные», «деревянные», белые с зелёными знаками препинания), объёму (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками, имеющимися в комплекте), по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Цель — обеспечить непроизвольное, быстрое, надёжное запоминание.

Письмо указкой по клеточкам таблиц подключает ещё и «память тела»: сверху, снизу, слева, посредине или справа нужные буквы расположены? Разыскивая книги на полках, мы не только их цвет, толщину, высоту припоминаем, но и местоположение: ноги сами куда нужно переступают, рука тянется, голова поворачивается. И только в последнюю секунду фокусируется взгляд.

В аудиозаписи столбики и строчки таблиц, алфавит, под аккомпанемент баяна и балалайки, распеваются на 35 популярных, народных в основном, мелодий. Ритмичное проговаривание, а ещё лучше пропевание с музыкальным сопровождением — мощное средство воздействия на память.

«Побочные» результаты, сопровождающие процесс выхода в чтение:

  • появляются навыки грамотного письма,
  • выправляются логопедические недостатки,
  • речь становится чище и отчётливей, благодаря постоянному проговариванию и пропеванию складов,
  • быстро расширяется словарный запас,
  • формируется логическое мышление,
  • развивается способность самостоятельно работать, умение добывать нужные знания.

Методика является природосообразной и здоровьесберегающей. Ребята не только не теряют в результате обучения здоровья, но и зафиксированы случаи исправления уже имеющихся недостатков (улучшение зрения, выправление начинающегося сколиоза).

Многолетняя практика преподавателей, работающих по методикам Зайцева, позволяет привести статистику по срокам обучения детей разного возраста (при условии проведения занятий по 30-60 минут 2 раза в неделю).

Елена Неретина
Проект «Обучение чтению детей по кубикам Н. А. Зайцева»

«Обучение чтению детей по кубикам Н . А. Зайцева »

Актуальность и полезность инновации.

В связи с последними изменениями в сфере дошкольного образования, обучение грамоте детей по альтернативным методикам стали не актуальны.

ФГОС преследует цель создания равенства возможностей для каждого

ребёнка в получении качественного дошкольного образования. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. В стандартах говорится о том, что необходим отказ от учебной модели в детском саду, т. е. от занятий.

Стандарт требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать

дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Отличие дошкольного образования от общего заключатся и в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность, основу развития представляет игра.

Желание специалистов (учителей – логопедов) использовать в работе новые технологии вызвано в первую очередь спецификой детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Используя фонемный метод обучения , педагоги часто чувствовали себя бессильными перед стойким неуспехом некоторых детей . Эти дети с трудом усваивали навыки звукобуквенного анализа и синтеза. Для них иногда оказываются недоступными : такие абстрактно-символические понятия, как «гласный звук» , «твердый и мягкий согласный звук» , «буква» , «слог» , «точка» , «ударение» , «схема слова, предложения» и т. д. Особую трудность для детей представляет усвоение йотированных гласных, мягких согласных. И хотя большинство выпускников логопедических групп поступают в школу, овладев механизмом чтения , среди них уже к концу первого класса выявляется огромный процент дисграфиков и дислексиков. Та-ким образом, традиционный подход к обучению грамоте в детском саду не всегда удовлетворяет современным требованиям школы, поскольку не достаточно хорошо решает проблему профилактики нарушений письменной речи.

Система Н. А. Зайцева относится к нетрадиционным системам обучения . Изначально она была разработана для обучения чтению детей без отклонений в развитии, начиная с 2-х летнего возраста и кончая 7-8-летним. Но самое главное, это даже не возрастной диапазон, а темпы и качество обучения детей .

Обычный ребенок 6-7 лет научается читать по этой системе через2-3 месяца, ребенок с речевой патологией - через 4-5 месяцев. Для достоверности приведу ряд цифр. Из 10 детей с ОНР трое читали фразы через 2 месяца, остальные - только слова. Еще через 3 месяца семь детей овладели послоговым чтением , а трое - беглым. Итак, весь период обучения занял 5 месяцев , а ведь среди этих детей у пятерых был вторичный диагноз “ЗПР”, у двоих - заикание. Эти данные в процессе моей работы и позволили сделать вывод о неординарности предложенной Зайцевым системе , о ее нужности дефектологам.

Отличительные особенности программы

По методике Зайцева всё обучение чтению строится на кубиках и настенных таблицах. «Обучение чтению по кубикам Зайцева » - игры-занятия, в основе которых лежит складовой принцип обучения Н . А. Зайцева (заучивание складов, их пропевание) .

Используются большие и маленькие кубики , есть одинарные и двойные, золотые, железные, деревянные. Имеется белый кубик со знаками препинания. Буквы на кубиках написаны разным цветом. Они отличаются по весу, по звучанию и вибрации наполнителя и т. п. Каждая особенность имеет свою цель, чтобы решать определенные задачи по обучению чтению . Одновременно с кубиками при обучении используются специальные таблицы складов.

Принципиальное отличие методики обучения чтению Н . А. Зайцева от традиционных методик в том, что ребенок учится читать, не составляя слова из отдельных букв, и не по слогам, а по складам. Важно то, что ребёнок видит все склады сразу, а не по одному. Из этих складов, как из кирпичиков, малыш строит слово, постепенно переходя от письма к чтению . Выход в чтение через пение - это неотъемлемый принцип в методике Н. А. Зайцева . Поэтому склады поются, а не проговариваются. Поётся и алфавит, с которым дети знакомятся чуть позже.

Игра выстраивается в сложный процесс овладения многими учебными умениями. Она предполагает взаимопроникновение разных видов деятельности : наблюдение, обследование, беседа, чтение по таблице , чтение и «письмо» кубиками , чтение произведений русского народного творчества (колыбельные песенки, считалки, скороговорки, дразнилки, небылицы и др.) .

Таким образом, играя в кубики , у ребёнка увеличивается число каналов восприятия, по которым поступает информация, в результате чего повышается эффективность обучения . При обучении чтению по Зайцеву ребенок начинает читать уже после нескольких занятий.

Цель проекта :

Обучение детей дошкольного возраста сознательному, правильному чтению по складам с переходом к чтению целым словом , далее развивать навыки чтения предложениями . Подготовка детей к школьному обучению .

Задачи проекта :

Познакомить детей с кубиками и таблицами , научить различать кубики по цвету , звучанию, величине, классифицировать их;

Работать над фонетической и фонематической стороной речи, пропевая складовые попевки;

Уверенно называть склады на кубиках и таблице , составлять слова;

Легко и весело ввести ребенка в обучение чтению ;

Развивать устную речь путем пропевания складов по таблице, кубикам ;

Способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи ребёнка;

Развивать у детей внимание , память, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук, слух;

Воспитывать любовь к родному языку.

Мотивационный этап

Задачи :

Развивать речевую и познавательную активность;

Привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению ;

Развивать диалогическую речь детей .

Возраст детей

Данный проект рассчитан на детей в возрасте от 4 до 6 лет. Возраст ребенка влияет на обучение чтению по методике Н . А. Зайцева . Результативное обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей детей . В 4-5 лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их предметов. Именно в этом возрасте у детей проявляется интерес к буквам, поэтому можно начинать подготовку к обучению чтению . Подготовка к обучению чтению детей дошкольного возраста, должна включать в себя игры которые способствуют освоению навыков чтения . Они направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.

Читая, ребенок развивает свою речь, поскольку чтение - это одна из разновидностей речи (письменная) ;

Читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас;

- чтение помогает ребенку запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно;

Для ребенка чтение - это новый вид получения информации, теперь он может самостоятельно узнавать интересующие его сведения.

Ожидаемые результаты программы :

К концу первого года обучения дети должны :

Знать, правильно озвучивать и показывать «золотые» , «железные» , «деревянные» склады (таблица и кубики ) ;

Классифицировать кубики ;

Овладеть складовым чтением слов .

К концу второго года обучения дети должны :

Уметь выделять ударный склад;

Освоить чтение алфавитных песенок ;

Сроки реализации проекта (время, этапы работы)

Время реализации проекта

Продолжительность обучения - 2 года (1-й год обучения - для детей 4-5 лет ;

2-й год обучения для детей 5-6 лет ).

Количество занятий в неделю :

Первый год обучения - 2 раз .

Второй год обучения – 2 раза .

Продолжительность одного занятия :

1-й год обучения - 2 раза в неделю по 20 мин

2-й год обучения - 2 раза в неделю по 25 мин.

Работа по системе Зайцева начинается с детьми , не умеющими читать и писать, не знающими букв, не владеющими звукобуквенным анализом или владеющими в недостаточной мере.

Этапы работы

1 этап подготовительный

Цели : привлечь внимания к кубикам и таблицам , развивать умение манипулировать кубиками , научить следить за действиями педагога и выполнять его инструкции.

Этот этап достаточно простой и очень короткий 5-6 занятий. Однако на каждом занятии необходимо включать 1-2 более сложных задания, необходимых для обеспечения “зоны ближайшего развития”. На этом этапе дети учатся правильно крутить кубики в руках , глядя на каждую сторону с изображением складов. Особым и важным приемом на этом этапе является пропевание складов в процессе манипуляций с кубиком . Педагог сначала крутит сам кубик в руках , пропевая как гамму, а не читая, каждый склад, причем произносимая сторона кубика обращена к ребенку . Смысл этого регулярно использующегося упражнения в развитии ритмико-интонационной стороны речи, концентрации внимания и запоминания складов. Другими словами у ребенка развивается скоординированная работа системы анализаторов, развивается ощущение звуковой стороны речи. Особенно четко это просматривается при пропевании складов по таблицам.

На первых занятиях используются такие виды работы, как подбор к одной гласной букве всех кубиков , имеющих эту букву

«Игра “Паровоз»

Цели :

Учить работать с кубиками , выбирая на них сторону с заданной гласной;

Способствовать запоминанию и прочтению складов с одной и той же

Учить осмысленно находить нужный кубик ;

Привлечь внимание к работе с кубиками ;

Игра «классификации»

Цели :

Привлечь внимание детей к кубикам ;

Показать, как нужно крутить кубик в руке и пропевать его песенку;

Учить запоминать название различных групп кубиков ;

Учить в процессе манипуляции с кубиками сортировать кубики по признакам : глухие – звонкие, твердые – мягкие.

“Посмотри и повтори”, где педагог сначала составляет короткое слово на глазах у ребенка, затем перемешивает и переворачивает эти кубики и предлагает ребенку воспроизвести слово вновь. Можно использовать также массу других игр, описанных Н. А. Зайцевым в его книге “Письмо , чтение , счет”, придумывать свои и видоизменять имеющиеся. На этом этапе работа отличается от идеи Зайцева скоростью “пропевания” кубиков , которая должна быть достаточно низкой, и частыми повторами одних и тех же игр. Также используются такие приемы в работе как показ, изменение интонации для привлечения внимания, сопряженные действия с ребенком (вместе крутить кубик ) и повышенную двигательную активность (все время в движении) . Таким образом, этот этап можно считать упрощенным, что вызвано психо-соматическими особенностями детей данной категории .

Та же упрощенность просматривается в работе с таблицами, которые включаются в обучение с первого занятия . Как упоминалось выше, в работе с таблицами тоже предусмотрены пропевания песенок. Педагог, ведя длинной указкой вдоль по рядам квадратов со складами, не читает, а поет эти ряды на любой мотив - от “В лесу родилась елочка” до “Подмосковные вечера”, а дети следят за кончиком указки и пытаются повторять вслед за педагогом. Если у детей грубо нарушено звукопроизношение, то на этом этапе пропевать можно только легкопроизносимые звуки : к, т, в, г, м, н,. Но в дальнейшем (начиная с 3-4 занятия) нужно вводить все остальные буквы и было замечено, что благодаря постоянным, добровольным пропеваниям песенок (которые, кстати, очень нравятся детям, у них гораздо лучше автоматизировались отрабатываемые на индивидуальных занятиях звуки. Именно поэтому можно ввести работу по таблицам и кубикам на занятия логопеда по коррекции звукопроизношения.

На этом же, коротком, этапе вводится и остается продолжительное время такая форма работы как составление педагогом слов из кубиков , причем это могут быть абсолютно любые слова, от “ суп”, “шкаф”, до “Бэтмэн”, “трансформер”, в зависимости от просьб детей . Выглядит эта игра так. Логопед предлагает детям “сходить в магазин игрушек” и “купить”, кому что хочется. Дети называют любимые игрушки, логопед выкладывает слова из кубиков на полке , висящей на стене, следя, чтобы все дети смотрели на его манипуляции с кубиками . После того, как слово стоит на полке, логопед ведет пальцем по слову, читая его медленно, интонационно отражая части слова, то есть склады (ма-ши-н-ка, то есть 4 кубика ) . Затем слово читается вторично, но вместе с детьми. Так надо работать с каждым словом, так как подражание занимает большое место в обучении .

Основной этап.

«Чтение одного слова »

Цели : учить детей самостоятельно выкладывать слова из кубиков и читать их , чувствовать длину слова, ставить все кубики рядом , не допуская между складами разрывов, оперировать понятиями «ударение» и «большая буква» , работать по складовым картинкам.

Дети начинают достаточно легко ориентироваться в куче кубиков , лежащих на столе, и находят нужный кубик по образцу достаточно быстро. Работа по таблицам остается на протяжении всего этого периода, а игры с кубиками значительно усложняются. Теперь дети могут самостоятельно прочитать большинство складов на кубиках , то есть происходит овладение чтением открытых слогов . Благодаря постоянным пропеваниям песенок по кубикам и таблицам у детей сформировалось умение не только прочитать нужный склад, но и зрительно соотносить плоскостной склад таблицы со складом на кубике , искать нужный склад, крутя кубик в руке . Здесь можно говорить об интенсивном развитии ориентировки в пространстве. Также активно формируется умение прослеживать глазами столбцы и строчки складов на таблице, что имеет огромное значение при письме и чтении . Конечно, не все дети достигли оптимального уровня чтения складов на этот момент, поскольку познавательная активность и уровень развития мышления у всех детей разный . Кто-то из детей уже готов к самостоятельному составлению слов из кубиков , кто-то находится на уровне пропевания и, следовательно, только заучивает склады. И все-таки не следует держать этих детей на их низком уровне , лучше предлагать более сложные виды работы. Так, на этом, втором, этапе обучения , педагог не только сам составляет слова из кубиков и читает их детям , требуя повторения, но и активно привлекает детей к самостоятельному составлению слов из кубиков . Чем больше слов составлено на занятии, тем лучше. Можно использовать такие игры, как

“Волшебные слова”, где дети из любых кубиков , выбранных наугад, составляют слово, а затем с помощью логопеда пробуют прочитать его, а затем решают, у кого получилось смешнее : сяпули, кошаву и т. д. Также часто используется игра

“Угадай-ка”, где педагог ставит перед детьми от 4 до 10 игрушек и выкладывает из кубиков название только одной. Дети пробуют угадать, с помощью метода исключения, какое слово выложено, ориентируясь на игрушки. В этом же периоде самыми активными являются игры, где дети сами пробуют писать любые слова (с помощью педагога, если требуется) : свои имена, имена родителей и любимых животных, названия игрушек, мультфильмов, сладостей и т. д. В случае затруднений надо показать нужные склады на таблице, дети ищут сначала нужный кубик , затем нужный склад на нем и выкладывают слово, которое хотят написать.

Таким образом, на этом этапе решаются следующие задачи : научить детей выкладывать из кубиков слова самостоятельно, читать короткие слова, правильно искать нужный кубик , опираясь на таблицу, чувствовать длину слова (то есть его конечность, ставить все кубики рядом , не допуская между складами разрывов, определять ударный слог и правильно ставить на слова кубик с ударением .

Игра по складовым картинкам выглядит примерно так : логопед показывает детям картинки с изображением льва, барана, кошки и т. д (до10 картинок) . После перемешивания и новой демонстрации, например, слова “ЛЕВ” уже без рисунка-подсказки, начинается бешеная работа мысли. Дети выкрикивают примерно следующее : “лягушка!” (по созвучию с первым слогом, который они смогли прочитать, “кот!”(по длине слова, “лук!” (по первой букве, “носорог!” (просто что-нибудь крикнуть, и, наконец, кто-то : ”лев!”. Ребенку вручается картинка, игра продолжается в том же духе. Выигрывает тот, у кого больше всего картинок. Этот процесс еще нельзя назвать чтением , здесь все основано на догадке, но именно эти упражнения ускоряют темп овладения чтением , обогащают словарный запас, активизируют малоактивных детей и дают некоторую разрядку расторможенным. Похожий прием при обучении чтению детей использовала ранее М. Монтесссори и назвала его “интуитивное чтение” . Особенно хочется подчеркнуть огромную значимость складовых картинок именно в работе учителя специальной школы. Это настоящая находка для детей с трудностями в обучении , поскольку позволяет активизировать словарь настолько, насколько это возможно вообще, развивает логическое мышление, внимание, память.

По времени этот этап длится 12-15 занятий (примерно месяц, после чего большинство детей уже в состоянии выложить простые слова типа “мак”, “лопата”, “рыба”, “мячик”, “полка”, “гром”, читать их, выкладывать свои имена и фамилии, лучше читать складовые картинки. Однако, если принимать во внимание возраст первоклассников, то у многих детей к концу этого этапа может сформироваться умение читать не только отдельные слова, но и фразы. Трудности могут вызвать слова со стечениями согласных и с мягкими согласными. Вот почему на этом этапе отличительной чертой является работа по фонематическому восприятию, без которой дети долгое время не смогли бы писать слова со стечением согласных. Эта работа проводится логопедом или учителем в соответствии с программой, но в значительно меньшем объеме. Необходимо отработать лишь способность детей слышать заданный звук в слове и определять место звука в слове. Работа по звукобуквенному анализу не проводится вообще, так как, во-первых, в ней нет необходимости, а во-вторых, она лишь замедлила бы обучение детей , поскольку складовой принцип подразумевает сразу начинать читать с открытых слогов. Вот почему, в частности, этот принцип как нельзя лучше подходит для детей с отклонениями - детям, как правило трудно дается овладение звукобуквенным анализом, и этот этап они минуют вообще, сразу оперируя со слогом.

Итоговый этап.

Цели : научить всех детей выкладывать из кубиков короткие беспредложные фразы, читать их, дать представление о большой букве в начале предложения и расстоянии между словами, точке в конце предложения, запятой, а так же научить начертанию букв карандашом и фломастером на бумаге и мелом на доске.

Четко определяются дети, которые овладели механизмом чтения и которым это дается с трудом. Как ни странно, но самыми сильными и способными к чтению оказываются иногда дети с самыми большими речевыми и интеллектуальными проблемами, а более легкие с трудом усваивают материал. Способные дети к этому времени уже выкладывают и читают короткие фразы, а некоторые с трудом читают короткие слова. Этот этап занял у нас приблизительно 2 месяца, но закреплению полученных навыков необходимо посвятить все время до конца учебного года, то есть 5-6 месяцев. На этом этапе по-прежнему использовались кубики для составления коротких фраз. Дети выкладывают предложения как под диктовку, так и по образцу из книги. Закрепляется умение выкладывать слова по образцу (по складовой картинке, не оставляются без внимания и таблицы, работа по которым не прекращалась все время : дети самостоятельно и вместе с педагогом водят указкой по таблице, составляя слова, фразы. К концу учебного года дети хорошо усвоили понятия “глухой звук”, “звонкий звук”, “мягкий звук”, “твердый звук”, “согласный”, “гласный”.

Для реализации задач проекта используются игры-занятия с подгруппой детей , сочетающие в себе :

Объяснение;

Дидактические игры;

Разгадывание загадок;

1. Словесные методы обучения :

а) объяснение;

б) пропевание (звуков и складов) .

2. Наглядные методы обучения :

а) показ кубиков , таблиц;

б) использование дополнительных пособий (картинки – ассоциации, иллюстрации, карточки, настольно - печатные игры);

в) показ способов действия.

3. Практические методы обучения :

а) совместная деятельность взрослого и детей ;

б) самостоятельная детская деятельность.

Условия реализации проекта :

Помещение.

Групповые занятия проводятся в специальном помещении - кабинете. Размещение и площадь кабинета соответствуют инструкции о проектировании дошкольных учреждений (согласно Положению о ДОУ)

Кадровое обеспечение.

Обучение проводит , учитель – логопед I КК имеющий свидетельство , подтверждающее право на обучение детей чтению по методике Н . А. Зайцева Неретина Елена Павловна.

Материально-техническое обеспечение.

Кабинет достаточно освещён; имеется шкаф для хранения дидактического материала; доска, на которой можно расположить картинки, написать буквы, дать схематическое изображение предмета; полки для работы с кубиками ; аудиомагнитофон,

Информационное обеспечение.

Дидактический материал : 4 листа таблиц формата ВЗ (360x520мм) ;

52 картонных кубика (50x50мм и 60x60мм) ; учебная аудиокассета с напевками всех складов;

240 тематических картинок,

ассоциативные картинки Н. Пятибратовой.

Подборка загадок, пословиц, поговорок, потешек, стихов, басен, кроссвордов. Учебное пособие «Учебник для родителей, воспитателей, учителей» Н. А Зайцева , четвертое издание, г. Санкт-Петербург, 2005г. ,

пособие «Изучаю и запоминаю буквы» Н. Пятибратовой.

Итоговое мероприятие :

Открытые занятия в конце каждого года.

Заключение :

Многие исследователи школьной дезадаптации в качестве одной из ее причин выделяли межполушарную асимметрию. То есть у таких детей задерживается формирование доминантного полушария (сенсорного канала восприятия - зрительного, слухового, кинестетического). Формируется своеобразная структура психического развития и наиболее уязвимой становится речь, наблюдаются нарушения эмоциональ-но-волевой сферы, произвольной деятельности и мотивации. При обучении грамоте по системе Н. А. Зайцева дети с несформировавшимся доминантным полушарием оказываются полностью включенными в работу, поскольку система предполагает опору на все основные каналы восприятия. Система реализует компенсаторный подход к обучению , что является обязательным условием работы учителя-логопеда и дефектолога.

Изучение нейропсихологических аспектов данной методики позволяет сделать вывод о том, что обучение чтению по системе Н . А. Зайцева – это один из этапов логопедической работы, который качественно отличается от традиционной работы по обучению грамоте в детском саду, поскольку выходит за рамки программы.

Заниматься по методике Николая Зайцева можно не только в детском развивающем центре, но и дома. Приобретите пособия, таблицы, длинную указку и сами кубики. Начинаем?

Как вы уже догадались, эта методика отличается от привычных абсолютно всем. Разве что буквы тут тоже учатся писать. Но не сразу в прописях для дошкольников или в тетрадях в клеточку. Нервная система малыша еще не готова к мелкому письму, пальчикам трудно. А по пособию «Пишу красиво» все происходит легче, ребенок не портит зрение и осанку, потому что пособие состоит из 46 карт, где буквы разбиты на элементы и написаны крупно.

Можно упражняться в написании и печатных, и прописных букв, да и цифры тут тоже есть. И кто сказал, что делать это обязательно за столом? Прикрепи к доске магнитом – и обводи пальчиком по частям, а потом целиком букву, и тут же на доске пиши ее мелом! Многим нравятся работать на полу – позу легко переменить. И когда все буквы освоены, можно переходить к письму в тетрадях в крупную клетку. А до 4,5 лет лучше подольше задержаться на крупных и удобных картах.

Отдельно хочется сказать о ребятах с особенностями в развитии . Их мамам и папам будет, наверное, интересно узнать, что их малышу подходит эта методика, как никому другому. И задержки в развитии вовсе не помешают ему научиться читать и писать. Попутно уменьшится и отставание в развитии: ребенок начнет лучше говорить, быстрее думать, научиться концентрироваться. Только нужен не простой педагог, а специалист – например, логопед, дефектолог или психолог.

Параллельная работа над звукопроизношением всегда приносит удивительны плоды. С помощью кубиков можно развить ребенка всесторонне. Только времени потребуется немножко больше. Зато уж сразу – любовь к чтению на всю жизнь гарантирована!

У домашнего обучения есть много плюсов. Один из них – ваш ребенок даже с простудой и насморком не будет отстранен от занятий, а значит, эффективность их будет выше. Однако на вас лежит и большая ответственность за конечный результат. Если малыш через 6-7 месяцев не научится читать, будет отказываться от занятий, вы не сможете высказать свои претензии педагогу. Все претензии – к себе!

Но бывают ситуации, когда у вас просто нет иного выхода, как заниматься с ребенком самостоятельно. И пусть вашему малышу еще нет и 3 лет или он часто болеет, вам вполне под силу самостоятельно научить его читать и писать. Только делать это мы будем по всем правилам!


Игры и упражнения для малышей 3-4 лет

С чего же начать обучение? Надеемся, что у вас найдется местечко на стене для таблиц: они достаточно объемные. Собрав кубики (а на это у вас уйдет часа 1,5-2), положите их кучкой на стол под таблицами. Если с местом в квартире совсем беда, сложите кубики в коробку, которую будете доставать только для занятий. Из длинной рейки смастерите указку (не менее 1.1 м). Ну вот, можно начинать!

Игра «Паровоз»

Предложите малышу построить паровоз. Для этого на полку поставьте локомотив (игрушечный вагончик) и большой золотой кубик с буквой А (для первого занятия). Скажите, что все вагоны в паровозике будут с буквой А, и покажите на первом кубике (на любом большом), как надо находить сторону с буквой А. Поставьте его рядом с локомотивом. Остальные кубики пусть ребенок попробует ставить сам. Вмешивайтесь лишь в случае, если малыш не понял, как искать кубики с буквой А.

Обязательно поясните, что буква А бывает только на больших кубиках. Таким образом, ребенок работает лишь с ними, постепенно выделяя их зрительно. Когда паровоз построен, он должен отправиться в путь, но для этого все «вагончики» надо прочитать: ПА, ТА, НА, СА, ФА, ША, ЧА и т.д.

  • Как это делается?

Убедитесь, что взгляд ребенка направлен на паровоз. Указательным пальцем правой руки покажите первый большой золотой кубик и назовите его. Пусть малыш повторит. То же самое – с другими «вагончиками», причем сначала ваш палец передвигается к следующему кубику, а уже затем склад озвучивается.

Вместо пальца можно использовать кубик с ударением, который двигается сверху «вагончиков». На следующих занятиях за образец берутся другие гласные буквы на большом и маленьком золотых кубиках. В дальнейшем ребенок сам решает, с какой буквой будут «вагончики» его поезда.

Игра «Смешные слова»

Предложите малышу написать из кубиков любое слово, какое он хочет. Для этого нужно просто набрать понравившиеся кубики и поставить их вместе. В процессе работы ненавязчиво напомните ребенку, как надо ставить кубики: слева направо, рядышком, «на ножки, а не на голову». Затем прочитайте написанное слово, как обычное. Получается, естественно, абракадабра.

Малыши обычно веселятся из-за того, что вышла нелепица, и пробуют повторить игру. Поощряйте инициативу ребенка! Эта игра помогает научить малышей правильно ставить кубики и интуитивно ощущать границы слов (ведь слово не может быть чересчур длинным – из 9-12 кубиков). Это – этап подготовки к самостоятельному и осознанному написанию слов из кубиков.

Упражнение «Какую песенку тебе спеть?»

Оно – одно из главных на начальных стадиях обучения. Расскажите малышу, что наши кубики – не простые, у каждого есть своя песенка. Несколько кубиков «пропеваются» (см. ниже). Затем предложите малышу выбрать из общей массы кубик, который он хотел бы послушать. В дальнейшем такой свободный выбор ребенку необходим, так как он получает возможность работать по собственной программе, интуитивно уточняя те моменты, которые ему нужны.

  • Как петь по кубикам?

Ваше лицо находится на одном уровне с лицом ребенка. Держите кубик двумя руками справа от рта. Пропеваемая сторона кубика обращена к малышу, то есть ребенок видит одновременно и склад на кубике, и ваш рот: что делают губы, как работает язык. Это важно для малышей, которые еще плохо, невнятно говорят.

Пропевать кубик надо медленно, несколько утрированно. Это упражнение косвенно помогает при постановке звуков. Уже с первого кубика у детишек автоматически начинают двигаться губки – они повторяют услышанное. Особое внимание уделяйте взгляду ребенка, который должен быть направлен только на вас.

Увидев, как вы спели несколько кубиков «по его заказу», малыш пытается сделать это сам. Пропеваемый склад направлен на него, то есть ребенок смотрит на пропеваемый склад. На заказ можно не только «петь кубик», но и читать выбранный малышом склад на нем. Ему надо просто ткнуть пальчиком в понравившуюся сторону, а мама с готовностью его прочитает, повернув к ребенку.

Упражнения «Поющие ботинки», «Говорящие башенки»

Если малыш сам пытается сделать постройку из кубиков, поощряйте его. В остальных случаях натолкните малыша на эту мысль. По окончании постройки скажите: «Ты знаешь, эта башня не простая, а волшебная. Кубики-то у нас умеют петь, а у каждого кубика есть своя песенка. Башня получилась поющая. Давай, я спою тебе какой хочешь кубик».

Ребенок выбирает из башни любой кубик, вы пропеваете его так же, как в игре «Какой кубик тебе спеть?». Только помните о взгляде малыша – во время любого упражнения с кубиками он должен фиксировать его на том, что вы озвучиваете, иначе вся работа потеряет смысл.

В этой игре башенки еще и «говорят», то есть вы озвучиваете тот склад на кубике, который выбрал малыш. Не забывайте характеризовать каждый пропетый или прочитанный кубик: «О, это у тебя большой железный». Спойте: «БУ БО БА БЭ БЫ Б». Петь необходимо очень медленно.

Упражнение «Пропевание песенок по таблице»

Ваш малыш стоит лицом к таблице. Вы находитесь справа от нее, держите в правой руке длинную указку. «Смотри, это таблица. На ней тоже есть песенки, такие же, как на кубиках. Я тебе спою эти песенки, а ты внимательно смотри на кончик указки, слушай и подпевай, если хочешь». Убедитесь, что ребенок внимательно смотрит на кончик указки, вы медленно подносите ее к большому золотому кубику: «Это большой золотой: УОАЭЫ». Пойте на мотив гаммы (от верхней ноты к нижней), указка при этом движется вниз не очень быстро.

Пойте, как можно отчетливее произнося звуки, от этого во многом зависит желание малыша подпевать и вообще работать с таблицей. Хорошо, если малыш пытается подпевать. Так же, как большой золотой, пропойте остальные столбцы, внимательно поглядывая на ребенка и следя за его реакцией. Если малыш утомился, а таблица еще не допета, попробуйте поиграть так: когда поется большой кубик, руки подняты вверх, когда маленький – выполняйте приседания.

А еще все песенки отличаются интонационно: большие поются более низким голосом, маленькие – более высоким. Этот прием позволяет развить координированную работу анализаторов: слухового, зрительного, двигательного, а также помогает малышу переключать внимание с одного на другое.

Обычно ребенку очень хочется попробовать самому петь по таблице. Всячески побуждайте его к этому! Сначала пойте вместе – вы и ребенок. Малыш стоит на стульчике с указкой, а вы сбоку, чуть обняв малыша, рукой обхватываете его ручку. Чуть позже, когда ребенок освоит это упражнение, он с удовольствием будет пропевать песенки самостоятельно.

Таблицу лучше пропевать целиком на каждом занятии, но если малыш очень устает, ее лучше дробить по частям. Главная задача – не потерять интерес ребенка к новой деятельности. Этого можно добиться, если он сам будет выбирать, какую песенку сейчас спеть, с какой сегодня начать

Упражнение «Письмо слов по таблице»

Малыш стоит на стульчике, вы сзади, приобняв его за плечи одной рукой и помогая держать указку другой (ваша рука обхватывает ручку ребенка вместе с указкой). Вдвоем решите, какое слово написать. Начинать лучше с имени ребенка, затем перейти к фамилии, именам мамы, папы, игрушек, мультиков и т.д.

Если решено писать имя, например Степа, то четко произнесите первый склад: С, только после этого направляйте руку ребенка с указкой к столбцу СУ СО СА СЭ СЫ С к букве С. Так же и со складом ТЕ: столбец ТЮ ТЕ ТЯ ТИ ТЬ, квадратик ТЕ; ПА: ПУ ПО ПА ПЭ ПЫ П, квадратик ПА. Каждый склад озвучивается, а потом показывается (почти сразу – через 1-2 секунды).

После первого написания слова обязательно напишите его второй раз, уже в более быстром темпе. Желательно, чтобы рука малыша не была безвольной, а тоже направляла указку. На следующих занятиях свое имя ребенок напишет уже сам.

Пишем слова из кубиков
  • Игра «Обед»

Предложите малышу «сварить обед». То есть написать из кубиков слова, которые обозначают различные блюда. Ваш ребенок вполне может вспомнить такие слова, как «суп», «компот», «макароны». Вместе с малышом ставьте нужные кубики на полочку. А затем обед «съешьте», то есть каждое слово прочитайте. Эти же слова можно написать указкой по таблице, если ваш малыш захочет «добавки».

  • Игра «Зоопарк»

Пусть малыш назовет тех животных, которых помнит, и эти слова напишет кубиками на полке. Если трудновато вспомнить сразу, поставьте на полку фигурки зверей. При желании ребенок пишет эти же слова указкой по таблице (вместе с вами, конечно).


Игры для детей 4-6 лет

Все игры для трехлеток годятся и для детей постарше, но добавляются и новые, более сложные. Теперь не забудьте про кубик со знаками препинания. На каждое написанное слово из кубиков ставьте кубик с ударением. Имена и фамилии будем писать с заглавной буквы, для чего на первый кубик поставим ЗБ.

И теперь, после 2-3 недель обучения начнем обводить пальчиком и маркером буквы на заламинированных картах из пособия «Пишу красиво». Итак, поиграв с ребенком в игры для трехлеток, начинаем осваивать новые, повторяя упражнение «Письмо слов по таблице» и «Пение по таблице» на каждом занятии.

Упражнение «Загадки»

Загадайте ребенку загадки. Он отгадывает, а вы пишете ответ кубиками. Например, такая загадка: «Кто над нами вверх ногами?» Если отгадать никак не удается, напишите ответ на бумаге. Но не читайте ему слово: пусть малыш попыхтит и попробует прочитать слово «муха» самостоятельно.

Игра «Братики»

Объясните: «У всех кубиков есть братики: у больших – маленькие, младшие, а у младших – большие, старшие. Видишь, они у нас все растерялись, в одной куче лежат. Давай найдем старших и младших братиков и поставим их вместе». Вы берете первый кубик (СЮ СЕ СЯ СИ СЬ), ставите на полку стороной СЯ и просите найти такого же брата, но старшего: СУ СО СА СЭ СЫ С (несколько раз повторите).

Вот увидите, ваш малыш найдет его без труда, ставит стороной СА. Получилось СЯ-СА. Прочитываем, радуемся, что братики нашлись, потом ищем еще 5-6 пар. Когда все пары стоят на полке, снова их прочитайте.

Игра «Посмотри и повтори»

Предложите малышу написать из кубиков свое имя (или любое другое). Слово пишется кубиками, а затем вы предлагаете малышу отвернуться. В это время переставьте и перекрутите кубики в слове так, чтобы оно стало неузнаваемым. Пусть малыш попробует восстановить написанное им, опираясь на уже известный зрительный образ своего имени, которое вы писали не раз. Затем поиграйте с именами и фамилиями других людей. Больше подходят имена, так как они обычно короче и их проще восстанавливать.

В дальнейшем игру можно проводить с любыми словами. Основное правило – не путать кубики слишком сильно. Вначале достаточно переставить два кубика местами, а на другом занятии добавить еще и переворот кубика, на третьем и последующих – поменять местами все кубики , два перевернуть и еще немного их раздвинуть. Если малыш не справляется и расстраивается по этому поводу, помогите ему.

Игра «Задуманное слово»

Загадочным тоном сообщите малышу, что вы придумали одно интересное словечко, а какое – не скажете. Ребенок должен угадать сам, выкладывая те кубики, которые будут называться. Например, вы задумали слово «стол».Скажите, что первый кубик в этом слове читается как С. Малыш, уже знакомый с поиском кубиков из общей массы, пытается найти кубик, опираясь только на свою память.

Если кубик ни как не находится, называете его полную характеристику: «Это же большой деревянный, СУ СО СА СЭ СЫ С» и показываете 3 секунды соответствующий столбец на таблице. Когда все кубики поставлены, предложите прочитать слово и угадать, что вы же вы задумали. Если ребенок еще не догадался, прочитайте слово вместе с ним.

Игра «Угадай-ка»

Ребенок сидит на стульчике перед вами и столом с кубиками. Рядом с вами на другом столе или табуретке лежат 4-5 разных предметов или игрушек (мяч, ножницы, книга, кукла, зеркало). Малыш называет предметы, при этом очень важно договориться о названии слова: не мячик, а мяч, не книжка, а книга.

Предложите угадать, какое из этих слов вы сейчас напишете. Выложите слово кубиками на глазах у ребенка. Он прочитывает слово (не забывайте вести пальцем по кубикам), потом берет соответствующий предмет и кладет около себя. В конце игры подсчитайте, сколько предметов выиграл малыш. В дальнейшем количество предметов на столе увеличиться до 8-10.

Работа со складовыми картинками

Это написание слов из кубиков по образцу, которым служит складовая картинка. Ребенок смотрит на слова на картинке и пишет такое же из кубиков. Это упражнение очень хорошо развивает зрительное восприятие, а шестилеток готовит к работе по переписыванию заданий.

В разделе представлены пособия по обучению чтению, каллиграфии, математике, грамматике русского языка, английскому языку по методикам Н. Зайцева.

Для ознакомления с пособиями в каталоге на каждый раздел и каждое наименование дано краткое описание. Тут же можно узнать текущую стоимость пособия и оформить покупку в нашем магазине.

Обращаем внимание, что только в самих пособиях дано полное и детальное описание теоретических, дидактических принципов и способов работы по методикам Н.Зайцева.

Обобщение многолетнего опыта работы родителей, воспитателей, учителей вот о чём говорит:

  • Многие родители способны обучать детей сами. У особо нетерпеливых складывают слова из кубиков и начинают читать-считать даже двухлетки.
  • Дети, знакомые с Кубиками Зайцева, быстрее выходят в речь, чище берут звуки.
  • Дошкольники четырёх-пяти лет начинают читать и считать в пределах ста через 10-12 занятий.
  • Дети с отклонениями в развитии успешно реабилитируются.
  • Первоклассники начинают читать, складывать-вычитать в пределах ста в первую неделю.
  • Изучение русского языка из трудного и занудного предмета можно сделать легким и увлекательным.
  • Зрение и осанка не только сохраняются, но даже улучшаются (имеются заключения серьёзных учёных), резко снижается число проблем, связанных с гиподинамией.

Последнее наблюдение связано с особенностями учебных материалов и способов организации занятий. Таблицы, расположенные на стенах и как бы окружающие учащихся, используются при введении нового материала, его объяснении, закреплении, повторении.

Каждая из таблиц представляет собой систему опорных сигналов (В. Ф. Шаталов) или укрупнённую дидактическую единицу (П. М. Эрдниев), позволяющую минимумом знаков передавать максимум информации и обладающую свойствами быстрого проявления в памяти (П. М. Эрдниев) необходимых знаний.

На любой учительский вопрос можно ответить, любое задание выполнить, используя таблицы в качестве опоры. Успешен тот, кто принимает оптимальные решения, т. е. выполняет действия с наименьшим количеством шагов, на основе качественных умозаключений: целенаправленно выбирает нужную таблицу, в ней нужный столбик, строчку или клеточку, содержащую ответ.

Чтобы обеспечить быстрый доступ к любой таблице, парты расставляются по периметру. Значительную часть учебного времени учащиеся проводят в движении (некогда присаживаться), с высоко (но не чрезмерно) поднятой головой. Стремясь побыстрее (естественный соревновательный эффект) дать правильный ответ, начинают считывать информацию не только с близкого, но среднего и дальнего расстояния, тем самым невольно тренируя и укрепляя зрение.

Устранение обездвиженности, физической закрепощённости, неизбежной при работе в сидячем положении, позволяет учащимся активнее мыслить, дольше и без особого напряжения удерживать внимание на учебных задачах. Занятия проводятся в игровой форме. Разработаны и в методических руководствах к пособиям описаны сотни игр. Темп работы, освоения и закрепления информации настолько высок, что позволяет с лёгкостью опережать любые традиционные стандарты. Значит, у всех пятёрки! Все успешны! Следствия: снятие комплексов и стрессов, улучшение психологического климата в группе (классе), устранение конфликтов ученик-родитель, ученик-учитель, родитель-учитель.

Процентов 70-80 детей к семи годам без всяких перегрузок и даже с укреплением психофизических характеристик можно подготовить к занятиям по программам нынешних третьих-четвёртых классов.

Методика Николая Александровича Зайцева сегодня считается одной из лучших развивающих систем для обучения дошкольников чтению, письму и счету. Этот метод универсален - он прекрасно подходит для работы и с полуторагодовалыми детьми, и с трёхлетками, и с ребятами постарше. Более того, система Зайцева дает очень хорошие результаты и при работе с малышами с задержкой развития, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухим детишками.

Также кубики и таблицы Зайцева с успехом применяют для обучения иностранцев русскому языку.

Учиться, играя

Методика занятий по кубикам Зайцева основывается на огромном педагогическом опыте Николая Александровича. Её создатель - не теоретик. В течение многих лет он работал в различных детских учреждениях и наблюдал как за нормально развивающимися малышами, так и за теми, у кого были какие-либо проблемы или отставания. В результате этого возникла целая система раннего развития детей, основанная на следующих базовых принципах:

  • Принцип первый - отсутствие принуждения. Дети учатся, играя. Иногда они даже не подозревают о том, что идет учебный процесс, ведь нет никаких столов или парт, малыши могут бегать, сидеть, подходить ближе или стоять в сторонке - как им больше нравится. Детям совершенно не обязательно повторять слова за педагогом - всё происходит только на добровольных началах.
  • Принцип второй - чтение по складам. Дети не учат буквы, а читают сразу по складам. Только не путайте со слогами! Склад - это речевая единица метода Зайцева, это пара согласный-гласный, или согласный и твёрдый или мягкий знак, или одна буква. Все склады записаны в таблицах и на гранях кубиков.
  • Принцип третий - начинаем с «письма». Дети показывают в таблице нужные склады или находят кубики для составления слова, то есть они превращают звуки в знаки - а, ведь, это и есть письмо! Суть метода Зайцева в том, чтобы показывать ребёнку слова, а не объяснять, как отдельные буквы сливаются в слоги, а потом в слова.
  • Принцип четвёртый - использование нескольких органов чувств. При обучении задействуются слух, зрение и осязание, кубиков очень много - большие и маленькие; лёгкие и тяжёлые; «золотые», «железные», «деревянные» и белые; с разными наполнителями, которые звучат звонче или глуше. Надписи на кубиках яркие, чёткие, разноцветные - их видно издалека. «Звучащие» кубики становятся одной из самых любимых игрушек практически всех малышей, начиная месяцев с шести.

Эти принципы - основа обучения по методу Зайцева. Ведь развитие интеллекта у детей до года происходит не так, как у семилетних. Маленькие дети не умеют мыслить аналитически, им трудно превращать абстрактные буквы в звуки, а затем складывать их в слова, зато они особенно восприимчивы к сигналам, поступающим от органов чувств. Поэтому кубики помогают различать разные звуки - гласные и согласные, мягкие и твёрдые.

Когда и сколько заниматься

Кубики Зайцева и методика обучения чтению может применяться практически везде - в детских садах, в школах или в домашних условиях, конечно, лучшие результаты дают групповые занятия под руководством опытного педагога. При правильном подходе и выполнении всех правил методики, шестилетние дети начинают читать уже через несколько занятий, четырёхлетние малыши - примерно после 16–20 занятий, а двух-трёхлетние - через шесть-девять месяцев.

Методика Зайцева предусматривает два занятия в неделю по 30–60 минут. Если вы занимаетесь дома, то можете выделять для обучения столько времени, сколько посчитаете нужным. Если ребенку это будет действительно интересно, можно заниматься ежедневно по 30 минут в день. Причём, совершенно не обязательно придерживаться какого-то строгого графика - главное, чтобы у ребёнка было хорошее настроение и желание! Ни в коем случае не нужно его заставлять или отрывать от любимых занятий. Обучение должно быть интересной игрой и не должно вызывать отрицательных эмоций.

Знакомить детей с кубиками Зайцева можно с трёх месяцев. Конечно, сначала их нужно использовать просто в роли погремушек. А вот начиная с 6-ти месяцев из кубиков можно иногда составлять простейшие слова, называть и показывать их. Например, шкаф, стол, стул, мишка…

С двух-трёх лет можно уже начинать обучение чтению.

Занятия по методу Зайцева

Сегодня «Кубики Зайцева» можно купить в очень многих магазинах детских товаров. В набор, как правило, входят:

  • 6 картонных листов с таблицами, формат 520×720 мм;
  • 4 листа с таблицами, формат 360×520 мм;
  • 61 кубик из картона (50×50 мм и 60×60 мм);
  • аудио CD-диск;
  • цветной «Учебник для родителей, воспитателей, учителей»;
  • упаковочная коробка.

Таблицы

Перед началом занятий нужно склеить таблицы и повесить их на стену. Высота, на которой располагаются таблицы, зависит от того, сколько малышей будет заниматься одновременно.

  • Для групповых занятий. В классах, как правило, таблицы вешают на расстоянии 160–170 сантиметров от пола - так всем будет хорошо видно. Под таблицами располагают три полки - на них малыши складывают из кубиков слова. В классе обязательно должна быть длинная указка - ею педагог и дети будут показывать склады и «писать» слова. Кубики не нужно сортировать - малыши должны научиться сами быстро находить нужные склады.
  • Для домашних занятий. Для одного ребёнка таблицы крепятся таким образом, чтобы они располагались чуть выше его роста. Ну, а складывать кубики можно просто на столе.

Кубики

Если вы купили заготовки, то их предварительно придется собрать или склеить. Даже если малыш изъявил желание сделать это самостоятельно, лучше проконтролировать процесс - тогда у него не возникнет соблазн «распотрошить» «звенящий» кубик и изучить его начинку.
Бумажные кубики имеет смысл укрепить картоном изнутри и скотчем по рёбрам. Самые часто употребляемые склады лучше всего «продублировать». Перед сборкой просто скопируйте изображения и сделайте несколько одинаковых кубиков - тогда малыш, без проблем, сможет складывать любые слова.

Аудио-диск

Занятия по кубикам Зайцева обычно проводятся с музыкальным сопровождением. В комплект входит аудио CD-диск, на котором записано 35 мелодий. Под них дети на каждом занятии будут «пропевать» все склады. Это очень важная часть обучения, т. к. малыши учатся внятно и чётко проговаривать звуки. Игровой принцип делает этот процесс весёлым и неутомительным - как правило, дети с огромным удовольствием поют вместе со взрослыми. Кстати, многие воспитатели и родители отмечают, что после обучения по методу Зайцева речь у ребёнка становится гораздо чище.

Пособие

В набор «Кубики Зайцева» входит методическое пособие, конечно, лучше, чтобы ваш ребёнок учился у опытного воспитателя, хорошо освоившего метод Зайцева, например, в садике или в детском развивающем центре. Но вы можете и сами заниматься с малышом. Честно говоря, здесь нет ничего сложного, просто внимательно прочитайте пособие - весь процесс там расписан доступным языком и очень подробно, также имеются описания множества игр и интересных заданий, с которых вы можете начать обучение. Позже вы сможете сами придумывать игры, которые будут интересны вашему малышу.
Если по каким-либо причинам пропевание складов для вас проблема - проговаривайте их речитативом. Пропевая или проговаривая склады, показывайте их по таблице указкой или на кубике, поворачивая его перед ребёнком - это очень важно! Одновременное воздействие звука и зрения резко увеличивает эффективность обучения. Кроме того, ребёнок тренирует зрение и память, а также учится вниманию.

Достоинства методики Зайцева

Их немало! Приверженцы этой системы обучения отмечают, что:

  • Дети достаточно быстро начинают бегло читать. Причем, чтение не воспринимается как что-то сложное и требующее дополнительных усилий - всё происходит в игре, как будто «само собой».
  • Улучшается память, развивается способность к логическому мышлению.
  • Дети подсознательно запоминают правильное написание слов.
  • Регулярное проговаривание слов выправляет недостатки речи, ребёнок начинает говорить более чисто и внятно.
  • Резко расширяется словарный запас.
  • Тренируется - а иногда даже улучшается! - зрение, т. к. глаза постоянно должны следить за указкой.
  • Занятия не вредят здоровью - дети много двигаются, они вынуждены поднимать голову, что очень полезно для осанки.
  • Формируется способность к концентрации, ребёнок учится работать самостоятельно.
  • Метод Зайцева универсален, он подходит детям любого возраста, может применяться для обучения детей с различными отклонениями.
  • Методика достаточно проста, при определенном упорстве ее могут использовать даже «неподготовленные» родители, в домашних условиях.

Недостатки методики

Впрочем, отзывы о кубиках Зайцева не только положительные - у некоторых родителей и педагогов имеется множество претензии к данной методике. И не сказать о них - просто не честно:

  • Главным недостатком метода Зайцева является его несовместимость с официальной школьной программой.
  • В школе детям приходится переучиваться с чтения по складам на чтение по слогам. И иногда этот процесс проходит очень болезненно.
  • Цветовая гамма кубиков не соответствует цветовой гамме, которая принята в школе для обозначения согласных, гласных, звонких и глухих звуков.
  • Дети, выучившиеся по методу Зайцева, с трудом осваивают разбор слова по составу и фонетический разбор - ведь они привыкли делить слова только по складам.
  • Пособия для занятий стоят дорого, они довольно громоздкие и требуют много времени на сборку.
  • Не у всех родителей получается быстро научить ребёнка чтению. Метод больше подходит для занятий с опытным педагогом.

Вывод

Как видите, обучение по кубикам Зайцева - несомненно, очень интересный и достойный внимания метод. Он хорош тем, что подходит любым детям, независимо от возраста, способностей и темперамента. Пользоваться же кубиками или положиться на классические способы обучения - решать только вам.


Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)


Close