Классификация исторических источников и их характеристика.

Проблема классификации. В реальной исторической действительности источники, которые являются документами определœенного исторического времени, теснейшим образом взаимосвязаны. Οʜᴎ образуют единое информационно-коммуникативное поле. В реальной действительности возникает и функционирует не хаотическая масса источников, а их система, целостная совокупность. Каждый отдельный документ, источник – часть этой совокупности, ее элемент, что и определяет некоторые моменты его содержания, новизны или повторяемости информации. Каждая историческая эпоха порождала и продолжает порождать разные типы источников. Отдельные типы существуют на протяжении ряда исторических периодов, другие встречаются лишь в определœенные из них. Для каждого периода истории можно выделить свои типы источников, наиболее характерные для той или иной эпохи.

Практически для всœех периодов характерны пять типов источников:

1. Природно-географические

2. Этнографические

3. Вещественные

4. Художественно-изобразительные

5. Письменные

Для периода новейшей истории можно выделить и 6-й тип Кино-фото-фонодокументы.

Природно-географические – данные о ландшафте, климате, почвах, растительности и др. компонентах окружающей среды. Эти сведения тесно связаны с проблемой влияния окружающей среды на историческое развитие той или иной территории и, с другой стороны, с вопросом о влиянии человека на природу. Окружающая среда накладывает определœенный отпечаток на процесс исторического развития – ускоряя или замедляя его, формируя его специфические местные особенности. К примеру, климат влиял на быт людей - выбор людьми открытого, полуоткрытого или закрытого типа жилища, на хозяйственные занятия и пр. В свою очередь природно-географическая среда зависит от уровня развития общества. Одни и те же реки могут служить в одном случае только средством передвижения, в другом – источником энергии. Одна и та же территория в разное время может использоваться как охотничьи угодья, как объект земледелия или как место разработки полезных ископаемых. Под воздействием человека меняется флора и фауна, речная система сообщений дополняется искусственными каналами, отвоевывается земля у моря, вообще ландшафт континœента приобретает иной вид. Люди распахивают поля, вырубают леса, сжигают растительный покров, осушают болота͵ добывают камень, строят дома, спускают воду из озер, возводят плотины, мельницы, мосты, роют каналы и шахты. Чем интенсивнее внедряются прогрессивные системы хозяйствования, тем сильнее нарушается гармония различных компонентов окружающей среды. При этом определœение степени этого взаимного воздействия в каждом отдельном случае требует конкретного анализа, исследования всœей совокупности причин, влиявших на особенности развития данного региона.

Этнографические – старинные технологии, обычаи, стереотипы мышления, виды жилищ, костюмы, кухня, фольклор, древние пласты современных языков. В современную эпоху научно-техническая революция и социальный прогресс сопровождаются быстрым исчезновением архаичных традиций. Изучение архаики у отставших в своем развитии народов дает дополнительный материал для изучения истории развитых обществ на ранней стадии их развития. В то же время, нужно учитывать возникновение новых традиций, в том числе в сфере повсœедневной культуры. Изучение их позволяет представить современные народы (в том числе индустриально развитых стран) как живые, развивающиеся общности.

Вещественные – памятники археологии, постройки, орудия труда, средства транспорта͵ домашняя утварь, оружие и т.д. Вещественные памятники раскрывают перед историком уровень развития техники той или иной эпохи, дают представление об особенностях материальной культуры и научно-технических достижениях и пр.

Художественно-изобразительные – памятники архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства, отразившие свою эпоху в художественных образах. Памятники изобразительного искусства являются важными источниками по истории быта и нравов. Портреты и скульптура сохранили облик исторических деятелœей. Особенно ценны портреты, созданные до изобретения фотографии. Пейзажи и жанровая живопись, изображения на предметах прикладного искусства помогают восстановить историческую географию, виды жилищ (особенно построенных из недолговечных материалов), одежду, домашний быт и т.д. Очень интересный пример вышесказанного дает фаянсовый «Сервиз с зелœеной лягушкой», заказанный Екатериной II на английской мануфактуре в 1774 году. В этом столовом и десертном сервизе 952 предмета͵ на которых изображены 1244 подлинных вида Англии того периода: пейзажи, архитектурные памятники, замки, аббатства, руины монастырей, иногда даже каменноугольные шахты, глинобитные хижины, плотины, сельские дороги. Многие из этих видов нигде больше не изображались, а начавшийся промышленный переворот резко изменил общий облик страны. Некоторые произведения искусства являются источниками по истории общественной мысли. К примеру, карикатуры О. Домье, насчитывающие 5 тыс. экземпляров, отразили историю Франции за 50 лет, от Июльской монархии до III республики, для установления которой много сделал великий карикатурист.

Письменные – любые тексты, записанные буквами, цифрами, нотами и др. знаками письма. Письменные источники, в свою очередь, можно разделить на 3 класса:

Документальные (грамоты, формулы, завещания, долговые расписки и пр.)

Законодательные (правительственные постановления, парламентские акты, эдикты королей, постановления органов самоуправления и пр.)

Нарративные (повествовательные) – хроники, анналы, письма, биографии, генеалогии, мемуары и пр.

Фото-фоно- и кинодокументы – дагерротипы, фотографии, звуковые записи, документальные киноленты и пр.

Исследователь, обычно, пользуется всœеми доступными видами исторических источников. Хотя, чем ближе к нам изучаемое время, тем большее значение приобретают письменные источники. Для периода новой и новейшей истории они наиболее информативны. Разумеется, любая классификация условна, поскольку многие исторические источники могут одновременно рассматриваться как вещественные, художественно-изобразительные и письменные (пергаментные свитки, средневековые рукописи, памятники архитектуры и пр.). Отнесение источника к тому или иному типу определяется той информацией, которая нужна в процессе конкретного исследования. Для какого периода истории легче найти источники? Не нужно думать, что чем ближе к нам изучаемое время, тем легче добыть источники. И в наше время много источников остаются недоступными исследователям. К примеру, трудно ожидать, что даже в наше время орден иезуитов откроет непосвященным доступ к своим документам, без которых столько проблем новой истории остаются абсолютно темными, или что французский банк пригласит специалистов по истории Первой империи исследовать свои реестры, даже самые старые, настолько дух секретности присущ всякой корпорации. И мирное время вовсœе не облегчает доступ к источникам. Тогда как революции иногда открывают сейфы, где хранились секретные документы. Благодаря революциям в государственные архивы попадали документы частных лиц, церковных и прочих учреждений, которые в обычное время не допустили бы к своим архивам исследователœей. Так что историк нового времени или современности иногда оказывается в худшем положении, чем исследователь античности или средневековья. И сейчас документы теряются по небрежности, скрываются по дипломатическим, деловым, семейным соображениям. К примеру, нотариусы не имеют права разглашать деловые операции своего клиента. Причем, они окружают такой же таинственностью и контракты, заключавшиеся клиентами его прадедушки, хотя не несут никакой ответственности, если документы у них истлеют. Крупные предприятия отказываются от публикации статистических данных, которые необходимы для изучения национальной экономики. То есть при изучении современной истории исследователи испытывают тоже немало трудностей. Историк должен учитывать, что много свидетельств, имеющих для науки огромное значение, вообще не сохранилось. В то же время, до нас дошли и такие материалы, которые отражают лишь случайные явления. Но даже источники, зафиксировавшие исторически значимые факты, дают сведения в большинстве случаев о каком-то отдельном фрагменте исторического процесса, а часто и об одном конкретном явлении. По этой причине так важно использовать всœе доступные типы источников. Следует учитывать и то обстоятельство, что авторы и создатели источников в большинстве случаев мало задумывались над тем, какие сведения могут понужнобиться потомкам. Возникновение тех или иных документов вызывалось требованиями жизни, и их содержание отражало жизнь с той стороны, с которой это было важно его создателю. Но даже в тех случаях, когда источники дают, на первый взгляд, ценные сведения об исторических событиях, историки не могут пользоваться ими без проведения предварительной проверки. Перед исследователями возникает ряд вопросов. Нужно прежде всœего доказать подлинность источника и восстановить его в том виде, какой он имел в прошлом. Следует выяснить, играл ли документ или вещественный памятник в прошлой жизни ту роль, которую должен был играть по нашим представлениям. Так, если это орудие труда, то насколько широко оно использовалось; если это текст международного договора – был ли он заключен или остался в проекте. В случае если источник рассказывает о событиях, крайне важно установить, в какой мере автор был о них осведомлен, ᴛ.ᴇ. являлся ли он участником, свидетелœем или только современником событий. Наконец, нельзя забывать, что исторические деятели всœегда выражали интересы определœенных политических и социальных групп, и это отражалось на создаваемых ими документах. Только учитывая всœе это можно выявить реальную основу в сообщениях источников.

Из этого вытекает, что каждый в отдельности источник нуждается в глубоком, индивидуальном изучении, на основе которого и можно решить вопрос о степени его достоверности, о точности сообщаемых им сведений и о возможности использования его в историческом исследовании. По этой причине овладеть навыками научной критики источников можно только на основе самостоятельной работы над различными документами прошлого, сохранившимися от разных эпох, то есть в процессе практической работы с ними.

В источниковедении различают три ступени анализа источников.

Внешняя критика источника - эвристика и герменевтика, ᴛ.ᴇ. сбор источников для изучения той или иной проблемы, точное прочтение текста͵ очищение его от вставок и фальсификаций, выявление лакун, первоначального и вторичного текста и редакторских дополнений (эвристика), определœение происхождения источника (время составления, авторство, место написания), цели и обстоятельства составления источника (герменевтика). Во внешней критике вещественного памятника существуют свои приемы анализа: формальное описание, выявление связей в рамках комплекса, функциональное назначение и др.

Вторая ступень источниковедческого анализа - внутренняя критика источника. Для письменного источника это воссоздание эпохи, когда жил автор, выявление своеобразия его мировоззрения, политической направленности деятельности, социальной принадлежности, профессиональной подготовки; определœение полноты сообщаемых сведений, их достоверности и точности, подлинности текста или его подделки.

Третьей ступенью в источниковедческом анализе является объединœение результатов внешней и внутренней критики источника. Определœение связи источников разных типов, сопоставление их по степени достоверности и точности, полнота освещения событий в разных источниках, установление всœей суммы фактов, необходимых для исследования конкретной проблемы, выявление недостающих звеньев в цепи установленных фактов.

О борьбе советских органов с шаманством

Из доклада о работе советского и торгового аппарата в Дудинском районе Туруханского края

1925 год

Шаманство

Вопрос о борьбе с шаманством требует его детального изучения прежде всего и основательного знакомства с бытом местного туземного населения вообще. Не располагая ни тем, ни другим, я должен ограничиться только коротким сообщением фактов, мною установленных. По свидетельству всех местных работников, шаманство очень развито и приносит населению вред, а иногда также противодействует работе советских органов в тундре. Так, зимой ВИКом в тундру был послан оспопрививатель для предупреждения занесения со стороны ЯССР эпидемии оспы. Оспопрививатель встретил противодействие со стороны шаманов, запугивающих туземцев прививкой...

Решив начать борьбу с шаманством, ВИК сразу же перегнул палку. Весной, во время моего прибывания в Дудинке, сюда явился шаман-остяк, выходящий в Дудинку ежегодно «летовать» и вместе с тем шаманить во время выхода туземцев из тундры. ВИК немедленно отобрал у шамана бубен и его шаманскую одежду со всеми прочими атрибутами. «Священные», однако, предметы шаман с одежды и с бубна успел снять и поспешил с ними скрыться. Так бороться, конечно, нельзя и вместе с тем преступно против законов советской власти и религии. Отобрание шаманских атрибутов к тому же было произведено без составления каких-либо документов. Шаман, конечно, сделает новые бубны, но, обиженный властью, он среди темных туземцев будет вести еще большую агитацию и тем самым противодействовать нашим начинаниям по советизации тундры. Только перевоспитав туземное население, мы освободим его от суеверий, и шаманство умрет само собою, как умирает теперь религия в СССР. В части же проведения среди туземного населения мер здравоохранения дело проще, так как один-два удачных случая подачи медпомощи в трудных случаях делает в предрассудках туземцев большой переворот. Так, некий профессор, епископ Лука, ссыльный, в Туруханске проделал ряд удачных глазных операций с туземцами и вот по собственному почину из тундры приехали пять туземцев-долган, больных глазами, и просят Дудинский ВИК отправить их в Туруханск для производства операций...

Член комиссии Енисейского

губисполкома А.П. Курилович

ГАКК, ф.р. 1845, оп. 1, Подлинник. Машинопись.

д. 31, л. 8, 13-13 об.

Анализ источника

    Из доклада о работе советского и торгового аппарата в Дудинском районе Туруханского края.

    Дата написания источника прямо указана в тексте - 1925 год.

Место написания источника - город Красноярск. В тексте автор пишет, что был в Дудинке весной, следовательно в момент написания источника он находился на рабочем месте, а именно в Енисейском губисполкоме, который находился в Енисейской губернии в городе Красноярске.

    Тип источника: письменный;

род источника: документальный;

вид источника: делопроизводственный.

По способу добывания информации: архивный.

По колличественному признаку: уникальный.

По технике исполнения: машинопись.

    Новая экономическая политика, начатая вскоре после Кронштадского восстания и X съезда РКП(б), означала попытку создать строй цивилизованных кооперативов с регулируемой рыночной экономикой, сочетать экономику свободных производителей-собственников с политическим режимом диктатуры пролетариата. НЭП означала преодоление трезвомыслящими кругами РКП(б) военно- коммунистических принципов и в то же время заключала в себе противоречия м ежду ограниченной свободой в экономике и диктатурой в политике. В.И. Ленин рассматривал нэп как временное отступление и тем не менее отмечал, что нэп - в серьез и на долго.

В Енисейской губернии, как и в России в целом, НЭП не сразу принесла плодотворные результаты, внедрялась трудно и противоречиво. Должностные лица отмечали неверие, пассивность, а то и враждебность к советской власти со стороны большей части населения, государственная власть была вынуждена жестко регулировать многие, подчас даже самые бытовые вопросы.

Основоположники НЭП действовали научно и последовательно, исходили не из отвлеченных теоретических построений, а руководствовались требованиями жизни, интересами людей труда. Примером служит бережная, продуманная политика в отношении народностей Севера. НЭП принесла хорошие результаты. Были созданы основы экономического и духовного возрождения Сибири и страны в целом.

    По всей видимости, источник адресован председателю комиссии Енисейского губисполкома, так как доклад составлен в форме отчёта о прошедшей поездке.

    Источник затрагивает проблему искоренения шаманства на Севере.

    Прямые факты, извлекаемые из источника.

Шаманство на Севере «очень развито и приносит населению вред, а иногда также противодействует работе советских органов в тундре». Так же шаманы запугивали прививкой местное население. ВИКом ведётся борьба с шаманством неподобающим образом. Шаманство можно искоренить и мирным путём, так умирает религия в СССР. Было произведено несколько удачных глазных операций, вследствие чего 5 «туземцев-долган», «больных глазами» изъявили желание поехать в Туруханск на операцию.

9) Скрытые факты:

Указанный в тексте источника ссыльный - это В.Ф. Войно-Ясенецкий - выдающийся хирург, длительное время находившийся тюрьмах и ссылке;

СССР навязывал свою идеологию на всей территории, ущемляя в правах малые народы Севера;

10) Оценка полноты сведений.

Сведения, предоставленные в источнике, не полные, так как документ называется «Из доклада о работе советского и торгового аппарата в Дудинском районе Туруханского края».

Оценка достоверности сведений.

Сведения в источнике достоверны:

    он занимался этнографическими исследованиями в тундре, чему свидетельствуют фотографии, которые можно посмотреть в интернете и в московском архиве.

11) Текст источника может быть использован в специальных исследованиях по борьбе советских органов с шаманством.

Источниковедческая критика – решающая стадия исследовательской работы над документами. Ее цель определить степень полноты и достоверности фактического содержания источника и создать предпосылки для извлечения из него достоверной информации.

Согласно современным представлениям методика источниковедческого анализа включает в себя следующие процедуры и операции:

1. Определение внешних особенностей источника;

2. Установление происхождение источника:

а) установление подлинности памятника,

б) выяснение истории текста, определение его оригинала и последующих вариантов, прочтение текста,

в) определение времени и места возникновения текста, установление его автора (атрибуция),

г) выяснение причин, целей и исторических обстоятельств появления текста, определение его социальных функций в прошлом;

3) Интерпретация или истолкование текста: выяснение смыслов текста, правильное его понимание;

4) Изучение фактического содержания письменного источника и выяснение его соответствия исторической действительности;

5) Источниковедческий синтез памятника.

В настоящей последовательности первые три процедуры, включая истолкование текста, по сути, составляют внешнюю критику источника. Заключительная фаза источниковедческой критики представляет критику внутреннюю.

Установление внешних особенностей письменного памятника помогает определить его подлинность и датировать текст. Эта процедура включает в себя выяснение материала письма (бумага, пергамен, ткань, береста и т.д.), орудий письма или печати, вида письма, почерка или шрифта и внешнего оформления текста. При определении внешних черт памятника используются данные и методы палеографии, сфрагистики, филиграневедения и ряда других вспомогательных исторических дисциплин.

Самой существенной из внешних особенностей, безусловно является вид письма. Русское письмо менялось с течением времени. И поэтому даже самое общее представление об этапах его развития дает возможность датировать текст. Наиболее древним видом письма на Руси был устав, бытовавший в XI-XV столетиях. с XIV до начала XVI века использовался полуустав. В период формирования и укрепления централизованного русского государства распространилась скоропись XVI-XVII вв. В XVIII столетии утвердился упрощенный тип скорописи. Далее специалистами выделяются гражданское письмо XIX начала ХХ вв. и с 1918 года современное письмо.

Первоначально в качестве материала письма использовались пергамен, береста, дерево. В XIV веке на Руси появилась бумага иностранного производства. С XV столетия бумага стала основным письменным материалом. Русская бумага вошла в обиход в начале XVIII века. При производстве каждый полный бумажный лист помечался водяным знаком (филигранью). Восстановив водяной знак, можно датировать текст. Это помогут сделать специальные справочники по филиграням. Чернила, которыми писались средневековые рукописи, обычно были бурого или коричневого цвета. Встречались и черные. В качестве орудий письма писцы использовали гусиные перья.

Большинство рукописных памятников XI-XVII вв. было оформлено в виде книг, грамот и свитков. Старые книги отличались форматом, зависящим от величины бумажного листа. Использовались форматы в 1/4; 1/8; 1/16 и 1/32 листа. Как правило, рукописные книги составлялись из тетрадей по 16 страниц. Тетради нумеровались. Переплет книги делался из деревянных досок, которые обязательно обтягивались кожей или тканью. Грамоты писались на отдельных листах с одной стороны. Если одного листа не хватало, то к нему снизу подклеивались другие листы и в итоге получался довольно длинный свиток. При хранении свитки ставились столпцами (столбцами).

Периоды развития первобытного общества
В различное время предлагалась различная периодизация развития человеческого общества. Так, А. Фергюсон и затем Морган использовали периодизацию истории, включавшую три этапа: дикость, варварство и цивилизацию, причем первые две стадии были разбиты Морганом на три ступени (низшую, среднюю и высшую) каждая. На стадии дикости в человеческ...

Чины гражданские.
Чин канцлера (гос. канцлера) был введен в России в 1709 им стал (Г. И. Головкин), а в последний раз присвоен в 1867 (А. М. Горчакову). Он давался лицам, ведавшим внешней политикой (в XIX в. - министрам иностранных дел); имевшие чин II класса назывались вице-канцлерами. Всего чин канцлера имели 11 чел. Немногочисленные гражданские чинов...

Вечный мир
Значение Вечного мира нельзя понять не разобравшись в том, что ему предшествовало, какие цели преследовала Речь Посполитая заключая его, при каких обстоятельствах мир заключался. Турецкая феодальная агрессия против стран Восточной и Центральной Европы, усилившаяся во второй половине 17в., привела к тяжелым последствиям для Речи Посполи...

  • Скопа Виталий Александрович , доктор наук, доцент, профессор
  • Алтайский государственный педагогический университет
  • ПРЕПОДАВАНИЕ
  • ИСТОЧНИК
  • МЕТОДИКА
  • ИСТОРИЯ

В статье рассматриваются проблемы анализа и интерпретации исторического источника на уроках истории. Во многом исторический источник является необходимым компонентом для понятия исторического контекста и самой эпохи. Рассмотрена классификация документов, применяемых в обучении истории. Определена роль документа в повышении познавательной самостоятельности учащихся как средство организации такой работы. Внимание уделено авторским подходам И. Я. Лернера и Н. Г. Дайри в работе с историческим источником.

  • Проблемы и особенности формирования статистических данных во второй половине XIX века (по материалам западной Сибири)
  • Статистические обследования коренного населения на территории Алтая в конце XIX - начале XX вв.
  • Организационные особенности административно-ведомственных статистических структур в XIX - начале XX в. (по материалам западной Сибири и степного края)
  • Культурное наследие статистических учреждений (по материалам западной Сибири второй половины XIX-начала XX в.)
  • Профессиональный стандарт педагога и качество подготовки: детерминанты современного образования

Анализ результатов единого государственного экзамена и контрольно-измерительных материалов позволяет выявить достаточно актуальную проблему в преподавании истории, которая заключается в анализе и интерпретации исторических источников. Во многом исторический источник является необходимым компонентом для понятия исторического контекста, а порой и самой эпохи.

В совокупности к историческим источникам относится все созданное человеком, результаты его взаимодействия с окружающей средой, предметы материальной культуры, обычаи, обряды. К ним же относятся и памятники письменности. В широком смысле слова памятники письменности в методике называют документами.

Классификация документов, применяемых в обучении, значительно проще той, что принята в исторической науке. Она основана на характере документальных текстов, когда все они подразделяются на три основных группы:

  1. актового характера;
  2. повествовательно-описательного характера;
  3. документы художественной литературы.

Источники актового характера - это юридические, хозяйственные, политические, программные документы (грамоты, законы, указы, прошения, челобитные, росписи, договоры, статистические и следственные документы, программы, речи). Эти документы свидетельствуют об общественном и политическом строе, морали, религии. Использование данной группы документов возможно при организации разбора их содержания под руководством учителя. В ряде случаев следует адаптировать документ (устранить трудные термины, изменить последовательность текста), чтобы облегчить усвоение его логики. В отдельных случаях учителю необходимо самому дать истолкование документа, дабы показать каким образом нужно подходить к анализу. При анализе документа необходимо знать и понимать исторический процесс, в хронологических рамках которого рассматривается сам источник.

Повествовательно-описательные документы - летописи, хроники, мемуары, письма, описания путешествий. Этот вид документов широко представлен в школьных учебниках и хрестоматиях. Эго-источник во многом позволяет оценить отношение автора к самой эпохе, а вместе с тем понять «настроение» времени. Зачастую анализ данных документов вызывает сложности, поскольку требует более углубленной подготовки и понимания самого источника и природу его происхождения.

Документы художественной литературы: произведения устного народного творчества (мифы, эпос, басни) и литературные произведения (проза, поэзия, сатира). В художественных произведениях отражена историческая действительность, они передают колорит эпохи. Данная группа источников художественно расширяет знаниевый компонент ученика, формируя образное мышление по проблеме.

Исторические источники, приведенные в учебниках, отражают важнейшие проблемы исторического развития. Чаще всего это касается проблем социально-экономического развития и положения страны, внутренней и внешней политики государства, общественных и революционных движений. Документальный материал, содержащийся в учебниках, разнообразен. Он позволяет познакомить учащихся с общими приемами исследовательской работы над основными видами исторических источников.

С цель продуктивного использования источника и расширения знаний учащихся по изучаемой проблеме документ для урока должен:

  • соответствовать целям и задачам обучения истории;
  • отражать основные, наиболее типичные факты и события эпохи;
  • - быть органически связанным с программным материалом, содействовать актуализации исторических знаний, чтобы можно было предложить учащимся познавательные вопросы и задания;
  • - быть доступным ученикам по содержанию и объему; интересным; содержать бытовые и сюжетные подробности, позволяющие дифференцировать обучение, конкретизировать представления учащихся о тех или иных событиях, явлениях, процессах; оказывать на них определенное эмоциональное воздействие;
  • - обладать литературными и научными достоинствами, достаточной информативностью для развития познавательной самостоятельности и заинтересованности, совершенствования приемов умственного труда.

В методической литературе широко освещаются вопросы о роли документа в повышении познавательной самостоятельности учащихся как средств организации такой работы. Проблемы исследовательского принципа в обучении рассматривались в работах И. Я. Лернера и Н. Г. Дайри. Они развивали развивалась мысль о необходимости знакомить учащихся с методами современной исторической науки, приемами самостоятельного познания общественных явлений и процессов. Формируя понятие исследовательского принципа в обучении, И. Я. Лернер писал: «...он состоит в том, что учащиеся под руководством учителя приобретают навыки и умения с помощью методов исторической науки самостоятельно... анализировать и объяснять исторические факты и явления, почерпнутые в литературных, вещественных памятниках, а также в реальной жизни». Автор выдвигал на первый план значение документа как средство развития мышления, познавательного интереса, творчества. Рассматривая формы работы с документами, ставил задачи приучить школьников к внимательному чтению текста и его исчерпывающему анализу. Приводимые рассуждения, И. Я. Лернер иллюстрировал примерами использования документов на уроках по изучению истории феодализма в России, причем привлекаются документы различного вида: актовые, законодательные, статистические, мемуары и т.д. Справедлив вывод автора о необходимости учить не только пересказу основного содержания документов, но и требовать анализа мыслей авторов литературных памятников. Автором была разработана типология вопросов при анализе документов, позволяющая знакомить учащихся с некоторыми логическими методами исследования исторических и современных явлений. Важно заметить, что процесс научения работы с историческим документом должен быть систематическим, при этом минимизируя шаблонность анализа. Ученик должен творчески подходить к изучению документа и его интерпретации.

В работе И. Я. Лернера поставлен вопрос о необходимости различать виды документов и соответственно определять приемы их изучения. В монографии Н. Г. Дайри документ рассматривается в качестве одного из эффективных средств обучения истории: «... Результаты в области образования, развития и восприятия теснейшим образом связаны с характером и диапазоном источников, из которых черпают знания учащиеся, и их познавательной деятельности; чем они многообразнее и разностороннее (при прочих равных условиях), тем значительнее достигаемые результаты». Разнообразие источников исторических знаний позволяет знакомить учащихся, как с основами, так и методами науки. Принципы отбора документов раскрыты на примере изучения конкретных тем курса. К числу их Н. Г. Дайри относит правильные отражения документом сущности происходящих событий, освящение документом всех сторон общественной жизни данного периода. Документ должен содержать основу для развития учащихся и применения исследовательского метода, быть кратким и доступным по языку.

В чем же значение применения исторических документов? Исторические документы - непосредственные памятники прошлого и в силу этого обладают убедительностью и доказательностью. Документ позволяет почувствовать колорит эпохи, помогает создать яркие образы прошлого, условия для развития воображения школьников, уменьшает возможность модернизации отдельных событий. Как источник исторических знаний, документ требует анализа содержания, обобщения извлеченных из него сведений, определенный оценки. Работа с документами учит мыслить, рассуждать, извлекать информацию.

В целом, документы помогают усвоению важнейших фактов, понятий, закономерностей общественного развития, формируют убеждения школьников. Использование документального материала активизирует мышление учащихся, учит анализу и синтезу при рассмотрении событий прошлого и современности. Самостоятельный анализ документов вооружает учащихся элементарными навыками исследовательской работы, учит приемам критического осмысления исторических источников.

Список литературы

  1. Ежова С. А., Лебедева И. М., Дружкова А. В. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1986. – С. 18.
  2. Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968. – С. 63.
  3. Лернер И. Я. Изучение истории СССР в IX классе. М., 1963.–С. 42.
  4. Лернер И. Я. Изучение истории СССР в IX классе. М., 1963.–С. 102.
  5. Дайри Н. Г. Обучение истории в старших классах средней школы. М., 1966.– С. 196.

Умения и навыки

Система может корректироваться (усложняться или упрощаться) по желанию учителя, взявшего ее на вооружение. Главное, чтобы были соблюдены базовые принципы преемственности, системности и развития. Например, если выпускник 5-го класса должен уметь составить простой рассказ о событиях (о личности) с использованием ИД, то выпускник 6-го - развернутый рассказ с использованием нескольких ИД. Далее если будет соблюден принцип преемственности и работа над формированием основных умений и навыков будет проходить в системе, то выпускник 7-го класса сможет анализировать ИД в контексте исторической ситуации, а также уметь использовать ИД для доказательства собственного мнения. Восьмиклассник уже вполне способен проводить поиск необходимой информации и уметь выстраивать собственные суждения, опираясь на материал одного или нескольких ИД. Характерные умения и навыки для выпускника основной школы собраны под грифом «желаемый уровень». Развить умения, названные ниже под номерами 9.3, 9.4, 9.5, 9.6, возможно лишь при соблюдении преемственности и работы в системе на всех этапах обучения.

Ниже приведен обязательный минимум для учащихся 5-6-х классов.

Задача – извлечение сведений простого характера из ИД.

5.1. Уметь определить тип документа.

5.2. Уметь определить время написания ИД или историческую эпоху.

5.4. Уметь расположить несколько ИД в хронологическом порядке.

5.5. Уметь работать с ИД по отдельным вопросам учителя.

5.6. Уметь составить конкретные вопросы к документу.

5.7. Уметь пересказать содержание ИД.

5.8. Уметь составить простой рассказ о событиях (о личности) с использованием ИД.

6.1. Уметь анализировать ИД по предлагаемому плану.

6.2. Уметь составить развернутый рассказ с использованием нескольких ИД.

Обязательный минимум для учащихся 7-8-х классов подразумевает более глубокий аналитический характер работы.

7.1. Уметь составить вопросы к ИД более глубокого аналитического характера.

7.2. Уметь анализировать ИД по предлагаемому плану (более сложный план).

7.3. Уметь анализировать ИД в контексте исторической ситуации.

7.4. Уметь использовать ИД для доказательства какого-либо исторического факта, события, собственного мнения.

8.1. Уметь проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких ИД.

8.2. Уметь выстраивать собственные суждения, опираясь на материал одного или нескольких ИД.

Желаемый уровень для выпускника основной школы (9-й класс) предусматривает творческий характер работы с ИД.

9.1. Уметь отбирать необходимый материал из нескольких ИД для самостоятельного решения учебной задачи.

9.2. Уметь сопоставлять ИД с другими историческими источниками.

9.3. Уметь сопоставлять ИД, отражающие различные взгляды на одно и то же событие.

9.4. Уметь выявлять причинно-следственные связи событий и фактов, отраженных в ИД.

9.5. Уметь извлекать из нескольких ИД необходимую информацию, обобщать и анализировать ее.

9.6. Уметь свободно оперировать информацией, добытой в результате анализа нескольких ИД.

Этапы работы с историческими документами

Обучение работе с ИД я организую по следующим направлениям:

1. Обучение постановке вопросов к ИД.

2. Обучение составлению плана исследования.

3. Формирование умения анализировать содержание исторического документа.

Обучение постановке вопросов к ИД предполагает 4 этапа: изучение содержания текста и обсуждение в группах, социализация, ранжирование, обобщение.

Обучение составлению плана исследования предполагает использование памяток, составление памяток, формирование умения трансформировать вопросы в повествовательные предложения.

Формирование умения анализировать содержание ИД предполагает 7 позиций - от определения типа документа до установления информативных возможностей содержания документа для решения обозначенной проблемы.

Обучение постановке вопросов к ИД

Для работы с ИД основополагающим является умение поставить вопросы к конкретному ИД (это умение для 5-6-х классов). Для его формирования автор применяет описываемую ниже методику.

1-й этап. Ребятам предлагается составить все возможные вопросы к конкретному ИД (работа проходит индивидуально, в парах или в группах).

2-й этап. Один из учащихся озвучивает вопросы, а класс сравнивает их со своими, отсеивая похожие или аналогичные (часто схожие вопросы объединяются и записываются в более точной формулировке).

3-й этап. Учащиеся коллективно под контролем учителя выстраивают вопросы в логической последовательности.

4-й этап. Один из учащихся анализирует документ в соответствии с получившимся планом.

Пример плана анализа, составленного учащимися 5-го класса, к документу «Из законов царя Хаммурапи»:

1. К какому типу относится документ?

2. В какое время могли быть написаны законы?

4. Определить, на какие категории делилось население Древнего Вавилона.

5. Было ли неравенство среди людей? Считалось ли оно справедливым?

6. Можно ли определить основные занятия жителей Древнего Вавилона?

7. Зачем Хаммурапи ссылается на Бога Солнца?

8. Можно ли применять эти законы сегодня?

Важно, чтобы ученики уяснили, что бывают разные аналитические вопросы. Для этого применяется следующий прием: ребятам предлагается дома составить вопросы к документу так, чтобы набрать 10 баллов.

Условие: вопросы, начинающиеся со слов «кто», «что» «когда», оцениваются в 1 балл, а вопросы, начинающиеся со слов «зачем», «почему», «с какой целью», - в 2 балла. Ребята учатся обращать внимание на любые мелочи в тексте, которые могут оказаться очень важными в дальнейшем.

Постановка вопросов помогает более глубоко осмыслить содержание документа и, главное, увидеть внутренние причинно-следственные связи источника, проследить логику авторского изложения материала.

В конечном итоге у ребят формируется умение структурировать текст и отбирать полезную информацию.

Обучение составлению плана исследования проблемы

Ученик чувствует себя комфортно на уроке, когда четко понимает, что он будет делать (видна конкретная цель, ясен путь). Неудачи поджидают его, если логика изучения тем не меняется на всем протяжении школьного курса истории. Это такие темы, как характеристика войны, конкретной битвы, исторической личности, восстания, экспедиции, реформ и т.д.

В этой работе учащихся выручают памятки, взятые из методической литературы. Их можно разложить на партах и пользоваться с самого начала урока. Следующий шаг в обучении составлению плана - совместное создание плана исследования. Для этого определяется перечень вопросов, они ранжируются согласно логике изучения проблемы. После того как вырисовывался конкретный план изучения темы, предлагается для сравнения план изучения подобной темы, составленный учителем или взятый из какого-либо источника.

Например, на уроке «Иван Грозный: личность и время» ученики 7-го класса составили следующий план исследования:

1. Когда родился Иван IV? Кто были его родители?

2. Как проходило его детство?

3. Происхождение и положение Ивана IV.

4. Каковы черты характера? Что повлияло на его формирование?

5. Каковы цели его царствования?

6. Каковы итоги его царствования?

7. Как он повлиял на развитие страны?

8. Мое отношение к Ивану IV Грозному.

Для сравнения учащимся был предложен вариант памятки оценки исторической личности из книги Н.И. Запорожца «Формирование классового подхода к оценке исторических деятелей»:

1. Определить условия, в которых формировался характер личности.

2. Раскрыть черты характера, определить, какие качества личности помогли ему в достижении целей и задач, стоящих перед народом и страной.

3. Выразить свое отношение к личности.

4. Оценить роль личности в истории страны, ее влияние на последующий ход событий.

Детям задается вопрос: «Чем отличается ваш план от предложенного учителем?». Внимание заостряется на том, что план может быть не только в форме вопросов, но и в виде повествовательных утверждений, задающих алгоритм исследовательской работы.

Важно довести до автоматизма умение ребят выдвигать пункты плана исследования какого-либо исторического события, какой-либо проблемы, личности и т.д. Это сократит время для анализа документов, а в дальнейшем позволит более уверенно браться за написание реферата, доклада и т.п..

Формирование умения анализа содержания исторического документа

1. Определение типа документа.

3. Уточнение даты создания документа.

4. Выяснение сути документа.

5. Прогнозирование цели создания документа.

6. Выявление информации, относящейся к обозначенной проблеме.

Установление информационных возможностей содержания документа для решения проблемы.

Обучение анализу содержания исторического документа осуществляется в несколько этапов. Первоначальную информацию о типологии исторических документов ребята получают от учителя, а затем вместе (можно в игровой или состязательной форме) определяют 1-2 существенных признака каждого типа документа. Приведу примеры.

а) Летописи - хронологическое описание событий. Начинались со слов «В лето...» (повествование велось по годам).

б) Мемуары - воспоминания участников событий (субъективность прочтения).

в) Грамоты - подтверждение чьих-либо прав (льгот), деловые документы.

г) Жития - жизнеописание исторических лиц, причисленных к лику святых.

д) Былины - народные песни-сказания (воспевание подвигов богатырей).

Не менее важно при анализе любого документа формирование умений отвечать на следующие вопросы: Кто автор? Когда был создан документ? Какие исторические факты, события в нем описываются? В чем основная идея? С какой целью был создан документ? Обогатил ли документ ваши знания по проблеме? Дает ли документ возможность изучить проблему?

Следующий этап - составление плана анализа документа в 5-6-х классах. План анализа документа предлагается учителем. Я применяю авторский вариант:

Что это за исторический документ? (Письмо, воспоминание, текст песни, дневник, цитата). Это точка зрения непосредственного участника событий или взгляд второстепенного лица? Каков исторический фон? Какие следуют выводы? Можно ли доверять документу? Каково ваше отношение к полученным фактам?»

Это позволяет ребятам в 9-м классе при анализе ДМК автоматически классифицировать предлагаемые документы и отбирать необходимую информацию. Для учащихся 9-го класса я предлагаю более сложный план анализа документов (Ерохина М.С., Короткова М.В. Уроки Клио. - М.: МИРОС, 2000), входящих в ДМК:

«Какой тип ИД? С какой целью написан? Какой проблеме посвящен? Какую информацию содержит? Как отражает взгляды автора? Есть ли предубеждения, стремление навязать свою точку зрения? Какие мысли автора вызывают сомнения? Какие противоречат другим свидетельствам? Дайте общую оценку качества документа».

Варианты анализа в зависимости от типа документа

Каждый ИД обладает свойствами, которые присущи только ему, их надо уловить. Именно это определяет характер и глубину работы с ИД, а также способ анализа.

а) При анализе государственных законов применяются следующие вопросы: «Когда, где и почему появился закон (сборник законов)? Кто автор законов? Чьи интересы защищает закон? Охарактеризуйте основные положения закона (ссылки на текст, цитирование). Сравните с предыдущими законами. Что изменилось после введения закона? Ваше отношение к этому законодательному акту (справедливость, необходимость и т.д.)».

б) При анализе летописных источников используются следующие вопросы: «О каких событиях идет речь в документе? Как автор излагает ход событий, определяет их значение, объясняет причины? Какова позиция автора? Совпадает ли с современной точкой зрения?»

в) Вопросы к анализу свидетельств очевидцев (письма, мемуары): «Кто автор? О каких событиях идет повествование? Автор является участником событий, свидетелем или судит с чьих-то слов? Какова позиция автора? Чем это объяснить? Можно ли доверять автору? Почему? Как мнение автора соотносится с другими источниками по проблеме? А с вашим мнением?»

Ученики должны четко ответить на вопросы о том, есть ли в ИД материал, позволяющий использовать его для раскрытия проблемы, как его можно использовать и какие выводы можно сделать?

Карта исследователя

Карта исследователя – это обобщающая схема анализа исторического документа. При работе с документами важно заинтересовать ребят, создать ситуацию, стимулирующую интерес и творческую активность. Здесь выручит игра. Например, на уроке по теме «Нашествие Батыя» ученикам предлагается несколько документов в виде рукописей в свитках, с обгоревшими краями. Дети играют роль исследователей, отправившихся на машине времени в прошлое. Перед ними стоят задачи: восстановить ход событий, составить словарик исторических терминов, сделать все возможные выводы.

В ходе урока они заполняют карту исследователя.

Подобные карты заполняются и на других уроках-исследованиях (по типу это лабораторно-практические занятия). Например, в 9-м классе на уроке по теме «Тоталитаризм: признаки и проявления его в СССР» ученики, работая с ДМК, заполняют следующую карту исследователя.

Вывод по уроку делается или устно или после заполнения карты исследования в письменном виде. Карта исследователя обязательно сдается на проверку учителю. Часто на одном из последних уроков какой-либо темы мы проводим лабораторно-практическое занятие - составляем сборник документов по теме. Алгоритм работы следующий:

1. Ребята изучают предложенный им ДМК (групповая работа).

2. Определяют и формулируют тему (это название сборника).

3. Отбирают документы по определенной логике (критерии учащиеся определяют сами).

4. Защищают проект.

Формы внеклассной работы

Внеклассная работа в основном проводится летом, при школьном краеведческом лагере дневного пребывания. Задача - поиск и накопление краеведческого материала, анализ и осмысление которого происходит во время учебного года. Во время лагерной смены дети должны активно и интересно отдыхать, поэтому я пытаюсь обычную поисковую работу облачить в нестандартные, игровые формы.

День Шерлока Холмса. Алгоритм игры: ребята делятся на группы, каждая из которых получает план села Кубенское, относящийся к концу XIX века; задание - реконструировать конкретный район села, сравнить полученную картину с реальной, сделать все возможные выводы.

Читаем краеведов (используется в пасмурные дни). Алгоритм игры: ребята делятся на группы, каждая из которых получает текст (это может быть любой краеведческий материал) и задание - подготовить рассказ, начинающийся со слов «А вы знаете, что...». Группы оформляют изученный материал в виде странички «Книги для чтения по истории села Кубенское», который затем можно использовать на уроках и классных часах.

Остановись, мгновение (фоторепортаж о сохранившихся памятниках деревянной архитектуры села). Алгоритм игры: ребята получают маршрутные карты с заданием запечатлеть то, что, по их мнению, представляет интерес или скоро может исчезнуть (село ветшает, на месте старых построек возникают новые, деревянные дома горят и т.д.). Оформляется фотоматериал в виде альбома или вывешивается на стенд с обязательными комментариями по истории дома.

Идем путем Ивана Грозного (дневной поход).

Через наше село, находящееся на старом Кирилловском тракте (Вологда – Кириллов) несколько раз проезжал Иван Грозный, следуя в Кирилло-Белозерский монастырь. Мы готовимся к походу по методике КМД с обязательным предварительным изучением эпохи и созданием ролевой игры.

В системе внеурочной деятельности предусмотрены также выполнение заданий краеведческого музея, встречи с ветеранами, местными художниками и поэтами, запись воспоминаний пожилых людей и т.д. Все это находит отражение в творческих отчетах о проделанной работе за смену. Параллельно идет накопление дидактического материала для кабинета истории и изучается местная документальная база.

Олег Замараев, учитель истории Кубенской средней школы Вологодской области, лауреат Всероссийского конкурса "Учитель года России-2002"


Close