К 100-летию Революции Государственный исторический музей организовал выставку рисунков, выполненных в первый послереволюционный год учениками двух московских образовательных заведений: реального училища И.И. Александрова и мужской гимназии имени М.В. Ломоносова.

Рисунки и небольшие детские тексты о событиях тех дней начал собирать в феврале 1917 г. ученый, педагог, преподаватель графических искусств Василий Воронов. В 1919 г. он передал коллекцию в Государственный исторический музей.

Евгений Лукьянов, куратор выставки, искусствовед, старший научный сотрудник Государственного исторического музея:

Очевидно, этому же событию посвящен и еще один рисунок.

Как рассказывал Евгений Лукьянов в интервью «Радио Свобода», рисунки из коллекции Василия Воронова делали мальчики: коллекционер преподавал рисунок и чистописание в гимназиях для мальчиков. Возраст авторов - от 7 до 14 лет.

«Не понравился русскому народу царь Николай II и вздумали сместить его. Царь исполнил желание народа и отрекся от престола. Получив свободу, народ стал грабить и убивать друг друга», - это один из текстов коллекции Воронова.

Немало рисунков посвящено митингам и демонстрациям. Особенно интересно читать лозунги, которые мальчики писали на знаменах, - многие из них актуальны и сегодня.

А вот места, изображенные на рисунках, по прошествии стольких лет изменились.

По словам историков, в детских рисунках и текстах, сохранившихся в рукописях Воронова, очень хорошо прослеживается разница в восприятии двух революций 1917 г. - февральской и октябрьской. «Одна революция - это революция, которая освободила страну от тирании, а вторая - это кровавый переворот, который в тиранию страну вверг», - отмечает Евгений Лукьянов.

Революция глазами детей: Исторический музей готовит выставку бесценных документальных материалов. Это рисунки юных художников начала прошлого века — тех, кто был свидетелем революционных событий в России. На бумагу они переносили все, что видели.

- Знаменитые московские — да и петербургские тоже — "хвосты": ребенок изобразил три очереди сразу — и за хлебом, и за мясом и за молоком.

Наивно, по-детски, но очень реалистично. Рисунок из альбома школьника 1917 года с небрежно оторванным краем — не просто творчество, а документальное подтверждение того, как страна переживала революцию.

"Большевик и меньшевик — прежде всего это слово "большой" и слово "маленький" в корне. Это спекулянт. Они примерно представляли себе, кто это такой, но они не видели", — говорит старший научный сотрудник отдела изобразительных материалов Государственного исторического музея Евгений Лукьянов.

Всего 1600 листов хранятся в Историческом музее. Их впервые за 30 лет вытащили из запасников. Мальчики от 6 до 14 лет перенесли на бумагу всё, что видели. Получилась эмоциональная летопись, которую сохранил искусствовед, современник революции Василий Воронов.

"Он им дал домашнее задание. Они даже, может быть, и не знали, что такое революция — они просто от чистого сердца", — рассказывает правнучка Василия Воронова Вера Воронова.

Домашние задания свои учеников Василий Воронов собирал почти четыре года — с 1914 по 1918-й. Он был уверен: эти артефакты спустя век расскажут больше, чем документальная хроника.

"Он еще видел в этом материале уникальный исторический источник тех событий, которые происходили в России в то время. Это рассматривалось наравне с крупными мастерами, крупными художниками", — говорит Евгений Лукьянов.

"Он был в душе прирожденный коллекционер — он собирал вообще всё на свете", — говорит Вера Воронова.

Детские работы, запечатлевшие Первую мировую войну, в Москве выставляли в 1916-м. Успех был невероятный. Потом коллекция пополнилась и в 1918-м была передана Историческому музею. И спустя почти 100 лет ее решили показать уже зрителям XXI века. Увидеть экспозицию "Я рисую революцию" и почитать детские записи можно будет с 4 апреля.

"Очень интересно сопоставить текст с изображением. И вот дети часто пишут, что они запрыгивали в эти автомобили и солдаты их катали по городу. И потом они приходили домой и зарисовывали", — говорит Евгений Лукьянов.

Шестилетняя праправнучка художника и искусствоведа Василия Воронова Катя тоже очень любит рисовать. На альбомном листе она изображает то, что ее окружает.

— Солнышко и речку.
— Уже нарисовала?
— Да.

Эти рисунки, по примеру знаменитого прадеда, семья тоже сохранит — для потомков.

Текст: "Вести-Москва"

Здесь весь страшный 17 год. Сначала такой радостный своими толпами, красными флагами и пламенными призывами разрушить старое и построить новое. А в конце... вереница гробов. Все это видели дети. Как видели, так и нарисовали. Невероятный документ - детские рисунки.

ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУН­ГАМИ «ДОЛОЙ СТАРОЕ ПРА­ВИТЕЛЬСТВО. ДА ЗДРАВСТ­ВУЕТ НОВОЕ». 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 22,5X25,6 см. Надпись на транспаранте: Долой стар(ое) правитель­ство) доздравствует новое.


ДЕМОНСТРАЦИЯ С ВОЕН­НЫМ ОРКЕСТРОМ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, цветной и графит­ный карандаши. 35, ЗХ 26,4 см. Надпись на транспаранте: До­лой буржуазiю, да здрав­ствует миръ всего мира.



ДЕМОНСТРАЦИЯ ВОЗЛЕ ФАБРИКИ. Февраль 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 24,2X36,6 см. Надписи: вывеска над дверью - хлебн(ая лавка); на плакате - свобода слова.


КРАСНОГВАРДЕЙЦЫ в АВ­ТОМОБИЛЕ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,бХ 34,1 см.


МИТИНГ У КРАСНЫХ ВОРОТ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш, тушь, перо 22,2/33,7 см. Надписи на лозунгах: слева -(Свобо)дная Россiя; посре­дине - Да здравствуетъ сво­бодная Россiя; на воротах по сторонам от проема моно­грамма Е. Р. [Красные ворота - название площади и триум­фальной арки, построенной архитектором Д. В. Ухтом­ским в 1753 - 1756 годах (ра­зобрана в 1928 году). Мо­нограмма Е. Р.- Елизавета Prima - Елизавета Первая, императрица Елизавета Пет­ровна, в царствование кото­рой была сооружена арка. Слева - церковь Трех свя­тителей, построена а 1674 го­ду. Не сохранилась].


ТРИ ОЧЕРЕДИ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,7/ 35,7 см. Надписи над дверями в магазины: Молотков; Рогачев; Мясо-торговля; Булочная.


МЯСО-ТОРГОВЛЯ ПЕРЛО­ВОЙ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 20,7X31,5 см. Надписи: над дверью в мага­зин - мясоторговля Е. М. Перловой; на двери таб­личка: заперто. [Ошибка автора: Перловы мяс­ной торговлей не занимались, они были крупнейшими чае­торговцами].



ВАГОН «МОСКВА - НИЖ­НИЙ НОВГОРОД». 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, чернильный карандаш. 25.0 X 34.9 см. Надписи: на вагоне - Зий классъ; Москве - Н. Новго­родъ; объявления над дверя­ми в тамбуры - мѣстъ нѣтъ.



БОЙ ВОЗЛЕ КАЗАРМ. Ноябрь 1917
Автор Косарев. Бумага, акварель. 23,3X29,1 см. Подпись автора внизу справа: Косарев XI. [Число «XI» около фамилии автора означает порядковый номер месяца, в котором был исполнен рисунок,- ноябрь].


ОБЫСК ОРУЖИЯ БОЛЬШЕ­ВИКАМИ. Ноябрь 1917
Автор Косарев. Бумага, акварель, цветной и графитный карандаши, чер­нила, перо. 26,7X33,6 см. Подпись автора справа внизу: Косарев III. Надписи:вверху - обыск оружия большевиками; слева вывеска - булочная Казе...(?).


КРАСНОГВАРДЕЕЦ, ЭСЕР, БУРЖУЙ И КАДЕТ. Эскиз плаката. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 33,0X26,5 см. Надписи: под фигурой в ле­вом верхнем клейме - эс-эр; справа вверху - буржуй; по диагонали на мешках, ящиках, бутылках - сахаръ, крупа, мука, масло, вино; внизу слева - кадет; спра­ва - красногвардеец.



ТЕЛЕФОННАЯ СТАНЦИЯ И УБИТЫЕ. Декабрь 1917
Автор П. Григорьев. Бумага, акварель, карандаш. 25,7X 34,8 см. Подписи на середине листа: П. Григорьев уч. II класса 1917 1 декабря Надписи: внизу - Телефон­ная станция и убитые; вверху в витрине - Робертъ Кенцъ и сын. [Изображен угол Мясницкой улицы и Милютинского пере­улка. В глубине Милютинского переулка - баррикада возле Московской телефонной станции. Роберт Кенц и сын - реклама фир­мы, торговавшей весами. Ма­газин находился по адресу: Мясницкая, 5/1].


ПОХОРОНЫ У КРЕМЛЕВ­СКОЙ СТЕНЫ. Ноябрь 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 24,6X32,3 см. [Похороны павших в боях за революцию происходили на Красной площади 10 ноября 1917 года. Позади похоронной процес­сии - Спасская башня Мос­ковского Кремля, справа - купол сената, слева на сте­не - царская башенка. Рисунок не окончен].


71. ПОХОРОНЫ СТУДЕНТОВ И ЮНКЕРОВ. 1917
Автор А. Малышков (?). Обои, акварель, гуашь, тушь, перо. 30,4X35,2 см. Подпись и дата справа внизу: А. Малышков (?) 1917 годъ 9 декабря. Надпись внизу: Похороны студентов и юнкеров. [Похороны студентов и юнке­ров происходили 13 ноября 1917 года на братском клад­бище, которое находилось возле теперешнего поселка Сокол. Снесено в конце 1940-х годов в связи с за­стройкой района Песчаных улиц].
«Рисунок не по-детски сложный, глу­боко прочувствованный, все художественные средства, которыми владеет автор, и продуман­ные, и найденные интуитивно, соединены воеди­но для передачи трагизма сцены. Холодный день, ноябрь, снег уже покрыл землю. Сумерки. Суровое настроение создается прежде всего за счет цветового решения. Основной тон картины - серый, то высветленный, то сгущенный почти до черного. По всему листу размыты сла­бые отсветы желтого и зеленого - от крыши часовни, одежд священников, света факелов, уси­ливая ощущение холода и бесприютности. Обряд действительно происходил при свете факелов, так как процессия дошла до кладбища лишь к вечеру. Она двигалась пешком из церкви Боль­шого Вознесения, что у Никитских ворот, до села Всехсвятское, где находилось братское кладби­ще. Путь не близкий, да и ноябрьский день был сумрачный, ветреный, с мокрым снегом.Процессия шла так долго, что опущенные в могилы гробы не закопали, отло­жив завершение ритуала на следующий день» [с. 174-175].

Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий. Из коллекции Государственного исторического музея.

Выставка, приуроченная к столетию Великой российской революции, представляет около 150 детских рисунков, созданных в 1917-1918 годах. Уникальное собрание детского рисунка поступило в музей в 1919 году от Василия Сергеевича Воронова (1887–1940), известного ученого и педагога, много лет занимавшегося изучением художественного творчества детей.

Детское творчество явилось одним из важнейших открытий, которые привнес XX век в сферу искусства. Крупный художественный критик Я.А. Тугендхольд отмечал, что «уже с конца XIX века детские рисунки перестали быть в глазах взрослых кляксами шалости, каракулями невежества; в них усмотрели подлинное творчество – бескорыстное, бессознательное, в котором ребенок расточает свойственную ему цветистую фантастику и свежесть выражения».

Возведенное, таким образом, в ранг «высокого искусства», творчество детей обрело своих ценителей, собирателей и исследователей. Среди них оказался и В.С. Воронов, первым увидевший в детских рисунках не только художественный объект, но и важный исторический источник. С началом Первой мировой войны, осознавая эпохальное значение происходящего, он начал собирать рисунки на военную тему, а затем и на революционную. В одной из своих статей ученый писал: «Будущий историк наших дней будет благодарен за каждую правдивую и верную черту, отразившую нашу современность. В будущей громадной летописи о наших днях должны быть строки, вписанные рукой детей, и их рисунки, непосредственно отражающие то, что они видели и о чем думали».

Экспонируемые рисунки в основном были исполнены учащимися двух учебных заведений, где преподавал В.С. Воронов: реального училища И.И. Александрова и мужской гимназии имени М.В. Ломоносова в Москве. Их авторами были мальчики в возрасте от 7 до 13 лет, чьи имена, к сожалению, нам почти неизвестны (большинство рисунков анонимны).

Часть детских «революционных» рисунков из собрания В.С. Воронова демонстрировалась в 1918 году на небольших выставках в гимназии имени М.В. Ломоносова (январь) и реальном училища И.И. Александрова (март). Настоящая выставка – первый масштабный показ коллекции детских «революционных» рисунков из собрания Исторического музея в стенах самого Исторического музея.

Экспозиция делится на два основных раздела. Первый раздел посвящен «Образам революционной эпохи». Здесь представлены многочисленные изображения большевиков и меньшевиков, кадетов и эсеров, буржуев и пролетариев, юнкеров и красногвардейцев. Многие рисунки сопровождают надписи, также исполненные детской рукой, поясняющие политическую и социальную принадлежность того или иного персонажа.

Второй раздел выставки повествует о событиях революционного 1917 и послереволюционного 1918 годов. Рисунки разделены в хронологическом порядке на четыре темы: «Февральская революция», «Между Февралем и Октябрем», «Октябрьская революция», «После Октября». Особенностью данной группы рисунков является то, что практически все они исполнены непосредственно с натуры, на основе реальных жизненных наблюдений, в изобилии разворачивавшихся перед внимательными глазами детей. На этих рисунках можно видеть демонстрации и митинги, очереди за продуктами и автомобили с революционными солдатами, бои на московских улицах и обстрел Кремля, украшения города по случаю первой годовщины Октября и проекты герба молодого советского государства.

Помимо рисунков, на выставке представлены уникальные фотографии, лубки и плакаты, исполненные в 1917 году, которые помогут современному зрителю взглянуть на события столетней давности «взрослыми» глазами и сравнить этот «опытный» взгляд с непосредственным взглядом ребенка.

Экспозицию украшают две серии открыток, выпущенных в 1917 году: «Дети-политики» (худ. В.А. Табурин) и «Дети-манифестанты» (худ. С. Кущенко) (из частной коллекции С.А. Чапкиной-Руга), находящие целый ряд параллелей с детскими «типажными» рисунками.

Дополняют визуальный ряд выставки выдержки из детских сочинений 1917 года и цитаты из неопубликованных статей В.С. Воронова.

30 лет назад, в 1987 году, к 70-летию Октябрьской революции, совсем небольшим по тем временам тиражом в 6000 экземпляров была издана уникальная книга карманного формата под названием «Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий». В издании была опубликована не имеющая аналогов фантастически-интересная коллекция рисунков детей - маленьких москвичей, волей судеб оказавшихся свидетелями революционных событий 1917 года.

Описания детских работ даны из перечня иллюстраций в конце книги. Дополнительные описания - из текста Н.Н. Гончаровой, - в кавычках. Надо сказать, что идеология советского времени наложила глубокую печать на искусствоведческое исследование детских работ. Некоторые описания могут вызвать изумление у современного читателя, другие - саркастическую улыбку. Следует помнить, что книга была издана в начале активной фазы горбачевских реформ...

Издание представляет коллекцию рисунков в виде драматического повествования, и начинается с "образов эпохи", или серии "типовых портретов", отсылающих к известной серии фотографий "Русские типы", которую мы и приводим в нашей сегодняшней публикации...

Образы революционной эпохи

1. ВЕЛИКАЯ ПАРТИЯ БОЛЬШЕ­ВИКИ. 1917

2. ДОЛОЙ ВОЙНУ, ДАВАЙТЕ НАМ ХЛЕБА. 1917

Автор Иван Каштанов Бумага, графитный и цветной карандаши. 33,2X24,0 см.Подпись автора вверху: сле­ва - Иванъ, справа - Каштановъ. Надписи: на знамени - До­лой войну, давайте нам хле­ба; справа в рамке - Боль­шевик это эсть тот человек который идетъ п(р)оти(в) войны и просит много хлеба.


Close