.

История знаменитого на весь мир вальса Шатрова растиражирована повсеместно. Города спорят за право называться местом, где вальс был написан. Самара готовится ставить памятник вальсу, и даже, спасибо депутату Матвееву, вроде бы начала ежегодно отмечать в Струковском саду (в прошлом году — в начале июня) день первого исполнения вальса «Мокшанский полк на сопках Манчжурии». И на этом готова успокоиться, полагая все дела с увековечением памяти автора вальса в нашем городе законченными.

По всем существующим версиям его биографий, включая автобиографию, датированную 1935 годом, военный капельмейстер Илья Алексеевич Шатров больше всего на свете любил дирижировать военным оркестром и занимался этим всю жизнь, практически до самой смерти. Однако зияющие лакуны биографии, занимающие около половины его сознательной жизни, оставляют поле для поиска. Материалы для исследования находятся рядом, в Государственном архиве Самарской области.

Да. Поскольку именно в Самаре и Самарской губернии он прожил около двадцати лет, тщательно вычеркнутых вскоре им и его потомками из своей биографии, скрывающих в себе непередаваемой силы личную драму на фоне гибели империи и становления новой власти.

Немного биографии

Сын уездного лавочника — держателя чайной, сирота, воспитанный в военном полку, он знал не понаслышке о нищете. Должности военного капельмейстера по окончании заочного курса Варшавского музыкального университета он ждал в родном Землянске около трех лет. И получил ее лишь по протекции бывшего полкового командира, помнившего Шатрова-отца. 214-й Мокшанский резервный батальон на ту пору квартировал недалеко от Землянска, в Пензенской губернии. Полковой капельмейстер был не кадровым военным, а вольнонаемным гражданским служащим — тем же учителем музыки, а официально начальником музыкальной команды был полковой адъютант.

Факты биографии Ильи Шатрова, касающиеся его участия в русско-японской войне и мужества в десятидневном бою, известны, мы не будем их здесь повторять, разве что отметим отдельно наградные георгиевские трубы, пожалованные полку за мужество и доблесть.

После боев под Мукденом и Ляоляном семь музыкантов полкового оркестра, нижние чины, были представлены к Георгиевским крестам, а вольнонаемный капельмейстер Шатров — лишь к медали «За усердие». Для того, чтобы наградить его орденом Св. Станислава 3-й степени, самым младшим в иерархии орденов, начальству пришлось сначала дождаться срока присвоения ему гражданского чина, по низшему, XIV разряду Табели о рангах — чина коллежского регистратора. Гоголевский Хлестаков, если помните, был именно в таком чине. В военном ведомстве этот гражданский чин соответствовал чину прапорщика; ношение обмундирования офицерского образца, но с особыми знаками отличия, было обязательным.

В Самаре

В сентябре 1906 года Шатров с полком прибыл в Самару. Военный оркестр 214-го Мокшанского полка развлекал уважаемую городскую публику не только в Струковском саду, но и на ипподроме Самарского общества охотников конского бега. Вполне вероятно, что по каким-то причинам Иван Иванович Шихобалов как один из старших членов это уважаемого общества оказал протекцию молодому капельмейстеру и лично пригласил Шатрова жить в фамильной усадьбе Шихобаловых на углу улиц Троицкой и Заводской. Например, предоставив стол и комнату в одном из флигелей в обмен на уроки музыки для своих детей. Места в шихобаловской усадьбе было достаточно: семья брата Павла как раз недавно переехала в новый дом, тот, который с атлантами.

Так или иначе, по хранящимся в архиве воспоминаниям, Илья Шатров поселился в усадьбе Шихобаловых на улице Заводской еще при жизни И.И. Шихобалова, то есть осенью 1906 года.

Служба капельмейстера в резервном полку, вероятно, не самая сложная и напряженная. Молодой красавец-блондин в белоснежном кителе часто встречается на городских улицах, проходя от усадьбы на Заводской к своим ученицам: подрабатывать уроками музыки Шатров научился еще будучи студентом Варшавского музыкального института, да и по образованию он все-таки учитель музыки. Среди его самарских учениц не только чрезвычайно музыкально одаренная Шурочка Шихобалова, но и, например, юные сестры Курлины.

Любовь и трагедия

Весной 1907 года полковой оркестр начинает выступления в городском саду с исполнения нового вальса собственного сочинения капельмейстера Шатрова «Мокшанский полк на сопках Манчжурии». И сам военный оркестр, и тем более наградные серебряные трубы полка, украшенные георгиевскими лентами и крестами, в диковинку горожанам, и оттого кажется, что и весь оркестр звучит как-то особенно.

«- Ах, душка, г. Шатров! Какой талант, какая проникновенность! — Бывало слышишь возгласы увлекающихся гимназисток. И автор великолепного вальса не знал отбоя от поклонников его таланта. Всегда веселым, бодрым жизнерадостным видели его в Самаре» — из самарских газет той поры.

Роман семнадцатилетней Шурочки Шихобаловой и Ильи Шатрова был серьезен: молодые собирались пожениться осенью 1907 года, несмотря на протесты ее семьи. По воспоминаниям родственников, свой второй вальс, «Дачные грезы», Шатров посвятил именно своей юной невесте, и оттого на пластиночном конверте была изображена фамильная дача наследников Ивана Шихобалова. Александра окончила гимназию, ожидала скорого совершеннолетия (в феврале 1908 года) и получения причитающейся ей доли огромного отцовского наследства. Шихобаловская дача находилась совсем недалеко от военных летних лагерей, где расположился полк. Неспешное самарское лето, ночные соловьи, дачные грезы и множество надежд…

Шура Шихобалова

Шурочкин диагноз неожиданен и неутешителен: саркома брюшной полости. Операция в Петербурге, рецидив, срочное возвращение в столицу и нежданная, такая ранняя смерть накануне Рождества в декабре 1907 года. Мать, Евдокия Павловна Шихобалова, естественно, рядом с дочерью. Скорбное прощальное путешествие в Самару, похороны в семейном склепе Покровской церкви. Разошедшаяся в Интернете версия про туберкулез родилась, вероятно, оттого, что Санкт-Петербургская Александринская женская больница Великой княгини Александры Николаевны, где оперировали Шурочку и где она скончалась, специализировалась на чахотке и женских болезнях. А, возможно, мать не хотела ставить репутацию дочери и семьи под удар и, сразу отметая все ненужные домыслы, говорила именно о чахотке.

По воспоминаниям родственников и биографов, Илья Шатров очень сильно переживал эту утрату.

А теперь попробуйте представить себе все глубину утраты Евдокии Павловны. В ноябре 1906 года Иван Иванович Шихобалов, находившийся в тот момент в Петербурге, внезапно умирает, оставляя жену Евдокию Павловну с тремя детьми: старшей Александрой, 16 лет, сыновьями Павлом, 11 лет, и шестилетним Николаем. Младшая, совсем крохотная дочь Шихобаловых — восьмимесячная Ниночка, умерла в августе того же 1906 года, начав трагическую череду событий в жизни Евдокии Павловны. Ей 36 лет, 19 из которых она прожила в браке с Иваном Шихобаловым, родив ему пятерых детей, двое из которых умерли во младенчестве; чуть больше чем за год потеряла мужа и двух дочерей. Ее родная сестра Антонина Павловна тоже, увы, уже вдова Матвея Неклютина. Отец умер, а матушка, кажется, проживает в собственном имении в Бугурусланском уезде.

Какие именно страсти кипели в нашем маленьком городе, где все крупные капиталы давно и прочно породнились между собой, мы, наверное, уже и не узнаем. Понятно, что Шихобаловы не приняли этот союз.

Можно долго гадать и домысливать за героев нашей статьи, но факт есть факт: опорой еще вполне молодой вдове Евдокии Шихобаловой, вопреки всем устоявшимся предрассудкам и обычаям, стал именно бывший жених ее дочери — Илья Шатров. Он на 8 лет моложе, беден и незнатен, хотя и получил, по статуту ордена Св. Станислава, личное дворянство. Какие именно страсти кипели в нашем маленьком городе, где все крупные капиталы давно и прочно породнились между собой, мы, наверное, уже и не узнаем. Понятно, что Шихобаловы не приняли этот союз. Можем только угадывать за скупыми строчками газетных объявлений той поры и всплывающими отрывочными фактами масштаб и глубину драмы: Евдокия Павловна ведет сложный процесс раздела наследства со старшим сыном Павлом, многочисленная шихобаловская родня перестает принимать участие в ее судьбе. «Многое переменилось с тех пор в судьбе маэстро…» — это все, что есть в самарских газетах за 1910 год о личной жизни Шатровых.

В браке

К лету 1910 года Илья Алексеевич и Евдокия Павловна — законные муж и жена, товарищи торгового дома «Е.П. Шихобалова-Шатрова и Ко». Уставный капитал общества превышает тридцать две тысячи рублей и состоит из имущества мельницы в селе Красный Яр, внесенного Евдокией Павловной, и «личного труда» Ильи Алексеевича Шатрова.

Сведений о бракосочетании четы Шатровых в метрических книгах самарских церквей нами пока не найдено. Возможно, им пришлось венчаться где-то далеко от Самары. Летние месяцы супруги проводят в Красном Яру или на городской даче, занимавшей практически полностью современный квартал от улицы Н. Панова до Постникова оврага.

Дача Шихобаловых

В июле 1910 года у четы Шатровых рождается первенец — Владимир. Всего у Шатровых, по церковным метрикам, родилось трое детей: Владимир, Дмитрий (умер во младенчестве) и дочь Милица, она же Людмила.

Илья Алексеевич оставляет службу, изучает хлебное дело. Судится с издателями его вальсов, покупает на свое имя хутор: землю, 150 десятин, и мельницу в оренбургской степи, в Бугурусланском уезде. Там в округе уже много земель, бывших ранее аксаковскими и рычковскими — ныне собственность «наследников Ив. Шихобалова». Архивные дела по бугурусланскому хутору позволяют, кстати, подтвердить точное место проживания четы Шатровых в Самаре: это по-прежнему «угол Заводской и Троицкой, в доме наследников Ив. Ив. Шихобалова». Можно задуматься и об установке мемориальной доски на усадьбе, включенной в список памятников культуры федерального значения.

Барин Илья Шатров перенимает все традиции и привычки самарского купеческого быта и даже, куражась, катается вечерами по Дворянской улице на роскошном рысаке.

Барин Илья Шатров перенимает все традиции и привычки самарского купеческого быта и даже, куражась, катается вечерами по Дворянской улице на роскошном рысаке. В сохранившихся в архиве материалах записаны слова Ильи Шатрова, датированные октябрем 1914 года, об оценке своего имущественного положения: «состояние — четыре миллиона рублей, один рысак тысячу рублей стоит». И справка пристава: «состояние — значительное, выражено в домах, хуторах, мельницах и землях. Записано в основном на жену».

На фронте

На фронты начавшейся Великой войны 35-летний Шатров, ратник ополчения 2-го разряда, призыва 1900 года, совершенно не собирается. Красноярская мельница Шатровых выполняет оборонный заказ для нужд армии, сам Шатров как управляющий мельницей получает отсрочку от призыва. В деле о предоставлении отсрочки подшит ставший обыденным донос. Мол, Шатров фактически на мельнице не бывает и дел не ведет. К делу подшиты также справки от приставов, доказывающие обратное, письма самой Евдокии Шатровой-Шихобаловой как владелицы мельницы. Специальной комиссией отсрочка признается действительной. На дворе весна 1917 года…

Осенью 1918 года Шатров покидает Самару, уезжает в Сибирь, как и многие состоятельные самарцы. Вероятно, полагая, что советская власть — опять ненадолго… Семью, однако, оставляет либо в Самаре, либо на одном из хуторов — поближе к земле, к хлебу.

По воспоминаниям, в период 1919-1920 годов, хранящимся в архиве, Илья Алексеевич жил в Новосибирске, держал лавку. Болел или нет тифом, наверняка неизвестно. Отступал с Белой армией или нет — ничего сказать мы не сможем сегодня. Однако в мае 1920 года он уже оказывается на службе в Красной армии, капельмейстером отдельной кавалерийской бригады.

Тем не менее об оставшейся в Самаре семье Шатров не забывает: в архиве среди прочих документов подшита справка, подтверждающая его службу в Красной армии, на основании которой его семья не должна подвергаться выселениям, уплотнениям, конфискации имущества.

Весной 1921 года Илья Шатров отправлен в бессрочный отпуск, фактически демобилизован. Шатров с семьей перебирается на свой бывший хутор в оренбургских степях, у деревни Кипчаг, с женой, детьми, сестрой Анной. Вступает в сельскую общину и получает на равных правах с однообщественниками надел земли на 6 душ — 7,75 десятины. Селится, однако, в своем бывшей доме на бывшем своем хуторе. Сад, земля под домом и усадьбой тоже пока в распоряжении семьи.

Военный дирижёр и композитор Илья Алексеевич Шатров вошёл в историю не только как автор вальса «На сопках Маньчжурии», но и как первый в нашей стране, тогда ещё именовавшейся Российской Империей, … борец с аудиопиратами. Да-да, именно так! Вы наверно думали, что аудиопираты только сейчас появились? Аудиопиратство так же старо, как и популярная музыка, а написанный И.А. Шатровым вальс «На сопках Маньчжурии» в своё время бил в России все рекорды популярности.

Расскажем об этом интересном человеке и его деятельности более подробно.

Илья Шатров родился 1-го апреля 1879 года в небольшом городе Землянске, что в Воронежской губернии, в купеческой семье. Отец его в молодости служил унтер-офицером, а демобилизовавшись, занялся торговлей. Но, хотя коммерческая жилка у Ильи, как мы убедимся позднее, присутствовала, к музыке его тянуло значительно сильнее, чем к торговле, и он с раннего детства научился играть на многих музыкальных инструментах.

Когда Илье Шатрову было 14 лет, в 1893 году, умер его отец, и подростка отдали на воспитание во взвод трубачей Гродненского гусарского полка. В 1900 году он заочно окончил Варшавский музыкальный институт, и стал капельмейстером, то есть дирижёром военного оркестра.

С 1903 года И.А. Шатров служил капельмейстером в 214-м Мокшанском пехотном полку, участвовал в Русско-японской войне 1904-1905 годов , которая, как известно, происходила не в России и не в Японии, а в Северном Китае - в той самой Маньчжурии, на сопках которой погибла большая часть личного состава этого полка.

Вернувшись с войны, в память о погибших однополчанах, Илья Шатров в 1906-1907 годах написал вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии», более известный под сокращённым названием - «На сопках Маньчжурии».

Написанный И.А. Шатровым вальс получил сумасшедшую популярность в стране, и как сейчас бы сказали, «занимал верхние строчки хит-парадов».

Этим и воспользовались ушлые бизнесмены, которые стали издавать записи вальса «На сопках Маньчжурии» гигантскими тиражами на граммофонных пластинках, не выплачивая при этом автору никакого гонорара.

А когда в 1910 году Илья Шатров заикнулся о том, что он как бы имеет право получать авторское вознаграждение за коммерческое использование своей интеллектуальной собственности, тогдашние аудиопираты сделали «финт ушами», и подговорили капельмейстера Казанского кавалерийского полка С.В. Григорьева объявить себя настоящим автором вальса «На сопках Маньчжурии», а Шатрова - всего лишь плагиатором.

С.В. Григорьев даже обратился с заявлением о привлечении И.А. Шатрова за нарушение авторских прав к уголовной ответственности! Однако суд во всём разобрался, и признал Илью Алексеевича Шатрова подлинным автором вальса «На сопках Маньчжурии».

Следующим шагом композитора Ильи Шатрова, после подтверждения своего авторства, стала попытка заставить с помощью судебного разбирательства «пиратскую» фирму «Сирена Рекорд» выплачивать ему авторское вознаграждение за продаваемые аудиозаписи (грампластинки) с его музыкой.

В 1911 году И.А. Шатров выиграл проходивший в Москве судебный процесс, и суд обязал фирму «Сирена Рекорд» выплачивать композитору по 15 копеек с каждой проданной пластинки.

Таким образом, первая в истории России битва с аудиопиратами закончилась полной победой правообладателя.

Однако после Октябрьской революции 1917 года большевики покончили с такими «буржуазными предрассудками», как авторское право, и не только не платили И.А. Шатрову гонорар за использование его музыкального произведения, но пошли ещё дальше, и на выпускавшихся в Советской России грампластинках с записью вальса «На сопках Маньчжурии» автора вообще не указывали, как будто музыка была создана не конкретным человеком, а «творческим гением советского народа».

Однако, несмотря на такое отношение новых властей к его детищу, Илья Шатров вступил в Красную Армию (это был единственный способ продолжать заниматься военной музыкой), и служил капельмейстером в различных частях вплоть до 1951 года, когда он вышел в отставку (в возрасте 72-х лет!!!), и поселился в городе Тамбове, но с армией он и после этого окончательно не порвал, и до самой смерти работал заведующим музыкальной частью в Тамбовском суворовском училище.

Скончался Илья Алексеевич Шатров 2-го мая 1952 года, в 73-летнем возрасте, и на его могиле в Тамбове была установлена белая мраморная плита с золотой эпитафией: «Гвардии майор, композитор Илья Алексеевич Шатров. Творец вальса «На сопках Маньчжурии» . И это лучший памятник выдающемуся композитору, который только можно представить.

Илья (Илий) Алексеевич Шатров (1 апреля 1879 (1885) - 2 мая 1952) - русский военный музыкант, капельмейстер и композитор, гвардии майор Советской Армии, автор вальса «На сопках Маньчжурии».

Биография

Илья Алексеевич Шатров родился в уездном городе Землянске (ныне - в Семилукском районе Воронежской области) в семье отставного унтер-офицера Литовского лейб-гвардии пехотного полка. С детских лет научился играть на балалайке и гармошке, выделялся необычайной музыкальной одаренностью.

После смерти отца в 1893 г. определён воспитанником во взвод трубачей Гродненского гусарского лейб-гвардии полка, где научился играть на барабане и трубе. По ходатайству командира полка был направлен и, в порядке исключения, принят на учёбу в Варшавский музыкальный институт, который окончил в 1900 (1903) году.

После окончания института в 1903 году принял насчитывавшую около шестидесяти музыкантов музыкальную команду Мокшанского резервного батальона в Пензенской губернии (преобразован в 214-й резервный Мокшанский пехотный полк в 1904 году). С началом русской-японской войны полк отправлен на Дальний Восток.

В феврале 1905 года 214-й резервный Мокшанский пехотный полк принял участие в сражении под Мукденом и Ляояном. В одном из боёв полк был окружен японцами и постоянно подвергался атакам противника. В критический момент, когда уже заканчивались боеприпасы, командир полка полковник Павел Побыванец отдал приказ: «Знамя и оркестр - вперед!..» Капельмейстер Шатров вывел оркестр на бруствер окопов, отдал приказ играть боевой марш и повел оркестр вперёд за знаменем полка. Воодушевлённые солдаты ринулись в штыковую атаку. В ходе боя полк под музыку оркестра непрерывно атаковал японцев и, в конце концов, прорвал окружение. В ходе боя погиб командир полка, от 4000 состава полка осталось 700 человек, из состава оркестра в живых осталось только 7 музыкантов. За этот подвиг все музыканты оркестра были награждены георгиевскими крестами, Илья Шатров - офицерским орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами (второе подобное награждение капельмейстеров), а оркестр удостоен серебряных труб.

После окончания русско-японской войны Мокшанский полк ещё целый год оставался в Маньчжурии, где Илья Алексеевич, однажды попав по приказу нового командира полка на гауптвахту, начал писать вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии», посвящённый погибшим боевым товарищам. Поначалу публика достаточно прохладно встретила этот вальс, но уже через год граммофонные пластинки с его записями стали пользоваться большой популярностью. Впервые изданные в 1907 году, ноты вальса к 1911 году были переизданы уже 82 раза! После 1911 года название вальса сократилось, он стал называться «На сопках Маньчжурии».

Влюбившись в молодую девушку, Александру Шихобалову Шатров написал вальс «Дачные грёзы», который также стал пользоваться большим успехом. В 1910 году любимая скончалась, полк был расформирован, и в такой тяжёлой обстановке Шатров написал новое сочинение - «Осень настала» на слова Я. Пригожего.

В то же самое время огромная популярность вальса «На сопках Маньчжурии» показала Шатрову, что как автор мелодии он оказался обделённым в доходах. Кроме того, объявился какой-то человек, заявлявший, что не Шатров, а именно он является настоящим автором вальса. Он также пытался привлечь Шатрова к суду, но эта попытка провалилась.

В то время фирмы, выпускавшие граммофонные пластинки, выплачивали автору разовый гонорар, а потом выпускали сколько им было угодно тиражей с записью музыки. Только с принятием в 1911 году первого в России закона об авторских правах применительно к грамзаписи у авторов появилась возможность защитить свои интересы. И Шатров не замедлил этим воспользоваться. Судебные иски были поданы против ряда компаний. Результатом этой кампании стало то, что большинство фирм стали выпускать пластинки с наклеенными авторскими марками, а фирма «Сирена Рекорд» проиграла судебный процесс автору вальса «На сопках Маньчжурии» и вынуждена была выплачивать ему авторское вознаграждение в размере 15 копеек с каждой проданной пластинки.

Шатро́в Илья́ (И́лий) Алексе́евич (1 апреля 1879 - 2 мая 1952) - русский военный музыкант, капельмейстер и композитор, майор.

Биография

В Златоусте развернулось формирование новых частей: 214-го Мокшанского и 282-го Черноярского пехотных полков. Для этого из Екатеринбург а в Златоуст перевели второй батальон, при котором состоял оркестр И.А. Шатрова, причисленный к Мокшанскому полку. Летом 1904 г. завершилось комплектование воинских частей, а 30 июня в Златоуст прибыл император Николай II, сопровождаемый наследником престола великим князем Михаилом и многочисленной свитой. Оркестр под руководством капельмейстера Ильи Шатрова играл на параде перед государем. Николай напутствовал воинов и благословил полки на ратные подвиги в боях с японцами на сопках Маньчжурии.

4 июля 1904 г. Златоуст торжественно проводил Мокшанский полк на войну. Около месяца ехали мокшанцы по Транссибирской магистрали до Маньчжурии. 31 июля они прибыли в Мукден. Полк занял позиции на левом фланге русской армии - под Ляояном на Далинском перевале, который успешно оборонял во время ляоянских боёв. Далее воины с Урала участвовали в сентябрьских сражениях на реке Шахэ.

Мукденское сражение в феврале 1905 г. прославило имя Мокшанского полка. 18 февраля полк вступил в сражения с атакующими силами японской армии. Мокшанцы десять дней держали оборону и контратаковали неприятеля. Они не позволили японцам окружить русские войска и прикрывали отступление армии. В этих сражениях отличился полковой оркестр, руководимый И.А. Шатровым. Музыканты сопровождали звуками марша контратаки полка. В героических сражениях под Мукденом был тяжело ранен и вскоре скончался командир полка полковник П.П. Побыванец. Итог войны для 214-го Мокшанского полка оказался печальным: он потерял свыше половины личного состава - 2339 человек убитыми и ранеными.

За героизм в боях воины-мокшанцы были представлены к наградам и знакам отличия: нагрудным - для офицеров, на головные уборы - для нижних чинов с надписью «За отличие в Русско-японской войне 1904-1905 гг.». Семеро музыкантов полкового оркестра награждены знаками Военного ордена, а оркестр получил серебряные трубы.

Боевые заслуги Ильи Алексеевича Шатрова также отмечены начальством. Приказом командующего 1-й Маньчжурской армии от 2 апреля 1905 г. «за отлично-усердную службу при военной обстановке» его наградили серебряной медалью с надписью «За усердие» для ношения на груди на анненской ленте. 24 октября того же года капельмейстер Илья Шатров удостоен серебряной медали «за отлично-усердную службу и особые труды», однако это было нарушение правил награждения: дважды вручена одна и та же медаль. Поэтому новым приказом капельмейстеру Мокшанского полка последнюю серебряную медаль заменили на золотую. Вскоре И.А. Шатров получил первый чин по табели о рангах - коллежского регистратора, и мог претендовать на орден. 20 января 1906 г. последовал приказ: «Капельмейстера 214-го Мокшанского полка Илью Шатрова взамен пожалованной... золотой медали с надписью «За усердие» для ношения на груди на Станиславской ленте... награждаю за разновременные отличия против японцев орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами». Таким образом, он стал вторым капельмейстером в русской армии, удостоенным столь высокой награды.

В сентябре 1905 г. война с Японией завершилась. Мокшанский полк ещё восемь месяцев находился в Маньчжурии. В мае 1906 г. его демобилизовали в Златоуст. Война оставила глубокий след в душе Ильи Шатрова. Он был впечатлён и потрясён страданиями, гибелью товарищей, убийством людей, всеобщим безумием. Переживания композитора выразились в вальсе «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» (ныне известен под названием «На сопках Маньчжурии»). Неизвестно, где была написана музыка. Очевидно, что это не одномоментный процесс. Идея нового произведения зародилась у И.А. Шатрова на фронте, а первая редакция вальса возникла летом 1906 г., когда капельмейстер находился в Златоусте. В сентябре того же года его полк перевели в Самару. Здесь произошло знакомство капельмейстера с педагогом и композитором О.Ф. Кнаубом (1866-1920). Он помог И.А. Шатрову завершить работу над вальсом, а затем издать ноты. В Самаре в 1907 появилось первое нотное издание вальса «На сопках Маньчжурии ». В 1908 г. О.Ф. Кнауб переехал в Москву и организовал издательство, где активно публиковал ноты новой популярной мелодии. До 1911 г. ноты были переизданы 82 раза! Появились граммофонные пластинки с записью вальса. Так, только за первую половину декабря 1910 г. фирма «Зонофон» продала 15 тыс. пластинок.

Сочинение Ильи Шатрова отразило настроения и переживания всего российского общества. В музыке выразилось горе огромной страны, которая оплакивала погибших русских воинов. Поэтому произведение приобрело необыкновенную популярность. На музыку было положено несколько вариантов стихов. Наибольшее распространение получили слова, которые принадлежали известному русскому поэту и писателю С.П. Петрову (более известен под псевдонимом Скиталец). В годы Великой Отечественной и Советско-японской войн вальс пережил второе рождение: появились новые слова, но музыка осталась прежней и напоминала о событиях сорокалетней давности, когда русская армия терпела поражения на сопках Маньчжурии.

В Самаре молодой капельмейстер, влюблённый в купеческую дочь Александру Шихобалову, сочинил вальс «Дачные грёзы». Новый вальс также издавался О.Ф. Кнаубом и получил популярность. Но вскоре возлюбленная Ильи Шатрова умерла. Он тяжело переживал потерю. Чувства композитора выразились в музыке вальса «Осень настала». В 1907 г. И.А. Шатров женился на матери своей умершей любимой - вдове Е.П. Шихобаловой.

В апреле 1913 г. капельмейстера Илью Шатрова уволили в запас армии. Очевидно, до революционных событий 1917 г. композитор проживал в Самаре. В 1918 г. он оказался в Сибири. В Новониколаевске (ныне Новосибирск) музыкант тяжело заболел тифом, когда он выздоровел, то город уже был занят красными. В 1919 г. его мобилизовали в Красную Армию и назначили капельмейстером во 2-й кавалерийский полк пятой армии. Позже в одной из анкет И.А. Шатров отмечал, что принимал участие в боях против белых и японцев под Верхнеудинском и Читой. В 1921 г. демобилизовался.

В 1920-е гг. Илья Алексеевич Шатров преподавал музыку. В 1930-е гг. служил капельмейстером во 2-м запасном кавалерийском полку в Павлограде, Объединённой краснознамённой кавалерийской школе в Тамбове. Великую Отечественную войну он встретил на боёвом посту. В годы войны капельмейстер руководил оркестром танкового полка гвардейской механизированной дивизии. И вновь музыка И.А. Шатрова звучала на фронте и звала солдат на подвиги. Войну он закончил с двумя медалями и орденом Красной Звезды. Отечественная война возбудила композитора к творчеству. В 1945 г. появилось последнее произведение известного капельмейстера - «Голубая ночь над Порт-Артуром», но оно не получило распространения.

С 1947 Илья Шатров руководил военным оркестром 100 полка 31 гвардейской механизированной дивизии в Закавказском военном округе. Здесь ему присвоили звание майора. Начальник штаба полка в представлении отмечал: «На практической работе показал себя добросовестным, честным, исполнительным и энергичным офицером... Музыкальный взвод, находящийся в подчинении тов. Шатрова в ряде лет, по своей сыгранности и культуре исполнения репертуаров имеет ведущее место... Являясь автором вальса «На сопках Маньчжурии», владеет заслуженным авторитетом не только среди военнослужащих, а и всего народа Советского Союза» (май 1951 г.). Но знаменитый музыкант был уже стар, поэтому в 1951 г. он вернулся в Тамбов, где до конца жизни преподавал в Тамбовском суворовском училище. Композитор и создатель «русского национального вальса» скончался 2 мая 1952 г. и похоронен на тамбовском Воздвиженском кладбище.

…Будущий композитор родился в городе Землянске Воронежской губернии. Его отец имел булочную и чайную. После того как отца призвали в армию, семейное дело возглавил дядя Ильи Михаил. Он и занимался воспитанием племянника. Увидев его тягу к музыке, купил ему балалайку и гармонь, и мальчик освоил эти инструменты. После смерти отца в 1893 году Илью определили воспитанником взвода трубачей в Гродненский гусарский полк в Варшаве. В полковой музыкальной команде он научился играть на барабане, духовых инструментах. В 1895 году поступил в Варшавский музыкальный институт, который окончил в 1900 году со званием военного капельмейстера.

В марте 1903 года новоиспеченный музыкант назначен капельмейстером 214-го Мокшанского резервного батальона. В Златоусте он принял на себя руководство оркестром. 30 июня 1904 года в город прибыл император Николай II. Оркестр под руководством Ильи Шатрова играл на параде перед государем. Царь благословил полки на ратные подвиги.

18 февраля 1905 года Мокшанский полк вступил в бои с японцами. В одном из боев полк был окружен. Погиб командир полка, заканчивались боеприпасы. И тогда Шатров отдал приказ играть боевые марши. Под музыку оркестра полк непрерывно атаковал неприятеля и, в конце концов, прорвал окружение.

За этот подвиг Шатров был удостоен ордена Святого Станислава 3-й степени с мечами…

Итог войны для Мокшанского полка оказался печальным: потеряно свыше половины личного состава. Война оставила глубокий след и в душе Ильи Шатрова, потрясенного страданиями и гибелью товарищей. Переживания композитора выразились в прекрасной минорной музыке — вальсе «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» (ныне известен под названием «На сопках Маньчжурии»).

В сентябре 1906 года полк перевели в Самару. Здесь капельмейстер познакомился с педагогом и композитором О. Ф. Кнаубом, который помог И. А. Шатрову завершить работу над вальсом. Шатров дирижировал духовым оркестром, который исполнил перед самарцами вальс, ставший впоследствии знаменитым.

В том же 1907 году в Самаре появилось первое нотное издание вальса. Через год О. Ф. Кнауб переехал в Москву и организовал издательство. Среди прочего публиковал он и ноты уже весьма популярной мелодии. За три года ноты были переизданы 82 раза! Граммофонные пластинки с записью вальса продавались тысячами.

На эту музыку было сочинено несколько стихотворений. Наибольшую известность получили стихи С. П. Петрова (Скитальца).

В Самаре молодой капельмейстер влюбился в купеческую дочь Александру Шихобалову и посвятил ей вальс «Дачные грезы», одно время тоже часто исполнявшийся. Но вскоре возлюбленная Ильи Шатрова умерла. Еще одна тяжкая потеря! Он тяжело переживал ее. Чувства композитора выразились в музыке вальса «Осень настала». В 1907 году Илья Шатров женился на матери своей умершей любимой — на купеческой вдове Е. П. Шихобаловой.

В апреле 1913 года капельмейстер Илья Шатров был уволен в запас. Вплоть до революционных событий 1917 года он жил в Самаре.
В 1918 году композитор оказался в Сибири. Новые испытания судьбы: тиф, потом мобилизация в Красную Армию, где он, как и раньше, служил капельмейстером.

Демобилизовавшись, Илья Алексеевич преподает музыку, а в тридцатые годы вновь служит капельмейстером — в кавалерийском полку в Павлограде.

В годы Великой Отечественной войны капельмейстер Шатров руководил оркестром танкового полка гвардейской механизированной дивизии. Его знаменитый, но с годами несколько подзабытый вальс пережил второе рождение и снова стал популярным. И вновь его музыка звала на подвиги.

Войну Шатров закончил с двумя медалями и орденом Красной Звезды. Создатель «русского национального вальса» скончался в Тамбове 2 мая 1952 года и был похоронен на местном Воздвиженском кладбище.


Close