В своей книге «О технике актера» Михаил Александрович Чехов обозначил понятие «АТМОСФЕРА», как «способ репетирования». Другими словами, атмосфера - есть камертон будущего спектакля. Дабы избежать разночтений, мы намеренно рассмотрим все значения слова «атмосфера». Итак, это:
газообразная оболочка какой-либо планеты;
в переносном смысле - душевная обстановка;
в физике - внесистемная единица измерения давления, численно равная одной килограмм-силе на квадратный сантиметр, что примерно соответствует нормальному атмосферному давлению.
Как ни странно, ТЕАТРАЛЬНАЯ АТМОСФЕРА складывается из всех трех компонентов!
Судите сами: воздух театра пропитан особыми запахами - кулис, театрального грима, реквизита, материалов, из которых сделаны декорации… Запахами тел актеров и актрис, гормоны которых витают над зрительным залом!
А запах эмоций публики, сопереживающей персонажам? Даже если обоняние человека не на столько остро, чтобы сознательно различать эти запахи, то подсознание чутко реагирует на них, объединяя актеров и зрителей в некую ЕДИНУЮ интеллектуально-душевную СУЩНОСТЬ: так создается общая душевная обстановка.
И вот внутри этой ЕДИНОЙ СУЩНОСТИ, так же, как в каждом ЖИВОМ ОРГАНИЗМЕ, начинают протекать ЕДИНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ. Называйте их как угодно: флюидами, энергетикой, магнетизмом - сути это не изменит. Некая ВНЕСИСТЕМНАЯ ЕДИНИЦА ДАВЛЕНИЯ многократно возрастает в своем КОЛИЧЕСТВЕННОМ выражении. И сердце зрителя, сидящего в зале, начинает стучать в унисон с сердцем Гамлета… И внезапно, человека, в обычной жизни не ведающего ни чувства сострадания, ни религиозного экстаза, вдруг пронзает жгучая боль Клавдия, ощущающего собственную обреченность: «Слова парят, а чувства - к низу гнут. А слов без чувств - ВВЕРХУ не признают!»
Но это - итог работы всего театрального коллектива, квинтэссенцией которого является актерское мастерство.
КАК ВОЗНИКАЕТ АТМОСФЕРА?
Вчитаемся внимательно в ответ самого Михаила Чехова: «Дух в произведении искусства — это его идея. Душа — атмосфера. Все же, что видимо и слышимо, — его тело».
Что же такое - Дух? Оставим бесконечные лингвистические и богословские споры! Остановимся на том, что "Дух" есть «нечто» существующее одновременно как в нашей видимой, так и в «иной», не видимой реальности, не постижимой для материалистов. Проще говоря, это - некая Сила, вынуждающая человека исполнять ВОЛЮ этой Силы. Именно от силы Духа зависит ПЛОТНОСТЬ атмосферы. Тому есть масса трагических свидетельств истории. Например, сила Духа Гитлера - Идея, владеющая им - уплотнила АТМОСФЕРУ в Германии до такой степени, что разредить её смогла только Вторая мировая война!
КАК СКЛАДЫВАЕТСЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ АТМОСФЕРА?
Духовный лидер театра - назовем его РЕЖИССЕРОМ - является безусловным носителем неких, возможно не вполне осознаваемых им самим, ИДЕЙ, владеющих его Душой. Идея, как будущий младенец, зарождается в нем под влиянием личных обстоятельств, растет, зреет и, наконец, непреклонно ТРЕБУЕТ СОБСТВЕННОГО ПОЯВЛЕНИЯ НА СВЕТ!

Обычно, к этому моменту Идея уже обретает вполне определенную мыслеформу, которую режиссер излагает ближайшим соратникам и доверенным лицам: драматургу, художнику, заведующему постановочной частью, композитору…

Так складывается маленькая «семья», лелеющая «новорожденного младенца» - замысел будущего спектакля. Конечно, каждый в этой «семье» имеет свой собственный взгляд на «младенца»: как должно его растить, каким ему быть, какую судьбу определить. Происходит именно то, что Михаил Чехов назвал «борьбой атмосфер».

Но вот создатели приходят к некому «консенсусу» и предъявляют «дитя» ближайшим «родственникам» - труппе театра. И вновь начинается пресловутая «борьба атмосфер» - борьба амбиций, интеллектов, вкусов. И это понятно - КАЖДЫЙ творческий человек стремится к САМО-выражению. Как же быть? Как совместными усилиями создать ПОЛНОЦЕННУЮ ДУХОВНУЮ СУЩНОСТЬ, в просторечии именуемую «спектаклем»?

Хвала создателю: для этого существует РЕЖИССЕР! Властный, мудрый, понимающий, умеющий найти подход к КАЖДОМУ сотруднику театра: будь то Примадонна, швея, Герой-любовник или рабочий сцены… Ведь режиссер, по мудрому ЗАВЕЩАНИЮ К.С.Станиславского, «должен умереть в актере». Нет, он не обязательно должен умереть от инфаркта! Просто он должен создать спектакль таким образом, ЧТОБЫ РАБОТЫ РЕЖИССЕРА НЕ БЫЛО ВИДНО! Чтобы зритель сопереживал персонажам, жил одними чувствами с актерами, смеялся и плакал по замыслу режиссера, но не подозревал об этом замысле! В этом - высочайшая театральная школа!
Именно ЭТО и есть ПОДЛИННАЯ АТМОСФЕРА.
Как её достичь? Читайте книгу Михаила Чехова «О технике актера».

Главный герой рассказа Иона Потапов - старый извозчик, недавно похоронивший сына. Его постоянно одолевают грусть и тоска, на сердце тяжело и хочется выговориться. Он постоянно пытается завести разговор со своими седоками, но непрерывно натыкается на стену равнодушия и холодности.

Писателю мастерски удается передать образ и настроение героя, который кажется маленьким заблудившимся мальчиком, на которого всем окружающим просто наплевать. Дворянам, озабоченным своими проблемами, нет никакого дела до какого-то бедного извозчика. Их души и сердца пусты, холодны и неспособны к состраданию. И даже коллега Ионы Потапова - молодой извозчик, проснувшийся, чтобы попить воды, остается глух к душевному порыву старика.

По мере развития сюжета чувства извозчика открываются нам все больше и глубже. Читателю передается его одиночество, особенно ближе к концу произведения, когда автор делает упор на том, что Ионе Потапову НАДО рассказать о болезни сына, о похоронах, о дочери в деревне и много о чем еще. «Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать…» В этом предложении открывается вся потребность бедного старика в стороннем участии, в поддержке и сострадании. И пусть это сострадание и не будет идти от самого сердца, но даже малейшая его видимость может помочь человеку справиться со своим горем.

В итоге Иона открывается своей лошадке, и этим Чехов показывает, что в нашем мире животные гораздо участливее человека. И пусть не сможет эта лошаденка ничего сказать, но зато не отвернется от тебя, не упрекнет, не уйдет в трудную минуту.

Рассказ, как большинство произведений Чехова, пропитан духом реализма. Действительность предстает перед нами такой, какая она есть, без всяких прикрас. И, к сожалению, эта действительность оставляет желать лучшего. С одной стороны, это несправедливость социального устройства: возможно, если бы извозчик был богат, то его сына смогли бы вылечить, и трагических последствий можно было бы избежать. С другой - человеческая черствость: прояви хоть один из попутчиков Ионы Потапова участие к его горю, и на душе у обоих стало бы чуточку светлее.

Рассказ «Тоска» еще раз доказывает, что Антон Павлович Чехов настоящий мастер слова. Несмотря на небольшой объем произведения, автор не забывает о деталях. С первых секунд чтения настолько погружаешься в обстановку рассказа, что как наяву представляешь кружащиеся в свете фонаря снежинки, неподвижного заснеженного извозчика с его лошадкой, слышишь уличный шум и крики прохожих. Невозможно не проникнуться участием к главному герою, не получается остаться равнодушным.

Данное произведение классика актуально и по сей день. Люди в суматохе дней, под гнетом собственных забот забывают о тех, кому необходимо простое человеческое тепло. А насколько проще было бы жить, если бы у каждого из нас нашлось хотя бы одно ласковое слово для человека, нуждающегося в поддержке...

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова

начало рассказа: снег, сумерки, зажжённые фонари. Каждый предмет, живое существо опутано, отделено от внешнего мира холодным одеялом.На душе становится сумрачно, холодно и одиноко.1.При помощи пейзажа передаётся внутреннее психологическое состояние человека.Ионе тоскливо, плохо.Достаточно нескольких предложений, чтобы понять атмосферу бездушия, окружающую главного героя. .На землю мягким ковром ложатся сумерки, кружится мокрый, крупный снег, который “пластом ложится на крыши, плечи, спины, шапки”. Это не просто сумерки и снег, это образ, символ какой-то безысходности, пустоты и равнодушия. Ощущаешь, как мал и ничтожен человек в этом бездушном пространстве. И Иона Потапов один в этой пустоте, где ему не с кем словом перемолвиться. Жанр рассказа Чехов довел до совершенства. В маленьком рассказе он передал большое количество информации. 2."ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ способствовала сокращению объема. Чехов опускал такие важные сведения, как родословная, биография героев. Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению. Это было не описание цвета волос, глаз и тому подобное,писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие детали,и этого было достаточно для яркого представления образа в целом. Например, он называет лошадь лошаденкой.Только суффикс появился, а читатель видит эту старую, заезженную, уставшую от работы клячу, такую же жалкую, как её хозяин, и так же вызывающую щемящую жалость. И только она может дохнуть теплом своим на руки Ионы. 3.Чехов показывает только основные, наиболее важные моменты,а остальное опускает. Художественная деталь помогает ему уплотнять время. 4.И Чехов нигде не позволяет себе морализировать-он просто рисует жизнь, но лаконичное повествование прекрасно передаетвсе, что хотел бы сказать.5.Эпитеты: тоска громадная, не знающая границ тоска. Эпитеты вызывают у читателя не очень светлые, не очень радостные ассоциации. Без сомнения, они передают чувство автора к изображаемым событиям, образам.6. Метафоры: распирает грудь, весь свет залила бы, поместилась в скорлупу.Метафоры, олицетворения, сравнения несут в себе отрицательную эмоциональную нагрузку, помогают почувствовать состояние Ионы.7.Градация: вечерние сумерки – вечерняя мгла – потёмки.Повтор: сын помер - от чего?… поезжай; сын помер - все помрем, погоняй; сын помер - ….Эти приёмы усиливают выразительность и глубину высказывания.Использованные в тексте языковые средства не случайны, они помогают раскрыть тему произведения, выразить авторскую идею. В небольшом по объему произведении с помощью различных художественных приемов Чехов раскрывает большую беду в жизни человека.


Close