1. Исправьте текст так, чтобы он был правильным с точки зрения психологии.

Я чувствовал холод могильной плиты, и в душе я ощутил ужас от всего происходящего.

2. Соотнесите свойства эмоций и их характеристики .

Эмоции
Свойство Характеристика
1. Пристрастность 2. Интегральность 3. Пластичность 4. Адаптация 5. Суммация 6. Амбивалентность 7. Динамичность 8. Коммуникативность 9. Заразительность 10. Предвосхищение 11. Мнестичность 12. Иррадиация 13. Генерализация а) распространение эмоционального переживания с обстоятельств, его первоначально вызвавших, на все, что челове­ком воспринимается;
б) прогнозирование вероят­ностного исхода значимых событий до их совершения;
в) притупление, снижение интенсивности эмоцио­нальных реакций (вплоть до полного их исчезновения) при дол­гом повторении одних и тех же воздействий;
г) передача какого-либо эмоционального со­стояния другим людям;
д) зависимость реагиро­вания человека на различные события его жизни от субъективно­го к ним отношения;
е) запоминание, сохранение и воспроизведе­ние эмоций при повторном воздействии или представлении ситу­ации, в которой они возникли;
ж) противоречивость эмоционального переживания, связан­ная с двойственным отношением к чему или кому-либо и характеризующаяся его одновременным принятием и отвержением;
з) соединение отдельных эмоций в более сложные эмоциональные образования;
и) возникновение эмоциональных переживаний под воздействием индифферентных раздражителей, схожих с эмоциогенными;
к) объединение в единое целое всех функций организма;
л) временное развитие эмоциональных реакций, заключающееся в фазовости их протекания;
м) многообразие оттенков переживания эмо­ции одной модальности, как количественное, так и качественное.
н) передача посредством эмоциональной экспрессии (интонаций, мимики и др.) информации от одного участника общения к другому.

4. Определите, какие из перечисленных положительных и отрицательных эмоций соответствуют состоянию повышенной, а какие - пониженной активности человека. Приведите примеры.

Радость, грезы, страх, негодование, ярость, счастье, ужас, экстаз, грусть, печаль, восторг, страдание, тоска, паника, гнев, подавленность, наслаждение, раздражение, удивление, интерес.

5. Назовите самую "холодную" и самую "горячую" эмоции человека, самую "громкую" и самую "тихую", самую "сильную" и самую "слабую". Какие эмоции, согласно К. Изарду, образуют "враждебную триаду" ?

6. Проанализируйте следующие утверждения. Оцените их правильность с точки зрения современной психологии эмоций.

1) Чувства и эмоции человека имеют животное происхождение, и по мере развития психики они будут исчезать.

2) Человеку грустно, потому что он плачет, а не наоборот.

3) Одни и те же физиологические сдвиги могут сопровождать несколько разных эмоций.

4) Чувства непередаваемы языком слов и движений.

5) Без эмоций невозможны познание и деятельность.

6) Разум всегда способен взять верх над эмоциями.

7) Эмоциональная жизнь человека в корне отличается от эмоций животных.

8) Эмоции являются источником силы для нервных клеток коры больших полушарий, выполняя роль своеобразного аккумулятора нервной энергии.

7. Обобщите смысл приведенных высказываний. Определите, что общего и различного в эмоциях и чувствах.

1) Эмоции - это есть работа инстинкта, а чувства - горечь, печаль и т.д. - это уже статья другая, это связано с затруднением деятельности больших полушарий... Чувства связаны с самым верхним отделом, и все они привязаны ко второй сигнальной системе. (По И. П. Павлову )

2) Чувства сложнее эмоций, поскольку испытывают на себе влияние не только и не столько психофизиологических процессов, сколько всей совокупности индивидуальных особенностей личности, ее жизненного опыта, мировоззрения и ее социальных отношений. (Б. Д. Парыгин )

3) Эмоции отражают не предметы и явления реального мира, а объективные отношения, в которых эти предметы и явления находятся к нуждам организма. Эмоции, не являясь еще формой познания, вызывают не образ предмета или явления, а переживание. (К. К. Платонов )

8. Раскройте психологическую сущность и проиллюстрируйте примерами следующие выражения.

«Голые эмоции», «кричащий цвет», «страсти-мордасти», «глубокие чувства», «дикий взгляд», «паралич чувств», «безумная страсть», «растрепанные чувства», «сам не свой», «терять голову», «разрушительные эмоции», «душевное смятение».

9. Подготовьтесь к учебной дискуссии на тему «Учитель и стресс». Используйте рекомендованную литературу , , , , , и другие источники. Подберите примеры, иллюстрирующие стрессовые ситуации в педагогической деятельности и методики диагностики устойчивости к стрессу.

Вопросы для подготовки к обсуждению в ходе дискуссии : 1) Общая характеристика стресса (понятие, виды и стадии протекания); 2) Можно ли избежать стрессов в работе учителя и следует ли бояться стрессов; 3) Методы борьбы со стрессами; 4) Профилактика стрессов.

Цель дискуссии: организация взаимодействия для углубления и закрепления знаний студентов по изучаемой теме; обоснование тезиса о том, что стрессы, как непременные спутники педагогической деятельности, способны оказывать на учителя как негативное, так и позитивной влияние; разработка рекомендаций педагогам по развитию умений противостоять стрессам.

Описание хода дискуссии

Введение. Ведущий (преподаватель) озвучивает инструкцию.

Инструкция : «Успешность работы педагога во многом зависит от того, насколько хорошо он умеет противостоять негативному влиянию стрессов. Названное умение является одним из важнейших показателей профессионализма педагога. В связи с этим сегодня вам предстоит обсудить проблему стрессов в работе учителя. Для этого сначала вы обсудите проблему стрессов в минигруппах (4-5 студентов), где каждый может высказать свою точку зрения на проблему и предложить свои приемы и способы борьбы со стрессами и развития умений противостоять стрессам. Результатом работы минигруппы должны стать 3-5 согласованных рекомендаций. Каждая минигруппа выдвигает своего представителя для выступления перед всей группой».

Работа в минигруппах. Диагностика устойчивости к стрессу.

Выступления представителей минигрупп и обсуждение предложений всеми членами группы . Каждый из участников может соглашаться или не соглашаться с мнением других выступающих, высказывать свое мнение. В итоге выступления принимаются 2-3 рекомендации, которые будут включены в общие рекомендации педагогам.

Выступление ведущего , который озвучивает окончательный вариант рекомендаций педагогам по развитию умений противостоять стрессам и подводит итоги дискуссии.


Похожая информация.


Семинар № 16. Эмоции и чувства в человеческих отношениях

1. Эмоции: понятие, свойства, функции.

2. Место эмоций в системе психических процессов.

3. Эмоции, чувства, страсти, аффекты, стресс: сходства и отличие.

4. Влияние эмоций на нашу психику.

5. Способы саморегуляции.

Основные понятия: антиципация, аттракция, аффилиация, инсайт, пантомимика, фрустрация, эмпатия, эмоциональная лабильность .

Практические задания к семинару*:

Задача 1○ . Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

Радость, отражение, чувство, психика, ликование.

Задача 2○ . Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

  1. Эмоции - ... отражение в форме переживаний... и... процесса и результатов практической деятельности.
  2. Эмоциональные процессы и состояния в жизни организма выполняют... , ... , ...-... функции.
  3. В античности эмоциональные процессы рассматривались как особый вид... .
  4. Биологическая теория эмоций связывает эмоции с... .
  5. Согласно теории Джемса - Ланге, первопричинами возникновения эмоциональных состояний являются... изменения, происходящие в организме.
  6. Теория Кэннона - Барда утверждает, что эмоциональные переживания и соответствующие им... ... порождаются... .
  7. В теории когнитивного... Л. Фестингера положительное эмоциональное переживание возникает, когда реальные результаты деятельности... ожиданиям, а отрицательное - в условиях их несоответствия.
  8. З. Фрейд установил, что при неверном истолковании или... эмоций их мотивационная сила приводит к... поведению.
  9. Теория дифференциальных эмоций К. Изарда рассматривает фундаментальные... как базовые структуры... .
  10. По С. Л. Рубинштейну, эмоции, как форма проявления... личности, выступают в качестве внутренних... к деятельности.
  11. ... зарождается из соотношения положительного или отрицательного результатов действия к... , являющейся исходным побуждением.
  12. По А. Н. Леонтьеву, эмоции непосредственно отражают отношения между... и реализацией отвечающей им... .
  13. Согласно информационной теории, эмоция есть... мозгом человека или животного какой-либо актуальной... , ... удовлетворения которой мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.

Задача 3○ . Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

  1. По К. Изарду, фундаментальные эмоции... а) образуют основную мотивационную систему; б) обеспечивают аффективно-когнитивное взаимодействие; в) регулируют работу гомеостатической системы; г) регулируются интеллектом; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  1. Тревожность - это комплекс эмоций... а) горя; б) отвращения; в) презрения; г) робости? д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  2. Любовь - комплексное чувство, включающее... а) романтическое отношение; б) интерес; в) радость; г) сексуальное влечение; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  3. Состоянию пониженной психической активности соответствуют такие отрицательные эмоции, как... а) неудовлетворенность; б) грусть; в) печаль; г) тоска; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  4. В теории деятельности эмоции отражают отношения... а) между мотивами и отвечающей им деятельностью; б) между целью и результатом действия; в) между смыслом и значением; г) между операцией и условиями ее осуществления; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  5. Отличительной чертой аффекта является... а) его предметный характер; б) связь с самооценкой и уровнем притязаний; в) интенсификация соматических показателей; г) большая интенсивность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  6. Эмоции как компонент структуры эмоциональных процессов - это... а) длительные состояния; б) реакция на свершившиеся события; в) реакция на вероятностные события; г) реакция на текущее событие; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  7. Чувства успеха, удачи, ликования прежде всего связаны с... а) положительным исходом деятельности; б) удовлетворением физиологической потребности; в) процессом совершения действия; г) отношениями других к результату деятельности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  8. Чувства человека - это... а) эмоциональный фон ощущений; б) органическое самочувствие индивида; в) переживания, связанные с удовлетворением органических потребностей; г) неопредмеченные эмоциональные состояния; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  9. Высшие чувства включают в себя... а) интеллектуальный компонент; б) рефлексию; в) любовь; г) эстетическое отношение; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

Задача 4○ . На какие группы в принципе можно разделить перечисленные понятия? Аргументируйте основания своей классификации.

Любопытство; стенические чувства; удивление; радостное открытие истины; привязанность; страх; любовь; интерес; воодушевление; враждебность; нега; ярость; сомнение; любознательность; обожание; догадка; очарование; уверенность; восхищение шедевром искусства; удовольствие; предчувствие; симпатия; неудовольствие; чувство таинственного; волнение; предвкушение; жалость; тревожность; увлеченность работой; сладострастие; депрессия; эмпатия; стыд; злость; ненависть; страдание; фрустрация.

Задача 5○ . Пользуясь данными о функциональной асимметрии полушарий и ее роли в формирований эмоциональных реакций, вставьте в текст пропущенные слова.

В эксперименте здоровым испытуемым демонстрировали короткометражные кинофильмы - раздельно в правое и левое полушарие (с помощью специальных линз). Они должны были оценить эмоциональный тон кинофильма как юмористический, приятный, неприятный, ужасный и т.п. по 10-балльной шкале. Оказалось, что... полушарие "видит мир" в более неприятном, угрожающем свете, чем... . Установлено, что поражение определенных областей... полушария вызывает ощущение потерянности, беспомощности, подавленности, а...-сторонние нарушения, наоборот, чаще приводят к благодушию, неадекватно положительной оценке ситуации, к хорошему настроению вопреки любым тяжелым обстоятельствам. Кроме того, человек оказывался не в состоянии адекватно воспринимать эмоциональные состояния других; понимая смысл сказанного, не понимал интонации. При...-стороннем поражении, наоборот, утрачивается понимание смысла, но сохраняется оценка эмоциональной окраски сказанного.

Задача 6○ . Определите, какие из перечисленных положительных и отрицательных эмоций соответствуют состоянию повышенной, а какие - пониженной активности человека. Приведите примеры.

Радость, грезы, страх, негодование, ярость, счастье, ужас, экстаз, грусть, печаль, восторг, страдание, тоска, паника, гнев, подавленность, наслаждение, раздражение, удивление, интерес.

Задача 7○ . Завершите старинную притчу. Дайте объяснение описанному явлению.

"Куда ты идешь?" - спросил странник, повстречавшись с Чумой. "Иду в Багдад. Мне нужно уморить там пять тысяч человек". Через несколько дней тот же человек снова встретил Чуму. "Ты сказала, что уморишь пять тысяч, а уморила пятьдесят", - упрекнул он ее. "Нет, - возразила Чума, - я погубила только пять. Остальные умерли от...".

Задача 8○ . Назовите самую "холодную" и самую "горячую" эмоции человека, самую "громкую" и самую "тихую", самую "сильную" и самую "слабую". Какие эмоции образуют "враждебную триаду"?

Задача 9○ . Соотнесите фазы мыслительного процесса и интеллектуальные эмоции.

Фазы мышления : постановка проблемы; формирование догадки; первичная проверка; принятие догадки.

Интеллектуальные эмоции : догадка; стремление проникнуть в суть проблемы; динамика сомнения-уверенности; удивление; радость открытия истины; удовлетворение от получения знаний, от умственной работы.

Задача 10○ . Из предлагаемого списка симптомов (по Э. Линдеманну) выберите те, которые отражают симптоматику острого горя с нормальным ходом реакций и болезненных реакций, являющихся искажениями нормального горя.

Отсрочка реакций; постоянные вздохи, особенно заметные, когда человек говорит о своем горе; искаженные реакции (повышенная активность без чувства вины; появление у человека симптомов последнего заболевания умершего); чувство вины (обвинение себя в невнимательности к умершему и преувеличение малейших оплошностей); враждебные реакции; ажитированная депрессия с напряжением, возбуждением, бессонницей, с чувством малоценности и потребностью в наказании; утрата моделей поведения; особенно яростная враждебность против определенных лиц; активность, наносящая ущерб собственному экономическому и социальному положению.

Задача 11○ . Назовите факторы, определяющие, по К. Изарду, горе. На какие группы вы можете разделить следующие факторы?

Биологическая реакция, обеспечивающая групповую сплоченность; обычай улыбаться в состоянии горя; сильное, но чрезвычайно кратковременное переживание горя; утрата аффективной привязанности; ощущение потери чего-либо ценного и любимого; генетическая детерминанта горя; утрата привлекательного качества в самом себе; приспособление к потере.

Задача 12● . Продолжите приведенные высказывания о связи эмоциональных состояний с болезнями.

  1. При постоянном подавлении вспышек гнева развиваются...
  2. Печаль, которая не проявляется в слезах, заставляет...
  3. В 80% случаев инфаркта миокарда ему предшествовали...
  4. Сердце чаще поражается...
  5. Болезни печени связаны с частыми переживаниями...
  6. Болезни желудка связаны с частыми переживаниями...

Задача 13● . Прочтите следующие высказывания. Определите, кто из перечисленных исследователей является их автором: Н. А. Рерих, В. К. Вилюнас, У. Джемс, В. Вундт, А. Н. Леонтьев, Б. Спиноза, П. В. Симонов.

  1. [...] определял эмоции как состояния, которые "увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее".
  2. [...] утверждал: "Телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и осознание нами этого возбуждения в то время, как оно совершается, и есть эмоция".
  3. "Эмоции, - писал [...], - выполняют роль внутренних сигналов. Они являются внутренними в том смысле, что сами не несут информацию о внешних объектах, об их связях и отношениях, о тех объективных ситуациях, в которых протекает деятельность субъекта. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности".
  1. "Совокупность образов, связанных с ситуацией, породившей сильное эмоциональное переживание, образует в памяти прочный комплекс, актуализация одного из элементов которого влечет, даже против воли субъекта, немедленное "введение в сознание других элементов"".
  2. "Всю систему чувств, - писал [...], - можно определить как многообразие трех измерений" (удовольствия и неудовольствия, напряжения и разрядки, возбуждения и успокоения), "в котором каждое измерение имеет два противоположных направления, исключающих друг друга".
  3. Согласно формуле, предложенной [...], сила и качество возникшей у человека эмоции в конечном счете определяются силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в сложившейся ситуации.
  4. "Каждая радость уже есть новый путь, новая возможность. А каждое уныние уже будет потерею даже того малого, чем в данный час мы располагаем. Каждое взаимное ожесточение, каждое прощение обиды уже будет прямым самоубийством или явною попыткою к нему. Окриком не спасешь, приказом не убедишь, но светлое "радуйся", истинное, как светильник во тьме, рассеет все сердечные стеснения и затмения".

Задача 14● . Проанализируйте следующие утверждения. Оцените их правильность с точки зрения современной психологии эмоций.

  1. Чувства и эмоции человека имеют животное происхождение, и по мере развития психики они будут исчезать.
  2. Человеку грустно, потому что он плачет, а не наоборот.
  3. Одни и те же физиологические сдвиги могут сопровождать несколько разных эмоций.
  4. Чувства непередаваемы языком слов и движений.
  5. Без эмоций невозможны познание и деятельность.
  6. Разум всегда способен взять верх над эмоциями.
  7. Эмоциональная жизнь человека в корне отличается от эмоций животных.
  8. Эмоции являются источником силы для нервных клеток коры больших полушарий, выполняя роль своеобразного аккумулятора нервной энергии.

Задача 15● . Объясните приведенный исторический факт. Что стало причиной такого резкого изменения в эмоциональных отношениях?

В 1848 г. в результате взрыва металлический стержень длиной примерно 1 м и весом более 5 кг пробил череп некоего Финеаса Гейджа, 25-летнего мастера, работавшего на железнодорожной стройке. Из-за этого несчастного случая его левая лобная доля была удалена так чисто, как это можно было бы сделать только с помощью хирургической операции. Гейдж чудесным образом выжил, но его характер резко изменился. До ранения это был симпатичный, надежный и трудолюбивый человек. После выздоровления он стал беспокойным, крикливым, грубым и импульсивным. Наблюдавший его врач писал, что Гейдж "почти не проявляет уважения к своим товарищам, раздраженно реагирует на ограничения и советы, если они идут вразрез с его желаниями; он то невыносимо упрям, то капризен и нерешителен; строит многочисленные планы будущих действий, которые так и остаются неосуществленными".

Задача 16● . Обобщите смысл приведенных высказываний. Определите, что общего и различного в эмоциях и чувствах.

  1. Эмоции - это есть работа инстинкта, а чувства - горечь, печаль и т.д. - это уже статья другая, это связано с затруднением деятельности больших полушарий... Чувства связаны с самым верхним отделом, и все они привязаны ко второй сигнальной системе. (По И. П. Павлову )
  2. Чувства сложнее эмоций, поскольку испытывают на себе влияние не только и не столько психофизиологических процессов, сколько всей совокупности индивидуальных особенностей личности, ее жизненного опыта, мировоззрения и ее социальных отношений. (Б. Д. Парыгин )
  3. Эмоции отражают не предметы и явления реального мира, а объективные отношения, в которых эти предметы и явления находятся к нуждам организма. Эмоции, не являясь еще формой познания, вызывают не образ предмета или явления, а переживание. (К. К. Платонов )

Задача 17● . Ниже приведен пример из книги К. Форбс "Mama"s Bank Account". Объясните описанный сдвиг в эмоциональном отношении.

Девочка, от лица которой ведется повествование, вначале вместе со своими тетушками весьма негативно и пренебрежительно относится к одному из своих дядюшек. Им кажется, что он занят исключительно собой. Несмотря на то что его работа, состоящая в покупке захудалых ферм, их отстройке и перепродаже, должна, казалось бы, приносить неплохой доход, он живет чрезвычайно бедно. Неприязнь он вызвал, продав какие-то фамильные ценности, вывезенные из Норвегии, и, очевидно, прикарманив деньги. Родственники понимают, что у него есть свои трудности. Им известно, что он в детстве получил какое-то увечье и сильно хромает, но их возмущает его крайний эгоцентризм.

Когда он умер, семья собралась на похороны, не без интереса относясь к вопросу об оставленном им состоянии. Однако оказалось, что никаких денег он не оставил, - нашли лишь маленькую записную книжку с множеством записей типа: Джозеф Спенелли, четыре года. Туберкулез левой ноги. 237 долларов. Ходит. Джеми Келли. 9 лет. 435 долларов. Ходит. Эста Дженсен. 11 лет. Растяжка, 121 доллар. Сэм Бернштейн. Пять лет. Косолапость. 452,16 долларов. Ходит .

В результате этой дополнительной информации происходит резкий и стойкий сдвиг эмоционального состояния. Почему?

Задача 18● . Объясните, почему...

а) когда мы повторяем слово "лимон", во рту становится кисло?

б) чтобы подавить вспышку гнева, неплохо сосчитать до десяти?

в) для поддержания бодрости люди иногда насвистывают?

г) если весь день просидеть с унылым видом, вздыхая и отвечая на вопросы мрачным голосом, то охватит меланхолия?

д) если думать и говорить, что сейчас стошнит, то это может и произойти?

е) К. С. Станиславский советовал студентам в драматических сценах думать о чем-то грустном и плохом, чтобы вызвать вполне реальные слезы?

Задача 19● . Дайте объяснение противоречию, звучащему в следующих примерах.

  1. Когда люди встречают близкого человека на вокзале после долгой разлуки, они часто плачут, вместо того чтобы радоваться.
  2. На свадьбе новобрачные, вместо того чтобы радоваться, часто чувствуют взаимное раздражение и переживают комплекс отрицательных эмоций.
  3. Когда не ладятся дела и человек наталкивается на препятствие в осуществлении своей деятельности, он вместо огорчения и печали часто демонстрирует гнев, ярость, агрессию.
  4. Спортсмены, побив мировой рекорд, вместо того чтобы испытывать гордость и счастье, часто плачут и раздражаются.
  5. Когда человека провоцируют, обижают, задевают, он часто смеется в лицо обидчику.
  6. В напряженных, экстремальных, рискованных ситуациях вместо страха люди шутят, смеются.

Задача 20● . С какими из приведенных тезисов можно (нельзя) согласиться и почему? Какие тезисы нуждаются в уточнении?

  1. Под воздействием эмоций нарастает продуктивность деятельности.
  2. Под влиянием эмоций усиливается тенденция к фантазированию.
  3. Эмоции снижают страх перед неизвестным.
  4. Эмоции снижают внимание к деятельности.
  5. Обилие эмоций разрушает мыслительную деятельность.
  6. Страх - это всегда следствие недостатка информации.
  7. В момент удивления отсутствуют мысли.
  8. Эмоции нужны для приспособления к окружающей среде.
  9. По закону Йоркса - Додсона, деятельность не достигает успеха, когда человек относится к ней отрицательно либо когда он относится к ней чрезмерно положительно.
  10. По образному выражению И. П. Павлова, "страсть можно вогнать в мышцы".

Задача 21● . Прочитайте приведенные отрывки. С кем из авторов вам хочется согласиться? Кого после этих строк вы охотнее бы завели - собаку или кошку? Поясните, чем эмоции животных отличаются от человеческих.

1. М. Цветаева, "Кошки"

Они приходят к нам, когда
У нас в глазах не видно боли.
Но боль пришла - их нету боле:
В кошачьем сердце нет стыда!
Смешно, не правда ли, поэт,
Их обучать домашней роли.
Они бегут от рабской доли:
В кошачьем сердце рабства нет!
Как ни мани, как ни зови,
Как ни балуй в уютной холе,
Единый миг - они на воле:
В кошачьем сердце нет любви!

2. Дж. Вест, "Посвящение собаке": "Единственным, совершенно бескорыстным другом человека в этом корыстном мире, другом, который никогда не покинет его, который никогда не бывает неблагодарным и не предаст его, является собака. Собака останется рядом с человеком в богатстве и в бедности, в здравии и болезни. Она будет спать на холодной земле, где дуют зимние ветры и яростно метет снег, только бы быть рядом с хозяином. Собака будет целовать ему руку, даже если эта рука не может дать ей еды; она будет зализывать раны и царапины - результаты столкновений с жестокостью окружающего мира. Собака охраняет сон своего нищего хозяина так же ревностно, как если бы он был принцем. Когда уходят все остальные друзья, этот останется. Когда все богатства улетучатся и все разваливается на куски, собака так же постоянна в своей любви, как солнце, шествующее по небу".

Задача 22● . Поясните, как определяет Ф. Е. Василюк: а) гедонистическое переживание, б) реалистическое переживание, в) ценностное переживание, г) творческое переживание. Каким личностям свойственны эти типы переживаний? Проанализируйте, какой тип переживаний мог бы быть прототипом для перечисленных исторических и литературных персонажей.

Ван Гог, Родион Раскольников, Мартин Иден, Сомс Форсайт, доктор Швейцер, Джульетта, Скарлетт О"Хара, Обломов, Глеб Жеглов, Плюшкин, Микеланджело, Гитлер, Шариков, Лолита, Павел Корчагин, Базаров, Катерина Измайлова, Петр I, Галилео Галилей, Иван Грозный, Иван Сусанин, Муссолини, Паганини, Карлсон, Воланд, Сальери, Алеша Карамазов, Лука, Васса Железнова, Колумб, отец Сергий.

Задача 23● . Какие индивидуальные особенности чувств (сила, глубина, амбивалентность, устойчивость) проявляются в приведенных примерах? Какое влияние (регулирующее, стимулирующее, дезорганизующее) оказали здесь чувства на поведение и образ жизни?

  1. Урок английского языка. Ученики принесли в класс ворону. Молодая преподавательница Н. забралась на подоконник, чтобы поймать птицу и выпустить ее. В это время в класс заглядывает ее коллега и любимый человек М. Он резко отчитывает Н. Смущенная, расстроенная, она выбегает в коридор, чтобы объяснить ему суть происходящего. Но тот холоден и строг. Н. возвращается в класс, хватает ворону, которую кто-то из учеников завернул в тряпку, выбрасывает беспомощную птицу в окно. Взволнованные и возмущенные ученики грубят учительнице. Одного за другим она выгонят их за дверь
  1. "Не знаю, - пишет юноша девушке, - люблю я тебя или ненавижу. Мне кажется, что эти чувства во мне странным образом перемешаны. Ставлю вопрос: почему я могу тебя любить? Не нахожу ответа. Но нет, кажется, оснований и для ненависти. Может быть, ты поможешь мне понять самого себя и чем вызвано мое такое нелепое состояние по отношению к тебе".
  2. Сталевар 41 года переживает тяжелое состояние по поводу смерти единственной 18-летней дочери. Раньше он очень любил свою профессию, отличался сознательным и ответственным отношением к труду. Во время войны работал по 2-3 смены, не выходя из цеха. Теперь работа ему в тягость, он жалуется на крайнюю усталость и апатию.
  3. Анна Каренина накануне гибели размышляет о своем отношении к Вронскому: "Моя любовь все делается страстнее и себялюбивее... У меня все в нем одном, и я требую, чтобы он все больше и больше отдавался мне... Если бы я могла быть чем-нибудь, кроме любовницы, страстно любящей одни его ласки; но я не могу и не хочу быть ничем другим". (Л. Н. Толстой )

Задача 24● . Проанализируйте с точки зрения теории эмоций высказывание экспрессивной танцовщицы Мэри Уигман (1) и танцевального психотерапевта Шильдера (2). Каковы психологические механизмы моделирования эмоций?

  1. Танец - это живой язык, которым говорит человек, это художественное обобщение, парящее над реальной основой, для того чтобы высказаться на более высоком уровне, в образах и аллегориях сокровенных человеческих эмоций. Танец прежде всего требует общения прямого, потому что его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения - человеческое тело, естественные движения которого создают материал для танца, единственный материал, являющийся его собственным и самостоятельно им используемым.
  2. Между мышечной последовательностью напряжения и расслабления (включенной во все выразительные движения) и психической установкой столь тесные взаимоотношения, что не только психическая установка связана с мышечным состоянием, но также каждая последовательность напряжения и расслабления вызывает физическую установку. Специфическая мышечная последовательность изменяет внутреннее состояние, установки и даже вызывает воображаемую ситуацию, которая соответствует мышечной последовательности. (По К. Рудестаму )

Задача 25★ . "Переведите" на научный язык современной психологии эмоциональных состояний и дайте пояснения следующим поэтическим строкам.

  1. О память сердца, ты сильней Рассудка памяти печальной! (К. Н. Батюшков )
  1. ...Так, значит, и впрямь Всю жизнь удаляется, а не длится Любовь, удивленья мгновенная дань? (Б. Пастернак )
  2. Тьмы низких истин нам дороже Нас возвышающий обман. (А. С. Пушкин )
  3. Приманкой ласковых речей Вам не лишить меня рассудка. (Е. А. Баратынский )
  4. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? (Ф. И. Тютчев )
  5. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. (А. С. Пушкин )
  6. Когда ты злобен или болен, Тоской иль страстию палим, Поверь: тогда еще ты волен Гордиться счастием своим! (А. Блок )
  7. Слеза всегда смывает что-то И утешение несет. (В. Гюго )

Задача 26★ . Постарайтесь вчувствоваться в японские хайку. Гамму каких переживаний они стараются передать?

Конец осенним дням.
Уже раскрыла руки
Каштана скорлупа.
(Басё)

Бушует осенний вихрь!
Едва народившийся месяц
Вот-вот Он сметет с небес.
(Какэй)

Над ручьем целый день
Ловит, ловит стрекоза
Собственную тень.
(Тиё-ни)

На песчаном белом берегу
Островка
В Восточном океане
Я, не отирая влажных глаз,
С маленьким играю крабом.
(Басё)

Ливень грозовой!
За траву чуть держится
Стайка воробьев.
(Бусон)

Так кричит фазан,
Будто это он открыл
Первую звезду.
(Исса)

О, с какой тоской
Птица пленная следит
Бабочек полет.
(Исса)

Задача 27★ . "Проверьте алгеброй гармонию", попытавшись объяснить, за счет чего в стихах возникает эмоциональный настрой. Выделите ключевые слова, создающие настроение - какое?

Я клавишей стаю кормил с руки
Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.
Я вытянул руки, я встал на носки,
Рукав завернулся, ночь терлась о локоть.
И было темно. И это был пруд
И волны. - И птиц из породы люблю вас,
Казалось, скорей умертвят, чем умрут
Крикливые, черные, крепкие клювы.
И это был пруд. И было темно.
Пылали кубышки с полуночным дегтем.
И было волною обглодано дно
У лодки. И грызлися птицы у локтя.
И ночь полоскалась в гортанях запруд.
Казалось, покамест птенец не накормлен,
И самки скорей умертвят, чем умрут,
Рулады в крикливом, искривленном горле.
(Б. Пастернак)

Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблеклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду и кольцом на стеклах, -
И на стволах, которым сотни зим...
И, наконец, - чтоб было всем известно! -
Что ты любим! любим! любим! любим! -
Расписывалась - радугой небесной.
(М. Цветаева)

И в яму, в бородавчатую темь
скольжу к обледенелой водокачке
и, спотыкаясь, мертвый воздух ем,
и разлетаются грачи в горячке,
и я за ними ахаю, крича,
в какой-то мерзлый, деревянный короб...
(О. Мандельштам)

Сегодня чувствую в сердце
неясную дрожь созвездий,
но глохнут в душе тумана
моя тропинка и песня.
Свет мои крылья ломает,
и боль печали и знанья
в чистом источнике мысли
полощет воспоминанья...
(Ф. Гарсиа Лорка)

Китайцу подражать с душой прозрачно-ясной,
Кто в забытьи немом рисует беспристрастно
Смерть, бороздя фарфор, где меж снегов луна
Цветком причудливым в выси восхищена,
И аромат цветка всю жизнь луны заполнил...
(Малларме)

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
(С. Есенин)

Ты не знаешь, как приятно слушать
Твой милый голос,
Когда ты читаешь
Под пестрой лампой, за чаем,
Японские рассказы.
Я тихонько мешаю сахар
И слежу, как чаинки,
Кружась и танцуя,
Собираются постепенно
Все в одну горку...
И не понимаю ни слова,
Только слышу
Твой милый голос
Под пестрой лампой
Где-то далеко-далеко...
И улыбаюсь.
(В. А. Юнгер)

Задача 28★ . Представьте, что вы - приверженец традиционного психоанализа. Что бы сказал психоаналитик, наблюдая следующие эмоциональные проявления? Всегда ли внешние эмоциональные проявления совпадают с их психологическим содержанием?

  1. Тетя Соня очень любит индийские кинофильмы и готова смотреть их по нескольку раз, при этом всегда плачет в определенных местах, утирая глаза кончиком фартука и трубно сморкаясь.
  2. Вика не выносит Иннокентия: когда им приходится оказаться рядом, она чувствует, что у нее падает настроение, она теряет интерес к происходящему, ее охватывает нестерпимое раздражение, и она начинает его задирать, грубить и подшучивать над ним.
  3. Майкл и Бобби любят группу "Оазис". Сейчас они находятся на стадионе, где проходит концерт, и стоят в группе фанатов недалеко от сцены. Майкл, красный от переполняющих его эмоций, вопит во все горло, движения его угловаты, он сдирает с себя футболку и размахивает ею. Бобби, наоборот, бледен, у него холодеют крепко сжатые пальцы, по телу бегают мурашки, со стороны кажется, что он пребывает в полуобморочном или трансовом состоянии.
  4. Тофик Нариманов вторую неделю продает на Черемушкинском рынке зеленые мандарины. Вот к нему подходит покупательница. Тофик медленно начинает чистить лучший экземпляр своего товара, с наслаждением вдыхая запах мандарина: "Подходи! Покупай мандарин: мед, рахат-лукум, пальчики оближешь! На весь базар нет такой мандарин! А запах... От один такой запах можно умереть!"

Задача 29★ . Попробуйте объяснить и проиллюстрировать примерами следующие выражения.

"Образованное сердце", "канализация эмоций", "животное удовлетворение", "голые эмоции", "кричащий цвет", "страсти-мордасти", "глубокие чувства", "дикий взгляд", "накал (кипение) страстей", "паралич чувств", "слабость эмоционального резонанса", "безумная страсть", "растрепанные чувства", "сам не свой", "терять голову", "взрыв эмоций", "анатомия любви", "разрушительные эмоции", "душевное смятение", "аффект мимо", "умные эмоции", "эмоционально насыщенная мысль", "эмоциональное познание", "пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет", "эмоции - цыгане нашей психики".

Задача 30★ . Прочитайте выдержки из работы К. Юнга "Психологические типы". Что нового он внес в учение об эмоциях? Какие представления традиционной психологии были им пересмотрены? Определите, где приводятся описания эмоций в экстравертированной установке, а где - в интровертированной. Возможны ли ситуации "пересечения" бессознательных установок?

  1. Я могу почувствовать, что меня влечет к предикату "красивый" или "хороший" не потому, что я из субъективного эмоционального переживания нахожу объект "красивым" или "хорошим", но потому, что подходит назвать его так. Например, картину можно назвать красивой, потому что вообще предполагается, что, вися в салоне, подписанная известным художником, картина - красива. Или потому, например, что предикат "безобразная" может огорчить семью счастливого обладателя картины, или потому, что среди гостей салона имеется намерение создать приятную эмоциональную атмосферу, для чего необходимо, чтобы все казалось приятным.
  2. Отношение к объекту по возможности сохраняется в спокойном и безопасном среднем состоянии эмоций, между упорным сдерживанием страсти и ее безграничностью. Выражение эмоций поэтому остается умеренным, и объект всегда чувствует свою недооценку, если он ее осознает.

Так как этот тип по большей части холоден и сдержан, то поверхностное суждение легко отказывает ему во всякой эмоции. Но это неверно, эмоции развиваются в глубину - интенсивное сострадание замыкается перед всяким выражением и достигает болезненной глубины, которая объемлет бедствие мира и поэтому немеет. Вдруг оно внезапно проявится в избытке и приведет к изумляющему поступку, так сказать, героического характера, которому ни окружающие, ни сам человек не могут найти истолкования.

Перед самим собою он выражает свою цель и свое содержание, быть может, в скрытой и боязливо хранимой от глаз профана религиозности или в такой же не вызывающей изумления поэтической форме, не без тайного честолюбивого стремления осуществить этим превосходство над объектом.

  1. Эмоции такого человека соответствуют объективным положениям и общепринятым ценностям. Это сказывается особенно ясно в выборе объекта любви: любят "подходящего" человека, а не кого-нибудь другого, он подходит не потому, что он вполне соответствует субъективной скрытой сущности женщины - об этом она в большинстве случаев ничего не знает, - но потому, что он по своему знанию, возрасту, состоянию, величине и почтенности своей семьи соответствует всем разумным требованиям. Такие разумные браки существуют без числа. Такие жены хорошие подруги своим мужьям и хорошие матери, потому что "правильно" чувствовать они могут только тогда, когда ничто другое не мешает эмоциям. Ничто, однако, так сильно не может помешать чувствованию, как мышление. Такая женщина может очень хорошо думать, насколько это позволяют эмоции, но каждое логическое заключение, которое могло бы помешать чувствованию, просто отвергается. О нем обычно не думают. И, таким образом, ценят и любят все, что считается хорошим согласно объективной оценке.
  2. Преобладание такого вида чувствования К. Юнг нашел главным образом среди женщин. Пословица "Тихая вода - глубока" касается именно таких женщин. Они по большей части молчаливы, труднодоступны, непонятны, часто скрываются за детской или банальной маской, бывают меланхолического склада темперамента. Они не блистают и не выдвигаются вперед. Так как в отношениях они руководствуются преимущественно своими субъективно ориентированными эмоциями, то их истинные мотивы остаются по большей части скрытыми. Внешне они проявляют приятное спокойствие, не стремятся принуждать другого, влиять на него или даже воспитывать и изменять его. Если внешняя сторона более выражена, то появляется оттенок индифферентности и холодности, который может усилиться до равнодушия к благополучию и несчастью другого. Тогда ясно чувствуется, как эмоции "отворачиваются" от объекта.
  3. Задача 31★ . Проанализируйте "лики любви". Вычлените из приведенных отрывков сущностные характеристики любви как высшего человеческого чувства. Как вы считаете, существует ли "мужская" и "женская" любовь?

1. Что такое любовь? Ветерок ли, шелестящий в кустах шиповника, или вихрь, ломающий мачты кораблей?.. Это золотое свечение крови... (К. Гамсун )

2. В брусниках, в лопухах,
в крапивном аромате,
в агавах и в шипах
шиповника и роз,
в тюльпанах, в табаке,
в матером молочае,
в метели маттиол,
как некогда поэт,
как некогда в сирень,
и в желтом фиолете,
lжелтофиолей вдрызг,
как некогда дитя,
расплакался старик,
тугой, как конский щавель,
Кохана, витер, сон
Их либе, либе дих...
(В. Аксенов)

3. ...Я храм украшу и тебе оставлю
Всех радостей ключи,
Чтоб ты не выглядела хмурой...
(Д. Китс)

4. Лишь раз один, как папоротник, я
цвету огнем весенней, пьяной ночью...
Приди за мной к лесному средоточью,
в заклятый круг, приди, сорви меня.
Люби меня. Я всем тебе близка.
О, уступи моей любовной порче!
Я, как миндаль, смертельна и горька,
нежней, чем смерть, обманчивей и горче.
(Ч. де Габриак)

5. ...Любви моей ты боялся зря:
Не так я страшно люблю:
Мне было довольно видеть тебя,
Встречать улыбку твою!
И в теплом ветре ловить опять
То скрипок плач,
То литавров медь...
А что я с этого буду иметь?
Того тебе - не понять...
(Н. Матвеева)

6. Было душно от жгучего света,
А взгляды его - как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился - он что-то скажет...
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.
Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застит туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.
Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся -
И загадочных, древних ликов
На меня поглядели очи...
Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его - напрасно.
Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно.
(А. Ахматова)

7. Самый гнусный обман - хитростью лишить кого-то любви; это роковая утрата, не восполнимая ни во времени, ни в пространстве. (С. Кьеркегор )

8. ...Не пой мне песен о солнечном свете:
Солнце - враг влюбленных.
Пой мне о сумерках и тенях
И о полуночных воспоминаниях.
(Сапфо)

Задача 32★ . Попробуйте догадаться, какие эмоции и чувства имеются в виду в следующих метафорах и определениях.

  1. Зачаточный, не резко выраженный гнев человека на самого себя (Гегель )
  2. Плохой регулятор, но мощная пружина (Эмерсон )
  3. Внутренний голос, предупреждающий, что за нами кто-то следит (Менкен )
  4. Любовь к тому, что сам приказываешь себе (Гете )
  5. Бриллиант на руке у добродетели (Вольтер )
  6. Логарифм гордости (Вольфрам )
  7. Самая утонченная форма мести (Грасиан )
  8. Любовь, которая терзается болью любимых (Фенелон )
  9. Дитя добродушия (Ричардсон )
  10. Корень всех зол (Чосер )
  11. Кратковременное безумие (Гораций )
  12. Опьянение ума (Саути )

Задача 33★ . Попытайтесь продолжить следующие изречения.

Эмоции – это субъективные переживания человека, которые выражают его отношение к окружающей действительности и окрашивают все поведение человека.

1. Сигнальная – сигнализируют о том, что вокруг нас происходит в окружающей действительности. 2. Регулятивная – эмоции могут выступать в качестве мотива поведения (регулируют нашу деятельность).

Аффект – это бурная кратковременная вспышка. Это ярость, ужас, гнев, отчаяние, эйфория. Возникает в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и является как бы сдвинутым к концу событием.

«Холодная» эмоция Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающие при общении с людьми при разногласии жизненных взглядов. Бедная мимика. «Горячая» эмоция Гнев - отрицательное эмоциональное состояние, протекает в форме аффекта и вызывается внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения очень важной потребности.

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Гипоталамус отвечает за сильные эмоции Миндалина отвечает за агрессивное поведение и страх Гиппокамп отвечает за агрессию и страх Ретикулярная формация выполняет функция фильтра (фильтрует эмоции) Голубое пятно – выработка норадреналина, который запускает депрессию если его не хватает, а ели в избытке – стресс) Черная субстанция – вырабатывает дофамин – гормон радости Кора головного мозга отвечает за высшие эмоции, сдерживание эмоций.

Расскажите о связи правого и левого полушария с эмоциями. Что будет если поражено правое полушарие и что будет, если повреждено левое полушарие?

При поражении Правого полушария наблюдается легкая возбудимость с эйфорией и шутливостью Левого полушария наблюдаются депрессивные реакции

В настоящее время накоплено большое число экспериментальных и клинических данных о роли полушарий головного мозга в регуляции эмоций. Изучение функций левого и правого полушария обнаружило существование эмоциональной асимметрии мозга. По данным В. Л. Деглина, временное выключение левого полушария электросудорожным ударом тока вызывает сдвиг в эмоциональной сфере “правополушарного человека” в сторону отрицательных эмоций. Настроение ухудшается, он пессимистически оценивает свое положение, жалуется на плохое самочувствие. Выключение правого полушария вызывает противоположный эффект -- улучшение эмоционального состояния. Т. А. Доброхотова и Н. Н. Брагина установили, что больные с поражениями в левом полушарии тревожны, озабочены. Правостороннее поражение сочетается с легкомыслием, беспечностью. Эмоциональное состояние благодушия, безответственности, беспечности, возникающее под влиянием алкоголя, связывают с его преимущественным воздействием на правое полушарие мозга. Демонстрация фильмов разного содержания с помощью контактных линз в правое или в левое поле зрения показала, что правое полушарие быстрее реагирует на слайды с выражением печали, а левое -- на слайды радостного содержания. По другим данным правое полушарие быстрее опознает эмоционально выразительные лица независимо от качества эмоции. Распознавание мимики в большей степени связано с функцией правого полушария. Оно ухудшается при поражении правого полушария. Повреждение височной доли, особенно справа, нарушает опознание эмоциональной интонации речи. При выключении левого полушария независимо от характера эмоции улучшается распознавание эмоциональной окраски голоса. Выключение левого полушария делает ситуацию непонятной, невербализуемой и, следовательно, эмоционально-отрицательной. Выключение правого полушария делает ситуацию простой, ясной, понятной, что вызывает преобладание положительных эмоций. Эмоциональная асимметрия мозга характерна и для нормальных здоровых людей. Для лиц с доминантным правым полушарием характерна повышенная тревожность, нейротизм. Преобладание функций левого полушария, определяемого по группе двигательных, зрительных и слуховых методик, сочетается с низкими значениями тревожности.

Изменение сопротивления кожи, частоты сердечных сокращений, кровяного давления, расширение и сужение сосудов, температуры кожи, гормональный и химический состав крови и т. д.

Фактором, запускающим эмоции является условный и безусловный стимул. Такие стимулы возбуждают импульсы, активируют ствол мозга и далее гипоталамус и кору, формируя поведение, сопровождающееся эмоциональным возбуждением. Каждая эмоция имеет свои центральные структуры управления. Раздражая нервные структуры, расположенные на различных уровнях мозга, возможно воспроизводить те или иные эмоциональные реакции посредством активации отдельных звенье регуляции эмоционального поведения.

Генезис возникновения эмоций связан рассогласованием акцептора действия с результатом действия или ходом его выполнения на этапах действия. Эмоция есть механизм наказания стратегически вредных (отрицательная эмоция) или награды стратегически полезных (положительная эмоция) путей поведения.

Потребностно - информационная теория эмоций Симонова (1970) Эмоции есть отражение мозгом человека и высших животных качества и величины актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, которую субъект непроизвольно оценивает на основе врожденного или ранее приобретенного индивидуального опыта.

Алгоритм возникновения эмоций по Симонову Э=-П(Н-С), где Э- эмоции, П- потребность, Н – информация, необходимая для организации действия по удовлетворению данной потребности, С – информация, которая есть (сушествует реально) и может быть использована для организации целенаправленного поведения.

Социальные отрицательные эмоции

Стыд

Когда человек чувствует стыд, он, как правило, ста­рается как бы уменьшиться в размерах, отводит взгляд, краснеет, опускает или вообще закрывает глаза. Широ­ко открытые глаза и стыд - явления несовместимые. «Бесстыжие твои глаза! Отвернись!» - так часто гово­рят ребенку и воспитывают у него стыдливость. Психо­логические исследования показывают, что стыд испытывают практически все. При этом сознание человека заполнено им самим, но осознает он в себе только то, что ему кажется неприличным. В это же время он чув­ствует себя несостоятельным, некомпетентным.

Вот как пишет о стыде Томкинс: «Хотя ужас обра­щается к жизни, а смерть и страдание окутывают мир покрывалом слез,стыд наносит самые глубокие раны сердцу. Хотя страх и страдание причиняют боль, они наносят удары, которые смягчаются самоанализом и самооправданием; ностыд переживается как внутрен­нее мучение, болезнь души. Безразлично, были ли при­чиной унижения и стыда чьи-то обидные насмешки или человек высмеял сам себя. В обоих случаях он чувствует себя будто нагим, потерпевшим поражение, отвергну­тым, потерявшим достоинство». Стыдясь, человек ви­дит себя объектом презрения и насмешки, ребенком, слабость которого выставлена на всеобщее обозрение, считает, что другие над ним будут смеяться.

Сразу же практический выход: никогда не следует стыдить партнера. Если у него нет совести, ваши стре­лы пройдут мимо. Если вы попадете в цель, то наживе­те врага. Но как часто мы стыдим зависящего от нас партнера вместо того, чтобы потребовать прямого вы­полнения задачи. «Как тебе не стыдно! Опять не по­мыл обувь!» - вместо: «Помой обувь». «Как вам не стыд­но! Опять оставили рабочее место в беспорядке!» - вмес­то: «Приведите, пожалуйста, в порядок рабочее место». Еще лучше в таких случаях начать сразу так: «Я уверен, что с сегодняшнего дня...» Но самое главное, что чело­век теряет самоуважение. Застенчивый человек черес­чур озабочен тем, как он выглядит в глазах других.

Стыд возникает у человека только в процессе воспи­тания. У животных стыда нет. Некоторые ученые счи­тают, что стыд все-таки приносит какую-то пользу. Так, человек, как правило, старается избегать ситуаций, вы­зывающих стыд, лучше учиться и работать, приличней вести себя. Говорят, что стыд способствует мысленно­му проигрыванию трудных ситуаций, что приводит к усилению Я и самокритики, облегчает развитие само­стоятельности.

Ли.» л, 1ч*к. ирнк.гшк.ующии врач, больше вижу вреда от стыда Я согласен с теми, кто утверждает, что стыд со­держит враждебный импульс по отношению к мышле­нию. Гинекологи, сексопатологи, урологи и хирурги знают, как часто стыд и застенчивость приводят к тому, что многие люди поступают на лечение в клинику уже с запущенными формами тяжких болезней, как рак пря­мой кишки и грудной железы, фибромиома матки, про­статит, геморрой и т. п. А сколько несчастий происхо­дит из-за того, что мужчина стыдится обратиться за помощью к врачу по поводу импотенции, а женщина по причине половой холодности.

Приведу в этой связи один пример.

Моему клиенту было 57 лет, и он встречался с жен­щиной моложе его на 21 год. Оба они были разведены. Она потянулась к нему, но он боялся углублять отноше­ния, так как всю жизнь считал себя в сексуальном плане слабым мужчиной.

Вот вкратце его история.

Женился он по любви в возрасте 23 лет. Жена была года на три моложе. Оба не имели опыта половой жизни. Вначале сексуальные отношения как будто были нормальные. Но потом понял, что его супруга относится к категории так называемых Холодиых Женщин. Удовлетворения от интимных отношении она не испытывала и старалась их избегать. На этой почве стали возникать конфликты. Как-то раз, когда муж, настаи­вая на близости, сказал ей, что жена должна выполнять свои супружеские обязанности, она легла на спину, раздвинула ноги и сказала, чтобы он делал свое дело. Естественно, у него ниче­го не получилось. Она высмеяла его. С тех пор неуверенность при интимных отношениях моего клиента не покидала. Семейная жизнь проходила в конфликтах. Дети их не сблизи­ли. Развестись с женой при такой потенции не решался. Так хоть иногда, хоть и неполноценно, он жил половой жизнью. Встречались женщины, которые ему нравились, но рассказать им о своем «дефекте» он не мог, а обратиться к врачу стеснял­ся. В 54 года почувствовал себя полным импотентом. Дети были уже взрослые, и он разошелся с женой. Высвободилось время, и он стал посещать изостудию, вспомнив увлечение детства. Там он и познакомился с женщиной, о которой шла речь выше.

Я посоветовал своему клиенту рассказать все этой своей при­ятельнице и объяснил, что беспокоящие его нарушения имеют юуикшяоиальныи характер и, конечно, обратимы. Вот уже три года я с удовольствием встречаюсь с этой счастливой па­рой. Как-то он сообщил мне, что никогда не подозревал, что у него такая высокая потенция. Он даже внешне помолодел, а когда я с ним познакомился, он выглядел стариком.



А вот случай не с таким счастливым концом.

Есть такая категория людей, которые даже у хороших знако­мых стесняются ходить в туалет. Так вот, наш герой принадле­жал к таким людям. В молодости он полюбил. Они были однокурсниками. Дело шло к свадьбе. Однажды во время сви­дания у него случилось расстройство желудка. Следовало бы сказать своей любимой, что ему нужно срочно разыскать туа­лет, но он постеснялся. Настроение сразу упало. Чтобы бы­стрее расстаться с девушкой, он придрался к какому-то пустя­ку. Они рассорились и в конечном итоге расстались. Все полу­чилось, как в комедии. Только в комедии в конце концов герои все-таки сходятся. Здесь же разрыв был окончатель­ным. У каждого потом была своя неудавшаяся жизнь. Судьба свела их через 20 лет на традиционной встрече выпускников, и только тут выяснилось то старое недоразумение.

Я мог бы привести еще много таких случаев. Они ку­рьезны, комичны и даже трагичны. Вот почему я ду­маю, что у человека не должно быть ни чувства стыда, ни застенчивости. Не нужны такие стимуляторы и ог­раничители для развития личности. А что же тогда нуж­но? Вы уже догадались. Развивать мышление! Оно должно стать и нашим стимулятором, и нашим ограни­чителем. Оно подскажет, когда не стоит раздеваться донага, но заставит пойти к врачу при болезни половых органов и будет сохранять нейтралитет в вопросах любви.

Вина

Одна из основных задач современной психотерапии - это снятие чувства вины. Оно является не врожден­ным, а воспитанным состоянием души, как и связанная с ним мораль. Чувство вины ребенку навешивается в первые годы его жизни, когда мышление его не развито и предлагаемые нормы морали («что такое хорошо, а что такое плохо») принимаются без критики. Когда же нор­мы морали нарушаются, человек начинает испытывать чувство вины. Тот, кто читал «Психологию айкидо», уже знает, что нормы морали являются содержанием Роди­теля. В нем и наша совесть. Но требования морали ме­няются. То, что морально сейчас, было аморально в про­шлом и, может быть, будет аморально в будущем. Жизнь меняет свои очертания и суть. Но требования устарев­шей морали жестко накладывают на человека чувство вины, и он перестает быть самим собой.

Моральное поведение необходимо. В этом нет никакого сомнения. Иначе человечество перестало бы существовать. Кроме того, правила морали облегчают жизнь: многие действия становятся автоматическими, не надо думать - следуй правилам морали!

Но нужна ли мораль нашей душе? Вспомним Мои­сеевы заповеди: «Не убий», «Не укради», «Не прелю­бодействуй» и т. д. Но именно запреты делают для че­ловека желанным то, что запрещено. Помните, это мы уже обсудили. Дайте себе зарок во время чтения не смот­реть на правый верхний угол страницы, удерживайтесь от взгляда на правый верхний угол страницы, все время помните, что вы не должны смотреть на правый верх­ний угол страницы, пристыдите себя за то, что вам все время хочется посмотреть на правый верхний угол стра­ницы (там есть что-то такое, на что смотреть нельзя). И вот вас уже неудержимо тянет туда посмотреть. И если вы удержитесь, тянуть все равно будет. Итак, бессозна­тельно отрицание не воспринимается.

«Нашему полку запретили читать, - рассказывал Швейк, - и через две недели полк стал самым читаю­щим». Причем солдаты читали все, в том числе об­рывки газет, в которые торговки заворачивали по­купки. «Не смотрите на графин с водой», - сказал я как-то на лекции. Одна слушательница тут же взгля­нула на него. Я ее упрекнул. Она ответила: «Но должна же я посмотреть на то, на что не должна смотреть!» Запрещая, мы создаем образ запрещаемого, и через некоторое время у человека появляется желание сделать то, что запрещено. А желание надо удовле­творять, и он делает то, что запрещено. А если не делает, то его раздирает противоречие между желанием и запретом, между чувством и долгом. Так недалеко и до болезни.

Сухой закон увеличивает потребление алкоголя, сек­суальные запреты усиливают разврат, а строгие законы - тяжесть преступлений. Все идет по Закону - Закону природы. Будем помнить, что писаные законы, если они не соответствуют ему, паутина - только для слабых, силь­ныйее прорвет.

Когда Иисуса Христа упрекнули, что он разрушает заповеди, он ответил, что пришел не разрушить закон, а усилить. Так, Иисус Христос прелюбодеяние в «сердце своем» тоже называет грехом.

Во время семейной ссоры жена одного моего паци­ента сказала ему: «Я тысячу раз могла тебе изменить, но только моя порядочность меня удерживала!». Так сколько же раз она изменяла ему «в сердце своем»? И после этого эпизода они разошлись, хотя прожили вмес­те 23 года. Понятно, что вместе были их тела, а душа у жены была в другом месте. Но ведь любовь - функция души. Именно она делает нас людьми.

У счастливого человека душа не расстается с телом. Когда же мы охвачены страхом, душа устремляется в будущее, когда мы депрессии - в прошлое. При личност­ных контактах следует беспокоиться, чтобы прежде всего душа партнера была с нами. Своим ученикам я всегда говорю, чтобы они не ходили ко мне на занятия, если у них идет борьба мотивов. Пусть идут туда, а не ко мне. Еслитам будет интереснее, я порадуюсь за них, а если нет, душа их останется со мной, и потом она приведет тело. Когда число моих учеников заметно уменьшится, это будет сигналом того, что я стал неинтересным чело­веком. Я начну интенсивнее работать над собой. Мо­жет быть, я не верну ушедших, но смогу удержать вновь прибывших. Я постараюсь лучше вести занятия, и мне не надо будет апеллировать к морали и твердить, что нужно регулярно заниматься, что без учебы нельзя стать хорошим специалистом. Им будет интересно, и они ста­нут хорошими специалистами. Будут поступать мораль­но и даже не будут подозревать, что поступают мораль­но. Вот это и есть, с моей точки зрения, истинная свобода: я делаю то, что хочу, а нужно это всем. Именно она нужна душе, а не мораль.

А теперь хочу обратиться к вам, дорогой читатель! Если я вам наскучил, бросьте читать, пойдите туда, куда влечет вас душа. Ваш уход принесет мне пользу: я по­стараюсь писать лучше.

Спасибо, что вы остались со мной! Большое спасибо!

Итак, поведение должно быть моральным, а мораль душе не нужна. Нет ли здесь противоречия? И если нет морали, то что же обеспечивает моральное поведение? Какие качества следует развивать, чтобы избавление от моральных догм не дезорганизовало поведения?

«Не убий!» Я хочу убить ближнего, но мораль не пус­кает. Не убиваю, сдерживаю себя, но тогда убиваю себя, а это тоже аморально. И себя нельзя убивать. Итак, да­вайте думать! Ну хорошо, вы мне не понравились, и я вас убил. Мне стало легче. Но что дальше? Конечно же, у вас есть друзья, родственники, они начнут выяснять обстоятельства. В конечном итоге они меня разыщут и убьют. Предположим, мне удалось избежать разобла­чения. Но ведь я живу в страхе, нарушая эмоциональ­ную диету и тем самым убивая себя. Как-то я смог пре­одолеть страх разоблачения. Теперь я начну убивать все чаще. В конце концов люди объединятся и убьют меня. Итак, если у меня хорошо развито мышление, я не буду вас убивать. Если вы мне не понравились, я могу поста­раться с вами не общаться. Но и это не выход. Ибо люди с подобными качествами могут встретиться и в будущем. Поэтому лучше всего научиться общаться с вами и не наступать на вашу больную мозоль. А так как у вас есть достоинства, попытаюсь выявить их и использовать. Нет, я не буду вас убивать не потому, что я хороший, а потому, что это глупо. Постараюсь сделать вам хорошо не потому, что я хороший, а потому, что мне это выгодно.

Ребенка с ранних лет учат заповеди«Не укради», часто при этом калеча его психику. Именно это и про­изошло в детстве с одной моей пациенткой, интелли­гентной женщиной 45 лет.

Однажды, когда ей было лет пять-шесть, она захотела моро­женого. Родителей дома не было. Она взяла из сумочки матери деньги я купила мороженое. С ее точки зрения, она не крала, а удовлетворяла свои потребности. Но в доме поднялся такой грандиозный скандал на тему «Не укради», что этот случай запал ей в душу и она потом всю жизнь боялась быть уличенной в краже. Никогда не оставалась одна в классе, когда была ученицей, а потом в учительской, когда стала педагогом. Всегда следила, чтобы коллеги не оставляли на виду деньги и шейные вещи. Все это было известно коллективу, и когда в учительской пропали деньги, то, конечно, все в пер­вую очередь подумали на нее. Моя пациентка стала оправды­ваться, что только усугубило дело. Уволиться она побоялась, так как считала, что тем самым как бы докажет свою вину, и продолжала долгие годы работать с репутацией воровки.

Что может заменить заповедь «Не укради»? Конеч­но, умение зарабатывать. Ведь чаще всего крадут тогда, когда денег нет, а хочется удовлетворить какую-то по­требность. Когда человек умеет зарабатывать, да к тому же еще и работа у него творческая, интересная, ему и мысль о краже в голову не придет, а потребности не бу­дут слишком высоким. В детстве - занимательные игры, в школьные годы - интересная учеба, у взрослых - твор­ческая работа сделают лишней заповедь «Не укради».

Случай, когда человек ворует из зависти, гораздо сложнее. Он может быть богатым и тем не менее воро­вать. Но тогда его надо избавлять от зависти. Зависть делает человека несчастным, и помочь избавиться от нее

Однаиз задач психотерапии.

Кому нужна заповедь«Не прелюбодействуй»? Ко­нечно, человеку, у которого есть сексуальные пробле­мы. Если они решены, нет необходимости хранить эту заповедь в душе. Если же не решены, то для того, чтобы я не ухаживал за вашей женой, вы обязательно будете призывать меня соблюдать эту заповедь. Итак, решение опять-таки не в простом следовании заповеди, а в люб­ви. Ибо, как говорил Франкл, только отношения любви исключают измены. На этом я прекращаю обсуждение этой важной темы, так как ей посвящена очередная книга этой серии. Она уже написана и скоро выйдет в свет.

«Мораль маскирует нашу низость и злобу, как одежда - физические недостатки. Мораль делает нас ручными зверями, наряжает во что-то благородное», - писал Ниц-ше. Великим драконом называл он мораль. «Ты должен» называется дракон... Чешуйчатый зверь «ты должен», искрясь золотыми искрами, лежит... на дороге, и на каждой чешуе блестит, как золото, «ты должен». И «я хочу» не должно существовать.

Возражать морализирующему человеку очень тяже­ло, потому что он прав, но что-то делать надо. Ведь на самом деле он неправ. Конечно, мы должны делать за­рядку, ходить на работу, мыть руки, чистить зубы, пла­тить за услуги, быть благодарными, почитать родите­лей и т. п. Но проглоченные в детстве без всякой оцен­ки и непереваренные, эти правила требуют стопроцент­ного исполнения, что весьма затрудняет жизнь. Так, вы надели плащ вместо куртки, сели в трамвай и поехали на работу. Через две или три остановки вы обнаружили, что у вас нет ни рубля. Все деньги остались в куртке! Бесплатно ехать нельзя, просить деньги или талон у не­знакомых людей нельзя! Возвратиться домой или встать и пойти пешком? Но нельзя опаздывать на работу! Как ни поступи, все равно нарушаются правила, и вы на­чинаете испытывать чувство вины. Так вот, мои на­блюдения показывают, что последнее возникает тогда, когда человек нарушает правила, привитые ему роди­телями и обществом, а не выработанные на основе соб­ственного опыта. Я вам советую провести ревизию ваших правил. Те из них, которые вытекают из опыта, следует оставить, остальные же отрыгнуть или пе­реварить. В противном случае вы рискуете заболеть, а также испортить жизнь не только себе, но и ок­ружающим.

Приведу в связи с этим один типичный случай.

У моей 45-летней клиентки, директора школы, матери троих детей, страдала хроническим психическим заболеванием мать. Ухаживая за ней, она совершенно измучилась. Но состояние больной ухудшилось, и требовался все больший уход. Клиен­тка стала раздражительной на работе и невыносимой дома. Кроме того, нарушился сон, побаливало сердце, трудно было справляться с обязанностями на работе. Когда я предложил решить вопрос в принципе, т. е. поместить мать в больницу для психохроников, она категорически отказалась: «Я себе этого никогда не прошу!» Не хотела нарушить некоторые свои заповеди, а то, что из-за этого косвенно страдает около тысячи человек, в расчет не принималось!

Итак, надо с помощью разума избавляться от мораль­ных догм и тем самым от чувства вины. И Боже мой! Какое облегчение испытываешь, когда это случается! Я всю жизнь руководствовался идеей, которая заложена в пословице: плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Ее я понимал как необходимость продвигать­ся по службе. Но как мне стало легко, когда я понял, что должен мечтать стать генералом только для того, чтобы быть хорошим солдатом, что успех - это побоч­ный продукт правильно организованной деятельности, что нужно думать только о своем личностном росте. Как мне стало легко, когда я понял, что надо просто делать свое любимое дело и что чудака от человека, добивше­гося успеха, отличает только то, что второй добился успеха. Но самое интересное, что после этого я начал продвигаться по лестнице успеха, хотя пока еще слыву чу­даком. Мне очень хочется, чтобы эта книга и, конечно, самоанализ помогли вам переварить хотя бы некоторую часть ваших догм.

Страдание


Страдание — самая частая отрицательная эмоция, так же как интерес — положительная. Это глубинный эффект, который может быть вызван голодом, холодом, болью, шумом, жарой, ярким светом, разочарованием, неудачей, потерей и т. д. Свою жизнь человек начинает со страдания. При акте рождения ребенок лишается рая внутриутробного существования и выражает свое возмущение громким криком. И в дальнейшем, как указывает Изард, страдания становятся неотъемлемой частью жизни.

Страдание зависит от личностных установок. Вот почему для одних увольнение с работы, конфликт на производстве, лишение девственности вне законного брака, неудача в любви являются глубокой драмой, другие переносят это спокойно. Но существует много причин для страданий, которые совершенно не зависят от личности. Это кризисы экономические, война, тяжелая болезнь, катастрофа, внезапная смерть любимого человека. Часто мы начинаем осознавать, что были счастливы, когда наступает страдание.

Печальное выражение лица знакомо всем. При явном страдании брови поднимаются вверх и сдвигаются. Если человек часто находится в состоянии печального раздумья, то между бровями закладываются вертикальные морщины. В наиболее выраженные моменты страдания человек плачет. Слезы облегчают страдание, не находя выхода, они душат. Как только человек заплакал, выраженность страдания становится меньше. Однако с самого детства ребенка приучают сдерживать слезы. Поэтому одной из задач психологического тренинга является возвращение человеку способности плакать при страдании.

Страдающий человек чувствует себя покинутым, одиноким, никому не нужным, бессильным, глупым и т. д., в общем, он чувствует себя несчастным. Но страдание выполняет и полезную функцию. Оно дает знать человеку, что ему плохо, заставляет действовать, решать проблемы и тем самым спасает человека от разрушения. Кроме того, страдание сплачивает людей.

Не следует, не разобравшись в причинах страдания, пытаться облегчить его. Когда страдание возникает при утрате близкого человека, необходимо время, чтобы привыкнуть к отсутствию того, с кем провел долгие годы. Довольно часто человеку, находящемуся в горе, предлагают взять себя в руки. Но у человека, который все время держит себя в руках, возникает своеобразная болезнь . Как пишет Ницше, «...он постоянно пребывает в оборонительной позе, вооруженный против самого себя, вечный вахтер своей крепости, на которую он обрек себя. Да, он может достичь величия в этом! Но как ненавистен он теперь другим, как тяжек самому себе, как истощен и отрезан от прекраснейших случайностей души!» А как часто мы слышим такую «поддержку»: «Тебе бы мои беды!»

Как же поддержать человека, находящегося в горе? Я предлагаю такой вариант: «Я восхищен твоим мужеством, тем, как ты переносишь свое горе! Я бы давно не выдержал и разревелся!» Это, по-моему, настоящая поддержка, тогда как «Возьми себя в руки» — это фактически восхваление самого себя: «У меня обстоятельства потяжелее, но я держусь».

Человека надо не стыдить, а учить переносить страдание. Как указывала Изард, если родители выказывают к ребенку презрение, когда он плачет, он может привыкнуть сгорать от стыда всякий раз, когда ему захочется плакать. Все это может сделать ребенка боязливым, болезненно застенчивым. По мнению Томкинса, отношение к страданию воспитывается посредством наказания, поощрения, неполного поощрения и смешанным способом.
Если родители наказывают ребенка, не обращая внимания на причину его страдания, и у него нет возможности объясниться, это может привести к притворству, слабой выраженности индивидуальности, чрезмерному избеганию страдания, апатии и усталости. Если еще при этом ребенка бьют, он начинает плохо переносить боль. Вот почему мужчины хуже переносят боль, чем женщины (мальчиков ремешком наказывают чаще, чем девочек).

Если родители поощряют ребенка проявлять свои страдания, пытаются успокоить его и уменьшить действие фактора, вызывающего страдание, устранить его, то ребенок будет иметь возможность выражать страдание, бороться с ним и побеждать его. Он будет больше доверять людям, будет благополучно переживать страдания, которые обычно сопровождают радость и любовь, у него сформируется более оптимистическое отношение к жизни.

При неполном поощрении родители целуют, обнимают и гладят плачущего ребенка, вместо того чтобы сделать понятной для него причину страданий. Такой ребенок будет не преодолевать страдание, искать его причину, а искать успокоения. Из таких детей могут вырасти алкоголики и наркоманы.

При смешанном способе маленького ребенка поощряют плакать, чуть подрос — начинают наказывать. Мать требует одно, отец — другое. В результате замедляется развитие личности, возникает неудовлетворенность при контактах с другими людьми, зависимость в межличностных отношениях и боязнь конфликтов.

Тяжелей всего переносить страдание, когда оно кажется бессмысленным. Поэтому нужно найти в нем смысл. «Потерпите немного, — говорит врач больному, ощупывая его живот. — Я хочу определить, аппендицит у вас или просто колит». Страдание приобрело смысл. Ведь надо решать, делать операцию или нет, и больной терпит! Как утверждает Франки, если в потере найти что-то положительное, страдание станет легче. «Никакие деньги не бывают помещены выгоднее, чем те, которые вы позволили отнять у себя обманным образом: ибо на них мы непосредственно приобретаем благоразумие», — писал А. Шопенгауэр.

Гнев


Длительно существующая депрессия (тоска), давая известный отдых организму, является врожденным возбудителем гнева. Большинству людей знакомо чувство гнева, наступающего после страдания. На работе его отругали, что вызвало страдание. Он пришел домой и с гневом набросился на ребенка. Гневается он не столько на ребенка, сколько на источник страдания, но, к сожалению, часто не осознает этого. В результате такая ситуация повторяется довольно часто.

Гнев возникает обычно тогда, когда появляются препятствия для удовлетворения потребностей. Это могут быть физические помехи, правила, законы и, наконец, собственная неспособность. Если препятствия незначительны и легко преодолеваются, гнев может не возникнуть. Иное дело, когда препятствие преодолеть не удается, а желание сохраняется. Часто низкий уровень гнева в течение длительного времени подавляется, что наносит вред здоровью. Я в гневе на партнера. Но в обществе мне надо скрыть это. Я весь напрягаюсь, с яростью сжимаю кулаки и вместо того, чтобы уничтожить источник гнева, уничтожаю себя.

Когда животное приходит в ярость, оно оскаливает зубы, широко раскрывает глаза. Вся поза выражает готовность напасть. Такое проявление гнева можно видеть только у ребенка. У взрослого человека она наблюдается только в экстремальных ситуациях. А чаще всего нам приходится гасить свой гнев. Тогда зубы стискиваются, губы сжимаются, брови сводятся, ноздри расширяются и крылья носа приподнимаются. При гневе кровь кипит, лицо горит. Происходит мобилизация нервной системы и всего организма. Человек чувствует себя сильным, у него появляется потребность в немедленных действиях, которые могут быть иррациональны, если человек не предпримет что-нибудь для контроля над гневом. Гнев подавляет страх и страдание.

Связку «страх — страдание — гнев » можно проследить на следующем примере, который приводит Изард.
Мать пошла за покупками и оставила маленького сына дома. Вначале он чувствовал себя хорошо. Но мать задержалась. Стало темно. Ребенок испугался и стал плакать. Страх вызвал чувство заброшенности и страдание, которое усилило страх. Но если мальчик рассердится на мать, у него уменьшатся и страх, и страдание.
В эволюции человека гнев имел большое значение для выживания. Сейчас гнев часто выполняет отрицательную функцию. Когда он возникает, ему сопутствуют чувство несправедливости, ощущение, что тебя обманули, предали, унизили, а иногда появляется мысль и о всеобщей несправедливости. Если гнев долго сдерживается, часто возникает отвращение к объекту, который его вызывает.

Родители, педагоги, начальники, часто конфликтующие со своими детьми, учениками, подчиненными! Хорошо запомните это положение. Если зависимый от вас партнер кричит на вас в ответ, он относится к вам еще более или менее сносно. Но те, кто молчит и сдерживает свой гнев, испытывают к вам отвращение. Вот так-то!

Если удается справиться с опасным соперником, к гневу примешивается радость, и в результате возникает чувство презрения к сопернику (эта сложная эмоция представляет собой смесь гнева и радости). Презрение — самая холодная и разрушительная эмоция. Если доля гнева в презрении начинает падать и такое состояние становится хроническим, человек может превратиться в садиста.


Close