Медиафайлы на Викискладе

«Со́кол» (также известен как «посёлок художников ») - первый в Москве кооперативный жилой посёлок , основанный в 1923 году . Расположен в Северном административном округе , неподалёку от построенной позднее станции метро «Сокол ». Посёлок «Сокол» стал одним из воплощений концепции города-сада . С 1979 года посёлок находится под охраной государства как памятник градостроительства первых лет советской власти. С 1989 года посёлок «Сокол» перешёл на самоуправление.

Расположение

Посёлок занимает квартал в районе пересечения улицы Алабяна и Волоколамского шоссе . Жилые дома посёлка расположены в границах улиц Алабяна, Левитана , Кипренского , Врубеля и Малого Песчаного переулка . Кроме того, к посёлку относятся бывшая часовня кладбища «Арбатец» (улица Алабяна, дом 2а) и здание казарм станции Серебряный Бор (улица Панфилова , дом 6б).

Ближайшие станции метро - 02 «Сокол » и 14 «Панфиловская » - находящиеся примерно в 500 м к востоку от посёлка и в 350 м к югу соответственно. В непосредственной близости от посёлка на улице Алабяна расположены две остановки наземного общественного транспорта: «Улица Алабяна» автобусов № 60, 88, 105 и «Улица Левитана» автобусов № 26, 60, 88, 100, 105, 175, 691, 691к и троллейбусов № 19, 59 .

История

Предыстория

Архитекторами посёлка «Сокол» была реализована популярная в начале XX века концепция «города-сада » . Идея поселения, которое сочетало бы в себе лучшие свойства города и деревни, была выдвинута британцем Эбенизером Говардом в 1898 году . Уже в 1903 году появился проект строительства на Ходынском поле в Москве подобного города-сада. Этот проект некоторое время дорабатывался, но события 1914-1917 годов помешали его реализации .

В градостроительных планах 1920-х годов - «Новая Москва» Алексея Щусева и «Большая Москва » Сергея Шестакова - также широко использовалась идея «города-сада». Окраины и пригороды Москвы предполагалось застроить посёлками, состоящими из невысоких домов, в которых должны были быть свои библиотеки, клубы, спортивные и детские площадки, детские сады .

Основание посёлка

Жилищно-строительное кооперативное товарищество «Сокол» было образовано в марте 1923 года , а 11 апреля состоялось первое организованное собрание кооператива . В товарищество входили сотрудники наркоматов , экономисты, художники, учителя, агрономы , техническая интеллигенция и рабочие . Первым председателем правления кооператива «Сокол» был председатель профсоюза «Всекохудожник » Василий Сахаров . Кооператив получил в аренду участок на окраине села Всехсвятского площадью 49 десятин с обязательством застроить его через 7 лет примерно 200 домами . Уже осенью 1923 года там началось строительство посёлка «Сокол».

Членам-пайщикам кооператива предоставлялось право пользоваться жилой площадью на протяжении 35 лет без каких-либо ограничений. Паевые взносы кооператива «Сокол» составляли 10,5 золотых червонцев за вступление, 30 - при выделении участка и 20 - при начале строительства. Полная стоимость коттеджа , которая выплачивалась на протяжении нескольких лет, составляла 600 червонцев. Это достаточно высокие цены, которые были далеко не всем по карману .

Происхождение названия

До сих пор нет единого мнения, почему посёлок получил название Сокол . Согласно наиболее распространённой версии, первоначально этот посёлок планировалось строить в Сокольниках - отсюда и название. Появилась даже печать с изображением сокола, держащего домик. Однако затем планы изменились, и для посёлка выделили землю близ села Всехсвятского, но жилищный кооператив своё название сохранил . По другой версии, высказанной историком П. В. Сытиным , посёлок был назван по фамилии жившего здесь агронома и животновода А. И. Сокола , который разводил в своём дворе породистых свиней . Иная версия говорит о том, что посёлок получил название от строительного инструмента - сокол штукатурный .

Проектирование и строительство

В проектировании посёлка участвовали знаменитые архитекторы Н. В. Марковников , братья Веснины , И. И. Кондаков и А. В. Щусев . При планировке улиц применялись нестандартные пространственные решения. Дома посёлка строились по индивидуальным проектам. В основном строительство посёлка было завершено к началу 1930-х годов. Всего было построено 114 домов со всеми удобствами.

По мере строительства посёлка складывалась его социально-бытовая инфраструктура. Были построены два продовольственных магазина. Товарищество на свои средства открыло библиотеку и столовую. В посёлке были устроены две спортивные площадки. На нечётной стороне улицы Левитана был разбит парк. В 1927 году в посёлке «Сокол» открылся детский сад. В его штат входила всего одна воспитательница, а остальную работу посменно выполняли дежурные мамы .

В конце 1920-х концепция застройки «Сокола» индивидуальными жилыми домами была подвергнута критике. Идеология того времени предполагала строительство коллективных рабочих домов. Примечательно, что одним из критиков «Сокола» стал автор генплана посёлка и архитектор большинства его домов Н. В. Марковников . С учётом реалий времени в конце 1920-х - начале 1930-х в посёлке было построено несколько многоквартирных домов для рабочих.

Посёлок в 1930-х годах

В начале 1930-х годов у посёлка «Сокол» изъяли часть территории, которая ещё не была застроена (между улицей Врубеля и Волоколамским шоссе). Там возвели несколько жилых домов для работников НКВД . В 1938 году на месте сквера в центре посёлка построили четырёхэтажный родильный дом № 16 .

Посёлок во время войны

С начала 1950-х годов начались попытки сноса посёлка . Согласно легенде, против этого высказался Сталин , когда он посещал стройку на соседней Новопесчаной улице . В 1958 году появился план строительства многоэтажных жилых домов на части территории посёлка. Однако, благодаря усилиям жителей «Сокола», в 1962 году этот проект был отменён. Вскоре появился новый проект сноса 54 из 119 коттеджей: «…давно пора сковырнуть „курятники“ посёлка бульдозером», - грозили в райисполкоме . Но и на этот раз «Сокол» удалось отстоять. Против сноса посёлка как единого архитектурного комплекса выступали Министерство культуры, Общество охраны памятников и Союз архитекторов . В результате решением Моссовета № 1384 от 25 мая 1979 года посёлок поставили под государственную охрану как памятник градостроительства первых лет советской власти .

Современный период

В конце 1980-х годов в стране начала развиваться коммерческая деятельность. В то же время средств на содержание посёлка власти выделяли мало. Тогда жители организовали структуру, чтобы зарабатывать деньги на содержание посёлка, - агентство «Сокол». Агентство приносило прибыль за счёт работ, выполненных на договорной основе. Его доходы многократно превысили объём средств, выделяемых райисполкомом . Для того, чтобы жители могли более эффективно решать территориальные вопросы, 14 июля 1989 года в посёлке было учреждено территориальное общественное самоуправление .

Усилиями самоуправления был проведён значительный объём ремонтно-восстановительных работ. В посёлке организовывали различные праздничные мероприятия, издавали газету «Голос Сокола» . В центре посёлка появились детская площадка и обелиск в память погибших в Великой Отечественной войне . В 1998 году «Сокол» отмечал своё 75-летие. К этой дате было приурочено открытие музея посёлка .

В 1990-е и 2000-е годы многие жители посёлка стали продавать свои дома, так как их стоимость стала очень высокой. Несмотря на то, что статус памятника архитектуры обязует владельцев домов согласовывать все строительные работы с Москомнаследием , некоторые старые дома посёлка были снесены, а на их месте возведены элитные особняки. Отдельные здания входят в список самых дорогих домов Москвы по версии журнала Forbes .

Первоначально планировалось застроить посёлок «Сокол» тремя типами коттеджей : бревенчатыми, каркасно-засыпными и кирпичными. Позднее каждый из типов домов многократно варьировался. Согласно замыслам архитекторов, использовались различные конструкции и материалы. Поскольку «Сокол» являлся первенцем советской жилищно-строительной кооперации , он стал своего рода базой для испытания архитектурных решений.

Многие постройки посёлка являлись экспериментальными. Некоторые технологии, использованные при строительстве «Сокола», позже были внедрены в массовое строительство. Дом 10 по улице Верещагина, построенный Н. В. Марковниковым, являлся экспонатом Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1923 года . Помимо традиционных строительных материалов, использовали торфофанеру, соломоблоки, фибролит , шлакоблоки . По проекту Н. Я. Колли в посёлке был построен дом из армянского туфа , чтобы проверить свойства этого материала перед использованием его в облицовке здания Центросоюза на Мясницкой улице . В 1948 году два экспериментальных жилых дома были построены на улице Сурикова по проекту З. М. Розенфельда .

Несколько домов возводилось по образцу русских построек XVII-XVIII веков. Особую известность получили рубленые деревянные избы братьев Весниных, построенные в стиле вологодского деревянного зодчества . Симметрично расположенные деревянные дома на улице Поленова напоминают северные сторожевые башни .

Архитектурный ансамбль посёлка «Сокол» был во многом уникален. Опыт «Сокола» использовался при строительстве Новосибирского Академгородка , посёлка Павлово в Ленинградской области , а также рабочих посёлков на «Усачёвке », на Беговой улице и в селе Богородском .

Дома посёлка «Сокол»
«Вологодская изба» (арх. братья Веснины) Жилой дом (арх. Н. В. Марковников) Жилой дом (арх. И. И. Кондаков) Здание часовни (арх. Р. И. Клейн)
Многоквартирный дом (арх. Н. Дюрнбаум) «Сторожевая башня» (арх. братья Веснины) Жилой дом (арх. Н. В. Марковников) Дом на две семьи (арх. З. М. Розенфельд)

Планировка

Первоначальный план посёлка «Сокол» был разработан Н. В. Марковниковым по Гипподамовой системе : улицы пересекались под прямыми углами и делили посёлок на несколько одинаковых кварталов. Но позднее к работе над планом присоединился В. А. Веснин , и совместно ими было решено отдать предпочтение свободной планировке .

Важное значение придавалось восприятию окружающей среды. Эта концепция была разработана философом П. А. Флоренским и художником-графиком В. А. Фаворским . Улицы посёлка были проложены таким образом, чтобы зрительно расширить пространство. Например, улица Сурикова поделена на три разные по ширине части, благодаря чему с одного конца она кажется очень длинной, а с другого - короткой. Улица Поленова в своей центральной части «сломана» под углом 45°, и поэтому она кажется более длинной и широкой. Фасады некоторых домов не имеют окон, чтобы не задерживать на себе взгляд .

Посёлок «Сокол» занимает площадь в 21 га . Каждый участок имеет площадь примерно 9 соток .

Озеленение

Каждая улица посёлка по предложению специалиста по садоводству профессора А. Н. Челинцева засажена определённой породой деревьев. Так, на улице Сурикова растут липы крупнолистные , на улице Брюллова - клёны татарские , на улице Кипренского - клёны остролистные (разновидность schwedleri ), а на улицах Шишкина и Врубеля - ясени . На широкой улице Поленова высажены в два ряда клёны серебристые и липы мелколистные . Малый Песчаный переулок и улица Саврасова обсажены тополями .

Среди жителей посёлка было немало садоводов-любителей. Агроном-селекционер Н. И. Любимов в 1920-е - 1930-е годы выращивал на своём участке выведенные им сорта цветов. В 1927 году им была создана первая в стране ячейка общества любителей зелёных насаждений, которая объединяла 30 жителей «Сокола». В посёлке произрастали и редкие растения, некоторые из них занесены в Красную книгу . Сады посёлка «Сокол» являются частью природного комплекса Москвы .

Территориальная община

Музей посёлка

Музей посёлка «Сокол» был открыт в 1998 году . Он находится в здании территориальной общины по адресу: улица Шишкина , дом 1. В музее имеется множество старых фотографий, рассказы о жителях посёлка, а также обломок самолёта АНТ-20 «Максим Горький».

Улицы посёлка

В первоначальном проекте улицы посёлка назывались иначе, чем сейчас: Большая, Центральная, Школьная, Вокзальная, Телефонная, Столовая и т. п. В 1928 году улицы посёлка были названы в честь русских художников: Левитана , Сурикова , Поленова , Врубеля , Кипренского , Шишкина , Верещагина и др. Поэтому «Сокол» стал известен также как «Посёлок художников». Улицы на северо-западной части первоначальной территории, позднее изъятой у посёлка, предполагалось назвать в честь русских композиторов. Автором новой топонимики «Сокола» был известный художник-график П. Я. Павлинов . В названиях улиц «Сокола» прослеживается связь с дореволюционной традицией: уже в 1910 году под Москвой появился дачный посёлок «Клязьма », где улицы носили имена русских писателей, поэтов и художников .

Изображение Название Описание Дома посёлка
Улица Алабяна Улица существовала до строительства посёлка. Нынешнее название получила в 1959 году в память о советском архитекторе Каро Семёновиче Алабяне . Улица проходит вдоль юго-восточной границы посёлка. № 8а, 8б, 8в
Улица Брюллова Столовая улица . В 1928 году получила нынешнее название в память о русском художнике Карле Павловиче Брюллове . Расположена между улицами Сурикова и Врубеля. № 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12
Улица Венецианова Алексея Гавриловича Венецианова . Улица является самой короткой в Москве (48 метров). Представляет собой тупик , соединяющийся с улицей Сурикова. № 3, 4
Улица Верещагина Улица появилась в составе посёлка. Первоначальное название - Уютная улица -баталиста Василия Васильевича Верещагина . Расположена между улицами Сурикова и Шишкина. № 3, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24/2
Улица Врубеля Улица появилась в составе посёлка. Первоначальное название - Центральная улица . В 1928 году получила нынешнее название в честь русского художника Михаила Александровича Врубеля . Улица проходит вдоль северо-западной границы посёлка. № 5, 7, 9, 11/22
Улица Кипренского Улица появилась в составе посёлка. Первоначальное название - Вокзальная улица . В 1928 году получила нынешнее название в честь русского художника Ореста Адамовича Кипренского . Улица проходит вдоль западной границы посёлка, между улицами Врубеля и Левитана. № 4, 8/26, 10, 12, 14
Улица Крамского Улица появилась в составе посёлка. В 1928 году получила название в честь русского художника Ивана Николаевича Крамского . Расположена между улицами Шишкина и Серова. № 3
Улица Левитана Улица появилась в составе посёлка. Первоначальное название - Парковая улица . В 1928 году получила нынешнее название в честь русского художника Исаака Ильича Левитана . Улица проходит вдоль южной границы посёлка. № 4, 6, 6а, 8, 10, 16, 18, 20, 22, 24/2
Малый Песчаный переулок Переулок существовал до строительства посёлка. Получил название по характеру почвы, по аналогии с другими улицами и переулками села Всехсвятского . Переулок проходит вдоль северо-восточной границы посёлка. № 2а, 5, 7, 9, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25/14
Улица Поленова Улица появилась в составе посёлка. Первоначальное название - Большая улица . В 1928 году получила нынешнее название в честь русского художника Василия Дмитриевича Поленова . Расположена между улицами Левитана и Врубеля. № 1/14, 2/12, 3, 4, 5/19, 6/17, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
Улица Саврасова Улица появилась в составе посёлка. Изначально в 1928 году получила название Улица Чайковского в честь русского композитора Петра Ильича Чайковского . Переименована в 1956 году в честь русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова (для устранения одноимённости улиц в Москве). Расположена между улицами Шишкина и Врубеля. № 1/3, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11
Улица Серова Улица появилась в составе посёлка. В 1928 году получила название в честь русского художника Валентина Александровича Серова . Расположена между улицами Крамского и Верещагина. № 1/2, 3
Улица Сурикова Улица появилась в составе посёлка. Первоначальное название - Телефонная улица . В 1928 году получила нынешнее название в честь русского художника Василия Ивановича Сурикова . Расположена между улицами Алабяна и Кипренского. № 3, 4, 5, 6, 7, 8/2, 9/1, 10, 11/2, 12, 13, 14/2, 15, 18, 20, 21, 21а, 21б, 22/2, 23, 23а, 23б, 25, 27, 29
Улица Шишкина Улица появилась в составе посёлка. Первоначальное название - Школьная улица пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина . Расположена между улицей Поленова и Малым Песчаным переулком. № 1/8, 4, 5/2, 6, 10

Известные жители

Примечания

  1. Е. Жукова. О «Соколе», его архитектуре и обитателях // Наука и жизнь . - 1983. - Вып. 10 . - С. 118-122 .
  2. Согласно информации на остановке
  3. История московских районов. Энциклопедия / Под редакцией К. А. Аверьянова. - М. : АСТ: Астрель, 2005. - С. 299-303. - ISBN 5-271-11122-9 .
  4. Москва 850 лет. Северный административный округ / Под ред. В. А. Виноградова. - М. : АО «Московские учебники и картолитография», 1997. - С. 90. - 144 с. - ISBN 5-7853-0019-2 .
  5. Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и др. Кремль. Китай-город. Центральные площади // Памятники архитектуры Москвы. - М. : Искусство, 1983. - С. 217. - 504 с. - 25 000 экз.
  6. Москва 850 лет. Северный административный округ / Под ред. В. А. Виноградова. - М. : АО «Московские учебники и картолитография», 1997. - С. 91. - 144 с. - ISBN 5-7853-0019-2 .
  7. Посёлок Сокол. История посёлка и его жителей / ред. Н. А. Соляник. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - С. 17. - 208 с. - 1000 экз. -

Есть в Москве, практически в центре, один интересный райончик, о котором даже и не все москвичи знают. Поселок Сокол затерялся среди многоэтажек, меджу Ленинградским проспектом и Волоколамским шоссе. Однако это место обладает своей удивительной атмосферой размеренности и спокойствия, когорого так не хватает Москве =)
О самом поселке достаточно информации в интернете, я не буду сильно повторяться, а покажу главным образом то, что увидела сама одним пасмурным летним днем, прогулявшись среди утопающих в зелени улиц.



Никаких художников здесь, конечно, нет. Просто улицы поселка названы в честь русских художников — Левитана, Сурикова, Поленова, Врубеля, Кипренского, Шишкина, Верещагина, Венецианова..
Фонтан- первое что бросается в глаза.

В поселке очень зелено, сейчас вы убедитесь)

Посёлок находится под охраной государства как памятник градостроительства первых лет советской власти. С 1989 года посёлок «Сокол» перешёл на самоуправление.

Внимание! Сейчас будет очень зелено!

На самом деле, там даже воздух другой.

Можно заглянуть за забор =)

Еще один зеленый кадр, ну что поделать.

А также совершенно потрясающая детская площадка, со всякими резными штуками)

В поселке тихо, и, я бы сказала- влажно)

Еще один фонтан. Этот уже на частной территории, за забором.

Этот домик мне почему-то больше всех приглянулся.

В 1990-е и 2000-е годы многие жители посёлка стали продавать свои дома, так как их стоимость стала очень высокой. Несмотря на то, что статус памятника архитектуры обязует владельцев домов согласовывать все строительные работы, некоторые старые дома посёлка были снесены, а на их месте возведены элитные особняки. Отдельные здания входят в список самых дорогих домов Москвы, как сообщает Википедия.

В гламурном райончике кстати заборы суровые настолько, что за ними ничего не рассмотришь. Есть что прятать, наверное.

Наткнулись на британскую школу. внезапно! Причем, запись туда ведется еще и только по рекомендациям, как мы поняли. Еще в поселке видели библиотеу, кулинарию, роддом, детский сад, школу. А вот магазина ни одного не нашли)

Перегнулась еще через один заборчик.

Поселок художников «Сокол»

В центре Москвы можно увидеть самый настоящий поселок в деревянными домиками, утопающими в зелени. Этот островок деревенской застройки чудом сохранился в столице. Всего десять минут нужно пройти от станции «Сокол», чтобы попасть в это уникальное место – поселок художников. Здесь ощущаешь, что находишься не в огромном мегаполисе, а далеко за городом, словно на машине времени переносишься в другое время.
Деревянные дома очень разные. Одинаковых не увидишь. Улицы названы в честь знаменитых русских художников Левитана, Поленова, Шишкина, Врубеля, Кипренского, Венецианова, Сурикова. А строили его именитые архитекторы и проектировщики – Алексей Щусев, Иван Кондаков, Николай Марковников, братья Веснины.
Как же родилась идея создать такой уникальный поселок? История его возникновения началась так: в 1920-х годах в Москве строилось очень много промышленных предприятий и в столицу со всех концов России стекались работники. Быстрый рост населения привел к тому, что необходимо было жилье, а средств у руководства страны не хватало. Тогда В. И. Ленин летом 1921 года подписал особый документ – декрет о кооперативном жилищном строительстве, согласно которому все, кто имел средства, могли строить жилье самостоятельно. Вот и развернули свою кипучую деятельность по проектированию нового образа Москвы известные архитекторы. Историки отмечают, что началачь эра бумажного строительства. В своем плане «Новая Москва» группа архитекторов И. Жолтовский и А. Щусев решили связать центр города с его окраиной. Они предлагали вдоль Московской окружной железной дороги посторить целый ряд так называемых малых центров, задуманных как города-сады. Неслучайно поэт Владимир Маяковский (1893-1930) написал: « Я знаю - город будет, я знаю - саду цвесть». В то время идея города-сада была очень популярна по всему миру. Принадлежала она английскому архитектору Э. Говарду (1850 -1928), который считал, что город с многоэтажными домами давит на человека, нужно быть ближе к природе, застраивать территории невысокими домами с приусадебными участками. В нашей стране поселок «Сокол» стал первым и единственным воплощением этой идеи в жизнь.
Так, образованный в 1923 году кооператив, куда вошли представители из разных слоев населения, должны были получить землю под строительство поселка в районе Сокольники. Однако земля там оказалась малопригодна для такого проекта. Поэтому выделили участок на восточной окраине Москвы: между селом Всехсвятским (от названия храма Церковь Всех Святых, возвышающегося и ныне на Песчаной площади) и станцией Серебряный Бор Московской окружной железной дороги. Не необходимые для строительства документы уже был поставлен штамп с эмблемой товарищества (летящий сокол с домиком в лапах). Название чуть сократили. Получилось - Сокол. Так же впоследствии назвали станцию метрополитена, а затем - и административный район столицы. Вот такое интересное происхождение названия района Сокол.

Каким же архитекторы представляли себе город-сад? Кстати, в подготовке проекта участвовали помимо именитых русских зодчих А. Щусева, братья Весниных, Н. Марковникова, Н.Дюрнбаума, Н. Колли, И. Кондакова, А. Семилетова, и художники-графики В. Фаворский, Н. Купреянов, П. Павлинов, Л. Бруни, и живописцы К. Истомин, П. Кончаловский, и скульптор И. Ефимов. Они стремились к одной цели: создать на не очень большой территории впечатление пространственного величия поселка. Поэтому улицы здесь так причудливо изгибаются, то визуально удлинятся, то, к удивлению, кажутся короткими, растворяются в зелени. Например, самая широкая улица в поселке, улица Поленова (сорок метров), проходя через главную площадь, «ломается» под углом в сорок пять градусов, и воспринимается как бесконечная. А если встать на поворотной улице, то дома словно вращаются.
Названия улиц - (по именам художников) появились позже, когда поселок уже заселялся, а изначально они были такими: Большая, Школьная, Телефонная, Уютная, Столовая.
Теперь расскажем о самих домах. Они построены в разных архитектурных стилях: здесь стоят избы с широкими свесами (т. е. частями крыши, которые выступают за линии стен домов), избы-башни (как отмечают специалисты по истории архитектуры, образ сибирских казачьих крепостей), кирпичные дома с мансардами по типу особняков.
Кроме экспериментальных архитектурных решений, использовались и новые материалы (например, спрессованная с цементом древесная стружка - фибролит) и новые технологии (новая конструкция фундамента – бетонная чаша).
Тщательно был продуман план озеленения: внутри кварталов расположены скверы, парки, широкие зеленые посадки вдоль улиц. Породы деревьев подбирались по-особому: красный клен, ясень, мелколистная и крупнолистная липа, американский клен, тополь альба. Здесь высаживалось и разводилось около 150 уникальных декоративных растений, многие из которых занесены в Красную книгу.
Огораживает территорию поселка невысокий забор из штакетин, накрываемых слегой-крышей. Завершают образ мелкие детали – уличные фонари, скамейки.
Строительство поселка продолжалось десять лет.

Как жили соколяне? Поселок заселялся представителями разных профессий. Среди них: архитекторы, художники, экономисты, инженеры, агрономы, снабженцы, учителя, врачи … Когда возникали трудности, связанные с обустройством быта, их разрешали все вместе, сообща. Основной принцип жизни соколян звучал так: от каждого по способностям. Так, со временем в поселке появились магазины, столовая, библиотека, детский сад и даже клуб-театр.
Воспитанию детей здесь уделялось большое внимание. Были построены спортивные площадки, действовал свой, в летнее время, пионерский лагерь. Развивать художественные и музыкальные способности можно было в мастерской скульптора Н. Крандиевской, в домашней школе графики П. Павлинова, в школе музыки А. Шимановского.
Старожилы поселка до сих вспоминают детский сад тех времен, где на добровольных началах была создана группа по изучению немецкого языка. Занятия проводились «на ходу», во время прогулок по Соколу и его окрестностям. Даже между собой в эти часы дети не имели права разговаривать по-русски. Результаты такой методики оказались блестящими: многие соколяне-детсадовцы стали известными лингвистами.
Действовала масса кружков: авиамодельный, кружок садоводов и цветоводов (Общество друзей зеленых насаждений) и даже кружок птицеводов.

Конечно, поселок привлекал к себе художников всей Москвы. Центром притяжения был дом П. Павлинова. Здесь часто собирались его друзья: П. Флоренский, В. Фаворский, И. Ефимов, Н. Купреянов, К. Истомин, Л. Бруни. Бывали скульпторы И. Шадр, П. Коненков, архитектор И. Жолтовский. Как отмечают историки искусства, целая плеяда в будущем ведущих русских художников - Кукрыниксы, Ю. Пименов, В. Цигаль, Л. Кербель, Ю. Коровин, К. Дорохов и другие - получили здесь, в атмосфере красоты и гармонии, первые уроки художественности.

Кроме художников, среди жителей поселка были и секретарь Л. Н. Толстого В. Г. Чертков, ветераны революции и гражданской войны. Многие жили, не только одни художники. Поэтому его можно назвать, скорее, поселком ученых.
Для того времени он был «элитным». Осмотреть новые типы домов малоэтажной архитектуры приезжали делегации, экскурсии.

На протяжении существования «Сокола» не раз приходилось его жителям вставать на защиту своего поселка: в 1930 годы, когда он перешел в собственность Моссовета, в 1950 годы, когда власти хотели снести его.

В последний раз он подвергся очередной «атаке» в 2010 году. Олег Митволь, занимавший в то время пост префекта Северного административного округа, поставил вопрос о законности появления на территории поселка тридцати новых домов. Они возводились на месте старых домов, уничтоженных. Жилая площадь домов была значительно увеличена, выросли целые особняки.

В настоящее время все вопросы перестройки и перепланировки домов поселка «Сокол» взяты по особый контроль департамента Москомнаследие.
Рядом с уютными деревянными домиками теперь красуются узаконенные высокие заборы и кирпичные коттеджи.
Со временем списки жителей поселка художников пополнились именами банкиров, собственников крупных фирм, бизнесменов-землевладельцев, политиков, ученых.

СПРАВКА:
Поселок художников «Сокол» занимает площадь в 21 га и ограничен улицами Алабяна, Врубеля, Левитана и Малым Песчаным переулком. Это экспериментальный образец малоэтажного градостроительства первых лет советской власти. В настоящее время поселок имеет два охранных свидетельства - как природный комплекс и как объект культурно-исторического наследия.
Музей посёлка «Сокол» был открыт в 1998 году. Он находится в здании территориальной общины по адресу: улица Шишкина, дом 1. В музее имеется множество старых фотографий, рассказы о жителях посёлка.

Поселок художников на Соколе. Часть 1.

Я долго думала - писать ли о поселке художников, о нем и без меня достаточно написано. С другой стороны, он для меня такой родной, я родилась и выросла рядом с ним (об окрестностях поселка и моем родном доме я писала в серии постов ). Это место наших детских игр, с ним связано много воспоминаний, поэтому обойти совсем вниманием поселок художников я не могу. Кроме того, у меня есть надежда, что кто-то из его жителей прочтет эти посты и, возможно, дополнит их своими историями или поделится семейными фотографиями.
Поселок художников. Ул. Поленова.

И еще один аргумент, с каждым годом поселок художников стремительгно меняется, он все меньше похож на тот, который помню я. Многие его старые дома не сохранились не только в натуре, но нет даже старых фотографий некоторых прежних домов. Из интернета даже пропали фотки домов, первоначально стоящих на "звездочке", так мы называли единственную площадь поселка, где сходится несколько улиц, а еще несколько лет назад, я их видела, т.к. задумала написать о нем довольно давно. В итоге я решила об истории поселка художников не писать совсем , кто не знает ее, найдет информацию о нем в интернете и в книгах, а я лишь попытаюсь составить нечто вроде своей энциклопедии , где будет рассказ о каждой улице поселка (в алфавитном порядке ), а также рассказ обо всех старых и новых домах и, по возможности, об их жителях. Постепенно я буду добавлять новые сведения о поселке, которые мне удастся разыскать. При этом, буду надеяться, что и старые фото, недостающих снесенных домов со временем появятся в сети.

Улица Алабяна.
Фото отсюда .


Частично об улице Алабяна я уже писала , в этом же посте речь пойдет только о трех ее домах, стоящих на этой улице и относящихся к поселку художников.

Прежде эти дома числились по Песчаной ул., но в 1950-х годах последняя ее часть была переименована в ул. Алабяна. Когда на этой, тогда тихой, Песчаной улице селились первые, не бедные, поселенцы, они и не предполагали, что в последствии их дома окажутся рядом с шумной трассой, какой сейчас является ул. Алабяна. Вступительный взнос в кооперативное товарищество составлял 10,5 золотых червонца, при выделении участка надо было заплатить еще 30 и затем еще 20 при начале строительства коттеджа. Стоимость самого коттеджа составляла почти 600 золотых червонцев, деньги по тем временам немалые.
Улица Алабяна. Вид сверху. Слева от нее отходит ул. Левитана, а справа ул. Сурикова.

Нельзя не упомянуть, что на фото выше дом №4 , стоящий на изломе ул. Левитана, это то место, куда 18 мая 1935 г. упал самолет "Максим Горький", а его обломки разлетелись чуть ли не по всему поселку, но подробнее об этом мы поговорим в соответствующем месте, а пока об ул. Алабяна.
В книге "Памятники Москвы", в разделе, посвященном поселку художников, представлен план поселка от 24.VIII.1926 г. с отмеченными на нем уже построенными домами. Из этого плана следует - первые дома в поселке появились на ул. Сурикова и Алабяна (тогда Песчаная ул. ), на последней, к этому времени, были уже построены все три дома.
Все коттеджи на этой улице, как и большинство домов в поселке возводились по проектам архитектора Марковникова (Морковникова) Николая Владимировича , кроме того, он и сам был жителем поселка (дом не сохранился, о месте, где он стоял я расскажу на соответствующей улице, поэтому тут уместно разместить его фото и коротко написать из какой семьи он происходил, т.к. далеко не во всех источниках, об этом рассказано.
Марковников Н.В. (1869 - 1942 гг.) - русский и советский архитектор, археолог, реставратор и преподаватель, родился в высокообразованной семье - его отец знаменитый русский химик Марковников Владимир Васильевич , а мать Любовь Дмитриевна Рычкова (внучка оренбургского историографа П.И. Рычкова). Его родной брат - доктор медицины Александр Владимирович Марковников, а сестра Наталья Владимировна - преподаватель.
Прочитать же дальнейшую его биографию можно во многих источниках, например, .
Марковников Николай Владимирович

Первоначально, он же занимался и разработкой плана поселка-сада, но, впоследствии, с привлечением в эту работу В. Веснина и других архитекторов, проект был изменен в пользу так называемой свободной планировки, в основе которой были теория восприятия пространства, разработанная Павлом Флоренским. Использовались также и другие идеи, возникшие в стенах ВХУТЕМАСа.
Дом №8В и №8Б (прежние номера №43 и №? ) - жилые дома, расчитанные на одну семью. Два из них, те что на втором верхнем фото справа, видны на фото ниже.
Вид с ул. Левитана на дома дома №8Б и №8В по ул. Алабяна. Фото 1924 г.



В одном из этих домиков жила приятельница моей бабушки, в каком точно - не помню, я в нем не была. Знаю, что это были две сестры, обе незамужние, в годы перестройки им не раз предлагали продать дом и даже угрожали, они, хотя и очень боялись, но покидать родное жилище не желали. Как сложилась их дальнейшая судьба не знаю, возможно, кто-то из "соколян", так называют себя жители поселка, напишет.
Дом №8В - жилой дом, 1924 г. постройки. Памятник архитектуры, как и все сохранившиеся старые дома в поселке.

Дом №8Б. Этот жилой дом (1923 - 1924 г.г. постройки) во всех источниках тоже числится как памятних архитектуры. На плане (этот план выложил уважаем ый m_i_s_t_e_r_x_1 ), на который я ориентируюсь, претензий к этому дому нет ни у чиновников, ни у Архнадзора. Однако, на единственом современном фото с ним (крайний справа ), которое мне удалось найти, его размеры, отличаюися от дома, представленного на старом фото 1924 г., поэтому пока поставлю его подлинность под вопрос (?).


Вот еще фото, где видны слева направо дома №8А\2, №8Б, а также дом №8А.

Дом №8А - жилой дом, 1925 г. постройки, снесен. Фотографии подлинного дома не сохранилось. Сейчас на его месте другой коттедж, в котором находится ресторан с незатейливым названием "Дом 8А"
Вид на новый коттедж со стороны бывшего сада, на месте которого теперь плитка.


Один из залов ресторана.


Может комуто-то тут и понравится, но к поселку, который помню я, это уже не имеет никакого отношения.

Улица Брюллова.
Прежнее название этой улицы - Столовая ул, переименована в 1928 г. Первоначально все улицы поселка носили имена, привязанные к постройкам на них - Вокзальная, Телеграфная или по месту расположения - Центральная, Парковая и т.д. А потом, по предложению художника Павлинова, улицы переименовали в честь русских художников и музыкантов, но в связи с тем, что застроена была только половина поселка художников () улицы с именами музыкантов исчезли, хотя, в справочниках 1920-х - начала 1930-х годов, можно встретить и ул. Чайковского, и ул.Глинки и др.
В моих детских воспоминаниях ул. Брюллова была самой тихой и безлюдной, вся заросшая высокой травой. Обычно я попадала на нее, а чаще въезжала на велосипеде, со стороны ул. Врубеля, где с одной стороны была стена сплошного высокого деревянного забора, то ли там был пункт приема стеклотары, то ли что-то еще (сейчас на этом месте серая многоэтажка и библиотека ), а с другой стороны глухая стена зеркальной фабрики. По ней не то, что машины не ездили, но мне казалось, что и люди не ходили. Для того чтобы улица Брюллова казалась длиннее, при ее проектировании архитекторы дом № 25 по соседней улице Сурикова расположили в глубине участка.
Для большинства не секрет, что на каждой улице экспериментального поселка были высажены деревья определенной породы. Так вот, на улице Брюллова высадили клёны татарские .

Все первоначальные дома и коттеджи на ул. Брюллова были построены по проекту того же архитектора Марковникова, за исключением дома №4, о его архитекторе я напишу ниже.
Дом №2\22 . Про этот жилой дом, 1927 г. постройки, стоящий на углу ул Сурикова (по ней он №22 ) и ул. Брюллова (по ней он №2 ), известно совсем немного, хотя он и является одной из визитных карточек поселка и часто встречается на старых фотографиях.

В 1920-х годах в этом доме находился экспериментальный детский сад, в котором работала лишь одна воспитательница, а остальную работу выполняли по очереди мамы детей.

При детском садике, в тех же 1920 - 1930-х годах, была группа изучения немецкого языка: педагоги Сицилия Францевна и Надежда Петровна по несколько часов гуляли с детьми по незастроенным тогда окрестностям, разрешая детям разговаривать между собой только на немецком.
Детсад поселка "Сокол". Фото 1927 - 1928 гг.


Дом №4. Жилой дом, 1928 г., архитектор Дюрнбаум Николай Сергеевич

Удивительно, но об этом архитекторе, практически нет никакой информации, не известны даже годы его жизни, хотя он автор нескольких домов в поселке Сокол. Единственное, что мне удалось о нем узнать, это то, что он был профессором и доктором технических наук, а также автором учебника и ежегодника по архитектуре и др. книг. Правда, на сайте упоминается некий Дюрнбаум Николай Сергеевич (1889 - 1953 гг.), эти даты совпадают с выходом книг архитектора, там даже есть его фото, но сказать с уверенностью, что это тот самый человек я пока не могу.

А вот о некоторых новшевствах, примененных Дюрнбаумом Н.С. в поселке художников, мы поговорим в соответствующем месте.
В этом доме провел детство и юность заслуженный архитектор и заслуженный деятель искусств РФ Дмитрий Федотович Животов, по его проектам построены многие жилые кварталы САО столицы, а также жилые кварталы в Н. Новгороде, Екатеринбурге и др. городах РФ.

Дом №6. Жилой дом, 1926 г. постройки.
Удивительно, но дом за последние, почти 70 лет, совсем немного изменился. Вот фото 1950-х годов этого же дома из книги Цапенко М.Н. "О реалистических основах советской архитектуры". М. 1952.


Во время войны, 30 декабря 1941 года, два коттеджа на улицах Сурикова и Брюллова были разрушены (о них я напишу в следующем посте ), между ними упала бомба, а осколки разлетелись по ближайшим окрестностям. К счастью, никто из жителей не пострадал.

Прогуливаясь мимо этого дома обратите внимание на калитку, в нее вмонтированы остатки снарядов времен ВОВ, возможно, те самые,что упали рядом. Ну а сам дом охраняет верный пес, лежащий на крылечке.

Дом №8. Жилой дом построен из лиственницы в виде русской рубленной избы (по одним данным 1924 г., по другим 1926 г. постройки ).

В нем проживала семья инженера Льва Абрамовича Радуса . Образование Радус получил в Германии по специальности инженера-механика, принимал участие в строительстве лесопильных заводов в СССР, всего построил 12, имел ряд изобретений в своей области. Его сын - Иосиф Львович инженер-конструктор, также имеет ряд изобретений. Последние годы в доме проживала жена И.Л. и их дочь. Иосиф Львович часто вспоминал поселок первых лет - в предвоенный период здесь был теннисный корт, отличные волейбольная, баскетбольная, футбольная и легкоатлетическая площадки и площадки для игры в городки, крокет и лапту.

Веранда к дому, вероятно, была пристроена позже.


Уважаемые "Соколяне" и жители окрестностей, если у Вас сохранились старые фото поселка или Вы захотите поделиться своими воспоминаниями, добавляйте их в комментариях или пишите мне в личку и я вставлю Ваши рассказы и старые фото в свой пост.

Градостроительная задумка выглядела следующим образом: свободная планировка, нестандартные пространственные решения, взаимосвязь жилищ с окружающей средой. В пространственных решениях использованы дерзновенные, поистине новаторские идеи выдающегося русского философа П. Флоренского и художника-графика В. Фаворского. Здесь и ломанная улица (ощущение ее удлиненности). Так, самая широкая улица в поселке, улица Поленова (сорок метров), проходя через главную площадь, «ломается» под углом в сорок пять градусов, оттого и воспринимается как бесконечная.

Здесь и членение улицы-линии на равные отрезки (поперечными заборами), опять-таки она визуально удлиняется. Здесь и «лестница Микеланджело»: сужение улицы. Улица как бы удлиняется в перспективе. Эффект усиливается размещением в конце ее сада: она как бы растворяется в зелени. Но если взглянуть на улицу с другого конца, она, на удивление, покажется короткой.

Здесь и «выпадание» из общего рисунка перекрестка углового дома (проваливание его вглубь участка), благодаря чему встречная улицы кажется длиннее. Удлинению пространства (взгляд скользит мимо) способствуют и безоконные торцы некоторых домов.

Особое внимание — поворотной улице. Для усиления ощущения поворота дома стоят под углом к ней, а фасады состоят из трех разновеликих секций. Громоздкий дом как бы вращается.

Все эти хитрости преследовали одну цель: на небольшой территории, которую занимает поселок (20 гектаров), создать впечатление его огромности, пространственного величия.

Строительство поселка началось в августе 1923 года, и уже к осени 1926-го под внутреннюю отделку было сдано 102 коттеджа. Всего же предполагалось построить 320 домов. Но осуществить удалось только половину из задуманного. В начале 30-х годов у поселка изымают половину арендованной им земли — под строительство многоэтажных домов.

Первоначально улицы поселка назывались весьма прозаично: Большая, Школьная, Телефонная, Уютная, Столовая. Новые названия (исключительно — по именам художников) появились позже, когда поселок уже заселялся. Топонимику их разработал один из застройщиков, художник-график, профессор ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских) П. Павлинов.

Теперь о самих коттеджах. Это — рубленные избы с широкими свесами, избы-башни (образ сибирских казачьих крепостей), каркасно-засыпные, подобно английским коттеджам, кирпичные дома с мансардами по типу немецких особняков.

Типичный дом — односемейный: мансарда, четыре жилые комнаты, гостиная, кухня и большая терраса с выходом в сад. Крыша высокая, двускатная. Варьируется число комнат, типы и виды эркеров, балконов, оконных фонарей. Двух похожих домов не найти.

Двухсемейный дом — изба-пятистенок. Есть и ряд многоквартирных домов. Застройщиками были люди разных кругов и классов, поэтому при проектировании коттеджей учитывалась и их стоимость.

Поселок стал испытательным полигоном не только для архитектурно-планировочных решений. При его строительстве использовались новые материалы, передовые инженерные технологии. Так, впервые был применен фибролит — спрессованная с цементом древесная стружка. Новой была и конструкция фундамента: бетонная чаша с особой системой вентиляции.

Озеленение поселка также тщательно продумано: широкие зеленые артерии, внутриквартальные скверы, парк. Особо подбирались породы деревьев: красный клен, ясень, мелколистная и крупнолистная липа, американский клен, тополь альба. В поселке высаживалось и разводилось около 150 уникальных декоративных растений, многие из которых занесены в Красную книгу.

Был разработан и свой тип ограждения: невысокий забор с единым ритмом штакетин, накрываемых слегой-крышей. Облик уличных фонарей, скамеек и прочих малых форм усиливал целостное впечатление от архитектурно-градостроительного комплекса.


Close