Цели урока:

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа "Очистка поваренной соли" 8 класс»

Тема: Практическая работа №3 «Очистка загрязнённой поваренной соли »

Цели урока:

· Активизировать интерес учащихся к предмету.

· Познакомить с новым веществом, значением его в природе и в жизни человека.

Задачи урока:

· Развивать и укреплять навыки химического эксперимента.

· Развивать познавательную активность.

· Научить работать в группах.

· Ознакомить и освоить простейший способ очистки веществ: растворение, фильтрование, выпаривание.

· Закрепить знания правил техники безопасности в химической лаборатории.

Оборудование:

· Лабораторный штатив с кольцом.

· Спиртовка.

· Воронка.

· Стеклянная палочка

· Химический стакан (2шт).

· Предметное стекло.

· Держатель.

· Фильтровальная бумага.

Вещества:

· Загрязнённая поваренная соль.

· Дистиллированная вода.

План урока

1. Вступительное слово учителя.
2. Представление лабораторий.
3. Правила техники безопасности.
4. Эксперимент.
5. Оформление отчёта о проделанной работе.

Ход урока:

    Организационный момент.

    Правила ТБ.

    Прочитайте работу.

    Приступить к работе по инструкции.

Инструкция по выполнению работы

Растворение смеси в воде

1. В химический стакан поместите 2-3 ложки загрязненной поваренной соли.

2. Налейте в тот же стакан воду так, чтобы стакан был заполнен приблизительно на ½ его объема.

3. Перемешайте стеклянной палочкой. Используйте ту часть палочки, на которой одето резиновое кольцо.

Подготовка бумажного фильтра

1. Сложите фильтр. Для этого сверните его пополам и, не разворачивая, еще раз пополам. Разверните полученный конус так, чтобы с одной стороны был один слой бумаги, а с другой – три слоя. Вложите фильтр в воронку.

2. Проверьте правильность положения фильтра в воронке: он должен плотно прилегать к стенкам воронки и не доходить до ее края примерно на 0,5 см.

3. Смочите фильтр водой.

Фильтрование

1. Установите воронку в кольце штатива. Стебель воронки должен касаться стенки стакана – приемника.

2. Держите стеклянную палочку так, чтобы ее конец был направлен на тройной слой фильтровальной бумаги.

3. Аккуратно наливайте фильтруемую жидкость по палочке. Следите за тем, чтобы жидкость не доходила до края фильтра.

Выпаривание (кристаллизация)

1.Перелейте фильтрат в фарфоровую чашку для выпаривания.

2.Поставьте чашку на кольцо штатива.

    Оформить отчет.

Название опыта. Рисунок.

Что наблюдали?

Выводы.

(ответьте на поставленные вопросы, вопросы не переписывать)

1. Растворение смеси в воде. Отстаивание.

Что наблюдали? ______________________

Что произошло с речным песком, с поваренной солью?

______________________

Почему в данной работе необходимо использовать растворение в воде и отстаивание водной смеси?

________________________

2. Фильтрование.

Что наблюдали во время фильтрования?

_______________________

Что получили в результате фильтрования?

________________________

3. Выпаривание (кристаллизация)

Что наблюдали?

_______________________

Сравните полученные кристаллы с выданной вам загрязнённой поваренной солью

_____________________

Какое вещество получили в итоге?

________________________

Опишите физические свойства полученного вещества.

________________________

Вывод: ___________________________________

(Сформулируйте вывод из цели работы)

Наличие механических включений в растворах для инъекций недопустимо, т. к. они могут вызвать эмболию при внутрисосудистом введении или же задерживаться в том или ином органе или ткани, активно снабжаемом кровью (печень, селезенка и т.д.) и служить постоянным источником раздражения. В конечном итоге это приводит к империческим реакциям, тромбозам мелких капилляров, абсцессам, артериосклерозу и т.д. Поэтому к фильтрующим материалам и фильтрам, применяемым в технологии инъекционных растворов, предъявляются, строгие требования.

Фильтрующие материалы должны:

Максимально защищать раствор от контакта с воздухом;

Задерживать очень мелкие частицы и микроорганизмы;

Обладать высокой механической прочностью, чтобы препятствовать выделению волокон и механических частиц;

Противодействовать гидравлическим ударам и не менять функциональные характеристики;

Не изменять физико-химических свойств и свойства фильтрата;

Не взаимодействовать с лекарственными, вспомогательными веществами и растворителем;

Выдерживать тепловую стерилизацию.

Различают следующие·виды фильтрования:

1. Удаление грубых частиц размером более 50 мкм

2. Удаление тонких частиц - от 50 до 5 мкм

3. Микрофильтрование - от 5 до 0,02 мкм (можно, удалить все микроорганизмы)

4. Ультрофильтрование - удаление молекул или микрочастиц (пирогенные вещества, коллоидные частицы и ВМС) с размером от 0,1 до 0,001 мкм

5. Гиперфильтрация (обратный осмос) - удаление молекул с размерами от 0,0001 до 0,001 мкм

В технологии инъекционных растворов применяется тонкое фильтрование (удаление частиц от 50 до 5 мкм). Оно может быть применено как основное или как предшествующее микрофильтрованию (удаление частиц от 5 до 0,02 мкм), при котором могут быть удалены все микроорганизмы и получен стерильный раствор.

Правила G МР (ОСТ 42-510-98) "Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств" регламентируют размер пор фильтровального материала и их качество.

По способу фильтрования двумя наиболее распространенными типами фильтров являются глубинные (объемные) и мембранные (экрановые).

Глубинные фильтры изготавливаются из волокон или спеченного, спрессованного зернистого материала. К зернистым материалам относятся уголь активированный, перлит, диатомит, к тканям бельтинг, шелк, марля, ткань ФПП, миткаль, капрон. В ряде стран запрещены для применения фильтры стеклянные и асбестовые, т. к. выделяют трудно обнаруживаемые и вредные волокна. У нас в стране асбестовые фильтры разрешено применять только с дополнительной мембранной фильтрацией. В глубинных фильтрах осаждение частиц происходит по всей глубине (толщине) фильтр в месте пересечения волокон или вследствие адсорбции.


Мембранные фильтры изготавливаются из полимерных материалов: эфиров целлюлозы, лавсана, полиамида, нейлона и т.д. Мембраны отличаются по своей структуре, они могут быть ячеистые, сетчатые, ядерные. Но для этого типа фильтров характерен способ удерживания частиц, его называют механическим или ситовым, гарантирующим удерживание частиц больших размеров по сравнению с размерами пор фильтра.

В технологии инъекционных растворов используются фильтры, работающие под давлением столба жидкости, друк - и нутч-фильтры.

Нутч-фильтры обычной конструкции, применяемые в технологии медицинских и инъекционных растворов, используются только для предварительной очистки (для отделения осадка или адсорбента). Представителем фильтров данной группы является фильтр-грибок (рис. 22).

Рис.22. Схема фильтрования растворов при помощи фильтра-грибка

(И.А. Муравьев, 1980)

Фильтр-грибок представляет собой воронку (3) с перфорированным днищем на одном конце и штуцером на другом. При зарядке фильтра обычно используют комбинированный фильтрующий материал (шелковое полотно, фильтровальная бумага, бельтинг и др.), который послойно накладывают на внешнюю поверхность фильтра и закрепляют на штуцере. С помощью стеклянной или резиновой трубки фильтр соединяют с приемником фильтрата (4), подключенным к вакуум-линии (6). Для предотвращения попадания раствора в вакуум-линию устанавливают ловушку (5).

Стерильный фильтр "Грибок" погружают в бак (2) с раствором, поступающим через трубопровод (1) и подлежащим фильтрованию, а в герметически закрытом стерильном приемнике фильтрата создают разрежение. При этом раствор под действием атмосферного давления преодолевает сопротивление фильтрующего слоя и поступает в приемник. Фильтрат проверяют на прозрачность и отсутствие механических включений.

Рис.23. Фильтр ХНИХФИ (Л.А. Иванова, 1991)

Фильтр ХНИХФИ (рис. 23) работает под постоянным давлением столба жидкости. Он состоит из корпуса (1), перфорированной трубы (2), патрубков (3, 5, 6), фильтрующего материала (4); фильтруемого раствора (7), баков (8,9, 10), фильтров (11, 12), сосуда для просмотра фильтрата (13) и сборника фильтрата (14).

В напорные емкости (8) и (9) подается поочередно фильтруемая жидкость из бака (7), затем она поступает в регулятор постоянного уровня (10), откуда подается под постоянным давлением на фильтр (12). Фильтрат проходит устройство для визуального контроля (13) и поступает в сборник (14).

Фильтр состоит из двух цилиндров. На внутренний перфорированный (2) меньшего размера наматывается до 90 м марли в виде ровницы. Он укреплен внутри наружного цилиндра (1).

Фильтруемая жидкость по патрубку (5) подается на наружную поверхность фильтра, проходит через слой фильтровального материала и по стенкам внутреннего цилиндра выходит через патрубок (6).

Мембранные фильтры (рис.24) состоят из следующих составных частей: 1 - конический соединитель; 2 - гильзы; 3 - полисульфоновый трубопровод; 4 - мембрана обратного осмоса; 5 - прокладка для используемой воды; 6 - прокладка для дренажа; 7 - внешний слой из фторэтиленпропилена; 8 - наружный слой защитный.

Рис.24. Фильтр мембранный патронный «Миллипор» (Л.А. Иванова, 1991)

Данные фильтры работают под вакуумом или давлением. По конструкции фильтрующего элемента различают дисковые и патронные. Толщина мембран - 50-120 мкм, диаметр пор - 0,002-1 мкм. Применяются для тонкого и стерилизующего фильтрования растворов, На рис. 24 показан мембранный фильтр патронного типа, основная мембрана которого (4) находится между рядом фильтрующих прокладок (5), (6) и дренажных листов. Общий принцип защиты мембраны состоит в том, что мембрана с малым размером пор, например, 0,22 мкм находится между двумя мембранами -0,44 мкм. В нашей стране выпускают несколько типов стерилизующих фильтров. Например, «владипор» марки МФА-А №1 на основе ацетатцеллюлозы. М3 РФ разрешены к применению мембранные фильтры из нитратцеллюцозы, поликарбамида и на основе полиэтилентерефталата. Целостность мембраны проверяют двумя способами:

1. Фильтрованием суспензии тест-культуры Pseudomanas dimimuta как наименьшего микроорганизма с размером пор 0,27 мкм;

2. Определением минимального давления, необходимого для возникновения первого пузырька с обратной стороны мембраны.

В паспорте мембраны указывается требуемое для этого давление.

«ОЧИСТКА ЗАГРЯЗНЁННОЙ ПОВАРЕННОЙ СОЛИ»

Цель работы: на основании физических свойств компонентов предложенной смеси спланировать эксперимент и очистить предложенный препарат соли от загрязнений.

Оборудование и реактивы: стакан со смесью, фильтр, воронка, чашечка для выпаривания, тигельный щипцы, спички, спиртовка, стакан с водой, палочка с резиновым наконечником, штатив.

Какими физическими свойствами отличаются компоненты смеси?

поваренная соль NaCl

речной песок SiO 2

Этапы работы

Последовательность действий

Наблюдения

Выводы

1.РАСТВОРЕНИЕ СМЕСИ.

В химический стакан поместить загрязненную соль и налить 30-50 мл дистиллированной воды. Перемешивая содержимое стеклянной палочкой, добиться полного растворения соли в воде.


Соль растворилась, раствор стал мутным, крупные песчинки опустились на дно стакана.

Объяснение

Соль и песок различаются по растворимости в воде.

· Какое свойство поваренной соли и речного песка иллюстрирует данный опыт?

2.ФИЛЬТРОВАНИЕ.

-Вложить фильтр в воронку так, чтобы он плотно прилегал к её стенкам, не доходил до края воронки на 0,5 см.

-Смочить фильтр водой, удерживая воронку наклонно и вращая её над стаканом или чашей.

-Закрепить в кольце штатива воронку.

-Осторожно по стеклянной палочке перелить смесь из химического стакана на фильтр. Через фильтр проходит прозрачный фильтрат, а на фильтре задерживается осадок.


1 – шта тив 2 – кольцо 3 – воронка с фильтром 4 – стакан с раствором 5 – палочка 6 – стакан с фильтратом

Через фильтр проходит чистый раствор, на фильтре остаются нерастворимые примеси.

Объяснение

Частицы песка слишком крупные, чтобы пройти через поры фильтра, а вода с растворённой в ней солью проходит. Полученный чистый раствор соли называет фильтратом.

· Что представляет собой фильтрат?

· Почему можно отделить раствор соли от речного песка фильтрованием?

· Почему при фильтровании жидкость наливают на фильтр по палочке, направляя ее на стенки фильтра?

3.ВЫПАРИВАНИЕ

-Фильтрат перелить в фарфоровую выпарительную чашку(не более 1/3 ее объема).

-Закрепить её в кольце штатива и нагревать пламенем спиртовки.

-После появления первых кристаллов соли нагрев прекратить.

-Снимать горячую чашку с кольца тигельными щипцами! Ставьте её на огнезащитную подставку!

1 – штатив

2 – спиртовка

3 – кольцо

4 – асбестовая прокладка

5 - чашка

Вода испаряется, и на стенках чашки образуются кристаллы чистой соли.

Объяснение

Вследствие удаления воды частицы поваренной соли соединяются друг с другом и образуют кристаллы.

Почему можно выделить растворённую поваренную соль из раствора выпариванием?


Вывод: очистить поваренную соль от песка можно, растворив её в воде, профильтровав и выпарив полученный раствор. Данный способ очистки основан на разной растворимости веществ, входящих в состав смеси.


Загрузите модуль и выполните виртуальную л абораторную работу “Очистка поваренной соли от примесей”



химия 8 - 1 четверть

Тема урока

Практическая работа №2

«Очистка загрязненной поваренной соли».

Цели

урока

Деятельностная

Формирование у учащихся УУД на примере способов разделения и очистки смесей

Предметно– дидактическая

Знают типы смесей и методы очистки их

Понимают правильность применения правил техники безопасности при работе с нагревательными приборами

Применяют знания для практической очистки загрязненной поваренной соли

Планируемые результаты урока

Предметные

1. Выяснить:

  • что такое чистое вещество, смесь;
  • чем отличаются чистые вещества от смесей;
  • где применяются смеси

2. Познакомить и освоить:

  • простейшие способы разделения веществ: растворение, отстаивание, декантация, фильтрование, выпаривание;
  • классификацию смесей

3. Закрепить:

  • знания правил техники безопасности в химической лаборатории;
  • умения работать с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности;
  • выполнять простейшие приемы обращения с лабораторным оборудованием: с лабораторным штативом, со спиртовкой;
  • умения определять понятия, «выпаривание», «фильтрование», «отстаивание»

Метапредметные

а) познавательные УУД:

  • развитие умения работать с информацией;
  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
  • развитие умения использовать различные способы поиска информации;
  • развитие операций мышления: сравнение, сопоставление, выделения лишнего, анализ, синтез, обобщение, классификация и др.

б) коммуникативные УУД:

  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
  • формирование умения работать в группах парами и квартетами;
  • учить приемам представлять результаты деятельности группы

в) регулятивные УУД

  • учить ставить цель и намечать план действий;
  • развивать внимание;
  • учить соблюдать основные правила техники безопасности при выполнении лабораторных опытов;
  • развивать практические навыки в проведении лабораторных опытов, работе с реактивами с соблюдением ТБ,
  • приучать к аккуратной работе в тетради (составление отчета по форме по проделанной работе)
  • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Личностные

  • умеют работать самостоятельно, в группах;
  • умеют сравнивать, делать выводы,
  • воспитывают взаимовыручку между учащимися;
  • формируют уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения;
  • развивают мотивы учебной деятельности и формируют личностный смысл учения;
  • развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, принятые решения;
  • развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;
  • воспитывают интерес к химии, социальную активность через установление межпредметных связей

Тип урока

По ведущей дидактической цели

Урок-практикум

По способу организации

Комбинированный

По ведущему методу обучения

Инструктивно-репродуктивный

Методы обучения

Основной

Объяснительно-иллюстративный (Научно-практический)

Дополнительный

Рассказ, объяснение, самостоятельная работа, тестирование по теме урока

Основные вопросы урока

Изучить способы разделения неоднородных и однородных смесей:

  • растворение
  • отстаивание
  • декантация
  • фильтрование
  • выпаривание

Научиться описывать внешний вид веществ по агрегатному состоянию:

  • твердых
  • жидких

Средства обучения

ЭОР (мультимедийное сопровождение, презентация ТБ и контрольный тест)

Карта-инструкция

Карточки-ребусы

Оборудование и реактивы:

компьютер, проектор, презентация, инструкции, тестовые задания, стакан, воронка, стакан с водой, ножницы, бумага фильтровальная, спиртовка (сухое горючее), спички, держатель, предметное стекло, смесь соли с песком.

Ход урока:

Этапы урока

время

цель

взаимодействия

с учащимися

Методы

обучения

ФОУД*

Учебно-познавательные задачи урока

Формируемые

УУД

Методы

оценки/

самооценки

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

  1. Организа-ционный этап

Проверка готовности

учащихся,

создание

положительного настроя на работу

Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со способами очистки веществ. Для того чтобы узнать с каким веществом мы будем работать разгадайте ребусы №1, №2, №3 соответственно номерам лабораторий

Активный метод – групповая работа – разгадыва-ние трех ребусов по группам-лаборато-риям

Проверить готовность

учащихся,

создать

положитель-ный настрой на работу

Приветствуют

учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Ребята угадывают

Регулятивные:

Нацеливание на успешную

деятельность.

Личностные:

Выражать положительное

Коммуникативные:

Самопроверка/взаимопроверка.

  1. Актуали-зация опорных знаний

Подведение

детей к

формулированию темы и

постановке

задач урока.

Правильно. Это вещества – соль, речной песок, вода.

Сегодня мы проведем практическую работу №2. Откройте тетради для практических работ и запишите тему практической работы. Сообщаю цели урока.

Где же содержится много соли на Земле?

Традиционный метод – восприятие сообщения

Подвести

детей к

формулировке темы и

постановке

задач урока.

Сообщение ученика о соли:

Приложение 6

Регулятивные:

Нацеливание на успешную

деятельность.

Коммуникатив-

ные:

Формирование умения слушать и слышать.

Личностные:

Выражать положительное

отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое.

Самопроверка/взаимопроверка.

Учет активности работы учеников в группе Бонусы-баллы

Постановка задачи для исследований в лабораториях

Мы употребляем соль чистую, а природная соль содержит много примесей.

Задача : на грузовике перевозили мешки с солью и речным песком. Два мешка лопнули и их содержимое перемешалось. Какими способами можно разделить получившуюся смесь?

Ваши предложения.

Традиционный метод – восприятие учебной задачи

Активный метод - индивидуальная работа в тетрадях

Поставить задачу для исследований в группах-лабораториях

Слушают условие задачи

Обсуждают предложенную задачу.

Предлагают пути решения поставленной задачи

Регулятивные:

Нацеливание на успешную

деятельность.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать.

Личностные:

Выражать положительное

отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое.

Самопроверка/взаимопроверка.

Учет активности работы учеников в группе Бонусы-баллы

  1. Форми-рование новых ЗУН

Изучение инструкции по выполнению практической работы

Сравнение результатов эксперимента

Работать будут четыре научных лаборатории:

  1. Лаб-я ЗАО Талосто
  2. Лаб-я АО «Метахим- ФосАгро»
  3. Лаб-я ОАО «Волховхлеб»

Лаб-я СЭС (ваш учитель - старший научный сотрудник, я буду контролировать качество выполнения работы и фиксировать в листе оценивания работу групп.

Оценка за урок будет складываться из трех оценок. Первая – за правильность выполнения эксперимента и соблюдение техники безопасности, вторую – за оформление отчёта, третья за контрольный тест по ТБ.

Активный метод - индивидуальная работа в тетрадях

Активный метод – работа в парах, группах

Изучают инструкцию по выполнению практической работы

Выполнение практической работы в парах

Сравнение результатов эксперимента в группах

формируются такие практические умения, как растворение вещества, приготовление фильтра, фильтрование, выпаривание, а также закрепляются умения: пользования нагревательным прибором, лабораторным штативом, проведение нагревания. При выполнении работы формируются: умение наблюдать, фиксировать результаты, аккуратность и четкость в работе

Самопроверка/взаимопроверка.

Учет активности работы учеников в группе Бонусы-баллы

  1. Развитие способов умственной деятельности

Оформление отчета по проделанной работе

Выполнение теста на закрепление новых знаний

Оформить отчет по проделанной работе

Выполнить тест на закрепление новых знаний

Активный -индивидуальная работа в тетрадях

Активный - работа в парах, группах

Наблюдение за работой учащихся

Помощь-консультация по оформлению отчета

Фиксирование результатов в оценочном листе

Оформляют отчет в тетрадь

Сравнивают результаты тестирования в парах, группах

Сдают тетради с отчетами по практикуму, тесты

При выполнении работы формируются: умение аккуратно оформлять записи выполненных операций работы в тетрадь по форме отчета.

Самопроверка/взаимопроверка

Учет активности работы учеников в группе

Оценочный лист (приложение 3) Бонусы-баллы

  1. Завер-шающий этап

Домашнее задание.:1)знать правила техники безопасности; 2)способы разделения однородных и неоднородных смесей; 3) Составить план разделения смеси: сахарный песок и рис.

Записать домашнее задание в дневник, рабочую тетрадь

Активный -индивидуальная работа в дневниках, рабочих тетрадях

Информирование домашнего задания

Записывают домашнее задание на следующий урок

При фиксировании домашнего задания формируются: умение аккуратно оформлять записи в дневнике, рабочей тетради

Оценочный лист

Рефлексия

Подчеркнуть слово, соответствующее ответу в анкете по восприятию знаний на уроке.

Активный -индивидуальная работа в листах- анкетах

Анкетирование -рефлексия

Учащиеся работают с вопросами, подчеркивают ответ в анкетах

При работе с анкетами формируется: умение внимательно, адекватно, грамотно и аккуратно оформлять ответы по рефлексии

Подведение итогов работы каждым учащимся

Оценочный лист

И в завершении нашего урока я хочу поблагодарить всех за работу.

Урок окончен. До свидания.

Выставление оценок за работу на уроке

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Приложение 1

Инструкция по выполнению практической работы №2

Цель работы

Ход работы :

Растворите смесь песка и соли в воде; дайте отстоятся смеси

Соберите прибор для фильтрования: из фильтровальной бумаги приготовьте фильтр и подгоните его под размер воронки.

Отфильтруйте (декантируйте) смесь.

Возьмите 2-3 капли фильтрата на предметное стекло, закрепите в зажиме (пробиркодержателе), осторожно прогрейте стекло, проведите выпаривание.

Условие

задачи

Ход работы

Наблюдения

Рисунки

Выводы

  1. Растворение Отстаивание
  1. Декантация Фильтрование
  1. Выпаривание

Общий вывод

Приложение 1а (возможный вариант)

Инструкция по выполнению практической работы №2.

«Очистка загрязненной поваренной соли»

Цель работы : закрепить знания о чистых веществах и смесях; практически провести очистку загрязненной поваренной соли.

Оборудование и реактивы: штатив лабораторный, стакан, воронка, стакан с водой, ножницы, бумага фильтровальная, спиртовка, спички, держатель, предметное стекло, смесь соли с песком.

Ход работы :

Растворите смесь песка и соли в воде;

Соберите прибор для фильтрования, из фильтровальной бумаги вырежьте фильтр и подгоните его под размер воронки.

Отфильтруйте смесь;

Налейте небольшое количество фильтрата в фарфоровую чашку, проведите выпаривание;

Ответьте на вопросы: а) каков характер разделяемых смесей?

б) на чем основаны методы разделения?

По итогам проведенных опытов заполните таблицу, сделайте вывод.

Образец оформления отчета по работе:

Условие

задачи

Ход работы

(этапы работы, основные операции)

Наблюдения

Рисунки

Выводы

Провести очистку загрязненной поваренной соли

  1. Растворение Отстаивание
  1. Декантация Фильтрование
  1. Выпаривание

Общий вывод

Практически осуществили очистку поваренной соли, познакомились с простейшими способами разделения неоднородных и однородных смесей.

Приложение 2.

Тест на знание правил техники безопасности.

1. Как положено вести себя в школьной химической лаборатории?

А) можно перекусить

Б) можно смешивать реактивы, не пользуясь инструкцией

В) можно бегать и шуметь

Г) следует соблюдать на рабочем месте чистоту и порядок

2.Чего нельзя делать при работе со спиртовкой?

А) тушить огонь колпачком

Б) зажигать спичками

В) зажигать от другой спиртовки

Г) заполнять этиловым спиртом

3.Фарфоровую чашечку нагревают в пламени спиртовки, держа:

А) руками

Б) держателем

В) щипцами

Г) установив на кольцо штатива

4.Полученную очищенную соль:

А) можно попробовать на вкус в кабинете химии

Б) нельзя пробовать на вкус в кабинете химии

5.Что нужно делать, если разлил раствор вещества:

А) сообщить учителю или лаборанту

Б) самостоятельно убрать разлитое вещество, пользуясь носовым платком

В) сделать вид, что ничего не случилось

Г) сообщить другу

Ответы оформите в таблицу

Приложение 3.

Лист оценивания.

п/п

Ф,И учащегося

Подготовка к работе

Порядок на рабочем месте

Эксперимент

Отчет

Знание правил ТБ

Александров Дмитрий

Большакова Варвара

Васипов Андрей

Герасимова Александра

Егорова Мария

Климутко Антон

Косов Даниил

Кострюков Тимур

Мавуришнина Валерия

Никифорова Дарья

Пантелейкин Илья

Прасол Артем

Салин Владлен

Скотникова София

Сняткова Диана

Тебряева Анастасия

Тебряева Мария

Трифанов Александр

Трухин Георгий

Уткина Арина

Федотова Лора

Чадюк Владимир

Чистякова Карина

Чупракова Софья

Шустович Дмитрий

Шутова Александра

Приложение 3а (по группам)

Лист оценивания

п/п

Ф,И учащегося

Подготовка к работе

Культура проведения эксперимента

Порядок на рабочем месте

Эксперимент

Отчет

Знание правил ТБ

Лаб-я№1ОАО «Волховхлеб»

Гр.1

Косов Даниил

Большакова Варвара

Салин Владлен

Скотникова София

Гр.2

Пантелейкин Илья

Кострюков Тимур

Шустович Дмитрий

Гр.3

Александров Дмитрий

Егорова Мария

Чадюк Владимир

Лаб-я№2

АО «МетахимФосАгро»

Гр.1

Трухин Георгий

Васипов Андрей

Федотова Лора

Тебряева Анастасия

Гр.2

Никифорова Дарья

Уткина Арина

Чистякова Карина

Шутова Александра

Лаб-я№3

ЗАО «Талосто»

Гр.1

Прасол Артем

Мавуришнина Валерия

Тебряева Мария

Трифанов Александр

Гр.2

Сняткова Диана

Герасимова Александра

Климутко Антон

СОЛЬ

РЕБУС №2

ПЕСОК

ВОДА

Своей работой на уроке я

доволен(-ьна)/не доволен(-ьна)

Урок для меня показался

коротким/длинным

Материал урока мне был

понятен/не понятен

Домашнее задание мне кажется

интересным/не интересным

Приложение 5

Рефлексия

Приложение 5

Рефлексия

Приложение 5

Рефлексия

Приложение 5

Рефлексия

Приложение 5

Рефлексия

Приложение 5

Рефлексия

Приложение 5

Рефлексия

Приложение 5

Рефлексия

Приложение 5

Рефлексия

Приложение 6

Сообщение ученика о соли:

Большая часть (71%) поверхности планеты Земля покрыта океанами и морями. Океан - это не просто вода, это достаточно солёная вода, содержащая 35г соли на 1 литр воды. Если выпарить весь океан и полученную соль равномерно рассыпать по Земле, она покроется стопятидесятиметровым слоем соли.

Поваренная соль - минерал, который люди употребляют в пищу в естественном виде. В Казахстане много солевых озер и залежей каменной соли (галита). Они служат источником добычи поваренной соли. Наибольшие запасы в Прикаспийской низменности, Приаралье, по течению реки Иртыш. Не менее двух тысяч лет назад добыча поваренной соли стала вестись выпариванием морской воды. Этот способ вначале появился в странах с сухим и жарким климатом, где испарение воды происходило естественным путём; по мере его распространения воду стали подогревать искусственно.

6г. Многие люди превышают эту норму (в 20 раз) и тем самым наносят вред здоровью. «Белая смерть» вызывает нарушение деятельности почек, обмена веществ, сердечно-сосудистые заболевания.

Приложение 7

Химический словарь

(записи на доске)

  • РАС ТВОРЕ НИЕ
  • ОТ СТАИВА НИЕ
  • ДЕ КАНТА ЦИЯ
  • ФИ ЛЬТРО ВАНИЕ
  • ВЫПАР ИВА НИЕ
  • ФИ ЛЬТРО ВАЛЬНАЯ БУМАГА
  • ФИ ЛЬТР
  • ФИ ЛЬТР АТ
  • КРИСТА ЛЛ Ы

Приложение 8

Формулы веществ

(записи на доске)

  • NaCl поваренная соль (хлорид натрия)
  • SiO 2 речной песок (оксид кремния)
  • H 2 O вода (оксид водорода)

Практическая работа №3

Тема: Очистка поваренной соли.

Цель: повторить правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами; повторить методы очистки веществ; овладеть практическими навыками применения методов очистки веществ; очистить поваренную соль от загрязнений.

Оборудование: смесь поваренной соли и речного песка, штатив, спиртовка, стакан с водой, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, спиртовка, фарфоровая чашка.

Правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием.

    При закреплении в штативе пробирка должна быть зажата в лапке так, чтобы она не выпадала и вместе с тем чтобы ее можно было передвигать. Крепко зажатая пробирка может лопнуть. Пробирку зажимают не на середине, а около отверстия. Для того чтобы вынуть пробирку из штатива, нужно ослабить винт.

    При закреплении на штативе стакана его ставят на специальную сетку, помещенную на кольцо штатива.

    Фарфоровую чашку помещают на кольцо без сетки.

Правила техники безопасности при работе со спиртовкой.

    Пользуясь спиртовкой, нельзя ее зажигать то другой спиртовки, ибо может пролиться спирт и возникнет пожар.

    Чтобы погасить пламя спиртовки, ее следует закрыть колпачком.

Вспомните!

1) Какие методы используют для очистки веществ?

2) Как вы думаете, какие из этих методов мы будем применять для очистки поваренной соли от песка?

Инструкция по проведению практической работы № 3 « Очистка поваренной соли.»

    Растворение загрязненной поваренной соли. (Смесь соли с песком)

В стакан с загрязненной солью налейте примерно 20 мл. воды. Чтобы ускорить растворение, размешайте содержимое стеклянной палочкой осторожно, не касаясь стенок стакана.

    Очистка полученного раствора при помощи фильтрования.

Рис. 1 Рис. 2

Для изготовления фильтра фильтровальный диск дважды сложите пополам (Рис.1).

Раскрытый фильтр поместите в воронку и смочите водой, расправьте его, чтобы он плотно примыкал к воронке. Воронку вставьте в кольцо штатива. Конец ее должен касаться внутренней стенки стакана, в котором собирается отфильтрованный раствор. Мутный раствор налейте в фильтр по стеклянной палочке (Рис 2).

Полученный фильтрат вылейте в фарфоровую чашку и поставьте ее на кольцо штатива. Нагревайте в пламени, периодически перемешивая фильтрат до полного испарения воды. Полученную соль сравните с исходной. (Рис.3)

4. Составьте отчет о проделанной работе по плану:

1. Что делал?

2. Что наблюдал?


Close