Былина «Садко» - одна из жемчужин русских народных былин новгородского цикла. Ее главной темой является красочное описание торговой купеческой жизни Новгорода и фантастических странствий купца-гусляра по морским пучинам.

Сюжетное былины строится в условных трех частях, каждая из которых обладает свойственной самодостаточностью. А само произведение имеет ярко-выраженный драматический конфликт исторического характера.

История

По версии историков, первой основой древней былины о Садко была песня о новгородском купце, которого звали Содко Сотынець. Он был упомянут в Новгородской летописи 1167 года как строитель Борисоглебской церкви в Новгороде. Примечательно то, что прототипы главных персонажей - Садко-гусляра и морского царя, встречаются в эпических повествованиях разных народов - греческих, финских, эстонских, киргизских и старофранцузских сказаниях.

Анализ

Описание произведения

Действие происходит в богатом и процветающем Новгороде. Молодой певец-гусляр Садко ублажает своим сладкогласным пением многочисленных новгородских купцов. На одном из пиров, поняв, что его никто не слушает, опечаленный певец идет на берег Ильмень-озера. Излив душу в прекрасной, но при этом преисполненной печали песне, Садко взволновал своим пением морского царя, который отблагодарил гусляра возможностью обрести богатство. Выиграв спор у трех купцов, о том, что в Ильмень-озере водится рыба с золотыми перьями, Садко становится богатым человеком и в течение двенадцати лет многократно приумножает свое имущество.

Однажды пускается Садко-купец в дальнее торговое путешествие, нагрузив тридцать кораблей несметными богатствами. Внезапно разыгравшаяся сильная буря вынуждает Садко к попыткам задобрить морского царя, но жребий показывает - морскому властелину не нужны богатства, ему нужен сладкоголосый певец-гусляр. Ублажал Садко своей игрой с утра до вечера царя и всю его свиту, ему сулили несметные богатства, но мечты о своем любимый Новгороде оказались сильнее дьявольского соблазна подводного мира. Благодаря любви к морской красавице Чернавушке и помощи известного святого Николы Чудотворца(Можайского), садко возвращается в свой родной город, устраивает пир и строит церковь во имя спасшего его святого.

Цитаты былины

«А как чем-то, Садку, похвалятися? А нету у мня много несчетной золотой казны, А нету у мня как прекрасной молодой жены, А как мне, Садку, только есть одным да мне похвастати: Во Ильмень да как во озери A есте рыба как перья золотые ведь»

«А и как здравствуйте, купец богатыи, Садко да новгородский! А и как сколько ни по морю ездил ты, А и как морскому царю дани не плачивал в сине море, А и теперь уж сам весь пришел ко мне да во подарочках»

«А кто чем на пиру да похваляется: А иной хвастае как несчетной золотой казной, А иной хвастае да добрым конем, А иной хвастае силой, удачей молодецкою; А и как умной топерь уж как хвастает А и старым батюшком, старой матушкой, А и безумный дурак уж как хвастает, А и как хвастае да как своей молодой женой» (Рассказчик)

Главные герои

Талантливый молодой певец-гусляр. Жертвует собой во время бури, спасая тем жизни своей дружины. В этом поступке проявляется христианский дух героя наряду с высокой нравственностью и патриотизмом.

Образ властелина морей весьма неоднозначен, в нем совместилось как могущество и разрушительная сила, так и любовь к таланту певца-гусляра Садко. Этот персонаж выступает сначала благодетелем, а по прошествии времени - поработителем певца, при этом он не понимает, что для Садко дороже земной жизни в родном городе ничего нет.

Структура произведения

Сюжетно-композиционное построение былины включает в себя три самодостаточных части. По мнению Белинского, в произведении ярко выражен драматический конфликт исторического характера. Уникальность произведения - сочетание трех былин разного времени написания, начиная от раннеязыческого (образ доброго морского царя) и заканчивая христианским (образ святителя Николая Чудотворца). Необычным также является выбор главного героя - не эпического богатыря, а бедного талантливого певца-гусляра.

Итоговый вывод

Былина «Садко» - уникальный памятник русской культуры, в котором выражена вся историко-патриотическая сущность образа странствующего певца-гусляра, победившего как купцов, так и соблазнительные искушения фантастической подводной жизни.

Святость образа родного Новгорода - вот что оказывается выше всего для Садко - патриота и христианина. Былина представляет собой особую историческую ценность - в ней с большой правдивостью показана бытовая жизнь новгородцев во всех ее проявлениях.

САДКО

Садко богатый гость - герой былин новгородского цикла; из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губернии, полных только два. По наиболее полному варианту (Сорокина), С. был сначала бедным гусляром, потешавшим новгородских купцов и бояр. Однажды он играл на гуслях на берегу Ильмень-озера с утра до вечера и своей игрой приобрел расположение царя Водяного, который научил С. побиться с богатыми новгородскими купцами об заклад в том, что в Ильмень-озере есть рыба "золотые перья"; при помощи царя Водяного С. выиграл заклад, стал торговать и разбогател. Однажды С. на пиру похвастал, что скупит все товары в Новгороде; действительно, два дня С. скупал все товары в гостином ряду, но на третий день, когда подвезли товары московские, С. сознался, что ему не скупить товаров со всего свету белого. После этого С. нагрузил товарами 30 кораблей и поехал торговать; по дороге корабли вдруг остановились, несмотря на сильный ветер; С., догадываясь, что морской царь требует дани, бросил в море бочки золота, серебра и жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы; жребий выпал на С., который, захватив с собой гусли, велел спустить себя в море на дубовой доске. С. очутился в палатах морского царя, который объявил ему, что потребовал его, чтобы послушать его игру. Под звуки игры С. царь морской пустился плясать, вследствие чего взволновалось море, корабли начали тонуть и много народу православного гибнуть; тогда Микола-угодник, под видом старца седого, явился к С. и велел ему прекратить игру, оборвав струны гуслей. Затем царь морской требует, чтобы С. женился на морской девице по своему выбору. По совету Миколы С. выбирает девицу Чернаву; после свадебного пира С. засыпает и просыпается на берегу реки Чернавы. В это же время по Волхову подъезжают его корабли с казной. В благодарность за спасение С. соорудил церкви Николе Можайскому и Пресвятой Богородице. В некоторых вариантах С. разрешает спор морского царя с царицей о том, что на Руси дороже - золото или булат, и решает его в пользу булата; в другом варианте роль Миколы берет на себя Поддонная царица. В одной былине о С., в сборнике Кирши Данилова, С. является не природным новгородцем, а приезжим с Волги молодцом, которому Ильмень-озеро помогает разбогатеть, в благодарность за переданный ему Садком поклон от сестры Ильменя, Волги: выловленная в большом количестве рыба обратилась в золотые и серебряные деньги. С. сам не совершает геройских подвигов: ему вменена в подвиг его торговая деятельность; таким образом, С. является представителем новгородской торговли, купцом-богатырем. Древнейшей основой былины о С. была, вероятно, песня об историческом лице Садко Сытинець (или Сотко Сытиничь), упоминаемом в летописи под 1167 годом, в качестве строителя церкви св. Бориса и Глеба в Новгороде. К имени этого лица приурочены различные сказочные мотивы, восходящие частью к местным легендам, частью к международным бродячим сказочным сюжетам. Так, в новгородских и ростовских легендах упоминается о спасении гибнувшего и плывущего на доске человека; по русским народным верованиям, св. Никола слывет скорым помощником на водах и даже называется "морским" и "мокрым". Рассказы о том, что подземный или подводный царь, залучив в свое царство героя, хочет удержать его, женив на своей дочери, также весьма часты и в наших сказках, и в сказках других народов. Так, в одном киргизском сказании рассказывается, как один человек, нырнув в воду, очутился в царстве властителя вод Уббе, служил там несколько лет, женился на дочери визиря, а потом, с помощью волшебной зеленой палки, вернулся на землю и разбогател. Ближайшие источники былины о С. не выяснены. Академик А.Н. Веселовский указывает на сходство былины о С. с эпизодом старофранцузского романа о "Tristan le Leonois": герой его, который носит имя Садок, убил своего шурина, покушавшегося на честь его жены, и вместе с ней бежит на корабле; поднимается буря, которая, по мнению старейшины корабля, ниспослана ради грехов кого-нибудь из пассажиров; по жребию, виновником бури оказывается Садок; он бросается в море, после чего буря затихает. Очевидное сходство эпизодов французского романа и былины, а также совпадение имен С. и Садок, дает основание предположить, что и роман, и былина независимо друг от друга восходят к одному источнику-повести или легенде, в которых это имя уже находилось. Имя С., Садок - еврейского происхождения (евр. Цадок-справедливый), что указывает на вероятное влияние еврейской народной литературы. Вс. Миллер находит объяснение типов С.-гусляра и морского царя в финских и эстонских сказаниях: он приравнивает морского царя былины к морскому царю Ахто, который также является охотником до музыки; прототип С.-гусляра он видит в музыканте и певце Вейнемейнене. Ср. Вс. Миллер "Очерки русской народной словесности" (Москва, 1897); А. Веселовский "Былина о С." ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1886, ¦ 12); ст. И. Мандельштама (ib., 1898, ¦ 2; опровергая теорию Вс. Миллера, автор доказывает, что те места финского эпоса, которые послужили Вс. Миллеру основанием для сближения Водяного царя с Ахто и С. с Вейнемейненом, не заимствованы из народных сказаний, а являются вставками Леннрота).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое САДКО в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • САДКО в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-11-15 Time: 07:00:19 Садко-купец — персонаж русской былины «Садко»- * — Ай же вы, купцы новогородские! Как знаю чудо-чудное …
  • САДКО в Большом энциклопедическом словаре:
  • САДКО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    советский ледокольный пароход. Построен в 1912 в Ньюкасле (Великобритания). Длина 78 м, ширина 11,4 м. Водоизмещение 3800 т. На "С." …
  • САДКО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    богатый гость — герой былин новгородского цикла; из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губ., полных только два. По …
  • САДКО
    "САДЌО", ледокольный пароход. Построен в 1912, водоизмещ. 3800 т. В 1935-38 участвовал в 3 комплексных экспедициях по иссл. глубоковод. р-нов …
  • САДКО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    САДЌО, гусляр и певец, герой одноим. новгородской былины, сюжет к-рой получил разработку в рус. иск-ве 19 в. (одноим. поэма А.К. …
  • САДКО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    богатый гость? герой былин новгородского цикла; из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губ., полных только два. По …
  • САДКО в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Новгородский …
  • САДКО в словаре Синонимов русского языка:
    гусляр, …
  • САДКО в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    нареч. разг. Соотносится по знач. с прил.: садкий …
  • САДКО
    гусляр и певец, герой одноименной новгородской былины, сюжет которой получил разработку в русском искусстве 19 в. (одноименная поэма А. К. …
  • «САДКО» в Современном толковом словаре, БСЭ:
    советский ледокольный пароход. Построен в 1912, водоизмещение 3800 т. В 1935-38 участвовал в 3 комплексных экспедициях по исследованию глубоководных районов …
  • САДКО в Толковом словаре Ефремовой:
    садко нареч. разг. Соотносится по знач. с прил.: садкий …
  • САДКО в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    предик. разг. О саднящей …
  • САДКО в Большом современном толковом словаре русского языка:
    предик. разг. О саднящей …
  • САДКО (ФИЛЬМ) в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-11-25 Time: 11:27:44 * Обманул старик. Нет за морями счастья! *— Где Садко? — Нет Садка... * Горе тем, …
  • РОССИЯ, РАЗД. СВЕТСКАЯ МУЗЫКА (XIX ВЕК)
    Р начале царствования императора Александра I , вместе с общим подъемом общественной жизни, особенно оживилась совсем было упавшая при Павле …
  • РИМСКИЙ-КОРСАКОВ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Римский-Корсаков (Николай Андреевич) - известный русский композитор, родился в 1844 году в Тихвине; образование получил в морском кадетском корпусе. Среди …
  • МАЛЮТИН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Малютин, Сергей Васильевич - живописец. Родился в 1859 г.; учился в Московском училище живописи. В 80-х годах начал выставлять пейзажи, …
  • БОГАТЫРИ в Краткой биографической энциклопедии:
    Богатыри. Слово "богатырь" в русском языке восточного (тюркского) происхождения, хотя, может быть, самими тюрками заимствовано у азиатских арийцев. В других …

Былина «Садко» анализ произведения — тема, идея, характеристика

Былина «Садко» анализ

Жанр : былина

Тема былины «Садко» : рассказ о жизни и приключениях новгородского гусляра Садко, который разбогател и стал купцом.

Идея былины «Садко» : прославление мастерства и настойчивости в достижении цели.

Главная мысль : любой мастером своего дела и ты многое добьешься.

Главные герои былины «Садко» — Садко, купцы, морской царь, Чернавушка, Николай Можайский

Композиция былины «Садко»

  • Экспозиция : жил в Новгороде славный гусляр Садко.
  • Завязка : перестали звать его на так называемые пиры.
  • Развитие событий: пошел гусляр на берег Ильмень-озера, три дня славно играл на гуслях, по совету царя морского заключает пари в заведение с купцами Новгорода, что в Ильмень-озере рыба с золотыми плавниками водится, выиграл заведение Садко, стал купцом новгородским.
  • Кульминация : бьется об заклад в заведение, что выкупит все товары Новгорода.
  • Развязка : три дня выкупал товары, а их опять завозили, поэтому понял, что Новгород богаче него, признал свое поражение.
  • Завязка : снаряжает Садко корабли в дальнее плавание.
  • Развитие событий : хорошо торгует в Золотой Орде, на обратном пути царь морской выкуп просит, не золотом, серебром, жемчугом, самого Садко ждет.
  • Кульминация : Садко с гуслями отправляется в океан морей к царю морскому.
  • Развязка : славно играет на гуслях царю морском, и по совету Николая Можайского гусли ломает, на Чернавушке женится, счастливо возвращается в Новгород, строит церкви соборные, обращается к Богу.

Сказочные элементы былины «Садко»

Сказочный зачин: «А когда-то … был Садко …»
Магические числа : три дня ждал приглашения, три раза шел к озеру, три рыбы в трех неводах, получил шесть скамеек от шести купцов, три дня скупал товар новгородский, тридцать тысяч проиграл, построил тридцать кораблей, три бочки с добром бросали в море, три раза жребий металли, три группы по триста девушек проходили,

Былина «Садко»показывает устройство древнего быта. Рассказывает о древних городах, о укладе жизни людей того времени, о их обычаях. Народный гусляр — Садко, победил в споре с купцами. Своей игрой на гуслях, он покорил морского царя, но не подался искушению остаться в подводном царстве. Это очень символично.

Садко — гусляр, певец, купец.. в нем воплощаются самые разные и лучшие черты народного характера-благородство, щедрость, широта души. Смело, он пускается в путешествие, чтобы увидеть дальние страны. Но сердце его принадлежит родине — Новгороду.

Садко - имя легендарного новгородского гусляра, который благодаря своему музыкальному дару стал богатым купцом. Садко - такой же новгородский символ, как вече, Софийский собор, памятник «Тысячелетие России»… Чего только не названо в Новгороде этим именем: гостиница, фонтан в центре Кремлевского парка, телевизор, знаменитый ансамбль, фольклорный праздник…

О Садко рассказывают нам новгородские былины (народные предания в стихотворной форме). В былинах, как правило, повествуется о подвигах богатырей, но только в Новгороде главным героем былин становится не воин-богатырь, а купец - предприимчивый, независимый, энергичный и удачливый. Новгородский былинный цикл о Садко является предметом серьезных научных исследований: историки изучают зашифрованные в «сказочном» тексте былин исторические процессы и реалии жизни Новгородской республики, литературоведы прослеживают общие сюжетные линии в новгородских былинах и сказаниях разных народов и пр.

Три былины о Садко, очень редко записывавшиеся как единый цикл, но часто исполнявшиеся в том или другом парном соединении, имеют содержательную последовательность. Популярно сюжетная канва былин о Садко выглядит так:

Садко сначала был бедным гусляром, у которого из имущества были только гусли яровчатые. Ходил он по пирам честным, играл, народ веселил. Однажды играл Садко на гуслях на берегу Ильмень-озера с утра до вечера. Его игра так понравилась морскому царю, что вышел он на берег и решил наградить молодого гусляра. Морской царь научил Садко побиться с богатыми новгородскими купцами об заклад в том, что в Ильмень-озере есть рыба «золотые перья». При помощи царя морского Садко выиграл заклад, стал торговать и превратился в «богатого гостя» - купца.

Разбогатевший Садко однажды на пиру похвастал, что скупит все товары в Новгороде. Два дня в торговых рядах он скупал товары, но на третий день, когда подвезли товары московские, Садко сознался, что ему не скупить товаров со всего свету белого:

Не я, видно, купец богат новгородский -
Побогаче меня славный Новгород.

После этого Садко снарядил 30 кораблей, нагрузил их товарами и поехал торговать. Но в море корабли вдруг остановились, несмотря на сильный ветер. Садко догадался, что морской царь требует дани, и стал бросать в море бочки золота, серебра и жемчуга. Но напрасно - царь морской требовал живой головы. Купцы стали кидать жребий, и он выпал Садко. Выполняя желание морского царя, Садко погружается на дно, захватив с собой гусли. Оказалось, что морской царь захотел послушать его игру. Под звуки гуслей Садко царь морской пустился плясать, отчего море взволновалось, корабли начали тонуть, и стало гибнуть много народу. Тут явился к Садко под видом старца седого святитель Николай-угодник (он слывет скорым помощником на водах и даже называется «морским» и «мокрым»). Николай-угодник велит Садко прекратить игру, оборвав струны гуслей.

Морской царь пытается удержать гусляра в своем царстве, но Садко отвечает ему:

Богатством своим ты меня не держи;
Все роскоши эти и неги
Я б отдал за крик перепелки во ржи,
За скрып новгородской телеги!

А. Толстой. «Садко»

Морской царь предлагает Садко жениться на морской девице, предлагая ему на выбор сотни невест. Но гусляр выбрал самую последнюю девушку - скромную Чернаву: Николай-угодник подсказал, что она спасет Садко из подводного плена. Садко засыпает после свадебного пира и просыпается в Новгороде, на берегу реки Чернавы (такая речка, вернее Черный ручей, протекала в древнем Новгороде близ Перыни и впадала в озеро Ильмень).

В это же время по Волхову приплывают его корабли с казной. В благодарность за спасение Садко поставил в Новгороде церкви Николе Можайскому и Пресвятой Богородице.

Сидит в Новеграде Садко невредим,
С ним вящие все уличане;
На скатерти браной шипит перед ним
Вино в венецейском стакане.
Степенный посадник, и тысяцкий тут,
И старых посадников двое,
И с ними кончанские старосты пьют
Здоровье Садку круговое.
Поет и на гуслях играет Садко,
Поет про царя водяного:
Как было там жить у него нелегко
И как уж он пляшет здорово;
Поет про поход без утайки про свой,
Какая чему была чередь -
Качают в сомнении все головой,
Не могут рассказу поверить.

А. Толстой. «Садко»

Считается, что прообразом Садко был реальный человек Сотко Сытинец (или Сотко Сытинич) - летописный купец, скорее всего, торгующий боярин, поскольку назван по отчеству. Он известен тем, что поставил в Детинце (новгородском кремле) каменную церковь Бориса и Глеба, о чем есть запись в новгородской летописи: «В лето 6675 (1167)... На ту же весну заложи Съдко Сытиниць церковь камяну святую мученику Бориса и Глеба при князи Святославе Ростиславици, при архиепископе Илии» .

Церковь Сотко Сытинича служила важным топографическим ориентиром и указана в «Уставе о мостех». Неоднократно упоминается в новгородских летописях. Точное местоположение церкви определено по записи о сгоревшей деревянной церкви Софии, находившейся «конець Пискупле улице, идеже ныне поставил Сотъке церковь камену святого Бориса и Глеба над Волховом» . В 1220 г. у стен церкви произошло столкновение князя Всеволода Мстиславича и жителей Софийской стороны, вставших на защиту посадника Твердислава: «Твьрдислав же бяше немоцьн и вывезоша и на санках к Борису и Глебу и скопишася о немь Пруси и Людин конець и Загородци...» . И еще. В некоторых источниках бытует версия, что церковь была грандиозной и по размерам не уступала Софийскому собору. Эта дерзость поразила новгородцев, привыкших к неукоснительной архитектурной дисциплинированности новгородских зодчих: ведь по градостроительным законам того времени и вплоть до XVIII века вновь воздвигаемые здания должны были тщательно соблюдать древнюю планировку города и уступать в размерах строениям XI-XII вв.

Вокруг имени Садко…

В 1930-е гг. северные моря бороздил ледокольный пароход «Садко», судьба которого тесно связана с известнейшими полярными экспедициями того времени, историей дрейфа ледокольного парохода «Георгий Седов» и именем Н.И. Евгенова - знаменитого полярного исследователя, новгородского уроженца. Название ледокола «Садко» увековечено на карте Арктики - им названо мелководье в Карском море, открытое Первой высокоширотной экспедицией 1935 года.

Сюжет и образ Садко широко представлен в литературе, изобразительном искусстве, музыке. Среди самых известных произведений - чудесная баллада А.К. Толстого «Садко», картины И. Репина «Садко в подводном царстве», «Садко и царь морской» Константина Васильева, иллюстрации И. Билибина, произведения палехской и федоскинской лаковой миниатюры, опера Н. Римского-Корсакова «Садко», фонтан «Садко» в украинских Сумах…

А в 1952 году по мотивам новгородской былины режиссером А. Птушко был снят фильм-сказка «Садко». Американский продюсер Роджер Корман увидел этот фильм, восхитился им и купил авторские права, чтобы американцы тоже познакомились с историей Садко. Только в Америке фильм назвали «Волшебное путешествие Синдбада» - имя Садко, такое известное в России, ничего не говорило американцам…

И совсем уж неожиданно след нашего Садко обнаруживается в ботанике. В одной из легенд рассказывается, что удалого Садко полюбила водяная царевна Волхова. Однажды, выйдя на берег, при свете луны увидела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась гордая царевна и пошла, роняя слезы, которые превращались на земле в нежные цветы, будто унизанные жемчужинами. Так родился цветок ландыш - символ чистой и нежной любви.

В Великом Новгороде имя «Садко» носят гостиница, фонтан , фестиваль народных ремесел; это же имя носил легендарный новгородский ансамбль народной песни и танца, широко известный в советское время; на ул. Федоровский Ручей установлена кованая скульптура «Садко»; новгородское ПО «Квант» долгое время выпускало телевизоры марки «Садко».


Литература к статье:

Былины о Садке // Новгородские былины / подготовили Ю.И. Смирнов, В.Г. Смолицкий. - М.: Наука, 1978. - С. 148-242.
. Садко: новгородские былины / подготовка текста и послесловие В.П. Аникина. - М.: Советская Россия, 1980. - 80 с.: ил.
. Особенная история Новгорода // Кудряшов В.П. Память о былом / В.П. Кудряшов, В. Крестьянинов. - Новгород, 1993. - С. 58-61.
. Кто был прототипами Буслая и Садко? // Коваленко Г. Легенды и загадки земли Новгородской / Г. Коваленко, В. Смирнов. - М.: Вече, 2007. - С. 99-103. - (Тайны знаменитых городов).

Далекое прошлое оставило нам, жителям двадцать первого века, очень много преданий и легенд, сказаний и поговорок. К кладезям народной мудрости относятся и былины, которых насчитывается больше пятисот. Они разделяются по циклам: общерусские, киевские, новгородские. К последним относится и былина о гусляре, побывавшем в гостях у подводного царя. Краткое содержание «Садко» мы рассмотрим в нашей статье. Хотя настоятельно рекомендуем прочесть произведение полностью. Итак, приступим.

Былина «Садко»: краткое содержание для читательского дневника

По школьной программе, эта былина выносится на внеклассное чтение. Ученик должен на каникулах прочесть произведение и сделать запись в дневнике, описывая в нескольких предложениях его суть. Так о чем рассказывает былина «Садко»? Краткое содержание для читательского дневника можно передать так.

В древнем и славном городе Новгороде живет бедный гусляр по имени Садко. Игра его искусна, поэтому его часто приглашают на праздники богатые купцы. Так он зарабатывал себе на жизнь. Но вот однажды его никуда не пригласили. Горько стало парню, и он отправился на берег озера, где начал играть сам для себя.

Даже очень краткое содержание «Садко» должно упоминать, что к музыканту выплыл сам царь морской. Он поблагодарил юношу за чудную игру и рассказал ему, как заполучить богатство. Стал Садко жить припеваючи и занялся купеческим делом. Однажды он устроил пир, на котором похвалялся о своих богатствах. Он сам предложил купцам выкупить весь их товар, чтобы доказать, что денег у него много. Спор он проиграл, поэтому выплатил по тридцать тысяч червонцев каждому купцу, загрузил все товары на корабли и отправился торговать по миру.

Что случилось посредине моря?

Продолжая раскрывать краткое содержание «Садко», стоит упомянуть, что его корабли попали в бурю, когда герой возвращался домой. Решив, что морской царь требует дань, которую он никогда не платил, гусляр приказывает высыпать бочку серебра в волны. Следом отправилась бочка золота, но шторм не утихал. Тогда Садко предложил бросить жребий и принести человеческую жертву. Несколько раз бросали жребий, и каждый раз выпадал он ему. Тогда купец составил завещание, сыграл на гуслях и отправился на дно морское.

О чем дальше идет речь в былине «Садко»? Краткое содержание для читательского дневника стоит продолжать с описания встречи героя с правителем подводного царства. Он пожурил юношу за то, что тот не платил ему дани, и приказал играть. Коснулся Садко гуслей, и полились чудные звуки, которые развеселили царя. Тот танцевал, а на море поднялась буря, тонули корабли, гибли люди. В это время к музыканту пришел святой Николай Можайский и попросил прекратить игру. Он же посоветовал ему, как объяснить свой отказ морскому владыке и как выбраться из моря.

Чем заканчивается история Садко? Краткое содержание для читательского дневника следует завершить так: следуя советам святого человека, гусляр просыпается в Новгороде, куда как раз приплывали купеческие корабли. Дружина героя очень удивилась тому, что их предводитель остался жив, но очень обрадовалась, выбежала и жена гусляра. Он дал средства на строительство храма Николаю Можайскому и больше никогда не ходил в море.

Герои былины

Краткое содержание «Садко» читателю уже известно. Теперь поговорим о персонажах былины. Главным действующим лицом является Садко - бедный юноша, который искусно играет на гуслях. Он не привык показывать свои чувства другим, поэтому в минуты горя отправляется на берег озера, чтобы поиграть, хотя его сердце сжимается от боли. Получив неожиданно подарок от судьбы, герой занимается хозяйством, у него все выходит. Но тут он начинает похваляться богатством, и это бахвальство едва не погубило его. Садко пытается отвести от себя рок, но потом смиряется. Уже на дне он прислушивается к мудрым советам, поэтому выходит сухим из воды.

Подводный царь - персонаж весьма противоречивый. Ему не чужда любовь к прекрасному, то есть к игре на гуслях, он щедро вознаграждает музыканта. Но когда Садко играет на морском дне, царь танцует, и ему не жалко кораблей и людей, которых проглатывает пучина. Владыка подводного мира осознает свою силу и ценит ум человека, поскольку негласно соглашается с выбором гусляра и позволяет ему вернуться на землю.

Опера Римского-Корсакова

В начале января 1898 года на сцене театра имени С. Мамонтова (Москва) была впервые поставлена былина «Садко» (опера). Краткое содержание ее мало чем отличается от сюжета, пересказанного нами выше. Разница только в том, что гусляра спас не святой, а некий богатырь. Да и дочку водяного царя, на которой должен жениться герой, звали иначе. Превратилась девушка морская в речку синюю, а Садко возвратился к любимой жене Любаве.

Либретто на былинный сюжет написал Николай Римский-Корсаков совместно с В. И. Вельским. Опера из семи картин до сих пор ставится в лучших театрах мира.

Илья из Мурома

Этот человек, который имеет реального прототипа (его мощи хранятся в Киево-Печерской лавре), является идеальным образом народного героя. Почти два десятка сюжетов с общим героем дошли до наших дней. В них Илья борется со злом - змеем, чудищем, идолищем, разбойниками, помогает другим богатырям. Также предания рассказывают о непростых отношениях героя с князем и другими царями.

После исследования мощей, проведенного в 1988 году, было установлено, что Илья Муромец умер в возрасте 40-55 лет. Это был крепкий коренастый мужчина, кстати, не исполинского роста, каким его рисуют былины. Доподлинно известно, что в юности его конечности были парализованы, но потом он исцелился и прожил оставшиеся годы полноценной жизнью.

Сравнение двух историй

Мы не будем пересказывать все былины из цикла «Илья Муромец». «Садко», краткое содержание которой мы уже рассмотрели, имеет совсем другой сюжет. Первая история повествует о герое, который идет навстречу опасностям ради благого дела. Он защищает справедливость и слабых, не идет на компромиссы с нечистой силой. Будучи парализованным до 33 лет, он посвятил всю свою остальную жизнь служению людям и Богу.

Садко - юноша, который жил в условиях социального неравенства. Будучи бедным, он не боялся высказывать богачам правду. За это он лишился заработка, но потом был вознагражден. Зазнавшись, он снова едва не потерял богатство, и только молитвы помогли ему спастись. Садко сделал правильные выводы и не стал больше искушать судьбу.

Преданье старины глубокой

Былины «Илья Муромец», «Садко», краткое содержание которых ученики проходят в средней школе, являются народным творчеством. Первая, как уже говорилось, основывается на исторических фактах, украшенных и дополненных вымыслом. Другая считается сказкой, однако есть версии, что и она базируется на реальных событиях. Некоторые ученые видят в былине отголоски колонизации мира, его изучения, другие отожествляют Садко с Одиссеем и Синбадом-мореходом. Во французском эпосе есть история о моряке по имени Садок, чья судьба сильно напоминает долю новгородского гусляра. Но есть люди, которые считают былину вымыслом религиозных лиц: ведь чудесное спасение купца, принесенного в жертву морскому богу, приписывают христианскому святому.

Вместо послесловия

Былины - это не сказки, это быль, которая когда-то имела место быть в реальности. Конечно же, народ ее приукрасил, видоизменил почти до неузнаваемости. Сегодня мы читаем эти истории и поражаемся богатству языка, насыщенности образов, интересности сюжета. А между строк можно увидеть мудрость, которая помогает справиться с современными испытаниями. Поэтому стоит внимательно изучать народное творчество, читать былины в оригинале и полностью, а не в сокращенном варианте. Много времени чтение не займет, а вот положительные эмоции от этого занятия гарантированы.


Close