К началу XIX века испанская колониальная империя в Америке имела территорию более 10 млн. квадратных километров и простиралась от Сан-Франциско до мыса Горн. Огромные просторы тропических лесов, цепи гор, безбрежные равнины, пампа, большие реки, такие, как Амазонка, составляли богатства этого континента.

Чтобы иметь возможность управлять этими землями, испанская корона разделила их на четыре вице-королевства: Новую Испанию, Новую Гранаду, королевство Ла-Плата и Перу.

В начале XIX века в испанских колониях Америки возникло патриотическое движение креолов, задумавшихся об отделении от Испании. В колониях были созданы тайные организации, нелегально издавались и распространялись «Декларация прав человека и гражданина» и другие документы французской революции.

Разгром наполеоновской армией монархии Бурбонов в Испании создал благоприятные условия для подъема освободительного движения в испанских колониях.

«Война до смерти»

В 1811 году была провозглашена независимая республика в Венесуэле. Освободительное движение возглавило «Патриотическое общество», в котором ведущую роль играли богатые креолы. Среди них выделялся молодой офицер Симон Боливар. Широко образованный человек, блестящий оратор и публицист, он обладал к тому же незаурядным полководческим талантом.

На первых порах лидеры освободительного движения видели свою задачу лишь в изгнании колонизаторов и не стремились менять существующие порядки. Негры и индейцы их не поддержали. Учитывая это, Боливар издал декреты, в которых обещал вступившим в революционную армию рабам предоставить свободу, крестьянам — землю. На помощь повстанцам из европейских стран прибыли 5 тысяч добровольцев.

Однако Боливар понимал, что в одиночку Венесуэле не отстоять свою независимость. Он повел свою армию на помощь соседней стране — Новой Гранаде.

Это был легендарный переход через Анды. С каждым днем становилось все холоднее. Дождь сменился снегом. Ледяной ветер сбивал с ног. Горные обвалы и вырванные бурей деревья преграждали путь.

Погибли все лошади, солдаты теряли сознание от нехватки кислорода, срывались в пропасти. Боливар в изодранном генеральском мундире возглавлял передовой отряд, вдохновляя своим мужеством бойцов. Из 3400 солдат с гор спустились лишь 1500.

Испанские войска были разгромлены. Венесуэла и Новая Гранада объединились в единое государство — Великую Колумбию.

Стремясь укрепить независимость молодых латиноамериканских государств, Боливар выступил за их объединение в конфедерацию. Он постоянно боролся за создание демократической республики, где цвет кожи не имел бы никакого значения. Но тщетно пытался Боливар объединить новые независимые государства, имевшие общие язык и религию. Установление его личной диктатуры, хоть и вызванное желанием предотвратить распад Великой Колумбии, вызвало сопротивление. Рост недовольства выразился в многочисленных заговорах и восстаниях. Власть Боливара была свергнута в Перу и Боливии, затем от Колумбии отделились Венесуэла и Эквадор.

25 сентября 1829 года заговорщики проникли в Президентский дворец в Боготе с целью убить «Освободителя», однако ему удалось спастись. Влияние и популярность Боливара падали, и в начале 1830 года он ушел в отставку. Больной и разочаровавшийся Боливар написал незадолго до смерти в 1830 году: «Тот, кто служит революции, пашет море!»

Лишь много лет спустя заслуги его получили всеобщее признание. Память о нем сохраняется в названии одной из южноамериканских республик — Боливии.

Буржуазная революция 1820 года в Португалии привела к новому подъему движения за независимость Бразилии. Бразилия была объявлена независимой империей.

В 1868 году началось массовое восстание против испанских колонизаторов на Кубе. А в следующем году была провозглашена независимая Кубинская республика. Десять лет армия, вооруженная пиками и мачете, вела борьбу с испанцами, но сопротивление повстанцев было сломлено. И только в самом конце XIX века кубинский народ освободился от колониальной зависимости.

Итоги и значение освободительной войны

Национально-освободительное движение в Латинской Америке завершилось победой. Во всех независимых странах, кроме Бразилии, установился республиканский строй. Но некоторые государства, образовавшиеся в ходе войны за независимость, из-за глубоких внутренних противоречий и борьбы различных группировок оказались непрочными и распались. Политическая независимость покончила с многочисленными ограничениями, сковывавшими экономическое развитие колоний. Создались более благоприятные условия для развития капиталистического уклада и вхождения в мировой рынок.

В независимых государствах уничтожили рабство, правда, не сразу. В Венесуэле, Колумбии и Перу оно сохранилось до 50-х годов, а в Бразилии — до 80-х годов XIX века. Были отменены подушная подать и принудительная трудовая повинность коренного населения в пользу частных лиц, государства и церкви. В течение XIX века во всех вновь возникших государствах был установлен парламентарный строй и приняты конституции. Немаловажное значение имело и уничтожение инквизиции, сословного строя, упразднение дворянских титулов.

Окрепло и национальное самосознание латиноамериканцев, они стали понимать свою принадлежность к определенной нации, имеющей право на создание независимого государства.

Ряд ученых считают, что освободительные войны носили характер буржуазной революции. Но есть и другая точка зрения, отрицающая революционное значение этих событий. Тем более что создание республик не привело к власти новые классы. Крестьяне землю не получили, а владельцы латифундий сохранили огромные поместья и политическую власть. Развитие капитализма в странах Латинской Америки пошло долгим и мучительным путем.

Век каудильо

После войны за независимость в политической жизни молодых государств мир не установился. Они стали воевать друг против друга, чтобы захватить больше территории. Это сопровождалось бешеной борьбой за президентское кресло внутри каждой отдельной страны. Как правило, власть попадала в руки военных или гражданских вождей времен войны за независимость, захватывавших ее при помощи оружия. Такой вождь — каудильо — опирался либо на народ, либо на землевладельцев.

В латиноамериканской цивилизации много черт цивилизации традиционной, когда господствуют «клановые» связи между «патроном» (хозяином), «вождем» и подчиненной ему массой («клиентелой» — от слова «клиент»). Обычно клановые связи сильнее связей классовых.

Суть этого явления состоит в том, что вокруг «сильной» личности сплачивается круг людей, рассчитывающих решить свои проблемы при помощи «патрона». В политической борьбе на первый план выходили личные качества лидера, его умение управлять толпой, завоевав ее доверие. В данных условиях дружеские связи становятся важнее закона. Эти отношения выражает принцип: «Все для друзей, а для врагов — закон». Часто за маской «любимца толпы» скрывались честолюбие и ожесточенное соперничество отдельных семейств.

В XIX веке начались постоянные государственные перевороты, подтасованные выборы и кровавые гражданские войны. Пожалуй, не было в XIX в. ни одной страны в Латинской Америке, которой удалось бы избежать «каудильизма».

Медленное развитие экономики

Десятилетия междуусобных войн гибельно отразились на экономическом развитии латиноамериканских стран. Хозяйство в них ориентировалось главным образом на производство и вывоз за границу сельскохозяйственных продуктов или полезных ископаемых — меди и серебра. Тем не менее в середине XIX века ряд стран втягивается в мировой рынок.

В Чили в 1832 году были открыты богатые залежи серебра, потребность в котором в Европе возрастала; после захвата США Калифорнии туда активно вывозилось чилийское зерно. К концу XIX века в Чили освоили добычу селитры и начался экспорт ее на мировой рынок. Между 1880 и 1910 годами объем промышленного производства страны ежегодно возрастал на 2%.

В Аргентине во второй половине XIX века набирал силу лагерь сторонников свободной торговли, так как для этого появились благоприятные обстоятельства. Промышленная революция на европейском континенте увеличила потребности в продовольствии и сырье. Внутри страны тоже расширялся спрос на товары, чему способствовал большой приток иммигрантов, обеспечивающих страну рабочими руками.

К концу XIX века экономика Аргентины покоилась на двух прочных столбах — животноводстве и земледелии. Животноводство было связано с выращиванием скота и экспортом мороженого мяса, 2/3 которого поставлялось в Лондон.

Отмена рабства и приток иммигрантов создали условия для развития капиталистического хозяйства в Бразилии. Основной статьей дохода к началу XX века оставался экспорт кофе, золота, серебра и тропических фруктов. Из Мексики экспортировали золото и серебро, из Колумбии — кофе и индиго (красящее вещество). Строящиеся промышленные предприятия и железные дороги оказались в руках иностранного капитала.

Страны латиноамериканского региона к началу XX века по уровню капиталистического развития выглядели следующим образом: группу наиболее развитых стран составляли Аргентина, Уругвай, Бразилия, Куба, Венесуэла, Чили; значительно более отсталыми были Боливия, Мексика и Перу, где сохранялись огромные массы безземельного, закабаленного крестьянства. Фактически здесь господствовала экономическая система колониального времени, основанная на господстве крупного землевладения.

Латиноамериканский «плавильный котел»

XIX век явился временем складывания латиноамериканских наций. Они формировались из представителей разных народов, живших в границах одного государства. Как и в США, здесь действовал «плавильный котел», в котором смешивались различные расы и нации: индейцы, негры, выходцы из Испании и Португалии, из других европейских стран.

Общество в латиноамериканских странах формировалось под влиянием испанских и португальских обычаев, в системе отношений между людьми здесь всегда соблюдалась иерархия. Каждый должен был здесь знать свое место, свой клан, связывать свое благополучие с «большим» или «маленьким» покровителем, каудильо. Отсюда и склонность к установлению авторитарных режимов.

Особенности верований у католиков в Латинской Америке

Большое влияние на формирование наций оказала католическая религия. В Мексике, например, еще в XVI веке сформировался культ Святой Девы Марии, Гуаделупской Богоматери. Постепенно из местного он превратился в культ, охвативший население всей страны, объединил жителей Мексики. Каждый, кто поклонялся Святой Марии Гуаделупской, считался принадлежащим к мексиканской нации.

Вообще католическая религия и католическая церковь играли очень большую роль в жизни латиноамериканцев. Католическая церковь через свои приходы влияла на 90% населения Латинской Америки.

Но поскольку традиции католичества утверждались на континенте, где коренным населением были индейцы, католическая религия в Латинской Америке имеет ряд особенностей. Прежде всего это огромное количество святых, скульптурным изображениям которых ревностно поклонялось население, домашние часовни. Ученые считают, что индейцы после уничтожения их идолов колонизаторами перенесли в католичество свое стремление поклоняться «божественным силам», боготворить их и даже превращать в простой амулет. Среди различных слоев населения всегда ходили рассказы о «чудесах», о «явлениях» святых. Дело в том, что в латиноамериканских странах еще с доколумбовых времен принято было употреблять вещества, вызывающие галлюцинации. Эта традиция от индейцев распространилась и на бедные слои белого населения.

В Латинской Америке сформировалась особая цивилизация, отличная от европейской и от североамериканской. Войны за независимость, обретение этой независимости, а затем десятилетия кровавых междоусобных войн, медленное развитие капитализма, разрешение конфликтов не столько путем реформ, сколько путем революций и установления авторитарных режимов, слабость демократии сделали историю латиноамериканцев трагической.

Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история

9 декабря 1824 г. последняя испанская армия, сражавшаяся в Латинской Америке, была разбита и взята в плен генералом Сукре, одним из помощников Боливара, возле Аякучо, на плоскогорьях Перу. Капитуляция положила конец трем векам испанского господства на американском континенте. Тем не менее Испания сохраняла за собой до 1898 г. Кубу и Пуэрто-Рико, в Антильском архипелаге, которые она потеряла в итоге войны с США.

Необыкновенная прелюдия: независимость Таити

Вслед за Соединенными Штатами и раньше испанских и португальских владений в Америке независимости добилось еще одно государство. Республика Гаити была провозглашена 1 января 1804 г.

Это было тревожное событие, поэтому о нем охотно умалчивали. Восстание черных рабов против рабовладельческого строя закончилось созданием республики чернокожих, откуда белые были изгнаны.

Французская колония Сан-Доминго занимала западную часть острова Гаити, в то время как его восточная часть принадлежала испанцам. В 1789 г. Сан-Доминго была самой процветающей из французских колоний. Она производила большое количество сахара, продажа которого составляла треть стоимости французского экспорта. Революция во Франции привела к мятежу колонистов, желавших освободиться от правительственного деспотизма и добиться самоуправления. Затем вспыхнуло восстание «цветных» (мулатов и вольноотпущенных), владевших третью поместий, которых колонисты собирались лишить политических прав. Наконец, начавшееся в 1791 г. восстание рабов, во главе которых встал Туссен Лувертюр, закончилось победой.

Посланцы Конвента из соображений внешней политики (колонисты обратились за помощью к англичанам) поддержали Туссена Лувертюра. Декрет Конвента от 4 февраля 1794 г. отменил рабство во французских колониях. В действительности же этот декрет лишь узаконил то, что произошло в Сан-Доминго.

Туссен Лувертюр стал главой независимого государства, чувствуя себя в то же время представителем Французской республики. В 1802 г. после Амьенского мира Бонапарт решил вновь подчинить остров и восстановить рабство. Экспедиционный корпус взял в плен Туссена Лувертюра, и он умер в тюрьме форта Жу, в Юрских горах. Однако французская армия, потерявшая много солдат из-за болезней и действий партизан, в конце концов была разбита. Один из помощников Туссена - Дессалин - в 1804 г. провозгласил независимость Гаити (так называли остров индейцы-аборигены). Эта революция рабов вызвала сильный страх у всех рабовладельцев Америки, в том числе США.

Латинская Америка в начале XIX века

Начиная с XVI в., испанские владения занимали большую часть американского континента. С севера, от Калифорнии, Новой Мексики, Техаса и Флориды они протянулись далеко на юг, до мыса Горн. Что касается Луизианы, то Франция вернула ее себе в 1800 г., а в 1803 г. продала США. Флорида также была продана США Испанией в 1819 г. Исключение составляли португальская колония Бразилия, занимающая восточную часть Южной Америки, и Гвиана, разделенная на небольшие полоски, принадлежащие Англии, Голландии и Франции. Те же государства поделили между собой Антильские острова.

Здесь, в Латинской Америке, колониальные власти наложили на доколониальные структуры, унаследованные от империй ацтеков и инков, структуры феодальные, что привело к образованию крупной земельной собственности. На северо-востоке Бразилии и в тропических районах эта собственность представлена плантациями, которые обрабатывают, как на Антилах, черные рабы. В других местах это крупные поместья (асьенды), где трудятся индейцы (на положении настоящих крепостных).

В своих колониях Испания представлена чиновниками и военными из метрополии. Здесь введен режим исключительности: метрополия обладает исключительным правом вести внешнюю торговлю. Любые сделки местного населения с иностранцами считаются незаконными. Креолы (колонисты, родившиеся в Америке) с большим трудом переносят такие порядки и требуют их уничтожения. То же самое происходит в принадлежащей португальцам Бразилии.

Оккупация Испании и Португалии французами во время наполеоновских войн даст латиноамериканцам прекрасный повод завязать прямые торговые связи с англичанами. Но когда в 1815 г. война закончится, испанские и португальские власти попытаются восстановить режим исключительности.

Восстание в Латинской Америке

В Бразилии восстание вспыхнуло в 1821 г.: провозглашена независимость и сын короля Португалии дон Педро становится императором (1822).

В испанских колониях первое восстание (1810 г., Мексика) разгромлено. В 1821 г. генерал Итурбиде, который его подавил, объявляет о независимости страны и провозглашает себя императором. Спустя два года он свергнут и установлена республика.

В Южной Америке во главе восставших становится Боливар, родившийся в богатой креольской семье в Каракасе (Венесуэла). Вместе с ним сражаются другие офицеры-креолы: Сан-Мартин, освободитель Аргентины и Перу; О"Хиггинс, освободитель Чили; Сукре, победитель при Аякучо.

В этой борьбе повстанцев поддержала Великобритания, стремившаяся занять место Испании в американской торговле, и Соединенные Штаты. Президент Монро заявил, что его страна не потерпит ни европейской интервенции на американский континент, ни восстановления колониального государства. Это была Декларация Монро (1823).

Испанский король Фердинанд VII, восстановивший в Испании абсолютизм и разгромивший либералов с помощью французского экспедиционного корпуса, обращается за помощью к Священному Союзу. Священный Союз - блок абсолютистских государств, созданный в 1815 г. для борьбы против либерального движения в Европе. Он и в самом деле неоднократно вмешивался в европейские дела. Но осуществлению планов интервенции в Латинскую Америку помешало противодействие Англии и США.

Латинская Америка в XIX веке

Социальные структуры в странах Латинской Америки остаются неизменными с колониальных времен. На вершине - узкая олигархия крупных земледельцев-креолов, тесно связанных с католической церковью (она тоже крупный земельный собственник). Их интересы выражает консервативная партия. Ей противостоит либеральная партия антиклерикальной ориентации, опирающаяся на крупных торговцев портовых городов и небольшой средний класс метисов.

Рабство сохраняется повсюду, оно будет запрещено в течение XIX в., и прежде всего в тех странах, где не имеет большого экономического значения. В Бразилии же оно просуществует до 1888 г.!

Что касается индейцев, составляющих большинство населения Мексики и плоскогорий Анд, то они фактически остаются в крепостном состоянии и полностью исключены из социальной и политической жизни.

Такое положение продлится до XX века.

Весь этот период Латинская Америка остается регионом революций, революций исключительно политических, которые ничего не меняют в социальном строе, заменяя лишь одного военного правителя на другого.

Примечания:

В книге С. Крамера, откуда заимствован этот абзац, далее со слов древнего историка рассказывается о благодеяниях Урукагины: «Он отозвал смотрителей над лодочниками. Он отозвал смотрителей над крупным и мелким скотом. Он отозвал смотрителей над рыбными угодьями. Он отозвал сборщиков серебра, которые взимали плату за стрижку белых овец… И по всей стране, от края до края, не осталось ни одного сборщика налогов» (С. Крамер. История начинается в Шумере. М., 1991. С. 58–59).

Борьба европейских государств с работорговлей через Атлантический океан, в которой активно участвовала Россия, остается одной из малоизвестных страниц мировой истории. После разгрома Наполеона 18/30 мая 1814 г. был подписан Парижский трактат о прекращении торговли рабами. Он затем неоднократно подтверждался. Так, 7/20 декабря 1841 г. Россия, Австрия, Франция, Великобритания и Пруссия подписали новый трактат «Об уничтожении торга неграми». В указе Николая I от 26 марта 1842 г. читаем: «торг втайне продолжается… продолжение считать преступлением, равным морскому разбою…» Указ предлагал капитанов работорговых судов «подвергать наказаниям, в законах наших определенным за разбой и грабительство на морях» (Российский государственный исторический архив, ф. 1329, оп. 1, д. 580, лл. 14–19).

Россия приняла участие в проведенной в 1889 г. в Брюсселе международной конференции по прекращению торговли невольниками. Ее задача - «покончить с работорговлей на суше и на море»; имелись в виду регионы, где еще продолжалась «охота на людей»: Восточная Африка, побережье Красного моря, бассейн реки Конго. И вновь русские дипломаты поддержали все решительные меры, направленные на окончательную ликвидацию этого позорного явления (Центральный государственный архив военно-морского флота, ф. 417, оп. 1, д. 550, лл. 1–34).

Латинская Америка в начале XIX века

Начиная с XVI в., испанские владения занимали большую часть американского континента. С севера, от Калифорнии, Новой Мексики, Техаса и Флориды они протянулись далеко на юг, до мыса Горн. Что касается Луизианы, то Франция вернула ее себе в 1800 г., а в 1803 г. продала США. Флорида также была продана США Испанией в 1819 г. Исключение составляли португальская колония Бразилия, занимающая восточную часть Южной Америки, и Гвиана, разделенная на небольшие полоски, принадлежащие Англии, Голландии и Франции. Те же государства поделили между собой Антильские острова.

Здесь, в Латинской Америке, колониальные власти наложили на доколониальные структуры, унаследованные от империй ацтеков и инков, структуры феодальные, что привело к образованию крупной земельной собственности. На северо-востоке Бразилии и в тропических районах эта собственность представлена плантациями, которые обрабатывают, как на Антилах, черные рабы. В других местах это крупные поместья (асьенды), где трудятся индейцы (на положении настоящих крепостных).

В своих колониях Испания представлена чиновниками и военными из метрополии. Здесь введен режим исключительности: метрополия обладает исключительным правом вести внешнюю торговлю. Любые сделки местного населения с иностранцами считаются незаконными. Креолы (колонисты, родившиеся в Америке) с большим трудом переносят такие порядки и требуют их уничтожения. То же самое происходит в принадлежащей португальцам Бразилии.

Оккупация Испании и Португалии французами во время наполеоновских войн даст латиноамериканцам прекрасный повод завязать прямые торговые связи с англичанами. Но когда в 1815 г. война закончится, испанские и португальские власти попытаются восстановить режим исключительности.

Из книги Правда о Николае I. Оболганный император автора Тюрин Александр

Исторические аналогии. Латинская Америка Я полагаю, уместно провести параллель между гипотетической «декабристской Россией» и Латинской Америкой 1810-1820-х гг. Там местная олигархия, почти сплошь масонская, освободилась от власти испанского монарха и образовала полтора

Из книги История мировых цивилизаций автора Фортунатов Владимир Валентинович

§ 8. Латинская Америка в XX в. К началу XX в. все 20 латиноамериканских государств стали республиками. На испанском языке говорят в 18 странах. В Бразилии говорят на португальском, а на Гаити – на французском языке.Еще в 70-80-х гг. XIX в. Аргентина, Уругвай, Чили, Мексика и Бразилия

Из книги История Нового времени. Эпоха Возрождения автора Нефедов Сергей Александрович

ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА Латинская Америка была страной поселенцев, говоривших на латинских языках – испанцев и португальцев. Великое открытие Колумба подарило жителям Пиренейского полуострова самую прекрасную страну на свете – и все, кто впервые посетил эту страну, были

автора Коллектив авторов

§ 12 Латинская Америка в XVI – начале XIX в. «Доколумбовы цивилизации» и начало Конкисты Новый Свет – Америка, как часть света, образуемая двумя материками – Северной и Южной Америкой, на рубеже XV–XVI вв. по целому ряду параметров существенно отличался от Старого Света.

Из книги Новая история стран Европы и Америки XVI-XIX вв. Часть 3: учебник для вузов автора Коллектив авторов

Латинская Америка в XVIII – начале XIX в. Предпосылки Войны за независимость Развертывание освободительного движения в Латинской Америке являлось естественным продолжением всего предшествующего этапа взаимоотношений между колониями и метрополиями. Экономические

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 4: Мир в XVIII веке автора Коллектив авторов

ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА Открытие, исследование и освоение Нового Света европейцами - длительный многосторонний процесс, продолжавшийся на протяжении нескольких столетий. Протекая во времени и пространстве, он характеризовался значительной региональной и стадиальной

автора

Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть2 автора Крашенинникова Нина Александровна

Из книги Подъем Китая автора Медведев Рой Александрович

Китай и Латинская Америка На протяжении последних десяти лет мы все наблюдаем активное формирование нового центра экономического и политического могущества на континенте Южной Америки. Консолидация этого региона происходит вокруг Бразилии, страны с площадью в 8,51 млн

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 5: Мир в XIX веке автора Коллектив авторов

Латинская Америка: век независимости Непосредственным толчком к подъему освободительного движения в испанских колониях послужили революционные события 1808 г. в метрополии. Вторжение французских войск в Испанию и пассивность властей вызвали в стране взрыв возмущения.

автора Шулер Жюль

Латинская Америка в начале XIX века Начиная с XVI в., испанские владения занимали большую часть американского континента. С севера, от Калифорнии, Новой Мексики, Техаса и Флориды они протянулись далеко на юг, до мыса Горн. Что касается Луизианы, то Франция вернула ее себе в

Из книги 50 великих дат мировой истории автора Шулер Жюль

Латинская Америка в XIX веке Социальные структуры в странах Латинской Америки остаются неизменными с колониальных времен. На вершине - узкая олигархия крупных земледельцев-креолов, тесно связанных с католической церковью (она тоже крупный земельный собственник). Их

Из книги Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс автора Шубин Александр Владленович

Глава 8 Латинская Америка, Азия и Африка в середине XX – начале XXI века «Близок тот день, когда вновь откроется широкая дорога, по которой пойдёт достойный человек, чтобы строить новое общество». Политик Сальвадор Альенде Демонстрация в поддержку Танкредо Невеса –

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

§ 18. Латинская Америка в поисках реальной независимости Победа национально-освободительных революцийСпустя некоторое время после провозглашения Колумбийской Федерации Симон Боливар возобновил наступление на испанцев (январь 1821 г.). Изгнав их к осени из страны,

автора Глазырин Максим Юрьевич

США и Латинская Америка. США 1991 год, декабрь. США стали первым государством, с которым Беларусь установила дипломатические отношения. В процессе вывода из Беларуси ядерного оружия РФ – Российская Федерация (Восточная часть Руси), США и Великобритания подписали

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Латинская Америка. Куба 2006 год, апрель. Из Беларуси на Кубу прибыла делегация во главе с Сергеем Сидорским. Беларусь поставляет на Кубу: вездеходы («тракторы») «Беларусь», «МАЗы», «БелАЗы» и холодильники «Минск».50 лет Куба испытывает блокаду, устроенную сектой

Отдельными странами бывшей Ис-панской Америки С. Боливар рассматривал лишь как первый шаг на пути к созданию сильного единого государства , способного встать вровень с крупнейшими державами мира. По его инициативе летом 1826 г. представители американских государств собрались в Панаме для обсуждения общих дел, однако разногласия между ними оказа-лись сильнее стремления к объединению, и Боливару пришлось распрощаться с мечтой об американском единстве.

С. Боливар в 1826 г. о положении в Великой Колумбии. «Народы, прошедшие сквозь огонь революции и анархии, в один голос требуют теперь империи, потому что наши реформы доказали свою неспособность творить добро и свою непригодность для наро-дов Америки».

Боливару не удалось сохранить даже единство Великой Колумбии. Уже в 1826 г. он признал, что «наши реформы доказали свою неспособность творить добро и свою непригодность для народов Америки». Деспотиче-ское правление Боливара и его представления о благе народов во многом расходились с их реальными стремлениями, обусловленными местными ус-ловиями и соотношением сил, сложившимися в каждой отдельной стране. Повсюду начались восстания против «Освободителя», дело доходило до войн между новыми государствами, Венесуэла и Эквадор отделились от Колумбии. Подводя итоги своей революционной деятельности, Боливар пи-сал: «Нам не дано управлять Америкой», «эта страна попадёт в руки разнуз-данных толп, которые незаметно для себя передадут её во власть разнома-стных тиранов», и «если возможно допустить, чтобы какая-то часть света вновь впала в первобытный хаос, то это будет Америка на последнем этапе её истории». В марте 1830 г. Боливар отказался от власти, а в декабре того же года , после окончательного развала Великой Колумбии, он умер.

Креольские революции, происходившие в ходе освободитель-ной войны, воодушевлялись абстрактными либеральными идеала-ми и не учитывали конкретную социально-экономическую ситуа-цию, сложившуюся в каждой отдельной стране. Страны Испанской Америки очень отличались друг от друга по природным условиям, составу населения, уровню социально-экономического развития . Однако пришедшая к власти креольская элита проводила полити-ку, игнорировавшую местные особенности и превратившую Испан-скую Америку в жертву грандиозных либеральных экспериментов.

Реформы

Катастрофическая ситуация, сложившаяся в большинстве стран Испанской Америки, вынудила креольскую элиту отказаться от ли-берализма, и на протяжении 1830-х гг. во многих странах произошёл поворот к традиционализму.

Традиционалисты осознавали, что ни-какой народ не может зачеркнуть собственное прошлое и начать ле-топись своей истории с чистого листа, поэтому любые попытки по-строить новый мир, разрушив до основания старый, обречены на провал. Традиционалисты искали пути развития независимых на-ций на основе того исторического опыта, который был унаследован от колониального прошлого. Они выступали за усиление государст-венной власти и её централизацию; за протекционизм во внешней торговле и за поощрение собственного производства.

Основные тенденции социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки в начале века

За время, прошедшее с момента получения независимости, страны Латинской Америки заметно продвинулись в своем социально-экономическом развитии. К началу XX века этот огромный регион являл собой весьма пеструю картину. Наряду с громадными, слабо освоенными, а то и просто неисследованными районами (бассейн Амазонки, Патагония), возникли крупные индустриальные центры – Буэнос-Айрес, Мехико, Сан-Паулу. Еще в последней трети XIX века наиболее развитые страны Латинской Америки – Аргентина, Мексика, Бразилия, Чили, Уругвай – вступили в фазу промышленного переворота и к началу века уже заложили фундамент своего промышленного потенциала. Важно подчеркнуть, что с самого начала эти страны активно интегрировались в единый мирохозяйственный комплекс.

Характерная черта развития даже наиболее продвинутых в экономическом отношении стран Латинской Америки заключалась в том, что новые социально-экономические структуры не просто приходили на смену старым, а постепенно интегрировали их в свою орбиту. Это облегчало и ускоряло темпы буржуазного прогресса. Но была и оборотная сторона медали: эта особенность социально-экономического развития Латинской Америки порождала необычную живучесть интегрированных элементов традиционных структур в рамках новых. В экономике этих стран прочно укрепилась многоукладность, а это, в свою очередь, усиливало противоречивость эволюции латиноамериканского общества.

Эта противоречивость в наиболее полном виде проявилась в развитии аграрного сектора. Основной хозяйственной единицей там по-прежнему оставалась латифундия, владельцам которых принадлежало порядка 80 % всех обрабатываемых земельных угодий в ведущих странах Латинской Америки. Однако интеграция в единый мирохозяйственный комплекс стимулировала трансформацию этих хозяйств. Рынок диктовал свои условия, и этот диктат оборачивался тем, что сельское хозяйство приобретало монокультурный характер. Так, например, Аргентина превратилась в крупнейшего поставщика зерна и мяса, Бразилия и Колумбия – кофе, Куба – сахара, Боливия – олова, Венесуэла – нефти и т. д. Это серьезно тормозило развитие внутреннего рынка.

Рубеж XIX–XX веков отмечен резкой активизацией проникновения иностранного капитала в экономику этого региона. Иностранные инвестиции ускоряли его развитие, способствовали внедрению передовых форм организации промышленного производства. Но наряду с несомненными плюсами, внедрение иностранного капитала в экономику стран Латинской Америки имело и негативные последствия: от этого усиливались диспропорции в развитии народного хозяйства этих стран.



В XIX веке по размеру инвестиций, вложенных в экономику латиноамериканских стран, лидировала Англия. Однако с конца века на этом поприще активизировались Германия и особенно США. Соединенные Штаты уже имели достаточно прочные позиции в Мексике и в странах Карибского бассейна. После испано-американской войны 1898 г. они по сути аннексировали Пуэрто-Рико и установили почти полный контроль над формально независимой Кубой. Большое значение в планах США отводилось Панамскому каналу, открытому в августе 1914 г. Это событие кардинально меняло всю динамику хозяйственных связей в этом регионе.

Для характеристики того типа государств, которые сложились в результате специфических отношений между США и странами Центральной Америки, стали использовать особый термин – «банановые республики», т. е. формально-юридически независимые государства, на деле полностью зависимые от масштабов экспорта в США тропических культур, выращиваемых в этих странах. Используя идеи панамериканизма, США пытались выставить себя выразителями интересов и чаяний всего населения Нового Света.

На характер развития латиноамериканского общества большое влияние оказывали сложные этнические процессы, разворачивавшиеся в его организме. Взаимодействие разных культур, традиций – индейской, негритянской, европейской – вело к формированию в этих странах очень своеобразных и пестрых этнопсихологических общностей. Все это, в свою очередь, сказывалось на характере политической культуры, специфике всего политического процесса. Нестабильное состояние латиноамериканского общества, своеобразная политическая культура, помноженные на обилие запутанных социально-экономических проблем, порождали высокую неустойчивость политических систем стран Латинской Америки, частые государственные перевороты, восстания, революции, обуславливали большую роль насилия и нелигитимных средств ведения политической борьбы. В большинстве стран у власти находились авторитарные режимы, опиравшиеся на армию. В политической борьбе, в массовых народных движениях их участники, как правило, объединялись не вокруг каких-то программ, лозунгов или требований, а вокруг лидеров – каудильо (вождь).

Если в Европе и Северной Америке к этому времени уже сложились основы гражданского общества, в Латинской Америке, даже в наиболее развитых странах, до этого было еще далеко. Хотя формально существовали республиканские институты, были Конституции, часто списанные с аналогичного документа, действующего в США, о демократии в Латинской Америке можно было говорить лишь как о форме, прикрывавшей авторитарное господство местных элит.

В самом конце XIX века в Латинскую Америку начали проникать социалистические идеи. Первой латиноамериканской страной, где возникла социалистическая партия, стала Аргентина (1896 г.). Затем подобные партии появились в Чили и Уругвае. Так же как и в Южной Европе, в Латинской Америке с социалистами уверенно конкурировали анархисты, идеи и тактика которых импонировали низам латиноамериканского общества. Характерно, что именно те страны, где возникли социалистические партии, являлись лидерами в процессе становления гражданского общества и формирования демократической политической системы.

Это был весьма противоречивый процесс, в котором причудливо переплетались консервативные, либерально-реформистские и революционные тенденции. В разных странах их соотношение было неодинаковым, но именно их результирующая определяла общую динамику развития латиноамериканского общества. Если либерально-реформистские тенденции, с определенными оговорками, определили динамику развития Чили, Уругвая, отчасти Аргентины, консервативно-охранительные господствовали в «банановых республиках» Центральной Америки, островов Карибского моря, Венесуэле, то ярчайшим воплощением революционной тенденции развития общества стала Мексика, где в 1910 г. вспыхнуло самое крупное и глубокое революционное выступление в Латинской Америке в первой половине XX века.

Революция в Мексике (1910–1917 гг.)

Революция в Мексике, вспыхнувшая в 1910 г., оказала огромное воздействие на всю последующую историю этой одной из крупнейших стран Латинской Америки. Уничтожив многие пережитки, унаследованные от предшествующей эпохи, она расчистила дорогу для бурного прогресса мексиканского общества, предопределила его лидирующие позиции во многих областях социально-экономического и политического развития в латиноамериканском регионе. Она выявила сложное соотношение революционных и либерально-реформистских тенденций в становлении гражданского общества, демократических политических институтов и общественного прогресса в целом.

С 1877 г. в Мексике установилась диктатура П. Диаса. На первых порах он пользовался определенной популярностью в обществе. Будучи незаурядной личностью, он сумел навести элементарный порядок, добился стабильности в социально-политической сфере и обещал стремиться к дальнейшему прогрессу в этой области, укреплять национальный суверенитет. Однако постепенно его режим приобретал все более ярко выраженные черты открытой диктатуры, опирающейся на узкий слой олигархической верхушки, с коррумпированным чиновничьим аппаратом и разветвленными репрессивными органами.

Не удивительно, что в обществе стала расти социальная напряженность, опора диктатуры сокращалась, зато постепенно росла и крепла оппозиция. К началу революции ее лидером считался Ф. Мадеро. С 1905 г. он издавал газету «Демократия», вокруг которой группировались умеренные круги оппозиции. Чувствуя рост оппозиционных настроений, Диас усиливал репрессии. В этой обстановке Мадеро, вынужденный бежать в США, разработал «план Сан-Луис Потоси». Поскольку диалога с Диасом не получалось, речь шла о подготовке его свержения. Восстание было назначено на 20 ноября 1910 г., но за несколько дней до намеченного срока агентам полиции стало известно об этом, и по стране прокатилась волна репрессий. В результате восстание вспыхнуло стихийно.

В пустынных районах северной Мексики и в джунглях на юге страны успешно действовали партизанские отряды во главе с Ф. Вильей и Э. Сапатой. В 1911 г. в Мексику вернулся Мадеро. Инициатива начала переходить к противникам режима Диаса. Становилось все очевиднее, что дни диктатуры сочтены. В этой ситуации остро вставал вопрос о характере будущей власти. В начале мая Мадеро сформировал свое правительство. Между ним и Диасом начались переговоры, которые привели к следующему соглашению: Диас уходит в отставку, боевые действия прекращаются, партизанские отряды распускаются, до избрания президента страной управляет Временное правительство.

24 мая 1911 г. в Мехико вспыхнули восстания. Диас, не дожидаясь прибытия Мадеро, счел за лучшее бежать за границу. Диктатура была свергнута. Стремясь не допустить вмешательства США в разгоревшийся конфликт, умеренные круги оппозиции сочли за лучшее пригласить на пост главы Временного правительства посла Мексики в США Ф. де ла Барру, имевшего многочисленные связи в Вашингтоне. Это не устраивало радикальные круги, прежде всего Салату. Тем не менее в октябре 1911 г. без особых эксцессов удалось провести президентские выборы, на которых победил Мадеро.

Ключевым вопросом, стоящим перед новой властью, был аграрный. Крестьяне ждали от нее возвращения тех земель, которые были отобраны у них при Диасе. Однако Мадеро не спешил с этим. Тогда Сапата, по-прежнему командовавший крупным партизанским соединением, выступил с собственным планом решения аграрной проблемы (план Айаллы). Он предусматривал немедленный возврат индейским общинам отнятых у них земель, конфискацию земель сторонников Диаса. Сапата требовал сурового наказания приверженцев бывшего диктатора. Понимая привлекательность идей Сапаты в глазах широких крестьянских масс, Мадеро попытался перехватить у него инициативу: он объявил о создании специальной комиссии по изучению поднятых в «плане Айалла» проблем.

Положение Мадеро осложнялось не только тем, что он испытывал сильное давление слева. Новое правительство изначально столкнулось с явно недоброжелательным отношением со стороны США. Американцы поддерживали связи с приверженцами Диаса, яростно критиковали Мадеро за недостаточную, по их мнению, жесткость в отношениях с лидерами радикальных группировок. Не без их помощи заметно активизировали антиправительственную деятельность консервативные круги. Над новой властью нависла реальная угроза утраты массовой поддержки.

Стремясь предотвратить подобный вариант развития событий, Мадеро попытался расширить свою социальную базу за счет привлечения на свою сторону рабочего движения. В 1912 г. в правительстве был создан специальный департамент труда, призванный вырабатывать государственную политику в области трудовых отношений. Правительство встало на путь поощрения создания профсоюзов. В них с самого начала шла жесткая конкуренция между сторонниками анархистов и приверженцами популярной в Латинской Америке концепции христианских профсоюзов. Хотя правительство и согласилось в законодательном порядке ограничить рабочий день 10 часами, этого было явно недостаточно для налаживания устойчивых, конструктивных контактов с рабочим движением.

Проблемами и трудностями, с которыми сталкивались новые власти, воспользовались приверженцы прежнего режима. Используя поддержку США, опираясь на верхушку армии и представителей старой олигархии, они готовились к решающему столкновению с правительством, надеясь реставрировать старый порядок. Еще в октябре 1912 г. племянник свергнутого диктатора Ф. Диас поднял в крупнейшем портовом городе Мексики Веракрусе восстание, которое, правда, было подавлено. Это, однако, был важный симптом, свидетельствующий о назревании социально-политического кризиса.

Встретить его во всеоружии правительство не смогло. В феврале 1913 г. в Мехико вспыхнуло восстание, в результате которого власть захватил генерал Уэрта. Мадеро был арестован и расстрелян. Это событие послужило началом для нового, еще более ожесточенного раунда гражданской войны, ибо не только руководители крупнейших партизанских соединений, но и многие губернаторы отказались признать правительство Уэрты.

На роль лидеров противников Уэрты быстро выдвинулся губернатор штата Коауила В. Карранса. В марте 1913 г. он обнародовал так называемый «план Гуадалупе», в котором призвал население Мексики к вооруженной борьбе против Уэрты. К осени 1913 г. вся Северная Мексика была в руках противников Уэрты, которых называли конституционалистами. Успехи радикальных сил все больше тревожили правительство США, которое не без оснований опасалось, что в случае их победы американские интересы и американская собственность окажутся под угрозой. Над Мексикой все более сгущались тучи: США готовились к открытой интервенции.

Внешняя угроза не снижала накала гражданской войны. Обстановка по-прежнему оставалась крайне запутанной. Мехико и прилегающие к нему районы контролировались войсками генерала Уэрты. Северные штаты страны находились в руках одного из наиболее ярких лидеров радикальных сил Ф. Вильи. В штатах Сонора и Коауила власть принадлежала сторонникам Каррансы. На юге страны большим влиянием пользовался лидер крупнейшего партизанского соединения Салата.

Несмотря на то, что большая часть регулярной армии подчинялась правительству Уэрты, положение последнего ухудшалось с каждым днем. Пришедшие в ходе революции в движение широкие слои населения требовали перемен, страстно мечтали о лучшей жизни, а Уэрта всячески препятствовал уничтожению тех социально-политических препон, которые тормозили переустройство в обществе. Это и предопределило его судьбу. Летом 1914 г. его войска были разбиты, а сам он бежал из страны.

Новое правительство Мексики возглавил Карранса. Являясь лидером умеренных кругов, он тем не менее не мог не считаться с позицией радикальных сил и их лидеров – Вильи и Сапаты. Те были сторонниками скорейших и максимально глубоких преобразований в сфере социально-экономических отношений. Карранса предложил обсудить все спорные вопросы на съезде конституционалистов, назначенном на 1 октября 1914 г. После серьезных колебаний вожди партизанских соединений согласились. Съезд, как и следовало ожидать, не смог принять принципиальных решений. Однако вся грозовая атмосфера, царившая в обществе, убеждала Каррансу в необходимости движения навстречу требованиям радикальных сил.

В январе 1915 г. он торжественно обещал вернуть крестьянам земли, экспроприированные у них режимом Диаса. Серьезную прибавку авторитету Каррансы дали его шаги по ограничению прав иностранных инвесторов в Мексике. Прежде всего это касалось нефтяной промышленности. Большое внимание Карранса уделял налаживанию контактов с профсоюзами. В феврале 1915 г. между ними и правительством было заключено соглашение о сотрудничестве. В соответствии с ним стали формироваться рабочие батальоны, которые правительство намеревалось использовать как противовес отрядам Вильи и Салаты, состоявшим из крестьян. Идея противопоставления рабочих крестьянам давала Каррансе шанс стать арбитром в жестком противоборстве социальных сил, раздиравшем мексиканское общество.

Положение Каррансы осложнилось двумя обстоятельствами. Во-первых, это общая экономическая ситуация. В условиях жестокой и кровопролитной войны мексиканская экономика, и без того не имевшая серьезного запаса прочности, пребывала в тяжелейшем состоянии. Улучшить жизнь основной части населения в такой ситуации было невозможно. Другая опасность нависала извне. В США, в правящем истеблишменте, все более негативно относились к тому, что происходило в Мексике.

1916 год оказался, пожалуй, самым тяжелым и для мексиканской революции, и лично для Каррансы. Сложная экономическая ситуация вызвала резкий конфликт правительства с профсоюзами, требовавшими от него действенных мер по улучшению положения рабочих. Ситуация обострилась настолько, что глава правительства издал указ о роспуске рабочих батальонов и о резком ужесточении наказаний за участие в забастовках. Обстановка осложнилась еще больше после того, как в марте 1916 г. американцы, использовав пограничный инцидент как повод для вмешательства в события в Мексике, начали вторжение в эту страну. Внешняя опасность консолидировала на время революционный лагерь, заставила правительство ужесточить свою позицию в отношении иностранной, прежде всего американской собственности на территории Мексики. Борьба с интервентами продолжалась почти год и завершилась в феврале 1917 г. выводом американских войск из Мексики.

Используя временную консолидацию всех сторонников революционных преобразований, Карранса предложил созвать Учредительное собрание для выработки новой Конституции. Оно открылось 1 декабря 1916 г. Помимо обсуждения собственно конституционных вопросов, его делегатов волновало еще несколько проблем: аграрный вопрос, рабочий вопрос и судьба иностранных инвестиций. Достаточно быстро сформировались две группировки – умеренная во главе с Каррансой и радикальная, лидером которой стал А. Энрикес. После жарких дебатов в феврале 1917 г. текст Конституции был наконец одобрен.

Это была в полном смысле слова Конституция нового поколения, ибо помимо вопросов собственно государственного устройства очень большое внимание в ней уделялось социально-экономическим проблемам. Так, в новом Основном законе страны предусматривалось право на экспроприацию крупной земельной собственности, осуждалась практика пеонажа. Большое внимание уделялось в нем проблемам трудовых отношений: устанавливался 8-часовой рабочий день, вводилась 6-дневная рабочая неделя и минимум заработной платы, запрещалась выдача зарплаты товарами и т. д. За рабочими закреплялось право на забастовку и заключение коллективных договоров, церковь лишалась права владения недвижимостью. Ограничивались права иностранцев на владение и распоряжение собственностью. Они обязаны были подчиняться местным законам. Наконец, за нацией признавалось право на контроль за недрами и находящимися в них богатствами.

Мексиканская Конституция 1917 г. являлась наиболее демократичной из всех имевшихся тогда документов подобного рода. Она открыла новую страницу в развитии конституционного права и стала прямым следствием тех глубоких перемен, которые произошли в мексиканском обществе под влиянием революции. Она коренным образом изменила лицо Мексики, уничтожила многие пережитки «старого порядка», тормозившие движение страны по пути общественного прогресса. Заплатив дорогую цену за эти радикальные преобразования, мексиканцы вместе с тем создали хороший плацдарм для превращения своей страны в одно из наиболее развитых, демократичных и стабильных государств Латинской Америки.


Close