Природа, население и хозяйство. Из многих государств, возникших на территории Руси к середине XII века, особую роль в истории предстояло сыграть Владимиро-Суздальскому княжеству. Оно охватывало огромную территорию от побережья Белого моря на севере до половецких степей на юге, от верховьев Волги на востоке до новгородских земель на западе. Северо-восток Руси называли в Киеве Залесской землёй, так как он был отделён от Южной Руси дремучими лесами. Осваиваться этот край стал позже других русских земель. До прихода восточных славян в междуречье Волги и Оки здесь жили финно-угорские племена весь, меря, мурома. Позже эти земли были заселены вятичами и частично кривичами. Здесь проходил один из древнейших торговых путей из Новгорода на Волгу. Непроходимые леса защищали северо-восток от вторжений кочевых племён. Более холодный и дождливый, чем на юге Руси, климат затруднял развитие земледелия и скотоводства в этом крае. Наиболее пригодными для пахаря были земли так называемого «ополья» - островка чернозёма среди дремучих лесов между Окой и Волгой. Здесь издревле выращивали рожь, пшеницу, овёс. Соседние вековые леса, богатые зверьём, давали людям грибы, ягоды, мёд диких пчёл, а также материал для строительства жилья и дрова для печей. В многочисленных реках и озёрах ловили рыбу. Были развиты охота, различные промыслы. Здесь же, на «ополье» , строилось большинство городов Северо-Восточной Руси. Древнейшим из них был Ростов Великий, впервые упомянутый в летописи ещё в 862 году. С 1024 года был известен Суздаль, ставший позже столицей княжества. Крупными центрами были также Ярославль на Волге, Муром и Рязань на Оке. После смерти Ярослава Мудрого эти земли были выделены во владение его сыну Всеволоду, а затем перешли к внуку – Владимиру Мономаху. При нём был основан новый город, названный в честь великого князя Владимиром-на-Клязьме. Сюда, поближе к Волжскому торговому пути, была позже перенесена из Суздаля столица княжества. Благодаря своим природно-географическим условиям Северо-Восточная Русь была обособленным центром развития цивилизации в пределах Древнерусского государства.

Основание восточной Руси ii. Обособление Владимиро-Суздальского княжества. Отделение Залеской земли от Киева произошло при сыне Владимира Мономаха Юрии Долгоруком (1125 -1157). Так он был прозван за свои многочисленные попытки подчинить соседние княжества и земли, включая Киев и Новгород. Князь этот, по словам современников, был велик ростом, очень толст, любил пиры и забавы. При нём на северо-востоке Руси появилось много новых городов. Он основал Дмитров и Юрьев, Звенигород и Городец, Микулин. В 1147 году впервые в летописи упоминается пограничный городок Москва, где Юрий вскоре приказал построить мощную крепость. Однако, обустраивая северо-восточный край, Юрий не был доволен своим уделом и всю жизнь стремился на юг, к своей заветной мечте – киевскому престолу. Потратив много сил и средств, он сумел в 1155 году захватить бывшую столицу Руси и получил титул великого князя киевского. Но Долгорукому не пришлось долго наслаждаться славой. В 1157 году на пиру он был отравлен киевскими боярами. После смерти Юрия Северо-Восточная Русь перешла под власть его сына Андрея Боголюбского (1157 -1174). Этот князь – сын Юрия и половецкой княжны – родился и вырос в Залесской земле. Край этот он считал своей родиной и, в отличие от отца, не стремился променять северо-восток страны на Киев. Бесстрашный воин, одарённый полководец и хитрый правитель, он ещё при жизни отца помогал ему во всех государственных делах. При Андрее значительно усилилась княжеская власть в Залесской земле. Опасаясь притязаний ближайших родственников на княжеский престол, Андрей не предоставил младшим братьям уделов, а отослал их подальше от двора. Затем, стремясь ослабить сильные позиции ростовских и суздальских бояр, владевших огромными землями и богатствами, он перенёс столицу во Владимир, а сам стал жить в построенном неподалёку замке в селе Боголюбове. С этого времени и само княжество стало именоваться Владимиро-Суздальским. Значение Ростова и Суздаля стало уменьшаться. Их бояре роптали, что князь не слушает совета «старейших родов земли» . Многие старые воеводы Юрия Долгорукого были казнены или отправлены в изгнание. Как и его отец, Андрей прилагал немало усилий к завоеванию «отчего стола» в Киеве, где правили его предки. В 1169 году полкам Боголюбского удалось взять Киев штурмом, после чего цветущий город был подвергнут страшному разграблению. Но, получив титул великого князя киевского, Андрей не переехал в Южную Русь и управлял единым государством из Владимира. Владимирское княжество стало официально именоваться «великим» , а Киев перестал быть общерусской столицей. Тем временем суздальское боярство, недовольное «самовластием» Андрея Боголюбского, составило заговор против него. Летом 1174 года князь был убит в своей резиденции в Боголюбове. Придворные слуги ночью проникли в его опочивальню и закололи безоружного господина. Два года во Владимиро-Суздальском княжестве длилась усобица между претендентами на престол. Во время обособления Владимиро-Суздальского княжества часто происходили столкновения между усиливающейся княжеской властью и боярами.

В 1176 году княжескую власть удалось захватить брату Андрея – Всеволоду Большое Гнездо (это прозвище он получил из-за того, что имел восьмерых сыновей, четырёх дочерей и восьмерых внуков). При Всеволоде (1176 -1212) Владимиро-Суздальское княжество достигло наивысшей точки своего государственного, хозяйственного и культурного расцвета. Своё правление князь начал с жестокого подавления непокорных бояр. Одни из них были казнены, другие посажены в тюрьмы, третьи – лишены имущества. В этой борьбе Всеволод опирался как на верно служившую ему младшую дружину, так и на городских жителей. Укрепление позиций Всеволода Большое Гнездо в самом княжестве привело к усилению его влияния на положение дел в других русских землях. Он активно вмешивался в дела Новгорода, подчинил себе киевские земли, покорил Рязанское княжество, успешно воевал с Волжской Булгарией. Для соседних земель могущественный правитель Залесского края был настоящей грозой. О многочисленности его воинских ладей и конных дружин современники говорили: «Ты можешь Волгу вёслами раскропить и Дон шлемами вычерпать» . Всеволод правил 36 лет и умер в 1212 году. Его многочисленные дети повели борьбу за великокняжеское наследство. Очередная кровопролитная усобица закончилась приходом к власти в 1218 году Юрия Всеволодовича. В период расцвета Владимиро-Суздальской земли княжеская власть одержала победу над боярской вольницей. На северо-востоке Руси усиливались монархические порядки.

iv. Культура Северо-Восточной Руси. Северо-Восточная Русь оставила богатое культурное наследие. Уже в XII веке при епископском дворе в Ростове Великом велось летописание. При Андрее Боголюбском оно зародилось и во Владимире, но при этом было светским («княжьим»). Чуть позже летописцы стали работать в Переяславле-Залесском. Главной отличительной чертой владимиро-суздальских летописей был общерусский масштаб в оценке исторических событий. Уже в этих произведениях появились ростки будущей идеи об «общерусском» характере власти владимирских князей. Особенно славился северо-восток Руси чудесной каменной архитектурой. Ещё на рубеже XI-XII веков Владимиром Мономахом был построен первый каменный собор в Суздале. В отличие от других русских земель, на северо-востоке широко применялся в строительстве белый камень (известняк), плиты которого покрывались резными украшениями. Каменное строительство достигло расцвета при Андрее Боголюбском. Князем были приглашены «немецкие мастера» , которые обогатили русское зодчество некоторыми приёмами романской архитектуры Западной Европы. Русские и иноземные строители возвели крепостные стены во Владимире (до сего дня стоят оставшиеся от них Золотые ворота). В селе Боголюбове была выстроена загородная княжеская резиденция-замок с крепостными стенами и башнями, собором Рождества Богородицы и двухэтажным каменным дворцом, соединённым со всеми постройками галереями и переходами. Путешественников, которые плыли из столицы княжества (Владимира) к этому замку, на повороте из Клязьмы в реку Нерль встречала чудо-церковь Покрова на Нерли (1165). Её белокаменные резные стены удивительно сочетались с зеленью окрестных лугов и лесов и так красиво отражались в речной глади, что многие сравнивали церковь с невестой, остановившейся на берегу реки, чтобы полюбоваться своим нарядом.

Главным собором Владимиро-Суздальской земли в конце XII века стал Успенский собор во Владимире (в честь праздника Успения святой Богородицы). Его пять золочёных куполов и сейчас возвышаются на крутом берегу Клязьмы и, как много столетий назад, видны за много километров от древней столицы. Здесь вёл службу сам епископ Суздальской земли, здесь же хранилась главная святыня этого края «чудотворная» икона «Богоматерь Владимирская» . По соседству с Успенским был возведён Дмитриевский собор, отличающийся богатством белокаменной резьбы и красивыми фресками. «Поэмой в камне» до сих пор называют резные украшения этого собора, в которых запечатлены могучие львы, библейские цари, волшебные птицы. С конца XII до середины XIII века Владимиро-Суздальское княжество переживало расцвет хозяйства и культуры. В государстве великого князя владимирского утверждались монархические порядки.

«Новгород в 13 веке» - Демократические позиции:вече,посадник,тысяцкий,архиепископ. Менталитет. Особенности социальной жизни. Презентация к уроку «Русские земли и княжества в 12 веке». Политические традиции. Духовные ценности. Ремесла. Особенности культуры. Оглавление. Природно-географические условия. Господин Великий Новгород.

«Русские земли и княжества» - Архиепископ- глава новгородской церковной организации. Характеристика Новгородской земли: Термины: Новгородская земля- республика. Посадник- глава правительства, ведал всеми новгородскими землями, возглавлял суд, наблюдал за деятельностью князя. Вече- народное собрание. Галицко- Волынское княжество.

«Князь Андрей Боголюбский» - Владимирская икона Божией Матери. Владимир в старых открытках. Белокаменный куб. Князь Андрей. Святой благоверный Князь Андрей Боголюбский. Золотые ворота. Собор. Русь. Владимир. Труды Благоверного князя Андрея Боголюбского. Церковь Покрова на Нерли. Успенский собор. Русь Залесская. Мученическая кончина князя.

«Юрий Долгорукий Владимирович» - С 1117 г. стал княжить единолично. Юрий был женат по крайней мере дважды. Юрий Владимирович Долгорукий (1090 - 1157). Сын Владимира Мономаха. Любовью не пользовался ни у народа, ни у князей, скорее, наоборот, но снискал себе репутацию искусного воина и не менее искусного правителя. Родился в 1090 г. Еще ребенком был отправлен с братом Мстиславом княжить в Ростов.

«Княжества периода раздробленности» - Склады товаров. Господин Великий Новгород. Киевское княжество. Государство. Возникновение самостоятельных русских княжеств. Новгород. Власть. Город. Феодальная раздробленность. Великий Новгород. Князь. Причины феодальной раздробленности.

«Новгород и Новгородская земля» - Швеция и Ганза. Должностные лица Новгорода. Новгородская торговля. Архиепископ (владыка) – высшее духовное лицо Новгорода. Каковы природные условия Новгородской земли. Органы власти в Новгороде. Новгородская земля. Какие занятия населения должны быть развиты в Новгородской земле. Состав населения Новгорода.

Всего в теме 19 презентаций

С начала 12 в. государство распалось на автономные общинные союзы, Самык крупные государственные центры - Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Новгородская земля. На северо-востоке - Владимиро-Суздальское княжество. Стало независимым во время сына Владимира – Юрия Долгорукого (1132-1157). Удачное перед другими княжествами географическое положение: удалённость от степей, труднопроходимые леса – защита от кочевников, отсюда приток населения. Контроль над волжскими торговыми путями способствовали экономическому развитию. Северо-восточный район колонизировался по инициативе князей, предвосхищая заселение. Поэтому земля рассматривалась как собственность князя, населения, включая бояр, - слуги. Вассально-дружинные отношения Киевской Руси сменились княжеско-подданическими. Так сложилась вотчинная система власти. Если Юрий хотел овладеть Киевом, его сын Андрей Боголюбский решал внутренние проблемы: укреплял свою власть и государственность. При этом борьба с боярством. В результате боярского заговора Андрей погиб. Борьба за престол вызвала междоусобицы. Участвовали братья погибшего князя, ставленники боярства и города Ростов, Суздаль, Владимир. Победил Всеволод Большое Гнездо, у к-го было большое потомство. Опираясь на владимирских горожан, подавил бояр и укрепил княжескую власть. При нём расцвет княжества. В начале 13 в. Владимирская Русь распалась на уделы: Владимирский, Ярославский, Ростовский, Угличский, Переяславский, Юрьевский, Муромский, где правили потомки Всеволода. Княжества в 14-15 вв. стали основой формирования Московского государства.

В 1223 г. битва на реке Калка между русскими князьями и монголами. Монгольские племена в начале 13 в. объединились под властью хана Темучина, под именем Чингисхана он был провозглашён великим ханом. Завоевательные походы а Северный Китай, на берега Каспийского моря, в Армению, Кавказ, Черноморскую степь, где столкнулись с половцами. Те попросили помощи у Киевского, Черниговского, Галицкого князей – битва на реке Калке. Князья и половцы разгромлены. Но для монголов это лишь разведывательный поход, дальше не пошли. Только позже решили вторгнуться в русские земли. Главнокомандующий – Батый. Не путать монголов с татарами: собственно татар называли белыми, монголов – чёрными татарами. Армия Батыя состояла из монголов. В 1236 г. разгромили на Каме волжских болгар и через год вторглись в Рязанское княжество. Потом Коломна, Москва, Владимир. Войско Юрия Всеволодовича разбито на реке Сить в марте 1238 г. Монголы прошли всю Северо-Восточную Русь, позже Южную Русь – Киев, Галицко-Волынское княжество. С 1240 г. монгольское иго. В Нижнем Поволжье основали государство Золотую Орду. Русь – данник его. Провели перепись населения для исчисления дани, в землях назначали баскаков – наместников, к-е контролировали население и дань. После восстаний в русских городах к 14 в. дань стали собирать князья. Ордынцы выдавали им грамоты на великое княжение, разжигая вражду между ними. Сторонники традиционной точки зрения оценивают иго негативно. Массовое переселение населения на менее удобные территории, снизилась политическая и социальная роль городов. Политика русских князей переориентировалась на Восток. От монголов унаследовали авторитарную форму правления –вплоть до тирании, унизительные наказания – публичная порка, раболепство. С другой стороны, князь Александр Невский нашёл союзника в лице Батыя, чтобы противостоять немецкой агрессии. Монголы не изменили общественно-политический строй Руси: наследование княжеского престола осталось родовым. Монгольское завоевание во многом определило характер развития Руси, повлияло на культуру. Благодаря ему произошло возвышение Москвы. Формирование социально-политической системы Московии происходило под сильным ордынским влиянием, насаждавшим отношения бесправия и холопского подчинения. Много удельных князей и старших дружинников погибло, на смену им пришли выходцы из непривилегированных слоёв, привыкших повиноваться.

Термин «город» в источниках имеет разные значения. Советская наука при изучении городов имеет в виду город как особое социально-экономическое явление феодального общества, как центр ремесла, торговли, товарного производства и товарного обращения, отличающийся по своей социально-экономической характеристике от других видов поселений или укреплений.

К сожалению, до сих пор можно встретить некритическое отношение к понятию «город» в источниках, следствием чего являются ошибки в важных оценочных положениях. Так, в «Очерках истории СССР XIV-XV вв.» безоговорочно сообщается, что «в XV веке в Северо-Восточной Руси насчитывалось до 78 городов» . Авторы «Очерков» ссылаются при этом на подсчет городов, сделанный П. П. Смирновым. Но Г1. П. Смирнов под «раннефеодальным городом» того времени понимал лишь укрепленное поселение ив соответствии с этим производил свой подсчет. При этом он сам отмечал, что его список «не может иметь в настоящее время абсолютного значения» , исходя, впрочем, из соображений о неполноте данных источников относительно городов в его понимании.

Между тем при изучении средневековых городов необходимо обязательно убедиться в том, что мы имеем дело в каждом отдельном случае именно с городом в социально- экономическом значении этого термина. Только в этом случае можно избежать односторонности и натяжек в определении общего характера и уровня социально-экономического развития всей страны в целом.

Вместе с тем мы хотели бы обратить внимание и на другую сторону вопроса. Наблюдения над источниками показывают не только то, что термин «город» имел несколько значений, но и то, что эти значения действительно связаны с разными общественными функциями феодального города.

Если нельзя, следовательно, видеть во всяком «городе» источника действительного города, то, с другой стороны, можно заметить, что указанное употребление термина «город» отразило одну из важных функций города в феодальную эпоху, вследствие чего этот термин и распространился так широко по отношению ко всяким оборонительным сооружениям. Город был укрепленным поселением, наличие укреплений - характерная, специфическая черта феодальных городов, возникавших и развивавшихся в обстановке укрепления собственности на землю, усиления могущества феодалов, частых междоусобных войн и внешних вторжений, облегчавшихся господством феодальной раздробленности.

Термин «город» распространился с укреплений собственно городов не только на всякие иные оборонительные сооружения, но и на само поселение, окруженное укреплениями. Так, л-етопись говорит, что Димитрий Донской «славный град свой Москву стенами чюдными каменми огради» . В 1304 г. «много бысть замятии Суждальской земли во всех градех» . Город как особый тип поселения источники отличают от других поселений и территорий. Рассказывая о московско-тверском конфликте в 1367 г.„, летопись отмечает, что московская рать вторглась в тверские пределы, но «божиим же заступлением градов не вземше, възвратишася назад, извоевавше точию власти и села» . В таком же смысле упоминается о городе в рассказе об эпидемии 1364 г.: «Не токмо же в граде было се, но и по всем волостям Переяславским был мор, и по селам и по погостом, и по монастырем... и в градех" мертвыя, и в селех и в домех мертвыя» , В 1319 г. кн. Юрий Данилович с Кавгадыем «нача грады жечи и многа села» . В житии Петра митрополита говорится о том, что он после Переяславского собора 1311 г. «паче нача учити не токмо по градам, но и по весям» .

Различие между городом и другими населенными пунктами можно видеть также в терминологии актового материа

ла, например духовных и договорных грамот, где перечисление владений всегда ведется в определенном порядке: сначала города, потом волости, затем села. Если какой- либо пункт, как например Руза, переходит из разряда «волостей» в «города», это, по-видимому, свидетельствует о действительных изменениях в его положении. Характерно, что, например, Шерна городок или Вышгород ни разу не указываются в числе городов, и это вполне объяснимо - они были лишь феодальными замками, укреплениями, но вовсе не городами в смысле особого типа поселения.

Таким образом, термин «город» в этом значении отчетливо выделяется как особый тип укрепленного поселения, отличного от деревни.

Характерно то, что в источниках изучаемого периода термин «город» в смысле населенного пункта распространяется во многих случаях только на поселение внутри укреплений. Отсюда очень часто встречаемые в летописи выражения: «... приходи рать Литовская к Можайску, и пожгоша посад, а города не взяша» , « пришел на Кашин город изгонем, города не взял, а посади пожега» , «погоре град Тверь весь и посад» . Такое употребление термина «город», когда он противопоставляется посаду, исторически легко объяснимо, ибо возникновение посадов происходит позднее, чем появление укрепленных мест-городов.

Наряду с таким значением слова «город» мы встречаем много случаев, когда оно вбирает в себя и собственно город, и посад. Под 1365 г. в Симеоновской летописи говорится: «... погорел весь город Москва - и посад, и Кремль, и загородье, и заречье» . Здесь понятие «город» обнимает все части города.

Летописные источники употребляют также термин «город» в смысле городского населения, например при рассказе о проводах кн. Александра Михайловича в Орду из Твери в 1339 г. сообщается, что «и бояре, и гости, и житейские мужи, и весь град плакался о нем» . Понятно, что речь тут идет о всем городском населении, включая и посадское. Точно так же можно думать, что термин «гража- ны» тоже относится не только к жителям собственно города, но также и посада.

Несомненно, что в этом смысле, т. е. имея в виду не только собственно город, но и посад, летопись говорит и в других случаях. Таковы, например, сообщения о вторжении татар в 1237 и 1293 гг. Под 1237 г., после рассказа о гибели Владимира, взятии других городов, летописец подводит итог: «А на Ростовской и Суздальской земли взяша городов 14, опроче свобод и погостов, в один месяц фев- руаль» .

Точно так же распространение термина «город» на все городское население, включая и посад, мы ясно видим в терминологии многочисленных жалованных грамот XIV- XV веков. Эти грамоты часто говорят о так называемом «смесном суде» между городским и сельским населением, подвластным княжеской власти, и монастырскими людьми, которые подлежат суду своего монастыря. В жалованной грамоте кн. Андрея Васильевича Троице-Сергиеву монастырю на двор в говорится, что монастырь имеет «двор на Углече на посаде», что «у них в том дворе живут дворники», которые неподсудны угличским наместникам и их тиунам, что предусматривается процедура рассмотрения конфликта, если «случитца суд городцким людем или становным с монастырскими дворники» . Очевидно, что речь тут идет о жителях угличского посада, которые могут оказаться в конфликте с дворниками, расположившимися тут же, на посаде, и что термин «городские люди» относится и к посадским жителям. В этом убеждает контекст аналогичных грамот на дворы в Кашине и Владимире, а также многих других грамот, где часто упоминается о смесном суде с городскими людьми.

Поэтому и в летописях термин «гражданы», «градские люди», как отмечено выше, исходит из понимания под словом «город» всего городского поселения, включая и посад.

Феодальный город являлся не только средоточием ремесла и торговли. В системе общественных отношений феодализма он выполнял также важную функцию административно-политического центра, являясь опорой феодального властвования. Эту функцию феодального города отразило употребление термина «город» в источниках еще в одном значении. Например, в духовной грамоте великого князя Семена Ивановича мы видим такие выражения: «а в Переяс- лавле купля моя село Самаровьское», «село на Костроме Олександровьское», село «в Дмитрове, что есмь купил у Ивана у Дрюцьского» 2<3. Во второй духовной грамоте великого князя Дмитрия Ивановича - «село Василевское в Ростове», «село Богородицкое в Ростове» . В 1504 г. вел. кн. Иван Васильевич посылал своих людей «городу Кашину с городом с Ростовом разъезд учинити» . В духовной грамоте вел. кн. Василия Васильевича 1462 г. читаем о владениях великой княгини: «А что ее купли, Романов городок, и Шокстна, и иные волости и села, в которых городах ни буди, в том волно моя княгини» . Здесь названия городов и сам термин «город» выступают как обозначение целого уезда, центром которого является данный город. В соответствии с этим и само слово «город» и производные от него получают такое значение. Например, в духовной Ивана Калиты говорится о городских волостях и городском оброке, в духовной Ивана Ивановича - о городских пошлинах и т. п. Мы будем еще касаться конкретного содержания этих пошлин и оброков, сейчас важно отметить, что они названы городскими не потому, что ими обложены горожане, а потому, что они собираются в городе, к которому «тянет» уезд. Поэтому и термин «город» употребляется иногда в значении «уезд».

Следовательно, термин «город» и производные от него имеют в наших источниках значения: а) всякого укреплю ния вообще; б) поселения, прикрытого этими укреплениями, собственно города, в противоположность другим видам поселений, в том числе и посада; в) города вместе с посадом, выделенных от остальной массы поселений и укреплений, соответственно этому и термин «городские люди» приобретает такое же значение; г) городского уезда, который «тянет» к городу - центру феодальной округи.

Поэтому в источниках иногда рядом употребляется термин «город» в разном значении. Например, в рассказе 2-й Софийской летописи о набеге кн. Даниила Борисовича на Владимир в 1410 г. упоминается, что «града тогда не было» (в смысле отсутствия в тот момент по каким-то обстоятельствам укреплений), но далее, описывая уничтожение владимирского посада, а потом и центральной части города с соборной церковью Успенья богородицы во главе, летопись вновь употребляет термин «город» в другом смысле - «огнем град запалиша»32.

Употребление термина «город» и производных от него разнообразно, в совокупности значений оно охватывает все характерные черты феодальных городов. Города были укрепленными поселениями, центрами ремесленно-торговой деятельности, средоточием которой были посады; города являлись также центрами феодального господства, феодальной государственной и хозяйственной организации.

Таким образом, многообразие функций феодального города отмечается уже при знакомстве с терминологией источников, оно отчетливо выступает при конкретном рассмотрении развития городов и их роли в XIV-XV вв.


Close