Годы жизни: с 02.10.1904 по 03.04.1991

Английский романист, драматург, журналист, чьи произведения рассматривают непростые вопросы морали на фоне политических событий. Грин – один из наиболее читаемых романистов 20-го столетия, мастер повествования. Приключения и неожиданные события – неотъемлемые составляющие его произведений, по многим из которых были сняты успешные фильмы. Хотя Грин несколько раз побывал кандидатом на Нобелевскую премию, он так и не получил ее.

Грэм Грин родился 2 октября 1904 в семье директора привилегированной школы Чарльза Генри Грина и Мэрион Грин (урожденная Рэймонд – старшая кузина Роберта Льюиса Стивенсона). В семье был четвертым из шести детей. В детстве больше всего любил читать приключенческую литературу Хаггарда и Конрада (много лет спустя Грин признается, что в начале писательской карьеры ему было очень трудно изжить влияние этих писателей). В школьные годы постоянные насмешки одноклассников привели Грина к нескольким попыткам самоубийства и в итоге вынудили бросить школу. Дальнейшее образование он получил в Бэллиол-колледже Оксфордского университета.

У Грина был природный дар к писательству, и за три года в Бэллиоле он опубликовал более 60 поэм, рассказов и очерков, большинство из которых вышли в студенческом журнале «Оксфорд Аутлук» и в «Вестминстерской еженедельной газете».

В 1926 году Грин переезжает в Лондон. Сначала он работает журналистом в «Ноттингэм Джорнэл», затем внештатным корреспондентом «Таймс» (1926-1930) и «Спектейторе», где был кинокритиком и литературным редактором до 1940 года. В 1926 принимает католицизм (в противовес господствующей в Великобритании англиканской церкви), объясняя это так: «Я должен был найти религию, соразмерную с моими грехами». Когда критики принялись исследовать вопросы веры в его книгах, Грин выражал недовольство, говоря, что ненавидит выражение «католический писатель».

В 1927 году Грин женится на Вивьен Дэйрелл-Браунинг. Грин не был хорошим семьянином. Несмотря на то, что он написал четыре детских книги, однажды в письме он заявил: «Терпеть не могу детей». После распада брака у него было несколько увлечений, любовницы Грина зачастую были замужними иностранками.

После выхода своего первого романа «Человек внутри» (1929) Грин оставил журналистику. В 1932 он опубликовал остросюжетный политический детектив «Стамбульский экспресс». Эту и последующие книги с элементами детективного жанра - «Наемный убийца» (1936), «Доверенное лицо» (1939), «Ведомство страха» (1943) - он назвал «развлекательными». Более серьёзным произведением была изданная в 1935 «Меня создала Англия» - книга, отразившая процессы изменения общества под влиянием прогресса.

В 1930-х годах Грин побывал в Либерии и Мексике, результатом чего стали две книги путевых заметок: «Путешествие без карты» (1936) и «Дороги беззакония» (1939). На основе наблюдений ситуации в Мексике в 1940 он создал один из своих лучших романов «Сила и слава». Книга вызвала резкую критику со стороны католической церкви.

В 30-е и в начале сороковых Грин написал более пятисот рецензий на фильмы, книги и пьесы, главным образом для «Спектэйтора». Кинообзоры Грина читаются и сейчас, зачастую они лучше, чем фильмы, которые он превозносил или громил. «Неадекватное чувство реальности» Хичкока раздражало Грина, Грету Гарбо он сравнивал с прекрасным арабским скакуном и тепло принял новую звезду Ингрид Бергман. Когда у Хичкока были сложности со сценарием к «Я исповедуюсь» («I Confess», 1953), Грин отказался помочь режиссеру, заявив, что заинтересован в экранизации только собственных книг.

С 1941 по 1944 Грин работал в британской разведке в Сьерра-Леоне и в Португалии, где он числился представителем МИД Великобритании. Одним из его коллег в те годы был Ким Филби, будущий перебежчик в СССР. Впоследствии Грин говорил, что занимался в эти годы «простой бесполезной работой».

После войны он много путешествовал в качестве внештатного журналиста, долгое время жил в Ницце, во французской Ривьере, отчасти по соображениям уплаты налогов. Благодаря своим антиамериканским комментариям Грин добился встреч с такими коммунистическими лидерами, как Фидель Кастро и Хо Ши Мин.

В 50-е был корреспондентом журнала «Нью Рипаблик» в Индокитае. На основе событий в Южном Вьетнаме 1955-1956 создал роман «Тихий американец».

В 1960-1970 в качестве репортера объездил множество стран, неоднократно бывал в «горячих точках». Был знаком с президентом Панамы генералом Омаром Торрихосом, историю дружбы с которым опубликовал в конце жизни.

После того как Грин выступил в защиту обвиняемых по делу Синявского и Даниэля, его на время перестали печатать в СССР (вплоть до 1981).

Грин получил всемирную известность и опубликовал двухтомную автобиографию: «Часть жизни» (1971) и «Пути спасения» (1980). Умер Грин в Веве (Vevey), Швейцария, 3 апреля 1991 года. Во время службы священник объявил: «Моя вера говорит мне, что он сейчас с Богом или по дороге». За два дня до смерти Грин написал записку, в которой позволил Норманну Шерри закончить авторизованную биографию (первая часть книги вышла в 1989 году).

Гринландия

В своей автобиографической книге «Пути спасения» Грэм Грин писал: «Некоторые критики считают, что в какой-то части моего сознания расположена странная вулканическая и плодородная страна, которую они окрестили Гринландией, и я задаю себе вопрос, не ездят ли они по свету с шорами на глазах? «Это Индокитай, – хочется мне сказать им, – это Мексика, это Сьерра-Леоне, описанные скрупулезно и точно. Я ведь был не только писателем, но и журналистом. Уверяю вас, что мертвый ребенок лежал во рву именно в той позе и из канала в Фатдьеме действительно торчали трупы». Но я знаю, что спорить с ними бесполезно, они не поверят в мир, которого не замечают вокруг».

Как пишет К. Атарова, каждый отдельный штрих, образ, кусочек мозаики, из которой сложен узор романов Грина, не придуман, выхвачен из жизни метким взглядом писателя и журналиста. Однако сложенный из этих кусочков узор (разнообразный и по географии, и по тематике) имеет в чём-то схожую структуру и тип конфликта, отражающие гриновскую концепцию бытия.

Этот-то характерный узор и создает Гринландию: категории греха и искупления, приобретающие для Грина особую важность ещё в «Брайтонском леденце» (1938), где впервые ощущается католическая ориентация автора или вызывающие у Грина устойчивый интерес понятия жалости или сострадания ближнему как два типа этической позиции личности, которая и на себе ощущает бремя одиночества доминируют в этом сложном узоре.

Способность Грина вызывать шумиху, его розыгрыши часто выводили его в заголовки. Он выдвинул «Лолиту» Владимира Набокова на «Книгу года» в «Санди Таймс», одобрял участников «Great Train Robbery» (одного из самых крупных ограблений, случившихся в Британии). В письме в «Спектейтор» он предложил схему для банкротства британской почтовой системы. В 1953 побывал в Кении, освещая восстание Мау-Мау (жестоко подавленное сопротивление кенийских племен против английской колонизации).

Награды писателя

Орден Кавалеров Почёта (1966)
Иерусалимская премия (1981)
Орден Заслуг (1986)

Библиография

Стихотворный сборник

[ Babbling April] (1925)

Романы

Человек внутри (1929)
(1930)
(1932)
(1932)
Это поле боя (1934)
(1935)
(1936)
(1938)
(1939)
(1940)
(1943)
(1948)
(1949)
(1951)
(1955)
Выигрыш (1955)
(1958)
(1960)
(1966)
(1969)
(1973)
(1978)
(1980)
(1982)
Десятый (1985)
(1988)

Автобиографии

(1922)
Часть жизни (1971)
Пути спасения (1980)
(1984)

Книги о путешествиях

(1936)
Дороги беззакония (1939)
В поисках героя. Два африканских дневника (1961)

Пьесы

Комната для живых (1953)
Теплица (1957)
Покладистый любовник (1959)
(1964)
(1975)
(1981)
(1983)
(1983)

Сборники рассказов

(1954)
Чувство реальности (1963)
Можете вы одолжить нам своего мужа? (1967)
Последнее слово и другие рассказы (1990)

Детские книги

(1946)
(1950)
(1952)
(1955)

Другое

(1942)
Потерянное детство (1952)
(1969)
(1974)
(1980)
(1989)
(1989)
(1991)
(1994)

Английский романист, драматург, журналист, чьи произведения рассматривают непростые вопросы морали на фоне политических событий. Грин – один из наиболее читаемых романистов 20-го столетия, мастер повествования. Приключения и неожиданные события – неотъемлемые составляющие его произведений, по многим из которых были сняты успешные фильмы. Хотя Грин несколько раз побывал кандидатом на Нобелевскую премию, он так и не получил ее.

“Главные герои книги непременно должны иметь некоторое сходство с автором, они выходят из его тела как ребенок из лона; потом пуповину перерезают, и они растут самостоятельно. Чем лучше автор знает собственный характер, тем дальше он может отходить от придуманных им героев, и тем больше места им остается для роста.” (Грэм Грин, “Пути спасения”, 1980).

Грэм Грин родился в Беркхэмстеде, Хертфордшир; сын Чарльза Грина и Марион Рэймонд Грин, старшей кузины Роберта Льюиса Стивенсона. У Грина-старшего была плохая университетская успеваемость, но он возглавил Беркхэмстедскую школу, сменив доктора Томаса Фрая. Чарльз Грин обладал прекрасным интеллектом. Поначалу он собирался стать адвокатом, однако обнаружил склонность к преподавательской деятельности и решил остаться в Беркхэмстеде. Часто его уроки истории были в большей степени комментариями к краху либерализма, чем собственно уроками. Его брат Грэм закончил карьеру в качестве постоянного секретаря адмиралтейства.

Грэм учился в беркхэмстедской школе и колледже Баллиол в Оксфорде. У него был природный дар к писательству, и за три года в Баллиоле он опубликовал более 60 поэм, рассказов и очерков, большинство из которых вышли в студенческом журнале “Оксфорд Аутлук” и в “Вестминстерской еженедельной газете”. В 1926 году он обращается в католичество, объясняя это так: “Я должен был найти религию, соразмерную с моими грехами.” Когда критики принялись исследовать вопросы веры в его книгах, Грин выражал недовольство, говоря, что ненавидит выражение “католический писатель”.

В 1926 году Грин переезжает в Лондон. Он работает в лондонской “Таймс” (1926-1930) и “Спектейторе”, где был кинокритиком и литературным редактором до 1940 года. В 1927 году он женится на Вивьен Дэйрелл-Браунинг. Грин не был хорошим семьянином. Несмотря на то, что он написал четыре детских книги, однажды в письме он заявил: “Терпеть не могу детей”. После распада брака у него было несколько увлечений, среди которых в 1950 г. шведская актриса Анита Бьорк, чей муж, писатель Стиг Дэгермен, покончил с собой. Любовницы Грина зачастую были замужними иностранками. В 1938 Грин начал отношения с Дороти Гловер, театральной костюмершей, они были сильно увлечены друг другом до конца 40-х. Она начинала карьеру как книжный иллюстратор под именем Дороти Крейги и писала детские книги, среди которых “Никки, негр и пират” (1960).

Во время Второй мировой войны Грин занимался “простой бесполезной работой”, как он впоследствии говорил, ведя разведывательную деятельностью для лондонского Форин Офис (министерство иностранных дел) под непосредственным руководством Кима Филби, будущего перебежчика в СССР. Одна из миссий завела Грина в Западную Африку, но в своих письмах издалека он нимало не обнаруживал восторженности: “Это не официальная резиденция, здесь нет хранилища для провизии, здесь тьма-тьмущая мух, которые слетаются из помойки в африканском буше вокруг дома”, писал он в Лондон. Грин вернулся в Англию в 1942 году. После войны он много путешествовал в качестве внештатного журналиста, долгое время жил в Ницце, во французской Ривьере, отчасти по соображениям уплаты налогов. Благодаря свои антиамериканским комментариям Грин добился встреч с такими коммунистическими лидерами, как Фидель Кастро и Хо Ши Мин, но английская писательница Эвелина Во (Evelyn Waugh), которая хорошо знала Грина, в письме к своему другу уверяла, что автор - “секретный агент с нашей стороны, а все его расшаркивания с русскими - прикрытие”.

Шпионские романы Грина были частично основаны на его личном опыте в британском Форин Офис в сороковые годы и длившимися всю жизнь связями с британской разведкой СИС, “Сикрет интелиджент сервис”. Как агент и писатель, он продолжает старую традицию от Кристофера Марлоу, Бена Джонсона и Даниэля Дефо до современных писателей Джоне Ле Карре, Джона Диксона Кара, Сомерсета Моэма, Алека Во и Теда Олбери (John Le Carré, John Dickson Carr, Somerset Maugham, Alec Waugh, Ted Allbeury). Дядя Грина, сэр Вильям Грэм Грин, помог основать департамент военно-морской разведки, а его старший брат, Герберт, занимался шпионажем в японском императорском флоте в тридцатые годы. Младшая сестра Грэма, Элизабет, сотрудничала с отделом разведки МИ-6 и завербовала брата на штатную должность в службе. Со своим старым другом Филби Грин снова встретился в конце 80-х в Москве.

Грин получил всемирную известность и опубликовал двухтомную автобиографию: “Часть жизни” (1971) и “Пути спасения” (1980), а также историю дружбы с панамским диктатором генералом Омаром Торрихосом. Умер Грин в Веве (Vevey), Швейцария, 3 апреля 1991 года. Во время службы священник объявил: “Моя вера говорит мне, что он сейчас с Богом или по дороге”. За два дня до смерти Грин написал записку, в которой позволил Норманну Шерри закончить авторизованную биографию. Первая часть книги вышла в 1989 году.

Грин был весьма плодовитым и разносторонним писателем. Он написал пять драм и сценарии для различных фильмов, основанных на его произведениях. “Третий” (The Third Man, 1949), появился из одного высказывания: “Я распрощался с Гарри неделю назад, когда его гроб опустился в холодную февральскую землю, и не верилось, что я видел, как он шел неузнанный среди толпы незнакомцев на Стрэнде”. Готовясь к фильму, Грин прибыл в Вену, где репортер рассказал ему о торговле водорастворимым пенициллином на черном рынке. За 9 тысяч фунтов, полученных им от Александра Корда, он купил яхту и виллу в Анакапри. Позднее он изобразил Корда в “Проигравший забирает всё” (1955) как Дрейцера, крупного дельца.

В 30-е и в начале сороковых он написал более пятисот рецензий на фильмы, книги и пьесы, главным образом для “Спектэйтора”. Кинообзоры Грина читаются и сейчас, зачастую они лучше, чем фильмы, которые он превозносил или громил. “Неадекватное чувство реальности” Хичкока раздражало Грина, Грету Гарбо он сравнивал с прекрасным арабским скакуном и тепло принял новую звезду Ингрид Бергман. Когда у Хичкока были сложности со сценарием к “Я исповедуюсь” (“I Confess”, 1953), Грин отказался помочь режиссеру, заявив, что заинтересован в экранизации только собственных книг. В этой истории священника ошибочно обвиняют в убийстве. Хотя Грин знал, что некоторые критики считают его книги развлекательными, его образцами для подражания были Генри Джеймс, Джозеф Конрад и Форд Мэдокс Форд. В его личной библиотеке было большое собрание работ Джеймса.

Первая опубликованная книга Грина “Журчащий апрель” (“Babbling April”, 1925) была поэтическим сборником. За ней последовали две новеллы в духе Джозефа Конрада. Название для “Человека внутри” (“The Man Within”, 1929) было взято у сэра Томаса Брауна (1605-1682): “Внутри меня есть человек, который на меня сердит”. Грин начал писать его, чтобы отвлечься от болезненного ухода из “Таймс”. Киноверсия этой книги с Майклом Редгрейвом и Ричардом Аттенборо в главных ролях вышла в 1947 году. Грин получил письмо из Стамбула, в котором фильм хвалили за вызывающую гомосексуальность.

После безуспешных попыток в качестве романиста Грин был близок к тому, чтобы забросить писательство. Его первой удачей был “Стамбульский экспресс” (“Stamboul Train”, 1932), триллер, приправленный местным колоритом и политическими интригами. Грин нарочно писал его в угоду читателям и для привлечения кинорежиссеров. Один из его героев, Квин Сейвори, был пародией на Дж.Б. Пристли - Грин едко изобразил писателя как развратника. Пристли тогда только что опубликовал роман, на который вышло несколько рецензий, где его сравнивали с Диккенсом. Сейвори в книге Грина был известным романистом в стиле Диккенса. В следующем году он критиковал другого популярного писателя, Беатрис Поттер, в статье, озаглавленной “Беатрикс Поттер: критическая оценка”. Досталось и Ширли Темпл, девятилетней американской актрисе, о которой Грин написал в журнале “Ночь и День”, что “ее поклонники - мужчины средних лет и священники - реагируют на ее двусмысленное кокетство, на достоинства ее стройного и соблазнительного тела, исполненного чрезмерной живостью”. В тот раз Грину пришлось заплатить за это замечание.

“Доверенное лицо” (“The Confidential Agent”, 1939) - загадочное произведение о таинственном Форбсе/Фурштейне, богатом еврее, планирующем уничтожить традиционную английскую культуру изнутри. Тем не менее, в 1981 автор был приглашен в Израиль и награжден Иерусалимской премией. Впервые он посетил Израиль в 1967 году и некоторое время провел лежа на песчаных дюнах под огнем египтян и думая, что Шестидневная война “была несколько неправильным термином. Несомненно, война еще идет”. Религиозность Грина неочевидна в его прозе вплоть до “Брайтонского леденца” (“Brighton Rock”, 1938), который изображает гангстера-подростка Пинки как одержимого демоническими силами. Религиозные темы проявляются в романе “Сила и слава” (“The Power and the Glory”, 1940), “Суть дела” (“The Heart of the Matter”, 1948), которые Грин характеризовал как “успех в самом вульгарном смысле этого слова” и “Конец одного романа” (“The End of the Affair”, 1951), который принес Грину международную известность. История, частью основанная на личном опыте Грина, была о влюбленном, который боится любить и быть любимым. Эти романы сравнивались с произведениями таки французских писателей-католиков, как Жорж Бернанос и Франсуа Мориак. “Внезапно я обнаружил, что меня считают католическим писателем в Англии, Европе и Америке - это последний титул, которого я добивался бы”, - позже выражал недовольство Грин.

Грин то и дело возвращался к вопросу о прощении. В своей рецензии на “Суть дела” подверг критике концепцию Грина об “очистившемся грешнике”: “Он выступает как разделяющий идею, которая носится в воздухе со времен Бодлера, что в пороке есть некоторое изящество; ад — что-то вроде ночного клуба для высшего общества, вход в который зарезервирован только для католиков”. Роман принял окончательные черты в Сьерра-Леоне, где у автора был тяжелый период во время войны. Майор Скоби, герой повествования, умирает, произнося: “Господи, я люблю…”.

“Конец одного романа” частично основан на романе Грина с Кэтрин Уолстон, которую он повстречал в 1946 году. Она была замужем за одним из самых богатых людей Англии, Генри Уолстоном, видным сторонником лейбористской партии. Кэтрин была матерью пятерых детей. Отношения Грина и Уолстон продолжались более десяти лет, и послужили для другой книги, “Два года спустя” (“After Two Years”, 1949), которую напечатил в 25 экземплярах. Большинство из них позже было уничтожено. В “Конце одного романа” Кэтрин была Сарой Майлз, а сам писатель – популярным романистом Морисом Бендиксом, который рассказывает их историю и пытается понять, почему Сара покинула его. Морис узнает, что когда он был ранен при бомбежке во время войны, Сара обещала Богу, что покинет Мориса, если тот выживет. Сара умирает от воспаления легких. Ответ Мориса на вызов небес - “я ненавижу тебя, будто Ты существовал”.

Способность Грина вызывать шумиху, его розыгрыши часто выводили его в заголовки. Он выдвинул “Лолиту” Владимира Набокова на “Книгу года” в “Санди Таймс”, одобрял участников “Great Train Robbery” * . В письме в “Спектейтор” он предложил схему для банкротства британской почтовой системы. В 50-е внимание Грина перешло с религии на политику. Он жил в отеле “Маджестик” в Сайгоне, совершал поездки в Гонконг и Сингапур. В 1953 побывал в Кении, освещая восстание Мау-Мау ** , в 1956 году провел несколько недель в Польше, пытаясь помочь музыканту перебраться на Запад.

Впечатления, полученные в Азии, вылились в роман “Тихий американец” (“The Quiet American”, 1955) об участии США в индокитайском конфликте. В центре повествования — убийство Олдена Пайла. Рассказчик, расчетливый журналист Томас Фаулер, пристрастившийся к курению опиума, устраивает так, что Пайла убивают местные повстанцы. Пайл отбивает у Фаулера его подругу Фуонг; он имеет отношение к террористическому акту, взрыву бомбы в местном кафе. “Тихий американец” считался в СССР проявлением симпатии к коммунизму, в Москве по нему была поставлена пьеса. “Наш человек в Гаване” (“Our Man In Havanna”, 1958) появился после путешествия на Кубу, но наброски сюжета были у Грина гораздо раньше. По роману в 1959 году был снят фильм режиссером Каролем Ридом. Во время съемок Грин встретил Эрнеста Хемингуэя и был приглашен к нему домой выпить. В “Комедиантах” (“The Comedians”, 1966) изображен репрессивный режим “Папы Дока” Дювалье на Гаити. “Путешествие с тетушкой” (“Travels With My Aunt”, 1969), экранизированная Джорджем Кьюкором, приглашает читателя в кругосветное путешествие с необычной парой: близорукий банковский работник на пенсии и его темпераментная тетушка Августа, чьи “два крупных передних зуба придавали ей здоровый неандертальский вид”. “Почётный консул” (“The Honorary Consul” 1973) - драматический сюжет о заложниках в Парагвае. “Человеческий фактор” (“The Human Factor”, 1978) держался в списке бестселлеров в “Нью-Йорк Таймс” шесть месяцев. В романе агент влюбляется в чернокожую женщину во время миссии в Южную Африку. Книга не удовлетворяла Грина и он собирался оставить ее в черновиках - она висела “как мертвый альбатрос” на его шее. Интересно, что его друг Ким Филби вспомнал, что ему прислали экземпляр в Москву, но отрицал, что послужил прототипом для двойного агента Мориса Касла.

Британский писатель, драматург и литературный критик. Один из самых известных писателей 20-го века; одинаково любим и почитаем и широкими народными массами, и любителями интеллектуальной литературы.


Родился Грэм Грин в Беркхамстеде, Хартфордшир, Англия (Berkhamsted, Hertfordshire, England). Он был четвертым из шестерых детей; младший его брат Хью (Hugh) позже стал генеральным директором BBC, а старший – Рэймонд (Raymond) – выдающимся медиком и альпинистом.

В школе Грэму Грину приходилось нелегко – даже несмотря на тот факт, что директором этой школы был его же отец. Издевательства одноклассников несколько раз доводили Грина до попыток самоубийства. В конечном итоге 16-летнего Грэма отправили в Лондон к психоаналитикам – шаг по тем временам практически крайний. Следует отметить, что были у Грэма в школе и друзья – сатирик Клод Кокберн (Claud Cockburn) и историк Питер Куэннелл (Peter Quennell).

В 1922-м Грэм Грин вступил – хотя и ненадолго – в ряды коммунистической партии Великобритании.

В 1925-м Грин – на тот момент учившийся в Баллиол-колледже Оксфорда (Balliol College, Oxford) – издал свою первую книгу; сборник стихов "Babbling April" принят был довольно вяло. В Оксфорде Грэм продолжал страдать от довольно сильной депрессии, однако виду не подавал.

Окончив учебу и получив степень по истории, Грин устроился работать частным преподавателем. Позже Грэм переключился на журналистику; сначала он работал в "Nottingham Journal", затем – в "The Times". Еще в "Nottingham Journal" Грэм познакомился с Вивьен Дэйрелл-Браунинг (Vivien Dayrell-Browning), сумевшей превратить его из агностика в католика. В 1926-м Грин окончательно переквалифицировался в католика, а в 1927-м – женился на Вивьен. В браке у них родилось двое детей. В 1948-м Вивьен и Грэм разъехались; у писателя в дальнейшем было еще несколько романов, однако развода он так и не получил и второй раз не женился.

Первую свою книгу – "Человек внутри" ("The Man Within") – Грин издал в 1929-м. Приняли его дебют довольно тепло; Грэм обрел веру в себя, бросил работу помощника редактора и переключился на написание книг. Следующие его работы, "The Name of Action" и "Rumour at Nightfall", к сожалению, успех первой книги не повторили. Четвертая книга, "Стамбульский экспресс" ("Stamboul Train"), читателям понравилась – через два года по ней даже сняли фильм.

Существовал Грэм Грин в то время на доходы от книг и заработную плату внештатного журналиста. Параллельно Грин редактировал журнал "Night and Day", который в 1937-м закрылся. Некоторую роль в этом сыграл и сам Грин – его отзыв на картину "Wee Willie Winkie" стоил журналу проигранного судебного иска. Грэм Грин назвал звезду фильма 9-летнюю Ширли Темпл (Shirley Temple) "сомнительной кокеткой"; сейчас эта рецензия считается одним из первых примеров критики навязчивой сексуализации детей.

Книги Грина можно примерно разделить на два вида – триллеры (преимущественно развлекательная литература с легкими философскими нотками) и более серьезные труды (на которых, по мнению Грэма, его репутация и основывалась). Со временем, однако, виды эти начали сливаться до почти полной неразличимости; последней "чисто развлекательной" книгой по мнению самого Грэма стала "Наш человек в Гаване" ("Our Man in Havana") 1958-го.

Грин по праву считался одним из самых "кинематографических" писателей своего времени; большинство его повестей и многие его пьесы и рассказы рано или поздно были экранизированы. По данным Internet Movie Database всего в период с 1934-го по 2010-й вышло 66 картин по книгам Грэма Грина.

На протяжении своей жизни Грэм Грин много путешествовал; очень часто судьба заносила его в чрезвычайно отдаленные от Англии уголки земного шара. В конечном итоге активного путешественника завербовали в MI6; сделала это уже работавшая на британскую разведку сестра Грина Элизабет (Elisabeth). Другом и руководителем Грина была сам Ким Филби (Kim Philby), позже оказавшийся советским агентом. Путешествия помогали Грэму Грину и в литературной деятельности – он нередко вводил встреченных им персонажей в собственные произведения.

Впервые покинул Европу Грин в 30 лет, в 1935-м – тогда он отправился в Либерию (Liberia). Путешествие дало ему достаточно материала для путевого дневника "Путешествия без карты" ("Journey Without Maps"). В 1938-м Грэм Грин отправился в Мексику (Mexico); писатель пожелал лично пронаблюдать за новой правительственной антикатолической секуляризационной программой. По мотивам этой поездки Грэм Грин написал две книги – документальную "Дороги беззакония" ("The Lawless Roads"), выходившую в США под названием "Другая Мексика" ("Another Mexico") и художественную "Сила и слава" ("The Power and the Glory"). В 1953-м Грэму дали понять, что "Сила и слава" наносит явный ущерб репутации церкви; весть эта, судя по всему, исходила из высших эшелонов церковной власти. Известно, впр очем, что позже Грину довелось пообщаться с самим папой Павлом VI (Paul VI); тот признал, что некоторые фрагменты священников и впрямь задевают, однако в целом Грину на критиков внимание обращать не стоит.

В 1966-м Грин, ставший жертвой финансовой махинации, решил покинуть Британию и обосноваться в Антибе (Antibes) – поближе к своей новой возлюбленной, Ивонн Клоэтте (Yvonne Cloetta). Роман их продолжался до самой смерти писателя.

Писатель Грэм Грин считается одной из самых заметных фигур английской литературы 20 века. За свою достаточно длинную жизнь он создал множество произведений и неоднократно выдвигался на Нобелевскую премию, однако так и не получил ее, хотя был достоин ее ничуть не меньше многих других лауреатов.

Грэм Грин: биография (детство)

Родился в многодетной семье Чарльза который на тот момент был директором одной из самых привилегированных школ Англии. С детства увлекался чтением приключенческой литературы. Постоянные конфликты с однокашниками стали причиной нескольких попыток самоубийства. В итоге мальчика забрали из школы на домашнее обучение, а затем отправили в Баллиол-колледж, действующий при Оксфордском университете.

Начало писательской карьеры

По окончании колледжа Грэм Грин стал работать журналистом в редакции журнала «Ноттингэм Джорнэл», а позже — внештатным корреспондентом «Таймс». В возрасте 22 лет он принял католицизм, выразив таким образом свой протест против англиканской церкви, господствующей в Соединенном королевстве. Правда, на этот счет есть и другие мнения (дескать, он был сильно влюблен в однокурсницу, родители которой согласились на их брак только при условии смены веры будущего зятя).

В 1929-м увидел свет его первый роман «Человек внутри», имевший определенный успех у читателей. Это заставила Грэма Грина задуматься о писательской карьере.

Вслед за первой книгой последовали и другие. В частности, популярность писателю принесли такие остросюжетные детективы, как «Стамбульский экспресс», «Наемный убийца», «Доверенное лицо» и «Ведомство страха». Последний роман был написан в самый разгар войны и рассказывал о приключениях лондонца Артура Роу. К нему случайно попадает фотопленка, за которой охотятся нацистские шпионы, и молодому человеку приходиться очень постараться, чтобы остаться в живых.

Эти книги сам Грин считал развлекательными, в отличие от одного из своих ранних произведений — романа «Меня создала Англия», в котором писатель отразил процесс изменения английского общества под влиянием научно-технического прогресса.

Путешествия

Еще в 1930-х годах молодой писатель посетил Либерию и Мексику. Эти путешествия произвели на него огромное впечатление, результатом которого стали 2 книги путевых заметок «Дороги беззакония» и «Путешествие без карты». В 1940-м вышел в свет и лучший роман, который, по мнению критиков, написал Грэм Грин. «Сила и слава» вызвал резкий протест со стороны католической церкви, хотя на самом деле рассказывал о христианском служении опустившегося священника, который отправляется причащать умирающего, хотя знает, что за это его ждет расстрел.

Работа в разведке

В годы Второй мировой войны Грэм Грин служит королеве в составе Интеллидженс сервис на территории в Португалии и в Сьерра-Леоне. При этом он официально числился представителем МИД Великобритании. Работа в разведке немало помогла ему при написании остросюжетных романов, которые пользовались популярностью у читателей.

После окончания Второй мировой войны Грэм Грин был направлен в Индокитай в качестве корреспондента журнала «Нью рипаблик». Увиденное там, особенно события 1955-1956 годов, легли в основу романа «Тихий американец».

В последующее десятилетие писатель посетил несколько «горячих точек» в разных уголках планеты и познакомился с влиятельными политиками того времени, в том числе с некоторыми диктаторами.

Политические взгляды

Несмотря на то что за свою жизнь Грэм Грин неоднократно менял общественно-политические пристрастия, он всегда оставался непримиримым в отношении всех форм произвола и насилия, включая колониальные, диктаторские, фашистские режимы, расизм и религиозную нетерпимость.

В то же время, после того как писатель выступил в защиту обвиняемых по делу Даниэля и Синявского, его в течение 12 с лишним лет не печатали в СССР.

Грэм Грин: фильмы

Многие произведения писателя были экранизированы. В их числе первый в истории мирового кино фильм о киллере — «Оружие для найма» с Аланом Лэддом и в основу сюжета которого лег роман «Наемный убийца» (1942 год).

Еще одной значимой картиной стал детектив «Третий человек», вышедшая на экраны в 1949 году и снятая по одноименному произведению Грэма Грина. Она стала призером а также получила премии BAFTA и «Оскар».

Картина «Третий человек» неоднократно признавалась одной из лучших в истории мирового кинематографа и лучшей британской кинокартиной всех времен.

Несмотря на вполне голливудскую внешность, которой обладал в молодости Грэм Грин, актер из него не получился. Однако писатель все же был номинирован на «Оскар» в 1950 году за сценарий фильма «Поверженный идол». Правда, премия ему не досталась, хотя незадолго до этого картина была признана лучшим британским фильмом по версии BAFTA. Кроме того, в 1954 году Грэм Грин успешно справился с ролью продюсера картины «Рука незнакомца».

О творчестве

К числу наиболее популярных произведений писателя относятся романы «Наш человек в Гаване», «Человеческий фактор», «Почетный консул» и «Суть дела». Грэм Грин отразил в них свое видение христианского милосердия, которое не умирает даже в людях, которые являются законченными грешниками. Так, в романе «Суть дела» рассказывается о честном колониальном полицейском, который пытается никого не обидеть: ни жену, ни любовницу, ни тех, кто к нему обращается, и вынужден постоянно лгать, а в «Почетном консуле» доктор, сочувствующий заговорщикам, испытывает сострадание к их заложнику и погибает в попытке спасти дипломата.

Вопросы христианских ценностей — это не единственное, что отражал в своем творчестве Грэм Грин. «Разрушители» (рассказ) представляет собой произведение совсем другого рода. В нем раскрыт феномен детской жестокости, которая особенно пугает своей беспричинностью и бессмысленностью.

«Комедианты»

Это произведение автора считается одной из лучших его работ, поэтому заслуживает того, чтобы рассказать о нем поподробнее. Главное место действия романа «Комедианты» (Грэм Грин) — остров Гаити во время правления Франсуа Дювалье. Он написан на основе воспоминаний писателя, который неоднократно посещал эту страну, в том числе в годы диктатуры. В романе Грэм Грин показал, что значить жить в государстве, где царит беззаконие и террор. Даже самые благие намерения героев разбиваются о стену, воздвигнутую Дювалье и его приспешниками, а самым ужасным оказывается осознание безнадежности и бессмысленности борьбы, к которому они приходят.

Кстати, сам Грин в письме к А. С. Фреру, которому он посвятил роман, ответил критикам, обвинявшим его в излишней драматизации происходящего на Гаити, так: «Эту черную ночь невозможно очернить».

На основе книги в 1967 году был снять одноименный фильм, в котором главные роли сыграли и Элизабет Тейлор.

Награды

Как уже было сказано, в середине 60-х Грэм Грин выдвигался на Нобелевскую премию по литературе, но шведские академики отказались ее ему присуждать из-за несогласия с его политическими взглядами.

Однако на тот момент писатель уже являлся обладателем множества литературных наград, включая премии Хоторнден, Джеймса Тейта Блейка, Шекспира. Кроме того, он был награжден британскими орденами «Кавалеров Почета» и «За заслуги». Особо ценной для самого Грэма Грина была Иерусалимская премия, которая присуждается авторам, отразившим в своих работах темы свободы человека в обществе.

Фестиваль

Ежегодно в первые недели октября в родной город писателя с целью принять участие в научных конференциях, посвященных творчеству Грэма Грина, съезжаются литераторы, критики и журналисты. Мероприятия проводятся в рамках фестиваля, организуемого фондом его имени.

Теперь вы знаете, какие произведения принадлежат перу известного английского писателя Грэма Грина, и какие фильмы были сняты на их основе. Уникальность его таланта заключается в том, что он умел создавать одинаково интересные произведения, как развлекательного содержания, так и глубоко философские, заставляющие задуматься о месте человека в обществе.


Close