Определены приоритетные цели и задачи госполитики РФ в отношении общего образования на русском языке в международном образовательном пространстве. Президент РФ Владимир Путин утвердил Концепцию "Русская школа за рубежом" (далее – Концепция) . Документ размещен на официальном сайте главы государства.

Так, целями госполитики РФ в указанной сфере определены:

  • обеспечение доступа к российскому образованию и образованию на русском языке для проживающих за рубежом русскоязычных россиян, иностранцев и лиц без гражданства;
  • создание условий проживающим за рубежом соотечественникам, иностранным гражданам и лицам без гражданства для получения общего образования в соответствии с ФГОСами в рамках межправительственных соглашений;
  • совершенствование условий для становления и формирования личности обучающегося на основе российских культурных традиций и моральных ценностей, развития интересов и способности к социальному самоопределению;
  • формирование у новых поколений в процессе обучения за рубежом уважения к правам и свободам человека и позитивного отношения к современной России.

Для достижения указанных целей планируется предоставлять за рубежом качественное общее образование на русском языке, оказывать господдержку организациям, осуществляющим образовательную деятельность в сфере общего образования на русском языке в иностранных государствах. Кроме того, предполагается обеспечивать востребованность российского образования, развивать культурное и эстетическое воспитание обучающихся, основанное на российских традициях, а также на нравственных нормах, включая любовь и уважение к России, ее духовным ценностям.

Русскими школами за рубежом признаются специализированные структурные образовательные подразделения в загранучреждениях МИД России, осуществляющие образовательную деятельность, российские образовательные организации (их филиалы), образовательные организации, созданные в соответствии с международными договорами РФ, иностранные организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным или дополнительным программам полностью или частично на русском языке или в соответствии с ФГОСами.

При этом господдержка русских школ за рубежом намечена по четырем основным направлениям:

  • информационная поддержка (обеспечение таких школ информацией нормативно-правового, образовательного, научного, просветительского, культурно-эстетического характера). Такая поддержка будет оказана с использованием ресурсов Интернета, телевидения, печатных и электронных СМИ и специализированного интернет-портала "Русская школа за рубежом";
  • методическая поддержка (включая предоставление русским школам за рубежом доступа к российским образовательным технологиям, методам обучения и воспитания, разработку современных учебно-методических комплексов, организацию использования российских цифровых образовательных ресурсов и т. д.);
  • материально-техническая поддержка (предусматривает меры по улучшению учебных помещений, совершенствованию учебной, компьютерной техники, специализированного ПО, созданию современных учебно-методических комплексов, обеспечению учебниками, книгами и электронными образовательными ресурсами и др.);
  • организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования для работников русских школ за рубежом (в том числе, предоставление таким работникам возможности получения профобразования, дополнительного профобразования в российских образовательных организациях, организация и проведение российскими специалистами выездных научно-методических мероприятий в соответствующих странах в рамках дополнительного профобразования работников русских школ за рубежом).

Определены органы власти и организации, которые будут принимать участие в реализации госполитики в отношении общего образования на русском языке за рубежом. В их числе – Правительство РФ, МИД, Минобрнауки России, Россотрудничество, Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом, фонд "Русский мир" и Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, российские образовательные организации, общественные организации и объединения, СМИ, госкорпорации, а также бизнес-структуры.

На основе Концепции предполагается разработать подпрограмму "Русская школа за рубежом" госпрограммы РФ "Внешнеполитическая деятельность", а также подпрограммы других профильных госпрограмм, иных целевых программ, отдельных проектов, мероприятий и инициатив, направленных на поддержку русских школ за рубежом.

По оценкам МИД России, только в странах СНГ в настоящее время проживает около 17 млн российских граждан и соотечественников, для которых актуально получение их детьми образования на русском языке.

Подчеркивается, что поддержка и продвижение за рубежом общего образования на русском языке является важным фактором гуманитарного и политического влияния России в мировом сообществе, служит укреплению позиций русского языка и распространению российской культуры в мире. Предполагается, что такая поддержка будет способствовать углублению и совершенствованию интеграционных процессов в мире с учетом глобализации и интернационализации, расширению возможностей для реализации новых программ и проектов в сфере международного гуманитарного сотрудничества.

Приглашаются преподаватели русских школ в США

Мероприятия будут организованы в трех городах США – Вашингтон (округ Колумбия), Портленд (Орегон) и Сакраменто (Калифорния) в период с 9 по 16 октября 2018 года. Целевая аудитория – преподаватели русских школ (или школ с русским сегментом обучения, «чартерных» школ).

С лекциями и мастер-классами выступят ведущие лекторы Высшей школы экономики (Нижегородский филиал). Вас ожидают круглые столы и лекции-презентации, знакомство с новыми методиками обучения русскому языку школьников-билингвов. Семинары бесплатные.

Задачами, решаемыми в рамках мероприятий, являются:

  • Обсуждение актуальных проблем в сфере образования на русском языке за рубежом;
  • Вопросы формирования мотивации в усложняющихся образовательных условиях;
  • Формирование представления о новых наиболее эффективных подходах и технологиях в преподавании русского языка, культуры и современной литературы для детей и подростков;
  • Знакомство с новыми электронными образовательными ресурсами;
  • Практическое освоение электронных образовательных и информационных ресурсов в преподавании русского как иностранного (РКИ).

ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ

Подпрограмма г. Вашингтон (округ Колумбия)

1825 Phelps Place, NW, Washington DC

9 октября
9.30 – 10.30 Регистрация участников
10.30 – 12.00 Круглый стол:

Почетные спикеры:

Наталья Мороз – директор Российского культурного центра в Вашингтоне

Дэн Дэвидсон – Почетный президент и директор центра исследований Американских советов по Международному образованию.

Директора русскоязычных школ и образовательных учреждений с программами преподавания на русском языке.

12.10 – 13.00 Лекция:
13.00 – 14.00 Перерыв
14.00 – 14.50 Лекция – презентация:
15.00 – 15.50 Мастер – класс:
10 октября
11.00 – 11.50 Презентационное занятие:
12.00 – 12.50 Практикум (семинар):
13.00 – 14.00 Перерыв
14.00 – 14.50 Практикум (семинар):
15.00 – 15.50 Педагогическая мастерская:
Торжественное закрытие семинара, выдача сертификатов участия в семинаре.

Подпрограмма г. Портленд (Орегон)

12 октября
9.30 – 10.30 Регистрация участников
10.30 – 12.00 Круглый стол: Основные вызовы в сфере образования на русском языке за рубежом: поиск ответов и решений
12.10 – 13.00 Лекция: Формирование мотивации современных школьников к изучению русского языка и культуры: кто виноват и что делать?
13.00 – 14.00 Перерыв
14.00 – 14.50 Лекция – презентация: Новые технологии в преподавании русского языка, культуры и современной литературы для детей и подростков
15.00 – 15.50 Мастер – класс: Использование экранизаций русской классики для развития культурологических компетенций у учащихся
13 октября
11.00 – 11.50 Презентационное занятие: Новейшие российские образовательные ресурсы в сфере поддержки русского языка за рубежом
12.00 – 12.50 Практикум (семинар): Применение электронных образовательных и информационных ресурсов в преподавании РКИ
13.00 – 14.00 Перерыв
14.00 – 14.50 Практикум (семинар): Использование электронных игровых ресурсов в преподавании РКИ школьникам разных возрастов
15.00 – 15.50 Педагогическая мастерская: Образовательные возможности кино в преподавании дисциплин гуманитарного цикла

Подпрограмма г. Сакраменто (Калифорния)

15 октября
9.30 – 10.30 Регистрация участников
10.30 – 12.00 Круглый стол: Основные вызовы в сфере образования на русском языке за рубежом: поиск ответов и решений
12.10 – 13.00 Лекция: Формирование мотивации современных школьников к изучению русского языка и культуры: кто виноват и что делать?
13.00 – 14.00 Перерыв
14.00 – 14.50 Лекция – презентация: Новые технологии в преподавании русского языка, культуры и современной литературы для детей и подростков
15.00 – 15.50 Мастер – класс: Использование экранизаций русской классики для развития культурологических компетенций у учащихся
16 октября
11.00 – 11.50 Презентационное занятие: Новейшие российские образовательные ресурсы в сфере поддержки русского языка за рубежом
12.00 – 12.50 Практикум (семинар): Применение электронных образовательных и информационных ресурсов в преподавании РКИ
13.00 – 14.00 Перерыв
14.00 – 14.50 Практикум (семинар): Использование электронных игровых ресурсов в преподавании РКИ школьникам разных возрастов
15.00 – 15.50 Педагогическая мастерская: Образовательные возможности кино в преподавании дисциплин гуманитарного цикла

ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Круглый стол: Основные вызовы в сфере образования на русском языке за рубежом: поиск ответов и решений.

Тематика: Современная ситуация с преподаванием русского языка и предметов на русском языке в школах региона и США в целом.

Организаторы: НИУ ВШЭ – Нижний Новгород.

Цель круглого стола – обсудить существующие проблемы и наметить пути их решения.

Основные темы обсуждения:

  • Обсуждение текущей ситуации с преподаванием русского языка в цифровой среде.
  • Положительный опыт формирования мотивации к изучению русского языка современного школьника в США.
  • Опыт внедрения новых образовательных практик и их эффективность.
  • Направления развития диалога между вузами и школами в России и за рубежом.

Прогнозируемые результаты обсуждения:

  • Обсуждение и определение наиболее проблемных зон в образовании на русском языке и поиск возможных решений.
  • Выявление в ходе дискуссии наиболее успешных образовательных практик, поиск технологий и ресурсов для более эффективного преподавания русского языка и предметов на русском языке;
  • Определение в ходе дискуссии направлений развития диалога между вузами и школами в России и за рубежом для повышения заинтересованности обучающихся.

Участники Круглого стола:

Преподаватели школ, педагогическая общественность, эксперты.

Прогнозируемое количество участников Круглого стола – не менее 50 чел.

Лекция: Формирование мотивации современных школьников к изучению русского языка и культуры: кто виноват и что делать?

Цель лекции – дать представление о способах формирования мотивации в усложняющихся образовательных условиях.

Основное содержание. Мотивация – сложный социально-психологический феномен, обладающий внешней и внутренней обусловленностью. Мотивация к изучению иностранного (русского) языка имеет широкую базу, куда могут быть включены самые разнообразные факторы: от географической близости страны изучаемого языка до мечты прочитать на этом языке тексты песен любимой группы. Большой проблемой является поддержание интереса к изучению русского языка на сложных этапах изучения грамматики… Как пробудить мотивацию и повысить ее по ходу изучения русского языка – пойдет речь в данной лекции.

Лекция – презентация: Новые технологии в преподавании русского языка, культуры и современной литературы для детей и подростков.

Цель лекции – познакомить слушателей с новыми наиболее эффективными технологиями в преподавании русского языка, культуры и современной литературы для детей и подростков.

Мастер – класс: Использование экранизаций русской классики для развития культурологических компетенций у учащихся.

Цель: продемонстрировать слушателям возможности использования экранизаций русской классики для формирования и развития культурологической «чувствительности» учащихся.

ДЕНЬ ВТОРОЙ

Презентационное занятие: Новейшие российские образовательные ресурсы в сфере поддержки русского языка за рубежом.

Задача презентационного занятия — дать обзор современных российских электронных образовательных ресурсов, дающих представление о многообразии русского языка, типичных сложностях при его изучении, использующих игровые форматы для усвоения материала.

Практикум (семинар): Применение электронных образовательных и информационных ресурсов в преподавании РКИ.

Практикум будет посвящен работе с Национальным корпусом русского языка. Будут рассмотрены техники использования НКРЯ для составления заданий и упражнений, а также предложены практические задания на составление упражнений по разным темам.

Практикум (семинар): Использование электронных игровых ресурсов в преподавании РКИ школьникам разных возрастов.

Практикум будет посвящен изучению игрового ресурса “Верные слова”, встроенных курсов и возможностей, которые предоставляет данный ресурс.

Педагогическая мастерская: Образовательные возможности кино в преподавании дисциплин гуманитарного цикла.

Формат мероприятия предполагает знакомство с методическим подходом, использующим разнообразные возможности кино для увлекательного, повышающего мотивацию учащихся погружения в различные культурно-исторические пласты жизни России. Мастерская позволяет ознакомиться с конкретными материалами занятий.

Спикеры мероприятий:

  • Наталья Гронская – доктор политических наук, профессор департамента прикладной лингвистики и иностранных языков Нижегородского кампуса НИУ ВШЭ;
  • Марина Цветкова – доктор филологических наук, профессор департамента литературы и межкультурной коммуникации, декан факультета гуманитарных наук Нижегородского кампуса НИУ ВШЭ;
  • Анастасия Бонч-Осмоловская – кандидат филологических наук, доцент школы лингвистики факультета гуманитарных наук Московского кампуса НИУ ВШЭ.

Координатор мероприятий:

  • Наталья Артемьева – руководитель консалтинговых проектов НИУ ВШЭ – Нижний Новгород (e-mail: ; tel./viber/WhatsApp +79101299321).
24.01.2014

На недавней пресс-конференции министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил о том, что Россия будет открывать за границей свои школы. Создаваться они будут на средства из российского бюджета, преподавание будет вестись на русском языке, и программа в них также будет российской. «Мы одобрили — и в скором времени он начнёт реализовываться на правительственном уровне — проект под названием “Русская школа за рубежом”. Мы будем договариваться не только со странами Балтии, но и с другими государствами, где проживают наши соотечественники, о том, чтобы там создавать за наш счёт русские школы, в которых будет вестись преподавание на основе наших стандартов», — заявил глава внешнеполитического ведомства.

Стоит пояснить, о чём идёт речь. Концепция «Русская школа за рубежом» была разработана в российском МИДе по распоряжению президента и Правительства России ещё в 2011 году. Она предусматривает открытие за границей школ четырёх типов.

Первый тип — это обычные общеобразовательные школы, обучение в которых ведётся по российским программам, выпускники которых сдают обычные государственные экзамены и получают государственные дипломы.

Второй тип — это школы, где преподавание ведётся на русском языке, но лишь часть программ являются российскими. Такие школы создаются на основе межгосударственных договоров, а их выпускники получают как российский диплом об образовании, так и диплом страны проживания.

Третий тип — это школы, где преподавание будет вестись только по-русски или будут открыты классы, в которых уроки будут проходить на русском языке. Работу таких школ будет регулировать то государство, где они находятся, устанавливая образовательную программу. Выпускники этих школ получат документ об образовании страны проживания, но смогут сдать также российские экзамены и получить диплом этой страны.

Наконец, школы четвёртого типа должны обеспечивать возможность получения основного образования на русском языке в соответствии со стандартами образования России. Это будут воскресные школы, работающие согласно законам страны пребывания.

Заявление Лаврова вызвало немедленную реакцию в странах Балтии. Особенно жёсткую позицию заняла Латвия, где проживает более полумиллиона российских соотечественников. О том, что Латвия не позволит открывать у себя российские школы, уже заявил министр иностранных дел республики Элдгар Ринкевич. В латвийском министерстве образования заявили, что возможным является открытие только школ четвёртого типа, а в Государственной службе качества образования считают, что намерение России о школах, которые работали бы в соответствии с российскими стандартами образования, в Латвии реализовать невозможно, сообщает «ИноСМИ» .

Настороженно к инициативе России отнеслись и в Литве. Местное министерство образования и науки выпустило пресс-релиз, в котором говорится, что открытие подобных школ может быть осуществлено только «с одобрения правительства и согласия министра просвещения и науки», сообщает РИА «Новости» . Представители образования Эстонии также считают, что подобные школы могут появиться только в случае подписания между Эстонией и Россией соответствующего соглашения.

Понятно, почему заявление Сергея Лаврова вызвало бурную реакцию прежде всего в этом регионе: местные элиты давно рассматривают образовательную политику как политический инструмент, направленный, в частности, на ассимиляцию больших русскоязычных общин.

Между тем наладить цивилизованный диалог в сфере образования между странами — не столь уж сложная задача. В случае, конечно, наличия доброй воли у каждой из сторон. В той же Эстонии работают немецкие гимназии, ученики которых получают образование на двух языках и дипломы как Германии, так и Эстонии. Действуют они на основании двустороннего соглашения, и эстонское правительство относится к таким немецким школам так же, как и к эстонским. Следовательно, вопрос лишь в подписании соответствующих межправительственных соглашений.

Координатор Совета латвийских общественных организаций Виктор Гущин считает, что названная программа не коснётся общеобразовательных школ национальных меньшинств в Латвии. По его мнению, она в большей мере касается общественных организаций, работающих в сфере образования, то есть школ дополнительного образования. И здесь, уверен Гущин, латвийское правительство не должно чинить препятствий, поскольку дополнительное образование на русском языке не противоречит законодательству. «Мы можем обучать и русскому классическому искусству, и русской классической музыке, предлагать религиозное образование — всё что угодно. В том числе готовить детей в рамках программы средней школы», — цитирует правозащитника Mixnews .

Открытие Россией своих школ за рубежом — часть государственной программы поддержки русскоязычного образования, принятой в прошлом году. Напомним, помимо прочего, речь идёт и о создании при правительстве , наделённого координирующими функциями, а также сети русских культурных центров за рубежом — .

Очевидно, Россия не намерена «класть все яйца в одну корзину» и пытается увеличить поддержку соотечественников за рубежом разными путями. На этом полу уже работают такие структуры, как правительственное агентство «Россотрудничество» и неправительственный фонд «Русский мир», осуществляющие собственные программы за рубежом.


Close