Разделы: Математика

Цели урока:

  • выявить уровень овладения комплексом знаний и умений решать задачи по данной теме,
  • развивать пространственное воображение, логическое мышление, внимание и память,
  • воспитывать активность, умение слушать.

Оборудование урока:

  • учебник Л.С. Атанасян и др. «Геометрия 10-11»;
  • рабочая тетрадь;
  • персональный компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;
  • авторская презентация, подготовленная с помощью Microsoft Power Point (Приложение 1 )

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний обучающихся по теме.
  3. Закрепление ранее полученных знаний и отработка умений и навыков применения этих знаний при решении задач.
  4. Подведение итогов урока.
  5. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент урока : приветствие, проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний , полученных учащимися на предыдущем уроке:

– понятие перпендикулярных прямых в пространстве;
– перпендикулярность прямой и плоскости;
– свойств параллельных прямых, перпендикулярных плоскости.

С целью актуализации знаний один ученик выходит к доске и записывает решение задачи №119а), второй ученик – доказательство теоремы о параллельных прямых, перпендикулярных плоскости.

Пока они готовятся, фронтальный опрос класса:

– Каково взаимное расположение двух прямых в пространстве?
– В каких пределах измеряется угол между прямыми в пространстве?
– Какие прямые в пространстве называются перпендикулярными?
– Сформулируйте лемму о двух параллельных прямых, перпендикулярных третьей.
– Установите правильную последовательность действий в доказательстве леммы.

После выполнения оперативная проверка правильности.

Учитель: Дайте определение перпендикулярности прямой и плоскости.

Учитель: Сформулируйте обратную теорему.

Проверка правильности решения домашней задачи №119а (с использованием равенства треугольников).

3.Отработка умений и навыков применения теоретических знаний к решению задач

1) Устные упражнения.

№1 Прямая АВ перпендикулярна плоскости, точки М и К принадлежат этой плоскости. Докажите, что прямая АВ перпендикулярна прямой МК.

2) Письменные упражнения.

№2 В квадрате ABCD т.О – точка пересечения его диагоналей. Прямая МО перпендикулярна плоскости квадрата. Докажите, что MA = MB = MC = MD.

№3 Сторона AB параллелограмма ABCD перпендикулярна плоскости. Найдите BD, если АС = 10 см.

4. Проверка усвоения полученных знаний при выполнении теста

5. Подведение итогов урока

Записать задание на дом: п.15-16, № 118 № 120

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Перпендикулярность прямых и плоскостей

Перпендикулярные прямые в пространстве Две прямые называются перпендикулярными, если угол между ними равен 90 о а b с а  b c  b α

Лемма Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к третьей прямой, то и другая прямая перпендикулярна к этой прямой. A C a α M b c Дано: а || b, a  c Доказать: b  c Доказательство:

Прямая называется перпендикулярной к плоскости, если она перпендикулярна к любой прямой, лежащей в этой плоскости α а а  α

Теорема 1 Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к плоскости, то и другая прямая перпендикулярна к этой плоскости. α х Дано: а || а 1 ; a  α Доказать: а 1  α Доказательство: a а 1

Теорема 2 α Доказать: а || b Доказательство: a Если две прямые перпендикулярны к плоскости, то они параллельны. β b 1 Дано: а  α ; b  α b M с

Признак перпендикулярности прямой и плоскости Если прямая перпендикулярна к двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости, то она перпендикулярна к этой плоскости. α q Доказать: а  α Доказательство: a p m O Дано: а  p ; a  q p  α ; q  α p ∩ q = O

α q l m O a p B P Q Доказательство: L а) частный случай A

α q a p m O Доказательство: а) общий случай a 1

Теорема 4 Через любую точку пространства проходит прямая, перпендикулярная к данной плоскости, и притом только одна. α а β М b с Доказать: 1) ∃ с, с  α , М  с; 2) с – ! Доказательство: Дано: α ; М  α

Задача Найти: MD А В D M Решение: Дано:  ABC ; MB  BC; MB  BA; MB = BD = a Доказать: М B  BD C a a

Задача 128 Доказать: O М  (ABC) Дано: ABCD - параллелограмм; AC ∩ BD = O ; М  (ABC); МА = МС, MB = MD А В D C O М Доказательство:

Задача 12 2 Найти: AD; BD; AK; BK. А В D C O К Решение: Дано:  ABC – р/с; О – центр  ABC CD  (ABC); ОК || CD А B = 16  3 , OK = 12; CD = 16 12 16

Перпендикуляр и наклонные М А В Н α МН  α А  α В  α МА и МВ – наклонные Н  α АН и ВН – проекции наклонных МН – перпендикуляр М  α

Теорема о трех перпендикулярах Прямая, проведенная в плоскости через основание наклонной перпендикулярно к ее проекции на эту плоскость, перпендикулярна к самой наклонной. А Н М α β а Дано: а  α , АН  α , АМ – наклонная, а  НМ, М  а Доказать: а  АМ Доказательство:

Теорема, обратная теореме о трех перпендикулярах Прямая, проведенная в плоскости через основание наклонной перпендикулярно к ней, перпендикулярна и к ее проекции. А Н М α β а Дано: а  α , АН  α , АМ – наклонная, а  АМ, М  а Доказать: а  НМ Доказательство:

Угол между прямой и плоскостью А Н α β а О φ (а; α) =  АОН = φ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Перпендикулярность прямой и плоскости" соответствует теоритическому материалу, изучаемому в этом разделе стереометрии....

Представлена разработка урока в 10 классе, по геометрии к УМК: Геометрия для 10--11 кл., авторы Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.. Это урок изучения нового материала с использова...

Презентация «Перпендикулярные прямые в пространстве» является наглядным пособием для демонстрации учебного материала при изучении одноименной темы в школе. Представить фигуры в пространстве сложно с помощью доски или других стандартных инструментов учителя. Презентация - одна из наиболее предпочтительных форм демонстрации наглядного материала, где требуется изображать тела в пространстве. При создании презентации может использоваться анимация, цветное представление фигур. Также анимированное представление способствует более глубокому пониманию демонстрируемых процессов и преобразований, акцентирует внимание учеников на изучаемом предмете.

В ходе презентации ученики получают представление о прямых, которые являются перпендикулярными в пространстве, формулируется и доказывается важная лемма о перпендикулярности прямой обеим параллельным прямым при перпендикулярности одной из них, описывается решение задачи с использованием изученного материала. С помощью презентации учителю легче формировать у учеников умение решать геометрические задачи, дать представление о свойствах те в пространстве. Материал, демонстрируемый в ходе презентации, легче понимается и запоминается.

Презентация начинается с напоминанием, какой угол может образовываться между двумя прямыми, расположенными на плоскости и пересекающимися между собой. На рисунке изображается некоторая плоскость, на которой построены прямые aи b. При пересечении этих прямых образуется угол α. Величина угла может быть от 0° до 90°. Вертикальные углы, образуемые пересечением прямых, при этом равны, а смежный угол определяется формулой 180°-α. Это теоретические знания, которые необходимо вспомнить ученику перед изучением свойств прямых, перпендикулярно расположенных в пространстве. На следующем слайде, чтобы лучше продемонстрировать взаимное положение прямых в пространстве, изображается прямоугольный параллелепипед ABCDA 1 B 1 C 1 D 1 , на котором выделены ребра АА 1 и АВ, расположенные перпендикулярно. Формулируется определение перпендикулярных прямых, которые так называются, если угол между ними составляет 90°. Также отмечается, что в прямоугольном параллелепипеде также перпендикулярными между собой будут прямые D 1 C 1 и DD 1 . Также напоминается обозначение перпендикулярности прямых D 1 C 1 ┴ DD 1 . Далее отмечаются пары прямых в параллелепипеде, которые будут параллельны и перпендикулярны между собой. Отмечается, что перпендикулярными будут АА 1 ┴ АD, DD 1 ┴ АD, а параллельными являются АА 1 и DD 1 .


Далее представлена лемма, которая утверждает, что при перпендикулярности одной из параллельных прямых некоторой третьей прямой, то вторая параллельная прямая также будет ей перпендикулярна. Формулировка леммы выделена для запоминания в рамку и с помощью цвета. Демонстрируется ход доказательства леммы. На рисунке изображаются две параллельные прямые aи b, а также прямая с, о которой известно, что она перпендикулярна а. необходимо доказать, что перпендикулярными также являются bи c. Чтобы доказать данное утверждение, строится дополнительно точка М, котора не принадлежит ни a, ни b. Через данную точку проводится прямая МА, параллельная а. Также проводится МС, параллельная с. Перпендикулярность а к с означает, что ∠АМС=90°. Из параллельности aи b, а также параллельности а к МА следует параллельность bк МА. Так как bпараллельна МА, а с параллельна МС, и угол ∠АМС=90°, то b перпендикулярна с. Утверждение доказано.


На последнем слайде представлено описание решения задачи, в которой требуется доказать перпендикулярность ребра тетраэдра АМ и прямой PQ. В задаче дан тетраэдр МАВС, в котором АМ перпендикулярно ВС. На ребре АВ отмечена точка Р. При этом известно, что АР/АВ=2/3. А на ребре Ас отмечена точка Q, которая делит ребро в соотношении AQ/QC=2/1. Из соотношения AQ/QC=2/1 следует соотношение Δ/АC=2/3. Из найденного AQ/АC, известного соотношения АР/АВ и факта, что угол ∠А общий, следует, что треугольники Δ AРQ и ΔАВС подобны. При этом из равенства углов ∠AРQ=∠АВС, ∠AQР=∠АСВ следует и параллельность линий РQ и ВС. Зная, что стороны Ам и ВС перпендикулярны, а РQ параллельно ВС, используя исвестную лемму, можем утверждать, что АМ перпендикулярна РQ. Задача решена.

Презентация «Перпендикулярные прямые в пространстве» поможет учителю в ведении урока геометрии в школе. Также наглядный материал пригодится учителю, который проводи обучение дистанционно. Презентация может рекомендоваться ученику, самостоятельно изучающему предмет или требующему дополнительного материала для более глубокого понимания.


Close