Последнее интервью сына Аркадия Пластова (№5)

Николая Аркадьевича Пластова, заслуженного художника РСФСР, сына Мастера, журналисты, особенно в последние годы его жизни, вниманием не баловали. Ну, поменял старик Москву на Прислониху - его дело. И вообще - о чем спрашивать сына, если об отце и так все известно...

Мы разговаривали с Николаем Аркадьевичем в мастерской его отца, народного художника - перекошенной деревянной избушке 40-летнего «возраста», до краев наполненной работами Аркадия Александровича, не вошедшими в музейные экспозиции. Сын Пластова в паузах между разговором продолжал дело, за которым я его и застала: вырезал деревянный орнамент иконостаса для той самой церкви, которая по проекту его деда была возведена в Прислонихе в 1878 году. На дворе стоял не по-весеннему холодный, со снегом, апрель. Николай Аркадьевич был в валенках и теплой куртке. Не сняла куртку и я - в мастерской стоял почти уличный холод.

Волею судеб это интервью десятилетней теперь уже давности оказалось для Николая Аркадьевича последним - в 2000 году сына Пластова не стало. Наша беседа никогда не публиковалась - редакторы газет и власть всегда хотели видеть в Пластовых хрестоматийно идиллический род художников. Сын Аркадия Пластова в своем интервью поднимает вопросы, которые старательно не «замечали»...

- Николай Аркадьевич, как живется вам в родовом гнезде?

Года два уже очень неважно себя чувствую, но отцовское гнездо требует столько сил, что не до столицы, где я вообще-то обитаю. Я тоже в Прислонихе родился, ходил здесь в начальную школу. Средняя - это уже было в Языково, а 17-ти лет поступил в художественный институт им. Сурикова. В Прислонихе мне всегда хорошо - живешь-то ведь внутри себя, а Прислониха этому всячески помогает. Да вы поглядите - весна приходит, все меняется: я это здесь, на родине, вижу сознательно 65 лет, и отец так же видел. И я, как и отец, удивляюсь той помощи, которую изменения времени года оказывают на душевное самостояние человека.

- Ваши односельчане так же трепетно и философски относятся к приходу весны?

Когда умерли практически все герои Пластова, Прислониха изменилась. Не внешне даже, а внутренне. И к этому прилагали все усилия, думая, что гонят «коней» в сторону прогресса, и чем больше будет у нас страсти к потреблению, тем лучше человеческий материал получится. Произошло все не так. В нашей стране создался страшный дисбаланс между теми, кто производит хлеб, и теми, кто потребляет. Я, конечно, тоже потребитель - жующая особь какая-то... А вот кто на земле - их осталось совсем немного, они потеряли психологию крестьянства. Это не люди земли, это наемники, которые выполняют работы. Все восхищаются: ах, пластовские крестьяне, ах, настоящая Россия! Конечно, отец выбирал лица для портретов, да вот все они, как назло, были единоличниками. Так получалось. Село все переписано отцом в трех поколениях, да только нет больше таких лиц. Да не только лиц - сел тех, лесов тех, которые писал отец, нет. Прислониха тоже была подготовлена к сносу. Совершенно случайно мой друг показал мне проект уничтожения села - здесь должен был быть построен животноводческий комплекс.

- Вы серьезно?! А как же «ах, настоящая Россия»?

Вот так... У меня до сих пор сохранился черновик моего письма в обком - только тогда это прекратили. За другие села заступиться было некому. Я помню, мы с отцом ходили по округе - через каждые 5-7 километров - село. Орлы, Шиловка, Калмыковка, Медянское, Малиновский, десятки других - все умерли. Власть ведь пытается выжить любым способом, и что ей попадает под ноги, она никогда не жалеет. Беда российского руководства много десятилетий в том, что они лишены чувства культуры. У них этого нет. То ли оттого, что они поднимаются из определенных кругов, где это просто не бытует. То ли пока поднимаются по этим ступеням, перешагивая через близких своих жестоким образом, убивают в себе эти чувства. Что бы ни предпринимала власть в отношении культуры, все происходит, на удивление, невпопад. Даже добрые намерения. Культура для них - оседланная корова. А это очень несчастное и смешное зрелище, когда корова, на которую надели седло, воображает себя рысаком. Власть немилостива и не может быть милостива. Мы удивительный народ - единственный в мире, уничтоживший сам себя, запретивший себе вспоминать о былом.

- Но вы-то не перестали помнить!

Мне сам Бог велел - традиции в семье такие. А был бы я не из Пластовых, точно так же преспокойно смотрел бы на эту разруху. Вот, смотрите, от деда остались только три его работы. Вот эту икону, Михаила Архангела, дедушкиного письма, отец выкупил у местного кладовщика.

- Как же она у него оказалась?

Когда церковь громили - году в 35-36, я стоял с бабкой своей, держался за сарафан ее, - выкидывали к церковным воротам, как здесь выражаются, все святье. Иконы, книги, утварь - все это блистало, сверкало... Я же не видел этого раньше: церковь сначала закрытой стояла, а потом ее решили разгромить. Было выброшено прислонихинскими крестьянами Евангелие выносное - замечательное, 18 века, в малиновом бархате. Подошел шофер, бархат этот оторвал и ну чистить сапоги. Я все очень хорошо помню - как страницы церковных книг шелестели под ветром, летали по Прислонихе, как книги 16 века рвали, чтобы трактора протирать. Дед церковь расписывал пополам с художником Грошевым. Так холсты с этой живописью - евангельские сцены, орнаменты срывали со стен, скатывали в рулоны и тащили в бани.

- Зачем?!

А чтобы, когда сойдут краски, наделать из этих холстов безызносные портянки. Ну, бабка мне и говорит: "пойдем, пойдем отсюда - с маленьким стыдно глядеть на это".

Такое не может повториться?
- Если найдем, кого громить, почему бы и нет. По-моему, мы так устроены. Недавно листал книжку «Заповедные леса России» - пластовским местам посвящена целая страница: якобы как некой охраняемой государством ценности. А кому охранять, если ульяновским властям дела нет до тех уголков, где писал отец свои картины? Сколько я ни говори, никому не надо.

- То есть прошел очередной юбилей, и слава Богу...

Я так и живу - от одной даты похорон отца до следующей: почему-то власть страшно любит отмечать день смерти Пластова. Придут, поговорят и разъедутся... А последние много лет вообще никого нет. Но тут уж ничего не поделаешь - так власть относится к певцу России, к культуре вообще. Отец при жизни выставок не делал, а я осмелился устроить посмертные выставки его работ в Манеже, в Санкт-Петербурге - блистательные, надо сказать. И что? Никакого интереса у начальства, хотя, казалось бы, сам Бог велел посмотреть, какое «перо» у «птицы» наших, российских мест. А я никогда ничего не просил. Просишь - вступаешь в зависимость, будешь в роли этакого просителя. Да ладно бы только я, а то ведь и отца за собой приведешь. За что этакое ему - по прихожим мотаться? Он свое дело сделал. Если кто не видит... За отца я даже в прихожей президента не буду стоять. Отцовские работы всех президентов переживут. Кажется, Курбэ... который отказался от Ордена «Почетного легиона»... сказал: «Государство некомпетентно в вопросах искусства». И он прав. Вот что бы я хотел сказать власти, так свое горькое слово. Потому что это не ко мне, Пластову, относится, а к России. Лет 15 назад, если не больше, село попросило меня спроектировать памятник павшим за Родину. Из 200 человек, которые ушли из Прислонихи на фронт, вернулись человек 30. И как ни встретишь солдат бывших - ты бы хоть ради нас вычертил. Сделал. Приступили к работам - пошла самодельщина. Вместо бронзовых цифр, мраморных табличек - цемент. Бронзовые цифры, правда, были отлиты, но их почему-то увезли в Ульяновск представители реставрационных мастерских. Теперь памятник павшим стоит в жалком, полусделанном виде - я не могу признать его своей работой. А ветераны почти все умерли - осталось два-три человека. Но каждый День Победы жалкая сцена разыгрывается возле монумента говорятся ненужные, фальшивые слова, а вот исполнить проект достойно памяти фронтовиков так и не смогли.

- Николай Аркадьевич, а пол в мастерской всегда такой наклонный был?

Да что вы - фундамент просел, лаги погнили: мне самому все это исправить не под силу. Хотя, по документам, здесь с 1993 года - музей-усадьба, памятник российского значения, охраняется государством. Из этой мастерской вышло все, чем славен Пластов, все, что висит в музеях. Сколько передумано здесь было, сколько сочинено! Вот эту деревянную лошадку отец смастерил для моего сына Коли, он тоже художник. У лошадки, обратите внимание, хвост настоящий - отец специально с Колей ходил на конеферму - у лошади позволили отрезать «локон», так сказать. Да все эти предметы были для него живые. Я не ставлю, конечно, знак равенства, но во Флоренции, в абсолютно пустом доме Микеланджело экспонируется якобы его уцелевший во времени башмак и терракотовый эскизик. С великим почтением это подано, водятся экскурсии. А у Пластова скоро будут показывать фундамент, на котором стоял дом.

- Но хоть кем-то дом охраняется?

Кем - мной. Семьей.

- Что ж - выходит, следующие поколения и башмака пластовского не увидят?

Пока жив, что-нибудь сохраню.

Рано или поздно Россия вспомнит о Пластове. Отец займет свое место и здесь, и в мировом искусстве по целому ряду открытий, которых до него не было и быть не могло. Это ведь только ему, изволите видеть, взбрело в голову 60 лет быть здесь ежегодно. Хоть на крыше вагона, но сюда - делить со своими героями способ существования, знать их изнутра. Это такой способ жизни, который не повторялся. Когда будет повтор, какой принесет результат - неизвестно. Работы отца - это исторический памятник ушедшей России. Когда Россия пожелает на себя оглянуться, она должна будет вглядываться в Пластова, чтобы понять самое себя.

Людмила Дуванова

В которых ударение нужно ставить на последний слог.

Факсимиле, жалюзи, сабо, звонят, включат, включено, колледж , перчить, априори , торты, кровоточить .

2. В латинском языке есть слово «sotius» - «товарищ, союзник». Какие современные русские слова по происхождению связаны с ним?

За каждый правильный ответ – 1 балл

3. Какие глаголы из данного списка относятся к двувидовым? Докажите это примерами.

Решить, ранить, крестить, начать, бежать

Оценка – 4 балла

4. Какая грамматическая форма , утраченная в современном русском языке , отражена в подчёркнутых словах? В каких случаях она употреблялась?

Крутые берега реки, красивые глаза, медные провода , широкие ворота .

Оценка – 2 балла

5. Выпишите слова, современная основа которых состоит только из корня. В каких словах морфологический состав изменился? Докажите. Назовите причины изменения состава слов.

Кусок, льгота, зонтик, свеча, красный, багровый, отсвет .

Оценка – 7 баллов

6. Выпишите словосочетание, в котором представлен иной способ связи, чем в остальных. Ответ обоснуйте.

Кожаный портфель, мой портфель, его портфель, открытый портфель, Ванин портфель.

Оценка – 2 балла

7. Укажите номера неполных предложений

1) Расступись, о старец-море. (М. Лермонтов). 2) Вот парадный подъезд. (Н. Некрасов). 3) Проводила друга до передней, постояла в золотой пыли. (А. Ахматова). 4)Мое бессмертие в тебе! (К. Скворцов). 5) Мне за твои зеленые глаза не расплатиться золотом бессонниц . (К. Скворцов). 6) За мной!

За каждый правильный ответ – 1 балл

8. Из приведенных отрывков из стихов поэта Константина Скворцова выпишите фразеологизмы.

1) Все мы в плену, мы в темнице из собственных распрей. 2) Не раз слыхали мы: Руси в помине нет. Но из кромешной тьмы явилась Русь на свет. 3) Мне в мире места нет другого.

За каждый правильный ответ – 1 балл

9. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

(В)припрыжку, (по)одному, м…эстро, с…туация, ди (с, сс)ку(с, сс)ия, дела(н, нн)ая улыбка, счита(н, нн)ые дни.

Оценка – 7 баллов

10 . Из предложенного списка выберите слова, восходящие к именам собственным:

К ольт, комбинат, колония, гастарбайтер, гафний, дерби, детектор, иезуит, иммельман, бостон , монофтонг, панама, уотергейт, унисон, тюфяк, сэндвич, садизм, маньяк, рудбекия, рецепт, мичман, мансарда, лямблия, бойкот , бойфренд, бикини, берданка, бердыш, бедлам, батист, батик, эрудит, эскалоп .

За правильный ответ– 0,5 балла, 0,5 балла за правильный комментарий к каждому из слов, максимально 18 баллов.

11. Расставьте запятые при обращениях в следующих текстах. Объясните, почему во внешне похожих конструкциях знаки препинания ставятся по-разному.

«Здравствуй князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?»

Лебедь князю: «Вот в чем горе!
Ну, послушай: хочешь в море
Полететь за кораблем?
Будь же князь ты комаром».

«Чем вы гости торг ведете
И куда теперь плывете?»

«Ой вы гости-господа
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем? иль худо?
И какое в свете чудо?»

«Матушка моя родная!
Ты княгиня молодая!
Посмотрите вы туда:
Едет батюшка сюда».

Оценка.

Только за расстановку знаков препинания при обращении – 1 балл, 1 балл – за каждое объяснение.

Итого – 10 баллов.

12 . Прочитайте фрагмент письма художника к сыну.

«Я сегодня, когда встал после работы над этюдом и оглянулся кругом на драгоценнейший бархат и парчу земли, на пылающее звонким закатом небо, на силуэты фиолетовых изб, на всю эту плащаницу Вселенной, как бы вышитую перстами ангелов и серафимов, как опять, в который раз, подумал, что наши иконописцы только в этом пиршестве черпали всю нетленную и поистине небесную музыку своих созданий, и нам ничего не сделать, если не следовать этими единственными тропами к прекрасному».

Какие языковые особенности текста свидетельствуют о том, что он написан художником?

Оценка – 20 баллов

Олимпиадные задания по русскому языку

10 класс

Дорогой участник олимпиады!

Желаем тебе успеха!

1-Блок

1. Определите и укажите под соответствующим номером, сколько раз встречаются звуки в следующих предложениях.

Образец записи: А5 Б4 В3

Критерии - по 2 балла за каждый верный ответ

Всего – 6 баллов

2. Так уж повелось, что, к сожалению, букву ё постоянно в книгах и газетах заменяют буквой е.


Всего - 2 балла

3.

За каждый правильный ответ – 1 балл

Всего – 3 балла

4.Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

1) Въниде (Ной) въ ковчегь... и плава ковчегъ 40 дьни.

2) Яко же бо плаваеть

3) Елма же вода плавааше

Всего 9 баллов.

5.Прочитайте текст орфографического правила. Одна буква Н пишется в суффиксах ˂….˃ ˂….˃ных причастий. Две буквы Н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных ˂….˃, которые возникли в результате перехода в них ˂….˃ных причастий прошедшего времени.

Критерии:

1. За верно восстановленное правило – 2 балла.

2. За достаточное количество примеров его использования – 2 балл.

Всего 4 баллов.

6.В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Магда Пари.

Всего 2 балла

2-Блок

1. Даны следующие словосочетания с глаголами: перештопать десять пар носков, переловить всех преступников в районе, переписать плохую контрольную работу, перебить все горшки в доме, перестирать кучу грязных простыней. Все эти глаголы формально образованы одним способом, но один из глаголов существенно отличается от всех других по смыслу.

Критерии и ответы

2.(2балла.)

3. (1 балл).

Всего 4 балла.

2. Дан ряд слов на -о: опасно, властно, видно. Определите, какими частями речи или в какой синтаксической функции может быть каждое из этих слов. Ваш ответ проиллюстрируйте примерами.

За каждую правильно определённую часть речи и за указание на синтаксическую функцию вводного слова – 1 балл (здесь всего 8 баллов).

За каждый пример – 1 балл

(здесь всего 8 баллов).

Всего 16 баллов.

3. Выберете нужную форму глагола, стоящего в скобках.

Образец записи: 1б2б3б

1) Сергей, оглядываясь, долго еще видел, как она (а. машет – б. махает) платком ему вслед.

2) На этой фабрике лен только (а. трепают – б. треплют), а на дальнейшую обработку его отправляют в Смоленск.

3) На поляне лошадь (а. щиплет – б. щипает) траву.

4) Лежа на диване, кот Борис (а. мурлыкает – б. мурлычет) и щурится.

5) Как только я (а. выздоровлю – б. выздоровею), я продолжу тренировки.

6) Сказав правду, я ему сразу (а. опротивлю – б. опротивею), и прощай моя карьера!

7) Наша кошка опять (а. мяукает – б. мяучет).

8) Туристы не стали дожидаться, пока совсем (а. обессилеют – б. обессилят) и прилегли отдохнуть.

Критерии – по 2 балла за каждый верный ответ

Всего – 16 баллов

4. Определите тип односоставного предложения в составе сложного:

А – назывное, Б – определенно - личное, В – неопределенно-личное, Г – безличное.

Образец записи: 1В2Б

1) В доме опять запели, и издали скрипка производила впечатление человеческого голоса.

2) Луна только еще всходила, и в темноте трудно было разобраться.

3) И ночь, и стонут волки за деревьями.

4) Говори, или я сегодня же все расскажу им сам.

5) Ну, например, Нью-йоркский марафон, к которому так или иначе имели отношение два миллиона человек.

6) Однажды мы получили счет на книгу, которую не заказывали и не получали.

7) Когда едешь по Нью-Йорку на машине, никогда толком не знаешь, находишься ли в Манхэттене, Бронксе или уже в каком-нибудь Коннектикуте.

8) К назначенному часу удалось узнать, что грузчики задержались на объекте.

– по 1 баллу за каждый верный ответ

Всего – 8 баллов

5.Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н. В. Гоголя «Шинель», однажды должен был из одного документа сделать другой: «Дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье».

О какой переделке документа идет речь и как при этом меняется его жанр?

Всего – 4 балла

Блок -3

Творческое задание

Обратите внимание! При оценивании будет учитываться умение участника создавать письменное высказывание:

1.Понимание текста, последовательное и адекватное раскрытие его, через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

2. Композиционная стройность и выразительность речи.

3.Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие речевых и грамматических ошибок)

Примечание:

Всего –25 баллов

Просмотр содержимого документа
«ответы 10 класс русский язык»

Ответы на олимпиадные задания по русскому языку

школьного этапа всероссийской олимпиады школьников -2017/ 2018 учебного года

10 класс

Максимальный балл -100 баллов

Ответы

Блок-1

1.Определите и укажите под соответствующим номером, сколько раз встречаются звуки в следующих предложениях.

Образец записи: А5 Б4 В3

А. [б]: Победу в словесной битве Борису принесла богатая фантазия.

Б. [ш]: Всем ты, молодец, хорош: и лицом пригож, и весело поешь.

В. [л]: Ласковое море лениво укачивало на волнах лодочку, в которой люди уже задремали под теплым солнцем.

Ответ - А2 Б3 В5 - по 2 балла за каждый верный ответ

Всего – 6 баллов

2. Так уж повелось, что, к сожалению, букву ё постоянно в книгах и газетах заменяют буквой е.
Немудрено вообще забыть, где пишется Ё, где Е.
Укажите, в каких словах пишется и произносится только Е:
Опека, афера, челн, новорожденный.

Ответ: В двух словах пишется Е: опека, афера.

Всего - 2 балла

3. Из приведенных отрывков из стихов поэта Константина Скворцова выпишите фразеологизмы.

1) Все мы в плену, мы в темнице из собственных распрей. 2) Не раз слыхали мы: Руси в помине нет. Но из кромешной тьмы явилась Русь на свет. 3) Мне в мире места нет другого.

Ответ: 1) Все мы в плену , мы в темнице из собственных распрей. 2) Не раз слыхали мы: Руси в помине нет . Но из кромешной тьмы явилась Русь на свет . 3) Мне в мире места нет другого.

За каждый правильный ответ – 1 балл

Всего – 3 балла

4.Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.) 1) Въниде (Ной) въ ковчегь... и плава ковчегъ 40 дьни.

2) Яко же бо плаваеть птица сквозѣ вздухъ, такъ и рыбы сквозѣ воду.

3) Елма же вода плавааше по земли, тма и мъгла надъ водами стояаше.

Критерии: за каждый правильный ответ – 3 балла

Ответ: 1) Плава – плавал – плавать: не тонуть, держаться на поверхности воды или какой-либо жидкости (3 балла).

2) Плавает – плавать: передвигаться в воздухе, парить (3 балла).

3) Плавааше – плавала – плавать: растекаться, распространяться (3 балла).

Всего - 9 баллов.

5. Прочитайте текст орфографического правила. Одна буква Н пишется в суффиксах ˂….˃ ˂….˃ных причастий. Две буквы Н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных ˂….˃, которые возникли в результате перехода в них ˂….˃ных причастий прошедшего времени.

1. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты.

2. Приведите примеры его использования.

Критерии:

1. За верно восстановленное правило – 4 балла.

2. За достаточное количество примеров его использования – 1 балл.

Всего 5 баллов.

Ответы 1. Одна буква Н пишется в суффиксах КРАТКИХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ причастий. Две буквы Н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, которые возникли в результате перехода в них СТРАДАТЕЛЬНЫХ причастий прошедшего времени.

2. Примеры: ошибка исправлеНа (кр. причастие), спортсмены собраННы (кр. прилагательное).

Критерии: 1. За верно восстановленное правило – 4 балла.

2. За достаточное количество примеров его использования – 1 балл.

Всего 5 баллов.

6. В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия). Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Магда Пари.

Ответ: Парадигма.

Всего 2 балла

итого

27баллов

2-БЛОК

1. Даны следующие словосочетания с глаголами: перештопать десять пар носков, переловить всех преступников в районе, переписать плохую контрольную работу, перебить все горшки в доме, перестирать кучу грязных простыней. Все эти глаголы формально образованы одним способом, но один из глаголов существенно отличается от всех других по смыслу.

1. Укажите формальный способ образования этих глаголов.

2. Укажите глагол, отличающийся от других по смыслу, и опишите этот смысл.

3. Опишите смысл всех других глаголов.

Критерии и ответы

1. Формальный способ словообразования – приставочный (пере): штопать – перештопать, ловить – переловить, писать – переписать, бить – перебить, стирать – перестирать (1 балл). 2. Отличается от всех других по смыслу глагол переписать (1 балл): он значит «написать что-либо заново, ещё раз» (1 балл). 3. Остальные глаголы обозначают следующее: «распространить названное глаголом действие на очень большое число или всё множество объектов» (1 балл).

Всего 4 балла.

2. Дан ряд слов на -о: опасно, властно, видно. Определите, какими частями речи или в какой синтаксической функции может быть каждое из этих слов. Ваш ответ проиллюстрируйте примерами.

Ответы

имя прилагательное: Его поведение опасно.

опасно наречие: Самолёты опасно сблизились.

имя прилагательное: Время над подвигами не властно.

властно наречие: Он властно отдавал распоряжения.

имя прилагательное: Из нашего окна видно большое озеро.

вводное слово: Он, видно, будет дома завтра.

За каждую правильно определённую часть речи и за указание на синтаксическую функцию вводного слова – 1 балл (здесь всего 8 баллов). За каждый адекватный пример – 1 балл

(здесь всего 8 баллов).

Всего 16 баллов.

3. Выберете нужную форму глагола, стоящего в скобках.

Образец записи: 1б2б3б

1) Сергей, оглядываясь, долго еще видел, как она (а. машет – б. махает) платком ему вслед.

2) На этой фабрике лен только (а. трепают – б. треплют), а на дальнейшую обработку его отправляют в Смоленск.

3) На поляне лошадь (а. щиплет – б. щипает) траву.

4) Лежа на диване, кот Борис (а. мурлыкает – б. мурлычет) и щурится.

5) Как только я (а. выздоровлю – б. выздоровею), я продолжу тренировки.

6) Сказав правду, я ему сразу (а. опротивлю – б. опротивею), и прощай моя карьера!

7) Наша кошка опять (а. мяукает – б. мяучет).

8) Туристы не стали дожидаться, пока совсем (а. обессилеют – б. обессилят) и прилегли отдохнуть.

Ответ. 1а 2б 3а 4б 5б 6б 7а 8а – по 2 балла за каждый верный ответ

Всего – 16 баллов

4. Определите тип односоставного предложения в составе сложного:

А – назывное, Б – определенно - личное, В – неопределенно-личное, Г – безличное.

Образец записи: 1В2Б

1) В доме опять запели, и издали скрипка производила впечатление человеческого голоса.

2) Луна только еще всходила, и в темноте трудно было разобраться.

3) И ночь, и стонут волки за деревьями.

4) Говори, или я сегодня же все расскажу им сам.

5) Ну, например, Нью-йоркский марафон, к которому так или иначе имели отношение два миллиона человек.

6) Однажды мы получили счет на книгу, которую не заказывали и не получали.

7) Когда едешь по Нью-Йорку на машине, никогда толком не знаешь, находишься ли в Манхэттене, Бронксе или уже в каком-нибудь Коннектикуте.

8) К назначенному часу удалось узнать, что грузчики задержались на объекте.

Ответ:1В 2Г 3А 4Б 5А 6В 7Б 8Г– по 1 баллу за каждый верный ответ

Всего – 8 баллов

5.Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н. В. Гоголя «Шинель», однажды должен был из одного документа сделать другой: «Дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье».

О какой переделке документа идет речь и как при этом меняется его жанр?

Всего – 4 балла

Ответ.

Поскольку в первоначальном документе употреблялись глаголы в форме 1-го лица, это могло быть заявление или жалоба: Я, Соколов В. В., прошу разобраться в сложившейся ситуации…

Если формы 1-го лица в тексте заменяются на формы 3-го лица, значит, документ становится служебной запиской, отношением, докладом и т.п.: Господин Соколов В. В. обратился с просьбой разобраться в сложившейся ситуации…

Всего – 4 балла

итого

Блок-3

Творческое задание

    Прочитайте фрагмент письма художника А.А. Пластова к сыну. Какими языковыми средствами пользуется автор, чтобы точнее и выразительнее передать свои мысли и чувства? Определите основную мысль отрывка, коммуникативную цель автора письма, выпишите тропы (метафоры, сравнения, эпитеты), определите их изобразительно-выразительную роль в тексте, на основе чего составьте письменное высказывание.

«Я сегодня, когда встал после работы над этюдом и оглянулся кругом на драгоценнейший бархат и парчу земли, на пылающее звонким закатом небо, на силуэты фиолетовых изб, на всю эту плащаницу Вселенной, как бы вышитую перстами ангелов и серафимов, как опять, в который раз, подумал, что наши иконописцы только в этом пиршестве черпали всю нетленную и поистине небесную музыку своих созданий, и нам ничего не сделать, если не следовать этими единственными тропами к прекрасному».

Максимальный балл –25 баллов

При оценивании учитывается:

3.1.Понимание текста, последовательное и адекватное раскрытие его, через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0-5-7-10

3.2. Композиционная стройность и выразительность речи.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0-3-7-10

3.3.Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие речевых и грамматических ошибок)

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0-1-3-5

Примечание: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста(в среднем более трех ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.

1. Слово «эпидемия» содержит в составе греческий элемент «ЭПИ - ». Определите его значение. В каких лингвистических и литературоведческих терминах есть этот элемент?

Оценка – 3 балла

2. В каких словах ударение падает на второй слог?

Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,

И всю счастливую тоску, и всё своё благоухание

Он отдал горькому цветку.

Оценка – 10 баллов

8. Есть ли противоречие в словосочетании «КОСИТЬ СЕНО»? Обоснуйте свою точку зрения.

Оценка – 2 балла

9. От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа:

Турки, казахи.

Басни, яблоки, граммы.

Блюдца, апельсины , эполеты, свечи, заморозки.

Оценка - за каждый правильный ответ 0,5 балла. Максимальная оценка - 5 баллов.

10. Выпишите слова, в которых нет в современном русском языке суффикса – ОТ:

Забота, сирота, охота, суббота, квота, льгота, грамота, лепота, пехота.

Оценка - 4 балла.

2 тур

Прочитайте фрагмент письма художника А.А. Пластова к сыну.

«Я сегодня, когда встал после работы над этюдом и оглянулся кругом на драгоценнейший бархат и парчу земли, на пылающее звонким закатом небо, на силуэты фиолетовых изб , на всю эту плащаницу Вселенной, как бы вышитую перстами ангелов и серафимов, как опять, в который раз , подумал, что наши иконописцы только в этом пиршестве черпали всю нетленную и поистине небесную музыку своих созданий, и нам ничего не сделать, если не следовать этими единственными тропами к прекрасному».

Какие языковые особенности текста свидетельствуют о том , что он написан художником?

Оценка – 20 баллов.


Close