Уважаемые педагоги, библиотекари, родители и все, кто интересуется вопросами детского чтения, воспитания, развития, и, конечно, библиотечного дела! Эта страница сайта создана специально для вас! Она поможет вам среди огромного разнообразия детской литературы выбрать те книги, которые станут чтением для сердца и разума ваших детей и воспитанников.

Здесь вы не только познакомитесь с новинками литературы по детскому чтению, воспитанию, психологии, педагогике, но и найдёте материалы - советы и рекомендации по семейному чтению, раннему развитию и детской психологии, методические ресурсы, виртуальные выставки по воспитанию, внеурочной и внеклассной работе с детьми.

«Родитель - ребенок: мир отношений. Выпуск 3»

Быть родителем и хорошо воспитать сына или дочь непросто.

Серия книг «Ох уж эти детки! Секреты воспитания»

В преддверии Дня знаний и начала нового учебного года Библиотека семейного чтения предлагает родителям познакомиться с новой серией книг «Ох уж эти детки! Секреты воспитания» , где можно найти множество полезных советов в решении самых различных проблем в воспитании детей.


Дети в семье. Психология взаимоотношений

Бурмистрова, Е. А. Дети в семье: психология взаимоотношений: / Екатерина Бурмистрова; рис. Екатерины Ватель. – 2-е изд. – М. : ДАРЪ, 2016. – 351. с. : ил.

О воспитании детей написано много. Как играть, что читать, чему и когда учить, как и о чем разговаривать. Но книг, посвященных тому, как растить сразу двоих, троих или даже четверых - очень мало. А ведь отношения с братьями и сестрами закладываются в самом раннем детстве.


Эта книга о том, как почувствовать себя родителями двух (трех, четырех) детей, как подготовить и первенца, и всю семью к появлению нового родного человека, как справиться с детской ревностью, как увидеть в каждом ребенке уникальную личность и сделать так, чтобы эти личности на всю жизнь стали по-настоящему родными и близкими людьми.

Екатерина Бурмистрова – детский психолог, семейный психотерапевт, мама 11 детей,
создатель и главный редактор интернет-портала «Семья растет» .

Уважаемые читатели!
Эта книга уже поступила в Библиотеку – Центр детского чтения по адресу: г. Псков, ул. Розы Люксембург, 23.


Книги для руководителей детского чтения и родителей

Библиотека - Центр детского чтения представляет подборку книг для руководителей детского чтения и родителей.

Заканчивается учебный год, и наконец-то появится больше свободного времени у детей, родителей, учителей... Самое время подумать о том, какие книги для чтения предложить ребенку – школьнику. Есть книги, которые надо прочесть в определенном возрасте. Пройдет время, и они уже будут не интересны ребенку. Как не пропустить ни одной ценной книги и дать ее именно тогда, когда она особенно нужна. Известно, и тому много примеров, когда книжки «родом из детства» формируют характер, влияют на будущее человека. Представляемые книги помогут взрослым определить круг чтения ребенка на лето.


К этой категории читателей относятся: учителя школ, воспитатели дошкольных учреждений, педагоги дополнительного образования, родители. Эта группа читателей выделена во всех детских библиотеках.

Визитная карточка

- «Моя любимая книга»

Театр книги

Литературная викторина

Домашнее задание.

Все участники подготовились отлично, показали прекрасные знания литературы, а выступления были яркими, смелыми. Особенно впечатлил театр книги. Каждый участник представил театрализованный отрывок по любимому произведению, вложив в него, не только душу, но и великий талант читателя.

Компетентное жюри, в состав которого входили: представители школы, преподаватель Детской школы искусств, и зав. методическим отделом Д.С.Фролова, судило строго, но справедливо. Победа досталось читателю библиотеки села Нижняя ИретьМахметьзяновой Карине. Ей была вручена грамота и супер приз.

Второе место досталось читателю детской библиотеке п.Михайловка Ц Кудиновой Софьи, а третье место читателю из села ЛоховоПереваловой Любови. Конкурс прошел под эгидой года культуры, и стал еще одним ярким событиям уходящего года для читателей.

«Есть страна Читалия…» - под таким названием прошел праздник с участием литературных героев, в Тальниковской сельской библиотеке. К участию в праздничном мероприятии были приглашены читатели младшего звена. Главные герои праздника Королева Книга и Сказка, подготовили для детей литературную викторину, а сказочные герои - кот Матроскин и Шарик провели веселые игры.

Для ребят 6-7 классов действовала книжная выставка - «Читай с увлечением все эти приключения».

В библиотеке села Козлово в дни весенних каникул действовала книжная выставка «В гостях у любимых книг» на выставку вместе с красочными книгами поместили сказочные предметы, принадлежавшие героям, волшебную шкатулку, открыть которую можно было только после того, как ответишь на вопрос кота ученого . Также, библиотекарь пригласил ребят на литературный час «У детской книги - день рожденья».

В библиотеке с. НижняяИреть неделя детской и юношеской книги прошла под названием «Островок детства, радости и ярких впечатлений».

Цель – пробудить, воспитать и укрепить в душе драгоценную способность читать. Много интересных событий произошло в дни весенних каникул на неделе детской книги:


  • Книжная выставка «Время читать хорошие книжки»;

  • Праздник «Фея в гостях у ребят»;

  • Театрализованное кукольное представление «Книжкины именины»;

  • Выставка «Капели звонкие стихов».
В библиотеке с.Хандагай прошло библиотечное мероприятие «Герои любимых книг».

Его участниками стали учащиеся 4 класса. Для мальчишек и девчонок была приготовлена игра – викторина, в ходе которой они отвечали на вопросы, восстанавливали тексты сказок или стихов из предложенных строчек, узнавали сказку по героям или строчкам из этой сказки, отгадывали кроссворд. Была оформлена красочная книжная выставка «Книги, которые читали ваши родители». Книги, представленные на этой выставке, вызвали большой интерес у ребят, посещающих библиотеку. А для самых маленьких читателей была оформлена книжная выставка «Эти книжки для вас, ребятишки». Выставка оформлена красочными детскими книгами, дополнена мягкой игрушкой, что вызвало интерес не только у детей, но и у взрослых.

В библиотеке с.Голуметь провели литературную игру «В гостях у сказок», где дети старшего возраста выступали литературными персонажами, задавали вопросы участникам.

В библиотеке с.Зерновое в «Неделю детской книги» очень интересно прошли следующие мероприятия:

«Книжки – именинницы» - беседа-обзор книг, которые в 2013 году отмечают юбилей. Обзор для ребят провел сказочный герой Грамотейкин, который зачитывал отрывки, цитировал произведения, читал стихи. Обзор был действительно очень интересным и захватывающим. После обзора, дети разобрали практически все книги по домам, а затем написали отзывы и рекомендации для сверстников.

Очень эмоционально прошла литературная прогулка по стихам И.Молчанова-Сибирского «Лесное угощение». Во время прогулки ребята читали стихи автора о лесе, грибах, ягодах; каждое стихотворение сопровождалось демонстрацией иллюстраций через мультимедийный проектор. Одновременно дети узнали толкование некоторых слов, например «туесок», «лукошко» и др.; провели исследовательскую работу по изучению происхождения названий некоторых грибов и ягод (кислица, рыжик и др.). При обсуждении стихотворений библиотекарь старался обратить внимание слушателей на эмоциональное настроение стихов, показать, что в читаемом произведении важно уметь услышать звуки, почувствовать запахи осеннего леса. Немаловажным моментом прогулки было обращение к личному опыту ребят, поэтому были заданы вопросы о том, бывали ли они в осеннем лесу, приходилось ли им собирать грибы и ягоды, какие грибы они знают, знают ли о том, в каких местах искать грибы и как правильно их собирать.


Работа по программе летнего чтения
Работа по программе летнего чтения традиционно начинается с первого июня, во время празднования день защиты детей.

В этот день библиотекари района подготовили большие театрализованные утренники, с привлечением большого количества детей, родителей, не только как участников, но и активных помощников.

ЦРДБ вновь пригласила ребят на литературный бульвар, который состоялся на большой зеленой площадке. Ребят встречали веселые скоморохи, Василиса Премудрая, весельчак Незнайка, Пеппи длинный чулок. Незнайка и Пеппи провели спортивные состязания, литературную викторину для ребят, веселые скоморохи проводили веселые игры, забавные спортивные состязания, где главный победитель - дружба. Дети приняли активное участие в спортивном конкурсе, викторинах, рисовали на асфальте. По ходу программы всем участникам были вручены сладкие подарки, а также возможность сфотографироваться с героями. Это мероприятие стало открытием программы летнего чтения «Как комета прилетело лето». В рамках программы все лето ребят ждали увлекательные книжные приключения, викторины, экологические походы, яркие книжные выставки.

Во время летних каникул работники библиотеки района подготовили для ребят следующие мероприятия:

викторина «Птичий базар» библиотека с. Тальники;

громкие чтение «Страшные истории по Э. Успенскому» и «Сказочная нечистая сила» библиотека с.Бельск;

игровая программа «Сказка у нас в гостях» библиотека с.Онот;

кукольный спектакль «Кошкин дом» библиотека с.Алехино,;

слайд композицию «Моесело» библиотека с.Парфеново;

беседа «7 чудес России» или «Таинственная Россия» библиотека с.Саянск.

В летние каникулы, в библиотеке действовали яркие книжные выставки:

«Приключения начинаются» (с.Герасимово), «Много профессий хороших и разных» (Тунгусска), «Скоро в школу» (ЦРДБ) а к празднованию дня района оформлены выставки под единым названием «Мой район -душа России».

Организовывались коллективные просмотры мультипликационных и художественных

В библиотеке с. В.Иреть в летние каникулы ребят порадовали следующие мероприятия: краеведческий час «Здесь все мое и я отсюда родом», викторина «Лес – наше богатство».

Литературный час «Святые подвижники на Руси», приуроченный к Всероссийскому дню семьи, любви и верности, подготовила для своих читателей ЦРДБ. Мероприятие о православных покровителях семьи и брака – Петре и Февронии, нашло живые отклики среди детей. А чтобы детям было понятнее, показали мультфильм «Сказание о Петре и Февронье».

Есть люди умные. Есть - талантливые. Но бывают и гении. Их не так много. А нам повезло. В нашей стране есть гениальный человек, вернее есть его гениальные сказки, которые живут уже много-много лет. Сказки Пушкина читают маленькие читатели, читают по школьной программе и перечитывают взрослые. Наверное, поэтому, все библиотеки подготовили и провели разнообразные по форме и тематике мероприятия.

Центральная районная детская библиотека, библиотеки Новостройка, Саянск, Голуметь провели конкурс «Лукоморье Пушкина» на знание сказок. Все присутствующие прослушали рассказ о жизни и творчестве писателя и приняли активное участие в викторине, также зачитали отрывки из любимых произведений А .С.Пушкина. Лучшие участники конкурса, были награждены сладкими призами.


Книжная выставка «Я Вас люблю, мои далекие потомки!» по творчеству поэта была оформлена заранее, литература, представленная на выставке, была призвана удовлетворить разные читательские интересы от сказок до лирических произведений.

На театрализованном представлении «Русская Чудо-печка», в библиотеки с.Алехино, прозвучали пословицы, поговорки, потешки, загадки про печку. Состоялся разговор о том, что печь использовали для обогрева помещения, просушки одежды, приготовления пищи. Ребята инсценировали отрывок из сказки «Гуси-лебеди». Мальчики и девочки в русских народных костюмах исполнили стихотворение Г.Цыпленковой « Про веселых пекарей».

В рамках программы летнего чтения спортивный праздник «Кладоискатели» организовала библиотекарь с.Лохово. Праздник включал не только элементы спортивных игр, но и позволил блеснуть интеллектом, через участие в литературном блиц – турнире.

В библиотеке села Новостройка цикл летних мероприятий открылся театрализованным представлением «Улыбнемся солнышку». Лето, Солнышко, Леший, Баба Яга развлекали ребят. Загадывали загадки, играли в кричалки, учили Лешего танцевать, пели песенки о лете, водили хоровод, рисовали цветными мелками, а в конце праздника ребятам вручили сладкие призы.

Ко дню независимости России в библиотеках были проведены познавательные часы, викторины, исторические экскурсы:


  • «Колесо истории» - познавательная игра библиотека с.Бельск;

  • «Российская геральдика» - исторический экскурс библиотека с. Новогромово;

  • «Свою Родину я вижу такой» - конкурс рисунков библиотека с.Малиновка;

  • Выставка – обзор «И вечно будем славить мы в веках российский триколорный флаг» - ЦРДБ

  1. июня в 11-00 ч.во всех библиотеках стартовала библиотечно-спортивнаяолимпиада«За здоровьем в библиотеку» . К участию все библиотекари подготовились основательно: разные по форме и насыщенности мероприятия радовали жителей поселений: театрализованные представления, спортивные состязания, литературные брифинги, флешмобы.
Так, в библиотеке с.Зерновое в олимпиаде участвовали ребята детской оздоровительной площадки и читатели библиотеки. Всего 49 человек.Для проведения мероприятия был разработан сценарий, оформлен стенд, подготовлен реквизит.Из-за плохой погоды праздник пришлось проводить в здании библиотеки. Из-за этого сократилось число спортивных заданий, остальные задания носили познавательный характер. Поскольку ребят было много, и все желали участвовать в конкурсах, пришлось отказаться от первоначального плана разбить их на команды и проводить состязание в индивидуальном зачете. За каждые правильные ответы и выполненные задания выдавались жетоны.Сначала поговорили с ребятами о здоровом образе жизни: что это такое, из чего складывается это понятие, насколько зависит от самих ребят. Дальше начались состязания. Участникам предлагалось ответить на вопросы блиц-турнира; найти лишние картинки, те, что не относятся к понятию здоровый образ жизни. Весело прошел конкурс «Меткий стрелок». Нужно было не только попасть в мишень, но и правильно ответить на выбитый вопрос. Мальчикам понравилось состязаться в новом виде спорта – книгоатлетике. Большее количество раз поднял связку справочников Фоменко Иван. Следующий конкурс «Кто мы?» способствовал раскрытию артистических талантов участников. После того как участники составили пары «вид спорта – спортивный предмет», они должны были с помощью пантомимы изобразить соответствующего спортсмена. Надо сказать, что не каждый смог избавиться от стеснения и проявить находчивость. Вызвало затруднение и задание в конкурсе «За обеденным столом» - в предложенном тексте надо было найти «спрятанные» названия напитков. Не забыли вспомнить и о вредных привычках. С удивлением дети узнали о том, что во времена Петра 1 за пьянство выдавали ордена весом 6кг 600гр.Ребята настолько увлеклись, что пришлось проводить дополнительные конкурсы, среди которых литературная эстафета и литературный марафон, которые включали загадки и пословицы о спорте и здоровье. Практически каждый из ребят получил по одному жетону, но больше всех жетонов набрала Воронина Катя, девочка, которая любит читать разные книги и поэтому смогла ответить на большее количество вопросов. Каждый присутствующий в конце праздника получил сладости.

Стало уже традиционным участие районных библиотек в проведение Дня района. С некоторых пор этот праздник проводится в форме народных гуляний, когда каждое поселение, организация района представляет свою выставку, программу.

МКУК «МБЧР» по такому случаю подготовила большое красочное не только по форме и содержанию, но и по оформлению театрализованное представление, где со своим блоком приняла участие каждая библиотека района. Специально к празднику были пошиты новые костюмы. Во время праздника гостей на площадке встречали литературные герои 19 века – дамы, в платьях того времени, герой Чацкого, и даже знатный вельможа.

Детская программа включала блок развлекательных мероприятий, ведущими которого были клоуны Тяпа и Ляпа, Незнайка, крокодил Гена и другие. Каждый литературный герой представил свою программу: клоуны предложили веселые игры, Незнайка вместе с ребятами занимался творчеством - лепили из глины фигурки, рисовали, оставляли клякс – автографы на символической реке дружбы под названием «Мы вместе». Каждый посетивший библиотечную площадку, нашел что - то для своей души. Посетителям предлагалось стать участником литературных викторин, игр, спортивных состязаний,ноа тем, кто не пожелал испытать силы в литературных конкурсах, охотно воспользовались предложенными на буккросинге книжным развалом, или с удовольствием рассматривали редкие книжные издания, предметы старины, знакомились с рукописными изданиями местных поэтов на краеведческой выставки «Край мой – капелька России». Выставка привлекла внимание, подходили одиночные прохожие, группами и целыми семьями. Ведущие, в красивых русских костюмах, проводили обзор, не оставив равнодушным никого из посетителей .

На красиво оформленных плакатах, каждый мог оставить свое пожелание жителям района, и библиотечному сообществу, много добрых и приятных слов, пожеланий звучало в этот день.

В целом, организация библиотечной площадки получило высокую оценку населения и руководителей.

Программа летнего чтения финишировала в сентябре, подведением итогов, и награждением активных участников.

Справочно-библиографический аппарат библиотек Усть-Абаканской ЦБС представлен следующими каталогами и картотеками: систематический каталог для младшего, среднего и старшего школьного возрастов, алфавитный каталог, алфавитный указатель заглавий произведений художественной литературы, систематическая картотека статей, картотека персоналий. Традиционно ведутся краеведческие, экологические картотеки (каталоги). В целях наиболее полного раскрытия фонда, кроме традиционных картотек, в библиотеках создаются самые различные тематические картотеки.

В Усть-Абаканской городской библиотеке выделены и ведутся тематические картотеки:

- «Экология» - для всех групп читателей;

- «Наркомания - знак беды» - для юношества;

- «Очевидное - невероятное» - для учащихся средних и старших классов; ;

- «Картотека загадок» - для всех групп читателей и др.

Библиотекари стараются, чтобы каталоги стали «видимыми». В этом нам помогают плакаты «Как пользоваться алфавитным каталогом», «Как пользоваться систематическим каталогом». Библиотечный плакат - также неотъемлемая часть информационной среды библиотеки. «Убедительная просьба книги», «Заповеди читателя», «Я - книга, я - товарищ твой…», «В библиотеке тишина совсем иная, чем повсюду», «Правила обращения с библиотечными книгами», «В мире столько разных книжек» и др. У справочного аппарата проводятся беседы, индивидуальные консультации. Формированию информационной культуры способствуют библиотечные уроки:

1. Знакомство с библиотекой

2. Бережное отношение к книге

3. Выбор книг в библиотеке

4. Как появились первые книги

5. Ключ к сокровищам библиотеки

6. Откуда азбука пошла

7. Энциклопедии - твои друзья и помощники

Проводятся занятия по основам информационной культуры «Почемучкины книжки», «Чудо, имя которому книга», «Твоя домашняя библиотека», «Как составить конспект», «Твой читательский дневник».

В Центральной Детской библиотеке оформляются тематические папки, буклеты - памятки «Как найти нужную литературу», которые помогают читателю сориентироваться в фонде библиотеки.

В Московской сельской библиотеке Ф. №5 в библиотеках помимо основного СБА для детей оформлены и пополняются тематические картотеки для определенных групп пользователей. Например:

Картотека заглавий произведений художественной литературы;

- «Библиотека в школе» - для руководителей детского чтения;

- «У сороки на хвосте» - для учащихся 5 - 9 классов;

- «Маленький большой солдат» - для 3 - 7 классов;

- «Все обо всем» - для 3 - 5 классов;

- «Приключения и фантастика» - для 5 - 9 классов;

- «А у нас во дворе - 5 - 9 классов.

Система каталогов каждой из библиотек-филиалов представлена алфавитным и систематическим каталогами. На фонды детской литературы в библиотеках-филиалах отдельных каталогов нет. В библиотеке ст. Ташеба оформлены картотеки:

«Что губит нас» для 7 - 11 классов,

«Мы пешеходы, мы пассажиры» - для 2 - 6 классов.

В Вершино - Биджинской библиотеке ф.№6 создана картотека «Детские писатели», в Райковской сельской библиотеке ф.№12 созданы тематические картотеки: «Мир сказок», «Азбука живой природы», «Мир детей и подростков». В Усть-Бюрской2 библиотеке ф.№25 созданы и пользуются спросом картотеки: «Муравейник», «Свирель», «В мире животных» - пополняются они по мере поступления материала.

Центральная библиотека создает электронный каталог «Книги», электронный каталог полнотекстовых статей «Краеведение», которыми имеют возможность пользоваться все библиотеки района. В Детской библиотеке продолжается работа по обновлению действующих печатных картотек, которые востребованы читателями. На сегодняшний день популярностью пользуются следующие картотеки:

- «Это нам задавали» - для ребят 1-4 классов;

Картотека стихов «Стихи такие разные, а вместе все прекрасные» - для учащихся 1-5 классов;

- «Здесь Родины моей начало» - краеведение для 4-8 классов;

- «Моя страна Сибирь» - краеведение для 5-9 классов;

- «Подросток. Стиль жизни - здоровье» - для ребят 5-8 классов;

В Сапоговской сельской библиотеке ф.№13 оформлены и постоянно пополняются картотеки для детей и родителей:

- «Домашние вечеринки» - для учащихся 1 - 9 кл.;

- «Мой ребенок» - родителям;

- «Обычаи и традиции народов мира» - для учащихся 1 - 11 кл.;

- «Юбилейные страдания»: картотека праздников - для учащихся 1- 9 кл.;

- «Все о космосе» - для учащихся 1 - 9 кл.;

Библиотеки Усть - Абаканской ЦБС - универсальные библиотеки, обслуживающие все категории пользователей, поэтому иметь справочно-библиографический аппарат, предназначенный только для детей, как отмечают библиотекари, нецелесообразно. Во всех библиотеках читатели могут воспользоваться карточными алфавитными и систематическими каталогами.

Библиографическое информирование в библиотеках Усть-Абаканской ЦБС

Из года в год поток информации растет, усиливается информационная роль библиотек. Одной из наиболее актуальных составляющих работы библиотек является библиографическое информирование - доведение до потребителей информации (в соответствии с их запросами или потребностями).

Современный этап библиографии - информационный. Поиск, освоение и систематизация новых ресурсов осуществляются библиографом на базе новых технологий. Благодаря творческому потенциалу библиографа и мастерству библиографической интерпретации инноваций из различных сфер деятельности, массовая работа библиотек получает новое развитие. Ориентируясь на потребности общества, современные библиографы изучают и внедряют новые формы работы и услуг, совершенствуют направления деятельности, реализуют на практике креативные идеи.

В библиотеках Усть - Абаканской ЦБС используются самые разные формы библиографического информирования, одна из них - Дни информации. В программу Дней информации могут входить: выставки-просмотры различных материалов из фондов библиотеки, обзоры, беседы у выставки, консультации приглашенных специалистов, просмотры видеоматериалов, библиографические списки литературы. Информирование об изданиях может дополняться элементами обучения библиотечно-библиографическим знаниям, экскурсией по библиотеке.

В библиотеке поселка Тепличный ф.№24 Дни информации «Интересное об известном» были посвящены поступлению новых книг в фонд абонемента и читального зала. На абонементе была оформлена книжная выставка - просмотр «Новые книги ждут вас», проведены рекомендательные беседы и обзоры литературы.

В Весенненской сельской библиотеке ф. №21 по мере поступления новой литературы проводились Дни информации: «Внимание! Новинки!», «Книжка новая пришла», «Праздник новой книги», «Для вас ребятишки, новые книжки», «Тайны, загадки, сенсации» и др. В Опытненской сельской библиотеке ф. №20 систематически проводятся Дни информации для читателей среднего и старшего школьного возраста. Дети - активные читатели библиотеки принимали участие в рекомендации той или иной литературы своим сверстникам. Они прочитали 2-3 книги, подготовили краткую информацию о содержании каждой из них, свой отзыв и представили аудитории прочитанные книги. Ребята рассказали своим сверстникам о том, кому адресованы эти книги, чем они интересны и почему они советуют их прочитать. Этот метод знакомства с книгой показал, что ребята охотнее берут книги, которые им порекомендовали их ровесники.

Библиографическое информирование осуществляется через картотеки индивидуального и группового информирования, проводятся Дни специалиста, Дни библиографии.

В Центральной Детской библиотеке были проведены Дни информации «Новинки! Новинки! Новинки!», «Горизонты познания».

В Центральной библиотеке проходил День информации для юношества «Знакомьтесь современная литература» На Дне информации читателям были предложены новые книги, говорили о современных авторах и книгах, делились впечатлениями о

При обучении активно используются библиотечные уроки, которые сопровождаются практическими заданиями и игровыми моментами.

В Центральной Детской библиотеке проводился библиотечно-библиографический урок «Сказка о том, как царь Горох самым умным стал»

В Калининской сельской библиотеке ф. №7 прошел библиотечный урок «Истории возникновения письменности»

Ребятам была представлена слайдовая презентация, которая наглядно продемонстрировала разные способы письма. Дети узнали, что такое узелковое письмо, глиняные таблички, восковое

письмо, папирус, пергамент, берестяное письмо, когда и где появилась бумага, как выглядели первые книги. Был проведен обзор книг об истории письменности, которые ребята с удовольствием взяли домой. В конце мероприятия был подведен итог всему вышесказанному, и дети пришли к выводу, что письменность - это настоящее сокровище, которым сумел овладеть человек.

Также в Усть-Абаканской Центральной детской библиотеке интересно прошел библиотечный урок «Я и книга». Предварительно был проведен опрос «Самая запомнившаяся книга из вашего детства» , в котором приняли участие представители сельской администрации, специалисты почты, магазинов и на основании их ответов была оформлена книжная выставка «Привет поколению компьютерному от поколения читающего!». Далее ребят пригласили на душевный разговор, поспорить, обменяться мнениями. А затем библиотекарь обратила их внимание на книги, представленные на выставке. Затем ребята самостоятельно оформляли подобную выставку «Прочитал и вам советую!», с разделами «Эту книгу я возьму на необитаемый остров», «Эту книгу подарю другу», «Эта книга заставила меня плакать», «Эту книгу я возьму с собой в поход», «Я читаю эту книгу и мне весело», «Я читаю эту книгу, когда мне грустно». Примечательно то, что некоторые книги, названные детьми, совпали с книгами «читающего поколения». Например: «Робинзон Крузо» Д. Дефо, рассказы А. Алексина, «Дети подземелья» В. Г. Короленко. Участники мероприятия сделали вывод, что в настоящее время книга остается незаменимой.

У Хакасской республиканской детской библиотеки появился свой сайт - «Страна Читалия». В первую очередь, сайт предназначен для юных читателей, именно поэтому в нём много ярких и красочных картинок, нажав на которые, например, можно посмотреть видеоролик «Библиотечные новости» или познакомиться с «Азбукой библиотеки».

«Страна Читалия» - это книжные новинки, книги-юбиляры, календарь знаменательных дат, юбилеи любимых писателей и многое другое.

Для самых активных читателей, любящих творчество, создана рубрика «Чтение + Творчество», куда можно отправить свои рисунки к прочитанным произведениям, фото самоделок или разместить стихи, сказки или рассказы собственного сочинения.

Кроме этого, в разделе «Игротека» можно разгадать кроссворды или ответить на вопросы викторин, придуманных читателями со всех уголков Республики Хакасия.

Любителям родного края будет интересна рубрика «Краеведение», где можно познакомиться с писателями и поэтами республики, узнать интересные факты о Хакасии.

Познакомиться с новым сайтом можно по следующей ссылке http://страна-читалия.рф.

Рисуя себе образ современной детской библиотеки уже нельзя представить ее выключенной из мирового информационного пространства, оторванной от прогрессивных технологий настоящего. Соглашаясь с огромной ролью книги и необходимостью разнообразных книжных фондов в библиотеке для детей, очень внимательно следует относиться к формированию электронных информационных ресурсов детской библиотеки.

Развитие Интернета и внедрение электронных документов в деятельность библиотеки довольно сильно повлияли и на библиографическую работу. Поэтому сегодня особенно важным становится использование новых информационных технологий для развития культуры чтения, привлечения к чтению юных пользователей.

Для удовлетворения самых разнообразных информационных потребностей читателей мы создаем и используем библиографические, фактографические, полнотекстовые базы данных. Создавая тот или иной ресурс, мы стараемся четко представить себе, для кого и для чего мы его создаем. Мы стараемся убедить детей стать нашими пользователями, заинтересовать их.

Среди электронных ресурсов библиотеки не последнее место занимают собственные электронные продукты, созданные сотрудниками Центральной Детской библиотеки.

Виртуальные книжные выставки - новое направление в библиографической работе библиотек нашей системы. Для них характерно большое разнообразие форм представления материала:

от простых перечислений книг до мультимедийных презентаций и интерактивных книжных выставок. Как и в традиционной книжной выставке, в виртуальной используем разделы, цитаты, присутствует оформление (сюда относятся обложки и раскрытые книги, эстетика размещения, цветовая гамма и т.д.). Возможно применение дополнительных элементов, присущих традиционной книжной выставке (например, фактографическая справка об авторе или предмете, список дополнительной литературы) и отличающих виртуальную книжную выставку (гипертекстовые ссылки на полные тексты или фрагменты документов, мультимедийные эффекты, интерактивное взаимодействие с пользователем и т.д.). Одна из последних виртуальных выставок: «Наш Чехов», подготовленной библиотекарями Усть -Абаканской Юношеской библиотеки В ней несколько разделов:

Антон Павлович. Будем знакомы.

Страницы творчества

Чехов и театр

Экранизация

Интерактивная викторина

Создание электронных библиографических ресурсов обязательно опирается на традиционную методику и включает новые возможности электронной компьютерной среды. Простота работы и широкие возможности компьютерных программ (текстовый процессор Word, система подготовки презентаций PowerPoint, язык разметки интернет-страниц HTML и др.) позволяют любой библиотеке создавать электронные библиографические ресурсы, доступные локально в стенах библиотеки или через Интернет.

Мы убедились, что эти формы библиографического информирования читателей, непосредственно связанные с компьютером, привлекают детей и подростков гораздо больше, чем традиционные. И еще одно преимущество электронных библиографических изданий - более широкий круг пользователей.

Созданные нами электронные библиографические пособия - разнообразны по форме. Это - экскурсии и викторины, библиографические обзоры и книжные выставки, энциклопедии и мультимедийные издания на различные темы, занятия по информационной культуре.

Практика показывает, что дети с необычайной легкостью адаптируются в виртуальном, мультимедийном мире. Мы надеемся, что у наших начинаний есть будущее, потому что мы помогаем найти своим читателям кратчайший путь к информации. А создание электронных библиографических ресурсов рассматривается нами как перспективное направления раскрытия фондов с целью аккумуляции информационных ресурсов и предоставления более широкого доступа к ним пользователей.

В модельной Доможаковской библиотеке ф. №10 библиотекари провели День нескучной библиографии. Ребята могли поучаствовать в игре-путешествии «Тайна страны «КНИГА». Ребята узнали, откуда произошло слово - «библиотека», как оно переводится с греческого языка. Какие книги имеются в библиотеке. Основные правила пользования книгой и библиотекой прозвучали в стихотворной форме. Детям было предложено отгадать загадки о книге, библиотеке. Особое внимание было уделено энциклопедиям, словарям, им рассказали, какие они бывают, как подразделяются, как ими пользоваться, и чем они интересны, как могут помочь в учебе. Также в рамках этого дня был проведен интеллектуальный конкурс «Скажи какая твоя любимая книга и я скажу кто ты». В конце мероприятия все получили яркие закладки о самых интересных книжных новинках с краткими аннотациями.

В городской библиотеке п. Усть-Абакан ф. №2 для учащихся 4-х классов был проведен библиотечный урок «Наш помощник КАТАЛОГ много тайн раскрыть помог» - это первое знакомство ребят со справочно-библиографическим аппаратом библиотеки. Библиотекарь рассказала о том, что у каждой книги в библиотеке есть своё место, другими словами, «свой адрес», по которому она «проживает». Она вместе с ребятами вспомнила, чем домашняя книга отличается от библиотечной, напомнила структуру книги, раскрыла ребятам новые понятия - «каталог» и «картотека», «разделитель» и «аннотация», «ББК», «отдел» и «шифр книги». И, конечно, урок не обошелся без практических заданий. Задания были не слишком сложные. Например, обратившись к макетам карточек, дети должны были найти ошибку в описании книги: каких элементов не хватает в описании документа? Дети без труда нашли неточности.

В Центральной библиотеке п.Усть-Абакан для учащихся 10-11 классов прошел Урок «Как читать газету?» Его целю было проинформировать учащихся старших классов о «серьёзных» периодических изданиях, научить подростков вычленять необходимое и полезное из той информации, которая содержится в газетах. Урок был построен в основном на газетах краеведческой тематики, которые получает библиотека. Если возникала необходимость представить другие издания, то можно было обратиться к фондам других библиотек, но с одним условием - газеты должны были предварительно отбираться библиографом. По заявке одной из школ целью проведения подобного урока было знакомство с такими изданиями, как «Хакасия», «Аргументы и факты», «Усть-Абаканские известия», «Литературная газета».

Сегодня библиотеки особое внимание уделяют составительской деятельности, особенно созданию инновационных форм представления материала. К ним можно отнести библиографические пособия малых форм: закладки, буклеты, флаеры. Новизна - в большей информативности: наряду с печатными источниками указываются виртуальные адреса, включается дополнительная фактографическая информация.

Библиотеки Усть-Абаканской Централизованной библиотечной системы, обслуживающие детей, активно участвуют в подготовке и издании библиографической продукции разного содержания. Об этом свидетельствует богатая палитра издательской продукции детской и сельских библиотек. Меняется ситуация в плане жанрового и тематического разнообразия рекомендательных пособий, появляются календари-альманахи, иллюстрированные календари, хроники, летописи, дайджесты, пресс-дайджесты, путеводители, каталоги и т. д.

Также в ЦДБ п. Усть-Абакан продолжился выпуск буклетов серии «Библиограф рекомендует», адресованный родителям и юным читателям библиотеки. Среди изданных буклетов можно выделить следующие «Родителям о детском чтении», «Чтобы ребенок любил читать», «Сказки на ночь», «Семейное чтение», «Чтение - праздник души». А изданные памятки - «Защити себя сам!», «Островок безопасности», «Антитеррор», «Права маленького гражданина дают советы юным читателям о правилах безопасного пользования Интернетом, мобильными телефонами, безопасного поведения на улице, действиях при пожаре в школе, а также в ситуациях при неожиданных обстоятельствах (при наводнении, взрыве, при пользовании электроприборами и т. д.).

Впервые вУсть-Абаканской ЦДБ был проведен День пособия «Парад библиографических пособий».

Цель проведения Дня пособия - популяризация как самих библиографических пособий (в т. ч. и собственной библиографической продукции), так и литературы, рекомендованной в них.

Библиотекари применили комплексный подход при проведении этого мероприятия. Была проделана большая подготовительная работа: составлена анкета для читателей, разработана выставка книжно-библиографических материалов, составлены специальные таблицы, подготовлены рекомендательные обзоры, беседы по экспонируемым пособиям и литературе, представленной в них, разработан библиотечный урок непосредственно ко Дню пособия.

День пособия проходил в феврале 2015 г. Предварительно были отобраны самые интересные библиографические пособия. Это, в основном, пособия по художественной литературе и искусству, Великой Отечественной войне, Сталинградской битве и др. Затем были отобраны пособия, поступившие из областных библиотек за последние годы, а также созданные в нашей библиотеке. Все отобранные пособия были пособиями рекомендательного характера. Все они были ранее сверены с алфавитным каталогом. Далее: были отобраны из фонда наиболее интересные книги из этих пособий.

День пособия начался с подготовки и оформления большой выставки книжно-библиографических материалов: «Библиография - в помощь читателям», оформленной на абонементе. Это была необычная выставка: на одной её половине находились библиографические пособия (указатели, буклеты, дайджесты, рекомендательные списки литературы, беседы о книгах), а на второй половине выставки были представлены те книги и издания, о которых рассказывалось в библиографических пособиях. Выставка экспонировалась в течение 10 дней. Понравившиеся книги и пособия можно было взять на дом.

В течение этого времени ежедневно проводилась большая индивидуальная работа с читателями: рекомендательные обзоры представленных пособий и литературы из них, консультации по умению пользоваться библиографическими пособиями и СБА библиотеки. Также учащимся предложили принять участие в небольшом опросе-анкетировании, которое составной частью входило в День пособия. Другие читатели библиотеки также по желанию заполняли анкету «Искусство быть читателем», главная цель которой - выяснить отношение к библиографическим пособиям, продукции, уровень информационной культуры читателей.

Основные мероприятия Дня пособия были проведены для старшеклассников. В этот день учащиеся прослушали библиотечный урок-беседу: «Использование различных типов библиографических пособий при выборе и разыскании литературы», библиографический обзор-анонс: «Парад библиографических пособий»: новинки собственной продукции» (здесь были представлены пособия разной формы, подготовленные библиографом), экспресс-обзор выставки книжно-библиографических материалов: «Библиография - в помощь читателям

Многие из них впервые узнали о библиографических пособиях.

В Московской сельской библиотеке ф.№5 библиотекарями была организованна интерактивная выставка-рейтинг библиографических пособий «Прочитал книгу сам - посоветуй друзьям», которая начиналась с

цитаты: «Выбирать книги для своего и чужого чтения не только наука, но и искусство» (Н. Рубакин) Ребята могли познакомиться с книжными путеводителями на различные темы, которые были для них подготовлены.

Они должны были узнать, какой книжный путеводитель из четырёх получился самым интересным.

Для этого надо было выбрать на выставке книгу, прочитать её и, если она

понравится, отметить цветной закладкой. Закладка становилась «сигналом» для других ребят, которые тоже захотят прочитать эту книгу.

Библиотечный урок «Книжки - умнишки», который провели библиотекари библиотеки поселка Рассвет ф.№23 - познакомил учащихся младшего возраста с «почемучкиными книжками» и другой познавательной литературой. А викторина в конце занятия предлагала проверку знаний. Также библиотекарями был проведен урок - практикум «Я познаю мир» не только познакомил детей с одноименной энциклопедией, а также предусматривал практические задания на закрепление навыков поиска необходимого материала. А после знакомства с разнообразными детскими журналами и их рубриками на библиотечном уроке «Из почтовой сумки почтальона Печкина» ребята с удовольствием приняли участие в выполнении различных заданий, подсказанных самими периодическими изданиями.

В Центральной Детской библиотеке для учащихся 7 класса прошла библиографическая игра «Путешествие по библиографическим островам».

Она была рассчитана на 45 минут. Основной целью игры являлось закрепление знаний школьников о справочно - библиографическом аппарате, полученных на библиотечных уроках.

Перед началом игры ребята вспомнили о том, что входит в справочно - библиографический аппарат библиотеки. Затем библиотекари провели небольшую разминку, в которой ребята отвечали на вопросы, где узнать есть книги в библиотеке (о стране, книги какого-либо писателя), о чем книга, где найти значение какого-либо слова.

А потом началось самое интересное. Учащиеся поделились на 3 команды. Каждая команда выбрала себе капитана - самого главного человека на корабле; штурмана - человека, который прокладывает путь в необъятном море; боцмана - человека, который следит за порядком на корабле, кока - кока - корабельного повара, который кормит всю команду, двух спасателей - людей смелых и находчивых. а остальные - матросы.

И библиотекари предложили ребятам отправиться в путешествие по огромному книжному морю к особым островам - островам помощникам путешественников, которые научат никогда не тонуть в этом море.

Во время игры надо было выполнять задания. Ответы нужно было искать в каталогах, картотеках, библиографических указателях, справочниках. На выполнение каждого задания давалось определённое время. Если участники вовремя и правильно ответили, то получали красный жетон, если ответ был не полным - жёлтый жетон. Один красный жетон равен двум желтым. После того, как каждый член команды выполнил своё задание, он искал возможность заработать для своей команды дополнительные жетоны. Для этого надо было выполнить задания, которые получит каждая команда на отдельном листке. Оценивало правильность выполнения задания компетентное жюри (библиотекарь, учитель) в конце игры.

Название каждого острова было зашифровано в ребус и ребятам предстояло их разгадать. Время на разгадывание 2 минуты

Орех! !Сено!Топор!Рыбак! Обезьяна! Воробей!

Краб!Арбуз!Тыква! Апельсин!Луна!Озеро!Глобус!Облако!.Ветка!

2. Олень!Солнце!Тапочки!Рыба!Оладьи!Вишня!

Утка!Кошка!Ананас!Заяц!Арфа!Телефон!Ель!Лиса! Енот!Йод!

3. Орёл!Сапоги!Телега!Редиска!Оса!Вода!

Собака!Петух!Роза!Акула!Ведро! Очки!Чайка!Нож!Игла! Крюк!Окно!Воз!

(название островов складывались из заглавных букв)

Когда названия островов были разгаданы, стал известен маршрут путешествия.

Сначала было задание для капитанов, они отвечали на вопросы. Потом настал черед штурманов, которым также было задано по 3 вопроса.

Задание для боцманов заключалось в том, что боцман должен был найти точное определение слова, которым назван остров. Спасатели также ответили на вопросы по разным произведениям.

Кок каждой команды долженбыл найти значение слов:

«Чахобили»

«Марципан»

«Артишок»

Ребята, выполнившие досрочно своё задание, получали дополнительные вопросы. За них команда получает очки. Дополнительные вопросы можно было написать на спасательных кругах, вырезанных из картона. Спасательный круг с правильным ответом опускался в коробку, стоящую на столе команды. В конце игры число кругов подсчитывается.

Выигрывает та команда, у которой будет наибольшее число очков.

В марте 2015 года в Юношеской библиотеки в рамках Недели детско-юношеской книги прошла литературная игра - квест «Библиокешинг». Ребятам были зачитаны первые строчки из книги - юбиляра, которую им предстояло найти, для этого им надо было выполнить ряд заданий. В конверте у библиотекаря было первое задание, в виде загадки: «Страна, в которую дети попали через платяной шкаф». Выяснив, что речь идет о Нарнии, ребята оправились на поиски этой книги. С помощью каталога участники довольно быстро нашли нужную книгу и открыв ее получили второе задание. В книге находился кроссворд по сказкам, которым им предстояло разгадать и узнать ключевое слово. По ключевому слову «Пушкин» ребята на стеллажах с русской литературой отыскали нужную книгу, в которой был ребус с фамилией автора книги «Собачье сердце».

Дальше их путь лежал через выставку «Самые, самые…» (с самыми необычными книгами библиотеки). Здесь они отгадали также зашифрованную в ребус фамилию автора произведения «Муму». Затем вспомнили известную песенку из кинофильма «Три мушкетера», автора одноименной книги и на стеллажах с зарубежной литературой нашли книгу «Три мушкетера». В этой книге была последняя подсказка, разгадав ее, ребята вышли к выставке «Юбилейный пьедестал». На выставке и была искомая книга - юбиляр,ею оказалась трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта».

Также в библиотеках «Усть-Абаканской ЦБС» привлекают детей к чтению с помощью библиоигрушек.

Так в Усть-Бюрской сельской библиотеке ф. №25 Библиотекари изготовили библиобабочку, на крыльях которой написаны книги о насекомых. А в Ташебинской сельской библиотеке библиотекарь смастерила шкатулку «Сто советов для принцесс», в которой лежат карточки в виде помады, зеркальца, лака для ногтей с написанными на них книгами в которых можно найти советы по этикету, макияжу и т.п.

В Вершино-Биджинской сельской библиотеке в читальном зале стоит «Волшебный башмак», в котором можно найти не только разную обувь героев сказок, но и описание книг в которых фигурирует обувь.

А в Центральной детской библиотеке между двух стеллажей стоит огромное (до потолка) дерево «Места заповедные», на листьях которого описания книг о заповедных местах Хакасии.

Фонд - около 45 000 экземпляров книг по разным отраслям знаний, энциклопедии, словари, справочники, методическая литература по детскому чтению, а также свежие журналы и газеты. Фонд постоянно пополняется литературными новинками ведущих издательств. Открыта сказочная гостиная – яркое и эргономичное пространство для чтения и игры. В гостиной, где живут тысячи сказочных историй, можно не только перечитать лучшие сказки и истории со всего земного шара, но и поиграть в настольные игры, пройти книжные квесты, разгадать пару задач из мини-музея головоломок, сыграть партию в настольный футбол или гигантские шахматы. Работает кинозал с функцией лектория и детская игровая комната для самых маленьких читателей. Событийный ряд Центральной детской библиотеки Зеленограда широк: камерные спектакли, каникулярные программы для школьников, чтения для детей проекта «Сказки на ночь», консультации по детскому чтению для родителей, киноклуб. Открыты мастерская игрушки и школа программирования, проводятся детские праздники.

  • Оборудована для лиц с ограниченными возможностями
  • Свободный доступ к Wi-Fi
  • Детская бибилотека

Заведующий библиотеки:

Коновал Любовь Валентиновна

Адрес:

124498, г.Москва, г.Зеленоград, корп.401

Режим работы:

Вт-Сб: 10:00-21:00
Вс: 10:00-20:00
Пн: выходной день
Санитарный день: последняя пятница месяца

Возрастной ценз литературы:

обслуживает детское население

Отделы библиотеки:

методико-библиографический отдел, читальный зал, игровая зона, детский абонемент, абонемент, старший абонемент, младший абонемент

Объем фонда: 48 344 экз.


Close