Очень часто незаметные и с виду совершенно незначительные вещи могут сделать для развития интеллекта больше, чем специальные целенаправленные действия. Учиться играючи - вот лучший способ образования, необременительный и интересный. Примером такого подхода можно назвать любую головоломку со спичками.

Почему именно спички

Медицина и психология в один голос заявляют о взаимосвязи участков мозга и биологически активных точек на разных частях тела. Руки в этом случае, а именно ладони, - зона наибольшего их скопления на поверхности тела. Явление, называемое мелкой моторикой, это именно деятельности путем перебирания мелких предметов.

Но дело ведь не только в прикосновении рук к ним? Множество абсолютно одинаковых предметов по форме, длине и ширине, цвету, привлекают тем, что дают толчок воображению. Ведь сами по себе спички практически нейтральны, неяркие и маловыразительные. Из них можно создавать комбинации и композиции, группировать на свое усмотрение. И тогда каждая спичка становится значимой, частью чего-то целого.

Как положить мусор, изображенный на рисунке, в совок, переложив всего две спички? А на самом деле переложить нужно всего одну спичку, а другую лишь слегка подвинуть вправо! Эту простую головоломку со спичками решит не каждый взрослый, а ведь затруднение может заключаться лишь в формулировке задания.

На что направлен метод

Игры-головоломки со спичками направлены на развитие всех Великолепная тренировка образного, логического и пространственного мышления - вот итог такого доступного и полезного развлечения. Внимательность и способность размышлять являются необходимыми условиями успешного решения такого вида задач.

В раннем детстве, когда малышам еще недоступны спички, головоломки со спичками, ответы на свои вопросы любознательные дети могут получить от взрослых. Родители могут прибегнуть к созданию сказочных сюжетов из спичечных фигур. Это подготавливает ребенка к следующему этапу развития и к самостоятельности логических умозаключений.

Решение более сложных головоломок становится доступным при дальнейшем развитии логического мышления. Очень популярны головоломки-равенства с римскими цифрами:

Необходимо переложить одну спичку, так чтобы уравнения стало верным. Здесь возможны два варианта ответа:

Или еще равенство посложнее:

Ответом будет извлечение корня из единицы:

На что стоит обратить внимание

Нужно помнить, что спички являются достаточно опасным предметом для детей при отсутствии должного внимания со стороны взрослых. Как и любой мелкий и острый предмет, спичка может стать причиной травмы уха, глаза или быть случайно проглоченной. Поэтому по вопросу обращения со спичками должен предшествовать играм или обучению с их применением.

Возможность вариативности является важным моментом в занятиях, где используются спички (головоломки со спичками). Ответы не обязательно должны быть строго фиксированными, хоть и существуют вполне определенные варианты ответа. Нестандартность мышления, если результат достигнут, допускается и даже поощряется.

Ожидаемый результат и показатели

Применять для интеллектуального развлечения и обучения занятия со спичками можно, начиная с трехлетнего возраста, с непосредственным участием взрослого. Особенно проявляют интерес к таким загадкам и ребусам дети и подростки. Здесь играет роль соревновательный дух, и занятия можно проводить в командной форме.

Головоломки типа «создай фигуру» или «переставь спичку» допустимы для более младшего возраста, когда ребенок менее усидчив. Здесь идеально подойдут задания, где требуется переставить несколько спичек для достижения противоположного результата. Например, бегущее или смотрящее в определенную сторону животное, изображенное на рисунке выше, может при перекладывании спичек повернуть голову или бежать в обратном направлении. Здесь все просто: достаточно поменять местами спички, образующие голову и хвост.

Более сложные и сложными геометрическими фигурами больше подходят для школьников. Изменить итог арифметического действия или создать из фигуры числовое значение может только знакомый с числовыми комбинациями или имеющий развитое Например, "9+0=6". Для получения нужного результата нужно переложить всего одну спичку.

Здесь возможны два варианта, как видно на картинке. Можно в первой цифре, 9, переложить спичку, сделав из нее шестерку. Результат: 6+0=6. А можно в шестерке после знака равенства переложить спичку, сделав из нее девятку. Результат: 9+0=9.

Игры на основе спичек универсальны. Такую головоломку со спичками можно включать в программу и использовать в качестве элементов внеклассных мероприятий. Но нельзя и не упомянуть о том, что поскольку вновь растет популярность спичечных головоломок, их стали предлагать разработчики мобильных приложений. Так что теперь потренировать интеллект можно, не отрываясь от любимого устройства, установив на него головоломку со спичками, что очень актуально для современного поколения.

Логические задачи со спичками, это прекрасный способ развлечь и занять ребенка. Для детей это возможность в игровой форме развить свою логику и смекалку. Кроме того логические игры со спичками развивают воображение и конструкторские навыки. На этой странице собраны головоломки со спичками для детей от 4-х до 15 лет. В задачи со спичками можно играть с детьми дома, на улице, или в дороге. Главное найти ровную поверхность для раскладывания спичек.

Головоломка № 1

Попросите ребенка сложить 6 одинаковых квадратов из 17 спичек так, как показано на рисунке. А затем уберать одну из спичек так, чтобы получилось 5 квадратов.

Головоломка № 2

Задание для ребенка: Сложи 4 одинаковых квадрата из 12 спичек так, как показано на рисунке. Убери 2 спички так, чтобы получилось 3 одинаковых квадратов.

Головоломка № 3

Задание для ребенка: Сложи 3 одинаковых квадрата из 10 спичек так, как показано на рисунке. Переложи 2 спички так, чтобы получилось 2 квадрата – 1 большой и 1 маленький.

Головоломка № 4

Задание для ребенка: Сложи 4 одинаковых квадрата из 13 спичек так, как показано на рисунке. Добавь 2 спички так, чтобы получилось 5 квадратов.

Головоломка № 5

Задание для ребенка: Сложи 6 одинаковых квадратов из 17 спичек так, как показано на рисунке. Убери 3 спички так, чтобы получилось 4 равных квадратов.

Задача № 6

Задание для ребенка: Сложи из 11 спичек математический пример так, как показано на рисунке. А теперь переложи одну спичку так, чтобы равенство стало верным.

Задача № 7

Задание для ребенка: Сложи из 12 спичек математический пример так, как показано на рисунке. А теперь переложи одну спичку так, чтобы равенство стало верным.

Головоломка № 8

Задание для ребенка: Сложи 9 одинаковых квадратов из 24 спичек так, как показано на рисунке. Убери 4 спички так, чтобы получилось 5 равных квадратов.

Головоломка № 9

Задание для ребенка: Сложи 9 квадратов из 24 спичек так, как показано на рисунке. Убери 8 спичек так, чтобы получилось 5 равных квадратов.

Какие только загадки со спичками мы не выдумывали в школе! А может быть, не выдумывали сами, а всего лишь загадывали друзьям то, что узнавали сами? Да так ли это важно, в конце-концов? 🙂

Важно другое: загадки со спичками действительно были всегда одними из любимых наших увлечений. Это сейчас спички стали во многом анахроизмом. А в наше время их можно было без труда спереть с любой кухни. 🙂 Вот мы и развлекались.

Сегодня, когда я уже взрослый, я тем не менее с огромным удовольствием вспоминаю все эти занятия. И с таким же удовольствием публикую загадки со спичками для вас.

Загадки со спичками с ответами

1. Как можно сложить треугольник с помощью одной спички, не ломая ее:

Ответ . В условии не сказано: «только одной спички», значит, можно применить какие-то подручные средства, например, угол стола. Приложив к нему спичку, получим – треугольник.

2. Как с помощью двух спичек сложить четырехугольник?

Ответ . Две спички приложить параллельно сторонам угла стола.

3. Переложить одну спичку в данной дроби, чтобы получить единицу.

Ответ . Данная дробь равна 1/7. Крайнюю справа спичку приложим сверху к римской пятерке справа. Получим в знаменателе корень квадратный из единицы, который равен одному. Получим: 1/1=1.

4. Из четырех спичек можно сложить квадрат. Следовательно, чтобы сложить пять квадратов, потребуется двадцать спичек. Можно сложить пять квадратов с помощью шестнадцати спичек. А ты попробуй сложить пять квадратов из девяти спичек. (Примечание: спички могут входить в состав квадрата не полностью.)

Ответ.

5. На рисунке показана крепость и каменная стена вокруг нее. Между крепостью и стеной находится ров, наполненный водой, с голодными крокодилами в ней. Показать, как с помощью двух спичек можно проложить мост между крепостью и стеной.

Ответ .

6 . На рисунке с помощью 15,5 спичек выложена грустная свинья.

Сделайте ее веселой, переложив 3,5 спички.

Сделайте свинью любопытной, убрав одну спичку и, переложив 2,5 спички.

Ответ 1 . Веселая свинья.

Ответ 2. Любопытная свинья.

7. В неверном равенстве, сложенном с помощью спичек, переместить только одну спичку, чтобы получить верное равенство.

Неверное равенство.

Ответ. Верное равенство.

9. Переместить в данном рисунке три спички таким образом, чтобы рыбка поплыла в противоположную сторону.

Ответ.

10. Из спичек сложена корова с головой, телом, четырьмя конечностями, рогами и хвостом. Требуется переместить 2 спички так, чтобы корова смотрела не влево, а вправо.

Ответ

11. Переложите в данной фигуре а) три спички; б) две спички таким способом, чтобы получилось два прямоугольника.

Ответ

12. Из спичек с помощью римских цифр составлены неверные равенства. Передвиньте всего одну спичку так, чтобы получить верные равенства.

а) XI — V = IV;

Ответ.

а) X — VI = IV или XI — V = VI или XI — VI = V – всего три решения.

б) IX — V = IV или X — VI = IV – два решения.

13. Загадки – шутки.

а) Сын заспорил с отцом, что, если к пяти прибавить восемь, то можно получить один. И он спор выиграл. Как это у него получилось?

Ответ . С помощью пяти и восьми спичек он выложил слово «один».

б) В данном кресте, выложенном из спичек, переставьте только одну спичку, чтобы получился квадрат.

Ответ.

А чем четверка не квадрат? Ведь она равна квадрату двойки. 🙂

14). Из восемнадцати спичек сложено шесть равных квадратов.

Если убрать две спички, можно получить четыре таких квадрата. Как это можно сделать?

Ответ

15). Из четырех спичек составлен бокал. Внутри бокала находится вишня. Нужно переместить две спички так, чтобы ягода оказалась снаружи.

Ответ

16). Из спичек сложен домик. Надо переложить в нем две спички таким образом, чтобы получить его зеркальное отражение.

Ответ

17). Переложите в данной решетке 3 спички таким способом, чтобы образовалось три квадрата.

Ответ

18 Имеем змейку, сложенную из спичек. Переставьте пять спичек так, чтобы из нее получилось два квадрата разной величины.

Ответ. Задача имеет два решения.

Решение 1.

Решение 2 .

19 Переставьте две спички так, чтобы получилось пять одинаковых квадратов.

Ответ

20 В данной четверке квадратов переместите четыре спички таким образом, чтобы образовалось три квадрата.

Ответ

21 Данная спираль составлена из спичек.

Задача 1 . Переместите в спирали две спички, чтобы получилось два квадрата.

Задача 2. Переместите четыре спички в спирали, чтобы получилось три квадрата.

Ответ к задаче 1.

Ответ к задаче 2.

22 Разложите на столе три спички.

Положите еще две спички к ним таким образом, чтобы получилось восемь.

Ответ . Из двух спичек сложим римскую цифру V, получим: VIII – восемь.

23 Из спичек сложили фигуру, похожую на детскую игрушку «неваляшку».

Вам необходимо переложить три спички, чтобы эта неваляшка превратилась в куб.

Ответ

24 Переставьте только одну спичку левой части неверного равенства, чтобы получилось верное равенство.

Ответ

25 Из спичек сложен жук, который ползет вправо. Переместите три спички таким способом, чтобы жук пополз влево.

Ответ

26 Данное неверное неравенство составлено с помощью 25 спичек.

Необходимо переложить две спички так, чтобы получилось верное равенство.

Ответ Две спички, из которых составлена правая единица, присоединим к двойке и получим восьмерку. Полученное верное равенство примет вид: 16 – 8 = 8.

27 Необходимо переложить одну спичку так, чтобы неверное равенство превратилось в верное.

Ответ 9+3 – 4=8

28 В данном неверном равенстве необходимо переложить одну спичку, чтобы получить верное равенство.

Ответ Правую спичку левой части приложим сверху к правой части римской пятерки, получим знак квадратного корня. Слева получим корень квадратный из единицы, который равен одному. Имеем верное равенство: 1 = 1.

29 Исправьте данное неверное равенство, не дотрагиваясь ни к одной спичке. Сделайте это равенство верным. (Спички нельзя ни поджигать, ни перемещать, ни передвигать и т.д.)

Ответ

Достаточно перевернуть рисунок на 180 градусов. Получим верное равенство.


В этом разделе сайта вам представлено множество интересных головоломок, задач, загадок, ребусов, игр, логических задач со спичками. Все они имеют ответы. Чтобы предварительно скрыть все ответы, нажмите на кнопку «Скрыть ответы». Впоследствии чтобы получить ответ нужно кликнуть мышкой на слове «Ответ», расположенное ниже задания.

Решение головоломок, задач, загадок со спичками развивает логику, мышление, визуальную память, образное мышление.




1) Переместите одну спичку так, чтобы равенство стало верным.

3) Переместите одну спичку так, чтобы равенство стало верным.

4) Переместите одну спичку так, чтобы равенство стало верным. Возможно два варианта ответа.

5) Переместите одну спичку так, чтобы равенство стало верным.

6) Снимите две спички, чтобы осталось только три квадрата.

7) Как сделать так, чтобы это уравнение с римскими цифрами было верным, при этом нельзя касаться ни одной спички (касаться нельзя ничем, дуть тоже нельзя).

8) Передвиньте одну спичку так, чтобы получился квадрат.

9) Передвиньте 4 спички так, чтобы получилось 3 квадрата.

10) Попробуйте выложить шесть спичек на ровной поверхности так, чтобы каждая из спичек касалась пяти остальных спичек.

11) Передвиньте одну спичку так, чтобы равенство стало верным. В данном уравнении четыре и три палочки подряд равны, соответственно, четырем и трем.

12) Каким образом можно расположить на ровной поверхности всего лишь три спички, чтобы поставив на них стакан, то дно стакана будет находиться от ровной поверхности на расстоянии 2,3,4 спички (т.е. спички должны находиться между дном стакана и поверхностью стола)?


Ответ

Три спички выкладываются на стол в виде треугольника, как видно ниже на рисунке. Чем больше треугольник, тем дно стакана будет ближе к столу и наоборот.


13) Переместите две спички, чтобы получилось четыре квадрата.

14) Подумайте, можно ли при помощи одной спички поднять целых 15 спичек? Как это можно сделать?

15) Передвиньте 4 спички так, чтобы получилось 15 квадратов.

16) Как при помощи девяти спичек сделать семь треугольников, концы спичек можно скреплять пластилином, т.е. получится трехмерная модель.

Share Здравствуйте, читатели, друзья! Сегодня статья посвящена простым «игрушкам» (их даже не надо делать, как другие ). И они есть в каждом доме.

Для детей существует множество головоломок со спичками , но как увлечь ими ребенка и с каких игр лучше начать? Эти игры — отличный способ для развития пространственного мышления и логики! Мои сыновья очень любят такие задачи. Уверена и вам они понравятся — надо только правильно начать.

Многие головоломки со спичками ориентированы на детей школьного возраста или даже взрослых. Как же быть с дошкольниками ?

Вообще любую «взрослую» логическую игру можно адаптировать для детей: разбить на несколько задач, уменьшить количество вариантов перестановки. А когда уже ребенок будет уверено справляться с такими простыми вариантами (и самое главное будет получать удовольствие от этих игр – ведь у него получается!), тогда можно переходить к более сложным версиям. Попробуем сделать тоже самое со спичками.

Несколько простых правил игры со спичками с детьми
  • играть со спичками могут даже дети с 1.5 – 2 лет, но при условии, что они не грызут серу, и вы следите, чтобы спички не оказались в носу или ухе
  • обязательно подготовьте гладкую ровную поверхность . Это может быть книга, гладкий стол или доска.
  • начинайте с простого, даже если ваш ребенок давно не малыш. Убедитесь, что ребенок понимает, что такое переложить 1 спичку, квадрат, треугольник . Пусть ребенок почувствует радость от «победы»

Глеб и Марк играют со спичками

  • не показывайте правильный ответ . Просто отложите задачу до следующего раза, а следующий раз дайте более простую
  • не давайте задания с компьютера. Всегда давайте спички: детям важно пробовать, у них еще не развито образное мышление настолько, чтобы решать задачи «в уме»
  • чтобы головоломки были интереснее используйте мелкие игрушки или картинки . Как это делать вы поймете, взглянув на наши задачки.

Игры и головоломки со спичками я разбила на три этапа. Начинайте с первого этапа — он будет интересен даже младшим школьникам, а трехлетки обычно в полном восторге от этих игр-сказок!

Этап 1: играют малыши

Малыши 2-3 лет едва ли будут ломать голову над задачей о том, как сделать из квадрата….. Им нужны игры другого рода, а именно выкладывание фигур, предметов, а еще лучше сказки из спичек.

Нам было комфортно играть за низким журнальным столиком (он отведен у нас для детского творчества и игр). Итак, высыпаем несколько пачек спичек на середину и начинаем рассказ. Например, такой:

Жил был ежик

У него был свой домик

Однажды он встретил змею

Змея жила в густой траве

И так далее: расскажите о том, как они подружились, встретили лошадку, человека, пытались залезть на дерево и почему у ежика это не получилось.
Ребенок обязательно втянется, если его не трогать, а просто интересно творить, рассказывать и строить. Пройдет немного времени и уже вы будите слушать сказки в исполнении малыша =)

Этап 2: продолжаем играть и строить

Через время (думаю для детей от 3-4 лет), когда рассказываете сказку и строите из спичек, просите ребенка помочь вам. Построить ТАКОЙ ЖЕ домик, сделать лошадку-подружку, стулья для всех гостей. Благодаря этим заданиям, ребенок будет строить «по образцу», что очень важно для развития пространственного мышления. Без этого этапа, очень сложно будет перейти к следующему – настоящим задачам и головоломкам .

Этап 3: начинаем решать головоломки

Наконец можно переходить уже к настоящим головоломкам. Я собрала простые задачки, которые получалось решить моему 5 летнему сыну. Думаю, и ваши детки справятся!

Самые простые «подготовительные» игры

1. Сложи из 5 спичек 2 треугольника

2. Добавь одну спичку, чтобы получилось 2 квадрата. (Более сложный вариант: Добавь одну спичку, чтобы получилось 3 четырехугольника)

3. Переставь одну спичку так, чтобы стул зайца повернулся к капусте

4. Сколько здесь квадратов? А прямоугольников? А является ли квадрат прямоугольником?

5. Добавь 2 спички, чтобы стало 3 квадрата

6. Добавь одну спичку, чтобы получилось 3 треугольника

7. Разверни следы в обратную сторону, переставив 4 спички

8. В корзине лежит морковка. Переложи 2 спички, так чтобы морковка лежала под корзиной

9. Сделай из буквы Н, букву П, переложив одну спичку

Более сложные игры

1. Переложи три спички так, чтобы рак пополз в другую сторону

2. Поверни избушку на курьих ножках в обратную сторону

3. Волк догоняет зайца. Переложи одну спичку так, чтобы волк убегал от зайца

4. Переложи три спички так, чтобы рыбка поплыла в обратную сторону

5. В совке лежит синий мусор. Переложи 2 спички так, чтобы в совке оказался зеленый мусор

6. Сделай из 9 спичек — 100 (Только если ребенок знаком с этим числом)

7. Убери 3 спички так, чтобы получилась снежинка

8. Добавь три спички так, чтобы получилось колесо

9. Зайчик сидит на крыше. Спрячь его в домик, переложив три спички

10. Переложи 1 спичку так, чтобы крокодил ел не зайку, а морковку.

Буду рада, если игры вам понравятся и спички станут вашим любим развивающим материалом =)

С Уважением, Несютина Ксения

Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.


Close