«Керчь», ранее «Эмануэле Филиберто дюка д’Аоста» или просто «Дюка д’Аоста» (итал. Emanuele Filiberto duca d"Aosta) - итальянский и советский лёгкий крейсер (тип «Дюка д’Аоста»), участник Второй мировой войны.

В составе Черноморского флота ВМФ СССР с 1949 по 1959 годы.

Проект крейсеров типа «Дюка д"Аоста» был разработан в 1932 году в Италии генерал-лейтенантом Умберто Пульезе. Корабль был заложен 24 января 1932 в Италии, на воду спущен 22 апреля 1934.

В состав КВМС Италии вступил 11 июля 1935. Считался одним из современных и мощных лёгких крейсеров 1930-х годов. Девятый корабль серии «Кондотьери».

Основные характеристики:

Водоизмещение 9230 т.
Длина 186,9 м.
Ширина 17,5 м.
Осадка 5,5 м.
Бронирование Продольная переборка: 35 мм.
Броневой пояс: 70 мм.
Палуба: 35 мм.
Орудийные башни: 40-90 мм.
Боевая рубка: 100 мм.
Двигатели 6 котлов Yarrow, 2 турбины Beluzzo/Parsons.
Мощность 110 тысяч л.с.
Движитель 2 винта.
Скорость хода 36,5 узлов.
Дальность плавания 3900 морских миль при 14 узлах.
Автономность плавания 1635 т мазута,
70 т турбинного масла,
253 т котельной воды,
59 т питьевой воды.
Экипаж 578.

Вооружение:

Радиолокационное вооружение РЛС воздушного и надводного обнаружения GUFO, стандартная ГАС.
Артиллерия 4 × 2 - 152-мм/53 OTO29 орудий.
Зенитная артиллерия 3 × 2 - 100-мм/47 Минизини,
4 × 2 - 37-мм/54 Br32,
6 × 2 - 13,2-мм пулемёта Br40.
Противолодочное вооружение два бомбомёта.
Минно-торпедное вооружение 6 торпедных аппарата калибром 533 мм.
Авиационная группа катапульта, два или три самолёта IMAM Ro.43.

Структура корабля

Лёгкий крейсер «Керчь» имел клёпанный корпус с полубаком, который простирался примерно на одну треть его длины. Система набора была смешанной (средняя часть по продольной системе, оконечности – по поперечной).
21 водонепроницаемая поперечная переборка делила корпус на 22 отсека. Предусматривалось, что корабль сможет выдерживать затопление любых двух смежных отсеков. Поперечная метацентрическая высота при нормальном водоизмещении составляла 1,52 м.

Броневая цитадель простиралась от 187 до 27 шпангоута (на крейсере была принята обратная система отчёта шпангоутов, начиная от кормового перпендикуляра), формировалась 70-мм нижним и 20-мм верхним броневыми поясами, 35-мм продольной броневой переборкой (отстояла на 3,5 м от главного броневого пояса) и 20-мм броневой платформой, соединявшей их основания. Дополнительно устанавливались 50-мм носовой и кормовой траверзы, а также 30...35-мм главная броневая и 12...15-мм верхняя палуба и палуба полубака.

Главная энергетическая установка

Энергетическая установка лёгкого крейсера состояла из трёх котельных отделений, в которых размещалось шесть 4-коллекторных водотрубных котлов Yarrow с вертикальными пароперегревателями (производительность – по 80 т/ч давлением до 25 кг/см² и температурой до 350°С).
В двух машинных отделениях были установлены два трёхкорпусных ГТЗА системы Parsons номинальной мощностью по 55 тыс. л.с. каждый при 250 об./мин у гребного вала. На корабле были также два вспомогательных котла.

Электроэнергетическая установка включала четыре турбогенератора по 160 кВт, установленные попарно в носовом и кормовом машинных отделениях, и два дизель-генератора той же мощности, расположенные в носовом и кормовом отделениях ниже ватерлинии за пределами бронированной цитадели. В силовой электросети использовался постоянный ток напряжением 220 В.
Запасы мазута составляли 1635 т, турбинного масла – 70 т, котельной воды – 253 т, питьевой – 59 т.

Вооружение

Главное вооружение корабля составляли четыре 152-мм двухорудийные артиллерийские установки, которые располагались линейно-возвышенно в носовой и кормовой частях корабля. Они отличались мощной баллистикой, имлеи раздельно-гильзовое заряжание с клиновым горизонтально-скользящим затвором.
Боекомплект каждого орудия составлял по 250 выстрелов. Система управления огнём артиллерии главного калибра состояла из центрального автомата стрельбы в центральном артиллерийском посту, командно-дальномерного поста с визиром центральной наводки и двумя 5-метровыми стереодальномерами.
Во второй и третьей башнях были дополнительные стереодальномеры с базой 7,2 м и башенные автоматы стрельбы, что давало возможность управлять огнём автономно.

Универсальный калибр был представлен тремя 100-мм спаренными палубными артустановками системы Минизини с боекомплектом 250 выстрелов на ствол (одна была в диаметральной плоскости).
У этих установок были полуавтоматическое патронное заряжание и электрические привода наведения, однако по скорости наводки, скорострельности и эффективности этот универсальный калибр уже почти не отвечал требованиям в начале войны.
Имелось две группы (правого и левого борта) морских приборов управления артиллерийским зенитным огнём с двумя зенитными автоматами стрельбы и двумя визирно-дальномерными постами с 3-метровыми стереодальномерами.

Малокалиберная зенитная артиллерия корабля располагала четырьмя 37-мм спаренными и восемь 20-мм одноствольными зенитными автоматами фирмы «Breda»: современными, но стрелявшими с наведением только от стандартных оптических и диоптрических прицельных устройств.

Торпедное вооружение было представлено двумя трёхтрубными 533-мм наводящимися торпедными аппаратами: всего было 12 торпед, 6 из которых были в аппаратах и ещё 6 на стеллажах поблизости на надстройке, без боевых зарядных устройств.
В ходе войны, однако, от торпед моряки отказались, поскольку хранить их было весьма опасно, а надобность в них не была большой: освободившиеся веса использовались для хранения дополнительного боезапаса зенитных автоматов.

На корабле были также два бомбомёта и два кормовых бомбосбрасывателя для противолодочных глубинных бомб. В перегруз крейсер принимал на минные дорожки верхней палубы мины заграждения (до 150 штук, в зависимости от образца).
На шкафуте крейсера была поворотная катапульта, на которой хранилось два поплавковых гидросамолёта-биплана типа IMAM Ro.43. Позднее на крейсер была установлена корабельная РЛС воздушного и надводного обнаружения типа «GUFO», которую демонтировали вместе с ГАС при передаче корабля ВМФ СССР.

Служба

Довоенная

В начале своей службы «Дюка д"Аоста» состоял в 7-м дивизионе крейсеров, в 1938 году он проходил подготовку к кругосветному плаванию вместе с «Эудженио ди Савойя» (тот нёс службу в испанских водах в 1936 - 1937 годах, помогая франкистам).
5 ноября 1938 из Неаполя оба корабля вышли в плавание, которое должно было завершиться 25 июля 1939, однако из-за материально-технических и политических проблем протяжённость маршрута пришлось сократить: отряд посетил только порты Бразилии, Аргентины, Чили и Карибского моря, так и не выйдя в Тихий океан, и вернулся в Специю 3 марта 1939.

Война

В начале 1940 года «Дюка д"Аоста» входил в состав 2-й эскадры. Он принял участие в бою у мыса Пунто Стило с 6 по 10 июля, прикрывал конвои в Северную Африку в середине лета, а в конце октября, совместно с другими силами флота, уже организовывал перехват английских крейсеров на пути к Мальте.

С 16 февраля по 28 ноября 1941 «Дюка д"Аоста» действовал в составе 8-й дивизии крейсеров, участвовал в минно-заградительной операции у мыса Бон (с 19 по 24 апреля), после чего в дальнем покрытии конвоев в Ливию в апреле и мае.
Еще три минно-заградительные операции с участием «Duca d"Aosta» проходили 3 июня в водах у Триполи, а также в Сицилийском проливе 28 июня и 7 июля (минные поля под шифрами S2, S31 и S32). В октябре намечалась четвёртая минно-заградительная операция, но после выхода британского флота в море она была отменена.

В конце ноября крейсер участвовал в дальнейших операциях по прикрытию важного конвоя, шедшего из нескольких портов в Италии в Бенгази.
Между 13 и 19 декабря крейсер должен был также сопровождать два конвоя М41 и М42, что совпало с попыткой англичан провести конвой на Мальту. В итоге это вылилось в небольшой первый бой в заливе Сирт, в котором участвовал и «Дюка д"Аоста».

В январе 1942 года он продолжил несение службы по охране конвоев, прикрывая конвой T18 в Триполи. В феврале крейсер участвовал в безуспешных поисках английского конвоя с Мальты.
Уже в июне в составе 8-й дивизии крейсеров «Дюка д"Аоста» вступил в бой против группировки английских крейсеров и эсминцев: в том бою был потоплен английский эсминец «Бедуин».
К концу года корабль был в Неаполе: 4 декабря американцы организовали мощный авианалёт на морскую базу Италии, но крейсер чудом не получил крупных повреждений.

В 1943 году деятельность флота Италии прекратилась из-за истощения запасов топлива. В начале августа «Дюка д"Аоста» стал одним из немногих кораблей, кто попытался воспрепятствовать дальнейшему продвижению союзников в Италию, предприняв неудачную попытку обстрелять позиции союзников в районе Палермо.
К 10 сентября 1943 крейсер совершил 78 боевых выходов в море, выполнил более 90 боевых задач и пошел около 30 тыс. миль, однако огневых соприкосновений с надводным противником не имел. Серьёзных повреждений он также не получил.

В момент капитуляции Италии крейсер был в Тарано, откуда он 8 сентября 1943 год отплыл на Мальту для сдачи английским властям. За всю Вторую мировую войну легкий крейсер не получил ни одного сеьезного повреждения.
12 сентября «Дюка д"Аоста» сдался вместе с остальными кораблями итальянского флота союзникам на Мальте. После небольшого ремонта крейсер вместе с «Джузеппе Гарибальди» и «Дюка делли Абруцци» 27 октября 1943 вышел во Фритаун из Таранто. Он патрулировал Центральную и Южную Атлантику в семи выходах с 1 ноября 1943 по 15 февраля 1944.
В Италию «Дюка д"Аоста» вернулся 3 апреля, после чего стал использоваться только как транспорт. После войны его вывели в резерв.

Послевоенная передача СССР

На Тегеранской конференции в 1943 году было принято решение о разделе итальянского флота после войны. По жребию, проведённому представителями военно-морского командования Великобритании, США, Франции и Советского Союза ровно 45 кораблей передавались в распоряжение СССР. В их числе был и крейсер «Дюка д"Аоста».
Приём корабля советскими моряками не вызвал проблем: по конструкции крейсер не отличался от крейсеров проектов 26 и 26-бис, а его вступление в состав Черноморского флота позволило бы вывести из его состава устаревшие и изношенные «Красный Кавказ» и «Красный Крым». Передача крейсера состоялась 6 февраля 1949 в порту Одессы под условным именем Z-15. 26 февраля крейсер был переименован в «Сталинград», а потом и в «Керчь».

Служба в Черноморском флоте

После приёма в состав Черноморского флота крейсер «Керчь» подвергся ремонту и модернизации на Севастопольском морском заводе имени С.Орджоникидзе. С корабля демонтировали зенитную артиллерию, установив советские РЛС «Гюйс» и «Редан», а также модернизировали систему ПУС артиллерии главного калибра. Тогда крейсер «Керчь» уже уступал крейсерам проекта 68-К.

Формально «Керчь» входила в состав дивизии крейсеров Черноморского флота, однако с самого начала она использовалась для учебных целей. 16 февраля 1956 крейсер был переклассифицирован в учебный крейсер, а 11 марта 1958 и в учебное судно ОС-32.
Всего он отслужил 10 лет в составе ВМФ СССР, не отметившись ни стычками, ни катастрофами. В то же время на «Керчи» проходили службу квалифицированные моряки, которые позднее осваивали новые боевые корабли ракетоносного флота.

20 февраля 1959 учебный крейсер «Керчь» был исключён окончательно из списков флота и позднее пущен на слом. Причин для такого решения было две: линия руководства МО СССР предполагала «ликвидацию крейсеров как класса», поскольку те не отвечали новым условиям вооружённой борьбы; к тому же после гибели линкора «Новороссийск» командование усомнилось в качестве полученных итальянских кораблей и приказало разобрать их как можно скорее.


Большой противолодочный корабль «Керчь» является третьим в серии из семи кораблей проекта1134Б (проектный шифр «Беркут-Б», по кодификации НАТО - Kara class), которые были построены на ССЗ имени 61 Коммунара в городе Николаеве, Украина. До появления больших противолодочных кораблей проекта 1155 они были самыми сильными надводными противолодочными кораблями в составе флота.

Назначение БПК проекта 1134Б: Действие в составе поисково-ударных групп по поиску и уничтожению атомных ракетных подводных лодок в удаленных районах океана.

На 2011 год шесть из семи кораблей проекта, вошедших в состав ВМФ СССР в период с 1971 по 1979 года, были исключены из состава ВМФ Российской Федерации и проданы для разборки на металл. На вооружении Черноморского флота остался только БПК «Керчь».

БПК «Керчь» был заложен 30 апреля 1971 года, под строительным номером 2003. Спущен на воду 21 июля 1972 года. Введен в эксплуатацию 25 декабря 1974 года. В этот же день на корабле был поднят Советский военно-морской флаг, а также был включён в состав 70-й бригады противолодочных кораблей 30-й дивизии противолодочных кораблей Краснознамённого Черноморского флота. Портом приписки является Севастополь. С 1999 года имеет бортовой номер 713.

Основные характеристики: Водоизмещение полное 8565 тонн, стандартное 6700 тонн. Длина 173,4 метра, ширина 18,5 метра, осадка 5,74 метра. Скорость полного хода 32 узла. Дальность плавания 5200 миль при 20 узлах. Автономность 30 суток по запасам топлива и воды, 45 суток по запасам провизии. Экипаж 429 человек (51 офицер; 63 мичмана).

Силовая установка: газотурбинная, 92000 л.с., 2 винта

Вооружение: 2 х 4 ПУ ПЛРК «Метель», 2 ПУ ЗРК «Шторм», 2 ПУ ЗРК «Оса-М», 2 х 2 76-мм артустановки АК-726, 4 х 6 30-мм артустановки АК-630, 2 х 5 533-мм торпедных аппарата ПТА-53, 2 х 12 РБУ-6000, 2 х 6 РБУ-1000, 1 вертолет Ка-25ПЛ.

Над кораблём шефствуют: Юго-Восточный административный округ Москвы, администрация Белгорода, администрация Красноармейского района Волгограда.

05 января 1976 года вышел на первую боевую службу в Средиземное море, которая длилась в течении 6 месяцев под командованием капитана 2-го ранга Ю.Г. Гусева. Неоднократно участвовал в различных океанских и морских учениях, боевых службах в Средиземном море.

В 1978 году корабль был награждён призом ГК ВМФ СССР по ракетной подготовке, а в следующем году отмечен вымпелом министерства обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть».

В 1980 году «Керчь» была награждена переходящим Красным знаменем Военного совета КЧФ.

16 октября 1981 года на корабле совершил выход в полигон боевой подготовки в районе Севастополя заместитель министра обороны СССР Маршал Советского Союза К. С. Москаленко.

С 03 по 20 сентября 1983 года участвовал во флотских учениях в районе Керченского пролива под флагом Главкома ВМФ СССР.

С 01 по 9 августа 1984 года с официальным визитом находился в болгарском порту Варна. После завершения визита и принятия на борт боезапаса, топлива и продовольствия, корабль должен был выйти в море на очередную боевую службу, но за сутки до выхода один из мичманов, не проверив наличие масла, провернул главные механизмы, отчего главная энергетическая установка корабля вышла из строя и вместо «Керчи» на боевую службу пришлось отправлять БПК «Николаев» (бортовой номер «Керчи» - 707 - был нанесён на борт «Николаева», так как именно он был указан в заявке на прохождение турецких проливов), а БПК «Керчь» был поставлен в док «Севморзавода» для проведения среднего ремонта и модернизации.

В ходе ремонта и модернизации на корабле были заменены ГТУ, установлены новые комплексы ПЛРК УРК-5 «Раструб» и ЗРК «Шторм-Н», комплекс космической связи «Цунами-БМ» системы «Циклон-Б» и 45-мм салютные орудия; РЛС «Восход» заменена на РЛС «Подберёзовик».

При модернизации в 1988 году произошло возгорание холодильника в офицерском буфете. Пожар обнаружили только через 25 минут, но надстройка загореться не успела и удалось отстоять корабль и избежать жертв. После ремонта, с 23 июня по 2 июля 1989 года корабль нанёс официальный визит в порт Стамбул, а с 11 по 15 августа - официальный визит в Варну.

С 04 по 16 февраля 1992 года корабль вышел на очередную боевую службу уже под Военно-Морским флагом несуществующей страны, и, будучи флагманом 5-й ОПЭСК, участвовал в совместных учениях с кораблями 6-го флота США.

При выполнении швартовки 01 марта 1993 года врезался в бетонную стенку 14-го причала Севастопольской ВМБ и получил очень серьёзные повреждения кормы, для ликвидации которых встал на двухнедельный ремонт.

С 16 июня по 10 июля 1993 года БПК «Керчь» находился на своей последней в XX веке боевой службе. За время похода дважды (21 и 23 июня) был зафиксировал контакт с атомными ПЛ США. По итогам 1993 года корабль завоевал Приз ГК ВМФ РФ по ракетной подготовке.

В 1994 году «Керчь» выходила в семнадцатисуточный поход в Средиземное море для обеспечения визита Президента России Б. Н. Ельцина в Грецию. Задачи обнаружения иностранных ПЛ в походе не решались.

После вывода из состава флота ПЛК «Москва» с 27 апреля 1994 года и до момента вступления в строй из ремонта ГРКР «Москва» 12 июня 1997 года являлся флагманом Черноморского флота.

В ноябре 1998 года «Керчь» под флагом заместителя командующего ЧФ контр-адмирала А. В. Ковшаря (бывшего командира корабля) посетил с официальными визитами Канны (Франция) и Мессину (Италия).

В 2005 году прошел текущий ремонт на Новороссийском судоремонтном заводе. В ходе ремонта был заменён один из турбогенераторов, выполнен ряд корпусных работ, отремонтирована донно-забортная арматура, устранено 6-мм биение левой валолинии.

В 2006 году на «ФГУП 13 Судоремонтный завод ЧФ МО РФ» было проведено первое с 1991 года техническое обслуживание РЛС «Подберёзовик». В том же году корабль прошёл докование на «Севморзаводе», где был выполнен ремонт РЛС МР-700 «Подберёзовик».

В июне 2011 года БПК «Керчь» осуществлял двухнедельное слежение в акватории Черного моря за ракетным крейсером ВМС США «Монтеррей».

С июня 2014 по ноябрь 2015 года пройдёт плановый восстановительный ремонт, после чего сменит ГРКР на посту флагмана ЧФ на время его модернизации.

По сообщению от 04 июля 2014 года завершается дефектация (однако, 27 июля 2014 принимал участие в параде на День ВМФ).

Во время ремонта, на БПК «Керчь» произошло возгорание. По предварительной версии в кубрике. В настоящее время ведется расследование обстоятельств происшествия. Также комиссия ВМФ России рассматривает возможность утилизации корабля, поскольку ущерб от пожара слишком велик.

17 мая 2015 года большого противолодочного корабля состоялся концерт духовно-патриотической песни.

По сообщению от 18 февраля 2016 года корабль в плавучий музей. С такой инициативой выступили члены севастопольского отделения «Партии ветеранов России», которые предлагают не утилизировать корабль.

Большой противолодочный корабль «Керчь» - это третий из известных семи судов проекта 1134 Б, которые создавались в Николаеве (на Украине). Длительное время эти БПК были самыми мощными надводными агрегатами (до создания впоследствии проектной серии под номером 1155). Предназначено судно для участия в поисково-ударных группах по выявлению и ликвидации вражеских атомных подводных лодок в любых частях океана. Свое название корабль получил в честь одноименного города-героя. Последнее время он приписан к Черноморскому флоту в составе РФ. Является одним из двух кораблей первого ранга. Вторым является крейсер под названием "Москва".

Строительство

По факту на начало 2011 года шесть из семи кораблей проекта (1971-1979 год), вошедшие в состав советского флота, были исключены из подразделений, а также подчинения ВМФ России и демонтированы на металлолом. Действующим на ЧФ остался только уникальный большой противолодочный корабль (пр. 1134 Б) «Керчь».

Постройка судна началась в 1971 году, под строительным индексом 2003. Впервые на воду корабль спустили в июле семьдесят второго года, а в эксплуатацию он вошел в конце 1974-го. На палубе военного плавсредства, которое включили в состав семидесятой бригады 30-й дивизии противолодочной защиты Черноморского флота, был водружен советский флаг. Официальным портом приписки стал город Севастополь, в 1999 году бортовой номер изменен на 733.

Характеристики

Ниже приведены основные технические параметры флагмана ЧФ:

  • штатное/максимальное водоизмещение - 6700/8565 тонн;
  • длина/ширина/осадка - 173,5/18,55/6,35 метров (по максимуму);
  • силовые агрегаты - четыре ГТД ДН-59 совмещенные с парой моторов ГТД ДС-71;
  • показатель мощности - сто две тысячи восемьсот лошадиных сил;
  • скоростные параметры (маршевые/полные) - 18/33 узла;
  • длительность хода при 32 узлах - 2 760 миль;
  • движитель - 2*ВФШ;
  • автономность - полтора месяца по запасам провизии, тридцать дней - по топливо-водным резервам;
  • экипаж - четыреста тридцать человек.

Отечественный большой противолодочный корабль «Керчь» несколько раз менял бортовые номера. Последний индекс - 713.

1976-1985 годы

На первое боевое задание судно вышло в Средиземное море (начало 1976 года). Своим присутствием БПК доказывал военное участие во время конфликта Израиля с Ливаном. Летом того же года корабль вернулся в порт приписки. Затем были еще выходы в акваторию Средиземноморья (1977-1978, 1979 год).

В 1978 году за свои достижения большой противолодочный корабль «Керчь» был награжден специальным правительственным призом по ракетной специализации, а еще через несколько месяцев - вымпелом Минобороны «За храбрость и боевую доблесть».

Через два года судно удостоилось переходящего Красного знамени Военсовета КЧФ. Осенью 1981 года флагман выдвинулся в полигон боевой подготовки (акватория Севастополя). На борту присутствовал советский маршал Москаленко К. С. Осенью 1982 г. корабль принимал участие в морских учениях «Щит-82», через два года - в соревнованиях «Союз-84». Летом 1884 года судно отправилось с официальным визитом в Варну (братский болгарский порт).

Первый ремонт и усовершенствование

По окончанию визита и заправки кораблю не судилось выйти по графику на очередное боевое задание. Один из членов экипажа не проверил наличие и объем масла, запустил основной механизм, в результате чего силовая установка сломалась. Судно было доставлено в доки для проведения ремонтных работ.

После модернизации БПК "Керчь» был оборудован новыми комплектами вооружения:

  • ракетным комплексом«Раструб»;
  • зенитками «Шторм-Н»;
  • устройством связи «Цунами»;
  • системами «Циклон» и «Подберезовик»;
  • салютными сорокапятимиллиметровыми орудиями.

В ходе ремонта на судне произошло возгорание в офицерской столовой. Пожар начали гасить только через двадцать минут, но корабль удалось спасти, обошлось без жертв. Летом 1989 года «Керчь» посетила Стамбул, а в августе отправилась снова в Варну.

1993-2011 годы

Выполняя швартовку, большой противолодочный корабль «Керчь» врезался в бетонный причал Севастопольской бухты. В результате были получены серьезные деформации кормы, потребовалось становиться на четырнадцать дней ремонта. В июне-июле 1993 года судно находилось на последнем в двадцатом веке задании, где произошел контакт с американскими атомными субмаринами.

По результатам 1993 года военное плавательное средство завоевало приз Главного комитета ВМФ России по ракетному оснащению. А уже в следующем году большой противолодочный корабль (БПК «Керчь») находился в походе по Средиземному морю, который длился семнадцать суток. Судно обеспечивало визит Бориса Ельцина в Грецию. В дальнейшем были переходы в Варну, Канны и Мессину. В 2005 году были проведены текущие ремонтные работы в Новороссийске. В их ходе произвели замену турбогенератора, выполнили некоторые корпусные работы, устранили шесть миллиметров биения валовой лини и починили донную и забортную арматуру.

«Керчь» - большой противолодочный корабль (262-Б, "Старый Оскол" - новое судно, которое, кстати, вот-вот сойдет с верфей на смену старожилу), с которым связано несколько неординарных историй. Кроме того, что он перенес несколько пожаров и таран с бетонным пирсом, судну довелось в 1992 году выходит в плавание после развала СССР под флагом уже не существующей страны.

Летом 2011 года БПК проводил наблюдение на протяжении двух недель за американским ракетным крейсером «Монтерей». За период нахождения в режиме постоянной готовности судно прошло свыше ста восьмидесяти тысяч морских миль. В результате проведения противолодочных и сопутствующих операций, имелась возможность поддержания связи с иностранными атомными субмаринами на протяжении восьми часов. С подлодками на дизельном топливе этот период составил около сорока часов.

Во время запланированного ремонта в 2014-2015 году на флагмане снова произошел пожар. На этот раз большой противолодочный корабль «Керчь» пострадал весьма серьезно. Рассматривается вопрос о его дальнейшей утилизации. Однако неравнодушные люди пытаются воспрепятствовать этому и сделать из судна музей. Корабль находится также под шефством Юго-Восточного округа Москвы, белгородской и волгоградской администрации.

Заключение

За долгую историю СССР было построено множество военных судов, которые на то время считались прогрессивными и современными. К сожалению, десятилетия не могли не отразиться на состоянии кораблей. Многие из них были утилизированы и порезаны на металлолом.

Пока этой участи избежал БПК «Керчь», история создания и эксплуатации которого дает право с уверенностью утверждать - это один из эффективных флагманов Черноморского флота. Очередной пожар на судне серьезно повредил оснащение, в связи с чем, возникает вопрос, что делать с кораблем дальше? Хочется надеяться, что ему найдут достойное применение - если не на боевом поприще, то в качестве музейного экспоната.

Большой противолодочный корабль "Керчь" был заложен 30.04.1971 г. на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской № 2003) и 25.05.1971 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Спущен на воду 21.07.1972 г., вступил в строй 25.12.1974 г.и 23.01.1975 г. включен в состав КЧФ.
Причиной пожара на большом противолодочном корабле (БПК) "Керчь" Краснознамённого Черноморского флота, по предварительной версии, послужило возгорание электронагревательного прибора в кубрике, сообщил РИА Новости источник в силовых структурах Севастополя.

Пожар на БПК "Керчь" начался 4 ноября около 5 часов утра. Произошло возгорание в машинном отделении. Пожар распространился на площади 80 квадратных метров. Для тушения огня к кораблю подошли три противопожарных катера, прибыли дополнительные аварийно-спасательные группы. Пожар удалось локализовать и потушить к 10 часам утра. Учитывая сильную задымленность помещений, был эвакуирован экипаж корабля, остались лишь пожарные команды и разведчики для обхода мест возгорания.

"На момент возгорания электронагревательного прибора в помещении никого не оказалось, и огонь перекинулся на машинное отделение", - сообщил собеседник агентства.

По его слова, на БПК "Керчь" сейчас работает комиссия по расследованию причин пожара.

"Пятьдесят офицеров и заместитель главкома ВМФ России вице-адмирал Александр Федотенков сейчас проводят разбор. Это серьезное происшествие, так как корабль стоял на 14-м причале Северной стороны Севастополя, рядом находились малые корабли и другие плавсредства. Предстоит выяснить множество вопросов, в том числе рассматривается человеческий фактор", - отметил источник.

БПК "Керчь" был принят в состав ВМФ в 1974 году. Водоизмещение составляет 8500 тонн, скорость 32 узла, дальность плавания до 8 тысяч миль, экипаж 365 человек. На корабле полный спектр вооружения, базируется вертолет Ка-25ПЛ.

В 1976 году в течении 6 месяцев выполнял задачи боевой службы в Средиземном море, командир - капитан 2-го ранга Ю.Г. Гусев. Неоднократно участвовал в различных океанских и морских учениях, боевых службах в Средиземном море.

10.08 - 14.08.1984 г. - нанес визиты в Варну (Болгария);
28.06 - 02.07.1989 г. - в Стамбул (Турция);
11.08 - 15.08.1989 г. - в Варну (Болгария).

В конце 80-х годов на нем было модернизировано радиолокационное вооружение (установка нового радара).

После вывода из состава флота ПКР "Москва" с 27.04.1994 г. и до момента вступления в строй из ремонта ГРКР "Москва" ("Слава") 12.06.1997 г. являлся флагманом Черноморского флота.

В ноябре 1998 года под флагом заместителя командующего флотом по вооружению и эксплуатации вооружения контр-адмирала А.Ковшаря совершил официальный визит в Канны (Франция) и в Мессину (Италия).

В настоящий момент находится в составе 30 дивизии надводных кораблей ЧФ. Шефство над кораблем осуществляют: Юго-Восточный округ г. Москвы, г. Белгород, г. Волгоград.

При разделе части кораблей итальянского флота между союзниками по антигитлеровской коалиции нашей стране в числе других кораблей достался лёгкий крейсер «Emanuele Filiberto Duca d’Aosta», принадлежавший к типу «Condotieri-D». 2 марта 1949 г. в Одессе итальянский экипаж передал крейсер советской команде. 30 марта корабль зачислили в состав бригады крейсеров эскадры ЧФ – сначала под наименованием «Сталинград», а затем, в следующем году (когда это имя получил вновь заложенный тяжёлый крейсер проекта 82 ) – «Керчь». Крейсер входил в боевой состав бригады, а затем – дивизии крейсеров вплоть до 17 февраля 1956 г., когда его переклассифицировали в учебный, после чего два года он использовался для целей обучения.

11 марта 1958 г. учебный крейсер «Керчь», который по своему техническому состоянию вполне мог бы прослужить около 5 лет без какого-либо крупного ремонта, переформировали в опытовое судно и менее чем через год (20 февраля 1959 г.) исключили из списков флота. На его судьбе отразилось сразу два решающих в то время фактора: во-первых, линия руководства МО СССР на «ликвидацию крейсеров как класса» боевых кораблей, не соответствующих новым условиям вооруженной борьбы, а во-вторых – категорические указания из Москвы (последовавших после гибели 29 октября 1955 г. в Севастополе линкора «Новороссийск») очистить флот от бывших итальянских кораблей…

История создания довоенных итальянских лёгких крейсеров восходит к 1926 г., когда в кораблестроительную программу были включены первые 4 корабля этого класса, впоследствии получившие названия «Giovanni delle Bande Nere», «Bartolomeo Colleoni», «Alberto di Giussano» и «Alberico da Barbiano» (тип «Condotieri-A»). Эти крейсера (как, впрочем, и два последующих) проектировались под руководством Главного инспектора кораблестроения итальянского флота генерала-лейтенанта Умберто Пулье-зе в ответ на постройку во Франции лидеров эсминцев типа «Leone» и превзошли их по всем тактико-техническим элементам. В их конструкции весьма мощное вооружение (8-152/53 мм орудий в четырёх двухорудийных башнях) и высокая скорость (до 42 узл.) сочетались с небольшим водоизмещением (не более 6800 т). Платой за все эти достижения стали чрезвычайно лёгкие бронирование и конструкция корпуса. Система бронирования, предложенная Умберто Пульезе и применявшаяся впоследствии на всех итальянских лёгких крейсерах, предусматривала установку на расстоянии 1,5 – 3,5 м за главным броневым поясом продольной противоосколочной броневой переборки, примыкавшей сверху к броневой палубе, а снизу – к броневой платформе (крепившейся к главному броневому поясу и, таким образом, замыкавшей броневой контур). В остальном это была обычная «коробчатая» система бронирования, широко распространенная на крейсерах в ту пору: сверху цитадель защищалась плоской броневой палубой, а спереди и сзади – броневыми траверзами.

Толщины брони на первых четырёх (как и на двух последующих) «Condotieri» представлялись более чем скромными: главный броневой пояс – 24 мм, продольная переборка – 18 мм, броневые палуба и траверзы – 20 мм. Тем не менее, считалось, что эти корабли достаточно хорошо защищены от 120…138-мм фугасных снарядов эсминцев и лидеров на боевых дистанциях (50-80 каб.), способны уверенно поражать их огнём своей 152-мм артиллерии. Их вступление в строй в 1931 г. вызвало заметный интерес в мировых военно-морских кругах. В 1933 г. в строй вступают незначительно отличавшиеся от предшественников два следующих корабля: «Luigi Cadorna» и «Armando Diaz» (тип «Condotieri-B»).

Развернувшееся во Франции в начале 1930-х гг. строительство лёгких крейсеров со 152-мм артиллерией главного калибра заставило итальянских конструкторов принять соответствующие меры. Два очередных корабля, проектировавшиеся уже под руководством генерал-майора Франческо Ротунди (нового главного инспектора военного кораблестроения итальянского флота) – «Raimondo Montecuccoli» и «Muzio Atendolo» – при неизменном вооружении обладали усиленным бронированием (пояс – 60 мм, продольная переборка – 25 мм и броневая палуба – 30 мм), ввиду чего их полное водоизмещение достигло 8000 т и, несмотря на увеличенную до 110000 л.с. мощность двух ГТЗА, скорость полного хода ограничивалась 37 узлами (на ходовых испытаниях «Armando Diaz» развил 39,72 узл., a «Raimondo Montecuccoli» – 38,72 узл.). Как известно, именно «Raimondo Montecuccoli» стал прототипом первых советских лёгких крейсеров типа «Киров» (проект 26 ). Общее расположение советского крейсера было выполнено по рабочим чертежам итальянского, механическую же установку просто приняли «по прототипу», а теоретический чертёж также доставили из Италии.

В январе 1932 г. последовала закладка двух лёгких крейсеров типа «Condotieri-D»: «Eugenio di Savoia» строился фирмой «Ansaldo», a «Bmmanuele Filiberto Duca d’Aosta» – «Odero-Temi-Orlando». Корабли сошли на воду 16 марта 1935 г. и 22 апреля 1934 г., а в строй вступили 12 января 1936 г. и 11 июля 1935 г. соответственно. Их вооружение по сравнению с предыдущим типом сохранялось практически неизменным, если не считать улучшенных моделей приборов управления стрельбой и увеличенного с 4 до 6 числа 533-мм торпедных труб. Бронирование претерпело дальнейшее усиление: толщина броневого пояса достигала 70 мм, а продольной переборки и верхней броневой палубы – 35 мм.

Котлотурбинная установка оставалась неизменной и ввиду дальнейшего роста водоизмещения кораблей (полное – 9000 т) проектная скорость определялась равной 36,5 узлам (на ходовых испытаниях «Duca d’Aosta» достиг 37,35 узл.). По своим боевым возможностям эти лёгкие крейсера не уступали своим английским и французским «сверстникам» – кораблям типов «Sydney» и «La-Galissoniere», соответственно, а по ряду тактико-технических элементов – даже превосходили их.

Последними крейсерами семейства «Condotieri» стали «Giuseppe Garibaldi» и «Luigi di Savoya degli Abruzzi». Оба эти корабля вступили в строй в 1937 г. и представлялись одними из наиболее совершенных легких крейсеров кануна^второй мировой войны. Их котлотурбинная установка сохранялась такой же, как и у их предшественников, однако вооружение и бронирование существенно усиливались. Устанавливались более мощные 152-мм орудия с длиною ствола 55 калибров (а не 53, как прежде) в количестве 10 стволов (по две 3- и две 2-орудийных башни), число 100-мм спаренных универсальных артиллерийских установок увеличивалось до четырёх. Всё остальное вооружение оставалось без изменения. Толщина главного броневого пояса увеличивалась до 90 мм, продольной броневой переборки и броневой палубы – до 40 мм. Ввиду того, что водоизмещение кораблей достигло 10.000 т, пришлось ограничиться 35-узловой проектной скоростью (на испытаниях удавалось развивать скорость до 38 узл.). Считалось, что эти крейсера смогут противостоять 203-мм бронебойным снарядам на дистанциях от 75 до 100 каб. Первоначально планировалось заложить в 1935 г. два следующих лёгких крейсера («Ciano» и «Venezia»), являвшихся дальнейшим развитием типа «Garibaldi», однако их постройка в силу различных причин так и не началась.

В дальнейшем итальянский флот крейсеров больше не строил:, вступавшие в строй в годы войны корабли типа «Attilio Regolo» являлись небронированными лидерами эсминцев со 135-мм артиллерией, высокой скоростью хода (41 узл.) и умеренным водоизмещением (3400 т), а достраивавшиеся в варианте крейсеров ПВО 6000-тонные «Etna» и «Vezuvio» (заложенные в 1939 г. для Таиланда) за годы войны так и не были достроены.

Таблица 1

Тактико-технические элементы лёгких крейсеров

Тактико-технические элементы

Наименование корабля, страна, даты закладки, спуска на воду, вступления в строй

«Duca d’Aosta»
Италия
24.01.1932
22.04.1934
11.07.1935

«LaGalissoniere»
Франция
15.10.1931
17.11.1933
15.12.1935

«Sydney»
Великобритания
08.07.1933
22.09.1934
24.09.1935

Вооружение:
– артиллерийское (число установок, стволов, калибр, мм, длина, калибров)

– торпедное (число торпедных труб, калибр, мм)

– авиационное (число катапульт / гидросамолётов)

-
3 х 3 – 152/55
3 х 2 – 100/47 ун.
8 х 2 – 37/54 зен.
4 х 2 – 13,2 пул.

-
4 х 2 – 152/50
4 х 2 – 90/60 ун.
4 х 2 – 13,2 пул.

-
4 х 2 – 152/53
4 х 1 – 102/46 ун.
3 х 4 – 12,7 пул.

Масса снарядов залпа артиллерии ГК, кг

Досягаемость ГК, каб

Бронирование:
– пояс, мм
– продольная переборка, мм
– палуба, мм
– траверзы, мм
– башни ГК, мм
– боевая рубка, мм
– длина цитадели в % от наибольшей

-
70
35
35
50
90-40
100
75

-
105
20
38
60
100-40
140
70

-
51-76

51
76
25
25
30

ЗСМ под огнём 152-мм орудий, каб.:
– итальянских
– французских
– английских

-

от 67 до 85
от 60 до 90

-
от 50 до 120

от 45 до 95

-
от 75-105 до 122
от 78 до 102

Мощность, л.с.

Проектная скорость, уз

Водоизмещение, т:
– стандартное
– полное

-
7596
9230

-
7850
9200

-
7100
9420

Наибольшие размерения, м:
– длина
– ширина
– осадка

-
186,9
17,5
5,0

-
179,0
17,5
5,2

-
169,2
17,3
4,9

Экипаж, чел.

Примечание: ун. – универсальные орудия, пул. – зенитные пулемёты, ГК – главный калибр, ЗСМ – зона свободного маневрирования (диапазон дистанций, в пределах которого обеспечивается непоражение жизненно важных частей корабля бронебойными снарядами данного образца артиллерийского орудия) на траверзных курсовых углах, ЭУ – энергетическая установка, ТЗА – турбозубчатый агрегат

Италия вступила во вторую мировую войну 10 июня 1940 г., располагая в составе своего флота 12 лёгкими крейсерами вполне современной постройки. Все эти корабли принимали самое активное участие в боевых действиях против английского флота на Средиземном море. Шесть кораблей из двенадцати были потеряны. Первым 19 июля 1940 г. погиб «Bartolomeo Colleoni» в бою с английским лёгким крейсером «Sydney» и четырьмя эсминцами у северо-западного побережья острова Крит – сказалась совершенно неудовлетворительная (для того, чтобы противостоять английским 152-мм бронебойным снарядам) броневая защита. Следовавший с «Colleoni» однотипный «Giovanni Deglle Bande Nere» в тот раз сумел уйти, несмотря на полученные повреждения, и лишь 1 апреля 1942 г. затонул от торпеды английской ПЛ у острова Стромболи. 25 февраля 1941 г. у тунисского порта Сфакс от той же причины отправился на дно «Armando Diaz». Настоящая катастрофа постигла итальянские крейсера «Alberico da Barbiano» и «Alberto di Giussano» ночью 13 декабря 1941 г., когда они с грузом бензина и боеприпасов для своих сухопутных войск у побережья Туниса были застигнуты врасплох и погибли от торпед трёх английских и одного датского эсминца. 13 августа 1942 г. неподалеку от порта Кальяри «Muzio Attendolо» лишился носовой оконечности от взрыва торпеды английской ПЛ, а 4 декабря корабль, стоявший на ремонте в гавани Неаполя, перевернулся и затонул от попаданий авиабомб при налёте на город бомбардировщиков союзников. Судьбы шести уцелевших кораблей сложились по-разному. «Luigi Cadoma» использовался для подготовки личного состава в Таранто и в 1951 г. пошёл на слом. «Raimondo Montecuccoli» долгое время использовался как учебный корабль и был разобран только в 1972 г. До 1961 г. прослужил «Luigi di Savoya Duca del Abruzzi», а однотипный «Giuseppe Garibaldi», прошедший в 1957-1962 гг. коренную модернизацию с переоборудованием в крейсер УРО, оставался в составе флота вплоть до 1972 г.

Два итальянских лёгких крейсера в счёт репараций в 1949 г. передали греческому и советскому флотам: это были однотипные «Eugenio Di Savoya» и «Emanuele Filiberto duca d’Aosta»…

Лёгкий крейсер «Керчь» имел клёпанный корпус с полубаком простиравшимся примерно на одну треть его длины. Система набора – смешанная: средняя часть – по продольной системе, оконечности – по поперечной. 21 водопронеца-емая поперечная переборка делила корпус на 22 отсека. Предусматривалось, что корабль сможет выдерживать затопление любых двух смежных водонепроницаемых отсеков. Поперечная метацентрическая высота при нормальном водоизмещении составляла 1,52 м.

Броневая цитадель простиралась oт 187 до 27 шп. (нумерация шп. – от кормового перпендикуляра). Она формировалась 70-мм нижним, 20-мм верхним броневыми поясами, 35-мм продольной броневой переборкой, отстоявшей на 3,5 м от главного броневого пояса, и 20-мм броневой платформой, соединявшей их основания, 50-мм носовым и кормовым траверзами, а также 30…35-мм главной броневой и 12…15-мм верхней палубой и палубой полубака.

В трёх котельных отделениях размещалось 6 четырёхколлекторных водотрубных котла системы «Yarrow» с вертикальными пароперегревателями (производительность – по 80 т/ч давлением до 25 кг/кв.см и температурой до 350 град.С), а в двух машинных отделениях два трёхкорпусных ГТЗА системы Parsons номинальной мощностью по 55000 л.с. при 250 об./мин. гребного вала. Имелось на корабле также и два вспомогательных котла. Электроэнергетическая установка включала четыре турбогенератора по 160 кВт, установленные попарно в носовом и кормовом машинных отделениях, и два дизель-генератора мощностью по 160 кВт, расположенные в носовом и кормовом отделениях ниже ватерлинии за пределами бронированной цитадели. В силовой электросети использовался постоянный ток напряжением 220 В.

Запасы мазута достигали 1635 т, турбинного масла – 70 т, котельной воды – 253 т, питьевой – 59 т.

Главное вооружение корабля составляли четыре 152-мм двухорудийные артиллерийские установки (АУ), размещённые линейно-возвышенно в носовой и кормовой частях корабля. Орудия отличались мощной баллистикой и имели раздельно-гильзовое заряжание с клиновыми горизонтально-скользящими затворами. Боекомплект составлял 250 выстр./ ствол. Система приборов управления огнём артиллерии главного калибра (ГК) состояла из одного центрального автомата стрельбы (ЦАС), размещённого в центральном артиллерийском посту (ЦАП), командно-дальномерного поста (КДП) с визиром центральной наводки и двумя 5-м стереодальномерами. Кроме того, во второй и третьей башнях ГК имелись стереодальномеры с базой 7,2 м и башенные автоматы стрельбы (БАС), что позволяло управлять огнём всего 152-мм калибра или носовой и кормовой группы башен автономно. Универсальная артиллерия состояла из трёх 100-мм спаренных палубных АУ системы Минизини, установленных в кормовой части, причём одна находилась в диаметральной плоскости. Эти АУ, несмотря на полуавтоматическое патронное заряжание и электрические привода наведения, по своим скоростям наводки, скорострельности и эффективности действия боезапаса по цели к началу войны уже весьма в малой степени отвечали предъявляемым к ним требованиям. Боекомплект предусматривался в количестве 250 патронов на ствол. Имелось две группы (правого и левого борта) морских приборов управления артиллерийским зенитным огнём (МПУАЗО) с двумя зенитными автоматами стрельбы (ЗАС) и двумя визирно-дальномерными постами с 3-м стереодальномерами.

Малокалиберная зенитная артиллерия корабля располагала четырьмя 37-мм спаренными и восемью 20-мм одноствольными зенитными автоматами фирмы «Breda». Эти системы являлись в то время вполне современными, однако могли вести огонь с наведением лишь от простых оптических и диоптрических прицельных устройств.

Торпедное вооружение было представлено двумя трёхтрубными 533-мм наводящимися торпедными аппаратами, к которым корабль имел в общей сложности 12 торпед (6 – в аппаратах и 6 – на стеллажах поблизости на надстройке, без боевых зарядных устройств, хранившихся в специальном погребе ниже WL). В ходе войны от запасных торпед в силу опасности хранения на борту и малой надобности отказались, использовав высвободившиеся веса для дополнительного боезапаса зенитных автоматов. Помимо этого корабль располагал двумя бомбомётами и двумя кормовыми бомбосбрасывателями для противолодочных глубинных бомб, а также (в перегруз) мог принимать на минные дорожки верхней палубы мины заграждения (до 150 мин в зависимости от образца).

Предусматривалось и авиационное вооружение: на шкафуте располагалась поворотная катапульта, на которой хранилось два поплавковых гидросамолёта-биплана типа INAM RO 43.

В 1943 г. крейсер получил один из первых образцов итальянской корабельной РЛС воздушного и надводного обнаружения типа «GUFO», демонтированную вместе с ГАС при передаче корабля ВМФ СССР.

Служба лёгкого крейсера «Emanuele Filiberto Duca d’Aosta». После своего вступления в строй «Duca d’Aosta» присоединился к 7-ой дивизии крейсеров, и в 1938 году проходил подготовку к кругосветному плаванию вместе с «Savoia», входившей в состав той же дивизии. Последний проходил службу в испанских водах в 1936/37 годах участвуя в мероприятиях Италии по поддержке войск генерала Франко в гражданской войне. Корабли вышли из Неаполя 5 ноября 1938 года в плавание, которое должно было продолжаться вплоть, до 25 июля 1939 года. Однако, трудности материально-технического обеспечения и, главным образом, политические проблемы при ухудшающемся международном климате 1939 года вынудили сократить протяжённость выбранного маршрута, и отказаться от второй части плавания к берегам США, Японии, островов Ост-Индии, Сингапуру и Индии. Таким образом, посетив порты Бразилии, Аргентины, Чили и Карибского моря, отряд возвратился в Специю 3 марта 1939 года.

В начале 1940 года «Duca d’Aosta» входил в состав 2-й эскадры и принял участие в бою у мыса Пунто Стило 6-10 июля, в прикрытии конвоев в Северную Африку в середине лета, а в конце октября, совместно с другими силами флота – в попытке перехватить английские крейсера на пути к Мальте.

Между 16 февраля и 28 ноября 1941 года «Duca d’Aosta» действовал в составе 8-й дивизии крейсеров. На протяжении 1941 года крейсер участвовал в минно-заградительной операции у мыса Бон (19-24 апреля), после чего – в дальнем покрытии конвоев в Ливию в апреле и мае. Еще три минно-заградительные операции с участием «Duca d’Aosta» проходили: 3 июня в водах у Триполи, в Сицилийском проливе 28 июня и 7 июля (минные поля под шифром S2, S31 и S32).

Последующая операция в октябре, однако, была отменена при получении информации о выходе в море британского флота. В конце ноября крейсер участвовал в дальнейших операциях по прикрытию важного конвоя, шедшего из нескольких портов в Италии в Бенгази. Между 13 и 19 декабря проводка двух последующих конвоев, М41 и М42, совпало с попыткой англичан провести конвой на Мальту, что привело в итоге к нерешительному первому бою в заливе Сирт, в котором довелось участвовать и «Duca d’Aosta».

Он также прикрывал конвой Т18 в Триполи в январе 1942, в то время как в следующем месяце он участвовал в неудавшемся поиске английского конвоя с Мальты.

В июне «Duca d’Aosta» с 8-й дивизией вёл бой против английских крейсеров и эсминцев, когда был потоплен английский эсминец «Beduin».

К концу года, корабль находился в Неаполе и счастливо избежал крупных повреждений, когда 4 декабря американские ВВС произвели массированный налёт на эту базу.

Боевая деятельность итальянских кораблей в 1943 году фактически прекратилась, главным образом вследствие нехваток топлива, но после вторжения союзников на Сицилию в начале августа крейсер осуществил неудачную попытку артиллерийского обстрела позиций союзников в районе Палермо.

12 сентября 1943 года крейсер вместе с остальными кораблями итальянского флота сдался союзникам на Мальте.

После выхода Италии из войны «Duca d’Aosta», после небольшого ремонта, вместе с «Abruzzi» и «Garibaldi» 27 октябре 1945 года вышел из Таранто во Фритаун. Он произвёл семь выходов на патрулирование в центральную и южную Атлантику в период с 1 ноября 1943 и 15 февраля 1944 года перед возвращением в Италию 3 апреля. После этого корабль использовался для решения только транспортных задач и по окончании войны был выведен в резерв.

Приём корабля нашим экипажем не вызвал каких-либо серьёзных проблем, так как он по своей конструкции и типажу технических средств несущественно отличался от отечественных крейсеров проектов 26 и 26-бис . «Керчь» являлась в тот период очень нужным учебным кораблём, вступление её в строй ЧФ позволило вскоре вывести из его состава совершенно устаревшие и изношенные «Красный Кавказ» и «Красный Крым».

Вскоре после приема в 1949-1950 гг. крейсер подвергся ремонту и частичной модернизации на Севастопольском Морзаводе им. С.Оржоникидзе. С корабля демонтировали авиавооружение и установили отечественные РЛС («Гюйс» и «Редан»), модернизировали систему ПУС артиллерии главного калибра.

Оценивая корабль по его боевым возможностям на 1949 г., следует заметить, что он, конечно, уже уступал достраивавшимся в то время отечественным лёгким крейсерам проекта 68-К , но находился вполне на уровне входивших в состав нашего флота крейсеров проектов 26 и 26-бис .

Почти десятилетняя служба лёгкого крейсера «Керчь» в составе ВМФ СССР не отмечена какими-либо героическими боями или дальними походами, однако она не была омрачена и катастрофами и авариями. В то же самое время корабль долго служил «кузницей» квалифицированных кадров, которые впоследствии успешно осваивали новые боевые корабли ракетоносного флота.

Таблица 2

Тактико-технические элементы лёгких крейсеров «Керчь», «Ворошилов» и «Куйбышев»

Тактико-технические элементы

Наименование корабля, годы закладки, вступления в строй

«Керчь»
1932
1935

«Ворошилов »
1934
1940

«Куйбышев»
1939
1950

Вооружение: (число установок, стволов, калибр, мм, длина, калибров, наименование)

2 x 3 – 152/53 ОТО29
3 x 2 – 100/47 50-П
4 x 2 – 37/54 Вг32
6 x 1 – 20/65 Вг40
2 x 3 – 533-мм ТА

3 x 3 – 180/57 МК-3
6 x 1 – 100/56 Б-34
14 x 1 – 37/68 70-К
2 x 4 – 12,7 Vickers
2 x 3 – 533-мм ТА

4 x 3 – 152/53 МК-5
4 x 2 – 100/70 СМ-5
14 x 4 – 37/68 В-11

Огневая производительность артиллерии ГК, кг/мин

Досягаемость ГК, каб

Бронирование:
– пояс, мм
– палубы, мм
– башни ГК, мм
– боевая рубка, мм

-
70+35
35
90
100

-
50
50
70
150

-
100
50
175
130

ЗСМ под огнём американских 152/47 мм орудий (59-кг бронебойный снаряд), каб.

отсутствует

от 62 до 107

Тип ЭУ
Мощность, л.с.

ТЗА
110000

ТЗА
110000

ТЗА
110000

Скорость, уз

Дальность плавания, миль / при скорости, уз

Водоизмещение, т:
– стандартное
– полное

-
7943
9695

-
7966
9517

-
11820
14838

Наибольшие размерения, м:
– длина
– ширина
– осадка

-
186,9
17,5
5,1

-
191,3
17,6
6,2

-
199,0
18,7
7,2

Экипаж, чел.

Примечание: ТТЭ крейсеров приведены по состоянию на 1950 г.

Таблица 3

Тактико-технические характеристики артустановок корабельной артиллерии

Тактико-технические характеристики

ОТО-29

Калибр, мм

Длина, кал.

Орудий, шт.

Дальность, км

Высота, км

Меткость, вд/х

Масса, кг:
– снаряда
– заряда
– системы

-
50,0
20,1
107000

-
33,4
14,7
240000

-
13,8
5,0
15030

-
15,6
7,4
14950

-
0,82
0,20
5000

-
0,73
0,20
2721

-
0,14
0,04
312

Скорострельность, выстр./мин.

Скорость наведения ВН/ГН, град./с

Расчёт, чел.


Close