ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ
«АИСТ - ПТИЦА ВЕСЕННЯЯ»
(О ПОЭТЕ-ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТЕ А. СТОВБЕ).

Описание: данный материал предназначен для учащихся старших классов при проведении внеклассного мероприятия на тему «9 мая – День Победы», может быть использован также на факультативных занятиях или фрагментарно – на уроках.
Цель: познакомить учащихся с участниками афганской войны, с воинами, поэтический талант которых расцвёл в суровый военный период, с жизнью и творчеством 23-летнего Александра Стовбы (Аиста), посмертно принятого в Союз писателей СССР; воспитывать у школьников уважение к военным традициям и людям, прошедшим тяжёлый путь войны.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

На сцене полукругом стоят солдаты, звучит одна из афганских песен.
Ведущая. Аист, по народному преданию, - птица, несущая людям счастье, радость и надежду. Удивительная птица, самая любимая в моём народе. Птица с родной Украины залетела так далеко от сивого Днепра и не вернулась домой.
В е д у щ и й . Аист - литературный псевдоним поэта Александра Стовбы, офицера Советской Армии, погибшего двадцати двух лет в Афганистане. Наш рассказ о нём и о его любимой девушке - Ларисе Шабатько. Лора, Лориетта, Лорентина... Это ей Саша посвящал свои стихи.
1-й солдат. Был предпоследний день марта 1980 г. В ночном ущелье душманы окружили взвод Аиста. Вражеская засада напоминала жестокий обруч удава. Александр Стовба и ещё четверо солдат решительным ударом разрубили стягивающееся кольцо, прикрыли отход товарищей, а сами остались в ущелье, в западне.
На сцену выходит Лариса.
Лариса. В нашем Днепропетровске мы росли вместе, до десяти лет, по-детски дружили. Затем родители Саши переехали в другой город. Снова встретились через годы... С трепетом и надеждой я чувствовала, что между нами зарождается что-то большое и настоящее. Такое чувство, теперь осознаю, к человеку приходит только раз в жизни. Он звал меня ласково Лора, Лориетта, Лорентина.
На сцену выходит Аист.
Аист.
Лора, Лориетта, Лорентина,
Песня ветра, петая не раз,
Моих мыслей чайка-бригантина
Ищет пристань твоих милых глаз.
Лорентина, Лора, Лориетта,
Ты любовь моя, моя мечта,
Паутинка солнечного света,
Как ты для меня свята.
Сто дорог пройду, сто перевалов,
Шар земной - он и велик, и мал.
Твоим именем, под музыку привалов,
Назову всё то, что отыскал.
2-й солдат.
Очнулся Саша от яростной боли, казалось, разрывающей всё тело на части. Где он? Что с ним? Кто-то грубой ногой перевернул его набок. Саша был ранен в живот, две пули прошли у сердца, две обожгли левую руку... Но и этого душманам оказалось мало. На огне палачи затерзали юных солдат.
А Саше какими-то жгучими щипцами окровавили правую руку, а на левой разрезали пястковые кости, разрезали ноги выше колен, закручивали жилы, отрезали ступни ног.
Александру Матросову
У офицеров и солдат
В бою тяжелом время сжато...
Вот, приготовив автоматы,
Твои товарищи лежат.

Их жизнь зависит от тебя.
О подвига полет бессмертный!
Ты бросился на выстрел первым,
Друзей и Родину любя.
И, смяв атакой рубежи,
Пошла вперед родная рота.
А ты у вражеского дота
В снегу, недрогнувший, лежишь.
Отчизны юный гражданин,
Мы за тобой идем по следу.
Ты отдал жизнь за День Победы,
А мог дожить и до седин.
Л а р и с а.
У Саши была глубоко лирическая, поэтическая душа. Он любил хранить дорогие для нас обоих вещи, время от времени обращаться к ним. Весной я выслала ему белый цветок ландыша. И как обрадовалась, когда через два года узнала, что Саша сберег его, не потерял. Помнил: этого цветка касались мои руки.
Цветок любви
Цветок любви - он быстро вянет в доме,
Теряя аромат полей и цвет.
Лежит он, как закладка в книжном томе
Прочитанных когда-то мною лет.
Но чуть затронешь памяти страницы -
И все, чем жил, чем мучился, страдал,
Такой в душе вдруг пробуждает шквал -
И оживают голоса и лица.
А рядом - он свидетелем безмолвным,
Не тронутый ветрами перемен,
Цветок полей, оставшийся влюбленным,
Полученный за поцелуй в обмен.
Чей это дар и где его владетель?
Кто знает, на какой поляне рос
Моей судьбы нечаянный свидетель,
Под корень скошенный в июльский сенокос?!
Беру, волнуясь, хрупкий стебелек.
В нем мига тайна, тайная краса...
И начинаю верить в чудеса,
Целуя необычный василек.
Аист.
Что делать?
В этом звездном мире.
Любовь по прежнему
Осталась в силе...
По-прежнему любовь - надежда
По-прежнему любовь - тоска
И ты со мной нежна, как прежде,
И до смущения робка.
Лариса.
Во время нашей разлуки с Сашей снова появился мой знакомый парень, с которым я когда-то встречалась. Он говорил, что если мы срочно не распишемся, то никогда больше не увидимся. Мы тайно расписались. Сейчас я не нахожу себе оправдания. Саше я после томительного молчания написала, что в его любовь, такую быстро загоревшуюся, не верю. Писала ему неискренне, просто чтобы как-то оправдать себя. Жизнь с нелюбимым человеком тяготила меня, ночи напролет втайне плакала, вспоминая Сашеньку, и в один из осенних дней решилась написать ему. Я ждала ответа, молила небо и землю о прощении. И Саша мне ответил. Дрожащими от волнения руками я вскрыла конверт и прочла свой заслуженный приговор: «Лора! Будь хорошей женой!»
Аист.
Когда ты одиночеством раздавлен,
Разлукой заперт в четырех стенах
И бывшим другом навсегда оставлен,
Упрек обиды не храни в глазах.
Раскрой окно - волшебная прохлада
Осенней ночи обовьет, любя,
Взволнованное сердце. И досада
Оставит возмущенного тебя.
4-й солдат.
За горы отошла жесточайшая из ночей. Саша полз, приближаясь к дороге, когда услышал за собой торопливые шаги бегущих. Это были душманы. Они приближались к израненному открыто, ничего не боясь. Но он ещё выстрелил, дважды выстрелил! Двоих убил, но третий успел бросить в него нож, а затем выстрелил два раза в уже остановившееся сердце...
5-й солдат.
Утром, в ущелье близ реки, товарищи Саши нашли среди камней его простреленную шапку. Но тела нигде не было. Разразившийся дождь почти смыл следы крови, ведущие в сторону дороги. Больше шести часов потребовалось, чтобы настичь мёртвого Сашу.
6 - й солдат.
Саша был почти у дороги. Возле него валялись два трупа душманов.
Саша лежал, обратив лицо к небу, где навсегда для него исчезли звёздные миры. Израненная рука, в последний миг потянулась к сердцу, и друзьям показалось, что Саша сжимал в ладони запершийся след своего метеорита.
Аист.
Метеорит живёт мгновенье,
Сгорая в дымной синеве.
Его отвесное паденье
Сквозь смерть направлено к Земле.
И я готов, летя сквозь годы,
Метеоритом в синей мгле
Сгореть, сжигая все невзгоды,
Во имя мира на Земле!
Юноша и девушка поют песню А. Рыбникова, А. Вознесенского «Я тебя никогда не забуду».

Сценарий литературно-музыкальной композиции к 9 Мая «Отчизны верные сыны!», для исполнителей от 4 класса до 11 класса с подробнейшим описанием постановки.

Литературно – музыкальная композиция

«Отчизны верные сыны!»

Разработала: Алиева Елена Анатольевна , учитель начальных классов,

первой квалификационной категории МБОУ «Тучковской СОШ №1»

Рузского района Московской области.

Восемь чтецов в военной форме. Четыре первые чтеца стоят в середине на первой линии и на второй симметрично. С 5-ого по 8-ой чтецы –на третьей линии по краям по два человека. Вся композиция читается на фоне музыки.

Музыкальное вступление. «Священная война» (минус).

Чтец 1 . Воину доверено самое святое, что у нас есть - боеспособность Отечества. История помнит много примеров, когда воины отдавали себя без остатка во имя Родины, шли, если, надо, на смерть. Люди мира отдают дань глубокого уважения солдатам Великой Отечественной войны, освободившим нашу Родину и страны Европы от фашизма. Живую память о бессмертном подвиге рядовых в годы войны донести до нас стихи поэтов.

Чтец 2. Свистели вихри огневые,

Был кровью выкрашен закат,

И поднимались рядовые

За рядом - ряд,

За рядом - ряд…

Чтец 3 . Держа равнение на знамя,

На командира своего,

Они шагали смело в пламя

И выходили из него.

Чтец 4 .Бои гремели, словно грозы,

И шли на смерть без лишних слов

Великий рядовой Матросов,

Бессмертный рядовой Смирнов.

Чтец 1 .В пыль разбивалась вражья злоба

О волю и упорство их.

Встречала после вся Европа

Освободителей своих.

Музыка «День Победы» (минус)

Чтец 2 .И шли они державным шагом,

Гвардейским твердым шагом шли,

Тем счастливы, что над рейхстагом

Победы Знамя вознесли.

Чтец 3 . И принесли домой Победу,

Порадовав Отчизну-мать,

Чтобы ее, как эстафету,

Сынам подросшим передать.

Их сыновья сегодня сами

Чтец 4 .В высоком звании солдат,

Держа равнение на знамя,

Стоят в строю

За рядом - ряд…

Перестроение: четыре первых чтеца выстраиваются на третьей линии. Остальные выходят на первую линию.

Музыкальный фон: Шуман. «Грезы».
Чтец 5 .

В настоящее время в рядах защитников Родины - сыновья и внуки героев Великой Отечественной войны. Они не прошли суровых испытаний, выпавших на долю их отцов и дедов, но верно хранят героические традиции нашей армии. Всех, что носит армейскую и флотскую форму, все, кто ее носил и будет носить, все кто отныне зовется и будет зваться вооруженным защитником земли русской - да проникнемся единым чувством ответственности уже за эту великую символику, соединившую День Победы в сорок пятом и день рождения армии на земле, где ковались основные ресурсы Победы. «В сознании каждого должно быть: возрождая российскую армию - возрождаем Великую Русь», так сказал в одном из выступлений генерал, вице-президент России Александр Руцкой.

Чтец 6.

С головами поникшими
Над отцами погибшими
Встали мы.

Над легендой повитыми
Их могильными плитами
Встали мы.

Им, как будто мы мысленно,
Тихо мы и не выспренно
Говорим:

Чтец 7.

"Листья вашего дерева,
А не серая тень его -
Это мы!

Битв минувших не отблески,
А законные отпрыски -
Это мы!

Меж годами посредники,
Вашей славы наследники -
Это мы!

Продолжение повести
Вашей чести и совести -
Это мы!

Чтец 8.

Верность вашим обличиям,
Верность вашим обычаям -
Мы храним!

Верность вашему мужеству
И великому дружеству -
Мы храним!

Верность вашей душевности
И святой вашей верности -
Мы храним!

Сами ставшие взрослыми,
Вам клянемся мы веснами,
Светом собственных глаз.

И огнем над метелями,
Хлебом и колыбелями -
Все: Быть достойными вас!"
Расул Гамзатов

Музыка. «День Победы»(Минус)

Выходит чтец 9 в образе «Родины Матери».

Чтец 9.

ОТЧИЗНЫ ВЕРНЫЕ СЫНЫ, БОГАТЫРИ СЕГОДНЯШНЕГО ВЕКА!
ВО ИМЯ СЧАСТЬЯ ЧЕЛОВЕКА, ВЫ ШЛИ ДОРОГАМИ ВОЙНЫ.

ЧЕТЫРЕ ГОДА, ШАГ ЗА ШАГОМ, ТЕРЯЯ БЛИЗКИХ, ХОРОНЯ ДРУЗЕЙ
ОТ ПОДМОСКОВЬЯ ДО РЕЙХСТАГА ПРОШЛИ ПОЛКИ БОГАТЫРЕЙ.

ВЫ ПРИНЕСЛИ СВОБОДУ ЧЕЛОВЕКУ, СМЕТАЯ МРАЗЬ КОРИЧНЕВОЙ ЧУМЫ.
СЕГОДНЯ ДЕНЬ ПОБЕДЫ, ПРАЗДНИК ВЕКА, ВЕЛИКИЙ ПРАЗДНИК ОТМЕЧАЕМ МЫ!

ВЕЛА НАС РОДИНА К ПОБЕДЕ ВСЮ ВОЙНУ.
НАС ВРАГ НЕ СМОГ ПОСТАВИТЬ НА КОЛЕНИ.
МЫ СБЕРЕГАЛИ МОГУЧУЮ СТРАНУ
ДЛЯ БУДЕЩЕГО МНОГИХ ПОКОЛЕНИЙ!

НИ ЦАРЬ, НИ БОГ, НИ ЛЕГЕНДАРНЫЙ ВИТЯЗЬ - ПРОСТОЙ СОЛДАТ ПОБЕДУ НАМ ПРИНЕС!

И НЕ СТЫДИТЕСЬ, ЛЮДИ, НЕ СТЫДИТЕСЬ СЧАСТЛИВЫХ СЛЕЗ И ГРУСТНЫХ, СКОРБНЫХ СЛЕЗ.

Музыка. Шуман «Грезы».

НИ ВСТРЕТИЛА МАТЬ ДОЛГОЖАННОГО СЫНА
ГОЛОС ОТ СЛОНА И ПЛАЧА ОХРИП
ГДЕ ТО, В ЧУЖОЙ СТРАНЕ, ПОД БЕРЛИНОМ, СЫН,НАСТУПАЯ, ПОГИБ.
СЛОВО «ПОГИБ» - ЭТО СТРАШНОЕ СЛОВО- ГОРЕМ ВОРВАЛОСЬ В МИЛЛИОНЫ СЕМЕЙ.
В МАЙСКИЕ ДНИ ОДИНОКИЕ ВДОВЫ ЖДАЛИ ПОГИБШИХ МУЖЕЙ.
СОЛНЦЕ ПОБЕДЫ ПЛАМЕННЫМ СВЕТОМ, ГРЕЕТ В ОКОПАХ ОСТЫВШИЙ СВИНЕЦ.
ВЫРАСТУТ ДЕТИ И ТОЛЬКО ПОРТРЕТЫ СМОГУТ НАЗВАТЬ ОНИ НЕЖНО – «ОТЕЦ».

ВСТАНЬТЕ, ПОСТОЙТЕ МИНУТУ В МОЛЧАНИИ,

К ВАМ ЧЕРЕЗ ГОДЫ И ВИХРИ ОГНЯ
ВЕЧНО ЖИВЫЕ ПРИШЛИ НА СВИДАНИЕ

ДЕТИ, ОТЦЫ И МУЖЬЯ!

Метроном. Минута молчания.

Музыка. «День Победы». Поклон. С поворотом через левое плечо чтецы уходят со сцены.

В разработке использованы стихотворения:

В.Костко. Стихи о рядовых.

Р. Гамзатов. Клятва сыновей.

С. Митяев «Отчизны верные сыны» в обработке Е. Алиевой.

О. Митяев. «Не встретила мать долгожданного сына….».

В разработке использована музыка:

А. Александров. «Священная война».

Р. Шуман «Грезы».

Д. Тухманов.«День Победы».

Цель : способствовать формированию патриотических чувств школьников, чувства причастности к истории своей страны, ее прошлому.

Задачи:

  • расширять знания учащихся о Великой Отечественной войне,
  • развивать творческие способности учащихся,
  • формировать эстетические чувства школьников.

Оформление : мультимедийные презентации к песням о войне (классы заранее готовят презентации к конкурсу).

1-й ведущий: Сегодня наша страна отмечает один из самых значительных праздников – День Победы. Это «радость со слезами на глазах» – так сказал один поэт. Действительно, в этот день и радость, и скорбь рядом.

2-й ведущий: Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь.

3-й ведущий: А еще поздравляют тех воинов Великой Отечественной, которые живут сегодня, а их становится все меньше, сегодня самым молодым солдатам последнего военного призыва уже далеко за семьдесят. У многих ветеранов растут не только внуки, но и правнуки, и даже праправнуки.

4-й ведущий: Война… От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина – 1600. Итого 2600 километров.

1-й ведущий: Это если говорить на скупом языке цифр. Так мало, не правда ли? 2600 километров. Поездом – четверо суток, самолетом – четыре часа, а перебежками по-пластунски – четыре долгих, нескончаемых года.

2-й ведущий: Война… Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: «Ни шагу назад, за нами Москва!»

3-й ведущий: Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это память сердца всего народа.

4-й ведущий: Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.

1-й ведущий: Нет, ни нам, ни будущим поколеньям забывать об этом нельзя.

2-й ведущий: Если за каждого погибшего во второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы пятьдесят лет.

Песня «Священная война», презентация 8 «А» класса.

Чтец 4 :

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!

Чтец 5 :

Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Чтец 4 :

Пламя ударило в небо - ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» - Родина.

Чтец 5:

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого: я или Родина.

Чтец 4 :

Самое лучшее и дорогое - Родина.
Горе твое - это наше горе, Родина.

Чтец 5:

Правда твоя - это наша правда, Родина.
Слава твоя - это наша слава, Родина! (Р. Рождественский. «Реквием» ).

Исполняется песня «Мы за ценой не постоим».

Чтец 6.

Мы здесь с тобой не потому, что дата,
Как злой осколок, память жжет в груди,
К могиле неизвестного солдата
Ты в праздники и в будни приходи.
Он защитил тебя на поле боя
Упал, ни шагу не ступив назад,
И имя есть у этого героя:
Советской армии простой солдат.

3-й ведущий: В Москве, у Кремлевской стены, у могилы Неизвестного солдата всегда горит Вечный огонь. Там написаны слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой не забыт».

4-й ведущий: И в Калининграде, как и в любом другом городе нашей великой страны, всегда горит Вечный огонь в память о тех, кто не пожалел своей жизни ради миллионов жизней других – наших с вами жизней.

1-й ведущий:

Вспомним всех поименно,
Сердцем вспомним своим.
Это нужно не мертвым,
Это надо - живым!

2-й ведущий: Почтим память погибших во время Великой Отечественной войны минутой молчания.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ (Метроном).

Чтец 7:

Все меньше ветеранов с каждым годом
Встречаем мы у вечного огня,
Которые добыли в 45-м
Победу для тебя и для меня.
Идут к огню седые ветераны,
Почтить погибших фронтовых друзей,
И ноют той войны у многих раны,
С годами больше и еще сильней.
Всех поздравляем с праздником Победы,
Ведь шестьдесят прошло уже с тех пор,
Когда отцы и даже наши деды,
Фашистам дали памятный отпор! («Ко дню победы». Чеботнягин А.С. ).

3-й ведущий: Для многих нынешних ребят Великая Отечественная война - это почти такое же далекое прошлое, как и война с Наполеоном. И потому появляются на русской земле молодые люди со свастикой.

4-й ведущий: И начинают некоторые историки рассуждать, что было бы, если бы не преградили дорогу фашистам советские солдаты.

1-й ведущий: А они не рассуждали, они просто стояли до последнего: в Бресте и в Сталинграде, под Курском и в блокадном Ленинграде. Стояли и выстояли свою землю, свои березы.

Вокальная группа исполняет песню «Последний бой».

Чтецы-1, 2, 3 на фоне тихой музыки читают стихотворение К. Симонова « Жди меня».

2-й ведущий: Именно они, молодые солдаты, вынесли на своих плечах основную тяжесть войны.

3-й ведущий: 1418 дней длилась Великая Отечественная война. Фашистские варвары разрушили и сожгли свыше 70 тысяч городов, поселков и деревень нашей Родины.

4-й ведущий: Они разрушили 84 тысячи школ, 334 высших учебных заведения.

1-й ведущий: Враг не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей. Миллионы жизней советских людей унесла война.

1-й чтец:

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных...

2-й чтец:

Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...

3-й чтец:

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.

1-й чтец:

Детей внезапно охватил испуг, –
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.

2-й чтец:

– Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! –

1-й чтец:

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...

2-й чтец:

– Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? –

1-й чтец:

И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.

Взрослый чтец:

– Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. –
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...

2-й ведущий: Не было равных советскому человеку в стойкости, мужестве, мастерстве.

3-й ведущий: Именно эти люди повернули ход войны не только в свою сторону, но и в пользу союзников и принесли победу странам Европы, чем изменили весь ход мировой истории.

На фоне песни «На безымянной высоте» презентация 8 «Б» класса.

Чтец 9.

Пошли на смертный бой с врагами
Ее орлы, ее сыны.
Мать ожидает их годами:
Быть может, все ж придут с войны…
Спит у Мамаева кургана,
Под Сталинградом, сын один,
Другой – средь моря-океана,
Средь хмурой Балтики глубин.
А самый младший у Дуная:
Медали говорят о том…
А мать все верит, ожидая,
Что возвратятся дети в дом.
Сидит недвижно у дороги
С застывшим каменным лицом…
А может, это профиль строгий
На камне вырезан резцом? (Л. Забашта. «Мать» ).

На фоне песни «Журавли» презентация 7 «Б» класса.

Чтец 10.


Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май.
Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой.
Еще тогда нас не было на свете,
Когда с победой вы домой пришли,
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли.

На фоне песни «Майский вальс» презентация учащихся 7 «В» класса.

Чтец 11.

Давно закончилась война,

И на груди их ордена
Горят, как памятные даты, –
За Брест, Москву, за Сталинград
И за блокаду Ленинграда,
За Керчь, Одессу и Белград,
За все осколки от снарядов.
А по ночам вам до сих пор
Бои под Бугом где-то снятся,
И «мессеры» строчат в упор,
И из ложбинки не подняться.
Зовет в атаку лейтенант,
Но тут же падает, сраженный…
А дома долго будут ждать,
Но лишь дождутся похоронной.
В один и тот же день и час
На встречу вы к друзьям спешите,
Но с каждым годом меньше вас,
И нас за это вы простите,
Что не сумели вас сберечь,
Не залечили ваши раны.
И вот на место этих встреч
Приходят внуки ветеранов.
Давно закончилась война.
Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена
Горят, как памятные даты.
Вам всем, кто вынес ту войну –
В тылу иль на полях сражений, –
Принес победную весну, –
Поклон и память поколений.

1-й ведущий: Мы, молодое поколение России, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

2-й ведущий: Пусть навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее.

3-й ведущий: Никогда не забудем мы тех, кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений.

Чтец 12.

Я из тех, кто не видел войны,
Но она и меня опалила...
И опять посреди тишины
Я стою у солдатской могилы.
Время замерло... Стынет гранит...
Наступает минута молчанья.
И со мною огонь говорит –
Голос памяти... Голос печали...

Чтец 13.

“В этом пламени – наша судьба.
Наши песни и юность седая.
Над землей колосятся хлеба,
Над землей журавли пролетают...”
Имена... Имена... Имена...
Всех, ушедших в священное пламя.
Но еще настигает война
Ветеранов, оставшихся с нами.

Чтец 12.

Бьется пламя... И небо звенит...
И в почетном стоят карауле
Те мальчишки, которых они
Заслонили когда-то от пули.
Посмотрите, какие глаза
У солдат моего поколенья.
И до них долетела гроза –
Это памяти прикосновенье.

Чтец 13.

Это в них продолжается жизнь
Тех, кто падал в багряные росы,
Тех, кто в поле былинном лежит
И над кем наклонились березы.
Посмотрите на Вечный огонь –
Он в сердцах беспокойных и юных.
Вечный подвиг – вечная боль.
И звенят опаленные струны...
Память! Ей мы навеки верны. (Елена Сенявская).

Чтецы читают отрывок из «Реквиема» Р. Рождественского.

13-й чтец.

Помните!
Через века, через года, – помните!

14-й чтец.

О тех, кто уже не придет никогда, –
помните!

15-й чтец.

Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!

13-й чтец.

Люди!
Покуда сердца стучат, – помните!

14-й чтец.

Какою ценой завоевано счастье, –
Пожалуйста, помните!

15-й чтец.

Детям своим расскажите о них,
чтоб запомнили!

13-й чтец.

Детям детей расскажите о них,
чтобы тоже помнили!

Звучит песня «День Победы» Д. Тухманова, презентация 7 «А» класса.

Ход мероприятия

1 СЛАЙД
Звучит мелодия «Прощание славянки»

Ведущий: Добрый день, уважаемые зрители! Сегодня, накануне празднования Дня Победы, мы вспоминаем тех, кто воевал, кто писал о войне, кто погиб во имя мира и свободы.

Ведущий: Хотя прошло более полувека со дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений. Никогда не померкнет подвиг солдат и подвиг народа-труженика, ковавшего победу в тылу. Остаются в строю и стихи той поры, и произведения, и песни, окрылявшие в годы войны душу солдата. А иначе и быть не могло. Литература - это не только зеркало жизни, это сама жизнь.
Так давайте же сегодня прикоснемся сердцем к подвигам наших солдат!

Ведущий: Самый светлый, самый летний день в году,

Самый длинный день двадцать второго.

Спали дети, зрели яблоки в саду…

Вспоминаем, вспоминаем это снова!

Ведущий: Вспоминаем эту ночь и в этот час

Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле,

Сквозь повязки неумелые сочась,

Кровь народа заалела в том июне.


Ведущий:
2 СЛАЙД ЩЕЛЧОК Разве погибнуть ты нам обещала, Родина?

ЩЕЛЧОК Ведущий Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!

ЩЕЛЧОК Ведущий Разве для смерти рождаются дети, Родина?

ЩЕЛЧОК Ведущий Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

ЩЕЛЧОК Ведущий Тихо сказала: «Вставайте на помощь… Родина»

На сцену выходят участники. Они стоят спиной к зрительному залу, оставаясь невидимыми до первых слов. На словах поочередно разворачиваются с зажженными свечами.

3 СЛАЙД

1. Я хотел жить, учиться, еще чуть-чуть и я бы стал доктором...

2. В нашем селе не было учительницы начальных классов, и я мечтала ею стать...

3. Я готовился стать отцом. «Будет сын, - говорил я Светлане, а она смеялась и отвечала: «Ага, сын с косичками»...

4. Я дом строил. Свой, добротный, бревенчатый, с узорчатыми ставнями, с окнами на реку...

- Мы, погибшие на полях сражений...

- Мы, замученные в концлагерях...

- Мы, погибшие в оккупации...

- Мы, умершие от голода...

Ведущий
Недоучились и недостроили. Так и не услышали долгожданных слов: «Мама, папа».

Виной тому стала... ВОЙНА! А она начиналась так...

4 СЛАЙД
Вед.: Этот день начался не тихой зарей, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. 22 июня 1941 года. Война. В этот день писатели Москвы собрались как по боевой тревоге, на митинг.

Ведущий: Над землей война металась

По земле пожаром шла

Землю кровью пропитала,

И расплавленным металлом

На три метра пролила.

Ведущий: Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.

Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,

Нам досталась надолго нелегкая участь солдат.

Выходят Саша и Вика .

Мелодия «С чего начинается Родина»

Девушка читает стих. «До свидания, мальчики» Б. Окуджава


Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли -
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом - солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите,
и все-таки
постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб - разлуки и дым,
наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.
Сапоги - ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идете войной наугад...
До свидания, девочки!
Девочки,
постарайтесь вернуться назад.

Парень читает стих. «Жди меня» К. Симонов)

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет:- Повезло.-
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

5 СЛАЙД
Ведущий: Великая Отечественная война против гитлеровской Германии была священной, освободительной, всенародной. Победу приближали не только мужчины. Нежные, хрупкие девушки и женщины тоже взвалили на себя тяжесть войны. Женщины умели не только ждать, но и стоять за станком, растить детей, воевать.

6 СЛАЙД Ведущий: Говорят: «У войны не женское лицо», но женщины уходили на фронт. Они помогали раненым, подносили снаряды, они были снайперами, летчиками… Они были солдатами. Стала медсестрой Вероника Тушнова ЩЕЛЧОК

Слово их тоже было оружием. Анна Ахматова ЩЕЛЧОК , Ольга Берггольц ЩЕЛЧОК … Их стихи знали, ждали…
(Чтение наизусть стихотворения О.Берггольц «Я никогда героем не была»

Я никогда героем не была.
Не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
я не геройствовала, а жила.

И не хвалюсь я тем, что в дни блокады
не изменяла радости земной,
что, как роса, сияла эта радость,
угрюмо озаренная войной.

И если чем-нибудь могу гордиться,
то, как и все друзья мои вокруг,
горжусь, что до сих пор могу трудиться,
не складывая ослабевших рук.
Горжусь, что в эти дни, как никогда,
мы знали вдохновение труда.

В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
где смерть, как тень, тащилась по пятам,
такими мы счастливыми бывали,
такой свободой бурною дышали,
что внуки позавидовали б нам.

О да, мы счастье страшное открыли, -
достойно не воспетое пока,
когда последней коркою делились,
последнею щепоткой табака,
когда вели полночные беседы
у бедного и дымного огня,
как будем жить, когда придет победа,
всю нашу жизнь по-новому ценя.

И ты, мой друг, ты даже в годы мира,
как полдень жизни будешь вспоминать
дом на проспекте Красных Командиров,
где тлел огонь и дуло от окна.
Ты выпрямишься вновь, как нынче, молод.
Ликуя, плача, сердце позовет

Да здравствует, да царствует всегда
простая человеческая радость,
основа обороны и труда,
бессмертие и сила Ленинграда.
Да здравствует суровый и спокойный,
глядевший смерти в самое лицо,
удушливое вынесший кольцо
как Человек,
как Труженик,
как Воин.

Сестра моя, товарищ, друг и брат:
ведь это мы, крещенные блокадой.
Нас вместе называют - Ленинград;
и шар земной гордится Ленинградом.

Двойною жизнью мы сейчас живем:
в кольце и стуже, в голоде, в печали
мы дышим завтрашним -
счастливым, щедрым днем.
Мы этот день уже завоевали-

И ночь ли будет, утро или вечер,
но в этот день мы встанем и пойдем
воительнице-армии навстречу
в освобожденном городе своем.
Мы выйдем без цветов,
в помятых касках,
в тяжелых ватниках,
в промерзших полумасках,

как равные - приветствуя войска.
И, крылья мечевидные расправив,
над нами встанет бронзовая слава,
держа венок в обугленных руках.

Ведущий: 6 СЛАЙД Юлия Владимировна Друнина. Девочка из интеллигентной московской учительской семьи, стихи писала с детства.

Слайд (фото, слова)

Выходит ученица (Юлия Друнина):

В 17 лет я прямо со школьной скамьи добровольцем ушла на фронт, работала санитаркой в госпитале. Затем - санинструктором в пехотном батальоне. Воевала в пехоте, в артиллерии. Была ранена, награждена медалью «За отвагу», орденом Красного Знамени. В 1944 году меня демобилизовали по инвалидности после очередной контузии.

Хотя я писала с детства, но почувствовала себя поэтом в 1944 году. Первая подборка стихов была опубликована в 1945 году в журнале «Знамя», конечно, стихи были о войне.

(Стихотворение Ю Друниной «Не плакала»)

Ах, Лидочки, Настеньки, Тани,
Сиянье доверчивых глаз!
Откуда в часы испытаний
Вдруг силы берутся у вас?

Так хочется счастья и мира!
Но ежели… нам не впервой…
Припала вдова командира
К планшетке его полевой.

Припала, губу закусила,
А плакать нельзя - ребятня…
- Как звать тебя? Может, Россия?
- Я - Лида. Так кличут меня.

Сквозь трудные слезы, сурово,
Любовью и гневом полны,
Вдове улыбаются вдовы
Великой священной войны…

(Стихотворение «Зинка» Ю. Друниной читают наизусть по ролям)

2 девушки

Памяти однополчанки - Героя Советского Союза Зины Самсоновой.

1. Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, сырой земле.

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня лишь она одна.

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет.

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет...

Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг нежданный приказ: "Вперед!"

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

2. С каждым днем становилось горше,

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку,

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы хотели со славой жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав,

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

3. - Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала...

Ведущий: Не женское это дело – убивать, но тогда, в 41-м, уходили на фронт совсем еще молодые девушки, всеми правдами и неправдами осаждая военкоматы, прибавляя себе год-два, рвались на передовую. О таких девушках писал Борис Львович Васильев 8 СЛАЙД

Выходит ученик (Б. Васильев):

Я родился в Смоленске в семье кадровых военных. Быть военным не собирался, мечтал стать историком, но война все перечеркнула. 8 июля 1941 года я, девятиклассник- доброволец, в составе истребительного батальона прибыл на фронт. Участвовал в боях за родной Смоленск, под Вязьмой. После войны стал профессионально заниматься литературой. Написаны повести «Встречный бой», «Завтра была война», а первая повесть «А зори здесь тихие» сразу же получила признание читателей.

9 СЛАЙД (2 ЩЕЛЧКА)
Сценка из романа Б. Васильева «А зори здесь тихие».

Кирьянова говорила коротко: сказала два раза "слушаю" да раз пять поддакнула. Старшина:

Стройте людей.

Построены, товарищ старшина.

Строй, нечего сказать. У одной волосы, как грива, до пояса, У другой какие-то бумажки в голове. Вояки! Чеши с такими лес, лови немцев с автоматами! А у них, между прочим, одни родимые, образца 1891-го дробь 30-го года...

Вольно!

Женя, Галя, Лиза... Сморщился старшина:

Погодите, Осянина! Немцев идем ловить - не рыбу. Так чтоб хоть стрелять умели, что ли...

Умеют.

Хотел Васков рукой махнуть, но спохватился:

Да, вот еще. Может, немецкий кто знает?

Я знаю.

Что - я? Что такое я? Докладывать надо!

Боец Гурвич.

Ох-хо-хо! Как по-ихнему - руки вверх?

Хенде хох.

Точно, - махнул-таки рукой старшина. - Ну, давай, Гурвич...

Выстроились эти пятеро. Серьезные, как дети, но испуга вроде пока нет.

Идем на двое суток, так надо считать. Взять сухой паек, патронов... по пять обойм. Подзаправиться... Ну, поесть, значит, плотно. Обуться по-человечески, в порядок себя привести, подготовиться. На все - сорок минут.

Остаток времени старшина посвятил небольшой лекции, вводящей, по его мнению, бойцов в курс дела:

Противника не бойтесь. Он по нашим тылам идет, - значит, сам боится. Но близко не подпускайте, потому как противник все же мужик здоровый и вооружен специально для ближнего боя. Если уж случится, что рядом он окажется, тогда затаитесь лучше. Только не бегите, упаси бог: в бегущего из автомата попасть - одно удовольствие. Ходите только по двое. В пути не отставать и не разговаривать. Если дорога попадется, как надо действовать?

Знаем, - сказала рыжая. - Одна - справа, другая - слева.

Скрытно, - уточнил Федот Евграфыч. - Порядок движения такой будет: впереди - головной дозор в составе младшего сержанта с бойцом. Затем в ста метрах - основное ядро: я... - он оглядел свой отряд, - с переводчицей. В ста метрах за нами - последняя пара. Идти, конечно, не рядом, а на расстоянии видимости. В случае обнаружения противника или чего непонятного... Кто по-звериному или там по-птичьему кричать может?

Захихикали, дуры...

Я серьезно спрашиваю! В лесу сигналы голосом не подашь: у немца тоже уши есть. Примолкли.

Я умею, - робко сказала Гурвич. - По ослиному: и-а, и-а!

Ослы здесь не водятся, - с неудовольствием заметил старшина. - Ладно, давайте крякать учиться. Как утки.

Показал, а они засмеялись. Чего им вдруг весело стало, Васков не понял, но и сам улыбки не сдержал.

10 СЛАЙД
Ведущий: Юрий Васильевич Бондарев. В июне 1941 года Юре Бондареву было чуть больше 17-ти лет. Как все сверстники, он рвался на фронт.

Слайд (фото)

Выходит ученик (Ю. Бондарев):

Я окончил ускоренный курс артиллерийского училища и уже в 1942 году воевал под Сталинградом.

Роман «Горячий снег», написанный в 1969 году, как раз об этих событиях: о боях на подступах к Сталинграду артиллерийской батареи. По мотивам этого романа был снят художественный фильм под тем же названием. В 1945 году после очередного ранения я демобилизовался. В свое книге «Мгновения» я написал: «Война уже стала историей. Но так ли это? Для меня ясно одно: главные участники истории – это люди и время. Не забывать время- это значит не забывать людей, не забывать людей - это значит не забывать время. Быть историчным – это быть современным».


(Просмотр отрывка из фильма «Батальоны просят огня»)

11 СЛАЙД
Ведущий: Виктор Петрович Астафьев – сибиряк. Детдомовец. В 1942 году добровольцем ушел на фронт.

Слайд (фото)

Ученик (Астафьев):

Я воевал в артиллерии, был связистом, шофером, артиллерийским разведчиком. Участвовал в боях на Курской дуге, освобождал Украину, Польшу, был тяжело ранен, контужен, в 1945 году демобилизован. Я всегла чувствовал вину перед теми, кто не дожил, не долюбил. Свою правду о войне поведал в повестях: «Веселый солдат», «Так хочется жить», в страшном монументальном романе «Прокляты и убиты».

Ведущий: Не о бессмертном народе-победителе писал В.П.Астафьев, а о «рядовом» человеке на войне, который сохраняет в себе доброту, любовь в адских условиях чудовищной, испепеляющей стихии войны.

Ведущий: Они. Молодые солдаты, вынесли на своих плечах основные тяготы войны. Такие, как простой русский солдат Василий Теркин – герой поэмы Твардовского.
12 СЛАЙД

(На сцену выходит Василий Теркин)

Теркин: Вот пришел я с полустанка

В свой родимый сельсовет.

Я пришел, а тут гулянка.

Нет гулянки? Ладно. нет,

Я в другой колхоз, и в третий

Вся округа на виду,

Где-нибудь на этом свете

На гулянку попаду.

13 СЛАЙД
Ведущий: А любовь на войне? На войне чувства были еще острее, пронзительнее, потому что никогда солдат не знал, долго ли продлится его счастье.

Ведущий: Я не знаю, у какой заставы

Вдруг умолкну в завтрашнем бою,

Умирая, вспомню я опять

Девушку, которую люблю

Ту, что не успел поцеловать.

14 СЛАЙД
Ведущий: Многие современные поэты пишут о войне. Среди них Владимир Семенович Высоцкий. Он был ребенком, когда началась война. Вырос в семье военного, и поэтому знал многое о войне. Тема войны пронесена Высоцким через всю жизнь.

Ведущий: Сам Владимир Высоцкий объяснял это так: «…почему у меня много военных песен? Почему я так часто обращаюсь к военной теме?.. Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет волновать –это такая великая победа, которая на четыре года покрыла нашу землю. Во-вторых, у меня военная семья…»

Ведущий: «Песни Высоцкого о войне – это, прежде всего, песни очень настоящих людей… Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут. Именно так и переходят от родителей к детям самые значительные, самые высокие понятия…» (Р.Рождественский)

15 СЛАЙД
Вед. ЩЕЛЧОК Всеволод Багрицкий – погиб в 19 лет под Ленинградом, записывая рассказ политрука.

ЩЕЛЧОК Павел Коган – погиб в 23 года под Новороссийском, возглавляя разведгруппу.

ЩЕЛЧОК Николай Майоров – убит в бою на Смоленщине в 23 года

ЩЕЛЧОК Михаил Кульчицкий – погиб в 23 года под Сталинградом.

ЩЕЛЧОК Семен Гудзенко – умер от ран.

Ведущий: Человеческая память. Время не властно над ней. И сколько бы лет и десятилетий не прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе.

16 СЛАЙД

(Звучит песня «Журавли», слайды героев Сов. Союза Мишкинского района)

Ведущий: Мы вас помним, солдаты

Пусть известны не все имена,

Но войны той жестокой раскаты

Не умолкнут во все времена.

Ведущий: Чашу страданья испив всю до дна,

Вы из жизни ушли молодыми,

Но в памяти нашей во все времена

Останетесь вечно живыми.

Ведущий: Нет, время не властно над нами

Нашей скорби ему не убить.

Омоем ваш прах мы слезами

Учась благодарными быть.

Ведущий: Литература о войне – это дань памяти подвигу русского народа, подвигу русского солдата. Эту эстафету памяти мы должны передать следующим поколениям.
17 СЛАЙД

(Стихотворение читает ученица 3 класса «Я рисую людей»)

Я рисую людей,

Я рисую траву,

Я рисую все то,

Что вокруг наяву.

Я рисую дома

И сады на луне.

Я рисую все то,

Что увижу во сне.

Не хочу рисовать я

Разрывы от бомб.

Пусть не плачет

Никто на рисунке моем.

Мы в обиду планету свою не дадим.

«Да!»- цветущим садам

«Нет!»- войне говорим.

Финальная песня «Здравствуй, мир» (муз. Л. Квинт, сл. В. Кострова)

Снова распускаются цветы,

В майский день так хочется поверить,

Что красивые и светлые мечты

Словно солнца свет ворвутся в двери.

Опустившись в мягкую траву

Вспомни тех, кого уже нет с нами,

Но они в душе твоей живут,

Согревая вечным словом «память»!

Это было много лет назад,

Но земля хранит безумство боя,

Помнит взрывы танковых гранат,

Помнит тех, кто умирали стоя!

Небеса давно уже чисты,

Жизнь идет, и солнце так же светит,

Но кладут на парапет цветы

С трепетом и со смущеньем дети.

И мы с ними будем наравне,

Потому что много не видали,

Ведь не мы погибли на войне,

Ради Жизни жизнь свою отдали!

Хоть на миг оставьте все дела,

Вспомните, и мир светлее станет!

Время все стирает, но должна

В наших душах оставаться память!

Открываются кулисы. Творческая постановка.

Ведущий 1: Добрый день!

Ведущий 2:Мы рады приветствовать всех, кто собрался в этом зале!

Ведущий 3: 9 мая - День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Это день радости и торжества, день бессмертной славы и светлой памяти героев.

Ведущий 4:День 22 июня 1941 г. памятен нам как один из самых трагических дней в истории страны. В этот день фашистская Германия без объявления войны напала на СССР. Над нашей Родиной нависла смертельная опасность.

Ведущий 1:Красная армия мужественно встретила врага. Тысячи бойцов и командиров ценой собственной жизни старались сдержать натиск фашистов. Но силы были неравные.

Ведущий 2:В Красной армии на вооружении не хватало новых видов техники: танков, самолетов, артиллерийских орудий, автоматов. Советский Союз только приступил к перевооружению нашей армии и флота. По этим и по некоторым другим причинам советские войска несли огромные, неоправданные потери.

Ведущий 3:По плану гитлеровских генералов война должна была продлиться всего два-три месяца. До нападения на СССР Германия захватила все танки, самолеты, пушки, заводы и рабочую силу покоренной Европы. Враг был жесток и силен.

Ведущий 4.Весь советский народ встал на защиту Родины. Тысячи добровольцев ушли в Красную армию, партизанские отряды, народное ополчение. Страна стала одним боевым лагерем; усилия фронта и тыла слились воедино.

Выступление Екатерины Боснак и Захаровой Марины, песня «Давно мы дома не были…»

Ведущий 1: Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины! Вечная память всем героическим подвигам, которые совершили русские воины-освободители во имя свободы и независимости нашей Родины! Недаром их подвиги воспеты в стихах, песнях!

Ведущий 2:

В нашей истории много событий,
Где приходилось отстаивать Мир;
Взрослых удел это, но не забыты
Дети - идущие в бой, вместо игр.

Ведущий 3:

Сколько их, маленьких, лесом встревоженным
Тайно носилось по тропкам исхоженным:
Страшно, наверное, было идти,
Важно - записку прижать на груди.

Ведущий 4:

На голове вместо кепок - папахи,
Вместо панамок - тугие платки,
И гимнастёрки - а не рубахи,
Туфли сменили - на сапоги.

Ведущий 1:

Сердце ребёнка кипело от злобы,
Вместо улыбок, они - вновь и вновь
Жизнью своей рисковали так, чтобы
Мир на Земле воцарил и Любовь!

Ведущий 2: За боевые заслуги - в схватке смертельной с врагами -
Многие пионеры награждены Орденами!

Ведущий 3:

Во имя Отчизны, сомненья поправ,

чтоб злого врага победить,
Вы отдали жизни, так и не узнав,

как всё-таки здорово жить!

Ведущий 4:

Мы будем вас помнить, и в сердце хранить

Героев своих имена.
Вы - жили, сражались, смогли победить,

чтоб вами гордилась Страна!

Песня о пионерах героях. Хор мальчиков начальной школы.

Ведущий 1:

Качается рожь несжатая,

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы - девчата,

Похожие на парней.

Ведущий 2:

Нет, это горят не холмы -

То юность моя в огне.

Идут по войне ребята,

Идут по родной земле.

Песня «Эх, дороги…» Выступают ученики 3 Б класса.

Ведущий 1: Четыре с половиной года продолжалась Великая Отечественная война. Наши солдаты храбро сражались в боях, те, кто оставался в тылу, всеми силами сообща тоже ковали победу. Работали на заводах, фабриках, делали оружие: танки, автоматы, самолеты, минометы и пушки.

Ведущий 2: Военные эшелоны везли на фронт вооружение, медикаменты и одежду, пищу для бойцов. Наконец враг был сломлен! Воины освободили от фашистских захватчиков не только нашу Отчизну, но и многие страны Европы. Они дошли до Берлина и водрузили на Рейхстаге красный флаг.

Ведущий 3:

Сквозь кровь и пот, через огонь и воду,

сквозь дым пожарищ, через трупный смрад,

отстаивая право на свободу,

к победе шел, Россия, твой солдат!

Ведущий 4:

И не сломила, сердце не сгубила,

И душу не растлила нам война.

Видать, нечеловеческая сила

Ему, солдату, русскому дана.

Песня «Баллада о солдате» Выступают ученики 2-х классов.

Ведущий 3: Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла почти 27 млн жизней советских людей. Но Советский Союз не только выстоял в такой жестокой войне, но и разгромил фашизм потому, что война была всенародной.

Ведущий 4: На защиту Родины поднялись все: и мужчины, и женщины, и старики, и молодежь, все нации и народности страны. Невиданная стойкость и героизм на полях сражений, мужественная борьба партизан и подпольщиков за линией фронта, почти круглосуточный неустанный труд в тылу - вот чем была завоевана эта победа.

Фильм. Реквием.

Ведущий 1. Объявляется минута молчания. (Звук метронома.)

Ведущий 1: 9 мая, в День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, на улицы и площади городов вышли тысячи людей. У всех на глазах блестели слезы радости и печали одновременно. Люди радовались Великой Победе и печалились о потере близких и дорогих людей.

Ведущий 2:

Сегодня праздник входит в каждый дом,

и радость к людям с ним приходит следом.

Мы поздравляем вас с Великим днем!

С Днем нашей Славы!

Все:С Днем Победы»!

Песня «Победа» Выступают ученики 3-х и 4-х классов.


Close