Долг, честь и милосердие в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

I. Вступление

Долг, честь и милосердие – безусловные нравственные ценности для Пушкина. Но иногда они вступают в противоре­чие друг с другом.

II. Главная часть

1. Из главных героев романа лишь для Маши Мироновой нет противоречия между долгом, честью и милосердием.

В любом ее поступке (отказ выйти замуж за Швабрина, стремление снасти Гринева и др.) долг, честь и милосердие оказываются слитыми воедино.

2. С другой стороны, в романе есть герой, который посто­янно поступает вопреки и долгу, и чести, и милосердию, – это Швабрин, который вызывает в читателе лишь чувство пре­зрения.

3. Сложные отношения между требованиями долга, чести и милосердия характерны для таких героев, как Гринев, Пуга­чев, Екатерина II.

а) Гринев. До определенного времени для него нет проти­воречия между долгом и честью. Но в какой-то момент он вы­нужден пренебречь своим долгом (оставаться в Оренбурге) ради чести и милосердия (он чувствует нравственную обязан­ность спасти Машу и для этого вынужден обращаться к Пуга­чеву за помощью). Но чести своей он не теряет ни при каких обстоятельствах, что видно, например, в его отношении к Пуга­чеву: он отказывается ему присягать, смело возражает ему и т.п.

б) Пугачев. Для него характерно противоречие между дол­гом и милосердием. Долг повелевает ему казнить Гринева заод­но с защитниками Белогорской крепости, а позже – за обман с Машей. Но милосердие в данном случае берет верх. Даже когда он полностью расплатился с Гриневым за заячий тулупчик, со­хранив ему жизнь и свободу, он продолжает совершать добрые и милосердные поступки, помогая, в частности, Гриневу освободить Машу. Именно это начало милосердия обусловило со чувственное отношение Пушкина к Пугачеву.

в) Екатерина II. Для нее так же, как и для Пугачева, харак­терно определенное противоречие между долгом и милосер­дием. Она, поверив Маше, помиловала Гринева, хотя долг предписывал ей предать его суду и, может быть, казни.

4. В романе «Капитанская дочка» Пушкину было важно показать, что в человеке самое главное – это именно челове­ческое начало, стоящее выше сословного положения, общест­венной роли и т.п. В этом отношении примечательны два эпи­зода: встреча Гринева с Пугачевым во время метели и встреча Маши с императрицей. В обоих случаях это встречи не дворя­нина с мужиком и не государыни со скромной дворянкой – это встречи человека с человеком. Именно в таких ситуациях людям свойственно проявлять прежде всего милосердие.

III. Заключение

Милосердие – высшая нравственная ценность в понима­нии Пушкина. Не случайно в особую заслугу самому себе он ставил то, что «милость к падшим призывал» («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»).

Здесь искали:

  • план сочинения капитанская дочка
  • план к сочинению капитанская дочка
  • тема милосердия в капитанской дочке сочинение с планом

Первый план не стал основой задуманного произведения - явно недоставало фактического материала. Но Пушкин продолжал размышлять о Шванвиче; его больше всего беспокоило обоснование перехода дворянина на сторону Пугачева, и в сентябре 1832 года он записывает новый план.

Характерная особенность этого плана - перенесение событий в провинцию, в края, близкие к месту восстания. Это позволяло описать встречу молодого Шванвича с восставшими: «Шванвичь встречает разбойника вожатого - вступает к Пугачеву». Мотивируется и переход - протест Шванвича против произвола воеводы, который хочет насильно выдать замуж дочь за нелюбимого человека. Шванвич, перейдя к Пугачеву, «предводительствует шайкой, является к Марье Ал. - спасает семейство и всех».

Но и по новому плану работа над романом не была начата - этому помешали неожиданные обстоятельства. В сентябре Пушкин уехал в Москву, где, встретившись со своим приятелем Нащокиным, рассказал ему о новом замысле. Нащокин, со своей стороны, познакомил друга с известной: ему историей белорусского дворянина Островского, у которого богатый сосед беззаконно «отсудил» землю. Островский, в ответ на обиду, возглавил оставшихся с ним крестьян и принялся мстить окружающим помещикам и чиновникам. Сюжет этот заинтересовал Пушкина - он убедительно раскрывал общность интересов обиженного и оскорбленного властью дворянина Островского и его крепостных. В октябре Пушкин уже приступил к написанию романа «Дубровский». И сюжет о Шванвиче был отложен. Но не забыт.

Но к работе Пушкин не приступал; он понимал, что достаточного фактического материала о восстании у него не было: он не знал, как и почему исторический Шванович перешел на сторону Пугачева, чем был обусловлен этот в высшей степени знаменательный факт. Возникла необходимость тщательного изучения документов восстания.

В первых числах февраля 1833 года Пушкин обращается с просьбой к военному министру А. И. Чернышеву разрешить ему познакомиться в архивах военного министерства с документами второй половины XVIII века. Первые материалы из канцелярии Чернышева Пушкин получил в конце февраля. Изучение их позволило внести существенные изменения в замысел романа о дворянине-пугачевце.

Пугачеву было временным, а присяги - уловкой: при первой возможности они возвращались в правительственные войска. Данное обстоятельство решительным образом опровергало первоначальный план Пушкина изобразить Шванвича как дворянина-пугачевца, перешедшего на сторону восставших по идейным соображениям (сдает крепость Пугачеву, становится его «сообщником»). Впоследствии собранные материалы окончательно прояснили, кто в действительности был Шванвич: офицер, «находившийся в команде Чернышева, имел малодушие пристать к Пугачеву, и глупо ему служить».

В новых материалах внимание Пушкина привлекла фамилия Башарина - армейского офицера, попавшего в плен и помилованного Пугачевым по ходатайству солдат, заявивших, что «он был до них добр и в солдатских нуждах их не оставлял». Башарин служил Пугачеву. Но, верный фактам, Пушкин оставляет мысль написать историю дворянина-пугачевца. В марте 1833 года он пишет новый план, в котором место Шванвича занимает Башарин. Его биография изменяется - он, как и другие офицеры, только в эеменно будет находиться у Пугачева и при удобном случае вернется «к своим».

ет отца Михель-

Вот как выглядел новый план: «Башарин отцом своим привезен в Петербург и записан в гвардию. За шалость сослан в гарнизон. Пощажен Пугачевым при взятии крепости, произведен им в капитаны и отряжен с отдельной партией в Синбирск под начальством одного из полковников Пугачева. Он спаса своего, который его не узнает. Является к сону, который принимает его к себе; отличается про тив Пугачева. Принят опять в гвардию. Является к отцу в Москву - идет с ним к Пугачеву».Знакомство с непосредственными документами восстания привело не только к изменению главного конфликта будущего исторического романа, но и вызвало у автора желание исследовать все обстоятельства, связанные с этим крупным событием русской истории. | Нужно было понять причины восстания, положение крепостных крестьян и казаков, политическую и социальную программу мятежников, характер их военных действий и преобразований, осуществлявшихся на обширных ими занятых территориях. Новый план требовал выяснения многих вопросов, непосредственно связанных с восстанием Пугачева, Пушкину неизвестных. Поэтому план романа пришлось вновь отложить - Пушкин с необыкновенной быстротой принялся писать «Историю Пугачева».

    Роман «Капитанская дочка», опубликованный в четвертой книжке журнала «Современник» за 1836 г., - итоговое произведение Пушкина. «Прощальный» роман вырастал из пушкинских трудов по истории России. С начала 1830-х гг. в центре внимания Пушкина был XVIII...

    Историческая повесть «Капитанская дочка» - последнее произведение А.С.Пушкина, написанное в прозе. Это произведение отражает все наиболее важные темы пушкинского творчества позднего периода – место «маленького» человека в исторических событиях, нравственный...

    Александр Сергеевич Пушкин, основоположник реализма и русского литературного языка, всю жизнь интересовался переломными моментами в истории России, а также выдающимися личностями, которые влияли на ход исторического развития страны. Через все его творчество...

    Роман написан в виде мемуаров Петра Андрейча Гринева, где он вспоминает свою молодость и встречи с разбойником Пугачевым. Детство и юность Гринева ничем не отличались от жизни других барчат-недорослей, поэтому в романе об этом сказано вскользь, а вот...

События повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» происходят на фоне восстания Емельяна Пугачева. Повествование ведется от лица главного героя, Петра Гринева, который был участником тех событий, и сумел сохранить честь и мужество настоящего офицера, пройдя через суровое жизненное испытание. Предлагаем ознакомится с кратким анализом произведения по плану «Капитанская дочка». Данный материал может быть использован для работы на уроках литературы в 8 классе, и при подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1833 – 1836 гг.

История создания – Пушкин работал над повестью в течение периода с 1833 года по 1836. Сначала поэт хотел создать документальное сочинение, но в процессе изучения исторических материалов, у него возникла идея создания художественного произведения.

Тема – Основной темой «Капитанской дочки» считается нравственный выбор в сложных условиях, сохранение чести и достоинства. Также в тексте присутствуют темы любви и воспитания.

Композиция – Повесть выстроена в виде записок молодого дворянина, в которых он ведет рассказ о пугачевском восстании.

Жанр – До сих пор остается открытым вопрос по поводу жанра «Капитанской дочки». Произведение охватывает большой период времени, фазы взросления главного героя, исторические документальные данные, все это позволяет относить данное сочинение к жанру романа. Во времена писателя романами считались многотомные работы, и «Капитанская дочка» получила жанр повести.

Направление – Реализм и романтизм.

История создания

История создания «Капитанской дочки имеет много мотивов, некоторые из них писатель почерпнул из романов Вальтера Скотта, в произведениях которого присутствовали исторические факты. Поэт много изучал историю российского государства, и большой интерес у него вызывала фигура Емельяна Пугачева. Пушкин собирал исторические факты, вел разговоры с участниками событий пугачевского бунта. Изначально его решением было создание документального исторического произведения. У писателя было собрано много материала, и ему пришла в голову мысль о написании художественного повествования, где более ярко был выражен образ Пугачева. Автор начал работу над «Капитанской дочкой» в 1833 году, окончательный год написания повести – 1836.

В «Капитанской дочке» анализ произведения требует раскрытия основной мысли данного повествования. Любая власть действует на подавление личности, используя жесткий режим. Поэт приходит к мнению, что: «Не дай бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

В этом и весь смысл его повести.

Тема

Тема крестьянской революции охватывает огромную проблематику того смутного времени. Главные проблемы «Капитанской дочки» – это проблема власти, нравственного выбора человека, его место в истории, и, как одна из составляющих, проблема воспитания.

Дело в том, что смысл названия «Капитанская дочка», заключает в себе суть всего произведения. На фоне любовной темы проходит все действие повести. Именно Мария Миронова стала катализатором всех действий Гринева, ради нее, он готов на подвиги. Чувство любви, испытываемое Гриневым, играет большую роль в становлении его характера, это выражается и в конфликте с Швабриным, когда Гринев, не задумываясь становится на защиту чести девушки, и в эпизоде с Пугачевым, когда дворянин опять пытается защитить Марию и сохранить ее жизнь.

Пугачев, увидев такую самоотверженность и отвагу Гринева, достойно оценивает его поведение. И сама Мария, эта робкая и беззащитная девушка, ради любви к Гриневу, посмела обратиться за помощью к самой Екатерине Второй.

Благодаря проснувшемуся в нем чувстве любви, Гринев, смог продемонстрировать высокие моральные принципы, он противопоставил себя Пугачеву, но смог сохранить честь и достоинство, важную роль в этом сыграло и достойное воспитание молодого человека.

Швабрин же, с его бездуховностью и мелочным подлым характером, не сумел выдержать испытания, и легко совершил предательство. Его изворотливая натура готова лишь на то, чтобы любыми средствами сохранить свою жизнь.

Композиция

Использованные писателем особенности композиции, позволили ему преодолеть цензурные преграды. Своими выразительными художественными средствами, как бы излагая суть происходящих событий устами Гринева, автор достоверно и последовательно преподносит исторические факты крестьянской революции.

В композиционном построении повести описываются два противоборствующих лагеря , между которыми идет война. Во главе народного лагеря стоит Емельян Пугачев, а во главе дворян – Екатерина Вторая.

Методом контраста великий русский поэт дает отчётливо понять, что на самом деле представляют собой эти противоборствующие силы. Огромное значение в повести имеют описания пейзажей. Нарисованные с максимальной точностью, они полностью соответствуют происходящим событиям, придавая им большую выразительность и значимость.

Сопоставляя все приведенные факты анализа, можно сделать вывод, что нравственная зрелость человека приходит через испытания, которым подвергаются его убеждения. Многое в становлении характера зависит от воспитания, от той среды, где жил и воспитывался человек. Немаловажную роль в этом играет личный пример старших товарищей, их самоотверженность и отвага, твердое убеждение в своей правоте, целеустремленность и непоколебимая воля.

Разбираясь в том, чему учит это произведение, становится ясным, что автор призывает к тому, что честь человека воспитывается с юных лет, и только твердые убеждения, и сильная воля, дают возможность сделать правильный нравственный выбор.

Главные герои

Жанр

Многие из критиков высоко оценили жанровое своеобразие повести Пушкина.

Современники поэта были убеждены, что его книга относится к направлению реализма, отображающая реальные события, но описания, использующие исторические материалы, центральной фигурой которых является романтический герой Пугачев, придают ему характеристику романтизма.

И историческая линия, и романтический сюжет, все это оставляет повесть «Капитанская дочка» популярной и в наши дни.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 2218.

1 глава. Сержант гвардии Повесть "Капитанская дочка", пересказ которой вы читаете, начинается с рассказа Петра Гринева о своей жизни. Он был единственным ребенком, которому удалось выжить из 9 детей бедной дворянки и отставного майора, жил в барской семье со средним достатком. Старый слуга был фактически воспитателем юного барина. Образование Петр получил плохое, так как его отец нанял француза - парикмахера Бопре - в качестве гувернера. Этот человек вел аморальный, распутный образ жизни. За развратные действия и пьянство его в конце концов выгнали из имения. А Петрушу, 17-летнего юношу, отец решил отправить служить в Оренбург по старым связям. Он направил его туда вместо Петербурга, где должны были взять юношу в гвардию. Для присмотра за сыном он прикрепил к нему Савельича, старого слугу. Петруша очень расстроился, потому что вместо столичных гулянок его ждало безрадостное существование в этой глуши. Об этих событиях пишет Александр Сергеевич в повести "Капитанская дочка" (1 глава). - 2 глава. Вожатый Продолжаем описывать события повести "Капитанская дочка". Пересказ второй главы следующий. Петр, в конце концов, начинает стыдиться этого проигрыша и обещает слуге не играть больше на деньги. Их ожидает долгий путь, и Савельич прощает своего барина. Но они снова из-за неблагоразумия Петра попадают в беду. Несмотря на надвигающуюся бурю, Гринев приказал ямщику продолжать путь, и они заблудились и чуть было не замерзли. Однако удача была на стороне героев - им вдруг повстречался незнакомец. Он помог путникам добраться до постоялого двора. -3 глава. Крепость 3 глава повести "Капитанская дочка", пересказ которой предлагается вашему вниманию, начинается следующими событиями. Мы знакомимся с комендантом крепости. Иван Кузьмич Миронов был ее хозяином, но фактически управляла всем жена начальника - Василиса Егоровна. Эти душевные и простые люди сразу же понравились Петру. У немолодой уже четы была юная дочь Маша, но пока еще ее знакомство с главным героем не состоялось. В оказавшейся обычной деревушкой крепости молодой человек знакомится с поручиком по имени Алексей Иванович Швабрин. Его отправили сюда из гвардии за участие в дуэли, окончившейся смертью его противника. Этот герой часто язвил насчет Маши, капитанской дочери, выставляя ее дурочкой, и вообще имел привычку отзываться о людях нелестно. После того как Гринев сам познакомился с девушкой, он высказывает сомнение относительно замечания поручика. Продолжим наш пересказ. "Капитанская дочка", глава 4, в кратком изложении Благодушный и добрый по натуре Гринев начал все теснее общаться с семьей коменданта, а от Швабрина постепенно отдалился. У Маши не было приданого, но она оказалась прелестной девушкой. Петру не нравились колкие замечания Швабрина. Вечерами, окрыленный мыслями об этой девушке, он стал писать ей стихи и читал их Алексею Ивановичу. Но тот лишь высмеивал его, начав еще сильнее унижать достоинство девушки, говоря, что она придет ночью к любому, кто подарит ей сережки. - далее. 4 глава. Поединок -

Становление личности Петра Гринева

ПЛАН

  1. Вступление. Связь романа Пушкина с современностью.

II.Основная часть.

1.Детство и юность, среда, в которой воспитывался герой.

2. Самостоятельная жизнь Петра Гринёва- утрата многих иллюзий, становление души и характера:

а) встреча с Зуриным;

б) встреча с вожатым;

в) жизнь в Белогорской крепости, взросление героя, укрепление лучших задатков характера.

3.Гринёв во время грозных исторических событий.

4. История отношений с Пугачёвым.

5. Отношение Гринёва к людям - умение любить, помогать, прощать.

III. Заключение. Во всех тяжёлых жизненных ситуациях нужно сохранять доброту и благородство.

Проблема чести и долга в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

(на примере образов Гринёва и Швабрина)

ПЛАН

I.Вступление. Мужество и благородство проявляются в жизненных испытаниях.

II.Основная часть.

1.Гринёв и Швабрин- представителя русского дворянства. Что у них общего?

2.Отношение героев к людям.

3.Поведение героев в ситуациях нравственного выбора.

4.Отношение героев к Маше Мироновой. Любил ли Швабрин Машу?

III. Заключение. Как судьба героев соотносится с эпиграфом к роману.

Маша Миронова в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

ПЛАН

I.Вступление. Проблемы, которые затрагивает Пушкин в романе « Капитанская дочка».

II.Основная часть. Образ Маши Мироновой.

  1. Жизнь Маши в Белогорской крепости.
  2. Встреча с Петром Гринёвым.

3.Главные испытания в жизни Маши.

4.Борьба Маши за честь и доброе имя Гринёва.

5.Милость императрицы.

6.Счастье с любимым.

III. Заключение.Честность и нравственная чистота победили предательство и несправедливость.

Образ Пугачёва в романе « Капитанская дочка»

ПЛАН

I.Вступление. Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина.

II.Основная часть. Характеристика Пугачёва.

  1. Первое появление Пугачёва на страницах романа.
  2. Портретная характеристика героя.
  3. Черты характера, противоречивость натуры Пугачёва.
  4. Пугачёв и народ.
  5. Сочувствие, сострадание рассказчика Пугачёву. Смысл последней встречи на казни.

III. Заключение. Взгляды А.С. Пушкина на восстание Пугачёва.

Смысл названия романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

ПЛАН

I.Вступление. Основная тема и проблема романа Пушкина « Капитанская дочка».

II.Основная часть.

1.Первое впечатление Гринёва от Маши Мироновой.

2.Черты, которые проявляются в характере Маши в её отношениях к родителям, Гринёву, Швабрину.

3.Как раскрывается личность Маши в её любви к Гринёву.

4.Отношение к Маше других персонажей произведения.

5. Как дополняет образ Маши её встреча в Петербурге с Екатериной II.

III. Заключение. Маша Миронова - любимая героиня А.С. Пушкина.


Close