Учитывая глубокий бюджетный кризис, продолжавшийся с 1985 до 1999 г., начавшийся, по распространенному мнению, из-за экономических реформ, может сложиться впечатление, что до 1985 г. с бюджетом было все в порядке и что бюджетный кризис – следствие реформ.

На самом деле это не так, и чтобы убедиться в этом, надо хорошо представлять себе разницу между советским бюджетом и нынешним.

Во-первых, госсектор в СССР охватывал практически всю экономику, и финансовый баланс государства, разрабатывавшийся Госпланом в составе баланса народного хозяйства, был по сути балансом госсектора, включая все доходы и расходы госпредприятий.

Во-вторых, налоговой системы практически не было. Львиная доля доходов государственного бюджета складывалась из двух источников – налога с оборота и отчислений от прибыли предприятий. Основа налога с оборота – разница между заниженными государственными оптовыми ценами (отпускными ценами госпредприятий) и государственными же розничными ценами (или так называемыми ценами промышленности, равными отпускной цене плюс налог с оборота, в случаях, когда налог с оборота взимался не в розничном звене). Отчисления от прибыли производились индивидуально, в соответствии с планами предприятий.

В-третьих, бюджет отличался высокой степенью централизации. Хотя существовало разделение бюджета на союзный, республиканские, областные и т.д., реально все доходы зачислялись в единый государственный бюджет и оттуда распределялись. Даже тени бюджетного федерализма не было. Конечно, на практике существовала известная степень децентрализации, за местными бюджетами были закреплены определенные виды доходов, например подоходный налог с населения, но это только от незначительности поступлений. Кстати, потом советская традиция низкого налогообложения населения и оставления подоходного налога местным бюджетам серьезно осложнит жизнь государственным финансам новой России. Но в СССР бюджетный централизм давал государству еще одну степень свободы.

Все это означало, что в бюджет можно было собрать практически любую наперед заданную сумму. Стоило, например, увеличить плановые отчисления от прибыли и взимать их в плановых суммах, даже если на предприятиях убытки. В этом случае предприятие утрачивало оборотные средства, но они замещались крайне дешевым (2–3%) также плановым банковским кредитом. Кредитные ресурсы пополнялись эмиссией, но она не вызывала открытой инфляции, так как все цены были государственными. Правда, при этом рос товарный дефицит. Но к нему привыкли как к бесплатному приложению к "преимуществам социализма", степень которого не поддается измерению, а потому как бы всегда неизменному.


Конечно, в сказанном есть некоторая доля преувеличения, но лишь в том смысле, что у произвола плановых и финансовых органов все же были ограничения. Так, нельзя было отказаться от доходов, поступающих от государственной торговли алкоголем. А когда это произошло в 1985 г., то в бюджете буквально немедленно образовался дефицит.

Тем не менее основное отличие советского бюджета от бюджета страны с рыночной экономикой состояло в том, что первый играл подчиненную роль и выводился так, как требовалось. Главными были натуральные пропорции и балансы, плановые задания в натуре. По ключевым позициям решения принимало Политбюро ЦК КПСС и отдавало директиву Минфину: изыскать финансовые ресурсы. И они всегда находились, выдающиеся советские минфины Зверев и Гарбузов знали, как это делать.

Структура государственного бюджета СССР приводится в табл. 12.2 в сопоставлении со структурой консолидированного бюджета Российской Федерации.

Таблица 12.2. Структура доходов и расходов государственного бюджета СССР за 1990 г. в сопоставлении со структурой консолидированного бюджета Российской Федерации за 1999 г. (основные статьи), % к бюджету

Бюджетная система социалистических стран. В СССР Бюджетная система включает союзный бюджет и государственные бюджеты союзных республик, которые в своей совокупности составляют государственный бюджет СССР. Это обеспечивает финансирование мероприятий, предусматриваемых планом развития народного хозяйства СССР, участие союзных республик в осуществлении планов, имеющих общесоюзное значение, всестороннее развитие экономики и культуры союзных республик и их взаимную помощь. В государственный бюджет СССР включается также бюджет государственного социального страхования, составляемый ВЦСПС и исполняемый профсоюзами. Государственные бюджеты союзных республик объединяют республиканские бюджеты, государственные бюджеты автономных республик и местные бюджеты. Каждый край, область, автономная область, национальный округ, район, город, поселковый Совет и сельский Совет имеют свой местный бюджет, утверждаемый соответствующим Советом депутатов трудящихся. Общее количество бюджетов, объединяемых Бюджетная система СССР, составляет почти 50 тыс.

Построение Бюджетная система СССР, бюджетные права и обязанности органов государственной власти и управления определяются Конституцией СССР, конституциями союзных и автономных республик, а также Законом о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик, законами о бюджетных правах союзных республик и местных Советов депутатов трудящихся.

Рост бюджетов союзных республик (составляющих в 1970 44,2% государственного бюджета СССР против 24,2% в 1940) свидетельствует о повышении роли союзных республик в хозяйственном и культурном строительстве.

Доходы союзного бюджета образуются с основном за счёт платежей из прибыли предприятий, находящихся в ведении союзных органов, доходов от внешней торговли, взносов государственных предприятий по социальному страхованию, налога с оборота и др. общегосударственных доходов. Доходы республиканских и местных бюджетов состоят из платежей от прибыли предприятий и от др. имущества, находящегося в ведении республиканских и местных органов, а также из отчислений от общегосударственных доходов и налогов, передаваемых в эти бюджеты в порядке их регулирования (см. Бюджетное регулирование ).

Направления и величина расходов различных бюджетов определяются задачами и функциями союзных, республиканских и местных органов власти, закрепленных Конституцией СССР и союзных республик, и др. законодательными актами. Из союзного бюджета СССР финансируются отрасли хозяйства и культуры, находящиеся в подчинении союзных органов и имеющие общесоюзное значение, а также расходы на оборону страны, общесоюзные органы государственной власти и управления. Из государственных бюджетов союзных республик финансируются отрасли, подчинённые республиканским органам, из местных бюджетов - в основном отрасли местного хозяйства и расходы социально-культурных учреждений, обслуживающих население отдельных местностей.

В др. социалистических странах Бюджетная система строится на тех же принципах, что и Бюджетная система в СССР. В 1949/50 в большинстве социалистических стран были проведены бюджетные реформы, в ходе которых осуществлена перестройка Бюджетная система на принципах демократического централизма и ленинской национальной политики. Многочисленные внебюджетные сметы и фонды, существовавшие до революций в этих странах, были объединены с государственным бюджетом, что имело важное значение для укрепления всей системы народно-хозяйственного и финансового планирования. В большинстве социалистических стран Бюджетная системаскладывается из 2 основных звеньев - Центрального бюджета и местных бюджетов [в Болгарии - это окружные (городские) бюджеты и бюджеты общин, в КНДР - бюджеты провинций и уездов (городов), в МНР - аймачные бюджеты и бюджеты сомонов, и т. п.]. В 1968/69 произошёл переход Чехословакии к федеративному государству и бюджетному устройству. Теперь Бюджетная система в этой стране складывается из Центрального бюджета ЧССР, государственного бюджета Чехии, государственного бюджета Словакии, которые состоят, в свою очередь, из Центральных и местных бюджетов. В Югославии Бюджетная система состоит из бюджета федерации, бюджетов отдельных республик (членов федерации) и бюджетов местных органов. В интересах укрепления организации единства Бюджетная система в большинстве социалистических стран местные бюджеты последовательно объединяются между собой и с Центральным бюджетом, образуя единый государственный бюджет. Ведущая роль в государственном бюджете принадлежит Центральным бюджетам, на долю которых приходится в среднем около всех расходов государственного бюджета.

Как правило, задачей Центральных бюджетов является финансирование общегосударственных, хозяйственных и социально-культурных мероприятий и обороны страны. Местные бюджеты обеспечивают развитие местного хозяйства и социально-культурное и бытовое обслуживание населения. В последние годы расширяются права местных органов в области хозяйственного и культурного строительства, что ведёт к быстрому росту их бюджетов и повышению их доли в едином государственном бюджете.
Конституция 1918 г. установила федеративное устройство РСФСР и заложила основы бюджетного устройства государства. Принцип централизации всех финансов выразился в установлении единства государственного бюджета и всей финансовой системы Российской Федерации, включении государственных доходов и расходов в общегосударственный бюджет. Вместе с тем в Конституции предусматривалось разделение государственного и территориальных бюджетов (автономных республик и областей), т.е. разделение государственных и территориальных доходов и расходов. Государственные бюджеты Украинской и Белорусской Соц. Респ. существовали отдельно.

В 1923 г. бюджетная система воссоздается вновь. Отныне она стала включать в себя два уровня: союзный бюджет и государственные бюджеты союзных республик

С образованием в 1922 г. СССР был образован Госбюджет СССР, в который вошли бюджеты союзных республик. В основе формирования бюджетов лежал принцип подведомственности: предприятия распределялись по уровням власти и вносили отчисления в соответствующий бюджет. Т.е. предприятия союзного подчинения вносили платежи в союзный бюджет и т.д. Финансирование осуществлялось по тому же принципу. Понятие «консолидированный бюджет» отсутствовало – бюджеты были автономны друг от друга.

С 1927 г. началось формирование местных бюджетов регионов (до этого развитие местного хозяйства финансировалось из бюджетов союзных республик). В 1930 г. бюджетная система СССР приобрела форму бюджетной системы федеративного государства: состояла из трех уровней и включала в себя автономные союзный бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты. В соответствии с Конституцией 1936 г. проведена очередная бюджетная реформа: бюджетная система стала строиться на основе единства всех звеньев и видов бюджетов. В 1937 г. впервые был сформирован единый консолидированный государственный бюджет СССР.


Бюджетная система СССР 20-х годов

Бюджетная система СССР просуществовала более шестидесяти лет. За это время она прошла несколько этапов развития. После установления Советской власти в России первые полугодовые и годовые бюджеты составлялись как единые. Такая централизация бюджетной системы была вызвана крайне тяжелой экономической и политической ситуацией в стране. Порядок составления единого бюджета сохранился и после объединения советских республик.
Образование в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик послужило основанием для создания новой бюджетной системы государства. В нее вошла широко разветвленная сеть бюджетов местных Советов, которая была наделена собственными источниками доходов, получала надбавки, дотации на покрытие разницы в доходах и расходах, а также субвенции при долевом участии собственных средств. Организация различных видов бюджетов и порядок их составления регулировались законодательными актами государства.
Бюджетное устройство, состоящее из союзного бюджета, финансирующего общегосударственные потребности, бюджетов союзных республик и местных бюджетов, зафиксированное в первой Конституции СССР 1924 г., было коренным образом изменено только в 1991 г. Особое значение в тот период имели взаимоотношения между союзным бюджетом и бюджетами союзных республик. Не все союзные республики располагали достаточными для сбалансирования их бюджетов источниками доходов, поэтому бюджетное законодательство было пересмотрено в целях устойчивого закрепления за союзными республиками доходных источников, достаточных для того, чтобы обеспечить необходимыми средствами все расходы бюджетов союзных республик.
Положением о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик, утвержденным ЦИК и СНК СССР 25 мая 1927 г. для придания устойчивости бюджетам союзных республик за ними закреплялось 99% доходов от сельскохозяйственного, промыслового и подоходного налогов, поступивших на территории данной республики. За союзными республиками были также закреплены: доходы от недр; 50% доходов от прибылей предприятий общесоюзного значения, находящихся в ведении республиканских органов: 50% доходов от концессий общесоюзного значения, доходы от реализации всех государственных фондов, как общесоюзных, так и республиканских (кроме госфондов местного значения, доходы от которых принадлежали местным бюджетам); доходы от возврата всех ссуд, в том числе выданных предприятиям и организациям республиканского значения из общесоюзных источников.
Такое распределение доходных источников повысило заинтересованность республик в поступлении общесоюзных доходов и способствовало росту их собственных доходов. Союзные республики имели право устанавливать минимальный перечень доходов и расходов, включаемых в местные бюджеты, а также порядок их составления, рассмотрения и утверждения.
Основными доходными источниками государственного бюджета того периода были поступления от общественного хозяйства и привлеченные средства населения, которые поступали через систему налогообложения и покупку займов. По итогам выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР 74,9% всех доходов единого финансового плана составили средства общественного хозяйства, привлеченные средства населения - 17,9% и прочие доходы - 7,2%.
Понятие «единый финансовый план», в отличие от государственного бюджета, охватывало все денежные накопления общественного хозяйства (прибыль, налог с оборота, начисления на заработную плату, амортизация); привлеченные средства населения (налоги, займы, паи, вклады в сберкассы и т.д.) и все расходы: на капитальные вложения, на прирост оборотных средств в производстве и обращении, на культуру и управление.
Основными статьями расходов бюджета были расходы на народное хозяйство и социально-культурные мероприятия. Эта тенденция в развитии расходов бюджета сохранилась и в дальнейшем. Всего за первую пятилетку через бюджетную систему СССР было мобилизовано и перераспределено 82,8 млрд руб. или 69% всех ресурсов единого финансового плана. Остальная часть ресурсов частично перераспределена через кредитную систему, но в основной массе непосредственно распределялась между отдельными отраслями народного хозяйства.

Советская бюджетная система прошла несколько этапов развития начиная с 1922 г., когда был образован Союз ССР. Принятая в 1924 г. Конституция СССР предусматривала образование государственного бюджета. В его состав входили союзный бюджет, а также бюджеты союзных республик. Формирование доходной части бюджетов основывалось на принципе подведомственности. Все предприятия и организации были распределены между различными уровнями власти и вносили отчисления от прибылей в соответствующий бюджет. Таким образом, предприятия союзного подчинения, т. е. находившиеся в ведении союзных ведомств, вносили свои платежи из прибыли в союзный бюджет, а предприятия республиканского, областного, городского подчинения - в соответствующие бюджеты. Местные бюджеты, к которым относились бюджеты автономных республик, краевые, областные, городские, районные и сельские бюджеты, не включались в состав государственного бюджета СССР.

Положением о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик, утвержденным ЦИК и СНК СССР 25 мая 1927 г., для придания устойчивости бюджетам союзных республик за ними закреплялось 99 % доходов от сельскохозяйственного, промыслового и подоходного налогов, взимаемых на территории данной республики. Кроме того, за республиканскими бюджетами были закреплены: доходы от недр; 50 % доходов от прибылей предприятий общесоюзного значения, находящихся в ведении республиканских органов; 50 % доходов от концессий общесоюзного значения; доходы от реализации всех государственных фондов (как общесоюзных, так и республиканских); доходы от возврата всех ссуд, в том числе выданных предприятиям и организациям республиканского значения из общесоюзных источников. Союзные республики в свою очередь имели право устанавливать минимальный перечень доходов и расходов, включаемых в местные бюджеты, а также порядок их составления, рассмотрения и утверждения.

Основными доходными источниками государственного бюджета того периода были отчисления от общественного хозяйства и привлеченные средства населения, которые поступали через систему налогообложения и размещение займов. По итогам выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР 74,9 % всех доходов единого финансового плана составили средства общественного хозяйства, привлеченные средства населения - 17,9 % и прочие доходы - 7,2 %. Основными статьями расходов бюджета были расходы на народное хозяйство и социально-культурные мероприятия. Эта тенденция в развитии расходов бюджета сохранилась и в дальнейшем. Всего за первую пятилетку через бюджетную систему СССР было мобилизовано и перераспределено 82,8 млрд руб., или 69% всех ресурсов единого финансового плана.

В дальнейшем бюджетная система СССР также основывалась на общности источников доходов. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 21 декабря 1931 г. «О республиканских и местных бюджетах» предусматривалась передача в территориальные бюджеты части государственных доходов, в частности налога с оборота, поступлений от реализации государственных займов и др. Передача этих средств осуществлялась в виде процентных отчислений от общегосударственных налогов и доходов.

Окончательное формирование советской бюджетной системы связывается с Конституцией СССР 1936 г., в которой нашло отражение усиление централизованного начала в управлении народным хозяйством и финансами государства. В ст. 14 определялось, что к ведению союзных органов власти относилось не только утверждение государственного бюджета СССР и отчета о его исполнении, но и установление налогов, поступающих в союзный бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты.

В соответствии с Постановлением СНК СССР от 10 июля 1938 г. в государственный бюджет СССР были включены и местные бюджеты, а затем и бюджет государственного социального страхования.

Общая сумма доходов государственного бюджета составила в 1933-1937 гг. 383,5 млрд руб., из них налог с оборота - 258,4 млрд руб., или 67,4% всех доходов; отчисления от прибыли - 24,2 млн руб. (6,3 %); подоходный налог и другие налоги с предприятий и организаций - 7,1 млрд руб. (1,9 %); налоги и сборы с населения - 18,2 млрд руб. (4,8 %); государственные займы-24,2 млрд руб. (6,4%); средства государственного социального страхования-32,4 млрд руб. (8,5%); прочие доходы- 18,6 млрд руб. (4,7%).

Основная доля расходной части государственного бюджета направлялась на финансирование народного хозяйства, главным образом на капитальные вложения в новые основные фонды; финансовую помощь колхозам; социально-культурные мероприятия; оборону. Доля расходов на управление постепенно снижалась, а расходы на оборону, наоборот, возрастали: в 1940 г. они составили 56,8 млрд руб., или 32,6% всех расходов государственного бюджета СССР.

В годы Великой Отечественной войны бюджетное финансирование приобретает чрезвычайный характер. Значительные средства в бюджет привлекались за счет размещения государственных внутренних займов и проведения денежно-вещевых лотерей; массовыми становятся добровольные взносы населения. Общий объем этих источников доходов составлял около четверти всех бюджетных ресурсов. Был создан Фонд обороны, в который в первые же месяцы войны население внесло более 142 млрд руб.

В послевоенные годы государственный бюджет был подчинен решению важнейшей задачи - ликвидации последствий войны и восстановления разрушенного хозяйства страны. Наибольшая доля расходов направляется на капитальные вложения в промышленность и жилищный фонд и на увеличение оборотных средств предприятий. Кроме того, средства направлялись на дальнейшее укрепление оборонной мощи страны, увеличение государственных резервов и запасов, социально-культурные мероприятия. В 1950 г. расходы государственного бюджета по сравнению с 1940 г. увеличились в 2,4 раза и составили 413,2 млрд руб., из них на народное хозяйство пришлось 157,6 млрд руб., социально-культурные мероприятия - 116,7 млрд руб., оборону - 82,8 млрд руб., содержание органов государственного управления-13,9 млрд руб.

К 70-м годам XX века в науке финансового права и законодательстве утвердилось мнение о том, что бюджет следует рассматривать как финансовый план и финансовый фонд в их органическом взаимодействии. Признанный специалист в области финансового права М. И. Пискотин в своей фундаментальной работе «Советское бюджетное право» (1971) сводил понимание бюджета к распределению и перераспределению национального дохода, создающим общегосударственный фонд денежных средств в целях реализации задач и функций государства. Представление административно-территориальным единицам, как и союзным и автономным республикам, права на собственный бюджет расценивалось им как способ необходимой территориальной децентрализации в области государственных финансов.

В эти годы на развитии государственного бюджета СССР негативно отразилось общее расстройство финансового хозяйства страны. Постепенно доля государственного бюджета в финансовых ресурсах страны снижалась В восьмой пятилетке (1966-1970 гг.) в бюджете аккумулировалось 71,3% всех финансовых ресурсов страны, в девятой (1971-1975 гг.) - 65 % .

В дальнейшем бюджетная система СССР сохранилась практически в неизменном виде вплоть до 1990 г.

СССР и США - две мировые сверхдержавы, которые соперничали за первенство во всем начиная с послевоенного периода до начала 90-х годов прошлого века. Очень важным аспектом этой борьбы была экономика. Особенно большое значение уделялось ВВП СССР и США. Сравнение этих показателей было довольно сильным инструментом в пропаганде обеих стран. Но в то же время с помощью этих экономических данных мы тоже сможем теперь, сквозь пелену прошедших лет, восстановить действительно состояние дел в изучаемых странах. Итак, каков же был ВВП СССР и США в период их соперничества?

Понятие валового продукта

Но прежде чем производить анализ ВВП СССР и США, давайте узнаем, что вообще представляет собой это понятие и какие виды его существуют.

Валовый внутренний продукт (ВВП) - это стоимость все произведенных в отдельном государстве или регионе товаров и услуг. Если разделить общий ВВП на среднестатистическую численность жителей территории, к которой он относится, то мы получим валовой продукт на душу населения.

Показатели можно разделить на две большие группы: номинальный и по паритету покупательских способностей. Номинальный выражен в национальной валюте, или в пересчете на валюту любой другой страны по установленному курсу. При подсчете ВВП по паритету учитывается соотношение валют друг к другу по покупательной способности относительно конкретного вида товаров или услуг.

Сравнение экономических показателей до II мировой войны

Хотя основной пик соперничества СССР и США приходится на период после II мировой войны, для полноты картины нелишним будет взглянуть на то, как изменялось в динамике их ВВП в первой половине XX века.

Предвоенный период был довольно сложен как для экономики СССР, так и для В в это время происходило восстановление страны после Гражданской войны, что вылилось в том числе два сильнейших голодных периода 1922 и 1932-1933 годов, а Соединенные Штаты в 1929-1932 годах переживали период своей истории, известный как Великая депрессия.

Больше всего экономика страны Советов просела по отношению к ВВП США сразу после Гражданской войны в 1922 году. Тогда отечественный ВВП составляло всего около 13% от аналогичного показателя в Соединенных Штатах. Но, в следующие годы СССР начало стремительно сокращать отставания. К предвоенному 1940 году ВВП СССР был равен в пересчете на американскую валюту $417 млрд., что составляло уже 44% от показателя США. То есть у американцев в тот период валовой внутренний продукт составлял сумму около $950 млрд.

Но начавшаяся война гораздо больнее ударила по экономике СССР, чем по американской. Это было связанно с тем, что боевые действия происходили непосредственно на территории Советского Союза, а США воевали только за рубежом. К концу Второй мировой войны ВВП СССР составлял только около 17% от валового продукта США. Но, опять же, после того как началось восстановление производства, разрыв между экономиками двух государств стал стремительно сокращаться.

Сравнение ВВП 1950-1970 годов

На 1950 год доля СССР в мировом ВВП составляла 9,6%. Это составляло 35% от ВВП США, то есть ещё ниже, чем предвоенный уровень, но, тем не менее, гораздо выше, чем показатель первого послевоенного года.

В последующие годы разница в величине валовых продуктов двух супердержав, коими к тому времени стали СССР и США, все больше сокращалась, хотя уже и не такими быстрыми темпами, как ранее. К 1970 году ВВП Советского составлял около 40% от ВВП Соединенных Штатов, что уже являлось довольно впечатляющим показателем.

ВВП СССР после 1970 года

Более всего нас интересует состояние экономики СССР и США после 1970 года до конца когда соперничество между ними достигло своего максимума. Поэтому за этот период рассмотрим ВВП СССР по годам. Затем то же самое проделаем с внутренним валовым продуктом Соединенных Штатов. Ну и в завершающей стадии сравним эти результаты.

ВВП СССР за 1970 - 1990 гг. в млн долл:

  • 1970 г. - 433 400;
  • 1971 г. - 455 600;
  • 1972 г. - 515 800;
  • 1973 г. - 617 800;
  • 1974 г. - 616 600;
  • 1975 г. - 686 000;
  • 1976 г. - 688 500;
  • 1977 г. - 738 400;
  • 1978 г. - 840 100;
  • 1979 г. - 901 600;
  • 1980 г. - 940 000;
  • 1981 г. - 906 900;
  • 1982 г. - 959 900;
  • 1983 г. - 993 000;
  • 1984 г. - 938 300;
  • 1985 г. - 914 100;
  • 1986 г. - 946 900;
  • 1987 г. - 888 300;
  • 1988 г. - 866 900;
  • 1989 г. - 862 000;
  • 1990 г. - 778 400.

Как видим, на 1970 год валовой внутренний продукт в СССР составлял 433 400 млн долларов. До 1973 года он вырос до 617 800 млн долл. В следующем году было незначительное падение, а затем рост опять возобновился. В 1980 году ВВП достиг уровня 940 000 млн долл., но уже в следующем году последовало значительное падение - 906 900 млн долл. Данная ситуация была связана с резким падением мировых цен на нефть. Но, нужно отдать должное, что уже в 1982 году ВВП возобновил рост. В 1983 году он достиг своего максимума - 993 000 млн долл. Это наибольшая величина валового внутреннего продукта за все время существования Советского Союза.

Зато в последующие годы началось практически непрерывное падение, что ярко характеризовало состояние экономики СССР того периода. Единственный эпизод кратковременного роста наблюдался в 1986 году. ВВП СССР 1990 года составило 778 400 млн долларов. Это был седьмой по величине результат в мире, а общая доля Советского Союза в мировом валовом продукте составляла 3,4%. Таким образом, если сравнивать с 1970 годом, то валовый продукт увеличился на 345 000 млн долларов, но в то же время, начиная с 1982 года, упал на 559 600 млн долларов.

Но тут нужно учитывать ещё одну деталь, доллар, как и любая валюта подвержен инфляции. Поэтому 778 400 млн долл. 1990 года в пересчете на цены 1970 года будет равно 1 092 млн долл. Как видим, в этом случае с 1970 по 1990 год мы будем наблюдать увеличение ВВП на сумму 658 600 млн долл.

Это мы рассмотрели величину если же говорить о ВВП по паритету покупательских способностей, то в 1990 году он составлял 1971,5 млрд долл.

Величина валового продукта по отдельным республикам

Теперь давайте взглянем на то, сколько в 1990 году составлял ВВП СССР по республикам, а вернее, сколько в процентном отношении клал в общую копилку валового дохода каждый субъект Союза.

Больше половины в общий котел, естественно, приносила самая богатая и населенная республика - РСФСР. Её доля составляла 60,33%. Затем следовала вторая по населенности и третья по размеру территории республика - Украина. Валовой внутренний продукт этого субъекта СССР составлял 17,8% от общесоюзного. На третьем месте вторая по размеру республика - Казахстан (6,8%).

Другие республики имели следующие показатели:

  • Белоруссия - 2,7%.
  • Узбекистан - 2%.
  • Азербайджан - 1,9%.
  • Литва - 1,7%.
  • Грузия - 1,2%.
  • Туркмения - 1%.
  • Латвия - 1%.
  • Эстония - 0,7%.
  • Молдавия - 0,7%.
  • Таджикистан - 0,6%.
  • Киргизия - 0,5%.
  • Армения - 0,4%.

Как видим, доля России в составе общесоюзного ВВП была больше, чем всех остальных республик, вместе взятых. В то же время довольно высокая доля ВВП была также у Украины и Казахстана. У остальных субъектов СССР - гораздо меньше.

Для более полной картины, взглянем на ВВП на сегодняшний день. Определим, изменился ли порядок расположения бывших союзных республик по величине валового внутреннего продукта.

Размер ВВП по данным МВФ за 2015 год:

  1. Россия - $1325 млрд.
  2. Казахстан - $173 млрд.
  3. Украина - $90,5 млрд.
  4. Узбекистан - $65,7 млрд.
  5. Беларусь - $54,6 млрд.
  6. Азербайджан - $54,0 млрд.
  7. Литва - $41,3 млрд.
  8. Туркменистан - $35,7 млрд.
  9. Латвия - $27,0 млрд.
  10. Эстония - $22,7 млрд.
  11. Грузия - $14,0 млрд.
  12. Армения - $10,6 млрд.
  13. Таджикистан - $7,82 млрд.
  14. Кыргызстан - $6,65 млрд.
  15. Молдова - $6,41 млрд.

Как видим, несомненным лидером по ВВП стран СССР осталась Россия. На данный момент её валовый продукт составляет 1325 млрд долларов, что в номинальной величине даже больше, чем это было в 1990 году в целом по Советскому Союзу. На второе место вышел Казахстан, опередив Украину. Узбекистан и Беларусь также поменялись местами. Азербайджан и Литва остались на тех же местах, на которых находились в советское время. А вот Грузия заметно скатилась, пропустив вперед Туркменистан, Латвию и Эстонию. На последнее место среди постсоветских стран скатилась Молдова. А пропустила она вперед, бывшую в советское время последней по ВВП Армению, а также Таджикистан и Кыргызстан.

ВВП США с 1970 по 1990 годы

Теперь давайте взглянем на динамику изменений валового внутреннего продукта США за последний период существования СССР с 1970 по 1990 годы.

Динамика ВВП США, млн долл.:

  • 1970 г. - 1 075 900.
  • 1971 г. - 1 167 800.
  • 1972 г. - 1 282 400.
  • 1973 г. - 1 428 500.
  • 1974 г. - 1 548 800.
  • 1975 г. - 1 688 900.
  • 1976 г. - 1 877 600.
  • 1977 г. - 2 086 000.
  • 1978 г. - 2 356 600.
  • 1979 г. - 2 632 100.
  • 1980 г. - 2 862 500.
  • 1981 г. - 3 211 000.
  • 1982 г. - 3 345 000.
  • 1983 г. - 3 638 100.
  • 1984 г. - 4 040 700.
  • 1985 г. - 4 346 700.
  • 1986 г. - 4 590 200.
  • 1987 г. - 4 870 200.
  • 1988 г. - 5 252 600.
  • 1989 г. - 5 657 700.
  • 1990 г. - 5 979 600.

Как видим, номинальный ВВП США, в отличие от валового внутреннего продукта СССР, за период с 1970 по 1990 годы непрерывно рос. За 20 лет он увеличился на 4 903 700 млн долл.

Современный уровень экономики США

Коль уж мы взглянули на нынешнее состояние уровня валового продукта в постсоветских странах, то следует узнать, как с этим делом обстоят дела у Соединенных Штатов. По данным МВФ, величина ВВП США в 2015 году составила 17 947 млрд долл. Это более чем в три раза больше показателя 1990 года.

Также эта величина в несколько раз больше, чем ВВП всех постсоветских стран вместе взятых, включая Россию.

Сравнение валового продукта СССР и США за период с 1970 по 1990 годы

Если мы проведем сравнение уровня ВВП СССР и США за период с 1970 по 1990 годы, то увидим, что если в случае с СССР, начиная с 1982 года, валовый продукт стал снижаться, то у Соединенных Штатов он непрерывно рос.

В 1970 году валовой продукт СССР составлял 40,3% от аналогичного показателя Штатов, а в 1990 году - всего 13,0%. В натуральной величине разрыв между ВВП обеих стран достиг 5 201 200 млн долл.

Для справки: нынешний ВВП России составляет всего 7,4% от ВВП США. То есть в этом плане ситуация, по сравнению с 1990 годом, ещё более усугубилась.

Общие выводы по ВВП СССР и США

На протяжении всего существования СССР его валовой внутренний продукт по размеру значительно уступал аналогическому показателю США. Даже в лучшие для Советского Союза годы он составлял примерно половину величины американского валового продукта. В худшие же периоды, а именно после Гражданской войны, и перед распадом Союза, уровень опускался до 13%.

Попытка догнать США по экономическому развитию завершилась неудачей, и в начале 90-х годов прошлого века СССР перестал существовать, как государство. При этом на 1990 год ситуация с отношением ВВП СССР к ВВП Соединенных Штатов была примерно на уровне ситуации после завершения Гражданской войны.

Уровень ВВП современной России ещё больше отстаёт от американских показателей, чем это было в 1990 году у СССР. Но на то есть и объективные причины, так как в состав России в настоящее время не входят те республики, которые составляли Советский Союз и тоже вносили свою лепту в копилку общего ВВП.

Бюджетная система бывшего Союза ССР прошла несколько этапов развития и просуществовала более шестидеся­ти лет. После установления Советской власти в России первые полугодовые и годовые бюджеты составлялись централизованно как единые, что было вызвано крайне тяжелой экономичес­кой и политической ситуацией в стране. Порядок составления единого бюджета сохранился и после объединения рес­публик в 1922 г. в Союз ССР, когда появилось основание для создания новой бюджетной системы государства. В нее вошла широко разветвленная сеть бюд­жетов местных Советов, наделенная собственными ис­точниками доходов, получающая надбавки, дотации на покрытие разницы в доходах и расходах, а также субвенции.

Бюджетное устройство состояло из союзного бюджета, фи­нансирующего общегосударственные потребности, бюджетов союзных республик, местных бюджетов, было зафиксировано в пер­вой Конституции СССР 1924 г. и коренным образом измене­но только в 1991 г. Особое значение имели взаимоот­ношения между союзным бюджетом и бюджетами союзных республик. Не все союзные республики располагали достаточны­ми для сбалансирования их бюджетов источниками доходов, по­этому бюджетное законодательство было пересмотрено в целях устойчивого закрепления за союзными республиками доходных источников. Положением о бюджетных правах Союза ССР и союзных рес­публик, утвержденным 25.05.1927 ЦИК и СНК СССР, за бюджетами союзных республик было закре­плено 99 % доходов от сельскохозяйственного, промыслового и подоходного налогов, поступающих на территории данной рес­публики. За союзными республиками также были закреплены все до­ходы от недр, а также: 50 % доходов от прибылей предприятий общесоюз­ного значения, находящихся в ведении республиканских органов; 50 % доходов от концессий общесоюзного значения; доходы от реализации всех государственных фондов; доходы от возвра­та всех ссуд, в том числе выданных организациям республиканского значения из общесоюзных источников.

Основными источниками доходов государственного бюд­жета были поступления от общественного хозяйства и привлеченные средства населения, поступающие через систему налогообложения и покупку займов. По итогам выполне­ния первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР 74,9 % всех доходов единого финансового плана составили средства общественного хозяйства, привлеченные средства насе­ления — 17,9 % и прочие доходы — 7,2 %. Основными статьями расходов бюджета были расходы на на­родное хозяйство и социально-культурные мероприятия. Эта тен­денция в развитии расходов бюджета сохранилась и в дальнейшем.


Всего за первую пятилетку через бюджетную систему СССР было мобилизовано и перераспределено 82,8 млрд. р., или 69 % всех ресурсов единого финансового плана. Остальная часть ресурсов частично перераспределена через кредитную систему, в основ­ном непосредственно между отдельными от­раслями народного хозяйства.

Крупным мероприятием в перестройке финансовой работы стала налоговая реформа 1930 г., которая привела к изменению системы платежей предприятий в бюджет и введению двухканальной системы изъятия: отчислений от прибыли и налога с оборота, в котором было объединено множество налогов и сборов. Сохранились и некото­рые прежние платежи. Платежи, объединенные в на­лог с оборота, давали бюджету к 1930 г. 61,6 % всех доходов, в том числе акцизы — 29,0 % и промысловый налог — 21,5 %.

Одновременно с налоговой проводились кредитная реформа и перестройка управления промышленностью, которые сопровож­дались максимальной концентрацией прибыли в бюджете. В 1930 г. норма отчислений от прибыли в бюджет была определена в 81 %. В связи с обострением пробле­мы устойчивости доходов государственного бюджета в 1931 г. бы­ло принято положение о ежемесячном перечислении в бюджет установленной доли плановой прибыли вместо существовавшего ежеквартального перечисления доли от реально полученной при­были. Эта система перечислений в бюджет в основ­ном сохранилась до конца 1980-х годов. Формирование бюджетной системы СССР завершилось в 1938 г., когда местные бюджеты и бюджет социального страхования были официально включены в состав единого государственного бюд­жета. Расширение функций местных Советов и их бюджетных прав сопровождалось неуклонным ростом расходов. Государственные расходы, т.е. расходы по союзному, республиканским и мест

ным бюджетам на просвещение, здравоохранение, физкультуру и со­циальное обеспечение, а также расходы по государственному со­циальному страхованию увеличились за вторую пятилетку в 3,7 раза: с 8,3 млрд. р. в 1932 г. до 30,8 млрд. р. в 1937 г.

Основная доля расходной части государственного бюджета на­правлялась на финансирование народного хозяйства, главным образом на капитальные вложения в новые основные фонды; фи­нансовую помощь колхозам; социально-культурные мероприятия и оборону. Доля расходов на управление несколько сократилась, а расходы на военные нужды устойчиво росли и составили в 1940 г. 56,8 млрд. р., или 32,6 % всех расходов госбюджета СССР. Че­рез государственный бюджет перераспределялось свыше 60 % всех финансовых ресурсов государства. Некоторые негативные черты финансовой системы, сложившейся в 30-х годах, сохранились и до начала 90-х годов, мешая развитию самостоятельности и инициативы пред­приятий.


Close