Цель занятия: изучаем букву Й, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Й, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Й по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Чайник Попугай Йогурт Йог

  1. Послушай, пожалуйста, слова (выделяйте голосом последний звук): мой, твой, дикий, добрый, умный.
  2. Какой звук есть во всех этих словах?
  3. Какой звук есть и в слове ПОПУГАЙ, и в слове МАЙКА?
  4. В начале, в конце или в середине слова звук [Й] в слове ПОПУГАЙ? - МАЙКА? - ДАЙ? - АЙБОЛИТ?

Когда мы произносим звук [Й], кончик языка - за нижними зубами, а спинка языка поднимается к нёбу. Произнеси: ЙЙЙ. Спинка языка поднимается к нёбу и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [Й].

  • Гласный или согласный звук [Й]?
  • Звонкий или глухой?
  • Почему?
  • Рассмотри букву Й. На какую букву она похожа?

Буквы похожи, а звуки совсем разные: [И] - гласный, а [Й] - согласный звук.

Повтори: ЗАЙКА. Какой первый слог в этом слове?
А какой в этом слове второй слог?

Аналогично - со словами МАЙКА, УМНЫЙ, ГЛУПЫЙ, ТРАМВАЙ, АЙБОЛИТ.

Прочитай слова:
мой, май-ка, ум-ный, доб-рый, крас-ный, ге-рой, зай-ка, глу-пый, силь-ный, зе-лё-ный, за-бав-ный, трам-вай.

Задание: печатная буква Й для дошкольников

Рассмотри букву Й. Нашили букву Й в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Дом на рельсах тут как тут.
Всех умчит он в пять минут
Ты садись и не зевай,
Отправляется… (трамвай).

Что мы пели, угадай?
Кара… (вай).
Что нам пели, угадай? Баю… (бай).
Что за месяц, угадай? Месяц… (май).
Что в стакане, угадай? Сладкий… (чай).

Сказка про букву Й

Что вы знаете о йогах?

«Что вы знаете о йогах?» - так называлась книжка, которую мышонок Мыша нашел в саду. На обложке был нарисован голый дяденька - йог, который как ни в чем не бывало лежал на торчащих из доски гвоздях.
На других картинках этот же йог запросто стоял голыми ногами на горячих углях или сидел замороженный в глыбе льда. Кроме того, Мыша прочитал, что йоги могут месяцами не есть и не пить.
- Надо попробовать! - решил Мыша.
- Представляю, что будет, когда мама откроет холодильник, а я там сижу замороженный и улыбаюсь. Или папа открывает печку, а я там сижу на углях и говорю: «Что, йога никогда не видел, что ли?»

Для начала он вбил в доску гвозди и только на них прилег, как тут же вскочил и давай орать на весь сад:

Ой-е-е-е-ей!!!

Прибежал домой, достал йод и стал себе царапины от гвоздей мазать. А йод-то жжет! Мажет Мыша, ойкает, а сам думает: «Подкину-ка я эту книжку коту. Пусть он теперь йогом побудет».

Загадки для детей на букву Й

Закипит - исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
- Эй, сними меня! - кричит.
(Чайник)

Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
(Троллейбус)

На поляне шерстяной
Пляшет тонконожка.
Из-под туфельки стальной
Выползает стежка.
(Швейная машина)

Может и разбиться.
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться.
(Яйцо)
Скажи, кто дела так боится,
Как палки - пес,
Как камня - птица?
(Лентяй)

К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я её сын родной,
А родился весной.
(Ручей)

Выпускает он листы
Широченной широты.
Держится на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких:
Если их не обойдешь -
На себе их все найдешь.
(Репей)

Вырос в поле злой и колкий,
Во все стороны иголки.
(Репей)

Я всегда со светом дружен.
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене.
(Солнечный зайчик)

На голове пуговка,
В носу решето,
Одна рука,
Да и та на спине.
(Чайник)

Веселые стихи про букву Й для детей

Йод хороший, йод не злой.
Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!»
- Чуть завидев с йодом склянку.
Йод порой, конечно, жжет,
Но быстрее заживет
Йодом смазанная ранка.
(В. Лунин)

Поиграй-ка, зайка,
Поиграй со мной.
Отвечает зайка:
- Не могу, больной!
Ой-ой-ой, бедный!
(Е. Благинина)

Ой-ой-ой!-сказал ОЙ-ОЙ.
- Я, мой друг, совсем больной!
- Ты пойди-ка погуляй!
Все пройдет! - сказал АЙ-АЙ.
(Г. Виеру)

Йог вовек не скажет: «Ох!»
«Ой-ой-ой!» - не крикнет йог.
Молодой, владей собой!
Старый, будь как молодой!
(В. Берестов)

Я на хвостах у птиц и зверей:
Вот горностай, вот - воробей.
(Е. Григорьева)

У станции «И краткое»
Нас встретили загадкою:
«Прочти, смекай и отгадай -
Как, с места не вставая,
Ты можешь превратить трамвай
Во многие трамваи?
…Что надо пропустить,
Чтоб можно было зайку
В заику превратить?»
Один из нас минуты три
Подумал над разгадкою
И отвечал «Крючок сотри
Над буквою «И краткое».
(С. Маршак)

Муравей нашел былинку,
Много было с ней хлопот.
Как бревно взвалив на спинку,
Он домой ее несет…
Он сгибается под ношей.
Он ползет уже с трудом.
Но зато какой хороший
Муравьи возводят дом!
(3. Александрова)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Без кратки

И краткое (Й) существует как самостоятельная буква со времен орфографической реформы 1918 года. Но писать И с краткой стали гораздо раньше: написание Й попало в русский язык из малороссийских книг в XVII веке, во время церковной реформы патриарха Никона, и постепенно перешло из церковнославянского и в светское русское письмо. «Кратка» — это русское название диакритического знака бреве (от латинского breve — «короткое»), заимствованного и латынью, и кириллицей из древнегреческого. Выглядит кратка как дужка над буквой, причем знатоки шрифтов отличают кратку кириллическую по утолщениям на концах дужки от латинского бреве, утолщенного в середине.

В 1708 году Петр I, чтобы упростить начертание букв русского алфавита, ввел гражданский шрифт. В кириллице были отменены надстрочные знаки, под нож попала и кратка. В 1735-м Й в правах восстановили, но отдельной буквой не признали — в словарях Й объединялось с И.

В конце XIX века законодатель русского правописания профессор Яков Грот посетовал на то, что И и Е с диакритическими знаками обозначают совершенно другие звуки. Он предложил включить буквы Й и Ё в алфавит на равных правах с остальными и назвать Й не «И с краткой», а «И краткое». Буквы в алфавит при его жизни введены не были, а вот название прижилось и вскоре стало единственным.

Под краткой

Лингвисты затрудняются точно определить звук, который буква Й обозначает. Долгое время его в словарях называли гласным, теперь называют согласным. Дело в том, что в разных позициях Й обозначает разные звуки: когда Й идет после гласной, звук гласный (как в слове «май»), а когда перед гласной, тогда согласный — [йот] (как в слове «йод»). Чтобы разобраться в столь сложном прошлом И краткого, стоит вспомнить историю буквы И. До 1918 года в русском языке существовало сразу три буквы для передачи звука [и]. Первая — I — звучала как И после согласных (внизу). Эту букву называли «И десятеричное», так как ей соответствовало числовое значение 10. Современная кириллическая И происходит от прописной греческой буквы эта — Η (вверху). Интересно, что у буквы И общий финикийский предок с греческой Η/η и произошедшей от нее латинской Η/h. Это финикийская буква хет. Именно она, кстати, в позиции между гласными или в начале слова передавала звук [йот]: iена, маiоръ. Было еще И осьмеричное (современное И, имевшее числовое соответствие 8). А еще была ижица (в центре), она происходила от греческой буквы ипсилон и ставилась преимущественно в церковных терминах, поскольку и введена была ради того, чтобы делать заимствования как можно более походящими на греческий оригинал. Последовавшая в 1918 году реформа сократила число вариантов И, не оставив места для латинской йот.

С краткой

Считается, что реформа орфографии 1918 года была призвана упростить жизнь гражданам, поскольку новая власть объявила курс на поголовную грамотность. О том, что реформа обсуждалась и готовилась Орфографической подкомиссией при Императорской академии наук задолго до революции и еще в 1912 году была одобрена, строители нового государства предпочитали не вспоминать. Декретом наркома просвещения Анатолия Луначарского с 1 январа 1918 года устанавливалось новое правописание всех государственных изданий. Среди прочего упразднялось i. Об ижице в тексте закона ни слова нет, но она к тому времени умерла сама собой, ею перестали пользоваться. Таким образом, для звука [и] оставалась одна буква — та, которой мы пользуемся и сегодня. Об И кратком реформа отдельно не позаботилась, но с 1918 года Й уже значилось как отдельная буква в учебных пособиях. А в 1934 году в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова она была зафиксирована задним числом в составе русского алфавита.

Объемные буквы могут пригодиться для украшения комнаты или быть обязательным атрибутом на празднике (например, инициалы жениха и невесты на свадьбе). Предлагаем вам несколько мастер-классов, посвященных тому, как делать объемные буквы своими руками. Схемы, шаблоны для их изготовления легко можно сделать самостоятельно.

Какие бывают объемные буквы?

Объемные буквы своими руками можно делать из следующих материалов:

  • Бумаги (например, картона). Такие буквы чаще всего пустые внутри и очень легкие. Годятся в качестве декора помещения (их можно подвесить на стену), атрибута праздника или фотосъемки.
  • Ткани (хлопка, атласа, фетра и так далее). Такие буквы получаются очень мягкими, поэтому они подходят не только в качестве декора и для фотосъемок, но их можно использовать и как красивые и оригинальные подушки.
  • Пенопласта. Такие буквы отличаются тем, что их легко можно декорировать практически любым материалом (например, красками, лентами, бумагой, цветами, стразами и так далее). Они такие же легкие, как и объемные буквы из бумаги.

Своими руками шаблоны изготовить можно на простой бумаге. Цель их создания - представить, как будет выглядеть итоговый результат, правильно рассчитать размеры и подобрать шрифт.

Что нужно для создания объемных литер из картона?

Прежде всего вам нужен плотный картон. Покупать его, кстати, необязательно. Сгодятся и коробки из-под бытовой техники, сантехники.

Также нужно взять:

  • шпатлевку на ПВА;
  • колер;
  • шпатель;
  • скотч;
  • ножницы;
  • канцелярский нож;
  • длинную линейку (минимум тридцатисантиметровую);
  • карандаш;
  • наждачную бумагу (мелкозернистую).

Порядок работы

Пошаговая инструкция о том, как сделать объемные буквы своими руками из бумаги:

  1. Начертите на картоне при помощи карандаша и линейки лицевую и заднюю стороны буквы.
  2. Начертите рядом боковые стороны литеры. Длину сделайте с запасом, а ширину - любую. Если вы хотите, чтобы буква могла использоваться самостоятельно, то тогда размер должен быть примерно 1:4 (например, высота буквы 20 сантиметров, а ширина - 5 сантиметров).
  3. Возьмите скотч и приклейте боковую створку к одной из сторон буквы. Затем приклейте другую часть.
  4. Задайте тон шпатлевки. Для этого добавьте в нее колер. Помните, что когда шпатлевка на бумаге высохнет, она станет немного светлее, чем в баночке.
  5. Шпателем нанесите на всю букву шпатлевку. Не забудьте замазать стыки.
  6. Дайте шпатлевке высохнуть. Это займет около двенадцати часов.
  7. Затрите аккуратно неровности при помощи мелкозернистой наждачной бумаги.

Объемные буквы из картона, своими руками изготовленные, готовы.

Буквы из пенопласта

Вам понадобится:

  • пенопласт;
  • клей ПВА;
  • кисточка;
  • большой канцелярский нож (желательно вставить новое острое лезвие);
  • материал для покрытия (например, обои, газеты, цветная бумага и так далее);
  • декор (например, атласная лента).

Пенопласт можно приобрести практически в любом строительном магазине или взять тот, который остался после покупки крупной бытовой техники.

Мастер-класс по изготовлению

Создание литер из пенопласта требует определенных усилий. А каждый шаг выполняется очень аккуратно. Иначе фигуры получатся неаккуратными и могут даже поломаться.

Пошаговая инструкция:

  1. Возьмите пенопласт и разрежьте его на одинаковые кусочки. Один прямоугольник - одна буква.
  2. Если у вас тонкий пенопласт, то склейте его минимум в три слоя. Только пользоваться можно клеем ПВА или монтажным, суперклей (например, «Момент) брать нельзя, так как его состав разъест пенопласт.
  3. Набросайте на каждом кусочке пенопласта макет буквы. Для этого воспользуйтесь линейкой и карандашом. Чем проще шрифт (имеется в виду отсутствие завитков), тем работа будет проще и аккуратнее.
  4. Вырежьте литеры канцелярским ножом. Движения должны быть уверенными и твердыми.
  5. Оставить буквы необработанными нельзя, так как края всю равно получатся неровными, как бы вы аккуратно не работали. Поэтому их необходимо задекорировать. Например, оклейте их бумагой.
  6. Дождитесь полного высыхания букв.

Если хотите, чтобы литеры стали свадебной атрибутикой, то украсьте их красивой бумагой для декупажа, цветами или атласными лентами. Объемные буквы на свадьбу, своими руками сделанные, готовы!

Литеры из ткани

Буквы из ткани могут быть как твердыми, так и мягкими.

Для создания твердых вам потребуется взять следующие инструменты и материалы:

  • картон или пенопласт;
  • ножницы;
  • канцелярский нож;
  • карандаш;
  • линейку;
  • скотч;
  • специальный клеевой пистолет;
  • красивую ткань.

Для создания мягких литер вам потребуется взять следующие инструменты и материалы:

  • ткань (например, хлопковая, фетр и так далее);
  • наполнитель (например, синтепон, синтепух, вата, холлофайбер, аэропух, крупа и так далее);
  • портняжные ножницы;
  • иголку;
  • нитки;
  • швейную машинку (если есть, то она значительно облегчит процесс работы).

Мастер-класс по созданию твердых литер из ткани

Пошаговая инструкция, как сделать объемные буквы своими руками из бумаги или пенопласта, которые потом обшивают тканью:

  1. Первым делом возьмите картон, карандаш и линейку. Нарисуйте шаблон букв. Помните, что вам потребуется лицевая и обратная сторона, а также боковая часть.
  2. Вырежьте ножницами все элементы из картона, которые необходимы для создания букв.
  3. Если вы делаете буквы из пенопласта, то разрежьте материал на такое количество кусочков, сколько вам нужно букв. Начертите на каждом из них шаблон литеры. После этого вырежьте фигуры канцелярским ножом с острым лезвием.
  4. Разложите перед собой кусок ткани обратной стороной.
  5. Нарисуйте на ткани буквы. Каждая должна быть в двух экземплярах (лицевая и обратная сторона). При этом размером они будут больше, чем готовые фигуры. Тут учитываются боковые стороны. Например, если ширина буквы десять сантиметров, а боковая сторона равняется пяти сантиметрам, то размер шаблона на ткани должен быть тринадцать - четырнадцать сантиметров.
  6. Вырежьте из ткани детали для изделия.
  7. Разогрейте клеевой пистолет.
  8. Аккуратно приклеивайте ткань к макету из картона или пенопласта. Сначала клеится одна сторона, затем другая. Стыки ткани аккуратно разглаживаются.
  9. Аналогичным образом оклейте все буквы.

Твердые объемные литеры из ткани готовы!

Мастер-класс по созданию мягких букв из ткани

Пошаговая инструкция, как сделать мягкие литеры из ткани:

  1. Положите перед собой ткань обратной стороной. Начертите на ней мелом контуры изделия. Для каждой буквы вам понадобиться три детали - две стороны (лицевая и обратная) и одна боковая.
  2. Вырежьте из ткани все детали. Не забудьте сделать небольшой отступ от края (например, если это хлопок или шелк, то это будет один-два сантиметра, если это фетр, то отступ можно сделать и меньше). Это нужно, чтобы швы со временем не разошлись и ткань не осыпалась.
  3. Пристрочите к одной из сторон буквы боковую часть. Сострачивать нужно изнаночной стороной ткани.
  4. После этого пристрочите к двум деталям еще одну сторону. Оставьте небольшую дырочку, через которую затем вы выверните изделие и наполните его.
  5. Сострочите все буквы.
  6. Выверните заготовку на лицевую сторону. Чтобы было удобнее, можно воспользоваться палочкой.
  7. Затолкайте в каждую букву наполнитель. Равномерно его распределяйте по всему периметру фигуры. Чтобы затолкать наполнитель в уголки, воспользуйтесь еще раз палочкой.
  8. Зашейте дырочки аккуратно потайным швом.

Объемные мягкие литеры готовы.

По желанию их можно украсить. Например, пришить ленточки или бантики. Такие буквы будут и красивыми, и полезными. На них можно даже спать!

  1. Литеры из пенопласта красить можно лишь после нанесения слоя белой шпатлевки. Иначе краска просто впитается в материал.
  2. Украсить цветами (живыми или искусственными) можно литеры из пенопласта или ткани.
  3. Объемные буквы на свадьбу своими руками можно сделать из любого материала. Главная задача - правильно их оформить. А задекорировать такие буквы лучше всего красивой декупажной бумагой, оклеить тканью или нитками, или вставить в них цветы (лучше, если это будут живые, а не искусственные).
  4. В качестве декора объемных изделий из картона или пенопласта можно использовать бечевку или любой другой шнур. Для этого намажьте стороны фигуры клеем, после чего плотно ее обматывайте шнурком.
  5. Яркие и блестящие объемные буквы получатся, если их оклеить блестками или стразами. Чтобы они крепче держались, пользуйтесь клеевым пистолетом.

Желаем вам творческих успехов!

Рассмотрите с ребёнком картинки на 2 слайде. Послушайте первые звуки в словах иволга и йог. В слове иволга – первый звук [и]. Когда мы произносим этот звук, воздух свободно проходит через рот, не встречая преграды. Его можно долго тянуть, петь. Это гласный звук. Его обозначают буквой И. В слове йог – первый звук [й"]. Воздух во рту встречает преграду (нам мешает язык). Это мягкий согласный. При произнесении мы слышим голос, это звонкий согласный. Этот звук обозначают буквой “и краткое”.

Посмотрите ролик о буквах. Спросите ребёнка, понравился ли ему ролик, что понравилось, запомнилось. Чем отличается буква И от Й?

Почитайте стихи на следующих слайдах. Пусть ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит новые звуки. Рассмотрите слайд 6. Назовите слова с буквой И. Придумайте свои слова с буквой И.

Рассмотрите картинки на 10 слайде. Назовите слова с буквой “и краткое”. Прочитайте стихотворение на 11 слайде. Обратите внимание, что звук [й"] может стоять в середине и в конце слова. Придумайте такие слова.

Напишите буквы в альбоме. На что похожа каждая буква? Можно дорисовать буквы до образа.

Рассмотрите слайды с картинками к каждой букве. Обсудите, какие звуки слышатся в начале каждого слова. Слайды с написанием письменных букв для первоклассников. Удачи!

Компания «Art-In» предлагает комплексные решения в системах: электроснабжение; управление электрооборудованием (управление освещением); аудио-видео, домашний кинозал; охранно-пожарная сигнализация; видеонаблюдение; контроль доступа (домофон); телефонная, локально-вычислительная и телевизионная сеть; усиление сотового сигнала; интегрированное управление (Умный дом).

Сегодня на уроке мы поговорим о букве, которую можно назвать хитрой путешественницей. Хитрой, потому что внешне она очень похожа на свою соседку по алфавиту, а еще потому, что звук её умеет хорошо прятаться. А путешественницей по той причине, что в древние времена она то появлялась в нашем алфавите, то исчезала, и первоначально буквой её совсем не считали. И только в прошлом веке у неё появилось свое постоянное место в алфавите, рядом с гласной И. Это буква Й (И краткое) и звук [й’]. Иногда звук, который она обозначает, еще называют «йот». Так зачем же в нашем алфавите понадобилась еще одна буква И? Для начала вспомним характеристику звука [и]. Звук [и] гласный, он тянется, поется. А теперь попробуйте спеть звук [й’]. Не получилось? Конечно, потому что это короткий согласный звук. Значит, в нашем алфавите у гласной [и] и согласного [й’] совсем разная работа, поэтому они оба нам нужны и важны. Сегодня мы поговорим только об одной работе буквы Й.

Начнём с определения звука [й’]. Положите руки на горло или на уши и произнесите звук [й’]. Мы почувствовали вибрацию, значит, это звонкий звук. А теперь запомните еще одну хитрость этого звука: звук [й’] только мягкий, и у него нет твёрдой пары. Значит, звук [й’] согласный, звонкий, мягкий. Теперь потренируемся узнавать этот звук в словах.

Сегодня мы отправимся в птичье царство. Отгадывайте загадку и называйте место звука в слове: в начале слова, в середине или в конце.

Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?

Воробей - звук [й’] в конце слова (рис. 1).

Белокрылая птица

Над морем летает.

Рыбу увидит -

Клювом хватает.

Чайка - звук [й’] в середине слова (рис. 2).

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Отвечайте…

Соловей - звук [й’] в конце слова (рис. 3).

Серенькая птичка,

Птичка-невеличка,

Шеей вертишь ты всегда.

Разве в этом есть нужда?

Вертишейка - звук [й’] в середине слова (рис. 4).

Рис. 4. Вертишейка ()

В птичьем радостном задоре,

Твёрдо веруя в успех,

Кто из птиц ныряет в море,

Без сомненья, лучше всех?

Кайра - звук [й’] в середине слова (рис. 5).

То не радуга, не пламя!

Что за птица? Угадай!

Целый день болтает с нами

Разноцветный…

Попугай - звук [й’] в конце слова (рис. 6).

Жить без дела не люблю я,

В пятом я встаю часу,

То сажаю кедры клювом,

То дубы в глухом лесу.

Сойка - звук [й’] в середине слова (рис. 7).

Шум и гам по всей округе,

Птицы мечутся в испуге.

Появился в небе хищник,

Чем полакомиться, ищет.

Ястреб - звук [й’] в начале слова: [йастр’ип] (рис. 8).

Мы заметили, что звук [й’] в начале слова встретился только один раз. Дело в том, что в словах русского языка этот звук встречается нечасто. Слов, которые начинаются на букву Й, в нашем языке немного, среди них в основном географические названия, но не только. Попробуйте назвать слова на букву Й.

Йод ребёнок знает каждый.

Йодом мама ранки мажет (рис. 9).

Какой молочный продукт надо пить всем детям обязательно? Йогурт (рис. 10).

Йог вовек не скажет: «Ох!»

«Ой-ой-ой!» - не крикнет йог (рис. 11).

Молодой, владей собой!

Старый, будь как молодой!

Йоркширский терьер, или йорк (рис. 12).

Рис. 12. Йоркширский терьер ()

Рассмотрим, как пишется буква Й.

Потому что запятая

На её плечах сидит.

Рассмотрите печатные буквы. Что они вам напоминают? Буквы Ии .

Букву Й зовут И кратким.

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

Перекладинка прыг-скок

И легла наискосок.

Изменилась Н внутри,

Получилась буква И.

А потом над буквой И

Птичка пролетела,

Стать Й (И краткой) буква И

Сразу захотела.

На что похожа буква Й?

Встало И под фонарем,

Мы его не узнаём.

Изменилось - посмотри

На него украдкою.

Раньше было просто И,

А теперь Й (И краткое).

Писатель Виктор Хмельницкий придумал свою историю.

Прежде буквы Ы и Й приглашали друг дружку в гости, но буква Ы всегда оставляла в прихожей палочку, и буква Й не могла отличить её от мягкого знака. А когда буква Й приходила в гости, то оставляла на вешалке свою шляпу, и хозяйка путала гостью с буквой И. В конце концов эта путаница им надоела. А как же чай? А чай теперь они пьют в саду. Буква Ы держит при себе свою палочку, а буква Й может не снимать шляпу (рис. 13).

Рис. 13. Сказка про буквы Ы и Й

Звук и буква Й любят отвечать на вопрос «какой?». Давайте проверим. Рассмотрите картинку и рассказывайте.

Какой котёнок (рис. 14)?

Рыжий, маленький, забавный, мягкий и т. д.

Какой рюкзак (рис. 15)?

Школьный, новый, тяжёлый, красивый и т. д.

Рис. 15. Школьный рюкзак ()

Какой арбуз (рис. 16)?

Полосатый, сладкий, сахарный, вкусный и т. д.

Прочитаем слова: ай, ой, эй - й помогает выражать чувства.

Заменяя одну букву в слове, получим другое слово: май - лай - рай - рой - мой .

Звук [й’] всегда мягкий. Итак, буква Й обозначает звук [й’], который всегда мягкий, а гласная И показывает мягкость предшествующего согласного.

Рассмотрим письменные буквы Й (рис. 17, 18).

Посмотри-ка, посмотри,

Милая подружка,

До чего же

Мы похожи!

Общие у нас черты,

Ты - как я,

А я как - ты.

Мы похожи, как птенцы.

Может быть, мы близнецы?

Рис. 17. Письменная и печатная буква И ()

Рис. 18. Письменная и печатная буква Й ()

В чём различие? У Й сверху появилась галочка, или птичка.

Потренируйтесь написать букву Й.

Теперь выполним такое задание: послушайте стихотворение и запишите все звуки [й’] буквами Й. Подсказка: сколько звуков, столько и букв.

Рядом с комнатой моей

А там полно друзей:

Рыжий,

Серый,

Полосатый,

И бескрылый,

И крылатый,

И безрогий,

И рогатый,

И бесхвостый,

И хвостатый…

Сколько букв у вас получилось? 9. А каких зверей, обитающих в лесу, вы представили? Расскажите.

А теперь напишем небольшой диктант.

Напишите букву, обозначающую первый звук в слове «Рома».

Напишите букву, обозначающую последний звук в слове «лентяй».

Напишите букву, обозначающую второй звук в слове «лес».

Напишите заглавную букву Н.

Напишите заглавную букву сегодняшнего урока.

Рис. 19. Проверь себя

Домашнее задание

1. Потренироваться писать прописью заглавную и маленькую букву Й.

2. Вспомнить и назвать 5 сказок, в названиях которых будет буква Й.

3. Сочинить небольшую сказку про Ой и Ай.

Список литературы

1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас, 2012

3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник, 2014

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ()


Close