Священная Римская империя и её союзники
  • 15px Тевтонский орден
    • 15px Айюбиды
    * 15px Кипрское королевство
    • 15px Ибелины
    Командующие
    • 15px Фридрих II
    • 15px Герман фон Зальца
    • 15px аль-Камиль
    * 15px Генрих I
    • 15px Жан I Ибелин
    Силы сторон
    неизвестно неизвестно
    Потери
    120px
    Крестовые походы
    1-й крестовый поход
    Крестьянский крестовый поход
    Германский крестовый поход
    Норвежский крестовый поход
    Арьергардный крестовый поход
    2-й крестовый поход
    3-й крестовый поход
    4-й крестовый поход
    Альбигойский крестовый поход
    Крестовый поход детей
    5-й крестовый поход
    6-й крестовый поход
    7-й крестовый поход
    Крестовые походы пастушков
    8-й крестовый поход
    9-й крестовый поход
    Северные крестовые походы
    Крестовые походы против гуситов
    Крестовый поход на Варну

    Шестой крестовый поход - крестовый поход императора Священной Римской империи Фридриха II Гогенштауфена в -1229 годах . Этот поход не был отмечен ни одним сражением. Спустя семь лет после провала Пятого крестового похода Фридрих II путём дипломатических маневров сумел восстановить контроль христиан над Иерусалимом и рядом других областей на ближайшие пятнадцать лет.

    Фридрих II и Папство

    Крестовый поход

    Вместо того, чтобы отправиться прямо к Святой земле , император сначала посетил Кипр , который был его вотчиной с момента захвата острова Ричардом Львиное Сердце во время Третьего крестового похода . Фридрих II прибыл с претензиями на престол Кипрского королевства , но встретил сопротивление местных баронов, поддерживавших регента Жана I Ибелина . Фридрих II утверждал, что регентство нелегитимно и потребовал от Жана передать фьеф Бейрут императору. Конфликт ничем не завершился, однако в перспективе этот спор лишил императора ценного сторонника в лице Ибелинов .

    Даже с учетом воинов орденов войско Фридриха II по численности было лишь тенью армии, которую он собрал в начале похода. Он понял, что его единственная надежда на успех в Святой земле - это переговоры о капитуляции Иерусалима , поскольку сил для сражений с Айюбидами он не имел. Фридрих II провел демонстрацию силы, проведя свои войска на юг вдоль побережья, чего оказалось достаточно, чтобы убедить египетского султана аль-Камиля вступить в переговоры. Египтяне были заняты подавлением восстаний в Сирии и поэтому согласилась уступить крестоносцам Иерусалим и узкий коридор вдоль побережья.

    Фридрих II продемонстрировал, что крестовый поход может быть успешным даже без военного превосходства. Более того, он создал прецедент, добившись успеха в крестовом походе без папского участия. Дальнейшие крестовые походы будут организовываться отдельными правителями, такими как Людовик IX и Эдуард I , что наглядно демонстрировало угасание папской власти.

    Напишите отзыв о статье "Шестой крестовый поход"

    Примечания

    Литература

    • Cattaneo, Giulio (1992). Federico II di Svevia. Rome: Newton & Compton.

    Отрывок, характеризующий Шестой крестовый поход

    – Может что-то случилось? – задала совершенно глупый вопрос я.
    – Ну, естественно – случилось! Иначе он бы никогда отсюда не ушёл.
    – А может здесь тоже был тот злой человек? – испуганно спросила Мария.
    Честно признаться, у меня тоже мелькнула такая мысль, но высказать её я не успела по той простой причине, что, ведя за собой троих малышей, появился Светило... Детишки были чем-то смертельно напуганы и, трясясь как осенние листики, боязливо жались к Светилу, боясь от него отойти хоть на шаг. Но детское любопытство вскоре явно пересилило страх, и, выглядывая из-за широкой спины своего защитника, они удивлённо рассматривали нашу необычную тройку... Что же касалось нас, то мы, забыв даже поздороваться, вероятно, с ещё большим любопытством уставились на малышей, пытаясь сообразить, откуда они могли взяться в «нижнем астрале», и что же всё-таки такое здесь произошло...
    – Здравствуйте, милые... Не надо вам было сюда приходить. Что-то нехорошее здесь происходит... – ласково поздоровался Светило.
    – Ну, хорошего здесь вряд ли можно было бы ожидать вообще... – грустно усмехнувшись, прокомментировала Стелла. – А как же получилось, что ты ушёл?!... Ведь сюда любой «плохой» мог за это время явиться, и занять всё это...
    – Что ж, тогда ты бы обратно всё «свернула»... – просто ответил Светило.
    Тут уж мы обе на него удивлённо уставились – это было самое подходящее слово, которое можно было употребить, называя данный процесс. Но откуда его мог знать Светило?!. Он ведь ничего в этом не понимал!.. Или понимал, но ничего об этом не говорил?...
    – За это время много воды утекло, милые... – как бы отвечая на наши мысли, спокойно произнёс он. – Я пытаюсь здесь выжить, и с вашей помощью начинаю кое-что понимать. А что привожу кого, так не могу я один такой красотой наслаждаться, когда всего лишь за стеной такие малые в жутком ужасе трясутся... Не для меня всё это, если я не могу помочь...
    Я взглянула на Стеллу – она выглядела очень гордой, и, конечно же, была права. Не напрасно она создавала для него этот чудесный мир – Светило по-настоящему его стоил. Но он сам, как большое дитя, этого совершенно не понимал. Просто его сердце было слишком большим и добрым, и не желало принимать помощь, если не могло делиться ею с кем-то другим...
    – А как они здесь оказались? – показывая на испуганных малышей, спросила Стелла.
    – О, это длинная история. Я время от времени их навещал, они к отцу с матерью с верхнего «этажа» приходили... Иногда к себе забирал, чтобы от беды уберечь. Они же малые, не понимали, насколько это опасно. Мама с папой были здесь, вот им и казалось, что всё хорошо... А я всё время боялся, что опасность поймут, когда уже поздно будет... Вот и случилось только что это же самое «поздно»...
    – А что же такого их родители натворили, что попали сюда? И почему они все «ушли» одновременно? Они погибли что ли? – не могла остановиться, сердобольная Стелла.
    – Чтобы спасти своих малышей, их родителям пришлось убить других людей... За это здесь и платили посмертно. Как и все мы... Но сейчас их уже и здесь больше нет... Их нигде нет более... – очень грустно прошептал Светило.
    – Как – нет нигде? А что же случилось? Они что – и здесь сумели погибнуть?! Как же такое случилось?.. – удивилась Стелла.
    Светило кивнул.
    – Их убил человек, если «это» можно назвать человеком... Он чудовище... Я пытаюсь найти его... чтобы уничтожить.
    Мы сразу же дружно уставились на Марию. Опять это был какой-то страшный человек, и опять он убивал... Видимо, это был тот же самый, кто убил её Дина.
    – Вот эта девочка, её зовут Мария, потеряла свою единственную защиту, своего друга, которого тоже убил «человек». Я думаю, это тот же самый. Как же мы можем найти его? Ты знаешь?
    – Он сам придёт... – тихо ответил Светило, и указал на жмущихся к нему малышей. – Он придёт за ними... Он их случайно отпустил, я ему помешал.
    У нас со Стеллой поползли по спинам большие-пребольшие, шипастые мурашки...
    Это звучало зловеще... А мы ещё не были достаточно взрослыми, чтобы кого-то так просто уничтожать, и даже не знали – сможем ли... Это в книгах всё очень просто – хорошие герои побеждают чудовищ... А вот в реальности всё гораздо сложнее. И даже если ты уверен, что это – зло, чтобы побеждать его, нужна очень большая смелость... Мы знали, как делать добро, что тоже не все умеют... А вот, как забирать чью-то жизнь, даже самую скверную, научиться ни Стелле, ни мне, пока ещё как-то не пришлось... И не попробовав такое, мы не могли быть совершенно уверены, что та же самая наша «смелость» в самый нужный момент нас не подведёт.
    Я даже не заметила, что всё это время Светило очень серьёзно за нами наблюдает. И, конечно же, наши растерянные рожицы ему говорили обо всех «колебаниях» и «страхах» лучше, чем любая, даже самая длинная исповедь...
    – Вы правы, милые – не боятся убить лишь глупцы... либо изверги... А нормальный человек к этому никогда не привыкнет... особенно, если даже ещё не пробовал никогда. Но вам не придётся пробовать. Я не допущу... Потому что, даже если вы, праведно кого-то защищая, мстить будете, оно сожжёт ваши души... И уже больше никогда прежними не будете... Вы уж поверьте мне.
    Вдруг прямо за стеной послышался жуткий хохот, своей дикостью леденящий душу... Малыши взвизгнули, и все разом бухнулись на пол. Стелла лихорадочно пыталась закрыть пещеру своей защитой, но, видимо от сильного волнения, у неё ничего не получалось... Мария стояла не двигаясь, белая, как смерть, и было видно, что к ней возвращалось состояние недавно испытанного шока.
    – Это он... – в ужасе прошептала девчушка. – Это он убил Дина... И он убьёт всех нас...
    – Ну это мы ещё посмотрим. – нарочито, очень уверенно произнёс Светило. – Не таких видели! Держись, девочка Мария.
    Хохот продолжался. И я вдруг очень чётко поняла, что так не мог смеяться человек! Даже самый «нижнеастральный»... Что-то в этом всём было неправильно, что-то не сходилось... Это было больше похоже на фарс. На какой-то фальшивый спектакль, с очень страшным, смертельным концом... И тут наконец-то меня «озарило» – он не был тем человеком, которым выглядел!!! Это была всего лишь человеческая личина, а нутро было страшное, чужое... И, была не была, – я решила попробовать с ним бороться. Но, если бы знала исход – наверное, не пробовала бы никогда...
    Малыши с Марией спрятались в глубокой нише, которую не доставал солнечный свет. Мы со Стеллой стояли внутри, пытаясь как-то удержать, почему-то всё время рвущуюся, защиту. А Светило, стараясь сохранить железное спокойствие, встречал это незнакомое чудище у входа в пещеру, и как я поняла, не собирался его туда пропускать. Вдруг у меня сильно заныло сердце, будто в предчувствии какой-то большой беды....
    Полыхнуло яркое синее пламя – все мы дружно ахнули... То, что минуту назад было Светилом, за одно лишь коротенькое мгновение превратилось в «ничто», даже не начав сопротивляться... Вспыхнув прозрачным голубым дымком, он ушёл в далёкую вечность, не оставив в этом мире даже следа...
    Мы не успели испугаться, как сразу же за происшедшим, в проходе появился жуткий человек. Он был очень высоким и на удивление... красивым. Но всю его красоту портило мерзкое выражение жестокости и смерти на его утончённом лице, и ещё было в нём какое-то ужасающее «вырождение», если можно как-то такое определить... И тут, я вдруг вспомнила слова Марии про её «ужастика» Дина. Она была абсолютно права – красота может быть на удивление страшной... а вот доброе «страшное» можно глубоко и сильно полюбить...

    Шестой крестовый поход стал последней удачной акцией крестоносцев на Востоке. В ходе дипломатических переговоров был вновь взят Иерусалим (1229 г.). Но спустя 15 лет город был отвоеван мусульманами, на этот раз навсегда.

    Подготовка Шестого крестового похода

    Главным виновником неудачи Пятого крестового похода папа Римский Гонорий III объявил германского императора Фридриха II, который так и не принял в нем участие.

    Рис. 1. Император Фридрих II.

    В марте 1227 г. Гонорий III умер. Новым папой стал Григорий IX, который жестко потребовал от Фридриха II исполнения святого обета.

    Германский император подчинился и в августе 1227 г. вместе с армией вышел в море. В пути Фридрих II опасно заболел и сделал остановку для лечения. Григорий IX посчитал это обманом и отлучил императора от церкви, что запрещало ему принимать участие в крестовом походе.

    Ход Шестого крестового похода

    Фридрих II проигнорировал свое отлучение. Летом 1228 г. он выступил в Шестой крестовый поход. В ответ Григорий IX вторично отлучил Фридриха II от церкви.

    ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

    Разгневанный папа Римский называл Фридриха II пиратом и “служителем Магомета”.

    После короткой остановки на Кипре крестоносцы прибыли в Акру. Местная знать не поддержала отлученного императора и не предоставила военной помощи. С этого времени основные события Шестого крестового похода разворачивались в области дипломатии.

    Рис. 2. Корабль у берегов Святой Земли. Фреска, XII в..

    Среди мусульман также не было единства.
    Державу Айюбидов делили между собой три брата:

    • аль-Камил Египетский;
    • ан-Насир Дауд Сирийский;
    • аль-Ашраф Джазирский.

    Султан аль-Камил еще в 1226 г. направлял послов к Фридриху II с просьбой о помощи и предложением выгодных условий. Прибыв в Палестину, германский император продолжил переговоры и одновременно создавал плацдарм для наступления на Иерусалим. На владения аль-Камила готовил нападение хорзмшах Джелал ад-Дин, поэтому султан поспешил заключить мирное соглашение.

    Завершающей датой Шестого крестового похода стало 18 февраля 1229 г. Между египетским султаном и германский императором был подписан мирный договор на 10 лет.

    Главные положения договора:

    • христиане получают Иерусалим, Вифлеем, Назарет, узкий коридор между Яффой и Иерусалимом, а также Сидон;
    • В Иерусалиме под управлением мусульман остается Храмовая гора с двумя мечетями;
    • христиане могли восстановить разрушенные стены Иерусалима;
    • все пленные освобождались без выкупа;
    • Фридрих II гарантировал султану поддержку против всех врагов;
    • заключались выгодные торговые соглашения.

    Рис. 3. Император Фридрих II в короне короля Иерусалима.

    Значение и результат Шестого крестового похода

    Захват Иерусалима мирным путем стал уникальным случаем в средневековой дипломатии. Фридрих II доказал, что с мусульманами можно договориться. Авторитет германского императора в христианском мире значительно повысился.

    В 1230 г. папа Римский снял отлучение с Фридриха II и утвердил мирный договор с султаном.

    После отъезда Фридриха II в Европу в Иерусалимском королевстве началась гражданская война между местными феодалами. Королевство представляло собой разбросанные города и замки, не имеющие общей границы. Поэтому вскоре мусульмане вновь овладели Священным городом.

    Что мы узнали?

    Руководителем Шестого крестового похода был отлученный от церкви император Фридрих II. Несмотря на это, ему удалось в ходе переговоров вернуть Иерусалим христианам и одержать победу в борьбе с папой Римским.

    Тест по теме

    Оценка доклада

    Средняя оценка: 3.9 . Всего получено оценок: 241.

    Что произошло?

    Произошла весьма парадоксальная история. Император Священной Римской Империи Фридрих II Гогештауфен отправился в Крестовых поход, будучи отлученным от церкви, но при этом сделал то, чего не сумел сделать Ричард Львиное Сердце — освободил Иерусалим. Причины стол удивительного расклада кроются в давнем конфликте Императоров со Святым Престолом, а также в обещании, которое Фридрих дал Ватикану, но которое не спешил выполнять. Дело в том, что он поклялся отправиться в крестовый поход еще в 1215-м году, то есть даже до получения им императорской короны. Исполнения этого обещания смиренно ждали сразу два Папы — Иннокентий III (1198−1216) и Гонорий III (1216−1227).

    Фридрих II Гогенштауфен

    Терпение третьего Понтифика, Григория IX, лопнуло: 29 сентября 1227 Фридрих был отлучен от церкви. Что любопытно, как раз в тот момент крестоносцы уже были готовы к походу в Святую Землю, а войска императора даже разместились на кораблях, но Иннокентий не хотел ждать ни минуты, и, когда Фридрих попросил небольшой отсрочки в связи со вспыхнувшей в его армии эпидемией то ли дизентерии, то ли холеры, то ли вообще чумы, Папа предал императора анафеме. Это решение раскололо крестоносное войско, лишив Фридриха поддержки многих европейских феодалов, а также влиятельных людей из христианских государств ближнего востока. Так, тамплиеры и госпитальеры, которые должны были оказывать предводителю похода содействие, вставляли императору палки в колеса, а храмовники и вовсе пошли на открытое предательство.

    Фридрих II начал поход, будучи отлученным от церкви

    Когда Фридрих отправился на берега реки Иордан для купания, тамплиеры сообщили об этом египетскому султану Аль-Камилю, подробно описав план захвата императора в плен. К счастью, в тот момент правитель Египта был Фридриху почти союзником, но сама эта история довольно ярко характеризует всю необычность этого похода.

    Мусульманский правитель оказался предводителю крестового похода другом, а глава духовно-рыцарского ордена — врагом. Вопреки воле Папы, Фридрих, однако, добился своего. Он провел с Аль-Камилем сложные переговоры, по результатам которых Иерусалим был передан под контроль христиан. Ни одного сражения, ни единой капли крови, только дипломатия и компромисс. Фридриху были также переданы Назарет, Вифлеем, Яффа и Сидон, он же взамен выступал гарантом 10-летнего перемирия между Египтом и христианскими государствами, обязался не восстанавливать укрепления Иерусалима и сохранял за мусульманами контроль над мечетями этого города.

    Как итог, Шестой крестовый поход получился одним из самых успешных за всю историю, уступая разве что только Первому, в ходе которого Иерусалим был освобожден силой оружия. Фридрих стал королем Иерусалима, хотя и не имел никаких прав на этот титул. Он мог быть лишь регентом при сыне-младенце Конраде, но император это обстоятельство начисто проигнорировал и короновался сам (хотя сам факт коронации подвергается сомнению). После этого он навсегда покинул Святую Землю. Ни Фридрих, ни Конрад никогда больше не приезжали в эти свои владения, занимаясь исключительно делами Европы. Вместе с тем Шестой Крестовый поход, завершившийся большой дипломатической победой германского императора, привел к сильнейшему расколу среди христиан Европы и Святой Земли. Еще один парадокс: Иерусалим был возвращен, но это только ослабило крестоносные государства.

    Могло ли быть иначе?

    До конца неясно, почему, узнав об отлучении, Фридрих вообще не отменил поход. В Святую Землю он не торопился и умело находил причины и поводы, чтобы отложить свою поездку в столь отдаленные от его основных владений места. По идее, Фридрих должен был быть участником еще Пятого Крестового похода, в ходе которого армия его будущего зятя Иоанна де Бриенна сперва овладела крепостью Дамьетта на Ниле, а затем потеряла ее и чудом унесла ноги. Гогенштауфен лично при этом не присутствовал, зато щедро снабжал крестоносцев припасами и оружием, а также отправил к ним на подмогу Людвига Баварского. Все это, однако, не удовлетворило папу Иннокентия. По каким-то причинам Ватикан требовал от Фридриха именно личного присутствия, а не только финансовой и моральной поддержки. Вероятнее всего, причина эта крылась в том, что между Империей и Святым Престолом зрела новая война, и Папам очень хотелось, чтобы в момент начала конфликта хитрый Гогенштауфен находился подальше от центра событий.

    Папа Григорий IX

    Так или иначе, а крестовый поход для средневековых монархов и феодалов был примерно тем же, чем является благотворительность для современных бизнесменов и политиков. Это процесс имиджевый. Шанс улучшить свою репутацию, показав миру себя с хорошей стороны, явить ему благочестие. Видимо, только поэтому Фридрих, уже будучи отлученным, отправился все же в поход. Повод для отмены у него был, ибо с момента наложения интердикта, поход юридически находился вне закона. И вспышка болезни, точный диагноз которой хронисты так и не определили, давала основания для того, чтобы распустить войска. Тем более, что болезнь эта не была вымыслом, и от нее скончался, например, видный сторонник императора Людвиг Тюрингский. Именно в 1227-м году поход, который Фридрих готовил 12 лет, был как никогда близок к отмене. Впрочем, имелась ведь и еще одна причина. Хитрый Гогенштауфен, вполне возможно, хотел слегка подорвать авторитет новоизбранного Папы Григория.

    Что изменилось бы?

    Очень многое. Короткий и успешный Шестой Крестовый поход, как уже говорилось, спровоцировал довольно мощный раскол. И начать нужно с того, что Фридрих поссорился не только с Папой, но и со своим тестем Иоанном де Бриенном, у которого обманом отобрал титул Иерусалимского короля. В своей попытке затащить Императора в Святую Землю Ватикан пошел на хитрый ход. И Папа Гонорий устроил брак Фридриха с Иолантой — дочерью Бриенна.

    Фридрих вернул Иерусалим путем переговоров

    Проблема заключалась в том, что сам де Бриенн собирался править королевством именно от лица дочери, ибо законным наследником корон был не он, а его покойная жена. Фридрих обещал, что не станет предъявлять претензий на власть, но, прибыв в Святую Землю, первым делом это обещание нарушил. После этого Иоанн перешел на сторону Папы и вторгся на Сицилию, которой правил сын Фридриха Генрих. Кроме того, сам факт отлучения, лишил Фридриха поддержки христиан Иерусалима, Аккры и Триполи. Формально под интердикт подпадали все его достижения владения. То есть — еще один парадокс — Иерусалим, главная из христианских святынь, также оказалась отлучена от церкви. Как итог, напряженные отношения Фридриха с местной знатью переросли в полноценный конфликт, известный как «война с ломбардцами». Сам Фридрих прямого участия в нем не принимал.

    Война длилась 15 лет (1228−1243), самыми активными ее участниками были Кипр и Иерусалим. В результате все христианские государства Святой Земли были ослаблены, что лишь ускорило их падение. Местная знать победила и изгнала из Аккры наместника Фридриха, вот только победа была пирровой. Через три года султан Айюб и его хорезмская армия захватили Иерусалим, отобрав его у крестоносцев раз и навсегда, а войско христиан потерпело сокрушительное поражение под Газой.

    Встреча Фридриха с Аль-Камилем

    Впрочем, не будь Шестого Крестового похода, не было бы и трех следующих. Сама идея себя очевидным образом исчерпала. Однако пример Фридриха показал нечто вроде нового пути. Оказалось, что можно и без поддержки Папы организовать поход в Святую Землю. Именно так поступили последние крестоносцы Европы: Людовик IX Французский и Эдуард I Английский. Они действовали сами, не ориентируясь на позицию Ватикана. Иными словами, Фридрих подарил крестоносному движению еще 50 лет жизни.

    ПЯТЫЙ И ШЕСТОЙ КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

    Ни то, что четвертый крестовый поход закончился не там, где ожидалось, ни ересь на юге Франции не заставило папу Иннокентия III отказаться от идеи возвращения Святой Земли.

    Но после того, как в 1187 г. к ногам султана Саладина пал Иерусалим, все меньше становилось переселенцев на Восток и все меньше охотников совершить туда паломничество с мечом в руках и крестом на плаще. Иногда, завидев сборщика податей на крестовый поход, благородные рыцари кидали монетку не ему, а первому попавшемуся нищему, да еще и приговаривали: «Возьми во имя Магомета, который сильнее Христа!» Приморские города, несмотря на все запреты, продавали мусульманам оружие и даже поставляли на восточные рынки рабов-христиан (в большинстве славян). Коммерция - дело тонкое.

    Все же заморский поход удалось организовать. В 1213 г. папа Иннокентий повсюду разослал своих проповедников, поручив им вручать крест каждому, кто того пожелает - даже уголовным преступникам. Ежемесячно устраивались торжественные процессии и молебны о даровании победы. В пользу грядущего успеха говорил важный мистический аргумент: апокалиптическое число зверя - 666, а к этому времени прошло как раз столько лет от начала деятельности пророка Мухаммеда.

    Папа на три года запретил все войны и даже рыцарские турниры. Лица духовного звания должны были вносить на нужды похода двадцатую часть своих доходов. Вызвались идти три государя: Иоанн Английский, Андрей Венгерский и германский император Фридрих II (он же король Сицилии). Но Иннокентий и англичанин не дожили до начала похода. Поэтому в 1217 г. отправились в путь только немцы и венгры во главе с королем Андреем (император принял личное участие только в шестом походе, девять лет спустя).

    Первый акт, как всегда, затягивался. Передовые отряды, прибывшие морем в Акру, целый год занимались бесплодными стычками с турками и ссорами с местными христианами. За более серьезные дела принялись, только когда прибыло 300 кораблей из северной Германии и Нидерландов.

    Начать решили с завоевания Египта - на этом особенно настаивали государи и вельможи сирийских христианских государств. Задача была трудной. Египетский султан Аладил создал сильное войско из купленных у кавказских горцев молодых рабов. Они прошли усиленную военную подготовку и, будучи чужаками, стали самыми преданными его воинами. Так появились знаменитые мамелюки (со временем они сами захватили власть и несколько веков правили Египтом).

    Крестоносцы осадили большой торговый город Дамиетту в дельте Нила. Султан был согласен на большие уступки: возвратить «древо Истинного Креста» и Иерусалимское королевство. Но папский легат Пелагий, родом из Испании, фактически взявший верховное командование армией в свои руки, ответил отказом. И вскоре крестоносцы взяли город. Добычи оказалось на 400 тысяч золотых.

    В Европе, после бесконечной череды неудач, эту весть встретили с великой радостью. Папа назвал Пелагия «вторым Иисусом Навином» (библейский завоеватель «Земли Обетованной» - Палестины).

    Мусульмане были в смятении. Султан Аладил приказал разломать стены Иерусалима, как если бы город был уже утрачен. Жители стали покидать город.

    Но крестоносцы, нацелившись на завоевание всего Египта, опять затянули время. Противник пришел в себя, султан усилил армию и даже успел выстроить новую крепость неподалеку от лагеря крестоносцев. Но все же, не будучи до конца уверен в своих силах, опять обратился с предложением: Иерусалимское королевство в обмен на Дамиетту. И опять отказ Пелагия - тем более, что из Европы прибыло новое пополнение.

    Войско двинулось вдоль Нила. И тут случилось то, что случается каждый год, благодаря чему и возник семь тысяч лет назад Египет и что спасло его на этот раз. Великая река разлилась, и крестоносцы оказались на болотистом острове среди бескрайних водных просторов. Мамелюки сразу же перерезали пути к отступлению, и это было еще счастьем для недавних победителей во главе с их новым Иисусом Навином, что султан отпустил их подобру-поздорову всего лишь на условии сдачи Дамиетты (1221 г.).

    В 1227 г. в поход на Святую Землю собрался германский император Фридрих II - это был Шестой крестовый поход. Проходил он в обстановке, можно сказать, скандальной.

    Новому папе Григорию IX казалось, что сборы идут ни шатко, ни валко. Чем дальше, тем больше росло его раздражение. Из его уст прозвучало обвинение, что и Дамиетту шесть лет назад сдали исключительно из-за нерадения, а может быть, даже из-за намеренного саботажа императора. И когда тот, наконец, двинулся в путь, но из-за обострившейся болезни сделал остановку в южноитальянском Отранто - терпение папы лопнуло. Он наложил на императора отлучение.

    Фридрих с достоинством оправдывался. Его недуг явно не был притворным, в войске тоже распространились болезни - остановка была необходима. Григорий ничего не хотел слушать.

    Тогда Фридрих тоже вспылил - захватил папское владение Анконскую марку (в центральной Италии) и стал поддерживать врагов папы в Риме. Ответный удар: папа подтверждает свое отлучение, а вдобавок накладывает интердикт (запрет на богослужение и церковные обряды) во всех тех местностях, где будет находиться император.

    Но Фридрих, поправившись, стал действовать, не обращая на папские репрессии никакого внимания. Высадившись в Акре (1228 г.), - хоть и не с очень большими силами, - он выказал намерение пойти войной на египетского султана. Но каирский повелитель решил не искушать судьбу в новом столкновении с крестоносцами: было заключено перемирие на 10 лет, и Иерусалимское королевство вместе со святым городом вновь перешло к христианам. За это Фридрих обещался быть союзником султана против всех его врагов - не только восточных, но и западных.

    Однако насколько же разлад на верхнем уровне оказался сильнее религиозного чувства. В католическом мире не было никаких торжеств. Более того, папа наложил интердикт и на Иерусалимское королевство, и когда освободитель Гроба Господня венчался как иерусалимский император - нельзя было даже совершить богослужение.

    Рим всячески подстрекал сирийских христиан на противодействие Фридриху. И небезуспешно - его сторонники были изгнаны из Акры. Потом до императора дошли вести, что осложнились дела в Германии, и он вынужден был срочно отбыть на родину. Воспользовавшись этим, его недруги в нарушение перемирия стали нападать на египетские владения. Султан призвал на подмогу хорезмийских туркменов, и эта свежая боевая сила двинулась на Иерусалим. Город, лишившийся во время предыдущего крестового похода своих укреплений, был легко взят - на этот раз безвозвратно (1244 г.). Немногочисленное войско сирийских христианских государств, двинувшееся на мусульман, было наголову разбито при Газе.

    Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

    КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ ПРИЧИНЫ И ПРЕДЫСТОРИЯ КРЕСТОВЫХ походов Согласно традиционному определению, под Крестовыми походами понимаются военно-религиозные экспедиции христиан, предпринимавшиеся с конца XI в. с целью освобождения Гроба Господня и других христианских святынь

    Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

    КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ Близнюк С.В. Крестоносцы позднего средневековья. М., 1999.Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980.Карпов С.П. Латинская Романия. СПб., 2000.Лучицкая С.И. Образ Другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. М., 2001.Alpandery Р, Dupront A. La chretiente et Г idee des croisades. P., 1995.Balard M.

    Из книги Европа и ислам: История непонимания автора Кардини Франко

    Крестовые походы В те времена среди христиан Западной Европы распространялось чувство тревоги и страха, связанное с ожиданием конца света, а также с изменениями, вызванными демографическим ростом и политической и религиозной борьбой. Такие настроения заставили

    Из книги Закат и падение Римской империи автора Гиббон Эдвард

    ГЛАВА LIX Греческая империя спасена. - Крестовые походы второй и третий; число участвовавших в них крестоносцев; поход в Палестину и исход этого предприятия. - Св. Бернард. - Царствование Саладина в Египте и в Сирии. - Он завоевывает Иерусалим. - Морские крестовые походы. -

    Из книги История тайных обществ, союзов и орденов автора Шустер Георг

    КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ Поддерживаемый религиозным воодушевлением воинственного народа, ислам в первом столетии после смерти своего пророка с неимоверной быстротой распространился по лицу земли. Победоносно проник он в Персию и Туран, завладел Индией, отнял у византийцев

    Из книги Том 1. Дипломатия с древних веков до 1872 гг. автора Потемкин Владимир Петрович

    Крестовые походы. В конце XI века папская дипломатия сумела использовать в своих интересах начавшееся на Западе широкое движение на Восток - крестовые походы. Крестовые походы направлялись интересами весьма разнообразных групп западноевропейского феодального

    Из книги История конницы [с иллюстрациями] автора Денисон Джордж Тэйлор

    1. Крестовые походы В конце XI столетия, когда рыцарство уже было твердо установившимся учреждением, в Европе произошло событие, отразившееся на многие годы в истории как в этой части света, так и в Азии.Мы уже говорили о тесной связи религии с рыцарством и о ее большом

    Из книги Тысячелетие вокруг Черного моря автора Абрамов Дмитрий Михайлович

    Пятый и Шестой крестовые походы. «Мирное» завоевание Иерусалима В 1215 г. в Риме был собран пышный церковный (Латеранский) собор, принявший решение о новом крестовом походе в Святую Землю. Крестоносный обет приняли три государя - Андраш II Венгерский, король Англии Иоанн

    автора Безыменский Лев

    Дни пятый и шестой: протокол Пятый день начался изложением планов ВВС Англии, о которых сообщение сделал маршал Бернет. Его доклад был весьма оптимистичным. Так, Бернет говорил:«Наши авиационные базы в Англии защищены лучшими средствами в мире, которые непрерывно

    Из книги OCOБAЯ ПАПКА «БАРБАРОССА» автора Безыменский Лев

    Дни пятый и шестой: реконструкция Мы объединяем заседания 16 и 17 августа, ибо их течение весьма сходно. Теперь, когда мы знаем колоссальное напряжение тех дней, трудно даже заниматься комментированием тех (в известной мере второстепенных) вопросов, которые обсуждали Дракс,

    Из книги Прикладная философия автора Герасимов Георгий Михайлович

    Из книги Последний час рыцарей автора Шионо Нанами

    Крестовые походы В середине IX века, когда Иерусалим все еще находился во власти мусульман, богатый купец по имени Мауро построил здание, которое могло бы служить одновременно госпиталем и странноприимным домом для паломников, пришедших с Запада на Святую землю. Купец был

    Из книги Кто такие папы римские автора Шейнман Михаил Маркович

    Крестовые походы В феврале 1930 г. римский папа Пий XI обратился к духовенству и верующим с призывом к «крестовому походу» против СССР. Этот призыв послужил началом широкой антисоветской кампании во многих странах, которая, по расчету организаторов этой кампании, должна

    Из книги История тюрков автора Аджи Мурад

    Крестовые походы Средневековье называют темными веками, они и впрямь такие. Темные, как дремучий лес. Никогда не узнают о них правду. Католики уничтожили летописи и книги тех лет, они придумали тысячи способов убийства правды. Им удавалось самое невероятное. Приемов было

    Из книги История кавалерии. автора Денисон Джордж Тэйлор

    Крестовые походы В конце XI века, после того как прочно установился институт рыцарства, в Европе началось поразительное движение, определившее историю этой части света и Азии примерно на протяжении 250 лет.Как уже упоминалось, религия вскоре стала тесно связанной с

    Из книги Великая степь. Приношение тюрка [сборник] автора Аджи Мурад

    Крестовые походы Средневековье называют темными веками, они и впрямь такие. Люди никогда не узнают о них всю правду. Католики уничтожили летописи и книги тех лет. Они придумали тысячи способов убийства правды. Им удавалось самое невероятное. Вот один из ее приемов.Церковь


    Close