Парные согласные

Согласные, соотносительные по глу-хости-звонкостп: (б-п), (б’-п’), (в-ф), (в’-ф’1 (г-к), (г’-к’), (д-т), (д’-т’), (ж-ш), (ж’-ш’) (з-с), (з’-с’); по твердости-мягкости! (б-б’), (в-в’), (д-д’) и т, д.


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "парные согласные" в других словарях:

    Звуки речи, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума, который образуется в полости рта, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды. В основу классификации согласных кладется: 1) участие голоса и шума. Согласные… … Словарь лингвистических терминов

    Согласные звуки, при артикуляции которых спинка языка отодвигается назад (сочетаются с гласными заднего ряда). Все, кроме Ш, Ж, Ц, имеют парные мягкие, с которыми часто чередуются в составе одной морфемы, ср.: село/в селе, любовь/любить,… … Литературная энциклопедия

    Казанская лингвистическая школа направление в языкознании, к которому принадлежали И. А. Бодуэн де Куртенэ, его ученики Н. В. Крушевский (как и Бодуэн, он может быть назван русско польским учёным) и… … Википедия

    обозначение на письме твердости/мягкости согласных - Парные твердые и мягкие обозначаются одной и той же буквой. Твердость обозначается гласными а, о, у, ы, э. Мягкость согласной перед гласной обозначается буквами я, ё, ю, и. Буква е может обозначать и твердые, и мягкие предшествующие согласные. На … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Самоназвание: Хальмг келн Страны: Россия … Википедия

    Язык Самоназвание: Хальмг келн Страны: Россия, Китай, Монголия Регионы: Калмыкия, Синьцзян Уйгурский автономный район Официальный статус: Калмыкия … Википедия

    Калмыцкий язык Самоназвание: Хальмг келн Страны: Россия, Китай, Монголия Регионы: Калмыкия, Синьцзян Уйгурский автономный район Официальный статус: Калмыкия … Википедия

    Калмыцкий язык Самоназвание: Хальмг келн Страны: Россия, Китай, Монголия Регионы: Калмыкия, Синьцзян Уйгурский автономный район Официальный статус: Калмыкия … Википедия

    Калмыцкий язык Самоназвание: Хальмг келн Страны: Россия, Китай, Монголия Регионы: Калмыкия, Синьцзян Уйгурский автономный район Официальный статус: Калмыкия … Википедия

Книги

  • Парные согласные Г-К. Логопедический материал для автоматизации звуков. ФГОС ДО , . Пособия "Парные согласные. Логопедический материал" предназначены для работы с детьми 5-7 лет. Лексический материал для автоматизации звуков, представленный в пособиях, используется на…
  • Парные согласные Б-П. Логопедический материал для автоматизации звуков. ФГОС ДО , . Пособия «Парные согласные. Логопедический материал» предназначены для работы с детьми 5-7 лет. Лексический материал для автоматизации звуков, представленный в пособиях, используется на…

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В - Ф

I. Организационный момент.

Приветствие: “Ребята, сядет тот, у кого в имени есть парная согласная»

II. Основная часть занятия. Сообщение темы занятия.

Отгадайте загадки и ответьте на вопрос, какие парные согласные чаще всего слышно в отгадках:

  • Очень лёгкий мой вопрос: как зовётся птичий нос (клюв)
  • В любое время днём и ночью,

Везу груз важный и нужный очень (кузов)

  • Железный жучок,

На кончике червячок (булавка)

  • Красна девица, сидит в темнице

А коса на улице (морковь)

  • Суши маленький кусочек

Но бывает иногда

Он большой и даже очень,

А вокруг всегда вода (остров)

1. Уточнение и сравнение артикуляции и произношения звуков В-Ф.

Произнесите звуки [в] и [ф]. Губы принимают положение следующего гласного, нижние зубы надкусывает нижнюю губу. Назовите отличие этих звуков.

Положите руку на горло и послушайте, дрожит ли оно при произнесении звука [в]. (Дрожит).

А теперь произнесите звук [ф] и послушайте, дрожит ли горло при его произнесении.(Не дрожит).

Вывод: что [в] звонкий звук, а [ф] глухой”.

Практические задания расположены от простого к сложному и могут быть выбраны в зависимости от уровня подготовленности учащегося

Название упражнения

Инструкция для ученика

«Послушайте слова и назови первый звук»

Послушайте слова и назови первый звук

Вафли, фуражка, фиолетовый, фабрика, булочка, велосипед, великий, вкусная, Виктор, внук, Валентина, футбол, фигура, видео, вата, вставать, факел, ванна, филин, футболка, фантазия, вагон, балкон, варежки, фокус, вежливый;

«Прочитайте и повторите слоги»

Ва-фа

во-фо

ву-фу

вы-фы

фа-ва

фо-во

ве-фе

ви-фи

ве-фе

во-фо-фо

фи-ви-фи

ве-фе-фе

фи-фи-ви

фу-ву-ву

фе-ва-фе

«Послушайте слоги и запишите их»

Ва, вы, фа, во, фу, вы, ве, фе, ви, вя, фя, вю, фю, фла, вла, флу, фло, влы, вра, фру, вру, вры, фле, вле, вля, фля, фри, фре, флю, влю

«Послушайте слова и определите их место»

«Послушайте слова и определите место согласных В и Ф»

Велосипед, говорить, фиолетовый, вафли, фамилия, вата, слива, корова, туфли, ваза, вокзал, ворона, правый, садовод, фантик, трава, хвост, фокус, сарафан, цифра;

Варежки, факел, вареники, подкова, водитель, сейф, водолаз, вода, восемь, крапива, канава, рифма, голова, левый, подошва, клятва, тыква, взрослый, фабрика, фонарь, Африка;

«Сравните пары слов по звучанию»

Сравни пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, какими звуками отличаются:

Ваня - Фаня

вата – фата

ваза – фаза

олива - олифа

сова – софа

дрова – дрофа

гривы – грифы

сливы – скифы

«Вставьте пропущенный слог в словах»

Вставьте пропущенный слог в словах. Запишите слова

ВА или ФА

...(ва)та, ...(ва)за, сара...(фа)н, кро...(ва)ть, ...(ва)фли, ...(ва)трушка, ...(ва)гон, сли...(ва), ян...(ва)рь, ...(ва)трушка, ...(ва)фельница,

ВУ или ФУ

соло...(ву)шка, ...(фу)ражка,

ВО ил ФО

...(фо)то, ...(фо)нарь, свето...(фо)р, ...(во)рон, ...(во)робей, о...(во)щи, ...(фо)кус, ...(фо)кусник, теле...(фо)н,

ВЫ или ФЫ

со...(вы), шка...(фы), шар...(фы), ...(вы)сокий, ...(вы)веска,

ВЕ или ФЕ

кон...(фе)ты, ...(фе)стиваль, ...(ве)сло, ...(фе)рма,

«Вставьте пропущенные буквы в словах»

а) Вставьте пропущенные буквы "В" или "Ф" в слова, подчеркните на каждой сточке "лишнее слово".

б) Вставить в слова пропущенные буквы в или ф

в) Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы

а) Коро-а, с-ёкла, - утбол, кла-иши.

Илин, -артук, кон-ета, кон-ерт.

Орон, -ратарь, шар-, -аза.

А-ли, -у-айка, -ар-ор, -отогра-ия.

Рукты, -оробей, -иалка, -орточка.

Ода, -лажок, сли-ы, -оздух.

  • ...лакон, … агон, … орота, ...торой, ...орона, ...оробей, ...орма, ...рукты, ...ратарь, ...ильм, ...ыркает, ...ото, ...етер;
  • ци...ра, про...од, с...ёрток, ке...ир, с...ёкла, сара...ан, ко...ёр, ли...тёр, соло...ей, пер...ый, сал...етка;

Ежли...ый, ...рукто...ый, ...ор...ался, ...иолето...ый, го...орли...ый, ...е...раль, ...ести...аль, ...отогра...ия, ...а...ли;

В классе показы...али учебный …ильм. ...аря надела шар... и...арежки. У … анюши мехо...ая шубка. В походе нужны...онари и...ляжки. У Вити но...ая...уражка.

«Измените слово по образцу»

Измените слово так, чтобы чтобы после согласных в, ф появился гласный

Образец: шарф - шарфы

шкаф, рукав, посев, бровь, кровь, ветвь, ров, лев, слив;

«Запишите слова в три колонки»

Запишите слова со звуком «в» в первую колонку, а со звуком «ф» – во втору, в третью - со звуками ф и в.

Вата, фото, ваза, ива, фонарь, флоксы, совы, шкафы, шарфы, конфеты, сарафан, фрукты, кровать, овраг, Африка, вафли, светофор, соловушка, ватрушка, ворон, вагон, воробей, цифра, слива. рукава, львы, овощи, январь, высокий, фокус, флажок, фокусник, телефон, Ватрушка, фуражка, лифтёр, вывеска, вафельница, филин, нафталин, фестиваль, весло, завернул, суфле, ферма, фруктовый, поспевает, ворон, финик, шарфик.

«Прослушайте загадки»

«Прослушайте загадки»

Три глаза - три приказа,
Красный - самый опасный.
(Светофор)

Кто приходит, кто уходит,
Все ее за ручку водят.
(Дверь)

Хохотун Егорка взялся за уборку,
В пляс по комнате пошел,
Оглянулся - чистый пол.
(Веник)

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны, то метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?
(Февраль)

Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)

Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
(Весна)

Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
(Воробей)

Дом - стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
(Фонарь)

Днем спит, ночью летает.
(Сова)

Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром - в школу, днем домой.
(Валенки)

«Составьте предложения из словосочетаний»

Придумайте предложения с данными словосочетаниями.

Вафельный торт; Красный флаг; Вкусная форель; Новые туфли; Фарфоровая ваза; Финиковое дерево; Фиолетовый свитер; Вкусное варенье; Сладкая слива; Северный ветер

«Составьте предложения из слов»

Составьте предложения с опорными словами.

Форточка, Вера, закрывать.

Ночью, хорошо, видеть, филин.

Федя, свёкла, и, Вера, выращивать.

Варя, ставить, в, фарфоровая, фиалки, ваза.

Вова, фиолетовые, на, найти, васильки, лугу.

Играть, футбол, в, Федя, забить, и, ворота, в, гол.

Вера, фиалки, подарить, и, васильки, фиолетовые.

Вера, покупать, Вова, и, вишни, в, сливы, магазин, крыжовник, и.

«Вставьте в предложения пропущенный предлог»

Ребята купались...(в) реке.

Чемодан лежал...(в) шкафу.

Бык побежал...(за) ребятами.

...(За) окном бушует вьюга.

...(На) ветках висят красивые игрушки.

Маленький луч и к о ст а новился … (во) дворе.

Света купила...(в) магазине фруктовые вафли.

… (В) густой траве сидит большой зелёный кузнечик.

«Закончите предложение»

Закончите предложения, выбирая нужные по смыслу слова.

В магазине продаётся красивая … .

… . – ночная птица. / софа – сова/

Весной на полях много … .

На крышах домов развеваются … . / флаги - влаги /

….. – красивая степная птица.

Приготовлены на зиму ….. для печки. /дрофа - дрова /

«Прослушайте рассказ, запишите»

ПАРК.

…от краси…ый парк. В парке бьют …онтаны. Около …онтано… ц…етут …иалки и …ысокой стеной растёт тра…а. На …етках дере…ьев …есело чирикают …оробьи.

НАШ ОГОРОД.

В нашем огороде растут с…ёкла, морко…ь и …асоль. Сорная тра…а мешает расти о…ощам. Мы …ыры…аем сорную тра…у. …сю осень мы будем есть о…ощи, …ыращенные в нашем огороде.

ПТИЧКА.

…аня и …ая услышали стук. Это птичка стучала в окно с…оим клю…ом. …аня открыл …орточку и …пустил …тичку в комнату. Птичка …летела. …сю зиму дети ухажи…али за птичкой. Наступила …есна. …аня открыл …орточку и …ыпустил птичку на …олю.

В школьном буфете продавали вафли, Положи в портфель пенал, букварь и тетради. В комнате - стол, кровать, диван и софа. Картофель, морковь, фасоль - овощи. Вера нарисовала льва и жирафа. Февраль - зимний месяц. Вьются флаги у ворот.

Мама купила два метра фланели. Из фланели она сшила Вале кофту. Вале понравилась фланелевая кофта. Она вешала кофту в шкаф. Бабушка связала внучке фуфайку. Валя ходит в новой фуфайке.

Около школы красные фонтаны. Около фонтанов цвели левкои и флоксы. За школой фруктовый сад. Осенью мы снимем спелые фрукты. В нашей столовой всегда есть свежие фрукты, ктороые мы сами выращиваем.


Парные согласные.

Парные звуки согласные
Бывают такие опасные!
Звук нечётко слышится…
Буква, какая, пишется?
Но поставил рядом гласный –
И согласный неопасный!

1.Знать парные по звонкости - глухости согласные:

Б - П, В - Ф, Г - К, Д - Т, З - С, Ж - Ш.

Парные глухие: П, Ф, К, Т, С, Ш. Непарные глухие: Х, Ц, Ч, Щ.

Парные звонкие: Б, В, Г, Д, З, Ж.

Непарные звонкие: Н, М, Л, Р, Й. (Эти согласные ещё называют сонорными)


2. Если корень слова заканчивается на один из парных согласных - это "ошибкоопасное место" (орфограмма парных согласных). (сне г , мос т .)

Если корень заканчивается на другой согласный - это не орфограмма! (ме л , со н .)

Орфограммы проверяются. Надо знать правило проверки написания парных согласных.

ПРАВИЛО:

Чтобы проверить парный согласный, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный , либо сонорный (Н, М, Л, Р, Й) , либо буква В.

Для проверки подбираем родственное слово, либо изменяем форму слова:

Сне г - сне га , сне го вик;

моро з - моро зи ще, моро зн ый.

Парный согласный может стоять на конце слова, но не находиться в корне - смотр и т . Парный согласный находится в окончании.

Мы работаем с орфограммами в корне !

Парный согласный может находиться на конце слова (но обязательно в корне) - ду б , либо в середине слова (но обязательно в корне) - берё з ка.

Услышав два глухих согласных подряд (берё зк а), тоже нужно выполнить проверку.

ИТОГ:

Парные согласные в корне требуют проверки, если они находятся в "слабой позиции":

1)в конце слова (чи ж )

2)в середине слова и после парного согласного стоит глухой согласный(лё гк ий).

"Сильная позиция" согласного- когда после парного согласного стоит гласная или сонорная согласная Л,М,Н,Р. Проверка в этом случае не требуется.

Правильно выделяйте орфограмму парного согласного: выделить дугой корень слова, подчеркнуть парный согласный , требующий проверки одной чертой, а в проверочном слове выделить корень , парный согласный подчеркнуть одной чертой, а букву за ним - двумя чертами .

Что такое звук? Это минимальная составляющая человеческой речи. Изображается буквами. В письменной форме звуки от букв отличаются наличием у первых квадратных скобок , использующихся в фонетической транскрипции. Буква – о, звук – [о]. Транскрипция показывает различия написания и произношения. Апостроф [ ] свидетельствует о мягкости произношения.

Вконтакте

Звуки разделены на:

  • Гласные. Их можно легко тянуть. При их создании язык не принимает активного участия, фиксируясь в одном положении. Звучание создается благодаря изменениям положения языка, губ, различным вибрациям голосовых связок и силе подачи воздуха. Протяжность гласных – основа вокального искусства (распевания, «пения гладью»).
  • Согласные звуки а выговариваются с участием языка, который, занимая определенное положение и форму, создает препятствие движению воздуха из легких. Это приводит к появлению шумов в полости рта. На выходе они преобразуется в звучание. Также свободному прохождению воздуха препятствуют губы, которые смыкаются-размыкаются во время речи.

Согласные разделяют на:

  • глухие и звонкие. Глухость и звонкость звучания зависит от работы речевого аппарата;
  • твердые и мягкие. Звучание определяется положением буквы в слове.

Буквы, обозначающие согласные звуки

Глухие

Глухие в русском: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш]. Проще всего запомнить фразу, а не набор букв, «Стёпка, хочешь щец? Фи!», содержащую их все.

Пример, в котором все согласные звуки глухие: петух, соты, штифт.

Звонкие

При их образовании форма языка близка к форме, производящей глухие, но добавляются вибрации. Звонкие согласные звуки создают активные вибрации связок. Вибрации деформируют звуковую волну , и в полость рта попадает не чистый поток воздуха, а звучание. В дальнейшем он дополнительно преобразовывается языком и губами.

К звонким согласным принадлежат: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р.

При их произношении в области гортани явно чувствуется напряжение. Кроме того, проговорить их четко шепотом практически невозможно.

Слово, в котором все согласные звуки звонкие: Рим, гордыня, зола, лиман.

Сводная таблица согласных (глухие и звонкие).

Именно за счет смены звучания русская речь обогащена различными словами, близкими по написанию и произношению, но абсолютно разными по значению . К примеру: дом - том, суд - зуд, код - год.

Парные согласные

Что означает парность ? Две буквы, близкие по звучанию, при произношении которых язык занимает схожие положения, называют парные согласные звуки. Произношение согласных можно условно разделить на одноэтапные (в их создании участвуют губы и языки) и двуэтапные – первыми подключаются связки, затем рот. Те случаи, когда при произношении движения рта совпадают, и создают пары.

Сводная таблица парных согласных с учетом твердости и мягкости

В речи свойственно не выговаривать каждую букву, а «съедать» ее. Это не является исключением только русской речи. Подобное встречается практически во всех языках мира и особо контрастно заметно в английском. В русском этот эффект подвластен правилу: парные согласные звуки подменяют (на слух) друг друга во время речи. К примеру: любовь – [л’ у б о ф’].

Но не все имеют свою пару. Есть не похожие по произношению ни на какие другие – это непарные согласные . Техника воспроизведения отличается от произношения прочих звуков и объединяет их в группы.

Парные согласные

Непарные согласные

Первая группа может произноситься с мягкостью. Вторая не имеет аналогов в произношении.

Непарные согласные разделяются на:

  • соноры – [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. При их произношении поток воздуха ударяется о верхнее небо, как о купол;
  • шипящие – [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

Русского языка содержит буквы, которые в контексте сложны для восприятия. Звуки [ч], [й], [ц], [н] звонкие или глухие? Выучите эти 4 буквы!

Важно! [ч] – глухой! [й] – звонкий! [ц] – это глухой! [н] – звонкий!

Непарные согласные

Твердые и мягкие

Они одинаковы по написанию, но различны по звучанию. Глухие и звонкие согласные, за исключением шипящих, могут произноситься твердо или мягко. Например: [ б ] был – [ б` ] бил; [ т ] ток – [ т` ] тёк.

При произношении твердых к небу прижимается кончик языка. Мягкие образуются благодаря прижатию к верхнему небу средней части языка .

В речи звучание определяет последующая за согласным буква.

Гласные образуют пары: а-я, у-ю, э-е, ы-и, о-ё.

Двузвучные гласные (я, ё, ю, е) произносятся по одной из двух комбинаций: звук [й] и парная гласная из Э, О, У, А либо мягкий знак и парная гласная. К примеру, слово юнга. Оно произносится как [й] [у] [н] [г] [а]. Или слово мята. Оно произносится как: [м’] [а] [т] [а]. Гласные А, О, У, Э, Ы не имеют двойного звучания, поэтому не влияют на произношение впереди стоящей согласной .

Пример различия:

Ложка – люк, мед – море, дом – дятел.

Фонетическая транскрипция:

[Л о ж к а] – [Л’ у к], [м’ о д ] – [м о р’ э], [д о м] – [д’ а т е л].

Правила произношения:

  • твердые произносятся перед А, О, У, Э, Ы. Нарыв, бок, бук, бэнтли, былое;
  • мягкие произносятся перед Я, Ё, Ю, Е, И. Месть, мёд, кит, пюре, мята;
  • твердые произносятся, если после них стоит другая согласная: смерть. После согласного [с] стоит согласная [м]. Не зависимо от того, мягкая М, звонкая или твердая, С произносится твердо;
  • твердые произносятся, если буква стоит последней в слове : класс, дом;
  • согласные перед гласной [е] в заимствованных словах произносятся твердо, как перед [э]. Например: кашне – [к] [а] [ш] [н] [э];
  • всегда мягкие перед Ь: лось, мякоть.
  • исключения из правил:
    • всегда твердые Ж, Ш, Ц: жизнь, шипы, цианид;
    • всегда мягкие Й, Ч, Щ: белый, черный, щука.

Внимание! Глухая буква не всегда обозначает такой же звук. Это зависит от положения в слове.

Твердые и мягкие звуки

Оглушение

Русский язык обладает понятием оглушения – некоторые звонкие звучат, как глухие согласные звуки из пары.

Это не является дефектом речи, а наоборот – считается критерием ее чистоты и правильности. Но это правило работает только с парными согласными. К примеру, [г] в речи часто заменяется на [х]. Это относится к дефекту, так как [г], приближенное к [х], считается отличительной чертой украинского языка. Употребление его в русской речи неверно. Исключение – слово Бог.

Правила и примеры:

  • буква стоит последней в слове: зуб – [зуп], прорубь – [п р о р у п’];
  • после буквы стоит глухой согласный: сыроежка – [с ы р о е Ш к а].

Есть обратный процесс – озвончение. Означает, что в речи глухие произносятся как парные им звонкие . Озвончение оправданно, когда они стоят перед звонкими согласными: сделка – [з д’ э л к а].

Согласные звонкие и глухие твердые и мягкие

Согласные звуки звонкие и глухие. Урок русского языка в 5 классе

Класс: 2

Цель: создание алгоритма подбора проверочных слов с парными согласными в корне слова.

  1. Формировать умение подбирать проверочные слова с парными согласными в корне слова, сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
  2. Развивать логическое мышление через приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения на этапах подготовки и усвоения нового материала, при работе в группах, в работе с деформированным текстом.
  3. Продолжать развивать орфографическую зоркость, применяя методику В.В. Лайло.
  4. Способствовать развитию письменной речи, обогащению словарного запаса учащихся.
  5. Способствовать развитию творческого мышления и воображения.
  6. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
  7. Развивать коммуникативные навыки через организацию работы в группах.
  8. Способствовать воспитанию у учащихся интереса к изучаемому предмету.

Оборудование:

Сигнальные карточки;

Учебник“Русский язык” для 2 класса четырехлетней начальной школы, 2 часть, Т. Г. Рамзаева, Москва, “Дрофа”, 2009 год;

Тетрадь;

Индивидуальные карточки, опоры;

Кораблики у каждого учащегося с разноцветными парусами (красные – 1 уровень, синие – 2 уровень, зеленые – 3 уровень).

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок русского языка. Посмотрите, какая сегодня хорошая погода, как нам улыбается солнышко. Давайте и мы улыбнемся друг другу, и тихо сядем.

Запишите число и классная работа.

II. Подготовка к усвоению нового материала.

1. - Посмотрите на доску.

Назовите буквы, которые вы заметили.

(Т, Д, В, Г, К, Ж, Ш, З, Б)

Что вы можете сказать об этих буквах? (Эти буквы обозначают согласные звуки)

2. - На какие две группы можно разделить эти звуки? (Звонкие и глухие)

Записываю названные буквы на доску:

Давайте заполним пропуски.

3. – А сейчас красиво напишем данные пары букв, но прежде подготовим пальчики к работе.

(Дети поочередно соединяют мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д. до больших пальцев под счет:

Один, два, три, четыре, пять!
Вышли пальцы погулять!)

Чтобы парные согласные не разбежались мы свяжем их веревочкой. Прописываем в воздухе за учителем. Теперь самостоятельно записываем в тетрадь.

Дети записывают с доски:

Придумайте слова, в которых буква из этих пар стоит в корне, в конце или в середине слова (голубь, холод, ягодка).

III. Постановка темы и задач урока.

Подумайте, какая сегодня тема урока? (Парные согласные в корне слова)

Записываю тему на доске.

Сегодня мы будем учиться правильно писать парную согласную в корне слова, подбирать проверочные слова.

IV. Усвоение нового материала.

1. Наблюдение над языковым материалом.

Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да)

Я буду загадывать загадки, а вы должны их отгадать. Отгадки я запишу на доске.

1. Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице (морковь).

2. В лесу родилась
На воде живу (лодка).

3. Шел долговяз,
В землю увяз (дождь).

4. Показался желтый бок
Только я не колобок,
Не из мягкого я теста,
Покати – не тронусь с места.
Приросла к земле я крепко,
Назови меня. Я … (репка).

На доске:

морков ь лод ка дожд ь реп ка
ф т т б

Посмотрите что у меня получилось. Какие буквы мне записать?

А вы хотите научиться правильно записывать согласные в словах? (Да)

Объединитесь в группы и попробуйте вывести правило (алгоритм) правописания слов с парными согласными в корне. Можно дать подсказку:

Изменить слово;

Подобрать однокоренное слово.

Работа группы обсуждается коллективно:

  1. Изменить слово – поставить его во множественное число, чтобы после согласного стоял гласный звук (дождь – дожди).
  2. Изменить слово – добавить слово “нет” (дождь – нет дождя).
  3. Подобрать однокоренное слово (уменьшительно-ласкательное) – (дождь – дождик).

Молодцы! Вы нашли много способов подбора проверочных слов. Давайте запомним стихотворение, которое объединяет все способы:

Все напишем правильно
И запомним правило:
Парный в слове проверяй
Рядом гласный подставляй.

3. Работа над определением.

Сравните слова записанные на доске:

морко…ь – морко…ный

В каком слове вы не сомневаетесь в написании парной согласной? (Морковный)

Почему? (Звучит четко)

Что заставляет этот звук звучать четко, ведь гласного рядом нет? (Согласный звук “н”)

Сделайте вывод четвертого способа проверки написания парных согласных в корне слова. (Подобрать проверочное слово, чтобы после парного согласного стоял звук “н”.)

Алгоритм подбора проверочных слов с парными согласными:

  1. Изменить слово – поставить его во множественное число, чтобы после согласного стоял гласный звук.
  2. Изменить слово – добавить слово “нет”.
  3. Подобрать однокоренное слово (уменьшительно-ласкательное).
  4. Изменить слово – подобрать однокоренное слово,в котором после этого согласного стоит согласный звук [н].

Молодцы ребята! Сравните наши выводы с выводами в учебнике на странице 60.

Приведите свои примеры. Остальные дети внимательно слушают и сигнальными карточками показывают свое отношение.

А сейчас ребята, мы с вами послушаем сказку, которую покажут нам ваши товарищи. Инсценирование сказки. “Сказка о парных согласных”.

Сказка о парных согласных

Жили- были в Стране Русского языка парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. Жили они дружно, но вот характер у них был разный: звонкие согласные были веселыми, голосистыми, а вот глухие – немножко сердитыми.Чуть что – сразу начинают шипеть, свистеть, ворчать. И звонкие, и глухие согласные были ужасными спорщиками. Очень часто не могли решить, кому из двух согласных встать в слово. Так и получилось, когда парные согласные отправились на прогулку. Бегут они по дорожке, а там телеграфный столб стоит, только одной буквы в этом слове не хватает. Столб просит: “Помогите мне!”. Буквы Б и П начали громко спорить о том, кому быть в этом слове.

СТОЛ(Б)?(П)?

Рядом был фруктовый сад. Последней буквы в этом слове тоже нет. Взялись помогать саду буквы Д и Т , но заспорили – кто лучше с этой работой справится.

Неподалеку строился дом. К дому вела дорожка. Решили взяться за дело буквы Ж и Ш, но тоже не могут договориться: кто из них будет стоять в этом слове.

ДОРО(Ж)?(Ш)?КА

Тем временем З и С отыскали на грядке спелый арбуз, но никак не поделят его. Каждому хочется встать в это вкусное слово. В и Ф никак не разделят травку, которую накосили. Буквы Г и К разворошили целый стог сена, тоже никак не договорятся, кому из них быть в этом слове.

АРБУ(З)?(С)? ТРА(В)?(Ф)?КА СТО(Г)?(К)?

Шел мимо дед Буквоед, услышал шум, крики, споры и решил навести порядок. Позвал он на помощь гласные буквы и сказал: “В этих словах в конце поставьте гласную букву, или после согласного поставьте гласную букву в середине слова, она и укажет, кто из вас будет стоять в этом слове.

Так и сделали: столбы – столб, сады – сад, дорожка – дороженька, арбуз – арбузы, травка – трава, стога – стог.

Все встало на свои места. С тех пор парные согласные всегда зовут на помощь гласные, чтобы проверить написание слов.

V. Физкультминутка.

Буратино шел – шел

Белый гриб нашел.

Раз – грибок,

Два – грибок,

Три – грибок,

Положи их в кузовок.

Назовите слово из физкультминутки с парной согласной. (Гриб, а еще мы услышали проверочное слово – грибок)

Молодцы!

VI. Закрепление изученного.

1. Сейчас я буду диктовать предложения, а вы записывайте в тетрадь только слова с парными согласными, вместе с проверочными словами, используя разные способы подбора.

Выпал первый пушистый снег.
У кошки зоркие глаза и острые зубки.

Какие слова вы записали? (Снег – снега, кошки – кошечка, глазки – глазик, зубки – зубов)

Ребята, я еще раз прочитаю первое предложение, а вы назовите главные члены предложения.

2. Словарная работа.

Отгадайте загадку:

Дуйся, не дуйся.

Через голову суйся.

Попляши день-деньской

И пойдешь на покой (кофта).

Подберите проверочное слово к слову кофта. (К этому слову нельзя подобрать проверочное слово. Это слово – словарное)

Как мы помогаем памяти запомнить в словах именно эти буквы? (Мы используем “усиление”, “уярчение” буквы в слове)

Давайте попробуем в слове кофта “усилить” букву “ф”. Какие у вас предложения?

(- Я предлагаю “усилить” букву путем написания орфограммы по аналогии с внешним видом.)

КО ТА

Молодец!

(- А я думаю так. Кофту надевают на фигуру, поэтому я предлагаю усилить орфограмму с помощью слова “фигура”.

(Есть еще один вариант “усиления” буквы. Кофты бывают разных фасонов)

Молодцы! А сейчас запишите слово в словарик и на месте запоминаемой орфограммы нарисуйте предмет.

Придумайте предложение со словарным словом.

3. Физкультминутка на зрение по методике Базарнова.

4. Дифференцированная работа.

Задание для каждого уровня записано на карточках. Для ребят, у которых на парте лежат кораблики с красными парусами, выполняют задание № 1.

Задание № 1. Расположите предложения так, чтобы получилось стихотворение. Найти слова с парными согласными и написать проверочные тремя способами.

Не набрать мне столько за год
В лес ходила я с Мариной
Набрала подружка ягод
За черникой и малиной.

Для ребят, у которых на парте лежат кораблики с синими парусами, выполняют задание № 2.

Задание № 2. Выписать слова с парными согласными, подобрать проверочные тремя способами.

В ле… ходила я с Мариной,
За черникой и малиной.
Набрала подру…ка яго…

Для ребят, у которых на парте лежат кораблики с зелеными парусами, выполняют задание № 3.

Задание № 3. Выписать слова с парными согласными, подобрать проверочные любым способом.

В ле… ходила я с Мариной,
За черникой и малиной.
Набрала подру…ка яго…
Не набрать мне столько за го…

Какие слова с парными согласными вы выписали? (Лес, подружка, ягод, год)

Какое стихотворение получилось в первом задании? Прочитайте.

Можно ли это назвать стихотворением? Почему? (Дети называют признаки стихотворения: рифма и т.д.)

Ребята, давайте вспомним, как правильно подобрать проверочное слово (ответы детей).

Хорошо! Давайте проверим ваше задание. Если не согласны с ответами друг друга, сигнальте.

Учащиеся 3 группы называют проверочные слова, их дополняют учащиеся 2 и 1 групп.

VII. Подведение итогов.

Что узнали нового?

Что вам было интересно?

На каком этапе вам было трудно?

Что бы вы рассказали родителям об уроке?

Что бы вы изменили в уроке?

Обозначьте свое отношение к работе на наших традиционных палочках успеха.

VIII. Домашнее задание.

1 группа. Упражнение 322.

2 группа. Упражнение 322 (по заданию, дополнительно придумать с проверяемыми словами словосочетания)

3 группы. Упражнение 321.


Close