Как много этносов и этнических групп, кроме самих мадьяр, "работали" в течение многих веков, чтобы в итоге появился венгерский народ!
Фото Reuters

Талантливые поэты иногда могут одной-двумя строчками сказать очень много о предметах, которым ученые посвящают бесконечное число научных докладов, статей, книг. Сергей Есенин, который, думаю, ни об одной дискуссии по проблеме взаимоотношений славянских и финно-угорских племен в период раннего русского Средневековья и слыхом не слыхивал, двумя краткими строчками внес, однако, свой художнический вклад в ее (проблемы) осмысление: «Затерялась Русь/ в Мордве и Чуди…»

Дунайское междуречье

Толчком к написанию этого очерка стали неожиданно вспомнившиеся стихи известного советского поэта Евгения Долматовского: «Европа, полная тревог,/ А здесь, в Дунайском междуречье,/ Здесь Венгрия, как островок,/ С такой неевропейской речью…» «Дунайское междуречье» – так поэт обозначил местоположение этой страны в бассейне Среднего Дуная и его главного притока р. Тисы. Ну а «речь», язык венгров (самоназвание – magyar(ok), мадьяры) – действительно, очень «неевропейская». И в пограничных с ней странах (Австрия, Румыния, Словакия, Сербия, Хорватия, Словения, Украина), и в большинстве других государств Европы основное население говорит на языках, относящихся к индоевропейской семье. Венгерский же (мадьярский) язык входит в угорскую подгруппу финно-угорской группы уральской языковой семьи.

Самые близкие к венграм по языку народы – живущие в основном в Западной Сибири обские угры – ханты и манси. Как говорится, где Венгрия, а где Ханты-Мансийский автономный округ в азиатской части России. Однако – родственники, и весьма близкие. Более дальние – по языку, а не географически – финноязычные народы: удмурты, коми, мордва, марийцы, карелы, эстонцы, финны. Но ведь языковая близость народов говорит об их когдатошнем едином происхождении, об их генетическом и историческом родстве.

Около 60% всех слов современного венгерского языка – финно-угорские по своему происхождению (остальные – заимствования из тюркских, славянских и других языков; много, в частности, иранских и немецких). Финно-угорскими являются такие базисные глаголы, как жить, есть, пить, стоять, идти, смотреть, давать и другие; многие слова, описывающие природу (например, небо, облако, снег, лед, вода), относящиеся к общинно-родо-племенной и генеалогической лексике.

По сей день венгры готовят свой знаменитый рыбацкий суп холасле так же, как делали и делают это ханты и манси – не удаляя кровь из рыбы. Ни у какого другого европейского народа вы этого не найдете; некоторые другие блюда у венгров готовятся так же, как это делают, например, коми или карелы (известно, что пища и ее приготовление относятся к самым консервативным сферам народной культуры).

Как же западносибирские угорские племена стали центральноевропейским народом, венгерской нацией?

Распад угорской общности

Многие реалии ранних этапов этнической и социально-политической истории мадьярского этноса очень гипотетичны до наших дней: источники немногочисленны и фрагментарны, первые письменные данные появляются лишь на исходе I тыс. н.э. Отсюда все оговорки – «возможно», «предположительно», «не исключено» и т.п.

Большинство исследователей сходится на том, что прародина уральских народов – это северная часть Западной Сибири, территория между Уральским хребтом и нижним течением Оби. В IV–III тыс. до н.э. протоуральская общность распалась; финно-угорские племена, отделившись от самодийских (будущих ненцев, энцев, нганасанов, селькупов и др.), заняли земли по обеим сторонам Уральских гор. Это были охотники, рыболовы, собиратели, которые пользовались каменными орудиями труда и оружием; но лыжи и сани уже были в их обиходе (об этом нам рассказывают наскальные рисунки, обнаруженные на Урале).

В современном венгерском языке слова, относящиеся к сфере охоты и рыболовства, – из самого древнего общеуральского пласта лексики. Предположительно в начале II тыс. до н.э. финно-угорские племена тоже начали расходиться, обосабливаться. Приблизительно в конце II – начале I тыс. до н.э. распалась до того времени более или менее единая угорская общность: предки мадьяр отделились от обских угров.

Постепенно они мигрируют в южную зону Западной Сибири, кочуют по обширной территории между р. Урал и Аральским морем. Здесь протомадьяры вступили в контакт с народами иранского происхождения (сарматами, скифами), под влиянием которых начали осваивать такие формы хозяйствования, как скотоводство и земледелие (венгерские слова, означающие лошадь, корова, молоко, войлок и ряд других из этой сферы, – ираноязычные по происхождению).

Особенно важную роль в жизни протомадьяр (включая их религиозные представления) начинает играть лошадь. Об этом свидетельствуют раскопки угорских захоронений, в частности такой многозначительный факт: в могиле богатого угра археологи почти непременно находят и останки коня, который должен был служить своему хозяину и в инобытии. Те же иранские народы, по-видимому, познакомили будущих венгров с металлами – медью и бронзой, а позднее и с железом.

Не исключено, что какое-то время они находились в сфере влияния Сасанидского Ирана. Возможный след этого этапа в исторической памяти венгров – легенды, которые говорят о том, что какие-то «родичи мадьяр живут в Персии». Этих-то сородичей искал в 1860-х годах в своих странствиях по Ирану и Средней Азии Арминий Вамбери, выдающийся венгерский путешественник и востоковед еврейского происхождения.

В степной зоне, на равнинах восточнее Южного Урала, мадьяры становятся кочевыми скотоводами (номадами), с примитивным земледелием и охотой в качестве подспорья в хозяйстве. В первые века н.э. они все еще живут здесь, но около середины I тыс. н.э. мигрируют на запад, на земли нынешней Башкирии или в бассейн нижнего течения Камы, переместившись, таким образом, в Европу (в левобережье Камы, в ее низовьях, были открыты древнемадьярские могильники).

Эта территория в венгерской исторической традиции называется «Magna Hungaria» – «Великая Венгрия». Память о далекой прародине сохранялась в венгерском народе в течение веков. В 30-х годах XIII века венгерский монах-доминиканец Юлиан отправился на ее поиски и отыскал-таки на Урале людей, понимавших его мадьярский язык, рассказал им о Венгерском королевстве на Дунае, проповедовал среди них христианство.

Однако вскоре «восточной Венгрии» не стало: земли уральских мадьяр были разорены сокрушительным татаро-монгольским нашествием во главе с Батыем. Часть мадьяр (молодых мужчин-воинов) была включена в армию завоевателей; остальное мадьярское население Приуралья (точнее, та его часть, что уцелела) постепенно смешалась с соседними народами, главным образом с башкирами, с которыми мадьяры были тесно связаны в течение предшествующих веков. Об этом свидетельствуют идентичные географические названия в Башкирии и современной Венгрии; что еще показательнее – три из семи мадьярских племен, пришедших на Дунай в конце IX века, имели те же названия, что и три из двенадцати известных науке башкирских родов. Кстати, в записках некоторых арабских путешественников XII века башкиры называются «азиатскими мадьярами».

Венгры вместо мадьяр

Между тем в VII–VIII веках происходило движение основной части мадьярских племен на запад, в причерноморские степи. Здесь они живут вперемежку с тюркоязычными булгарами, хазарами, оногурами, которые были более «продвинутыми» в социально-культурном отношении. От тюрков в мадьярский язык перешли слова, обозначающие такие понятия, как разум, число, закон, грех, достоинство, простить, писать; как плуг, серп, пшеница, бык, свинья, курица (и многие другие).

У мадьяр постепенно усложняются социальная структура, правовые нормы, религиозные представления. Частичное смешение с оногурами имело еще одно существенное следствие: кроме этнонима мадьяры (как издревле называлось одно из их племен, а также и вся соплеменность) у них появляется новый этноним – венгры: в европейских языках он происходит именно от этнонима оногуры: лат. ungaris, англ. hungarian(s), франц. hongroi(s), нем. ungar(n) и т.д. Русское слово «венгр» – заимствование из польского языка (wegier).

В раннесредневековых европейских текстах мадьяр называли turci или ungri (тюрки или оногуры). Именно так – ungri – они именуются в византийских хрониках от 839 года, где речь идет об участии мадьяр в болгаро-византийском конфликте 836–838 годов. В это время они проживали на землях между р. Дон и низовьями Дуная (эта территория называлась по-венгерски Этелькёз).

В середине VI века мадьяры вместе с оногурами, жившими тогда в низовьях Дона, были включены в Тюркский каганат. Через столетие они стали подданными Хазарского каганата, от власти которого мадьяры избавились около 830 года.

А миграция на запад продолжалась. В Приднепровье мадьяры-венгры живут по соседству со славянскими племенами. Их активно вовлекает в орбиту своего влияния Византия, они участвуют в ее войнах. В 894 году в союзе с Византией мадьяры совершили опустошительный набег на Болгарское царство на Нижнем Дунае. Но уже через год болгары в союзе с печенегами жестоко отомстили, разорив земли мадьяр и уведя в плен почти всех молодых женщин (мужчины в это время были в очередном походе).

Когда мадьярские дружины возвратились и увидели, что осталось от их страны, они решили уйти из этих мест. В конце IX века (895–896 годы) мадьяры переходят через Карпаты и оседают на землях по среднему течению Дуная. Вожди семи мадьярских племен связали себя и свои племена клятвенным договором о вечном союзе.

Х век, когда венгры завоевывали и осваивали новую территорию, в венгерской историографии торжественно называется временем «Обретения родины» (Нonfoglalas); так же называется и весь этот многотрудный, многокомпонентный процесс. Тогда же, в Х веке, у венгров появилась письменность на основе латиницы.

Именно здесь, на Среднем Дунае, был центр огромной, но очень непрочной державы гуннов, а позднее – Аварского каганата.

Вслед за Аттилой

По легендам мадьяр, приход их предков на земли по Среднему Дунаю был отнюдь не случайным. В старинных мадьярских хрониках утверждается, что мадьяры – близкие родственники гуннов, так как прародителями этих народов были братья-близнецы Гунор и Магор (Мадьяр). В другом варианте легенды этим братьям удалось захватить двух дочерей аланского царя (аланы – один из ираноязычных сарматских народов): от них-то и произошли гунны, «они же венгры» (то есть здесь уже говорится об идентичности этих народов).

Есть даже легенда о том, что Аттила (?–453), знаменитый предводитель гуннского союза племен, был родоначальником мадьяр. По его, мол, следам и пришли мадьяры в конце IX века (напомню, что кочевой народ гунны сложился в первые века нашей эры в Приуралье из местных угров и сарматов и тюркоязычных хунну. Их массовое переселение на запад с 70-х годов IV века стало толчком к Великому переселению народов).

Венгерские историки, как и все другие, отклоняют допущение о мадьярско-гуннском родстве. Некоторые венгерские ученые считают, что отдельные группы мадьяр откочевали в карпато-дунайский регион еще в VII веке, так что спустя два века мадьярские племена шли на запад по пути их сородичей-первопроходцев.

В Х веке мадьяры на земле Среднего Подунавья становятся оседлым народом. Хорошо организованные, с огромным военным опытом, они сравнительно легко и быстро подчинили себе местное население – славян и тюрок, смешались с ними, переняли очень много из их хозяйственной, социальной, бытовой культуры. Так, очень много слов в венгерском языке, которые относятся к земледельческому труду, жилищу, пище, быту, – славянского происхождения. К примеру, эбед (обед), вачора (ужин, вечеря), удвар (двор), ведер (ведро), лопат (лопата), касза (коса), сзена (сено), почти идентично со славянскими звучат слова «кукуруза», «капуста», «репа», «каша», «жир», «шапка», «шуба» и многие другие.

Однако венгры не только сохранили свой язык (точнее, основной словарный состав и грамматику), но и навязали его подчиненному населению. Считается, что пришедших на Дунай венгров было 400–500 тыс.; в X–XI веках они ассимилировали около 200 тыс. человек. Так формировался венгерский этнос, который в 1000 году создал свое государство – раннефеодальное королевство Венгрия. Помимо территории современной Венгрии в него входили земли нынешних Словакии, Хорватии, Трансильвании и ряд других придунайских областей.

Венгерские короли

Арпад, вождь племени медьер, сильнейшего из семи племен, стал первым королем и основателем династии Арпадовичей (1000–1301); имя его племени перешло на весь народ. Между тем все новые этнические группы приходили на земли королевства. В XI веке венгерские властители разрешили селиться здесь тюркам-печенегам, которых изгнали из Северного Причерноморья половцы (тоже тюрки по языку); а в XIII веке уже половцы бежали в придунайские долины от монгольского нашествия (часть их позднее перебралась в Болгарию и другие страны). До сих пор в венгерском народе сохраняется этнографическая группа палоцей – потомки тех самых половцев.

Венгерские короли имели свой резон для такого «гостеприимства» – им нужны были храбрые, преданные, обязанные им воины (которыми охотно становились мужчины – печенеги и половцы) – как для отражения внешних угроз, так и для усмирения крупных феодалов внутри государства. Кочевников же привлекали сюда придунайские степные просторы, знаменитая пушта.

В XI веке (при короле Иштване Святом) венгры приняли христианство (католицизм). В XVI веке, в процессе Реформации, часть венгров стали протестантами, кальвинистами в основном, и лютеранами.

В Средневековье были периоды, когда Венгерское королевство становилось одной из самых сильных, крупных, влиятельных стран Европы. При короле Матьяше Корвине (вторая половина XV века, время расцвета средневековой Венгрии) в стране проживало около 4 млн. человек, из них не менее 3 млн. венгров. Население росло как за счет выходцев из европейских стран (немцев, французов, валлонов, итальянцев, валахов), так и переселенцев с востока (цыган, ираноязычных аланов-ясов, разных тюркоязычных групп). Значительная часть их была ассимилирована венграми.

Разумеется, совместная – в составе одного государства, одной страны – жизнь с разными по культуре и языку народами сказывалась и на культуре и языке основного народа. Очень сложная этническая история Венгрии и венгров, особенности природных условий разных регионов страны обусловили формирование ряда субэтнических и этнографических групп в составе венгерского народа.

Тысячелетия миграций, смешение с многими народами в разных регионах Евразии не могли не сказаться на антропологическом типе мадьяр. Сегодняшние венгры относятся к среднеевропейской расе большой европеоидной расы, лишь у небольшой их части отмечается монголоидная примесь. Но их предки – угры, которые когда-то ушли из Западной Сибири, имели многие (и выраженные) монголоидные черты. В своем долгом пути на запад мадьяры теряли их, смешиваясь с европеоидными племенами. Ко времени их прихода на Дунай они были уже вполне европеоидами: это демонстрируют венгерские могильники Х века на Среднем Дунае.

Однако какую одиссею во времени и в пространстве проделали мадьяры, пока обрели, уже навсегда, свою нынешнюю родину… Как много этносов и этнических групп, кроме самих мадьяр, с их культурами и языками, внешними особенностями и ментальностями (и т.д. и т.д.) «работали» в течение многих веков, чтобы в итоге появился, «получился» венгерский народ – трудолюбивый, красивый, талантливый, создавший прекрасную страну, столица которой, Будапешт, стоящий на обоих берегах голубого Дуная, по праву считается одним из самых красивых городов мира. Народ, давший человечеству великих композиторов и музыкантов Ференца Листа и Белу Бартока, великих поэтов Шандора Петефи и Яноша Араня, многих других замечательных людей.

В завершение – резюме, которое сделал, итожа очень интересные заметки о венграх и их языке (в одной из своих книг о народах мира), большой знаток этого народа и этого языка (как и многих других народов и языков), талантливый этнограф, писатель и научный журналист Лев Минц (увы, ушедший от нас в последний ноябрьский день 2011 года): «…Венгры – народ, происшедший от разных племен и народов. Один из них – очень важный, конечно – кочевники-мадьяры, пришедшие с востока и принесшие свой язык (…), как мельничный жернов, перемоловший корни и слова других языков (…) Перемолотые суровой угро-финской грамматикой, они стали совершенно венгерскими. Но не меньше предков нынешних венгров ни из какой Великой Венгрии не приходили: они жили здесь задолго до того, как конь праотца Арпада испил воды из Дуная.

Но все они – плюс множество еще компонентов – вместе венгры потому, что считают себя таковыми и другие их считают венграми. Все ведь сложно в этом мире. Этногенез венгров тут не исключение».

Лев Миронович цитат, особенно длинных, не любил. Но мне захотелось, в память об этом очень незаурядном человеке и хорошем товарище, закончить данный текст его словами.

October 12th, 2012 , 05:16 pm

Переселение народов и история мадьяр.

Современную эпоху не принято называть, как, скажем, период в начале нашей эры, временем Великого переселения народов. Нынешние этносы по большей части давно занимают свои географические территории. Это не значит, однако, что и сейчас не происходит массовых переселений. Десятки миллионов, людей только в нашем столетии переселились из Европы и в меньшей степени из Азии в страны Америки, из Китая,— в Южную и Юго-Восточную Азию и т. д. В нашей стране лишь за последние три с лишним десятилетия миллионы русских и украинцев перебрались в Казахстан. Никто из нас не удивится, встретив за полярным кругом грузина, познакомившись в Кушке — с якутом, мордвином или азербайджанцем.


А история знает случаи, когда разом сдвигается с места целый народ или большая его часть. За примерами этого совсем не обязательно обращаться в очень уж далекое прошлое. В 1916 году, во время первой мировой войны, власти Турецкой империи начали истребление народа ассирийцев (айсоров), жившего в восточной части Малой Азии и в Иране. Шовинистически настроенные руководители империи, фанатики-мусульмане воспользовались военным угаром в стране, чтобы попытаться уничтожить христиан-ассирийцев, как и христиан-армян. Ассирийцы отчаянно сопротивлялись, заняли круговую оборону, в течение двух лет «ни отражали, отступая, удары регулярной турецкой армии и «вольных» отрядов головорезов. А затем ушли со своей родины, точнее, с той ее части, которая принадлежала Турции. Так появились ассирийцы в России, в США, Ираке, Сирии и многих других странах.

Прошлое у нашей планеты бурное, в нем не раз и не два народы оказывались в том же положении, что айсоры в 1916 году, — под угрозой уничтожения или порабощения. И уходили от этой угрозы.
Даже гунны, ставшие впоследствии грозными завоевателями полумира, ринулись на запад из своей Монголии после того, как их разгромили здесь китайские армии. По дороге они в свою очередь стали угрозой множеству племен, тоже вынужденных стронуться с места — иногда в составе гуннских полчищ, иногда впереди них, иногда же эти племена «раздавались в стороны», уходили на север и на юг с пути свирепых завоевателей.
После того как монголы завоевали Среднее Поволжье, жившие здесь волжские булгары в значительной части отошли на север, став одной из частей складывающегося чувашского народа. Сходных примеров тут можно привести много.
Но нередко переселения племен и народов имеют другие причины. Тысячи людей, которым вовсе не угрожает внешний враг, поднимаются и ищут себе лучшей доли на новых местах. Так были освоены русским народом Север европейской части России и Сибирь. Так когда-то пришли в Северное Причерноморье скифы, изгнавшие или растворившие жившие здесь до них племена киммерийцев. Так двинулись из Северной Прибалтики на юг, к Черному морю, германские племена готов в начале нашей эры.
При этом само расселение народа может происходить медленно, растягиваясь на века?"
В нашей стране почти по всей огромной Сибири живут небольшими группами лесные охотники и оленеводы — эвенки. Непроходимая тайга стала их родиной за несколько сот лет, после того как эвенки, живущие до того лишь на юге Сибири, сумели найти способы охоты и передвижения, сделавшие их хозяевами лесов.
В предисловии к книге советского эвенкийского ученого-историка А. С. Шубина профессор Е. М. Залкинд пишет: «Кажется почти невероятным, как могли племена, стоявшие на таком уровне развития, покорять колоссальные пространства, преодолевать трудности многомесячного, а подчас и многолетнего пути. Но на самом деле чем дальше в глубь истории, тем меньшее значение имеет фактор расстояния. Везде, куда бы ни приходил в таежных скитаниях эвенк, он находил ягель для своих оленей, зверя для промысла, кору и жерди для чумов. И тем легче было ему пускаться в дальний путь, так как в ту пору никакой роли не играл фактор времени. годы, проведенные в одном месте, годы, прошедшие в походах по новым местам, все это ничего не меняло в привычном образе жизни».
Разумеется, слова о роли времени и расстояний можно отнести не только к эвенкам, но и ко многим другим кочевникам.
Не правда ли, это многое объясняет в том, с какой относительной легкостью сдвигались с меЬта древние племена в поисках лучших — или хотя бы не худших мест на лице земли.
Кипчаки (половцы) идут из Сибири в IX-XI веках единым ударным клином на запад, становятся хозяевами большей части Средней Азии и Северного Причерноморья, оттесненные ими тюрки-огузы движутся в Иран, на Кавказ, в Малую Азию.
Создание, единого государства в Норвегии заставило часть тамошней вольнолюбивой знати отправиться в Исландию со своими домочадцами. Объединение прежних Кастилии, Арагона, Леона в Испанском королевстве и завоевание им юга Пиренейского полуострова привели к массовому выселению оттуда в Африку мусульманского арабоязычного населения.
В XVI веке произошла странная, но только на первый взгляд история. С запада Средней Азии в восточную ее часть ворвались кочевые племена. Они победили и выгнали из Ферганы ее правителя эмира Бабура (а сами, смешавшись с местным оседлым населением, вошли в число предков современных узбеков). Неудачливый же эмир-изгнанник, кстати сказать, потомок сразу и Чингисхана и Тимура, вынужденный бросить и родные места и наследственные владения, с остатками своей армии бежал на юг, в Афганистан и Индию. и стал основателем грандиозной империи, получившей имя державы Великих Моголов.
Более подробно мы расскажем здесь о многовековом движении мадьярского народа, а потом о расселении цыган.
С Енисея на Дунай В 1848 году, году бурного революционного подъема почти во всех странах Европы, венгры восстали против хозяйничавшей на их земле Австрийской монархии. Венгерская революция была разгромлена, несмотря на героическое сопротивление своих защитников. Из занятого австрийскими солдатами города убегает, прихрамывая, подросток, ругая этих вояк палачами на всех известных ему языках. А языков он знал немало, потому что с детства изучал их. Этого бездомного хромого мальчика звали Арминий Вамбери. Имя, которое станет громким, во всяком случае для географов, историков, востоковедов и лингвистов всего мира. Арминий Вамбери, замечательный языковед и страстный исследователь, совершит поразительные путешествия, переодетый то арабским дервишем, то турком, то персом; он будет поражать своими познаниями западных министров и. восточных эмиров. А тогда. «В поле у Дуная он встретил нескольких солдат, спасшихся от плена. Они были запылены, и поражение читалось на их лицах.
— Все кончено, — говорили они, — будем ложиться и умирать. Пропадает наша свобода!
Тогда поднялся старый пастух и прохрипел им шатающимся от старости голосом:
— Стойте, дети! Всегда, когда с нами беда, приходят нам на помощь старые мадьяры из Азии: ведь мы их братья, будьте спокойны, они и теперь нас не забудут».
Так эту сцену описал в рассказе «Вамбери» советский поэт и прозаик Николай Тихонов.
В своих странствиях по Средней и Центральной Азии, по таинственным и часто запретным тогда для европейцев местам, Арминий Вамбери пытался найти и этих «старых мадьяр из Азии», память о которых жила в сердце венгерского пастуха.
Старинные венгерские хроники говорят о мадьярах как о родственниках гуннов и утверждают, что другие родичи мадьяр живут в Персии.
Понятно, что для древнего хрониста слово Персия могло обозначать не одну лишь страну, которую мы знаем под этим именем, но значительную часть Азии.
Во время странствий легендарные братья Хунор и Мадьяр захватили двух дочерей аланского царя (аланы, как вы помните, одно из сарматских, племен). От этих-то женщин, говорит хроника Симона Казаи, и произошли все гунны, «они же венгры».
В Венгрии вот уже многие сотни лет не одни лишь ученые, но и народ помнили о приходе сюда своих предков издалека, с востока, из Азии, и не просто помнили, но связывали с далекой родиной и неведомой родней особые надежды. Может быть, как раз потому, что в Центральной Европе мадьяры-венгры — единственный народ, принадлежащий к угро-финской языковой семье. Со всех сторон мадьярский остров окружен индоевропейским морем. С одной стороны живут славяне, с другой — немцы и австрийцы, с третьей — румыны.
А ближайший в географическом отношении народ той же семьи обитает на много километров севернее; в Прибалтике. Это эстонцы. И то эстонцы — в языковом отношении — отнюдь не самые близкие родичи мадьяр. Более близкие (ханты и манси) живут на северо-востоке европейской части СССР и на крайнем северо-западе Азии — еще дальше, чем эстонцы.
Сегодня венгерские антропологи, лингвисты и археологи снова и снова едут на Волгу, Урал, в Приполярье, в Западную Сибирь и Среднюю Азию, желая отыскать следы своих предков и лучше изучить бесспорных и предполагаемых родственников. Но многие сотни лет назад венгерские короли и епископы тоже слали далеко на восток своих представителей и с той же целью. Впрочем, тогдашние представители венгерской короны и церкви преследовали и политические цели, а сверх того заботились о спасении душ предполагаемых азиатских мадьяр. Самой, может быть, поразительной из таких экспедиций «за предками» была поездка на восток доминиканского монаха Юлиана. Это был сразу и подвиг и приключение.
Юлиан шел через земли, охваченные очередными истребительными войнами, пересекал степи, кишевшие разбойниками, точнее, кочевниками, не упускавшими при случае возможности разбогатеть. Он потерял по дороге своих спутников, лишился денег, но, беззащитный, одинокий и нищий, шел на восток с упрямством жюльверновского капитана Гаттераса, стремившегося к Северному полюсу. Чтобы найти хоть какую-нибудь пищу и защиту от степняков, Юлиан присоединялся к караванам и прислуживал их хозяевам, трудом и унижением добывая себе право идти дальше и дальше.
На Волге, у булгар, встречает Юлиан «азиатскую мадьярку», что замужем за булгарином. С помощью ее и ее родственников он обнаруживает на Урале «Великую Венгрию» — прародину своего народа, слышит мадьярскую речь, рассказывает этим вновь открытым сородичам, хоть и не землякам, о могучем Венгерском государстве на Среднем Дунае, проповедует христианство.
Но это замечательное открытие, сделанное семьсот с лишним лет назад, было уже почти запоздалым. Западные мадьяры нашли восточную «Великую Венгрию» словно, только для того, чтобы вскоре узнать: ее не стало. Страшное Батыево нашествие обрушилось и на землю уральских мадьяр.
Надо еще отметить, что сразу после завоевания татаро-монголы включили мадьярских воинов, согласно давней своей традиции, в собственную армию. Некоторое время в татарской Золотой Орде среди прочих «национальных», как мы сказали бы сегодня, воинских частей была и мадьярская.
Разгромленные и разрозненные мадьяры, по-видимому, в конце концов смешались с окрестными народами, в основном с башкирами. Впрочем, еще в XII веке, за столетие до похода Батыя, некоторые арабские путешественники считали азиатскими мадьярами именно самих башкир.
Лишний раз подтверждают связь мадьяр с Уралом географические названия. Есть, например, в Башкирии река Сакмара — приток Урала. А это же самое слово, которое служит именем башкирской реке, не раз повторяется на карте современной Венгрии.
Мало того. Три из двенадцати известных истории основных башкирских родов носили те же имена, что три из семи пришедших на Дунай мадьярских племен.
На Урал мадьяры тоже откуда-то пришли. Следы этих прамадьяр и в Западной Сибири, и в Казахстане, и в Узбекистане. В левобережье Камы, в низовьях ее был недавно открыт древнемадьярский могильник.
По мнению исследовательницы Е. А. Халиковой, территория Великой Венгрии охватывала левобережье Нижней Камы, Южное Предуралье— и отчасти восточные склоны Урала. Е. А. Халикова считает, что протовенгры появились в Южном Предуралье в конце VI века — возможно, после того, как некоторые угорские цлемена Тюркского каганата восстали против его власти и потерпели жестокое поражение.
Восстание. это охватило ряд районов Средней Азии и Казахстана.
До него же, полагает Е. А. Халикова, предки древних венгров «во второй половине VI века. скорее всего находились в составе Западного Тюркского каганата и совместно с тюриотами играли большую роль в политической жизни Средней Азии и Сасанидского Ирана (как тут не вспомнить Персию, о которой упоминают венгерские хроники. — Авт.). Эта эпоха наложила отпечаток на дальнейшую культуру древних венгров: в различных ее элементах — мифологии, изобразительном искусстве — сильны иранские мотивы и сюжеты».
В Среднюю Азию и Казахстан предки древних венгров попали еще в IV веке н. э., когда прокатившийся по Южной Сибири поток кочевников оторвал их от сородичей — обских угров.
Е. А. Халикова особо подчеркивает, что уральская «Великая Венгрия» конца VI — начала IX века поддерживала связи с лесостепными районами Западной Сибири и Северного Казахстана, где оставались близкородственные древним венграм угорские племена. Об этом отчетливо свидетельствуют материалы раскопок на Урале, подтверждающие обмен между этими далекими районами.
О судьбе мадьяр, ушедших с Урала на запад, мы знаем гораздо больше, хотя тоже относительно немного.
Видимо, в середине 1-го тысячелетия н. э. часть уральских мадьярских племен покинула родные места. Может быть, потому, что мадьяр подтолкнула очередная волна Великого переселения народов. Может быть, потому, что после гуннского нашествия и разграбления многие плодородные земли к западу от Урала оказались сравнительно слабо заселенными. Может быть, потому, что на Урале изменился климат. Так или иначе, но для кочевников-мадьяр переселение на новые места не могло быть делом слишком трудным.
В середине 1-го тысячелетия мадьяры живут уже и в бассейне Волги. Красивое имя носит эта мадьярская новая страна на правобережье Волги — Леведия Этелькуза. Вскоре здешние племена признают власть хазарского кагана, тогда владыки великой державы, которая охватывала Северный Кавказ, часть Поволжья и соседних земель и вскоре вступила с арабами в борьбу за Закавказье. В ту пору в состав мадьярского объединения входят и принимают мадьярский язык несколько кочевавших поблизости хазарских племен.
В ту же эпоху, по-видимому, к древнему самоназванию одного из племен — «мадьяры» прибавляется новый этоним — «венгры» от имени тюркского народа оногуров, на землях которого мадьяры жили около столетия.
Постепенно центр расселения мадьяр сдвигается западнее. Новая Леведия размещается уже по обе стороны Дона, располагаясь примерно на территории от Киева до Воронежа. Мадьяры живут среди славянских племен, возможно, даже чересполосно с ними. Мадьярский союз племен поддерживает дружественные отношения с Византией, и эта держава втягивает кочевников в свои войны.
Выполняя соглашение с Византией, мадьяры в IX веке нанесли тяжелый удар по Болгарскому царству на Нижнем Дунае. Потерпевшие жестокое поражение болгары через несколько лет ответили беспощадным набегом на Леведию, предпринятым в союзе с печенегами, появившимися незадолго до того в тех же причерноморских степях, где жили мадьяры. Болгары и печенеги выбрали для нападения очень удобный момент. Мадьярское войско, почти все способные носить оружие мужчины, было в это время в дальнем походе. Леведия оказалась беззащитной.
Когда же войско вернулось на родину, то увидело, что осталось без народа. Печенеги не просто разорили страну, как только могли, они еще и увели в плен или перебили всех молодых женщин.
И мадьяры решили покинуть земли, где они не могли теперь чувствовать себя в безопасности. Куда им было пойти? Легенды утверждают, что переселение ни в коем случае не было стихийным. Даже адрес, по—видимому, был намечен заранее: страна в среднем течении Дуная, местность, Где когда—то была расположена римская провинция Паннония. Позже там, на Среднем Дунае, был центр великой Гуннской державы (а еще позже — Аварского каганата).
Как это ни странно звучит, но, возможно, что в Паннонию привела мадьяр как раз легенда о том, что они ведут свой род. от Аттилы. До сих пор ведь в венгерском народе живет предание, согласно которому мадьяры происходят от гуннов. Историки в ответ обычно пожимают плечами и говорят, что, конечно, ряд угорских племен был вовлечен в великое переселение народов, что в составе армий Аттилы были, вероятно, и мадьяры, но что собственно гунны, как и их вожди, мадьярами, конечно, не были.
Впрочем, надо сказать, что, во-первых, после смерти Аттилы и разгрома его армий остатки гуннов во главе с одним из уцелевших сыновей грозного царя ушли в Северное Причерноморье. Здесь они просуществовали в виде отдельной народности еще около двух столетий, пока окончательно не растворились среди тогдашнего населения этих мест. Гунны могли, что отнюдь нельзя считать доказанным, встретиться в Причерноморье с мадьярами и смешаться здесь именно с ними. Не исключено, что это и могло стать основой легенды о родстве гуннов и мадьяр.
Стоит добавить, во-торых, что отдельные венгерские ученые сейчас полагают, будто первые мадьяры появились на Карпатах и к западу от них еще в VII веке. Если это так, основная масса мадьяр в конце IX века действительно пошла на запад по пути, который был уже проторен их родичами.
Высказывалась гипотеза и о том, что эта группа тюрков-оногуров, от которых, как вы знаете, перешло на венгров имя, появилась на Дунае около 670 года вместе с тюрками-булгарами.
Ученые наших дней спорят, а в венгерских средневековых летописях прямо сообщается, что мадьяры пошли на Дунай, чтобы овладеть наследием первого предводителя рода Алмуса (Алмоша) — Аттилы. При этом Алмус объявляется потомком «короля Магога». Взятыми из Библии именами великанов Гога и Магога часто называли в средневековье грозные для оседлых европейцев племена ¦кочевников. Магогй предание связывало с гуннами; летописец, гордившийся своим происхождением от гун— нов, отразил уже сложившуюся в его ¦время венгерскую традицию, по. которой имя Магог не пугало, а, напротив, таким предком можно было и похвалиться.
Исход мадьяр с Дона произошел около 895 года, когда на Руси правил князь Олег. Летописям венгерским здесь не противоречат древнерусские сведения. Древнерусский летописец под 898 годом поместил. сообщение о мирном уходе мадьяр через киевские земли на запад.
По дороге, между прочим, они взяли с собой и сохранили до наших дней. древнерусские названия рыболовных снастей, а заодно стали звать — и зовут до сих пор — на древнерусский манер поляков.
Через горные проходы в Карпатах вышли наконец кочевники на просторы Паннонии. Главную их силу составляли семь племен, среди них племена с «башкирскими» названиями: юрматы, кесе, еней. Семь вождей этих племен связали себя и свои племена вечным договором о союзе, скрепив его кровью.
По венгерской легенде, мадьяры якобы выкупили Паннонию у славянского князя Моравии за белого коня, седло и уздечку, но князь потом нарушил договор, и страну венграм «пришлось» отвоевывать.
Историки до сих пор спорят, насколько большую роль сыграли для решения судьбы Паннонии чисто военные действия. В трехтомной «Истории Венгрии» утверждается, что часто, вероятно, дело обходилось, без кровопролитий. В момент, когда мадьяры пришли на Средний Дунай, здесь не было реальной политической силы, способной помешать им овладеть этой территорией.
Сообщения же некоторых летописцев о древних даже для них и весьма героических боях пришельцев с аборигенами страны, по мнению многих историков, преувеличены. В средние века любили героизировать прошлое и, как правило, преувеличивали роль военных действий в истории.
Не надо забывать, что количество пришельцев было относительно невелико. Ведь мадьяры были кочевниками, а кочевые народы обычно куда малочисленнее оседлых, занимающих равную территорию. На плодородной земле у Дуная нащлось место для новых племен, быстро осевших на землю. Мадьяры легко смешивались с местным населением, в основном славянским, — у выходцев с Дона, собственно говоря, не было тут выбора, поскольку после болгаро-печенежского удара мадьяры остались почти без женщин. И, надо сказать, в венгерском языке почти все слова, относящиеся к жилищу и пище, к земледельческому труду и государственному устройству, по происхождению славянские.
Смешение со славянами, естественно, отразилось на мадьярском языке. Венгерский историк Э. Мольнар писал: «Если венгерский крестьянин смотрит в окно, выходит в сени, идет в погреб, в кухню или в комнату, в каморку, выходит во двор или на улицу, если он говорит, зовет своего кума, ищет своего соседа, обращается к другу, пирует в кабаке, пляшет чардаш, смотрит кругом на равнине или в степи, идет в пастухи, в разбойники, несет с собой съестные припасы, живет на хуторе, бросает веревку на шею жеребенку, запрягает вола в иго, гонит домой Стадо, берет в руки косу, укладывает стог, дает скоту корм, тянет тачку, если он работает или кончает работу. он делает такие дела, которые выражаются словами, перенятыми из славянского языка».
Стоит отметить, что раскопки венгерских могильников X века на Среднем Дунае показали, что древние мадьяры в это время по антропологическому облику были схожи с сарматами, жившими в начале нашей эры в Нижнем Поволжье, на Украине и у южных берегов Аральского моря. То есть на Дунай венгры пришли уже как достаточно типичные европеоиды. Между тем угры, ушедшие из Южной Сибири, обладали многими монголоидными чертами. Мадьярскийэтнос постепенно потерял большую часть их, смешиваясь по пути на запад с европеоидными по облику племенами.
Итак, новой родиной мадьяр — уже навсегда — стала Паннония.
У этой области в центре Европы удивительная история. (Впрочем, какая страна не имеет за собой удивительной истории?) В самом начале 1-го тысячелетия н. э. земли на Среднем Дунае были покорены римлянами. Но жители новой римской провинции недолго послушно повиновались «владыкам мира». Вскоре они восстали и заставили Римскую империю напрячь в борьбе против «мятежников» все свои силы. Войну с паннон—цами римляне той поры считали самой для себя тяжелой после Пунических войн, в которых против Рама выступал Карфаген, поставивший когда-то государство своих врагов на край гибели. Мировая держава все-таки победила и здесь, но до конца существования Римской империи Паннония с ее непокорными обитателями оставалась одним из слабых мест во владениях Августов.
Во времена Великого переселения народов Паннония освободилась от владычества римского, но не чужеземного. В качестве ее хозяев сменяли друг друга (или делили друг с другом страну) сарматы и готы, вандалы и роксоланы, языги и карпы, бастарны и маркоманы и многие иные племена. Эти племена, в большинстве известные теперь только специалистам, когда-то заставляли трепетать сердца правителей Рима и Константинополя. Потом здесь царили гунны, но их выбили к концу V века н. э. гепиды, остготы, ругии и сквиры.
Именно из Паннонии вождь союза ругиев и сквиров Одоакр пошел в Италию и после многих побед над бессильной империей низложил последнего римского императора Ромула Августула. Так Паннония все—таки «взяла реванш» у Рима — не прошло и пяти веков. Позже в Паннонии находился центр аварской державы, основанной пришельцами из Центральной Азии в VI веке. Сюда приходила в начале IX столетия армия императора Карла Великого, посадившего на пошатнувшийся аварский трон крещеного кагана. Здесь же последние авары были растворены славянами. И здесь же мадьяры включили в свой состав местных славян.
Арпад, сын Алмуса, вождь сильнейшего из семи племен, называвшегося «медьер», основал династию Арпадовичей, а имя его племени принял весь народ. Но образование Венгерского королевства еще не положило конец переселениям новых и новых племен на землю Паннонии.
Венгерские короли, забыв прошлые обиды, приняли на своей земле в XI веке тюрок—печенегов, выгнанных из Северного Причерноморья собственными их родичами—половцами, тоже тюрками по языку. А еще через двести лет, в XIII веке, гостеприимная долина Дуная приняла еще и волну половцев, ушедших на запад от монгольского нашествия (часть их покинула позже Паннонию, перебравшись в другие земли, прежде всего в Болгарию). До сих пор среди венгерского народа выделяется этническая группа прямых их потомков — палоцей.
Кочевников, вероятно, влекла к себе знаменитая венгерская степь — пушта, а венгерским королям нужны были воины и для борьбы с собственными крупными вассалами.
Из века в век сохраняла плодородная земля на Среднем Дунае свою притягательность для все новых и новых народов. Сколько дорог, начавшихся в центре Азии, заканчивалось здесь, в центре Европы!
Временами Венгерское королевство становилось по размерам и влиянию одной из великих держав средневековой Европы. Венгерские короли занимали порой еще и престолы Польши, Неаполя в Италии, распространяли свое влияние на чешские, румынские, хорватские, украинские и сербские земли.
В начале XVI века часть мадьярских земель попала под власть Турецкой империи, в дальнейшем Венгрия входила в состав Габсбургской державы вместе с Австрией и Чехией, Словакией и Хорватией, частью Украины и частью Сербии и т. д.
Сосуществование с другими народами в составе одной державы отражалось, конечно, и на культуре и на языке, а в какой-то мере и на внешности мадьяр. Но родину за последнее тысячелетие мадьяры уже не меняли. А между Енисеем и Дунаем археологи, лингвисты, антропологи и историки вместе уточняют местоположение по меньшей мере трех прародин мадьяр: донской, волжской и уральской, плюс ищут следы четвертой, еще более древней прародины, среднеазиатской или западносибирской.
Миграция мадьяр началась в пору, которую так и называют временем Великого переселения народов, и закончилась на исходе этой эпохи.

В этот период венгры совершали набеги на Германию, Францию, Италию и Балканы. Несмотря на это, они переместились в Италию, тем самым покинув и оставив Карпатский бассейн аварам, которые правили здесь с 567 по 805. В конце 9 в. здесь появились венгры. Более половины венгров живут в городах.


В самой Венгрии проживает около 9,5 млн венгров (перепись 2001), что составляет 93 % от населения страны. Со временем (X-XI век) пришельцы-венгры ассимилировались с местным населением (валахами) и, переняв многие их обычаи, культуру, слова их языков, перешли на оседлое проживание.

Формируется государство Австро-Венгрия (1867), в котором Венгрия получает довольно значительные права для себя, как составной части государства, и для населения, как нации венгров. Так, венгерский язык признаётся официальным наряду с румынским в уездах, где венгры составляют свыше 20 % населения.

Венгры заняты в основном в многоотраслевой экономике, в промышленности и сфере обслуживания

В сельской местности - крупные села и хутора. В это время болгарский царь Симеон вел войну с Византией, но несмотря на это, венгры были разбиты и были вынуждены продолжить движение на запад, за Карпаты - в Паннонию. В течение 3-го тысячелетия до н.э. финно-угры, среди них и предки венгров, оставаясь еще охотниками и собирателями, уже достигли стадии неолита.

Общая численность венгров в мире, по-видимому, приближается к 15 млн. человек. В 830 венгры откололись от ослабевшего Хазарского каганата, но оставались в степях, которые находились под властью Киева с 840 по 878. В середине 9 в. они вторглись в Центральную Европу и на Балканы.

По вероисповеданию большинство венгров - католики, имеется значительное число протестантов и православных. Шлем и щит венгерского гусара. Лингвистическими предками венгров являются воинственные полукочевники-скотоводы, прародиной которых считаются степные области к востоку от Урала. Выделение прото-венгров из праугорской общности обычно соотносится с появлением Саргатской археологической культуры.

Венгры совершали набеги на Западную Европу. Образовалось Венгерское государство, которое за свою историю имело различные размеры и содержало в себе различные территории. К XVII веку Венгрия попадает под власть Австрии, но получает определённое самоуправление.

В средние века Венгрию долго называли королевством гуннов, так она упоминается в романе «Песнь о Нибелунгах». Происхождение второго компонента неясно; скорее всего в нём скрыто финно-угорское слово, этимологически тождественное фин.yrkö «мужчина».

В основном это регионы Северной Трансильвании. Общая численность венгров в Румынии - 1,4 млн человек (6,6 % населения страны или 19,6 % населения Трансильвании). К западу от Будапешта группа венгров Шаркёз - декоративным искусством и одеждой.

Часть булгар, предков казанских татар и чувашей, а также часть башкирских родов Юрматы, Еней, Кесе ушла в своё время в Паннонию. Долгое время (до XVII-XVIII вв.) куны и ясы сохраняли язык и культурные особенности. В окрестностях г. Дебрецен сложилась этническая группа гайдуков. В растениеводстве главная культура - пшеница (с XVII века), с XVIII века выращивается картофель.

В Карпатском бассейне, родине венгров, зародились многие древние европейские культуры

Города средневековые (Буда, Дьёр, Печ и др.), но есть и т. н. сельскохозяйственные города (мезёвароши), где население - крестьяне, например, в Альфёльде. Также на материальную и духовную культуру венгров оказали влияние такие народы, как половцы, влахи, немцы, французы, итальянцы, цыгане, евреи, селившиеся на этнической территории венгров. Происхождение венгров и их первоначальная прародина остаются спорным вопросом из-за скудости письменных материалов и отсутствия привязки к археологическим культурам.

Хазарии, в местности, называвшейся Леведия - по прозвищу их первого воеводы. В те времена они не назывались турками, а именовались по неведомой причине савартами-асфалами. В год 6406 (898). Шли угры мимо Киева горою, которая прозывается теперь Угорской, пришли к Днепру и стали вежами: ходили они так же, как теперь половцы. Появление венгров на днепровском правобережье привело к конфликту с Болгарией.

Уже в это время венгры становятся активной военно-политической силой в Европе, участвуя в войнах на территории Балканского п-ва и в Моравии

Так близнецы Гунор и Магор оказались прародителями своих собственных народов - гуннов и мадьяр. Эта идея пережила рационализм эпохи Просвещения и позднее сыграла свою роль в процессе становления национального самосознания. С точки зрения антропологии и даже культурологии понятие «венгры» далеко не однозначно. Так что выражение «чистокровные венгры» лишилось всякого смысла уже в незапамятные времена.

Он включает в себя северную часть Урала и Западной Сибири. Это были охотники, в основном на лосей и северных оленей, и собиратели. Венгерские слова, связанные с охотой и рыболовством, относятся к самому древнему, «уральскому» пласту лексики. Угры также узнали медь, а около 1500 г. до н.э. - и бронзу.

Поэтому возможно, что те «авары», которые, мы знаем точно, оставались на этих землях, в действительности могли быть венграми

Таким образом, угорские племена были вполне подготовлены к переходу к кочевому образу жизни, когда они в самом конце 2-го тысячелетия до н.э. оказались в степях. А между 1250 и 1000г. до н.э. утры вновь разделились. Протомадьяры, напротив, решили остаться в степях и учились выживать в изменившихся условиях.

Но сохранилась языковая основа и каким-то чудом (стоит только задуматься о всех перипетиях дальнейшей судьбы этого народа) также - финно-угорские религиозные представления. Но, быть может, переселение произошло значительно позднее - между 350 и 400 г. в результате массовой миграции народов, вызванной появлением гуннов. Или еще позднее - в середине VI в., когда степь накрыла волна тюркских народов. Но и после того, как утры осели в Предуралье, история протомадьяр состоит из одних гипотез.

В Словакии венгры являются вторым и самым большим по численности национальным меньшинством, венгерское население в 2011 году составило 458 467 человек или 8,5 % населения. Вскоре венгры, численность которых насчитывала в то время приблизительно полмиллиона человек, ассимилировали большинство славянских и аварских групп, разбросанных по всей этой территории.

Удивительна судьба этого угрского народа. До IX века нашей они расселялись от Урала до северного Причерноморья.

О том, что венгры принадлежат к угро-финскому этносу выяснилось только в XIX веке. Выясняли это очень долго. Особенно стойким было средневековое предположение, что венгры происходят от гуннов. Отсюда слово Hungary. Хоть сейчас и доказано, что это не так, но венгры по-прежнему очень хотят считать себя родственниками гуннов. Распространена была и тюркская версия происхождения этого народа.У венгров есть много легенд и мифов о их ранней истории, которые конечно все сильно приукрашивают. Они будто бы происходят и от Ноя и от Атиллы и от Бог знает кого еще из великих мира сего...

Но как говорят лингвисты, венгерский язык принадлежит к Уральской семье языков. А Венгры - родственники коренных уральцев . И их наипервейшие сородичи - народы манси, ханты и самоеды, проживающий на Северном Урале. А это совсем не то родство, о котором венгры мечтали в своих легендах. Но об этом отнюдь не почетном родстве подозревали еще в эпоху Возрождения. Итальянский гуманист Энеа Сильвио Пикколомини еще в середине XV века писал о североуральских родственниках венгров, что они пользуются тем же языком, что и венгры. Но эти предположения тогда никто не поддерживал.

Во втором тысячелетии до н.э. финская и угорская группы разделились, а к первому тысячелетию до н.э. относится появление протомадьяр. То есть им три тысячи лет. Место их обитания на то время локализуют как восточные и западные отроги Южно-Уральских гор. Ну, короче Челябинская область. У нас в ЮУРГу и в Педуниверситете есть исторические факультеты с отделениями археологии. И каждое лето ученые и студенты ездят на раскопки в степную зону Южного Урала. Находят там различные курганы, захоронения, относящиеся к разным эпохам и многочисленным народам, топтавшимся в наших степях на протяжении многих столетий. И не случайно каждый год к нам приезжают их коллеги из Венгрии и присоединяются к этим группам. Ищут свою прародину.

Так в Кунашакском районе Челябинской области, на берегу озера Уелги, археологи вскрыли курганы, которым около тысячи лет. И нашли там богатые захоронения древних кочевников – они были предками хазар, причерноморских булгар, дунайских мадьяр и венгров . К сожалению, часть погребений разграбили несколько веков назад. Но и нашим ученым достались удивительные находки: женские и мужские украшения, элементы конской упряжи, наконечники стрел, сабли, ножи, керамические сосуды. Все они свидетельствуют о знатном происхождении захороненных там людей.

Могильник состоит из двух пластов: нижний относится к IX веку, а верхний – к X-XI векам, - считает доктор исторических наук, профессор Сергей Боталов. - Материал, найденный в нижнем горизонте, со 100-процентной точностью совпадает с находками Карпатской котловины в Венгрии. Это говорит о возможной принадлежности могильника к мадьярской культуре.

Кстати, мировая наука располагает немногими артефактами из жизни древних венгров (мадьяр), когда-то кочевавших в южноуральских и башкирских степях, а затем переселившихся в Восточную Европу. Поэтому находка заинтересовала сотрудников Будапештского университета. Археологи считают, что следы древних мадьяр принадлежат периоду «обретения родины», то есть относятся ко времени их миграции в Карпатско-Дунайский бассейн.

В первом тысячелетии до н.э. венгры расселялись от Южного Урала и дальше в Западную Сибирь вплоть до Тобола и Иртыша. Там они были кочевниками-скотоводами. Главное было у них разведение лошадей. И так было приблизительно до V века нашей эры. Можно назвать это уральским периодом венгерской истории.

Как же лингвисты доказали, что венгры родственники финно-угров? Это нижний уровень языка. Числа, состояния (есть, пить...), движения (идти) названия частей тела, природных явлений. Но не только лексика, но и морфология языка. Как образуются уменьшительные, отрицательные формы. Все это доказывает родство. Вывод, что 88% венгерского языка это от оригинальной угрской лексики, 12% заимствовано из тюркской лексики, из аланского языка (аланы - предки осетин) и плюс заимствования из славянских языков.

С 4-5 века н.э. происходит тесное общение венгров с тюрками. Это время великого переселения народов. Из глубин Азиатского континента по Великой Степи двигались волны кочевников от Южной Сибири, перекатываясь через Южный Урал, до Прикаспийских степей и северного Причерноморья. В потоке этих многочисленных миграций венгры оказывались в орбите влияния то одного то другого тюркского этноса. Но особенность венгров в том, что заимствуя многое от тюрков, они не потеряли своего самобытного лица. Их выдавливали с прежних мест жительства. Их заворачивало и закручивало. Соседство с тюрками с 5 до 7 века. В первой половине 7 века венгры в составе анагурских племен смогли избавиться от тюркского владычества и они входят в состав нового политического объединения Анагуро-Болгария. Дальше под влиянием хазар это объединение распалось. Часть племен во главе с ханом Аспарухом оказывается на территории Болгарии, это начало Болгарской истории. Вторая часть двигается на север и образует Волжскую Булгарию, а третья часть остается в районе реки Кубань на Северном Кавказе и становится данниками хазар. В их числе были венгры. (Огромный Хазарских каганат в 965 году будет разгромлен князем Святославом Игоревичем).

В 889 году венгры занимают область Этелькёз. Всю вторую половину 9 века венгры рьяно занимаются грабительскими набегами на Европу. Это была череда ударов вплоть до Венеции и даже до Испании. В 895 году все обиженные венграми: болгары, византийцы печенеги и другие объединились против них. И венграм пришлось убираться с территории Этелькёза, где они обитали. С востока их давили печенеги. Есть такой закон кочевых племен - назад дороги нет. В 896 году венгерские племена двинули на запад. Несколько десятилетий они продолжали буянить, держа в страхе всю Центральную Европу. Наконец осели в Паннонии и Трансильвании, то есть на своем нынешнем месте. Быстренько обратились в христианство и стали оседлыми примерными европейцами.

Интересная история

Как монах Юлиан на Урал ходил.

Доминиканский монах Юлиан в 12 веке совершил путешествие на Южный Урал в поисках Великой Венгрии. И об этом составил отчет, который сохранился. Зачем ему это было надо? Из древних источников было известно, что где-то там на востоке существуют родственники венгров и они прозябают, потому что не знают истинной веры. И святой долг венгров донести до них правильную веру. Этого Юлиана позднее прозвали "Колумбом Востока". Он дважды совершал путешествие в Великую Венгрию и оставил потом отчеты. Это было как раз накануне ордынского нашествия на Русь. Можно сказать, что Юлиан проложил путь, по которому венгры двигались в обратном направлении в Европу.

Группа из четырех монахов-туристов во главе с Юлианом шли через Софию, Константинополь, Тьмутаракань и дальше на восток. Причем спонсировал эти два похода король Бела Четвертый. То есть не только церковь была заинтересована, но и королевская власть. Так монахи совершили очень трудный путь. Денег у них не хватило, наверное король пожадничал. С ними даже произошел такой случай. Для того чтобы выручить деньги на продолжение пути, двух их них решили продать в рабство (добровольно? или может по жребию?) НО. Никто монахов купить не захотел, потому что, как выяснилось, они ничего делать не умеют! Ни пахать, ни сеять, ни к какой работе не приучены. И эти два монаха, которых не купили, отправились обратно. Двое других пошли дальше. Один из них скончался по дороге, и только Юлиан смог достичь Волжской Булгарии. И вот там он узнал, что в двух днях пути живут люди, которые говорят на похожем языке.
Это было на реке Белая (Агидель в современной Башкирии). И там он действительно встретил венгров, своих соплеменников, не все же ушли на запад в IX веке. К грусти монаха эти родственники не только понятия не имели об истинной католической вере, но и вели достаточно дикий образ жизни. Они не знали земледелия, занимались скотоводством, причем употребляли мясо, молоко и кровь лошадей. Дикие венгры-уральцы очень обрадовались собрату, говорящему на их же языке и сразу же пообещали ему перейти в католичество. Причем эти венгры помнили о тех временах, когда они были с другими венграми, где-то жили и пришли оттуда на эти места. Юлиан понял, что Великая Венгрия лежит где-то еще дальше на восток.


Close