Биография

Фаддей Беллинсгаузен родился 9 сентября 1778 года на острове Эзель. В 1789 году он поступает в Морской кадетский корпус, расположенный в Кронштадте. В 1795 году получает свой первый флотский чин, в связи с чем становиться гардемарином. В 1796 году совершает путешествие к берегам Англии. В 1797 году становиться мичманом.
В период с 1803 по 1806 год принимает участие в первом кругосветном путешествии русских судов на шлюпе «Надежда» под командованием Ивана Крузенштерна. По окончании плавания становиться капитаном-лейтенантом. В период с 1826 по 1827 год командует отрядом судов в Средиземном море. В период с 1828 по 1829 принимает участие в Русско- турецкой войне, где его награждают орденом Святой Анны I степени. В 1839 году становиться главным командиром Кронштадтского порта. В 1840 году награждается орденом Св. Александра Невского.

Замечание 1

Его именем названы:

  • Море Беллинсгаузена в Тихом океане;
  • Мыс, расположенный на Сахалине;
  • Ледник;
  • Кратер на Луне;
  • Научная полярная станция Беллинсгаузен в Антарктике.

Открытие Антарктиды

Начиная еще с давних времен, люди считали, что в южной полярной области находится большая земля, которая ранее никем не была изведана. О ней ходили большое количество легенд. Большинство считали, что она богата она золотом и алмазами.

Один из известных английских мореплавателей, Джеймс Кук в 1775 году совершил путешествие, для того, чтобы найти данный материк, но из за погодных условий у ничего не вышло.

Основная задача экспедиции заключалась в том, чтобы получить ответ на вопрос, существует ли на самом деле шестой континент, под названием Антарктида. Но ни кто не мог предположить таких ошеломляющих результатов в виде открытия шестого континента под названием Антарктида а также большого количества совершенно новых и ни кому неизведанных островов. Данный вклад несомненно является основным вкладом моряков России в исследовании нашей планеты.

Во время путешествия, экспедиция практически вплотную приблизилась к береговым обрывам ледового материка. После этого, на время антарктической зимы, экспедиция направились в плавание по Тихому океану, где произошло открытие нескольких новых островов.

После чего экспедиция возвратилась в полярные широты. Участники экспедиции были награждены орденами, а также были повышены в своих званиях.

Экспедиция Фадея Фадеевича Беллинсгаузена совершила одно из главных знаменательных географических открытий. За все время своего путешествия судна обошли около всего антарктического материка. За это время произошло открытие и нанесение на карту большого количество совершенно новых островов. Помимо этого, были собраны уникальные научные и этнографические коллекции, которые и по сей день находятся на хранении Казанского университета. Помимо этого, были сделаны уникальные зарисовки видов Антарктики, и животных, которые там находились.

Данное открытие сразу же стало основным выдающемся географическим открытием. Но, не смотря на это, на протяжении большого количества времени многие ученые продолжали спорить о том, что же было открыто на самом деле. Был ли это материк, или это было всего на просто некая группа островов, которая была покрыта большим количеством льда.

Окончательно подтвердить материковый характер Антарктиды получилось лишь в середине XX века в результате большого количества проведенных исследований, с применением весьма сложных технических средств.

Замечание 2

В честь данной экспедиции, под руководством Беллинсгаузена, русские станции, которые располагаются на Антарктиде, стали носить такие названия как "Восток" и "Мирный".

(1779-1852)

Выдающийся русский мореплаватель Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, открывший вместе с М. П. Лазаревым материк Антарктиды и тем самым утвердивший приоритет нашей Родины в этом замечательном географическом открытии, родился 20 сентября 1779 г. близ г. Кингисепп (Аренсбург) на острове Сааремаа (Эзель), составляющем теперь часть Эстонии.

С детских лет, которые молодой Ф. Ф. Беллинсгаузен проводил на берегу Рижского залива то в Аренсбурге, то в его окрестностях, он мечтал стать моряком и постоянно говорил себе: «я родился среди моря, и как рыба не может жить без воды – так и я не могу жить без моря». Неудивительно поэтому, что, когда ему исполнилось 10 лет, его в 1789 г. определили кадетом в Морской корпус, находившийся тогда в Кронштадте. Так нашли осуществление его мечты, и впоследствии до преклонных лет он почти ежегодно находился в плавании.

Благодаря блестящим способностям Ф. Ф. Беллинсгаузену в Морском корпусе было легко учиться, но, по словам его биографов, он отличался «несколько резвым нравом», вследствие чего при окончании Морского корпуса не был среди первых в своем выпуске. В 1796 г. Ф. Ф. Беллинсгаузен был произведен в гардемарины и, продолжая числиться в корпусе, отправился в свое первое длительное заграничное плавание к берегам Англии. После производства в 1797 г. в первый офицерский чин мичмана он получил назначение на Ревельскую эскадру, в составе которой в течение шести лет плавал на различных кораблях по Балтийскому морю.

Молодой офицер старался совершенствовать свои знания в области военно-морских наук и с усердием выполнял свои служебные занятия. Этими своими качествами Ф. Ф. Беллинсгаузен обратил на себя внимание командующего флотом адмирала Ханыкова, который рекомендовал его к назначению в первую русскую кругосветную экспедицию Крузенштерна-Лисянского. В 1803 г. он был переведен на корабль «Надежда», которым командовал сам начальник экспедиции капитан-лейтенант . Под руководством начальника экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузен совершенствовал свои морские знания и принимал деятельное участие в морской описи исследуемых берегов и в составлении новых морских карт. И. Ф. Крузенштерн дает следующую оценку его гидрографическим и картографическим работам: «Все почти карты рисованы сим последним искусным офицером, который в то же время являет в себе способность хорошего гидрографа; он же составил и генеральную карту». В Центральном Военно-морском музее хранится целый атлас с многочисленными подлинными картами молодого Ф. Ф. Беллинсгаузена.

За время кругосветного плавания Ф. Ф. Беллинсгаузен получил чин лейтенанта, а по возвращении из плавания – чин капитан-лейтенанта.

После возвращения из экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузен плавал до 1810 г. на Балтийском море, последовательно командуя различными фрегатами. В 1809 г. он принимал участие в русско-шведской войне, командуя фрегатом «Мельпомена» и неся непрерывный шестимесячный дозор в Финском заливе для наблюдения за действиями неприятельских, шведского и английского, флотов. В 1811 г. Ф. Ф. Беллинсгаузен был переведен в Черноморский флот, в составе которого он оставался до 1819 г. в качестве командира сначала фрегата «Минерва», а затем фрегата «Флора», и принимал участие в боевых действиях у Кавказского побережья. На Черном море он уделял большое внимание вопросам гидрографии и много содействовал составлению и исправлению карт, определив координаты главнейших пунктов восточного берега Черного моря. В 1816 г. Ф. Ф. Беллинсгаузен был произведен в капитаны 2-го ранга.

В 1819 г. он был срочно вызван морским министром в Петербург для получения ответственного назначения.

В то время в Петербурге в срочном порядке снаряжались две экспедиции, каждая в составе двух кораблей: одна из них, так называемая первая дивизия, в составе шлюпов «Восток» и «Мирный» предназначалась для исследований в районе Южного полюса; вторая экспедиция. представлявшая вторую дивизию, состоявшую из шлюпов «Открытме» и «Благонамеренный» – в районе Северного полюса. Основной задачей обеих экспедиций являлись научные географические исследования и открытия, причем первая русская антарктическая экспедиция имела целью проверить утверждение английского мореплавателя Джемса Кука, отрицавшего на основании собственного плавания возможность существования материка в высоких южных широтах, в местах, доступных для мореплавания. Это мнение Кука было принято географами и мореплавателями всего мира как непреложная истина, и его ошибка явилась причиною отказа более чем на 40 лет от дальнейших научных экспедиций в антарктические районы.

В организации этих экспедиций принимали участие выдающиеся мореплаватели того времени, начиная от старшего поколения в лице знаменитого гидрографа адмирала Гаврилы Андреевича Сарычева и кончая только что вернувшимся из кругосветного плавания на бриге «Рюрик» молодым лейтенантом О. Е. Коцебу. Обстоятельная записка по этому поводу, касавшаяся главным образом антарктической экспедиции, была составлена и И. Ф. Крузенштерном, проживавшим тогда ввиду своей болезни в окрестностях г. Раквере (Везенберга). Крузенштерн считал антарктическую экспедицию великим русским патриотическим делом и посвятил ей в своей записке следующие слова: «Славу такого предприятия не должны мы допускать отнять у нас: она в продолжение краткого времени достанется непременно в удел англичанам или французам». И. Ф. Крузенштерн далее обращал внимание на необходимость самой тщательной всесторонней подготовки экспедиции, включая и ее научную часть и назначение подходящего руководителя. Наиболее достойным начальником «первой дивизии», предназначенной для открытий в области Антарктики, И. Ф. Крузенштерн считал выдающегося мореплавателя капитана 2-го ранга В. М. Головнина, который, однако, в это время находился в кругосветном плавании на шлюпе «Камчатка». Ввиду этого И. Ф. Крузенштерн предложил вместо него назначить Ф. Ф. Беллинсгаузена, характеризуя его следующими словами: «он имеет особенные достоинства к начальству над таковою экспедициею: превосходный морской офицер и имеет редкие познания в астрономии, гидрографии и физике. Наш флот, конечно, богат предприимчивыми офицерами, однако, из тех, коих я знаю, не может никто кроме Головнина сравниться с Беллинсгаузеном». Назначение Ф. Ф. Беллинсгаузена состоялось: 4 июня 1819 г. он вступил в командование шлюпом «Восток» и одновременно принял начальство над «первой дивизией».

Ему в это время было 40 лет, и он находился в полном расцвете своих сил и способностей. Служба в молодые годы под командованием опытного старого моряка адмирала Ханыкова, участие в первом русском кругосветном плавании под руководством И. Ф. Крузенштерна, наконец, 13-летнее самостоятельное командование кораблями выработали основные деловые и личные качества Ф. Ф. Беллинсгаузена. Современники рисуют его смелым, решительным, знающим свое дело командиром, прекрасным моряком и ученым гидрографом-штурманом, истинным русским патриотом. Вспоминая совместное плавание, М. П. Лазарев впоследствии не называл его иначе, как «искусным неустрашимым моряком», и к этому прибавлял, что «он был отличный, теплой душа человек». Такая высокая оценка, исходящая из уст одного из крупнейших русских флотоводцев М. П. Лазарева, многого стоит. Ф. Ф. Беллинсгаузен был строгим, но гуманным начальником. Свою гуманность он проявлял неоднократно в жестокий век аракчеевщины и за время кругосветного плавания не применил ни разу телесного наказания по отношению к подчиненным ему матросам, заботливо относился к их бытовым условиям и здоровью.

Для окончательной подготовки экспедиции к уходу в опасное и ответственное дальнее плавание у Ф. Ф. Беллинсгаузена оставалось очень мало времени – несколько больше месяца. Много сделал для должного снабжения обоих шлюпов командир второго из них – «Мирного» – лейтенант Михаил Петрович Лазарев, получивший назначение значительно ранее и являвшийся достойным подчиненным и сотоварищем Ф. Ф. Беллинсгаузена.

Ввиду спешной подготовки экспедиции в состав ее были включены не специально построенные для плавания во льдах корабли, а уже находившиеся в постройке и предназначенные для других целей. Шлюп «Восток», строившийся на Охтенской верфи в Петербурге, был того же типа, что и шлюп «Камчатка», уже находившийся в кругосветном плавании под командой В. М. Головнина (последний дает следующие данные о размерах этих шлюпов: водоизмещение около 900 тонн, длина 39,5 м, ширина 10 м, осадка при полном грузе 4,5 м). «Восток» имел ряд конструктивных недостатков (излишняя высота мачт, недостаточная прочность корпуса, плохой материал, небрежная работа), в которых Ф. Ф. Беллинсгаузен прямо обвиняет строителя В. Стоке. Второй корабль экспедиции, которым командовал М. П. Лазарев, был первоначально построен в качестве транспорта для плавания в Балтийском море; строился он на верфи в Лодейном поле русским мастером Колодкиным. При подготовке к походу Лазарев внес в конструкцию «Мирного» ряд изменений, в результате чего он оказался (по словам его командира) «самым удобнейшим по крепости своей, вместительности и покою», единственным недостатком его являлась тихоходность, ввиду чего требовалось особое морское искусство М. П. Лазарева, чтобы не разлучиться во время плавания с более быстроходным «Востоком» (размеры шлюпа «Мирный»: водоизмещение 530 тонн, длина 36,5 м, ширина 9,1 м, осадка 4,3 м). Личный состав экспедиции включал: на шлюпе «Восток» 9 офицеров и 117 матросов, на шлюпе «Мирный» – 7 офицеров и 72 матроса. На шлюпе «Восток» находились, кроме того, прикомандированные к экспедиции астроном, профессор Казанского университета И. Симонов и живописец П. Михайлов.

На кораблях Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева не было ни одного иностранца. Это обстоятельство подчеркивает участник экспедиции профессор Симонов, который в своем слове, произнесенном на торжественном заседании университета после возвращения в июле 1822 г., заявил, что все офицеры были русские, и хотя некоторые из и их носили иностранные фамилии, но, «будучи дети российских подданных родившись и воспитавшись в России, не могут быть названы иностранцами».

Среди офицеров экспедиции находилось много передовых представителей русской либеральной интеллигенции, в том числе будущий участник восстания декабристов лейтенант К. П. Торсон.

Несмотря на большую спешку со снаряжением экспедиции, снабжена она была, в общем, хорошо. Особенно большое внимание было обращено на обеспечение кораблей лучшими по тому времени мореходными и астрономическими инструментами.

Хорошо снабжена была экспедиция и всевозможными противоцинготными продуктами питания, к которым относились хвойная эссенция, лимоны, кислая капуста, сушеные и консервированные овощи; кроме того, при каждом подходящем случае командиры шлюпов покупали и выменивали (на островах Океании у местных жителей) большое количество свежих фруктов, которые частично заготовлялись впрок для предстоящего плавания в Антарктике, а частично предоставлялись для использования личному составу. Для обогревания матросов, замерзавших при работе на мачтах и реях во время ледяных ветров и морозов в Антарктике, имелся запас рома; было закуплено также красное вино для добавления к питьевой воде при плавании в жарком климате. Весь личный состав на основании особой инструкции был обязан соблюдать строжайшую гигиену; жилые помещения постоянно проветривались и в нужных случаях протапливались, обеспечивалось частое мытье в бане, предъявлялись требования к постоянному мытью белья и коек и к проветриванию одежды и т. п.; благодаря перечисленным мерам и высокой квалификации судовых врачей никаких серьезных заболеваний на шлюпах не было, несмотря на тяжелые климатические условия плавания и частые переходы от жары к холоду и обратно.

На каждом из шлюпов имелась значительная библиотека, содержавшая все вышедшие в свет описания морских путешествий на русском, английском и французском языках, морские астрономические ежегодники, сочинения по геодезии, астрономии и навигации, лоции и наставления для плавания, различные мореходные таблицы, сочинения по земному магнетизму, небесные атласы, записки Адмиралтейского департамента и др.

Основная цель экспедиции была определена инструкцией морского министра следующим образом: Беллинсгаузену надлежало после исследования острова Новая Георгия и района так называемой «земли Сандвичевой» «пуститься к югу» и «продолжать свои изыскания до отдаленной широты, какой только он сможет достигнуть», употребить «всевозможное старание и величайшее усилие для достижения сколько можно ближе к полюсу, отыскивая неизвестные земли», причем ему разрешалось прекращать эти поиски только «при непреодолимых препятствиях».

Шлюпы «Восток» и «Мирный» вышли из Кронштадта 16 июля 1819 г. и после кратковременных стоянок в Копенгагене, Портсмуте и на Канарских островах прибыли 14 ноября в Рио-де-Жанейро, где провели три недели для отдыха команды перед утомительным и сложным плаванием в Антарктике, для подготовки шлюпов к штормовым походам и для принятия свежей провизии.

Согласно полученной инструкции экспедиция должна была начать свои научно-исследовательские работы с острова Южная Георгия и открытой Куком «Земли Сандвича», характер и размеры которой не были определены. Ф. Ф. Беллинсгаузен обследовал южный берег острова Новая Георгия и нанес его на карту, обозначив ряд географических пунктов русскими наименованиями в честь участников экспедиции.

Далее экспедиция направилась к пресловутой «Земле Сандвича» по пути к этой «Земле» было сделано 3 января 1820 г. первое крупное открытие – открыта группа островов, которая была названа Беллинсгаузеном по фамилии тогдашнего русского морского министра островами маркиза де Траверсе, а отдельные острова ее – по фамилиям участников экспедиции (остров Завадовского, остров Лескова и остров Торсона, после восстания декабристов переименованный в остров Высокий). 11 января экспедиция подошла к району «Земли Сандвича» и обнаружила, что пункты, которые Кук считал мысами ее, на самом деле являются отдельными островами. Ф. Ф. Беллинсгаузен проявил исключительный такт, сохранив за открытыми русскими мореплавателями островами те наименования, которые Кук дал мысам, а за всей группой – имя Сэндвича (Южные Сэндвичевы острова). Затем экспедиция приступила к тем «покушениям» достичь материка, которые предписывала ей инструкция.

Со вступлением кораблей экспедиции в высокие южные широты условия плавания стали весьма сложными, требовавшими от русских мореплавателей величайшего искусства управления парусными кораблями, внимания, наблюдательности, выносливости и упорства в достижении поставленной цели. С начала января 1820 г. корабли вступили в зону антарктических плавающих льдов и айсбергов, маневрирование между которыми при условиях тумана и снега, при штормовых ветрах, сильном волнении и зыби требовало большого умения и смелости. Весьма затрудняла совместное плавание разница в скоростях хода между обоими шлюпами: «Востоку» приходилось все время уменьшать свою скорость, а «Мирному», наоборот, несмотря на штормовые ветры, форсировать парусами. Ф. Ф. Беллинсгаузен в своих донесениях неоднократно отмечает заслуги М. П. Лазарева, лишь благодаря морскому искусству которого корабли ни разу не разлучались даже в условиях плохой видимости и все опасные районы проходили совместно. Шлюпы неоднократно бывали близки к гибели, когда при штормовых ветрах и в тумане они большим ходом пробирались между громадными плавающими льдами и айсбергами, качавшимися на зыби, определяя местонахождение последних лишь по шуму бурунов. Несмотря на исключительную собственную смелость и опытность, М. П. Лазарев считал, что Беллинсгаузен слишком рискует, маневрируя большими ходами между ледяными полями в условиях плохой видимости. В своих замечаниях М. П. Лазарев говорил: «хотя мы смотрели с величайшим тщанием вперед, но итти в пасмурную ночь по 8 миль в час казалось мне не совсем благоразумно». На это замечание Ф. Ф. Беллинсгаузен отвечал: «Я согласен с сим мнением лейтенанта Лазарева и не весьма был равнодушен в продолжение таких ночей, но помышлял не только о настоящем, но располагал действия так, чтобы иметь желаемый успех в предприятиях наших и не оставаться во льдах во время наступающего равноденствия» (во время равноденствия обычны сильные штормы). Это было, пожалуй, единственное разногласие за время плавания между ним и его спутником, с которым его связывали сердечные дружеские отношения.

Оба шлюпа все же не избежали столкновения с ледяными полями и получили серьезные повреждения корпусов. Особенно серьезное повреждение получил «Восток», состояние этого шлюпа к концу экспедиций вообще возбуждало опасения: корпус его сильно расшатался и принимал много воды, во внутренних помещениях развивались сырость и гниль, команде приходилось непрерывно откачивать ручными помпами поступающую внутрь корабля через пробоину воду. Ф. Ф. Беллинсгаузен в описании своего плавания пишет по этому поводу, что он находил «одно утешение в мысли, что отважность иногда ведет к успехам».

За время плавания участники экспедиции пользовались каждой возможностью для астрономического определения своего местоположения. В наблюдениях, помимо штурманов и астронома Симонова, участвовали и оба командира. Точность наблюдений русских мореплавателей до сих пор вызывает удивление участников современных антарктических экспедиций.

К материку Антарктиды русская экспедиция впервые близко подошла 16 января 1820 г., во время своего первого «покушения» проникнуть на юг, и этот день мы считаем за дату его открытия. Условия видимости, однако, были недостаточно хорошими, а исключительная честность и требовательность к вопросам достоверности открытия не позволили русским морякам утверждать, что они фактически видели низменную часть материка, а не ледяной береговой припай. Теперь, однако, уже никто не сомневается в том, что Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев именно в этот день открыли шестую часть света. Вторично экспедиция находилась вплотную к материку 2 февраля 1820 г. В этом же месте 1948 г. находилась советская китобойная экспедиция «Слава», которая при условии прекрасной видимости отчетливо видела все побережье и горные вершины в глубине континента. Свои впечатления о льдах, которые Ф. Ф. Беллинсгаузен видел перед собою с 17 по 18 февраля при очередном подходе к материку, он характеризует следующими словами: «Здесь за ледяными полями мелкого льда и островами материк льда, коего края отломаны перпендикулярно и который продолжается по мере нашего зрения, возвышаясь к югу подобно берегу». Эта характеристика показывает, что сам Ф. Ф. Беллинсгаузен сомневался: не берег ли он видит перед собою. Само описание льдов, сделанное русским мореплавателем, вполне соответствует виду побережья Антарктиды в этом районе, каким мы его знаем по позднейшим исследованиям. В близости берега были уверены многие из офицеров экспедиции. Пожалуй, наиболее убедительно в этом отношении звучит вывод Ф. Ф. Беллинсгаузена, сделанный им в конце плавания, уже после открытия экспедицией острова Петра I. Этот вывод является как бы итогом его представления о приполярных районах. Он пишет: «Огромные льды, которые по мере близости к Южному полюсу подымаются в отлогие горы, называю я матерыми, предполагая, что когда в самый лучший летний день морозу бывает 4°, то тогда далее к югу стужа, конечно, не уменьшается, и потому заключаю, что сей лед идет через полюс и должен быть неподвижен, касаясь местами мелководия, или островам, подобным острову Петра I, которые несомненно находятся в больших южных широтах и прилежит также берегу, существующему (по мнению нашему) в близости той широты и долготы, в коей мы встретили морских ласточек» [т. е. 5-7 февраля 1820 г.].

За этот период экспедиция три раза пересекала южный полярный круг.

В начале марта 1820 г. в связи с неблагоприятной погодой и необходимостью запастись свежей провизией и дровами и дать отдых личному составу Ф. Ф. Беллинсгаузен решил (что соответствовало и инструкции) покинуть высокие южные широты, направиться в австралийский Порт-Джексон (Сидней) для длительной стоянки, а после этого, согласно инструкции, на время зимы южного полушария начать исследование юго-восточной части Тихого океана.

После месячной стоянки в Сиднее оба шлюпа 22 мая 1820 г. направились в район архипелага Туамоту и островов Общества. К востоку от острова Таити русской экспедицией в июне 1820 г. была открыта целая группа островов, названная островами Россиян (острова Кутузова, Лазарева, Раевского, Ермолова, Милорадовича, Грейга, Волконского, Барклая де Толли, Витгенштейна, Остен-Сакена, Моллера, Аракчеева). После этого шлюпы «Восток» и «Мирный» посетили остров Таити и отправились снова в Сидней для отдыха, ремонта и приемки различных припасов перед новым походом в антарктические воды. На пути к Сиднею экспедиция открыла еще ряд островов (Восток, великого князя Александра Николаевича, Оно, Михайлова и Симонова).

В начале сентября 1820 г. экспедиция вернулась в Сидней, где приступила к возможно более тщательному ремонту обоих кораблей, в особенности шлюпа «Восток». В Сиднее экспедиция находилась почти два месяца и 11 ноября 1820 г. вновь вышла в море для достижения высоких широт в других, еще не посещенных секторах Антарктики. С конца ноября экспедиция возобновила свои попытки достичь материка Антарктиды. «Покушений» проникнуть возможно далее к югу в этот период было сделано четыре, и три раза корабли проникали за южный полярный круг.

Однако в этом секторе Антарктики материк далеко не достигает южного полярного круга, и лишь четвертая попытка увенчалась успехом: 21 января 1821 г. был открыт остров Петра I, а 18 января – Берег Александра I, о котором Ф. Ф. Беллинсгаузен пишет: «Я называю обретание сие берегом потому, что отдаленность другого конца к югу исчезла за предел зрения нашего». 1 февраля Беллинсгаузен направился к архипелагу Южных Шетландских островов, об открытии которого он узнал, находясь в Австралии. С 5 по 8 февраля экспедиция обследовала южные берега архипелага, обнаружив, что он состоит из десятка более крупных островов и многих более мелких. Все Южные Шетландские острова были положены на карту, и всем им были даны имена (Бородино, Малый Ярославец, Смоленск, Березина, Полоцк, Лейпциг, Ватерлоо, остров вице-адмирала Шишкова и др.). После обследования Южных Шетландских островов экспедиция направилась в обратный путь на родину с заходом в Рио-де-Жанейро, где был снова произведен тщательный ремонт шлюпов, и в Лиссабон.

Наконец, 6 июля 1821 г. шлюпы «Восток» и «Мирный» стали на якорь на Малом Кронштадтском рейде на тех местах, из которых они более двух лет назад отправились в свой славный и опасный путь.

Экспедиция продолжалась 751 день (из них ходовых дней под пару- сами 527 и якорных 224); корабли прошли около 49 000 морских миль что по протяжению в 2,25 раза превышает длину экватора.

Каковы же были результаты первой русской антарктической экспедиции? Экспедиция открыла материк Антарктиды и обошла вокруг него. Кроме того, ею были вновь открыты 29 ранее неизвестных островов, в том числе 2 в Антарктиде, 8 в южном умеренном поясе и 19 в жарком поясе.

Громадная заслуга Экспедиции состояла в точном определении географического положения островов, мысов и других пунктов и составлении большого числа карт, что являлось излюбленной специальностью самого Ф. Ф. Беллинсгаузена. Эти определения не потеряли своего значения и очень мало отличаются от новейших определений, произведенных на основе более точных методов и более совершенными мореходными инструментами. Карта Южных Шетландских островов являлась наиболее точной вплоть до второй половины ХХ в., а зарисовки островов, сделанные художником Михайловым, используются до сих пор. Астроном Симонов производил систематические наблюдения над изменением температуры воздуха, штурманы – над элементами земного магнетизма. Экспедиция произвела много важных океанографических исследований; она первая стала доставать пробы воды с глубины примитивным батометром, изготовленным из подручных средств; производились опыты с опусканием бутылки на глубину; впервые определялась прозрачность воды опусканием на глубину белой тарелки; измерялись глубины, насколько позволяла длина имевшегося лотлиня (по-видимому, до 500 м); была произведена попытка измерения температуры на глубине; изучалось строение морских льдов и замерзаемость воды разной солености; производились определения девиации компасов на различных курсах и направления ветра на различных высотах с помощью шаров-зондов, что тогда являлось новинкой.

Экспедиция собрала богатые этнографические, зоологические и ботанические коллекции, переданные затем в различные музеи России, где они хранятся до сих пор.

Экспедиция была встречена на Родине с большой торжественностью. Ее открытиям придавалось громадное значение. В иностранных государствах приоритет русского открытия был признан бесспорно.

Лишь спустя более чем 20 лет была послана первая иностранная экспедиция в антарктические воды. Руководитель этой английской антарктической экспедиции 1839-1843 гг. Джемс Росс писал: «Открытие наиболее южного из известных материков было доблестно завоевано бесстрашным Беллинсгаузеном, и это завоевание на период более 20 лет оставалось за русскими».

В 1867 г. немецкий географ Петерман, отмечая, что в мировой географической литературе заслуги русской антарктической экспедиции оценены совершенно недостаточно, указывает на бесстрашие Ф. Ф. Беллинсгаузена, с которым он пошел против господствовавшего в течение 50 лет мнения Кука: «За эту заслугу имя Беллинсгаузена можно поставить наряду с именами Колумба, Магеллана и Джемса Росса, с именами тех людей, которые не отступали перед трудностями и воображаемыми невозможностями, созданными их предшественниками, с именами людей, которые шли своим самостоятельным путем, и потому были разрушителями преград к открытиям, которыми обозначаются эпохи».

Академик Ю. М. Шокальский, сравнивая достижения антарктических экспедиций Кука и Беллинсгаузена, сделал следующий подсчет: первый из них находился южнее параллели 60° в течение 75 дней, второй – 122 дня; Кук находился во льдах 80 дней, Беллинсгаузен – 100 дней; корабли Кука разлучились, а оба русских шлюпа в сложнейших условиях шли все время соединенно.

Сам Ф. Ф. Беллинсгаузен показал себя в этом плавании не только талантливым начальником экспедиции, выдающимся моряком и прекрасным товарищем, но высокообразованным ученым и наблюдателем.

Ф. Ф. Беллинсгаузен разрешил многие сложные физико-географические проблемы, однако, к сожалению, научная слава досталась не ему, а иностранным ученым, занимавшимся теми же вопросами значительно позднее. Так, задолго до Дарвина Ф. Ф. Беллинсгаузен совершенно правильно объяснил происхождение коралловых островов, являвшееся до него загадкою; он дал правильное объяснение происхождения морских водорослей в Саргассовом море, оспаривая мнение такого авторитета в области географической науки того времени, как А. Гумбольдт; у него много правильных мыслей в вопросах теории льдообразования, не потерявших своего значения; им были разрешены также многие вопросы океанографии. Наконец, нельзя пройти мимо высказываний Ф. Ф. Беллинсгаузена, направленных непосредственно против расовой теории и касающихся австралийцев (в описании своего плавания он говорит: «последствие показало, что природные жители Австралии к образованию способны, не взирая, что многие европейцы в кабинетах своих вовсе лишили их всех способностей»).

В награду за успешное выполнение поручения Ф. Ф. Беллинсгаузен «был произведен в капитан-командоры и получил ряд других наград. С 1822 по 1825 г. он занимал береговые должности, очевидно, чтобы иметь возможность обработать материалы своего плавания для издания. Для этой цели он использовал свои дневники и заметки, шканечные журналы шлюпов «Восток» и «Мирный» и заметки всех участников экспедиции, а также наблюдения астронома Симонова и карты и рисунки художника Михайлова. Эта работа была закончена в 1824 г., когда автор представил Адмиралтейскому департаменту рукопись, включающую 10 тетрадей. Однако издан был этот труд под заглавием «Двухкратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 1820 и 1821 годов, совершенные на шлюпах «Восток» и «Мирный» лишь в 1831 г. Это первое издание состояло из двух томов без всяких иллюстраций, а все карты и рисунки были собраны в приложенный к нему «Атлас» (19 карт, 13 видов. 2 вида ледяных островов и 30 различных рисунков, изображающих различных животных, птиц и рыб и др.).

Вся дальнейшая служба Ф. Ф. Беллинсгаузена протекала почти в непрерывных плаваниях, строевой и боевой службе и на высших командных должностях. В 1821-1827 гг. мы видим его командующим отрядом судов в Средиземном море. В 1828 г., будучи контр-адмиралом и командиром гвардейского экипажа, он вместе с последним выступил из Петербурга сухим путем и прошел на Дунай для участия в войне с Турцией. На Черном море он играл руководящую роль в осаде турецкой крепости Варны, а затем, имея свой контр-адмиральский флаг на кораблях «Пармен» и «Париж», и во взятии этой крепости, а также ряда других городов и крепостей. В 1831 г. уже вице-адмиралом Ф. Ф. Беллинсгаузен является командиром 2-й флотской дивизии и ежегодно с нею крейсирует в Балтийском море.

В 1839 г. начинается последний этап его жизненного пути и служебной карьеры: он назначается на высший строевой пост на Балтийском море – главного командира Кронштадтского порта и кронштадтского военного губернатора. Эта должность совмещалась с ежегодным назначением командующим Балтийским флотом на время его летних плаваний и до самой своей смерти (в возрасте 73 лет) Ф. Ф. Беллинсгаузен продолжал выходы в море для боевой подготовки вверенного ему флота.

Как главный командир Кронштадтского порта, адмирал (с 1843 г.) Ф. Ф. Беллинсгаузен принял исключительно большое участие в строительстве новых гранитных гаваней, доков, гранитных фортов, готовя балтийскую твердыню к отпору вражеского нашествия, точно так же как подобную же задачу выполнял его прежний соплаватель адмирал М. П. Лазарев на юге – в Севастополе. Ф. Ф. Беллинсгаузен усердно тренировал свой флот и для улучшения качества артиллерийской стрельбы разработал и вычислил специальные таблицы, изданные под названием «О прицеливании артиллерийских орудий на море». Как уже отмечалось, Ф. Ф. Беллинсгаузен был прекрасным моряком и до конца дней своих умело обучал своих командиров в маневрировании и эволюциях. Современники, участвовавшие в этих эволюциях, давали ему аттестацию «мастера своего дела», а присутствовавший на морских маневрах 1846 г. шведский адмирал Норденшельд воскликнул: «Я держу пари с кем угодно, что этих эволюций не сделает ни единый флот в Европе». К чести старого адмирала нужно сказать, что он высоко ценил смелость и инициативу молодых командиров, и когда (в 1833 г.) во время осеннего плавания в устье Финского залива в бурную осеннюю ночь командир фрегата «Паллада», будущий прославленный флотоводец П. С. Нахимов, поднял своему адмиралу сигнал «флот идет к опасности», последний беспрекословно изменил курс кильватерной колонны, благодаря чему эскадра была спасена от аварии на камнях.

Ф. Ф. Беллинсгаузен всю жизнь интересовался географическими вопросами, перечитывал все описания кругосветных плаваний и переносил на свою карту все новые открытия. Его имя значится среди первых избранных действительных членов Русского географического общества.

В бытность свою главным командиром в Кронштадте он проявлял много забот о подъеме культурного уровня морских офицеров; в частности, он был основателем одной из крупнейших русских библиотек того времени – Кронштадтской морской библиотеки. Его большому практическому опыту во многом обязаны своим успехом русские кругосветные экспедиции того периода, когда ему было подведомственно их снаряжение в Кронштадте.

Занимался Ф. Ф. Беллинсгаузен и корабельною архитектурою: при капитальном ремонте кораблей в Кронштадте улучшались их обводы, а сам он являлся автором проекта большой военной шхуны «Вихрь», для которой он сам сделал все чертежи и вычисления.

Для Ф. Ф. Беллинсгаузена характерна его гуманность по отношению к матросскому составу и постоянная забота о нем. В Кронштадте он значительно улучшил бытовые условия команд постройкой казарм, устройством госпиталей, озеленением города; особенно много им сделано было для улучшения питания матросов в смысле увеличения мясного пайка и широкого развития огородов для снабжения их овощами. После смерти адмирала на его письменном столе нашли записку следующего содержания: «Кронштадт надо обсадить такими деревьями, которые цвели бы прежде, чем флот пойдет в море, дабы на долю матроса досталась частица летнего древесного запаха».

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен умер 25 января 1852 г. в Кронштадте и здесь же похоронен. В 1870 г. в Кронштадте в память Ф. Ф. Беллинсгаузена был установлен памятник. Впоследствии именем Ф. Ф. Беллинсгаузена были названы следующие географические объекты: 1) Море Беллинсгаузена – в Антарктике, в районе открытых русской экспедицией острова Петра I и Земли Александра I, и 2) остров Беллинсгаузена – в группе Южных Сэндвичевых островов. Беллинсгаузен оставил заметный след в истории русского флота и высоко поднял мировой авторитет русских мореплавателей и русской океанографической и гидрографической науки своим замечательным плаванием к берегам Антарктиды.

Список литературы

  1. Шведе Е. Е. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен / Е. Е. Шведе // Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. Геология и география. – Москва: Государственное изд-во физико-математической литературы, 1962. – С. 419-431.

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен - российский мореплаватель, выдающийся военно-морской деятель, принимавший участие в первой кругосветной экспедиции российских мореплавателей под командованием И. Ф. Крузенштерна. Впоследствии ему было также доверено командование кругосветной экспедицией, в ходе которой Беллинсгаузеном была открыта Антарктида.

Начало морской карьеры

Фаддей Фаддеевич появился на свет 20 сентября 1778 года на острове Эзель в дворянском семействе балтийских немцев. С раннего детства мальчик хотел связать свою судьбу с морем, и в десятилетнем возрасте поступил в Морской кадетский корпус. Окончив его в 1796 году в звании гардемарина, юный Беллинсгаузен отправился в плаванье к побережью Англии.

Год спустя, получив свой первый офицерский чин мичмана, мореплаватель вошел в состав экспедиции И. Ф. Крузенштерна, совершившей первое в истории российского флота кругосветное путешествие.

Рис. 1. Ф. Ф. Беллинсгаузен.

Беллинсгаузен принимал самое активное участие при составлении карт, позднее вошедших в знаменитый Атлас Крузенштерна. Ему доверяли проводить важные гидрографические исследования.

Получив в 1806 году чин капитан-лейтенанта, Беллинсгаузен командовал разными кораблями Черноморского и Балтийского флотов.

Кругосветное путешествие Беллинсгаузена

При подготовке очередной кругосветной экспедиции И. Ф. Крузенштерн настойчиво порекомендовал кандидатуру Беллинсгаузена на роль командующего. Цель предстоящего путешествия была проста и вместе с тем трудноосуществима - тщательное исследование Антарктического полюса.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Экспедиция состояла из двух шлюпов - «Мирный» и «Восток». Летом 1819 году суда вышли из Кронштадта и взяли курс на Рио-де-Жанейро. Затем русские мореплаватели направились на юг, где исследовали Сандвичевы острова и попутно открыли три новых острова.

Рис. 2. Экспедиция Беллинсгаузена.

В январе 1820 года корабли достигли берегов Антарктиды и, продвигаясь на восток, исследовали материковую отмель, покрытую льдами. Так Беллинсгаузеном был открыт ранее никем неизведанный континент, который он окрестил «ледяным».

После этого важного события судна разделились и отправились к Австралии: один - по водной глади Индийского океана, второй - Южного. Во время этого путешествия были открыты новые острова и живописные атоллы.

Осенью экспедиция вновь направилась в сторону южнополярных морей, и трижды пересекла Полярный круг. Встретив на своем пути преграду в виде сплошного льда, мореплаватели были вынуждены изменить курс и отправиться на север. Летом 1821 года экспедиция благополучно вернулась в Кронштадт.

Плавание Беллинсгаузена по праву можно назвать одним из самых тяжелых и опасных. Он смог доказать всему миру, что исследование полярных областей возможно даже на двух скромных шлюпах, совершенно непригодных для прохождения во льдах.

Рис. 3. Антарктида.

Во время кругосветного путешествия Беллинсгаузеном были открыты 29 островов и один коралловый риф в бассейнах Атлантического и Тихого океанов. В общей сложности отважными мореплавателями было пройдено 92 тыс. км, привезены богатые натуралистические коллекции.

Скончался Фаддей Фаддеевич в возрасте 73 лет на посту военного губернатора Кронштадта и в звании адмирала.

Что мы узнали?

При изучении темы «Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен» мы познакомились с годами жизни выдающегося мореплавателя. Мы узнали, что открыл Фаддей Беллинсгаузен и какую роль сыграли его географические открытия в развития отечественного мореплавания.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 162.

Дата рождения: 9 сентября 1778 года
Дата смерти: 13 января 1852 года
Место рождения: Лифляндская губерния Российской Империи

Беллинсгаузен Фаддей Фаддевич – именитый русский мореплаватель. Так же Фаддей Беллинсгаузен известен как человек, открывший Антарктиду.

Фаддей (Фабиан) появился на свет в семье балтийских немцев в сентябре 1778 года, его отец имел в роду дворян. После рождения мальчика нарекли Фабианом Готлибом Таддеусом фон Беллинсгаузеном. Фаддеем он стал для удобства произношения в русскоязычной среде.

В 10-летнем возрасте мальчик поступил в морской кадетский корпус Кронштадта. Через шесть лет он стал гардемарином. В этом чине он через год отправился морем в Англию.

Опыт, полученный в плавании, помог ему стать младшим офицером и получить первое назначение в Ревельскую эскадру. На судах этой эскадры он участвовал в походах в течение четырех лет.

Во время подготовки к первому русскому кругосветному путешествию возникла потребность в хорошо себя зарекомендовавших молодых моряках. Вице адмирал П. Ханыков, хорошо знавший Фаддея, порекомендовал его для службы на «Надежду».

Фаддей провел три последующих года в кругосветном путешествии под командованием И. Крузенштерна, плавая на шлюпе. По итогам плавания получил звание капитан-лейтенанта.

Через несколько лет Фаддей командовал уже сам – под его началом ходило судно класса «корвет». Затем последовали фрегаты «Минерва» и «Флора».

Весь опыт пригодился в 1819 году, когда состоялась арктическая кругосветка. Два шлюпа отправились из Кронштадта, за пять месяцев достигли Рио-де-Жанейро, а затем двинулись на юг. По пути были открыты несколько островов, но вскоре начались льды, затруднявшие дальнейший путь.

Тем не менее, экспедиция обнаружила берег Антарктиды. Затем последовал долгий путь до Сиднея, во время которого также были обнаружены несколько островов. После небольшого перерыва Фаддей направил корабли вновь в сторону Южной Америки, а затем через Атлантику к берегам Российской Империи. За этот поход Фаддей был награжден как званием капитан-командора, так и орденом Св.Георгия.

Впоследствии, во время правления Николая I, командовал несколькими судами в Средиземном море, а затем, после начала войны с Турцией, отличился и там. За взятие нескольких турецких городов получил боевую награду-орден Св. Анны. Затем последовало командование дивизией на Балтике.

Спустя годы заслуженный моряк вернулся в родной Кронштадт и стал его генерал–губернатором. За свои заслуги в морском деле он стал адмиралом и получил высшие награды Российской Империи.
Скончался адмирал в 1852 году.

Достижения Фаддея Беллинсгаузена:

Командовал одной из самых сложных из когда-либо совершенных экспедиций
Обнаружил берег Антарктики и сделал вывод о наличии континента
Участвовал в сборе уникальных биологических и географических коллекций северных земель

Даты из биографии Фаддея Беллинсгаузена:

1789 г. поступил в кадетской корпус Кронштадта
1795 г. стал гардемарином
1797 г. получил чин мичмана
1803 г. был рекомендован на судно «Надежда»
1806 г. стал капитан-лейтенантом
1809 г. принял командование корветом «Мельпомена»
1812 г. капитан «Минервы»
1819 г. принял командование экспедицией в Антарктику
1821 г. возвратился в Россию
1826 г. принял командование судами в Средиземном море
1828 г. участие в войне с Турцией
1830 г. стал вице-адмиралом
1852 г. скончался

Интересные факты Фаддея Беллинсгаузена:

Кругосветное плавание длилось два года и один месяц
Во время плавания было открыто около 60 новых географических объектов
Открытые в Антарктике объекты получили русские названия
Именем адмирала названы не только острова, море и ледник на Земле, но и лунный кратер
Мореплаватель изображен на марках СССР и Венгрии.

Открытие Беллинсгаузена, русского мореплавателя, адмирала, ученого позволило добавить на мировые географические карты еще один материк - Антарктиду. Проведенные в ходе кругосветного путешествия исследования положили начало освоению и изучению южного полюса.

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен принимал участие в кругосветном плавании Ивана Крузенштерна, проводил гидрографические и астрономические наблюдения. Вернувшись из экспедиции, служил на Балтийском, потом на Черном морях. В 1819 году император назначил его руководителем экспедиции по исследованию южных частей Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Себе в помощники Беллинсгаузен взял лейтенанта Михаила Лазарева.

Что открыл

В ходе первой российской антарктической экспедиции был открыт не только самый южный континент Земли, но и проведены важные исследования мирового океана.

В копилке путешественников значатся:

  • обнаруженные рифы из кораллов и почти 30 островов;
  • выполненные исследования архипелага Туамоту;
  • собранные этнографические, ботанические и зоологические коллекции.

Все это легло в основу работ по освоению Антарктиды - загадочного материка, которому Беллинсгаузен и Лазарев дали название «Льдинный».

Краткая биография

Всю жизнь Фаддей Фаддеевич провел на море. Вырос под шум балтийских волн. До последних дней нес службу на флоте.

Даты жизни

20 сентября 1778 года в семье остзейских немцев родился сын Фабиан Готлиб фон Беллинсгаузен. На берегу Балтийского моря на острове Эзель (сегодня эстонский Сааремаа) прошло его детство. Мечты мальчика были связаны с водной стихией, поэтому учиться одиннадцатилетний подросток поступает в морское училище. Здесь он меняет длинное немецкое имя на созвучное русскому Фаддей.

В 1796 году юный гардемарин отправляется в свое первое плавание - в Англию. Через год следует повышение: его производят в мичманы. Вдумчивый офицер старательно осваивал мореходную науку.

Начальник порта Кронштадта рекомендует Фаддея И. Ф. Крузенштерну, который вместе с Ю. Ф. Лисянским организует первое русское кругосветное плаванье. Так юноша попал на корабль «Надежда». Экспедиция длилась три года. Молодой мичман составил большинство карт, вошедших в «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна».

Экипаж набрали малочисленный, так что свободного времени от несения службы было немного. Но даже в редкие часы досуга Фаддея видели с книгой. Не случайно руководитель экспедиции в отчете дал высокую оценку способностям и стараниям юного коллеги. По возвращении из кругосветного плавания мореплавателя произвели в чин капитан-лейтенанта.

Десять лет, с 1809 по 1819, Беллинсгаузен служит в разных местах:

  1. Командует корветом «Мельпомена» на Балтике, участвуя в русско-шведской кампании.
  2. В 1811 году получает назначение на Черное море капитаном фрегатов «Минерва» и «Флора».
  3. За пять лет службы на юге он уточнил и исправил карты Кавказского побережья.

Когда было принято решение снарядить экспедицию к южному полюсу Земли, Крузенштерн рекомендует назначить именно Беллинсгаузена ее руководителем. К этому времени Фаддей Фаддеевич был известен как отличный моряк, разбирающийся в естественных науках. Срочным приказом он был вызван в Петербург. В 1819 году начинается подготовка к путешествию по суровым морям.

Карьера мореплавателя впечатляет:

  • с 1822 по 1825-й служит на берегу;
  • произведен в контр-адмиралы и служит на Средиземном море;
  • в конце 1830 года становится вице-адмиралом, назначен начальником 2-й дивизии Балтийского флота;
  • 1839 год - главный командир Кронштадтского порта, военный губернатор Кронштадта;
  • 1843 год - произведен в полные адмиралы;
  • 1847 год - удостоен звания генерала, состоящего при особе Его Величества.

Беллинсгаузен часто выходил в море до самых последних своих дней. Не стало открывателя «льдинного материка» в начале 1852 года. О смерти скорбел весь Российский флот.

Семья

Во время подготовки к кругосветному путешествию Фаддей Фаддеевич знакомится с семьей Анны Байковой. Ее отец, секунд-майор Дмитрий Федосович, командовал саперным батальоном, который строил здания Военного ведомства в Кронштадте и Санкт-Петербурге.

Венчались юная Анна (ей только исполнилось 18 лет) и Фаддей уже после похода, в 1826 году. По вероисповеданию глава семьи был лютеранином, его супруга - православной. В семье родилось семеро детей. К сожалению, два сына и дочка умерли во младенчестве.

Анна Дмитриевна занималась воспитанием наследниц, вела благотворительную деятельность. В награду она получила меньший крест ордена Святой Екатерины с надписью: «Трудами сравнивается с супругом». Похоронив мужа, Анна Дмитриевна переехала в свою усадьбу под Псковом, где умерла в 1892 году.

Образование

В 10 лет Фаддей поступает в престижное учебное заведение для дворянских детей - Морской кадетский корпус, основанный Петром Первым. Фаддей уверенно выдержал вступительный экзамен и начал осваивать азы мореходного дела. Много времени здесь уделяли занятиям по навигации, астрономии, картографии.

В программу обучения входили как специальные предметы, так и основы естественных, точных и гуманитарных наук. Кадеты изучали российскую словесность, историю России, древнего мира, геральдику, генеалогию, иностранные языки, юриспруденцию. Опытные наставники преподавали верховую езду, фехтование, танцы. Старательно и вдумчиво постигал Фаддей все науки.

Что открыли Беллинсгаузен и Лазарев

В 1819 году капитан 2 ранга Ф. Ф. Беллинсгаузен назначен начальником кругосветной экспедиции. Цель ее - дойти как можно ближе до антарктического полюса.

В путь отправились на двух шлюпах: «Восток» и «Мирный». Первым командовал руководитель экспедиции, вторым - лейтенант Михаил Петрович Лазарев. Суда специально готовили: усиливали подводную часть, обшивали медью, многие сосновые снасти заменили дубовыми.

Без малого 200 человек составила команда путешественников. Сборы заняли около месяца. За это время стараниями капитанов суда удалось отлично оснастить всеми инструментами для исследований. С заботой о личном составе закупали как можно больше продуктов и препаратов для профилактики цинги. Такая предусмотрительность позволила избежать повальных эпидемий.

По праву это путешествие считается одним из самых сложных и важных в мире. За полвека до российской экспедиции англичанин Кук прошел по южно-полярным морям. Натолкнувшись на огромные поля льда, он высказал предположение, что дальше двигаться нельзя. Российские исследователи совершили невозможное. В январе 1820 года шестой континент - русская Антарктида - был открыт.

В середине июля 1819 года шлюпы «Восток» и «Мирный» начали путешествие. У Сандвичевых островов, принятых Джеймсом Куком за один (Беллинсгаузен исправил ошибку, установив, что их несколько), двигаться стало нельзя: впереди громоздились ледяные глыбы. Тогда руководитель решается, обогнув острова, идти мимо северной кромки льдов.

16 января 1820 года в судовой журнал запишут первые догадки о том, что суша близко. Разглядеть землю мешал толстый ледниковый покров, зато над судами реяли птицы и слышались крики пингвинов. Оказывается, всего 20 миль отделяли русских путешественников от цели. Эту дату и принято считать днем открытия Антарктиды.

Моряки не оставляли попыток высадиться на землю. Несколько раз они стремились приблизиться к материку, однако погода не позволяла сделать это. Четыре раза пересекли корабли Южный полярный круг. Порой до берега оставалась пара километров, но, опасаясь штормов и бурь, шлюпы взяли курс на Сиднейский Порт-Джексон.

Около месяца русские моряки находились в Австралии, где пополнили запасы, привели в порядок суда. В середине мая 1820 года суда направились к островам Общества и на Туамоту. Здесь был сделан ряд открытий, так как исследования на маршруте велись постоянно.

С сентября по ноябрь в Порт-Джексоне проводилась серьезная подготовка к новому походу в Антарктику. 15 января 1821 года при хорошей погоде путешественники четко разглядели мыс. В честь императора, который одобрил инициативу русских капитанов снарядить экспедицию к Южному полюсу, берег назвали Землей Александра I.

Путешественники провели изучение Шетландских островов, открыли немало новых. К сожалению, из-за повреждений на шлюпе «Восток» пришлось свернуть экспедицию и вернуться на родину.

Фаддей Фаддеевич исследовал реку Амур для прохода по ней морских кораблей. Фарватер не удалось обнаружить.

Летом 1821 года Кронштадт встречал первооткрывателей, за плечами которых остались 750 дней суровых путешествий и почти 92 тысячи километров. Беллинсгаузен был первым, кто пересек шесть раз Южный Полярный круг и обошел вокруг Антарктиды. Русские начали обследовать новый материк, описали его климат, ледниковое покрытие.

Ф. Ф. Беллинсгаузен получил звание капитан-командора за грамотно проведенную экспедицию и активное участие в исследовании территорий.

Память

Благодарные потомки не забыли прославленного адмирала, одаренного исследователя. Осенью 1870 года в Екатерининском парке Кронштадта торжественно открыли памятник с надписью: «Нашему полярному мореплавателю Фаддей Фаддеевичу Беллинсгаузену. 1870 г.»

Внимательно изучив карту мира, можно найти на ней 13 точек с именем моряка-исследователя. Например, это море в Тихом океане, мыс на Сахалине, острова на Туамоту и в море Лаптевых. Лунный кратер назван в честь славного морехода. Научная станция Антарктиды, где продолжаются современные исследования, носит имя первооткрывателя материка.

В 1983 году океанографическое исследовательское судно ВМС СССР «Фаддей Беллинсгаузен» повторило маршрут знаменитого путешествия.

Фаддей Фаддеевич, по словам адмирала М. П. Лазарева, был не только искусным моряком, но и «теплой души человеком». Обладал обширными познаниями в разных областях науки. Это способствовало тому, что жизнь его была наполнена яркими событиями.

Многое сделал Фаддей Фаддеевич на посту губернатора:

  • основал Кронштадтскую морскую библиотеку;
  • улучшал жизнь экипажей судов;
  • вел строительство портовых сооружений, госпиталей;
  • настоял, чтобы паек мяса для матросов был увеличен;
  • много внимания уделял благоустройству города, созданию новых парков и скверов.

Возраст не мешал адмиралу выводить в море флотилии и лично руководить маневрами. Делал он это столь искусно, что коллеги-иностранцы искренне восхищались его умениями.

Видео

Посмотрите видеоролик о современных исследованиях в Антарктиде.


Close