Тема урока : Русские православные храмы

Особенности русского храмового зодчества и значение храмов в жизни наших предков.

Цель урока : Расширить знания учащихся о православных храмах на Руси, познакомить с особенностями их строительства, неповторимым обликом русской храмовой архитектуры.

Задачи урока:

· Учить учащихся умению в ходе игры добывать знания, высказывать суждения, делать выводы, развивать речь учащихся

· Расширить кругозор детей за счет сообщения интересных фактов

· Воспитывать любовь и уважение к русской культуре

· Способствовать развитию фантазии и воображения

Коррекционная работа на уроке:

· Создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы на уроке

· Развитие познавательного интереса детей через:

Использование нестандартной формы урока;

Включение игровых заданий

· Формирование положительной учебной мотивации

Оборудование :

· Иллюстрации различных архитектурных сооружений

· Схемы форм храмов

· Информационные материалы диска

Ход урока

1. Организационный момент

Сообщаю тему и цель урока.

Вступительное слово учителя.

Ребята, перед вами иллюстрации различных архитектурных сооружений

    Какое архитектурное сооружение вы бы выделили из предложенных иллюстраций? Почему?

Учащиеся называют храм Василия Блаженного и объясняют почему.

Учитель: Итак, у любого архитектурного сооружения есть своё назначение: храм – для молитвы, дом – для жилья и т. д.

Работа с тетрадью: Запись в тетради: Храмы отличаются от других архитектурных сооружений по:

a) Назначению

b) По внешнему виду

c) По внутреннему убранству

Ø Что такое храм?

Ø Чем храмы отличаются от других архитектурных сооружений?

Ученик: Храм – это здание, предназначенное для Богослужения. Храм имеет купола, которые венчает православный крест. Внутри храм тоже богато украшен фресками, мозаиками, иконами.

Учитель: Ребята, как вы думаете, когда появились первые христианские храмы на Руси?

Ученик: Строительство храмов началось с проникновения христианства на Русь.

Учитель: Да, это действительно так. Сразу после крещения начинается широкое храмостроительство. Сначала для этого приглашали греческих мастеров.

Ø А теперь посмотрите на самые древние из сохранившихся храмы

Ø Видеолекция «Зодчество древней Руси»

Ø Подсчитайте, сколько же лет этим храмам? Видимо умелыми мастерами были наши

предки. Наверное, они знали какие то секреты.

Чтобы узнать секреты строительства храмов на Руси, познакомиться с их величием и красотой, мы с вами отправимся в «научную экспедицию» вглубь веков. В ходе экспедиции нас будут подстерегать преграды, преодолеть которые мы сможем, ответив на скрытые в них вопросы. Только в этом случае мы сможем продолжить путь дальше.

Узнав, а нашем путешествии, древний зодчий решил дать нам подсказку: что же мы должны исследовать в ходе нашего путешествия, но для этого мы должны разгадать смысл им сказанного.

«Прочность, польза, красота, форма – каждый компонент важен сам по себе, но только вместе они позволяют архитектурному сооружению стать произведением искусства»

Как вы понимаете сказанное?

В чем, по вашему мнению, подсказка? Что мы должны исследовать в нашей экспедиции? (беседа с учащимися)

Акцент внимания на словах – польза, красота, форма, прочность

Учитель: В экспедицию мы отправляемся в составе 2 групп:

1- я группа – эксперты-строители 2-я группа – искусствоведы

Задание: на основе самостоятельной работы с материалами учебника, с иллюстрациями различных архитектурных сооружений необходимо найти:

1-я группа – Сведения о строительном материале , из которого строились храмы на Руси, в каких случаях строились храмы,

2 - группа - Обратить внимание на их красоту, величие, их архитектурные особенности.

(время 10минут)

Ø От чего же зависит надёжность постройки? (от строительного материала)

Предполагаемый ответ: устный ответ, чтение текста.

1-й ученик: храмы строились из дерева, камня (белого известняка)

Учитель : Действительно, православные храмы на Руси строились на века, отличались прочностью, в случае необходимости заменяли крепости. Здесь можно было укрыться от набега врагов. Но не будем забывать, что храмы – это ведь ещё и прекрасные произведения искусства, неповторимые, величественные, своеобразные.

А теперь предоставим слово нашим искусствоведам. Попытаемся определить, из чего же складывается красота храмов.

Ученик: говорит о красоте, изяществе храмов, отмечает размеры храмов. Храмы возводились в ознаменование военных побед и особых событий в истории, в память о близких и в знак благодарности Богу. Особенно много церквей строилось во время голода, бедствий, мора. Это так называемые обетные церкви, строились по обещанию за один день.

Учитель : На пути нашей экспедиции вновь препятствие.

№2

- Церковь Покрова Богородицы на Нерли

Киево-печерская лавра

Софийский собор в Новгороде

Троице-сергиева лавра

Храм Рождества Богородицы в Путинках

Георгиевский собор Юрьева монастыря. Всё это прекрасные православные храмы, которые в архитектурном стиле отличаются друг от друга.

Ø Какое существенное внешнее отличие вы увидели на иллюстрациях?

Ответ: Учащиеся отмечают различное количество куполов на храмах (1,3,5,13)

Учитель: Как вы думаете, с чем связано разное количество куполов на храме?

Ученик: Это связано с размерами храмов.

Учитель : А ещё количество куполов имеет символический смысл. 1 купол символизирует единство Бога, 2 – двойная природа Иисуса Христа (Божественная и человеческая), 3 – Святая Троица, 5 - Христос и 4 апостола евангелиста, 13 – Христос и 12 учеников.

Первоначально купола имели форму «луковок» - символизировал пламя лампады, с 16века купол приобретает форму «маковки» - пламя свечи.

Чем ближе мы к цели, тем чаще на нашем пути встречаются препятствия.

№3

Перед вами иллюстрации храмов:

Церковь Покрова на Нерли

Храм Вознесения в Коломенском

Ø Найдите отличия в архитектуре

Ответ: Учащиеся отмечают своеобразие куполов этих храмов.

Учитель: Действительно, перед вами пример 2 архитектурных стилей древней Руси: крестово-купольный и шатровый. 1-й – опорные конструкции по типу креста с возведённым в центре куполом. Начиная с 14 – 15 века на север сложился шатровый стиль. Шатёр – завершение башен, храмов в виде 4-х и 8-мигранной пирамиды. Сейчас храмы в этом стиле не строятся. Отменены при Иване Грозном

Итак, ребята, настало время нам возвратиться из нашей экспедиции домой. Но вернуться нам не так то просто. Нас снова ожидает преграда. Только разгадав, её мы сможем оказаться дома.

№4

Ø какие формы имели православные храмы?

Православный храм, с точки зрения своего назначения, является «ковчегом» спасения для верующих людей. Православный храм имеет вид корабля. Алтарь современного храма всегда расположен на востоке, поскольку именно восток признаётся образом Христа.

И действительно форма храмов в виде корабля получила широкое распространение. Но на Руси строили храмы и форме креста – основание спасения людей, круга – символа вечности Церкви, восьмиугольника - символизирующего Вифлеемскую звезду.

Учитель: Вы честно выдержали долгий, трудный путь. Вы доказали, что сумеете справиться со всеми трудностями, встающими перед вами, так как прекрасно справились со всеми препятствиями, подстерегающими вас в пути. Что же каждый из вас привез из этой далёкой экспедиции? О чём вы можете рассказать вашим родителям, друзьям?

(беседа с учащимися по пройденной теме)

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Домашнее задание: описать наш Ивнянский храм.

Ø Кому он посвящён?

Ø Какую форму имеет наш храм?

Ø Изобразить его на рисунке.

В нашей стране живут верующие очень многих религий. И часто, даже из любопытства, мы заходим в храмы представителей не своей веры.

Сравниваем архитектуру, традиции, обычаи. Что желательно знать, заходя в культовое сооружение католиков, православных, мусульман, иудеев, буддистов? О чем надо помнить, чтобы ненароком не оскорбить религиозных чувств?

Православная церковь в форме... корабля

Культовыми зданиями православных христиан являются церкви, соборы и часовни. С давних пор все христианские храмы строятся так, что с высоты птичьего полета они похожи на огромный крест, круг (символ вечности) либо корабль (Ноев Ковчег). Согласно традиции, православный храм всегда воздвигают алтарем на восток.

Храм, как правило, имеет один или несколько куполов круглой, крестовидной либо восьмигранной формы. Их венчают колокольни. Внутри православных храмов расположен иконостас - перегородка с прикрепленными к ней иконами. Она отделяет алтарь, куда могут входить только мужчины, от притвора и паперти. В каждом храме также есть клирос и хоры для певцов, чтецов и пономарей, а посреди установлен аналой с иконами.

При входе в храм мужчина должен снять головной убор и стать на правую часть храма, а женщина - покрыть голову и занять место на левой стороне.

Знаменитый храм . Собор Святой Софии построен в XI веке в центре Киева по приказу князя Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков его перестроили в стиле украинского барокко. До наших дней в нем сохранилось много древних фресок и мозаик, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта.

Католический костел - без иконостаса

Католики молятся в костелах и соборах. Чаще всего эти культовые сооружения построены в готическом или неоготическом стиле. Внутреннее устройство зданий во многом сходно с православными храмами, но у католиков отсутствует иконостас. В храме отчетливо выделена центральная часть - алтарная, или, как ее еще называют, пресвитерий. Это то самое место, где проходят богослужения и где хранятся Святые Дары. Оно отмечено неугасаемой лампадой. Рядом с центральным алтарем зачастую располагаются боковые приделы в честь святых. Кроме того, в помещении католического храма есть отдельное место для хора и ризницы.

При входе в храм мужчины должны снимать головные уборы, а вот женщинам покрывать голову не обязательно. Пальцы правой руки прихожане окунают в кропильницу - сосуд со святой водой, который стоит перед храмом, а затем крестятся.

Знаменитый храм . Кафедральный собор Святых Апостолов Петра и Павла в Луцке - старейший в Украине. Построен в 1616-1639 годах по проекту известного архитектора Джакомо Бриано как церковь при монастыре иезуитов.

Синагога «смотрит» на Иерусалим

Евреи проводят религиозные обряды в синагоге, фасад которой обязательно должен быть обращен к Иерусалиму. В Европе это означает ориентацию на восток. Снаружи синагога представляет собой обычное здание. Внутри него у входа есть умывальник, где священнослужители омывают руки и ноги перед началом службы, и жертвенник для жертвоприношения животных. За ними расположено Святилище в виде шатра, куда могут входить только священнослужители. В глубине Святилища за занавесом находится Святая святых с Ковчегом Завета, на котором высечены Десять священных Заповедей иудеев.

Переступая порог синагоги, иудеи должны дотронуться до укрепленной на дверном косяке мезузы - футляра, в который вложен пергамент с отрывком из Торы. Женщины и мужчины входят в синагогу с покрытой головой и молятся в разных помещениях.

Знаменитый храм. В поселке Жовква Львовской области есть уникальная синагога-крепость, построенная в XVII веке по указу польского короля Яна Казимира в стиле барокко.

Мечеть обращена к Мекке

Дом молитвы мусульман - мечеть. Она представляет собой здание круглой или квадратной формы, которое обращено к Мекке, с башнями-минаретами (числом от одного до девяти). В мечети нет культовых изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана. Справа расположена кафедра-минбар, с которой проповедник-имам читает свои проповеди.

Верующие молятся в мечетях пять раз в день. Перед молитвой мусульмане проводят омовения, а перед вхождением в храм обязательно снимают обувь. Также всем нужно покрыть голову, а женщинам еще и надеть максимально закрытую одежду. Молятся мужчины и женщины в разных помещениях.
Знаменитый храм. В 2011 году в Киеве на Татарке возвели мечеть Ар-Рахма ("Милосердие") с огромными 27-метровыми минарета.

Буддийский храм собрал культовые сокровища

Быть буддистом означает искать себе прибежища у «Трех Сокровищ» - у Будды, его учений и общины. Буддийский храм устроен так, что все сокровища собраны в одном месте. Храмы отличаются обилием шпилей, лепных украшений на фасаде, а также особым устройством карнизов, которые мягко и изящно загнуты вверх.

Храм состоит из трех залов. В «золотом зале» хранятся статуи и изображения Будды, а также находится алтарь. Второй зал - пагода - имеет три или пять ярусов, в центре находится столб из ствола большого дерева. На его вершине хранится частица останков Будды. А третий зал, для чтений, предназначен для священных свитков и книг.

Перед входом в золотой (алтарный зал), женщинам и мужчинам необходимо снять головные уборы, пройти к алтарю по ходу солнца (слева направо). Во время религиозной службы (хурала) можно сидеть на скамейках или на ковре в позе лотоса, но нельзя закидывать ногу на ногу, вытягивать ноги в сторону алтаря.

Знаменитый храм . Самый крупный в Европе буддистский храм "Белый Лотос" основан последователями школы кунг-фу в 1988 году в Черкассах.

Напомним, ранее мы рассказывали, что .

Словарик

Ризница - место, где хранятся литургические предметы, в том числе одеяния.

Аналой - столик, на который кладутся книги, иконы и другие церковные принадлежности.

– Отче, мы все погрязли в осуждении… Что это за напасть?

– В «Лествице» прп. Иоанн Синайский отожествляет осуждение с клеветой и практически ставит знак равенства между ними.

– Почему так?

– Есть такое выражение: «Каждый судит в меру своей испорченности». Когда мы даем оценку другому человеку, наше мнение, как правило, субъективно, потому что мы смотрим на ситуацию сквозь призму своих страстей. Мы вроде бы с «благими намерениями» осуждаем, но на самом деле клевещем. Преподобный советует стараться не отвлекаться на недостатки других людей, а больше себе внимать.

В целом, если человек ведет правильную духовную жизнь, ему некогда заниматься грехами других людей, потому что у него самого работы непочатый край и нет времени и сил анализировать недостатки других.

Когда человек не занят внутренним деланием, он замечает: Иван такой-то, Мария такая-то… Он всю свою энергию тратит на то, чтобы других пересуживать.

– Получается, что осуждение – это показатель, верующий ли человек на самом деле или только номинально…

– Действительно, именно наше отношение к другим людям выдает то, насколько мы верующие. Люди крепкой веры более склонны себя осуждать, потому что они все время заботятся о том, чтобы достойно предстать перед Богом, а если вера слабая, то они не себя, а других осуждают.
К примеру, в теленовостях наблюдается сплошное осуждение: все плохие и все плохо.

Неосуждение других не означает, что мы, христиане, елейные и никак не должны реагировать на происходящее вокруг нас зло. Следует лишь осознавать, что зло начинается в душе каждого из нас. Побеждая в себе даже самую маленькую страсть, мы наносим сокрушительный удар по мировому злу. Вот почему прп. Серафим учит: «Стяжи дух мирен, и возле тебя спасутся тысячи».

Если один человек падает в грех, тогда и другие люди, которые слабее его, опускаются еще ниже, а когда он поднимается, то и окружающие тянутся за ним. Никого не осуждать научиться непросто. Этому можно научиться лишь по мере видения каждым человеком своих грехов.

– Золотое правило «Не судите, да не судимы будете».

– Вот именно! Интересный факт: в русском языке клевета и ложь – синонимы. А в «Лествице» прп. Иоанна эти понятия различаются. Клевету преподобный отожествляет с осуждением, а ложь – это сознательное желание причинить вред и боль другому человеку. Если клевета и осуждение несут отпечаток неосознанного действия, человек при этом руководствуется «благими намерениями», то ложь – это крайняя степень нечестия, когда люди лгут осознанно.

К сожалению, если посмотреть на мир глазами монаха, беспристрастно, то кругом сплошная ложь. Осознанная или неосознанная. Из нее, конечно же, хочется вырваться.

Преподобные старцы говорят: если у вас хватает сил исполнять заповеди Божии в миру, среди всей его неправды – живите в миру, а если нет – уходите в монастырь.

Исходя из собственного опыта, скажу: монашество – это желание вырваться из плена лжи.

Архимандрит Маркелл (Павук)
Беседовала Наталья Горошкова
Православная Жизнь

Просмотрено (83) раз

Цель урока: Дать общее представление о внутреннем устроении православного храма.

1. Познакомить с новыми понятиями и закрепить понятия, данные на предыдущих уроках: иконостас, алтарь, престол, лампада, подсвечник.

2. Продолжать формировать представление детей о храме как общем доме для молитв и святыни для православных людей.

3. Формировать представление об общих элементах всех православных храмов: иконостас, алтарь, иконы, лампады. Подсвечники.

4. Формировать интерес к изучению православной культуры.

5. Воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной архитектуры, уважение к духовным и художественно-эстетическим традициям русского народа.

6. Продолжать формировать представление о культурном единстве России, о православии как объединяющем явлении отечественной культуры, связывающем судьбы и творчество многих поколений россиян с современной жизнью в России.

7. Обогащать, закреплять и активизировать историко-культурологический словарь школьников.

Новые слова и понятия: Иконостас. Лампада. Подсвечник. Прихожане. Священник. Крестное знамение.

Иллюстративный ряд: Фотоснимки интерьеров православных храмов, фрагментов богослужения, храмовых предметов, буклет “Храмы Пыталовского района” Н.А. Цветкова, иллюстрации учебника А.В. Бородиной “Основы православной культуры: Мы и наша культура”, плакаты, презентация.

Предварительная подготовка к уроку: Желательно до урока провести экскурсию к храму города, зайти в храм; провести перед этим с детьми беседу о том, как следует вести себя в храме. До начала урока организовать выставку работ “Мой храм”.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Выставка творческих работ.
  3. Сообщение темы урока.
  4. Физкультминутка.
  5. Объяснение нового материала (беседа с использованием выставки, иллюстраций учебника и презентации).
  6. Физкультминутка.
  7. Подведение итогов.
  8. Рефлексия.

    Ход урока

1. Организационный момент

Сегодня на уроке
Пойдём мы с вами в храм.
И будем все внимательно
Следить за тишиной.

2. Выставка творческих работ

На доске записано:

“В нашу эпоху нет более острой темы и для познания, и для жизни, чем тема о культуре и цивилизации. Это тема об ожидающей нас судьбе”. Н. Бердяев

Прочитайте, что записано на доске. Как вы это понимаете? (Ответы детей)

Что такое храм? (Дом Божий)

Что такое крест? (Это символ спасения человека и заботы о других людях, добровольно ради Христа взятые на себя каждым христианином)

По каким признакам мы отличаем православные храмы от других зданий? (Маленькие и большие храмы, белокаменные и расписные – все имеют на главках крест)

Давайте рассмотрим нашу выставку. Расскажите, в каком храме вы были. Что особенно вас удивило, что запомнили? Чем заняты люди в храме? Тихо ли в храме? Везде ли можно ходить? (Высказывания детей)

3. Сообщение темы урока

Сегодня мы продолжим разговор о храме. Мы с вами узнаем, что находится в храме.

4. Физкультминутка

Поработали мы дружно, А теперь вставать нам нужно, Тише, тише, тишина: В нашу комнату пришла.

5. Изучение нового материала

В храме действительно очень красиво, но эта красота особенная – духовная, храм украшен святостью, то есть иконами и росписью с образами Господа, Божией Матери, святых, ангелов, а внешняя красота – орнаменты, позолота, оклады дополняет, украшает образы святых трудами рук людей, живущих ныне на земле. Как люди ведут себя в храме? Храм предназначен для молитв, и люди приходят в храм помолиться, все стараются не мешать друг другу, не толкаются, не разговаривают без крайней нужды. Когда ходили в храм вспомните, как прихожане берут благословение у священника, как ставят свечи, как осеняют себя крестным знамением. Подумайте, о чём бы каждый из нашего класса хотел попросить Господа, но вслух об этом не говорите. Ребята, вы не должны рассказывать и не любопытствовать о том, с чем человек хочет обратиться к Богу. То, что касается только отношений Господа и каждого человека, может обсуждать только со священником в духовной беседе или на исповеди, либо с родителями. Вмешиваться в чужой духовный мир или раскрывать свой на обозрение всех присутствующих – не принято, это признак невоспитанности. У православных людей красота и переживания внутреннего мира должны находить выражение в творчестве, в добросовестной работе, хороших поступках, заботе о друзьях, близких.

А сейчас мы поговорим о внутреннем устроении храма и храмовых предметах. (С использованием презентации). Иконостас – Перегородка с иконами, закрывающая алтарь от средней части храма. Через иконостас в алтарь ведут три двери. Средние двери называются Царскими Вратами, потому что только через них священник выносит Чашу со Святыми Дарами (Тело и Кровь Христовы, то есть Сам Господь, Царь Славы). На Царских Вратах изображается сюжет Благовещения и четверо евангелистов. Другие врата, северные и южные, несут на себе изображения архангелов Гавриила и Михаила или первых диаконов и называются диаконскими, потому что через них обычно проходят диаконы. Священники проходят через эти врата во время богослужения очень редко, а епископы почти никогда, так как во время богослужения они символически изображают Христа Спасителя и потому проходят через Царские Врата. Иконы на иконостасе располагаются в определённом порядке, по ярусам (чинам). Справа от Царских Врат находится икона Спасителя, а слева – Божией Матери. Рядом с иконой Христа помещают храмовую икону (на ней изображён святой или священное событие, которому посвящён храм). Это местный ярус. Иногда икона Спасителя здесь заменяется иконой Троицы. Над местным ярусом располагается второй, праздничный чин, на котором отображены главные православные праздники. Третий ярус называется апостольским, потому что на нём представлены апостолы. Четвёртый ярус содержит изображения святителей, то есть святых епископов, а пятый – пророков. В середине иконостаса часто помещается икона, называемая “Деисис” (иногда говорят “Деисус”), то есть “Моление”, она изображает Спасителя на престоле с Божией Матерью и Иоанном Крестителем, стоящим перед Ним. Эта икона символизирует совершенную молитву, так как Пресвятая Богородица и Иоанн Предтеча являются представителями-ходатаями за род человеческий, а молитва их – совершенной. Непосредственно над Царскими Вратами располагается икона “Тайная вечеря”, потому что через эти врата выносят Святые Дары. Весь алтарь находится на возвышенном месте, которое выходит в среднюю часть храма и называется здесь солеёй. Перед Царскими Вратами от солеи к середине храма отходит выступ – амвон, на котором диакон или священник произносят ектинии и читают Евангелие.

По обеим сторонам от солеи расположены клиросы, где стоят певчие и чтецы. Даже при строгом соблюдении установленных правил и сформировавшихся традиций в устроении православных храмов каждый из них отличается от других не только с наружи, но и внутри.

6. Физкультминутка

Нас ждёт работа впереди,
Но чтобы справиться смогли,
Отдохнуть мы все должны.
Ветер тихо клён качает
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон, два – наклон,
Зашумел листвою клён.

7. Подведение итогов урока Работа по учебнику А.В. Бородиной “Основы православной культуры: мы и наша культура” и по плакатам.

8. Рефлексия

Давайте мы из геометрических фигур составим свой храм интересов: ели урок вам понравился то крепите красные фигурки, а если есть у вас вопросы ко мне, то жёлтые фигурки.

Продолжаем цикл духовных бесед с архимандритом Маркеллом (Павуком), духовником Киевских духовных школ.

– Отче, мы все погрязли в осуждении… Что это за напасть?

– В «Лествице» прп. Иоанн Синайский отожествляет осуждение с клеветой и практически ставит знак равенства между ними.

– Почему так?

– Есть такое выражение: «Каждый судит в меру своей испорченности». Когда мы даем оценку другому человеку, наше мнение, как правило, субъективно, потому что мы смотрим на ситуацию сквозь призму своих страстей. Мы вроде бы с «благими намерениями» осуждаем, но на самом деле клевещем. Преподобный советует стараться не отвлекаться на недостатки других людей, а больше себе внимать.

В целом, если человек ведет правильную духовную жизнь, ему некогда заниматься грехами других людей, потому что у него самого работы непочатый край и нет времени и сил анализировать недостатки других.

Когда человек не занят внутренним деланием, он замечает: Иван такой-то, Мария такая-то… Он всю свою энергию тратит на то, чтобы других пересуживать.

– Получается, что осуждение – это показатель, верующий ли человек на самом деле или только номинально…

– Действительно, именно наше отношение к другим людям выдает то, насколько мы верующие. Люди крепкой веры более склонны себя осуждать, потому что они все время заботятся о том, чтобы достойно предстать перед Богом, а если вера слабая, то они не себя, а других осуждают.
К примеру, в теленовостях наблюдается сплошное осуждение: все плохие и все плохо.

Неосуждение других не означает, что мы, христиане, елейные и никак не должны реагировать на происходящее вокруг нас зло. Следует лишь осознавать, что зло начинается в душе каждого из нас. Побеждая в себе даже самую маленькую страсть, мы наносим сокрушительный удар по мировому злу. Вот почему прп. Серафим учит: «Стяжи дух мирен, и возле тебя спасутся тысячи».

Если один человек падает в грех, тогда и другие люди, которые слабее его, опускаются еще ниже, а когда он поднимается, то и окружающие тянутся за ним. Никого не осуждать научиться непросто. Этому можно научиться лишь по мере видения каждым человеком своих грехов.

– Золотое правило «Не судите, да не судимы будете».

– Вот именно! Интересный факт: в русском языке клевета и ложь – синонимы. А в «Лествице» прп. Иоанна эти понятия различаются. Клевету преподобный отожествляет с осуждением, а ложь – это сознательное желание причинить вред и боль другому человеку. Если клевета и осуждение несут отпечаток неосознанного действия, человек при этом руководствуется «благими намерениями», то ложь – это крайняя степень нечестия, когда люди лгут осознанно.

К сожалению, если посмотреть на мир глазами монаха, беспристрастно, то кругом сплошная ложь. Осознанная или неосознанная. Из нее, конечно же, хочется вырваться.

Преподобные старцы говорят: если у вас хватает сил исполнять заповеди Божии в миру, среди всей его неправды – живите в миру, а если нет – уходите в монастырь.

Исходя из собственного опыта, скажу: монашество – это желание вырваться из плена лжи.

Беседовала Наталья Горошкова


Close