Причины начала и итоги Смутного времени

– возмущение, восстание, мятеж, общее неповиновение, раздор между властью и народом.

Смутное время – эпоха социально-политического династического кризиса. Сопровождалась народными восстаниями, правлением самозванцев, разрушением государственной власти, польско-шведско-литовской интервенцией, разорением страны.

Причины смуты

Последствия разорения государства в период опричнины.
Обострение социальной ситуации как следствие процессов государственного закрепощения крестьянства.
Кризис династии: пресечение мужской ветви правящего княжеско-царского московского дома.
Кризис власти: усиление борьбы за верховную власть между знатных боярских фамилий. Появление самозванцев.
Претензии Польши на русские земли и трон.
Голод 1601-1603 годов. Гибель людей и всплеск миграции внутри государства.

Правление во времена Смуты

Борис Годунов (1598-1605 годы)
Федор Годунов (1605 годы)
Лжедмитрий I (1605-1606 годы)
Василий Шуйский (1606-1610 годы)
Семибоярщина (1610-1613 годы)

Смутное время (1598 – 1613 гг.) Хроника событий

1598 – 1605 гг. – Правление Бориса Годунова.
1603 г. – Восстание Хлопка.
1604 г. – Появление отрядов Лжедмитрия I в юго-западных русских землях.
1605 г. – Свержение династии Годуновых.
1605 г. – 1606 – Правление Лжедмитрия I.
1606 г. – 1607 – Восстание Болотникова.
1606 г. – 1610 – Правление Василия Шуйского.
1607 г. – Издание указа о пятнадцатилетнем сыске беглых крестьян.
1607 г. – 1610 – Попытки Лжедмитрия II захватить власть в России.
1610 г. – 1613 – «Семибоярщина».
1611 г. март – Восстание в Москве против поляков.
1611 год, сентябрь – октябрь – Образование в Нижнем Новгороде второго ополчения под руководством .
1612 год, 26 октября – Освобождение Москвы от интервентов вторым ополчением.
1613 г. – Восшествие на престол .

1) Портрет Бориса Годунова; 2) Лжедмитрий I; 3) Царь Василий IV Шуйский

Начало Смутного времени. Годунов

Когда царь Федор Иоаннович умер и прекратилась династия Рюриковичей, то 21 февраля 1598 года взошел на престол Борис Годунов. Ожидаемого боярами формального акта ограничения власти нового государя не последовало. Глухой ропот этого сословия вызвал со стороны нового царя тайный полицейский надзор за боярами, в котором основным орудием были холопы, которые доносили на своих господ. Дальше следовали пытки и казни. Общая расшатанность державного порядка не могла быть налажена Годуновым, несмотря на всю проявляемую им энергию. Голодные годы, которые начались с 1601 года, усилили общее недовольство царем. Борьба за царский престол в верхах боярства, постепенно дополняемая брожением снизу, и положила начало Смутному времени – Смуте. В связи с чем все может считаться первым его периодом.

Лжедмитрий I

В скором времени поползли слухи о спасении считавшегося ранее убитым в Угличе и о нахождении его в Польше. Первые известия о нем начали попадать в столицу в самом начале 1604 г. был создан московским боярством с помощью поляков. Его самозванство не представляло из себя тайны для бояр, и Годунов прямо говорил, что это они подставили самозванца.

1604 год, осень – Лжедмитрий с собранным в Польше и на Украине отрядом вступил в пределы Московского государства через Северщину – юго-западную пограничную область, которую быстро охватили народные смуты. 1605 год, 13 апреля – умер Борис Годунов, и самозванец беспрепятственно смог приблизиться к столице, куда и въехал 20 июня.

На протяжении 11-ти месячного правления Лжедмитрия не прекращались боярские заговоры против него. Он не подошел ни боярству (из-за самостоятельности и независимости своего характера), ни народу (из за проведения им необычной для москвичей «западнической» политики). 1606 год, 17 мая – заговорщики, во главе которых находились князья В.И. Шуйский, В.В. Голицын и другие, низвергли самозванца и убили его.

Василий Шуйский

Потом был избран царем , но без участия земского собора, а только боярской партией и преданной ему толпой москвичей, «выкрикнувших» Шуйского вслед за гибелью Лжедмитрия. Царствование его было ограничено боярской олигархией, взявшей с государя ограничивающую его власть клятву. Это правление охватывает четыре года и два месяца; в течении всего этого времени Смута продолжалась и росла.

Первой восстала Северская Украина во главе с путивльским воеводой князем Шаховским под именем якобы спасшегося Лжедмитрия I. Предводителем восстания выступил беглый холоп Болотников (), явившийся как бы агентом, посланным самозванцем из Польши. Первоначальные успехи бунтовщиков заставляли многих присоединиться к мятежу. Рязанскую землю возмутили Сунбулов и братья Ляпуновы, Тулу и окрестные города поднял Истома Пашков.

Смута смогла проникнуть и в другие места: Нижний Новгород осадила толпа холопов и инородцев, под предводительством двух мордвинов; в Перми и Вятке замечались шаткость и смятение. Астрахань возмутил сам воевода князь Хворостинин; по Волге свирепствовала шайка, которая выставила своего самозванца, некоего муромца Илейку, называвшегося Петром – небывалым сыном царя Федора Иоанновича.

1606 год, 12 октября – Болотников приблизился к Москве и смог разбить московское войско под селом Троицким Коломенского уезда, но в скором времени был сам разбит М.В. Скопиным-Шуйским под Коломенским и ушел в Калугу, которую пробовал осаждать брат царя, Дмитрий. В Северской земле появился самозванец Петр, который в Туле соединился с ушедшим от московских войск из Калуги Болотниковым. Сам царь Василий выдвинулся к Туле, которую осаждал с 30 июня по 1 октября 1607 года. Во время осады города, в Стародубе появился новый грозный самозванец Лжедмитрий II.

Воззвание Минина на площади Нижнего Новгорода

Лжедмитрий II

Гибель сдавшегося в Туле Болотникова не смогла прекратить Смутное время. , при поддержке поляков и казаков, подошел к Москве и расположился в так называемом Тушинском лагере. Значительная часть городов (до 22) на северо-востоке подчинилась самозванцу. Лишь Троице-Сергиева Лавра смогла выдержать продолжительную осаду его отрядами с сентября 1608 года по январь 1610 года.

В трудных обстоятельствах Шуйский обратился за помощью к шведам. Тогда Польша в сентябре 1609 года объявила Москве войну под тем предлогом, что Москва заключила договор с враждебными полякам Швецией. Так внутренняя Смута дополнилась вмешательством иностранцев. Король Польши Сигизмунд III направился к Смоленску. Посланный для переговоров со шведами в Новгород весной 1609 года Скопин-Шуйский вместе со шведским вспомогательным отрядом Делагарди двинулся к столице. Москву удалось освободить от Тушинского вора, бежавшего в Калугу в феврале 1610 года. Тушинский лагерь разбрелся. Находившиеся в нем поляки ушли к своему королю под Смоленск.

Русские приверженцы Лжедмитрия II из бояр и дворян во главе с Михаилом Салтыковым, оставшись одинокими, тоже решили послать уполномоченных в польский лагерь под Смоленск и признать царем Сигизмундова сына Владислава. Но они признавали его на известных условиях, которые были изложены в договоре с королем от 4 февраля 1610 года. Однако пока шли переговоры с Сигизмундом, произошло 2 важных события, оказавших сильное влияние на ход Смутного времени: в апреле 1610 года скончался племянник царя, популярный освободитель Москвы М.В. Скопин-Шуйский, а в июне гетман Жолкевский нанес тяжелое поражение московским войскам под Клушиным. Эти события решили участь царя Василия: москвичи под началом Захара Ляпунова низвергли Шуйского 17 июля 1610 года и заставили постричься.

Последний период Смуты

Наступил последний период Смутного времени. Под Москвой расположился с войском польский гетман Жолкевский, требовавший избрания Владислава, и снова пришедший туда Лжедмитрий II, к которому была расположена московская чернь. Во главе правления стала Боярская дума, во главе с Ф.И. Мстиславским, В.В. Голицыным и другими (так называемая Семибоярщина). Она начала вести переговоры с Жолкевским о признании русским царем Владислава. Жолкевский 19 сентября ввел в Москву польские войска и отогнал от столицы Лжедмитрия II. Тогда же из присягнувшей королевичу Владиславу столицы было отправлено посольство к Сигизмунду III, которое состояло из знатнейших московских бояр, но король задержал их и объявил, что сам лично намеревается быть царем в Москве.

1611 год – был отмечен быстрым подъемом посреди Смуты русского национального чувства. Во главе патриотического движения против поляков вначале находились патриарх Гермоген и Прокопий Ляпунов. Претензии Сигизмунда соединить Россию с Польшей как подчиненное государство и убийство вождя черни Лжедмитрия II, чья опасность заставляла многих поневоле уповать на Владислава, благоприятствовали росту движения.

Восстание быстро охватило Нижний Новгород, Ярославль, Суздаль, Кострому, Вологду, Устюг, Новгород и другие города. Повсюду собирались ополчения и стягивались к столице. К служилым людям Ляпунова присоединились казаки под началом донского атамана Заруцкого и князя Трубецкого. В начале марта 1611 года ополчение подошло к Москве, где при вести об этом поднялось восстание против поляков. Поляками был сожжен весь московский посад (19 марта), но с подходом отрядов Ляпунова и других вождей вынуждены были вместе со своими сторонниками из москвичей запереться в Кремле и Китай-Городе.

Дело первого патриотического ополчения Смутного времени закончилось неудачей, из за полной разобщенности интересов отдельных групп, входивших в его состав. 25 июля казаки убили Ляпунова. Еще раньше, 3 июня, король Сигизмунд, наконец, овладел Смоленском, а 8 июля 1611 года Делагарди взял приступом Новгород и заставил признать там царем шведского королевича Филиппа. Во Пскове появился новый вожак босяков Лжедмитрий III.

Изгнание поляков из Кремля

Минин и Пожарский

Тогда с проповедью национальной самозащиты выступили архимандрит Троицкого монастыря Дионисий и его келарь Авраамий Палицын. Их послания нашли отклик в Нижнем Новгороде и северном Поволжье. 1611 год, октябрь – инициативу сборов ополчения и средств принял нижегородский мясник Кузьма Минин Сухорукий, и уже в начале февраля 1612 года организованные отряды под начальством князя Дмитрия Пожарского выдвинулись вверх по Волге. В то время (17 февраля) погиб упорно благословлявший ополченцев патриарх Гермоген, которого поляки заточили в Кремле.

В начале апреля второе патриотическое ополчение Смутного времени прибыло в Ярославль и, медленно продвигаясь, постепенно усиливая свои отряды, 20 августа подошло к Москве. Заруцкий со своими шайками ушел в юго-восточные области, а Трубецкой присоединился к Пожарскому. 24-28 августа воинами Пожарского и казаками Трубецкого был отбит от Москвы гетман Ходкевич, который прибыл с обозом припасов на помощь осажденным в Кремле полякам. 22 октября заняли Китай-город, а 26 октября очистили от поляков и Кремль. Попытка Сигизмунда III двинуться к Москве была неудачной: король повернул назад из-под Волоколамска.

Итоги Смутного времени

В декабре разосланы были повсюду грамоты о присылке в столицу лучших и разумных людей для избрания царя. Они собрались в начале следующего года. 1613 год, 21 февраля – Земским собором был избран в русские цари , венчавшийся в Москве 11 июля того же года и основавший новую, 300-летнюю династию. Основные события Смутного времени закончились этим, но твердый порядок пришлось устанавливать еще долго.

Хронология

  • 1605 — 1606 гг. Правление Лжедмитрия I.
  • 1606 — 1607 гг. Восстание под предводительством И.И.Болотникова.
  • 1606 — 1610 гг. Царствование Василия Шуйского.
  • 1610 “Семибоярщина”.
  • 1612 г. Освобождение Москвы от интервентов.
  • 1613 г. Избрание Земским Собором Михаила Романова на царство.

Смутное время в России

Смута в России в конце XVI — начале XVII века стала потрясением, поколебавшим самые основы государственного строя. Можно выделить три периода в развитии Смуты. Первый период — династический . Это время борьбы за московский престол между различными претендентами, который длился до царя Василия Шуйского включительно. Второй период — социальный . Он характеризуется междуусобной борьбой общественных классов и вмешательством в эту борьбу иноземных правительств. Третий период — национальный . Он охватывает время борьбы русского народа с иноземными захватчиками до избрания царем Михаила Романова.

После смерти в 1584 г . , его преемником стал сын Федор , не способный к делам правления. “Династия вымирала в его лице”, — замечал английский посол Флетчер. “Какой я царь, меня в любых делах и с толку сбить, и обмануть нетрудно”, — сакраментальная фраза, вложенная в уста Федора Иоанновича А.К. Толстым. Фактическим правителем государства стал шурин царя боярин Борис Годунов, который выдержал ожесточенную борьбу с крупнейшими боярами за влияние на государственные дела. После смерти в 1598 г . Федора, Земский собор избрал Годунова царем.

Борис Годунов был энергичным и умным государственным деятелем. В условиях экономической разрухи и сложного международного положения он пообещал торжественно в день своего венчания на царство, "что не будет в его государстве бедного человека, и он готов последнюю рубашку разделить со всеми". Но избранный царь не обладал авторитетом и преимуществом наследственного монарха, и это могло поставить под сомнение законность его нахождения на троне.

Правительство Годунова снизило налоги, освободило купцов на два года от уплаты пошлин, землевладельцев — на год от уплаты податей. Царь затеял большое строительство, заботился о просвещении страны. Было учреждено патриаршество, что повысило ранг и престиж русской церкви. Он вел и успешную внешнюю политику — происходило дальнейшее продвижение в Сибирь, осваивались южные районы страны, укреплялись русские позиции на Кавказе.

В то же время внутренне положение страны при Борисе Годунове оставалось весьма сложным. В условиях невиданного по масштабам неурожая и голода 1601-1603 гг. произошел обвал экономики, умерших от голода людей считали сотнями тысяч, цена хлеба поднялась в 100 раз. Правительство пошло по пути дальнейшего закабаления крестьянства. это вызвало протест широких народных масс, которые напрямую связывали ухудшение своего положения с именем Бориса Годунова.

Обострение внутриполитической ситуации привело в свою очередь к резкому падению престижа Годунова не только в народных массах, но и среди боярства.

Самой большой угрозой власти Б. Годунова стало появление в Польше самозванца, объявившего себя сыном Ивана Грозного. Дело в том, что в 1591 г. при неясных обстоятельствах в Угличе погиб, якобы напоровшись на нож в припадке эпилепсии, последний из прямых наследников престола царевич Дмитрий . Политические противники Годунова приписывали ему организацию убийства царевича с целью захвата власти, народная молва подхватила эти обвинения. Однако историки не располагают убедительными документами, которые доказали бы виновность Годунова.

Именно в таких условиях появился на Руси Лжедмитрий . Этот молодой человек по имени Григорий Отрепьев назвался Дмитрием, использовав слухи, что жив царевич Дмитрий, “чудесно спасшийся” в Угличе. Агенты самозванца усиленно распространяли в России версию о его чудесном спасении от рук убийц, посланных Годуновым, и доказывали законность его права на престол. Определенную помощь в организации авантюры оказали польские магнаты. В итоге к осени 1604 г. образовалась мощная армия для похода на Москву.

Начало смуты

Воспользовавшись сложившейся ситуацией в Руси, ее разобщенностью и нестабильностью, Лжедмитрий с небольшим отрядом переправился через Днепр неподалеку от Чернигова.

Он сумел привлечь на свою сторону огромную массу русского населения, поверившего в то, что он сын Ивана Грозного. Силы Лжедмитрия быстро росли, города открывали ему свои ворота, крестьяне и посадские люди вливались в его отряды. Лжедмитрий двигался на волне начавшейся крестьянской войны. После смерти Бориса Годунова в 1605 г . на сторону Лжедмитрия начали переходить и воеводы, в начале июня на его сторону встала и Москва.

По словам В.О. Ключевского, самозванец “был испечен в польской печке, но высижен в боярской среде”. Без поддержки боярства у него не было шансов на российский престол. 1 июня на Красной площади были оглашены грамоты самозванца, в которых он называл Годунова изменником, и обещал “честь и повышение” боярам, “милость” дворянам и приказным, льготы купцам, “тишину” народу. Критический момент настал, когда люди спросили у боярина Василия Шуйского, похоронен ли царевич в Угличе (именно Шуйский возглавил в 1591 г. государственную комиссию по расследованию гибели царевича Дмитрия и подтвердил тогда смерть от эпилепсии). Теперь Шуйский утверждал, что царевич спасся. После этих слов толпа ворвалась в Кремль, разгромила дома Годуновых и их родственников. 20 июня Лжедмитрий торжественно вступил в Москву.

Сесть на престол оказалось легче, чем удержаться на нем. Чтобы укрепить свое положение, Лжедмитрий подтвердил крепостническое законодательство, чем вызвал недовольство крестьян.

Но, прежде всего, царь не оправдал ожиданий боярства, потому что действовал слишком самостоятельно. 17 мая 1606 г . бояре вели народ в Кремль с криками “Поляки бьют бояр и государя”, а в итоге убит был Лжедмитрий. На престол вступил Василий Иванович Шуйский . Условием его вступления на российский престол стало ограничение власти. Он поклялся “не делати ничего без Собора”, и это был первый опыт построения государственного порядка на основе формального ограничения верховной власти . Но нормализации обстановки в стране не произошло.

Второй этап смуты

Начинается второй этап смуты - социальный, когда в борьбу вступает дворянство, столичное и провинциальное, приказные дельцы, дьяки, казачество. Однако, в первую очередь, этот период характеризуется широкой волной крестьянских выступлений.

Летом 1606 г. у народных масс появился предводитель — Иван Исаевич Болотников . Собравшиеся под знаменем Болотникова силы представляли собой сложный конгломерат, состоявший из разных слоев. Здесь были и казаки, и крестьяне, и холопы, и посадские люди, немало служилых людей, мелких и средних феодалов. В июле 1606 г. болотниковские войска вышли в поход на Москву. В битве под Москвой войска Болотникова потерпели поражение и вынуждены были отступить к Туле. 30 июля началась осада города, а уже через три месяца болотниковцы капитулировали, а сам он был вскоре казнен. Подавление этого восстания не означало прекращения крестьянской войны, но она пошла на спад.

Правительство Василия Шуйского стремилось стабилизировать положение в стране. Но и служилые люди, и крестьяне по-прежнему были недовольны правительством. Причины этому были разные. Дворяне чувствовали неспособность Шуйского прекратить крестьянскую войну, крестьяне же не принимали крепостническую политику. А тем временем в Стародубе (на Брянщине) появился новый самозванец, объявивший себя спасшимся “царем Дмитрием”. По мнению многих историков, Лжедмитрий II был ставленником польского короля Сигизмунда III, хотя многие и не поддерживают эту версию. Основную часть вооруженных сил Лжедмитрия II составляли польские шляхтичи и казаки.

В январе 1608 г . он двинулся на Москву.

Разбив в нескольких боях войска Шуйского, к началу июня Лжедмитрий II дошел до подмосковного села Тушино, где и обосновался лагерем. Псков, Ярославль, Кострома, Вологда, Астрахань присягнули самозванцу. Тушинцы заняли Ростов, Владимир, Суздаль, Муром. В России фактически образовалось две столицы. Бояре, купцы, чиновники присягали то Лжедмитрию, то Шуйскому, получая иногда жалование от обоих.

В феврале 1609 г. правительство Шуйского заключило договор со Швецией, рассчитывая на помощь в войне с “тушинским вором” и его польскими отрядами. По этому договору Россия отдавала Швеции Карельскую волость на Севере, что было серьезной политической ошибкой. Это дало Сигизмунду III повод для перехода к открытой интервенции. Речь Посполитая начала военные действия против России с целью завоевания ее территории. Польские отряды покинули Тушино. Находившийся там Лжедмитрий II бежал в Калугу и, в конечном итоге, бесславно кончил свой вояж.

Сигизмунд направил грамоты в Смоленск и Москву, где утверждал, что в качестве родственника русских царей и по просьбе русских людей идет спасать гибнущее Московское государство и его православную веру.

Московские бояре решили принять помощь. Был заключен договор о признании королевича Владислава русским царем, а до его прибытия повиноваться Сигизмунду. 4 февраля 1610 г. был заключен договор, включавший план государственного устройства при Владиславе: неприкосновенность православной веры, ограничение свободы от произвола властей. Государь должен был делить свою власть с Земским Собором и Боярской думой.

17 августа 1610 г. Москва присягнула Владиславу. А за месяц до этого Василий Шуйский был насильно пострижен дворянами в монахи и увезен в Чудов монастырь. Для управления страной Боярская дума создала комиссию из семи бояр, получившую название “семибоярщины ”. 20 сентября поляки вошли в Москву.

Развернула агрессивные действия и Швеция. Шведские войска оккупировали значительную часть севера России и готовились к захвату Новгорода. Россия стала перед прямой угрозой потери независимости. Захватнические планы агрессоров вызвали всеобщее возмущение. В декабре 1610 г . Лжедмитрий II был убит, однако борьба за русский престол на этом не закончилась.

Третий этап смуты

Смерть самозванца сразу изменила ситуацию в стране. Исчез предлог для пребывания польских войск на русской территории: свои действия Сигизмунд объяснял необходимостью “борьбы с тушинским вором”. Польская армия превратилась в оккупационную, семибоярщина — в правительство изменников. Русский народ объединился для сопротивления интервенции. Война приобрела национальный характер.

Начинается третий период смуты. Из северных городов по призыву патриарха начинают сходиться к Москве отряды казаков во главе с И. Заруцким и князем Дм. Трубецким. Так образовалось первое ополчение. В апреле — мае 1611 г. русские отряды штурмовали столицу, но успеха не добились, так как сказались внутренние противоречия и соперничество вождей. Осенью 1611 г. стремление к освобождению от иноземного гнета ярко выразил один из руководителей нижегородского посада Кузьма Минин , который обратился с призывом создать ополчение для освобождения Москвы. Руководителем ополчения был избран князь Дмитрий Пожарский .

В августе 1612 г. ополчение Минина и Пожарского достигло Москвы, а 26 октября польский гарнизон капитулировал. Москва была освобождена. Смутное время или “великая разруха”, продолжавшаяся около десяти лет, кончились.

В этих условиях страна нуждалась в правительстве своеобразного общественного примирения, правительстве, которое сумело бы обеспечить не только сотрудничество людей из разных политических лагерей, но и классовый компромисс. Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала разные слои и классы общества.

После освобождения Москвы по стране были разбросаны грамоты о созыве Земского собора для выборов нового царя. Собор, состоявшийся в январе 1613 г., был самым представительным за историю средневековой России, отразившем в то же время соотношение сил, сложившихся в ходе освободительной войны. Вокруг будущего царя разгорелась борьба, в конечном итоге сошлись на кандидатуре 16-летнего Михаила Федоровича Романова, родственника первой жены Ивана Грозного. Это обстоятельство создавало видимость продолжения прежней династии русских князей. 21 февраля 1613 г. Земский собор избрал царем России Михаила Романова .

С этого времени начинается правление в России династии Романовых, которое продолжалось немногим более трехсот лет — до февраля 1917 г.

Итак, завершая данный раздел, связанный с историей “смутного времени”, следует отметить: острые внутренние кризисы и длительные войны были порождены во многом незавершенностью процесса государственной централизации, отсутствием необходимых условий для нормального развития страны. В то же время это был важный этап борьбы за утверждение российского централизованного государства.

Конец XVI и начало XVII веков ознаменованы в русской истории смутой. Начавшаяся вверху, она быстро спустилась вниз, захватила все слои московского общества и поставила государство на край гибели. Смута продолжалась с лишком четверть века - со смерти Ивана Грозного до избрания на царство Михаила Федоровича (1584-1613). Продолжительность и интенсивность смуты ясно говорят о том, что она явилась не извне и не случайно, что корни ее таились глубоко в государственном организме. Но в то же время Смутное время поражает своей неясностью, неопределенностью. Это - не политическая революция, так как оно началось не во имя нового политического идеала и не привело к нему, хотя нельзя отрицать существования политических мотивов в смуте; это - не социальный переворот, так как опять-таки смута возникла не из социального движения, хотя в дальнейшем развитии с нею сплелись стремления некоторых слоев общества к социальной перемене. "Наша смута - это брожение больного государственного организма, стремившегося выйти из тех противоречий, к которым привел его предшествовавший ход истории и которые не могли быть разрешены мирным, обычным путем". Все прежние гипотезы о происхождении смуты, несмотря на то, что в каждой из них таится доля истины, приходится оставить, как не разрешающие вполне задачу. Главных противоречий, которые вызвали Смутное время, было два. Первое из них было политическое, которое можно определить словами профессора Ключевского: "Московский государь, которого ход истории вел к демократическому полновластию, должен был действовать посредством очень аристократической администрации"; обе эти силы, выросшие вместе благодаря государственному объединению Руси и вместе работавшие над ним, прониклись взаимным недоверием и враждой. Второе противоречие можно назвать социальным: московское правительство вынуждено было напрягать все свои силы для лучшего устройства высшей обороны государства и "под давлением этих высших потребностей приносить в жертву интересы промышленного и земледельческого классов, труд которых служил основанием народного хозяйства, интересам служилых землевладельцев", последствием чего явилось массовое бегство тяглого населения из центров на окраины, усилившееся с расширением государственной территории, годной для земледелия. Первое противоречие явилось результатом собирания уделов Москвой. Присоединение уделов не носило характера насильственной, истребительной войны. Московское правительство оставляло удел в управлении прежнего его князя и довольствовалось тем, что последний признавал власть московского государя, становился его слугой. Власть московского государя , по выражению Ключевского, становилась не на место удельных князей, а над ними; "новый государственный порядок являлся новым слоем отношений и учреждений, который ложился поверх действовавшего прежде, не разрушая его, а только возлагая на него новые обязанности, указывая ему новые задачи". Новое княжеское боярство, оттеснив старинное боярство московское , заняло первые места по степени своего родословного старшинства, приняв только очень немногих из московских бояр в свою среду на равных с собою правах. Таким образом, вокруг московского государя образовался замкнутый круг князей-бояр, которые стали вершиной его администрации, его главным советом в управлении страной. Власти прежде правили государством поодиночке и по частям, а теперь стали править всей землей, занимая положение по старшинству своей породы. Московское правительство признало за ними это право, поддерживало даже его, способствовало его развитию в форме местничества, и тем самым впадало в вышеуказанное противоречие. Власть московских государей возникла на почве вотчинного права. Великий московский князь был вотчинником своего удела; все жители его территории были его "холопами". Весь предшествовавший ход истории вел к развитию этого взгляда на территорию и население. Признанием прав боярства великий князь изменял своим старинным традициям, которых в действительности не мог заменить другими. Первый понял это противоречие Иоанн Грозный. Московские бояре были сильны главным образом своими земельными родовыми владениями. Иоанн Грозный задумал произвести полную мобилизацию боярского землевладения, отняв у бояр их насиженные родовые удельные гнезда, предоставив им взамен другие земли, чтобы порвать их связь с землей, лишить их прежнего значения. Боярство было разбито; на смену его выдвинулся нижний придворный слой. Простые боярские роды, как Годуновы и Захарьины, захватили первенство при дворе. Уцелевшие остатки боярства озлоблялись и готовились к смуте. С другой стороны, XVI в. был эпохой внешних войн, окончившихся приобретением громадных пространств на востоке, юго-востоке и на западе. Для завоевания их и для закрепления новых приобретений потребовалось громадное количество военных сил, которые правительство набирало отовсюду, в трудных случаях не брезгуя услугами холопов. Служилый класс в Московском государстве получал, в виде жалованья, землю в поместье - а земля без рабочих рук не имела никакой ценности. Земля, далеко отстоявшая от границ военной обороны, тоже не имела значения, так как служилый человек с ней не мог служить. Поэтому правительство вынуждено было передать в служилые руки громадное пространство земель в центральной и южной частях государства. Дворцовые и черные крестьянские волости теряли свою самостоятельность и переходили под управление служилых людей. Прежнее деление на волости неминуемо должно было разрушаться при мелком испомещении. Процесс "окняжения" земель обостряется вышеуказанной мобилизацией земель, явившейся результатом гонений против боярства. Массовые выселения разоряли хозяйство служилых людей, но еще больше разоряли тяглецов. Начинается массовое переселение крестьянства на окраины. В то же время, крестьянству открывается для переселения громадная площадь заокского чернозема. Само правительство, заботясь об укреплении вновь приобретенных границ, поддерживает переселение на окраины. В результате, к концу царствования Грозного, выселение принимает характер общего бегства, усиливаемого недородами, эпидемиями, татарскими набегами. Большая часть служилых земель остается "в пусте"; наступает резкий экономический кризис. Крестьяне потеряли право самостоятельного землевладения, с испомещением на их землях служилых людей; посадское население оказалось вытесненным из южных посадов и городов, занятых военной силой: прежние торговые места принимают характер военно-административных поселений. Посадский люд бежит. В этом экономическом кризисе идет борьба за рабочие руки. Выигрывают более сильные - бояре и церковь. Страдательными элементами остается служилый класс и еще больше крестьянский элемент, который не только потерял право на свободное землепользование, но, при помощи кабальной записи, ссуд и вновь возникшего института старожильства (см.), начинает терять и свободу личную, приближаться к крепостному. В этой борьбе вырастает вражда между отдельными классами - между крупными владельцами-боярами и церковью, с одной стороны, и служилым классом - с другой. Тяглое население таит ненависть к угнетающим его сословиям и, раздражаясь против государственных испомещений, готово к открытому восстанию; оно бежит к казакам, которые уже давно отделили свои интересы от интересов государства. Один только север, где земля сохранилась в руках черных волостей, остается спокойным во время наступающей государственной "разрухи".

В развитии смуты в Московском государстве исследователи различают обыкновенно три периода: династический, во время которого происходит борьба за московский престол между различными претендентами (до 19 мая 1606 г.); социальный - время классовой борьбы в Московском государстве осложненной вмешательством в русские дела иностранных государств (до июля 1610 г.); национальный - борьба с иноземными элементами и выбор национального государя (до 21 февраля 1613 г.).

Первый период Смуты

Последние минуты жизни Лжедмитрия. Картина К. Венига, 1879

Теперь во главе правления очутилась старая боярская партия, которая и выбрала в цари В. Шуйского . "Боярско-княжеская реакция в Москве" (выражение С. Ф. Платонова), овладев политическим положением, возвела на царство своего родовитейшего вожака. Избрание на престол В. Шуйского произошло без совета всей земли. Братья Шуйские, В. В. Голицын с братьями, Ив. С. Куракин и И. М. Воротынский, сговорившись между собой, привели князя Василия Шуйского на лобное место и оттуда провозгласили царем. Естественно было ожидать, что народ будет против "выкрикнутого" царя и что против него окажется и второстепенное боярство (Романовы, Нагие, Бельский, М. Г. Салтыков и др.), которое понемногу стало оправляться от опал Бориса.

Второй период Смуты

После своего избрания на престол счел необходимым разъяснить народу, почему избран он, а не кто другой. Мотивирует он причину своего избрания происхождением от Рюрика; другими словами, выставляет тот принцип, что старшинство "породы" дает право на старшинство власти. Это - принцип старинного боярства (см. Местничество). Восстанавливая старые боярские традиции, Шуйский должен был формально подтвердить права боярства и по возможности обеспечить их. Он это и сделал в своей крестоцеловальной записи, несомненно имеющей характер ограничения царской власти. Царь признал, что он не волен казнить своих холопов, т е. отказался от того принципа, который так резко выставил Грозный и потом принял Годунов. Запись удовлетворила князей-бояр, да и то не всех, но она не могла удовлетворить второстепенное боярство, мелкий служилый люд и массу населения. Смута продолжалась. Василий Шуйский немедленно разослал приверженцев Лжедмитрия - Бельского, Салтыкова и др. - по разным городам; с Романовыми, Нагими и прочими представителями второстепенного боярства он хотел ладить, но тут произошло несколько темных событий, которые указывают на то, что это ему не удалось. Филарета , который был возведен самозванцем в сан митрополита, В. Шуйский думал было возвести на патриарший стол, но обстоятельства показали ему, что на Филарета и Романовых положиться было нельзя. Не удалось ему сплотить и олигархический кружок князей-бояр: он частью распадался, частью становился во враждебные отношения к царю. Шуйский поспешил венчаться на царство, не дождавшись даже патриарха: его венчал новгородский митрополит Исидор, без обычной пышности. Чтобы рассеять слухи, что царевич Дмитрий жив, Шуйский придумал торжественное перенесение в Москву мощей царевича, причисленного церковью к лику святых; прибегнул он и к официозной публицистике. Но все было против него: по Москве разбрасывались подметные письма о том, что Дмитрий жив и скоро вернется, и Москва волновалась. 25 мая Шуйскому пришлось уже успокаивать чернь, которую поднял против него, как тогда говорили, П. Н. Шереметев.

Царь Василий Шуйский

На южных окраинах государства разгорался пожар. Лишь только там стало известно о событиях 17 мая, как поднялась Северская земля, а за нею заокские, украинные и рязанские места; движение перешло на Вятку, Пермь, захватило и Астрахань. Волнение вспыхнуло также в новгородских, псковских и тверских местах. Это движение, обнявшее такое громадное пространство, носило по разным местам разный характер, преследовало разные цели, но несомненно, что оно было опасно для В. Шуйского. В Северской земле движение носило социальный характер и было направлено против бояр. Центром движения сделался здесь Путивль, а во главе движения стали кн. Григ. Петр. Шаховской и его "большой воевода" Болотников . Движение, поднятое Шаховским и Болотниковым, совершенно отличалось от прежнего: прежде боролись за попранные права Дмитрия, в которые верили, теперь - за новый общественный идеал; имя Дмитрия было только предлогом. Болотников призывал к себе народ, подавая надежду на социальные перемены. Подлинного текста его воззваний не сохранилось, но содержание их указано в грамоте патриарха Гермогена . Воззвания Болотникова, говорит Гермоген, внушают черни "всякия злые дела на убиение и грабеж", "велят боярским холопам побивати своих бояр и жены их, и вотчины, и поместья им сулят; и шпыням, и безымянникам ворам велят гостей и всех торговых людей побивати и животы их грабити; и призывают их воров к себе, и хотят им давати боярство и воеводство, и окольничество, и дьячество". В северной полосе городов украинных и рязанских поднялось служилое дворянство, которое не хотело мириться с боярским правительством Шуйского. Во главе рязанского ополчения стали Григорий Сунбулов и братья Ляпуновы, Прокопий и Захар, а тульское ополчение двинулось под начальством боярского сына Истомы Пашкова.

Между тем, Болотников разбил царских воевод и двигался к Москве. По дороге он соединился с дворянскими ополчениями, вместе с ними подошел к Москве и остановился в селе Коломенском. Положение Шуйского стало крайне опасным. Почти половина государства поднялась против него, мятежные силы осаждали Москву, а у него не было войск не только для усмирения мятежа, но даже для защиты Москвы. К тому же мятежники отрезали доступ хлеба, и в Москве обнаружился голод. Среди осаждавших обнаружилась, однако, рознь: дворянство, с одной стороны, холопы, беглые крестьяне - с другой, могли мирно жить только до тех пор, пока не узнали намерений друг друга. Как только дворянство познакомилось с целями Болотникова и его армии, оно немедленно отшатнулось от них. Сунбулов и Ляпуновы, хотя им и ненавистен был установившийся в Москве порядок, предпочли Шуйского и явились к нему с повинной. За ними стали переходить и другие дворяне. Тогда же подоспело на помощь ополчение из некоторых городов, и Шуйский был спасен. Болотников убежал сначала в Серпухов, затем в Калугу, из которой перешел в Тулу, где засел вместе с казачьим самозванцем Лжепетром. Этот новый самозванец появился среди терских казаков и выдавал себя за сына царя Федора, в действительности никогда не существовавшего. Появление его относится еще ко времени первого Лжедмитрия. К Болотникову пришел Шаховской; они решили запереться здесь и отсиживаться от Шуйского. Численность их войска превышала 30000 чел. Весной 1607 г. царь Василий решил энергично действовать против мятежников; но весенняя кампания была неудачна. Наконец, летом, с огромным войском он лично пошел на Тулу и осадил ее, усмиряя по дороге восставшие города и уничтожая мятежников: целыми тысячами сажали "пленных в воду", т. е. попросту топили. Треть государственной территории была отдана войскам на грабеж и разорение. Осада Тулы затянулась; ее удалось взять только тогда, когда придумали устроить на р. Упе плотину и затопить город. Шаховского сослали на Кубенское озеро, Болотникова в Каргополь, где и утопили, Лжепетра повесили. Шуйский торжествовал, но ненадолго. Вместо того, чтобы идти усмирять северские города, где мятеж не прекращался, он распустил войска и вернулся в Москву праздновать победу. От внимания Шуйского не ускользнула социальная подкладка движения Болотникова. Это доказывается тем, что он рядом постановлений задумал укрепить на месте и подвергнуть надзору тот общественный слой, который обнаружил недовольство своим положением и стремился изменить его. Изданием подобных постановлений Шуйский признал существование смуты, но, стремясь победить ее одной репрессией, обнаружил непонимание действительного положения вещей.

Битва войска Болотникова с царской армией. Картина Э. Лисснера

К августу 1607 г., когда В. Шуйский сидел под Тулой, появился в Стародубе Северском второй Лжедмитрий, которого народ очень метко окрестил Вором. Стародубцы уверовали в него и стали помогать ему. Скоро вокруг него составилась сборная дружина, из поляков, казачества и всяких проходимцев. Это не была земская дружина, которая собралась вокруг Лжедмитрия I: это была просто шайка "воров", которая не верила в царское происхождение нового самозванца и шла за ним в надежде на добычу. Вор разбил царское войско и остановился близ Москвы в селе Тушине, где и основал свой укрепленный стан. Отовсюду к нему стекались люди, жаждавшие легкой наживы. Особенно усилил Вора приход Лисовского и Яна Сапеги.

С. Иванов. Лагерь Лжедмитрия II в Тушино

Положение Шуйского было тяжелое. Юг не мог ему помочь; собственных сил у него не было. Оставалась надежда на север, сравнительно более спокойный и мало пострадавший от смуты. С другой стороны, и Вор не мог взять Москвы. Оба соперника были слабы и не могли одолеть друг друга. Народ развращался и забывал о долге и чести, служа попеременно то одному, то другому. В 1608 г. В. Шуйский послал своего племянника Михаила Васильевича Скопина-Шуйского (см.) за помощью к шведам. Русские уступили Швеции город Карелу с провинцией, отказались от видов на Ливонию и обязались вечным союзом против Польши, за что и получили вспомогательный отряд в 6 тыс. чел. Скопин двинулся из Новгорода к Москве, очищая по пути северо-запад от тушинцев. Из Астрахани шел Шереметев, подавляя мятеж по Волге. В Александровской слободе они соединились и пошли к Москве. К этому времени Тушино перестало существовать. Случилось это таким образом: когда Сигизмунд узнал о союзе России со Швецией, он объявил ей войну и осадил Смоленск. В Тушино были посланы послы к тамошним польским отрядам с требованием присоединения к королю. Среди поляков начался раскол: одни повиновались приказу короля, другие - нет. Положение Вора и прежде было трудное: с ним никто не церемонился, его оскорбляли, чуть не били; теперь оно стало невыносимо. Вор решился оставить Тушино и бежал в Калугу. Вокруг Вора во время его стоянки в Тушине собрался двор из московских людей, которые не хотели служить Шуйскому. Среди них были представители очень высоких слоев московской знати, но знати дворцовой - митрополит Филарет (Романов), кн. Трубецкие, Салтыковы, Годуновы и др.; были и люди незнатные, которые стремились выслужиться, получить вес и значение в государстве - Молчанов, Ив. Грамотин, Федька Андронов и пр. Сигизмунд предложил им отдаться под власть короля. Филарет и тушинские бояре отвечали, что избрание царя не дело их одних, что они ничего не могут сделать без совета земли. Вместе с тем, они вошли между собой и поляками в соглашение не приставать к В. Шуйскому и не желать царя из "иных бояр московских никого" и завели переговоры с Сигизмундом о том, чтобы он прислал на московское царство своего сына Владислава. От русских тушинцев было отправлено посольство, во главе которого стали Салтыковы, кн. Рубец-Масальский, Плещеевы, Хворостин, Вельяминов - все большие дворяне - и несколько человек низкого происхождения. 4 февраля 1610 г. они заключили с Сигизмундом договор, выясняющий стремления "довольно посредственной знати и выслужившихся дельцов". Главнейшие его пункты след.: 1) Владислав венчается на царство православным патриархом; 2) православие должно быть почитаемо по-прежнему: 3) имущество и права всех чинов остаются неприкосновенными; 4) суд совершается по старине; законодательную власть Владислав разделяет с боярами и земским собором; 5) казнь может быть совершена только по суду и с ведома бояр; имущество близких виновного не должно подвергаться конфискациям; 6) подати, собираются по старине; назначение новых делается с согласия бояр; 7) крестьянский переход запрещается; 8) людей высоких чинов Владислав обязан не понижать невинно, а меньших должен повышать по заслугам; выезд в другие страны для науки разрешается; 9) холопы остаются в прежнем положении. Анализируя этот договор, мы находим: 1) что он национальный и строго консервативный, 2) что он защищает больше всего интересы служилого сословия, и 3) что он, несомненно, вводит некоторые новшества; особенно характерны в этом отношении пункты 5, 6 и 8. Между тем, Скопин-Шуйский с торжеством 12 марта 1610 г. вошел в освобожденную Москву.

Верещагин. Защитники Троице-Сергиевой лавры

Москва ликовала, с великой радостью приветствуя 24-летнего героя. Ликовал и Шуйский, надеясь, что дни испытания кончились. Но во время этих ликований Скопин внезапно умер. Пошел слух, что его отравили. Есть известие, что Ляпунов предложил Скопину "ссадить" Василия Шуйского и самому занять престол, но дает право на старшинство власти. Это - принцип старинного боярства (см. /p Скопин отверг это предложение. После того, как об этом узнал царь, он охладел к племяннику. Во всяком случае, смерть Скопина разрушила связь Шуйского с народом. Над войском стал воеводой брат царя Димитрий, совершенно бездарная личность. Он двинулся на освобождение Смоленска, но у деревни Клушина был позорно разбит польским гетманом Жолкевским.

Михаил Васильевич Скопин-Шуйский. Парсуна (портрет) XVII века

Жолкевский ловко воспользовался победой: он быстро пошел к Москве, по дороге овладевая русскими городами и приводя их к присяге Владиславу. К Москве же поспешил из Калуги и Вор. Когда в Москве узнали об исходе сражения при Клушине, поднялся "мятеж велик во всех людях - подвизашася на царя". Приближение Жолкевского и Вора ускорило катастрофу. В свержении с престола Шуйского главная роль выпала на долю служилого класса, во главе которого агитировал Захар Ляпунов. Немалое участие принимала в этом и дворцовая знать, в том числе Филарет Никитич. После нескольких неудачных попыток, противники Шуйского собрались у Серпуховских ворот, объявили себя советом всей земли и "ссадили" царя.

Третий период смуты

Москва очутилась без правительства, а между тем, оно ей было нужно теперь больше, чем когда-либо: с двух сторон ее теснили враги. Все сознавали это, но не знали, на ком остановиться. Ляпунов и рязанские служилые люди хотели поставить царем кн. В. Голицына; Филарет, Салтыковы и прочие тушинцы имели другие намерения; высшая знать, во главе которой стояли Ф. И. Мстиславский и И. С. Куракин, решила подождать. Правление было передано в руки боярской думы, состоявшей из 7 членов. "Седмочисленные бояре" не сумели взять власть в свои руки. Они сделали попытку собрать земский собор, но она не удалась. Боязнь Вора, на сторону которого становилась чернь, заставила их впустить в Москву Жолкевского, но он вошел только тогда, когда Москва согласилась на избрание Владислава. 27 августа Москва присягнула Владиславу. Если избрание Владислава и не было совершено обычным путем, на настоящем земском соборе, то тем не менее бояре не решились на этот шаг одни, а собрали представителей от разных слоев государства и образовали нечто вроде земского собора, который признали за совет всей земли. После долгих переговоров обеими сторонами был принят прежний договор, с некоторыми изменениями: 1) Владислав должен был принять православие; 2) вычеркнут был пункт о свободе выезда за границу для наук и 3) уничтожена была статья о повышении меньших людей. В этих изменениях видно влияние духовенства и боярства. Договор об избрании Владислава был отправлен к Сигизмунду с великим посольством, состоявшим почти из 1000 лиц: сюда входили представители почти всех сословий. Очень вероятно, что в посольство вошла большая часть членов "совета всей земли", избравшего Владислава. Во главе посольства стояли митрополит Филарет и князь В. П. Голицын. Посольство не имело успеха: Сигизмунд сам хотел сесть на московский престол. Когда Жолкевский понял, что намерение Сигизмунда непоколебимо, он оставил Москву, понимая, что русские не примирятся с этим. Сигизмунд медлил, старался застращать послов, но они не отступали от договора. Тогда он прибегнул к подкупу некоторых членов, что ему и удалось: они уехали из-под Смоленска подготовлять почву для избрания Сигизмунда, но оставшиеся были непоколебимы.

Гетман Станислав Жолкевский

В то же время в Москве "седмочисленные бояре" потеряли всякое значение; власть перешла в руки поляков и новообразовавшегося правительственного кружка, изменившего русскому делу и предавшегося Сигизмунду. Этот кружок состоял из Ив. Мих. Салтыкова, кн. Ю. Д. Хворостинина, Н. Д. Вельяминова, М. А. Молчанова, Грамотина, Федьки Андронова и мн. др. Таким образом, первая попытка московских людей восстановить власть кончилась полной неудачей: вместо равноправной унии с Польшей Русь рисковала попасть в полное подчинение от нее. Неудавшаяся попытка навсегда положила конец политическому значению бояр и боярской думы. Как только русские поняли, что ошиблись в выборе Владислава, как только увидели, что Сигизмунд не снимает осады Смоленска и обманывает их, национальное и религиозное чувство начало пробуждаться. В конце октября 1610 г. послы из-под Смоленска прислали грамоту об угрожающем обороте дел; в самой Москве патриоты в подметных письмах раскрывали народу истину. Все взоры обратились на патриарха Гермогена: он понял свою задачу, но не сразу мог взяться за ее исполнение. После штурма Смоленска 21 ноября произошло первое серьезное столкновение Гермогена с Салтыковым, который пытался склонить патриарха на сторону Сигизмунда; но Гермоген еще не решался призвать народ на открытую борьбу с поляками. Смерть Вора и распадение посольства заставили его "повелевати на кровь дерзнути" - и во второй половине декабря он начал рассылать по городам грамоты. Это было открыто, и Гермоген поплатился заточением.

Призыв его, однако, был услышан. Первым поднялся из Рязанской земли Прокопий Ляпунов. Он стал собирать войско на поляков и в январе 1611 г. двинулся к Москве. К Ляпунову шли земские дружины со всех сторон; даже тушинское казачество пошло на выручку Москвы, под начальством кн. Д. Т. Трубецкого и Заруцкого. Поляки, после битвы с жителями Москвы и подошедшими земскими дружинами, заперлись в Кремле и Китай-городе. Положение польского отряда (около 3000 чел.) было опасное, тем более, что и запасов у него было мало. Сигизмунд не мог ему помочь, он сам был не в силах покончить со Смоленском. Ополчения земские и казацкие соединились и обложили Кремль , но между ними сразу пошла рознь. Тем не менее, рать объявила себя советом земли и стала править государством, так как не было другого правительства. Вследствие усилившейся розни между земцами и казачеством решено было в июне 1611 г. составить общее постановление. Приговор представителей казачества и служилых людей, которые составляли главное ядро земского войска, очень обширен: он должен был устроить не только войско, но и государство. Высшая власть должна принадлежать всему войску, которое именует себя "всею землею"; воеводы - только исполнительные органы этого совета, сохраняющего за собой право их смещении, если они будут плохо вести дела. Суд принадлежит воеводам, но казнить они могут только с одобрения "совета всей земли", иначе им грозит смерть. Затем очень точно и подробно урегулированы дела поместные. Все пожалования Вора и Сигизмунда объявлены не имеющими значения. Казаки "старые" могут получать поместья и становиться, таким образом, в ряды служилых людей. Далее идут постановления о возвращении беглых холопов, которые именовали себя казаками (новые казаки), прежним их господам; в значительной степени стеснялось своеволие казаков. Наконец, было учреждено приказное управление по московскому образцу. Из этого приговора ясно, что собравшаяся под Москву рать считала себя представительством всей земли и что на совете главная роль принадлежала земским служилым людям, а не казакам. Этот приговор характерен еще и тем, что свидетельствует о значении, которое понемногу приобретал служилый класс. Но преобладание служилых людей было непродолжительно; казаки не могли быть солидарны с ними. Дело кончилось убийством Ляпунова и бегством земщины. Надежды русских на ополчение не оправдались: Москва осталась в руках поляков, Смоленск к этому времени был взят Сигизмундом, Новгород - шведами; вокруг Москвы расположились казаки, которые грабили народ, бесчинствовали и готовили новую смуту, провозгласив сына Марины, жившей в связи с Заруцким, русским царем.

Государство, по-видимому, гибло; но поднялось народное движение на всем севере и северо-востоке Руси. На этот раз оно отделилось от казачества и стало действовать самостоятельно. Гермоген своими грамотами влил одушевление в сердца русских. Центром движения стал Нижний. Во главе хозяйственной организации был поставлен Кузьма Минин , а власть над войском вручена была князю Пожарскому .

К. Маковский. Воззвание Минина на площади Нижнего Новгорода

СМУТА (СМУТНОЕ ВРЕМЯ) – глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце 16– начале 17 в. Совпал с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть, поставившей страну на грань катастрофы. Основными признаками смуты считают бесцарствие (безвластие), самозванство, гражданскую войну и интервенцию. По мнению ряда историков, Смутное время можно считать первой гражданской войной в истории России.

Современники говорили о Смуте как о времени «шатости», «нестроения», «смущения умов», которые вызвали кровавые столкновения и конфликты. Термин «смута» использовался в обиходной речи 17 в., делопроизводстве московских приказов, вынесен в заголовок сочинения Григория Котошихина (Смутное время ). В 19– начале 20 в. попал в исследования о Борисе Годунове , Василии Шуйском. В советской науке явления и события начала 17 в. классифицировались как период социально-политического кризиса, первой крестьянской войны (И.И.Болотникова ) и совпавшей с ней по времени иностранной интервенции, но термин «смута» не использовался. В польской исторической науке это время именуется «Димитриада», поскольку в центре исторических событий стояли Лжедмитрий I , Лжедмитрий II , Лжедмитрий III – поляки или сочувствовавшие Речи Посполитой самозванцы, выдававшие себя за спасшегося царевича Дмитрия.

Предпосылками Смуты стали следствия опричнины и Ливонской войны 1558–1583: разорение экономики, рост социального напряжения.

Причины Смуты как эпохи безвластия, согласно историографии 19 – начала 20 в., коренятся в пресечении династии Рюриковичей и вмешательстве сопредельных государств (особенно объединенной Литвы и Польши, отчего период иногда именовался «литовское или московское разорение») в дела Московского царства. Совокупность этих событий привела к появлению на русском престоле авантюристов и самозванцев, притязаний на трон с казаков, беглых крестьян и холопов (что проявилось в крестьянской войне Болотникова ). Церковная историография 19– начала 20 в. считала Смуту периодом духовного кризиса общества, видя причины в искажении нравственных и моральных ценностей.

Хронологические рамки Смуты определяются, с одной стороны, смертью в Угличе в 1591 царевича Дмитрия, последнего представителя династии Рюриковичей, с другой – избранием на царство первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича в 1613, последующими годами борьбы с польскими и шведскими захватчиками (1616–1618), возвращением в Москву главы русской православной церкви патриарха Филарета (1619).

Первый этап

Смутного времени начался династическим кризисом, вызванным убийством царем Иваном IV Грозным своего старшего сына Ивана, приходом к власти его брата Федора Ивановича и смертью их младшего сводного брата Дмитрия (по убеждению многих, зарезанного приспешниками фактического правителя страныБориса Годунова ). Престол лишился последнего наследника из династии Рюриковичей.

Смерть бездетного царя Федора Ивановича (1598) позволила прийти к власти Борису Годунову (1598–1605), правившему энергично и мудро, но неспособному пресечь интриги недовольных бояр. Неурожай 1601–1602 и последовавший за ним голод стали причиной вначале первого социального взрыва (1603, восстание Хлопка). К внутренним причинам добавились внешние: объединенные в Речь Посполитую Польша и Литва спешили воспользоваться слабостью России. Появление в Польше молодого галичского дворянина Григория Отрепьева, объявившего себя «чудом спасшимся» царевичем Дмитрием стало подарком королю Сигизмунду III, поддержавшего самозванца.

В конце 1604, приняв католичество, Лжедмитрий I с небольшим войском вступил в Россию. На его сторону перешли многие города юга России, казаки, недовольные крестьяне. В апреле 1605, после неожиданной смерти Бориса Годунова и непризнания его сына Федора царем, на сторону Лжедмитрия I перешло и московское боярство. В июне 1605 самозванец почти на год стал царем Дмитрием I. Однако боярский заговор и восстание москвичей 17 мая 1606, недовольных направлением его политики, смели его с трона. Через два дня царем был «выкрикнут» боярин Василий Шуйский, давший крестоцеловальную запись править с Боярской думой, не налагать опал и не казнить без суда.

К лету 1606 по стране распространились слухи о новом чудесном спасении царевича Дмитрия: в Путивле вспыхнуло восстание под главенством беглого холопа Ивана Болотникова , к нему присоединились крестьяне, стрельцы, дворяне. Восставшие дошли до Москвы, осадили ее, но потерпели поражение. Болотников летом 1607 был схвачен, сослан в Каргополь и там убит.

Новым претендентом на русский трон стал Лжедмитрий II (происхождение не известно), объединивший вокруг себя уцелевших участников восстания Болотникова, казаков во главе с Иваном Заруцким, польские отряды. Обосновавшись с июня 1608 в подмосковном селе Тушино (отсюда его прозвище «Тушинский вор»), он осадил Москву.

Второй этап

Смуты связан с расколом страны 1609: в Московии образовалось два царя, две Боярские думы, два патриарха (Гермоген в Москве и Филарет в Тушине), территории, признающие власть Лжедмитрия II, и территории, сохраняющие верность Шуйскому. Успехи тушинцев заставили Шуйского в феврале 1609 заключить договор с враждебной Польше Швецией. Отдав шведам русскую крепость Корела, он получил военную помощь, и русско-шведская армия освободила ряд городов на севере страны. Это дало польскому королю Сигизмунду III повод к интервенции: осенью 1609 польские войска осадили Смоленск, дошли до Троице-Сергиева монастыря. Лжедмитрий II бежал из Тушина, покинувшие его тушинцы заключили в начале 1610 договор с Сигизмундом об избрании на русский престол его сына королевича Владислава.

В июле 1610 Шуйский был свергнут боярами и насильно пострижен в монахи. Власть временно перешла к «Семибоярщине», правительству, подписавшему в августе 1610 договор с Сигизмундом III об избрании Владислава царем при условии, что тот примет православие. В Москву вступили польские войска.

Третий этап

Смуты связан со стремлением преодолеть соглашательскую позицию Семибоярщины, не имевшей реальной власти и не сумевшей заставить Владислава выполнять условия договора, принимать православие. С нарастанием с 1611 патриотических настроений усилились призывы к прекращению раздоров, восстановлению единства. Центром притяжения патриотических сил стали московский патриарх Гермоген, кн. Д.Т.Трубецкой. В сформированном Первом ополчении участвовали дворянские отряды П.Ляпунова, казаки И. Заруцкого, бывшие тушинцы. В Нижнем Новгороде и Ярославле собирал войско К.Минин ,формировалось новое правительство, «Совет всея земли». Первому ополчению освободить Москву не удалось, летом 1611 ополчение распалось. В это время полякам удалось после двухлетней осады овладеть Смоленском, шведам – взять Новгород, во Пскове объявился новый самозванец – Лжедмитрий III, который 4 декабря 1611 был там «оглашен» царем.

Осенью 1611 по инициативе К.Минина и приглашенного им Д.Пожарского в Нижнем Новгороде было сформировано Второе ополчение. В августе 1612 оно подошло к Москве и 26 октября 1612 освободило ее. В 1613 Земский собор избрал царем 16-летнего Михаила Романова , в Россию вернулся из плена его отец, патриарх Филарет, с именем которого народ связывал надежды на искоренение разбоя и грабежей. В 1617 был подписан Столбовский мир со Швецией, которая получила крепость Корелу и побережье Финского залива. В 1618 заключено Деулинское перемирие с Польшей: Россия уступила ей Смоленск, Чернигов и ряд других городов. Территориальные потери России смог возместить и восстановить лишь царь Петр I почти сто лет спустя.

Однако долгий и тяжелый кризис был разрешен, хотя экономические последствия Смуты – разорение и запустение огромной территории, особенно на западе и юго-западе, гибель почти трети населения страны продолжали сказываться еще полтора десятилетия.

Следствием Смутного времени стали изменения в системе управления страной. Ослабление боярства, возвышение дворянства, получившего поместья и возможности законодательного закрепления за ними крестьян имели следствием постепенную эволюцию России к абсолютизму. Переоценка идеалов предыдущей эпохи, ставшие очевидными негативные последствия боярского участия в управлении страной, жесткая поляризация общества привели к нарастанию идеократических тенденций. Они выразились в том числе в стремлении обосновать незыблемость православной веры и недопустимость отступлений от ценностей национальной религии и идеологии (особенно в противостоянии «латынству» и протестантству Запада). Это усилило антизападнические настроения, что усугубило культурную, а в итоге и цивилизационную замкнутость России на долгие столетия.

В любое время года Экскурсии от Moscowwalks
Подарочные сертификаты Прогулок по Москве
Подарите друзьям совершенно новый город

10 августа, суббота
13:00 Преображенка: Петровская Москва
Место встречи: м. «Преображенская площадь», последний вагон из центра, налево до конца а потом направо, у входа в стеклянный бизнес-центр
11 августа, воскресенье
13:00 Новая Басманная
Место встречи: м. «Красные ворота», около памятника Лермонтову
Экскурсию проводит Александр Иванов

1) Кремль

За века Кремль насмотрелся многого, его стены и соборы всё это хорошо помнят. Здесь предстал перед народом Лжедмитрий I в 1605 году, тут он женился на Марине Мнишек, успел построить себе новый деревянный дворец на крыше каменного запасного дворца Бориса Годунова. Сейчас на его месте поросший травой южный склон Боровицкого холма, чуть ниже смотровой площадки перед нынешним Большим Кремлёвским дворцом. В Кремле же, в Вознесенском монастыре вдова Ивана Грозного, инокиня Марфа признала в самозванце своего убиенного сына. И через одиннадцать месяцев после своего появления в Кремле, со второго этажа своего дворца и выпрыгнул Лжедмитрий, убегая от раскусивших его русских. Но спастись ему не удалось. Тут же, в кремле, он был убит, а тело бросили на Лобном месте. Позже Кремль стал свидетелем правления Василия Шуйского, и его же свержения и заточения в Чудов монастырь. А затем польский королевич Владислав и «Семибоярщина», но об этом несколько позже.


Запасной дворец Бориса Годунова, и деревянные хоромы Лжедмитрия I на его крыше.

2) Серпуховские ворота

Метро Добрынинская, Макдональдс, длинные подземные переходы… Сейчас тут даже о 19 веке почти ничего не напоминает, лишь парочка укутанных в зелёные сетки домов. А 400 лет назад на месте нынешнего Садового кольца проходила граница Москвы с земляным валом и деревянной крепостью. Именно в Серпуховские ворота земляного города торжественно въехал в 1605 году Лжедмитрий I. Именно через эти же ворота в 1606 году вывезли его тело, закопав неподалёку, на «убогом» кладбище. Но, пошли слухи, что дело тут нечисто, что мертвец ходит по ночам, а над могилой носятся какие-то огни. В конце концов останки самозванца выкопали, предали огню, и, смешав с порохов пальнули ими из пушки в сторону Польши – туда, откуда он пришёл. Всё это происходило тут же, у Серпуховских ворот.


Серпуховская площадь в начале ХХ века

Здесь же, у этих же ворот по окончании смуты, в ноябре 1614 года по приказу первого Романова – царя Михаила Фёдоровича был повешен сын Лжедмитрия II и Марины Мнишек – трёхлетний Ивашка Ворёнок или «Иван Дмитриевич». Суровое было время!

3) Ходынка
Давка на Ходынке во время коронации Николая II отнюдь не самое кровавое событие этих мест. Объявившийся под Москвой в 1608 году Лжедмитрий II пытался взять Москву штурмом, но войска Василия Шуйского этого сделать не дали. В ходе сражений кровью облили всю тверскую дорогу от нынешних Химок и до Белорусской, самая страшная битва разыгралась на Ходынке, здесь полегло около 14000 человек.

4) Тушино.
После Ходынки Лжедмитрий II решил переждать и разбил лагерь в Тушино. Причём только первое время это было похоже на палаточный лагерь, как на картине Иванова:

Вскоре это превратилось в самый настоящий город, с крепостью и посадом за её стенами, с домами и улицами, государственными учреждениями, приказами, боярской думой и т д. Многие из московских бояр признали Лжедмитрия II и перебирались в Тушино. Тут даже свой Патриарх появился – Филарет, отец 11-летнего Михаила, будущего царя, первого из Романовых. На стороне Москвы остался патриарх Гермоген.
Сейчас разыскать невооружённым глазом какие-либо следы ставки второго из самозванцев не представляется возможным. Говорят, ещё в начале 20 века сохранялись остатки крепостного вала, да проходила рядом улица с названием Царикова гора – последний топонимический след. Единственным зданием, помнившим «царя Дмитрия Ивановича», и прошедшим сквозь века, оставалась церковь Андрея Стратилата бывшего Спасского монастыря. Да и та была снесена в 1890 году.
Однако мы знаем, что крепость и дворец «Тушинского вора» располагались на высоком холме, на правом берегу реки Сходня, недалеко от её впадения в Москву-реку. Раскопки 19 века помогли более точно локализовать место, а сейчас на месте этом месте стоят автокомбинат №36 и 17-й таксомоторный парк.

Лагерь Лжедмитрия II продержался почти 2 года, и летом 1610 г. часть тушинцев начала переговоры о приглашении на русский престол Владислава – сына короля Сигизмунда, при условии, что он перейдёт в православие, а его правление со всех сторон будут ограничивать бояре.

В июле 1610 года «кремлёвский царь» Василий Шуйский был свергнут и пострижен в монахи.
В августе 1610 года «Семибоярщина» «мирно» впустила в Кремль поляков и королевича Владислава в качестве правителя, что в итоге превратилось в самую настоящую оккупацию. Дальше же начинается совершенный хаос. Постоянные интриги, локальные разборки поляков и русских вылились в полное разорение города и страшный пожар – за пределами занятых поляками кремля и Китай-города сгорело почти всё. Белый город превратился в огромное пепелище, лишь его стена, да несколько обгоревших каменных храмов торчали из безжизненной земли. До наших дней дошли четыре храма Белого города, пережившие смуту – церковь Николы в Подкопаеве, соборы Рождественского и Петровского монастыря, да церковь Антипия на Колымажном дворе. Красная площадь оказалась полностью завалена трупами так, что не пройти и не проехать.

5) Волхонка
Во время всеобщего разорения города и контроля над ним поляками, в марте 1611 года русским войскам удалось прорваться в Белый город и занять Чертолье – нынешнюю Волхонку. Казалось, что с двух сторон их защищала стена Белого города, которая тогда шла и вдоль Москвы-реки, стыкуюясь с кремлём. Но не тут-то было, поляки вышли из Кремля через Тайницкие ворота (сейчас заложенные), прошли вдоль стены по ещё крепкому мартовскому льду на Москве-реке, вошли в Белый город через незапертые Чертольские (Пречистенские) ворота, атаковали русских с тыла, и перебили их всех. Сейчас на этом месте стоит храм Христа спасителя, однако он построен в память вовсе не тех событий, а тех, что произошли в Москве через 200 лет.


Нынешнее Чертолье.

Фрагмент Сигизмундова плана 1611 года. Хорошо видна стена Белого города, примыкающая снизу к кремлю. Угловая башня у Москвы-реки — Семиверхая. Правее — Чертольские ворота и подходящая к ним Волхонка.

6) Стены Белого города. Семиверхая башня
Эх, матушка Екатерина! Почему ты не соизволила сохранить стены Белого города, как памятник войне с поляками, схваткам за Москву и тысячам жертв? В 1611-12 году основные бои разворачивались в районе городских стен, поскольку остальной город был фактически стёрт с лица земли. Стена Белого города постоянно переходила из рук в руки, осыпая оборонительные рвы телами погибших. И снова уже знакомые места, соседняя с Чертольскими воротами угловая, Семиверхая башня Белого города. По-видимому она была самой большой, и из-за реки производила впечатление воистину неприступной цитадели. Поляки прозвали её «чёртовой кухней», поскольку в тот момент, когда 300 поляков заняли башню и оборонялись, русские подожгли её пороховые погреба. Огонь охватил всю башню, и полякам оставалась либо сгореть заживо, либо спуститься из башни по верёвкам и в ту же секунду принять смерть от русских сабель. Сейчас на этом месте скверик у Храма Христа Спасителя на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной.

Семиверхая башня на рисунке Апполинария Васнецова.

7) Палаты Пожарского на Большой Лубянке
Еще только на горизонте появилось народное ополчение Прокопия Ляпунова, а на Большой Лубянке уже укреплялся князь Пожарский. В первом сражении в районе Сретенки Пожарский прогнал врагов в Китай-город, однако на следующий день поляки подошли вплотную к дому Пожарского. И прямо здесь, во дворе своих палат князь целый день бился с поляками, был тяжело ранен, и вывезен из Москвы в Троице-Сергиеву лавру. Сейчас на Большой Лубянке, 14, стоит заброшенным роскошный особняк, завешенный строительной сеткой, и постепенно разрушающийся. Все его знают, как дом московского генерал-губернатора Ростопчина, фигуранта событий 1812 года. Но, именно в основе этого дома могут сохраняться палаты начала 17 века – князя Пожарского. До сих пор неизвестно, осталось ли что-то от древнего дома – может быть лишь фундамент, а может и часть первого этажа. В любом случае дом-герой двух войн — предан забвению.


Усадьба Ростопчина, возможно с палатами Пожарского в основе, сейчас выглядит далеко не лучшим образом.

Руководили первым ополчением дворянин Ляпунов, казак Заруцкий и князь Трубецкой. Им удалось захватить Белый город, однако вместо того, чтобы копить силы и думать об освобождении Кремля и Китай-города, они стали раздавать должности другу другу, и в итоге съели сами себя. Разногласия казаков и дворян переросли во вражду, и, в конце концов, Ляпунов был убит казаками, а остальные разбежались.

8) Крутицкое подворье
И вот, в августе 1612 года к Москве наконец-то подоспело второе ополчение Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, начало которому было положено в Нижнем Новгороде. На подступах к Москве ополченцы сделали остановку в Крутицком подворье, ведь именно там временно находился главный собор Москвы. Кремлёвский Успенский собор оказался в руках поляков, так что функции кафедрального в те годы выполнял Успенский храм Крутицкого подворья. Но не тот, который сейчас мы видим, оказываясь у стен подворья, а тот, который стоял справа от нынешнего теремка и в середине 17 века был встроен в митрополичий дворец, превратившись в домовую Воскресенскую церковь крутицких владык. Но пара окошек начала 16 века реставраторы раскрыли на алтарных апсидах. Именно тут целовали крест Минин и Пожарский, поклявшись освободить Москву от неприятеля.

Митрополичий дворец в Крутицком подворье. Видны алтарные апсиды домовой Воскресенской церкви, изначально — Успенского собора, который помнит Минина и Пожарского. Окошки первого этажа алтарных апсид восстановлены реставраторами на начало 16 века.

9) Остоженка. Церковь Ильи Обыденного
Штаб Пожарского и второго ополчения расположился в районе Остоженки, у церкви Ильи Обыденного, в то время деревянной. Именно в этом храме 24 августа 1612 года отслужили молебен о победе над поляками во время решающего сражения.


Нынешняя церковь Ильи Обыденного построена в 1702 году на месте старой, деревянной, видевшей войну 1611-12 годов.

События разворачивались стремительно, 21 августа 1612 года к Москве подошёл 12-тысячный отряд врагов под руководством литовского гетмана Яна Ходкевича. В Кремле и Китай-городе оставалось ещё 3000 поляков. Ополченцев Минина и Пожарского было примерно 8000, плюс 2500 человек из отряда Трубецкого (остатки первого ополчения).
22 августа войска Ходкевича переправились через реку и наступили на Москву со стороны Новодевичьего монастыря, но на пути к Чертольским воротам Белого города наткнулись на ставку Пожарского. Первый бой развернулся в районе Остоженки. Причём, на помощь Ходкевичу подключился отряд интервентов из Кремля, они пытались разделить отряды Пожарского, и прижать их к реке, но затея провалилась, и этот отряд поляков понёс большой урон. Войско Ходкевича вернулось к Новодевичьему монастырю и на исходную позицию в район Поклонной горы.

10) Замоскворечье. Церковь Климента, папы Римского

23 августа 1612 года Ходкевич решил зайти в город со стороны Замоскворечья, занял Донской монастырь, и начал подготовку к решающему сражению. Основные силы Пожарского заняли северную часть Замоскворечья, район нынешней Болотной площади. У церкви Климента, папы Римского, в то время деревянной, находился укреплённый острожек, который занимали русские войска. Гетманские рати направились дальше к Москве-реке, конные войска второго ополчения в течение пяти часов сдерживали наступление поляков, но в конце концов не выдержали и беспорядочно отступили назад. Войска Пожарского охватила паника, и часть их переправилась через реку обратно в Чертолье и к Кремлю. Гетманские войска захватили Климентовский острожек, перебили всех его защищавших, и организовали там временный штаб. Подвезли к острожку 400 возов с продовольствием для осаждённых соотечественников в Кремле, и раскрыли знамя на церкви Климента. Казалось, битва проиграна. Но во время перерыва Минин и Пожарский собрали и успокоили разрозненные войска, и к вечеру началось контрнаступление на позиции Ходкевича. Климентовский острожек был отбит, и вражеские войска вынуждены были бежать обратно к Донскому монастырю, а на следующий день отступили в сторону Можайска. Это сражение было решающим, и определило дальнейшую судьбу Москвы.

Всё Замоскворечье представляло собой почти сплошное поле боя, места с прыдудущей фотографии выглядели примерно так:

11) Китай-город. Казанский собор
Но осаждённые поляки просидели в Кремле на сундуках с сокровищами ещё два месяца. Запасы еды истощились настолько, что, помимо кошек и мышей, приходилось есть иногда и друг друга. И вот, 22 октября (1 ноября по новому стилю) ополченцы взяли штурмом Китай-город, а 25 октября (4 ноября) – Кремль. И 26 октября поляки окончательно сдались и оставили кремль.

«Изгнание поляков из кремля», художник Лисснер.

Храмом-памятником этим событиям является Казанский собор на Никольской улице. Есть версия, что первый деревянный храм на этом месте был построен князем Пожарским по обету, в память освобождения Москвы. В любом случае, в 1636 году строится каменный храм для размещения Казанской иконы божией матери, которая сопровождала ополчение Минина и Пожарского ещё из Ярославля, а в 1612 году была поставлена Пожарским в своём приходском храме – Введения на Лубянке.

Восстановленный в 1990-е годы Казанский собор в Китай-городе.

Тем не менее, смута на этом не закончилась, междуусобные разборки в стране продолжались до избрания на престол Михаила Романова в 1613 году. Поляки же не оставляли попыток вновь завладеть Москвой, и в 1618 году нанесли удар, по Арбатским и Тверским воротам Белого города, но потерпели поражение. Наверное только после этой битвы смута окончательно рассеялась в Москве. Ещё долгое время город восстанавливался, оправиться было нелегко. Москва за пределами Кремля строилась фактически с нуля, и только ближе к середине 17 века начался новый расцвет столицы, ставшей ещё краше, чем когда-либо до этого.


Close