В) -РАСТ-(-РАЩ-) -РОС- В) -РАСТ-(-РАЩ-) -РОС- Перед СТ и Щ – А Перед С – О Перед СТ и Щ – А Перед С – О Исключение: Росток, Ростислав, отрасль, Ростов, ростовщик, подростковый(от подросток). Исключение: Росток, Ростислав, отрасль, Ростов, ростовщик, подростковый(от подросток).




Г) БЕР-/БИР-, ДЕР-/ДИР-, Г) БЕР-/БИР-, ДЕР-/ДИР-, МЕР-/МИР-, ПЕР-/ПИР-, МЕР-/МИР-, ПЕР-/ПИР-, ТЕР-/ТИР-, БЛЕСТ-/БЛИСТ-, ЖЕГ- /ЖИГ-, СТЕЛ-/СТИЛ-, ЧЕТ-/ЧИТ- ТЕР-/ТИР-, БЛЕСТ-/БЛИСТ-, ЖЕГ- /ЖИГ-, СТЕЛ-/СТИЛ-, ЧЕТ-/ЧИТ- В корнях пишется И, если за корнем следует суффикс -А- В корнях пишется И, если за корнем следует суффикс -А- Исключения: сочетать, сочетание, чета Исключения: сочетать, сочетание, чета Примеры: стереть - стирать, Примеры: стереть - стирать, умереть -умирать умереть -умирать






В) -ГАР- -ГОР- В) -ГАР- -ГОР- Без ударения – О, под ударением то, что слышится Без ударения – О, под ударением то, что слышится Исключения: пригарь, утварь, изгарь, выгарки Исключения: пригарь, утварь, изгарь, выгарки Примеры: загореть, загар Примеры: загореть, загар


ПЛАВ-/ПЛОВ-/ПЛЫВ- -ПЛАВ-/ПЛОВ-/ПЛЫВ- Во всех словах пишется корень ПЛАВ-, например: плавники, жук- плавунец, плавучий. плавунец, плавучий. НО! Есть исключения: пловец, пловчиха, плывуны и производные от них. НО! Есть исключения: пловец, пловчиха, плывуны и производные от них.


3. Написание корней в зависимости от значения А) -МАК- -МОК- А) -МАК- -МОК- Погружать Пропускать Погружать Пропускать в жидкость жидкость в жидкость жидкость Примеры: вымокнуть (пропускать жидкость), обмакнуть (погружать в жидкость) Примеры: вымокнуть (пропускать жидкость), обмакнуть (погружать в жидкость)
Проверь себя: Бл стать Бл стать Соч тание Соч тание Нач знать Нач знать К сниться К сниться Предл жить Предл жить См знать См знать Заг рать Заг рать Покл сниться Покл сниться Р сток Р сток Отр сль Отр сль Ср щение Ср щение Вскчить Вскчить Обмкнуть Обмкнуть Вымкнуть Вымкнуть Р внина Р внина Р вестник Р вестник Пл вес Пл Веспрем котельная Пром котельная Р неравномерный Р неравномерный Блистать Сочетание Начизнать Косниться Предложить Смизнать Загорать Поклосниться Росток Отрасль Сращение Вскочить Обмакнуть Вымокнуть Равнина Ровестник Пло Веспремокотельная Ранеравномерный

з_ри. Однако наши предпол_жения не вполне осуществились: замешкавшись, мы выехали, когда солнце подн_лось уже высоко. Дорога шла р_внинной местностью, не поднмаясь, не опускаясь. Всюду, куда хватал глаз, расст_лалась необозримая степь. Кроме густой и высокой травы и мелкой пор_сли у дороги, не видно было никакой другой р_стительности. В полдень мы распол_жились на отдых у небольшого селения на берегу маленького озера. Ребятишки самого различного возр_ста, заг_релые, бронзовые, купались в нём, плавали наперегонки, соревновались, как настоящие пл_вцы. Покормив лошадей, мы поехали дальше. Солнце пекло нестерпимо, к металлическим частям повозки нельзя было прик_снуться. Подл_жив под голову захваченный на всякий случай непром_каемый плащ, я задремал. Очнулся – по – прежнему прост_ралась перед глазами та же бесконечная степь, но солнце уже совсем скл_нилось к горизонту, почти к_салось его своим краем. Вот заг_релись на небе звёзды. Наконец вдали замелькали электрические огни. Через час мы въехали в город.

Лев Владимирович Щерба

  • Всю жизнь он уделял время разработке вопросов обучения родному и иностранным языкам, организации русской школы.Его помощь строительству школы и повышению качества работы гуманитарных вузов была очевидна и высоко оценена. Он редактировал, шлифовал, дополнял стабильные учебники русского языка и иностранных языков, много работал над школьными планами и программами.
  • Реформа русской орфографии, а затем не прекращавшаяся до последнего года его жизни работа над дальнейшей рационализацией и упорядочением реформированной орфографии проходили при постоянном участии и все возраставшем влиянии идей и предложений Л. В. Щербы.
  • «Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка»
Морфология и орфография
  • - Что изучает морфология, орфография?
  • - Что такое орфография?
Задание 1. Найдите среди слов два лишних и аргументируйте свой ответ.
  • Гореть, загорается, загар, пригорок, нагар, горящий, горевать.
  • Тема урока: «Чередование гласных в корнях слов»
Задание 2
  • ТвОрение, блИстательный,
  • зарОсли, обмАкнуть, стЕлить, клОниться, рАстение.
  • - Что объединяет эти слова? В чем различие?
  • - На какие группы, в соответствии с какими принципами мы можем разделить эти слова.
Вставьте пропущенные буквы в слова с чередующимися гласными, объясните свой выбор. Распределите их в графы таблицы.
  • Пл..вец Р..стислав.
  • Недалеко от города Р..стова на озере, заросшем камышом, под пол..гом плакучих ив жил бобр по имени Р..стислав. У него было безопасное непром..каемое жилище со всей необходимой для бобра утв..рью. Вход в жилище распол..гался ниже ур..вня реки, в месте, где не было почв-пл..вунов. Время от времени Р..стислав подб..рал пл..вучие бревна и обд..рал ветки р..стущих поблизости деревьев, чтобы отремонтировать свою хатку.
  • С юного возр..ста Р..стислав, имея хорошую память, покл..нялся наукам и художественному творчеству и поч..тал любое прик..сновение к знаниям. Он любил решать занимательные ур..внения и,вдумчиво сл..гая слова в словосоч..тания, изл..гать события из своей жизни.
  • Однажды на рассвете Р..стислав решил пост..рать и направился по зар..ставшей травой тропинке к зар..слям камыша. Разг..ралась з..ря. Расст..лавшийся ночью туман медленно раств..рялся в воздухе. Пор..внявшись с озером, в зар..слях прибрежной травы Р..стислав заметил удочки с попл..вками, зам..ршими среди водор..слей и р..стков кувшинок. Внезапно он почувствовал запах гари и увидел на р..внине заг..релых туристов, которые разж..гали костер, чтобы высушить обувь, которую нам..чила роса.
Игра «Проверяй, запоминай, чередуй»
  • Игра разработана по аналогии с игрой «Крестики-нолики»
  • Поле игры - лист бумаги форматом А-4: на одной стороне в клетках размещены слова с пропущенными буквами на разные виды орфограмм гласной в корне слова (проверяемая, непроверяемая, чередующаяся), на другой (в зеркальном отражении) клетки с буквами.
  • Задание:
  • Вставьте пропущенные буквы в каждое слово, пометив каждое слово буквами «П», «З» или «Ч».
  • Если все буквы вставлены правильно, то вы найдете три строчки (по горизонтали или вертикали) с гласной «О» в каждом слове: в одной строчке будут все проверяемые «О»; в другой – непроверяемые, еще в одной – чередующиеся.
  • Зачеркните эти строчки и в зеркальном отражении с другой стороны вы прочитаете три слова. Составив из них предложение, вы узнаете мудрую сентенцию.
  • Победителя станет тот, кто первым прочитает фразу.
Словарная работа
  • СЕНТЕНЦИЯ (лат. sententia - мысль, изречение, приговор),1) изречение нравоучительного характера.2) Приговор военного суда в России в 1720-1917.3) Устаревшее название судебного решения, приговора.
  • АБ…НЕМЕНТ (франц. abonnement)- право пользования чем-либо на определенный срок (местом в театре, катком, телефоном и т. д.), а также документ, предоставляющий это право. Абонемент библиотечный - предоставление читателям права использования произведений печати вне библиотеки в течение определенного срока.
  • ДЕМАГОГ (от греч. dеmagogуs, букв. - вождь народа), первоначально обозначение в Др. Греции руководителей политических группировок, ведших за собой народ; постепенно термин получил отрицательный смысл.
  • Демагогия - высокопарные рассуждения, прикрывающие какие-либо корыстные цели.
Словарная работа
  • ОБОНЯНИЕ 1) Способность к ощущению и распознаванию запахов как одно из пяти внешних чувств.
  • ВИРТУОЗ (итал. virtuoso, от лат. virtus - доблесть, талант), исполнитель (чаще музыкант), мастерски владеющий техникой искусства. Человек, достигший в работе высшей степени мастерства.
  • КАНОНАДА (франц. canonnade, от canon - пушка), частая и мощная стрельба из многих артиллерийских орудий.
Вопрос:
  • Какая цель была поставлена в начале урока, достигнута ли она?
  • Что из сегодняшнего урока вам особенно запомнилось?
  • Над чем необходимо работать, чтобы усвоить данную орфограмму?
  • На сколько баллов вы оценили бы работу класса сегодня на уроке? Почему? Кому из одноклассников вы поставили бы высокий балл?
Домашнее задание
  • 1) Выучите все корни с чередующейся гласной.
  • 2) Составьте небольшой текст (5-6 предложений), в котором было бы использовано 8-10 слов на данную орфограмму.

Анашкина Наталья Владимировна.

МКОУ БГО Ульяновская СОШ

Борисоглебский городской округ, Воронежская область.

Урок-практикум по теме «Правописание корней с чередованием»

Цель:

Обобщение и систематизация знаний о правописании слов с чередующимися гласными в корне на новом качественном уровне с учётом требований образовательного стандарта и выработ­ка навыков правописания корней с чередованием при подготовке к ОГЭ в 9 классе.

Задачи:

    Формировать навыки работы со словом, в том числе при условии, когда лексическое значение слова является одним из условий грамотного написания слов с чередованием;

    умение систематизировать предложенный материал, создавать алгоритмы выполняемых заданий; создавать кластеры;

    строить развёрнутое высказывание по предложенной теме;

    целенаправленная работа по развитию речи.

Оборудование занятия:

Распечатки занятия в сокращённом варианте, обобщающая таблица «Чередующиеся гласные в корнях слов», учебник, презентация.

Стадия вызова.

I . Объяснительный орфографический диктант. Обозначьте условия выбранной буквы. (слайд № 3)

I. З…ря разг…рается, прекр…тить работу, восст…новить завод, пор…вняться с домом, опытный пл…вец, нак…сить травы, прик…саться к печи, пл…вучий дом отдыха, прик…снуться к знаниям, решить ур…внение, отр…сль промышленности, юная пор…сль, вск…чить на ноги, подск…кать к дому, подр…нять волосы, зар…стать травой, пром…кнуть написанное, изл…жить на бумаге, изл…гать материал, заниматься р…стовщичеством, пром…кательная бумага, выр…вняться в росте, нак…чать мяч, отск…чить от огня, приг…релое молоко, претв…рить в жизнь, предв…рительное условие, ярко разг…ревшийся костёр, отд…лённые местности, плодородная д…лина, степная р…внина, оз…рённый пламенем.

1) проверьте себя по ключу № 1 (слайд 4).

2) сделайте работу над ошибками. Сформулируйте правило о написании корней с чередованием.

Стадия осмысления.

II . Систематизация написания корней с чередованием.

Самостоятельная работа.

Подготовьте сообщение по теме: « Правописание безударных гласных в корнях с чередованием. Буквы е – и в корнях с чередованием» (слайд 5).

После корня суффикс А нет суффикса А

ПОДБИРАТЬ ПОДБЕРУ

ЗАМИРАТЬ ЗАМЕРЕТЬ

ОТТИРАТЬ ОТТЕРЕТЬ

РАССТИЛАТЬ РАССТЕЛИТЬ

ПОДЖИГАТЬ ПОДЖЕЧЬ

БЛИСТАТЬ БЛЕСТЕТЬ

ЗАЖИГАТЬ ЗАЖЕЧЬ

ОПИРАЛИСЬ ОПЕРЕТЬСЯ

III . Рассмотрите таблицу «Чередующиеся гласные в корнях слов».

! Написание гласной зависит от ударения

1. В корне гор- - гар-

2. В корне зор- - зар- в безударном положении пишется а

3. В корне клон- - клан- в безударном положении пишется о

4. В корне твор- - твар- в безударном положении пишется о

заг"а р, уг"а р - заго р"елый, го р"еть и др. Исключения: выг а рки, изг а рь

з"а рево, з"орька - за рн"ица - оза р"ять и др.. Исключение: з о рев "ать

кл"а няться, покл"о н - покло н"иться, покло нение и др

тв"о рчество - тво р"ить, тво р"ец. Исключение: утв а рь

! Написание гласной зависит от наличия суффикса а

В корне кас- - кос- : касаться, касательная и др.

В корнях бер- - бир-, дер- - дир-, мер- - мир-,

пер- - пир-, тер- - тир-, жег- - жиг-, стел- - стил-,

чет- - чит- пишется и , если за корнем следует суффикс а

сжи - г а ть, рассти ла ть, вычи та ть и др.

В корнях с чередованием а(я) - им, ин.

коснуться, прикосновение и др.

уде ру, уме реть, запе реть, сте реть, ле стеть, выже гший, выче т, рассте лить и др.

Исключение: соч е т а ть, соч е т а ние

сжа ть - сжи ма ть, поня ть - пони ма ть,

нача ть – начи на и др.

! Написание гласной зависит от последующей согласной

1 . В корне лаг- - лож- предла гать, прила гательное и

др.

2. В корне раст- - рост-

3. В корне скак- - скоч-

предла гать, прила гательное и

предло жить, предло жение и др.

др.

Исключение: полог

расти, нара щение Исключение: отр а сль, р о с­ ток, р о стовщик, Р о стов

выро сший, заро сль, поро сль и др.

подска кать, скакать и др.

выско чить, вско чить, подскочить и др. Исключение: ск а чок, ск а чу

! Написание гласной зависит от значения корня

Корень плов- - только в словах пловец, пловчиха;

корень плыв- - в слове плывуны

В остальных словах - корень плав-, например: плавать,

поплавок и др.

Корень равн- - в словах со значением «равный, оди­наковый, наравне» : уравнение, сравнить, поравнять­ся Исключение: равняйсь, равнение, равнина

Корень ровн- - в словах со значением «ровный, прямой,

гладкий», например: заровнять, ровесник, сровнять, уровень.

Ср.: подравнять (сделать равным) - подровнять (сде­лать ровным); выравнен (сделан равным) - выровнен (сде­лан ровным)

Корень мак - значение «погружать в жидкость», например: макать сухарь в чай; обмакнуть перо в чер­
нила и др.

Корень мок- - значение «пропускать жидкость», например: вымокнуть под дождём; непромокаемый плащ и др.

Сообщение ученика.

- При написании гласных в словах: примерять платье, примирять врагов, замирать от восторга, замереть от страха мы руководствуемся такими правилами: « В данных словах мы имеем корни, которые звучат и парами пишутся одинаково, это корни -мер- -мир-. Но при написании слов мы должны руководствоваться разными правилами: в словах примерять (платье), примирять (врагов) мы используем правило написания безударных гласных в корнях примерять - мерка, примирять - мир); в словах замирать (от восторга), замереть (от страха) мы ис­пользуем правило правописания гласных, чередующихся в словах: если после корня идет суффикс -а - пишем и (замирать), нет суффикса -а- - пишем е (замереть).

Обратим внимание на слово подростковый. Почему в этом слове пишется буква о? Это слово образовано от слова подросток, в котором гласная о ударная. Такое написание сохраняется и в производных словах.

III . Обобщение и контроль.

    Запишите словосочетания, графически объясните условия выбора выбора гласной в корне (проверим по слайду № 6)

    Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов:

соч...тать, оз...рять, изл…гать, взр...слеть, приг...реть, пл...вучий, пром...кашка. (слайд № 7)

3. Составьте и запишите небольшой текст о природе родного края, используя слова по изучаемой теме. Правописание слов с чередующимися гласными объясните (слайд № 8)

4. Самостоятельно сделайте кластер « Корни с чередованием» (слайд 9)

Самостоятельная работа.

    Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов, обозначьте орфограммы:

Сотв…рить, тв…рец, р…вновесие, разг…ревшийся, отр…стить, бл…стать, заст…лать, прик...саться, к...сательная, прил…гательное, изл…гать, возл...жить, заг...рать, заг...реть, пл...вучий, спл...влять, з...рница, нар...стание, выр...стить, ра...внина, ур..внение, пор...вняться, подр...внять, обм…кнуть, пром...кать, попл...вок.

Составьте словосочетания (вид связи – управление).

Проверьте написанное по ключу (слайд № 11).

Рефлексия (слайд № 12)

Что на уроке вам особенно понравилось?

Какая информация оказалась для вас новой?

Как оцениваете свою работу на уроке, всё ли у вас получилось?

Полезен ли материал урока при подготовке к экзамену?

Домашнее задание:

    подготовить развёрнутый ответ по теме урока;

    составить словарную диктовку;

    сочинение – миниатюра о природе родного края с максимальным использованием слов с чередующимися гласными.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Оргмомент

Учитель приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих.

Круг радости

Записывают в тетрадь дату и тему урока.

Целеполагание

Стимулирует к постановке цели и задач урока.

Что является объектом изучения? Повторение,закрепление

Исходя из темы урока, учащиеся делают вывод о том, что необходимо открыть способы выбора гласных а-о в корнях –лаг- - -лож-, -раст- (-ращ-) - -рос-. Объект изучения- однокоренные слова с чередованием гласных в корне. Предмет – гласные в корне с чередованием

Проверка домашнего задания

Заслушивает ответы. Отмечает наиболее удачные работы

Оценивает 2-3 работы.

Учащиеся представляют творческие работы по домашнему упр.300 (устные сообщения, презентации и т.п.)

Повторение пройденного материала

Предъявляет задания на повторение и систематизацию знаний.

1.Орфографическая минутка.

Задание. Вставить буквы е-и в словах с чередованием гласных.

2.Объяснительный диктант

Задание. Выписать слово с чередование и подобрать как можно больше однокоренных слов с противоположным корнем. Сформулировать вывод.

1Работают по вариантам с перфокартами.

Взаимопроверка по ключу.

2.Записывают предложение. Устно объясняют знакомые орфограммы. Выписывают слова с чередование гласных в корне, подбирают однокоренные. Делают вывод.

Формирован

знаний и способов действий

Предлагает выполнить задание интерактивного упражнения и сформулировать выводы о чередованиях в корне гласных

Оказывает помощь,

Определяют способ выбора гласной в корне с чередование о-а, записывают примеры в тетрадь. Формулируют вывод.

Актуализация знаний учащихся

Актуализирует представление о корнях с чередование гласных Задаёт вопросы, способствующие формированию понятия о способах выбора гласной о-а в корне с чередованием.

Ребята, сравните свои выводы с теоретическим материалом стр. 100-101

Выступающие от групп устно анализируют слова из текста, комментируя ответы.

Читают текст в учебнике и убеждаются в правильности своих выводов

После проведения инструктажа по т.б предлагает выполнить по вариантам следующее интерактивное задание самостоятельно на ПК. Проверить. Исправить недочеты.

Выполняют по вариантам упражнение, меняются вариантами, проводят взаимопроверку. Исправляют ошибки, доказывая правильность выбора гласной

Физминутка

После напряженной работы необходимо отдохнуть, набраться сил. Проведем физминутку.

Проговаривают рифмованные строчки и выполняют соответствующие движения.

Расширение знаний учащихся о словах с чередованием гласных в корне

Предлагает заполнить магический квадрат

Устно анализируют слово, вставляют в клеточки квадрата буквы, (слабые с опорой на сводную таблицу корней с чередованием на экране). Проверяют по ключу квадрата.

Первичный контроль знаний.

Предлагает выполнить задание по тексту упражнения самостоятельно. Предлагает сверить ответы и оценить знания с ответами в интерактивном задании.

Выполняют упражнение на ПК самостоятельно. Проверяют по интерактивному ответу. Оценивают свою работу по шкале.

Подведение итогов

Что удалось?

Над чем еще поработать?

Высказывают мнение о проделанной работе и ее эффективности.

Домашнее задание

Поясняет разноуровневое задание по п. 38.

Упр.308

Записывают задание в дневник и подают на подпись учителю


Close