Разделы: Начальная школа

Цели урока:

  • Расширить и обобщить знания учащихся о воздухе.
  • Познакомить учащихся с основными источниками загрязнения воздуха и мерами по охране воздуха.
  • Следить за утомляемостью и правильной посадкой детей, и вовремя предупреждать их.

Оборудование:

  • мультимедиа,
  • выставка рисунков учащихся "Береги природу!",
  • выставка книжек-самоделок о природе.

ПЛАН УРОКА

I. Организация на урок.

Звенит заливисто звонок,
Зовёт детей он на урок.
И вот они уже стоят,
Образуя стройный ряд.

Ребята, сегодня на уроке мы закрепим свойства воздуха, познакомимся с основными источниками загрязнения воздуха и мерами по охране воздуха.

Эпиграфом к уроку будут слова Л. Леонова.

Приложение 1. Слайд 1, 2.

II. Актуализация знаний.

Что такое атмосфера? (Атмосфера - это слой воздуха, который окружает нашу планету.)

Что такое воздух? (Воздух - это смесь газов.)

Какие свойства воздуха вы знаете? (Воздух прозрачный, бесцветный, не имеет запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло.)

Из чего состоит воздух? (Воздух состоит из азота, кислорода, углекислого газа, паров воды и примесей: сажи, дыма, пыли.)

Какого газа больше всего в воздухе? (Азота.)

Какой газ необходим для дыхания и горения? (Кислород.)

Могут ли живые организмы жить без воздуха? (Не могут.)

III. Выявление основных источников загрязнения воздуха. Постановка учебной проблемы.

Всем живым существам и человеку для дыхания нужен воздух. Иногда кажется, что атмосфера неисчерпаема и вряд ли стоит опасаться, что она станет непригодной для дыхания. Но это не так!

Быстрый рост промышленности, транспорта особенно в больших городах, распашка огромных земных пространств, уничтожение лесов привели к сильному загрязнению атмосферы.

Снижается прозрачность воздуха, он становится насыщенным вредными отработанными газами, запылённым. Это угрожает здоровью людей и всей жизни на Земле.

Предположите, что является основными источниками загрязнения воздуха?

Многие фабрики и заводы ежедневно выбрасывают из своих труб тысячи тонн сажи, золы и вредных веществ.

Над большими промышленными городами висят серые облака вредных отходов предприятий и транспорта. Время от времени на эти города опускается пелена смеси дыма и парообразной воды. Это - смог. Он может вызвать удушье, головную боль, уменьшить устойчивость живого организма к различным заболеваниям.

Оседая на листьях растений, сажа и пыль нарушают их жизненные процессы, приводят к преждевременной гибели.

Слайд 5, 6.

Из многих городов приходят тревожные вести "Не хватает воздуха! Не чем дышать!". Автомобили заполнили улицы, проспекты и обрушили на горожан выхлопные газы, в которых очень много вредных веществ.

Сколько вредных выхлопных газов могут выбросить в сутки 10 автомобилей? 100 автомобилей?

Ребята, так что же служит основными источниками загрязнения воздуха?

IV. Меры по охране чистоты воздуха. Поиск решения.

Загрязнение атмосферы последние годы очень беспокоит человечество. Созданы специальные службы, которые следят за чистотой воздуха.

На улицах города Саратова часто можно увидеть автомобиль "Экологическая лаборатория". Это уникальная лаборатория, способная выполнить анализ воздуха и воды.

В Законе об охране природы сказано, что каждый завод, каждая фабрика должны иметь особые установки, улавливающие пыль, частицы угля, различные газы - пылеулавливающее и газоочистное оборудование.

Из задержанных этими установками сажи и газов изготовляют полезные материалы. Например: сажу используют для получения цемента и красок, а из газов делают многие химические вещества, необходимые в народном хозяйстве.

Ведётся контроль за двигателями автомобилей. Делаются успешные попытки использовать в качестве горючего для автомобилей газ - водород. При его сгорании не выделяются вредные газы, а образуется вода. Учёные разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять атмосферу. Возможно, скоро у нас появятся солнцемобили и электромобили.

Правильно ли поступает водитель, если во время стоянки, оставляет включенным мотор своей машины?

Автотранспорт более всего отравляет воздух на перекрёстках, то есть там, где он работает на переменных режимах (разгон, торможение). Поэтому необходимо создавать на оживлённых перекрёстках подземные туннели и переходы. Эти меры способствуют снижению загрязнения воздуха выхлопными газами.

Туннель под площадью Маяковского в Москве позволил снизить содержание окиси углерода в 8 раз.

Ученые ищут способы замены угля, нефти, древесины на другие, как говорят "экологически чистые" источники энергии, которые бы не загрязняли атмосферу.

Ребята, так что же надо делать для охраны чистоты воздуха?

V. Физминутка.

Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерочек тише, тише,
Деревце всё выше, выше.
Раз, два! Выше голова!
Три, четыре! Руки шире!
Пять, шесть! Тише сесть!

Что такое ветер? (Ветер - это движение воздуха вдоль поверхности Земли).

V. Роль растений в очищении воздуха. Поиск решения.

Вы знаете, что кислород поддерживает горение. Много кислорода сжигается в двигателях автомобилей и самолётов, в топках тепловых станций и печах заводов.

Слайд 8, 9.

А сколько летает самолётов! Сколько движется по дорогам автомобилей! Как же восстановить эти потери кислорода в воздухе?

Правильно, в этом нам помогают растения. Поэтому в городах и вокруг них создают пояса садов, парков, аллей. Листья деревьев поглощают углекислый газ, а выделяют кислород, а так же задерживают пыль и сажу.

Например: листья вяза и сирени задерживают пылинки. В городах обычно высаживают растения, которые легче переносят задымление: тополь, клён остролистный, дуб, липу, желтую акацию, каштан конский, тюльпан, ромашку. (Показ гербария.)

Ребята, какова же роль растений в очищении воздуха?

Какие растения лучше высаживать в промышленных городах и посёлках?

Какую роль играют леса в очищении атмосферы?

VI. Подведение итогов операции "Посади дерево".

Все ученики нашего класса приняли активное участие в операции "Посади дерево". Всего посадили 18 деревьев и 3 кустарника.

Ребята, какие деревья и кустарники вы посадили?

VII. Решение экологической задачи.

Одно дерево в сутки выделяет столько кислорода, сколько его необходимо для дыхания трёх человек. Какое количество деревьев могут обеспечить потребность в кислороде всех учащихся нашего класса в течение суток?

Возле нашей школы посажено много деревьев, которые обогащают воздух кислородом и очищают от вредных выхлопных газов автомобилей, так как около школы проходят две автомобильные дороги. Экологи нашей школы сделали подсчёт количества автомобилей, проехавших около школы, за 1 час. Оказалось: летом - 85-90, зимой - 62 машины.

VIII. Польза комнатных растений. Поиск решения.

Почему в тесном закрытом помещении, где скопилось много людей, через некоторое время становится трудно дышать? (Люди вдыхают кислород, а выдыхают - углекислый газ.)

Как восстановить потери кислорода в помещении? (Проветривание помещений.)

А ещё нам в этом помогают комнатные растения. Они обогащают воздух кислородом. А хлорофитум очищает воздух от газов. Некоторые комнатные растения являются лечебными: каланхоэ, алоэ.

Комнатные растения - это твой самый близкий "зелёный друг". Каждое растение - это живой организм, который как ребёнок растёт, развивается, приносит радости и огорчения, радуя нас своими красивыми и сочными листьями, цветами.

Ребята, у кого из вас есть дома "зелёный друг"?

Как вы ухаживаете за комнатными растениями?

Почему так легко дышится там, где много зелени?

IХ. Экологическая обстановка в Татищевском районе.

В каком районе мы живём?

Экологическая обстановка в Татищевском районе хорошая. Охраной природы занимаются Комитет по охране природы, районная администрация, все хозяйства района. Татищевский район славен своими лесами. Работу возглавляет Вязовский учебно-опытной лесхоз. На каждого жителя района приходится 1га покрытой лесами территории. 1 га = 10000 м 2 . Для сравнения возьмём площадь нашего класса. Она равна 50 м 2 . Значит надо взять 200 таких классов.

Жители п.Татищево должны принимать активное участие в мероприятиях по охране природы, следить за чистотой своих дворов. Вы, школьники, тоже должны принимать в этом активное участие.

Если бы ты был мэром п. Татищево, какие меры по охране воздуха ты предпринял бы в первую очередь?

X. Проверка знаний. Тест.

Ребята, а теперь вам нужно ответить на вопросы, выбрав правильный ответ и записать в таблицу. (Таблицы у учащихся на партах.) (См. приложение 2. Таблица 1.)

Слайд 11, 12.

Давайте проверим, что у вас получилось? (Слово- друг.)

А что это значит? (Человек должен стать настоящим другом всего живого на планете. )

Я, верю, что вы будете настоящими друзьями природы, будете охранять, беречь и любить природу! Помните! Природа - больна. Природе нужна ваша помощь.

XI. Чтение стихотворения о природе.

Мы любим лес в любое время года
Мы слышим речек медленную речь:
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь!

В лучах ромашки солнечного света
Такие, что светлей на свете жить:

Давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым:
Всё это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!

Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда:
Природой называется всё это,
Давайте же любить её всегда!

XII. Выставление оценок за урок с комментированием.

XIII. Домашнее задание.

XIV. Итог урока.

Ребята, я очень довольна вашей работой на уроке. На выставке книжки - самоделки о природе, на стенде - рисунки на тему "Береги природу!". Я надеюсь, что вы унесёте в сердце после нашего урока частицу добра, любви. Вам жить в XXI веке. Вы - будущие хозяева планеты. А хозяин должен не только брать, но и отдавать.

От негативного антропогенного воздействия в виде загрязнения его вредными веществами можно выделить три основные группы мероприятий:

  1. технологические;
  2. санитарно-технические;
  3. планировочные.

К технологическим мероприятиям можно отнести: создание замкнутых технологических циклов, безотходных и малоотходных технологий, исключающих попадание в атмосферу вредных загрязняющих веществ . С экономической точки зрения дешевле бороться с вредными веществами в местах их образования.

Экологизация технологических процессов предусматривает, в частности:

  • создание непрерывных технологических процессов производства;
  • замену местных котельных установок на централизованное тепло;
  • предварительное очищение топлива и сырья от вредных примесей;
  • герметизацию процессов, использование гидро- и пневмотранспорта при транспортировке пылящих материалов;
  • замену угля и мазута природным газом;
  • применение гидрообеспыливания;
  • перевод на электропривод компрессоров, сваебойных агрегатов, насосов;
  • частичную рециркуляцию, т. е. повторное использование отходящих газов.

Учитывая исключительную актуальность охраны атмосферного воздуха от загрязнения отработанными газами автомобилей, первоочередной проблемой является создание экологически чистых видов транспорта.

В настоящее время ведется активный поиск более чистого топлива, чем бензин. В качестве его заменителя рассматриваются экологически чистое газовое топливо, метиловый спирт (метанол), малотоксичный аммиак и идеальное топливо - водород. Продолжаются интенсивные разработки по замене карбюраторного двигателя на более экологичные типы - дизельный, паровой, газотурбинный и др.

Санитарно-технические мероприятия включают в себя специальные меры защиты при помощи очистных сооружений.

Поскольку нынешний уровень развития экологизации технологических процессов, внедрения замкнутых технологических циклов и т.д. недостаточен для полного предотвращения выбросов токсичных веществ в атмосферу, на предприятиях повсеместно используются различные методы очистки отходящих газов от аэрозолей (пыли, золы, сажи) и токсичных газо- и парообразных примесей (NO, NO2, SO2 , SO3).

В группу планировочных мероприятий входит комплекс приемов, включающих:

  • правильное взаимное размещение источников выброса и населенных мест с учетом направления ветров; выбор под застройку промышленного предприятия ровного возвышенного места, хорошо продуваемого ветрами; сооружение автомобильных дорог в обход населенных пунктов и др.;
  • организацию санитарно-защитных зон;
  • озеленение населенных мест и др.

Что делается в вашем городе для охраны воздуха или как защитить воздух от загрязнения? Такая серьезная тема изучается по предмету окружающий мир во 2 - 3 классах начальной школы.

На этой странице попробуем разобраться с ответом на этот вопрос.

Процесс загрязнения воздуха начался в XIX веке, в связи с быстрым развитием промышленности. Все фабрики того времени использовали один вид топлива – каменный уголь. Несмотря на то что уже тогда знали о вредности данного сырья для окружающей среды, оно все равно оставалось самым востребованным. Это было связано с его дешевизной и отличной доступностью.

Приближаясь к крупным металлургическим комбинатам, прежде всего обращаешь внимание на ряды гигантских труб, которые выбрасывают дым высоко в небо.

Там на высоте дуют мощные ветры. Они подхватывают клубы дыма и рвут их в клочья, развеивают, смешивают с чистым воздухом, быстро снижают опасность ядовитых газов. Такие же высокие трубы делаются на крупных электростанциях.

Высокие трубы отводят беду от живущих поблизости людей, но ведь ядовитые газы все равно поступают в воздух. Там они накапливаются, а потом выпадают с осадками в других районах.

Человеку и другим живым существам для дыхания нужен чистый воздух. Но во многих местах, особенно в больших городах, он загрязнён

Некоторые фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль. Автомо­били выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ.

Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле!

Что делается для охраны воздуха в городах?

1. Сейчас немало делается для охраны чистоты воздуха в городах. На многих предприятиях работают установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы. На котельных устанавливают пыле и газо-улавливающие устройства.

2. Осуществляется вывод вредных предприятий за черту города.

3. Происходит замена общественного транспорта на более экологические. Создаются новые троллейбусные и трамвайные маршруты по городам. Учёные разработали новые автомобили - электромобили, которые не будут загрязнять воздух.

4. Кроме того, все большегрузные автомобили, а выхлопные газы автомобилей еще один вредный фактор, отправляются по объездным дорогам, им запрещено заезжать в центр городов.

5. Вводятся запреты на сжигание мусора в черте города.

6. Большую роль в защите воздуха играют зеленые насаждения, поэтому в городах много много внимания уделяется посадке скверов, аллей, парков.

7. В разных местах созданы специальные станции, они постоянно следят за чистотой воздуха в больших городах.

Для предотвращения загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов отходами промышленных предприятий активно разрабатываются и внедряются разнообразные очистные сооружения. Для очистки воздуха используются фильтры, абсорберы, скрубберы и другие аппараты и установки. Фильтры бывают:

1) механические;

2) электрические;

3) магнитные;

4) звуковые.

Для очистки газового потока могут быть использованы:

1) сухие окислительные процессы;

2) мокрые окислительные процессы;

3) процессы каталитического превращения.

Очистка промышленных и хозяйственно-бытовых сточных вод осуществляется различными методами:

1) механическими;

2) биологическими;

3) физико-химическими.

Для защиты атмосферного воздуха от загрязнения выбросами автотранспорта применяются специальные приемы застройки и озеленения магистралей. Бензин заменяется на более экологичное топливо - природный газ. Постоянно совершенствуются двигатели внутреннего сгорания.

Промышленность, сельское хозяйство и транспорт загрязняют почвы отходами производства и потребления в результате неосторожного применения пестицидов, удобрений, неправильного орошения и вспашки полей.

Решение этих проблем возможно и достигается в случае строгой дозировки и умелого использования химических веществ, а также применения технических методов обработки почв в сельском хозяйстве на основе последних научных разработок, проведения мероприятий по предотвращению эрозии.

Особенностями охраны растительного мира являются рациональное использование лесов и их воспроизводство.

Борьба с лесными пожарами осуществляется посредством предупредительных мер (пропаганда среди населения, чистка лесосек, противопожарное устройство лесов), использования дозорно-сторожевой службы, тушения лесных пожаров, защиты от вредителей и болезней.

Много видов растений находится под охраной государства (Красная книга). Охрана состоит в нормированном сборе. Сохранение лугов и пастбищ возможно при устранении перевыпаса животных и проведении агрокультурных мероприятий по улучшению травостоя и увеличению урожайности растений. Путем создания благоприятных условий для обитания можно добиться охраны редких и вымирающих животных (Красная книга). Решить эту задачу призвано создание национальных парков, заповедников, заказников. Регулирование норм отлова, охрана нерестилищ, организация борьбы с браконьерством, разведение в неволе, сокращение сбросов неочищенных сточных вод позволят сохранить многих обитателей морей и океанов.

Предыдущие материалы:
  • Энергетика биосферы и природный лимит хозяйственной деятельности человека
  • Классификация природных ресурсов; особенности использования и охраны исчерпаемых (возобновимых, относительно возобновимых и невозобновимых) и неисчерпаемых ресурсов

Что является причиной загрязнения воздуха в Ульяновске.

Еще пять лет назад Ульяновска не было в списке городов, воздушный бассейн которых загрязнен. Сейчас в Поволжье Ульяновск занимает третье место после Самары и Тольятти.
За год на территорию нашей области выбрасывается 250 тонн вредных веществ. Основными компонентами являются пыль, сажа, окислы азота, окись углерода, соляная и уксусная кислота, аммиак и другие. В Ульяновске насчитывается 12 тыс. источников выбросов в атмосферу. 75% из них не оборудованы очистительными сооружениями.

На долю транспорта приходится около половины всех вредных веществ в городском воздухе. Выбросы транспорта в отдельных районах превышает ПДЦ в 60 раз.
Ввиду перегруженности города транспортом и недостаточной удаленности от транспортных магистралей выбросы автомобилей вдыхаются жителями города круглосуточно, даже во время сна. На некоторых улицах окна домов находятся в нескольких метрах от дороги.
Согласно нормам жилые постройки должны находиться не менее 200 метров от проезжей части.
У города нет объездных путей и весь транспорт идет через город. Выхлопные газы очень опасны для детей, газы находятся на уровне дыхательных путей и сразу же ими вдыхаются.

Что делается для улучшения состояния воздуха в Ульяновске

В 2007 году был принят Закон Ульяновской области, нацеленный на охрану окружающей среды в городе.
В рамках этого закона предполагается провести следующие мероприятия по улучшению состояния атмосферы.

Установка фильтров для очистки вентиляционных фильтров на крупных предприятиях города (Завод «Искра», Механический завод, Ульяновскцемент);
-Установка пыле и газоулавливающих устройств на котельных;
-Установка оборудования по утилизации свалочных газов;
-Перевод муниципального транспорта (автобусы, маршрутки) на безопасные виды топлива;
-Проведение мероприятий по озеленению города.


Close