Начинаем автоматизацию звука в словах только после того, как ребенок четко произносит изолированный звук и может правильно произносить его в слогах. Называем слова, выделяя голосом автоматизируемый звук.
Слова произносим не торопясь, четко проговаривая их. Желательно повторить одно и то же слово 2-3 раза.

Артикуляция звука Г

Артикуляция звука [Г] такая же, как и у звука [К], только с участием голоса. Губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Зубы разомкнуты. Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Боковые края языка прижаты к задним верхним зубам. Задняя часть языка образует смычку с нёбом. Мягкое нёбо поднимается и закрывает проход в полость носа. Голосовые складки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и нёбом, в результате образуется характерный звук. Голосовые складки смыкаются и вибрируют.

Автоматизация звука [Г] в слогах

Проговаривай слоги чётко, выделяя голосом звук [г].

га - га га – го - гу ага-ого – угу

гу - гу гва – гво - гву гла – гло - глу

го - го сга - сго - сгу рга - рго - ргу

Автоматизация звука [Г] в начале слов

газ гам гарь газон

гаммы гамак гараж газета

гавань гармонь галстук габарит

гомон говор горка горло

город голубь голова горько

гончие гордость говорить горилла

говядина годовщина

гул гусь гурт губы гуща

губка гудок гумно гусли гуляш

гудеть гусеница

Упражнение "Послушай. Запомни. Повтори". Проговаривай слоги чётко, выделяя голосом звук

гла - гли - глу гра - гри - гро - гру

Автоматизация звука [Г] в начале слов со слиянием согласных

гнать гнуть гнев гнет гнездо

грач груша громко грива грибы

гвозди глушь глина глянец глазурь

глубина глазомер гладиолус

грань гром грош груз гриб

грим гриф грамм груздь грунт

груша грамота гравер грызун гребень

Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем!!!

Автоматизация звука [Г] в середине слов

яга нега нога рога снега

вьюга книга ватага радуга телега

навага отвага мотыга пирога лачуга

фрамуга бродяга благо

огонь багор бугор вагон загон

гогот погон ноготь бегом кругом

иголка огород угодье погода разговор

нагорье бегония полигон агат багаж наган загар пугач

бригада делегат рогатина богатство могут прогул драгун лагуна фигура

ягуар чугун балагур лягушка попрыгунья

Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем!!!

Словосочетания со звуком г: повторять по 2-3 раза чётко, выделяя голосом звук [г].

гоголь-моголь гнилая груша

гребни гор огромный город

пограничный гарнизон игра органиста

гроздья винограда пергаментная бумага

горные луга чугунная ограда

Упражнение "Придумай словосочетание по картинкам".
Например: Говорящий попугай грязные сапоги

Слова, в которых два звука г.

гага гангрена гоголь глагол

гагара гангстер гогот загогулина

Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем!!!

Предложения со звуками Г и Г"

Я его догнал и обогнал. Я мигом Олега догоню.

Гога долго болел гриппом. Галя гоняла голубей.

Голуби влетели в голубятню. Я бегу по лугу.

Галя загадала загадку. У Гоги - гаммы.

Гера играет на гобое. На Урале громадные гранитные горы.

В огороде на грядке растут огурцы. Гусь гогочет: "Га-га-га!"

Грачи вьют гнезда на дереве. В вагоны грузят арбузы.

На берегу стоят пингвины. Дорогу посыпают галькой.

На заводе гудит гудок. У Гоги - гири.

Гена помогает другу. Гена на гобое играет гимн.

На пороге вытри ноги. Листья герани испаряют достаточно влаги.

Вечная слава героям. На флаге - герб.

Из-за вьюги не придут подруги. На берегу Волги много лагерей.

Едят Гена и Галя геркулесовую кашу. Гена просит Геру сыграть на гитаре.

Галя надула губы. Детский лагерь находится у горы.

В городе висят красные флаги. У Гоги болит нога.

Упражнение "Придумай предложения по картинкам". Например: Гриша играет на гитаре.


Татьяна Колмакова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Г]. Буква Г»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Г] . Буква Г »

Цели :

Коррекционно-развивающие :

Познакомиться со звуками Г , ГЬ.

Учить выделять звуки среди других звуков , в слогах, из состава слова, дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;

Познакомить с графическим обозначением звуков - буквой Г ;

Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа : умение определять место звука в слове ;

Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного восприятия;

Образовательные :

Учить детей спрягать глаголы;

Продолжать учить детей правильному употреблению в речи;

прилагательных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже;

числительных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже, упражнять в подборе антонимов;

Воспитательные :

Воспитывать организованность, дружелюбие, самостоятельность, осознанное отношение к речи;

воспитывать потребность детей к правильной речи.

Оборудование :

Разрезные картинки со звуком Г , зеркала, картинка гороха, гусеницы, конверты с элементами буквы Г , пластилин.

1. Ход занятия :

1. Оргмомент. Здравствуйте ребята - Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком . Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы . (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем ).

2. Мы не можем звук увидеть , И не можем в руки взять. Звук мы можем только слышать, А еще его сказать.

На какие две группы делятся все звуки ? (Звуки делятся на гласные и согласные) . –

Чем отличаются гласные звуки от согласных ? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград, и поэтому звук можно долго тянуть . Согласный звук не тянется , потому что при его произнесении воздух встречает препятствия. Гласные тянутся к песенке звонкой. Могут заплакать и зарыдать. В темном лесу звать и аукать, Но не желают свистеть и ворчать. А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь.

Назовите картинки которые лежат у вас на столе, выделяя голосом 1 звук .

(дети называют картинки)

Назовите, какой звук есть во всех этих словах? (Г)

Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками Г – ГЬ и буквой Г .

На доску вешается картинка с буквой Г

2. Знакомство со звуками Г-ГЬ .

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков. (Горох)

1. Что такое горох

2.-Назовите 1 звук в слоге : го?

Поставьте зеркала, произнесите звук Г , обратите внимание в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка.

(губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов)

Ещё раз произнесите звук Г и скажите , при произнесении звука Г встречается ли преграда? Да.

Что мешает? (воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и нёбом)

А если встречается преграда, значит звук Г какой ? Согласный.

А теперь проверьте звонкий или глухой? Звонкий.

Расскажите про звук Г .

Слушайте следующую загадку

Волосата, зелена,

В листьях спряталась она.

У неё немало ножек,

Только бегать вот не может. Кто это? (Гусеница)

Какой вред приносит гусеница?

Назовите 1 звук в слоге Гу ?

Расскажите про звук ГЬ .

3. Выделение звука .

А) Ловим звук : среди других звуков : И, В, З, О, К, Г, Б, М, Ш,

Б) среди слогов :, АШ, АМ, ОГ, ОК, ОБ, ГА, ДА, ТО, ДО, ГО,ГУ, ЛЫ, АГ

В) -Назовите слова со звуком Г .

Назовите слова со звуком ГЬ .

4. Дифференциация звуков Г -ГЬ

Игра «Услышь звук »

Если услышите в слове звук Г – хлопайте в ладоши, а если ГЬ – топайте ногами.

ГИТАРА, ГЕНА, НОГИ, ГАМАК, ГИРЯ, ГЕНА, ГНУС, ЛУГА, ГРОМ, ГОРА. (объясняют какой звук , место звука в слове )

Физминутка

Гена шёл, шёл, шёл.

Белый гриб нашёл.

Раз грибок, два грибок,

Полезайте в кузовок.

А сейчас задание под номером 2

Скажите слова наоборот :

Холодный - горячий.

Чистый - грязный.

Тихий - громкий.

Сладкий - горький.

Веселый - грустный.

Хорошо справились с заданием.

5. Знакомство с буквами Г г .

Звуки Г , ГЬ обозначаются буквой Г .

Рассмотрите пожалуйста букву на доске .

На что похожа буква ?

Подумайте и скажите какие ещё слова бывают со звуком г и гь .

А сейчас давайте возьмём пластилин и попробуем вылепить букву Г .

6. Итог занятия .

С какими звуками мы сегодня познакомились?

Расскажите о звуке Г , ГЬ.

Какой буквой обозначены звуки Г ,ГЬ?

Придумайте слова со звуками Г ,ГЬ.

Цели:

Коррекционно-развивающие:

Познакомиться со звуками Г, ГЬ.
- учить выделять звуки среди других звуков, в слогах, из состава слова, дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;
-познакомить с графическим обозначением звуков - буквой Г;
- совершенствовать навыки звуко-слогового анализа: умение определять место звука в слове;
- способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного восприятия;

Образовательные:

Учить детей спрягать глаголы;
- продолжать учить детей правиьному употребдению в речи;
прилагательных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже;
числительных,согласовывая их с существительными в роде, числе,падеже;
-продолжать работу по профилактике дисграфии;
упражнять в подборе антонимов;
Воспитательные:
-воспитывать организованность, дружелюбие, самостоятельность, критичное и осознанное отношение к речи;
воспитывать потребность детей к правильной речи.

Оборудование:

Разрезные картинки со звуком Г, альбом 2 «Я учусь говорить и читать» стр.27,29, зеркала, картинка гуся, гусёнка, фонарики: синий - зелёный, конверты с элементами буквы Г, предметная картнка Ганса.

Ход занятия:

1. Орг. момент
-Откройте конвертики, у вас разрезаны картинки.
-Соберите картинки.
-Назовите свои картинки, выделяя голосом 1 звук.
(дети называют картинки)
- Назовите, какой звук есть во всех этих словах? (Г)
Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками Г - ГЬ и буквой Г.
2.1) Знакомство со звуками Г-ГЬ.
-Отгадайте мою загадку:
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. Кто это? (гусь)
-Как гогочет гусь? (га-га-га)
-Назовите 1 звук в слоге: га?
Поставьте зеркала, произнесите звук Г, обратите внимание в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка.
(губы в улыбке, зубы разомкнуты,
кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов)
Ещё раз произнесите звук Г и скажите, при произнесении звука Г встречается ли преграда?
-Что мешает? (воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и нёбом)
А если встречается преграда, значит звук Г какой?
-А теперь проверьте звонкий или глухой? (голос включается)
-А в слоге ГА, звук Г твёрдый или мягкий?
-Расскажите про звук Г.
-Скажите, как зовут детёныша у гуся? (гусёнок)
-А гусёнок гогочет: ГЯ-ГЯ-ГЯ
-Как гогочет гусёнок: ГЯ
-Назовите 1 звук в слоге ГЯ? ГЬ
-Расскажите про звук ГЬ.



2. Упражнение в произношении звуков Г-ГЬ.

Откройте учебники по закладке, посмотрите в верхнем левом углу у вас нарисован гусь и гусёнок
Гусь гогочет: ГА-ГА-ГА
А гусёнок: ГЯ-ГЯ-ГЯ (дети строят из пальцев рук гусей и произносят звуки)
А в правом верхнем углу: Юпик руки вверх поднял,
Нам 2 фишки показал.
-Почему Юпик поднял 2 фишки?
Сейчас мы отправимся в путешествие. А кто будет путешествовать вместе с нами вы должны догадаться, я назову слово по звукам, а вы должны сказать кто это: Г, А, Н, С.

3. Выделение звука.

А) Ловим звук: среди других звуков: О, К, Г, Б, М, Ш, ….
Б) среди слогов: ГА, ДА, ТО, ДО, ГО,ГУ, ЛЫ, АГ, АШ, АМ, ОГ, ОК, ОБ
В) Посмотрите на картинку в учебнике «Ганс собирается в дорогу»
-Назовите слова со звуком Г.
-Назовите слова со звуком ГЬ.

4. Введение сюжета в занятие.

Гансу гном принёс подарки-
Пироги, варенье в банке.
Угощенье Ганс принял,
А спасибо не сказал.
-За это гном Ганса превратил в крошечного мальчика и сказал: «Если пройдёшь через все испытания, станешь опять большим»
Физминутка.
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь
Вот я какой:
Маленький-большой!

5. Ганс идёт по лугу и проговаривает предложения. Давайте и мы поможем Гансу договорить предложения.

Я гуляю по лугу.
Ты ……
Вы…..
Мы….
Он….
Она…..
Они….

6. Дифференциация звуков Г -ГЬ

А мы с вами будем в дороге светить фонариками для Ганса.
Игра «Зажги фонарик»
Если услышите в слове звук Г - поднимите синий фонарик, а если ГЬ - зелёный.
ГУСИ, ГЕНА, ШАГИ, НОГИ, ГАРАЖ, ГИРЯ, ГЕРОЙ, ГНОМ, ЛУГА, ГРАЧ, ГОРОХ, ГИТАРА. (объясняют какой звук, место звука в слове)
Молодцы, мы помогли пройти 1 испытание Гансу.

7. Игра «Наоборот»

А вот вам задание - 2 испытание:
Скажите слова наоборот:
В них Г поставте вперёд:
Тихий - громкий, чистый - …, весёлый -…, умный -…., сытый -…. редкий -….
мелкий -…., шершавый -…
Молодцы, мы помогли пройти Гансу 2 испытание.

8. Звуко-слоговой анализ слов.

Ганс плывёт на корабле.
Вдруг на море буря.
Ганс воскликнул: «Быть беде!
Неужто утону я?»
-Надо спасти Ганса. Мимо тонущего корабля проплывает яхта капитана Врунгеля. Капитан Врунгель бросает Гансу спасательные круги. Ганс поймает круги, когда будут составлены схемы слов: Ганс, гуси.
Молодцы, мы опять помогли Гансу.

9. Знакомство с буквами Г г.

Напомните о каких звуках мы сегодня говорим?
-Расскажите о звуке Г, ГЬ.
Звуки Г, ГЬ обозначаются буквой Г. Рассмотрите букву в голубой рамочке.
-На что похожа буква?
-Посмотрите на гусыню в левом верхнем углу страницы. Она вытянула шею, изображая букву Г.
Вот и вы с помощью руки покажите букву Г.
Посчитайте сколько букв Г нарисовано в учебнике?
Возьмите конверты и постройте из элементов букву Г. А теперь пальчиком проведите по букве и напишите её.
Молодцы мы с вами выполнили ещё одно испытание: построили буквы.

10. Образование множественного числа существительных.

И последнее испытание. Игра « Один - Много»
Огурец - огурцы, голубь - ……., ягода -….., луг -……, магазин -….., город -….., гараж-….., гусь -……гость -……, гроза -……, гора -……, газета -…..попугай -…..

11. Сисчитай предметы, чётко произнося звук Г.

Один голубь, 2…, 5, Одна пуговица, 2,5, Одно гнездо, 2,5.
Молодцы, ребята все испытания мы выполнили.

12. Итог занятия.

Ганса гном расколдовал,
Прежний рост ему отдал.
Воротился Ганс домой
Он не маленький - большой!
- С какими звуками мы сегодня познакомились?
-Расскажите о звуке Г, ГЬ.
-Какой буквой обозначены звуки Г,ГЬ?
-Придумайте слова со звуками Г,ГЬ.

Конспект логопедического занятия на тему: « Звуки Г-Г*. Буква Г.»

Учить выделять звуки среди других звуков, в слогах, из состава слова, дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости.

Задачи:
- совершенствовать навыки звуко-слогового анализа: умение определять место звука в слове;
- способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного восприятия;

Наглядные пособия и раздаточный материал: разрезные картинки со звуком Г, зеркала, картинка гуся, гусёнка, фонарики: синий – зелёный, конверты с элементами буквы Г, предметная картинка Ганса.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

«Игра «4-й лишний».

Ребята, давайте поиграем в игру «4-й лишний».

Послушайте 4 слова, назовите лишнее и объясните, почему вы так думаете.

ВОЛК, МЕДВЕДЬ, ГУСЬ, ЗАЯЦ

ПОМИДОР, ГВОЗДИКА , СВЕКЛА, КАПУСТА

ГЕРАНЬ , МУХА, ОСА, ПАУК

САПОГИ, КОФТА, МАЙКА, БРЮКИ

2. Знакомство с темой:

Какой общий звук мы слышим в словах пироги, книга ?

    В словах пироги и книга общий звук [г].

    Дайте его характеристику?

    Это согласный, твердый, звонкий, звук.

    Какой общий звук мы слышим в словах пироги герань?

    В словах герань, пироги общий звук [г`]

    Охарактеризуйте этот звук?

    Это согласный, мягкий, звонкий, звук.

3. Открываем тетради. Записываем число. Я вам диктую слоги а вы запишите только те в которых звук Г слышится мягким.

АГ, УГ, ЭГ и т.д.

ГЕ, ГЮ, ГЯ и т.д.

ГО, ГУ, ГЫ и т.д.

ИГЬ, ЭГЬ, ОГЬ и т.д.

4. ИГРА «НАОБОРОТ»

Скажите слова наоборот:

В них Г поставьте вперёд:

Тихий – громкий, чистый - …, весёлый -…, умный -…., сытый -…. редкий -….

мелкий -…., шершавый -…

5. Запишите слова и поделите слова на слоги – бумага газета гость, гвоздь.

6. Физминутка:

Грач качался в гамаке (наклоны в стороны)

Гуси - в волнах на реке (наклоны вперёд-назад)

Мимо голуби летели (полёт, движения руками)

И на веточку присели (приседание)

7. И последнее испытание. Игра « Один - Много»

Огурец – огурцы, голубь - ……., ягода -….., луг -……, магазин -….., город -….., гараж-….., гусь -……гость -……, гроза -……, гора -……, газета -…..попугай -…..

8. Посмотрите на картинку и составьте пож предложения и запишите 1 предложение в тетрадь.

9. Итог занятия.

Какие звуки мы сегодня учились не путать между собой?

Мы учились различать звуки [г]–[г`] .

д/з. Выучи стихотворение. д/з Выучи стихотворение.

Чай для Милочки. Чай для Милочки.

Чайная чашка на блюдце стоит Чайная чашка на блюдце стоит

Чайная ложка на блюдце лежит. Чайная ложка на блюдце лежит.

Это для Милочки чай принесли. Это для Милочки чай принесли.

К чаю- печенье и калачи. К чаю- печенье и калачи.

д/з. Выучи стихотворение. д/з Выучи стихотворение.

Чай для Милочки. Чай для Милочки.

Чайная чашка на блюдце стоит Чайная чашка на блюдце стоит

Чайная ложка на блюдце лежит. Чайная ложка на блюдце лежит.

Это для Милочки чай принесли. Это для Милочки чай принесли.

К чаю- печенье и калачи. К чаю- печенье и калачи.

д/з. Выучи стихотворение. д/з Выучи стихотворение.

Чай для Милочки. Чай для Милочки.

Чайная чашка на блюдце стоит Чайная чашка на блюдце стоит

Чайная ложка на блюдце лежит. Чайная ложка на блюдце лежит.

Это для Милочки чай принесли. Это для Милочки чай принесли.

К чаю- печенье и калачи. К чаю- печенье и калачи.

Программные задачи :

  • Познакомить детей с акустическими и артикуляционными особенностями звуков [г], [г’].
  • Совершенствовать звуко-слоговой анализ и синтез, фонематическое восприятие.
  • Учить дифференцировать звуки [г]–[г"] в слогах, словах, предложениях.
  • Активизировать лексический словарный запас.
  • Вырабатывать орфографическую зоркость.
  • Учить грамматическому оформлению предложения.
  • Развивать произвольность внимания, слуховую и зрительную память, логическое мышление, зрительно-моторные координации, воображение.
  • Воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: тетради, ручки, цветные карандаши, листочки на каждого ребёнка.

Ход занятия

I. Оргмомент

1. Правило речи. (Слайд 4).

Каждый день, всегда, везде.
На занятиях и в игре,
Будем чётко говорить
И не будем мы спешить.

2. Знакомство со звуками занятия. (Слайд 5)

Логопед: Мы сегодня с вами отправимся в гости к гномам. Вот один из них нас встречает. Он будет нашим гидом в сказочном лесу. Кто такой гид? (объяснение учителя).

С какого звука начинается слово “Гном”? А с какого “гид”?

Кто догадался какова тема нашего урока? (ответы учеников)

Сегодня на занятии мы потренируемся слушать звуки и различать [г]- [г’] между собой.

II. Основная часть

1. Сравнительная характеристика изучаемых звуков. (Слайды 6-8).

Логопед: Расскажите про звуки нашего занятия.

Г – согласный, звонкий, твёрдый.

Г’ – согласный, звонкий, мягкий.

2. Соотнесение с буквой Г (слайд 9-10).

Логопед : Послушайте стихотворение про букву Г (Слайд 9).

Найдите эту букву в домике Гнома. (Слайд 10 )

3. Дифференциация[ г] –[ г’] в слогах. (Слайд 11).

Логопед : Прочитайте слоги вместе с осликом столько раз, сколько он крутится ГА – ГО – ГУ - ГЫ – ГЕ – ГЮ - ГЁ – ГИ – АГА.

Какой звук занятия есть в каждом слоге? Назовите сначала слоги с мягким звуком [г’], затем с твердым [г].

4. Развитие слогового анализа и синтеза, зрительного восприятия. Уточнение словаря. (Слайд 12)

Логопед: Распутай слова.

РОДГО НАГЕНДИЙ
ТУКГАЛС ГАРАДУ
РИСТТАГИ РОДОГА
БИЛУГО ГУРУКЕН

5. Физминутка. Гимнастика для глаз. (Слайд 13-14)

Логопед: Давайте отдохнём вместе с гномами. Внимательно следите глазами за предметами на экране.

6. Дифференциация[ г] – [г"] в словах. Развитие логического мышления. (Слайды 15-23)

Логопед : Разгадай загадки. Запиши отгадки, подчеркни букву Г. Если в слове звук [г] – синим карандашом, если звук [г’] – зелёным.

Этот струнный инструмент
Зазвенит в любой момент.
И на сцене в лучшем зале,
И в походе на привале. (гитара)

Толстокожий, неуклюжий,
У него огромный рот.
Любит воду, но не лужи,
Житель Нила.... (бегемот)

Он качели и кровать,
Хорошо на нем лежать,
Он в саду или в лесу
Покачает на весу. (гамак)

Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может. (гусеница)

7. Дифференциация[ г] –[ г’] в словах. (Слайд 24)

Логопед: В гости к гномам зашёл крокодил Гена, принёс слова. Распределите слова в два столбика, раздав Гному (грабли, груша, гигант) и Гене (гитара, гиря, гигант).

8. Работа по грамматическому оформлению предложений. (Слайд 25)

Логопед: Составьте предложение про крокодила Гену из данных слов. Проверьте. Запишите в тетради, подчеркните звуки занятия.

III. Итог занятия (Слайд 26 )

Логопед: Что вам понравилось на занятии? Что нового узнали?

  • Придумайте и нарисуйте на листочках свои подарки гномам на звуки [г’] - [г].
  • Дайте характеристику звукам занятия.

Close