Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 25 декабря 2013 г. N 1393 г. Москва "Об утверждении Положения об экспертном совете Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации" с изменениями и дополнениями от 10 декабря 2015 г.

АННОТАЦИЯ

Как и прежде, члены Совета должны быть докторами наук (или иметь аналогичную степень, полученную за рубежом и признаваемую в России). При этом к ним предъявляются новые требования. Так, за последние 5 лет они должны опубликовать не менее 10 работ в , либо получить 10 на полезную модель/промышленный образец/селекционные достижения или свидетельств на программы для ЭВМ/базы данных, либо зарегистрировать 10 топологий интегральных микросхем. Ученым секретарем по-прежнему может быть кандидат наук. Руководители вузов, образовательных организаций ДПО, научных организаций, госслужащие и председатели диссертационных советов не могут входить в экспертный совет ВАК Минобрнауки России. Срок деятельности экспертных советов составляет 4 года. В последующем состав Совета должен обновляться не менее чем на 25%. Совет может давать заключения о необходимости запроса у диссертационного совета публикаций соискателей и

"...1. Экспертный совет Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - экспертный совет) создается для осуществления экспертизы соответствия диссертаций установленным критериям, а также для подготовки рекомендаций по присуждению ученых степеней и присвоению ученых званий профессора по специальности и доцента по специальности..."

Источник:

Приказ Минобрнауки РФ от 13.09.2006 N 226 (ред. от 13.10.2008) "Об утверждении Положения об экспертном совете Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.10.2006 N 8408) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009)

  • - Эмблема Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. , специализир. учреждение ООН. Создано в 1946. Членами ЮНЕСКО является 161 гос-во...

    Демографический энциклопедический словарь

  • - - образована в 1998 , высший орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий присуждение научным и научно-педагогическим работникам учёных степеней и званий и организацию государственной аттестации...

    Педагогический терминологический словарь

  • - см. ЮНЕСКО...

    Большой экономический словарь

  • - совет, созданный в 1994 году в составе Государственной Думы. Он призван содействовать Комитету в подготовке и рассмотрении относящихся к его ведению вопросов аудита, бухгалтерского учета и финансовой статистики...

    Большой бухгалтерский словарь

  • - международная организация, призванная координировать сотрудничество государств в гуманитарной сфере...

    Энциклопедия юриста

  • - в РФ консультативно-совещательный орган, создаваемый Комиссией по ценным бумагам...

    Большой юридический словарь

  • - советники РАПН руководящий орган Российской ассоциации политической науки: Председатель Консультативного совета - БАРАНОВСКИЙ Владимир Георгиевич - член-корреспондент РАН, зам. директора Института мировой...

    Политология. Словарь.

  • - United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization межправительственная организация, специализированное учреждение ООН. Существует с 1946 с целью содействия миру и международной безопасности путем развития сотрудничества...

    Политология. Словарь.

  • - См.: профессиональное обучение...

    Словарь бизнес терминов

  • - межправительственная организация, созданная в 1946 г. Главная цель ЮНЕСКО – содействовать делу мира и безопасности, способствовать "сотрудничеству между странами посредством образования, науки, культуры и...

    Большой экономический словарь

  • - "...2...

    Официальная терминология

  • - "...1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки.....

    Официальная терминология

  • - специализированное учреждение системы Объединенных Наций. Основана в 1946 г. после ратификации ее Устава...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - ЮНЕСКО, межправительственная организация; специализированное учреждение ООН. Устав ЮНЕСКО разработан на Учредительной конференции организации, вступил в силу 4 ноября 1946...

    Большая Советская энциклопедия

  • - см. ЮНЕСКО...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

"Экспертный совет Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ" в книгах

Приложение [Замечания по поводу показаний руководителей Министерства внутренних дел и Отдельного корпуса жандармов Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства]

Из книги «Охранка»: Воспоминания руководителей охранных отделений. Том 1 автора Мартынов А. П.

Приложение [Замечания по поводу показаний руководителей Министерства внутренних дел и Отдельного корпуса жандармов Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства] Находясь в эмиграции, мне довелось ознакомиться с многотомным изданием под

Еще раз о Российской Академии наук и Высшей аттестационной комиссии

Из книги События и люди. Издание пятое, исправленное и дополненное. автора Рухадзе Анри Амвросьевич

Еще раз о Российской Академии наук и Высшей аттестационной комиссии О РАН и ВАК я уже высказывался в печати (статьи включены в третью часть). И это относилось уже ко времени ельцинского правления. РАН и ее Президиум, а также ВАК, с моей точки зрения, абсолютно ненужные

Из книги Креативы Старого Семёна автора

Экспертный совет Работал у нас в отделе во времена ЕС ЭВМ один программист. Очень способный. Даже, можно сказать, талантливый. Но сильно пьющий. И вот как-то пришел он на работу с сильнейшего бодуна. Он, может, и не пришел бы. Но в десять утра начинался экспертный совет. И ему

Вопросы представителей науки, шоубизнеса и СМИ по докладу Комиссии «9/11»

Из книги «Zero» автора Кьеза Джульетто

Вопросы представителей науки, шоубизнеса и СМИ по докладу Комиссии «9/11» Говард Зинн (Howard Zinn), доктор наук - заслуженный профессор политических наук Бостонского университета. Историк, общественный деятель, писатель и убеждённый критик Вьетнамской войны. В годы Второй

Научно-экспертный совет Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации: 10 лет работы

Из книги Морская политика России, 2014 №10 автора

Научно-экспертный совет Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации: 10 лет работы В 2014 году исполняется 10 лет со дня образования Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации (НЭС МК).Положение о НЭС МК было утверждено

Из книги Деловая e-mail переписка. Пять правил успеха автора Воротынцева Тамара

Фишка четвертая. Экспертное мнение, экспертный совет Большинство людей, находясь в ситуации выбора, склонны прислушиваться к мнению экспертов: позитивная оценка знающего и опытного человека придает уверенности, служит своего рода гарантией надежности и правильного

§ 34. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Из книги История России. XIX век. 8 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 34. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Начальное, среднее и высшее образование. Во второй половине XIX в. в России происходили изменения в сфере народного просвещения, образования, культуры. Развивались музейное дело, научные общества, проводились различные выставки.

Развитие образования и науки

Из книги История Германии. Том 2. От создания Германской империи до начала XXI века автора Бонвеч Бернд

Развитие образования и науки Быстрые темпы формирования индустриального общества форсировали развитие системы образования. В соответствии с социальной структурой общества сложилась дифференцированная, трехступенчатая система школьного образования. Основная масса

Сплав науки, образования и производства.

Из книги Идея сибирской самостоятельности вчера и сегодня. автора Верхотуров Дмитрий Николаевич

Сплав науки, образования и производства. Как это не покажется странным, но сегодня в Сибири главный бастион транспортно-сырьевой модели развития региона находится в сибирских университетах и академических институтах. Скорее всего, именно сибирские ученые будут

Отставание образования от науки

Из книги автора

Отставание образования от науки Есть еще две важные причины, по которой именно устаревшие сведения о «кострах синантропов» стали частью «общепризнанной» версии происхождения человека, а то, о чем писал ученый 1990-х годов, знает только кучка специалистов. Это отставание

5. Украинизация в сфере образования и науки

Из книги Украинское национальное движение и украинизация на Кубани в 1917–1932 гг. автора Васильев Игорь Юрьевич

5. Украинизация в сфере образования и науки Нами упоминалось (разделы 1 и 7), что отношение к украинской школе в период Гражданской войны было далеко не однозначным. Она насаждалась усилиями активистов Краевой Рады, но далеко не всегда встречала поддержку населения.

2. Развитие образования, литературы и науки

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

2. Развитие образования, литературы и науки В период преобразований начала XIX в. была реформирована система народного просвещения. В 1803 г. было создано шесть учебных округов во главе с попечителями и четыре разряда учебных заведений. По Уставу 1804 г., университеты

ПОЛОЖЕНИЕ О ЦЕНТРАЛЬНОЙ КОМИССИИ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

ПОЛОЖЕНИЕ О ЦЕНТРАЛЬНОЙ КОМИССИИ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (в ред. Приказа Минздрава РФ от 22.10.2003 № 502)(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)1. Общие положения1.1. Центральная комиссия Министерства здравоохранения Российской

Концепция развития образования в России и перспективы отечественной высшей школы

Из книги Социально-психологические проблемы университетской интеллигенции во времена реформ. Взгляд преподавателя автора Дружилов Сергей Александрович

Концепция развития образования в России и перспективы отечественной высшей школы «Писатель: Да прекратите вы эту социологическую истерику! Неужели вы сами способны поверить в эти сказки? Профессор: В страшные сказки я верю! В добрые – нет. А в страшные – сколько

Приложение 1. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации 30 августа 2005 г. № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях»

Из книги Обеспечение безопасности образовательного учреждения автора Петров Сергей Викторович

Приложение 1. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации 30 августа 2005 г. № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» В современных условиях проблема обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности в

Высшая аттестационная комиссия при Минобрнауки РФ – центральный орган, отвечающий за обеспечение государственной аттестации научных и научно-педагогических работников (присуждения учёных степеней и званийвРоссийской Федерации) и призванный обеспечивать единую государственную политику в области аттестации научных и научно-педагогических кадров.

Состав Высшей аттестационной комиссии формируется из числа докторов наук, специалистов в области науки, техники, образования и культуры и включает в себя председателя, заместителей председателя, главного ученого секретаря и членов ВАК .

Состав Высшей аттестационной комиссии утверждается Правительством Российской Федерации сроком на 5 лет . Министерством образования и науки РФ по предложению ВАК и с учетом рекомендаций государственных академий наук, ведущих высших учебных заведений, научных и иных организаций формируются экспертные советы Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации, которые представляют разные научные специальности.

Диссертационные советы, созданные при СПбГЭУ, соответствуют следующим экспертным советам:

    Экспертный совет по филологии и искусствоведению;

    Экспертный совет по праву ;

    Экспертный совет по философии, социологии и культурологи;

    Экспертный совет по экономической теории, финансам и мировой экономике ;

    Экспертный совет по отраслевой и региональной экономике . 2

Порядок работы экспертных советов ВАК определяется «Положением об экспертном совете Высшей аттестационной комиссии» при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Ученый секретарь экспертного совета осуществляет контроль за своевременным рассмотрением аттестационных дел и организацией работы по подготовке заседаний экспертного совета.

Функции Высшей Аттестационной комиссии определены «Положением о Высшей аттестационной комиссии при министерстве образования и науки российской федерации». 3 ВАК дает заключения Минобрнауки РФ:

    на создание диссертационных советов, изменение их состава, на возобновление и прекращение их деятельности; по апелляциям, поданным на решения диссертационных советов по вопросам присуждения, лишения (восстановления) ученых степеней,

    о результатах экспертизы докторских диссертаций;

    о присвоении ученых званий профессора и доцента; присвоения, лишения (восстановления) ученых званий профессора и доцента;

    о признании и установлении эквивалентности документов иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях на территории РФ;

ВАК дает рекомендации Минобрнауки РФ о перечне кандидатских экзаменов; о перечне рецензируемых научных журналов и изданий для опубликования основных научных результатов диссертаций; о программах кандидатских экзаменов.

ВАК проводит анализ аттестационных дел соискателей ученых степеней кандидата/доктора наук , представляет заинтересованным федеральным органам государственной власти и организациям, в которые представляется обязательный экземпляр диссертации, соответствующую информацию.

ВАК имеет право проверять аттестационные дела; участвовать в заседаниях диссертационных советов и ученых (научно-технических) советов; заслушивать информацию руководителей диссертационных и ученых (научно-технических) советов с целью изучения и обобщения опыта их работы; привлекать в установленном порядке высококвалифицированных специалистов для подготовки заключений Высшей Аттестационной комиссии по вопросам, отнесенным к ее компетенции.

Заседания ВАК проводятся не реже 2 раз в год . Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей ее членов. Решения ВАК принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии.

Для оперативного решения текущих вопросов государственной аттестации научных и научно-педагогических работников, возникающих в период между заседаниями Высшей аттестационной комиссии, из числа ее членов формируется президиум ВАК, состав которого утверждается Правительством Российской Федерации. Работой Высшей аттестационной Комиссии и работой ее президиума руководит председатель , он также представляет Комиссию во взаимоотношениях с органами государственной власти и организациями. Организация работы по подготовке заседаний ВАК и ее президиума, а также контроль за выполнением принимаемых решений осуществляются главным ученым секретарем ВАК.

Заседания президиума ВАК проводятся, как правило, еженедельно .

На заседаниях президиума ВАК решаются, в основном, вопросы, связанные присуждением ученых степеней и ученых званий. Решения президиума ВАК принимаются открытым голосованием не менее двух третей голосов присутствующих на заседании членов президиума ВАК. Отчеты о результатах работы президиума заслушиваются на заседаниях Высшей аттестационной комиссии. 4

Порядок прохождения в ВАК Минобрнауки РФ аттестационного дела соискателя ученой степени кандидата наук.

В настоящее время ученая степень кандидата наук присуждается диссертационным советом по результатам публичной защиты диссертации соискателем 5 ивступает в силу после заключения Высшей аттестационной комиссией (ВАК) и выдачи Министерством образования и науки соответствующего диплома.

1. При положительном решении по результатам защиты диссертационной работы диссертационный совет в течение 30 дней со дня защиты должен направить в Минобрнауки РФ первый экземпляр аттестационного дела соискателя ученой степени кандидата наук, в который входят следующие документы:

    сопроводительное письмо на бланке организации;

    заключение диссертационного совета по вопросу присуждения кандидата наук (2 экз.);

    отзывы официальных оппонентов, ведущей организации, научного руководителя и другие отзывы, поступившие на диссертацию и автореферат;

    заключение организации, где выполнялась диссертация или к которой был прикреплен соискатель (1 экз.);

    текст объявления о защите диссертации с указанием даты размещения на официальном сайте Минобрнауки России;

    заверенная в установленном порядке копия документа государственного образца о высшем профессиональном образовании;

    стенограмма заседания диссертационного совета (первый экземпляр);

    аудиовидеозапись заседания диссертационного совета в машиночитаемом цифровом формате, фиксирующая ход заседания;

    протокол счетной комиссии;

    опись документов, имеющихся в деле, подписанная ученым секретарем диссертационного совета;

    электронный носитель, на котором размещаются все отзывы на диссертацию и автореферат и электронный полнотекстовый вариант диссертации.

2. Аттестационное дело соискателя ученой степени кандидата наук поступает из канцелярии ВАК , принявшей документы, в отдел ученых степеней Минобрнауки РФ заместителю начальника отдела или специалисту, которые проводят первичную экспертизу аттестационного дела, во время которой определяется правильность оформления аттестационного дела, его соответствие требованиям «Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени…» и «Положения о порядке присуждения ученых степеней». Соискателю ученой степени по почте отправляется открытка , на которой указана дата поступления аттестационного дела в ВАК и номер аттестационного дела, присвоенного ему при поступлении в отдел ученых степеней.

3. Затем дело поступает в экспертный совет ВАК , в котором проводится анализ аттестационных дел . Заседания экспертного совета проводятся под руководством председателя экспертного совета (в его отсутствие – заместителем председателя).

4. При положительном решении экспертного совета пишется заключение экспертного совета, где, в частности, указывается, что в ходе экспертизы в аттестационном деле, «факторов, указывающих на необоснованность решения диссертационного совета, не выявлено». Заключения экспертного совета принимаются открытым голосованием большинством не менее двух третей членов совета, присутствующих на заседании. В необходимых случаях проводится тайное голосование Диссертации, выполненные на стыке специальностей или отраслей наук, с разрешения руководства ВАК могут рассматриваться на совместном заседании нескольких экспертных советов. Заключение подписывает председатель, докладчик - член экспертного совета и ученый секретарь экспертного совета ВАК.

5. Заключение экспертного совета ВАК подшивается в аттестационное дело, и, не позднее трех дней после заседания экспертного совета, возвращается в отдел ученых степеней Департамента аттестации научных и научно-педагогических кадров Минобрнауки РФ, где на основании Заключения экспертного совета ВАК издается приказ Минобрнауки РФ о принятии решения выдать диплом кандидата наук. Приказы о выдаче дипломов можно посмотреть на сайте ВАК Минобрнауки РФ (http://vak.ed.gov.ru).

6. Сроки рассмотрения экспертным советом аттестационных дел по присуждению ученой степени кандидата наук определены « Положением об экспертном совете Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации».

7. В случае если экспертиза выявила, что решение диссертационного совета о присуждении ученой степени недостаточно аргументировано , то пишется мотивированное заключение «о необоснованности заключения диссертационного совета».

8. Это заключение поступает в Департамент научных и научно-педагогических кадров Минобрнауки РФ, где составляется заключение, в котором говорится о том, что «экспертиза выявила недостаточную обоснованность решения о присуждении степени, на основании чего аттестационное дело возвращается в диссертационный совет в порядке апелляции ». Этот документ вместе с аттестационным делом возвращается в диссертационный совет.

9. При поступлении в диссертационный совет апелляции на решение диссертационного совета по вопросам присуждения, лишения (восстановления) ученой степени диссертационный совет должен создать комиссию из числа членов диссертационного совета для изучения необходимых материалов и подготовки проекта заключения о результатах рассмотрения апелляции в диссертационном совете.

10. Диссертационный совет проводит свое заседание, на которое при необходимости приглашается соискатель ученой степени. На заседании принимается заключение по апелляции и новое заключение диссертационного совета по диссертации, в котором делаются определенные выводы, суть которых может заключаться в одном из трех нижеприведенных вариантах:

    было сделано некачественное заключение по защите диссертации, и диссертация признана не соответствующей критериям присуждения ученых степеней (т.е. некачественной);

    было принято некачественное заключение, но диссертация признается соответствующей критериям присуждения ученых степеней (т.е. качественной);

    первоначальное решение диссертационного дела остается в силе.

Если на заседании диссертационного совета было принято решение признать, что было сделано некачественное заключение по защите диссертации и, что сама диссертация не соответствует критериям присуждения ученых степеней, то проводится заседание диссертационного совета, на котором принимается решение о лишении ученой степени. Это может быть то же самое заседание, что и по рассмотрению апелляции, либо другое заседание, проведенное в тот же день. Решение о лишении присужденной ранее ученой степени направляется в Минобрнауки РФ, где издается приказ о лишении ученой степени.

Если на заседании диссертационного совета признается, что в формулировках заключения были допущены неточности , но диссертация заслуживает того, чтобы ее автору было присуждена ученая степень, то первоначальное заключение перерабатывается и пишется новое заключение по диссертации , которое также направляется в Минобрнауки РФ, и вместе с аттестационным делом опять поступает в экспертный совет ВАК. При необходимости на заседание экспертного совета вызываются председатель диссертационного совета и руководитель организации. После принятия положительного решения по диссертации, готовится заключение экспертного совета, которое подписывают председатель, докладчик и ученый секретарь экспертного совета. Новое заключение поступает в отдел ученый степеней и готовится приказ Минобрнауки РФ о выдаче диплома кандидата наук.

Если на заседании диссертационного совета принимается решение о том, что первоначальное решение диссертационного дела остается в силе , то вместе с соответствующим заключением аттестационное дело также поступает в Минобрнауки РФ в экспертный совет ВАК. На заседании экспертного совета проводится рассмотрение диссертации в присутствии вызванных на заседание совета соискателя ученой степени и его научного руководителя, председателя диссертационного совета, руководителя организации, оппонентов и представителя ведущей организации. Во время заседания докладчик экспертного совета и эксперты задают определенные вопросы, касающиеся, в первую очередь, конкретного приращения научного знания и вклада диссертационного исследования в науку. Эксперты выясняют, в чем заключается научная новизна исследования и его основных положений, выносимых на защиту; какова теоретическая и практическая значимость исследования; сколько лет соискатель занимается этой проблемой; почему выбрана именно эта тема и какова исходная гипотеза исследования; чем обусловлен выбор предмета и объекта исследования; на труды каких исследователей ссылается диссертант; какие методы исследования он использовал; какова область применения полученных результатов; чем достигнутые результаты исследования отличаются от предложенных ранее и другие вопросы. На основании решения, принятого на заседании готовится заключение экспертного совета, которое подписывают председатель, докладчик и ученый секретарь экспертного совета. При отрицательном заключении экспертного совета ВАК (ученая степень не утверждается) аттестационное дело поступает в Президиум ВАК Минобрнауки РФ и издается соответствующий приказ, при положительном решении (диссертационный совет доказал обоснованность своего решения) принимается решение о выдаче диплома кандидата наук и издается соответствующий приказ Минобрнауки РФ 6 .

11. После обсуждения диссертации на экспертном совете соискатель может воспользоваться правом снять свою диссертационную работу и аттестационное дело с дальнейшего рассмотрения , не доводя его до решения президиума ВАК. Президиум ВАК, принимая решение о разрешении снять диссертацию и аттестационное дело с дальнейшего рассмотрения, делает замечание диссертационному совету . После двух замечаний в адрес диссертационного совета президиум ВАК принимает решение о приостановлении деятельности такого диссертационного совета 7 .

12. Соискатель ученой степени так же вправе снять диссертацию с рассмотрения в диссертационном совете по письменному заявлению до принятия решения о присуждении ученой степени. Если соискатель снимает свою диссертацию с рассмотрения в диссертационном совете или во время заседания экспертного совета ВАК до принятия решения о выдаче диплома кандидата/доктора наук, то он может представить к защите свою диссертацию как новую работу 8 .

11. Если диссертационным советом или ВАК установлено, что соискателем в его диссертации использован чужой материал без ссылок на автора и источник заимствования, то этот соискатель лишается права защиты диссертации.

12. Сроки принятия Министерством образования и науки Российской Федерации решения о выдаче диплома доктора наук, кандидата наук определены Положением о порядке присуждения ученых степеней . Решение о присуждении ученой степени кандидата/доктора наук вступает в силе со дня принятия Минобрнауки РФ решения о выдаче диплома. 9 Приказы о выдаче диплома размещаются на сайте ВАК Минобрнауки РФ.

Приложения

Приложение 1

состоится заседание рабочей группы по обсуждению кандидатской диссертации Рублевой Татьяны Алексеевны на тему: «Обеспечение устойчивого экономического развития предприятия на основе антикризисного управления (на примере строительного комплекса)»

Научный руководитель – к.э.н., проф. Овчинникова С.Г.

Рецензенты: д.э.н., проф. Погодина В.В.

д.э.н., проф. Ткаченко Е.А.

Состав рабочей группы:

    Тихонова М.В. – председатель

    Рохчин В.Е.

    Айрапетова А.Г.

    Воробьев В.П.

    Гончарова Э.А.

    Какава Л.О.

    Комаров А.Г.

Приглашаются все желающие принять участие в обсуждении.

Приложение 2

ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ/ОРИГИНАЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИССЕРТАЦИОННЫХ РАБОТ И АВТОРЕФЕРАТОВ ДИССЕРТАЦИЙ В СПБГЭУ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ «АНТИПЛАГИАТ»

Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления проверки диссертационных работ и авторефератов диссертаций с использованием системы «Антиплагиат».

Положение вводится в целях повышения качества диссертационных работ, представленных на рассмотрение в диссертационные советы СПбГЭУ, и в целях контроля соблюдения соискателями ученой степени прав интеллектуальной собственности граждан и юридических лиц.

Положение определяет порядок использования системы «Антиплагиат», степень ответственности соискателя ученой степени и применяемые в отношении него санкции за несоблюдение условий данного Положения, а также регламентирует действия председателей и ученых секретарей диссертационных советов СПбГЭУ при обнаружении соответствующих нарушений.

Полная версия статьи; в *.pdf и бумажной версии газеты опубликована сокращенная.

За последние 5 лет деятельности «Диссернета» были выявлены десятки членов экспертных советов ВАК (ЭС ВАК), непосредственно участвовавших в защитах диссертаций с массовыми некорректными заимствованиями. Однако репутационные механизмы в целом ряде наук не работают по-прежнему, и до сих пор таким лицам вход в ЭС ВАК не запрещен.

К сожалению, требования к членам экспертных советов ВАК не менялись с конца 2013 года. К кандидатам предъявляются только некоторые квалификационные требования: наличие степени доктора наук, наличие не менее 10 публикаций в рецензируемых научных изданиях за последние 5 лет (имеются в виду прежде всего журналы списка ВАК).

Такой низкий квалификационный порог для вхождения в экспертные советы ВАК сочетается с присутствием в них лиц, которые неоднократно были замечены в сопровождении диссертаций с массовыми некорректными заимствованиями. Их присутствие в экспертных советах гарантирует прохождение через ВАК некачественных диссертаций, защищенных в «родных» организациях, и помогает отбиваться от заявлений о лишении ученых степеней.

Ярким отрицательным примером сказанного может выступать деятельность М. И. Ломакина, зам. председателя совета по отраслевой и региональной экономике, который в течение многих лет не только прикрывал деятельность диссертационного совета по экономике в Стандартинформе, но и способствовал распространению идей о том, что некорректные заимствования не являются таковыми в случае «общей научной школы», описания прописных истин или известных явлений .

Несмотря на предпринимаемые чистки экспертных советов (например, советов по экономике в 2014 году ), там по-прежнему присутствуют те доктора наук, которые выступали научными руководителями либо оппонентами липовых диссертаций (это характерно в основном для экспертных советов по гуманитарным наукам). См. коллекции «Диссернета» .

Сейчас происходит плановая ротация членов всех экспертных советов ВАК. На сайте ВАК опубликованы списки кандидатов , которые «Диссернет» проанализировал по нескольким показателям:

  • участие в защите диссертаций с массовыми некорректными заимствованиями (в качестве научного руководителя и оппонента);
  • наличие собственной диссертации с некорректными заимствованиями;
  • наличие повторных публикаций, публикаций с загадочным авторством либо публикаций с некорректными заимствованиями;
  • наличию публикаций в журналах базы данных Scopus, которые были исключены из нее за отсутствие независимого рецензирования (речь прежде всего идет о «мусорных» журналах, практикующих платные публикации без соотвествующего рецензирования).

Результаты нашего мониторинга сгруппированы в таблице 1.

Таблица 1. Итоги мониторинга Диссернета по кандидатам в члены ЭС ВАК

Экспертный совет Число кандидатов Число проблемных кандидатов Число сопровожденных диссертаций с некорректными заимствованиям Число кандидатов с собственной диссертацией с некорректными заимствованиями Число проблемных публикаций
80 33 93 5 28
ЭС по педагогике 42 14 32 1 13
ЭС по праву 48 23 25 0 14
51 12 21 0 2
ЭС по философии, социологии, культурологии 30 12 18 0 2
ЭС по психологии 13 3 11 1 1
ЭС по политологии 13 4 7 1 3
ЭС по управлению и информатике 39 5 6 0 0
ЭС по агрономии 18 2 6 0 3
ЭС по истории 42 5 5 0 2
ЭС по терапевтическим наукам 41 3 4 0 0
ЭС по инженерно-агротехническим наукам 28 3 4 0 0
ЭС по хирургическим наукам 34 3 3 0 1
ЭС по медико-биологическим наукам 47 2 3 0 0
ЭС по зоотехническим наукам 22 2 2 0 2
ЭС по математике 30 1 1 0 0
ЭС по медико-профилактическим наукам 18 1 1 0 0
ЭС по филологии и искусствоведению 19 1 0 0 3
ЭС по строительству и архитектуре 32 1 0 0 1
Всего 647 130 242 8 75

Если в большинстве из 19 советов с проблемными кандидатами обнаружено всего лишь несколько докторов наук, к которым у «Диссернета» есть вопросы, то в пяти из них речь идет о десятках таких кандидатов. Это прежде всего экспертные советы ВАК по экономике (оба совета), праву, педагогике и философии. Именно в этих науках зарегистрировано наибольшее число диссертаций с массовыми некорректными заимствованиями. В ЭС ВАК по психологии предложено всего 13 кандидатов, поэтому и нарушителей академической этики обнаружено немного. Подробную информацию о каждом кандидате можно найти по ссылке .

Ситуацию с экспертным советом по отраслевой и региональной экономике можно назвать катастрофической. Около 40% кандидатов (33 из 80) причастны к сопровождению диссертаций с массовыми некорректными заимствованиями, или обладают неоригинальной диссертацией, или имеют смутные представления об академической этике, или всё вместе. А с учетом лиц, которые публиковались в «мусорных» журналах Scopus, их число достигает 46 (более 55%). Например, на счету Наили Гумеровны Багаутдиновой из Казанского федерального университета 27 сопровожденных липовых диссертаций, по данным «Диссернета» . Одна из ее соискательниц Ю. В. Жильцова уже лишена степени доктора экономических наук в апреле 2017 года . И если в диссертационном совете в соответствии с новой нормой Н. Г. Багаутдинова не может заседать в течение 5 лет, то в отношении экспертного совета ВАК таких ограничений нет.

Среди кандидатов есть также член недавно закрытого диссертационного совета Стандартинформа Александр Владимирович Докукин . Помимо сопровождения диссертаций с массовыми некорректными заимствованиями именно он выступал представителем С. Калиновского и О. Моногарова — истцов в иске против Российской Федерации об оспаривании применения 10-летнего срока давности к диссертациям, защищенным в 2011- 2013 годы. Помимо этого он отстаивает права диссертантов списывать общеизвестные истины .

У пяти кандидатов в данный экспертный совет есть признаки неоригинальности в собственной диссертации: Алексей Валентинович Боговиз , Ирина Валерьевна Буренина , Георгий Искандерович Идрисов , Татьяна Сергеевна Колмыкова , Салима Александровна Махошева .

О других кандидатах — лидерах по сопровождению диссертаций c массовыми некорректными заимствованиями — можно судить по таблице 2.

В Таблице 2 показаны лидеры по сопровождению фальшивых диссертаций с массовыми некорректными заимствованиями среди кандидатов в экспертные советы ВАК. По данным таблицы видно, что среди кандидатов много представителей вузов и научных организаций южных регионов России, прежде всего кавказских, а также специалистов из аграрных вузов и организаций в несельскохозяйственных советах (например, в экономике, причем не отраслевой).

Таблица 2
Кандидаты-лидеры по сопровождению некачественных диссертаций

Кандидат Организация Экспертный совет Число сопровож- денных некачест- венных диссертаций Личная диссертация с признаками неоригиналь- ности Число проблемных публикаций
Багаутдинова Наиля Гумеровна Казанский (Приволжский) федеральный университет ЭС по отраслевой и региональной экономике 27 0 2
Червова Альбина Александровна Ивановский государственный университет ЭС по педагогике 11 0 0
Кандыбович Сергей Львович Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина ЭС по психологии 9 0 1
Докукин Александр Владимирович Академия стандартизации, метрологии и сертификации ЭС по отраслевой и региональной экономике 7 0 2
Галачиева Светлана Владимировна Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет) ЭС по отраслевой и региональной экономике 6 0 1
Харламов Андрей Викторович Санкт-Петербургский государственный экономический университет ЭС по экономической теории, финансам и мировой экономике 6 0 0
Вартумян Арушан Арушанович ЭС по политологии 6 0 0
Кашукоев Мурат Владимирович Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В.М. Кокова ЭС по агрономии 6 0 0
Мельников Александр Борисович500 Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина" ЭС по отраслевой и региональной экономике 5 0 0
Махошева Салима Александровна Федеральный научный центр «Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук ЭС по отраслевой и региональной экономике 4 1 2
Парахина Валентина Николаевна «Северо-Кавказский федеральный университет ЭС по отраслевой и региональной экономике 4 0 0
Горлов Сергей Михайлович Северо-Кавказский федеральный университет ЭС по экономической теории, финансам и мировой экономике 4 0 0
Богоудинова Роза Закировна Казанский национальный исследовательский технологический университет ЭС по педагогике 4 0 0
Боговиз Алексей Валентинович ЭС по отраслевой и региональной экономике 3 1 0
Дорошенко Юрий Анатольевич Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова ЭС по отраслевой и региональной экономике 3 0 0
Лукманова Инесса Галеевна Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет ЭС по отраслевой и региональной экономике 3 0 0
Миллер Александр Емельянович Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского ЭС по отраслевой и региональной экономике 3 0 7

Аварский Наби Далгатович (Магомедов Ахмед-Наби Далгатович)

Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства ЭС по экономической теории, финансам и мировой экономике 3 0 0

Ситуация с этим экспертным советом является отражением ситуации в данной отрасли науки. Около трети диссертаций (более 2500) с массовыми некорректными заимствованиями, которые обнаружил «Диссернет», были защищены по специальности данного экспертного совета 08.00.05 (против 600 липовых диссертаций, защищенных в других отраслях экономической науки).

Вероятно, в данной отрасли науки (08.00.05) найдется не много профессиональных экономистов с хорошей репутацией и пониманием принципов академической этики, которые захотели бы работать в ЭС ВАК. В данном случае, видимо, необходимо говорить о реформировании как самого экспертного совета, так и всего паспорта специальности, а также о сокращении числа диссоветов по данной специальности (в России сейчас каждый 18-й диссовет присуждает степень по специальности 08.00.05).

В ЭС по экономической теории, финансам и мировой экономике ситуация несколько лучше, чем в соседнем совете по экономике. Однако несколько кандидатов вызывают особую озабоченность. Во-первых, это Андрей Викторович Харламов из Санкт-Петербургского государственного экономического университета, который участвовал по меньшей мере в 6 защитах диссертаций с массовыми некорректными заимствованиями . Во-вторых, Наби Далгатович Аварский из Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства, который под этим именем не был известен ни в «Диссернете», ни среди экономистов-международников (он баллотируется по специальности 08.00.14 — «мировая экономика»). Однако оказалось, что до недавнего времени Н. Д. Аварский публиковался под именем Ахмеда-Наби Далгатовича Магомедова и знаком «Диссернету» как участник трех нечестных защит .

Особую озабоченность вызывают публикации кандидатов в ЭС ВАК в журналах базы данных Scopus . Анализ кандидатов двух ЭС ВАК по экономике показал, что 27 кандидатов в ЭС ВАК по отраслевой и региональной экономике и 14 ЭС ВАК по экономической теории, финансам и мировой экономике публикуются в «мусорных» журналах Scopus (т. е. в тех журналах, которые были исключены из базы данных за отсутствие, как правило, независимого рецензирования).

Большинство публикаций были напечатаны в таких журналах, как International Journal of Economics and Financial Issues, Asian Social Science, World Applied Sciences Journal, Indian Journal of Science and Technology, Middle East Journal of Scientifc Research, Mediterranean Journal of Social Sciences, International Business Management, Actual Problems of Economics, Academy of Marketing Studies Journal, Life Science Journal. Так, у Н. Г. Багаутдиновой из Казанского федерального университета оказалось 73 таких статьи за 2012−2016 годы.

Отметим, что КФУ является третьей в России организацией по количеству публикаций в базе данных Scopus по экономике благодаря публикациям в «мусорных» журналах. А в этом году университет, вероятно, обгонит Высшую школу экономики по этому показателю. С одной стороны, это, безусловно, является следствием требований Министерства образования и науки о публикациях в международных журналах. И это требование формально выполняется — путем публикаций за плату. А вуз, в свою очередь, премирует тех авторов, которые публикуются в скопусовских журналах.

Но с другой стороны, кандидаты в ЭС ВАК из МГУ и Высшей школы экономики публикуются в добротных международных журналах. Это говорит о том, что ведущий ученый, который и должен присутствовать в ЭС ВАК в соответствии с Положением об экспертном совете, вряд ли будет публиковаться в сомнительных журналах.

Выводы: Анализ «Диссернета» показал, что среди кандидатов в ЭС ВАК есть лица, которые сопроводили более 240 диссертаций с массовыми некорректными заимствованиями. 8 кандидатов имеют собственную диссертацию с признаками неоригинальности. Необходимо провести реформирование составов ЭС ВАК и ввести запрет на участие в нем лиц, которые имели отношение к нечестным защитам в качестве научного руководителя либо оппонента.


канд. экон. наук, PhD

Вольное сетевое сообщество «Диссернет»

От «Диссернета»:
Несмотря на то, что «Диссернет» не имеет отношения к ЗоЛУСу Мединского, мы стараемся освещать эту историю и переживаем за её успешное завершение вместе с остальным научным миром. Текст полной версии "Заключения" предоставлен Иваном Бабицким и получен им от одного из членов Экспертного совета ВАК по истории. документа доступен по ссылке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ВЫСШЕЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИСТОРИИ О РЕЗУЛЬТАТАХ РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О ЛИШЕНИИ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ


Рассмотрение заявления В. Н. Козлякова, К. Ю. Ерусалимского и И. Ф. Бабицкого о лишении В. Р. Мединского ученой степени доктора исторических наук и установление степени правомерности и обоснованности их претензий выявило следующее.

1. Полнота отражения основных положений диссертации в печатных работах автора, опубликованных в ведущих рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК РФ, в целом соответствует требованиям Положения о порядке присуждения ученых степеней, действовавшего на момент защиты диссертации.

2. Процедура защиты диссертации В. Р. Мединского в диссертационном совете Д 212.341.02 по историческим и политическим наукам на базе Российского государственного социального университета, квалификации научного консультанта, членов диссертационного совета, официальных оппонентов и ведущей организации соответствовали формальным требованиям Положения о совете по защите диссертаций, действовавшего на момент защиты.

3. В диссертационном исследовании не выявлено необоснованных заимствований из работ других авторов. Такие заимствования имеют место в тексте автореферата, в абзацах, в которых излагается существо авторской концепции и подхода.

Что касается содержательной стороны, то она требует развернутой оценки, поскольку в Заключении Диссертационного совета Д 212.015.11 на базе НИУ «БелГУ» о результатах рассмотрения заявления о лишении ученой степени доктора исторических наук Мединского В.Р, в пункте 9, декларируется отказ от рассмотрения содержания диссертации, со ссылкой на «нормативные документы ВАК», что не соответствует действительности: в пункте 70 «Положения о порядке присуждения ученых степеней» ВАК РФ от 24 сентября 2013 г. прямо указывается, что диссертационный совет "предоставляет в ВАК текст рассмотренной по заявлению о лишении ученой степени диссертации».

1. Актуальность общего направления исследования В. Р. Мединского - представления иностранцев о России и русских и презентация этих представлений в сочинениях иностранцев - несомненна. Стереотипные образы России в общественном мнении стран Запада во многом формировались несколько столетий назад и в ряде своих проявлений, с теми или иными вариациями, существуют по сей день.

2. Название работы - «Проблемы объективности в освещении российской истории второй половины XV–XVII вв.», которое, одновременно, стало и предметом исследования (с. 9), следует признать некорректным. Такая формулировка не отражает предмет диссертационного исследования, поскольку является слишком абстрактной для исторического труда. Во-первых, в ней не упоминается субъект освещения российской истории (в чьем освещении?), не ясно, о чем или о ком идет речь. Во-вторых, объективность в освещении одного государства, социума, культуры и т.п. представителями других (современниками событий) в принципе не достижима. К ней может стремиться профессиональный историк, но не исторический индивид, воспринимающий культуру Другого/Чужого. Восприятие Другого всегда субъективно, оно определяется неосознаваемыми ценностями и установками своей культуры, историко-культурной средой воспринимающего субъекта, его индивидуальными особенностями и т.д. Восприятие может быть научно интерпретировано, но его нельзя оценивать в категориях «объективности» и «достоверности». Категория достоверности применима к оценке сведений очевидцев о материальных неодушевленных объектах, предметах, простых фактах, но не о людях другой культуры и их свойствах. Автор занимается «исправлением» неточностей и «искажений» реалий русской жизни в сочинениях иностранцев, не отдавая себе отчет в том, что для такого рода сочинений они естественны и неизбежны, так как это изложение впечатлений и определенного, обусловленного различными причинами, ви дения представителей другой культуры.

3. Заявленная В. Р. Мединским цель исследования : «анализ социокультурных и социально-экономических аспектов восприятия Московского государства в свидетельствах иностранцев» (с. 9) в сочетании с его хронологическими рамками («вторая половина XV–XVII в. - с. 7) не соответствует структуре работы. Из 366 страниц основного текста диссертации (разделы II–V, c. 69–437) 266 страниц (72% текста) посвящены второй половине XV–XVI в. Из оставшихся 102 страниц (раздел V) 36 страниц (с. 336–372) относятся к Смутному времени и лишь 65 страниц (с. 336–372) отведены периоду с 1613 по 1700 гг. Из записок иностранцев этого обширного, событийно насыщенного почти векового периода, автором рассмотрены только сочинения Адама Олеария, Адольфа Лизека и Иоганна Корба, а в числе не удостоившихся внимания диссертанта оказались десятки текстов, среди которых информативные и важные для исследования свидетельства Августина Мейерберга, Якова Рейтенфельса, Андрея Роде, лейб-медика царя Алексея Михайловича Самуэля Коллинза, Фуа де ла Невилля, Патрика Гордона и др. Принцип отбора источников автором не обоснован.

4. Сформулированная автором научная проблема , заключающаяся «в обобщении зарубежных материалов, касающихся важнейших аспектов российской истории второй половины XV–XVII веков и аргументированности доказательств их объективности» (с. 9), не выдерживает критики. «Обобщение материалов» не может быть научной проблемой, а конец фразы - «и аргументированности доказательств их объективности» - остается не раскрытым, неясным для читателя.

5. На с. 3 В. Р. Мединский представляет свой главный исследовательский принцип: «Взвешивание на весах национальных интересов России создает абсолютный стандарт истинности и достоверности исторического труда» (с. 3). Между тем это ложное положение, входящее в непримиримое противоречие с принципами научности, объективности и историзма (их перечисление во вводной части диссертации, таким образом, становится пустой формальностью). Этноцентризм/нациецентризм, в каких бы формах он ни проявлялся, никогда не выступал и не может выступать в науке в качестве критерия достоверности или служить основанием научного труда, стремящегося к объективности. Критерии достоверности исторического исследования определяются принципами и методами, имеющими универсальный характер, не зависящими от национальной принадлежности исследователя. Другое дело - учет национальных (цивилизационных) особенностей развития изучаемого сообщества, что необходимо делать для всех социумов и культур с целью выявления общего и особенного в их развитии.

6. В историографическом разделе работы отсутствует значительное количество современных исследований проблемы. В конце XX - начале XXI в. была написана целая серия трудов известных российских историков (не говоря уже о зарубежных), посвященных образу России и русских в восприятии современников, в том числе и иностранцев, в изучаемый период (например, О. Г. Агеевой, М. М. Крома, Л. Е. Морозовой, В. Д. Назарова, А. И. Филюшкина, А. Л. Хорошкевич, М. По и др.).

Знакомство с историографическим очерком показывает, что характеристика работ предшественников выполнена весьма избирательно. Многие исследования, внесенные в список литературы, в историографической части диссертации не анализируются; принципиально важным изданиям (например, фундаментальным для изучения темы публикациям «Записок о Московии» Герберштейна 1988 и 2007 гг.) посвящено буквально по одному-двум абзацам (с. 44–45); новейшей литературе вопроса, внесшей принципиально новые взгляды на проблему и давшей первоклассные образцы публикационной культуры и научной критики сочинений иностранцев, отведено около трех страниц (с. 43–46).

7. Доказывая, что многие сочинения иностранцев изучаемого периода были тенденциозны, содержали недостоверные сведения, создавались под влиянием определенной политической конъюнктуры, формируя, по преимуществу, негативный образ Русского государства в общественном мнении их соотечественников и т.д., В. Р. Мединский не открывает ничего нового. Все это давно известно, прочно укоренилось в российской традиции историописания, восходя в базовых своих положениях как минимум к классическому труду В. О. Ключевского «Записки иностранцев о Московском государстве». О высокой степени субъективности подобных сочинений (как и вообще о высокой степени субъективности любого нарратива) говорится во всех базовых курсах по источниковедению и истории России, читаемых на исторических факультетах наших ВУЗов. Таким же хрестоматийным для учебных программ является тезис о преемственности, взаимосвязи (порой текстуальной), которая просматривается во многих сочинениях иностранцев о допетровской России, об особом влиянии на укоренение стереотипов о России «Записок о Московии» С. фон Герберштейна. Заявляя (на с. 438-439), что все это - результат его оригинального исследования, впервые им сформулированный и доказанный, В. Р. Мединский вводит читателей в заблуждение.

8. Сомнительными являются принципы формирования источниковой базы и методы источниковедческого анализа, применяемые автором, а в результате - вся совокупность промежуточных выводов, которые создают основу для общего заключения исследования.

Вполне естественно, что в диссертации В. Р. Мединского ядром источниковой базы, главным эмпирическим объектом его изучения выступают сочинения иностранцев о России указанного периода; на это справедливо указывает и сам автор, называя эти источники «основными» (с. 51). Однако при этом он считает достаточным использовать не собственно сочинения, а их переводы на русский язык. Между тем в докторской диссертации должны использоваться первоисточники на языке оригинала по наиболее исправным аутентичным изданиям. Это тем более важно, что в диссертации идет речь об интерпретации впечатлений западных авторов о России. Между тем выбор изданий имеет случайный характер. Так, например, записки Генриха Штадена использованы в диссертации по изданию 2002 г., хотя к моменту подготовки диссертации в свет вышло академическое двухтомное издание этого памятника под редакцией Е. Е. Рычаловского. Записки Жака Маржерета «Состояние Российской империи» анализируются по устаревшему изданию 1982 г., а не по новейшему 2007 г. под редакцией Ан. Береловича, В. Д. Назарова и П. Ю. Уварова.

Привлечение только переводов приводит к особо досадным последствиям там, где диссертант пытается давать оценки терминологии авторов сочинений о России. В. Р. Мединский как будто не осознает, что термины, о которых он пишет, принадлежат не оригинальным текстам, а их переводам на современный русский язык. Так, на с. 184-185 он упрекает Герберштейна за то, что он назвал князя древлян Мала «государем», хотя «статус государя он не имел». Затрудни себя автор обращением к оригиналу, он бы мог увидеть, что в латинском тексте стоит термин princeps , а в немецком - Fürst . И то и другое слово соответствуют русскому князь (каковым и назван Мал в летописях); таким образом, «государь» является результатом вольного перевода, сделанного нашим современником, автор же курьезно обвинил в применении этого термина Герберштейна.

Намерение В. Р. Мединского провести глубокое и всестороннее изучение записок иностранцев в сравнении с «российскими документальными источниками, касающимися конкретных событий и фактов» (с. 8) можно признать перспективным. Действительно, проблема верифицируемости, проверяемости информации, содержащейся в том или ином источнике, решаема только в контекстном перекрестном сравнении. Оно дает простор для использования методов компаративного анализа и позволяет ответить на ряд действительно важных в рамках заявленной проблемы вопросов.

Автор диссертации относит весь массив источников русского происхождения к группе дополнительных (с. 52) и дает их перечень, объединяя по видовому признаку: актовый материал, приказная документация, судебные дела, летописи и хронографы, писцовые, таможенные и записные книги, публицистические сочинения XVI–XVII вв. и другие источники нарративного характера. Практически все перечисленные источники на сегодняшний день опубликованы, однако В. Р. Мединский отмечает, что он широко привлекал и неопубликованные архивные документы, хранящиеся, главным образом, в РГАДА и отчасти в архиве СПб ИИ РАН. В списке использованных источников и литературы всего указано 13 позиций в рубрике «архивные источники». Но есть основания полагать, что В. Р. Мединский едва ли работал с указанными им архивными делами. В его сочинении, на почти четырехстах страницах основного текста, удается обнаружить всего 13 ссылок на архивные фонды, имеющие откровенно номинальный характер (с. 100, 106, 181, 240, 249, 257, 287, 297, 325, 332, 274, 408 и 426). Чаще всего это «глухие» ссылки на дело или просто на опись без указания листов; иногда - с указанием общего количества листов в единице хранения (например, «РГАДА. Ф. 32. Д. 1 (1488–1489). Л. 1–204», с. 181). Ссылки на конкретные листы дела приведены всего в пяти случаях. Это показывает, что автор, скорее всего, не работал с архивными документами (его занятость в читальном зале РГАДА документально не зафиксирована)АДАР, а черпал самые общие сведения о содержащейся в них информации из путеводителя по архиву, а в лучшем случае - из описей, ориентируясь на имеющиеся там заголовки дел или документов. На часть архивных дел, отмеченных в списке использованных источников, в тексте нет даже ссылок.

С «недостоверными» и «тенденциозными» источниками диссертант не церемонится. Он может просто заявить, что «на самом деле все было не так», не обременяя себя поиском доказательств. В иных случаях он прибегает к другому приему: использует оценки из сочинений одних иностранцев в качестве критики мнений других, не учитывая, что и те, и другие могут быть равно пристрастными в своих суждениях. Так, например, высоко оценивая достоверность сведений С. Герберштейна о русской армии (с. 220), автор отчего-то признает «недостоверным» аналогичное описание полевых станов русской армии, данное Р. Ченслером (с. 234); А. Контарини и Г. Перкамот отзывались о Иване III положительно, а Герберштейн - нет, значит, «совершенно очевидно, что австрийский дипломат умышленно очернил Ивана III» (с. 199, 206).

В отдельных случаях такое противопоставление сведений разных авторов выглядит откровенно курьезно. Так, на с. 239 автор пишет: «Противоречивы и сведения Ченслора о бедных людях. Утверждая, что «нет народа на свете, который бы жил так нищенски, как живут здесь бедняки, и что богатые не заботятся о них», он в то же время сообщал о благотворительной деятельности монахов. Вообще данные Ченслора о существовании в Русском государстве нищих и бедняков противоречат известиям Барбаро и Контарини о большом количестве продуктов на русских рынках, которые стоят сущие копейки». Как сообщения авторов конца XV в. о дешевых продуктах на рынках могут опровергать существование более чем полвека спустя (в 1550-е гг.) в стране бедняков, остается загадкой - свою «логику» автор не раскрывает.

В. Р. Мединский, желая доказать необоснованность тех или иных сведений, приводимых в записках иностранных авторов, часто ссылается на информацию, содержащуюся в русских летописях, вероятно, считая ее абсолютно достоверной и очевидно не придавая значения тому, что летописи сами по себе сложный источник, нуждающийся в специальной источниковедческой критике и перекрестной проверке с помощью анализа источников другой видовой принадлежности. При этом он игнорирует сведения других русских источников, если они противоречат его тезисам. Например, многократно опровергая ложные, по его мнению, свидетельства иностранцев о пьянстве русских священников (с. 341, 440 и др.), диссертант обходит вниманием материалы Стоглавого собора 1551 г., где этот порок духовенства был признан самой Русской Православной церковью. Утверждая, что крымцы в 1521 г. дошли только до Коломны, автор ссылается на Воскресенскую летопись, игнорируя показания ряда других, из которых следует, что отдельные отряды достигали подмосковных села Воробьева и Николо-Угрешского монастыря. Диссертант отвергает известие Герберштейна о получении крымским ханом грамоты с обязательством платить дань, хотя аналогичная информация есть в Разрядной книге - официальном документе, к которому ни у одного иностранца доступа не было.

9. Некоторые фрагменты диссертации В. Р. Мединского представляют собой изложение выводов других исследователей, лишенное оригинальности и вдобавок некорректно выполненное. Так, например, большая часть раздела III (с. 182–223) посвящена анализу фактических и интерпретационных ошибок С. Герберштейна, несмотря на то, что подобная работа была проведена комментаторами издания «Записок о Московии» 1988 г. Пересказывая содержание комментариев, В. Р. Мединский ссылается не на них, а на источники комментаторов, при этом не всегда делая это умело. Уличая Герберштейна в желании придать больше достоверности его рассказу о крымском набеге 1521 г., В. Р. Мединский пишет, что австриец указывал на получение информации от польских послов, «которые и стали его информаторами». Диссертант ссылается на следующее издание: «Русская историческая библиотека, т. 35, № 90, с. 605–607» (с. 223). Обратившись к комментариям в издании «Записок…» Герберштейна, увидим, что их авторы указывают: «Литовское посольство во главе с Богушом Войтковым находилось в Москве с 29 авг. по 4 сент. 1521 г. (Сб. РИО. - Т. 35. - № 90. - С. 605–607)» (См.: Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988. С. 340). Очевидно, что В. Р. Мединский, во-первых, не видит разницы между литовскими и польскими послами, хотя в то время Польша и Литва, находясь в династической унии, обладали отдельными дипломатическими ведомствами, а во-вторых, путает два широко известных дореволюционных серийных издания источников - «Русскую историческую библиотеку» и «Сборник Русского исторического общества», вероятно, попросту переписав неверно понятые им данные из комментариев к изданию 1988 г.

10. Фактические ошибки в диссертации многочисленны. Ряд из них справедливо указан в апелляционном письме. Но есть и немало других, которые также могут считаться грубыми. Автор полагает, что в конце XV в. существовала Украина, которая «тогда называлась Литвой» (с. 87); что Далмация в то же время была одной из областей Югославии (с. 152). Он, очевидно, не видит разницы между белым и черным духовенством, когда опровергает сведения Герберштейна о бедственном материальном положении русских священников, напоминая о том, что в XVI в. Русская церковь была крупным земельным собственником «и ни в чем не нуждалась» (с. 212). Автор упрекает Герберштейна за то, что он проводил границу между Европой и Азией по Дону (с. 221), не подозревая, что это традиция, идущая с античных времен. Он путает хрестоматийные даты (набег на Москву Девлет-Гирея датирует 1570 г. вместо 1571 - с. 262; введение опричнины 1566 г. вместо 1565 - с. 265; поход Ивана III на Тверь 1520 г. вместо 1485 - с. 302); утверждает, что Земский приказ был основан только в конце 1570-х гг. (с. 277), хотя первое упоминание этого учреждения в разрядных книгах относится к 1572 г.; опровергая сведения Дж. Флетчера (конец XVI в.) о пьянстве русских и обращая внимание на то, что спиртные напитки в России можно было изготовлять только по большим церковным праздникам, т.е. несколько раз в году, подкрепляет эту информацию ссылкой на Уложение 1649 г. (с. 341), и так далее, и так далее.

Разумеется, отдельные недочеты, ошибки, неточности, опечатки могут быть в любом исследовании. Но в диссертации В. Р. Мединского их количество зашкаливает, являясь системной, качественной проблемой.

11. Следует констатировать, что диссертационное исследование В. Р. Мединского выполнено на крайне низком уровне. Объект, предмет, научная проблема, цель и задачи исследования определены непрофессионально, имеется несоответствие заявленных во введении хронологических рамок структуре и содержанию диссертации. Автор проигнорировал новейшие достижения российской и зарубежной исторической науки, осуществил произвольный и не мотивированный отбор источников, ввел в заблуждение диссертационный совет относительно использования архивных материалов, показал неумение в использовании методов историографии и источниковедения (особенно в области критики исторических источников). Основной текст диссертации представляет собой реферативное изложение многих известных современной исторической науке сведений, не содержащее нового научного знания, для него характерны логические несоответствия и многочисленные фактические ошибки.

Таким образом, диссертация В. Р. Мединского «Проблемы объективности в освещении российской истории второй половины XV–XVII в.», защищенная на соискание ученой степени доктора исторических наук в диссертационном совете Д. 212.341.02 при Российском государственном социальном университете 27 июня 2011 г., по своему научному уровню не соответствует требованиям, предъявляемым к диссертациям на соискание ученой степени доктора исторических наук по специальности 07.00.02 - Отечественная история. В ней не содержится положений, которые можно квалифицировать как научное достижение или решение важной научной проблемы. Следовательно, при присуждении В. Р. Мединскому ученой степени доктора исторических наук был нарушен критерий, сформулированный в п. 8 «Положения о порядке присуждения ученых степеней» от 30 января 2002 г., п. 7 «Положения о порядке присуждения ученых степеней» от 30 января 2002 г. в редакции от 20 июня 2011 г. и п. 9 «Положения о порядке присуждения ученых степеней» от 24 сентября 2013 г., что, согласно п. 44 «Положения о порядке присуждения ученых степеней» от 30 января 2002 г., п. 41 «Положения о порядке присуждения ученых степеней» от 30 января 2002 г. в редакции от 20 июня 2011 г. и п. 65 «Положения о порядке присуждения ученых степеней» от 24 сентября 2013 г. (с изменениями на 28 августа 2017 г.), является основанием для лишения ученой степени.


Close