Если пасмурен день, если ночь не светла,
Если ветер осенний бушует,
Над душой воцаряется мгла,
Ум, бездействуя, вяло тоскует.
Только сном и возможно помочь,
Но, к несчастью, не всякому спится…

Слава богу! морозная ночь —
Я сегодня не буду томиться.
По широкому полю иду,
Раздаются шаги мои звонко,
Разбудил я гусей на пруду,
Я со стога спугнул ястребенка.
Как он вздрогнул! как крылья развил!
Как взмахнул ими сильно и плавно!
Долго, долго за ним я следил,
Я невольно сказал ему: славно!
Чу! стучит проезжающий воз,
Деготьком потянуло с дороги…
Обоняние тонко в мороз,
Мысли свежи, выносливы ноги.
Отдаешься невольно во власть
Окружающей бодрой природы;
Сила юности, мужество, страсть
И великое чувство свободы
Наполняют ожившую грудь;
Жаждой тела душа закипает,
Вспоминается пройденный путь,
Совесть песню свою запевает…

Я советую гнать ее прочь —
Будет время еще сосчитаться!
В эту тихую, лунную ночь
Созерцанию должно предаться.
Даль глубоко прозрачна, чиста,
Месяц полный плывет над дубровой,
И господствуют в небе цвета
Голубой, беловатый, лиловый.
Воды ярко блестят средь полей,
А земля прихотливо одета
В волны белого лунного света
И узорчатых, странных теней.
От больших очертаний картины
До тончайших сетей паутины
Что как иней к земле прилегли,-
Всё отчетливо видно: далече
Протянулися полосы гречи,
Красной лентой по скату прошли;
Замыкающий сонные нивы,
Лес сквозит, весь усыпан листвой;
Чудны красок его переливы
Под играющей, ясной луной;
Дуб ли пасмурный, клён ли весёлый —
В нём легко отличишь издали;
Грудью к северу; ворон тяжелый —
Видишь — дремлет на старой ели!
Всё, чем может порадовать сына
Поздней осенью родина-мать:
Зеленеющей озими гладь,
Подо льном — золотая долина,
Посреди освещенных лугов
Величавое войско стогов —
Всё доступно довольному взору…
Не сожмется мучительно грудь,
Если б даже пришлось в эту пору
На родную деревню взглянуть:
Не видна ее бедность нагая!
Запаслася скирдами, родная,
Окружилася ими она
И стоит, словно полная чаша.
Пожелай ей покойного сна —
Утомилась, кормилица наша!..

Спи, кто может,- я спать не могу,
Я стою потихоньку, без шуму
На покрытом стогами лугу
И невольную думаю думу.
Не умел я с тобой совладать,
Не осилил я думы жестокой…

В эту ночь я хотел бы рыдать
На могиле далекой,
Где лежит моя бедная мать…

В стороне от больших городов,
Посреди бесконечных лугов,
За селом, на горе невысокой,
Вся бела, вся видна при луне,
Церковь старая чудится мне,
И на белой церковной стене
Отражается крест одинокий.
Да! я вижу тебя, божий дом!
Вижу надписи вдоль по карнизу
И апостола Павла с мечом,
Облаченного в светлую ризу.
Поднимается сторож-старик
На свою колокольню-руину,
На тени он громадно велик:
Пополам пересек всю равнину.
Поднимись!- и медлительно бей,
Чтобы слышалось долго гуденье!
В тишине деревенских ночей
Этих звуков властительно пенье:
Если есть в околотке больной,
Он при них встрепенется душой
И, считая внимательно звуки,
Позабудет на миг свои муки;
Одинокий ли путник ночной
Их заслышит — бодрее шагает;
Их заботливый пахарь считает
И, крестом осенясь в полусне,
Просит бога о ведреном дне.

Звук за звуком гудя прокатился,
Насчитал я двенадцать часов.
С колокольни старик возвратился,
Слышу шум его звонких шагов,
Вижу тень его; сел на ступени,
Дремлет, голову свесив в колени.
Он в мохнатую шапку одет,
В балахоне убогом и темном…
Всё, чего не видал столько лет,
От чего я пространством огромным
Отделен,- всё живет предо мной,
Всё так ярко рисуется взору,
Что не верится мне в эту пору,
Чтоб не мог увидать я и той,
Чья душа здесь незримо витает,
Кто под этим крестом почивает…

Повидайся со мною, родимая!
Появись легкой тенью на миг!
Всю ты жизнь прожила нелюбимая,
Всю ты жизнь прожила для других.
С головой, бурям жизни открытою,
Весь свой век под грозою сердитою
Простояла,- грудью своей
Защищая любимых детей.
И гроза над тобой разразилася!
Ты, не дрогнув, удар приняла,
За врагов, умирая, молилася,
На детей милость бога звала.
Неужели за годы страдания
Тот, кто столько тобою был чтим,
Не пошлет тебе радость свидания
С погибающим сыном твоим?..

Я кручину мою многолетнюю
На родимую грудь изолью,
Я тебе мою песню последнюю,
Мою горькую песню спою.
О прости! то не песнь утешения,
Я заставлю страдать тебя вновь,
Но я гибну — и ради спасения
Я твою призываю любовь!
Я пою тебе песнь покаяния,
Чтобы кроткие очи твои
Смыли жаркой слезою страдания
Все позорные пятна мои!
Чтоб ту силу свободную, гордую,
Что в мою заложила ты грудь,
Укрепила ты волею твердою
И на правый поставила путь…

Треволненья мирского далекая,
С неземным выраженьем в очах,
Русокудрая, голубоокая,
С тихой грустью на бледных устах,
Под грозой величаво-безгласная,-
Молода умерла ты, прекрасная,
И такой же явилась ты мне
При волшебно светящей луне.
Да! я вижу тебя, бледнолицую,
И на суд твой себя отдаю.
Не робеть перед правдой-царицею
Научила ты музу мою:
Мне не страшны друзей сожаления,
Не обидно врагов торжество,
Изреки только слово прощения,
Ты, чистейшей любви божество!
Что враги? пусть клевещут язвительней.
Я пощады у них не прошу,
Не придумать им казни мучительней
Той, которую в сердце ношу!
Что друзья? Наши силы неровные,
Я ни в чем середины не знал,
Что обходят они, хладнокровные,
Я на всё безрассудно дерзал,
Я не думал, что молодость шумная,
Что надменная сила пройдет —
И влекла меня жажда безумная,
Жажда жизни — вперед и вперед!
Увлекаем бесславною битвою,
Сколько раз я над бездной стоял,
Поднимался твоею молитвою,
Снова падал — и вовсе упал!..
Выводи на дорогу тернистую!
Разучился ходить я по ней,
Погрузился я в тину нечистую
Мелких помыслов, мелких страстей.
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви!
Тот, чья жизнь бесполезно разбилася,
Может смертью еще доказать,
Что в нем сердце неробкое билося,
Что умел он любить…
_____________

(Утром, в постели)

О мечты! о волшебная власть
Возвышающей душу природы!
Пламя юности, мужество, страсть
И великое чувство свободы —
Всё в душе угнетенной моей
Пробудилось… но где же ты, сила?
Я проснулся ребенка слабей.
Знаю: день проваляюсь уныло,
Ночью буду микстуру глотать,
И пугать меня будет могила,
Где лежит моя бедная мать.

Всё, что в сердце кипело, боролось,
Всё луч бледного утра спугнул,
И насмешливый внутренний голос
Злую песню свою затянул:
«Покорись, о ничтожное племя!
Неизбежной и горькой судьбе,
Захватило нас трудное время
Неготовыми к трудной борьбе.
Вы еще не в могиле, вы живы,
Но для дела вы мертвы давно,
Суждены вам благие порывы,
Но свершить ничего не дано…»

Анализ стихотворения «Рыцарь на час» Некрасова

Произведение Николая Алексеевича Некрасова «Рыцарь на час» в свое время потрясло целое поколение. Ф. Достоевский считал его одной из вершин всего творчества поэта.

По жанру — исповедальная элегия, по размеру — трехстопный анапест со смешанной рифмой. Лирический герой — сам автор. По композиции условно делится на несколько частей: в первой герой воспрянул духом в морозную ночь, во второй — мысли его переходят к родной деревне и покойной матери, в третьей — в утреннем свете ночные чувства гаснут и кажутся смешными.

Лексика возвышенная и просторечная, с интонацией народной песни, каждая строфа являет богатство языка и эмоций. Россыпь восклицаний и риторических вопросов: поднимись! Слава Богу! Я твою призываю любовь! Мечты! С погибающим сыном твоим? Много повторов: если, как он, крылья, вздрогнул. Метафоры: ожившая грудь, чувство свободы, волны белого света. Олицетворения: ум тоскует, совесть запевает. Эпитеты: мысли свежи, ноги выносливы.

Он больше не верит в себя, остро переживает свою ненужность, прошедшие годы считает бесплодными. В названии стихотворения есть ирония, даже горькая издевка над самим собой. Образ исстрадавшейся матери накладывается на образ Родины. Вообще, поэт рисует отрадные картины мирной русской жизни, знакомые с детства пейзажи и чувства, лица и символы. Перемены, которых так жаждет Н. Некрасов, наступят через пятьдесят с лишним лет, но, парадоксальным образом, многовековой крестьянский уклад жизни будет разрушен, перекроено мировоззрение, родные могилы заброшены.

Последняя строка сразу стала афоризмом: суждены вам благие порывы, но свершить ничего не дано. Что ж, каждый человек рано или поздно приходит к схожим выводам о самом себе, всем знаком и голос совести, и горечь сожаления. Какое «великое дело любви» имеет в виду поэт? Наверняка это борьба за улучшение доли крестьянства. Сегодня этот призыв звучит в более широком смысле: любви, сострадания, прощения, как всегда, не хватает в нашем мире.

Стихотворение «Рыцарь на час» Н. Некрасова в 1862 году воспринималось исключительно в народническом духе. Спустя почти два века становится понятна его непреходящая ценность, универсальность переживаний его лирического героя.

Рыцарь на час — одна из главных ипостасей лирического героя Некрасова. Томимый бессонницей, Р. ночью выходит из дому и отдается «во власть / Окружающей бодрой природы». Созерцание ее красоты пробуждает в его душе совесть и «жажду дела». Его взору открываются величественные пейзажи, слуху — торжественные звуки деревенского колокола, памяти — мельчайшие детали прошлого («все, чего не видал столько лет, от чего я пространством огромным отделен»). Он полон вины перед своей безвременно умершей матерью, образ которой сливается

Для него с образами Родины, многострадальной деревни. Он поет «последнюю песнь»: «Я пою тебе песнь покаяния, / Чтобы кроткие очи твои / Смыли жаркой слезою страдания / Все позорные пятна мои… От ликующих, праздно болтающих, / Обагряющих руки в крови / Уведи меня в стан погибающих / За великое дело любви!» Утром же прозрение героя оказывается лишь «мечтой», «сном», «благими порывами», а «насмешливый внутренний голос» изрекает жестокий приговор, выносимый всему поколению «людей слова», к которому, несомненно, принадлежит Р.: «Вы еще не в могиле, вы живы, / Но для дела вы мертвы давно». Отразившиеся в патетическом монологе героя конфликт «слова» и «дела», пафос сомнения и искреннего раскаяния принципиальны как для некрасовской лирики, так и для характеристики эпохи в целом: цитаты из стихотворения были включены Н. Г. Чернышевским в его поздний роман — «Отблески сияния» (1882).


  1. СЦЕНА ПЕРВАЯ В башне. Альбер и Иван Альбер во что бы то ни стало хочет попасть на рыцарский турнир. Рассмотрев...
  2. Начало 80-х гг. В Ленинграде живут трое неразлучных друзей: Сашка Куницын, Роман Крылов и Ашот Никогосян. Всем троим — до...
  3. КНЯГИНЯ ТРУБЕЦКАЯ. Поэма в двух частях (1826) Зимней ночью 1826 г. княгиня Екатерина Трубецкая отправляется вслед за мужем-декабристом в Сибирь....
  4. Действие начинается в июле 1942 г. с отступления под Осколом. Немцы подошли к Воронежу, и от только что вырытых оборонительных...
  5. Часть 1. ЮБИЛЯРЫ И ТРИУМФАТОРЫ «Бывали хуже времена, / Но не было подлей», — читает автор о 70-х гг. XIX...
  6. В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище,...
  7. Пролог В каком году — рассчитывай, В какой земле — угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков: Семь временнообязанных, Подтянутой...
  8. Дедушка Мазай и зайцы Каждое лето рассказчик приезжал на неделю в деревню Малые Вежи, чтобы погостить у старого охотника Мазая...
  9. Мне кажется, основной смысл данного стихотворения заключен в самом названии. Некрасов обвинял себя и своих современников в недостаточной преданности делу...
  10. Стихотворения «Ангел-хранитель» А. Блока и «Рыцарь на час» Н. А. Некрасова на первый взгляд не имеют между собой ничего общего....
  11. Еще в 1860 году поэт Некрасов задумал большую автобиографическую поэму «Рыцарь на час» с главным героем Валежниковым. Но в печати...
  12. Н. А Некрасов вырос в селе Грешнево Ярославской губернии, в бассейне великой русской реки Волги. С раннего детства он проводил...
  13. Герой-рассказчик славится своим чувством юмора. Природная находчивость удачно сочетается с тренированностью, шутки носят, как правило, безобидный характер, и он становится...
  14. Эпоха средневековья — это благородный и возвышенный мир рыцарских турниров, освященный прекрасными ритуалами культ дамы сердца, прекрасной и недостижимой, как...
  15. Начиналась Троянская война. Троянский царевич Парис обольстил и похитил Елену, жену спартанского царя Менелая. Греки собрались на них огромным войском,...
  16. БАРОН — герой трагедии А. С. Пушкина «Скупой рыцарь» (1830), вошедшей в цикл «опытов драматических изучений», известный под редакторским названием...
  17. Исполненный живописных контрастов колорит «Гяура» отличает и следующее произведение Байрона «восточного» цикла — более обширную по объему поэму «Корсар», написанную...
  18. Действие происходит в XIII в. во Франции, в Лангедоке и Бретани, где разгорается восстание альбигойев, против которых папа организует крестовый...
  19. Герой поэмы — она написана от первого лица — рабочий; он приходит в часы отлива к морю, чтобы тяжелым трудом...
  20. Кремль В том году, когда великий князь Иван III повелел воздвигнуть Московский Кремль, удельный князь Никита, что владел городом Подзол...
  21. В своем дворце сидит грозный хан Гирей, разгневанный и печальный. Чем опечален Гирей, о чем он думает? Он не думает...
  22. Ермил Гирин — один из положительных крестьянских образов поэмы. Появляется в главе «Счастливые». Из рассказа седоволосого попа мы узнаем, что...
  23. Чудесный доктор Основан на реальных событиях. 2 мальчика рассматривают богатую витрину гастрономии, потом бегут домой — в сырой и грязный...
  24. На день рождения принцессы пригласили семеро фей, а одну обошли приглашением, так как думали, что ее уже нет в живых....

Творчество литератора часто вводят в определенные рамки и неоправданно ограничивают в их области созидания мысли и создания произведений. Для многих читателей Николай Алексеевич Некрасов – поэт-революционер, поэт-гражданин и поэт для народа. Но существует и другой Некрасов, который, возможно, всю жизнь прятался под революционным пылом.

Поздний Некрасов тщательно скрывает в себе молодые философские размышления и целиком посвящает себя народной поэзии. Несмотря на это, ему не удается полностью отойти от своего раннего творчества времен сборника «Мечты и звуки» (1840). Каждое его произведение содержит размышления о себе и о сущности жизни. Революционные стихи поэта содержат призыв к борьбе не на поверхности слов, а в самой природе произведения.

Философское стихотворение «Рыцарь на час» 1862 года можно назвать откровением, отражающим суть понимания личности поэта. Глубокие потрясения того времени, разрыв с друзьями, не поддерживающими его идеи, в частности с И.С.Тургеневым, легли в его основу.

Средства художественной выразительности

С первых же строчек лирический герой отделяет себя от других людей – для него наступил момент пробуждения, а ночь стала спутником его мыслей. Его порывистое «Слава богу!» отдает поспешной радостью и открытием новых чувств. Именно природа становится причиной возбужденного состояния рассказчика. Чтобы больше оживить окружающий мир, поэт использует анафору: «Как он вздрогнул! как крылья развил! Как взмахнул ими сильно и плавно!».

В стихотворении мы слышим звуки, чувствуем запахи и любуемся видами. Все органы чувств задействованы, и оттого картина единения окружающей обстановки и внутреннего мира героя полнее: «Деготьком потянуло с дороги…Обоняние тонко в мороз, Мысли свежи, выносливы ноги». Известное некрасовское «Чу!» оживляет тишину природы.

Чувство свободы и независимости преобладают в сердце героя. Но он не полностью освобожден от мыслей о прошлом: «Вспоминается пройденный путь, Совесть песню свою запевает…». Характерно олицетворение совести, как некого живого существа внутри человека.

Некрасов использует всевозможные эпитеты и метафоры для описания живописного русского пейзажа: «Даль глубоко прозрачна, чиста..», «..А земля прихотливо одета..», «ворон тяжелый», «Величавое войско стогов..». Цель поэта — показать не настоящую российскую деревню, а таинственный, мечтательный образ ночного поселения.

Первое пробуждение героя происходит в поверхностном возбуждении и в душевном подъеме, когда все естество сосредоточено на окружающей действительности. Наступает второе пробуждение. Этот взрыв мыслей и чувств в тишине природы и человека:

…И невольную думаю думу.
Не умел я с тобой совладать, Не осилил я думы жестокой…

В воображении мерещатся родные места: «…Церковь старая чудится мне», «Да! я вижу тебя, божий дом!». Появляется сторож-старик, чей образ, возможно, олицетворяет всю крестьянскую мощь, которой пора подняться и медленно бить в колокол.

Звон колокола чудится герою, и он уже мыслями и душой в своем воображении. Практически исчезают возвышенные эпитеты, преобладают просторечия: «осенясь», «о ведряном дне», « в балахоне убогом…».

Главная мысль

Описание миража было лишь предисловием к главному мотиву стихотворения — обращение героя к матери. Нежные слова произносит путник своей умершей матушке: «Повидайся со мною, родимая!». Под маской лирического героя оказывается сам Некрасов. Отец поэта был деспотичным, жестоким и крайне безудержным в своих действиях. Мать, напротив, была кроткой, но забитой. В воспоминаниях поэта она осталась несчастной мученицей и идеалом терпимости и нежности. Во многих произведениях можно отыскать ее образ: в женщине-крестьянке, в его музе, в милой девушке и в горячо любимой России. Смерть матери жестоко поразила его и вселила в него мысль, что он так и не смог отблагодарить ее за любовь.

Ее тяжелая судьба, борьба ради своих детей – все соединилось в душе героя, вся его молитва – о свидании с ней. Сын жаждет ее присутствия, но лишь ради себя. Жестокой болью пронизано его обращение – это кульминация и обострение всех его чувств. Он умоляет ее лишь о взгляде, который бы смыл всю тяжесть горя. Настолько проникновенны его мольбы к матери, что лишь целостная конструкция речи способна передать эмоции героя. Именно здесь проступает вся открытость принятия страдания.

Герой признается, что именно мать поставила его на путь правды, и ее идеал вдохновлял его всю жизнь. Воспоминание о ней наполнено светлыми эпитетами, а ее описание напоминает образ ангела. Рассказчик ищет моральной поддержки у матери, раскрывает ей свое естество и внутренние страдания:

Погрузился я в тину нечистую
Мелких помыслов, мелких страстей.
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви!

Смысл финала

Высокие и эмоциональные порывы героя выражают мысленный апофеоз идей и стремлений. Но как быстро он рушится! Наступает утро, и вся жертвенность героя проходит. Такое удивительное разрушение последних слов завершает кульминацию произведения. Все возвышенные мысли остались – но лишь в голове. Нет больше силы и мужества что-то делать. Желание пожертвовать собой во имя цели осталось, но только в мечтах. Теперь героя пугает могила матери, а, следовательно, и сама смерть за идею.

Последним идет монолог «насмешливого внутреннего голоса» героя:

Вы еще не в могиле, вы живы,
Но для дела вы мертвы давно,
Суждены вам благие порывы,
Но свершить ничего не дано…

В нем данном отрывке воплотились все жестокие чувства лирического героя по отношение к себе и к своей судьбе. Именно неподготовленность к переменам во времена Некрасова отражается в его горьких сетованиях. Поэт выносит вердикт самому себе и русскому обществу своей эпохи. Он утверждает бессмысленность возвышенных речей и обличает бездействие после пламенного мысленного апофеоза.

Проблематика

В стихотворении «Рыцарь на час» мы находим некий упадочный психологический настрой человека, его бездеятельную, обречённую на празднословие сущность и самые сокровенные мысли, являющиеся подтверждением внутренней неспособности к действию. Некрасов описывает чувства лирического героя, который под действием силы красоты и природы строит себе мечты и цели, дает обещания видению умершей матери. Но утром уже нет и следа от мечтательных порывов, остаются лишь скука, лень и бесполезность стремлений. Возвышенные речи обрываются, когда наступает утреннее прозрение: становится ясно, что ночные фантомы были лишь шалостями воображения, а реальный мир со вчерашнего дня нисколько не изменился. Кажется, что герой уснул, видел сон, а проснувшись, убедился, что все это был мираж.

Стихотворение настолько разное по эмоциональной окраске и по внутренним сплетениям, что остается вопрос — был ли это душевный подъем или иступленное покаяние?

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Это стихотворение – одно из самых задушевных и лирических произведений автора. Оно условно делится на три части. В первой части герой, томимый бессонницей, выходит на улицу и при лунном свете любуется осенними пейзажами родной, многострадальной деревни. В его памяти всплывают картинки далекого детства, в душе просыпается совесть и «жажда дела». Во второй части образ Родины сливается с образом умершей безвременно матери.

Герой винит себя за то, чего, возможно, он не успел для нее сделать. Яркими красками рисует его воображение прекрасный образ самого близкого и родного человека. Поэт был очень привязан к матери и просит у нее прощения и помощи в жизненных непростых вопросах. А в третьей части герой, проснувшись утром, чувствует себя опять одним из «людей слова», и все его благие порывы оказываются просто сном. В заключительном монологе героя выражается конфликт между «словом» и «делом», характерный для жизни целого поколения.

Пересказ для Вас подготовила nadezhda84

Обновлено: 2012-02-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Особое место в лирике Некрасова занимает образ женщины-матери, судьба которой оказывается не менее драматичной, чем доля девушек-крестьянок или сирот. Это и горестное сострадание святым «слезам бедных матерей» в стихотворении «Внимая ужасам войны...» (1859), Орина, «мать солдатская» из одноименной поэмы (1863), переживающая трагическую судьбу: рекрутский набор отнял её единственного сына. Это героиня стихотворения «Мать» (1868), которая испытывает чувство безнадежности, поскольку её юным сыновьям «судьбы своей не избежать»; это страдалица из стихотворения «Затворница» (1877), «чужим скорбям бессильная помочь»; далее это «Баюшки-баю» (1877), где мать утешает тех, кому «вчера людская злоба» боль и «обиду нанесла»; незаконченная поэма «Мать» (1877), героиня которой вынуждена столкнуться с ужасными условиями жизни в усадьбе мужа и с его жестоким Необыкновенной выразительностью отличается образ женщины-матери в лирической поэме 1862 года «Рыцарь на час» (Некрасов), анализ которой мы проведем.

Лирическим героем произведения является человек 60-х годов, который осознаёт трагическое противоречие между своим стремлением к самоотверженному служению народу, благим душевным порывом к идеалу — и слабостью воли, приводящей к отказу от практического действия, ошибочности поступков, неверным шагам. Обостренная совестливость рождает рефлексию героя, его покаяние, лирический монолог оправдания:

Не умел я с собой совладать,

Не осилил с думы жестокой...

На миг лирический герой осознаёт даже ложность своего поведения, измельчание личности:

Погрузился я в тину нечистую

Мелких помыслов, мелких страстей.

Он предпринимает попытку высвободиться из этой тины, преодолеть свою слабость, выйти на широкую и истинно верную дорогу жизни.

Но быт, чувство вины и угасания, слабость продолжают держать героя в своём цепком плену. И тогда в соответствии с этим настроением в поэме появляется осенний пейзаж, отмеченный необычайной живописностью и красочностью. Мы начинаем сознавать, что этот осенний пейзаж — не просто аккомпанемент психологическому состоянию героя, но и отражение тех ценностей, которые ещё остаются в жизни и способны исцелить больную душу. Такую же бесконечную радость вливает в неё жизнь деревни, столь же прекрасной в лунном освещении, как и красота дубровы. Высшими духовными ценностями оказываются Божий дом («церковь старая» в лунном сиянье) и витающая здесь же душа матери, почивающей под одиноким крестом. Так в поэме о «рыцаре на час» возникает врачующий образ матери, призванный смягчить страдания и терзания героя.

Но и она — вечная страдалица, чьи годы были отмечены постоянной мукой:

Всю ты жизнь прожила нелюбимая,

Всю ты жизнь прожила для других...

...Весь свой век под грозою сердитою

Простояла ты...

Самый облик матери, воскрешаемый поэтом, свидетельствует о её горестях:

Русокудрая, голубоглазая,

С тихой грустью на бледных устах,

Под грозой величаво-безгласная —

Молода умерла ты, прекрасная...

Поэт наделяет образ матери чертами возвышенного божества чистейшей любви. Только она, испытавшая столько терзаний, может облегчить кручину героя, исцелить его душу, наставить на истинный путь, вывести «на дорогу тернистую». И тогда он проникновенно обращается к своей матери, способной его понять и воскресить:

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови,

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви!

Строки эти приобретают патетику, ораторские интонации, романтическую взволнованность, выраженную в обилии восклицаний и вопросов, нагнетении однородных членов, синонимов и антонимов.

Образ матери лирического героя (и одновременно — матери поэта) вырастает в образ родины-матери, которая требовательно и благожелательно всматривается в лицо своего совестливого сына, судит его, прощает и ободряюще наставляет. Правда, в финале стихотворения «Рыцарь на час» (Некрасов), анализ которого нас интересует, звучит язвительный и насмешливый внутренний голос, упрекающий не только лирического героя, но и всё «ничтожное племя» современников в неспособности к конкретному делу. Вы, — словно бы нашептывает этот голос, — увы! не «вечные» рыцари деяний и борьбы, как незабвенный пламенный Дон Кихот, а всего лишь «рыцари на час». Но хочется думать, что в сознании героя поэмы воображаемый голос матери невольно подавляет и заглушает эту «злую песню», вселяя надежду.


Close