«ВСЁ - ТВОРЧЕСКИ, ИНАЧЕ ЗАЧЕМ? День складывался так: утром - работа, вечером - творческое дело. Диспут, игра, концерт-«ромашка», «Суд над песней»...

Шёл поиск форм. Творческие дела придумывались и отбирались так, чтобы они не нуждались в многодневной подготовке, чтобы они действительно требовали творчества и чтобы в них приходилось принимать участие всем. А не так, как иногда бывает в лагерях: 10 человек полсмены готовят сбор, разучивают какие-то «тексты», а 200 слушают и смотрят.

Постепенно выработался такой приём. Когда решат провести вечер (или операцию, или трудовой десант), создают совет дела. В совет дела входят добровольцы из каждого отряда. Совет собирает предложения отрядов, обсуждает их, докладывает план общему сбору, руководит работой и потом отчитывается на «огоньке».

Вожатые отрядов и дежурные командиры только помогают совету. А так как творческие дела - каждый день, то и советы дел возникают каждый день. Это очень удобно. Все ребята учатся придумывать, планировать, руководить и разбирать достоинства и недостатки своей работы».


Предварительный просмотр:

Коммунарский сбор, что он дает современным детям и подросткам?

Смирнова С.В., методист по детскому движению и

ученическому самоуправлению ЦРТДЮ г. Новотроицка

Что же такое коммунарские сборы для меня?

В первую очередь, это та атмосфера, царящая на сборах, где можно быть самим собой и тебя все будут понимать и принимать именно таким. Во-вторых, знания, которые ты получаешь, действительно пригодятся в жизни: это и умение общаться, работать в команде, разрешать конфликты, воспитание в себе лидера-организатора и многое другое. В-третьих, настоящие друзья, дружба с которыми исчисляется десятилетиями. Стиль и тон отношений, разнообразные способы коллективной организации деятельности, законы, символика, ритуалы – всё это влияет на подростка, который оказывается в совершенно новой, дружеской для него обстановке.

Я умышленно упускаю советский период и подробно остановлюсь на коммунарских сборах нашего времени, а точнее, как мы организовываем сборы в нашем городе.

Вот уже 14 лет подряд на осенних, весенних каникулах мы проводим коммунарки на базе образовательных учреждений, а в последнее время на базе Центра дополнительного образования, и летние выездные сборы на базе детского загородного оздоровительного лагеря «Чайка».

Итак, основные составляющие коммунарских сборов.

Игровые упражнения, тренинги.

Всегда наступает такой период времени, когда нам кажется, что современного школьника трудно увлечь чем-то интересным, полезным для общества делом, что ему интересно только пустое времяпрепровождение. Но всегда, во все времена любого человека интересовал только он сам. Поэтому большое внимание уделяется игровым тренингам на знакомство, взаимодействие между членами команды, раскрепощение личности, выявление лидерских качеств. Буквально через час подростки по-другому смотрят на своих новых знакомых, друзей, с которыми пришли, а самое главное, они начинают задумываться о себе, как о личности.

Учебно-развивающие занятия (УРЗ) или учеба актива.

Учебно-развивающие занятия проходят по принципу «равный-равному», и проводят их старшеклассники-штабисты, которые имеют звания «мастер» или «пилот». Также мы приглашаем специалистов по тому или иному направлению.

УРЗ проходят по принципу «карусельки» или «кольцовки», когда каждый отряд за отведенное время должен побывать на каждом тематическом занятии. Обычно оно длится не более 30 минут, затем активисты идут на другое занятие. Какие направления у нас есть: «Культура общения», «Детское движение», «Ученическое самоуправление», «Свой голос», «ЛЭП: любите эти песни», «Я и право», «Социальное проектирование», «Имиджеология», «Играем вместе». На осенних каникулах УРЗ ведется в основном по секторам: лидеры ДОО и УС, вожатые, редколлегия, учком, культмассовый сектор, спортивный, правовой, сектор дисциплины и порядка.

Надо заметить, что умственную и физическую активности детей мы чередуем. Сигналом для перехода на следующее занятие вместо звонка служит музыка, под которую ребята охотно танцуют. В конце коммунарских сборов для закрепления полученных знаний по всем направлениям проводится тестирование.

Общий сбор

Исходя из названия, на общий сбор собираются все участники. И здесь важно заметить, что форма проведения общего сбора всегда разная. Это может быть и лекционное занятие, и деловая игра, ролевая игра, ток-шоу, марафон Джеффа и многое другое. Ребята с интересом принимают участие во всём. Также они получают методические рекомендации по проведению той или иной формы работы, чтобы потом правильно и интересно провести у себя в школе.

Коллективное творческое дело (КТД)

Обычно тема КТД такая же, как называется день коммунарки или сборы в целом. Вот только на подготовку к нему даётся 30 минут. Раньше давалось больше времени, но практика показала, что чем меньше времени имеется на подготовку, тем продуктивнее ребята используют свои силы. Ведущие на отрядах научились отказываться от желания, всё делать самому, и теперь распределяют задания на весь отряд, чтобы никто не остался безучастным.

Система личностного роста участника коммунарских сборов

Также на коммунарских сборах используется система личностного роста. (Когда-то нашла в одной из брошюр «Педагогические технологии»). Ведущие отрядов наблюдают за ребятами и в конце каждого дня выставляются зачеты (з). Участники сборов, получившие все зачеты, награждаются грамотами, призами.

  • Активность (а) – участие в отрядных и общих делах
  • Творчество (т) – проявление и воплощение собственных идей, выдумки, фантазии в жизни отряда и сборов в целом
  • Лидерство (л) – инициатива, организация и руководство коллективом для достижения целей, поставленных на сборах, победа, одержанная в конкурсах, иных видах деятельности.

1 день – 2з – а; 1з – т; 1з – л;

2 день – 1з – а; 2з – т; 1з – л;

3 день – 1з – а; 1з – т; 2з – л.

«Орлятский круг», «свечка»

Это обязательные составляющие любых коммунарских сборов.

«Впечатлялка»

Это листок форматом А4, на котором ребята пишут свои впечатления о прожитом дне. Надо заметить, что мы обращаем их внимание писать не односложные «понравилось», а развернутые выражения, пожелания. На следующий день все «впечатлялки» вывешиваются на всеобщее обозрение.

И в заключение, хотелось бы привести высказывания штабистов-выпускников об их первых впечатлениях о коммунарских сборах (КС). Я надеюсь, что воспоминания тех, кто был на коммунарке, помогут понять, что происходит в душах современных подростков.

Вика Русакова, 18 лет (Санкт-Петербург)

Впервые услышала о сборах в 15 школе. Хотя тогда я не знала, что это коммунарские сборы, просто пришла вожатая и попросила Катю Протасову сходить на это мероприятие и взять с собой кого-то. Этим кем-то оказалась я. Коммунарские сборы лично мне показали, что надо самоутверждаться и развиваться и никто тебя не смеет судить; столько разных людей в одном месте собрались. Казалось бы должен быть какой-то "бум", но нет, все дружные и с пониманием относятся к другим, и поэтому я немного под другим углом взглянула на общество и поняла, что не все люди такие, как в школе или во дворе, есть место, где совершенно особенные, не безразличные ребята собираются вместе

Светлана Кривовичева, 18 лет (Екатеринбург)

Впервые узнала о сборах и, вообще, об организации от подруги, которая являлась штабистом. Она же и привела меня на коммунарские сборы в 2010 году. Когда я туда пришла, не знаю почему, но люди, которые нас встречали, сразу же мне понравились! Создалась очень клевая атмосфера, которая протянулась на протяжении трёх дней. С самого первого дня проводились интересные мероприятия, лекции, игры, дискуссии. Каждый день шла туда с горящими глазами! В первый же день я мечтала попасть в эту чудо-организацию, где позже я и осталась)) Коммунарские сборы подарили мне новые знакомства, новых друзей, новый опыт в общении с незнакомыми людьми, новые формы донесения информации(скажем так), новые игры, которые можно в дальнейшем использовать, много интересной информации для собственного саморазвития. Коммунарские сборы - это люди, которым не всё равно.

Анастасия Грицай, 17 лет (Ярославль)

Старшая вожатая предложила мне сходить на каникулах на коммунарские сборы. И тут-то я поняла, что это судьба! Придя на коммунарку, первое, что я увидела, это были ведущие с кураторами, которые заражали своей лучезарной улыбкой и бешеной энергетикой всех кто туда приходил. И тут начались самые красочные три дня в моей жизни, за последние 2 года. Вся это энергетика, которая там царила, люди, которые там находились. Кураторы и ведущие помогли мне раскрыться. Именно на коммунарке я поняла, что могу делать что-то большее, чем просто сидеть на диване, впялившись в телик. Для меня коммунарка послужила неким толчком в жизни. Именно после нее я пришла в штаб и познакомилась с замечательными людьми, с которыми до сих пор имею честь общаться. Я научилась слышать и слушать людей. Многие лекции, которые нам читали в течение трех дней, помогли мне в работе и в прохождении собеседований в учебные заведения. Коммунарка - это маленький трехдневный мир, который оставит большой след, наиприятнейший след воспоминаний в сердце каждого, кто хоть раз там был!

Александр Любакивский, 20 лет (Москва)

Мои первые коммунарские сборы состоялись в году таки 2006 или 2007, точно не помню. Туда я поехал со своими ребятами от школы пос. Новорудный. Я не имел определённого представления о том, что там будет происходить, но то, что я увидел, изменило мою жизнь. Когда мы переступили порог 9-ой школы в первый день сборов, нас встретили Минулин Дима и Элиза. Я был поражён от того, насколько эти ребята были активны, общительны, как они "светились" и заряжали всех позитивом. Честно говоря, до того момента я не был в подобных коллективах. Мне захотелось стать таким, как они. Когда я вернулся со сборов, я всем с восторгом рассказывал об этих ребятах. Вообще, я мало помню из того, что было на моих первых сборах, но одно знаю точно: если кто-нибудь попросит меня назвать важный, переломный момент в моей жизни, то я сразу вспомню мои первые коммунарские сборы. Именно там я нашёл себя. Берегите эти традиции! Всем счастья, улыбок и позитива!)


Существовавшее в Советском Союзе коммунарское движение было возрождено в августе 2011 года молодёжью Воронежа и Москвы, тогда же состоялись первые коммунарские сборы. Так началась активная деятельность автономной межрегиональной некоммерческой организации - Движения Коммунаров, основанная на теориях педагогики, созданных великим А. С. Макаренко и И. П. Ивановым. Первые коммунарские сборы имели организационный характер: была принята Декларация ДК и обсуждён Устав.

Возрождение

В 2011 году под Воронежем прошёл первый межрегиональный слёт, в котором участвовала молодёжь, организованная энтузиастами из Москвы и Воронежа. На нем и было принято решение возродить славное коммунарское движение. Целое лето проходили коммунарские сборы и учредительные конференции. В начале августа межрегиональная организация была создана и зарегистрирована. В конце этого же месяца уже были проведены вторые коммунарские сборы, где ряды организации были значительно пополнены.

В следующем году появилось третье отделение - в Ульяновске. Следующий межрегиональный слёт проходил в 2013 году, где было обсуждено членство этой организации в Союзе добровольцев России (Всероссийская общественная организация). Решение было положительным и вступление состоялось. При этом законы коммунарских сборов не поменялись, сохранились все структуры, Устав и действующая Декларация. А главное то, что традиции первого движения коммунаров, которое началось в далёком 1956 году, тоже оказались абсолютно интересны, своевременны и полезны для сегодняшней действительности.

1956

Это была инициатива И.П. Иванова, известного ленинградского педагога. Коммунарское движение родилось из субкультурного объединения пионервожатых, которое называлось Союзом энтузиастов. Это были творчески настроенные молодые люди, ищущие неформальные пути в развитии советской педагогики. Пионервожатые были буквально влюблены в идеи Антона Семёновича Макаренко и всячески их пропагандировали.

В 1958 году была внедрена эта методика и составлена первая программа коммунарских сборов в Школе пионерского актива, которая существовала во Фрунзенском районе Ленинграда. Через год эта Школа стала называться Коммуной, где уже были разработаны атрибутика, законы, принципы деятельности (основа - общественная польза). К распространению этих идей подключилась "Комсомольская правда", с её помощью движением заинтересовались в ЦК ВЛКСМ и стали активно помогать коммунарскому движению.

Сборы

Полвека назад теория и практика воспитания обрела феномен, который оказал огромное воздействие на мировоззрение многих поколений учителей и школьников. Коммунарской методике удалось создать целую систему организационных форм и приёмов в воспитании подростков, которая формировала и развивала в них коллективное начало, укрепляя процесс совместной деятельности взрослых и детей. И сегодня Коммунарские сборы являются идеальной моделью разновозрастного коллектива. Опыт предшественников взят за основу в действии: ученическое самоуправление, выездная школа ученического актива - всё это родилось не сегодня.

Коммунарский сбор - главное событие в году. Он проводится на каникулах несколько дней подряд, однако организаторы работают не только задолго до начала его, но и много месяцев после. Начинается подготовка к сборам обычно за два месяца до каникул. Формируются отряды из 7-11 классов (разновозрастность здесь принципиальна), а также в состав отрядов включаются выпускники школы - студенты и даже совсем взрослые люди, давно окончившие свои вузы, но имеющие возможность и желание работать с детьми.

Роль школы

Состав отрядов утверждает совет школы, где сборы организуются. Естественно, педагоги, работающие здесь, несут всю ответственность за проведение сборов, за жизнь и здоровье участников-коммунаров. Это, можно сказать, "генералитет", имеющий авторитет непререкаемый, несмотря на всё ученическое самоуправление. В рамках сборов проводятся самые разнообразные мероприятия - чаще всего творческие или спортивные, но набирает силу деятельность коммунаров, имеющая социальный характер.

Продуманные мероприятия помогают быстро познакомиться и сплотиться в новом для них коллективе. Это могут быть маленькие спектакли в форме КВН, вечера танца и песни, спортивные игры. С тех пор, когда прошли первые сборы с выездной школой актива, ход этого мероприятия достаточно хорошо выверен, программы продуманы. В них включены и творческие коллективные дела, и психологические тренинги, и деятельность в социальной сфере. Участниками коммунарских сборов обычно бывают дети, представляющие свой совет школы на городском или региональном уровне. Бывают даже родительские отряды, выполняющие задания наравне с детьми, что тоже является хорошей формой, поддерживающей принцип разновозрастности.

Значение

Эта практика имеет высокую социальную значимость, поскольку детям такая форма воспитания просто необходима. Вернувшиеся со сборов буквально зажигают активностью свой класс. Видны их резко возросшие организаторские способности, умение ладить с коллективом, желание участвовать в мероприятиях, которые проводятся на уровне школы, города, региона. "Коммунарские сборы - это маленькая жизнь," - заявляют вернувшиеся и берут в свои руки ученическое самоуправление в школе.

На самом деле впечатлений мало не бывает. Самое ценное - живое общение, совместная деятельность, что повышает не только комуникативные навыки, но и помогает реализовать многие скрытые способности каждого участника. Дети получают свои первые представления о товариществе, коллективизме, коммунарстве. На этом устойчивом фундаменте формируется мировоззрение, всесторонне развиваются способности за счёт активной пропаганды самообразования, реализуются разнообразные программы - культурные, спортивные, социальные.

Структура

Эта общественная организация является межрегиональной, поскольку в её структуре существуют три отделения по регионам: Московское городское, Воронежское и Ульяновское областные отделения МОО ДК. Руководящий орган - Слёт МОО ДК, в региональных отделениях - Коммунарский сбор, для которого составляется специальная программа, где заранее запланированы мероприятия: тренинговые занятия, способствующие сплочению каждого отряда, мастер-классы, которые раскрывают креативное мышление, навыки целеполагания. Разрабатывая социально-значимые проекты, взрослые воспитывают в детях патриотизм, ответственность.

Чтобы оперативно руководить Слётом, выбирается Центральный Совет из трёх человек - из каждого регионального отделения по одному. В советской школе самым главным человеком пионерского возраста был председатель совета дружины. Сейчас в школе есть президент школьного совета. Но суть практически не поменялась. Коммунары разрабатывают различные направления деятельности, тематически объединив дела и действия в комплекс. Такие комплексы называются "операциями". Обычно разработанных направлений несколько, и все они достаточно объёмны. Поэтому лучше подробнее рассмотреть самые удачные из них.

"Чистый берег"

Очень полезной и общественно значимой стала операция "Чистый берег", направленная на проблемы экологической ситуации в поймах водоёмов. Коммунары и представители других присоединившихся организаций постоянно проводят рейды и трудовые десанты, очищая прилегающие к малым рекам, прудам, озёрам территории, устанавливают таблички с агитационными материалами, беседуют с отдыхающими относительно соблюдения чистоты в полюбившихся им местах.

Население данных районов информируется о той экологической ситуации, которая явно неутешительна. Особенно это касается пойм рек, протекающих в городах. Коммунары взаимодействуют с исполнительной властью и местным самоуправлением, привлекают добровольцев для решения санитарных и экологических проблем. Первые рейды прошли в сентябре 2011 года в московском Отрадном, далее - ежегодно и повсеместно.

"Рубеж Славы"

Очень широко представлена в деятельности коммунарского движения направленность военно-патриотическая. Самый яркий пример тому - операция "Рубеж славы". Каждое лето и каждый декабрь отмечаются выездами коммунаров в места боевой славы. Летом проводятся субботники там, где захоронены бойцы Красной Армии, а в декабре - в дни контрнаступления под Москвой - коммунары всегда посещают памятники Советским воинам: едут под Дмитров, в Яхрому под Волоколамск, где остановили фашистов 28 героев-панфиловцев, и во многие другие места.

Другая операция называется "Память". Коммунары едины в борьбе за историческую справедливость, за объективное освещение истории Советского Союза, за сохранение его культурного наследия. "Память" - это пикеты и митинги, обращения во властные структуры страны. Также проводятся трудовые десанты, чтобы участвовать в сохранении памятников истории. Организуется шефство: коммунары следят за памятником Ленину на Лосиноостровской и памятником Кирову на Добролюбова, за могилой Т. И. Гаврилова, командира партизанского отряда в Красной Поляне

Эра милосердия

Огромный комплекс мероприятий проводят коммунары в отношении людей, которые попали в трудную ситуацию. Милосердие, человечность, сострадание воспитываются у школьников с самого раннего возраста. Они собирают вещи, помогая пунктам социальной помощи, пропагандируют среди населения содействие друг другу. Интересна акция, проводимая ежегодно, когда под Новый год коммунары бывают в малообеспеченных семьях. Они приходят в костюмах Деда Мороза, Снегурочки, Снеговика и других сказочных персонажей, поздравляют детей, дарят им подарки, которые предварительно закупают на собранные пожертвования.

В Ульяновске коммунары шефствуют над приютом, где помогают ухаживать за бездомными животными, - не только материально, но и своим трудом. Кроме того, коммуна не может не поддерживать те или иные требования жителей, которые могут касаться градостроительной политики, а также экологии и многих других животрепещущих проблем. Составляются петиции, проводятся встречи с руководителями местных властных структур. Но здесь более всего участие принимают не школьники, а студенты, хотя старшеклассники тоже живо заинтересованы в социальной справедливости, которую хотят видеть в своей стране.

Школьники

Старшеклассникам-коммунарам уже очень скоро предстоит занять собственную ступень в общественной иерархии, а потому они уже сейчас должны уметь правильно расставить приоритеты, быть добросовестными не только в своём деле, но и в оценках дел, за которые отвечают другие люди. Они должны уже сейчас уметь подчиняться и управлять, планировать и организовывать.

Структура ученического самоуправления как ни одна другая работает для этой цели. Если посмотреть внимательно, можно увидеть в ней точную модель общества. Даже президент школьного совета в ней есть. Именно в рамках такой модели школьники могут освоить самые эффективные и рациональные методы и способы деятельности, которые обязательно пригодятся в дальнейшей жизни.

Коллектив

Если работает ученическое самоуправление в школе, значит, коллектив сложился. Самоуправление - вовсе не цель. Это воспитательное средство самой высшей из своих форм. Именно в таких условиях может развиваться каждый член коллектива. Однако далеко не все станут лидерами, что общеизвестно. Восемьдесят процентов людей, как всегда, будут только функционировать.

Коммунарские сборы для школьников оказывают воспитательное воздействие не только на детей, но и на взрослых, находящихся рядом с ними. В сжатые сроки происходит становление коллектива. При этом каждая личность вносит невероятно большой вклад в общее дело. Отсюда и высокие результаты деятельности коммунарского движения.

Философия коммунарского сбора


«Коммунарский сбор – это территория блаженной анархии, где вроде разрешено всё, но только позитивное, нравственное, радостное.


Коммунарский сбор – это своеобразная фабрика, но не звёзд (это слишком банально), а талантов, фабрика, где разрешён детский труд, фабрика позитива на весь учебный год.

Кто однажды участвовал в нём, не забудет его никогда!» Всеволод Лодыгин, выпускник 2008 г.


«Коммунарский сбор есть лучшая среда для самовыражения и личностного роста»

Ксения Таскаева, выпускница 2006 г.


Коммунарский сбор стал доброй гимназической традицией, главным коллективным творческим делом Гимназии, объединяющим гимназистов и педагогов.

Коммунарское движение – социально-педагогическое общественное явление, возникшее в конце 50-х - начале 60-х годов XX века. Основателем коммунарского движения является педагог-учёный Игорь Петрович Иванов, теоретик коммунарской методики, педагогики общей заботы, педагогики содружества воспитателей и воспитанников. Идея коммунарского движения, а точнее – коммунарской методики появилась как потребность на деле создать организацию самих детей, где взрослые как старшие товарищи вместе с ними организуют свою жизнь в объединении, думают над тем, как это лучше сделать.

Коммунарское движение :


Сформулировало и апробировало на практике идею гражданского, общественного служения, объединив взрослых и детей в организацию, не подавляя инициативы и интересов детей, сохраняя высокие, значимые для человека идеалы;

Формирует духовно-нравственный опыт отношений и организаторских умений в процессе самоактуализации личности;

Выполняет роль своеобразной школы жизни, в которой взрослые помогают подросткам «держать удар», искать и получать ответы на значимые вопросы;

3. Пять «само»: самоорганизация, самодеятельность, самовоспитание, самоуправление и самоанализ. Высочайшая личная ответственность за все, что происходит вокруг, активная позиция. При этом отрицание всякого насилия, полная добровольность, постоянная готовность подчиняться товарищу или взять на себя руководство в любом деле. Отсюда частая сменяемость руководства, работа дежурных командиров. Коммуна – это союз единомышленников, братьев по духу, по борьбе за лучшую жизнь. Коммунары все делают коллективно: планируют, работают, анализируют. Но коллектив не усредняет личность, не приводит к единообразию. Наоборот, он помогает сформировать в каждом коммунаре яркую, неповторимую индивидуальность. Чувство коллектива порождает в коммунарах постоянную готовность прийти на помощь товарищу, взять на себя большую долю его тяжести. Коммунары говорят: «Живи для улыбки товарища»


Close