Воображение и индивидуальное творчество презентация. Воображение в психологии. Функции воображения в психологии
Подобные документы
Характеристика психического процесса создания образов, включающего предвидение конечного результата предметной деятельности. Изучение механизмов переработки представлений в воображаемые образы. Анализ физиологических основ и основных видов воображения.
контрольная работа, добавлен 20.01.2012
Психологическая характеристика представлений, механизмы их возникновения, функции и классификация. Изучение понятия о воображении, механизмы процесса воображения, физиологические основы, виды, влияние воображения на творческую деятельность индивида.
контрольная работа, добавлен 20.02.2010
Понятие, основные виды и функции воображения. Проблема творческого воображения в психологии. Воображение в структуре научного познания. Уровень детального отображения задуманной идеи. Связь тенденции к риску с наличием воображения и проработанностью.
курсовая работа, добавлен 11.09.2014
Воображение как отражение действительности. Воображение и чувственный образ. Воображение как одна из форм преобразования содержания наглядных образов. Связь воображения с чувственным и рациональным познанием. Воображение и гипотеза.
курсовая работа, добавлен 01.02.2003
Описание процесса преобразования представлений, создания новых образов на основе имеющихся. Пассивное и активное воображение. Исследование особенностей образов представления. Сущность и классификация эмоций и чувств. Изучение физиологических основ эмоций.
презентация, добавлен 28.06.2014
Воображение - особая форма человеческой психики. Оценка природы воображения и проблемы творческого мышления с позиций психологии. Роль воображения в процессе творческого мышления в художественном и научном творчестве. Этапы художественного творчества.
курсовая работа, добавлен 06.12.2010
Понятие воображения как психического процесса создания новых образов и представлений. Развитие воображения у дошкольников. Особенности воображения у детей конкретных возрастных групп. Использование сказок и рассказов для развития детского воображения.
курсовая работа, добавлен 27.11.2009
Воображение как форма психического отражения, создания образов на основе ранее сформированных представлений. Сущность, виды и роль воображения в научно-техническом и художественном творчестве. Развитие воображения в процессе творческой деятельности.
реферат, добавлен 24.07.2010
Воображение как форма человеческой психики, его роль в познании, особенности изучения и исследования представлений. Природа, виды и функции воображения, значение в жизни человека. Организация эмпирического исследования воображения в юношеском возрасте.
курсовая работа, добавлен 18.05.2011
Изучение соотношения воссоздающего воображения в вербальном и невербальном плане в среднем дошкольном возрасте. Психологическая характеристика основных видов воображения. Проблема воображения в отечественной и зарубежной психологии. Генезис воображения.
Слайд 2
Воображение – психический процесс создания человеком в своем сознании образа объекта (предмета, явления), которого не существует в реальной жизни. Продуктом воображения могут быть: образ конечного результата реальной предметной деятельности; картина собственного поведения в условиях полной информационной неопределенности; образ ситуации, разрешающей актуальные для данного человека проблемы, реальное преодоление которых не представляется возможным в ближайшем будущем.
Слайд 3
Воображение включено в любой творческий процесс, связанный с конструированием новой техники, созданием шедевров искусства, разработкой теоретических основ развития науки. Эта включенность придает воображению интегративную роль относительно других сфер психики человека. В процессе воображения воедино сливаются логика и мышление, эмоциональность и рационализм, мысленный «беспредел» и реальность.
Слайд 4
Судя по высказываниям известных всему миру людей, можно сделать предположение о том, что впереди большинства достижений в науке, технике и технологиях идет воображение. «Без воображения невозможно никакое составление суждения», - утверждал Аристотель. «Воображение правит миром», - изрек Б. Наполеон. «Воображение делает человека чувствительного художником, а мужественного – героем», - сказал А. Франс, ничего не преувеличив.
Слайд 5
Хотя воображение тесно связано с восприятием, представлением, памятью и мышлением, оно имеет существенные отличия от них. В восприятии образы появляются при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств человека. Причем источником этих раздражителей являются реально существующие в данный момент объекты. Образ объекта при восприятии повторяет с той или иной точностью свой оригинал. В воображении же образы появляются при отсутствии реальных объектов и содержат элементы, которых, возможно, никогда не было в реальном мире и не будет. Поэтому о точности образа воображения говорить не имеет смысла.
Слайд 6
Представления порождают образы отсутствующих в данный момент объектов, но эти образы, как и при восприятии, должны повторять (восстанавливать) свои реальные оригиналы. Память помогает воспроизвести лишь то, что человек когда-то запомнил и сохранил. В образы воображения включено то, что никогда не отражалось в памяти. Наконец, образы, появляющиеся при мышлении, есть результат заранее поставленной цели (иначе зачем мыслить!).
Слайд 7
Функции воображения по Р.С. Немову:
представления действительности в образах и возможность пользоваться ими; регулирование эмоциональных состояний; формирование внутреннего плана действий; планирование и программирование деятельности; управление психофизиологическим состоянием организма.
Слайд 8
Виды воображения:
Виды воображения по степени активности по степени волевых усилий преднамеренное непреднамеренное активное пассивное Грезы Воссоздающее Творческое Мечта Сон, дремотное состояние
Слайд 9
Формы проявления воображения
Воображение может проявляться в разных формах. К ним относятся: мечты; грезы; галлюцинации; сновидения.
Слайд 10
Мечта – отодвинутые во времени желания. Человек мечтает о том, что его привлекает, что доставляет ему радость, что удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. Иногда в мечте может быть выражен смысл всей жизни. Мечта может быть реальной и нереальной. Реальная мечта – это начало прогноза важных личных и общественных дел. Нереальную мечту можно рассматривать в 2-х вариантах. Первый вариант: человек верит в содержание, и ему кажется, что мечта сбудется. В этом случае он переоценивает свои возможности. Второй вариант: с самого начала человек осознает мечту не реальной, но все-таки отдается во власть ей. Она компенсирует жизненные неудачи, а иногда становится главным смыслом жизни.
Слайд 11
Воображение может выступать и как замена деятельности, её суррогат. Тогда человек уходит от действительности в область фантазии, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимых задач, от необходимости действовать, от тягот жизни. Такие фантазии называются грезами, в которых отражается связь фантазии с нашими потребностями. Грезы принципиально неосуществимы. Грезы выполняют компенсаторную функцию: человек в иллюзорной выдуманной жизни получает то, чего ему недостает в реальности. Грезить человек может в состоянии расслабленности, в состоянии перехода от бодрости ко сну. У некоторых людей грезы играют гипертрофированную роль: они являются заместителями реальности, человек живет в созданном им мире, и это доставляет ему удовольствие.
Слайд 12
Галлюцинации являются фантастическим видением, не имеющим почти никакой связи с действительностью. Если грезы можно считать вполне нормальным психическим состоянием, то галлюцинации обычно являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния. Галлюцинации – наиболее показательные проявления пассивного непреднамеренного воображения,при котором человек воспринимает несущий объект. Эти образы бывают настолько яркими, что человек абсолютно убежден в их реальности.
Слайд 13
К разряду пассивных непреднамеренных форм воображения относятся и сновидения. Подлинная их роль в жизни человека еще не установлена. хотя известно. что в сновидениях находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности человека, которые в силу ряда причин не могут быть реализованы в жизни.
Посмотреть все слайды
Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии.
Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой.
Мечта - необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности. Она выступает в качестве побудительной причины или мотива деятельности, окончательное завершение которой по тем или иным причинам оказалось отсроченным. Именно поэтому любой предмет, сделанный руками человека, в своей исторической сущности есть осуществлённая человеческая мечта.
В любом, даже самом обычном предмете можно увидеть опредмеченную, воплощённую мечту многих поколений людей, испытывавших настоятельную потребность именно в таких вещах. Чем длиннее история вещи, чем больше она изменялась, тем большее число человеческих мечтаний в ней запечатлено. Осуществлённая мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту.
Сначала каждое новое достижение производственной деятельности, новая вещь кажется совершенной, но по мере её освоения обнаруживаются недостатки, и люди начинают мечтать о лучших вещах, стимулируя этим процесс их предметного воплощения.
Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности.
Мечтая, человек всегда создает образ желаемого.
Она не включена напрямую в деятельность человека и не дает сразу же практических результатов.
Мечта направлена в будущее, в то время как некоторые другие формы воображения работают и с прошлым.
Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются эмоциональной насыщенностью, ярким характером, и в то же время - отсутствием понимания конкретных путей к осуществлению мечты.
Воображение Воображение – психический процесс создания человеком в своем сознании образа объекта (предмета, явления), которого не существует в реальной жизни. Продуктом воображения могут быть: образ конечного результата реальной предметной деятельности; картина собственного поведения в условиях полной информационной неопределенности; образ ситуации, разрешающей актуальные для данного человека проблемы, реальное преодоление которых не представляется возможным в ближайшем будущем.
Воображение включено в любой творческий процесс, связанный с конструированием новой техники, созданием шедевров искусства, разработкой теоретических основ развития науки. Эта включенность придает воображению интегративную роль относительно других сфер психики человека. В процессе воображения воедино сливаются логика и мышление, эмоциональность и рационализм, мысленный «беспредел» и реальность.
Судя по высказываниям известных всему миру людей, можно сделать предположение о том, что впереди большинства достижений в науке, технике и технологиях идет воображение. «Без воображения невозможно никакое составление суждения», - утверждал Аристотель. «Воображение правит миром», - изрек Б. Наполеон. «Воображение делает человека чувствительного художником, а мужественного – героем», - сказал А. Франс, ничего не преувеличив.
Хотя воображение тесно связано с восприятием, представлением, памятью и мышлением, оно имеет существенные отличия от них. В восприятии образы появляются при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств человека. Причем источником этих раздражителей являются реально существующие в данный момент объекты. Образ объекта при восприятии повторяет с той или иной точностью свой оригинал. В воображении же образы появляются при отсутствии реальных объектов и содержат элементы, которых, возможно, никогда не было в реальном мире и не будет. Поэтому о точности образа воображения говорить не имеет смысла.
Представления порождают образы отсутствующих в данный момент объектов, но эти образы, как и при восприятии, должны повторять (восстанавливать) свои реальные оригиналы. Память помогает воспроизвести лишь то, что человек когда-то запомнил и сохранил. В образы воображения включено то, что никогда не отражалось в памяти. Наконец, образы, появляющиеся при мышлении, есть результат заранее поставленной цели (иначе зачем мыслить!).
Представления действительности в образах и возможность пользоваться ими; регулирование эмоциональных состояний; формирование внутреннего плана действий; планирование и программирование деятельности; управление психофизиологическим состоянием организма. Функции воображения по Р.С. Немову:
Мечта Мечта – отодвинутые во времени желания. Человек мечтает о том, что его привлекает, что доставляет ему радость, что удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. Иногда в мечте может быть выражен смысл всей жизни. реальной и нереальной Мечта может быть реальной и нереальной. Реальная мечта – это начало прогноза важных личных и общественных дел. Нереальную мечту можно рассматривать в 2-х вариантах. Первый вариант: человек верит в содержание, и ему кажется, что мечта сбудется. В этом случае он переоценивает свои возможности. Второй вариант: с самого начала человек осознает мечту не реальной, но все- таки отдается во власть ей. Она компенсирует жизненные неудачи, а иногда становится главным смыслом жизни.
Грезами Воображение может выступать и как замена деятельности, её суррогат. Тогда человек уходит от действительности в область фантазии, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимых задач, от необходимости действовать, от тягот жизни. Такие фантазии называются грезами, в которых отражается связь фантазии с нашими потребностями. Грезы принципиально неосуществимы. Грезы выполняют компенсаторную функцию: человек в иллюзорной выдуманной жизни получает то, чего ему недостает в реальности. Грезить человек может в состоянии расслабленности, в состоянии перехода от бодрости ко сну. У некоторых людей грезы играют гипертрофированную роль: они являются заместителями реальности, человек живет в созданном им мире, и это доставляет ему удовольствие.
Галлюцинации Галлюцинации являются фантастическим видением, не имеющим почти никакой связи с действительностью. Если грезы можно считать вполне нормальным психическим состоянием, то галлюцинации обычно являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния. Галлюцинации – наиболее показательные проявления пассивного непреднамеренного воображения,при котором человек воспринимает несущий объект. Эти образы бывают настолько яркими, что человек абсолютно убежден в их реальности.
Сновидения. К разряду пассивных непреднамеренных форм воображения относятся и сновидения. Подлинная их роль в жизни человека еще не установлена. хотя известно. что в сновидениях находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности человека, которые в силу ряда причин не могут быть реализованы в жизни.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Презентацию на тему "Воображение" (11 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Психология. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 13 слайд(ов).
Слайды презентации
Слайд 1
Слайд 2
Воображение – психический процесс создания человеком в своем сознании образа объекта (предмета, явления), которого не существует в реальной жизни. Продуктом воображения могут быть: образ конечного результата реальной предметной деятельности; картина собственного поведения в условиях полной информационной неопределенности; образ ситуации, разрешающей актуальные для данного человека проблемы, реальное преодоление которых не представляется возможным в ближайшем будущем.
Слайд 3
Воображение включено в любой творческий процесс, связанный с конструированием новой техники, созданием шедевров искусства, разработкой теоретических основ развития науки. Эта включенность придает воображению интегративную роль относительно других сфер психики человека. В процессе воображения воедино сливаются логика и мышление, эмоциональность и рационализм, мысленный «беспредел» и реальность.
Слайд 4
Судя по высказываниям известных всему миру людей, можно сделать предположение о том, что впереди большинства достижений в науке, технике и технологиях идет воображение. «Без воображения невозможно никакое составление суждения», - утверждал Аристотель. «Воображение правит миром», - изрек Б. Наполеон. «Воображение делает человека чувствительного художником, а мужественного – героем», - сказал А. Франс, ничего не преувеличив.
Слайд 5
Хотя воображение тесно связано с восприятием, представлением, памятью и мышлением, оно имеет существенные отличия от них. В восприятии образы появляются при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств человека. Причем источником этих раздражителей являются реально существующие в данный момент объекты. Образ объекта при восприятии повторяет с той или иной точностью свой оригинал. В воображении же образы появляются при отсутствии реальных объектов и содержат элементы, которых, возможно, никогда не было в реальном мире и не будет. Поэтому о точности образа воображения говорить не имеет смысла.
Слайд 6
Представления порождают образы отсутствующих в данный момент объектов, но эти образы, как и при восприятии, должны повторять (восстанавливать) свои реальные оригиналы. Память помогает воспроизвести лишь то, что человек когда-то запомнил и сохранил. В образы воображения включено то, что никогда не отражалось в памяти. Наконец, образы, появляющиеся при мышлении, есть результат заранее поставленной цели (иначе зачем мыслить!).
Слайд 7
представления действительности в образах и возможность пользоваться ими; регулирование эмоциональных состояний; формирование внутреннего плана действий; планирование и программирование деятельности; управление психофизиологическим состоянием организма.
Функции воображения по Р.С. Немову:
Слайд 8
Виды воображения: Виды воображения
по степени активности
по степени волевых усилий
преднамеренное непреднамеренное активное пассивное Грезы
Воссоздающее Творческое Мечта
Сон, дремотное состояние
Слайд 9
Воображение может проявляться в разных формах. К ним относятся: мечты; грезы; галлюцинации; сновидения.
Формы проявления воображения
Слайд 10
Мечта – отодвинутые во времени желания. Человек мечтает о том, что его привлекает, что доставляет ему радость, что удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. Иногда в мечте может быть выражен смысл всей жизни. Мечта может быть реальной и нереальной. Реальная мечта – это начало прогноза важных личных и общественных дел. Нереальную мечту можно рассматривать в 2-х вариантах. Первый вариант: человек верит в содержание, и ему кажется, что мечта сбудется. В этом случае он переоценивает свои возможности. Второй вариант: с самого начала человек осознает мечту не реальной, но все-таки отдается во власть ей. Она компенсирует жизненные неудачи, а иногда становится главным смыслом жизни.
Слайд 11
Воображение может выступать и как замена деятельности, её суррогат. Тогда человек уходит от действительности в область фантазии, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимых задач, от необходимости действовать, от тягот жизни. Такие фантазии называются грезами, в которых отражается связь фантазии с нашими потребностями. Грезы принципиально неосуществимы. Грезы выполняют компенсаторную функцию: человек в иллюзорной выдуманной жизни получает то, чего ему недостает в реальности. Грезить человек может в состоянии расслабленности, в состоянии перехода от бодрости ко сну. У некоторых людей грезы играют гипертрофированную роль: они являются заместителями реальности, человек живет в созданном им мире, и это доставляет ему удовольствие.
Слайд 12
Галлюцинации являются фантастическим видением, не имеющим почти никакой связи с действительностью. Если грезы можно считать вполне нормальным психическим состоянием, то галлюцинации обычно являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния. Галлюцинации – наиболее показательные проявления пассивного непреднамеренного воображения,при котором человек воспринимает несущий объект. Эти образы бывают настолько яркими, что человек абсолютно убежден в их реальности.