Учитель английского языка, Колумбия

Уже полгода я преподаю английский в школе, которая находится на юге Боготы. Богота топографически неоднородна, на юге живут самые бедные, я бы даже сказала, нищие, а на севере - просвещенные и богатые, а также интеллектуальная элита. Эти две категории никогда не смешиваются, поэтому люди с севера практически никогда не бывают на юге, и наоборот. Выбраться с юга и пробиться в люди безумно сложно, поэтому, конечно, они ценят то, что я преподаю им английский. Моя смена начинается в 6.30 и длится до 12.30, встаю где-то в пять утра, до школы добираться примерно полтора часа. Метро здесь нет, вместо метро - разветвленная система автобусов, постоянно забитых людьми.

Наш проект в школе был организован и оплачивается министерством образования. Их главной целью было показать школьникам из бедных семей, что у них есть выбор и будущее, что необязательно забеременеть в 14 лет, а потом всю жизнь тащить на себе троих детей, что знание английского - главное, что пригодится им в этой другой жизни. Это, по сути, социальная работа, что мне очень нравится, так как я вижу каждый день, что меняю их жизни.

Чтобы стать учителем в Колумбии, нужно получать образование на протяжении пяти лет, как и у нас. Все обучение платное, но цена зависит от университета: есть определенные государственные университеты, где обучение дешевое (примерно 200–300 долларов в семестр), но туда сложно поступить, и есть частные университеты, где цена может доходить до 6 тысяч долларов в семестр и где всем более-менее плевать, как хорошо ты учишься и как часто посещаешь лекции. Работа учителя совершенно непрестижна, и это доказывает количество забастовок, которые учителя устраивают. Во время моего преподавания забастовка продолжалась две недели - по ее итогам учителям повысили зарплату. Они очень серьезно к этому относятся, готовятся к забастовке, четко понимают, что им надо, и будут требовать до тех пор, пока во всех школах не появится столовая и медсестра, к примеру, вот в моей до сих пор нет ни того ни другого.

Зарплата в государственных школах зависит от твоего уровня и опыта, для повышения которого можно проходить бесконечную череду экзаменов. Чаще всего зарплата варьируется между 900 000 колумбийских песо и пятью миллионами песо - это примерно 340–1800 долларов в месяц. В частных школах и зарплаты выше, но зато в государственных тебе оплачивают все 12 месяцев, в а частных - только 11 или даже 10. В классах от 30 до 50 студентов, количество мальчиков и девочек варьируется, но примерно поровну. Каникулы тоже отличаются: 2 недели в июне, 3 или 4 недели в декабре, как таковых летних каникул здесь нет, зато постоянно какие-то национальные праздники - очень редко бывает такое, что работаешь все пять дней в неделю. Никаких особенных привилегий у учителей нет - зарплаты ниже, страховки хуже, постоянно работаешь с 40 учениками, половина из которых заниматься вообще не хочет. Правда, мэрия старается и, к примеру, во время моего преподавания они присылали в школу массажисток, которые делали массаж всем учителям. Я таких просветленных лиц не видела никогда.

Работа очень вдохновляет, потому что колумбийцы очень интересные. Они страшно деятельные, тот экономический бум, который происходит прямо здесь и сейчас, на моих глазах, очень заразителен. У них есть мечта, им хочется и того, и этого, и свой бизнес, и свой проект, и чтобы помочь семье, и чтобы прославить страну. Ничего общего с моими ровесниками из России, большинству из которых просто хочется присосаться к госкормушке и ничего не делать, никому не помогать, ничего не менять. Этот потухший взгляд, который сопровождает даже самых успешных моих друзей из Москвы, здесь мне просто не встречался. По стране, правда, очень сильно ударил террор 80-х годов, и поэтому они параноики: сюда не ходи - опасно, с местными не разговаривай - ограбят, в Медельин (родина Пабло Эскобара) не езди - там все еще продают кокаин на улицах. На деле, конечно, доля правды в этом есть. В Боготе ограбили примерно 90% моих коллег, некоторых просто обшарили и тихо украли телефон, а некоторым приставили нож к горлу, но со мной, тьфу-тьфу, ничего подобного просто не происходило. Я думаю, дело в том, что русские по природе своей недоверчивые и угрюмые, я не свечу телефон на улице, не улыбаюсь, проще говоря, не веду себя как неофит в стране беспредела, и поэтому все нормально.

Учитель французского языка, Франция

Я работаю учителем уже 10 лет. Мой профиль - языки, немецкий и французский. Я родилась в Австрии, поэтому немецкий для меня родной. В школе училась уже в Варшаве при французском посольстве, в университет поехала поступать в Париж. Три года училась на мастера в Сорбонне, потом еще проходила годовое обучение, чтобы получить САPES, специальный диплом от французского министерства образования, который дает возможность преподавать во французских старших школах. После того как ты получил все необходимые дипломы и сертификаты, найти работу - дело несложное. Как правило, происходит распределение по учебным заведениям, где есть вакансии, согласно полученным баллам, а также высказанным пожеланиям. Средняя зарплата обычного учителя в парижской школе - 1800 евро в месяц. Это немного, но у учителей - как у госслужащих - в распоряжении очень хорошая страховка. Плюс если у вас есть ученая степень и вы готовы работать дополнительные часы, доход возрастает. Другая ситуация, когда можно заработать больше, это если за учителем не закреплена постоянная позиция, и он работает весь учебный год по контракту. В этот период можно работать в нескольких разных школах - в таком случае профессия учителя становится прибыльной.

В моем французском классе было 20 учеников: соотношение полов приблизительно одинаковое, с небольшой тенденцией к преобладанию девочек. Каникулы у учителей тогда же, когда у учеников: две недели каждые шесть-семь недель в течение всего года и два месяца летом. Главные жалобы учителей во Франции - это дополнительные проекты, регулярные обязательные встречи, которые отнимают время от самого учебного процесса. Ну и скромный оклад, конечно.

Наверное, самая большая неприятность, с которой сталкиваются французские учителя, это то, что ты не можешь сам выбрать место работы, тебя могут определить куда угодно, в любую школу в любом регионе. Это не всегда радостные перемены. Долгое время у французских учителей была не самая лучшая педагогическая репутация - этому поспособствовали медиа.

Не думаю, что профессия учителя отличается особым престижем во Франции. Но могу точно сказать: у моих сверстников она вызывает уважение. Кроме того, бесконечный энтузиазм учеников и чувство, что ты занимаешься образованием молодого поколения, дают силы просыпаться каждое утро.

Учитель английского языка, Канада

Я закончила факультет актерского мастерства Университета Виндзора в канадской провинции Онтарио. Месяц я училась в Школе-студии МХАТ им. Чехова в Москве. Это был удивительный опыт. Я и раньше думала о преподавании, но спустя несколько месяцев после путешествия стала рассматривать реальные возможности работы учителем за рубежом. Как оказалось, в Южной Корее открывалась англоязычная деревня в Паджу, и они искали актеров и учителей, которые готовы были стать edutainers - учителями, преподающими свой предмет как развлечение. Оттуда все и началось. Преподавание в Южной Корее открыло мне глаза на мир, в котором английский не основной язык, и на удивительную связь между языком и искусством. Я использую много импровизационных заданий на своих занятиях, которые обычно вызывают безудержный смех и заодно помогают ученикам преодолеть языковой барьер: развить в себе уверенность, привыкнуть к спонтанным ответам и не бояться сделать ошибку. Они учатся доверять английскому языку, слушать его.

Сейчас я живу в Торонто, в Канаде, и преподаю в частной языковой школе для взрослых. Я люблю свою школу и свою работу, но с тех пор как я вернулась в 2008-м в Канаду, мне было непросто. Учиться в Канадском университете и получить государственную аккредитацию для преподавания языка было несложно, но если вы не преподаете английский как второй язык в колледже или университете, то ваша заработная плата будет очень скромной. Для начала некоторые школы платят от 15 до 23 долларов в час, при этом кто-то выплачивает аванс, а кто-то нет. С таким доходом, живя в дорогом городе Торонто, ты вынужден брать частные уроки или искать вторую работу. Некоторые школы предоставляют учебные планы и необходимые для обучения материалы, а другие лишь предъявляют требования к итогам обучения. Учителю приходится самому составлять программу, а это означает увеличение нагрузки. Я бы сказала, что это в целом общая проблема преподавателей английского как второго языка: работа мало оплачивается, а медицинская страховка слабая. На такую работу идут по любви.

Найти хорошего директора школы - сделать половину дела, ведь когда ты новоиспеченный учитель и рад любой работе, ты готов преподавать где угодно и мириться с непрофессионализмом и плохой организацией, просто чтобы набраться опыта. Очень небольшое количество школ входят в профессиональные союзы (в которых возможно ежегодное повышение зарплаты по итогам работы). Частные школы хорошо обеспечивают руководство, однако мало кого заботит благосостояние учителей. Я работала 2,5 года в одной школе, потом еще в нескольких, пока не нашла свою актуальную работу. Думаю, моя школа неплохая: она опрятная, полностью оснащена всеми необходимыми технологиями, руководство очень поддерживает учителей, а в классе от 10 до 16 учеников. Все преподаватели сходятся во мнении, что учеба должна быть увлекательной и диалогичной. Есть ощущение общности, поэтому студенты не чувствуют себя потерянными или одинокими.

Отпуск преподавателя английского как второго языка в Канаде длится две недели и определяется работодателем. В летние месяцы каникул нет, потому что это самое загруженное время: количество студентов увеличивается вдвое, а порой и утраивается. Это еще и лучший период для того, чтобы искать работу, потому что школы нуждаются в учителях, а уже с сентября эта потребность сокращается в разы. Стартовая заработная плата определяется исходя из твоего опыта работы, больше всего ценится опыт преподавания языка взрослым в Канаде. Те, кто работает в высшем образовании, получают в два раза больше, но постоянную работу в институте или университете тяжело найти.

Учительница французского языка, Цинциннати, Огайо, США

Я училась и в Демократической Республике Конго, и в США, окончила Университет Цинциннати, отделение французского языка и культуры. Свою работу считаю достаточно престижной, но это не самое распространенное мнение. Работу я нашла сразу же, как закончила университет, и вполне довольна заработной платой (разглашать ее я не могу). Раньше мне оплачивали только те девять месяцев, когда я преподаю, но теперь учителям оплачивают все двенадцать, чтобы помогать во время летних каникул. Но я преподаю в частной школе, поэтому мой опыт сильно отличается от опыта учителей в государственных школах. Учителя имеют разные льготы: могут покупать компьютеры, планшеты и книги со скидками, участвовать в конференциях и семинарах, посещение которых оплачивает школа.

В сфере частного образования важны отношения между учителем и учеником, поэтому количество детей в наших классах гораздо меньше, чем в обычной школе. В моем случае самый большой класс состоял из 18 человек (трое мальчиков и пятнадцать девочек), но состав и количество учеников меняется от класса к классу. Я учу восемь классов, они разделены на четыре уровня знания языка. Летние каникулы длятся примерно двенадцать недель - с начала июня до середины августа. В течение года есть четырехдневные выходные в ноябре, на День благодарения, двухнедельный отдых в декабре и такой же в марте. Летом я отдыхаю, путешествую, иногда вместе с своими учениками, занимаюсь садоводством.

Ученики в основном жалуются на то, что у них очень много заданий, а учителя жалуются на учеников: они не очень основательно подходят к урокам. Сейчас школьники слишком сильно зависят от технических приборов.

Учить я люблю, особенно школьников лет 11–14. Добиться их интереса к предмету и доверия непросто. Но когда школьники влюбляются в язык, начинают им пользоваться, погружаются в другую культуру, на языке которой они говорят, читают и пишут, когда они приходят к тебе годы спустя с благодарностью - это самая ценная награда.

Учитель английского языка, Южная Корея

Образование я получил в Otago University в Новой Зеландии. Учеба заняла у меня четыре года, после которых еще полтора года я учился на магистра. Потом я три года проработал в Новой Зеландии и Австралии, а в августе 2003 года отправился преподавать в Корею. В Корее я получил MBA - и уже год как работаю над кандидатской диссертацией.

Моя текущая работа - обучение разговорному и письменному английскому языку в университете - является сравнительно престижной. Профессия преподавателя здесь хорошо оплачивается и вызывает уважение у окружающих. К тому же преподаватели не слишком загружены работой.

Я легко устроился на работу учителем - прошел одно телефонное интервью. Правда, чтобы получить более престижную работу в сфере образования, нужно приложить больше усилий - здесь пригодятся образование и опыт.

Моя первая зарплата составляла 1,6 миллиона корейских вон (около 1350 долларов США) в месяц, работодатель также покрыл мои расходы на переезд и проживание. Тогда у меня была должность учителя на вечерних курсах для корейских детей (hogwon - детская вечерняя школа, особый тип учебных заведений, распространенный в Корее). Занятия на таких курсах проходят после школы, отдельно для мальчиков и девочек возрастом от 7 до 16 лет, по 10 человек в классе.

Сейчас я зарабатываю около 2,7 миллиона вон после вычета налогов (около 2300 долларов США), но за жилье мне уже приходится платить самому. Я преподаю в женском университете, здесь в каждой группе примерно 30 девушек. Большинство университетских преподавателей работают всего 30 недель в году при средней нагрузке 15–20 часов в неделю.

Проблемы, конечно, есть, но с ними легко справиться. Случаются дискомфортные ситуации из-за культурных различий и проблем с коммуникацией. Сфера образования в Корее строго контролируется, порой учителю приходится следовать жестким инструкциям даже тогда, когда это идет вразрез с интересами учащихся.

Профессия учителя - одна из самых ответственных и уважаемых в мире. Между тем образовательные программы в мире очень отличаются друг от друга, поэтому и будни преподавателей в различных странах проходят по-своему. Например, школьная нагрузка у всех учителей разнится: в Японии они работают 54 часа в неделю, а во Франции всего 18. Финские педагоги сами придумывают школьную программу, получая полную автономию. А в Словакии учителя преподают «природу»: на целую неделю едут со школьниками за город изучать окружающий мир.

1. Люксембург

© Financial education for Luxembourg / facebook

Зарплата: 10 000 € в месяц (по данным ОЭСР)

По словам Карина Приема, доцента по образовательным наукам Университета Люксембурга, высокая зарплата учителей отражает их социальное положение в стране. Школьные учителя часто учатся за границей и получают степень магистра. Традиционно они воспринимаются как интеллектуальная элита страны.

Несмотря на желание многих преподавателей из других стран преподавать в Люксембурге, быть учителем можно, только владея люксембургским языком. Кроме того, должен быть люксембургский диплом степени бакалавра в области образования. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, в классе обычной школы учатся не более 15 детей, тогда как в других странах Европы вместе обучаются 21–24 школьника. Комфорт и высокие зарплаты привлекают молодые кадры, поэтому 60 % учителей в среднем образовании моложе 40 лет.

2. Германия


© humboldt-institut

Зарплата: 6 000 € в месяц

Школьный учитель в Германии - высокооплачиваемая профессия. Многие молодые люди выбирают ее, так как считают одной из самых надежных. Школьное образование находится в компетенции федеральных земель, из-за этого в системе обучения есть региональные различия. Школьный учитель должен иметь немецкий диплом, владеть хорошим немецким языком и знать не менее 2 предметов разной направленности.

Обычно детям задают мало домашних заданий, в среднем ребенок занимается дома менее 5 часов в неделю. У учеников до 9-го класса есть час на их выполнение после уроков. Немцы считают, что если дети сидят долго в школе, то у них должно быть свободное время дома.

3. Канада


© VINCI School Ottawa / Facebook

Зарплата: 5 500 € в месяц

Высокий социальный статус канадского учителя влияет на атмосферу в школе и на отношение с учениками. Преподаватель - авторитет для детей. Чтобы стать учителем, необходимо владеть в совершенстве английским и французским языками, а также иметь степень бакалавра в области образования и сертификат, дающий право преподавать.

В Канаде существует система профсоюзов для учителей, где они могут проходить курсы профессионального развития и повышать квалификацию. Также благодаря профсоюзам у них есть привилегии и надбавки к зарплатам. Педагоги проводят в школе в среднем 45 часов в неделю.

4. Япония


Зарплата: 5 250 € в месяц

Общество уважает профессию педагога и ожидает от них многого. Из-за этого учителя подвергаются постоянному общественному контролю. Преподаватели несут большую ответственность за нравственное воспитание и развитие ребенка и за привитие японских ценностей и традиций.

Перед тем как начать преподавать, будущему учителю необходимо пройти квалификацию, сдать экзамен и получить лицензию. Учитель в Японии закрепляется за префектурой, а не за школой. Конкурс иногда составляет 20–30 человек на вакансию. Более половины префектур требуют, чтобы заявители были моложе 30 лет. Японцы - известные трудоголики, поэтому у учителей самая длинная рабочая неделя - они работают 54 часа.

5. Финляндия


© Depositphotos

Зарплата: 3 900 € (по данным НЦОЭ)

Финские учителя, работающие с детьми 1–6-го классов, должны иметь диплом магистра в образовании. А педагоги, работающие со старшими классами, - степень магистра по предмету, который они преподают. В день не бывает больше 5 уроков для 1-го и 2-го классов и 7 уроков для старших школьников. Средняя нагрузка на учителя составляет 32 часа в неделю. А у детей очень мало домашних заданий: в среднем 15-летний школьник проводит над ними 2,5 часа в неделю.

Финские школы получают полную автономию, директора и учителя имеют значительную независимость при разработке своих индивидуальных учебных планов. Кроме того, существует должность педагога, который помогает ученикам определиться с будущей профессией.

6. Франция


© Depositphotos

Зарплата: 2 000 € в месяц

Французские учителя - уверенный средний класс. Стандартная нагрузка составляет 18 учебных часов в неделю, а отпуск - более 4 месяцев в году. Также учителя во Франции после 6 лет работы в одной школе могут взять отпуск длиною в год с сохранением рабочего места.

Раз в 2–3 года работу преподавателя проверяет инспектор, который приезжает из региональной академии образования. Он подтверждает степень учителя (всего существует 12 степеней). Педагоги сами выбирают программу преподавания, они могу оформлять свои уроки так, как им больше нравится.

7. Словакия


© czechslovakschoolnc / Facebook

Зарплата: 700 € в месяц

Оклады учителей в Словакии являются одними из самых низких, по данным ОЭСР, а также ниже средней заработной платы в стране. Из-за этого там часто происходят манифестации. Учительница Ивана Сабоносова из Братиславы сказала: «Дело не только в финансовой поддержке, это касается статуса в обществе».

В словацких школах есть практические занятия длительностью до 1 недели с выездом за город, во время которых дети изучают природу. В начальной школе дети осваивают больший объем материала, но обзорно. А в средней школе изучение начинают заново, но более детально. Также учителя следят за телефонами школьников - они должны быть выключены весь день, а в начальной школе находятся в шкафчике.

8. Кения


Зарплата: 450 € в месяц

Зарплаты учителей в Кении одни из самых высоких в Африке. Однако в школах их все равно не хватает, на 1 школу приходится 4 учителя. Они преподают кисвахили, английский язык, математику, науку и сельское хозяйство, а также социальные исследования. Каждые 3 года учителя повышают квалификацию и получают новую степень.

Как известно, забота об уровне образованности подрастающего поколения – это забота о будущем всего государства.

К учителям в обществе традиционно складывалось уважительное отношение, как к людям, задачей которых было подготовить полноценных образованных членов этого самого общества.

Все понимают, насколько тяжек труд школьного наставника, в первую очередь, в моральном плане. Казалось бы, такая важная и тяжелая работа должна соответственно и оплачиваться. Но так ли это в реальности?

Давайте взглянем на оклады тружеников на ниве образования в различных уголках мира.

Итак, величина средней заработной платы в месяц преподавателей со стажем свыше 15 лет выглядит следующим образом:

  • Люксембург - € 5653
  • Германия - €3550
  • Ирландия - €3226
  • Австралия - €3200
  • Нидерланды - €3165
  • США - €2600
  • Дания - €3046
  • Бельгия - €2688
  • Великобритания - €2680
  • Австрия - €2520
  • Испания - €2502
  • Португалия - €2386
  • Финляндия - €2293
  • Норвегия - €2275
  • Швеция - €2081
  • Франция - €2007
  • Италия - €1995
  • Словения - €1948
  • Греция - €1705
  • Исландия - €1634
  • Израиль - €1480
  • Чехия - €1222
  • Польша - €999
  • Турция - €800
  • Венгрия - €794
  • Словакия - €778
  • Эстония - €745
  • Россия - €545
  • Украина - €260

Как видим самая высокая заработная оплата у работников школ Люксембурга. Преподаватель, проработавший 15 лет и больше, в среднем получает в Люксембурге около 67 841 евро в год или 5653 в месяц. Причем, минимальна заработная плата педагога в этом государстве составляет 50184 евро в год, а максимальная может достигать отметки в 88524 евро.

Очень высокий заработок у педагогов в Германии, Ирландии и Нидерландах. Для учителей проработавших более 15 лет он соответственно составляет 3550, 3226 и 3165 за месяц.

Неплохо зарабатывают австралийские и американские преподаватели (ок. $44000 в год), хотя чуть меньше, чем в передовых европейских государствах.

На высоте доход педагогов держат власти Бельгии. Оклад у них составляет более 30 тысяч евро в год. Но дифференциация заработка по выработке лет и по разряду учебного заведения у бельгийцев менее выражена, чем в других государствах.

Размер в 2000 евро превышает доход преподавателей из Англии, Испании, Франции, Австрии, Норвегии, Швеции и Финляндии.

Затем по размеру оклада следует заработок учителей в странах восточной Европы – Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Эстония. В них заработная плата педагогов со стажем более 15 лет варьируется от 740 до 1250 евро.

Между странами западной и восточной Европы по уровню дохода учителей располагается Израиль. Работник школы за 12 месяцев в этом ближневосточном государстве в перерасчете на европейскую валюту зарабатывает около €17760.

Теперь поговорим о России. Заработная плата преподавателей у нас значительно меньше зарплаты восточноевропейских стран и в разы меньше, чем оклад западноевропейских или американских коллег.

Максимальная заработная плата российского работника школы составляет 54000 рублей в месяц, минимальная – 7000 рублей.

Естественно, минимальный оклад получают преподаватели без квалификации, только окончившие вузы. А в среднем по России учительская зарплата составляет около 21200 рублей. Наибольший уровень доходов у педагогов Чукотки, Республики Саха и Москвы.

Стоит также отметить, что средняя зарплата педагогов в России за период с 2003 по 2014 год выросла более чем в восемь раз в рублевом исчислении.

Нужно сказать, что если раньше стаж влиял на уровень оклада отечественных учителей, то после принятия соответствующего закона в 2013 году, учитываться для начисления зарплаты стала только категория.

Кроме того предусмотрены различные доплаты и надбавки за дополнительные показатели и ведение класса.

Впрочем, не стоит огорчаться, сравнивая оклад российских преподавателей с зарплатами их западных коллег, так как в этом плане дела в Украине, Беларуси, Казахстане и других странах СНГ, обстоят ещё хуже.

О странах Африки или некоторых государствах Латинской Америки, вообще, лучше промолчать, так как зарплату в них вообще не стоит учитывать, как пример для сравнения. Но стремиться к повышению дохода и благосостояния педагогов в России на уровне государства, безусловно, нужно.

Таким образом, мы видим, что самая большая величина дохода у работников сферы образования в западной Европе, Австралии и США. В пределах этих территорий, человек решивший стать педагогом может рассчитывать, как минимум, на безбедную и даже обеспеченную жизнь.

Хуже дело обстоит в странах восточной Европы, которые не так давно присоединились к ЕС, впрочем, в этих государствах учителя тоже не бедствуют. В странах СНГ средняя зарплата значительно уступает, среднему уровню заработной платы в европейских странах, но доход работников в сфере образования, зачастую, даже меньше этого показателя.

Поэтому, профессия учителя у нас, к сожалению, считается не престижной. В этом направлении нужно провести ещё достаточный объем работы, что бы наставники будущего поколения не чувствовали себя обделенными или материально ущемленными.

Педагогам в Турции целуют руки, в Англии запрещают подрабатывать, а в Польше их подкармливают. Мы решили выяснить, как живется педагогам в других странах. Оказалось, что в Турции учителей настолько уважают, что даже целуют им руки. А вот израильские педагоги вынуждены бастовать из-за низких зарплат. Их доходы, в 2 раза ниже, чем средние

по стране. Лучше всех живется немецким учителям. которые в месяц приносят домой 4500 долларов и могут себе позволить кататься по всему миру.

ПОЛЬША: ЗА ПРОДУКТЫ МОЖНО НЕ ПЛАТИТЬ

День учителя в Польше отмечают 14 октября. «Дети устраивают концерт, дарят цветы и больше ничего. Если родитель принесет педагогу дорогой подарок, то каждый уважающий себя учитель, чтобы не чувствовать себя обязанным, откажется от него», - рассказывает польский педагог Агнешка.

ФИНАНСОВЫЙ ВОПРОС. «Если говорить о деньгах, то учителя, увы, не могут похвастаться очень высокой зарплатой, - сожалеет она. - Поэтому многие, к примеру, просто работают на 1,5 ставки, чтобы получить больше. Но при этом нельзя превышать лимит в 27 часов в неделю. К тому же, каждый учитель обязан отработать в школе 2 бесплатных дополнительных часа в неделю. Он может либо повести детей на экскурсию, либо организовать какой-то кружок». Средняя зарплата польского педагога - $800 в месяц (а средняя по Польше - $1300). Хотя учительский заработок может очень отличаться в зависимости от воеводства (административная единица Польши. - Авт.), где трудится педагог. Кстати, каждое воеводство может внедрять свои «бонусы» для учителей. Как пример - скидка на проезд в 50% или специальные боны на определенную сумму, которые можно поменять в магазине на продукты.

НЕТ КУМОВСТВА. Как говорит Агнешка, учитель в Польше не будет давать частные уроки тому ученику, которого он учит в школе, потому что это неэтично. Кроме того, редко когда учитель будет «рекламировать» своего коллегу в качестве репетитора родителям ученика.

ГЕРМАНИЯ: НА ЗАРПЛАТУ РАЗЪЕЗЖАЮТ ПО МИРУ

Из опрошенных нами учителей из разных стран мира самыми довольными своей жизнью оказались немцы. Оно и не удивительно: если среднестатистический немец получает около 2500 евро, то учитель, по словам директора Немецкой школы Ренаты Хаберланд, все 3500 евро при ставке 25 часов в неделю. Плюс к тому он может получить статус чиновника. А это - уменьшение налогов и высокая пенсия в старости. «Так что наши учителя живут на очень достойном уровне, - говорит Рената. - В Германии, я могу позволить себе арендовать 3-комнатную квартиру за 600-700 евро, а во время отпуска много путешествовать. На свою зарплату я объездила весь мир, разве что в США не была. И то только потому, что боюсь летать через океан».

ЧЕЛОВЕК-ОРКЕСТР. Но, как известно, с тех, кому много платят, много и спрашивают. Так, немецкие учителя могут вести сразу несколько предметов. В Германии можно нередко встретить педагога, который одновременно преподает физику, немецкий и, допустим, физкультуру. А чтобы получить право работать в школе, приходится сдавать после окончания вуза несколько экзаменов. Сразу после выпуска - Первый государственный. После него нужно пройти 2-годичную практику по распределению, а после этого сдать Второй государственный экзамен. И только после этого можно заняться поиском работы в школе. «Кстати, у наших учителей свободный график, - говорит Рената. - Никто не будет заставлять его сидеть в школе, если у него, к примеру, только 1 урок. Также редко кто из немецких преподавателей дает частные уроки, тем более тем ученикам, которых они учат в своей школе.

ТУРЦИЯ: УЧИТЕЛЮ ЦЕЛУЮТ РУКИ И ПРИГЛАШАЮТ В ГОСТИ

Труд. В среднем учителя получают $1000. Как рассказывает директор международной школы «Меридиан» Юмит Карагозлю, в Турции свой профессиональный праздник учителя отмечают 24 ноября. «Это особенный день, потому что педагоги в Турции - уважаемые люди. Когда мамы и папы отдают своего ребенка в школу, они зачастую говорят: «Он весь ваш», - рассказывает Юмит. Уважительное отношение к учителю должны демонстрировать и турецкие ученики. По словам учителя английского языка той же школы Али Гюля, при виде педагога в знак уважения школьник обязан застегнуться, если, к примеру, он шел нараспашку. А вот выпускники начальной школы после ее окончания порой даже, чтобы выразить свою благодарность, целуют руки своим наставникам.

ТРЕУГОЛЬНИК ДРУЖБЫ. Кроме того, в Турции бытует мнение, что чем ближе отношения между педагогом, учеником его родителями, тем плодотворнее будет проходить учеба. «Поэтому родители стремятся подружиться с учителями. Турецкие семьи (даже в больших городах) частенько приглашают педагогов к себе в гости, а по праздникам отправляют своих детей к ним с подарками», - говорит Али.

УЧИТЕЛЬСКИЙ КОШЕЛЕК. Однако несмотря на такое отношение в обществе, зарплата у турецких учителей немногим больше, чем средняя по стране в $800. Они получают в среднем $1000. Но благодаря различным бонусам могут ее существенно дорастить. «Так, за научную степень дополнительно платят $200-300, за курсы повышения квалификации - $200, за своих детей - $100-170, - рассказывает Юмит. - Еще для учителей в Турции есть скидка 50% на проезд в транспорте». Среди прочих плюсов учительской работы - короткий рабочий день, который длится полдня. Дети учатся здесь в 2 смены, соответственно на каждой - свои учителя.

ФРАНЦИЯ: РАБОТОДАТЕЛЬ - ГОСУДАРСТВО

Стать учителем во Франции весьма непросто. Почему? Да потому, что с одной вузовской «корочкой» молодого специалиста на работу никто не примет. Дело в том, что во Франции учителей нанимает на работу не школа, а государство (соответственно, конкретный директор школы не имеет права уволить педагога без согласия «сверху»). Оно ежегодно выделяет определенное количество учительских мест и проводит на них конкурс. При этом число желающих их занять - в несколько раз больше, поэтому многие не получают право на преподавание с первого раза. Но зато победителей конкурса обеспечивают работой по распределению. Однако это вовсе не означает, что педагог будет отрабатывать свою нагрузку в 18 часов только в одной школе и даже в одном городе. Единственное утешение: затраты на дорогу «страдальцу» оплатят. «Одной учительнице приходилось 2 раза в неделю ездить из Марселя в Авиньон, которые находятся на расстоянии 87 км. Через месяц такой жизни бедняге стало нездоровиться». Но многие терпят такие лишения, так как французские педагоги зарабатывают очень неплохо: 1500-2000 евро (средняя зарплата - 2068 евро).

УЧЕБА ПО-ФРАНЦУЗСКИ. Кроме того, у учителей существует ряд надбавок, которые позволяют им «разбогатеть» где-то на 100-130 евро. Еще есть так называемая «профессиональная карточка». «С ней педагоги могут бесплатно посещать все национальные музеи, а в частных - получать хорошую скидку, - рассказывает Алина. - Атмосфера же во французской школе весьма демократична. К примеру, ученикам не задают домашних заданий, а учителя очень редко повышают голос на них. И последние к этому настолько привыкли, что могут позволить себе, например, читать газету на уроке.

БРИТАНИЯ: ЗАПРЕЩЕНО ДАВАТЬ ЧАСТНЫЕ УРОКИ

В Великобритании, как во Франции и Германии, статус учителя тоже нужно заслужить. «Выучившись в университете по какой-либо специальности, каждый желающий стать учителем должен пройти годовой курс в специальном педколледже, а затем еще пройти годовую практику в одной из школ. Все это время за деяниями молодого педагога наблюдает опытный инспектор, от «вердикта» которого впоследствии и решается судьба новичка», - рассказывает директор Британской международной школы Аластер Болдвин. По словам Аластера, в среднем британский педагог зарабатывает чуть больше $3500, что, по меркам его страны, считается неплохой зарплатой. Для сравнения: средняя зарплата в Великобритании - около $3650. Что интересно, требования на эту зарплату могут сильно отличатся в разных школах. «Как правило, более требовательны к своим сотрудникам частные школы. Например, в государственной школе педагог должен провести одно допзанятие в неделю. В частной школе от него могут требовать провести 2-3 таких занятия, которые при этом дополнительно не оплачиваются», - говорит Аластер. Кстати, британские педагоги обязаны находиться в школе весь день (как правило, с 8.30 до 15.30), несмотря на количество своих уроков. Кроме того, им запрещено давать платные дополнительные занятия ученикам своей школы, а в некоторых частных школах учителям вообще не разрешают подрабатывать. За нарушение табу могут уволить. «Ведь получается, что учитель тратит время не на подготовку к основным урокам. А это может негативно повлиять на качество преподавания», - объясняет Аластер.

ГРУЗИЯ: УЧИТЕЛЯМ ДОПЛАЧИВАЮТ ЗА АНГЛИЙСКИЙ

В Грузии День учителя отмечают в первую субботу октября. С цветами, конфетами, и дети в этот день переодеваются в национальные костюмы. У грузинских учителей низкая зарплата. «При нагрузке в 3-4 урока нам платят 350 лари ($212,12), - говорит учительница английского Елена Куртанидзе. - Для сравнения, средняя зарплата в Грузии около 570 лари ($345,45). Поэтому многие вынуждены давать частные уроки». Грузинские преподаватели получают надбавки к зарплате. Например, за классное руководство - 62 лари (37,57$). И имеют социальные бонусы. Например, им дают медстраховку, которую полностью оплачивает государство, скидки на проезд (педагоги платят 20 тетри, а все остальные - 50).

ДОПЛАТЫ ЗА РАЗВИТИЕ. Не обошли учителей и реформы, которые проводятся сегодня по всей стране. «Всем учителям иностранных языков теперь положен помощник - носитель языка. Я, например, сейчас веду уроки вместе с американцем Джереми, - рассказывает Елена. - Еще реформы стимулируют нас развиваться в профессиональном плане. До 2014-го года учителя должны сдать тесты и получить сертификат профессионального педагога. Сделать это непросто: в прошлом году сертификаты получили 1000 из 11 000 сдававших. Награда за сертификат - надбавка к зарплате в 75 лари ($45,45). Плюс к тому при распределении нагрузки сначала часы делят между сертифицированными учителями. Еще надбавку в 125 лари ($75,75) можно получить за сдачу интегрированного экзамена на знание английского и компьютера».

ИЗРАИЛЬ: В ОТПУСК МОЖНО НА ГОД

«Уже не единожды наши педагоги выходили на улицу и требовали повышения своей зарплаты»,- рассказывает о работе учителей педагог средних и старших классов в Израиле Ирина Гимпельсон. По ее словам, в среднем израильские учителя получают чуть больше $1000, тогда как средняя зарплата по Израилю в 2 раза больше - около $2500. Вот учителя и бастуют. «Также большинство из нас вынуждены давать частные уроки, - говорит Ирина. - Увеличить себе зарплату можно, получив вторую академическую степень (плюс 10%) и повысив свою квалификацию. За каждые 120 часов спецкурсов учитель получает одно очко из 16 возможных. За одно очко зарплату повышают на 1,2%, а максимум, который можно набрать, - это 20% надбавки». Однако сейчас Израиль переживает образовательную реформу. Ее цель - привлечь молодых и перспективных педагогов. Уже сейчас, по словам Ирины, начинающие учителя и учителя младших классов получают $1350. Но работать им приходится не 24 часа в неделю, как большинство, а 40 часов. Новые условия в скором будущем распространятся и на учителей средних и старших классов. Как объясняет Ирина, количество уроков у учителей останется прежним, но только теперь они должны будут быть в школе каждый день с 8 до 16 (сейчас же учителя имеют право уходить из школы, отработав свои уроки). Более того, педагогам придется отмечать начало и конец своего рабочего дня с помощью магнитной карточки. Но не все так плохо у израильских учителей. Так пока что, кроме официального выходного в субботу, у них есть еще два дня отдыха среди рабочей недели. Кроме того, каждые 6 лет учитель имеет право уйти на год в «творческий отпуск», при этом его не увольняют из школы и выплачивают ему зарплату.

Какие ассоциации у вас вызывает слово «школа»? Уроки, преподаватели, знания, дисциплина? У существительного греческие корни, и это слово изначально означало досуг. Это лишь один интересный факт об учебном заведении и учителях, а их – десятки, если не сотни. В разных странах – разные традиции, и далеко не везде День знаний приходится на 1 сентября, а учебный год состоит из 4 четвертей.

Не 1 сентября

Мы привыкли, что 1 сентября дети в России идут в школу. Учебный год в первый день осени начинается еще в 121 государстве. В 43 странах ученики садятся за парты с 1 января – как раз в Новый год. Финны и шведы приступают к занятиям 15 августа, а шотландцы – 23-25 августа.

Еще один интересный факт – плавающее расписание в Италии. Здесь каждый регион самостоятельно определяет дату начала занятий, ориентируясь на климатические условия в регионе. В южных районах, где особенно жарко, летние каникулы длятся на неделю больше, в дни февральского карнавала и пасхальные праздники ученики тоже отдыхают. В общей сложности на учебу остается 6 месяцев.

Педагоги — рабы

Школьникам интересно будет узнать о том, что в Древней Греции к детям приставляли педагогов-рабов. В их обязанности входило водить и забирать малышей в школу, следить за тем, как они делают уроки, воспитывать и даже наказывать. Родители наделяли учителей широкими полномочиями – это факт.

Рабами их называли потому, что слово переводится с греческого как «ведущий ребенка». Да и хозяева, которым они принадлежали, освобождали их от всякой другой работы, кроме присмотра за школьниками.

Уроки счастья, серфинг и массаж для лица

Эти необычные предметы преподают в разных странах мира. В Японии в учебную программу включено «Любование природой». На уроках учащихся учат созерцать природную красоту, любить ее и не проходить мимо.

Занятия проходят на местности – вне стен общеобразовательных учреждений. Ученики должны наблюдать и замечать особенности развития и взаимодействия природы, птиц, зверей. В конце года им придется сдавать экзамен по предмету.

Не менее интересная дисциплина – урок счастья. Она пока включена в расписание одного учреждения Гейдельберга. Преподаватель учит подростков, как стать счастливыми, найти гармонию с собой и окружающими. Экзамены не предусмотрены, но к окончанию года каждый школьник реализует собственный проект счастья. Это может быть видеоролик о добре, благотворительная помощь или другое дело. Одно из условий проекта – свершившийся факт в основе.

Австралийцы считаются лучшими серфингистами на планете не случайно – искусству серфинга их учат с первого класса.

Китайцы обязательно делают зарядку и массаж лица в течение дня. День у них расписан с утра и до вечера – после занятий посещение дополнительных занятий, а физические упражнения и массажные техники помогают снять усталость, поддержать мышцы в тонусе. Недельная нагрузка на начальные классы составляет 42 часа, у старшеклассников она увеличивается до 70 часов.

Без столовых

Не в каждом китайском учебном заведении есть столовая, поэтому часто ученики едят за партами. Преподаватель перекусывает между занятиями тоже за рабочим столом. Обед для преподавателей – за счет заведения. Он включает рис, бульон, овощное и мясное блюдо. Доставляют его в специальных подносах.

Обед попадает на большую перемену – она длится 60 минут. Этого времени хватает, чтобы дети поели, размяли ноги, пообщались друг с другом. В начальных классах после перемены дается 5 минут на сон. Дети охотно засыпают, но неохотно просыпаются – учителям приходится подолгу их будить.

Пиво к обеду

Интересная тенденция отмечается в Бельгии. Местные пивовары варят специальное столовое пиво. В нем содержится не больше 1,5% спирта, а предназначен напиток для того, чтобы запивать еду.

Упомянутое пиво раньше подавали к обеду в школьных столовых – так продолжалось до 1970 года. Затем кола и другие газированные напитки вытеснили его.

Между тем, за возвращение хмельного напитка в рацион учеников с каждым годом ратует все большее число бельгийцев – это факт. Они считают, что пиво полезнее колы.

С помощником на уроке

Финское образование считается одним из лучших в мире, потому что индивидуализировано, то есть основано на потребностях учащихся и равенстве педагога и обучаемых.

В местных учреждениях не вызывают детей к доске, не заставляют пересказывать усвоенный материал. Зато у каждого педагога есть помощник – должность официально введена еще в 80-х годах прошлого века.

Преподаватель рассказывает новую тему, а затем дает задание учащимся и помогает им его выполнять. Этим же занимается и помощник учителя. Цель помощника – заинтересовать слушателя предметом, поддержать и стимулировать к самостоятельной работе над темой.

Оценки бывают разные

Нет в Финляндии и экзаменов, а контрольное оценивание проводится по усмотрению педагога. Да и привычные системы оценивания по 5-бальной шкале используются далеко не везде.

Во Франции знания оцениваются по 20-бальной системе, причем высшие баллы учащиеся получают в исключительных случаях.

В китайских общеобразовательных учреждениях система еще сложнее – 100-бальная. При этом оценки ниже 60-ти считаются неудами.

В Чехии «единица» считается высшей оценкой, а «пятерка» — низшей. Смешной факт, особенно если чех случайно окажется в российской школе и ответит предмет на «отлично».

Больше всего повезло норвежским ученикам – они не получают никаких оценок до 8 класса.

Плавучее обучение

В Бангладеш есть плавучие центры знаний – их функционирует больше ста. Обучение на лодках – гуманитарная инициатива архитектора Мухаммеда Резвана. В подростковом возрасте он на собственном опыте испытал транспортные тяготы и их последствия, поэтому решил помочь подросткам, проживающим в отдаленных районах.

В Бангладеш часто случаются наводнения, из-за которых дети не могут добраться до центра, пропускают занятия. Резван спроектировал учебные заведения на лодках, оборудованные классами, библиотекой, доступом в интернет, непромокаемой крышей. Работают они от солнечных батарей.

В периоды наводнений плавучие центры направляются к детям из дальних районов, забирают их на борт, а по окончании уроков – доставляют обратно. В общей сложности услугой пользуется 88 тысяч семей.

По канатной дороге

Сложно представить, что в XXI веке кто-то добирается на занятия по канатной дороге или лестнице над крутым обрывом. Тем не менее, это так. В тропических джунглях Колумбии, рядом с Боготой, школьники преодолевают пропасть по канатной дороге.

Стальные тросы проложены над ущельем на высоте 400 метров и перемещают детей с одной стороны на другую со скоростью 80 км/ч. Для торможения подростки пользуются деревянными рогатками, а младших братьев и сестер перевозят в мешках.

Еще хуже приходится детям из китайской горной деревни Чжанцзяцзе. В долину они спускаются по деревянным лестницам, закрепленным на крутых скалистых склонах. 100 учеников изо дня в день ходят по этой дороге на обучение, а обратно – карабкаются вверх, стараясь не опускать глаза вниз.

Есть и безопасный маршрут, но он занимает 4 часа в одну и столько же в обратную сторону. Местное население почти 10 лет добивается строительства дороги, но натыкается на отказы. Стоимость работ оценивается в 16 млн. долларов – для инфраструктуры малонаселенной деревни это, по мнению властей провинции, дорогой проект.

Культ экзаменов

Корейцы уверены, что достичь поставленной цели можно усердием и знаниями – в этом государстве существует культ экзаменов. Хорошие оценки по итогам испытаний – это пропуск в вуз мечты и высокий социальный статус выпускника.

В дни, когда проходят экзамены, в учебных заведениях и возле них царит тишина, движение автомобилей прекращается, а полицейские патрулируют кварталы поблизости. Магазины и банки открываются в такие дни позже обычного, а иногда по распоряжению правительства корректируются маршруты самолетов – так, чтобы они не пролетали над зданиями школ и не создавали шума.

Еще одна необычная традиция Южной Кореи – по окончании уроков учащиеся не расходятся, а дружно убирают класс. Своего рода, субботник.

Субботники

В школах царской России тоже устраивались субботники для детей. Интересен тот факт, что субботником называли не уборку классов и уличных территорий, а коллективную порку.

Она организовывалась в конце учебной недели – обычно по субботам. Отсюда и название. Учителя пороли учеников не за конкретные провинности, а в «воспитательных целях», для профилактики.

Двоечников наказывали за неуды поркой, но проводили ее каждого 1-го числа. Отсюда и выражение «всыпать по первое число».

Знаменитые неучи

Не исключено, что доставалось в свое время и Альберту Эйнштейну. Знаменитый математик не смог поступит в училище в Цюрихе, потому что провалил экзамены по ботанике и французскому языку. Директор посоветовал абитуриенту вернуться в школу и получить аттестат зрелости.

Чарльз Диккенс и Марк Твен так и не получили среднего образования, что не помешало обоим стать знаменитыми писателями. А американский изобретатель Томас Эдисон проучился лишь 3 месяца. После того, как педагог обозвала его тупицей, мать забрала будущего гения из школы, и он обучался на дому.

Вечный праздник

Никаких оценок, замечаний, расписания, домашних заданий – сплошной праздник и возможность делать то, что хочется. Не обучение, а мечта. У этой мечты есть конкретный адрес – она работает в Торонто.

Школа ALPHA открылась в Канаде в 1972 году и пользуется огромной популярностью. Классы в ней формируются по интересам, учащиеся сами определяют, как построить день и на каких занятиях побывать. Здесь изучают традиционные дисциплины, кулинарию, фотографию, философию и многое другое.

Учителя наблюдают за процессом, но не мешают. В случае конфликтов собирается комитет, в который входят школьники и педагоги. Представители обеих сторон аргументируют свою позицию, а комиссия совместно ищет компромиссное решение, которое устроит всех.

Главное достижение экспериментального учебного заведения – высокий уровень знаний выпускников. Так что самодисциплина и самоуправление – мощный стимул, чтобы «грызть гранить науки» и делать это успешно.


Close