Момент возникновения государства нельзя точно датировать, так как имело место постепенное перерастание политических образований в феодальное государство. Большинство историков сходятся на том, что возникновение государства следует относить к IX веку: 862 год - год призвания Рюрика или 882 год - год объединения Киева и Новгорода. Хотя неизвестно когда и как возникли первые княжества, но, во всяком случае, они уже существовали до 862 года. В некоторых германских хрониках уже с 839 года русские князья именуются каганами. Это значит, что не варяжские предводители организовали Русское государство, а уже существовавшее государство дало им государственные посты.

1. Теория завоевания .

Наиболее сильные и крупные племена восточных славян стремились к расширению своей территории (судя по летописям, восточные славяне были воинственным народом). В результате военных походов славяне получали добычу, что вело к имущественному расслоению (при этом формируются органы управления - для походов нужен князь и дружина). Постепенно при завоевании формируются политические объединения. К VIII веку сложились - Славия, Ортания, Куявия.

Таким образом, наиболее сильное племя накладывает дань на другие племена, это ведет к необходимости управлять, в результате возникает государство. Процесс завоевания новых территорий совершался с помощью военных походов, в результате которых племена укрепляли и расширяли свои территории. В 882 году князь Олег захватил Киев, и объединил его с Новгородом, затем завоевал кривичей, мурому, полочан, в 883 году - древлян, в 884 году - северян, в 886 - радимичей, хорватов, тиверцев, дулебов. На завоеванные племена князь накладывал дань - внутригосударственный налог.

2. Договорная теория .

Государство возникло не путем завоевания, а путем заключения договоры между князем и вече, когда князь, приглашался на княжение для защиты. Князь формировал аппарат, дружину, руководил походами. Рюрик стал первым князем, заключившим договор с Вече .

3. Налоговая теория .

Наличие налоговой системы является неотъемлемым признаком государства (если нет налоговой системы, то нет и государства). Установление налоговой системы произошло после завоеваний соседних племен первыми киевскими князьями, они облагали захваченные территории данью, но сборы дани были не систематизированы. В 945 году Игорь был убит древлянами при попытке собрать дань вторично. После его смерти Ольга реформировала систему налогообложения, что способствовало усилению власти князя. Некоторые ученые считают преобразования Ольги Налоговой реформой, потому что были определены границы территорий племен, с которых собирали дань, должностные лица, регламентирован порядок сбора дани (полюдье или повоза), размер. Таким образом, государство возникает в Х веке.


4. Городовая теория (торговая) .

Норманисты единодушны в 2 принципиальных вопросах: норманы добились господства над славянами путем военного захвата или приглашения княжить; слово «Русь» норманского происхождения (название племени, откуда был Рюрик).

Против этой теории в XVIII веке выступил Михаил Ломоносов (также А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский), Ломоносов утверждал, что Рюрик был из Пруссии, а Пруссия - это «по-руссия», руссы - славяне). С тех пор борьба норманистов и антинорманистов не утихает.

Главным опровержением норманнской теории является то, что по уровню развития в IX веке славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать опыт государственного строительства у них не могли. Государство не может организовать один или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство - продукт развития общества. Кроме того, известно, что русские княжества по разным причинам и в разное время приглашали дружины не только варягов, но и степняков. Антинорманисты считают, что термин «Русь» доваряжского происхождения. В ПВЛ есть места, которые противоречат легенде о призвании 3 братьев княжить. За 852 год есть указание о том, что при царствовании в Византии Михаила уже была Русская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях речь идет о том, что варягов княжить приглашали все северные племена, в том числе и Русь.

Б. Рыбаков: «Историки давно обратили внимание на анекдотичность «братьев» Рюрика, который сам впрочем, (возможно) являлся историческим лицом, а «братья» оказались русским переводом шведских слов. О Рюрике сказано, что он пришел с «роды своими» («sine hus» - «свой род» - Синеус ) и верной дружиной («thru waring» - «верная дружина» - Трувор ). Другими словами, в летопись попал пересказ какого-то скандинавского сказания о деятельности Рюрика, а автор летописи, плохо знавший шведский язык, принял упоминание в устной саге традиционного окружения князя за имена его братьев».

Следов варяжского влияния почти не осталось: на 10 тыс. км 2 территории Руси - 5 скандинавских географических наименований, а в Англии, подвергшейся норманнскому нашествию -150

ПВЛ составлена в конце XI - начале XII веков , в оригинале до нас не дошла. Известный список содержит много противоречий. Летописец, выполняя заказ, мог допустить, что версия происхождения князей от варягов возвеличит княжескую власть (варяги в XI-XII веках играли видную роль в Европе). Другой задачей Нестора могло быть и стремление показать надклассовый характер государства и князя, чтобы прекратить междоусобицы и социальные конфликты.

Советские исследователи Тихомиров, Лихачев считают, что запись о призвании варягов появилась в летописи позже, чтобы противопоставить Русь и Византию. Автору для этого потребовалось указать иностранное происхождение династии. Шахматов считал, что варяжские дружины стали называться Русью после того, как перешли на юг. А в Скандинавии нельзя узнать о племени русь.

Обе концепции оказались тупиковыми. Кроме того, существуют еще и другие мнения. Мокшин доказывает греческое происхождение названия «Русь». О существовании Руси как Тмутараканского княжества в ΙХ веке пишет А.Н. Насонов, М.В. Левченко. А А.Т. Фоменко, С.И. Валянский считают, что вся история с призванием варягов это поздняя вставка, сделанная по политическим соображениям, и в подтверждение этой версии приводят доказательства о фальсификации нумерации летописей.

Научные результаты двухсотлетних дискуссий состоят в том, что ни одна из школ не может объяснить, что такое «русь»; если это этнос, то где он локализовался, в силу каких причин усилился и куда впоследствии исчез. Однако Норманнская теория не объясняет причины возникновения государства. Норманнский элемент не мог внести и не внёс государственную идею в славянский мир. Древнерусское государство возникло как результат социально-экономических процессов перехода общества от первобытнообщинного к феодальному строю.

Русь было не первым государственным образованием у славян. Славяне прошли длительный путь государственного развития. Образование Новгородского и Киевского княжеств было подготовлено развитием многих государственных образований славян в период разложения первобытнообщинного строя и становления феодализма.

Откуда пошла Русь? До 9 века никто не знал о ней. В то же время многие современные народы: греки, англо-саксы, финны, персы, арабы и другие были известны еще до нашей эры. Хорошо известно, что впервые название государства «Русь» было задокументировано в 911 году , это был русско-византийский договор. Другие более ранние свидетельства имеют дело с так называемым этнонимом "Русь" (то есть названием народа). Согласно древней летописи "Повести временных лет" имя народа произошло от варягов племени русь, призванных новгородскими (ильменскими) словенами в 862 году в качестве воинской дружины.

Многие современные исследователи считают народ Русь пришлым народом на восточно славянских землях и лишь советские исследователи долгое время пытались доказать его местное (автохтонное) происхождение.

По мнению западных ученых варяги, давшие название народу Русь пришли с Северо-Запада из Швеции. Об этом в советские, да и в современные времена написано даже в школьных учебниках. Попробуем разобраться - так ли это на самом деле?

В XVIII веке появилась гипотеза, которая ведет историю Древней Руси с одного известного события. В 862 году в легендарной „Повести временных лет“ приводится факт о том, как между племенами новгородских словен, финно-угоров и кривичей случилась большая война. Закончилась же она тем, что её стороны, чтобы прекратить усобицу, решили пригласить себе нового князя, который бы ими руководил и судил по праву. По их просьбе явились три брата с дружиной: Рюрик, Трувор и Синеус. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус — в Белоозере, а Трувор — в Ладоге.

В легендарной "Повести временных лет", в разделе "Сказание о призвании варягов" есть такой текст: "И сказали себе новгородские словене: „Поищем себе князя, который бы воладел нами и судил по праву“. И решили они пойти к варягам. "А варяги те звались русью, как другие называются свены (шведы), а иные называются норманны или англы, а ещё иные германцы и готландцы, — вот так и эти назывались." Обратите внимание, что варяги-русы не были шведами (свенами) или германцами. Так кто же такие были русы?

Первая гипотеза происхождения народа и государства Русь - норманская (норманистская, скандинавская). "Норманскую теорию" выдвинули в начале XVIII века немецкие ученые - Готлиб Зигфрид Байер и Герард Фридрих Миллер. Оба историка переехали в Россию во времена правления императрицы Анны Иоанновны - супруги герцога Курляндского Фридриха Вильгельма. В течение долгих лет Байер и Миллер работали в Петербургской Академии Наук и по мнению их современника Михайло Ломоносова были выраженными русофобами. Им претило все русское, но они пользовались поддержкой тогдашней Академии наук, в которой более 90% были немцами. Сейчас эту гипотезу активно продвигают западные историки. Норманисты не оставляют и тени сомнения в том, что название народа русь - скандинавского или германского происхождения и всячески отрицают принадлежность русов к славянам.

Вторая гипотеза происхожения народа Русь - балто-славянская. Приверженцы этой гипотезы считают, что народ Русь славянского или балто-славянского происхождения, а появился и проживал он на территории южной части Балтийского (Варяжского) моря, на территории современной Калининградской области (Пруссии), Польши и Восточной Германии. Одним из главных идеологов этой гипотезы является известный сатирик Михаил Задорнов, который снял интересный исторический фильм "Рюрик. Потерянная быль". Советую всем его посмотреть. Этот фильм легко отыскать на ютубе.

Третья гипотеза происхождения народа Русь - автохтонная. Приверженцы этой гипотезы (советские и современные украинские ученые), которые считают, что народ Русь возник на территории современной Украины в Приднепровье. Однако, до сих пор эта гипотеза не смогла найти каких-либо научных археологических или лингвистических подтверждений.

Четвертая гипотеза происхождения народа Русь - восточная. В известной публикации немецкого ученого Ф.. Кнауэр обнаружил, что в древнеиндийских гимнах "Ригведы" упоминается мифологическая река Rasa, "Великая матерь", которая течет на далеком Северо-Западе, на старой Родине. А в священной книге древних персов "Авесте", говорится о реке Ra, которая отделяла Европу от Азии (в далеком прошлом граница Азии и Европы, как известно, проходила вдоль русла Волги, которая в древности называлась Ра). С помощью подробного научного анализа ученый доказывает тождество всех этих названий древнему имени Волги - Ра , которое получило впоследствии у разных народов такие формы, как Рос у греков и арабов, Рось, Русь, Роса, Раса у славян и балтов. Это отразилось в названиях и многочисленных западных рек в новых местах расселения народов, вышедших в глубокой древности на свои исторические пути с реки Волги. Индоевропейцы, переселившиеся на далекий юго-восток назвали один из притоков великого Инда именем той же реки-прародительницы Rasa. Ученый также высказал предположение, что в древности варягами называли не только выходцев с Балтийского моря, но и дружины "ушкуйников", промышлявших разбоями на крупных реках. Кнауэр считает, что название народа "Русь" в точном переводе слова означает ни что иное как "приволжский народ".

Во ближайшее время мы рассмотрим все за и против по каждой из этих гипотез. Следите за нашими публикациями.

Уже много веков ученые ломают копья, пытаясь понять происхождение русского народа. И если исследования прошлого основывались на археологических и лингвистических данных, то сегодня за дело взялись даже генетики.

С Дуная

Из всех теорий русского этногенеза самой известной является дунайская. Её появлению мы обязаны летописному своду «Повесть временных лет», а точнее многовековой любви к этому источнику отечественных академиков.

Летописец Нестор определил первоначальную территорию расселения славян территориями по нижнему течению Дуная и Вислы. Теорию о дунайской "прародине" славян развивали такие историки как Сергей Соловьев и Василий Ключевский.
Василий Осипович Ключевский считал, что славяне переселились с Дуная в Прикарпатье, где возник обширный военный союз племен во главе с племенем дулебов-волынян.

Из Прикарпатья, по мнению Ключевского, в VII-VIII веках восточные славяне расселились на Восток и Северо-восток до Ильмень-озера. Дунайской теории русского этногенеза до сих пор придерживаются многие историки и лингвисты. Большой вклад в её развитие внес в конце XX века российский лингвист Олег Николаевич Трубачев.

Да, скифы мы!

Один из самых яростных противников норманской теории образования русской государственности, Михаил Ломоносов, склонялся к скифо-сарматской теории русского этногенеза, про которую писал в своей «Древней Российской истории». По мнению Ломоносова, этногенез русских произошел в результате смешения славян и племени «чуди» (термин Ломоносова – финно-угоры), а местом истоков этнической истории русских он назвал междуречье Вислы и Одера.

Сторонники сарматской теории полагаются на античные источники, то же делал и Ломоносов. Он сравнил российскую историю с историей Римской Империи и античные верования с языческими верованиями восточных славян, обнаружив большое количество совпадений. Ярая борьба с приверженцами норманнской теории вполне объяснима: народ-племя русь, по мнению Ломоносова, не могло произойти из Скандинавии под влиянием экспансии викингов-норманнов. В первую очередь, Ломоносов выступал против тезиса об отсталости славян и их неспособности самостоятельно образовать государство.

Теория Гелленталя

Интересной представляется гипотеза о происхождении русских, обнародованная в этом году оксфордским ученым Гарретом Гелленталем. Проведя большую работу по изучению ДНК различных народов, он с группой ученых составил генетический атлас миграции народов .
По мнению ученого, в этногенезе русского народа можно выделить две значимых вехи. В 2054 году до н. э., как считает Гелленталь, трансбалтийские народы и народы с территорий современных Германии и Польши мигрировали в северо-западные районы современной России. Вторая веха - 1306 год, когда началась миграция алтайских народов, которые активно скрещивались с представителями славянских ветвей.
Исследование Гелленталя интересно еще и тем, что генетический анализ доказал, что время монголо-татарского нашествия практически никак не сказалось на русском этногенезе.

Две прародины

Ещё одну интересную миграционную теорию предложил в конце XIX века русский языковед Алексей Шахматов. Его теория "двух прародин" также иногда называется прибалтийской. Ученый считал, что первоначально из индоевропейской группы выделилась балто-славянская общность, которая стала автохтонной на территории Прибалтики. После её распада славяне обосновались на территории между нижним течением Немана и Западной Двины. Эта территория и стала так называемой "первой прародиной". Здесь, по мнению Шахматова, сложился праславянский язык, от которого взяли начало все славянские языки.

Дальнейшая миграция славян была связана с великим переселением народов, в ходе которого в конце второго века нашей эры германцы пошли на юг, освободив бассейн реки Вислы, куда и пришли славяне. Здесь, в нижнем бассейне Вислы Шахматов определяет вторую прародину славян. Уже отсюда, по мнению ученого, пошло разделение славян на ветви. Западная ушла в район Эльбы, южная - разделилась на две группы, одна из которых заселила Балканы и Дунай, другая – Днепр и Днестр. Последняя и стала основой восточнославянских народов, к которым относятся и русские.

Сами мы местные

Наконец, ещё одной теорией, отличной от миграционных, является автохтонная теория. По ней, славяне являлись коренным народом, населяющим восточную, центральную и даже часть южной Европы. Согласно теории славянского автохтонизма, славянские племена были коренным этносом огромной территории - от Урала до Атлантического океана. Эта теория имеет довольно древние корни и множество как сторонников, так и противников. Этой теории придерживался советский лингвист Николай Марр. Он считал, что славяне ниоткуда не приходили, а сформировались от родо-племенных общностей, проживавших на обширных территориях от Среднего течения Днепра до Лабы на Западе и от Прибалтики до Карпат на юге.
Придерживались автохтонной теории и польские ученые - Клечевский, Потоцкий и Сестренцевич. Они и вовсе вели родословную славян от вандалов, основывая свою гипотезу в том числе на схожести слов "венеды" и "вандалы". Из русских автохтонной теорией объясняли происхождение славян Рыбаков, Мавродин и Греков.

ПЕРВЫЕ ИЗВЕСТИЯ О РУСИ

Задание 1. Составьте по тексту параграфа развёрнутый план по теме «Гипотезы учёных: происхождение народа русь».

  1. Появление варягов народа русь в Новгороде, власть в Новгороде
  2. Смерть Рюрика. Захват Олегом Киева. Княжение Игоря Рюриковича. Основание династии князей Рюриковичей.
  3. Заимствование слова «русь». Сначала русью называли народ пришельцев «из-за моря», потом - правящее и торговое сословие, а также дружину, наконец словом Русь стали называть государство.
  4. Вхождение всех племён славян в Русь. Планомерная работа первых князей по соединению территорий славянских племен под властью одного князя.

Задание 2. Используя учебник и дополнительные источники, найдите основные версии происхождения варягов. Заполните таблицу.

Норманисты Антинорманисты Моя точка зрения
Варяги - это скандинавы (свеи). Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян. Варяги - представители более развитого мира. Они были образованнее и организованее славян. Варяги - западнославянское племя с берегов Балтийского моря. Славянская принадлежность народа русь (россы) доказывалась через тождество их пруссам. Древнерусское государство сформировалось на внутренней общественно-экономической основе. Варяги лишь влились в местный процесс образования государства. Варяги стояли на той же стадии общественного и культурного развития, что и восточные славяне, поэтому они не могли принести на Русь ни более высокой культуры, ни государственности. Я считаю, что нет достаточных оснований однозначно считать русов скандинавами, германцами или славянами. Скорее всего, это племя образовалось в результате многочисленных смешений, вобрав в себя и скандинавские, и славянские, и германские корни. Основание – в «Повести временных лет» народ русь выделяется как самостоятельный в потомстве Иафета. Также там говорится о том, что русь разговаривала на одном языке со славянами.

Задание 3. С помощью учебника и Интернета выясните, можно ли с помощью современных археологических данных решить спор норманистов и антинорманистов. Свой ответ аргументируйте.

Я считаю, что археологические находки не дают достаточного основания утверждать о родине «пришельцев из-за моря». Археологи обнаружили следы поселений в районе Ладоги скандинавского типа. Однако, найденные украшения, глиняная посуда, дома-пятистенки и оружие было распространено не только в Скандинавии, но и у славян на южном берегу Балтийского моря, а значит найденные поселения у Ладоги вовсе не обязательно именно скандинавские. Они могут быть и южнобалтийскими. К тому же не найдено никаких свидетельств ведения скандинавами торговли дальше северных территорий Руси, а это значит, что по торговому пути «из варяг в греки» плавали совсем не скандинавы.

Задание 4. На контурной карте отметьте Скандинавию, остров Рюген, Ладогу, Новгород. Напишите названия крупнейших рек.

«Тот, кто удачно объяснит название Руси, овладеет ключом к решению начал ее истории», сказал когда-то академик О. Н. Трубачев – величайший исследователь в области славистики – бóльшую часть своей жизни посвятивший решению именно этой проблемы. Какова этимология слова Русь? Является ли однокоренными словами Русь и русый?

Этимология (от греч. ετυμος (настоящее значение слова) и λόγος (наука) - раздел лингвистики, изучающий происхождение слов, а также само происхождение того или иного слова. Наука об истинном (или первоначальном) значении слов. Этимология, как всякая другая наука, удовлетворяет наше естественное влечение к познанию истины.

Кто такие мы, русские? Почему-то люди мало задумываются о своем национальном имени. А между тем когда-то каждый народ выбирает себе имя. Выбор национального имени - важнейший момент самоопределения народа в его историческом бытии. В национальном имени народ выражает нечто главное для себя и в самом себе. Это имя рождается в глубине народного сознания и определяет некую новую общность людей, часто еще пребывающую в недрах прежнего родового, или племенного, или даже государственного бытия.

Почему у некоторых племен когда-то появилось имя славяне, а затем одни из них назвались русскими, а другие, например, поляками? Назвав себя тем или иным именем, каждый народ, в сущности, уже определяет свои будущие исторические возможности и перспективы.

Так, оказывается, славяне в древности определялись как словене; это именование наука связывает с понятием «слово». Очевидно, определение себя через понятие «слово» свидетельствует о глубоких запросах народной души, выбравшей себе такое значимое имя. Когда-то некоторые западные ученые пытались связать этноним «славяне» с древнеримским «sclavi», что значит «рабы». Такое явно несостоятельное, ненаучное мнение выражено очевидным желанием унизить славян, представить их людьми «второго сорта». Это показывает, как важно правильно понимать собственное народное имя.

Предки наши, славяне, в незапамятную еще старину пришли из Азии в Европу. Сначала поселились они по нижнему течению Дуная и заняли земли к северу от него до Карпатских гор. На Дунае жить было привольно: климат здесь теплый, земли плодородные, растительность богатая. Не ушли бы славяне отсюда по своей воле, да стали их теснить другие народы. Пришлось славянскому племени раздробиться и двинуться в другие земли.

Одна часть их все-таки осталась на Дунае. От этих славян ведут начало сербы и болгары.

Другая часть славян пошла дальше на север. От них произошли чехи, моравы, словаки и поляки. А те славяне, которые поселились по реке Эльбе да по берегу Балтийского моря, со временем затерялись среди сильных немецких племен, слились с ними в один народ - онемечились.

Третья часть славян пошла на северо-восток, расселилась по Днепру и его притокам да по Ильменю и Волхову. Эти славяне и были нашими предками, от них ведет начало русский народ.

Славяне, что расселились на полях по среднему течению Днепра, назывались полянами. Земля здесь давала богатые урожаи, могла прокормить много народу. Люди селились большими группами и стали заниматься земледелием. Был у них город Киев. Те, что расселились в лесах по реке Припяти - древляне, - жили разбросано, небольшими поселками, промышляли больше охотой. Был у них город Искоростень. Между Припятью и Двиной жили дреговичи. На Двине - полочане, от имени речки Полоты, впадающей в Двину. Часть славян называлась северянами. Они жили к северо-востоку от полян, по Десне. Были у них города Любеч и Чернигов. Кривичи жили к северу от полян по верховьям Днепра и Западной Двины. Стояли в Кривской земле города Изборск и Смоленск. Радимичи и вятичи жили к востоку от кривичей. Занимались они и земледелием, и охотою, и рыболовством. Вблизи озера Ильмень жили славяне ильменские, у них город - Новгород.

Начиная с IХ века, многочисленные восточнославянские племена - поляне, древляне, дреговичи, дулебы, северяне, словене и другие, - стали пользоваться новым именем, объединившим их, - «русь».

Выяснение вопроса этимологии названия «русь» осложняется отсутствием письменных источников VIII-Х вв. на Руси. А так же крайней скудностью сведений, заимствованных из письменных источников других народов, иногда имеющих различную интерпретацию. В связи с чем все существующие этимологии основываются на привлечении сведений более поздних (вплоть до XII в.) источников, а также - косвенно - материалов археологических исследований.

1. Славянские версии происхождения этнонима «Русь»

За многие десятилетия изучения этимологии слова «русь» было сформулировано множество гипотез. Предполагались славянские, древнерусские, готские, шведские, иранские и прочие варианты. В моей работе представлено несколько исторически обоснованных и лингвистически исследованных теорий.

1. 1. Происхождение от названия конкретной реки

Существуют исследования, выводящие наименование «русь» от имени реки Рось. Например, так описывает это Б. А. Рыбаков в своей книге «Откуда есть пошла земля Русская»:

«В старом земледельческом районе лесостепи на берегах р. Роси существовало (II-IV вв.) племя рос, или рус, племя это было славянским. Центром племени был город Родень в устье Роси

В VI в. , когда степях появился грозный враг-обры (авары), племена лесостепи сплотились в большой союз под гегемонией наиболее южного, близкого к степям, приднепровского племени росов, или русов. Союз племен VI - VII вв. получил наименование Руси, или Русской земли. Ядром союза были земли по р. Роси с городом Роднем

Несколько позднее первенствующее положение в союзе племен Приднепровья перешло к северному соседу русов - к Полянам, с центром в Киеве, на самом севере лесостепной полосы Но Поляне не передали своего имени другим племенам; союз племен, перераставший в феодальное государство, по-прежнему носил имя Руси».

Профессор Ф. И. Кнауэр в своей работе «О происхождении имени народа Русь» отмечает, что в древиндийских гимнах «Ригведы» (X в. до н. э.) упоминается мифическая река «Rasa», «великая матерь», текущая на дальнем северо-западе, на старой родине. В «Авесте» (VII–VIII вв. до н. э.) , священной книге древних персов, приписываемой самому Заратустре (Заратуштре), говорится о реке «Ranha», где живут люди без главарей, где господствует зима и земля покрыта снегом; позже у персов это река «Raha», отделяющая Европу от Азии.

Ф. И. Кнауэр доказывает этимологичское тождество этих названий с древним именем Волги – «Ра», которое обрело впоследствии такие формы, как Рос у греков и арабов, и Рось, Русь, Роса, Руса - у славян. Автор считает, что «. имя народа русь чисто славяно-русского происхождения и в точной передаче слова означает не что иное, как приволжский народ».

1. 2. Происхождение по месту поселения

Великое множество племен и народов на земле называлось по месту их преимущественного обитания. Самоназвание приморских чукчей - ан калын ("морские жители"), бедуины - "жители пустынь", селькупы - шеш куль ("таежный человек"), индейцы сенека - нунда-вэ-о-но ("великий народ холмов").

Наши далекие предки обожествляли реку и первое свидетельство о почитании славянами рек и водяных. Летописец Нестор тоже писал, что в языческую эпоху славяне помимо богов почитали также и реки, озера, источники.

Словацкий лингвист и этнограф Павел Шафранек (1795-1860): «В праславянском языке река называлась «руса» (rusa). Это коренное славянское слово, как общее существительное имя, уже осталось в употреблении только у одних русских в слове русло, обозначающем ложбину, русло реки, глубь, вир; но как собственное имя рек, городов и селений, более или менее близ них лежащих, употребляется почти у всех славян».

Владимир Чивилихин («Память», Книга 2-я, глава 28): «Древнейшие поселения восточных славян, из которых позже образовались первые русские города, все без единого исключения обосновались на реках. Река в значительной степени обеспечивала жизнедеятельность наших предков: давала воду для приготовления пищи и ведения хозяйства, снабжала рыбой и водной птицей, предоставляла легкий, идеально гладкий путь по воде летом, по льду - зимой; река образовывала также естественную защиту на крутых, изрезанных притоками берегах».

Таким образом, если: «руса» - это река - извечное место поселений наших предков, с которой всегда был так тесно связан их образ жизни и верования (например, Рус – было именем, теперь уже полузабытого, мифического днепровского божества), то: обобщенный этноним «русы» или «руссы» - издревле значило «живущие на реках», «жители рек», «речной народ».

1. 3. Происхождение согласно легендам и первые письменные упоминания

Первые упоминания о «русах» и «ругах» уводит нас вглубь веков - за многие годы до нашей эры.

Исследуя Влесову (Велесову) книгу, С. Парамонов («История руссов согласно Влесовой книге») прочитал на её дощечках легенду про Богумира, его жену Славуню, дочерей – Древа, Скрева, Полева и сыновей – Сев и Рус: «Легенда рассказывает, что Бугомир не имел мужей для своих дочерей. По совету жены он отправился на поиски женихов. К вечеру он стал в поле у дуба и разложил костер. Затем он увидел трех всадников, устремившихся к нему. Те подъехали и сказали: «Здрави буди! Что ищешь?». Богумир рассказал о своей нужде. Те отвечали, что они в поисках за женами. Богумир вернулся в свои степи, ведя трех мужей своим дочерям. Далее несколько строк уничтожено. Затем сказано, что отсюда произошли три славных рода - древляне, кривичи и поляне. От сыновей же произошли северяне и русы. Легенда о Богумире привлекает еще и тем, что в конце ее имеются интересные подробности о месте и времени - обстоятельство также весьма оригинальное в отношении легенды» Согласно этим подробностям получается, что эти рода создавались за 1000 лет до н. э.

Летописец Нестор начинает свой исторический труд о происхождении государства Руси с легенды о построении Киева: в земле «мудрых и смысленных» полян князь Кий и его два брата - Щек и Хорив построили город на высоком берегу Днепра и назвали его в честь старшего брата Киевом. В некоторых областях России, где найдены древние берестяные грамоты, легендарные братья Кий, Щек и Хорив названы другими именами, которые звучат как Чех (Щек), Лех (Хорив) и Русс (Кий). Возможно, слово «Кий» означало не имя одного из братьев, а его профессию - кузнец, а имя звучало именно как Русс.

Само название племен «Русь» упоминается в письменных источниках задолго до IX века, а слово «русь» было распространено далеко за пределами русских равнин.

Мавро Орбини рассказывает в “Историографии народа славянского” (1606 г.) (далматинский историк, был монахом бенедиктинского монастыря на о. Млет, затем аббатом, автор книги "Славянское царство", в которой попытался дать историю всех славянских народов): «Древние писатели называли их по-разному. Элий Спартиан и Капитолии в «Жизнеописании Пия» и Флавий Вописк в «Жизнеописании Аврелиана» называли их роксоланы (IV век н. э.), Плиний (I век н. э.) называл их токсоланы, Птолемей (II век н. э.) - троксоланы, Страбон (I век до н. э.) - расналы и роксаны, Рафаэль Волатеранский и многие другие называли их рутенами.

Сейчас же их принято называть русскими, т. е. рассеянными, так как по-русски или по-славянски Россея означает не что иное, как рассеяние. И не без основания прозвали их руссами или рассеянными, ведь их колонии рассеяны от Ледовитого океана до Средиземного моря и Адриатического залива, от Большого моря до Балтийского Океана. По этой же причине и греческие писатели, как сообщает Прокопий Кесарийский, называли их споры, т. е. рассеянный народ».

Исторические свидетельства фиксируют этноним росов как минимум с VI века, причем именно этноним, поскольку почти во всех приведенных сообщениях речь идет не о стране или государстве, а лишь о народе, именуемом как hros (hrus), росы (русы), роди. Народ этот, живущий где-то у Крыма (Кавказа), а также в Северном Причерноморье, награждается следующими характеристиками: варварский, жестокий и кочующий; отважный и победоносный, совершающий свои набеги только на кораблях; купеческий, не брезгующий работорговлей; не именитый, униженный и бедный, но достигший блистательной высоты и несметного богатства. Иногда характеристики выглядят противоречиво, например, у росов нет селений и недвижимого имущества, но при этом есть много городов. Неужели этот народ, награжденный столь яркими, хотя и противоречивыми характеристиками, не имел своего государства? Оказывается, имел, но в далеком прошлом. Более того, государство сего необычного народа могло в период расцвета считаться великой державой, с которой считался сам заносчивый Рим. Но никто из свидетелей, чьи труды сохранились, включая самого раннего из них, этого государства уже не застал.

Славяне вели постоянную борьбу с кочевниками, которые жили в причерноморских степях и часто грабили славянские земли. Самым опасным врагом были кочевники-хазары, создавшие в VII-VIII вв. большое государство в низовьях рек Волги и Дона. В этот период восточные славяне стали называться русами или росами, как полагают, от названия одного из племен - русов, жившего на границе с Хазарией, между Днепром и Доном.

1. 4. Происхождение корневой основы «рус»

Коренная основа слова «русь» звучит на нашей земле с незапамятных времен. «Рус» - праславянский корень, образовавший такое большое гнездо слов только в русском языке.

Традиции понимания значения Русь «светлая сторона» сохранялась очень долго, например, в словаре Даля Руси - «(белый) свет» (Даль IV, 114).

В. И. Даль зафиксировал в своем словаре много русских слов, производных от того же исходного корня «рус»: руслень – приполок за бортом, за который крепятся ванты; руслина – быстрина, стрежень; руст – «вода идет рустом», это значит, она идет потоком, струей; собственное имя Рус – «сказочное чудовище днепровских порогов»; мужское имя Руслан, памятное по пушкинской поэме

От того же праславянского корня «рус» образовано слово «русалка», с древним культом ее связано множество языческих поверий и языческие обряды русалии.

По книге А. И. Асова «Русские веды»: «РОСЬ – русалка, дочь Днепра, по мифологии славян родила Дажь-бога от Перуна. Прародительница русских людей. Русские – то есть потомки Руси. Была богиней реки Ра (Волги)».

Корень слова «рус» восходит к санскритскому «рос», что означает «род», «родитель». Вообще, в землях, заселенных славянами, собственных имен от древней основы «рос», «рус» - великое множество. В районе Чудского озера есть река Росонь. Возле Нарвы – остров – Русиний. У Ильмень-озера протекает река Русская, у Новгорода – река Порусь, далее – город Старая Русса, а между Окой и Доном – Рясское поле. Нетрудно добавить известные всем города Рясно и Ростов.

Главным путеводным словом для лингвистов, придерживающихся данной версии, остается «русло», присущее только русскому языку и образованное от корня «рус».

Итак, слово «Руси» пошло от корня «рос» - «род». Связывалось оно первоначально с водой, с магией воды, с её животворящей силой. Отсюда и легенда о русалке – богине воды, родившей русский народ от Перуна – бога грома, бога неба.

2. Версии происхождения этнонима «Русь» от иностранных слов

Существует много гипотез, выводящих наименование «Руси» из иностранных источников.

Лингвисты отмечают, что словообразовательная структура этнонима «Руси» тождественна структуре собирательных этнонимов, заканчивающихся на смягченный конечный согласный (графически передается конечным –Ь): корсь, либь, чудь, весь, Руси, ямь, сумь, и др. Однако все эти названия связаны с неславянскими (балтскими и финно-угорскими) народами, что является доказательством неславянское происхождение «Руси».

2. 1. Скандинавская этимология

Славяне находились в постоянном общении с варягами, которых на Западе звали норманнами. Это были воинственные выходцы из Скандинавии, которые совершали бесконечные завоевательные походы и набеги по всей Европе. Нередко они служили наемниками, в частности, в Византии. «Варяги» - греческое слово, обозначающее наемных воинов. «Норманны» - западный термин, переводимый как «северные люди». Но было еще одно наименование этих северных воинов. Финны, жившие по соседству и вперемежку с восточными славянами, употребляли на своем языке слово «ruotsi», означавшее «войско», звучавшее у славян как «русь». В смысловой основе этого термина лежали понятия «весельные люди», «гребные воины».

Согласно преданию, полудегендарный предводитель новогородских славян Гостомысл перед смертью, желая спасти новогородцев от раздоров и безначалия, завещал призвать правителем новогородских земель одного из вождей варяжских.

Вот как рассказывает об этом А. Ишимова («Большая иллюстрированная энциклопедия истории России для детей»): «Слыхали они, что в одном роде варяжском, который назывался Русью, есть три князя, которые и судят правдиво, и хорошие воины, так что и подданных сумеют заставить слушаться, и никому их в обиду не дадут. Этих братьев звали: Рюрик, Синеус и Трувор. Вот славяне и отправили к ним послов. Послы пришли, поклонились этим князьям и сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, приходити княжить и владеть нами». Эти князья согласились на их просьбу и пришли к ним со всем своим родом и дружиною Рюрик с братьями пришел в славянскую землю и привел с собой весь свой русский род, отчего и земля, где они стали княжить, назвалась Русью».

2. 3. От имени племени руты

Во II-III веках н. э. меж балтами, славянами и германцами жили какие-то руты (руги). Руги зафиксированы на Среднем Дунае (примерно в 450 г), ещё Тацит называл их «reudignii», возможно этот этноним означает «корчеватели леса», значит руги занимались земледелием. Есть гипотезы, что от этнонима руги образован этноним - РУСЬ, руты, рутены. Возможно руги это славяне с острова Рюген (Ругин/Руян) . Возможно, что руги обобщающее имя славян (оно образовало позднелатинское наименование средневековой Руси - Ruthenia) и готов (2 век н. э.), недавно покинувших Скандинавию.

2. 4. От западноевропейского слова «медведь»

Есть предложения об другом исходном понятии, образовавшим этноним «русь» - слове «медведь» (например, лат. «ursus»), которое во многих западноевропейских языках имеет общий корень «urs». Миф о Медведе – хозяине леса и могущественном божестве – сохранился в русских сказках. Довольно долго медведя чтили как священного зверя. Истинное название этого зверя-божества было столь священным, что не произносилось вслух. Греческое и латинское название медведя – арктос и урсус – прижились в языках многих народов. Наших же предков не удовлетворило общее с другими языками старое медвежье имя. Древним людям представлялось, что имя любого существа связано с ним самим таинственной и чудесной нитью. Имя – часть человека, зверя, предмета; притом, может быть, самая важная их часть. Поэтому нельзя называть всуе имени существа – ты призовешь его самого. Ну а как же быть? А надо вместо настоящего имени создать условное. Страшное имя арктос они заменили псевдонимом медоед (мед-у-едь, медведь).

В восточнославянских языках сохранилась первоначальная близость самоназвания русов и имен некоторых особо почитавшихся ими животных и растений. Все они считались родственными, священными, в первую очередь, потому что имели золотисто-рыжую или розово-бурую окраску - были «русыми»: таковы названия «рысь», «россомаха», «барс», «барсук», а также «медведь», запретное имя которого можно определить на основе латинского имени медведя «ursus» в виде основы «rus».

Недаром на Западе Россию до сих пор называют «Медвежьей страной».

2. 5. От латинского слова «rus»

Некоторые исследователи выводят имя «русь» от латинского слова «rus», означающего сельскую местность, пашню.

В более древние времена рассыпанные по Европе предки русских упоминались как русы, русины, русняки, росы, расены, рутены, руги. Так расены, населялявшие северную половину Италии еще «до основания Рима», называли свои сельские общины «rus» - рус. От этого корневого слова латиняне прозвали расенов «этрусками».

3. Версия происхождения слова «Русь» от термина, определяющего социальную группу

Слово «русь» не рассматривалось авторами некоторых древнерусских источников как этноним. Этот аргумент лег в основу гипотезы о том, что «русь» - термин, относящийся не к этнической, а к социальной группе восточных славян. Если он обозначал какую-то социальную группу, то мог относиться к представителям различных этнических групп: датчанам, шведам, норвежцам, финнам, восточным славянам и славянам Восточной Прибалтики. Но какие социальные функции могли объединять этих людей?

Термин «полюдье» обозначает сбор дани, по этой гипотезе «люди» - те, кто вынужден был платить дань, а «русь» - те, кто эту дань собирал. Среди сборщиков дани было много варягов-дружинников, поэтому социальный термин, был перенесен и на этническое название скандинавов.

Действительно, финно-угорские народы еще долгое время названия, восходящие к корню «рус-», использовали для обозначения разных народов, бравших с них дань, тогда как слово «люди» стало даже самоназванием одной из финно-угорских народностей (Ljudi).

Тогда «русь» может в одних текстах связываться с варягами (если они входят в состав социальной верхушки, собирающей дань), а в других отличаться от них (если речь идет о наемных отрядах скандинавов, приглашенных на время).

Заключение

Тема возникновения русского государства и происхождения самого слова «Русь» насчитывает не одно столетие.

Слово «русский» стало использоваться значительно позднее. Оно появилось в IX веке и распространилось в Х-XII веках от «племенного» слова «русь», вероятно по указу 882 года Вещего Олега – «великого князя русского». Сделано это было для одинакового обозначения 12 племен восточных словян, вошедших в состав огромной федеративной державы - великой «Русской земли». Логика указа - проста: на Руси все словяне должны называться «русскими», поскольку «словенский язык и русский - одно есть» (Нестор-летописец).

Этимология многим обязана данным других областей знания. Однако эта связь обратима: этимологические исследования слов, ведущих свою историю с глубокой древности, дают возможность восстановить многие моменты быта, культуры, экономики древних народов, обогащая историю, этнографию и другие науки.

Как написал в своей книге «Слово о словах» Л. Успенский: «Слово живет потому, что живет народ, его создавший; живет – изменяется, растет, развивается язык, которому оно принадлежит. Никто – ни один отдельный человек, как бы ни были велики его таланты, ум, и могущество, – не может без согласия и утверждения всего народа дать жизнь даже самому маленькому словечку, хотя каждый из нас способен за полчаса изобрести сотни превосходных звучных слов».


Close