В плеяде российских мореплавателей Василий Михайлович Головнин (1776– 1831) занимает особое место. Вице-адмирал, член-корреспондент Петербургской Академии наук, он внес значительный вклад во все области военно-морского дела, много сделал для организации и строительства российского флота, получил заслуженную известность как талантливый ученый и писатель, воспитал целую плеяду отважных русских мореплавателей: Ф. П. Литке, Ф. П. Врангеля, Ф. Ф. Матюшкина и других. Именем Головнина названы мыс на юго-западном берегу Северной Америки – бывшей «Русской Америки», гора на острове Новая Земля, пролив в гряде Курильских островов, залив в Беринговом море.

Всегда вопреки обстоятельствам и судьбе – такой была жизнь В. М. Головнина.

Уроженец сухопутной Рязанской губернии, он и не думал становиться моряком, но оказался в Морском корпусе. Не имея никакой поддержки «извне», прошел все ступени служебной лестницы: от гардемарина до вице-адмирала. Не собирался надолго задерживаться на чужбине, но судьба распорядилась иначе – ему и его товарищам пришлось расплачиваться за неразумные действия других.

Кругосветная экспедиция на шлюпе «Диана», которым командовал Головнин, намерения имела самые мирные. Но дважды русские моряки оказывались в плену. Сначала – в британской Южной Африке: заходя в чужеземный порт, капитан «Дианы» просто не знал, что между Россией и Британией началась война. Целый год русскому кораблю не давали покинуть порт, и тогда Василий Михайлович решился бежать, прямо из‑под носа многочисленной эскадры противника. А затем – два года неожиданного вынужденного пребывания в Японии. Но Головнин снова сумел перебороть обстоятельства: вернулся из японского плена, чего никому прежде не удавалось.

Головнин не искал опасностей – они сами находили его. Не выслуживался – но сделал немало для русского флота. Не собирался «открывать» Японию – но использовал представившуюся возможность досконально изучить страну вынужденного пребывания. Не стремился к литературной славе – но она не обошла его стороной. Головнин опроверг утверждение самого Ивана Федоровича Крузенштерна, который любил повторять: «Моряки пишут плохо, зато искренне». «Записки в плену у японцев» Головнина написаны так, как и положено писать моряку: искренне и честно – и при этом талантливо. Уникальный материал о неведомой тогда стране Японии и ее народе плюс блестящий литературный слог – неудивительно, что книга Головнина сразу стала бестселлером, получила массу восторженных отзывов и была переведена на многие европейские языки.

Василий Михайлович Головнин никогда не шел на поводу у судьбы. Мореплаватель и кораблестроитель, ученый и военно-морской теоретик, лингвист и этнограф, писатель и философ, государственный и общественный деятель – кажется, что его таланты безграничны!

А обстоятельства… подчиняться им – удел слабых. Подчинять их себе – привилегия, данная сильным и незаурядным личностям, к числу которых относится и великий русский мореплаватель Василий Михайлович Головнин.

Электронная публикация включает все тексты бумажной книги В. М. Головнина и базовый иллюстративный материал. Но для истинных ценителей эксклюзивных изданий мы предлагаем подарочную классическую книгу. Прекрасная офсетная бумага, десятки цветных и более 300 старинных черно-белых картин и рисунков не просто украшают книгу – они позволяют читателю буквально заглянуть в прошлое, увидеть далекие земли в давние времена такими, какими их видели участники той удивительной экспедиции. Это издание, как и все книги серии «Великие путешествия», напечатано на прекрасной офсетной бумаге и элегантно оформлено. Издания серии будут украшением любой, даже самой изысканной библиотеки, станут прекрасным подарком как юным читателям, так и взыскательным библиофилам.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Записки капитана флота" Головнин Василий Михайлович бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

"В начале выпуска о чрезвычайном происшествии в Баренцевом море. При проведении учений в установленное время не вышла на связь многоцелевая атомная подводная лодка "Курск", находившаяся в море в районе учений…"

С подобных сообщений в понедельник 14 августа двухтысячного года начинались все новостные выпуски российских телеканалов. Уже в течение двух суток атомный подводный ракетоносец "Курск" лежал на дне Баренцева моря в 175 километрах от Мурманска. Потом потребовалось еще 9 дней, чтобы руководство Северного флота огласило официальную версию случившегося: в кормовой части подлодки произошел взрыв экспериментальной перекисно-водородной торпеды проекта 65-76. Сейчас хорошо известно, что один из членов экипажа за неделю до выхода корабля в море написал родственникам: "У нас на борту находится смерть". 12 августа двухтысячного года смерть получила чудовищное воплощение. Незадолго до полудня во время учений в Баренцевом море лодка поднялась на перископную глубину, чтобы произвести торпедный залп по целям условного противника. В 11 часов 28 минут норвежская сейсмическая станция зафиксировала первый взрыв, мощность которого составила от 150 до 200 килограммов в тротиловом эквиваленте. С этого момента начался отсчет трагедии, название которой "Курск".

В начале августа 2000-го в Баренцевом море идут учения. 20 июля на борт загружена практическая пероксидная торпеда 65-76 ПВ. 12 августа за час до полудня через район стрельб «Курска» идет условный противник — «авианосная группа» во главе с атомным крейсером "Петр Великий" по которому К-141 в промежутке 11:40—13:40 должен выпустить практическую торпеду.

В 11:28:26 акустики флагмана Северного флота фиксируют первый взрыв, в 11:30:42 — второй.

Он для норвежских сейсмических станций — небольшое землетрясение. Между взрывами с дифферентом на нос в 40 градусов «Курск» опускается на дно. Глубина в 108 метров для крейсера длиной 154 — смешная. Если поставить его вертикально, треть корпуса будет возвышаться над водой.

В 13:50 в вахтенном журнале на командном пункте Северного флота появляется запись: «В 13:50 начать действовать по худшему сценарию», но лишь спустя 10 часов объявляют боевую тревогу. В 4:38 «Петр Великий» обнаруживает «Курск». Только в 8:33 — спустя почти сутки после аварии — вылетает поисковый самолет. Водолазы раз за разом спускаются на дно — безрезультатно. Крейсер лежит с креном на правый борт, и герметично пристыковаться к комингс-площадке невозможно. За люком 9-го отсека остаются живые люди. Как минимум до 11 утра 14 августа акустики надводных кораблей фиксируют отстукиваемый SOS. Через неделю все-таки попросят помощи у норвежцев. Когда через 30 часов они вскроют люк 9-го отсека, внутри будет вода. Никаких воздушных пузырей, на которые так надеялись родственники.

Версий случившегося будет много. Согласно официальной, первый взрыв — практической торпеды, пришедшей в негодность (из неофициальных версий — экипаж не умел обращаться с ней). Из-за взрыва затапливается водой первый — торпедный — отсек, и лодка опускается на грунт. При столкновении с дном (еще по одной версии — из-за пожара) детонирует весь боекомплект торпед, мгновенно убивая 95 человек — замкнутое пространство лодки становится крематорием с 500-градусной температурой.

Капитан-лейтенант Дмитрий Колесников и еще 22 человека в воде и без света перемещаются в кормовой 9-й отсек. 27-летний офицер пишет знаменитую записку, благодаря которой становятся известны имена погибших не в результате взрыва и последняя временная отметка: 15:15 (12 августа).

Среди версий гибели «Курска» — атака американскими подлодками «Мемфис» или «Толедо», наблюдавшими за испытаниями торпеды-ракеты «Шквал»: услышав открытие торпедного аппарата К-141 , американец решил, что собираются атаковать его, и сделал это первым (дескать, в условиях потепления отношений с США руководство России решило пожертвовать жизнями 118 человек и не устраивать третью мировую). Из фактов: российские масс-медиа будут снимать исключительно левый борт уже поднятого «Курска». Круглое отверстие с вогнутыми краями на правом борту останется только в кадрах французских документалистов — про торпеду MK48 вспомнят сразу. Вариант этой теории заговора — взрыв российской торпеды 65-76 ПВ из-за контакта с носовыми рулями «Толедо» — то ли случайного, то ли целенаправленного. Была версия и «дружественного огня»: ПКР, вышедшая с «Петра Великого», попала в «Курск».

Год спустя вся страна знает, что такое GIANT 4 (баржа, которая будет транспортировать поднятый крейсер), сколько технологических отверстий будет прорезано в корпусе (26) и зачем огромной пилой под водой отрезают первый отсек (чтобы обезопасить от детонации). «Курск» поднимают голландцы, но кажется, что всем миром.

Президенту Путину будут долго припоминать ухмылку, фразу «она утонула» в интервью Ларри Кингу и то, что отпуск в Сочи он прервал лишь через 5 дней. Путин скажет открытым текстом: «Военных обвинять я бы не стал», хотя было очевидно, что официальные версии о произошедшем с подлодкой менялись одна за другой. Встреча президента с родственниками погибших в Видяево без телекамер, в сердцах сказанное им «нет в стране ни шиша» и признание «на вопросы за мои сто дней я готов ответить, а за те 15 лет я готов сесть с вами на скамейку и задавать их другим» в массовом сознании такого же распространения не получат.

Путин не побоялся приехать к беснующимся людям: «Ну и самоубийца… мы же его на куски порвем», — с таким настроением встречали президента. Страна смотрит на квартиру вдовы командира новейшего атомного крейсера и не верит: на стенах тускло освещенного подъезда облупившаяся краска — в таких подъездах Россия в начале 2000-х и живет. Кортеж президента, едущего в Видяево, возглавляет милицейская пятерка — никаких «черных меринов». ОРТ, принадлежащее Борису Березовскому, который перешел в оппозицию президенту, показывает это все.

Реакция масс-медиа отнюдь не единодушна. «Красная Звезда» 15 августа пишет: «С подводной лодкой установлена связь, имеется контакт с личным составом» (позже — до появления записки Колесникова — официальные лица в один голос будут утверждать: «экипаж погиб в первые часы после аварии»). Синхрон корреспондента НТВ 16 августа: «Иностранная помощь принята Россией только спустя трое суток после того, как ее предложили несколько стран». 17 августа «Известия» подробно описывают сочинский загар президента. В репортаже полный цинизма риторический вопрос: «Рассказывают, Путин сильно переживал — командира „Курска“ он знает (или уже знал?) лично». Первая полоса МК от 21 августа: фото президента Путина на отдыхе в Сочи, министра обороны Сергеева, играющего на бильярде, и главкома ВМФ Куроедова с подписью «Они не тонут».

Адмирал Попов в прямом эфире снимет пилотку и попросит прощения «за то, что не уберег ваших мужиков». В 2001 году покинет пост командующего СФ и станет членом Совфеда. Адмирал флота Владимир Куроедов будет командовать ВМФ до 2005 года. Маршал Сергеев в марте 2001 года подаст в отставку и три года проработает помощником президента. Президент Владимир Путин успешно изберется еще на два срока с перерывом на кресло в Белом доме. Из 118 тел погибших на «Курске» будут опознаны 115.

32 моряка-подводника похоронены в Санкт-Петербурге, на кладбище имени святого Серафима Саровского.

1.

в Мурманске, на смотровой площадке у храма Спаса на Водах

26 августа 2000 года был подписан Указ президента России об увековечении памяти его экипажа. 11 сентября 2000 года одна из горных вершин Центрального Кавказского хребта была названа «Курском» - в честь погибших членов экипажа подводной лодки «Курск».

На гранитном памятнике выгравированы слова: "Не отчаивайтесь!" Они взяты из письма лейтенанта Дмитрия Колесникова, который он написал их в задраенном 9 отсеке затонувшей подводной лодки. там в течение 10 долгих дней ждали помощи 23 спасшихся подводника.

"КУРСК". Письма из бездны...

Кто о смерти скажет нам пару честных слов,
Жаль нет черных ящиков у павших моряков -
Карандаш ломается, холодно, темно,
Капитан Колесников пишет нам письмо.

Нас осталось несколько на холодном дне -
Три отсека взорваны, два еще в огне,
Знаю нет спасения, но, если веришь, жди,
Ты найдешь письмо мое на своей груди.

Курск могилой рваною дернулся, застыл,
На прощание разрубив канаты рваных жил.
Над водою пасмурно, чайки, корабли,
На земле подлодка спит, но как далёко до земли.

После о случившемся долго будут врать,
Расскажет ли комиссия как трудно умирать,
Кто из нас ровесники, кто герой, кто чмо...
Капитан Колесников пишет нам письмо.

Ю. Шевчук

Мистика?

В 1995 г АПЛ "КУРСК" вошла в состав Северного флота России.

Так выглядел знак на спуск АПЛ. Вглядитесь внимательно в детали знака.
Герб города Курска, на фоне которого,- три летящие вверх куропатки...
Безобидные птахи, ну и что? Тем паче - герб, подшефного лодке, города...
Но, у моряков всего мира, издревле, свои традиции,законы и приметы...
М и с т и к а... Но на морском языке, улетающие в небеса птицы, это души
погибших моряков. А ведь такой герб красовался на рубке подлодки...
В центре знака,как и положено, развевается Андреевский флаг... а по бокам-
приспущенный флаг России... А ведь это только 1994 год...

https://defendingrussia.ru/a/podlodka_k_141_kursk-3457/

http://www.svoboda.org/a/24674230.html

, СССР

Дми́трий Рома́нович Коле́сников ( -) - российский офицер-подводник, капитан-лейтенант ВМФ , командир турбинной группы дивизиона движения (7-й отсек АПРК) К-141 «Курск» ; погиб в составе экипажа «Курска», автор записки Дмитрия Колесникова .

Биография

Полный текст записки, адресованный жене:

Ольга! я тебя люблю,

не переживай сильно.

Г.ь. привет. Моим привет.

12 08 2000 15.15.

Здесь темно писать,но

наощупь попробую

шансов похоже нет, % 10-20

будем надеяться,

что кто-нибудь прочитает.

Здесь список л/с отсеков, которые

находятся в 9-м и будут

пытаться выйти.

Всем привет, отчаиваться

Колесников

Оценки и значение записки

Записка опровергла официальную версию, что весь экипаж «Курска» погиб 12 августа из-за взрыва . В то же время, по мнению следствия, записка не может помочь определить причины трагедии, потому что все упомянутые в ней члены экипажа были из отсеков с 6 по 9, то есть вряд ли могли точно что-то знать о произошедшем в первом отсеке . В фильме «Курск. Подводная лодка в мутной воде» упомянуто, что в СМИ показана только часть записки (см. Записка Колесникова), а другие страницы были засекречены.

В 2001 году, перед подготовкой «Курска» к подъёму, главный водолазный врач ВМФ полковник медицинской службы Сергей Никонов рассказывал:

Примечания

  1. Черкашин Н. А. Унесённые бездной. Гибель «Курска». - 2001. (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 16 августа 2012.
Курск атомная подводная лодка, затонувшая 12 августа 2000г. Была самой современной подводной лодкой Российского Флота.Огромная, по своей длине с футбольный стадион, по высоте с 7- этажное здание снабжена ракетами, каждая из которых в 40 раз мощнее бомбы Хиросимы.

Курск на небольшой глубине для субмарин такого типа, которые проводят боевые ученья, затонул так неглубоко что его можно видеть с поверхности.

Чтобы хорошо понять, нужно представить Курск в вертикальном положении, его задняя часть бы выступала на 50 метров над уровням моря, и люк аварийно- спасательного шлюза оказался бы над водой.

Не смотря на все это, Российский флот официально заявляет, что ему понадобится 30 часов, чтобы найти Курск.

Только 2 дня спустя, в понедельник вечером, по телевиденью объявляют о происшествии: В воскресение 13 августа, Курск затонул со всем экипажем. Факс, отравленный в СМИ, подписанный пресс-службой ВМФ начинается со лжи: «Курск лег на грунт в воскресение 13-го, произошли технические неполадки, ядерного оружия на борту нет».

Адмирал Георгий Костев: Атомные лодки на грунт не ложатся, это должно быть что-то серьезное, и все подводники это знают.

Норвежские и английские водолазы открыли люк за 25 минут! Тогда как Российские утверждали, что это невозможно. Они констатируют своей камерой, что Курск полностью затоплен водой. И все подводники мертвы. К сожалению, когда стало возможно использовать LR-5 , было уже поздно.

Там были обнаружены записки, две из них это записка Колесникова и записка Садиленко. Из этих записок было известно, что после взрыва подводники в 7 и 8 отсеках оставались там живыми какое-то время (2,5 дня) в записке было написано: нас убили. Только часть той записки показали СМИ. Другие страницы засекречены.

Журналистам газеты "Жизнь" удалось получить сведения от судмедэксперта Игоря Грязнова. Он утверждает, что в карманах Дмитрия Колесникова была найдена ещё одна записка, написанная через 3 дня после аварии. Она написана для главнокомандующих и содержит информацию о гибели Курска. Судмедэксперт утверждал, что вице-адмирал Моцак настойчиво просил об этом молчать. Содержание этого письма так никогда и не будет опубликовано. Эти открытия ещё раз подтверждают, что власти намеренно отставили экипаж Курска погибать.

Все тела моряков были извлечены из Курска и вскрыты. Устинов хочет минимизировать ответственность Путина, который не предпринял ни каких действий для спасения моряков. Устинов утверждает, что взрыв и пожар на борту погубили большую часть экипажа. Но из 118 моряков всего 3 тела, которые находились в торпедном отсеке, не могут быть опознаны, доказывая что только они мгновенно погибли.


Close