Ксенофонт – известный древнегреческий писатель, философ, историк, полководец, политический деятель. Его творчество очень ценилось античными риторами, к тому же оно оказало огромное влияние на латинскую прозу. Главным сочинением Ксенофонта является «Анабасис Кира».

Родился Ксенофонт в Афинах примерно в 444 году до нашей эры. Семья его была состоятельной, принадлежала к сословию всадников. Детство и юность прошли в обстановке Пелопоннесской войны, но это не помешало получить ему широкое общее образование вместе с военным. С юного возраста он был последователем Сократа.

После того, как Пелопонесская война была проиграна Спарте в 404 году до нашей эры, Ксенофонт покинул родину, присоединившись к экспедиции Кира. После смерти самого Кира, Ксенофонт смело и умело руководил отступлением десяти тысяч греков через вражескую землю. Ксенофонт проделал полностью весь поход – начиная от наступления на Вавилон и битву при Кунаксе, заканчивая отступлением через Армению к Трапезунту, а потом на Запад в Византий, Фракию и Пергам. Именно в Пергаме Ксенофонт стал одним из стратегов греческого войска. Так как он сблизился со спартанским царем Агесилаем, а потом еще и отправился с ним в Грецию, то в Афинах его осудили за государственную измену и конфисковали имущество. Ксенофонт стал служить под начальством Агесилая, принимал участие в битвах и походах против врагов Спарты – даже против Афин. Когда спартанцы подарили ему небольшое имение около элидского города Скиллунта, то он там поседлился в уединении, стал заниматься литературными трудами. Во время борьбы фиванцев со Спартой, в 370 году до нашей эры он бежал из Скиллунта и поселился в Коринфе. Практически перед смертью он стал общаться со своей родиной, где отменила приговор об его изгнании.

Биографом Ксенофонта был Диоген. Все философские идеи того времени, также, как и учение Сократа – все это оказали на философа небольшое влияние. Но это довольно ярко сказалось в его религиозных взглядах – для них, прежде всего, характерна вера во вмешательство богов в дела людей, а также вера во всевозможные знамения, посредством которых боги сообщают смертным волю. Правда, этические взгляды Ксенофонта вовсе не возвышаются над прописной моралью, а вот политические его симпатии полностью на стороне спартанского аристократического государственного устройства.

Умер Ксенофонт приблизительно в 369 году до нашей эры.

Список работ Ксенофонта

Исторические: «Анабасис», «Греческая история», «Киропедия», «Агесилай».

Философские: «Воспоминания о Сократе», «Защита Сократа на суде», «Пир», «Домострой», «Гиерон», Эссе, «Лакедемонская полития», «Афинская полития» (вообще-то, это анонимное сочинение и оно не принадлежит Ксенофонту, но оно было по ошибке еще в древности включено в корпус его сочинений), «Доходы города Афин», «О коннице», «Охота», «Гиппарх».

Ксенофонт — древнегреческий писатель и историк афинского происхождения, полководец и политический деятель, главное сочинение которого — «Анабасис Кира» — высоко ценилось античными риторами и оказало огромное влияние на греческую и латинскую прозу.

Родился он в Афинах около 430 до н. э., в состоятельной семье, возможно принадлежавшей к сословию всадников. Его детские и юношеские годы протекали в обстановке Пелопоннесской войны, что не помешало ему получить не только военное, но и широкое общее образование. С молодых лет сделался последователем Сократа.

Крушение могущества демократических Афин вследствие проигранной Спарте Пелопоннесской войны в 404 г. до н. э. Ксенофонт пережил уже в сознательном возрасте, и во время последовавших затем политических событий он, видимо, поддерживал реакцию. Антидемократические настроения, вероятно, и заставили его покинуть родину в 401 г. до н. э. и присоединиться в качестве частного лица к экспедиции Кира. После смерти Кира и вероломного избиения греческих военачальников персами, Ксенофонт в числе шести вновь избранных стратегов руководил арьергардом при отступлении десяти тысяч греков через вражескую землю. Вместе с греческими наемниками он проделал весь поход: наступление на Вавилон, битву при Кунаксе и отступление через Армению к Трапезунту и далее на Запад в Византий, Фракию и Пергам. В Пергаме Ксенофонт, который ещё в Месопотамии был избран одним из стратегов греческого войска, а впоследствии во Фракии фактически состоял его главнокомандующим, передал уцелевших солдат (около 5000 человек) в распоряжение Фиброна — спартанского военачальника, собиравшего войско для ведения войны с сатрапом Фарнабазом. Сам Ксенофонт вместе со спартанским царём Агесилаем отправился в Грецию.

Осуждённый в Афинах за государственную измену, как примкнувший к врагам народа спартанцам, он подвергся конфискации имущества. Это определило его дальнейшую судьбу. В Малой Азии Ксенофонт сблизился со спартанским царем Агесилаем, вместе с ним переправился в Грецию и служил под его начальством, принимая участие в битвах и походах против врагов Спарты, в том числе и против союзников Афин. Был вознаграждён спартанцами, подарившими ему имение близ элидского города Скиллунта.

Там он жил в уединении, занимаясь литературными трудами, пока спокойствие его не было нарушено борьбою фиванцев со Спартой. После битвы при Левктрах он, в 370 г. до н. э., бежал из Скиллунта и с трудом спасся в Коринфе. Отсюда он снова вступил в сношения со своею родиной, тогда соединившейся с лакедемонянами против Фив. Приговор о его изгнании был отменён, но вскоре Ксенофонт умер.

(греч. Ξενοφῶν ) - древнегреческий писатель, историк, афинский полководец и политический деятель, главное сочинение которого - «Анабасис Кира» - высоко ценилось античными риторами и оказало огромное влияние на латинскую прозу.

Родился он в Афинах около 444 до н. э. , в состоятельной семье, возможно принадлежавшей к сословию всадников. Его детские и юношеские годы протекали в обстановке Пелопоннесской войны что не помешало ему получить не только военное, но и широкое общее образование. С молодых лет сделался последователем Сократа. Умер около 356 до н. э.

Наиболее знамениты следующие литературные произведения Ксенофонта, ставшие классикой греческой прозы: Воспоминания о Сократе , Апология Сократа , Пир , Домострой , Воспитание Кира (политическая утопия – жизнеописание идеального монарха и устройство созданного им государства), Анабасис (описание похода Кира против Артаксеркса и отступление греческого наемнического отряда, в рядах которого был сам Ксенофонт), История Греции (замыслена как продолжение истории Фукидида, в ней описаны события с 411 года до 362, года битвы при Мантинее), Похвальное слово Агесилаю, Гиерон, или Жизнь тирана (философский диалог, персонажами которого выведены сицилийский тиран Гиерон и поэт Симонид Кеосский) и др.

Философия Ксенофонта

Философские идеи того времени, в том числе и учение Сократа, оказали на него лишь небольшое влияние. Это особенно ярко сказалось в его религиозных взглядах, для которых характерна вера в непосредственное вмешательство богов в людские дела, вера во всевозможные знамения, посредством которых боги сообщают смертным свою волю. Этические взгляды Ксенофонта не возвышаются над прописной моралью, а политические его симпатии всецело на стороне спартанского аристократического государственного устройства.

Цикл сократических сочинений был написан Ксенофонтом с целью реабилитировать Сократа в общественном мнении и доказать, что он был казнен несправедливо. Перед исследователями всегда стоял вопрос о достоверности изображения личности Сократа у Ксенофонта и Платона. Ксенофонт изобразил Сократа прежде всего как учителя морали, игнорируя отвлеченные философские рассуждения (главная отличительная черта двух версий образа Сократа). Сочинения Ксенофонта являются такими же литературными произведениями, а не историческими описаниями, как и диалоги Платона. Ксенофонт во многом опирался на литературную традицию «сократических диалогов», наибольшее значение для него имели диалоги Эсхина, Платона и особенно Антисфена. Последнего он делает персонажем своих произведений, использует повествование от первого лица (как было в диалогах Антисфена), а самое главное, следует созданному Антисфеном образу Сократа в своих Воспоминаниях , описывая Сократа обладателем трех характерных антисфеновских добродетелей – «воздержности», «выносливости» и «самодостаточности».

Как писателя, Ксенофонта очень ценили в древности. Цицерон говорил, что «его речь слаще меда, а голосом его говорят Музы», и до сих пор по его произведениям изучают классическую греческую прозу.

Ксенофонт родился в состоятельной семье, и, возможно, поэтому мог заниматься охотой и верховой ездой. В возрасте 18 лет он познакомился с Сократом и стал его почитателем. Восхищение Сократом Ксенофонт сохранил на всю жизнь.

Телесная мощь стареет, а сила духа старости не ведает

В 401 году до н. э. друг Ксенофонта Проксен из Беотии, отправившийся в Сарды, чтобы принять участие в походе сатрапа Лидии Кира младшего против его брата Артаксеркса, пригласил к себе Ксенофонта, чтобы тот познакомился с Киром. Поход, в котором принимали участие греческие наёмники, окончился неудачей: Кир погиб в битве. Были коварно убиты и военачальники греческих наёмников, и Ксенофонту, который был избран стратегом вместе с пятью другими участниками похода, после преодоления множества препятствий и трудностей удалось вывести греческих воинов из глубин Азии к Трапезунду на Чёрном море, а затем к Византию. Это событие произошло в 400 году до н. э. и получило название » десяти тысяч», поскольку приблизительно такова была численность греческих наёмников. Ксенофонт восхищался государственным строем Спарты, и в 396 году до н. э. , когда царь Спарты Агесилай возглавил поход с целью освобождения греческих городов Малой Азии от персидского ига, он то же принял участие в этом походе. Афиняне обвинили Ксенофонта в «лаконофильстве» и присудили к изгнанию, конфисковав его имущество. Ксенофонт отправился в Спарту, и спартанцы выделили ему большой участок земли, вблизи Олимпии для получения средств для жизни. Там Ксенофонт прожил 20 лет. В последствии элейцы отобрали у Ксенофонта землю и он вынужден был бежать в Коринф, где и умер.
Между тем Ксенофонту удалось примериться с афинянами, которые анулировали постановление об изгнании.

Творчество Ксенофонта

В «Киропедии » больше, чем в каком-либо другом произведении Ксенофонга, выражены его личные воззрения основная мысль этого произведения состоит в том, что искусство править-очень сложное, что хороший властелин или правитель-тот, кто способен убеждать своих подчиненных делать все, что он требует. Таким властелином был по мнению Ксенофонта, Кир Великий (590-529 до н.э), причем его личное превосходство следует объяснять превосходством его воспитания. Уже само название «Киропедия «, т.е. «Воспитание Кира » достаточно ясно указывает, сколь большое значение уделял Ксенофонт воспитанию.
«Государственное устройство лакедемонян» похвальное слово государственному строю Спарты.
В небольшом произведении «О доходах » Ксенофонт указывает афинянам различные способы для повышения прибылей города. Это небольшой труд, исключительно интересный для исследования экономических отношении в Древней Греции .
«Экономика «- возможно, лучшее произведение Ксенофонта. Это — итог его опыта как землевладельца. Здесь Ксенофонт доказывает, что может существовать особая наука управления хозяйством экономика, основу которого составляет, естественно, земледелие.
«Гиерон » диалог между тираном Сиракуз Гиероном и поэтом Симонидом Кеосским. В этом произведении, которое представляет противоположность «Агесилаю», pречь идёт о негативных сторонах единоличного правления — тирании.
Из произведений практического характера в трактате «О верховой езде» , Ксенофонт обращается к некоему всаднику давая ему советы относительно покупки и выучки коней, снаряжения всадника и т.п.
В произведении «Об обязанностях начальника конницы» даются ценные практические указания начальнику конницы, целью которых является повышение качества этой части афинской армии, а произведение «Об охоте» содержит похвальное слова охоте и советы по обучению охотничьих собак.

Из исторических сочинений «Анабасис » представляет собой подлинный дневник похода Десяти тысяч, написанный сильно и искусно. Автор сообщает множество географических, топографических этнографических и прочих сведений об истории соответствующих мест того времени, т.е. около 401 года по н.э.
«Греческая история » состоит, как и «Анабасис «, из 7 книг и является главным историческим произведением Ксенофон. Она продолжает «Историю» Фукидида и сообщает о событиях с 411 до 362 года до н.э.
Наконец «Агесилай «— одно из малых произведении Ксенофона представляющее собой скорее похвальное слова спартанскому царю Агесилаю,чем его объективно написанную биографию.

    Салоники в Греции. История, достопримечательности (часть третья).

    Уникальным наследием истории и украшением центральной части Салоники являются руины Римского форума. Форум – сердце социальной жизни в древности – был выстроен в конце II в. до н.э. на месте прежней македонской агоры. До V в. это был исполнительный центр Салоники, игравший большую экономическую, политическую и общественную роль в жизни города, регулярно собирая высокопоставленных, влиятельных и авторитетных личностей, приходивших сюда ощутить ритм светской жизни.

    А держит он путь в сияюшие блеском Афины (часть 3)

    Утром по улице Эола, посматривая на Эрехтейон, иду на Древнюю Агору. На Римскую Агору так и не успел, но вся она просматривается снаружи. С севера Агора ограничена веткой метро, которое как раз здесь совсем уходит под землю. У самой ветки перпендикулярно ей стоит Портик (Стоя) Аттала, восстановленный 50 лет назад. В нём, как обычно, небольшой музейчик: статуи, керамика, бронза… Среди керамики детский стульчик (!!) и что-то вроде самовара (горшок с поддувалом и ручками, на который поставлен второй с ручками, крышкой и носиком) - and everything’s done under the sun ((c) «Dogs» «Animals» by Pink Floyd).

    «Илиада» Гомера

    «Илиада«- поэма о войне. Поэма названа «Илиадой» в честь Илиона(т. е. Трои)- города у которого происходят события, описанные в поэме. В 12 веке до нашей эры греческие племена захватили и сожгли Трою- могущественный город, находившийся на азиатском берегу Геллеспонта. Темой «Илиады» является «гнев» Ахилла, направленный против Агамемнона, и его ужасные последствия. Все события в «Илиаде» происходят в течении 52 дней, поэма состоит из 15537 стихов, которые образуют 24 песни

    Катманду. Страна чудес.

    Перед глазами Манджушри открылось великолепное зрелище - хрустальные воды играли бликами и слепили глаза, а окружающие берега утесами вздымались над величественным озером. В центре озера расцветает прекрасный цветок лотоса. Он полупрозрачный и эфемерный, как и воды, его породившие. Удивительно яркий свет исходит от лотоса. Могущественный бог Манжушри хочет дотронуться до этого волшебного цветка и одним движением своего меча рассекает чашу озера. Воды озера бушующим потоком вырываются из каменной чаши. А на дне озера рождается Ступа Самовозникшая. И вокруг нее вырастает город Катманду. Произошло это 15 или 20 веков назад, никто точно не знает. Так гласит древняя легенда. Сегодня Катманду - это туристический центр. Династии, правившие на протяжении веков, оставили свой капитал в виде прекрасных памятников, таких, как Дурбар сквер, Пашу пати, Будханат, Патан и множество других интереснейших мест. Узенькие улочки и непрекращающееся движение, пестрота лавок и национальной одежды непальских женщин создают удивительный колорит. А величественный Патан сквер переносит вас в мир мифов и древних обрядов. Район Тамел - это туристический центр. Здесь расположены большая часть отелей Катманду.

На прошедших выходных поставил перед собой боевую задачу- изучить труд античного мыслителя Ксенофонта "Анабасис", что на нашей мове значит "Восхождение".
Данный представитель античной мысли интересен тем, что помимо бытия одним из любимых учеников Сократа (что наводит на мысль об определенном уме), служил в армии и со временем стал довольно таки талантливым полководцем. Это,конечно, в корне разнится с мировоззрением советских и постсоветских интеллигентов, которые считают, что в армии должны служить скорбные умом и прочие унтерменши, а удел мыслителя- лежучи на диване мыслить изо дня в день. Но греки, как становится понятно из данной книги, придерживались мнения полностью противоположного. Даже вышеупомянутый Сократ в армии служил и определенных успехов достиг. Так то...
В книге описан довольно известный период античной истории под названием "греко- персидские войны". На самом деле имеет место быть небольшая неточность- воевали не все греки. Дело было так- 13000 спартанцев из числа "парий" (это, кто не в курсе, такие товарищи, которым по разным причинам в Спарте места не было) нанялись на службу к персидскому князьку Киру. Кир этот был знатной гадиной- мало того, что увел эллинов вглубь континента, чего они категорически не делали, так еще и заставил участвовать в афере по отжиманию трона у действующего царя Персии Артаксеркса. Когда спартанцы сообразили, что их тащут да Майдан непонятно зачем- было уже поздно.
Стоить отметить, что с античными революционерами долго не церемонились- Кира убили в первые же минуты боя, а войско его окружили. Спартанцам предложили для переговоров отрядить своих командиров, что они и сделали. По прибытии на место разборок персы спартанских генералов вырезали без затей, для примера и на устрашение остальным.
Не ожидавшие такого поворота, спартанцы растерялись и после коллективного обдумывания было принято решение назначить новых генералов, среди которых был и Ксенофонт. Генералитет немедленно принял решение прорываться домой, но с юга это сделать было нельзя- везде были персы, поэтому идти пришлось через северные горы. Персы предлагали спартанцам сложить оружие в обмен на помилование, но те прекрасно понимали, наученные горьким опытом, что как только последний меч коснется земли- их вырежут как свиней.
Данный поход широко известен, как "поход десяти тысяч", поскольку до дома дошло ровно столько.
Интерес представляют не только исторические факты, но и небольшие зарисовки военного быта того времени.
Наши издатели постарались максимально интерпретировать текст для понимания современного человека. На мой взгляд, получилось неплохо.

По итогу: Суровое описание войны с участием суровых спартанцев. Любишь правильную военщину- бери, изучай, постигай новое.


Close