40. Перечень вступительных испытаний в вуз утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.

При приеме на первый курс, за исключением категорий граждан, указанных в подпункте 3.3. пункта 3 настоящего Порядка, вуз имеет право устанавливать не менее трех вступительных испытаний из Перечня вступительных испытаний.

При приеме на направления подготовки 050100 "Педагогическое образование" и 032700 "Филология" по профилям подготовки, связанные с изучением родных языка и литературы для последующего их преподавания и (или) исследования, вузы имеют право заменять одно вступительное испытание из Перечня вступительных испытаний в вуз на вводимое ими вступительное испытание по родным языку и литературе в форме, определяемой вузом.

При приеме на направление подготовки 050100 "Педагогическое образование" вуз имеет право при установлении четырех вступительных испытаний из Перечня вступительных испытаний заменять четвертое вступительное испытание на вступительное испытание по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю подготовки учителя (педагога).

При приеме на направления подготовки (специальности), по которым проводятся дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, вуз устанавливает не менее двух вступительных испытаний из Перечня вступительных испытаний.

Перечень вступительных испытаний, установленных вузом, в обязательном порядке должен включать вступительные испытания по русскому языку и по профильному общеобразовательному предмету (за исключением категорий граждан, указанных в подпункте 3.3. пункта 3 настоящего Порядка).

Все вступительные испытания, проводимые вузом самостоятельно при приеме на первый курс, включая дополнительные вступительные испытания, завершаются не позднее 25 июля (за исключением приема по заочной форме обучения).

Данное право вуз использует также при приеме на образовательные программы высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальности) 031000 "Филология", 031001 "Филология", 050300 "Филологическое образование", 050302 "Родной язык и литература", 050700 "Педагогика" и 050708 "Педагогика и методика начального образования", реализуемые по ступеням высшего профессионального образования.

41. Результаты всех вступительных испытаний, в том числе дополнительных вступительных испытаний, оцениваются по стобалльной шкале.

41.1. Результаты победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Министерством образования и науки Российской Федерации 11 , признаются вузами как наивысшие результаты вступительных испытаний ("100" баллов) по этим общеобразовательным предметам при приеме на направления подготовки (специальности), не соответствующие профилю олимпиады.

42. Дополнительное вступительное испытание профильной направленности устанавливается вузом на соответствующее направление подготовки (специальность) по профильному общеобразовательному предмету, определенному Перечнем вступительных испытаний.

Дополнительные вступительные испытания профильной направленности проводятся в форме устного или письменного экзамена, собеседования, тестирования или путем их сочетания.

Программы дополнительных вступительных испытаний профильной направленности по общеобразовательным предметам формируются высшими учебными заведениями на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

42.1. Дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности проводятся в письменной или устной форме, форме прослушивания, просмотра, собеседования или в иной форме, определяемой ежегодными правилами приема высшего учебного заведения.

43. Процедура собеседования оформляется протоколом, в котором фиксируются вопросы к поступающему и краткий комментарий экзаменаторов (аннотация) ответов на них.

44. Дополнительные вступительные испытания могут начинаться не ранее начала приема документов и проводиться в несколько этапов по мере формирования экзаменационных групп из числа лиц, подавших необходимые документы, и могут проводиться параллельно со сдачей ЕГЭ в дополнительные сроки проведения ЕГЭ лицами, не имеющими результатов ЕГЭ.

45. Перечень, программы и форму проведения вступительных испытаний при приеме для обучения по программам магистратуры вуз устанавливает самостоятельно.

46. Перечень, программы и форму проведения аттестационных испытаний при приеме на второй и последующие курсы, в том числе для лиц, имеющих высшее профессиональное образование, вуз устанавливает самостоятельно.

47. На вступительных испытаниях, дополнительных вступительных испытаниях, а также на аттестационных испытаниях должна быть обеспечена спокойная и доброжелательная обстановка, предоставлена возможность поступающим наиболее полно проявить уровень своих знаний и умений.

48. Запрещается засчитывать в качестве вступительных испытаний, дополнительных вступительных испытаний выпускные экзамены на подготовительных отделениях, курсах (школах) при вузах.

49. Расписание вступительных испытаний, дополнительных вступительных испытаний и аттестационных испытаний (предмет, дата, время, экзаменационная группа и место проведения экзамена, консультации, дата объявления результатов) утверждается председателем приемной комиссии или его заместителем и доводится до сведения абитуриентов не позднее 20 июня. В расписании вступительных испытаний, дополнительных вступительных испытаний, вступительных испытаний на программы магистратуры и аттестационных испытаний фамилии председателей экзаменационных комиссий и экзаменаторов не указываются.

50. Поступающие сдают вступительные и аттестационные испытания на русском языке (за исключением дополнительных вступительных испытаний на государственном языке субъекта Российской Федерации, если такая возможность предусмотрена в вузе, вступительных испытаний по иностранному языку, а также вступительного испытания по родным языку и литературе, проводимого в соответствии с абзацем третьим пункта 40 настоящего Порядка).

51. Для поступающих на бюджетные места (по общему конкурсу, по целевому приему, имеющих право на внеконкурсный прием), а также на места по договорам с оплатой стоимости обучения, на определенное направление подготовки (специальность), на соответствующий курс (за исключением категорий граждан, указанных в подпункте 3.3 пункта 3 настоящего Порядка) устанавливаются одинаковые вступительные испытания.

52. Лица, забравшие документы после завершения приема документов или получившие на вступительных испытаниях (дополнительных вступительных испытаниях) результат ниже установленного минимального количества баллов, подтверждающего успешное прохождение вступительных испытаний (дополнительных вступительных испытаний), выбывают из конкурса.

53. Лица, не явившиеся на вступительное испытание, дополнительное вступительное испытание по уважительной причине (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально), допускаются к ним в параллельных группах на следующем этапе сдачи вступительных испытаний, дополнительных вступительных испытаний или индивидуально в период до их полного завершения.

54. При организации сдачи вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, дополнительных вступительных испытаний на каждое направление подготовки (специальность) высшего профессионального образования в несколько потоков по соответствующим форме получения образования и (или) условиям обучения не допускается повторное участие абитуриента к сдаче вступительных испытаний, дополнительных вступительных испытаний в другом потоке.

При участии абитуриента в конкурсе на основании результатов ЕГЭ он не допускается к сдаче вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно.

Результаты вступительных испытаний при приеме на очную форму обучения признаются вузами в качестве результатов вступительных испытаний на другие формы получения образования и (или) условия обучения.

; вступительные экзамены, форма которых определяется вузом самостоятельно; дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ)

Основная форма проведения государственной итоговой аттестации в учебных заведениях среднего (полного) общего образования РФ, результаты которой учитываются вузами в качестве вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам.

Вступительные экзамены, форма которых определяется вузом самостоятельно

Это вид экзаменов, которые распространяются для абитуриентов, окончивших 11-й класс до 1 января 2009 года; для поступающих на программы бакалавриата или программы подготовки специалиста соответствующего профиля со средним профессиональным образованием, для абитуриентов иностранных государств; для абитуриентов с квалификацией «дипломированный специалист», поступающих на программу магистратуры; для абитуриентов с высшим профессиональным образованием, поступающих на программы бакалавриата, программы подготовки специалиста или программы магистратуры и т.д.

Дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности

Это экзамены, проводимые для абитуриентов при приеме на специальности , требующие наличия творческих, физических или психологических качеств.

Дополнительные вступительные испытания профильной направленности проводятся в форме устного или письменного экзаменов, собеседования, тестирования или путем их сочетания. Программы дополнительных вступительных испытаний профильной направленности по общеобразовательным предметам формируются вузами на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Дополнительные вступительные испытания творческой направленности проводятся в письменной или устной форме, форме прослушивания, просмотра, собеседования или иной, определяемой ежегодными правилами приема высшего учебного заведения. Процедура собеседования оформляется протоколом, в котором фиксируются вопросы, заданные абитуриенту и краткий комментарий к ответам экзаменаторов.

При проведении дополнительного вступительного испытания вуз устанавливает два экзамена из Перечня вступительных испытаний (в обязательном порядке - экзамен по русскому языку и по профильному общеобразовательному предмету). Дополнительный вступительный экзамен профильной направленности устанавливается вузом на соответствующую специальность по профильному общеобразовательному предмету, определенному Перечнем вступительных испытаний.

Дополнительные вступительные испытания проводятся по мере формирования экзаменационных групп из числа абитуриентов, подавших необходимые документы, в несколько этапов, но не раньше начала приема документов. Кроме того, они могут проводиться параллельно со сдачей Единого государственного экзамена в дополнительные сроки его проведения.

ВНИМАНИЕ!

  • Результаты всех вступительных испытаний, в том числе дополнительных, оцениваются по стобалльной шкале.
  • Результаты победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд РФ, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, признаются вузами как наивысшие результаты вступительных испытаний («100» баллов) по этим общеобразовательным предметам при приеме на специальности, не соответствующие профилю олимпиады.
  • Выпускные экзамены на подготовительных отделениях, курсах (школах) при вузах запрещается засчитывать в качестве вступительных и дополнительных вступительных испытаний.
  • При приеме абитуриентов для обучения по программам магистратуры перечень, программы и форму проведения вступительных испытаний вуз устанавливает самостоятельно.
  • При приеме абитуриентов на второй и последующие курсы, в том числе лиц, имеющих высшее профессиональное образование, перечень, программы и форму проведения аттестационных испытаний вуз устанавливает самостоятельно.
  • Для поступающих на бюджетные места (по общему конкурсу, по целевому приему, имеющих право на внеконкурсный прием), а также на места по договорам с оплатой стоимости обучения на определенную специальность и на соответствующий курс устанавливаются одинаковые вступительные испытания.
  • При участии абитуриента в конкурсе на основании результатов ЕГЭ он не допускается к сдаче вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно.
  • Результаты вступительных экзаменов при приеме на очную форму обучения признаются вузами в качестве результатов вступительных испытаний на другие формы получения образования и (или) условия обучения.

То, что конкурсные вступительные испытания предназначены для отбора лучших - известно всем. Но далеко не все знают, что прежние вступительные экзамены в вуз выполняли ещё одну функцию: они задавали абитуриенту уровень требований, который был необходим для дальнейшего обучения. С подготовки к этим экзаменам для будущего студента фактически начинался вузовский образовательный процесс. Вступительные испытания вполне можно назвать первой сессией, успешная сдача которой означала, что претендент будет способен усваивать образовательную программу.

Эта вторая (подготовительная) функция вступительных экзаменов в действительности была важнейшей, поскольку она (в большинстве случаев) исключала ситуацию, когда вновь зачисленный студент оказывался не в состоянии учиться. Вступительные испытания по одному предмету даже на разных факультетах одного вуза всегда были разными, потому что разными были требования к обучающимся. Никому не приходило в голову дать один и тот же вариант по математике будущим программистам и психологам, например.

Архитекторы ЕГЭ сделали именно это: предложили одно и то же для всех без исключения. Получился монстр, который подготовительную функцию не способен выполнить ни для кого, причем именно в силу своей универсальности. Оценочная шкала ЕГЭ хорошо ранжирует абитуриентов, но за баллами этой шкалы неразличим уровень знаний, который мог бы обеспечить усвоение образовательной программы конкретного вуза.

Минимальные проходные баллы ЕГЭ эту проблему не решают ни в коей мере. Минобровские пороги рассматривать в этом качестве вообще не серьезно. По математике, например, официальные 27 проходных баллов соответствуют решению шести простейших задач уровня 5 — 7 класса. В прежние времена с такими «знаниями» не взяли бы даже в 10 класс. Вуз имеет право поднять это значение.

Допустим, он увеличит минимальный проходной балл до 50. Теперь для преодоления порога нужно не 6, а 10 задач ТОГО ЖЕ УРОВНЯ. И что от этого изменилось? По сути - ничего.

Каждое повышение проходного балла сужает круг претендентов. Причем за бортом нередко оказываются способные ребята, которые именно из-за своих способностей не уделяют должного внимания отработке «навыков сдачи ЕГЭ», и их обходит по баллам натасканная бестолочь. Заметим, что если вуз захочет обеспечить надежное знание абитуриентами геометрии, например, то ему придется установить немыслимый порог в 98 баллов (выпускников с такими показателями теперь всего 0,03%; нынешний школьник может сдать ЕГЭ по математике без всякого знания геометрии на 97 баллов). Теперь даже мехмат МГУ стонет оттого, что его студенты не знают элементарных геометрических фактов.

Итак, ключевой неустранимый недостаток ЕГЭ как вступительного экзамена состоит в том, что он не способен выполнять подготовительную функцию прежних вступительных испытаний. К тому же баллы ЕГЭ «действительны в течение 4 лет» (почему не пожизненно?), это положение записано в закон об образовании. А что остается от знаний через 4 года? Похоже, что разработчики закона не слышали вообще о главной функции вступительного экзамена.

Следствием является ТОТАЛЬНЫЙ ОБМАН МОЛОДЕЖИ. Школьники набирают свои баллы ЕГЭ, счастливые отправляются в вуз и там массового оказываются «у разбитого корыта»: учиться они не могут. С первого дня выпадают из образовательного процесса и либо уходят со временем, либо плывут на волнах нормативно-подушевого финансирования (которое не дает вузу самостоятельно от них избавиться) с липовыми тройками к такому же диплому. Этот процесс охватил сегодня практически ВСЕ вузы и ВСЕ факультеты.

Самое безобразное в этой истории то, что если бы хотя бы часть усилий, затраченных на подготовку к ЕГЭ, была направлена на достижение уровня прежних вступительных испытаний, те же студенты вполне успешно могли бы учиться в тех же самых вузах.

Итак, когда начинаются вступительные экзамены, изменилось ли количество мест на бюджет, платную основу? Поступление в высшее учебное заведение – вопрос номер один для всех выпускников.

Фотографии:

  1. Особенности и новшества
  2. Главные предметы и льготы
  3. Примерные даты экзаменов
  4. Экзамены онлайн – реально?

Правила регулярно меняются, пересматриваются, уточняются. Нужно быть готовым, что в 2018-м это снова произойдет.

Особенности и новшества

Несмотря на то, что поступление – сложный период для будущего студента и его родителей, здесь можно выделить положительные стороны.

  1. Для зачисления нужно предоставить приемной комиссии сертификат с баллами ЕГЭ. Отныне итоговую аттестацию можно сдавать дважды за год. Предварительная сдача проводится в феврале. По результатам тестирования выпускник либо использует их для поступления, либо записывается на повторную сдачу. Второй ЕГЭ датируется маем. Каждый выпускник знает, что результаты тестирования становятся проходным билетом в лучшие заведения России.
  2. Если выпускник пропустил сроки вступительных экзаменов в ВУЗы 2018-го, не страшно. Результаты тестирования действительны три года. Это значит, что у вас по результатам одного ЕГЭ вы можете поступать три года подряд.
  3. Каждый университет имеет свои индивидуальные требования и правила.

    Вступительные испытания и программы

    Например, гуманитарные университеты делают больший упор на русский язык. Будьте готовы к тому, что для поступления, к примеру, в медицинский ВУЗ, потребуется сдать некоторые дополнительные дисциплины.

Такое решение было принято по просьбе педагогов. Школьник, зная, какие дисциплины будут на экзамене, осваивает узкопрофильный круг дисциплин, что негативно сказывается на общем уровне образованности. Новые правила вступительных экзаменов для универов 2018-го позволят избежать этой проблемы.

А какие даты вступительных экзаменов 2018-го в ведущие ВУЗы Москвы?

  1. МГУ – 10-21.07.
  2. МГИМО – 12-25.07.
  3. НИУ ВШЭ – 16.07.–24.07.
  4. МФТИ – 10-26.07.
  5. МГМУ им. Сеченова – 11-25.07.
  6. ФА при правительстве РФ – 27.07.–8.08.
  7. РЭА им. Г.В. Плеханова – 11-21.07.
  8. МГТУ – 10-25.07.
  9. МАИ – 21.07.–23.08.
  10. МИРЭА – 18-22.07.

Если внимательно проанализировать высшие учебные заведения Москвы, то самым популярным, востребованным является МГУ им. Ломоносова. Однако каждый согласится, что подавать документы для поступления только в один институт – нерационально. Тем более что, чем престижнее заведение, тем выше проходной балл. Количество ВУЗов, куда выпускник может подать документы, не должно превышать пяти.

Главные предметы и льготы


Выбирая заведение, обратите внимание на профильные дисциплины по каждой специальности, чтобы определиться, к чему нужно готовиться. Давайте посмотрим, какие дисциплины в ВУЗах будут встречаться чаще всего при сдаче вступительных экзаменов 2018-го.

  1. Биология. Минимальное количество баллов по биологии равно 36. Чтобы пройти на бюджет, потребуется набрать 45-78 баллов, институты с высоким конкурсом – 79-100.
  2. Русский язык. Минимальное количество баллов по ЕГЭ – 36. Чтобы пройти на бюджет, придется поднапрячься, набрав по русскому языку 45-72 баллов, престижные учебные заведения – 72-100.
  3. Математика. Минимальный балл по ЕГЭ составляет 36. Для бюджетного места нужно набрать 45-80 баллов, для поступления в ведущий университет – 80-100.

По каждой дисциплине есть определенные критерии, проходные балы. Кстати, правила проведения вступительных экзаменов 2018-го особых новшеств, изменений не имеют.

А что насчет льгот? Не секрет, что всех поступающих можно условно разделить на две группы – бюджетников и контрактников. Каждый год количество мест на бюджет варьируется.

  • сироты;
  • инвалиды;
  • дети без родительской опеки.

Известно, что в 2018-м на все вышеперечисленные категории льготников будет выделено лишь 10% мест. Всем остальным выпускникам придется сдавать вступительные экзамены, соблюдая сроки и основные правила.

С 2018 года выпускники школ Крыма, Севастополя смогут поступать на общих основаниях. Общеобразовательные заведения полуострова имели достаточно времени на адаптацию к новым условиям обучения.

Примерные даты экзаменов

С примерными датами поступления в ВУЗы Москвы мы определись, а что с другими городами России и Беларуси?


Рассмотрим сроки вступительных экзаменов Самары 2018 года на примере лучших ВУЗов.

  1. СамГУПС – 18.07.–18.08.
  2. СГЭУ – 20.06.–11.07.
  3. СГАСУ – 11-26.07.
  4. СамГТУ – 11-20.07.
  5. ССАУ – 16-21.07.

Абитуриентам Новосибирска будет интересно узнать, когда вступительные экзамены 2018-го в ВУЗах этого города.

  1. НГУ – 07-26.07.
  2. СГУГиТ – 15.07.–30.08.
  3. НГТУ – 13.07–19.08.
  4. СГУПС – 15-29.07.
  5. СибГУТИ – 20.06.–26.07.

Примерные даты вступительных экзаменов 2018-го для белорусских ВУЗов.

  1. БГУ – 14-26.07.
  2. БНТУ – 15-20.07.
  3. БГУИР – 15-20.07.
  4. БГЭУ – 16-19.07.
  5. МГЛУ – 8.07.–1.08.
Экзамены онлайн – реально?

Поступить можно, не только лично посетив ВУЗ, но через сайт. Практика показывает, что каждый год все большее количество абитуриентов пользуются возможностью сдать вступительные экзамены онлайн. 2018-й не исключение.


Правда, сегодня список институтов с возможностью поступления онлайн, ограничен, но он постоянно расширяется. Сегодня это:

  1. МГУ им. Ломоносова.
  2. РГГУ.
  3. Томский политехнический институт.
  4. Федеральный университет Уральска.
  5. МГЮА им. Кутафина.
  6. Тимирязевская академия.

Что нужно делать абитуриенту? Зарегистрироваться на сайте высшего учебного заведения, подать заявку. Электронная база автоматически ее засчитает.

Кстати, никто не запрещает абитуриенту подавать документы в разные ВУЗы как лично, так и удаленно.

Электронное заявление не имеют права подавать следующие категории:

  • льготники;
  • имеющие право на первоочередное зачисление;
  • имеющие дополнительные баллы за подготовительные курсы.

Делятся они на основные и дополнительные. Первые включают в себя общеобразовательные предметы, повторяя тем самым перечень экзаменов ЕГЭ, а вторые проводят для творческих, военных и некоторых других специальностей. Такие экзамены являются профильными и призваны выявить студентов с наибольшими знаниями (умениями) в выбранной специальности.

Кому необходимо проходить внутренние вступительные испытания

Основные вступительные испытания должны сдавать те абитуриенты, у которых нет результатов ЕГЭ. Это могут быть:

  • лица, закончившие школу до 2009 года;
  • абитуриенты, уже имеющие средне-специального или высшего образования;
  • иностранные граждане.

Дополнительные вступительные испытания в вузы проводятся для таких специальностей, как, например, актёры, архитекторы, художники, лётчики, сотрудники МЧС, военные, поступающие в академии МВД. При этом дополнительные экзамены сдают все абитуриенты, претендующие на данную специальность, вне зависимости от того, есть у них результаты ЕГЭ или нет.

Перечень вступительных испытаний в ВУЗы

Перечень основных и дополнительных испытаний каждый вуз определяет самостоятельно. Информация о дате проведения экзаменов должна быть опубликована университетом не позднее 1 февраля текущего учебного года.

Основные испытания, как правило, дублируют предметы, сдаваемые на ЕГЭ. Это такие общеобразовательные предметы, как:

  • математика;
  • русский язык и литература;
  • история;
  • химия;
  • физика;
  • биология;
  • география;
  • иностранные языки.

Среди дополнительных испытаний могут быть тестирование физической подготовки, творческие работы, определение психологической готовности. Форма дополнительных испытаний устанавливается вузом самостоятельно. Экзамены могут проходить как в письменной, так и в устной форме, в виде тестирования, опроса, написания эссе или других творческих работ.

Подготовка к вступительным испытаниям в университет

Каждый университет, проводящий вступительные испытания, предлагает и подготовительные курсы. Занимаются подготовкой к поступлению и другие образовательные центры.

Специальная подготовка к общим предметам, возможно, и не понадобится, особенно если в школе Вы хорошо учились, а также изучали предмет самостоятельно. Совсем по-другому дело обстоит с дополнительными – творческими испытаниями. Здесь самостоятельной подготовки будет недостаточно. Лучше, если Вы выберете подготовительный курс при том университете, в который желаете поступить. Так Вы не только получите необходимый для поступления уровень знаний, но и познакомитесь с преподавателями, с требованиями конкретного учебного заведения, возможно, со своими будущими однокурсниками.

Узнать о наличии подготовительных курсов лучше заранее – в начале учебного года перед поступлением. Как правило, курсы делятся на полные и сокращённые. Первые могут начаться уже в октябре-ноябре и продолжаться целый год – вплоть до поступления. Такие курсы, безусловно, предпочтительнее. Так Вы не только лучше усвоите материал, но и сможете понять, действительно ли выбранная специальность Вам по душе. Если Вы захотите сменить профиль, то в запасе ещё останется время на подготовку.

Краткосрочные курсы длятся от полугода до двух недель. Это курсы для тех, кто вовремя не успел записаться на основной этап подготовки. Здесь преподаётся тот же объём знаний, но уже за гораздо меньшие сроки. Есть большая вероятность того, что впопыхах Вы можете чего-то не уловить, попросту не выучить из-за нехватки времени. Однако если Вы узнали о подготовительных курсах даже за неделю до даты сдачи экзамена, не стоит ими пренебрегать. За такой короткий срок Вы, конечно, как следует не подготовитесь, но узнаете о порядке проведения экзамена, о том, что можно использовать во время испытания, а что запрещено. Также преподаватели разъясняют критерии оценки работ.


Close