Российская дипломатия: путь в будущее. Искусство убеждать: как создавалась российская дипломатия
Людмила Давыдова
10 февраля в десятый раз отмечается День дипломатического работника России. До этого профессионального праздника, учреждённого Указом президента РФ от 31 октября 2002 года, МИД России существовал уже 200 лет. Именно на 10 февраля 1549 года приходится наиболее раннее упоминание Посольского приказа - первого внешнеполитического ведомства России. А сам МИД России берёт своё начало с 1802 года, когда императором Александром I было сформировано новое дипломатическое ведомство. Но это важнейшие вехи, сама история российской дипломатии значительно более древняя и восходит к первому знаковому двустороннему акту IX века - Договору «О мире и любви» с Византийской империей 860 года, в результате которого Русь впервые получила международное признание.
Деловой, предсказуемый, инициативный партнёр
Важных и значимых вех в истории российской дипломатии великое множество, как и имён великих дипломатов, прославивших её. Одно несомненно - через все годы и века она проносит завидный имидж делового, предсказуемого и инициативного партнёра. Ведь работа дипломата сложна вне зависимости от того, где доводится работать, перед ним в стране пребывания всегда стоят «глобальные» задачи: представлять свою страну на достойном уровне и добиться улучшения межгосударственных отношений.
К концу XV века удельная дип-ломатия уступила место единодержавной, и к середине XVI века перед страной открылись новые горизонты и возможности. В Москву направлял своих послов император Священной Римской империи. Русские дипломаты стали частыми гостями в странах Европы. Считались с Россией и на Востоке. Она превращалась во влиятельную державу с активной международной политикой. Тогда-то и возник Посольский приказ. С этого времени дипломатическая служба была выделена в специальную отрасль государственного управления и получила особый статус.
В 1718-1720 годах Посольский приказ был преобразован в Коллегию иностранных дел, в период деятельности которой выросла плеяда талантливых дипломатов. А в 1802 году Манифестом императора Александра I было образовано Министерство иностранных дел.
С момента возникновения единого русского государства одной из постоянных целей внешней политики страны было стремление к выходу на широкий простор международных связей, «жить в полном согласии со всеми правительствами», как говорил в своё время один из самых блистательных министров иностранных дел России А.М.Горчаков (1856-1882).
Дипломат - залог нормального, мирного общения между государствами
Российская дипломатия конца XIX века была необычайно активна в постановке вопросов, и именно она стояла у истоков многих коллективных начинаний. Достаточно вспомнить о её усилиях по созыву и проведению Гаагских мирных конференций в 1899-м и 1907 годах. Здесь, перефразируя классиков, можно сказать, что дипломат нужен для того, чтобы не «говорили пушки», для нормального, мирного общения между государствами.
Самопожертвование, верность долгу, любовь к Родине - это вечные атрибуты российского дипломата. Гибель известного литератора и дипломата, автора Турк-манчайского мирного договора с Персией А.Грибоедова, российского императорского консула в Битоле А.Ростковского, много сделавшего для защиты южных славян, находившихся тогда под владычеством Оттоманской империи, дипломатического курьера Т.Нетте - список многих десятков сотрудников российской и советской дипслужбы, погибших в мирное время при исполнении служебного долга, можно продолжить.
Россия всегда действовала как самостоятельная политическая сила, но одновременно она никогда не отстранялась от участия в мировых политических процессах, не строила «великие китайские стены», а, скорее, пыталась «прорубить окно» к соседям. Делалось это не только во времена Великого Посольства Петра I, но и на Генуэзской, Лозаннской конференциях вопреки нежеланию их хозяев не только прислушаться к голосу молодой советской России, но и обеспечить её представителям хотя бы гарантии безопасности жизни, следствием чего стала гибель В.Воровского. А именно на Генуэзской конференции Г.Чичериным, следовавшим русской дипломатической традиции, были провозглашены актуальные и на сегодня принципы мирного сосуществования, взаимовыгодного сотрудничества государств с различным социальным строем, верховенства дипломатических методов и «морального авторитета» над методами насильственными.
Особенно ярко ответственность и верность долгу российских дипломатов проявились в годы Великой Отечественной войны, когда на фронт ушла почти половина сотрудников Народного комиссариата иностранных дел. Но даже в этих сложнейших условиях советским дипломатам удалось выстроить со странами, имевшими непростые отношения с Советским Союзом, единую антигитлеровскую коалицию, без чего победа над фашизмом обошлась бы ещё дороже.
Помимо этого советская дипломатия сыграла заметную роль в процессе развала фашистского блока. Посланник СССР в Швеции А.Коллонтай спасла не одну тысячу человеческих жизней, ведя через посредников тяжёлые, но чрезвычайно важные переговоры с воевавшей на стороне Германии Финляндией. Результатом этого стало интернирование на финской территории целой группировки нацистских войск.
Сразу после войны советская дипломатия приняла активное участие в создании Организации Объединённых Наций.
Добиваясь понимания своей политики, Россия стремится к диалогу, в котором, прежде всего, готова выслушать и понять другую сторону. И в этом преемственность традиционных ценностей российской дипломатической службы, ставших основой современной дипломатии России.
Слово известным в Литве людям:
Юозас БУДРАЙТИС, народный артист Литвы, дипломат :
Мне пришлось общаться со многими российскими дипломатами в мою бытность атташе по культуре Посольства Литвы в России. В основном контакты были, конечно, в области культуры, но впечатление твёрдое - качественная российская дипломатия имеет сильные корни и традиции. Основа их заложена ещё во времена Петра I. Русские дипломаты всегда славились своим профессионализмом. Молодые дипломаты, с которыми мне пришлось общаться в Дипломатической академии, воспитываются на этих славных традициях, им есть что почерпнуть для развития в своей работе. Я знаю, что МИД России очень требовательно относится к профессиональной подготовке дипломатов. Сильная на дипломатическом поприще школа помогает стране достигать успеха в делах. И мы знаем, что голос России всегда был весомым в международной политике. Литва - молодая страна, у неё также уже складываются свои традиции, наше сотрудничество с Россией развивается и идёт на пользу нашим странам.
Работая в России, я ощущал со стороны её дипломатов, с которыми приходилось общаться, исключительную доброжелательность и отзывчивость. Мне позволили познакомиться в архиве МИДа с документами Ю.Балтрушайтиса. Я был лично знаком с некоторыми послами России и, должен сказать, общение с представителями этой дипломатической школы было для меня полезным.
Россия - большая страна, и она может похвастаться своей культурой, дипломатией, её историей. Можно сказать, что есть чему учиться.
Хотелось бы пожелать российским дипломатам дальнейшего развития, расцвета их профессионализма. Хотелось бы хорошего сотрудничества между дипломатиями России и Литвы, чтобы наши отношения были доброжелательны, договорённости в разных сферах - успешными, личные контакты, которые помогают дипломатам в работе, - тёплыми и полезными.
Витянис АНДРЮКАЙТИС, зам. председателя парламентского Комитета по делам Европы:
Российская дипломатия всегда была глубоко интеллектуальной, базировалась на классических дипломатических традициях Европы, свободно владела разными языками, находилась на высоком европейском уровне. Это одна из сильнейших дипломатических школ, наряду с дипломатией Австро-Венгерской империи, Франции, Германской империи.
Российская дипломатия и сейчас весома, активна и значима в мире. Дипломатический корпус России всегда славился мощным аналитическим аппаратом, своими ресурсами, возможностями, человеческими качествами. Столь сильные традиции и современные достижения могут войти в сокровищницу мировой дипломатии.
Хочу пожелать российской дипломатии продолжать свои славные традиции, работать на благо России и всего человечества и, как сказал классик, - «сеять разумное, доброе, вечное». Ведь зачем миру нужна дипломатия? Чтобы избегать войн, конфликтов, разжигания ненависти и т.д. Чтобы в руках у дипломатов всегда были, с одной стороны, Священное Писание, с другой - Голубь мира.
Проф., д-р Казимира ПРУНСКЕНЕ, первый премьер независимой Литвы, председатель Литовской народной партии:
Это праздник не только для России, её дипломатической службы, системы внешних сношений, но и стран, имеющих дипломатические отношения с Российской Федерацией. Тем более это относится к соседям, к Литовской Республике, имеющей общую границу и опыт многолетнего весомого сотрудничества c Калининградской областью РФ.
Чем больше, сильнее и влиятельнее страна, тем более важную роль в мировом сообществе выполняет её дипломатия. При ориентации внешней политики на мирное сосуществование стран, стабильную безопасность и сотрудничество дипломатия является важнейшим инструментом.
Искренне поздравляю российскую дипломатическую службу, дипломатов Посольства Российской Федерации в Литве с профессиональным праздником. Желаю, чтобы деятельность дипломатов современной и мирной России успешно продолжала вносить существенный вклад в мирные преобразования и лучшие традиции сосуществования между странами Европы, Азии и всего мирового сообщества.
Андрей ФОМИН, председатель Республиканского совета российских соотечественников:
Российская дипломатическая служба имеет многовековые и богатые традиции самоотверженного служения Отечеству. За более чем тысячелетнюю историю она сыграла выдающуюся роль в развитии Российского государства, международных отношений и связей и в формировании современного мирового облика.
Современная российская дипломатия твёрдо придерживается принципов уважения и невмешательства во внутренние дела других стран и регионов. Однако, она столь же решительно выступает против любой агрессии и несправедливости, угрожающих жизни и безопасности людей, активно защищает общечеловеческие ценности.
Особенно радует, что в последние годы российское внешнеполитическое ведомство уделяет внимание работе с соотечественниками, причём ведёт её очень деликатно и доброжелательно. Позицией российской дипломатии стало парт-нёрство с организациями и ассоциациями соотечественников, основанное на уважении их гражданских прав, поддержке культурных и гуманитарных инициатив, заботе о сохранении явлений русской и многонациональной российской культуры в разных странах. Вряд ли многие масштабные и серьёзные культурные проекты: фестивали, праздники, Дни культуры, конференции были бы осуществимы в Литве без доброжелательной и бескорыстной поддержки дипломатических представительств России.
В День дипломатического работника хочется от души поздравить Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Литовской Республике В.В.Чхиквадзе, всех сотрудников Посольства и Генерального консульства России в Клайпеде и пожелать им больших успехов в нелёгкой, но очень благородной и ответственной службе на благо Отечества - России.
Артурас ЗУОКАС, мэр Вильнюса:
Я всегда восхищался, каким красивым может быть сотрудничество между народами Литвы и России, независимо от безрассудно политизированной эскалации литовско-российских отношений. За свидетельством этого не нужно далеко ходить - русская национальная община, вторая по величине в столице, является одним из наиболее активных организаторов различных культурных мероприятий. Вильнюс поддерживает международные связи с Москвой, Санкт-Петербургом, Иркутском, с которыми мы обмениваемся делегациями, делимся опытом, развиваем культурное сотрудничество.
Я рад, что в конце прошлого года в Вильнюсе был открыт памятник известному сценографу, графику и художнику XX века Мстиславу Добужинскому, летом мы вместе праздновали День России на фестивале в парке Вингис, а зимой в этом году впервые оставили на Кафедральной площади новогоднюю елку, чтобы вместе отметить православное Рождество.
Я верю, что дружба и сотрудничество наших народов будут продолжать развиваться, что они станут ещё более тесными.
Модестас ПАУЛАУСКАС, олимпийский чемпион, чемпион мира и Европы:
Работа российской дипломатии, её традиции и профессионализм вызывают восхищение. Литва и Россия - близкие соседи, у нас много общего в истории, нас сроднили разные этапы жизни - радостные и грустные, поэтому судить об этом можем не понаслышке. Я всегда думаю, что как соседи мы должны общаться ещё более интенсивно и открыто. Благодаря деятельности российских дипломатов это становится всё реальнее - действуют льготные режимы по пересечению границ, спортсмены могут активно общаться, совершенствовать мастерство, дружить и таким образом поддерживать прогресс и мир. Например, недавно в Москве состоялся очередной баскетбольный матч в рамках Единой лиги ВТБ, инициатором которой выступила Россия. Спортсменам был оказан очень тёплый и радушный приём.
Я хочу пожелать российским дипломатам дальнейших успехов в их нелёгкой работе.
Исследователи продолжают спорить о том, какое событие стало точкой отсчёта истории отечественной дипломатии. Официально за основу учреждения Дня дипломатического работника взята дата образования Посольского приказа — 10 февраля 1549 года.
Однако дипломатия как инструмент внешней политики зародилась с появлением раннефеодального русского государства с центрами в Киеве и Великом Новгороде. Первым представительным органом интересов Руси стало посольство в Константинополе, которое было открыто в 838 году.
В 839 году русское посольство было учреждено во Франкском королевстве. Одним из первых международно-правовых актов Древней Руси стал договор «О мире и любви» с Византийской империей, согласно которому Константинополь обязывался платить Киеву дань.
В IX—XI веках восточнославянские племена постоянно воевали с соседями — Византией и кочевыми южными народами (хазарами, печенегами, половцами). Огромное значение для развития государственности (и как следствие — дипломатии) имело крещение Руси в 988 году. По легенде, князь Владимир сделал выбор в пользу христианства после беседы с иностранными послами.
- «Великий князь Владимир выбирает веру» (неизвестный автор, 1822 год)
В XI веке Русь превратилась во влиятельного игрока на европейской арене. Расширению контактов с западным миром способствовала практика династических браков. В 1019 году киевский князь Ярослав Мудрый взял в жёны дочь короля Швеции Ингигерде.
Практически все дети киевского князя породнились с европейскими аристократическими домами. была отдана замуж за французского короля Генриха I, Елизавета — за норвежского короля Харальда Сурового, Анастасия — за короля Венгрии Андраша I.
Сыновья Ярослава по настоянию отца также нашли жён за границей. Изяслав женился на дочери польского короля Гертруде, Святослав — на австрийской принцессе Оде, Всеволод — на дочери византийского императора Константина IX.
«К сожалению, о дипломатии Древней Руси и работе так называемых посольств мы знаем очень мало. С одной стороны, внешняя политика Руси была достаточно активной, с другой — нам ничего неизвестно о должностных лицах, в чьи основные обязанности входило взаимодействие с другими державами», — отметил в беседе с RT профессор Дипломатической академии МИД России Владимир Винокуров.
По мнению эксперта, с началом феодальной раздробленности древнерусского государства (вторая половина XI века) потребность в дипломатии, скорее всего, исчезла. Также Винокуров посетовал на отсутствие данных о дипломатической деятельности Руси в период монголо-татарского ига (1238—1480).
«Фундаментальным условием для существования дипломатии является единое и независимое государство. У раздробленных и зависимых территорий нет общих задач, нет суверенной внешней политики, а значит, отсутствует потребность в интенсивных внешних контактах и отстаивании интересов вовне. Поэтому с крахом единой Руси могла исчезнуть и дипломатия», — пояснил Винокуров.
От Думы к Приказу
Потребность в дипломатическом искусстве, как полагает Винокуров, возникла в России с формированием централизованного русского государства в XV веке. Вопросами внешних сношений занимались непосредственно великий князь и члены Боярской думы.
Наиболее искусным дипломатом той эпохи историки называют Ивана III, который проводил результативную внешнюю политику. Именно при нём государственным гербом Руси стал византийский двуглавый орёл. Это определило цивилизационную преемственность русского государства как альтернативного центра силы на евразийском континенте.
Однако профессиональный подход в дипломатии возобладал только в период правления Ивана IV Грозного. 10 февраля 1549 года он учредил Посольский приказ — исполнительный орган, отвечавший за внешние сношения Москвы.
Руководителем приказа был назначен думный дьяк Иван Михайлович Висковатый. Он считается первым профессиональным дипломатом. Висковатый вёл переговоры с Ливонским орденом (заключение мира), Данией (договор о военном союзе) и Швецией (соглашение о перемирии на 20 лет).
Персонал Посольского приказа составляли дьяки и подьячие (помощники, выполнявшие делопроизводственную работу). Структурно этот орган власти был разделён на три территориальных управления (повытья). Одно отделение отвечало за сношения с Европой, а два других — с восточными странами.
«Дьяки принимали привезённые послами грамоты, вели предварительные переговоры, присутствовали на приёмах иностранных дипломатов, проверяли проекты ответных грамот, составляли наказы послам, направляемым для встречи иностранных послов. Они же возглавляли посольства», — пишет в статье «Немного о российской дипломатической службе» бывший посол РФ в Югославии Валерий Егошкин.
Постоянные диппредставительства России за рубежом начинают появляться с 30-х годов XVII века. Толчком к этому послужила 30-летняя война в Европе (1618—1648) и Вестфальский мирный договор (1648), заложивший основу первой в истории системы международных отношений.
Учреждение Коллегии
Подлинный прорыв дипломатия России совершила в период царствования . Эпоха его правления связана с внедрением западных новшеств в общественно-политическое устройство. Военные победы и экономические успехи способствовали тому, что Россия вошла в круг ведущих европейских держав.
В декабре 1718 года Посольский приказ был преобразован в Коллегию иностранных дел (КИД). 24 февраля 1720 года был утверждён регламент нового органа. В основу КИД был заложен опыт системы госуправления шведского королевства. Систему приказов Пётр I считал слишком неповоротливой.
КИД состоял из Присутствия (руководящий орган) и Канцелярии (исполнительный институт). Коллегию возглавлял президент, которому присуждался титул канцлера. При этом президент КИД не имел права принимать решений без одобрения членов Присутствия, асессоров (заседателей) и действительных тайных советников.
В подчинении КИД находились посольства и другие диппредставительства России за рубежом. Коллегия выполняла широкий спектр функций: обеспечение конфиденциальности переписки императора, подготовка сообщений (грамоты, рескрипты, резолюции, декларации) для дипмиссий и иностранных государств, выдача заграничных паспортов и решение вопросов пребывания иностранных подданных. Помимо внешних сношений КИД осуществлял управление кочевыми и вновь присоединёнными народами.
Канцелярия подразделялась на два департамента. Первый занимался непосредственно внешними сношениями, второй — финансовыми вопросами и хозяйственным обеспечением деятельности дипучреждений, а также взаимодействовал с народами России, включая уральских казаков и Малороссию (часть современной Украины).
«Появление коллегии иностранных дел было вызвано насущной необходимостью. Россия к концу петровской эпохи превратилась в могучую империю, полноценного участника европейской политики. Конечно, такое развитие событий требовало появления современного дипломатического института, где трудятся исключительно специалисты», — сказал Винокуров.
«Профессионализации» дипломатической службы способствовало принятие Петром I «Табели о рангах» (4 февраля 1722 года). Учредив 14 военных и гражданских чинов, самодержец создал карьерную лестницу для дипломатических работников. Каждый чиновник КИД был обязан начинать службу с низшего чина.
«Вклад Петра I в развитие дипломатической службы был, без сомнения, огромным. С одной стороны, он порой слишком рьяно копировал западные институты, с другой — только при нём в России возникла школа профессиональных дипломатов. Россия на поприще дипломатии отставала от Европы лет на 30. Пётр этот гигантский разрыв значительно сократил», — пояснил Винокуров.
Расцвет российской дипломатии XVIII века приходится на период правления , которая усилила влияние России в мире. На европейском театре дипломаты вели активные переговоры по заключению различных коалиционных соглашений. На южном — налаживали систему управления присоединёнными территориями.
- Вручение письма императрице Екатерине II (Иван Миодушевский, 1861 год)
Одним из самых значительных достижений политики Екатерины II стало ослабление Османской империи — главного геополитического соперника Петербурга. Как полагают эксперты МИД РФ, крупным успехом российской дипломатии был Кючук-Кайнарджийский мирный договор (1774) с Турцией, положивший начало присоединению Крыма.
Появление министерства
Важнейшей вехой в истории российской дипломатии является создание Министерства иностранных дел, ставшего прообразом современного дипломатического ведомства.
Манифест об учреждении МИД был подписан 20 сентября 1802 года. Однако процесс формирования нового исполнительного органа растянулся на 30 лет — КИД была упразднена только в 1832 году.
МИД обладал более разветвлённой, чем Коллегия, структурой. В составе министерства появилось несколько новых департаментов и десятки подразделений. В центральный аппарат входили Канцелярия, Департамент внутренних сношений, Азиатский департамент и Департамент личного состава и хозяйственных дел, Архивная служба, Комиссия по изданию государственных грамот и договоров.
В 1839 году штат центрального аппарата МИД насчитывал 535 человек. Однако в 1868 году министр иностранных дел Российской империи Александр Горчаков провёл реформу, сократив персонал в Петербурге до 134 чиновников. Впоследствии численность штата министерства вновь начала расти.
- Портрет светлейшего князя главы МИД Российской империи Александра Михайловича Горчакова (Николай Богацкий, 1873 год)
Дипмиссии России за рубежом были разделены на посольства (крупные европейские государства), резидентуры (представительства в небольших странах и зависимых от Петербурга землях), генеральные консульства, консульства, вице-консульства и консульские агентства.
В XIX веке шёл бурный рост количества дипмиссий России. В 1758 году в структуре МИД было всего лишь 11 постоянных загранучреждений, а в 1868-м их число увеличилось до 102. В 1897 году за рубежом насчитывалось 147 российских дипмиссий, в 1903-м — 173, а в 1913-м — свыше 200.
МИД Российской империи старался соответствовать новейшим веяниям. Например, в период реформы ведомства, которая началась в середине 1900-х годов, был учреждён Отдел печати — аналог современного Департамента информации и печати (пресс-служба). Отдел занимался мониторингом зарубежной прессы и предоставлял «общественному мнению объяснения относительно деятельности министерства».
После революции большевики на основе МИД создали Народный комиссариат по иностранным делам СССР (НКИД). Новый орган возглавил профессиональный дипломат Георгий Чичерин, внёсший в 1920-е годы огромный вклад в международное признание молодой социалистической республики.
В 1946 году НКИД был преобразован в Министерство иностранных дел СССР. В 1953 году советские дипломаты перебрались из доходного дома Первого Российского страхового общества на Большой Лубянке в сталинскую высотку на Смоленской-Сенной площади.
- Вид с Бородинского моста на Смоленскую площадь и здание Министерства иностранных дел РФ, 1995 г
- РИА Новости
- Рунов
Основу дипломатических кадров МИД всегда составляли яркие представители интеллектуальной и творческой элиты. В частности, на дипломатической службе состояли классики русской литературы: Александр Сергеевич Грибоедов (глава посольства в Тегеране), Константин Николаевич Батюшков (сотрудник дипмиссии в Италии), Фёдор Иванович Тютчев (внештатный атташе в Мюнхене), Алексей Константинович Толстой (сотрудник русской миссии при германском сейме).
«Обилие талантливых и гениальных кадров в МИД я связываю с тем, что дипломат должен быть разносторонней личностью. Его оружием являются интеллект, изобретательность, умение найти подход к человеку, почувствовать его слабые и сильные стороны. Посредственность, пусть и хорошо образованная, не достигнет успехов на поприще дипломатии», — заключил Винокуров.
Иван Михайлович Висковатый родился в первой половине XVI века. Первый подьячий Посольского приказа (). Играл заметную роль во внешней политике России, был одним из сторонников Ливонской войны годов. В 1562 году добился заключения союзного договора с Данией и договора о двадцатилетнем перемирии со Швецией на выгодных для России условиях. Заподозрен Иваном IV в участии в боярском заговоре и казнен 25 июля 1570 года в Москве.
Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин В 1642 году участвовал в разграничении новой русско- шведской границы после Столбовского мира. Добившись в 1667 году подписания выгодного для России Андрусовского перемирия с Польшей, получил чин боярина и стал во главе Посольского приказа. Умер в 1680 году в Пскове.
Борис Иванович Куракин Первый постоянный посол России за рубежом. С 1708 года по 1712 был представителем России в Лондоне, в Ганновере и в Гааге, в 1713 году участвовал в Утрехтском конгрессе в качестве полномочного представителя России, с 1716 года состоял послом в Париже. В 1722 году Петр I поручил ему руководительство всеми послами России. Умер 17 декабря 1727 года в Париже.
Андрей Иванович Остерман руководил внутренней и внешней политикой России при Анне Иоанновне. Во многом благодаря усилиям Остермана в 1721 году был подписан выгодный для России Ништадтский договор, согласно которому между Россией и Швецией устанавливался «вечный, истинный и ненарушенный мир на земле и воде». Благодаря Остерману в 1726 году Россия заключила союзный договор с Австрией, сохранивший свое значение на весь XVIII век. После дворцового переворота 1741 года, возведшего на престол Елизавету Петровну, был отправлен в ссылку.
Алексей Петрович Бестужев-Рюмин В 1720 году назначен резидентом в Данию. В 1724 году добился от датского короля признания императорского титула за Петром I и права беспошлинного прохода русских судов через Зундский пролив. В 1741 году был пожалован великим канцлером и до 1757 года фактически руководил внешней политикой России.
Никита Иванович Панин В 1747 году назначен послом в Данию, через несколько месяцев перемещен в Стокгольм, где пробыл до 1759 года, подписав в 1758 году значимую русско-шведскую декларацию. Один из ближайших подвижников Екатерины II, возглавлял Коллегию иностранных дел (). Выдвинул проект создания «Северной системы» (союза северных держав – России, Пруссии, Англии, Дании, Швеции и Польши), подписал Петербургский союзный договор с Пруссией (1764), заключил договор с Данией (1765), торговый договор с Великобританией (1766).
Александр Михайлович Горчаков канцлер (1867), член Государственного совета (1862), почетный член Петербургской Академии Наук (1856). С 1817 года на дипломатической службе, в годах министр иностранных дел. В 1871 году добился отмены ограничительных статей Парижского мирного договора 1856 года. Участник создания «Союза трех императоров».
Георгий Васильевич Чичерин Нарком (народный комиссар) по иностранным делам РСФСР (с 1923 года – СССР) (). В составе советской делегации подписал Брест-Литовский мирный договор (1918). Возглавлял советскую делегацию на Генуэзской конференции (1922). Подписал Рапалльский договор (1922).
Александра Федоровна Коллонтай Имела ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла. Занимала различные дипломатические посты в Норвегии, Мексике, Швеции. Сыграла важную роль в прекращении войны годов между Россией и Финляндией. В 1944 году в ранге чрезвычайного и полномочного посла в Швеции Коллонтай взяла на себя роль посредника в переговорах о выходе Финляндии из войны.
Максим Максимович Литвинов с 1920 года полномочный представитель РСФСР в Эстонии. С 1921 года по 1930 год – заместитель Наркома по иностранным делам РСФСР (с 1923 года СССР). В годах – Нарком по иностранным делам СССР. Содействовал установлению дипломатических отношений с США, приему СССР в Лигу Наций, в которой представлял СССР в годах. Один из авторов концепции «системы коллективной безопасности» против угрозы германской агрессии.
Андрей Андреевич Громыко Посол СССР в США (). Возглавлял делегацию СССР на конференции по созданию ООН (1944). Подписал договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963), договор о нераспространении ядерного оружия (1968), советско- американское соглашение о предотвращении ядерной войны (1973) и договор между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (1979). В годах работал в качестве Председателя Президиума Верховного Совета СССР.
Анатолий Федорович Добрынин Занимал должность Посла СССР в США в течение 24 лет (). Сыграл важнейшую роль в разрешении Карибского кризиса и стабилизации советско- американских отношений (прекращении так называемой «холодной войны» между СССР и США). Заслуженный работник дипломатической службы Российской Федерации, Почетный доктор Дипломатической академии МИД России. Живет в Москве.
1. Добился в 1667 году подписания выгодного для России Андрусовского перемирия с Польшей. 2. Во многом благодаря усилиям Остермана в 1721 году был подписан выгодный для России Ништадтский договор. 3. В 1724 году добился от датского короля права беспошлинного прохода русских судов через Зундский пролив. 4. Сыграл важнейшую роль в разрешении Карибского кризиса 5. В 1562 году добился заключения союзного договора с Данией и договора о двадцатилетнем перемирии со Швецией. 6. Подписал Рапалльский договор (1922). 7. Один из авторов концепции «системы коллективной безопасности» против угрозы германской агрессии. 8. Сыграла важную роль в прекращении войны годов между Россией и Финляндией. 9. Подписал договор между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений 10. Участник создания «Союза трех императоров». 11. Первый постоянный посол России за рубежом. 12. Выдвинул проект создания «Северной системы» (союза северных держав – России, Пруссии, Англии, Дании, Швеции и Польши)
Истоки формирования российской дипломатической службы восходят к периоду Древней Руси и последующему периоду, когда создавалась и укреплялась российская государственность. Еще в IX-XIII вв. Древняя Русь на этапе создания своей государственности являлась активным субъектом международных отношений. Она оказывала заметное воздействие на формирование политической карты Восточной Европы тех лет от Карпат до Урала, от Черного моря до Ладожского озера и Балтийского моря.
Одной из первых документально известных нам вех создания древнерусской дипломатии стало направление в 838 г. русского посольства в Константинополь. Его целью было установить прямые контакты с Византией. Уже в следующем, 839 г. при дворе французского короля Людовика Благочестивого побывало совместное посольство Византийской империи и Древней Руси. Первый в истории нашей страны договор «О мире и любви» был заключен между Русью и Византийской империей в 860 г., и, по существу, его подписание можно рассматривать в качестве документально зафиксированного акта международного юридического признания Руси как субъекта международных отношений. К IX-X вв. относится и зарождение древнерусской посольской службы, а также начало формирования иерархии дипломатов.
О том внимании, которое уделялось на Руси контактам с иностранными государствами уже в глубокой древности, можно судить по напутствиям, которые великий князь Владимир Мономах давал своим детям. Он, в частности, говорил им: «Особо уважайте иностранцев, какого бы звания, какого бы ранга они ни были. Если вы не в состоянии осыпать их подарками, то, по крайней мере, расточайте им знаки вашего благорасположения, потому что от того, как с ними обходятся в стране, зависит то хорошее или плохое, что они говорят, возвратившись в свою».
Со второй половины XI в. и вплоть до монголо-татарского нашествия Русь была погружена в болезненный и истощавший ее ресурсы процесс междоусобных войн. Некогда единое государство оказалось раздробленным на княжеские уделы, являвшиеся самостоятельными, по сути, лишь наполовину. Политический раскол страны не мог не разрушить и ее единой внешней политики, он ликвидировал и все то, что было заложено в предшествовавший период в области формирования русской дипломатической службы. Однако и в тот тяжелейший для России период в ее истории можно найти яркие примеры дипломатического искусства. Так, князь Александр Невский, прославившийся своими победами на Неве над войском шведов в 1240 г. и в Ледовом побоище над немецкими рыцарями-крестоносцами в 1242 г., проявил себя не только полководцем, но и мудрым дипломатом. В то время Русь держала оборону и на Востоке и на Западе. Монголы во главе с ханом Батыем разорили страну. Захватчики с Запада пытались подчинить себе то, что уцелело после нашествия Орды. Александр Невский вел сложнейшую дипломатическую игру, искусно лавируя, добивался прощения восставших князей, освобожденния пленных, избавления от обязанности отправлять русские войска для поддержки ордынцев во время их походов. Он неоднократно сам ездил в Золотую Орду, чтобы не допустить повторения разорительного нашествия хана Батыя. Недаром в дореволюционной России святой Александр Невский считался небесным покровителем русской дипломатической службы, а в начале 2009 г. всенародным голосованием именно он был назван россиянами самым выдающимся историческим деятелем России.
Из исторических источников известно, что свою деятельность Александр Невский строил на трех принципах, удивительным образом совпадающих с принципами современного международного права. До нас дошли три его фразы: «Не в силе Бог, а в правде», «Жить, не переступая в чужие части» и «Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет». В них легко угадываются ключевые принципы современного международного права: неприменение силы или угрозы силой, невмешательство во внутренние дела других государств, неприкосновенность территориальной целостности государств и нерушимость границ, право государств на индивидуальную и коллективную самооборону в случае агрессии.
Своей самой главной задачей Александр Невский всегда считал обеспечение для Руси мира. Поэтому огромное значение он придавал развитию взаимовыгодных торговых и духовнокультурных связей со всеми странами Европы и Азии. Он заключил первое в русской истории специальное соглашение с представителями Ганзы (средневековый прообраз Европейского экономического сообщества). При нем фактически было положено начало дипломатическим контактам между Русью и Китаем. Во времена Александра Невского Русь начала использовать выгоды своего географического положения, своего рода связующего звена между Европой и Азией, за что князя нередко называют «первым евразийцем». Благодаря поддержке Александра Невского в 1261 г. в Золотой Орде была создана первая за пределами Руси епархия Русской Православной Церкви.
В XV в. в результате ослабления, а затем и окончательного свержения монголо-татарского ига и создания централизованного русского государства со столицей в Москве начала постепенно складываться единодержавная российская дипломатия. К концу XV в., уже при Иване III, перед русской дипломатией встали настолько важные задачи, что для их решения потребовалось уделить им особое внимание. Взойдя на княжеский престол, Иван III в 1470 г. сделал выбор в пользу «исправления жизни» (слово «реформа» появилось в Руси гораздо позже). Начав шаг за шагом свертывать княжескую федерацию и ликвидировать Новгородскую вечевую республику, он пошел по пути формирования системы власти, получившей позже название «государева служба». Заботясь о международном статусе создававшегося им сильного единого государства, Иван III отошел от традиции общения главным образом с соседней Литвой и, по сути, первый «прорубил окно в Европу». Он взял в жены племянницу последнего византийского императора Зою Палеолог (на Руси после принятия православия она получила имя Софья), являвшуюся воспитанницей папы римского. Этому браку предшествовало интенсивное дипломатическое общение с католическим Римом, позволившее Ивану III вывести Русь из политической и культурной изоляции и начать общаться с Западом, где Рим был наиболее влиятельной политической силой. В свите Софьи Палеолог, а затем и самостоятельно в Москву приехало немало итальянцев, в том числе архитекторов и оружейников, оставивших заметный след в культуре России.
Иван III был хорошим дипломатом. Он оказался достаточно прозорлив и, разгадав замысел Рима, не поддался на попытки папского престола стравить Русь с Оттоманской империей. Отклонил Иван III и хитрые подходы германского императора Фридриха III, предложившего русскому великому князю титул короля. Поняв, что согласие принять этот титул от императора ставило бы его в подчиненное положение, Иван III твердо заявил, что готов говорить с остальными государствами только на
равных. На государственной печати Ивана III впервые на Руси появился двуглавый орел - символ царской власти, что подчеркивало преемственную связь Руси и Византии. Внес Иван III существенные изменения и в порядок приема иностранных послов, начав первым из русских монархов общаться с ними лично, а не через Боярскую думу, на которую возлагались функции приема иностранных дипломатов, ведения переговоров, составления документов по посольским делам.
Во второй половине XV - начале XVI в. по мере объединения русских земель в централизованное Русское государство его международный авторитет неуклонно возрастал, а международные контакты расширялись. Поначалу в качестве послов Русь использовала преимущественно иностранцев, состоявших на московской службе, но при великом князе Василии III иностранцев заменили русские. Назрела потребность в создании специального ведомства, которое целенаправленно занималось бы внешними делами государства. В 1549 г. царь Иван Грозный создал Посольский приказ - первое в России центральное правительственное учреждение, ведавшее иностранными делами. Причем поскольку первое упоминание Посольского приказа датируется 10 февраля, то именно этот день, но уже в 2002 г., был выбран в качестве даты профессионального праздника российской дипломатии - Дня дипломатического работника. Возглавил Посольский приказ один из наиболее образованных людей того времени подьячий Иван Михайлович Висковатый, ставший думным дьяком и взявший в свои руки посольское дело. После того как в 1570 г. из-за внутренних распрей И. М. Висковатый был обвинен в том, что он «турецкий, польский и крымский шпион», а затем по указу Ивана Грозного публично казнен, Посольский приказ возглавили братья Щелкаловы, сначала Андрей, а затем Василий.
Во главе Посольского приказа стояли посольские или думские дьяки и бояре, а со второй половины XVII в. они стали именоваться начальниками. Одним из наиболее известных начальников Посольского приказа был выдающийся русский дипломат того времени Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, добившийся заметной активизации внешней политики России. Службу в Посольском приказе несли дьяки и их помощники - подьячие, располагавшиеся по карьерной лестнице от «молодых», затем «средних» и, наконец, «старых». «Старые» подьячие, как правило, возглавляли появившиеся в Приказе территориальные отделы, называвшиеся повытьями. Три повытья занимались отношениями со странами Европы и два - с государствами Азии. Дьяки принимали привезенные иностранными послами грамоты, вели предварительные переговоры, присутствовали на приемах у иностранных дипломатов, проверяли проекты ответных грамот, составляли наказы послам и приставам, направлявшимся для встречи иностранных послов. Они же возглавляли российские посольства, выезжавшие за рубеж.
Официальные дипломатические представительства иностранных государств появились в России раньше, чем русские за границей. С конца XV в. и особенно в XVI-XVII вв. в Москву приезжало много иностранных дипломатов, что привело к выработке Посольским приказом особого церемониала общения с зарубежными послами, который получил название «посольский обряд».
До последней трети XVII в. Россия не имела постоянных дипломатических представительств в других государствах. Отношения с ними поддерживались через специально назначавшихся для каждого случая лиц. Первые русские постоянные дипломатические миссии за рубежом были учреждены в 1643 г. в Швеции и в 1673 г. в Речи Посполитой (Польше). В 1699 г. Россия открыла постоянную дипломатическую миссию в Гааге. По мере роста заинтересованности России в контактах с западными державами и стремления последних к развитию отношений с Россией шел процесс расширения их взаимных связей, что привело к постепенной замене временных российских представительств за границей на постоянные.
Параллельно в тот период в Посольском приказе начала складываться система рангирования дипломатов, т. е. присвоения им определенного дипломатического ранга. В частности, русские дипломатические представители делились в те годы на три категории: великие послы - аналог чрезвычайного и полномочного посла; легкие послы - аналог чрезвычайного и полномочного посланника; посланники - аналог полномочного посланника. Причем категория дипломатического представителя определялась значением того государства, в которое направлялось русское посольство, а также важностью возлагавшейся на него миссии. Великие послы направлялись, как правило, только в Польшу и Швецию. В отдаленные страны было принято назначать посланников. Кроме того, на дипломатической службе находились лица, имевшие ранги посланный (посланник с одноразовым поручением), а также посланец (скорый курьер) и гонец (курьер с чрезвычайным поручением). В функции последних входила лишь доставка грамот, вступать в какие-либо дипломатические переговоры им не разрешалось.
Высокое место в Посольском приказе занимал отдел переводов. Работавшие в нем толмачи осуществляли устные переводы, а письменные переводы выполняли переводчики. Сотрудников отдела переводов чаще всего набирали из числа иностранцев, поступивших на русскую службу, или из побывавших в иностранном плену русских. Сохранились сведения о том, что в конце XYII в. работавшие в отделе переводов 15 переводчиков и 50 толмачей осуществляли переводы с таких языков, как латынь, итальянский, польский, волошский, английский, немецкий, шведский, голландский, греческий, татарский, персидский, арабский, турецкий и грузинский.
В целях изучения иностранных языков и приобретения навыков дипломатического этикета, а также общения с иностранцами Российское государство в те годы практиковало направление за границу на обучение выходцев из боярских семей. По возвращении в Москву они, как правило, приходили на работу в Посольский приказ. Примечательно, что форма и стиль одежды российских дипломатов и дипломатических служащих того времени соответствовали принятым тогда в Европе стандартам.
В практической работе Посольского приказа использовался широкий перечень дипломатических документов, многие из которых готовятся Министерством иностранных дел РФ и в наши дни. В частности, Посольский приказ выписывал «верющие» (верительные) грамоты - документы, удостоверявшие представительный характер дипломатов и аккредитовавшие их в этом качестве в иностранном государстве. Изготовлялись опасные грамоты, назначением которых было обеспечить свободный въезд и выезд из страны посольства, отправлявшегося за рубеж. Использовались ответные грамоты - документы, вручавшиеся иностранным послам при их отбытии из страны пребывания. В качестве инструмента для осуществления руководства деятельностью посольств Посольский приказ применял такой документ, как наказ. В нем постатейно разъяснялись статус, цели и задачи посольства, определялся характер информации, которую следовало собрать, давались возможные варианты ответов на вопросы, которые могли возникнуть, а также содержались проекты речей, с которыми главе посольства следовало выступать. Итоги работы посольства подводились путем написания посольского отчета, содержавшего так называемые статейные списки, в которых всесторонне анализировалась ситуация и сообщались результаты проделанной посольством работы по каждой из статей наказа.
Особое место в российской дипломатии всегда принадлежало архивному делу. С начала XVI в. в Посольском приказе укоренилась практика ведения регулярной систематизации всех дипломатических документов. Наиболее распространенной формой фиксирования и хранения дипломатической информации долгое время было ведение столбцов и составление посольских книг. Столбцы - это скрепленные подписью должностного лица и подклеенные одна к другой по вертикали полосы бумаги, содержавшие дипломатические документы. Посольские книги - это переписанные от руки в специальные тетради близкие по темам посольские документы. По сути это были досье по конкретным вопросам. При этом все документы строго систематизировались по годам, странам и регионам. Хранили их в специальных обитых бархатом, окованных металлом дубовых ящиках, осиновых коробах или холщовых мешках. Таким образом, в Посольском приказе существовала хорошо продуманная, отлаженная и достаточно эффективная система хранения, учета и классификации всей дипломатической информации, позволявшая не только сохранять, но и использовать имевшиеся документы по мере необходимости.
Качественно новый этап в развитии российской дипломатической службы связан с эпохой императора Петра I. Только с его приходом к власти и проведением им коренных преобразований во всей системе государственного управления в России утверждается понимание дипломатии как системы взаимоотношений между суверенными государствами, основанной на взаимном обмене постоянными дипломатическими представителями, воплощающими суверенитет своего правителя. Петр I радикально реформировал всю государственную власть в стране, подчинил Церковь государственному Синоду, преобразовал государеву службу. Естественно, он подверг основательной перестройке и Дипломатическую службу России, переведя ее на принципы господствовавшей в то время в Европе концепции дипломатической системы. Все это позволило Петру I включить Россию в общеевропейскую систему дипломатических связей, превратить наше государство в активный и весьма важный фактор европейского равновесия.
В основе радикальных реформ, осуществленных Петром I, лежали следующие нововведения:
1) громоздкий административно-государственный аппарат был заменен более компактной и эффективной администрацией;
2) Боярскую думу заменил административный Сенат;
3) был упразднен сословный принцип формирования центральной власти, начал действовать принцип профессиональной пригодности. В практику была введена «Табель о рангах», которая определяла статус и карьерное продвижение государственных чиновников;
4) осуществлен переход на европейскую систему рангирова- ния дипломатических служащих, появились полномочные и чрезвычайные послы, чрезвычайные посланники, министры, резиденты, агенты;
5) введена практика обязательного взаимного информирования русскими представительствами за рубежом о важнейших военных и политических событиях, переговорах и соглашениях.
При Петре I были осуществлены и другие важные преобразования. В частности, вскоре после вступления России в Северную войну Посольский приказ был преобразован в особую дипломатическую канцелярию - Посольскую походную канцелярию. Главное новшество заключалось в том, что в условиях военного похода император брал на себя ведение всех внешнеполитических дел государства.
В 1717 г. Посольская походная канцелярия была преобразована в Коллегию иностранных дел. Однако сам процесс реорганизации занял несколько лет, и поэтому окончательное организационное оформление Коллегии иностранных дел России произошло только в феврале 1720 г. В основу этого оформления был положен документ - «Определение Коллегии иностранных дел», а в апреле того же года для Коллегии была утверждена специальная «Инструкция». Подписание этих двух документов и завершило процесс организации Коллегии иностранных дел.
«Определение Коллегии иностранных дел» (т. е. положение) являлось основополагающим документом, на базе которого строилась вся работа Коллегии. В нем регламентировались вопросы, связанные с подбором кадров на дипломатическую службу, определялась структура внешнеполитического ведомства, уточнялись функции и компетенция работавших в Коллегии должностных лиц.
Члены Коллегии назначались Сенатом. В центральном аппарате Коллегии помимо обслуживающего персонала работали 142 человека. В то же время за рубежом трудились 78 человек, которые занимали должности послов, министров, агентов, консулов, секретарей, копиистов, переводчиков, учеников. Были среди них также священники. Чины служителям Коллегии присваивались Сенатом. Все чиновники приносили присягу на верность царю и Отечеству.
Коллегия иностранных дел России состояла из двух основных подразделений: Присутствия и Канцелярии. Высшим органом было Присутствие, именно им принимались окончательные решения по всем важнейшим вопросам. Оно состояло из восьми членов Коллегии во главе с президентом и его заместителем и собиралось на свои заседания не менее четырех раз в неделю. Что касается Канцелярии, то она являлась исполнительным органом и состояла из двух отделений, называвшихся экспедициями: секретной экспедиции, которая непосредственно занималась вопросами внешней политики, и публичной экспедиции, ведавшей административно-финансовыми, хозяйственными и почтовыми делами. При этом секретная экспедиция, в свою очередь, подразделялась на четыре более мелкие экспедиции. Первая из них заведовала приемом и отзывом иностранных дипломатов, приезжавших в Россию, отправкой российских дипломатов за границу, ведением дипломатической переписки, делопроизводством, составлением протоколов. В ведении второй экспедиции находились все дела и материалы на западных языках, третьей - на польском, а четвертой (или «ориентальной») - на восточных языках. Во главе каждой экспедиции стоял секретарь.
Президентами Коллегии иностранных дел в разные годы являлись выдающиеся русские дипломаты. Первым президентом Коллегии стал граф Гавриил Иванович Головкин, в дальнейшем на этом посту его сменили князь Алексей Михайлович Черкасский, граф Алексей Петрович Бестужев-Рюмин, граф Михаил Илларионович Воронцов, князь Александр Андреевич Безбородко и целая плеяда других выдающихся дипломатов России.
По мере расширения международных связей России происходило и дальнейшее совершенствование деятельности Коллегии иностранных дел, ее центрального аппарата, учреждались новые постоянные российские дипломатические и консульские представительства за рубежом. Так, в годы царствования императора Петра I Россия открыла свои дипломатические миссии в Австрии, Англии, Голландии, Испании, Дании, Гамбурге, Турции, Франции и Швеции. Затем были учреждены российские консульства в Бордо (Франция), Кадисе (Испания), Венеции (Италия), Вроцлаве (Польша). Направлены дипломатические агенты и аудиторы в Амстердам (Голландия), Данциг (ныне Гданьск, Польша), Брауншвейг (Германия). Специальный представитель был назначен при калмыцких ханах. Временные миссии были направлены в Бухару и Китай, причем в Китае была учреждена специальная Русская духовная миссия, история которой такова. Узнав о существовании в Пекине православной общины, которую основали захваченные еще в 1685 г. в китайский плен русские казаки из Албазинского острога в Сибири, Петр I в интересах укрепления влияния России и развития связей с Китаем посчитал необходимым иметь в Пекине российское представительство. После долгих переговоров император династии Цинь, несмотря на свою изоляционистскую политику «закрытых дверей», все-таки дал согласие, и в 1715 г. в Пекин прибыла первая Русская духовная миссия. Она стала самой ранней из всех зарубежных миссий Русской православной церкви и до 1864 г. фактически служила неофициальным дипломатическим представительством России в Китае. При этом данная миссия имела двойное подчинение - Святейшему синоду и Коллегии иностранных дел.
При Петре I значительно повысились требования к лицам, поступавшим на дипломатическую службу России. В частности, при приеме на службу в Коллегию иностранных дел претенденты должны были сдать, как сейчас говорят, специальный квалификационный экзамен. Это правило соблюдалось достаточно строго, в связи с чем можно с уверенностью утверждать, что при Петре I дипломатия стала рассматриваться не только как искусство, но и как наука, требующая особых знаний, профессиональных навыков, умений. Как и прежде, подбор дипломатических кадров осуществлялся за счет выходцев из дворянских семей, однако при Петре I гораздо большее внимание стало уделяться поиску наиболее способных и талантливых молодых людей, которых нередко направляли за границу в целях приобретения там навыков, необходимых для последующего зачисления на дипломатическую службу. Дипломатическая служба впервые приобрела профессиональный характер, чиновники Коллегии иностранных дел все свое время посвящали службе и получали за это жалованье. В то же время среди дипломатов тех лет было немало иностранцев, так как российская дипломатическая служба нуждалась в профессиональных кадрах, в частности в людях, свободно владевших иностранными языками.
В 1726 г. императрица Екатерина I, придя к власти, учредила Тайный совет, состоявший из преданных ей людей. Главы иностранной и военной коллегий вошли в его состав. Тайный совет стал играть определяющую роль в выработке и проведении внешнеполитического курса России. При этом сфера деятельности Коллегии иностранных дел оказалась сужена, и, по сути, она превратилась в исполнительную канцелярию при Тайном совете. Этот процесс явился отражением присущего тому времени стремления не только российской императрицы, но и многих монархов, в том числе европейских, к усилению своей личной власти.
Некоторые преобразования в дипломатическом ведомстве были осуществлены в годы царствования императрицы Екатерины II. Стремясь к укреплению своего абсолютизма, она ликвидировала ряд коллегий. Тем не менее, проявляя особенно ревностное отношение к сфере международной политики, Екатерина II стремилась всячески поднять авторитет Коллегии иностранных дел России до европейского уровня. В 1779 г. императрица издала указ, определявший штат Коллегии. Одновременно со штатом центрального аппарата был утвержден и штат российских дипломатических представительств за рубежом. Как Правило, он был небольшим и состоял из двух-трех человек: главы представительства и его секретарей. Были увеличены суммы средств, выделявшихся на содержание Коллегии, повышены оклады ее президента и вице-президента.
По указу Екатерины II была введена градация российских Дипломатических представительств. В частности, звание посла было присвоено лишь русскому дипломатическому представителю в Варшаве. Большинство же глав других русских дипломатических представительств за границей именовались тогда министрами второго ранга. Некоторые представители назывались Министрами-резидентами. Министры второго ранга и минист- Рььрезиденты осуществляли представительские и политические Функции. К министрам были приравнены также генеральные 3* консулы, следившие за соблюдением интересов российских купцов и за развитием торговых отношений. Послами, министрами и генеральными консулами назначались специально подготовленные люди - представители правящего сословия, получившие необходимые знания в области внешних сношений и имевшие должные профессиональные навыки.
Конец XVIII - начало XIX в. характеризовались распространением в Европе новой, так называемой наполеоновской, модели государственного администрирования. Для нее были характерны черты военной организации, предполагавшей высокую степень централизации, единоначалие, жесткую дисциплину, высокую степень личной ответственности. Наполеоновские реформы оказали влияние и на Россию. Ведущим принципом служебных отношений стал принцип единоначалия. Административная реформа выразилась в переходе от системы коллегий к системе министерств. 8 сентября 1802 г. император Александр I издал Манифест об учреждении должностей министров. Все коллегии, в том числе и Коллегия иностранных дел, были закреплены за отдельными министрами, а при них были учреждены соответствующие канцелярии, представлявшие собой по сути аппараты министров. Таким образом, Министерство иностранных дел России как таковое было образовано в 1802 г. Первым министром иностранных дел Российской империи стал граф Александр Романович Воронцов (1741-1805).
При Александре I был укреплен кадровый состав дипломатической службы России; направлены российские послы в Вену и Стокгольм, назначены посланники в Берлин, Лондон, Копенгаген, Мюнхен, Лиссабон, Неаполь, Турин и Константинополь; поднят уровень дипломатических представителей до поверенных в делах в Дрездене и Гамбурге, до генеральных консулов в Данциге и Венеции.
Административную реформу того времени завершил разработанный в 1811 г. документ «Общее учреждение министерств». В соответствии с ним единоначалие окончательно закреплялось в качестве основного организационного принципа деятельности министерства. Кроме того, устанавливалось единообразие организационной структуры, делопроизводства и отчетности министерства; учреждалась строгая подчиненность всех подразделений министерства по вертикали; назначение министра и его заместителя производилось самим монархом. Министроминостранных дел в то время (1808-1814) был граф Николай Петрович Румянцев (1754-1826).
Понятно, что при такой системе администрирования роль Коллегии иностранных дел объективно стала снижаться. В 1832 г. по именному указу императора Николая I «Об образовании Министерства иностранных дел» Коллегия, была официально упразднена и превращена в структурное подразделение внешнеполитического ведомства Российской империи. Согласно этому указу все поступающие на службу в систему Министерства иностранных дел сотрудники зачислялись только по высочайшему указу императора. Они в обязательном порядке давали подписку о неразглашении тайн иностранных дел и о соблюдении требования «не ходить на дворы к чужестранным министрам и никакого с ними обхождения и компании не иметь». Дипломату, нарушившему установленный порядок, грозило не только отстранение от дел, но и «взыскание по всей строгости закона».
Во второй половине XIX в. преобразования в системе высших и центральных органов власти в России были продолжены. Естественно, нововведения не могли обойти стороной и Министерство иностранных дел, которое с 1856 по 1882 г. возглавлял один из наиболее выдающихся русских дипломатов и государственных деятелей того времени светлейший князь Александр Михайлович Горчаков (1798-1883). В процессе реформы он добился освобожденния Министерства от ряда несвойственных для него функций, среди них цензура политических публикаций, управление окраинами Российской империи, ведение церемониальных дел. Под руководством А. М. Горчакова, ставшего вскоре также канцлером и одновременно с Министерством иностранных дел возглавившего правительство страны, роль России в международных делах возросла, она стремилась развивать широкие международные связи в политической и экономической сферах, набирала все больший международный политический вес.
Решение внешнеполитических задач, поставленных канцлером А. М. Горчаковым, потребовало значительного расширения сети российских дипломатических представительств за рубежом. К началу 90-х гг. XIX в. за границей функционировало Уже 6 посольств, 26 миссий, 25 генеральных консульств, 86 консульств и вице-консульств Российской империи. При А- М. Горчакове главные задачи, стоявшие перед внешнеполитическим ведомством России и его структурами, определялись следующим образом:
Поддержание политических сношений с иностранными государствами;
Покровительство в чужих краях русской торговле и вообще русским интересам;
Ходатайство о законной защите русских подданных по их делам за границей;
Содействие удовлетворению законных требований иностранцев по их делам в России;
Издание «Ежегодника Министерства иностранных дел», в котором публиковались важнейшие документы текущей политики, такие как конвенции, ноты, протоколы и др.
При А. М. Горчакове были произведены и другие важные преобразования в российской дипломатической службе. В частности, Россия окончательно отказалась от назначения на посты в свои дипломатические представительства за рубежом иностранцев. Вся дипломатическая переписка была переведена исключительно на русский язык. Значительно повысились критерии отбора лиц, поступавших на дипломатическую службу. Так, с 1859 г. в России введено требование о наличии у всех принимаемых на работу в Министерство иностранных дел диплома о высшем гуманитарном образовании, а также знания двух иностранных языков. Кроме того, претендент на дипломатическую службу должен был продемонстрировать широкие познания в области истории, географии, политэкономии, международного права. При Министерстве была образована специальная Ориентальная школа, в которой готовили специалистов по восточным языкам, а также по редким европейским языкам.
Очередная реформа системы Министерства иностранных дел была подготовлена в 1910 г. бывшим тогда министром иностранных дел Александром Петровичем Извольским (1856-1919). Согласно ей предусматривались комплексная модернизация всего аппарата Министерства и создание в нем единого политического отдела, бюро печати, правового отдела и информационной службы. Вводилась система обязательной ротации чиновников центрального аппарата, зарубежных дипломатических и консульских учреждений; предусматривалось выравнивание условий прохождения службы и оплаты труда дипломатов, служивших в центральном аппарате Министерства и в его представительствах за рубежом. В практику вошла систематическая рассылка копий наиболее важных дипломатических документов во все загранпредставительства России, что позволяло их руководителям быть в курсе происходивших внешнеполитических событий и предпринимаемых российской дипломатической I службой усилий. Министерство начало активно работать с I прессой, используя ее для создания благоприятного общественного мнения о России и о деятельности ее дипломатической I службы. Министерство стало главным источником внешнеполитической информации для большинства российских газет: I Бюро печати Министерства проводило регулярные встречи с представителями крупнейших газет империи.
Серьезным нововведением А. П. Извольского стал специальный усложненный конкурсный экзамен для желающих постудить на дипломатическую службу. Проводило квалификационный экзамен специальное «совещание», в состав которого входили все директора департаментов и начальники отделов Министерства; вопрос о приеме кандидата на дипломатическую службу решался коллегиально.
Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война коренным образом изменила характер деятельности Министерства иностранных дел. В условиях вступления России в войну главной задачей Министерства стало обеспечение внешнеполитической обстановки, благоприятной для успешного ведения боевых действий русскими войсками, а также работа над подготовкой условий будущего мирного договора. При Ставке Верховного главнокомандующего была создана Дипломатическая канцелярия, в функции которой входило регулярное информирование императора Николая II по всем важнейшим вопросам внешней политики и поддержание постоянной связи между монархом и министром иностранных дел. В условиях войны Министерство иностранных дел, которое в те годы возглавлял Сергей Дмитриевич Сазонов (1860-1927), оказалось в ситуации, когда ему пришлось непосредственно участвовать в принятии не только внешнеполитических, но и внутриполитических решений.
Начало войны совпало с проведением в Министерстве иностранных дел очередной реформы центрального аппарата, в основу которой был положен изданный в июне 1914 г. императором Николаем II закон «Об учреждении Министерства Иностранных дел». Согласно этому закону Министерству иностранных дел в новых условиях надлежало особое внимание в своей деятельности уделить решению следующих задач:
1) защита русских экономических интересов за рубежом;
2) развитие торгово-промышленных сношений России;
3) укрепление русского влияния на почве церковных интересов;
4) всестороннее наблюдение за явлениями политической и общественной жизни в иностранных государствах.
В соответствии с определенными названным законом задачами менялась и структура Министерства иностранных дел. В частности, центральный аппарат Министерства был поделен на два самостоятельных подразделения, во главе каждого из которых стоял товарищ (заместитель) министра. Первым подразделением был Политический отдел, в функции которого входила координация действий при выработке, принятии и реализации внешнеполитических решений. В 1915 г. было создано и второе подразделение - Осведомительный (информационный) отдел, который годом позже был преобразован в Отдел печати и осведомления. В условиях войны возникла также потребность создать несколько дополнительных подразделений Министерства, которые занялись бы проблемами военнопленных, наведением справок о российских подданных, оказавшихся за границей, в том числе в неприятельских странах, осуществлением денежных переводов тем, кто оказался на чужбине.
Эти и другие новации в дипломатической службе России были направлены на то, чтобы реорганизовать центральный аппарат Министерства иностранных дел, лучше приспособив его к требованиям времени. Следует признать, что в результате проведенных реформ удалось повысить гибкость и оперативность работы МИД России, закрепить приоритет политических отделов, четко разграничить полномочия отдельных подразделений, свести к минимуму параллелизм в их работе, повысить эффективность дипломатической службы и российской дипломатии в целом.
20 февраля в Нью-Йорке в возрасте 64 лет скоропостижно скончался один из самых видных дипломатов современной России, постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин. Эта утрата стала настоящим потрясением для страны и еще раз напомнила всем нам о важности профессии дипломата, об их огромном вкладе в международные отношения. «Типичная Москва» предлагает читателям вспомнить о людях, чьи имена неразрывно связаны с дипломатией России , и чей уход из жизни стал настоящим потрясением для страны.
Александр Сергеевич Грибоедов (1795 – 1829 гг.)
Все мы знаем Грибоедова как великого драматурга и композитора, однако Александр Сергеевич оставался профессиональным дипломатом до конца своей жизни. Дворянин, полиглот, выдающийся студент, успешный дуэлянт и масон Грибоедов все же прославился за счет искусства, хотя с момента выпуска из Московского университета не прекращал нести дипломатическую службу. Именно она, как представляется, сформировала из Грибоедова человека невероятного ума, давшего не только России, но и всему миру «Горе от ума» и дюжину великолепных фортепьянных произведений, по праву пополневшими богатый фонд российской классической музыки.
Несмотря на такой вклад в российское искусство, Грибоедов всегда оставался дипломатом и ушел из жизни будучи дипломатом. Его смерть наступила трагически, в Тегеране, где Александр Сергеевич выполнял функции посла Российской империи в Персии, когда толпа разъяренных религиозных фанатиков разгромила посольство и убила всех, кто там находился, за исключением посольского секретаря.
Жизнь и смерть Грибоедова стали знаковыми для России. Его исключительность стала пределом стараний дипломатов будущего, а его гибель серьезно поставила вопрос о безопасности российских дипломатических миссий, а также опасности и важности дипломатической службы.
Александр Михайлович Горчаков (1798 – 1883 гг.)
Современник упомянутого нами Грибоедова, Александр Горчаков – несомненно, был одним из величайших дипломатов всей российской истории. Он возглавлял Министерство иностранных дел Российской империи 25 лет и руководил внешней политикой страны во времена великих свершений: от европейских войн до мощного развития тогдашней системы международных отношений.
На долю Горчакова выпала сложная миссия – сделать так, чтобы Россия минимизировала свои потери, понесенные в ходе провальной Крымской войны. Александру Михайловичу удалось не только со временем добиться пересмотра Парижского договора, завершившего Крымскую войну в 1856 году, но и выдвинуть Российскую империю в число передовых дипломатических государств Европы.
Тандем Горчакова и императора Александра II в годы правления последнего позволили решать многие задачи внешней политики государства и постепенно вывести Россию на авансцену международных отношений.
Андрей Андреевич Громыко (1909 – 1989 гг.)
Андрей Андреевич Громыко заслуженно является самым уважаемым дипломатом советской, если не всей истории России. И это не просто так, ведь этот дипломат поставил абсолютный рекорд по длительности пребывания на посту российского министра иностранных дел – 28 лет. Более того, на долю Громыко выпала тяжелая задача не допустить Третьей мировой, на пороге которой стоял мир в эру Холодной войны.
В заслуги Громыко можно занести не только сохранения мира без серьезных столкновений между двумя системами – западной и коммунистической, – но и постоянно поступавшая от него инициативность в отношении укрепления мира. Громыко предложил множество международных договоров по разоружению, сокращению и нераспространению ядерных вооружений, запрещению испытаний оружия массового поражения и многое другое. Большая часть документов была принята международным сообществом и исполняется до сих пор.
Тем не менее, Громыко не забывал об интересах собственного государства и вел диалог с основными оппонентами на мировой арене (прежде всего, с США) с сильной позиции, что позволило говорить о нем как о жестком и прагматичном дипломате, знающем свое дело и защищающим идеалы государства, на благо которого он трудился.
Евгений Максимович Примаков (1929 – 2015 гг.)
Несмотря на то, что профессиональная дипломатическая карьера Примакова в роли министра иностранных дел РФ ограничилась всего двумя годами, он навсегда останется в ряду самых видных российских внешнеполитических деятелей. Главным образом, его основной заслугой на посту главы МИДа было то, что при нем российская дипломатия вновь обрела силу и достоинство, утраченные после развала СССР. Кроме того, Примаков задал новый тон всей российской дипломатии, что спровоцировало новый виток интереса молодежи к дипломатической карьере.
Именно благодаря Евгению Максимовичу, Россия, как принято сейчас говорить, стала «поворачивать на Восток», то есть перестала ориентироваться сугубо на Европу, а улучшать отношения с Китаем, Индией и другими крупными развивающимися государствами.
Россия всегда славилась своей дипломатией, и это факт, который невозможно оспорить никакими доводами. И когда из жизни уходят люди, отдавшие себя служению внешнеполитическим интересам своей страны, их кончина является трагедией и трауром для всей нации. Поэтому мы всегда должны помнить наших героев и чтить их память как людей, которые отчасти помогают нам не узнать, что такое война. Ведь одна из главных целей дипломатии – недопущение войны и сохранение мира.
(Все изображения взяты с сайта Wikimedia)